Армения древняя. Древнейшая история Армении: от доисторической эпохи до распада государства Урарту
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Армения Древняя: история, даты, культура. Армения древняя


от доисторической эпохи до Урарту

Армянский народ и страна Армения как его обиталище существуют с древнейших времен. Самые первые упоминания об Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария(522-426 гг. до н. э.). Ксенофонт повествует об Армении в VI веке до н. э. Национальная школа считает, что история древней Армении берет свое начало от Айка – внука библейского Ноя в пятом поколении. Древнейшие греческие историки название «Армения» приписывали одному из аргонавтов Арменосу Тесальскому, т. е. также относили происхождение армян к доисторической эпохе.Иероглифические записи Манефона(Египет, конец IV — первая половина III вв. до н. э), а также бишутианские и ассирийские клинописи упоминают о древней Армении, как о стране, защищающей свою независимость в вековых войнах против всепоглощающего оружия великих завоевателей мира. И на самом деле, находясь между Римом и Парфией, постоянно враждующими друг с другом, армянам приходилось нелегко.

Содержание статьи

Древняя история

В то время, как соседние народы – мары, персы, вавилоняне, ассирийцы, египтяне, греки и римляне — на историческом горизонте блистали, как могучие звезды, — то ярким, то тусклым светом, — Армения, не имея захватнических стремлений, почти никогда не выделялась как всемогущая и имеющая международное значение держава, хотя народ армян был старше некоторых этих народов, и имел свою родную землю. Только в царском роде Аршакуни — третьей ветви парфянских Аршакидов – короткое время блистали имена таких завоевателей, как Вагаршак, Арташес и Тигран Великий. Самыми славными для Армении были времена Тиграна Великого, который правил 40 лет, и за время своего правления увеличил территорию Великой Армении с 300 000 до 3 000 000 〖км〗^2.Но древние армяне больше предпочитали мирную жизнь и развивали свои купечество, земледелие и ремёсла. Хорошо были развиты гончарное искусство, ковроткачество, ювелирное искусство, кружевоплетение, кузнечное дело, резьба по камню и дереву, кожевенное дело, а также чеканка. Сохранились образцы первых монет древней Армении — халков, выпускаемых в III веке до н.э. царями Самесом, Аршамом I, Аршамом II, Ксерксом и Абдисаресом. Халки были сделаны из меди и оформлены в эллинистическом стиле. На лицевой стороне монеты изображен профиль царя в короне. На обратной стороне – различные изображения, описывающие царя, а также надписи на греческом языке.В то же время развивалось и врачевание. Древняя Армения славилась своими лекарственными травами, которые пользовались популярностью и в других странах. В I веке до н.э. в древней Армении существовали сады для разведения лекарственных растений. Из медицины древней Армении в мировую попали такие препараты, как нашатырь, армянская глина, бура и т.д.

Доисторическая эпоха

Во время раскопок на исторической, а также на нынешней, территории Армении найдено множество археологических памятников, свидетельствующих о деятельности человека. Это – могильники, бытовая утварь, средства труда, военные принадлежности и т.д. Неподалеку от города Сисиан находится комплекс Караундж, представляющий собой сооружения из огромных камней, на верхней части которых имеются круглые отверстия. Существует мнение, что это – древняя обсерватория. Сооружение было возведено предположительно в 5,7 тыс – 2 тыс гг. до н.э.На берегу озера Севан, на территории села Лчашен были обнаружены памятники до-урартского периода, представляющие собой крепость циклопической кладки, могильники и грунтовые погребения. Доказано, что комплекс относится к III тысячелетию до н.э. Также в разных местах Армянского нагорья обнаружены следы древнего человека: каменные орудия и пещеры-жилища. Следы человека, относящегося к периоду бронзового века, а также следы его деятельности( каменные сооружения, следы циклопических крепостей) были обнаружены в районе Шенгавита в Ереване.На территории современного Еревана, на холме Арин-Берд находятся развалины древнего урартского города Эребуни, который был построен царем Аргишти I. Лингвистами доказано, что Ереван и Эребуни имеют одно и то же значение (резиденция отца), поэтому годом основания Еревана считается год основания Эребуни – 782 г. до н.э. На территории Арташата — бывшей столицы Армении, основанной Арташесом, во время раскопок крепостной стены были найдены фрагменты бытовой утвари. Среди них: карасы и другие керамические изделия, относящиеся к Урарту.

Формирование армянского народа

Согласно армянской мифологии прародителем армян является Айк, Ноев правнук (Ной-Иафет-Гомер-Тирас-Торгом-Айк).Существует две научные гипотезы, согласно одной из которых формирование армянского народа относится к концу II тысячелетия – началу VI века до н.э. В этот период армяноговорящие племена жили на юго-востоке Армянского нагорья (Малый Айк). По одной гипотезе они прибыли сюда с Балкан, по другой – с запада Малой Азии. В XIII – XII веках до н.э. вокруг озера Ван формируется союз племен наири, куда входили не только армяне, но и хеты, хурриты и лувийцы, спасавшиеся от постоянных набегов ассирийцев. Впоследствии этот союз превратился в Урартское государство во главе с урартскоязычной знатью. Позже носители протоармянского языка рассеялись по территории Великого Айка.Сегодня в Армении более поддерживается вторая гипотеза, согласно которой именно этнические армяне значительно раньше начали населять Армянское нагорье.

Государство Хайаса XVI — XIII вв до нашей эры

Согласно исследованиям некоторых ученых, «Хайаса» состоит из армянского слова Хай (haya, армянин) и хеттского суффикса аса (страна), и переводится как «страна армян». Государство Хайаса занимало территорию нынешней Турции (Западная Армения). Армянский язык был основным языком государства Хайасы. Столицей Хайасы был город Куммаха, позже – Кеммаха, расположенный у истоков Ефрата. В 1405 – 1380 гг. до н.э. велась долгая война Хайасы и хеттов за хайасскую провинцию Цопк. В этот период армия Каранни – преемника хайасского царя Марияса – не раз нападала и опустошала Хеттское царство. После очередного нападения Каранни захватил и сжег столицу Хеттского царства Хаттуса. Противостояние длилось вплоть до 1317 г. до н.э., пока хетты не потерпели несколько серьезных поражений под крепостью Ура и под Кануварой.В результате постоянных войн с хеттами и набегов хурритов Государство Хайаса потеряло свою силу. Так, к началу XIII в. до н.э. оно распалось, а его территория отошла к хурритским племенам.

Государство Урарту XIII — VI вв до н э.

После распада Хайаса на территории Армянского нагорья были образованы отдельные мелкие племена, имеющие общее название «Наири». Эти племена конкурировали друг с другом, стараясь установить свой устав на всем Армянском нагорье. Но, имея общего врага – Ассирию, они объединились в одно государство. Так, в XIII – XII веках до н.э. вокруг озера Ван формируется союз племен наири, который впоследствии стал основой Урартского государства во главе с урартскоязычной знатью. В период формирования армянского народа, урарты говорили на древнеармянском языке и составляли основной генетический компонент армянского народа.Одним из известных царей Урарту был Руса II, правивший в 684 – 645 гг. до н.э. В период его правления застраивалась южная часть нагорья — Араратская долина, а в северной части была воздвигнута крепость Тейшебаини. После смерти Руссы II Урарту постепенно теряло свою силу. На престоле сменилось несколько царей, но их правление не привело к новым завоеваниям и восстановлению территориальной целостности Урарту. Ближе к 580 году до н.э.Урарту окончательно прекратило свое существование как государство, а его территория была захвачена скифами и киммерийцами.

armeniagid.com

Армения Древняя: история, даты, культура

История Древней Армении насчитывает не одну тысячу лет, а сами армяне жили задолго до возникновения наций современной Европы. Они существовали и до появления античных народов – римлян и эллинов.

Первые упоминания

армения древняя

В клинописях персидских правителей встречается название «Арминия». Также Геродот упоминает «армен» в своих трудах. По одной из версий, это был индоевропейский народ, переселившийся из Европы в XII в. до н. э.

Другая гипотеза утверждает, что праармянские племенные союзы возникли впервые на Армянском нагорье к 4-3 тысячелетию до н.э. Именно они, как утверждают некоторые ученые, встречаются в поэме «Илиада» Гомера под названием «аримы».

Одно из названий Древней Армении - Хай, - по предложениям ученых, происходит от названия народа "хайасы". Это название упоминается на глиняной хеттских таблицах во II тысячелетии до н. э., обнаруженных при археологических раскопках Хаттушаши – древней столицы хеттов.

Есть сведения, что ассирийцы называли эту территорию страной рек – Наири. По одной из гипотез, в нее входили 60 различных народов.

В начале IX в. до н. э. возникло мощное царство Урарту со столицей Ван. Считается, что это древнейшее государство на территории Советского Союза. Цивилизация Урарту, преемниками которой стали армяне, была довольно развитой. Существовала письменность, основанная на вавилоно-ассирийской клинописи, земледелие, скотоводство, металлургия.

Урарту славилась технологией возведения неприступных крепостей. На территории современного Еревана находились две из них. Первая – Еребуни, была построена одним из первых царей Аргишти. Именно она дала название современной столицы Армении. Вторая – Тейшебаини, основана царем Руса II (685-645 гг. до н. э.). Это был последний правителель Урарту. Государство не смогло противостоять мощной Ассирии и навсегда погибло от ее оружия.

На ее смену пришло новое государство. Первые цари Древней Армении – Еруанд и Тигран. Не нужно путать последнего со знаменитым правителем Тиграном Великим, который позже будет наводить ужас на Римскую империю и создаст великую империю на Востоке. Появился новый народ, образовавшийся в результате ассимиляции индоевропейцев с местными древними племенами хайами и урарту. Отсюда пошло новое государство - Армения Древняя со своей культурой, языком.

Вассалы персов

 история древней армении

В свое время Персия являлась мощным государством. Все народы, жившие в Малой Азии, подчинились им. Эта участь постигла и Армянское царство. Господство над ними персов длилось более двух веков (550-330 гг. до н. э.).

Греческие историки об Армении времен персов

Армения – древняя цивилизация. Это подтверждают и многие историки античности, например, Ксенофонт в V в до н. э. В качестве участника событий автор «Анабасиса» описал отступление 10 тысяч греков к Черному морю через страну, которая носит название Армения Древняя. Греки увидели развитую хозяйственную деятельность, а также быт армян. Они повсюду находили в этих краях пшеницу, ячмень, ароматные вина, свиное сало, различные масла - фисташковое, кунжутное, миндальное. Древние эллины также увидели здесь изюм, стручковые плоды. Помимо продуктов растениеводства, армяне разводили домашних животных: коз, коров, свиней, кур, лошадей. Данные Ксенофонта говорят потомкам, что народ, проживающий на этом месте, был развит в экономическом плане. Обилие различных продуктов бросается в глаза. Армяне не только сами производили продукты питания, но и активно занимались торговлей с соседними землями. Конечно, Ксенофонт про это ничего не говорил, однако он перечислил некоторые продукты, которые не произрастают на данной территории. армянский алфавит

Страбон в I в. н. э. сообщает, что Армения древняя имела очень хорошие пастбища для лошадей. Страна не уступала Мидии в этом плане и поставляла лошадей ежегодно для персов. Упоминает Страбон об обязанности армянских сатрапов, административных губернаторов времен правления персов, об обязанности поставлять в честь знаменитого празднества Митры около двух тысяч молодых жеребят.

Армянские войны в древности

Историк Геродот (V в. до н.э.) описал армянских воинов той эпохи, их вооружение. Солдаты носили небольшие щиты, имели короткие копья, мечи, дротики. На головах – плетеные шлемы, обуты они были в высокие башмаки.

Завоевание Армении Александром Македонским

Эпоха Александра Македонского перекроила всю карту Малой Азии и Средиземноморья. Все земли огромной персидской империи вошли в состав нового политического объединения под властью Македонии.

После смерти Александра Великого государство распадается. На востоке образуется Селевкидское государство. Некогда единая территория единого народа разделилась на три отдельных области в составе новой страны: Великая Армения, находящаяся на Араратской равнине, Софена – между Евфратом и верхним течением Тигра и Малая Армения – между Евфратом и верхним течением Ликоса.одно из названий древней армении

История древней Армении хоть и говорит о постоянной зависимости от других государств, однако показывает, что она касалась только вопросов внешней политики, что благотворно сказалось на развитии будущего государства. Это был своеобразный прообраз автономной республики в составе сменяющих друг друга империй.

Армянских правителей часто называли базилевсами, т.е. царями. Они сохраняли лишь формальную зависимость, посылая в центр дань и войско в военное время. Никаких попыток проникнуть во внутреннюю структуру армян не предпринимали ни персы, ни эллинистическое государство Селевкидов. Если первые так управляли практически всеми своими отдаленными территориями, то правопреемники греков всегда изменяли внутренний уклад покоренных народов, навязывая им «демократические ценности» и особый порядок.

Распад государства Селевкидов, объединение Армении

После поражение Селевкидов от Рима армяне получили временную независимость. Рим еще был не готов после войны с эллинами приступить к новым завоеваниям народов. Этим и воспользовался некогда единый народ. Начались попытки восстановления единого государства, что звалось "Армения древняя".

Властитель Великой Армении Арташес объявил себя независимым царем Арташесом I. Он объединил все земли, которые говорили на одном языке, включая Малую Армению. Последняя область Софена вошла в состав нового государства позже, через 70 лет, при знаменитом правителе Тигране Великом.

Окончательное формирование армянской национальности

Считается, что при новой династии Арташесидов и произошло великое историческое событие - формирование национальности армян со своим языком и культурой. Большое влияние на них оказывало соседство с развитыми эллинистическими народами. Чеканка собственных монет с греческими надписями говорила о сильном влиянии соседей на культуру и торговлю.

Арташат – столица древнего государства Великая Армения

В эпоху правления династии Арташесидов появляются первые крупные города. Среди них – город Арташат, который стал первой столицей нового государства. В переводе с греческого он означал «радость Артаксия». история армении с древнейших времен

Новая столица имела выгодное географическое положение в ту эпоху. Она располагалась на магистральном пути к портам Черного моря. Время появления города совпало с налаживанием сухопутных торговых связей Азии с Индией и Китаем. Арташат стал приобретать статус крупного торгового и политического центра. Плутарх высоко оценивал роль этого города. Он дал ему статус «Карфагена Армении», что в переводе на современный язык означал город, который объединяет все близлежащие земли. О красоте и роскоши Арташата знали все средиземноморские державы.

Расцвет Армянского царства

История Армении с древнейших времен содержит яркие моменты могущества этого государства. Золотой век приходится на время правления Тиграна Великого (95-55 гг.) – внука основателя знаменитой династии Арташеса I. Столицей государства стал Тигранакерт. Этот город стал одним из ведущих центров науки, литературы и искусства всего Античного мира. Лучшие греческие актеры выступали в местном театре, знаменитые ученые и историки являлись частыми гостями Тиграна Великого. Один из них - философ Метродор, который являлся ярым противником разрастающейся Римской империи.

Армения стала частью эллинистического мира. Греческий язык проник в аристократическую верхушку.

Армения – уникальная часть эллинистической культуры

цари древней армении

Армения в I в до н. э. – развитое передовое государство мира. Она взяла все лучшее, что было в мире - культуру, науку, искусство. Тигран Великий развивал театры, школы. Армения являлась не только культурным центром эллинизма, но и сильным в экономическом плане государством. Росла торговля, промышленность, ремесла. Отличительной чертой государства являлось то, что оно не взяло систему рабства, которую применяли греки и римляне. Все земли обрабатывали крестьянские общины, члены которых были свободными.

Армения Тиграна Великого раскинулась на обширные территории. Эта была империя, которая охватывала огромную часть Передней Азии от Каспийского до Средиземного морей. Ее вассалами сделались множество народов и государств: на севере – Цибания, Иберия, на юго-востоке – Парфия и арабские племена.

Завоевание Римом, конец Армянской империи

Возвышение Армении совпало с расцветом еще одного восточного государства на территории бывшего СССР – Понта во главе с Митридатом. После долгих войн с Римом Понт также потерял свою независимость. Армения была в добрососедских отношениях с Митридатом. После его поражения она осталась один на один с могущественным Римом.

После продолжительных войн единая Армянская империя в 69-66 гг. до н. э. распалась. Под властью Тиграна осталась лишь Великая Армения, которая была объявлена «другом и союзником» Рима. Так называли все покоренные государства. Фактически страна превратилась в очередную провинцию.

После вхождения в Римскую империю начинается античный этап государственности. Страна распалась, ее земли присваивали другие государства, а местное население постоянно конфликтовало друг с другом.

Армянский алфавит

армения древняя цивилизация

В древнейшие времена армяне пользовались письменностью на основе вавилоно-ассирийской клинописи. В эпоху расцвета Армении, во времена Тиграна Великого, страна полностью переходит на греческий язык в деловом обороте. На монетах археологи находят греческую письменность.

Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем относительно поздно – в 405 году. Первоначально он состоял из 36 букв: 7 гласных и 29 согласных.

Основные 4 графических формы армянского письма - еркатагир, болоргир, шхагир и нотргир - развиваются только в Средние века.

fb.ru

Великая Армения — Энциклопедия Armenia.ru

W

Великая Армения (арм. Մեծ Հայք, др.-греч. Μεγάλη Ἀρμενία, лат. Armenia Magna, пехл. Buzurg Armenā, груз. დიდი სომხეთი) — древнее армянское государство на территории Армянского нагорья, простиравшееся от Евфрата до Куры, Каспийского моря, Кордуенских гор и озера Урмия[1][2][3], существовавшее со 190 г. до н. э. по 428 г. н. э.

Предыстория

Термин «Армения» (Армина) впервые встречается в Бехистунской надписи персидского царя Дария I (конец VI в. до н. э.) для обозначения персидской сатрапии на территории бывшего царства Урарту. Из позднейших греческих источников известны две сатрапии с таким названием: Западная Армения и Восточная Армения. На территории последней наследственно правила династия Оронтидов (Ервандидов, арм. Ервандуни). После падения царства Ахеменидов под ударами македонцев, армянские земли оказались фактически независимыми[4]. Правители Южной Армении признали власть Александра, но это признание оставалось чисто формальным: Александр сам не проходил через Армению, его военачальникам также не удалось проникнуть на её территорию. С конца IV в. до н. э. на территории Армении начинают складываться самостоятельные[5] или полусамостоятельные государства. Сатрап Оронт (Ерванд) во время борьбы диадохов в 316 г. до н. э. создал независимое Айраратское царство[4]. Около 220 г. до н. э. Айраратское царство Ервандидов было завоёвано Селевкидским царём Антиохом III Великим, объединившим эту территорию в одно наместничество с другими, ранее принадлежавшими Селевкидам, армянскими землями, которая стала называться Софена.

Династия Арташесидов

После поражения Антиоха от римлян, местный правитель (стратег) Арташес I (Артаксий) в 189 до н. э. провозгласил себя независимым царём[4][5] . Его царство получило название «Великой Армении» в противоположность расположенной к западу от Евфрата «Малой Армении»,[6] где правил родственник Антиоха Митридат. Арташес был основателем династии Арташесидов. Он расширил владения Армении Великой, провёл реформу, укрепившую право частной собственности на землю, основал столицу — Арташат[5] (греч. Артаксата).

По мере отхода заевфратской Малой Армении от основной линии развития древнеармянской государственности, обозначение «Великая Армения» приобрело также самостоятельное значение и превратилось в официальное название древнеармянского государства[7]. Именно в таком смысле оно употреблено в греческой надписи из Гарни 77 г н. э. царя Трдата I, (греч. Μεγάλη Ἀρμενία), Мега́лэ Армени́я — «Великая Армения»). Это же обозначение употребляется также в других иноязычных — латинских, персидских, грузинских, русских и др. источниках [7].

Тигра́н II Вели́кий

Серебряная монета с изображением Тиграна II Великого

Наивысшего могущества Армения Великая достигла при Тигране II (95—56 гг. до н. э.), основавшем новую столицу — Тигранакерт. При нём границы Великой Армении значительно расширились, в её состав на несколько десятилетий вошли Цопк (Софена), Мидия, Атропатена (Атрпатакан), Сирия, Финикия, Киликия и ряд других государств и областей[5]. Уже в 70-х годах до н. э. армянское государство представляло собой обширную державу, границы которого простирались от Куры до реки Иордан и от Средиземного моря до Каспия[4]. Тигран II Великий принял титул «царя царей», который до этого носили правители Парфии[8]. Великая Армения стала самым обширным, но внутренне непрочным государством региона, владевшим богатыми городами, центрами эллинистической культуры и важнейшими торговыми путями из Средиземноморья на восток. В стране развивалась торговля, Тигран II, а в дальнейшем и его преемники, чеканили золотую, серебряную и бронзовую монету[4]. Помимо рабовладельческой знати большую роль имело также жречество. В армянской армии, в отличие от греческой, наемники имели третьестепенную роль, основу армии составляла конница.

В 69 г. до н. э. римляне осадили город Тигранакерт. После нескольких месяцев осады, в результате восстания внутри города[4] столица Армении была разграблена. После этого Великая Армения потеряла почти все свои завоевания. В 68 г. Лукулл двинулся на Арташат с целью полностью покорить Армению. Однако из-за начавшейся народной войны против римских оккупантов, попытки римлян завоевать Армению окончилась неудачей[4].

Артава́зд II и Арташе́с II

Серебряная монета с изображением Артавазда II

После смерти Тиграна около 55 г. до н. э. в Великой Армении воцарился его сын Артавазд II (55—34 гг. до н. э.), который придерживался главным образом нейтральной политики[9]. Поражение римлян в битве с парфянами при Каррах в 53 до н. э. и гибель Красса позволили Артавазду расширить пределы Армении на западе[8] вновь присоединяя к Армении захваченные ранее Римом Софену и Малую Армению. 36—34 гг. до н. э. против Армении начал войну римский полководец Марк Антоний. После начальных поражений[8], под предлогом переговоров он сумел заманить армянского царя в свой лагерь, а позже казнил его.

В 30 до н. э. с помощью союзной Парфии армянским царем становится Арташес II (30—20 гг. до н. э.)[9]. Вскоре войска Арташеса II перебили римские гарнизоны, оставленные Антонием[8]. Лишь после[8] его убийства в 20 г. до н. э. армянское государство династии Арташесидов шло к упадку.

После Тиграна III (20—6 гг. до н. э.) а затем и Тиграна IV и его сестры Эрато независимость Армении на время была ликвидирована.

Династия Аршакидов

До середины I века[5] царствовали римские и парфянские ставленники. Трдат I (с 62 г., официально — с 66 по 80 гг.), представитель парфянского царского рода, стал основателем династии армянских Аршакидов, которые носили титул «царей Великой Армении»[5]. Помимо этого, по Рандейскому мирному договору 62 г. римская и парфянская армия должны были покинуть территорию Армении, полностью восстанавливались границы Армянского государства[10]. Первая половина времени правления Аршакидов была сравнительно благополучным периодом для Армении[11]. От признания независимости[11] Тиридата I до первой четвери III века было только три кратковременных римских выступления против Армении, но ни один из этих походов не привели к уничтожению Армянского государства[11]. В 114 г. Великая Армения была оккупирована Римом и объявлена римской провинцией, но после смерти в 117 году императора Траяна царская власть в Армении была восстановлена[5]. В стране развивались ремесло и сельское хозяйство, процветала транзитная международная торговля — например, через территорию Армении шли караваны в Рим[11]. В результате связей с Парфией усилилось иранское влияние на социально-политической строй, религию, язык и культуру Великой Армении. Правление армянских Аршакидов становится наследственным с конца II века. С III века внешнеполитический вектор страны стал направленным на сближение с Римом.

Великая Армения в I—IV веках, по карте-вкладышу ко II тому «Всемирной истории» (М., 1956) (Заштрихованы земли Великой Армении, отошедшие от нее к соседним государствам после раздела в 387 году)

В середине III в. Армения подвергается разрушительным нашествиям со стороны вновь возникшего царства Сасанидов: Шапуру I удается подчинить себе Армению, Албанию и Иберию[11]. Однако уже в 287 г. с помощью Рима на армянский престол вступает Тиридат III Великий[11]. В конце того же века, в 298 г., по Нисибисскому миру Рим и Персия признали независимость Армении[11], уточнялись границы Армении с Римом и Персией[12]. Страна была отнесена к сфере влияния Рима. Трдат III в 301 г. ввёл в Армении христианство как официальную религию. Удовлетворительная политическая обстановка начала IV века продолжалась и в период правления Хосрова III Котака[11]. Хосров переносит царскую резиденцию из Арташата в Двин[11]. Наследник Хосрова III царь Тиран своей политикой пытался сохранить независимость страны[13]. В 337 г., несмотря на наличие мирного договора, в Армению вторгаются войска Сасанида Шапура II. Хотя война заканчивается победой армян[11], поддержанных Римом, Тиран был захвачен и трагически погиб. После неудачных[14] попыток персов установить в Армении свое политическое влияние, на армянский престол был возведен сын Тирана Аршак II.

В IV столетии в Армении формируются феодальные отношения[5]. Будучи реформатором, Аршак II начал принимать меры с целью борьбы с феодализацией. Он основал город Аршакаван, где нашли свое убежище беглые крестьяне и рабы, которые получали также царские льготы[11]. Такие меры вызвали недовольство нахараров, поддерживаемых церковью, которые привели государство в состояние гражданской войны. В конечном итоге Аршак почти полностью уничтожил многие мятежные роды, некоторые бежали из Армении, а другие вынужденно примирились с царем[11]. В 367 г. Сасаниды снова вторглись в Армению; после переменных успехов армянский царь под предлогом переговоров был приглашен к Шапуру, где и погиб. Армянские города были разрушены, часть населения была угнана в Иран[11]. В 370 г., не без вооруженной помощи римялн, воцарился Пап — сын Аршака II. В следующем 371 г. попытка Шапура II снова разорить Армению не увенчалась успехом[13]. Сасанидские войска были разбиты совместными силами армян, иберов и присланных римлянами отрядов, а Шапур признал Папа царем Армении[11]. Новый армянский царь продолжал политику отца в подавлении сепаратистских тенденций, стремился к укреплению царской власти[14]. Пап также не позволил рукоположить нового армянского католикоса епископу Кесарии, чем порвал организационные связи с византийским православием[11]. Внешняя политика Папа (как считалось, проаринаская) спровоцировала разногласия с армянской церковью, нахарарами и спарапетом[13]. В конце концов в 374 г. Императору Валенту при содействии армянских нахараров удалось организовать убийство армянского царя. После его смерти армянское государство шло к упадку, армянские цари и военачальники оказались бессильны перед угрозой с двух сторон. В 387 г. Армения была разделена между сасанидским Ираном и Римской империей. В римской зоне номинальная власть армянского царя была упразднена уже в 391 г., в сасанидской зоне Аршакиды продолжали править до 428 г.[11].

Раздел Армении не привел к распаду давно сформировавшегося армянского народа[11]. После потери государственности одним из наиболее мощных факторов, объединявших армянский этнос, стала религиозная общность.

Государственно-политический строй

В государственно-политическом строе Великой Армении существовала строгая иерархия, в которой, как и везде, выше всех стоял царь, принимавший и отправлявший послов, объявлявший войну и заключавший мир[14]. Все высшие правительственные органы были сосредоточены при царском дворе[14]. После царя шли так называемые бдешхи — правители четырех окраинных провинции Гугарк, Цопк, Нор-Ширакан и Алдзник[14]. После них следовали нахарары, должность которых передавалась по наследству и которые занимали важнейшие государственные посты. Например, должность азарапета, который ведал финансами и налогами, была привилегией рода Аматуни и Гнуни, верховного полководца — спарапета — Мамиконянов, великого венцевозлагателя, короновавшего царя — рода Багратуни, должность мардпета, руководившего двором и личным хозяйством царя — евнухов из рода, так и называвшегося Мардпетакан. Играя крупную роль при дворе, в то же время они являлись вассалами царя или бдешха. Как правило все важнейшие вопросы, включая те, которые были связанны с внешней политикой страны, предварительно обсуждал совет нахараров[14]. При армянском дворе все нахарары занимали места в строго иерархическом порядке, согласно особым «разрядным спискам» — Гахнамакам. Иерархия касалась и в внутри нахараского института, где отличались танутеры (главы родов), сепухи (рядовые члены рода) и наконец азаты, которые стояли ниже всех[14]. Как одежда, так и головные уборы и обувь строго соответствовали социально-политическому статусу: так, у царя были красные сапоги, у бдешхов — один должен был быть красный, один зелёным, у нахараров — оба зелёные[14].

Армия

Помимо постоянного царского войска, большая часть воинских сил выставлялись нахарарами. Во время войны численность армянской армии доходла до 100—120 тыс. чел.[14]. Во время царя Папа в 370-х гг. количество царской конницы было увеличено до 90 000 тыс.[14]. По Зоранамаку — особой воинской грамоте, определяющей количество воинов в армянской армии, нахарары распределялись по рангам в зависимости от количества воинов, которым они располагали. Основным родом войск была конница азатов, между тем как пехота, в которой служили шинаканы (крестяне), имела второстепенное значение (эта черта была характерна также для армий парфянских Аршакидов и Сасанидов). Армянская конница славилась по всей Передней Азии[14].

География Великой Армении

Античные авторы

Рек в Армении довольно много; наиболее известны Фасис и Лик, впадающие в Понтийское море (Эратосфен вместо Лика неверно называет Термодонт), в Каспийское — Кир и Аракс, в Красное — Евфрат и Тигр. Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иберией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир.

С запада — Каппадокией вдоль вышеуказанной части Евфрата и по линии Каппадокийского Понта до Колхиды через Мосхийские горы.

С востока — частью Гирканского моря от устья реки Кира до предела, лежащего под 79°45′—43°20′.

Карта Великой Армении (берлинское издание, 1869 г.) Области Армении в части, заключающейся между реками Евфратом, Киром и Араксом, суть следующие: у Мосхийских гор — Котарзенская, выше так называемых бохов; вдоль реки Кира — Тосаренская и Отенская; вдоль реки Аракса — Колтенская и ниже ее Содукенская; у горы Париадра — Сиракенская и Сакасенская… Итак, Великая Армения имеет границу до Адиабены, будучи отделённой от нё широким горным хребтом , … а на левой стороне тянется до реки Кура… Армения простирается от Каппадокии до Каспийского моря …

Административно-территориальное деление

Подробное описание исторически сложившегося административно-политического состояния территории древней и раннесредневековой Армении в границах Великой Армении и находившейся к западу от неё Малой Армении содержится в «Географическом атласе мира» («Ашхарацуйце»), составленном Мовсесом Хоренаци и Анания Ширакаци — армянскими географами и историками V и VII веков. Поскольку ко времени составления труда государственное существование Великой Армении было уже в прошлом, термин «Великая Армения» употреблялся там для обозначения коренного ареала обитания армянского народа[19].

Труд подробно описывает административно-политическое деление бывшего Армянского царства. Согласно ему, Великая Армения состояла из 15 областей (нахангов, иначе ашхаров)[20]:

Карта Великой Армении с обозначением внутренних границ 15 провинции, Лондон, 1736 г.
  1. Высокая Армения
  2. Цопк (Софена)
  3. Алдзник
  4. Туруберан
  5. Мокк
  6. Корчайк
  7. Нор-Ширакан (Парскахайк)
  8. Васпуракан
  9. Сюник
  10. Арцах
  11. Утик
  12. Пайтакаран
  13. Тайк
  14. Гугарк
  15. Айрарат.

Каждый наханг, в свою очередь, делился на несколько гаваров (округов). Территория Великой Армении составляла более 312 тыс. кв. км, а Малой Армении — 68 тыс. кв. км.[19].

Карту Армении по Анании Ширакаци см. здесь

Столицы Великой Армении

Все столицы Великой Армении, кроме Тигранакерта, располагались в Араратской долине, неподалёку от нынешнего Еревана — на территории наханга Айрарат, личного домена царей. Первой столицей древней Армении был Армавир[21]. Примерно в 200 г. до н. э. царем Ервандом IV была основана столица Ервандашат[22][21], который остается царской резиденцией пока столица страны не переносится Арташесом I в основанный им город Арташат[22]. В 176 г. до н. э.[23] Арташес по плану Ганнибала строит новую столицу, которую в свою честь называет Арташат[24]. В 77 г до н. э. Тигран Великий строит на крайнем юго-западе собственно Великой Армении новую роскошную столицу, которой даёт название Тигранакерт[4]. Тигранакерт и Арташат на протяжении нескольких столетий сохраняли статус столиц, соревнуясь между собой: Тигранакерт был центром эллинистических и проримских влияний, Арташат — антиримских и пропарфянских. В начале II в. н. э. царь Вагарш переносит свою резиденцию в новый город, получивший название Вагаршапат[25]. С принятием христианства, он стал церковной столицей Армении и остаётся таковой поныне. В 335 г. царь Хосров II, ввиду изменения русла Аракса, переводит жителей Арташата в Двин, который и оказался последней столицей Великой Армении, а с её падением — стал резиденцией персидских, а затем - арабских наместников.

Примечания

  1. ↑ Г. Г. Литаврин. Комментарий к главам 44-53 трактата «Об управлении империей». См. комм. 13 к главе 44
  2. ↑ Time Almanac — Page 724 by Editors of Time Magazine (Альманах Времени стр. 724).
  3. ↑ The New Review — Page 208 edited by Archibald Grove, William Ernest Henley (Новый Обзор стр. 208, Арчибальд Грув, Уильям Эрнест Хенлей)
  4. ↑ 4,04,14,24,34,44,54,64,7Всемирная история / Под ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт. — М.: 1956 Т. 2, ч. II, гл. XIII.
  5. ↑ 5,05,15,25,35,45,55,65,7Армения Великая — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  6. ↑ Армения // Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. — СПб: 1890—1907. — Т. 2.
  7. ↑ 7,07,1 См. прим. 2 к «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци
  8. ↑ 8,08,18,28,38,4История Древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — 2-е изд. — М.: 1983 Т. 2. Расцвет Древних обществ. — С. 399-414.
  9. ↑ 9,09,1Armenia and Iran. ii. The pre-Islamic period — статья из Encyclopædia Iranica. M. L. Chaumont (англ.)
  10. ↑ Рандейский мирный договор — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  11. ↑ 11,0011,0111,0211,0311,0411,0511,0611,0711,0811,0911,1011,1111,1211,1311,1411,1511,16История Древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — 2-е изд. — М.: 1983 Т. 3. Упадок древних обществ. — С. 201-220.
  12. ↑ Петр Патрикий. Отр. 13.
  13. ↑ 13,013,113,2Shapur II — статья из Encyclopædia Iranica. Touraj Daryaee (англ.)
  14. ↑ 14,0014,0114,0214,0314,0414,0514,0614,0714,0814,0914,10Всемирная история / Под ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт. — М.: 1956 Т. 2, ч. V, гл. XXV.
  15. ↑ «География», кн. XI, 14, 7
  16. ↑ «География», кн. V,12,1, 2, 3, 9
  17. ↑ «Естественная история», кн. VI, 9
  18. ↑ «История Филиппа», кн. XLII, 2,9
  19. ↑ 19,019,1«Армянская География VII века по Р. Х (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)». Пер. с др.-арм. и коммент. К. П. Патканова.. — СПб.: 1877.
  20. ↑ «Армянская География VII века по Р. Х (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)». Пер. с др.-арм. и коммент. К. П. Патканова.. — СПб.: 1877.:"Разделение Армении на 15 провинций и 189 кантонов взято автором, по всей вероятности, из официального источника."
  21. ↑ 21,021,1Cyrille Toumanoff. Studies in Christian Caucasian history. — Georgetown University Press, 1963. — С. 75.:"The capitals of Armenia were successively: Armavira or Armawir of the Orontids (Manandyan, O torgovle 37) untill the transfer by Orones IV of his residence to Eruandasat (*Orontasata)"
  22. ↑ 22,022,1Eruandašat — статья из Encyclopædia Iranica. Robert H. Hewsen (англ.)
  23. ↑ Artaxata — статья из Encyclopædia Iranica. Robert H. Hewsen (англ.)
  24. ↑ Adrienne Mayor. The Poison King: the life and legend of Mithradates, Rome's deadliest enemy. — Princeton University Press, 2009. — С. 55.
  25. ↑ M. Chahin. The kingdom of Armenia: a history. — Routledge, 2001. — С. 217.

См. также

Ссылки

wiki.armenia.ru

Древняя Армения

Восстание против Дария I

Армения, как союзник Кира Великого, занимала привилегированное положение в державе Ахеменидов, Однако после воцарения в Персии Дария I Ахеменида положение резко изменилось, Почти все страны, включенные в Персию Ахеменидов, восстали против тирании Дария I.

Войны Армении с Селевкидами

В 201 году до н.э. войска селевкидского царя Антиоха III, возглавляемые армянскими полководцами Арташесом и Зарехом, вторглись в Великую Армению и Цопк.

Армения в эпоху неолита

Искусство обработки камня достигает совершенства. Орудия труда из камня шлифуются. Появляется каменный топор с деревянным топорищем, что дает возможность изготовления средств передвижения.

Царь Урарту Менуа

Менуа продолжил успешные действия своего отца в направлении Ассирии. Военная экспансия Урарту развивалась и на западном направлении. В области, отстоящей к западу от Вана и называемой урартийцами Урме (Тарон) и Архи, они сталкиваются с армяноязычными племенами.

Расцвет Урарту при царе Сардури II

В середине VIII века до н.э. Урарту находилось в зените своего могущества. Царь Урарту — Сардури II, правивший в 764 —735гг. до н.э., продолжил завоевания своего отца — Аргишти I.

Энеолит Армении

Медно-каменный период (энеолит) на территории Армении датируется второй половиной V—IV тысячелетия до н. э. Этот период характеризуется завершением перехода человечества к раннему земледелию и скотоводству. Повышается качество орудий труда, используемых для обработки земли и сбора урожая.

Войны Урарту с Ассирией и киммерийцами

В 743 году до н.э. мощная армия царя Ассирии Тиглатпаласара III вторглась в Урарту. Тиглатпаласар III прошел с запада на восток, разграбив страну. Ассирийцы осадили столицу Урарту — Тушпу. Не сумев взять мощную цитадель, Тиглатиаласар III, разрушив город, ушел в Ассирию.

Исторические области Армении

В IV веке до н.э. на территории исторической Армении сформировались две административно-политические единицы — Великая Армения и Малая Армения (Большой Айк и Малый Айк), граница которых проходила по реке Западный Евфрат.

Образование государства Урарту

На юге Армянского нагорья в результате объединения восьми местных племен образовался племенной союз Уруатри. В ХШ веке до н.э. в результате вторжения ассирийцев страна была разрушена и разграблена. Через два века уруатри восстанавливают свои силы и в IX веке до н.э. в бассейне озера Ван возникает прочное политическое объединение — государство Урарту.

ancient-armenia.ru

Древняя Армения - это... Что такое Древняя Армения?

Древняя Армения (арм. Հին Հայաստան) — период в армянской истории

Древнейшие упоминания об Армении

В одном из древнейших источников - Библии, Армения представлена как Араратская страна, упоминание о которой в этой книге встречается в двух местах:[1]

№ Упоминания Примечания Нахождение в Библии Дата публикации в Библии
1 Возьмите флаг сред страны, трубите трубы сред всех народов, позовите полки против Вавилона, позовите против него царства Араратские, Минни И Асканазянов. Иеремия, глава 51, часть 27 594 г. до н.э.
2 Сыновья Синиф-нифиба Адрамелик и Сарасар убили его мечом и убежали в Араратскую страну и вместо него царем стал Асархадон. Цари Ассирии: Синиф-нифиб (705-681), Асархадон (681-669) Исаия, глава 37, часть 38 733—701 г. до н. э.

Возможные предки армян

Уже в XV—XIV веках до н. э. хетты часто сталкивались с представителями племени или союза племён Хайаса (Хайяса). В XIV веке до н. э. в верховьях р. Чорохи Гайлгет (Келкит) и верховьях р. Ефрата, к северо-востоку от Хатти, располагался сильный союз Хайяса, вместе с которым часто упоминается страна Аззи. Важным центром объединения Хайяса-Аззи была Кумаха, позднее Ани-Комах в Высокой Армении.

В XIII веке до н. э. в бассейне оз. Ван (с восточной стороны) существовал союз родственных хуррито — урартских племён-Уратри (Уруатри), состоявший из 8 племён и распавшийся после нашествия царя Ассирии — Салманасара I (1280 -1261 года до н. э.). Место распавшегося союза занял более мощный союз Наири, временами простиравшийся от оз. Урмия до р. Чорох. В XI веке до н. э. он распадается и на сцену вновь выходит Уратри.

Первое государственное образование у армян

В конце VII в. до н. э. Мидия и Вавилония выступают в тесном союзе против Ассирии. В 614 г. до н. э. мидяне овладели г.Ашшуром, а в 612 г. до н. э. совместными усилиями союзников была взята и сожжена Ниневия. В течение нескольких последующих лет Ассирия была разгромлена и перестала существовать, как государство. По преданию, сохранившемуся в трудах Мовсеса Хоренаци, участниками этих событий были и армяне, руководимые своим вождём Паруйром. Они помогли мидянам справиться с Ассирией, за что Паруйр был увенчан короной и стал первым армянским царём. В Бехустинской трёхязычной надписи Дария I (520 г. до н. э. ), в двух её вариантах (персидском и эламском) упоминается страна Армина, которая в третьем вавилонском варианте названа Урарту.

Кир Великий в 550 г. до н. э. сокрушил Мидийскую державу и основал ещё более мощное и обширное государство, в состав которого вошла и Армения. По непроверенным данным сын десятого армянского царя Ерванда Кратковечного (имевшего двух сыновей-Тиграна и Сабариса) Тигран, был одноклассником и товарищем по охоте Кира Великого.

После победы в борьбе за трон, в ахеменидской Персии, Дария, сына Гистаспа, являвшегося представителем другой ветви того же рода Ахеменидов, Армения восстала подобно большинству стран входивших в состав государства Кира. В 522-520 годах до н. э. Дарий подавляет восстания. Арменией в это время правили сатрапы из рода Ервандаканов (Оронтидов).

Примечания

См. также

dic.academic.ru

Древняя Армения — Циклопедия

Древняя Армения (арм. Հին Հայաստան) — период в армянской истории

[править] Древнейшие упоминания об Армении

В одном из древнейших источников — Библии, Армения представлена как Араратская страна, упоминание о которой в этой книге встречается в двух местах:[1]

№ Упоминания Нахождение в Библии Дата публикации в Библии
1 Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него (Вавилона) народы, созовите на него царства Араратские, Минийские и Аскеназские, поставьте вождя против него, наведите коней, как страшную саранчу. Иер.51:27 594 г. до н. э.
2 И когда он (Сеннахирим) поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него. Ис.37:38 733—701 г. до н. э.

[править] Возможные предки армян

Уже в XV—XIV веках до н. э. хетты часто сталкивались с представителями племени или союза племён Хайаса (Хайяса). В XIV веке до н. э. в верховьях р. Чорохи Гайлгет (Келкит) и верховьях р. Ефрата, к северо-востоку от Хатти, располагался сильный союз Хайяса, вместе с которым часто упоминается страна Аззи. Важным центром объединения Хайяса-Аззи была Кумаха, позднее Ани-Комах в Высокой Армении.

В XIII веке до н. э. в бассейне оз. Ван (с восточной стороны) существовал союз родственных хуррито — урартских племён-Уратри (Уруатри), состоявший из 8 племён и распавшийся после нашествия царя Ассирии — Салманасара I (1280 −1261 года до н. э.). Место распавшегося союза занял более мощный союз Наири, временами простиравшийся от оз. Урмия до р. Чорох. В XI веке до н. э. он распадается и на сцену вновь выходит Уратри.

[править] Первое государственное образование у армян

В конце VII в. до н. э. Мидия и Вавилония выступают в тесном союзе против Ассирии. В 614 г. до н. э. мидяне овладели г. Ашшуром, а в 612 г. до н. э. совместными усилиями союзников была взята и сожжена Ниневия. В течение нескольких последующих лет Ассирия была разгромлена и перестала существовать, как государство. По преданию, сохранившемуся в трудах Мовсеса Хоренаци, участниками этих событий были и армяне, руководимые своим вождём Паруйром. Они помогли мидянам справиться с Ассирией, за что Паруйр был увенчан короной и стал первым армянским царём. В Бехустинской трёхъязычной надписи Дария I (520 г. до н. э.), в двух её вариантах (персидском и эламском) упоминается страна Армина, которая в третьем вавилонском варианте названа Урарту.

Кир Великий в 550 г. до н. э. сокрушил Мидийскую державу и основал ещё более мощное и обширное государство, в состав которого вошла и Армения. По непроверенным данным сын десятого армянского царя Ерванда Кратковечного (имевшего двух сыновей-Тиграна и Сабариса) Тигран, был одноклассником и товарищем по охоте Кира Великого.

После победы в борьбе за трон, в ахеменидской Персии, Дария, сына Гистаспа, являвшегося представителем другой ветви того же рода Ахеменидов, Армения восстала подобно большинству стран входивших в состав государства Кира. В 522—520 годах до н. э. Дарий подавляет восстания. Арменией в это время правили сатрапы из рода Ервандаканов (Оронтидов).

cyclowiki.org

Древняя Армения ,, Факты,, - Наша Армения

Происхождения и формирование армянского народа

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянскогоРодоначальник Айкнарода, который является спорным в некоторых вопросах. Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках.  Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов. Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить  на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования. Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов. В данном предании можно выделить два слоя, первый – древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальникаМовсес ХоренациАйка, который был одним из титанических сыновей богов. Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира,  и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя – Хама, Сима и Иафета. Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне». Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка –Айкашен, Араманяка – гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса – Армавир, от Ераста – Ерасх (Аракс), от Шары – Ширак, от Амасии – Масис, от Гегама  — озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака – Сюник, от Ара Прекрасного – Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения. Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском  (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского. Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет. По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания. Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век). ЭтиАлександ Македонскийсведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого. Фригийцы и армяне — родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание. 

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX – XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели  и др.). Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса – армяне, Картлоса – грузины, от других сыновей многие народа Кавказа. Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело  какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено  в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки. Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины. Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.).  Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации  и ее достоверности. Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» — царем, упомянутым в клинописях Ванского царства. В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии. 

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии. Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка,  и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной». Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением  индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании  получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны —  греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию  о переселении армян. Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство). Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа  — это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен. Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины. Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил  новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Мовсисян А.

nashaarmenia.info


Смотрите также