История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

15 учебников, определивших лицо российской школы. История древнего мира мгу


Кафедра истории древнего мира и классических языков

Кадровый состав кафедры позволяет обеспечить репрезентативный набор конкретных специализаций в изучении истории античного мира и классической археологии.

Студенты в зависимости от своих интересов и склонностей могут выбрать самые разнообразные темы по политической, социальной, военной и культурной истории Древней Греции и Рима.

При этом особое внимание уделяется исследовательским проектам, носящим междисциплинарный характер и разрабатываемым на концептуально-теоретической базе историко-антропологического подхода, «истории понятий», «микроистории», «новой политической истории», «нового культурной истории».

Коллектив кафедры в рамках бакалавриата и магистратуры обеспечивает преподавание классических исторических курсов, а также целого ряда других дисциплин и специальных курсов, посвященных актуальным проблемам классической археологии, политической, военной и культурной истории античного мира.

Особое значение в подготовке студентов, специализирующихся по кафедре, имеет изучение древних классических языков – латинского и древнегреческого, которые всегда были и остаются основой фундаментального гуманитарного образования.

Кафедра осуществляет подготовку магистров истории по магистерской программе «История Древнего мира», в рамках которой студенты имеют возможность основательно изучить ряд базовых и специальных дисциплин, познакомиться с новейшими тенденциями и результатами исторических исследований в области антиковедения, углубить языковую подготовку по древним и новым языкам.

Основой преподавательской работы сотрудников кафедры неизменно остается их научная деятельность. Результаты проводимых исследований находят отражение в издаваемых учебных пособиях, внедряются в учебный процесс в виде новых специальных и общих курсов, разрабатываемых на кафедре, таких, например, как «История исторического знания», «Актуальные проблемы исторических исследований», дисциплины специализации магистрантов.

Кафедра осуществляет также подготовку аспирантов по специальности 07.00.03 – Всеобщая история (древний мир). Обучение в аспирантуре строится в соответствии с учебным планом нового поколения и нацелено на расширение и углубление научно-исследовательских и научно-педагогических компетенций, проведение на современном научном уровне самостоятельных исследований и в составе творческих коллективов, выполняющих различные исследовательские проекты.

В настоящее время научная работа коллектива кафедры осуществляются в рамках общей темы «Исследование исторического своеобразия и локальных вариантов цивилизаций античности и средневековья, особенностей их материальной и духовной культуры, социально-политических структур и процессов».

Целый ряд научно-исследовательских проектов кафедры получил поддержку отечественных и зарубежных грантов, в том числе по грантам Российского гуманитарного научного фонда.

«Визитной карточкой» кафедры являются издаваемые материалы конференций, сборники научных трудов и научные альманахи.

Опыт долговременного сотрудничества с родственными кафедрами Саратовского и Казанского университетов привел к реализации проекта по совместному изданию поволжского антиковедческого журнала «Antiquitas aeterna».

Коллектив кафедры активно сотрудничает с целым рядом научных и образовательных центров страны и зарубежья.

Новой формой организации научно-исследовательской работы стало создание на базе кафедры научно-исследовательской лаборатории «Терминология источников: проблемы трансляции и интерпретации в современном историографическом дискурсе». Это совместный проект ННГУ и институтов Российской Академии наук.

История кафедры

Кафедра истории Древнего мира и классических языков, созданная в 2013 г., является прямым продолжением кафедры истории Древнего и Средних веков, которая существовала в составе исторического факультета с 1975 г. Учебная и научно-исследовательская работа кафедры опирается на традиции, заложенные выдающимися учеными, основателями факультета: членом-корреспондентом АН СССР, профессором Сергеем Ивановичем Архангельским, создателем школы аграрной истории Англии в Средние века и раннее Новое время, и профессором Николаем Петровичем Соколовым, основателем школы истории стран Средиземноморья в Древности и Средние века, которые возглавляли кафедру Всеобщей истории в 1940-е–1960-е гг.

Значительную роль в становлении и развитии кафедры сыграл тот факт, что ее ведущие специалисты работали и работают в тесном контакте с профильными кафедрами Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) и Московского университетов, а также с отделами институтов Академии Наук по профилю своей специальности. Выпускником кафедры истории Древней Греции и Рима ЛГУ был профессор В.Г. Борухович, очень многое сделавший в 1950-е–1960-е гг. для развития антиковедения на историко-филологическом факультете. Аспирантуру ЛГУ закончили В.М. Строгецкий и С.К. Сизов, возглавлявшие ее, соответственно, в 1980–1987 гг. и 1987–1997 гг. и внесшие большой вклад в развитие кафедры Докторские диссертации В.М. Строгецкого и С.К. Сизова также были подготовлены и защищены в стенах Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета. Там же состоялась защита кандидатской диссертации Е.А. Молева. В аспирантуре на кафедре истории Древнего мира МГУ проходил обучение А.В. Махлаюк  (1991–1994 гг.), защитивший кандидатскую диссертацию в МГУ.

С 1993 г. в связи с приходом на кафедру Евгения Александровича и Натальи Владимировны Молевых получило новый импульс в своем развитии такое научное направление, как археология, прежде всего классическая, являющаяся главным предметом их научных интересов. Е.А. Молев  (зав. кафедрой в 1997–2004 гг., декан исторического факультета в 2002–2012 гг.), перейдя на работу в ННГУ, успешно защитил докторскую диссертацию по истории Боспора в эпоху эллинизма (1995 г.). При этом он сохранил руководство Китейской экспедицией в Крыму, которая стала базой для археологической практики студентов. Ему удалось также объединить усилия археологов, работающих в городе и области, и сделать кафедру одним из центров, координирующих археологические исследования в регионе.

Значительный вклад в преподавание и изучение античной истории внесли доценты М.С. Садовская и Н.А. Касаткина, долгое время работавшие на кафедре. Для развития медиевистики многое сделали проф. Т.М. Червонная, доцент В.А. Блонин, а также доценты А.Н. Маслов  и И.Ю. Ващева , ныне работающие на кафедре истории средневековых цивилизаций.

Состав и основные направления работы кафедры

В составе кафедры на современном этапе представлены высококвалифицированные специалисты в разных областях антиковедения: 3 доктора и 3 кандидата исторических наук, представляющих разные поколения ученых. С 2005 г. и по настоящее время кафедрой заведует д.и.н., профессор Александр Валентинович Махлаюк.

Кадровый состав кафедры позволяет обеспечить репрезентативный набор конкретных специализаций в изучении истории античного мира и классической археологии.

Студенты в зависимости от своих интересов и склонностей могут выбрать самые разнообразные темы по политической, социальной, военной и культурной истории Древней Греции и Рима.

Тематика студенческой учебно-научной работы формируется в соответствии с общими направлениями научно-исследовательской работы кафедры и специализацией отдельных преподавателей.

При этом особое внимание уделяется исследовательским проектам, носящим междисциплинарный характер и разрабатываемым на концептуально-теоретической базе историко-антропологического подхода, «истории понятий», «микроистории», «новой политической истории», «нового культурной истории».

Классическая археология и история античного Северного Причерноморья, прежде всего Боспорского царства, являются предметов научных интересов проф. Е.А. Молева и доц. Н.В. Кузиной. В области истории эллинистической Греции и Македонии специализируется д.и.н. Н.Ю. Сивкина. История античной исторической мысли, военная, политическая и культурная история Древнего Рима составляют сферу научных интересов проф. А.В. Махлаюка и доц. К.В. Маркова. Римской военной историей и археологией занимается ст. преп. А.Е. Негин.

Тематика курсовых работ по кафедре истории древнего мира и классических языков

Учебно-методическая работа

Коллектив кафедры в рамках бакалавриата и магистратуры обеспечивает преподавание:

классических исторических курсов

  • всемирная история
  • история первобытного общества
  • археология
  • история Древнего мира
  • классические древние языки

а также целого ряда других дисциплин

  • вспомогательные исторические дисциплины
  • этнология и социальная антропология
  • античная историческая мысль и историография
  • музееведение

и специальных курсов, посвященных актуальным проблемам классической археологии, политической, военной и культурной истории античного мира.

В настоящее время кафедрой подготовлены и изданы учебно-методические комплексы по истории первобытного общества, истории Древнего мира, всемирной истории, археологии, латинскому и древнегреческому языкам, а также ряду спецкурсов.

Преподавателями кафедры изданы учебные пособия в сотрудничестве с коллегами из других университетов и академических институтов. А.В. Махлаюк в соавторстве с сотрудником Института всеобщей истории РАН И.Е. Суриковым подготовил практикум-хрестоматию по истории античной исторической мысли (М., 2008).

Изучение древних классических языков

Особое значение в подготовке студентов, специализирующихся по кафедре, имеет изучение древних классических языков – латинского и древнегреческого, которые всегда были и остаются основой фундаментального гуманитарного образования. Они играют важнейшую роль в расширении общего культурного кругозора и языковой подготовке студентов-гуманитариев. Без них невозможно профессионально заниматься античной и средневековой историей.

Наряду с общим курсом основ латинского языка студентам ИМОМИ кафедра ведет углубленное преподавание, начиная с 1-го курса, латыни и древнегреческого языка для студентов, магистрантов и аспирантов, выбравших специализацию по антиковедению и медиевистике. В преподавании используются учебно-методические пособия, подготовленные сотрудниками кафедры.

Многолетний опыт и высокая квалификация преподавателей кафедры обеспечивают высокий уровень подготовки по древним языкам, что дает возможность студентам и аспирантам кафедры приобрести компетенции, необходимые для работы с историческими источниками в оригинале, а кроме того, преподавать латинский и древнегреческий языки в гимназиях и высших учебных заведениях.

Силами кафедры обеспечивается преподавание курса латинского языка на юридическом факультете университета.

Магистерская программа «История Древнего мира»

Кафедра осуществляет подготовку магистров истории по магистерской программе «История Древнего мира» (руководитель проф. А.В.Махлаюк), в рамках которой студенты имеют следующие возможности:

  • основательно изучить ряд базовых и специальных дисциплин
  • познакомиться с новейшими тенденциями и результатами исторических исследований в области антиковедения
  • углубить языковую подготовку по древним и новым языкам.

В рамках магистерской программы кафедра обеспечивает преподавание следующих курсов:

  • «Источниковедение античной истории» (проф. А.В. Махлаюк)
  • «Древние классические языки» (проф. А.В. Махлаюк, доц. К.В. Марков)
  • «Современное зарубежное антиковедения (основные исследовательские направления)» (проф. А.В. Махлаюк)
  • «Актуальные проблемы исторических исследований» (проф. Е.А. Молев)
  • «Политические структуры, идеология и культура Римской империи» (проф. А.В. Махлаюк)
  • «Археология (история археологической мысли» (проф. Е.А. Молев)
  • «История российского антиковедения» (д.и.н. Н.Ю. Сивкина)
  • «Риторика в профессиональной деятельности историка: проблемы теории и практики» (проф. А.В. Махлаюк) и др.

Грантовая поддержка проектов кафедры

Целый ряд научно-исследовательских проектов кафедры получил поддержку отечественных и зарубежных грантов, в том числе по грантам Российского гуманитарного научного фонда:

  • проект № 07-01-00047а «“Римская история” Диона Кассия как памятник исторической и политической мысли эпохи позднего принципата: перевод с древнегреческого, научный комментарий, исследования» (руководитель проф. Е.А. Молев, исполнители: А.В. Махлаюк, К.В. Марков, Н.Ю. Сивкина, С.К. Сизов, В.М. Строгецкий, 2007–2009 гг.). В рамках этого проекта опубликован первый том (Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV–LXXX / пер. с древнегреч. под ред. А. В. Махлаюка; комментарии и статья А. В. Махлаюка. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011. Серия «Fontes scripti antiqui») и в скором времени выходит второй том комментированного перевода этого важнейшего исторического источника (Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LI–LIII / пер. с древнегреч. под ред. А. В. Махлаюка; комментарии и предисловие А. В. Махлаюка. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2014. Серия «Fontes scripti antiqui»)
  • проект 09-01-93209к/К «Научно-популярная книга “Повседневная жизнь римских легионеров на войне и в мирное время”» (руководитель проф. А.В. Махлаюк, исполнитель А.Е. Негин, 2009 г.)
  • проект № 11-31-00218а «Образы прошлого в творчестве авторов Второй софистики (Флавия Филострата, Элия Аристида, Максима Тирского, Фронтона, Менандра Ритора, Дексиппа)» (руководитель проф. А.В. Махлаюк, исполнитель К.В. Марков, 2011–2012 гг.)
  • проект № 14-41-93013 подготовка научно-популярной книги «Люди, руины, вещи: Античная история в свете археологических открытий» (руководитель проф. А.В. Махлаюк, исполнители: А.Е. Негин, О.Л. Габелко, И.Е. Суриков, 2014 г.)
  • проект № 14-21-20003 «Цивилизационные и кросс-культурные аспекты формирования римского мира в период перехода от республики к принципату», выполняемый совместно с армянскими коллегами (руководитель проф. А.В. Махлаюк, исполнители: К.В. Марков, П.А. Акопян, М.С. Чисталев, 2014–2015 гг.)
  • грант Международной ассоциации гуманитариев по теме «Топика удивления и память о прошлом: функции курьезного, диковинного, экзотического в античном и средневековом историописании» (руководитель проф. А.В. Махлаюк; исполнители: И.Ю. Ващева, К.В. Марков, А.Н. Маслов)
  • грант Министерства образования и науки РФ в рамках Госзадания по теме «Традиционные общества Средиземноморья в фокусе междисциплинарных исследований: кросскультурные коммуникации, историческая семасиология, мемориальная политика» (руководитель проф. А.В. Махлаюк, 2012–2013 гг.)
  • грант Министерства образования и науки РФ в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (мероприятие 1.2.1; Соглашение № 14.B37.21.0962), проект «Образы прошлого в историографических и политических дискурсах Западной Европы и России» (руководитель проф. А.В. Махлаюк, 2012 г.)
  • грант Министерства образования и науки РФ в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (мероприятие 1.4; Соглашение № 14.В37.21.0054), проект «Источник, историческая реальность и дискурсы современного историописания» (руководитель проф. А.В. Махлаюк, 2012 г.).

Археологическая экспедиция в Китее под руководством проф. Е.А. Молева на протяжении 5 лет (2005–2009 гг.) финансировалась Фондом «Киммерида».

Этот же фонд финансировал подготовку и публикацию монографии Е.А. Молева «Боспорский город Китей» (Симферополь–Керчь: Издательский дом «АДЕФ-Украина», 2009).

Работа аспирантов кафедры также получала финансовую поддержку в виде грантов и стипендий:

  • Аспирант С.Н. Фадеев в 2009–2010 гг. проходил научную стажировку и обучение в Оксфордском университете по программе OSI/FCO Chevening Research Scholarship.
  • Аспирант А.В. Наумов в марте 2010 г. прошел краткосрочную научную стажировку во Франции по гранту Франко-российского центра социальных и общественных наук.
  • Стипендии им. академика Г.А. Разуваева Министерства образования Нижегородской области удостаивались многие аспиранты кафедры (К.В. Марков, Е.В. Четвертаков, А.Е. Негин, П.А. Акопян и др.).
  • В 2010 г. А.Е. Негин выиграл конкурс на получение стипендии Правительства Российской Федерации.

Публикационная активность

Активизация научной и методической деятельности кафедры в 1990-е – 2000-е гг. проявилась в существенном увеличении числа изданных монографий, учебных пособий, публикаций в ведущих научных периодических изданиях России («Вестник древней истории», «Боспорские исследования», «Диалог со временем», «Российская археология» и др.).

Только за последние годы членами кафедры были опубликованы 6 монографий в издательствах Санкт-Петербурга, Москвы и Украины, а также 15 учебно-методических пособий (в том числе и в сотрудничестве со специалистами из других вузов и академических учреждений).

Фундаментальная работа А.В. Махлаюка «Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность» (СПб., 2006) в 2008 г. была удостоена премии Фонда «Вольное дело» и Всероссийской ассоциации антиковедов как лучшая монография года.

В 2009 г. на Украине была опубликована капитальная монография Е.А. Молева «Боспорский город Китей», обобщившая результаты многолетних раскопок этого античного города.

Существенно выросло число статей сотрудников кафедры, опубликованных в зарубежных изданиях (Германии, Греции, Турции, Франции, Чехии, Дании, Украины).

Одним из направлений деятельности кафедры является издание научно-популярных книг по древней истории, что важно для пропаганды исторического знания среди школьников и широких кругов населения. В 2003 г. в серии «Загадки истории» издательства «Центрполиграф» массовым тиражом были опубликованы книги Е.А. Молева «Эллины и варвары: На северной окраине античного мира» и А.В. Махлаюка «Римские войны. Под знаком Марса» (ее новое издание вышло в 2010 г.).

«Визитной карточкой» кафедры являются издаваемые материалы конференций, сборники научных трудов и научные альманахи.

С 1975 г. кафедрой издается сборник «Из истории античного общества», инициатором создания которого был проф. В.М. Строгецкий. В последнее время он выходит ежегодно под редакцией А.В. Махлаюка, предоставляя возможность исследователям из многих городов России и из зарубежных стран публиковать результаты своей работы.

С 1996 г. по инициативе и под редакцией проф. Е.А. Молева стал регулярно издаваться сборник научных и методических трудов «Нижегородские исследования по археологии и краеведению» — первое в Нижнем Новгороде периодическое издание по вопросам археологии, а с 2012 г. под его редакцией выпускается археологический альманах «Культурный слой».

В рамках совместного германо-российского проекта в ведущем немецком издательстве Franz Steiner Verlag, специализирующемся на публикации исторической литературы, вышел сборник статей российских антиковедов «Ruthenia Classica Aetatis Novae» под редакцией профессора Андреаса Меля (Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg), профессора А.В. Махлаюка (Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского) и профессора О.Л. Габелко (РГГУ). Книга призвана представить читателям, не владеющим русским языком, результаты исследований ряда российских исследователей. Статьи охватывают широкий круг тем и периодов: историю древней Греции от эпохи архаики до эллинизма, историю древнего Рима республиканского и императорского времени, проблемы политики, финансов, идеологии, государственного строя.

Кафедра отвечает за подготовку и публикацию материалов традиционных Чтений памяти профессора Николая Петровича Соколова, которые в последние годы приобрели статус Всероссийской конференции и стали весьма представительным научным форумом. Первая конференция «Социально-политические проблемы всеобщей истории», посвященная памяти профессора Н.П. Соколова, была проведена 1980 г. по инициативе В.М. Строгецкого, а с 1991 г. проведение чтений стало регулярным, и в 2012 г. они прошли в 13-й раз.

Совместно с музеем ННГУ и Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области регулярно проводятся «Черниковские чтения», посвященные памяти известного нижегородского археолога В.Ф. Черникова (1924–1997), на которых обсуждаются результаты археологических исследований в нижегородском и соседних регионах.

Издание Поволжского антиковедческого журнала «Antiquitas aeterna»

Опыт долговременного сотрудничества с родственными кафедрами Саратовского и Казанского университетов привел к реализации проекта по совместному изданию Поволжского антиковедческого журнала «Antiquitas aeterna» («Вечная античность»).

В состав его редакции помимо специалистов названных университетов и ННГУ вошли заведующий кафедрой истории Древней Греции и Рима СПбГУ профессор Э.Д. Фролов и заведующий кафедрой древних языков МГУ профессор А.В. Подосинов, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН И.Е. Суриков, профессор РГГУ О.Л. Габелко. К работе в ней привлечен и ряд зарубежных ученых. Главным редактором журнала стал профессор Е.А. Молев.

Изданы три выпуска альманаха. В январе 2010 г. кафедрой была организована первая авторско-читательская конференция альманах «Antiquitas aeterna», посвященная теме «Традиции, парадоксы и уроки греко-римского историописания в контексте проблем современного антиковедения», а в апреле 2014 г. прошла вторая конференция по теме «История понятий, категориальный аппарат современной исторической науки и проблемы (ре)конструкции прошлого». В настоящее время по ее итогам готовится к изданию 4-й выпуск альманаха.

Сотрудничество с научными и образовательными центрами России и зарубежья

Научно-организационная работа осуществляется в тесном контакте с другими университетами, учеными и учреждениями РАН и включает:

  • участие в организации и работе научных конференций разных уровней
  • совместную подготовку научных трудов
  • публикации в академических изданиях и периодике
  • членство в редколлегиях, диссертационных и экспертных советах
  • взаимное рецензирование научных трудов и учебных пособий, докторских и кандидатских диссертаций.

Коллектив кафедры активно сотрудничает с целым рядом научных и образовательных центров страны и зарубежья – нижегородскими вузами, МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским госуниверситетом, РГГУ, Саратовским, Приволжским (Казанским) федеральным университетом, Ярославским, Ивановским, и др.

Среди постоянных партнёров – Институт всеобщей истории и Институт археологии РАН.

Научно-исследовательская лаборатория «Терминология источников»

Новой формой организации научно-исследовательской работы стало создание в 2014 г. на базе кафедры совместной научно-исследовательской лаборатории ННГУ – институты Российской академии наук (РАН) в рамках Программы повышения конкурентоспособности ННГУ «Терминология источников: проблемы трансляции и интерпретации в современном историографическом дискурсе».

Руководитель – проф. А.В. Махлаюк. В ее творческий коллектив, наряду с сотрудниками института (проф. Е.А. Молев, проф. М.В. Белов, проф. Н.Ю. Сивкина, доц. И.Ю. Ващева, доц. А.Н. Маслов, доц. К.В. Марков, ст. преп. А.Е. Негин), аспирантами и студентами кафедры, вошли ведущие российские ученые из Института всеобщей истории и Института славяноведения РАН (чл.-корр. РАН Л.П. Репина, г.н.с. А.В. Подосинов, г.н.с. И.Е. Суриков, в.н.с. А.Л. Шемякин).

Основные цели лаборатории: 

  • исследовать происхождение, типологию и специфику, континуитет и дисконтинуитет в содержании и социокультурной роли ряда понятий и терминов, непосредственно связанных с формированием исторических представлений и категорий в современных историографических дискурсах, а также проблем понимания исторического текста (нарратива), влияния лингвистических и репрезентационных механизмов на содержание исторических концепций;
  • способствовать знакомству российского научного сообщества с новейшими достижениями мировой исторической науки.
  • Для достижения данной цели предполагается:
  • проведение совместных исследований учеными ННГУ и РАН по единому плану на основе использования баз данных, электронных и печатных ресурсов, имеющихся в ННГУ и институтах РАН, и обмена научными материалами;
  • привлечение к исследовательской работе по теме лаборатории наиболее подготовленных и перспективных студентов и аспирантов ННГУ;
  • публикация результатов исследований в высокорейтинговых журналах, в т.ч. зарубежных;
  • организация и проведение совместных научных семинаров по тематике лаборатории;
  • подготовка и издание переводов и научных комментариев письменных источников по истории античности, Средних веков и Нового времени;
  • подготовка издания переводов важных трудов зарубежных исследователей;
  • подготовка и публикация аналитических обзоров российских исследований в зарубежной научной периодике;
  • подготовка и публикация на английском языке сборника исследований, проведенных сотрудниками лаборатории на уровне, соответствующем мировому;
  • осуществление зарубежных стажировок сотрудников лаборатории, установление новых научных контактов с коллегами в странах Запада, сбор материала в зарубежных библиотеках.

Контакты

Кафедра истории древнего мира и классических языков Адрес: 603005 Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2, каб. 311 Тел.: (831) 462-32-43 e-mail: [email protected]

www.imomi.unn.ru

15 учебников, определивших лицо российской школы

Школьники сначала в Советском Союзе, а потом в России в основном учились по книгам издательства «Просвещение». «Мел» собрал самые интересные, популярные и заслуженные учебники издательства — каждый найдёт в этом материале несколько хорошо знакомых обложек.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Азбуки и буквари

1. «Букварь» С. П. Редозубова (для сельских школ), 1945 г.

Первое издание «Букваря» под редакцией Сергея Редозубова пришлось на 1945 г. — год Великой Победы. Поколение советских детей, которые пошли в школу осенью 1945-го, — свидетели страшных дней войны. И вопросы первоклассникам в «Букваре» были в духе всеобщих настроений тех дней: «Какое чувство пережили мы все в день победы над врагом? Как мы смотрели в этот день на все окружающее? О ком мы вспоминали в день нашей радости?»

2. «Букварь» А. И. Воскресенской, 1945 г.

«Букварь» Александры Воскресенской, впервые изданный в том же 1945 году, эволюционировал от издания к изданию в духе времени: портреты Иосифа Сталина сменялись портретами Никиты Хрущева, рассказы о хлебозаготовках уступали место заметкам о комбайнах на кукурузных полях.

3. «Азбука» А. И. Воскресенской, 1958 г.

Большинство родителей, конечно же, вспомнят эту азбуку, только взглянув на обложку: одна из самых известных и любимых, та самая «Азбука с аистом» по праву может считаться учебником-долгожителем: она издавалась с 1958 до середины 1980-х годов и была в каждой советской семье. Помимо прочего, эта книга также содержала рекомендации для родителей, как проводить обучение детей шести лет.

4. «Азбука» В. Г. Горецкого, 1994 г.

В 1984 года было положено начало последней в СССР школьной реформе — вместо десятилетнего обучения вводилось одиннадцатилетнее, в первый класс шли учиться с шести лет, а продолжительность учебы в начальной школе увеличилась на один год — с первого по четвертый класс. Специально для первоклашек-шестилеток в 1986 году была создана последняя советская «Азбука», которая потом много раз переиздавалась (на картинке — издание 1994 года).

Учебники, получившие государственную премию

5. «Экономическая география зарубежных стран» И. А. Витвера, 1951 г.

«Экономическая география зарубежных стран» советского географа Ивана Витвера была одним из лучших школьных учебников по географии, выдержала 16 изданий и помимо Советского Союза издавалась в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Китае, Японии, Великобритании и Франции. В 1951 году учебник был награжден Сталинской премией.

6. «Экономическая география СССР» Н. Н. Баранского, 1935 г.

»… Поездки по революционным делам в 1903–1910 годах, в которых я исколесил около 200 тысяч км от Киева до Таммерфорса, от Таммерфорса до Харбина и особенно от Челябинска до Читы и обратно, а затем сверх того еще около 100 тысяч км по делам всяческих ревизий (1918–1923 гг.), показали мне наглядно, до чего значительно изменяются от места к месту и природа, и люди, и их хозяйство. А в этом ведь суть экономической географии и интереса к ней», — объяснял свой интерес к предмету апологет районного подхода к изучению географии Николай Баранский.

Баранский написал несколько учебников по экономической географии СССР. Учебник «Экономическая география СССР» для 8-го класса с 1935 выдержал 16 изданий. А в 1952 году он удостоился Государственной премии СССР (Сталинская премия III степени).

7. «История древнего мира», 5 класс. Ф. П. Коровкин, 1957 г.

Для своего времени учебник Федора Коровкина «История Древнего мира» был во многом инновационным и уникальным. Основная часть школьных учебников 1950-х годов имела структуру вузовского учебника: такие пособия содержали большое количество фактической информации, но не создавали условий для практического применения знаний. В них отсутствовали документы, вопросы и задания к темам, иллюстрации. Учебник, созданный Коровкиным, был разработан с учетом возрастных особенностей пятиклассников и оказался последовательным, логичным и увлекательным. В 1973 году он был награжден госпремией СССР.

Кстати, на обложке учебника изображена Триумфальная арка в Пальмире, несколько месяцев назад уничтоженная боевиками «Исламского государства» (организация признана террористической, на территории РФ запрещена).

8. «История средних веков», 6 класс. Е. В. Агибалова и Г. М. Донской, 1961 г.

Учебник «История Средних веков» был написан школьными учителями Донским и Агибаловой в 1961 году, тогда же он был отмечен первой премией на открытом конкурсе учебников по истории, а в 1973-м стал лауреатом Государственной премии СССР.

С тех пор этот учебник остается одним из самых востребованных учебных пособий для средней школы, выдержав не менее 25 переизданий. По учебнику, автор которого простая школьная учительница из Харькова, в течение десятков лет изучали историю в Гаване, Польше, Чехии и Китае. Написан этот учебник ярким и живым языком, доступным для шестиклассников, и был переведен на несколько языков.

9. «География», 10 класс. В.П. Максаковский

Учебник, знакомый многим, пережил более 20 изданий. В 1997 году ему была присуждена премия Президента РФ.

10. УМК по ИЗО для начальной школы, 1-4 классы. Б. М. Неменский, 2002 г.

Начиная с 70-х годов под научным руководством Неменского проходил эксперимент по апробации и внедрению в педагогическую практику новых прогрессивных идей. В эксперименте принимали участие художники, философы, психологи, режиссеры, писатели, ученые, педагоги — все они вносили свою лепту в разработку программы, концептуальных подходов и методику преподавания искусства. Огромная многолетняя работа завершилась созданием многих учебников по изобразительному искусству. Один из них — УМК по ИЗО для начальной школы — в 2002 году был награжден премией президента РФ.

Наиболее интересные и популярные учебники

11. «Геометрия», 7-9 классы. В. Ф. Бутузов и др. под ред. В. А. Садовничего, 2010 г.

В серии «МГУ — школе» выпускаются учебники и учебные пособия, созданные профессорами и преподавателями МГУ специально для школьников, в будущем — абитуриентов университета. Основные геометрические понятия и свойства вводятся в учебнике на основе наглядных представлений, что делает его доступным для самостоятельного изучения школьниками. В учебнике активно используются красочные информационные чертежи и фотографии, наглядно показывающие связь изучаемого материала с жизнью. Объяснение происхождения геометрических терминов, подробные исторические справки, отражающие этапы развития геометрии и роль ученых в ее становлении позволяют увидеть, как развивалась геометрия на протяжении столетий.

12. «Алгебра и начала математического анализа», 10-11 классы. А. Н. Колмогоров и др.

В начале 70-х годов в СССР проводилась реформа математического образования в школе, которую возглавили академик Андрей Колмогоров и Алексей Маркушевич — вице-президент академии педагогических наук. Появились новые учебники по математике, алгебре, геометрии. Впервые в школе был выпущен учебник по алгебре и началам анализа под редакцией Колмогорова. Учебник написан на высоком научном уровне и лаконичным языком. Теория изложена с большим количеством примеров, что позволяет легче и нагляднее объяснить учащимся новый материал. По этому учебнику занимается уже ни одно поколение школьников.

13. «Информатика», 7-9 классы. А.Г. Гейн

Курс информатики Гейна призван обучить учащихся базовым понятиям информатики и представлениям об информационных технологиях. Учебный материал излагается как для ОС Windows, так и для OC Linux. Для закрепления пройденного материала в конце каждой главы помещены тематические тесты в форме ЕГЭ. Компьютерный практикум вынесен в отдельный раздел учебника, что позволяет учителю более гибко планировать учебное время. Принципиальной установкой авторов является обязательное использование компьютерной техники для практической работы учащихся при изучении ими информационных технологий.

14. УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс

УМК «Английский в фокусе» уникален тем, что это первый учебник английского языка, созданный для общеобразовательных школ страны российскими авторами в тандеме с носителями языка, британскими педагогами и методистами. Это первый учебник, который так гармонично объединил в себе отечественную и зарубежную методику преподавания иностранного языка.

15. «Окружающий мир», 1-4 классы. А.А. Плешаков

Учебник «Окружающий мир» Плешакова — один из самых популярных учебников издательства «Просвещение». Точнее, это целая линейка учебников для всех классов начальной школы. Для того чтобы создать современный учебник, автор примерно на 70-80% обновил привычное содержание учебного предмета. Именно из этих учебников младшие школьники стали впервые узнавать об экологических проблемах и способах их решения, об экономике и безопасности, о всемирном наследии и национальных парках. Или, например, стали осваивать раздельный сбор мусора в быту, что, увы, никак не привыкнут делать многие взрослые.

mel.fm

Направление подготовки: "История" (код: 46.03.01)

Направление подготовки: «История» (код: 46.03.01)

​Направление "История" – это классическое гуманитарное образование, которое дает возможность постичь прошлое человечества с древнейших времен до недавнего времени.

​В учебный план этого направления подготовки входит большой набор обязательных дисциплин (базовые курсы).

Профили подготовки

​​Начиная с III курса студенты очной формы обучения (студенты очно-заочной (вечерней) формы обучения - с IV курса) приступают к профилизации, в рамках которой изучают ряд специальных дисциплин, специальных и уникальных авторских курсов соответствующего профиля (специальные и профильные курсы).

Профилизация подразумевает самостоятельное (по итогам предварительно поданных заявлений) распределение студентов II курса очной формы обучения и III курса очно-заочной формы обучения по 14 профилям подготовки, обеспечиваемым соответствующими кафедрами факультета.

Подача заявлений проходит в конце марта - начале апреля и сопровождается организационным собранием для всех студентов, на которое приглашаются представители всех кафедр. В ходе рассмотрения заявлений претендентов некоторые кафедры организуют специальные собеседования, принимая по их итогам решение о зачислении студента на кафедру для дальнейшего обучения по ее профилю.

нажмите на название профиля для получения подробной информации

(для кафедр, работающих в новом интерфейсе сайта, вы будуте перемещены на страницу описания профиля подготовки в разделе соответствующей кафедры)

Контрактные образовательные программы

Для студентов очной формы обучения в рамках направления подготовки "История" действуют 3 контрактные образовательные программы, на которые абитуриенты изначально поступают в отдельном конкурсе:

Подробная информация о данной программе

Элективные (избираемые в обязательном порядке) дисциплины:

Модуль «История международных отношений и дипломатии»
  • Византия и Восток в XIII–XV вв.
  • Центральная и Юго-Восточная Европа между Востоком и Западом в эпоху Османской империи
  • Центральная Европа в раннее Новое время (XVI–XVII в.): политическое развитие и международные отношения
  • Кризис системы международных отношений в конце ХIХ – начале XX в. и происхождение Первой мировой войны
  • «Восточный вопрос» в международных отношениях в конце XIX – первой половине XX в.
  • Балканы в политике великих держав, конец XIX – первая треть XX в.
  • США в системе международных отношений: прошлое и настоящее
  • Формирование концепции национального интереса во внешней политике США: от Войны за независимость до доктрины Монро (1776–1823)
  • Эволюция внешнеполитических концепций США в отношении стран «третьего мира» после Второй мировой войны
  • Англо-ирландские отношения (1640–1922)
  • Внешняя политика Испании в послевоенный период
  • История международного коммунистического и социалистического движений
Модуль «История внешней политики России»
  • Восточное направление во внешней политике России конца XVIII – XIX в. (Османская империя, Балканы, Средний Восток, Закавказье и Северный Кавказ)
  • Россия и мусульманский мир
  • Внешняя политика СССР накануне и во время Великой Отечественной Войны
  • Россия в ООН (1945–2009)
  • Россия в мировой политике (вторая половина XX – начало XXI вв.)
Модуль «Теоретические проблемы международных отношений»
  • Дефиниция «нейтралитет». Теория и практика политического нейтралитета в системе международных отношений
  • Геополитические концепции в теории международных отношений
  • Экспансия: освоение пространства как инструмент мировой политики (теоретический и исторический аспекты)
  • Международные процессы на политической карте мира в Новое время
  • Международные процессы на политической карте мира в Новейшее время
Модуль «Интеграционные процессы в мировой экономике и международных отношениях: история и современность»
  • Интеграционные процессы в Северной Америке
  • Интеграционные процессы на периферии евроатлантической цивилизации: в Латинской Америке и Африке
  • Мировая экономика и национальные государства в XX в.
Модуль «Проблемы войны и мира в истории международных отношений»
  • Военный и политический альянс как инструмент мировой политики.)
  • Экспансия во внешней политике США: цели, направления, методы (XIX–XX вв.)
  • США и проблема международного терроризма (последняя треть XX – начало XXI в.)

Подробная информация о данной программе

Элективные (избираемые в обязательном порядке) дисциплины:

Модуль «Туристическое регионоведение России»
  • Русский город раннего Нового времени в аспекте макро- и микроисторического исследования
  • Формирование историко-культурного облика древнерусских городов
  • История русского паломничества в Святую землю
  • Россия и страны Дальнего Востока: историко-культурные контакты в XIX – начале ХХ в.
  • Слово и изображение: лейтмотивы русского искусства XVIII–XX вв.
  • История культурных практик в средневековой Руси и России раннего Нового времени
Модуль «Туристическое регионоведение зарубежных стран»
  • Египет эпохи великих пирамид
  • Имперская культура в Римской империи в I–V вв. н.э.
  • Общество и культура Германии эпохи Дюрера
  • Средневековая Венгрия: на перекрестке культур
  • Образ «другого» в средневековой культуре
  • История Лондона
Модуль «Туристическая, экскурсионная и музейно-выставочная деятельность»
  • Долина Нила: туристические памятники
  • Мезоамерика: история и культура
  • Вилла в культуре и искусстве Европы от античности до Нового времени
  • Садово-парковое искусство Франции от Средних веков до конца XVIII в.
  • История великих музеев мира
  • Культура и искусство Древнего мира
Модуль «Виды туристической деятельности»
  • Религия в культурах мира
  • История письма: от пиктографии к иероглифам и первым алфавитам
  • Религия и церковь в США: идейно-политический и этно-культурный аспекты
  • История повседневности: теория
  • Мир английской усадьбы
  • Знаменитые национальные парки
Модуль «Туристический менеджмент и правовые основы туристической деятельности»
  • Особенности туристического бизнеса в современном мире
  • Влияние региональных особенностей на практику туризма
  • История древнего права: от Законов Хаммурапи к кодексу Юстиниана
  • Экономика туризма

Подробная информация о данной программе

Элективные (избираемые в обязательном порядке) дисциплины:

Модуль «История политических институтов и систем»
  • Египет позднего и греко-римского времени: политическая история, общество, культура
  • Политическая история Месопотамии
  • Власть, политические структуры и институты в средневековом обществе
  • Социально-политическая история Арагонской короны
Модуль «Современные политические процессы зарубежных стран»
  • Политическая система США: истоки и современные тенденции
  • Политическая система Франции в ХХ в.
  • Политическая система ФРГ
  • Политическая история стран Ближнего Зарубежья
  • Восточная Европа: опыт политической и экономической модернизации
  • Политическая история Казахстана (1992–2007)
  • Современная политическая система Украины: формирование и развитие
Модуль «Политические процессы в России: история и современность»
  • Политическая система императора Николая I: новая точка зрения
  • Политические доктрины и программы русского либерализма
  • Политическая культура российского общества: история и современность
  • Политика России в отношении стран Запада (вторая половина ХХ – начало XXI в.)
Модуль «Теория и практика политического анализа»
  • Современные концепции политологии
  • История общественно-политической мысли: прошлое и настоящее
  • Политические концепции в Европе в раннее Новое время (XVI–XVII вв.)
  • Общественно-политическая мысль и антифашистское движение в Италии в 20–40-е гг. ХХ века (либеральный социализм)
Модуль «Государственная политика и политическое управление»
  • Социально-политическая трансформация в истории Центральной и Восточной Европы (Польша, литовско-польская Русь, Россия), XI–XVII вв.
  • Государственная политика в области культуры в странах Европы в ХХ в.
Модуль «Этнополитология»
  • Этнический фактор в современной политике России
  • Межэтнические конфликты
  • Религия и межконфессиональные отношения в мире
  • Юридическая антропология
  • Современный русский национализм

На I и II курсах студенты данных образовательных программ слушают курсы, сдают зачеты и экзамены, обязательные для остальных студентов факультета (т.е. обучаются по единому учебному плану направления "История").

Профилизация для обучающихся по данным программам также начинается с III курса. Однако, начиная с I курса, в рамках дисциплин по выбору, для этих студентов читаются специализированные курсы. В отличие от остальных студентов исторического факультета, учащиеся данных образовательных программ не закреплены за конкретной кафедрой. Контроль за их деятельностью осуществляют кураторы. Учащиеся самостоятельно выбирают себе научного руководителя для написания выпускной квалификационной работы бакалавра.

www.hist.msu.ru

Видеоархив исторического факультета МГУ | Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Как традиционно справлялись праздники в Российской империи в XIX веке

Исторический факультет 2 месяца назад

227 Просмотров0 Понравилось

До революции 1917 года в Российской империи было до 40 праздничных дней в году. А еще начало ХХ века было богато на юбилеи исторических событий. Все эти праздники сопровождались массовыми народными гуляниями, которые ...

Лекция Паскаля Перрино и Анн Мюксель «Vie politique française, état des lieux un an après l’élection d’E.Macron»

Исторический факультет 2 месяца назад

161 Просмотров0 Понравилось

1 июня 2018 года на историческом факультете МГУ с лекцией "Vie politique française, état des lieux un an après l’élection d’Emmanuel Macron" [Политическая жизнь Франции. Год после выборов Эммануэля Макрона] выступили ...

Лекция С.В.Мироненко «Убийство царской семьи (по новым материалам российских и зарубежных архивов)»

Исторический факультет 2 месяца назад

580 Просмотров2 Понравилось

26 мая 2018 года состоялась очередная встреча в рамках исторического лектория "Хронограф", в ходе которой с лекцией "Убийство царской семьи (по новым материалам российских и зарубежных архивов)" выступил заведующий ка...

Лекция Алена-Жерара Слама «Littérature et politique»

Исторический факультет 2 месяца назад

242 Просмотров0 Понравилось

16 мая 2018 года на историческом факультете МГУ с лекцией "Littérature et politique" [Литература и политика] выступил известный французский историк и журналист Ален-Жерар Слама. Лекция была прочитана на французском яз...

Карго-культ Джона Фрума

Исторический факультет 3 месяца назад

357 Просмотров1 Понравилось

Карго-культом принято называть группу религиозных движений в Меланезии. Основа веры — неграмотные аборигены во время Второй Мировой войны верили, что западные товары созданы духами предков. Товары сбрасывали с самолёт...

Великая Французская революция: Свобода? Равенство? Братство?

Исторический факультет 3 месяца назад

751 Просмотров2 Понравилось

Чем была Французская революция конца XVIII века: восстанием элит или масштабным народным движением? Каковы ее подлинные причины и исторические последствия для Франции и для всего мира? Можно ли было избежать якобинско...

Социальные институты Ледникового периода

Исторический факультет 3 месяца назад

103 Просмотров0 Понравилось

Доктор исторических наук, доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ В.С.Житенев выступил с публичной лекцией "Социальные институты Ледникового периода: проблема передачи культурной информации" в рамках де...

Лекция А.В.Гусева «Гражданская война в России: социальные силы и политические альтернативы»

Исторический факультет 3 месяца назад

572 Просмотров2 Понравилось

21 апреля 2018 года в Шуваловском корпусе МГУ состоялась очередная встреча в рамках исторического лектория "Хронограф", в ходе которой с лекцией "Гражданская война в России: социальные силы и политические альтернативы...

Италия времен Муссолини

Исторический факультет 3 месяца назад

939 Просмотров0 Понравилось

В октябре 1922 года Национальная фашистская партия, главой которой был Бенито Муссолини, или "Дуче", организовала марш своих последователей на Рим. Это была акция таких масштабов, которые представляли опасность для де...

Крымская война

Исторический факультет 4 месяца назад

358 Просмотров0 Понравилось

В 1854 году три давние соперницы – Франция, Британия и Османская империя – объединились, чтобы сообща нанести удар России. В ходе войны, которая получила название Крымской, им удалось добиться преимущества на Черном м...

Лекция В.С.Житенева «Образный мир человека Ледникового периода»

Исторический факультет 5 месяцев назад

577 Просмотров2 Понравилось

17 февраля 2018 года состоялась очередная встреча в рамках исторического лектория "Хронограф", в ходе которой с лекцией "Образный мир человека Ледникового периода: новейшие открытия и интерпретации археологов" выступи...

Россия и Венеция в XV — XVIII веках

Исторический факультет 6 месяцев назад

479 Просмотров0 Понравилось

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ Татьяна Александровна Матасова выступила с лекцией "Россия и Венеция в XV - XVIII веках" в лектории "Историческ...

Археологические итоги 2017 года: ключевые открытия и исследования

Исторический факультет 6 месяцев назад

853 Просмотров0 Понравилось

Доцент кафедры археологии, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции исторического факультета МГУ В.С.Житенев выступил с публичной лекцией "Археологические итоги 2017 года: ключевые открытия и исследовани...

IX Благотворительная новогодняя елка

Исторический факультет 7 месяцев назад

200 Просмотров2 Понравилось

26 декабря 2017 года в актовом зале Шуваловского корпуса МГУ состоялась уже девятая по счету Благотворительная новогодняя елка для детей из детских домов Москвы и ближних областей, а также детей с ограниченными возмож...

Лекция О.В.Хлевнюка ««Большой террор». 1937-1938 гг. Архивные исследования и споры историков»

Исторический факультет 8 месяцев назад

579 Просмотров2 Понравилось

16 декабря 2017 года состоялась очередная встреча в рамках исторического лектория "Хронограф", на которой с лекцией "«Большой террор». 1937-1938 гг. Архивные исследования и споры историков" выступил д.и.н., профессор ...

video.hist.msu.ru

Древний восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира Исторического факультета МГУ. Вып. VIII

Elar at YarSU > Общеуниверситетские коллекции > Электронная библиотека Научно-образовательного Центра антиковедения (STATIO ANTIQVITATIS) > Временная коллекция 3 (ST.ANTIQ.) >

Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uniyar.ac.ru/jspui/handle/123456789/3317
Заглавие: Древний восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира Исторического факультета МГУ. Вып. VIII
Другие заглавия: Ancient East and Classical Antiquity. Works of Chair of Ancient History of Faculty of History of the Moscow State University. Issue 8
Ключевые слова: научная жизнь (конференции, симпозиумы, семинары, круглые столы и др.)scientific life (conferences, symposiums, workshops, round-tables, etc.)научные мероприятия по древней истории (в целом)scientific events on the ancient history (in whole)просопографические исследованияprosopographical studiesисточниковедение древней историиsource study of the ancient historyантичная нарративная традицияclassical narrative traditionпубликации переводов источников на русский языкpublications of sources in Russian translationэкономика древних обществeconomy of ancient societiesсоциальная структура и социальные отношения в древних обществахsocial framework and social relationships in ancient societiesполитическое устройство древних обществpolitical structure of ancient societiesдревнее правоancient lawримское правоRoman lawистория Древнего Востокаhistory of the ancient Eastистория Древней Грецииhistory of ancient Greeceистория Древнего Римаhistory of ancient Romeдревняя Месопотамияancient MesopotamiaВавилонBabylonГомерHomerИлиадаIliadОдиссеяOdysseyантичная литератураancient Greek and Roman literatureПанафинейские игрыPanathenaic Gamesэллинизм (вторая половина IV — середина I вв. до н.э.)Hellenism (second half of the 4th — mid-1st centuries B.C.)держава СелевкидовSeleucid Empireримская армияRoman armyГаллияGaulОригенOrigenАменемхет IIAmenemhat IIантичная эпиграфикаclassical epigraphyгреческая эпиграфикаGreek epigraphyметодика преподавания антиковедческих и смежных дисциплинmethods of the classics and related disciplines teaching
Issue Date: 2012
Издатель: Академика
Библиографическое описание: 2012: Древний восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира Исторического факультета МГУ. Вып. VIII / В.И. Кузищин (гл. ред.). М.
Краткий обзор (реферат): Данный сборник, подготовленный коллективом кафедры истории Древнего мира МГУ, посвящен исследованию различных сюжетов истории Древнего Востока и Античности.
URI: http://elar.uniyar.ac.ru/jspui/handle/123456789/3317
ISBN: 9785422500604
Appears in Collections:Временная коллекция 3 (ST.ANTIQ.)

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

 

elar.uniyar.ac.ru

Направление подготовки: «История» (код: 46.04.01)

Межкафедральные магистерские программы

Предназначены для всех категорий абитуриентов магистратуры вне зависимости от направления предшествующего обучения и ориентированы в первую очередь на студентов внешней (двухлетней) магистратуры.

Кафедральные магистерские программы

Предназначены преимущественно для выпускников бакалавриата исторического факультета МГУ, обучавшихся с I курса по образовательному стандарту, самостоятельно установленному МГУ для интегрированной магистратуры по направлению "История" (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры).

Магистрантам, желающим обучаться по данным программам в соответствии с образовательным стандартом, самостоятельно установленным МГУ для внешней магистратуры, предстоит подтвердить уровень своих знаний, необходимых для освоения избранной магистерской программы, в ходе собеседования.

Распределение по магистерским программам

Магистранты, ранее обучавшиеся по образовательному стандарту, самостоятельно установленному МГУ для интегрированной магистратуры по направлению "История", после успешного прохождения вступительных испытаний распределяются на магистерские программы, в соответствие со своей прежней профилизацией (т.е. распределяются на ту кафедру, на которой они проходили обучение, будучи бакалаврами).

Переход с одной магистерской программы, часть которой которая ранее была освоена в бакалавриате, на другую магистерскую программу (на другую кафедру) в случае изменения академических интересов учащегося производится по согласованию с соответствующей кафедрой, осуществляющей магистерскую программу, при условии согласия учебной части факультета (заместителя декана по учебной работе).

Магистранты, собирающиеся обучаться по образовательному стандарту, самостоятельно установленному МГУ для внешней магистратуры по направлению "История", вправе выбрать магистерскую программу в соответствии со своими научными интересами. При этом кафедра, реализующая соответствующую магистерскую программу, вправе проводить для "внешних" магистрантов дополнительное собеседование (в т.ч. – на знание иностранных или древних языков), в ходе которых магистрант подтверждает уровень знаний, необходимый для освоения определенной магистерской программы.

Единого дня для проведения собеседования не предусмотрено. Каждая кафедра сама устанавливает дату проведения собеседования. В первые дни учебного года Студентам внешней магистратуры следует подойти на соответствующую кафедру и узнать о дате проведения собеседования.

Факультет оставляет за собой право ограничить количество студентов, обучающихся на каждой магистерской программе или не открывать программу, если число желающих обучаться по данной программе будет менее трех человек. В таком случае зачисленным будет предоставлена возможность выбрать между остальными магистерскими программами.

www.hist.msu.ru