Иностранные источники о Древней Руси XVI-XVII вв. Источники по древней руси
Исторические источники о Руси
Изучение истории без изучения первоисточников невозможна. Вашему вниманию предложены иностранные и отечественные исторические источники по истории Древней Руси.
Раздел сайта Исторические источники о Руси дает возможность всесторонне представить учащимся и людям увлекающимся историей иностранные и отечественные источники - хоть и не в максимальном объеме, но все же в объеме, необходимом и достаточном для учебных и позновательных целей.
Античные источники
Фрагменты сочинений античных авторов, составляющих свод древнейших источников по истории Северного Причерноморья и Восточной Европы.
перейти в раздел
Византийские источники
Публикации византийских памятников в переводах с греческого языка, в которых отражены события истории народов Восточной Европы Руси и ее соседей в IV-XIII вв.
перейти в раздел
Восточные источники
Источники на арабском, персидском и еврейском языках. Приводятся фрагменты географических, исторических трудов, записок путешественников и т.д.
перейти в раздел
Западноевропейские источники
Переводы западноевропейских (немецких, польских, французских, итальянских, венгерских, чешских) источников IX-XIII вв., написанных, как правило, на латинском языке.
перейти в раздел
Древнескандинавские источники
Письменные памятники IX-XIV вв. представляют собой самую большую группу среди иностранных источников, содержащих сведения о Древней Руси.
перейти в раздел
Древнерусские источники
Для вас собран материал древнерусской литературы, дошедшей до наших дней, с момента первых сохранившихся памятников XI века вплоть до XVII века.
Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков
ДРЕВНЕЙ РУСИ И КАВКАЗА
Редколлегия серии «Византийская библиотека»:
Г. Г. Литаврин (председатель), О. Л. Абышко (сопредседатель), И. А. Савкин (сопредседатель), С. С. Аверинцев, М. В. Бибиков, С. П. Карпов, Г. Л. Курбатов,
Г, Е. Лебедева, Я. Н. Любарский, И. П. Медведев, Д. Д. Оболенский, Г. М. Прохоров, А. А. Чекалова, И. И. Шевченко
Монография «Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа» известного московского византиниста М. В. Бибикова посвящена изучению и анализу двусторонних национальных и государственных контактов, политических, торговых и культурных русско-византийских связей в период ХпХШ вв. На основе богатых и разнородных материалов (светских и церковных, риторических и эпистолярных) автор доказывает, что вплоть до завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г. никакого упадка в истории русско-византийских отношений не наблюдалось. Также впервые на современном уровне прослежены этапы половецкой истории по византийским данным.
Для широкого круга читателей.
Часть 1
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследуемая тема находится на стыке изучения русской истории и византиноведения. Это обусловливает «двуединый» характер анализа историографии темы: с одной стороны, изучение историками-русистами материалов византийских источников,. с другой — разработка византинистами проблем, связанных с русской историей. Такая постановка вопроса справедлива при изучении двухсторонних национальных и государственных контактов, политических, торговых, культурных и других связей, в частности русско византийских. Не случайно в имеющихся исследованиях взаимоотношений Руси и Византии анализ историографии этих проблем дан именно в таком аспекте.1 Однако не историю изучения русско-византийских отношений предполагается сейчас рассмотреть, поскольку этим сюжетом не исчерпывается поставленная задача работы.
Представляется необходимым определить пути источниковедческого освоения византийского историографического и литературного наследия для решения проблем истории Руси и народов на территории Восточной Европы.
Рассмотрение всей истории изучения темы — самостоятельная историографическая задача. В данном же случае основное внимание сосредоточено на этапе, начинающемся с конца XIX в., времени, когда в разработку проблем истории России и народов нашей страны включились непосредственно профессиональные византинисты. Именно к этому времени относят возникновение византиноведения как самостоятельной отрасли исторического знания.
Задача настоящей работы — в процессе историографического исследования вскрыть современные цели и требования источниковедческого анализа, определить выбор методики.
Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956, с. 5 и сл.; Удальцова 3. В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969, с. 10г и сл., 127 и сл., 228 и сл.
Глава 1
ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ
ПО ИСТОРИИ РУСИ, СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ, КАВКАЗА
Историографические очерки по рассматриваемой теме, как правило, начинаются с довольно позднего времени — с конца XVIII в.1 или даже с конца XIX в.2 Однако как в русской историографии, так и в византиноведении утвердился принцип историографических исследований, требующий охвата значительно более отдаленных времен, вскрывающий самые глубокие корни новейших исторических концепций. Такой подход лежит в основе исследования нашей, смежной, темы, им обусловлено выявление основных этапов эволюции обработки и исследования византийских материалов в историографии отечественной истории.
Невозможно строго определить хронологическую грань «начала» освоения византийских сочинений в России. Эта традиция прослеживается уже в древнерусских исторических памятниках.
Предпосылкой использования материалов византийских источников явились древнерусские переводы отдельных греческих памятников, поэтому русская переводная литература может считаться первым направлением в истории освоения византийских памятников на Руси. Причем не следует ограничиваться вниманием к переводам только исторического жанра, но стоит учитывать и естественнонаучную (например, перевод «Шестоднева» Василия Великого), антикварно-занимательную («Пчела», переводы Стобея), житийную литературу. Исследователями отмечались цели идеологического воздействия переводной христианской книжности на Руси, значение переводной литературы в расширении познавательного горизонта русского читателя, усвоении норм человеческого общежития, морали.3 Наряду с этим подчеркнем особенности освоения этого материала: неоднократные редакционные изменения, переработка переводимых памятников в соответствии с местными потребностями и задачами — все это включало иноязычную литературу в общий поток древнерусской словесности.4
kavkaz-history.ru
Иностранные источники о Древней Руси XVI-XVII вв.
Древняя Русь в свете зарубежных источников. - М., 2000.
Повесть временных лет» о происхождении и расселении восточных славян.
Памятники литературы Древней Руси: XI - начало XII вв. - М., 1978.
Принятие христианства на Руси.
Памятники литературы Древней Руси: XI - начало XII вв. - М., 1978.
Князь Владимир Мономах: государственный деятель и полководец.
Слово Древней Руси. - М., 2000.
Идея единения русских земель в литературе эпохи политической раздробленности.
Мудрое слово Древней Руси. - М., 2000.
Памятники Куликовского цикла о борьбе русского народа против монголо-татарских завоевателей.
Воинские повести Древней Руси. - Л., 1985.
Черты объединительного процесса русских земель в древнерусской литературе
Памятники литературы Древней Руси: вторая половина XV в. - М., 1982.
Афанасий Никитин - русский первопроходец.
Хождение за три моря Афанасия Никитина. - Л., 1986.
Российская публицистика XVI в. о проблемах церковного строительства.
Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т.3. Политическая мысль в России X - первой половине XIX в. - М., 1997.
Политические воззрения царя Ивана Грозного.
Переписка Ивана Грозного с Курбским. - Л., 1979.
Жизнь и быт русских людей XVI в. по «Домострою».
Домострой. - М., 1990.
Критика духовенства и светской власти в демократической сатире XVII в.
Памятники литературы Древней Руси: XVII в: в 2 кн. - М., 1988-1989.
Протопоп Аввакум - духовный предводитель русского раскола.
Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. - М., 1991.
Основные черты общественно-политической мысли эпохи петровских реформ.
Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. - М., 1989. - Вып.5.
Современники о Петре I.
Рождение империи: Свидетельства современников петровской эпохи (конец XVII - начало XVIII вв.). - М., 1997.
Юности честное зерцало»: правила поведения молодого дворянина
Юности честное зерцало. - М., 1990.
Общественно-политические взгляды М.В.Ломоносова.
Ломоносов М.В. Избранные произведения: в 2 т. - Т.2 / М.В.Ломоносов. - М., 1986.
Формирование русской исторической мысли в первой половине XVIII в.
Сборник документов по истории СССР: для семинарских и практических занятий. - М., 1973. - Ч.5.
Просвещенный абсолютизм» в сочинениях Екатерины II.
Екатерина II. Записки. - М., 1989.
А.Н.Радищев - критик и патриот
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву / А.Н.Радищев. - Любое издание.
КОЛЛОКВИУМ
1. Предмет исторической науки. Представления об истории как процессе развития природы и человечества в античности, средних веках, новом и новейшем времени.
2. Понятие отраслей и разделов исторической науки. Вспомогательные исторические дисциплины.
3. Понятие исторического источника. Предмет и задачи историографии. Этапы развития исторической мысли в России.
4. Советская историография. Становление нового этапа российской исторической мысли в начале ХХ века.
5. Проблема происхождения человека. Хронологические рамки и источники первобытнообщинного строя.
6. Хозяйственная деятельность, формы религии и брака на разных этапах развития.
7. Общественно-политический строй древних государств: черты сходства и различия.
8. Государства Закавказья и Центральной Азии: Урарту, Иберия, Колхида, Кушанское царство и др.
9. Греческие античные поселения: Ольвия, Херсонес, Пантикапей и др.
10. Скифские племена и сарматы. Великое переселение народов.
ИСТОЧНИКИ
Хрестоматия по истории России / сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Т.А.Сивохина. - М., 2007.
УЧЕБНИКИ
История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2010.
История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. А.Н.Сахарова. - М., 2009.
История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н.И.Павленко. - М., 2009.
Мунчаев, Ш.М. История России / Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов. - М., 2008.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет, задачи и методология истории.
2. Основные этапы первобытного общества (каменный век, эпоха бронзы и железа).
3. Рабовладельческие государства на территории бывшего СССР в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.
4. Восточные славяне в древности: хозяйство, культура, религия.
5. Первые государственные образования восточных славян.
6. Легенда о призвании варягов и образование государства Русь.
7. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).
8. Князь Владимир и принятие христианства на Руси.
9. Киевская Русь в XI в.
10. Феодальная раздробленность на Руси.
11. Монголо-татарское нашествие.
12. Деятельность первых московских князей. Возвышение Москвы.
13. Объединительный процесс русских земель и падение монголо-татарского ига
14. Внутриполитическое развитие России в царствование Ивана Грозного.
15. Основные направления внешней политики в XVI в.
16. Период Смуты в Московском государстве начала XVII в.
17. Экономическое развитие России в XVII в.
18. Церковная реформа и раскол.
19. Эволюция политического строя во второй половине XVII в.
20. Реформы Петра I.
21. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.
22. Эпоха дворцовых переворотов в России.
23. Россия в годы царствования Елизаветы Петровны.
24. Реформы и внутренняя политика Екатерины II.
25. Основные направления внешней политики во второй половине XVIII в.
26. Противоречия внутренней и внешней политики Павла I.
ИСТОЧНИКИ
Хрестоматия по истории России / сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Т.А.Сивохина. - М., 2007.
Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985.
Екатерина II. О величии России / Екатерина II. - М., 2003.
Жажда познания: век XVIII. - М., 1986.
Ломоносов, М.В. Избранные произведения: в 2 т. Т.2 / М.В.Ломоносов. - М., 1986.
Посошков, И.Т. Книга о скудости и богатстве / И.Т.Посошков. - СПб., 2004.
Юности честное зерцало. - М., 1990.
УЧЕБНИКИ
История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2010.
История России с древнейших времен до начала XXI века: в 3 т. Т.1. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. Л.В.Милова. - М., 2006.
История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А.Н.Сахарова. - М., 2009.
История России с древнейших времен до 1861 года / под ред. Н.И.Павленко. - М., 2009.
Ключевский, В.О. Русская история / В.О.Ключевский. - М., 2008.
Мунчаев, Ш.М. История России / Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов. - М., 2009.
Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф.Платонов - СПб., 2001.
Покровский, М.Н. Русская история: в 3 т. Т.1,2 / М.Н.Покровский. - СПб., 2005.
Дополнительная литература
Бушуев, С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII-XVIII вв. / С.В. Бушуев. М., 1994.
Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I / А.Б.Каменский. М., 2001.
Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М.Карамзин. М., 2003.
Карпов, А.Ю. Владимир Святой / А.Ю.Карпов. М., 1997.
Карташев, А.В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. / А.В.Карташев. М., 1991.
Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский. М., 2006.
Ключевский, В.О. Русская история: в 2 кн. / В.О.Ключевский. Минск, 2000.
Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: в 3 кн. / Н.И.Костомаров. М.,1990-1992.
Павленко, Н.И. Петр Великий / Н.И.Павленко. М., 1990.
Перевезенцев, С.В. Древняя Русь: история русского народа с I по IX вв. / С.В.Перевезенцев. М., 2000.
Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф.Платонов. СПб., 1997.
Преображенский, А.А. Первые Романовы на российском престоле / А.А.Преображенский. М., 2000.
Рыбаков, Б.А. Мир истории: начальные века русской истории / Б.А.Рыбаков. М., 1987.
Семенов, Ю.М. На заре человеческой истории / Ю.М.Семенов. М., 1989.
Скрынников, Р.Г. Царство террора / Р.Г.Скрынников. СПб., 1992.
Соловьев, С.М. Сочинения: в 18-ти кн.: кн. I-XV: История России с древнейших времен / С.М.Соловьев. М., 1988-1995.
Станиславский, А.М. Гражданская война в России XVII в.: казачество на переломе истории / А.М.Станиславский. М., 1990.
Фроянов, И.Я. Начала русской истории: избранное / И.Я.Фроянов. М., 2001.
Чулков, Г.И. Императоры: психологические портреты / Г.И.Чулков. М., 1995.
Успенский, Б. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен / Б. Успенский // Успенский, Б. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. - С.75-110.
Ресурсы удаленного доступа
Русская Правда [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/index.html - Загл. с экрана. (10.10.2009).
Пространная редакция Устава князя Ярослава Владимировича «О церковных судах» [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1256693. - Загл. с экрана. (10.10.2009).
Библиотека литературы Древней Руси. В 11 т. // Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070- Загл. с экрана. (10.10.2009).
Древнерусская литература. Антология [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://old-rus.narod.ru/- Загл. с экрана. (10.10.2009).
Повесть временных лет // Хронос [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hrono.info/dokum/povest5.html. - Загл. с экрана. (10.10.2009).
Повесть временных лет // Древнерусская литература. Антология [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://old-rus.narod.ru/02-main.html. - Загл. с экрана. (10.10.2009).
Лев Диакон. История [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ropnet.ru/sapsan/text/bizant/diakon/diakon.htm - Загл. с экрана. (10.10.2009).
Блок, М. Апология истории или ремесло историка. / М. Блок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt- Загл. с экрана. (01.10.2009).
Тойнби,А.Дж. Постижение истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Toynbee/_Index.php - Загл. с экрана. (01.10.2009).
infopedia.su
Источники русской истории - Русская историческая библиотека
Историю русского народа мы узнаем из памятников его прежней жизни. К таким памятникам или историческим источникам относятся следующие:
1. Важнейшим источником при изучении русской истории от начала государства до XVII века служат летописи. Летописью называется погодное описание событий, то более подробное, то ограничивающееся одним кратким обозначением того, что случилось, с точным указанием времени. Еще при первых князьях в X в. появляются у нас краткие погодные записи о замечательных событиях, например, о смерти князя, походе, знамении небесном, голоде и море и т. д.; но в таком первоначальном виде летописи не дошли до нас, и мы имеем только позднейшие своды первоначальных летописей, где эти краткие заметки о событиях при первых князьях дополнены или преданиями, или книжным материалом, а последующие события излагаются современниками-очевидцами уже подробно и с объяснением их значения. Древнейший из таких дошедших до нас сводов называется «Повестью временных лет». Этот свод оканчивается 1110 г. и до нас дошел в рукописи XIV в. в так называемом Лаврентьевском списке. Долгое время составление этого свода приписывалось Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря (1056 – 1114 гг.), но теперь полагают, что его составителем был Сильвестр, игумен Выдубицкого монастыря близ Киева (живший в XI – XII в.). Этот древнейший свод позднейшие летописцы переписывали, дополняли и продолжали, рассказывая о событиях своего времени. Сначала летописи велись в Киеве и в Новгороде, а потом, с разделением Руси на отдельные княжества, и в других областях русской земли; есть летописи псковская, тверская, ростовская, московская и в основе всех их лежит «Повесть временных лет». Последние летописные своды, составленные из нескольких летописей, относятся к XVII веку.
2. Второй вид источников – отдельные сказания или повести об одном каком-нибудь событии русской истории или о жизни одного лица, прославившегося своею святостью. Эти повести частью дошли до нас в отдельном виде, некоторые же внесены в летопись. Они написаны по большей части современниками изображаемых лиц и очевидцами событий и дают нам больше подробностей об известном событии или лице, чем летописные известия. К таким сказаниям принадлежат, например, сказания о Борисе и Глебе, Александре Невском, Мамаевом побоище и многие другие. Сказания о жизни святых носят названия житий.
3. С XVI в. появляются у нас записки или мемуары, авторы которых говорят о своей жизни и о тех событиях, в которых сами принимали участие или которые при них совершались. Рассказывая о жизни частного лица, записки дают нам понятие о жизни того сословия, к которому принадлежал их автор. Будучи современниками того или другого события, того или другого исторического лица, авторы записок сообщают чрезвычайно важные подробности об этих лицах и событиях; а иногда и сами авторы играли видную роль в истории и тогда их записки еще интереснее. Впрочем, при чтении записок следует знать, кто был их автор и в какой степени можно ему верить, так как составители записок иногда пристрастно относятся к изображаемым лицам и представляют их неверно.
4. Рассказы иностранцев, посещавших русскую землю, замечательны, как источники, во-первых, потому, что иностранцы описывали такие стороны нашего быта, которые, как обыкновенные, не поражали русских, и, во-вторых, потому, что иностранцы, как беспристрастные наблюдатели, описывали все то, что видели и слышали. С другой стороны, иностранцы, часто не зная русского языка, не всегда понимали то, что видели в России, и потому делали неверные объяснения виденного, тем более, что русские люди допетровских времен чуждались иностранцев и не сближались с ними. Несмотря на эти недостатки, сочинения многих иностранцев очень важны, как исторически источник. От византийских, арабских и западноевропейских писателей мы узнаем о нравах и религии языческих славян. С XV в., когда у нас возобновились сношения с Западом, многие европейцы стали приезжать в Россию, некоторые из них поступали в русскую службу, другие приезжали в качестве послов от европейских государей; от них тоже осталось много рассказов о жизни наших предков.
5. Письма русских людей, особенно тех, которые играли роль в истории, также представляют собой исторический источник, потому что они знакомят нас с характерами исторических лиц. В письмах, которые пишутся от одного к другому, высказывается много такого, о чем бы иначе и не знали; например, в письмах высказываются иногда планы, намерения, задушевные мысли человека, так как обыкновенно не предполагается, чтобы они стали известны третьему лицу.
6. Различные акты, например, мирные договоры русских князей с неприятелями, взаимные договоры князей, торговые договоры с немцами, княжеские грамоты городам и монастырям, сборники старинных законов, являются источниками, которые знакомят нас с разными условиями быта наших предков.
7. Произведения русской древней письменности тоже дают источник для исторического материала: например, различные поучения, в которых пастыри церкви обличали пороки и заблуждения современников и остатки языческих воззрений уже после принятия христианства, описания путешествий паломников в святую землю и Царьград, поучение Владимира Мономаха, Домострой и др.
8. Памятники вещественные знакомят с внешней обстановкой жизни наших предков и со степенью цивилизации в разные периоды русской истории. В разных местах России встречаются до сих пор насыпи, курганы и могилы, и добытые из них путем раскопок разные предметы (оружие, монеты, металлические вещи, сосуды и др.) начинают проливать некоторый свет при помощи археологии на доисторический быт обитателей Восточной Европы. Сохранившиеся в разных местностях России старинные здания, храмы, дворцы дают понятие о старинной архитектуре. Все сохранившиеся старинные вещи: одежды, украшения, вооружения, монеты, теперь собраны в большом количестве и хранятся в музеях (Эрмитаж в Петербурге, оружейная палата в Москве).
9. Произведения устной народной словесности (сказки, былины, песни, заговоры, пословицы, приметы), переходящие язь уст в уста с древних языческих времен и в настоящее время записанные учеными, дают нам сведения о быте и религии наших предков язычников. Эти народные произведения особенно важны как источник потому, что относятся к тому времени русской жизни, от которого нет письменных следов.
Все эти памятники прошлого стали ревностно собирать с XVIII в., собирают и теперь. Произведения народной словесности и памятники письменные печатаются, постройки описываются, старинные вещи собираются в музеях. Русские ученые изучали их, продолжают изучать и результатом их трудов явились различные сочинения, в которых подробно и всесторонне изображена прошлая жизнь русского народа.
Самые важные из этих сочинений следующие: Карамзина – История Государства Российского, Погодина – Исследования, замечания и лекции по русской истории, Соловьева – История России с древнейших времен, Костомарова – Исторические монографии и исследования, Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей, Забелина – Домашний быт русского народа в XVI и XVII стол.: быт царей и цариц, История русской жизни с древнейших времён, Бестужева-Рюмина – Русская История, Иловайского – История России, Разыскания о начале Руси, Ключевского – Курс русской истории, Платонова – Лекции по русской истории.
rushist.com
Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа - Михаил Бибиков
Просмотров: 2697
Дерзость на шпильках
Риша Вольная
ОН. Как же порой она меня бесит! Эта её непредсказуемость и постоянная дерзость в мой оплот…
Просмотров: 2403
Потерянная любовь (ЛП)
Келли Эллиотт
Возвращение домой, к родителям на ранчо в Техас, было то, к чему я стремился. Стремился и…
Просмотров: 2162
Не потеряй меня (СИ)
Алина Углицкая
Все, чего она хотела — это жить. Даже после предательства близких и собственной смерти. И ее…
Просмотров: 2071
Попаданка. Дочь чокнутого гения (СИ)
Анастасия Королева
Когда отец среди ночи просит испытать портал, не стоит соглашаться, даже если уверена, что эта…
Просмотров: 1863
Стажировка в Северной Академии (СИ)
Настя Королева
.*Аделия смирилась с предательством, и подчинилась воле ректора – уехала в Северную Академию…
Просмотров: 1804
Таинственная помощница для чужака (СИ)
Виктория Свободина
В моей скучной и размеренной жизни никогда не было особых потрясений. Но это и хорошо:…
Просмотров: 1794
Сердце кугуара (СИ)
Алина Углицкая
Что может быть проще, чем поехать на солнечный остров Химнесс, затерянный в Атлантическом океане, и…
Просмотров: 1790
Рыжая Игрушка.... (СИ)
Евгения Паризьена
Я влюблена в него ещё со школы. Один его взгляд и я схожу с ума. Но таких, как я, местная звезда…
Просмотров: 1790
Лишняя дочь (СИ)
Nata Zzika
Я всё смогу и всё сумею!Я пережду. Переболею.Переживу и перебьюсь.Перекантуюсь и…
Просмотров: 1724
Животные инстинкты (СИ)
Дженика Сноу
Данника слишком молода и невинна, не считая того, что она дочь лучшего друга Дэмиана, поэтому он…
Просмотров: 1644
Теряя контроль (ЛП)
Алекса Райли
Кингсли и Мина – новобрачные и все в их жизни идеально. Все, кроме одной мелочи. Кингсли так сильно…
Просмотров: 1563
Избранница Торкела (ЛП)
Мишель Ховард
Что бы ты сделала, если бы на Земле не хватало мужчин? Использовала шанс и оставила тот мир,…
Просмотров: 1520
Лежи смирно, Девочка! (СИ)
Майарана Мистеру
Новогодний подарок читателям.С детства я чувствую себя принцессой, с которой сдувают пылинки.…
Просмотров: 1479
Ведьма, я тебя нашел, или Ты от меня не спрячешься (СИ)
Маргарита Светлова
Аннотация к книге "Ведьма, я тебя нашел, или ты от меня не спрячешься"Спасая сестру от навязанного…
Просмотров: 1425
Единственная из чужой Вселенной (СИ)
Алия Шакирова
Верианцы — мужчины, для которых есть лишь одна женщина. С ней, единственной, они могут заниматься…
Просмотров: 1400
Война академий. Приручить ведьму Хаоса (СИ)
Анна Терешкова
Тяжела судьба ведьмы, рожденной в уважаемом и древнем роду с маленьким даром к магии. Еще тяжелее,…
Просмотров: 1387
Будь моей...Или пеняй на себя (ЛП)
Алекса Райли
Дав Розетта сражена наповал горячим парнем, с которым столкнулась в кафе. Его внушительная…
Просмотров: 1280
Темный принц (СИ)
Diabolus_Stace
Она простолюдинка, он будущий король. Который воспитывался викингами и имеет репутацию…
Просмотров: 1171
Друзья? (СИ)
Александра Павлова
Сводные брат и сестра. Враги детства и юности, вечные склоки и раздоры. Первая влюбленность и ее…
Просмотров: 1071
Имперская академия некромантии. Целитель (СИ)
Анна Терешкова
Вы когда-нибудь видели некроманта и целителя в одном флаконе? Вот и я не видела, но так уж…
Просмотров: 997
Зови меня Зверь (СИ)
Любовь Ливадия
Знакомьтесь – Аврора. Студентка Университета, наследная принцесса королевства Акара, мечник,…
Просмотров: 943
Знакомство с дочерью моего друга (ЛП)
Пенни Вилдер
На публике я такой же бодрящий и гладкий, как замороженное яблоко.Но наедине ... Я сгораю от…
Просмотров: 941
По праву сильнейшего (СИ)
Ева Горская
Убив моих настоящих родителей, Он понял, что я для него являюсь истинной парой. Мне тогда было…
Просмотров: 882
Связанные
Катерина Дэй Катерина
Кати закрыла глаза и в них защипало.Она все поняла.По щекам текли безмолвные слезы.Ее больше нет. В…
Просмотров: 852
Проклятый, одинокий, дракон (СИ)
Елена Лабрус
– Тея, ты чего там застыла? – нетерпеливо позвала моя непоседливая младшая сестренка. – Иди косу…
Просмотров: 851
Жених для Красной Шапочки, или Чудовище моей мечты (СИ)
Джейн Доу
Меня зовут Алекса. Я художница в поисках вдохновения. Когда подруга предложила пожить в ее…
Просмотров: 850
Грязная сказка
Елена Лабрус
Просмотров: 819
Следователь УГРО для дракона (СИ)
Маргарита Светлова
Существуют ли другие миры Нет, конечно! А драконы Разумеется, нет! Так бы я ответила недавно, но не…
itexts.net
Особенности исторических фактов развития Древней Руси
Особенности исторических фактов развития Древней Руси
1. Дайте характеристику основных источников по истории Древней Руси X - нач. XII вв.
Все наши знания о древнерусской истории построены на основании практически одной только “Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной истории Древней Руси.
Исследованиями истории Древней Руси в советский период занимались такие видные ученые как М.Н. Тихомиров, А.А. Зимин, Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова, И.И. Смирнова, Л.В. Черепнина, В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемых проблем, то есть на изучение социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси.
Советские историки в частности подчеркивали, что «Русская Правда» закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере.
Однако современные исследования, и, в частности, труды Н.Л. Пушкаревой показывают, что это не так.
Современные российские исследователи, такие, в частности, как И.Н. Данилевский, А.Г. Голиков в своих работах рассматривают историю Древней Руси не через призму «классового неравенства», а как зарождение и развитие феодального государства.
Отдельной строкой следует выделить работы академика Вернадского, который в 1929 издал однотомную Историю России (последнее издание в 1969). Он также опубликовал ряд работ, посвященных различным периодам российской истории: Русская революция: 1917–1932, 1936; Политическая и дипломатическая история России, 1936; пять томов Истории России: Древняя Русь (1943), Киевская Русь (1948), Монголы и Русь (1953), Россия в средние века (1958), Московское царство (1968). Последней работой ученого стали Очерки по русской историографии.
2. Опишите историю создания «Русской правды»: название, составные части и время появления каждой из трех редакций. Проанализируйте содержание статей и покажите их связь с изменениями в социальной жизни Древней Руси
«Русская правда» это памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.
Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания.
Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.
Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.
Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права.
Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).
Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.
Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский.
Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.
Некоторые исследователи (М.Н. Тихомиров, А.А. Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.
Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.
С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.
Краткая Правда была впервые открыта В.Н. Татищевым в 1738 и издана А.Л. Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н. Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д. Эверс, Н.В. Калачев, ВИ. Сергеевич, Л.К. Гётц, В.О. Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве.
В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей. В настоящее время российские исследователи (И.Н. Данилевский, А.Г. Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.
3. Выберите тип социальных отношений, сложившийся в Древней Руси и обоснуйте свой ответ
Социальные отношения, сложившиеся в Древней Руси можно охарактеризовать как раннефеодальные, потому что в Киевской Руси сложилась структура управления во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии . Так, бояре - высший слой общества являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалами менее знатных. Великий князь управлял территориями при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники, Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето».
Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община. Другой особенностью было всеобщее вооружение народа, сложившееся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников. В X-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земледельной собственности становится вотчина (вотчина т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая с правом купли-продажи, но и передаваемая по наследству.
Проживающие на ней крестьяне выплачивали дань государству и становились поземельно зависимыми от феодала, выплачивая ему натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Полюдье-сбор дани со всего свободного населения - наиболее характерная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства
4. Дайте подробную характеристику групп населения Древней Руси
Свободное население Руси обычно именовалось «люди», Основную его массу составляли крестьяне. В сельской местности традиционная большая семья-община (задруга) постепенно сменилась более мелкими семьями и индивидуальными собственниками земли.
Смерды - это крестьяне-общинники в Древней Руси. Это были пока ещё свободные люди, находившиеся под особой защитой и особой юрисдикцией князя. За пользование наделом платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов и т. д.
Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны. (Термин «крестьяне» появится лишь в ХIV в.). Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а общинника - "людина" - 40 гривен. Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных людей свидетельствует о его сложном переходном характере.
В начале ХII в. появляется новая группа зависимых людей – закупы, т.е. люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет — холопом. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он охранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп ближе всего приближался к феодально-зависимому крестьянину.
Самыми бесправными членами общества, по сути, рабами, были холопы и челядь. Рабство в Киевской Руси было двух родов — временным и постоянным. Последнее, извёстное как «полное рабство», было наследственным. Главную массу временных рабов составляли военнопленные. В конце концов, военнопленные получали освобождение за выкуп.
5. Что означают следующие понятия и какую роль они играли в социальной жизни Древней Руси
Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы, полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.
В Древней Руси и в ХI в. вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. (Само слово "вервь" чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. На практике даннических отношений основана выдвинутая Л.В. Черепниным концепция "государственного феодализма", трактующая дань как зародыш феодальной ренты, поступавшей "коллективному феодалу" - государству.
Фроянов же видит в ней "военную контрибуцию", собираемую князем с покоренных племен. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце Х в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей). С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани-полюдья начинает не хватать, появляется потребность в собственных селах, обеспечивающих необходимым продовольствием княжеско-дружинные верхи общества. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. Да и сами князья владели селами постольку, поскольку управляли волостями.
Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные еще морем свободных общин, появились не ранее ХII вв. Вся крупная феодальная собственность на земли складывалась на Руси в X—XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т. е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи), но и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.
Поэтому, если мы и можем говорить о раннефеодальном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности, как о тенденции - направлении развития, постепенно пробивающем себе дорогу, но не как о реальной ситуации того времени. (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет.
6. Почему большинство историков считает, что формой политической власти в Древней Руси была раннефеодальная монархия?
Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное идоклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов). Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. За пользование землей крестьянин нес повинности - оброк, барщину или денежную ренту. При этом производитель находился в личной зависимости от феодала.
Наконец, феодальная система хозяйства отличалась своим натуральным характером, слабым уровнем торговых связей. Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества. (в единственном числе - "людин", отсюда - "простолюдин"). Во главе государства стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Эти отношения ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находилась младшая дружина и “слуги под дворским”. Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).
В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание – вече. Определяется компетенция веча: решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов. Исполнительным органом вече был совет, состоявший из “лучших людей”.
7. Какие оценки дают историки народным выступлениям в Древней Руси. Назовите даты наиболее крупных выступлений
До недавнего времени народные движения, имевшие место в древнерусском обществе, трактовались как проявления классовой борьбы, носившей антифеодальный характер. Однако современные исследователи подчеркивают как неоднозначность их социальной природы, так и многоплановость порождающих их факторов.
Это хорошо видно на примере крупнейших народных выступлений в Киевской Руси. Так, волнение 1024 г. в Суздальской земле, вызванное голодом и руководимое волхвами, оценивалось крупнейшими советским историками Б.Д. Грековым, М.Н. Тихомировым как классовое выступление крестьян-смердов, направленное против феодализирующейся местной знати. И.Я. Фроянов видит в нем движение, обусловленное языческими представлениями, согласно которым племенная знать обладала магическими силами и была обязана обеспечивать урожай. Волхвы - провидцы "увидели", что племенная знать - "стараячадь" задерживает рост зерна.
С этой точки зрения убийство знати выглядит не классовым актом мести, а ритуальным действием, призванным обеспечить урожай. Восстание 1068 г. в Киеве было вызвано поражением Ярославичей от половцев на р. Альте и нежеланием великого князя Изяслава вооружить киевлян для продолжения борьбы. Это событие долгое время оценивалось как одно из наиболее значительных городских, антифеодальных по своему содержанию движений. И.Я. Фроянов оценивает его как политический переворот, направленный против Изяслава, который не справился со своей основной обязанностью - т.е. не защитил землю от половцев.
Само же поражение киевляне объясняли греховностью правителя, нарушившего крестоцеловальную клятву. (Ярославичи пригласили своего двоюродного племянника Всеслава Полоцкого на переговоры и, не выполнив обещания, пленили его). Изгнание Изяслава сопровождалось разграблением его имущества, которое воспринималось горожанами в духе племенных традиций как общее достояние, временно находившееся в распоряжении князя. И хотя в 1069 г. Изяслав с польской помощью вернулся, он вынужден был теперь учитывать политическое влияние городской общины Киева. в Киеве, явившись результатом социального кризиса, вызванного как ухудшением экономического положения, засильем ростовщиков, продолжением междоусобиц, так и непопулярной политикой Святополка, при котором значительная масса свободных людей оказалась в кабале.
Сразу же после его смерти киевляне пригласили на княжение прославившегося своей мудрой политикой и удачными походами на половцев переяславского князя Владимира Мономаха. Однако часть знати сделала ставку на черниговского князя Олега Святославовича. Видимо, узнав о планах верхов, киевляне приступили к разгрому домов тысяцкого, настояв при этом на приглашении Владимира Мономаха. Князь, идя навстречу требованиям горожан, принял Устав, ограждающий бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения. Его реформы имели компромиссный характер и, в определенной степени, отвечали интересам простых киевлян. Само же выступление 1113 г. носило достаточно сложный социально-политический характер, но, очевидно, не являлось антифеодальным. Многозначность народных движений ХI - нач. ХIIвв., в которых переплетались языческие, социальные и политические мотивы, является, с одной стороны, подтверждением переходного характера древнерусского общества.
С другой стороны, в восстаниях прослеживается усиление их социальной составляющей, что отражало нарастание социального неравенства, увеличение числа зависимых людей. В то же время следует учесть, что всякий раз, когда народные силы испытывали нарастающие социальные беды, они бессознательно возрождали общинные и языческие традиции, как последнюю надежду на спасение. Подводя итог рассмотренной теме, можно отметить, что в Древней Руси развивались земледелие, ремесла, внешняя торговля, строились новые города, зарождались феодальные отношения. Но в целом общество оставалось еще достаточно примитивным.
Княжеская власть продолжала сосуществовать с органами управления неуклонно утверждалась, способствуя тем самым государственной дезинтеграции Древней Руси. Нарастание социальной неоднородности, изменения в социальной, экономической и политической сферах, ухудшения условий жизни вызывало различного рода выступления низов, не потерявших еще свою языческую окраску.
8.Раскройте проблему христианизации Руси
Политическая обстановка в X в. требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Западную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда занимал видную роль "Дранг Нах Остен" - поход на Восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать. Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был водный путь "из варяг в греки", связи с западом были слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству. После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился принять православие.
Но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев (как указывалось выше) принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь(Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять православие. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще.
В 987 в Византии начался мятеж полководца Варды Фоки. Император Василий II (правил 976–1025) в виду опасности, нависшей над Македонской династией, отправил в Киев посольство и просил у князя Владимира военной помощи. Взамен он предложил ему руку сестры, принцессы Анны, что, безусловно, предполагало крещение русского князя. Русское войско, посланное в Византию, решило противоборство Варды Фоки и Василия II в пользу императора, однако он не торопился отправить в Киев обещанную князю невесту.
Тогда Владимир осадил Корсунь (Херсонес), главную крепость византийцев в Крыму, и взял ее, после чего в Корсунь прибыла Анна и здесь состоялось их бракосочетание (989–990). По возвращении Владимира в Киев началось массовое крещение населения в Киеве и в Новгороде, а не позднее 997 была учреждена Русская митрополия, подчинявшаяся Константинопольскому патриархату. Предполагают, что одновременно с митрополией были основаны и епископские кафедры в Белгороде, Новгороде, Чернигове, Полоцке и Переяславле. На содержание церкви князь Владимир положил т.н. десятину.
При сыне князя Владимира, Ярославе Мудром, роль церкви в государственной системе упрочилась. Об этом свидетельствует прежде всего монументальное церковное строительство: именно в этот период возводятся величественные Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Покровительствуя церкви, Ярослав способствовал возникновению первых русских монастырей, библиотек и школ. В его княжение были созданы первые русские оригинальные литературные произведения (Слово о законе и благодати митрополита Илариона). В это же время переработке подвергся церковный Устав, написанный при Владимире. Устав Ярослава был составлен уже с учетом местных обычаев. Важнейшими событиями церковной жизни эпохи Ярослава Мудрого стало прославление первых русских святых – князей Бориса и Глеба (при Ярославе были обретены их мощи и перенесены в специально построенную для них церковь), а также избрание на митрополию первого русского епископа – Илариона
При сыновьях Ярослава сохраняется определяющая роль княжеской власти в христианизации Руси. По летописям известно о возникавших в этот период языческих возмущениях, во время которых опорой и защитой епископа выступал князь и его дружина, тогда как «людье вси идоша за волхва».
К середине 12 в. в Древней Руси установилась полицентрическая государственная система, вызванная феодальной раздробленностью. В новых условиях митрополия оказалась единственной силой, способной противостоять центробежным тенденциям. Однако прежде, чем митрополиты осознали свою историческую миссию, они были втянуты в длительную смуту между князьями, боровшимися за киевский престол. Эта борьба привела к тому, что митрополит Михаил II покинул Киев, затворив особым рукописанием митрополичий Софийский собор. В ответ новый киевский князь Изяслав (1114–1154) самостоятельно поставил на митрополию русского епископа Климента Смолятича.
Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно – историческое значение. Оно создало широкую основу для объединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего Востока.
Список использованной литературы
1. История России и её ближайших соседей. Том 5. Москва.1997.
2. Смирнов А.Н., Древние славяне. Москва, 1990.
3. Рыбаков Б.А. " Мир истории ". Москва,1991.
4. История России с древнейших времен до конца XX века. Москва, 1996.
5. Мунчаев Ш.М., Устинов Е.М. История России: Учебник/ /Москва,1997.
6. Скрынников Р.Г. Русь X – XVII в. Учеб пособие. СПб.,1999