Искусство древних кельтов. Ремесленное искусство древних Кельтов. Оппидумы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 7. Кельтское искусство. Искусство древних кельтов


Искусство древних кельтов | Библиотека орнамента

Искусство древних кельтов

Искусство древних кельтов

История кельтского искусства весьма занимательна. Больше тысячи лет об искусстве кельтов никто не вспоминал, и оно чуть не сгинуло во тьме веков. Лишь в отдельных произведениях осталась бледная тень былого великолепия. Тем не менее в конце XX века кельтские мотивы стали необычайно популярны. Это увлечение не было внезапным. Интерес к кельтскому искусству возник более ста лет назад, и его изучение началось тогда же, то есть совсем недавно для стиля, появившегося больше двух с половиной тысяч лет назад. Сейчас, в начале XXI века, кельтские мотивы встречаются в работах разных художников чаще, чем когда бы то ни было. Этот стиль успешно выдержал испытание временем и приобретает все новых поклонников. Многие современные ценители кельтского искусства любят его за красоту: оно привлекает и завораживает чарующими переплетениями узоров. Если некоторые просто восхищаются кельтским искусством, то другие исследуют его исторические корни, пытаясь протянуть ниточку в далекое прошлое, к быту древних кельтов.

Первые упоминания

Люди, жившие в Центральной Европе, которых греки называли кельтами, и представить себе не могли, что через тысячи лет их жизнь вызовет такое любопытство потомков. Одним из важнейших ритуалов для них было сожжение мертвых вместе с их имуществом. Они опускали в воду подношения своим божествам. Древние кельты часто прятали мечи, ножны, топоры, наконечники копий, шлемы, кольца, броши, зеркала, кувшины, всевозможные сосуды для питья, черпаки, гончарные изделия, фигурки животных и людей и прочие предметы в укромные места,где они и хранились, ожидая, пока их найдут много лет спустя. Если покопаться в этах кладах,можно многое узнать об обычаях древних кельтов, и большинство известных сейчас мотивов раннего кельтского искусства взято именно оттуда.

Два древнейших периода истории кельтов получили свое название от местностей, где велись раскопки. Один из них — Гальштатский — связан с колонией в соляных копях Австрии с захоронениями примерно VIII века до н. э.

Второй период, к которому относится появление первых памятников кельтского искусства, называется Ла-Тен, как и район озера Невшатель в Швейцарии, в водах которого археологи Сделали много находок. Этот период начинается около 500 года до н. э., и тогда же кельтские племена впервые привлекли внимание своих соседей в Греции и Риме.

И греки, и римляне писали ,о кельтах, но писали как об отсталых народах и своих врагах. Кельтов считали «варварами», хотя почти ничего не знали об их жизни и культуре. В письменных памятниках лишь мелькают отрывочные и далеко не всегда правдивые упоминания об этих народах. Греки называли словом «кельты» всех жителей северных стран, подразумевая сотни различных племен.

Появление письменности и заимствования

У самих древних кельтов письменности не было. Знания из поколения в поколение передавали устно, и благодаря этой традиции кельты получили репутацию поэтов и рассказчиков. Только после крещения в VI веке н. э. новообращенные кельты стали записывать — сначала слово Божье, а потом и некоторые древние сказания. Эти памятники полезны при изучении мифологии, но нельзя рассчитывать на их историческую точность. Доисторический период сменила история, а происхождение кельтов так и осталось загадкой, и кельтские племена выступили из мглы веков, лишь когда о них узнали грамотные народы. Тем не менее больше чем через тысячу лет, когда в Ирландии возникло монашеское движение, кельтскую церковь считали одним из научных центров Европы. В Ирландию приезжали учиться паломники, а религиозные деятели уходили отсюда проповедовать и основывать новые монастыри. В отличие от классического искусства, кельтское ни о чем не рассказывает зрителю, вы не найдете резных изображений великих событий, хотя узнать можно многое. На раннее кельтское искусство повлияли греки, этруски и восточные народы. Кое-что пришло по торговым путям: «например, так на север Европы попали сосуды для вина из Средиземноморья. Кроме того, те, кто мог себе это позволить и был готов пойти на значительные расходы, с особыми ритуалами помещали в могилы и бросали в воду искусно сделанную утварь.

Кельтам случалось грабить еще не окрепший Рим и греческое святилище в Дельфах, подобными  действиями, безусловно, привлекая к себе внимание. Как бы то ни было, со временем Римская империя набрала силу и власть и на сотни лет установила контроль над Европой, что привело к упадку континентальных кельтов. Центр культуры переместился в Британию и Ирландию, к народам, известным как островные кельты. Островное искусство Ла-Тен в южной Британии процветало до I века н. э„ но потом римляне пришли и сюда, хотя полностью уничтожить его они не смогли. К тому же Ирландия не была захвачена, поэтому там кельтская традиция Ла-Тен просуществовала еще несколько веков, свободно и независимо от иноземных влияний.

Посперимский период

После периода господства римлян на островное кельтское искусство оказали воздействие два фактора: христианство и англосаксонская культура. Считается, что переплетающиеся ленты заимствованы из коптских рукописей (копты — египетские христиане, жившие отдельными общинами в пустыне). Сложные узоры с животными пришли из германского искусства.Англосаксонские захоронения в Саттон-Ху (восточная Англия) содержат предметы, которые говорят об обмене идеями, секретами мастерства и товарами между англосаксами и кельтами.

На Британских островах эти новые стили в сочетании с элементами сохранившегося в Ирландии латенского искусства часто встречались в оформлении рукописей.

Если раньше рисунки были чисто декоративными, то теперь они приобрели смысл, как, например, изображения сцен, описанных в Евангелии. Лучше всего сохранились две украшенные рисунками рукописи: Келлсская Библия и Линдисфарнское Евангелие. Обе они являются произведениями религиозного искусства и, возможно, использовались в богослужениях.,В одних только этих фолиантах заключено невероятное количество кельтских мотивов, узоров и орнаментов. Мириады сложных линий перепутаны так, что трудно разглядеть невооруженным глазом все мельчайшие детали узора. Уму непостижимо, как можно было сотворить подобные шедевры без применения современных технологий. В книгах видны увлеченность и мастерство их создателей. Эти работы вполне могут считаться кульминацией развития декоративного искусства тех времен. Они до сих пор удивляют и восхищают.

В 500 году до н. э. кельты восприняли иноземные влияния соответственно своей эстетике и создали собственный стиль искусства. Островные кельты-христиане, чьи традиции воплощены в ирландских рукописях, сделали то же самое спустя тысячу лет и добились яркого результата. Появилось то, что сейчас называют кельтским искусством, — форма и стиль, отличающиеся немалой привлекательностью.На страницах 6-9 представлены современные вариации на тему кельтского искусства, в которых использованы как новые, так и традиционные сочетания цветов. На обложке — рисунок на основе сплошного крестообразного узора из Линдисфарнского Евангелия.

www.ornaments.com.ua

Кельтское искусство | Кельтский стиль

Символы | 1 комментарий

Кельтское искусство – искусство, связанное с различными народностями, известными под общим названием КЕЛЬТЫ. Нельзя сказать насколько точно можно проследить происхождение кельтов, но пришли они якобы из земель, расположенных у истоков Дуная.

Уже во второй половине первого тысячелетия до нашей эры эти индоевропейские племена обитали на территории Франции, Бельгии, Швейцарии, юга Германии, Австрии, северной Италии, севера и запада Испании, Британских островов, Чехии, частично Венгрии, Болгарии.

Кельты не уничтожали коренное население, но навязывали свой язык, искусство, традиции. В то же время, заимствуя от этих народов многое в разных важных областях, и в первую очередь в религии. Если говорить об искусстве кельтов, то можно обратиться к искусству народов, говоривших на кельтских языках с самого начала истории до современных времен, но так же и к искусству древних кельтов, язык которых неизвестен, но предполагаются культурные и стилистические связи с кельтами.

В современном мире много областей культуры исследуют и пытаются разгадать, что же является кельтским, но границы между наукой и романтическими предположениями менее ясно отмечены, чем ученые хотели бы допустить, и, скорее всего случиться так, что покров тайны так и не поднимется.

Часто говорят о кельтском узле -  сложном переплетении волнистых линий, разнообразных стилизованных геометрических форм, появляющемся в сегодняшние дни практически повсюду.  Но стиль и художественное оформление

фактически принесли в Великобританию в 6 столетии англосаксонские монахи и использовали исключительно для украшения рукописных Евангелий. Саксонцы (не монахи) заимствовали искусство для декоративного оформления своего имущества. Любой узел, включающий формы животных, испытывает влияние скандинавского звериного стиля. И как считают исследователи, интригующий и отличительный стиль художественного оформления «кельтского  узла» все же не является строго кельтским.

В предкельтской Великобритании очень много древних памятников, которые были продуманно, оригинально украшены сложными художественными многообразными стилями. Но они являются работой неизвестных строителей дольменов народа мегалитов, завоеванных кельтами.

Самым влиятельным и известным периодом в кельтском искусстве является Островное искусство (Ирландия и Великобритания в Раннем Средневековье), когда появилась Келлская книга или «Книга Колумбы» и подобные шедевры. Термин Островное Кельтское Искусство обращается и к так называемому кельтскому Возрождению, начиная с 18 века до наших дней включительно, и характеризуется тем, как современные кельты выражают самоидентификацию, патриотизм, в том числе в искусстве и культуре.

Существует три стадии кельтского искусства. Континентальное искусство Железного века, главным образом Латенская культура. Искусство Железного века Великобритании и Ирландии с привлечением традиций с материка и смешение их с отличительными региональными стилями. Кельтский Ренессанс в Ирландии, некоторых частях Великобритании в Раннем Средневековье, то, что принято называть Островное Кельтское Искусство, но это результат многих художественных влияний и его строго нельзя называть кельтским искусством. Но традиция в значительной степени повлияла на формирования современного кельтского возрождения.

Как правило, кельтское искусство абсолютно декоративно. Орнаменты присутствуют практически везде; на поверхности домашней и ритуальной посуды, на оружии, повозках, драгоценных украшениях и т.д. Даже кельтский символ трикветра почти всегда изображается в творческом преломлении - например, как на представленном изображении с тремя рыбами.

Стилизованные и фантастические формы растений, животных, но без всякого подражания естественным формам растительного и животного мира. Использование симметрии в редких случаях, часто с привлечением сложной символики. Замысловатые линии, плотно свитые спирали, выпуклости, декоративные надписи.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено. Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

celticstyle.ru

Ремесленное искусство древних Кельтов. Оппидумы

Основу жизни кельтского общества во все времена составлял мирный созидательный труд. Кельтское сельское хозяйство было высокоразвитым. Выращивались различные зерновые и овощные культуры, лен, конопля. Кроме свиней они разводили крупный рогатый скот, овец (их шерсть ценилась даже в древнем Риме), тягловых и верховых лошадей, домашнюю птицу. Рацион дополняли продукты охоты и рыболовства. С сельским хозяйством напрямую связано производство различных высококачественных изделий из кожи и тканей, получивших широкую известность в Европе. Древние авторы отмечают мастерство кельтских деревообработчиков

. Жерновые мельницы, изобретенные древними кельтами, использовались в Европе в течение всего Средневековья.

Металлургия и кузнечные ремесла полностью обеспечивали самые разнообразные потребности общества в добротных орудиях труда и оружии. Кельтам был известен практически весь набор инструментов и технологий, существовавших в Европе до Нового времени. Кельтские ювелиры достигли виртуозной техники. Изделия из цветных металлов украшались вставками, сначала из привозных кораллов, а позже — из разноцветной эмали. Так же эта цивилизация освоила сложное производство стеклянных бус и браслетов, в частности заложив основы знаменитых впоследствии рейнских школ стеклоделия. Кельтское гончарное мастерство довольно рано стало специализированным, а его влияние на производство изделий из глины в разных районах Европы сказывалось и после заката кельтской эпохи.

Расцвет ремесел в латенской культуре наступил во II в. до н. э. Стали появляться специализированные ремесленные центры, способные обеспечить массовое производство товаров или полуфабрикатов для собственного потребления и для вывоза в другие страны. Некоторые современные историки даже пишут о кельтской «промышленной революции» и «торговой экспансии».

Дерево жизни. Кельтский орнамент.

Примечательный феномен кельтской цивилизации — оппидумы. Иногда так называют любые оставленные кельтами укрепления. Конечно, они, как и многие народы задолго до них, строили городища-убежища, причем иногда довольно впечатляющих размеров, укрепленные поселения. В зонах концентрации ранних кельтских богатых курганных могильников часто встречаются и остатки защищенных усадеб аристократии. В отличие от них оппидум — это не только оборонительное сооружение, но и сложно устроенный политический, экономический, общественный, культурный центр. Появление оппидумов обусловлено высоким уровнем развития кельтской экономики, переменами в общественной жизни. Иногда оппидумы имели огромные размеры, сопоставимые, например, с самыми большими городами западноевропейского Средневековья. Внутри оппидумов могли располагаться оборонительные сооружения, жилые зоны, разнообразные ремесленные мастерские (в ряде случаев известны и «монетные дворы»), базары, склады товаров, незастроенные участки, даже кладбища.

Монета с изображением кельтского правителя.

Строили оппидумы, как правило, на господствующих возвышенностях, максимально используя для обороны особенности местности. Часть кельтских оппидумов имела традиционные земляные валы, усиленные деревом (обычно врытым в землю частоколом) и камнями. Наряду с ними известен и специфически кельтский тип оборонительных сооружений — галльская стена (mums gallicus). Ее основой служили клети из деревянных балок, скрепленных железными гвоздями. Внутреннее пространство клетей забивалось камнями, ими же облицовывалась и внешняя сторона клети, так что из стены выступали лишь торцы

бревен, составлявших поперечные ряды в конструкции клетей. С внутренней стороны к стене примыкала пологая насыпь, позволяющая защитникам быстро подниматься на стену, даже на конях. Очевидна противоударная и противопожарная устойчивость подобных укреплений. Однако, например, Юлий Цезарь отмечал и их строгую красоту. К особенностям кельтской фортификации относится вынесение ворот в глубь укрепления: к ним вела узкая улица, образованная оборонительными стенами. Большинство оппидумов разрушили в середине I в. до н. э. римляне, даки, германцы. Нередко с опидумами связаны клады.

Если не учитывать средиземноморские цивилизации, то древнейшие монеты в Европе появились тоже у кельтов. На предпочтение такой формы денег повлияли знакомство многих кельтов с экономикой южных соседей в ходе войн, торговые контакты, практика наемничества. Использование монет как средства платежа связано с началом массового производства и активизацией торговых операций. В дальнейшем широкому распространению монетной чеканки способствовали и политические амбиции кельтских правителей. Самые ранние монеты — подражание македонским образцам, с которыми кельты столкнулись на Балканах в IV в. до н. э. Позднее изображения на монетах упрощаются, появляются собственно кельтские образы (дракон, кабан, мотивы отрубленной головы, гривна и т. д.), имена и портреты правителей племен или богов. Ближе к финалу латенской культуры чеканятся и мисковидные монеты — «радужные чашечки» и «раковины». Кельтские монеты различны по форме, массе, составу металла, что отражает пестроту и независимость вы-пускавших их центров.

При всем величии городов-оппидумов основная часть кельтов жила в небольших поселениях. Чаще всего дома были средних размеров, иногда их частично углубляли в землю. В болотистых местностях сооружались рукотворные «острова», на которых возводили постройки. Стены были сделаны из дерева, двускатную крышу покрывали соломой. Мебели почти не знали, у одной из стен могли устроить земляную лавку. Со временем, под влиянием внешних воздействий, возникали различные модификации кельтских жилищ. Дом, хозяйственные постройки, погреба составляли огороженную усадьбу, а несколько таких дворов — типичную деревню, лежавшую среди полей (их так же могли окружать рвами, насыпями или заборами) и угодий, принадлежавших ее обитателям.

xvastunishka.us

Искусство древних кельтов

Кельтское искусство наполнено мудростью и особой любовью к природе. Считалось, что человек – её родное дитя. Интересно, что сначала у кельтов не было письменности. Они были уверены, что буквы разрушают силу заклинаний. Поэтому все послания, магические ритуалы и обряды были основаны на символике. И важную роль здесь играли именно украшения. Птицы, змеи, животные в переплетении замысловатых узоров-узлов, по преданиям, были самым лучшим оберегом. Причем, по мнению древних кельтов, нельзя было изображать живой мир в точности. Поэтому искусные мастера прибегали к схематическим изображениям, специально искажая форму.

Одним из главных украшений кельтов был металлический обруч типа гривны, который носили на шее мужчины. Это «торк» или «торквес». Его название произошло от латинского «крутить», т.к. украшение создавали, скручивая кольца из золотой, серебряной или бронзовой проволоки. Первое время это было чисто мужское украшение, олицетворяющее воинственность и мужество.

На подвесах встречаются изображения мирового древа – часть кельтской мифологии, фигурки животных и, конечно, знаменитый ирландский трилистник. Кельтские узлы-ловушки являлись мощным оберегом от злых сил. А трискелион – изображение трёх бегущих ног, выходящих из одной точки, стал одним из наиболее распространеных символов в кельтском искусстве. Он отразил единство жизни, времени и движения.

Крест занимал особое место в культуре и философии кельтского народа. Он означал 4 времени года, 4 стороны света и 4 ветра. Это также своеобразный образ кельтского христианства. По древней легенде, святой Патрик, который крестил Ирландию, объединил традиционный христианский крест с изображением солнца. Получился так называемый «солнечный крест», который, кстати, часто используют в Таро.

Кельтские народы подарили миру традиционные ирландские кольца – кладдахские, которые преподносили в знак любви или дружбы. А также кольца-головоломки, которые можно было носить как вместе, так и порознь. Часто после свадьбы одно кольцо надевал муж, другое – жена.

Интересно, что именно кельты первыми научились плавить из железной руды железо. Наверное, благодаря этому, у них так было развито кузнечное искусство, а ювелирное - процветало. Главный город кельтов – Манчинг, был заключен в идеальное кольцо из крепостного вала, длинною в 7 км. Пришлось изменить даже русло некоторых ручьев, чтобы оборудовать это чудо инженерной мысли.

Неудивительно, что и в украшениях прослеживается изумительное мастерство выполнения самых тонких и сложных плетёных узоров. А ведь это - древние времена!

вернуться назад

chudo-ukrasheniya.ru

Кельты – великие воины и художники

В 1984 году в торфяниках на западе Англии рабочие обнаружили тело, лежащее в грязи. Как выяснилось, оно пролежало там 2000 лет.

Это был представитель кельтского племени – удивительное напоминание о народе, который господствовал в Европе на протяжении веков до рождества Христова.

Человек почти наверняка был принесен в жертву богам. Толстый слой грязи достаточно хорошо сохранил его тело. Для археологов это редкая возможность приоткрыть завесу тайны древнего культа, который до сих пор ставит их в тупик, ибо кельты были народом, полным противоречий, способным как на жестокое насилие, так и на артистический размах.

На поле боя они были самыми устрашающими воинами в Европе, чьи подвиги навеяли легенду о короле Артуре. И в то же время были одними из самых изобретательных художников того времени. Их называют первыми великими абстракционистами Европы.

У кельтов также совмещались практичность и суеверие. Их умение обрабатывать металл было наиболее развитым в то время. Но их повседневной жизнью руководили загадочные священнослужители – друиды.

Что мы знаем об этих людях, которых Аристотель называл чрезмерно храбрыми, не знающими страха? Откуда они взялись? И как их самоотверженная борьба с Римской империей определила ход в западной истории? Мы узнаем это, разгадывая древнюю тайну кельтов.

 

Кельты-воины

В 390 году до н.э. чужая армия приблизилась к воротам Рима. Это была кельтская армия, перевалившая через Альпы с территории нынешней Франции, тогда известной как Галлия.

Для римлян и греков кельты были варварами, и не было никого, кого бы они боялись сильнее.

Ключевое слово – страх. Античные авторы периодически упоминают кельтский мир в таком контексте. Почти всегда речь идет о том, что они опасны, что их следует избегать.

Частично из-за роста кельтов итальянцы были довольно низкорослым народом. По сравнению с ними галлы, например, были огромными – за 1 м 80 см. А итальянцы – нет: например, известно, что Юлий Цезарь был высоким для римлян, и его рост был всего 1м 67 см.

Во многом страх был обусловлен боевой тактикой кельтов, например, отрубать головы врагу, чтобы сохранить в качестве сувенира.

Они, вероятно, оставляли головы тех, кого уважали. Если он был хорошим солдатом, героем, они оставляли его голову, если никудышным – то и не волновались бы на этот счет.

Вполне возможно, что они боялись духов людей, которых убили. Возможно потому, что если бы была возможность сохранять контроль над отрубленной головой, это могло бы позволить как-то контролировать дух мщения, который мог вернуться и преследовать вас. По свидетельству одного греческого путешественника, он приехал в Галлию, а галлы бальзамировали головы, особенно, известных убитых ими врагов, и показывали их гостям, как сегодня мы смотрим домашнее видео.

Для кельтов война была шоу, своего рода мужской бравадой. Перед каждой битвой они дразнили противника песнями, насмешками и ревом. Эти люди были специалистами по психологической войне. Они знали, что если вытрясти душу и врага до того, как войдешь с ним в контакт, то он уже наполовину разгромлен.

Их боевые кличи были очень свирепыми, не в последнюю очередь, возможно, потому, что многие из них были крайне пьяны, а возможно, подвергались воздействию других веществ. У них также были очень громкие военные горны, военные трубы, ясно, что в их намерения входило произвести как можно больше шума, чтобы напугать врага.

Общество строилось на успехе в войне, поэтому если вы хотели быть кем-то в обществе, хотели высокого статуса, тогда необходимо было добиваться того, чтобы быть по-настоящему хорошим воином, поэтому люди очень внимательно относились к своей форме. Даже проводилась проверка на предмет лишнего веса: у каждой общины был специальный пояс, и если ваша талия превышала обхват пояса, вас подвергали порицанию.

Чтобы показать свою храбрость, многие кельты сражались обнаженными, некоторые из них имели на теле немногим больше, чем яркая краска. Это тоже пугало римлян до смерти. Мы не знаем, почему они сражались обнаженными, возможно, в этом был какой-то религиозный смысл. Скорее всего, это отчасти имело отношение к ритуалам – освобождаешь себя от всего и показываешь богам, как сражаешься, а отчасти – чтобы продемонстрировать свою мускулатуру и нательную раскраску, частично касалось храбрости.

Для римлян и греков война была важным способом завоевания. Их ослабляло то, что кельты не играли по классическим правилам войны. Для кельтов война была скорее шансом продемонстрировать личные качества.

Римские армии учились сражаться коллективно: солдат учили доверять друг другу и поддерживать друг друга на поле боя. В то время, как в кельтской армии война была, похоже, скорее соревнованием, в котором различные воины состязались друг с другом за честь и славу.

 

Культура кельтов

К тому времени, как в 390 году до н.э. кельтская армия приблизилась к Риму, кельтские племена уже господствовали на значительной части Европы, контролируя большие территории к западу до Ирландии и Британии, большую часть Испании, Франции, Австрии и Швейцарии, а к востоку – до Турции.

Но кельтской империи не существовало, потому что кельты не были единым народом. Кельты состояли из отдельных племен, объединенных схожей культурой – такими вещами, как язык, искусство и любовь к свободе.

Подход к жизни, к искусству, к религии – у кельтов был определенный подход к жизни, достаточно легкомысленный.

Эти народы, живущие в таких разных регионах, как Ирландия, Испания и Турция, возможно, не входили в прямой контакт друг с другом, но у них действительно была схожая культура, языки, возможно, иногда схожее искусство.

Предметы кельтской культуры, обнаруженные в таких разных регионах, как Ирландия и Венгрия, иногда почти идентичны по стилю. Как могла кельтская культура распространиться так далеко?

Археологи до сих пор не нашли точно ответа. Но они считают, что причиной тому – торговля, миграция и военные кампании.

Очень многое в кельтской культуре остается загадкой, поскольку кельты ничего не записывали – у них была устная традиция. Многое, из того, что мы знаем, почерпнуто из записей их врагов.

Все, что у нас есть – мнения римлян и греков. Если вы попытаетесь оценить другой народ, то это не так то просто сделать, когда смотришь на него из-за щита и слышишь боевой клич противника.

Один из факторов, способствовавших распространению кельтского влияния – их загадочный способ обработки металла – они были мастерами по изготовлению оружия: длинные мечи с лезвием из закаленной стали, щиты, доспехи и особенно средства передвижения, такие, как колесницы, большие колеса которых были оснащены железными ободами, что означало, что они очень маневренны и износостойки.

Одним из свидетельством, демонстрирующим, что народ в Галлии был не таким варварским, как римляне часто любят представлять, была степень их мастерства в обработке железа. Они могли изготавливать такие железные предметы, которые первоначально не умели делать сами римляне. Хороший пример этого – так называемая кольчуга, доспехи из железных колец, которые, вероятно, были изобретены кельтами и очень быстро приняты на вооружение римскими легионами в III веке до н.э.

 

Почему кельты ушли из Рима?

Когда кельтская армия стояла у Рима в 390 году до н.э., она готовилась погубить античный мир, вступивший в «золотой» век. Рим сам уже начал перенимать греческие образцы архитектуры и драмы. Греция достигала новых вершин в философии благодаря учениями Сократа, Платона и Аристотеля. А основы современной медицины закладывались греческим врачом Гиппократом.

Римляне были в каком-то смысле озадачены: почему варвары, какими они считали кельтских галлов, хотят проникнуть в античный мир.

Когда римляне впервые принялись за галлов и спросили – «почему вы идете на Италию?», те отвечали: «все принадлежит смелым».

Римляне впервые столкнулись с кельтской армией. Это было такое ужасающее зрелище, что они бежали, и в результате город Рим остался совершенно беззащитным и уязвимым перед нападением этих галлов, идущих с севера, которым удалось войти в город и разрушить его.

Они оказались прямо в Риме. Они дергали сенаторов за бороды за Форуме, потому что не верили своим глазам. Римляне сидели неподвижно, не осмеливаясь показать свой страх, когда пришли кельты, полные наглости. Они не верили, что сенаторы настоящие, и стали дергать их за бороды.

Кельты примерно полгода грабили Рим, оказавшийся с их полном распоряжении, но предпочли не оставаться. Каким образом кельтская философия заставила их отказаться от такого лакомого кусочка?

Вряд ли завоевание Рима было важно для них само по себе. Их не очень интересовали города, они были больше заинтересованы в том, чтобы получить землю, власть, положение, и в каком-то смысле Римская империя была за гранью их понимания.

Это была совершенно иная философия, чем у самих римлян. Кельты обычно наступали, устраивали набеги, забирали много вина, много золота, возвращались с этим и говорили: «Я молодец, я добился этого!». Римляне же, завоевывая страну, оставляли ее в таком состоянии, чтобы была возможность постоянной торговли с ней.

Римлянам удалось спасти город, подкупив кельтов золотом, чтобы они ушли. Но эти два врага встретятся снова. А пока кельты еще не закончили с античным миром.

В 279 году до н.э. они отправились на завоевание Дельфов, в которых греческие государства хранили множество сокровищ.

Был интересный эпизод в Дельфах, когда они смеялись над тем, что греки изображали богов в человеческом обличии. Они смотрели на статуи и думали: «Как наивно считать, что боги похожи на нас».

Но греки вызвали своих богов, чтобы они защитили их от кельтов, и не были разочарованы. Метели и землетрясения заставили кельтов из Галлии беспорядочно отступить.

Боги послали знамение атаковать галлов, которые больше не могли понимать речь другу друга и начали сражаться между собой. И греки говорили, что это смятение среди них посеял бог Пан, и это то, что мы называем паникой.

Кельты и античный мир стали серьезными противниками на поле боя и в отношении цивилизации. У кельтов не было желания жить в городах, как греки и римляне. Где они жили и как выглядел их мир?

 

Кельтские селения, быт и земледелие

Для кельтов великие города античного мира были мишенью для разграбления, но не местом проживания. Кельты были сельскими жителями, часто переезжали.

Слово «цивилизованный» означает «живущий в городе», и греческая и римская культуры были во многом основаны на урбанизме, жили они в замкнутом городском пространстве со всеми вытекающими последствиями. А кельты, разумеется, были в большей степени сельским народом, не очень заинтересованным в том, чтобы оседать и строить большие сооружения. И поэтому необразованный римлянин, который не понимал кельтов, рассматривал их как кочевой, дикий и варварский народ.

Когда кельтские племена не сражались, они занимались земледелием. На юге Англии археологи воссоздали кельтское хозяйство со всеми его строениями, скотом и урожаем, на которых основывалась жизнь кельтов более 2 тысяч лет назад. Именно земледельцы финансировали военные кампании.

Это было многослойное общество, во главе его стоял вождь, а под ним необходим был слой военных аристократов. Ниже должны были быть люди, обеспечивающие существование этой военной аристократии, а затем шли фермеры, предприниматели, возчики, люди, которые торгую и производят прибавочный продукт, который позволяет существовать этой аристократии.

Кельты жили главным образом в небольших селениях, не имевших ничего общего с римским представлением о государстве. Также, в отличие от римлян, которые строили из камня, кельты строили из древесины, грязи и соломы, поэтому мало что сохранилось.

Но археологи, восстанавливавшие кельтские сооружения, говорят, что они были необычайно сложными. Когда проводишь анализ архитектурной формы больших круглых домов, неожиданно приходишь к заключению, что они гораздо более сложны и по замыслу, и по исполнению, чем большой каменный храм, они его превосходят. Но они используют различные средства, они используют древесину и создают с ее помощью большие строения – здания, жилые постройки с площадью пола до 200 м2. Чтобы покрыть соломой дом 15 метров в диаметре, необходимо свыше 16 тонн соломы – это только, чтобы покрыть крышу.

Возможно, самым важным сооружением в кельтском селении была трапезная, где воины утоляли голод и жажду. Можем представить себе большой круглый дом с очагом посередине, а в нем поджаривается свинья или бык, а вокруг – воины, сидящие согласно иерархии от входа до вождя, который сидит напротив входа, занимая привилегированное положение.

Что касается еды, наиболее важный для кельтов момент – это порция героя, это был лучший кусок мяса, который давали герою. Из-за него часто бывали драки, когда два человека спорили, кому из них должна достаться эта порция. Затем все их подбадривали, отодвигали столы, и происходила дуэль, иногда со смертельным исходом, и это в центре трапезной. По этому можно судить, что греки и римляне, должно быть, с неохотой приглашали галлов на обед.

Античные авторы постоянно критиковали кельтов за то, что они не разбавляли концентрированное вино того времени. Смысл был в том, чтобы не разбавлять и пить так, чтобы упиться до полусмерти как можно быстрее. Это было одной из причин, по которой этих людей считали варварами.

Хотя кельты испытывали страсть к винограду, специалистами они были по зерну. Кельтские земледельцы, особенно в Англии, были среди самых передовых для своего времени.

Кельтское хозяйстве в I тысячелетии до н.э. могло обеспечивать не только тем, что требовалось для жизни, но и излишком, который можно было экспортировать на континент. Цезарь рассказывает нам, что они экспортировали зерно и кожу на континент до того, как римляне вторглись на эту территорию.

Семена, которые находят, например, в гробницах фараонов, точно такие же, какие выращивали кельты, но у них они росли лучше. Если сравнивать результаты исследований в античном хозяйстве кельтов с современной эпохой, а для этого надо обратиться ко временам химической революции – к 1950-60-м годам, когда химикаты действительно стали оказывать влияние на сельское хозяйство, то результаты показывают урожаи по полторы тонны с акра, что больше, чем это было в 1050 году в среднем по Соединенному королевству.

 

Кельтские крепости

Хотя кельты, как правило, жили в небольших селениях, они могли объединяться для более важных целей. Они построили сотни крепостей по всей Европе.

Мэйден-Касл близ английского Дорчестера был построен около 500-го года до н.э. для защиты других воинов, возможно даже – других кельтов. Он занимает площадь в 40 гектаров, и его огромные земляные валы были выкопаны на естественном склоне холма.

Это, должно быть, строилось без применения какой-то очень сложной технологии, у этих людей были довольно эффективные железные инструменты, способные справиться с мелом, из которого состоит этот холм, а землю, наверное, переносили в корзинах в небольших количествах.

Эти земляные работы на холме продолжались в течение 400-500 лет. Они были заинтересованы не только в том, чтобы защитить себя от врагов, но и в том, чтобы произвести впечатление на другие поселения и даже на самих себя – собственным могуществом.

Крепости на холмах обеспечивали не только защиту, но и жилье, и место для хранения зерна.

Около 200 года до н.э. валы выглядели примерно так же, как и сегодня, но внутри крепости на холме все, вероятно, было усеяно большими домами с коническими крышами и множеством сооружений для хранения сельскохозяйственной продукции.

Но до сих пор по непонятным причинам крепости на холмах, такие, как Мэйден-Касл, строились и для других целей: археологи полагают, что это были и религиозные памятники.

Подобное место, без сомнений, имело важный религиозный аспект. Например, довольно интересно, что многие из этих поселенцев железного века не только в крепостях на холмах, но и в небольших хозяйствах следили за тем, чтобы ворота были обращены на восток. Это предполагает, что планировка еще более крупных сооружений, таких, как крепостей, велась в соответствии со своего рода религиозным сводом или сборником правил, о котором мы можем лишь догадываться. Каковы были религиозные верования кельтов?

 

Религия кельтов

У западного побережья Ирландии лежат острова Аран, где находится ряд загадочных сооружений выходящих к морю. Им по меньшей мере 2 тысячи лет, и долгое время считалось, что это кельтские крепости.

Но исследования современных археологов позволяют предположить совсем иное. Например, сооружение Дун-Энгус были кельтским вариантом Колизея — амфитеатром для значительных событий.

Эти сооружения использовались для проведения церемоний. Там была небольшая площадка наподобие сцены, а все остальное окружало ее. Разумеется, на сооружение объектов ушло несколько поколений, поэтому со временем добавлялось новое кольцо.

Амфитеатры, вроде Дун-Энгуса, возможно, имели религиозную функцию, являлись внушительной сценой для кельтских вождей и их верховных жрецов – друидов.

Они выбрали самое впечатляющее место и возвели большой памятник.

Никто точно не знает, что здесь происходило. Но если это место было связано с религией, тогда роль священнослужителей здесь выполняли друиды, чья власть над повседневной жизнью кельтов могла превосходить даже власть вождей.

Они были одновременно жрецами, юристами, возможно, целителями, разбирали споры, были учителями, предсказателями, заглядывали в будущее, контролировали сверхъестественное и были посредниками между богами и людьми.

Друиды играли основную роль в успехе кельтских воинов. Они советовали вождям, в какой день лучше отправляться на бой.

Бронзовый календарь был обнаружен в, во Франции. В нем сохранилась пара месяцев, но мы можем воссоздать весь календарь древних кельтов. Были дни под названием мат и анм – благоприятный и неблагоприятный. В неблагоприятный день не шли на бой, а ждали благоприятного. Иными словами, это имело большое влияние на людей.

Чтобы стать друидом, нужно было учиться 20 лет, поскольку необходимо было все запомнить. Кельты редко что-либо записывали, вместо этого они передавали все свои знания посредством кельтского языка. Ирландский язык является классическим кельтским языком наших дней. Кельты не умели писать, пока не встретились с римлянами и даже еще позже, они все заучивали наизусть, особенно друиды. Возможно, это был способ сохранить свои знания и уберечь их от других народов.

Друиды обладали властью над жизнью и смертью, выбирая жертвы для человеческих жертвоприношений, как мужчина, обнаруженный а английском болоте в 1984 году. Его ударили по затылку, горло было перерезано, он был удушен, а затем брошен в болото.

К сожалению, мы не знаем, зачем они приносили в жертву людей, мы можем лишь предполагать. Возможно, они пытались получить поддержку богов для каких-то целей, возможно, отблагодарить богов за поддержку и победу в войне.

Мы знаем, что он хорошо питался, не был работником физического труда, у него были красивые ухоженные ногти на руках и аккуратно подстриженные усы. Возможно, он занимал значительное положение. Поэтому вероятно, чтобы человеческая жертва возымела эффект, ей должен был стать кто-то, кто занимал определенное положение в обществе, возможно даже, член семьи вождя.

Жертвы, возможно даже, были добровольными, поскольку кельты не имели большого страха перед смертью. Друиды учили, что есть загробная жизнь, и кельтские захоронения полны предметов для использования в следующей жизни.

Что до их богов, кельты преклонялись не одному богу, а сотням божеств, населявших природу.

Вероятно, пейзаж населяли духи: у каждого дерева, горы, источника, озера, болота было свое божество.

Эти верования отражены в кельтском искусстве, в основе которого часто лежит природа, и которое демонстрирует ее дикую неукрощенную сторону, чего нет в античном искусстве.

 

Искусство кельтов

Наглядным свидетельством одушевления природы кельтами является их искусство.

Античное искусство Греции и Рима основывалось на реалистическом изображении человеческих форм. В противоположность этому искусство кельтов было значительно ближе к абстракционизму и импрессионизму.

Кельтов не интересовал реализм, это то, о чем они на самом деле не задумывались. Они могли взять, например, фигуру животного или растения и превратить ее во что-то необычное так, что она значительно отличалась от оригинала.

Если считать, что формы искусства дают нам представления о духовности народа, то в кельтском мире это был элемент проявления свободной воли. У них всегда было ощущение, что они могут сделать лучше, чем Бог: «он сделал хорошего человека, мы сделаем ему татуировки и заставим выглядеть привлекательнее».

Искусство отличалось, поскольку было абстрактным и декоративным. Но было первое настоящее осознанное искусство, искусство ради искусства, не относящееся к Альпам, и это важно.

Кельтское искусство опровергает обвинения античного мира в том, что кельты были варварами. Некоторые греческие и римские авторы, особенно грек Полибий, говорили, что у галлов нет искусства.

Они считали предметы, изготовленные этим народом, не имеющими ценности, потому что у них были совершенно иные представления об эстетике.

Многие исследователи вносят кельтское искусство в число величайших художественных традиций Европы. Оно может быть выдающимся наряду с любым из европейских видов искусства. У него очень высокий уровень, и современные художники, пытающиеся воспроизвести некоторые образцы, находят это почти невозможным.

 

Кельтские галлы против Юлия Цезаря

Но разница между кельтами и римлянами, к сожалению, не ограничивалась искусством. Честолюбивый римский полководец вторгся на кельтские земли, пытаясь завоевать себе репутацию на кельтской крови. Его звали Юлий Цезарь.

Кельтское военное искусство достигло своего расцвета, должно быть, около 300-го до н.э. Но к 60-му году до н.э. кельты уже не были самой грозной силой в Европе. Это звание теперь принадлежало их старым врагам римлянам.

Будучи одним из стремительно растущих римских полководцев, Юлий Цезарь знал, что ему нужны завоевания, чтобы добиться славы, денег и власти. В 58 году до н.э. он приступил к делу, пересек Альпы и вторгся в кельтскую Галлию (современную Францию).

Для него Галлия представляла собой отличные возможности для саморекламы и для наживы, чтобы получить как можно больше золота для финансирования своей деятельности и завоевать военную славу. Все это нужно было лично ему, чтобы добиться власти в самом Риме. Ему на самом деле не было особого дела до галлов, они просто оказались той возможностью, которая появилась, когда он в ней нуждался.

Это было противостояние между римской военной машиной и отдельными кельтскими племенами, не имевшими сплоченной защиты.

Римляне были организованной армией. Они были классическим военным народом, и у них были те замечательные средства ведения войны, которых не было у кельтов и других племен.

Кельты не привыкли к необходимости сражаться всем вместе. Были племенные союзы, но они на самом деле воевали друг с другом. Они не были готовы к чудовищным масштабам имперских завоеваний, которые вел Цезарь.

Он могу убирать их по одиночке, есть сведения о невероятной жестокости. Есть племя под названием нервии, в котором было более 500 тысяч бойцов, число которых сократилось до 500 после того, как с ними покончил Цезарь.

По подсчетам самих римлян галльская кампания Цезаря привела к тому, что более миллиона кельтов погибло, а еще миллион попали в рабство.

Это была, наверное, самая кровавая кампания, с которой столкнулась Европа до наполеоновских войн 2 тысячи лет спустя.

Но галлам удалось атаковать под предводительством молодого кельтского аристократа по имени Верцингеторикс. Ему удалось, несмотря на все традиции прошлого, собрать большое количество галльских племен под своим началом. Они понимали, что сражаются за свою свободу, и это последнее противостояние кельтского мира Риму.

Верцингеторикс устраивал набеги по Галлии, перерезая пути снабжения Цезаря, и был очень близок к победе. Один-два раза Цезарь испытывал действительное серьезные неприятности с армией Верцингеторикса, и если бы в одном из сражений все пошло немного иначе, Цезаря легко могли убить на поле боя, или по крайней мере он был бы настолько дискредитирован политически, что это положило бы конец его карьере.

Но в конечное итоге кельтские галлы и их командующий не смогли противостоять римской машине и были вынуждены сдаться. Верцингеторикс стал пленником Цезаря.

Его по римским обычаям заставили пройти в цепях во время триумфа Юлия Цезаря в Риме, устроенного в честь его завоевания Галлии, а затем он был ритуально задушен.

(еще по теме «Восстание галлов»).

 

Кельтские бритты против римлян

Цезарь также вторгся в Британию, другой оплот кельтов, но безуспешно. Однако, спустя век, в 43 году н.э. римский император Клавдий возглавил новую кампанию против островов.

Бритты оказали стойкое сопротивление первому римскому вторжению, которое, вероятно, включало, до 40 тысяч солдат. Это было крупнейшее наступление через канал в обоих направлениях до дня высадки десанта в 1944 году.

Некоторые римляне передвигались на слонах, которые бритты прежде не видели. Они захлестнули южную Британию, нападая на деревни и крепости на холмах вроде Мэйдн-Касл.

Земляные сооружения в действительности не представляли проблемы для римлян. Конечно, они несли некоторые потери, штурмуя такие крепости. Кельты в крепостях на холме защищались упорно, но безрезультатно.

Они, наверное, пытались помешать легионерам пробиться внутрь с помощью метания копий и сбрасывания камней с валов, но легионеры были хорошо защищены.

Вероятные последствия атаки римлян были найдены во время раскопок в Мэйдн-Касле в начале 20 века. Острие копий еще оставались в некоторых скелетах. Нет сомнений, что многие из тех, кто похоронен на этом кладбище, умерли насильственной смертью: на телах следы мечей, у некоторых в костях еще остаются застрявшие снаряды. Чего нельзя доказать наверняка, так это то, что это действительно жертвы атаки крепости.

(см. по теме «Вторжение в Британию»)

 

Восстание Боудикки

(см. также материал «Свирепое восстание Боудикки» из статьи «Британия. Начало истории»).

Несмотря на продолжительное сопротивление, римляне усиливали давление на юго-восточную Британию – современную Англию. Но почти потеряли целую британскую провинцию, когда вызвали гнев кельтской королевы по имени Боудикка или Боадицея. В отличие от Рима, у кельтских женщин были права и власть.

К женщинам относились как к равным: у них была самостоятельность в семье, они сами зарабатывали деньги, могли владеть собственностью, землей. Нельзя сказать, что существовал полный либерализм и абсолютная свобода для женщин, но дело было гораздо лучше, чем в античном мире.

Кельтские женщины могли править целыми племенами и могли вести армии в бой. Одна из вещей, которые говорили римляне, это то, что они не делали кельту ничего плохого, пока его жена не стала появляться слишком часто. Очевидно, некоторые из кельтских женщин действительно были хорошими воинами.

Когда Боудикка оказала сопротивление, не желая отдавать свои земли римлянам, римские солдаты высекли ее и изнасиловали двух ее дочерей.

Действия римских властей были настолько жестокими и вызывали такое возмущение, что это был взрыв сдерживаемой энергии и агрессии сопротивления, чувства негодования от присутствия римлян.

Реакция кельтских племен была быстрой и жестокой и управлялась самой королевой Боудиккой. Имеется ее описание: она была необычайно большой и свирепой, с длинными рыжими волосами, спадающими до колен, носила большое золотое ожерелье, имела яркие пронизывающие глаза и грубый голос.

Она вела кельтскую армию на три римских города, включая Лондон, и сожгла их до основания, уничтожив около 70 тысяч римлян.

Римское присутствие здесь практически исчезло. Она и ее армия просто убивали всех, кого встречали. Если вы проведете раскопки этих городов и доберетесь до римских слоев, найдете большой черный слой разрушений, который можно напрямую связать с ее действиями.

Это была большая масса не только воинов-мужчин, но и женщин и детей – все шли посмотреть, как убивают ненавистных римлян.

Армия Боудикки была так близка к полной победе, что римский император Нерон всерьез собирался совсем уйти из Британии. Но в последнем столкновении армия Боудикки была разгромлена. Она и ее дочери предпочли самоубийство сдаче в плен римлянам.

 

Наследие кельтов

Постепенно кельтские племена Англии стали романизированными, люди собирались в города.

Когда римляне вторглись и захватили территорию, первое, что они сделали – навязали урбанизацию, потому что так можно контролировать население. Мы видим, что все теперь концентрировалось в городах.

Большинство следов до римской социальной структуры и организации были уничтожены путем романизации.

Все изменилось до неузнаваемости. Поэтому когда римляне ушли, на востоке было не найти ничего кельтского.

Кельтской культуре грозило уничтожение под тяжестью римского правления. Но ей удалось выжить, несмотря ни на что, и продолжать влиять на западную жизнь до настоящего времени.

Римляне правили Британией примерно 400 лет. И в тех местах, где они селились наиболее густо, особенно в Англии, кельтская культура сошла на нет.

Но в тех районах, которые римляне едва затронули – в гористых местностях Уэльса, Шотландии и Ирландии – кельтская культура продолжала расцветать и оставалась нетронутой, когда римляне в 410 году покинули Британию.

Кельты в Ирландии и кельты в Шотландии оставались кельтскими, не романизированными, и поэтому сохраняли собственные языки, собственный подход к искусству, а главное – собственные законы.

Но едва римляне ушли, появилась угроза нового вторжения – англов и саксов, которые ринулись заполнять вакуум после римлян.

Один из кельтских воинов, который, как считается, противостоял им, стал поистине легендарным. Звали его Артур.

Как утверждается, в ряде битв он остановил продвижение германских англосаксов, их движение на запад, и тем самым помог сохраниться западным бриттам, которые позже стали народами, известными сейчас как валлийцы и корнуольцы.

В будущем писатели превратили Артура в миф о Камелоте и сделали это, опираясь на кельтскую традицию. Историю святого Грааля можно найти в ирландском фольклоре, а история меча короля Артура – Экскалибура, который он бросил в воду и который был найден дамой с озера, основан на кельтской военной традиции.

Есть веские основания полагать, что это своего рода отголосок воспоминаний о принесении оружия на водоемы, что было широко распространено среди западноевропейских народов – и кельтских, и германских.

Похоже, многие мотивы ранней кельтской устной традиции сохраняются в некоторых преданиях об Артуре.

Хотя англосаксы заселили Англию, кельты продолжали господствовать в Ирландии, Шотландии, Уэльсе и Корнуолле. Британские кельты также заселили часть Франции, которая получила название Бретань. До наших дней эти территории остаются так называемой кельтской периферией. В послеримские годы эти земли были ареной постоянных племенных стычек.

В 5 веке ирландские кельты устроили набег на Британию и вернули рабов, включая 16-летнего юношу по имени Патрик, которому суждено было стать их святым. Он обратил ирландцев в католицизм, совместив его с кельтскими традициями.

Поскольку он был рабом, он сумел не уничтожить кельтскую религию, а влить ее в новое христианство. Он пришел со смирением, христианизировал святые источники. В Ирландии святых источников больше, чем где бы то ни было, потому что они были источником воды, которую почитали кельты.

Ирландские монахи отныне заняли место друидов и сыграют решающую роль в сохранении кельтской культуры, поскольку они стали первыми, кто запишет кельтские традиции.

Они записывали старые кельтские сказания и говорили, что то, что они записывали, было иногда окном в «железный» век. Другими словами, это был способ заглянуть в отдаленное прошлое.

Если бы они не записывали старые ирландские сказания, ирландцы остались бы без огромной части своей истории и знали бы гораздо меньше о кельтах. Мы бы целиком полагались на сообщения античных авторов – греков и римлян, которые, разумеется, были необъективны.

В последующие столетия кельтские страны сохраняли свой язык и многие из прежних черт, особенно индивидуализм. Чувство необходимости доказать индивидуальность, сохранить культуру – мы встречаем это повсюду в современном кельтском мире, будь то Шотландия или Уэльс, борющийся за свой язык, или Бретань, опять таки борющаяся за язык и собственный стиль жизни. Это то, что было основным для кельтов с римских времен.

Древний кельтский воин, возвращающийся сегодня на кельтскую землю, может обнаружить, что ему знакомы и культура, и пейзаж. Он бы чувствовал себя как дома, нашел бы с людьми общий язык. Пошел бы и как следует выпил, поболтал с мужиками в пабе, потанцевал бы, послушал музыку, подрался бы и повеселился как следует.

Наследие кельтов живет в их искусстве, языке и подходе к жизни. И все же это наследие могло быть и большим: если бы кельты, захватившие Рим 24 столетия назад, остались, а не ушли, будучи подкупленными, могло бы быть так, что они, построившие европейскую империю, и западные народы – сегодня все бы говорил по-гэльски.

 

interesnik.net

Глава 7. Кельтское искусство. Энн Росс. Кельты-язычники. Быт, религия, культура. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Под кельтским искусством в данном контексте мы подразумеваем стиль искусства, который зародился в кельтском обществе в латенский период. Именно этот в высшей степени оригинальный и сложный набор декоративных мотивов стал реальным и характерным вкладом кельтов в основы европейской культуры. Вполне очевидно, что он ведет свое начало от мотивов, заимствованных из самых разных источников, но кельтские художники, особо даровитые в этой области, превратили их в сложное и необыкновенно утонченное целое. Часть таких произведений должны были выполняться в камне, и гораздо больше узоров, наверное, украшали кожу, кость и дерево. Однако именно в работе по металлу мастерство кельтских художников достигло полного расцвета. В основном стиле имелись большие региональные различия, и искусство Британии и Ирландии значительно отличалось от континентального. Многим критикам оно кажется сдержанным и с эстетической точки зрения, пожалуй, превосходит почти безумную сложность более поздних континентальных образцов. Хотя в основном это искусство декоративно, его нельзя отделить от религии и магии: именно они служат основой многих наиболее типичных мотивов.

Рис. 52. Колесничная чека из Грабенштаттена (Урах, Германия).

Рис. 53. Образцы кельтских изображений голов.

В 600 году до н. э. в Массилии (Марсель) в устье реки Роны была основана греческая торговая фактория. Вся кельтская округа оказалась подвержена различным средиземноморским влияниям. Помимо всего прочего, кельты стали импортировать вино из 1 реции и Этрурии, ьино это поставлялось в больших сосудах, называвшихся ойнохоями. Они были украшены античными орнаментами, происхождение которых было самым разным; в них преобладали растения, листья и другие природные мотивы. Кельты с удовольствием потребляли содержимое сосудов, а их орнамент, очевидно, оказал влияние на кельтских художников. Сочетая эти классические мотивы, а также старые местные художественные и религиозные европейские мотивы бронзового века (священные водяные птицы, символы Солнца и т. д.) с галыптатскими геометрическими формами и великолепным «звериным» стилем персов, скифов и других, еще более восточных народов, кельты развили собственный, оригинальный и увлекательный стиль искусства. Все эти заимствованные элементы смешались столь незаметно, что происхождение каждого из них покрылось мраком; натурализм уступил фантазии, простой мотив превратился в бурный поток, в сложный узор. Необыкновенная интенсивность и небывалое разнообразие кельтского искусства завораживает. Можно часами, буквально не разгибая спины изучать какой-нибудь узор, но так и не понять всю его сложность. Редко случается, чтобы два отрезка одного и того же узора оказались совершенно одинаковыми, и в то же время целое отнюдь не выглядит негармоничным. Асимметричные узоры кажутся симметричными, хотя в то же время во многих случаях практически невозможно найти два идентичных фрагмента повторяющегося узора. Рисунок течет, разливается, у него нет ни начала, ни конца. Он просто есть. Кельтский стиль искусства подводит нас к самой сути кельтского характера. Он воспроизводит извилистую и сложную структуру мышления кельтов, сложность их языка, показывает запутанную, постоянно меняющуюся и таинственную природу их религии. Короче говоря, кельтское искусство – это впечатляющее обобщение всего существенного и своеобразного в духовной жизни кельтов. Итак, новый стиль искусства использовался для декорирования оружия и личных украшений аристократов, от покровительства которых зависели художники. Так украшали котлы и металлические фляжки для вина, конскую сбрую (рис. 52), и, несомненно, в том же стиле были выполнены деревянные орнаменты в домах. Этот стиль проявляется в предметах религиозного характера, хотя религиозные мотивы постоянно встречаются и на вполне утилитарных изделиях. Священные символы – такие, как человеческая голова (рис. 53), головы птиц и зверей, которым поклонялись кельты, волшебные птицы, священные деревья и другие подобные элементы, – сливаются в бесконечный текучий узор и в то же время резко из него выступают.

Рис. 54. Женская головка, увенчанная головой совы (Райнхайм, Саарланд, Германия).

Пауль Якобсталь был первым великим специалистом по древнему кельтскому искусству, выявившим три основных источника, из которых кельты черпали свое вдохновение. Сегодня археологические исследования показывают, что, хотя Якобсталь был в основном прав, речь идет о более сложном и разнообразном воздействии со стороны на кельтское искусство, чем можно было подумать в то время. Маловероятно, что древнекельтские мастера взяли прямо с Востока наиболее экзотические элементы. Все они существовали в Средиземноморье, и, очень возможно, кельты заимствовали их непосредственно из Италии вместе с другими, более знакомыми античными мотивами.

Говоря о раннем кельтском искусстве вообще, Якобсталь писал: «Репертуар кельтского искусства был весьма узок. Изображение человека ограничивалось огромными каменными статуями типа менгиров, в бронзе – несколькими бюстами или миниатюрными, похожими на кукол, человечками и множеством голов. Животных, которые выглядели бы естественно, очень мало; большинство из них фантастичны и чрезвычайно стилизованны». И далее, подчеркивая существенное различие между классическим и кельтским искусством, Якобсталь пишет: «Для греков спираль – это спираль, а лицо – лицо. Всегда ясно, где кончается одно и начинается другое. А кельты могли «читать» лица в спиралях и завитках. Двойственность – неотъемлемая черта кельтского искусства».

Рис. 55. Общий вид фляжки из погребения с колесницей в Вальдальгесхайме (Хунсрюк, Германия).

Раннее кельтское искусство делится на стили, которые соответствуют ранней, средней и поздней фазам латенской культуры; это деление относится только к Европе. Что касается Британских островов, то кельтское искусство там было настолько своеобразным, что его надо рассматривать в отдельности от континентального. К тому времени, когда в Ла-Тене на озере Невшатель около 100 года до н. э. были в огромном количестве захоронены жертвенные приношения, кельтское искусство на континенте практически выдохлось. Продолжать традицию суждено было Британии и Ирландии, которые внесли в нее весьма заметный вклад.

historylib.org

Искусство кельтов

История кельтского искусства весьма занимательна. Больше тысячи лет об искусстве кельтов никто не вспоминал, и оно чуть не сгинуло во тьме веков. Лишь в отдельных произведениях осталась бледная тень былого великолепия. Тем не менее, в конце XX века кельтские мотивы стали необычайно популярны. Это увлечение не было внезапным. Интерес к кельтскому искусству возник более ста лет назад, и его изучение началось тогда же, то есть совсем недавно для стиля, появившегося больше двух с половиной тысяч лет назад. Сейчас, в начале XXI века, кельтские мотивы встречаются в работах разных художников чаще, чем когда бы то ни было. Этот стиль успешно выдержал испытание временем и приобретает все новых поклонников. Многие современные ценители кельтского искусства любят его за красоту: оно привлекает и завораживает чарующими переплетениями узоров. Если некоторые просто восхищаются кельтским искусством, то другие исследуют его исторические корни, пытаясь протянуть ниточку в далекое прошлое, к быту древних кельтов.

Первые упоминания

Люди, жившие в Центральной Европе, которых греки называли кельтами, и представить себе не могли, что через тысячи лет их жизнь вызовет такое любопытство потомков. Одним из важнейших ритуалов для них было сожжение мертвых вместе с их имуществом. Они опускали в воду подношения своим божествам. Древние кельты часто прятали мечи, ножны, топоры, наконечники копий, шлемы, кольца, броши, зеркала, кувшины, всевозможные сосуды для питья, черпаки, гончарные изделия, фигурки животных и людей и прочие предметы в укромные места, где они и хранились, ожидая, пока их найдут много лет спустя Если покопаться в этих кладах, можно многое узнать об обычаях древних кельтов, и большинство известных сейчас мотивов раннего кельтского искусства взято именно оттуда.

Два древнейших периода истории кельтов получили свое название от местностей, где велись раскопки. Один из них - Гальштатский - связан с колонией в соляных копях Австрии с захоронениями примерно VIII века до н. э. Второй период, к которому относится появление первых памятников кельтского искусства, называется Ла-Тен, как и район озера Невшатель в Швейцарии, в водах которого археологи сделали много находок. Этот период начинается около 500 года до н. э., и тогда же кельтские племена впервые привлекли внимание своих соседей в Греции и Риме.

И греки, и римляне писали о кельтах, но писали как об отсталых народах и своих врагах. Кельтов считали "варварами", хотя почти ничего не знали об их жизни и культуре. В письменных памятниках лишь мелькают отрывочные и далеко не всегда правдивые упоминания об этих народах. Греки называли словом "кельты" всех жителей северных стран, подразумевая сотни различных племен.

Появление письменности и заимствования

У самих древних кельтов письменности не было. Знания из поколения в поколение передавали устно, и благодаря этой традиции кельты получили репутацию поэтов и рассказчиков. Только после крещения в VI веке н. э. новообращенные кельты стали записывать - сначала слово Божье, а потом и некоторые древние сказания. Эти памятники полезны при изучении мифологии, но нельзя рассчитывать на их историческую точность. Доисторический период сменила история, а происхождение кельтов так и осталось загадкой, и кельтские племена выступили из мглы веков, лишь когда о них узнали грамотные народы. Тем не менее больше чем через тысячу лет, когда в Ирландии возникло монашеское движение, кельтскую церковь считали одним из научных центров Европы. В Ирландию приезжали учиться паломники, а религиозные деятели уходили отсюда проповедовать и основывать новые монастыри. В отличие от классического искусства, кельтское ни о чем не рассказывает зрителю, вы не найдете резных изображений великих событий, хотя узнать можно многое. На раннее кельтское искусство повлияли греки, этруски и восточные народы. Кое-что пришло по торговым путям: например, так на север Европы попали сосуды для вина из Средиземноморья. Кроме того, те, кто мог себе это позволить и был готов пойти на значительные расходы, с особыми ритуалами помещали в могилы и бросали в воду искусно сделанную утварь.

Кельтам случалось грабить еще не окрепший Рим и греческое святилище в Дельфах, подобными действиями, безусловно, привлекая к себе внимание. Как бы то ни было, со временем Римская империя набрала силу и власть и на сотни лет установила контроль над Европой, что привело к упадку континентальных кельтов. Центр культуры переместился в Британию и Ирландию, к народам, известным как островные кельты. Островное искусство Ла-Тен в южной Британии процветало до I века н. э., но потом римляне пришли и сюда, хотя полностью уничтожить его они не смогли. К тому же Ирландия не была захвачена, поэтому там кельтская традиция Ла-Тен просуществовала еще несколько веков, свободно и независимо от иноземных влияний.

Послеримский период

После периода господства римлян на островное кельтское искусство оказали воздействие два фактора: христианство и англосаксонская культура. Считается, что переплетающиеся ленты заимствованы из коптских рукописей (копты - египетские христиане, жившие отдельными общинами в пустыне). Сложные узоры с животными пришли из германского искусства.

Англосаксонские захоронения в Саттон-Ху (восточная Англия) содержат предметы, которые говорят об обмене идеями, секретами мастерства и товарами между англосаксами и кельтами.

На Британских островах эти новые стили в сочетании с элементами сохранившегося в Ирландии латенского искусства часто встречались в оформлении рукописей. Если раньше рисунки были чисто декоративными, то теперь они приобрели смысл, как, например, изображения сцен, описанных в Евангелии. Лучше всего сохранились две украшенные рисунками рукописи: Келлсская Библия и Линдисфарнское Евангелие. Обе они являются произведениями религиозного искусства и, возможно, использовались в богослужениях. В одних только этих фолиантах заключено невероятное количество кельтских мотивов, узоров и орнаментов. Мириады сложных линий перепутаны так, что трудно разглядеть невооруженным глазом все мельчайшие детали узора. Уму непостижимо, как можно было сотворить подобные шедевры без применения современных технологий. В книгах видны увлеченность и мастерство их создателей. Эти работы вполне могут считаться кульминацией развития Декоративного искусства тех времен. Они до сих пор удивляют и восхищают.

В 500 году до н. э. кельты восприняли иноземные влияния соответственно своей эстетике и создали собственный стиль искусства. Островные кельты-христиане, чьи традиции воплощены в ирландских рукописях, сделали то же самое спустя тысячу лет и добились яркого результата. Появилось то, что сейчас называют кельтским искусством, - форма и стиль, отличающиеся немалой привлекательностью.

alex-tattoo2005.narod.ru


Смотрите также