Искусство Древнего мира (Египет). Искусство древнего мира
1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.
Искусство Египта – о вечности и загробной жизни.
Архитектура
Помимо жилых помещений, египтяне строили гробницы, храмы, дворцы.
Более всего известны гробницы– («дома вечности»). В гробницы помещали саркофаг с мумией, так как считали, что тело надо сохранить для продолжения жизни души в загробном мире. Мумифицированное тело умершего укладывали в каменный саркофаг и помещали в самом центре гробницы. Стены погребальной камеры покрывались надписями, содержащими магические формулы и заклинания. Это должно было помочь, как считали египтяне, переправиться фараону в мир иной. Живопись и скульптура должны были сопровождать душу в иной мир. Египтяне верили, что все изображенное на стенах гробницы оживет в загробном мире.
Пирамиды – гробницы фараонов.
Где расположены самые известные египетские пирамиды
В городе Гиза. Здесь расположены три пирамиды – пирамида Хеопса, пирамида Хефрена и пирамида Микерина.
Когда строили пирамиды
В III тыс. до н.э. (Древнее царство)
Для чего строили пирамиды
Для того чтобы обеспечить жизнь в загробном мире.
Исследователи считают, что пирамиды были олицетворением солнца для египтян. Грани пирамиды устремлены к небу под тем же углом, под каким лучи солнца падают на землю. Скорее всего, египтяне предполагали, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут совершить фараону восхождение к богам.
Из чего строили пирамиды
Для строительства пирамид египтяне использовали каменные блоки из известняка, которые выламывали в горах, а затем переносили к месту строительства на волокушах.
Самая древняя пирамида – пирамида Джосера, была построена в 2650 г. до н.э. архитектором Имхотепом.
Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса (высота – 139 м) построена около 2600 г. до н.э.
Храмы
Храмы египтян - культовые сооружения для поклонения богам и поминания фараонов (два типа: для бога и для фараона).
Наиболее крупные храмы стали воздвигаться в период Нового царства. Особенно замечательны фиванские храмы – Луксорский и Карнакский – с огромными залами и открытыми колонными дворами. Стены храмов были покрыты раскрашенными рельефами ииероглифическими надписями.
В египетских храмах наблюдался синтез пространственных искусств с временными - с пением, музыкой, танцами. На рельефных композициях фигуры повторялись с определенным ритмом.
Самая главная особенность египетских храмов- это присущая им прямолинейность форм как по горизонтали, так и по вертикали.
Где строились
Делились на те, которые высечены в скале и на те, которые сделаны отдельным зданием.
Скульптура
Египтяне изображали фараонов.
Существовали также скульптуры вельмож и простолюдинов (писцов, чиновников, ремесленников). • Статуэтка пивовара • Сидячий писец
Скульптуры в гробницах выполняли ту же роль, что и мумии, – обеспечивали умершему посмертное существование в загробном мире.
Правила скульптурного изображения
Египтяне всегда изображали богов большего размера, чем фараонов, а фараонов – большего размера, чем обычных людей. Кожу мужчин на скульптурных портретах делали более темной, женщин – светлой.
Статуи, согласно канонам, исполнялись фронтально, сочетая черты сходства со стилизацией. Иногда в одном изображении сочетались элементы человеческой фигуры и животного. Помимо камня скульптуры выполнялись из металла и кости.
Для чего египтяне делали скульптуры сфинксов
Египтяне верили, что статуи сфинксов охраняют храмы.
Сфинкс – фантастическое существо с телом льва и головой человека (часто портрет фараона) или барана. Его египтяне почитали как хранителя древних знаний.
Крупнейший из сохранившихся сфинксов – Большой сфинкс в Гизе. Высечен из целой скалы, изображен с лицом фараона Хефрена.
Живопись
Что рисовали
Египтяне делали настенные росписи на стенах храмов, дворцов и гробниц. На росписях гробниц можно увидеть сцены из обычной жизни: от вспашки полей до пиршеств. Египтяне верили, что эти рисунки, нарисованные на стенах гробницы, оживают в загробном мире.
Как рисовали
Существовал канон изображения фигуры на плоскости (в росписях и рельефах): голову и ноги изображали в профиль, плечи – в фас. Форму головы – в профиль, глаз – в фас. Все части тела – в наиболее выигрышном ракурсе, чтобы предстать перед богами в лучшем виде. Канон будет сохраняться на протяжении тысячелетий.
studfiles.net
Искусство Древнего мира (Египет)
С 4 тыс. до н.э. возникают древнейшие цивилизации Востока в долинах Нила (Египет), Тигра и Ефрат (Шумеро-Аккадская, Вавилон, Ассирия), Аму-Дарьи (Урарту), Инда (Индия), Хуанхе (Китай). Это государства-деспотии, в которых власть царя обожествлялась, а большое число рабов позволяло создавать колоссальные сооружения: гробницы, храмы, дворцы, т.к. ведущим искусством в этих государствах была архитектура.
Одной из древнейших культур Древнего Востока является древнеегипетская, которая существовала с кон. 4 тыс. до н.э. до 332 г. до н.э.
Периодизация охватывает 30 династий фараонов и преложена египетским жрецом Манефоном по царствам:
- Ранний период 4-3 тыс. до н.э.
- Древнее царство 3-2 тыс. до н.э.
- Среднее царство – 2- 1 тыс. до н.э.
- Новое царство 1 тыс.до н.э. – 725 г до н.э.
- Поздний период 725 – 332 гг до н.э.
Источники по искусству Др. Египта:
- Геродот (Древнегреческий историк) – «Истории» 445 г. до н.э.
- 90-е гг 18 в. – походы Наполеона в Египет и находки уникальных артифактов
- Расшифровка в 1827 г. французским лингвистом Жаном Франсуа Шанпонльоном египетских иероглифов и прочтение «Текстов пирамид», «Текстов саркофагов», «Книги мертвых», «Книги врат» и др.
Характеристика искусства:
Сильное влияние религии и заупокойного культа: боги зооантропоморфные (Амон, Ра, Осирис, Тот и др. Значение составляющих души человека: Ах- воплощало имя человека, уготовленное ему до рождения, Ба – душа, которая оставляла тело человека после смерти и воспарялась на небо на суд Осириса, затем вселялась в тело, Ка – жизненная сила человека, его духовный двойник, гений-хранитель, гробница – вместилище Ка.
Культ мертвых (125 глава «Книги мертвых): Ба попадает в Чертог двух Истин на суд Осириса и 42 его членов. Осирис совершает психостасию: взвешивание сердца умершего на особых весах, уравновешенных перышком Истины (богини правосудия Маат). Степень грехов определялась по таблице переселения душ, находящейся в руках богини Луны Ио-Тота: Рай – по Млечному пути в Полярной звезде, Ад - в место мрака к «Великой пожирательнице» Амемит (тело льва с головой крокодила), Чистилище - души грешников в течение 3 тыс. лет проходили странствования и могли воплотиться не только в человека, но и в животных, растений.
Мумификация – способ препарирования трупа: жизненно важные органы извлекались и хранились в специальных сосудах-канопах, остатки тела опускались на 70 дней в соляной раствор, а затем заливалось смолами (едким натром) для высушивания тела, которое называлось теперь «сах» - священные останки. На груди – священный амулет – фигурка жука скарабея – стража человеческого сердца, он же являлся ключом к внеземному спасению ( на нем заклинание сердцу) Таким образом, гробница – «жилище вечности».
Египетские гробницы:
- Мастабы – прямоугольные в плане с наклонными стенами, сплошной крышей и ложной дверью – это дворец умершего (тип дворца – монолита). В крыше окно (впоследствии замурованное), через которое опускался саркофаг в шахту-колодец с подземной камерой, которая пломбировалась, а колодец заполнялся камнем и песком – замуровывался. В мастабах была целая серия помещений: комнаты для всех членов семьи, помещение для церемоний «очищения» и «открытия очей и уст».
- пирамиды – одной из первых – пирамида фараона 3-й династии Джосера (3 тыс. до н.э.) – это ступенчатая пирамида в Саккаре (автор Имхотеп), высотой 62 м., состоящая из 6 мастаб друг на друге, строит. Материал –в основном, камень, но часть – необожженный кирпич из нильского ила и песка , центр пирамиды – царский склеп, рядом с пирамидой – храм Осириса.
Пирамиды Древнего царства в Гизе - Микерина- греч. имя египетского фараона Менкаура, Хефрена (Хафра) и Хеопса (Хуфу) и Сфинкс по египетски Абу эль Холл («Отец ужаса»). Пирамиды в Гизе – единственное сохранившееся Чудо Света из 7, воспетых Древними греками во 2 в. до н.э. Пирада Хефрена (Хафра) – 136, 5 м высотой, Микерина (Менкаура) – 66 м, самая высокая – пирамида Хеопса (Хуфу) – 146,6 м. до землетрясения, сейчас – 137 м. Период строительства примид длился почти 5 веков. Согласно описанию в книге Геродота «Истории», строительство пирамиды Хеопса длилось 30 лет (время его правления 23 года), строилась из отесанных блоков весом 2,5 – 7,5 тт. каждый. Для подвоза блоков от Нила устроена была специальная дорога. Пирамида без облицовки представляла собой ступенчатую форму с многочисленными подъемными машинами, описанными Геродотом, представляющими собой «весы», балансирующие на столбе, с прицепленными «корзинами» для грузов. Сфинкс; высота – 21 м, длина – 73,5 м., лицо – 5 м. Это образ фараона Хефрена, который должен был внушать страх перед могуществом правителя.
В последующие эпохи гробницы стали скальными или гробницы-лабиринты.
Египетские храмы (период Нового царства вместо гробниц расцветает архитектура храмов, т.к. самостоятельной политической силой становятся жрецы) :
- Наземные (Карнак и Луксор)- обращены к Нилу, к храму вела дорога сфинксов, вход имел вид пилона (две одинаковые каменные башни, соединенные порталом), высокие мачты, у входа обелиски (луч солнца), фигуры колоссов. Над входом изображение солнца в виде диска (храмы в честь бога солнца Ра), за пилонами здание храма из нескольких колонных залов и подсобных помещений (библиотека, кладовые и др.). В Карнаке в колонном зале – 134 колонны высотой 23 м., окружностью до 15 м.
- Полускальные - (царицы Хатшепсут в Дейир эль Бахри) – три наземные террасы, соединенные пандусами, ведут в храм, вырубленный в скале.
- Скальные - (храм Рамзеса П Великого в Абу-Симбел)- представляет собой переднюю стену большого пилона,шириной 40 м, высотой 30 м, перед которой – 4 гигантские статуи Рамзеса П, высеченные из скалы 20 м в высоту.
Изобразительное искусство:
Изо Древнего Египта должно было дарить бессмертие и быть прямым продолжением жизни человека. Индивидуальная воля художника была ограничена священным каноном, т.к. творчество рассматривалось как проявление и выражение божественной воли.
Художественный язык изо Др. Египта – это язык экономического графического языка, строгой, ясной линии и четкого контура. Египетский канон (правило) – это строго установленная система для каждого типа изображения, обеспечивающая соразмерность между всеми частями композиции.
Канон статуй: стоящая – прямой торс, фронтальное изображение, голова поднята, левая нога вперед, руки вдоль туловища, пальцы ног и рук одинаковой длины. Сидящая – торс прямой, руки симметрично на коленях, взгляд вдаль.
Канон в живописи: (рельефы и живопись в гробницах, храмах, на папирусах 3-1 тыс. до н.э.) в изображении человека исключались индивидуальные черты конкретных людей, они представляли собой конкретные типы, показанные во цвете лет. Формы тела упрощены, схематизированы: совмещение фасно-профильного изображения – голова в профиль, глаз спереди, грудь повернута в анфас, ноги – в профиль. Пальцы на ногах и руках одинаковой длины (Рельеф «Зодчий Хесира»). Главную роль в изо играет линия, а цвет – только раскраска: мужские фигуры – красной охрой, женские – желтой. Изображение линейно-плоскостное, никакой перспективы нет. Передача глубины пространства и временной последовательности событий происходит через систему горизонтальных полос. Совмещение иероглифических надписей и изображений. Иерархичность изображения: соотношение фигур в соответствии с их социальным положением. Прием наложения силуэтов для незначительных по смыслу частей (слуги, пленные, животные). Образы идеализированы и статичны. Тематика: религиозно-мифологическая, информация о жизни и деяниях, общественном положении фараонов, сановников. Изобразительное искусство Древнего Египта определялось погребальным обрядом и верой в загробную жизнь.
Амарнское искусство Отступление от канона произошло по команде «сверху» в период правления Аменхотепа 4 (Эхнатона) – сер. 2-го тыс. до н.э.: рельефы Эхнатона и Нефертити изображают их в полном профиле, без фасного разворота плеч. Это лирическая сцена из семейной жизни. Эхнатон и Нефертити ласкают детей. Искусство Амарнского периода (новая столица Эхнатона вместо Фив) обращено к простым чувствам людей, к их душе. Здесь и вопли, и стоны плакальщиков, и покорность рабов-негров (т.е. психологические особенности). В портрете Нифертити автор Тутмес раскрывает характер царицы, ее душевную красоту. Образцы амарнского сикусства сохранились и в гробнице Тутанхамона, найденной в 1922 г. Говардом Картером. Скульптуры и рельефы богато инкрустированы драгоценными камнями перламутром.
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Это искусство Крито-микенское, Древнегреческое и Древнеримское.
1. Крито-микенское искусство (Эгейское) (кон.3- сер. 2 тыс. до н.э.)
Открыто английским археологом Артуром Эвансом в кон. 19 в., тесно связано с греческой мифологией (Критский цикл). Искусство носит светский, дворцовый характер. Классический пример дворцовой архитектуры – Кносский дворец площадью ок. 20 тыс. кв. м. с 800 помещениями и внутренним двором. Центр – тронный зал царя Миноса с деревянными раскрашенными колоннами 3 м высоты, царским троном и комнатой для омовений. Стены украшены фресками с морской тематикой и сценами дворцовой жизни. Главной из них является фреска «Царь-жрец» или «Принц», изображение которого выполнено по древнеегипетскому канону, однако более изящное и светское. Интересен и особый стиль вазописи Крита – стиль «камарес» (от названия пещеры): морской орнамент, изображение осьминогов, спиралей, рыб, цветов. Изящные и формы ваз. Скульптура: фаянсовые женщины со змеями (30 см), как добрые домашние духи, заботящиеся о благе дома. Храмового строительства не было. Сантаринское землетрясение 15 в. до н.э. и завоевание Крита ахейцами прекратило развитие этого искусства.
16-13 вв. до н.э. – микенское искусство с центрами в городах материковой части Балканского п-ова Микенах и Тиринфе. Открыл это искусство немецкий археолог Генрих Шлиман. Города Микены и Тиринф – это укрепленные города, расположенные на Акрополе (Микенский высотой – 278 м) и укрепленные стенами 18 м высотой и 10 шириной Центральные входные ворота Микен – Львиные ворота 14 в. до н.э. Архитектура гробниц ахейских владык: 1) Шахтовые и 2) Купольные. Примером второго вида является гробница ахейского царя Атрейя, высотой 14 м, коридором длиной 36 м. из валунов-камней (циклопическая кладка). Фресковая живопись не столь изящная и живописная как на Крите, тематика – военная или прагматично-бытовая. Закат Эгейского искусства – 12 в. до н.э.
Похожие статьи:
www.poznayka.org
Искусство Древнего мира (Египет)
С 4 тыс. до н.э. возникают древнейшие цивилизации Востока в долинах Нила (Египет), Тигра и Ефрат (Шумеро-Аккадская, Вавилон, Ассирия), Аму-Дарьи (Урарту), Инда (Индия), Хуанхе (Китай). Это государства-деспотии, в которых власть царя обожествлялась, а большое число рабов позволяло создавать колоссальные сооружения: гробницы, храмы, дворцы, т.к. ведущим искусством в этих государствах была архитектура.
Одной из древнейших культур Древнего Востока является древнеегипетская, которая существовала с кон. 4 тыс. до н.э. до 332 г. до н.э.
Периодизация охватывает 30 династий фараонов и преложена египетским жрецом Манефоном по царствам:
- Ранний период 4-3 тыс. до н.э.
- Древнее царство 3-2 тыс. до н.э.
- Среднее царство – 2- 1 тыс. до н.э.
- Новое царство 1 тыс.до н.э. – 725 г до н.э.
- Поздний период 725 – 332 гг до н.э.
Источники по искусству Др. Египта:
- Геродот (Древнегреческий историк) – «Истории» 445 г. до н.э.
- 90-е гг 18 в. – походы Наполеона в Египет и находки уникальных артифактов
- Расшифровка в 1827 г. французским лингвистом Жаном Франсуа Шанпонльоном египетских иероглифов и прочтение «Текстов пирамид», «Текстов саркофагов», «Книги мертвых», «Книги врат» и др.
Характеристика искусства:
Сильное влияние религии и заупокойного культа: боги зооантропоморфные (Амон, Ра, Осирис, Тот и др. Значение составляющих души человека: Ах- воплощало имя человека, уготовленное ему до рождения, Ба – душа, которая оставляла тело человека после смерти и воспарялась на небо на суд Осириса, затем вселялась в тело, Ка – жизненная сила человека, его духовный двойник, гений-хранитель, гробница – вместилище Ка.
Культ мертвых (125 глава «Книги мертвых): Ба попадает в Чертог двух Истин на суд Осириса и 42 его членов. Осирис совершает психостасию: взвешивание сердца умершего на особых весах, уравновешенных перышком Истины (богини правосудия Маат). Степень грехов определялась по таблице переселения душ, находящейся в руках богини Луны Ио-Тота: Рай – по Млечному пути в Полярной звезде, Ад - в место мрака к «Великой пожирательнице» Амемит (тело льва с головой крокодила), Чистилище - души грешников в течение 3 тыс. лет проходили странствования и могли воплотиться не только в человека, но и в животных, растений.
Мумификация – способ препарирования трупа: жизненно важные органы извлекались и хранились в специальных сосудах-канопах, остатки тела опускались на 70 дней в соляной раствор, а затем заливалось смолами (едким натром) для высушивания тела, которое называлось теперь «сах» - священные останки. На груди – священный амулет – фигурка жука скарабея – стража человеческого сердца, он же являлся ключом к внеземному спасению ( на нем заклинание сердцу) Таким образом, гробница – «жилище вечности».
Египетские гробницы:
- Мастабы – прямоугольные в плане с наклонными стенами, сплошной крышей и ложной дверью – это дворец умершего (тип дворца – монолита). В крыше окно (впоследствии замурованное), через которое опускался саркофаг в шахту-колодец с подземной камерой, которая пломбировалась, а колодец заполнялся камнем и песком – замуровывался. В мастабах была целая серия помещений: комнаты для всех членов семьи, помещение для церемоний «очищения» и «открытия очей и уст».
- пирамиды – одной из первых – пирамида фараона 3-й династии Джосера (3 тыс. до н.э.) – это ступенчатая пирамида в Саккаре (автор Имхотеп), высотой 62 м., состоящая из 6 мастаб друг на друге, строит. Материал –в основном, камень, но часть – необожженный кирпич из нильского ила и песка , центр пирамиды – царский склеп, рядом с пирамидой – храм Осириса.
Пирамиды Древнего царства в Гизе - Микерина- греч. имя египетского фараона Менкаура, Хефрена (Хафра) и Хеопса (Хуфу) и Сфинкс по египетски Абу эль Холл («Отец ужаса»). Пирамиды в Гизе – единственное сохранившееся Чудо Света из 7, воспетых Древними греками во 2 в. до н.э. Пирада Хефрена (Хафра) – 136, 5 м высотой, Микерина (Менкаура) – 66 м, самая высокая – пирамида Хеопса (Хуфу) – 146,6 м. до землетрясения, сейчас – 137 м. Период строительства примид длился почти 5 веков. Согласно описанию в книге Геродота «Истории», строительство пирамиды Хеопса длилось 30 лет (время его правления 23 года), строилась из отесанных блоков весом 2,5 – 7,5 тт. каждый. Для подвоза блоков от Нила устроена была специальная дорога. Пирамида без облицовки представляла собой ступенчатую форму с многочисленными подъемными машинами, описанными Геродотом, представляющими собой «весы», балансирующие на столбе, с прицепленными «корзинами» для грузов. Сфинкс; высота – 21 м, длина – 73,5 м., лицо – 5 м. Это образ фараона Хефрена, который должен был внушать страх перед могуществом правителя.
В последующие эпохи гробницы стали скальными или гробницы-лабиринты.
Египетские храмы (период Нового царства вместо гробниц расцветает архитектура храмов, т.к. самостоятельной политической силой становятся жрецы) :
- Наземные (Карнак и Луксор)- обращены к Нилу, к храму вела дорога сфинксов, вход имел вид пилона (две одинаковые каменные башни, соединенные порталом), высокие мачты, у входа обелиски (луч солнца), фигуры колоссов. Над входом изображение солнца в виде диска (храмы в честь бога солнца Ра), за пилонами здание храма из нескольких колонных залов и подсобных помещений (библиотека, кладовые и др.). В Карнаке в колонном зале – 134 колонны высотой 23 м., окружностью до 15 м.
- Полускальные - (царицы Хатшепсут в Дейир эль Бахри) – три наземные террасы, соединенные пандусами, ведут в храм, вырубленный в скале.
- Скальные - (храм Рамзеса П Великого в Абу-Симбел)- представляет собой переднюю стену большого пилона,шириной 40 м, высотой 30 м, перед которой – 4 гигантские статуи Рамзеса П, высеченные из скалы 20 м в высоту.
Изобразительное искусство:
Изо Древнего Египта должно было дарить бессмертие и быть прямым продолжением жизни человека. Индивидуальная воля художника была ограничена священным каноном, т.к. творчество рассматривалось как проявление и выражение божественной воли.
Художественный язык изо Др. Египта – это язык экономического графического языка, строгой, ясной линии и четкого контура. Египетский канон (правило) – это строго установленная система для каждого типа изображения, обеспечивающая соразмерность между всеми частями композиции.
Канон статуй: стоящая – прямой торс, фронтальное изображение, голова поднята, левая нога вперед, руки вдоль туловища, пальцы ног и рук одинаковой длины. Сидящая – торс прямой, руки симметрично на коленях, взгляд вдаль.
Канон в живописи: (рельефы и живопись в гробницах, храмах, на папирусах 3-1 тыс. до н.э.) в изображении человека исключались индивидуальные черты конкретных людей, они представляли собой конкретные типы, показанные во цвете лет. Формы тела упрощены, схематизированы: совмещение фасно-профильного изображения – голова в профиль, глаз спереди, грудь повернута в анфас, ноги – в профиль. Пальцы на ногах и руках одинаковой длины (Рельеф «Зодчий Хесира»). Главную роль в изо играет линия, а цвет – только раскраска: мужские фигуры – красной охрой, женские – желтой. Изображение линейно-плоскостное, никакой перспективы нет. Передача глубины пространства и временной последовательности событий происходит через систему горизонтальных полос. Совмещение иероглифических надписей и изображений. Иерархичность изображения: соотношение фигур в соответствии с их социальным положением. Прием наложения силуэтов для незначительных по смыслу частей (слуги, пленные, животные). Образы идеализированы и статичны. Тематика: религиозно-мифологическая, информация о жизни и деяниях, общественном положении фараонов, сановников. Изобразительное искусство Древнего Египта определялось погребальным обрядом и верой в загробную жизнь.
Амарнское искусство Отступление от канона произошло по команде «сверху» в период правления Аменхотепа 4 (Эхнатона) – сер. 2-го тыс. до н.э.: рельефы Эхнатона и Нефертити изображают их в полном профиле, без фасного разворота плеч. Это лирическая сцена из семейной жизни. Эхнатон и Нефертити ласкают детей. Искусство Амарнского периода (новая столица Эхнатона вместо Фив) обращено к простым чувствам людей, к их душе. Здесь и вопли, и стоны плакальщиков, и покорность рабов-негров (т.е. психологические особенности). В портрете Нифертити автор Тутмес раскрывает характер царицы, ее душевную красоту. Образцы амарнского сикусства сохранились и в гробнице Тутанхамона, найденной в 1922 г. Говардом Картером. Скульптуры и рельефы богато инкрустированы драгоценными камнями перламутром.
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Это искусство Крито-микенское, Древнегреческое и Древнеримское.
1. Крито-микенское искусство (Эгейское) (кон.3- сер. 2 тыс. до н.э.)
Открыто английским археологом Артуром Эвансом в кон. 19 в., тесно связано с греческой мифологией (Критский цикл). Искусство носит светский, дворцовый характер. Классический пример дворцовой архитектуры – Кносский дворец площадью ок. 20 тыс. кв. м. с 800 помещениями и внутренним двором. Центр – тронный зал царя Миноса с деревянными раскрашенными колоннами 3 м высоты, царским троном и комнатой для омовений. Стены украшены фресками с морской тематикой и сценами дворцовой жизни. Главной из них является фреска «Царь-жрец» или «Принц», изображение которого выполнено по древнеегипетскому канону, однако более изящное и светское. Интересен и особый стиль вазописи Крита – стиль «камарес» (от названия пещеры): морской орнамент, изображение осьминогов, спиралей, рыб, цветов. Изящные и формы ваз. Скульптура: фаянсовые женщины со змеями (30 см), как добрые домашние духи, заботящиеся о благе дома. Храмового строительства не было. Сантаринское землетрясение 15 в. до н.э. и завоевание Крита ахейцами прекратило развитие этого искусства.
16-13 вв. до н.э. – микенское искусство с центрами в городах материковой части Балканского п-ова Микенах и Тиринфе. Открыл это искусство немецкий археолог Генрих Шлиман. Города Микены и Тиринф – это укрепленные города, расположенные на Акрополе (Микенский высотой – 278 м) и укрепленные стенами 18 м высотой и 10 шириной Центральные входные ворота Микен – Львиные ворота 14 в. до н.э. Архитектура гробниц ахейских владык: 1) Шахтовые и 2) Купольные. Примером второго вида является гробница ахейского царя Атрейя, высотой 14 м, коридором длиной 36 м. из валунов-камней (циклопическая кладка). Фресковая живопись не столь изящная и живописная как на Крите, тематика – военная или прагматично-бытовая. Закат Эгейского искусства – 12 в. до н.э.
Похожие статьи:
poznayka.org
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Количество просмотров публикации ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА - 77
Классическое искусство
Классическое искусство
го самопожертвования трехсот спартанцев у Фермопильского ущелья не только усилили сознание жизненной силы и энергии эллинов, но и ускорили переход греческого искусства к классике, обусловили неповторимую героическую и гражданственную окраску ее искусства. Впервые принципиальное, определяющее значение получает образ человека: он становится средоточием бытия и высшей ценностью. В эту эпоху пластический образ человека есть воплощение победы над хаосом и слепой Судьбой, что нашло выражение в концепции греческой трагедии классического периода. Этот образ трагического самоутверждения был дополнен не менее
важной художественной идеей героического оптимизма, уже нашедшей отражение в статичной пластике доклассического искусства — архаике. Классика сохраняет и гуманизирует тему господства человека над окружающим миром и в новом свете развивает идею человека как микрокосма. В V в. до н. э. необычайно мощное развитие получила идея союза искусств на базе утверждения темы величия человека.
Никогда более продуманное единство и взаимосвязь архитектуры, скульптуры и живописи не достигали в греческом искусстве таких высот.
Происходят существенные изменения в осознании природы творческой деятельности. В эпоху классики наступает слияние живой непосредственности авторского творчества с ясной осознанностью общегреческих стилевых принципов. Именно в эту эпоху глубоко разрабатываются понятия канона как совершенной меры, законов, лежащих в основе красоты и доступных разуму.
О понятии канона рассуждают как философы, так и мастера искусств — поэты, живописцы, архитекторы, скульпторы. Выдающимся документом эпохи является трактат Поликлета о каноне. Многие исследователи, начиная с немецких классиков XIX в.. отмечают, что в К. и. на смену ʼʼархитектурной идееʼʼ как осмыслению тектонических принципов пластики приходит идея ʼʼскульптурнаяʼʼ, соотно-
АНТИЧНОСТЬ
Афина, опершаяся на копье. Рельеф. Ок. 460 ᴦ. до н. э.
сящая всеобщие законы пластического совершенства с изображением конкретной человеческой личности. Тем не менее достигнутые в эпоху архаики высоты зодческого искусства продолжают развиваться и обретать новое звучание.
В эпоху классики достигли расцвета греческие города, сложилась система регулярной планировки, которую принято связывать с именем Гиппода-ма. Типичным жилищем классического периода был дом из кирпича-сырца, основные помещения которого группировались вокруг открытого двора (см Греческий тип дома). Продолжает процветать храмовая архитектура. Важное значение в становлении классического зодчества имела группа храмов, сооруженных в V в. до н. э. в Агридженто, объединенная в целостный ансамбль и вписанная в естественный ландшафт. Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, сложившийся в творчестве мастеров архаики. Ведущее место занимают строения дорического ордера, при этом их пропорции обретают большую цельность по сравнению с тяжеловесными и громоздкими храмами VI в. до н. э., а инженерное ре-
шение отличается ясностью и конструктивность:-: К числу замечательных памятников этого крута относится храм Геры II в Пестуме (в некоторых источниках именуется храмом Посейдона), возведенный рядом с находившейся неподалеку базиликой. Задача введения храма в постепенно формирующийся ансамбль стояла перед многими зодчими этой эпохи. С учетом новых требований был в частности возведен храм Зевса в Олимпии, знаменовавший переход от ранней к высокой классике.
Две бронзовые фигуры т. н. воинов из Риаса. Ок. 460 ᴦ. до н. э.
Храм периода высокой классики являлся своеобразным символом полиса. По этой причине типичные черты обязательно соединялись в его замысле с индивидуальными. Единая ордерная схема варьировалась путем изменения пропорций и масштаба однотипных построек, что и обеспечивало неповторимость архитектурного облика каждого города. В 449 ᴦ. до н. э. по инициативе Перикла была начата реконструкция афинского Акрополя. Перикл намеревался превратить его не только в средоточие религиозных святынь, но и в памятник исторического величия и славы Афин. Осуществление этого плана началось под руководством Фидия. На Акрополе возводятся новые храмы, устанавливаются статуи, образуя живописный ансамбль, сочетаю-
Читайте также
- Искусство Древнего мира
Экскурсионные абонементы
Новая форма клубной работы Музея с посетителями, введенная в состав Научного лектория в прошлом сезоне, предполагает диалог слушателей с искусствоведами, художниками, коллекционерами. Именно так задумана серия встреч с... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ восток
Ирана искусство
Идол. Бронзовое навершие штандарта. Луристан. IX—VIII вв. до н. э.
Серебряное блюдо с золотыми аппликациями из Зивие. Конец VII—VI в. до н. э.
Памятники И. и. доахеменидского периода восходят к древнейшим эпохам... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Амарнский период
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД(1419 — ок 1400 г. до н. а), в истории египетской культуры и искусства время правления и реформаторской деятельности фараона Аменхотепа IV. Правитель назывался также Эх-натоном в честь Атона, солнечного божества,... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
крытых повествовательными рельефами; в храмах и царских дворцах, блеск и величие которых хранили гигантские статуи крылатых быков, львов и грифонов. Причудливая фантазия вавилонян, шумеров и ассирийцев создавала нарядную орнаментику храмовых и... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Римской республики искусство
Римской республики искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
базилика, а также здание центрического типа, восходящее к римским мавзолеям и выработанным в римской архитектуре принципами круглого храма. Зарождавшиеся... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Курос
Кратер
ского мрамора ок 530 г. до н. э., в длинном пеплосе с поясом и накидкой на плечах. Голову К. украшал несохранившийся бронзовый венок. Статуя была раскрашена: брови и ресницы — черной краской, глаза и губы — коричневой, края накидки — зеленой. К.... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Сфинкс
Среднего царства искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Женская голова. Ок. 2000-1785 г. до н. э.
Верхняя часть статуи Аменемхета III. 1850-1800 гг. до н. э.
скольку мастера начинают использовать оттенки основных цветов, примешивая в... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Классическое искусство
Классическое искусство
щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последовательную смену точек зрения. Иктин и Калликрат воздвигают знаменитый храм Афины-Девы — Парфенон (447-438 гг. до н.... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Кора
Колизей
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
изводят ритуалы, связанные с культом священного быка, который был одним из важных образов местной религии. Это косвенно подтверждается и установленными возле южного входа каменными рогами посвящения,... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Классическое искусство
Классическое искусство
Композиция греческих театров классической эпохи легла в основу дальнейшего развития такого типа сооружений. Проявляется совершенно новая тенденция к увековечению памяти исторических личностей в... [читать подробнее].
referatwork.ru
искусство древнего мира | Artiques.ru
Искусство первобытного общества в поздний период своего развития подошло к разработке композиции, к созданию монументальной архитектуры и скульптуры. В древнем мире искусство впервые достигло цельности, единства, завершенности и синтеза всех форм, служа выражение больших, всеобъемлющих идей: на всех произведениях искусства, имевшего общественный характер, лежит отпечаток эпичности, особой значительности и торжественности. Эти качества привлекали внимание после дующих поколений. Даже тогда, когда глубокие противоречия привел к гибели древний мир.Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Он стал основой дальнейшего роста производительных сил и культуры. Эксплуатация рабов породила разделение труда физического и умственного, что создало почву для развития различных форм духовного творчества, в том числе и искусства. Из безымянной среды ремесленников выдвигаются крупные зодчие, ваятели, резчики, литейщики, живописцы и т. д.Если в доклассовом обществе искусство являлось частью материально-трудовой деятельности человека, то с возникновением классового государства оно стало своеобразной формой сознания и приобрело важное значение в общественной жизни и классовой борьбе. Художественное творчество в своей основе сохраняло народный характер, формируясь в сфере мифологического мышления. Усложнение общественной жизни способствовало расширению образно-познавательного диапазона искусства. Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека преобразовались в торжественные церемониалы. Погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги - храмами, палатки — дворцами, магические наскальные росписи - изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы; они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, хранили застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы земных владык и героев. Различные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство вступали друг с другом в содружество. Синтез искусств — важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира.В исполнении произведения начинает сказываться различие между ремеслом и искусством. Достигаются совершенство формы, утонченность в орнаменте, изящество в обработке дерева, камня, металла, драгоценных камней и т. д. Острая наблюдательность художника теперь сочетается с умением мыcлить обобщенными понятиями, что находит отражение в возникновении постоянных типов, в укреплении чувства художественного порядка, строгих законов ритма. Художественное творчество в этот период, по сравнению с доклассовым обществом, становится более целостным, оно объединяется едиными принципами и идеями эпохи. Возникают большие монументальные стили.В религии совершаются сложные процессы перехода от поклонения зверю к представлениям о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве все более утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу.При всем разнообразии исторического развития рабовладельческих обществ древнего мира для них были характерны две формы.Первая — восточная, где долго сохранялся общинный строй с его патриархальными устоями. Здесь рабовладение развивалось в замедленных темпах; гнет эксплуатации ложился и па рабов, и на большую часть свободного населения. Рабовладельческие деспотические государства возникают между 5 и 4 тыс. до н. э. в долинах и дельтах больших рек - Нила (Египет), Тигра и Евфрата (древнейшие государства Двуречья) и др. Идейное содержание искусства древних деспотий определялось главным образом требованием прославления власти богов, легендарных героев, царей, увековечения общественной иерархии. Художники черпали также сюжеты из современной жизни, уделяя особое внимание сценам коллективного труда, охоты, празднествам; (Египет), военным историческим событиям (Передняя Азия), воспроизведенным в монументально-эпическом плане. Длительное сохранение общинных отношений тормозило развитие интереса к отдельному человеку, его личным качествам. Искусство Передней Азии подчеркивало в образе человека общие родовые начала, иногда заостряло этнические черты. В Египте, где личность человека приобрела большое значение, портрет впервые в истории получил совершенное художественное воплощение, в значительной мере определив путь дальнейшего развития этого жанра. В искусстве древневосточных деспотий живое наблюдение натуры сочетается с народной художественной фантазией или условностью, оттеняющей социальную значительность изображаемого персонажа. Эта условность медленно преодолевалась в истории развития древней восточной культуры. Искусство все еще не до конца отделилось от ремесла, творчество оставалось большей частью безымянным. Однако в искусстве древневосточных государств уже ярко выражена устремленность к значительному и совершенному.Вторая форма рабовладельческого общества - античная - характеризуется быстрой сменой примитивной эксплуатации развитой, вытеснением деспотий греческими государствами-полисами, общественной активностью свободного населения, занимающегося трудом. Относительно демократический характер античных государств, расцвет личности, тенденции гармоничного развития обусловили гражданственность и человечность античного искусства. Развиваясь на основе мифологии, тесно связанной со всеми сторонами общественной жизни, греческое искусство было самым ярким проявлением реализма в древнем жире. Мироздание перестало быть для греческих мыслителей чем-то неведомым, подчиненным неодолимым силам. Ужас перед грозными божествами сменился стремлением постичь природу, использовать ее на благо человека. В искусстве Древней Греции был воплощен идеал красоты гармонично развитой личности, утверждавший этическое и эстетическое превосходство человека над стихийными силами природы. Античное искусство периода его расцвета в Греции и Риме обращалось к массам свободных граждан, выражая основные гражданственные, эстетические и этические представления общества.В эпоху эллинизма - следующий этап развития античной художественной культуры - искусство обогатилось новыми разнообразными аспектами восприятия жизни. Оно стало эмоционально напряженным, проникнутым драматизмом и динамикой, но утратило гармоническую ясности. На последнем этапе своего развития, в эпоху Римской республики и империи, античное искусство пришло к утверждению значения индивидуально неповторимой личности. Искусство эпохи поздней империи - эпохи упадка античной культуры - содержало в зародыше то, что принесло плоды впоследствии. Мыслители и художники обращались к внутреннему миру человека, намечая пути развития европейского искусства средних веков и Возрождения.Исторически обусловленная ограниченность античного искусства заключалась в том, что оно прошло мимо социального быта, социальных противоречий. Античное искусство обращалось главным образом к свободным гражданам.
artiques.ru
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Количество просмотров публикации ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА - 99
Театр
Стиль Камарес
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
сия — является шедевром поздней архаики. На внутренней поверхности чаши изображен Ахилл, перевязывающий раненого Патрокла.
СТИЛЬ КАМАРЕС,знаменитый тип керамических изделий среднеминойского периода (XIX-XVIII вв. до н. э., см. Минойская керамика). Наименован по месту, где были сделаны первые находки (грот около Камареса в центре острова Крит). Представляют собой вазы с очень тонкими стенками, расписанные по черному фону главным образом белой, красной и оранжевой красками. Вазы С. К. — наиболее совершенный образец минойского искусства керамики.
СТРОГИЙ СТИЛЬ,фаза развития греческого искусства с 500 по 450 ᴦ. до н. э., входящая в хронологически более крупный период ранней классики. В вазописи черты С. с. проявились уже в последней четверти VI в. до н. э. и были представлены ясностью и монументальным характером композиции, попытками мастеров передать трехмерность фигур. Размещено на реф.рфСкульптуре С. с. присуща подчеркнутая объёмность построений и преодоление орнаментальности архаической манеры. Ионические традиции в изобразительном искусстве, еще заметные в период поздней архаики (первая четверть V в. до н. э.), стали
активно вытесняться. Ранняя классика (вторая четверть столетия) постепенно уступает место зрелому классическому стилю (один из последних памятников С. с. — метопы храма Зевса в Олимпии, 468-456 гᴦ. до н. э.). В С. с. искусство полисов впервые достигает апогея и продолжается в период высокой классики.
ТАНАГРСКАЯ СКУЛЬПТУРА,знаменитые памятники позднеклассической мелкой пластики, происходящие из мастерских скульпторов ᴦ. Танагры в Беотии, области в Средней Греции. Первые образцы Т. с. относятся к микенской эпохе (Ш-П тыс. до н. э.). В VIII—VII вв. до н. э. Беотия выступала в Пелопоннесской войне на стороне Спарты против Афин. Некоторые сохранившиеся фигурки из Танагры, относящиеся к VII-VI вв. до н. э., т. е. к эпохе гомеровской Греции, воспроизводят формы геометрического стиля. По таким статуэткам можно составить неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представление о том, как выглядели древнейшие культовые статуи-идолы (ксоаны).
В эпоху поздней классики и эллинизма тяга к изображению частной жизни человека, к поэтической интерпретации жанрово-бытовых мотивов обусловила расцвет мелкой пластики, характерным примером которой является Т. с. Аттика и Бе-
Кувшин стиля Камарес из дворца в Фесте. Ок. 1850 ᴦ. до н. э.
Пифос стиля Камарес из дворца в Фесте. Ок. 1850 ᴦ. до н. э.
АНТИЧНОСТЬ
Статуэтки из Танагры. VI в. до н. э.
Сидящая девушка из Танагры. Конец IV — начало III в. до н. э.
Стоящая девушка из
Танагры. Конец IV —
начало III в. до н. э.
отия, в частности Танагра, становятся крупными центрами терракотовой скульптуры. О высоком уровне искусства малых форм в данный период свидетельствуют живая грация изображенной натуры и острая наблюдательность авторов таких произведений. На большинстве статуэток сохранилась изящная раскраска, позволяющая сделать вывод, что многоцветное решение камерной скульптуры зачастую бывало гораздо более тонким, чем в монументальных произведениях. Легкий и нежный колорит — фисташково-зеленые, светло-голубые, розоватые тона — подчеркивает радостный и грациозный характер образов. К излюбленным сюжетам относятся мифологические эпизоды, трактованные в жанровом плане, а также чисто бытовая тематика. Преобладают изображения женских фигурок, кроме того, популярны динамичные по пластическому замыслу статуэтки, изображающие актеров, мимов, а иногда и гротескных персонажей, героев комедий и фарсов (сварливая старуха, ростовщик-меняла и т. п.). По художественному типу и тематике Т. с. близки статуэтки малоазийс-кого происхождения. Οʜᴎ отличаются более яркой раскраской, хотя и уступают Т. с. в отношении изящества пропорций.
ТЕАТР (от греч. Й1еа1хоп — место для зрелищ, собраний), здание для представления трагедий и комедий в античных городах. Поскольку театраль-
ные представления родились в Греции, именно там стали в классический период строить монументальные театральные здания, состоящие из театрона, орхестры и скены. Греческий Т. сооружался амфитеатром на склоне холма, у подножия которого располагались орхестра и скена. Места для зрителей высекались прямо в склоне холма.
Орхестра представляла собой круглую площадку для выступления хора и актеров, театрон (места для зрителей) окружал орхестру на три четверти ее периметра. Вокруг орхестры устраивался канал для стока дождевой воды, перекрытый каменными плитами. За невысокой балюстрадой и широким проходом, в первых рядах театрона, располагались мраморные кресла для жрецов и высших лиц полиса. Так, в афинском театре Диониса в центре ряда стояло кресло для верховного жреца этого божества, тем более что театральные представления являлись частью дионисийских празднеств. Скена являлась пристройкой для переодевания участников представления и хранения театрального реквизита. До IV в. до н. э. театрон и скена были деревянными, и только позднее их стали строить как монументальные каменные сооружения. В частности, скена стала к III в. до н. э. прямоугольным двухэтажным зданием с невысоким портиком проскением (просцениумом). Его плоская кровля (логейон) являлась основной игровой плошал:-: : в то время как на орхестре помещался хор. Размещено на реф.рфГ;:га:-:
Читайте также
- Искусство Древнего мира
Экскурсионные абонементы
Новая форма клубной работы Музея с посетителями, введенная в состав Научного лектория в прошлом сезоне, предполагает диалог слушателей с искусствоведами, художниками, коллекционерами. Именно так задумана серия встреч с... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ восток
Ирана искусство
Идол. Бронзовое навершие штандарта. Луристан. IX—VIII вв. до н. э.
Серебряное блюдо с золотыми аппликациями из Зивие. Конец VII—VI в. до н. э.
Памятники И. и. доахеменидского периода восходят к древнейшим эпохам... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Амарнский период
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД(1419 — ок 1400 г. до н. а), в истории египетской культуры и искусства время правления и реформаторской деятельности фараона Аменхотепа IV. Правитель назывался также Эх-натоном в честь Атона, солнечного божества,... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
крытых повествовательными рельефами; в храмах и царских дворцах, блеск и величие которых хранили гигантские статуи крылатых быков, львов и грифонов. Причудливая фантазия вавилонян, шумеров и ассирийцев создавала нарядную орнаментику храмовых и... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Римской республики искусство
Римской республики искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
базилика, а также здание центрического типа, восходящее к римским мавзолеям и выработанным в римской архитектуре принципами круглого храма. Зарождавшиеся... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Курос
Кратер
ского мрамора ок 530 г. до н. э., в длинном пеплосе с поясом и накидкой на плечах. Голову К. украшал несохранившийся бронзовый венок. Статуя была раскрашена: брови и ресницы — черной краской, глаза и губы — коричневой, края накидки — зеленой. К.... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Сфинкс
Среднего царства искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Женская голова. Ок. 2000-1785 г. до н. э.
Верхняя часть статуи Аменемхета III. 1850-1800 гг. до н. э.
скольку мастера начинают использовать оттенки основных цветов, примешивая в... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Классическое искусство
Классическое искусство
щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последовательную смену точек зрения. Иктин и Калликрат воздвигают знаменитый храм Афины-Девы — Парфенон (447-438 гг. до н.... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Кора
Колизей
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
изводят ритуалы, связанные с культом священного быка, который был одним из важных образов местной религии. Это косвенно подтверждается и установленными возле южного входа каменными рогами посвящения,... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Классическое искусство
Классическое искусство
Композиция греческих театров классической эпохи легла в основу дальнейшего развития такого типа сооружений. Проявляется совершенно новая тенденция к увековечению памяти исторических личностей в... [читать подробнее].
referatwork.ru
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Количество просмотров публикации ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА - 65
Классическое искусство
Классическое искусство
Композиция греческих театров классической эпохи легла в основу дальнейшего развития такого типа сооружений. Проявляется совершенно новая тенденция к увековечению памяти исторических личностей в монументальных усыпальницах (мавзолей в Галикарнасе, ок. 350 ᴦ. до н. э.). Сооружения такого рода уже не соотнесены с человеческой мерой и предвосхищают появление грандиозных построек периода эллинизма и зодчество Древнего Рима.
Изобразительные искусства в период классики достигают наивысшего расцвета. В особенности это касается всех видов скульптуры. Именно в ней на рубеже VI—V вв. до н. э., в эпоху расставания с искусством архаики, происходят решительные перемены. Преодолевая условность и незыблемость архаических форм, скульпторы ставят своей целью передачу всего многообразия движений и эмоциональных состояний. При этом из К. и. не исчезает идея возвышенной обобщенности, созерцательности и благородного покоя. Художественные принципы скульптуры первой половины V в. до н. э. характеризуются понятием строгого стиля, вызвавшего к жизни такие шедевры пластики, как скульптуры храма Афины Афайи на острове Эгина, фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. В раннекласси-
Голова Зевса из Кирены. Середина V в. до н. э.
щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последовательную смену точек зрения. Иктин и Калликрат воздвигают знаменитый храм Афины-Девы — Парфенон (447-438 гᴦ. до н. э.), воплощая в его строгих и гармоничных пропорциях триумф победы.
Мнесикл строит величественные Пропилеи, оставшиеся безвестными гениальные зодчие создают изысканный в своем изяществе Эрехтейон (421-406 гᴦ. до н. э.). Строго архитектоничное скульптурное убранство этих храмов отражает обобщенное и целостное восприятие мира, избегающее частностей и деталей и возводящее в статус высшей эстетической ценности спокойную и величественную гармонию.
С начала IV в. до н. э. (после Пелопоннесской войны), в период кризиса полисной культуры, происходит постепенное угасание этих эстетических идеалов, отразившееся и в развитии архитектуры. Большее внимание уделяется уже не храмовому строительству, а возведению сооружений, связанных с повседневной жизнью человека, — одеонов, гимнасиев, палестр, театров (величайшим памятником этой эпохи является театр в Эпидавре, 350-330 гᴦ. до н. э., архитектор Поликлет Младший).
Саркофаг плакальщиц из Сидона (рельеф). Середина IV в. до н. э.
ческой пластике, наряду с героическими ооразами Нике работы Пеония, статуя Посейдона с мыса Артемисий, ок. 450 ᴦ. до н. а), создаются возвышенно-лирические произведения (рельефы т. н. трона Лудовизи, вторая четверть V в. до н. э.). Творческие поиски мастеров этого периода завершает Мирон, чьи скульптурные произведения впервые достигает искомого идеала равновесия абсолютной уравновешенности и скрытого напряжения.
В искусстве высокой классики новые эстетические критерии приобрели самое разное воплощение, связанное с деятельностью целой плеяды выкающихся мастеров, обладавших неповторимой амобытностью дарования. Универсальность и бле-гящее мастерство в передаче пластики человеческого тела, свойственные искусству Фидия, интерес человеческой индивидуальности, проявившийся - портретных работах Кресилая, — все это привело выдвижению скульптуры на передний план куль-фной истории. В эти и последующие годы в К. и. культуры складываются два базовых направления, связанных с различными подходами к реали-ации в человеческой фигуре идеала совершенной :1рмонии. Создание этого образа в одном случае
(в творчестве Мирона) решалось путем выявления динамики, вернее, отражения в скульптуре момента͵ завершенного жеста и движения. В другом случае (творчество Поликлета) рождался образ, внешне находящийся в покое, но исполненный скрытой внутренней энергии. В творчестве Фидия нашли воплощение обе тенденции.
При этом соперничество двух подходов сохраняется в скульптуре эпохи и у мастеров последующего поколения. Необычайный, напряженный динамизм, даже драматизм отличают многие работы Скопа-са, запечатлевшего в своих работах красоту неудержимого стихийного порыва. В работах Пракси-теля, напротив, преобладают созерцательность и интимно-лирическое настроение, элегический покой. В связи с той значимостью, которую получила тема индивидуального человеческого переживания, в классической скульптуре постепенному переосмыслению подвергается сам канон.
В работах Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского, проявляется острое ощущение изменчивой, драматически сложной жизни мира и человека; в героическую тематику вплетаются ноты возбуждения, тревоги, утраты ясной устойчивости.
Верность других мастеров идеалам гармоничного и величественного покоя оборачивается холодком академизма, официальной изысканности, как происходит это с искусством Леохара.
Саркофаг плакальщиц из Сидона (рельеф). Середина IV в. до н. э.
Памятников живописи эпохи К. и. сохранилось немного; значительную роль в выработке представлений о ее характере играет вазопись. В начале классической эпохи она несет на себе отпечаток строгого стиля (Эксекий, Евфроний, Дурис, Мастер Брига и мн. др.). Особенностью этого периода является не только переход большинства мастеров к технике краснофигурной росписи (связан с твор-
'"п"Т1Г,,,1"1,""'!"н....... "
Читайте также
- Искусство Древнего мира
Экскурсионные абонементы
Новая форма клубной работы Музея с посетителями, введенная в состав Научного лектория в прошлом сезоне, предполагает диалог слушателей с искусствоведами, художниками, коллекционерами. Именно так задумана серия встреч с... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ восток
Ирана искусство
Идол. Бронзовое навершие штандарта. Луристан. IX—VIII вв. до н. э.
Серебряное блюдо с золотыми аппликациями из Зивие. Конец VII—VI в. до н. э.
Памятники И. и. доахеменидского периода восходят к древнейшим эпохам... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Амарнский период
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД(1419 — ок 1400 г. до н. а), в истории египетской культуры и искусства время правления и реформаторской деятельности фараона Аменхотепа IV. Правитель назывался также Эх-натоном в честь Атона, солнечного божества,... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
крытых повествовательными рельефами; в храмах и царских дворцах, блеск и величие которых хранили гигантские статуи крылатых быков, львов и грифонов. Причудливая фантазия вавилонян, шумеров и ассирийцев создавала нарядную орнаментику храмовых и... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Римской республики искусство
Римской республики искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
базилика, а также здание центрического типа, восходящее к римским мавзолеям и выработанным в римской архитектуре принципами круглого храма. Зарождавшиеся... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Курос
Кратер
ского мрамора ок 530 г. до н. э., в длинном пеплосе с поясом и накидкой на плечах. Голову К. украшал несохранившийся бронзовый венок. Статуя была раскрашена: брови и ресницы — черной краской, глаза и губы — коричневой, края накидки — зеленой. К.... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Сфинкс
Среднего царства искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Женская голова. Ок. 2000-1785 г. до н. э.
Верхняя часть статуи Аменемхета III. 1850-1800 гг. до н. э.
скольку мастера начинают использовать оттенки основных цветов, примешивая в... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Классическое искусство
Классическое искусство
щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последовательную смену точек зрения. Иктин и Калликрат воздвигают знаменитый храм Афины-Девы — Парфенон (447-438 гг. до н.... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Кора
Колизей
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
изводят ритуалы, связанные с культом священного быка, который был одним из важных образов местной религии. Это косвенно подтверждается и установленными возле южного входа каменными рогами посвящения,... [читать подробнее].
- ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Театр
Стиль Камарес
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
сия — является шедевром поздней архаики. На внутренней поверхности чаши изображен Ахилл, перевязывающий раненого Патрокла.
СТИЛЬ КАМАРЕС,знаменитый тип керамических изделий среднеминойского... [читать подробнее].