Искусство древнего мира. 1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древнего мира (Египет). Искусство древнего мира


1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.

Искусство Египта – о вечности и загробной жизни.

Ар­хи­тек­ту­ра

По­ми­мо жилых по­ме­ще­ний, егип­тяне стро­и­ли гроб­ни­цы, храмы, двор­цы.

Более всего из­вест­ны гроб­ни­цы– («дома веч­но­сти»). В гроб­ни­цы по­ме­ща­ли сар­ко­фаг с му­ми­ей, так как счи­та­ли, что тело надо со­хра­нить для про­дол­же­ния жизни души в за­гроб­ном мире. Му­ми­фи­ци­ро­ван­ное тело умер­ше­го укла­ды­ва­ли в ка­мен­ный сар­ко­фаг и по­ме­ща­ли в самом цен­тре гроб­ни­цы. Стены по­гре­баль­ной ка­ме­ры по­кры­ва­лись над­пи­ся­ми, со­дер­жа­щи­ми ма­ги­че­ские фор­му­лы и за­кли­на­ния. Это долж­но было по­мочь, как счи­та­ли егип­тяне, пе­ре­пра­вить­ся фа­ра­о­ну в мир иной. Жи­во­пись и скульп­ту­ра долж­ны были со­про­вож­дать душу в иной мир. Егип­тяне ве­ри­ли, что все изоб­ра­жен­ное на сте­нах гроб­ни­цы ожи­вет в за­гроб­ном мире.

Пи­ра­ми­ды – гроб­ни­цы фа­ра­о­нов.

Где рас­по­ло­же­ны самые из­вест­ные еги­пет­ские пи­ра­ми­ды

В го­ро­де Гиза. Здесь рас­по­ло­же­ны три пи­ра­ми­ды – пи­ра­ми­да Хео­пса, пи­ра­ми­да Хе­фре­на и пи­ра­ми­да Ми­ке­ри­на.

Когда стро­и­ли пи­ра­ми­ды

В III тыс. до н.э. (Древ­нее цар­ство)

Для чего стро­и­ли пи­ра­ми­ды

Для того чтобы обес­пе­чить жизнь в за­гроб­ном мире.

Ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что пи­ра­ми­ды были оли­це­тво­ре­ни­ем солн­ца для егип­тян. Грани пи­ра­ми­ды устрем­ле­ны к небу под тем же углом, под каким лучи солн­ца па­да­ют на землю. Ско­рее всего, егип­тяне пред­по­ла­га­ли, что воз­но­ся­щи­е­ся к небе­сам пи­ра­ми­ды по­мо­гут со­вер­шить фа­ра­о­ну вос­хож­де­ние к богам.

Из чего стро­и­ли пи­ра­ми­ды

Для стро­и­тель­ства пи­ра­мид егип­тяне ис­поль­зо­ва­ли ка­мен­ные блоки из из­вест­ня­ка, ко­то­рые вы­ла­мы­ва­ли в горах, а затем пе­ре­но­си­ли к месту стро­и­тель­ства на во­ло­ку­шах.

Самая древ­няя пи­ра­ми­да – пи­ра­ми­да Джо­се­ра, была по­стро­е­на в 2650 г. до н.э. ар­хи­тек­то­ром Им­хо­те­пом.

Самая вы­со­кая пи­ра­ми­да – пи­ра­ми­да Хео­пса (вы­со­та – 139 м) по­стро­е­на около 2600 г. до н.э.

Храмы

Храмы египтян - культовые сооружения для поклонения богам и поминания фараонов (два типа: для бога и для фараона).

Наиболее крупные храмы стали воздвигаться в период Нового царства. Особенно замечательны фиванские храмы – Луксорский и Карнакский – с огромными залами и открытыми колонными дворами. Стены храмов были покрыты раскрашенными рельефами ииероглифическими надписями.

В египетских храмах наблюдался синтез пространственных искусств с временными - с пением, музыкой, танцами. На рельефных композициях фигуры повторялись с определенным ритмом.

Самая главная особенность египетских храмов- это присущая им прямолинейность форм как по горизонтали, так и по вертикали.

Где строились

Делились на те, которые высечены в скале и на те, которые сделаны отдельным зданием.

Скульп­ту­ра

Егип­тяне изоб­ра­жа­ли фа­ра­о­нов.

Су­ще­ство­ва­ли также скульп­ту­ры вель­мож и про­сто­лю­ди­нов (пис­цов, чи­нов­ни­ков, ре­мес­лен­ни­ков). • Ста­ту­эт­ка пи­во­ва­ра • Си­дя­чий писец

Скульп­ту­ры в гроб­ни­цах вы­пол­ня­ли ту же роль, что и мумии, – обес­пе­чи­ва­ли умер­ше­му по­смерт­ное су­ще­ство­ва­ние в за­гроб­ном мире.

Пра­ви­ла скульп­тур­но­го изоб­ра­же­ния

Егип­тяне все­гда изоб­ра­жа­ли богов боль­ше­го раз­ме­ра, чем фа­ра­о­нов, а фа­ра­о­нов – боль­ше­го раз­ме­ра, чем обыч­ных людей. Кожу муж­чин на скульп­тур­ных порт­ре­тах де­ла­ли более тем­ной, жен­щин – свет­лой.

Статуи, согласно канонам, исполнялись фронтально, сочетая черты сходства со стилизацией. Иногда в одном изображении сочетались элементы человеческой фигуры и животного. Помимо камня скульптуры выполнялись из металла и кости.

Для чего егип­тяне де­ла­ли скульп­ту­ры сфинк­сов

Егип­тяне ве­ри­ли, что ста­туи сфинк­сов охра­ня­ют храмы.

Сфинкс – фан­та­сти­че­ское су­ще­ство с телом льва и го­ло­вой че­ло­ве­ка (часто порт­рет фа­ра­о­на) или ба­ра­на. Его егип­тяне по­чи­та­ли как хра­ни­те­ля древ­них зна­ний.

Круп­ней­ший из со­хра­нив­ших­ся сфинк­сов – Боль­шой сфинкс в Гизе. Вы­се­чен из целой скалы, изоб­ра­жен с лицом фа­ра­о­на Хе­фре­на.

Жи­во­пись

Что ри­со­ва­ли

Егип­тяне де­ла­ли на­стен­ные рос­пи­си на сте­нах хра­мов, двор­цов и гроб­ниц. На рос­пи­сях гроб­ниц можно уви­деть сцены из обыч­ной жизни: от вспаш­ки полей до пир­шеств. Егип­тяне ве­ри­ли, что эти ри­сун­ки, на­ри­со­ван­ные на сте­нах гроб­ни­цы, ожи­ва­ют в за­гроб­ном мире.

Как ри­со­ва­ли

Су­ще­ство­вал канон изоб­ра­же­ния фи­гу­ры на плос­ко­сти (в рос­пи­сях и ре­лье­фах): го­ло­ву и ноги изоб­ра­жа­ли в про­филь, плечи – в фас. Форму го­ло­вы – в про­филь, глаз – в фас. Все части тела – в наиболее выигрышном ракурсе, чтобы предстать перед богами в лучшем виде. Канон будет сохраняться на протяжении тысячелетий.

studfiles.net

Искусство Древнего мира (Египет)

С 4 тыс. до н.э. возникают древнейшие цивилизации Востока в долинах Нила (Египет), Тигра и Ефрат (Шумеро-Аккадская, Вавилон, Ассирия), Аму-Дарьи (Урарту), Инда (Индия), Хуанхе (Китай). Это государства-деспотии, в которых власть царя обожествлялась, а большое число рабов позволяло создавать колоссальные сооружения: гробницы, храмы, дворцы, т.к. ведущим искусством в этих государствах была архитектура.

Одной из древнейших культур Древнего Востока является древнеегипетская, которая существовала с кон. 4 тыс. до н.э. до 332 г. до н.э.

Периодизация охватывает 30 династий фараонов и преложена египетским жрецом Манефоном по царствам:

- Ранний период 4-3 тыс. до н.э.

- Древнее царство 3-2 тыс. до н.э.

- Среднее царство – 2- 1 тыс. до н.э.

- Новое царство 1 тыс.до н.э. – 725 г до н.э.

- Поздний период 725 – 332 гг до н.э.

Источники по искусству Др. Египта:

- Геродот (Древнегреческий историк) – «Истории» 445 г. до н.э.

- 90-е гг 18 в. – походы Наполеона в Египет и находки уникальных артифактов

- Расшифровка в 1827 г. французским лингвистом Жаном Франсуа Шанпонльоном египетских иероглифов и прочтение «Текстов пирамид», «Текстов саркофагов», «Книги мертвых», «Книги врат» и др.

Характеристика искусства:

Сильное влияние религии и заупокойного культа: боги зооантропоморфные (Амон, Ра, Осирис, Тот и др. Значение составляющих души человека: Ах- воплощало имя человека, уготовленное ему до рождения, Ба – душа, которая оставляла тело человека после смерти и воспарялась на небо на суд Осириса, затем вселялась в тело, Ка – жизненная сила человека, его духовный двойник, гений-хранитель, гробница – вместилище Ка.

Культ мертвых (125 глава «Книги мертвых): Ба попадает в Чертог двух Истин на суд Осириса и 42 его членов. Осирис совершает психостасию: взвешивание сердца умершего на особых весах, уравновешенных перышком Истины (богини правосудия Маат). Степень грехов определялась по таблице переселения душ, находящейся в руках богини Луны Ио-Тота: Рай – по Млечному пути в Полярной звезде, Ад - в место мрака к «Великой пожирательнице» Амемит (тело льва с головой крокодила), Чистилище - души грешников в течение 3 тыс. лет проходили странствования и могли воплотиться не только в человека, но и в животных, растений.

Мумификация – способ препарирования трупа: жизненно важные органы извлекались и хранились в специальных сосудах-канопах, остатки тела опускались на 70 дней в соляной раствор, а затем заливалось смолами (едким натром) для высушивания тела, которое называлось теперь «сах» - священные останки. На груди – священный амулет – фигурка жука скарабея – стража человеческого сердца, он же являлся ключом к внеземному спасению ( на нем заклинание сердцу) Таким образом, гробница – «жилище вечности».

Египетские гробницы:

- Мастабы – прямоугольные в плане с наклонными стенами, сплошной крышей и ложной дверью – это дворец умершего (тип дворца – монолита). В крыше окно (впоследствии замурованное), через которое опускался саркофаг в шахту-колодец с подземной камерой, которая пломбировалась, а колодец заполнялся камнем и песком – замуровывался. В мастабах была целая серия помещений: комнаты для всех членов семьи, помещение для церемоний «очищения» и «открытия очей и уст».

- пирамиды – одной из первых – пирамида фараона 3-й династии Джосера (3 тыс. до н.э.) – это ступенчатая пирамида в Саккаре (автор Имхотеп), высотой 62 м., состоящая из 6 мастаб друг на друге, строит. Материал –в основном, камень, но часть – необожженный кирпич из нильского ила и песка , центр пирамиды – царский склеп, рядом с пирамидой – храм Осириса.

Пирамиды Древнего царства в Гизе - Микерина- греч. имя египетского фараона Менкаура, Хефрена (Хафра) и Хеопса (Хуфу) и Сфинкс по египетски Абу эль Холл («Отец ужаса»). Пирамиды в Гизе – единственное сохранившееся Чудо Света из 7, воспетых Древними греками во 2 в. до н.э. Пирада Хефрена (Хафра) – 136, 5 м высотой, Микерина (Менкаура) – 66 м, самая высокая – пирамида Хеопса (Хуфу) – 146,6 м. до землетрясения, сейчас – 137 м. Период строительства примид длился почти 5 веков. Согласно описанию в книге Геродота «Истории», строительство пирамиды Хеопса длилось 30 лет (время его правления 23 года), строилась из отесанных блоков весом 2,5 – 7,5 тт. каждый. Для подвоза блоков от Нила устроена была специальная дорога. Пирамида без облицовки представляла собой ступенчатую форму с многочисленными подъемными машинами, описанными Геродотом, представляющими собой «весы», балансирующие на столбе, с прицепленными «корзинами» для грузов. Сфинкс; высота – 21 м, длина – 73,5 м., лицо – 5 м. Это образ фараона Хефрена, который должен был внушать страх перед могуществом правителя.

В последующие эпохи гробницы стали скальными или гробницы-лабиринты.

Египетские храмы (период Нового царства вместо гробниц расцветает архитектура храмов, т.к. самостоятельной политической силой становятся жрецы) :

- Наземные (Карнак и Луксор)- обращены к Нилу, к храму вела дорога сфинксов, вход имел вид пилона (две одинаковые каменные башни, соединенные порталом), высокие мачты, у входа обелиски (луч солнца), фигуры колоссов. Над входом изображение солнца в виде диска (храмы в честь бога солнца Ра), за пилонами здание храма из нескольких колонных залов и подсобных помещений (библиотека, кладовые и др.). В Карнаке в колонном зале – 134 колонны высотой 23 м., окружностью до 15 м.

- Полускальные - (царицы Хатшепсут в Дейир эль Бахри) – три наземные террасы, соединенные пандусами, ведут в храм, вырубленный в скале.

- Скальные - (храм Рамзеса П Великого в Абу-Симбел)- представляет собой переднюю стену большого пилона,шириной 40 м, высотой 30 м, перед которой – 4 гигантские статуи Рамзеса П, высеченные из скалы 20 м в высоту.

Изобразительное искусство:

Изо Древнего Египта должно было дарить бессмертие и быть прямым продолжением жизни человека. Индивидуальная воля художника была ограничена священным каноном, т.к. творчество рассматривалось как проявление и выражение божественной воли.

Художественный язык изо Др. Египта – это язык экономического графического языка, строгой, ясной линии и четкого контура. Египетский канон (правило) – это строго установленная система для каждого типа изображения, обеспечивающая соразмерность между всеми частями композиции.

Канон статуй: стоящая – прямой торс, фронтальное изображение, голова поднята, левая нога вперед, руки вдоль туловища, пальцы ног и рук одинаковой длины. Сидящая – торс прямой, руки симметрично на коленях, взгляд вдаль.

Канон в живописи: (рельефы и живопись в гробницах, храмах, на папирусах 3-1 тыс. до н.э.) в изображении человека исключались индивидуальные черты конкретных людей, они представляли собой конкретные типы, показанные во цвете лет. Формы тела упрощены, схематизированы: совмещение фасно-профильного изображения – голова в профиль, глаз спереди, грудь повернута в анфас, ноги – в профиль. Пальцы на ногах и руках одинаковой длины (Рельеф «Зодчий Хесира»). Главную роль в изо играет линия, а цвет – только раскраска: мужские фигуры – красной охрой, женские – желтой. Изображение линейно-плоскостное, никакой перспективы нет. Передача глубины пространства и временной последовательности событий происходит через систему горизонтальных полос. Совмещение иероглифических надписей и изображений. Иерархичность изображения: соотношение фигур в соответствии с их социальным положением. Прием наложения силуэтов для незначительных по смыслу частей (слуги, пленные, животные). Образы идеализированы и статичны. Тематика: религиозно-мифологическая, информация о жизни и деяниях, общественном положении фараонов, сановников. Изобразительное искусство Древнего Египта определялось погребальным обрядом и верой в загробную жизнь.

Амарнское искусство Отступление от канона произошло по команде «сверху» в период правления Аменхотепа 4 (Эхнатона) – сер. 2-го тыс. до н.э.: рельефы Эхнатона и Нефертити изображают их в полном профиле, без фасного разворота плеч. Это лирическая сцена из семейной жизни. Эхнатон и Нефертити ласкают детей. Искусство Амарнского периода (новая столица Эхнатона вместо Фив) обращено к простым чувствам людей, к их душе. Здесь и вопли, и стоны плакальщиков, и покорность рабов-негров (т.е. психологические особенности). В портрете Нифертити автор Тутмес раскрывает характер царицы, ее душевную красоту. Образцы амарнского сикусства сохранились и в гробнице Тутанхамона, найденной в 1922 г. Говардом Картером. Скульптуры и рельефы богато инкрустированы драгоценными камнями перламутром.

 

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

Это искусство Крито-микенское, Древнегреческое и Древнеримское.

1. Крито-микенское искусство (Эгейское) (кон.3- сер. 2 тыс. до н.э.)

Открыто английским археологом Артуром Эвансом в кон. 19 в., тесно связано с греческой мифологией (Критский цикл). Искусство носит светский, дворцовый характер. Классический пример дворцовой архитектуры – Кносский дворец площадью ок. 20 тыс. кв. м. с 800 помещениями и внутренним двором. Центр – тронный зал царя Миноса с деревянными раскрашенными колоннами 3 м высоты, царским троном и комнатой для омовений. Стены украшены фресками с морской тематикой и сценами дворцовой жизни. Главной из них является фреска «Царь-жрец» или «Принц», изображение которого выполнено по древнеегипетскому канону, однако более изящное и светское. Интересен и особый стиль вазописи Крита – стиль «камарес» (от названия пещеры): морской орнамент, изображение осьминогов, спиралей, рыб, цветов. Изящные и формы ваз. Скульптура: фаянсовые женщины со змеями (30 см), как добрые домашние духи, заботящиеся о благе дома. Храмового строительства не было. Сантаринское землетрясение 15 в. до н.э. и завоевание Крита ахейцами прекратило развитие этого искусства.

16-13 вв. до н.э. – микенское искусство с центрами в городах материковой части Балканского п-ова Микенах и Тиринфе. Открыл это искусство немецкий археолог Генрих Шлиман. Города Микены и Тиринф – это укрепленные города, расположенные на Акрополе (Микенский высотой – 278 м) и укрепленные стенами 18 м высотой и 10 шириной Центральные входные ворота Микен – Львиные ворота 14 в. до н.э. Архитектура гробниц ахейских владык: 1) Шахтовые и 2) Купольные. Примером второго вида является гробница ахейского царя Атрейя, высотой 14 м, коридором длиной 36 м. из валунов-камней (циклопическая кладка). Фресковая живопись не столь изящная и живописная как на Крите, тематика – военная или прагматично-бытовая. Закат Эгейского искусства – 12 в. до н.э.

Похожие статьи:

www.poznayka.org

Искусство Древнего мира (Египет)

С 4 тыс. до н.э. возникают древнейшие цивилизации Востока в долинах Нила (Египет), Тигра и Ефрат (Шумеро-Аккадская, Вавилон, Ассирия), Аму-Дарьи (Урарту), Инда (Индия), Хуанхе (Китай). Это государства-деспотии, в которых власть царя обожествлялась, а большое число рабов позволяло создавать колоссальные сооружения: гробницы, храмы, дворцы, т.к. ведущим искусством в этих государствах была архитектура.

Одной из древнейших культур Древнего Востока является древнеегипетская, которая существовала с кон. 4 тыс. до н.э. до 332 г. до н.э.

Периодизация охватывает 30 династий фараонов и преложена египетским жрецом Манефоном по царствам:

- Ранний период 4-3 тыс. до н.э.

- Древнее царство 3-2 тыс. до н.э.

- Среднее царство – 2- 1 тыс. до н.э.

- Новое царство 1 тыс.до н.э. – 725 г до н.э.

- Поздний период 725 – 332 гг до н.э.

Источники по искусству Др. Египта:

- Геродот (Древнегреческий историк) – «Истории» 445 г. до н.э.

- 90-е гг 18 в. – походы Наполеона в Египет и находки уникальных артифактов

- Расшифровка в 1827 г. французским лингвистом Жаном Франсуа Шанпонльоном египетских иероглифов и прочтение «Текстов пирамид», «Текстов саркофагов», «Книги мертвых», «Книги врат» и др.

Характеристика искусства:

Сильное влияние религии и заупокойного культа: боги зооантропоморфные (Амон, Ра, Осирис, Тот и др. Значение составляющих души человека: Ах- воплощало имя человека, уготовленное ему до рождения, Ба – душа, которая оставляла тело человека после смерти и воспарялась на небо на суд Осириса, затем вселялась в тело, Ка – жизненная сила человека, его духовный двойник, гений-хранитель, гробница – вместилище Ка.

Культ мертвых (125 глава «Книги мертвых): Ба попадает в Чертог двух Истин на суд Осириса и 42 его членов. Осирис совершает психостасию: взвешивание сердца умершего на особых весах, уравновешенных перышком Истины (богини правосудия Маат). Степень грехов определялась по таблице переселения душ, находящейся в руках богини Луны Ио-Тота: Рай – по Млечному пути в Полярной звезде, Ад - в место мрака к «Великой пожирательнице» Амемит (тело льва с головой крокодила), Чистилище - души грешников в течение 3 тыс. лет проходили странствования и могли воплотиться не только в человека, но и в животных, растений.

Мумификация – способ препарирования трупа: жизненно важные органы извлекались и хранились в специальных сосудах-канопах, остатки тела опускались на 70 дней в соляной раствор, а затем заливалось смолами (едким натром) для высушивания тела, которое называлось теперь «сах» - священные останки. На груди – священный амулет – фигурка жука скарабея – стража человеческого сердца, он же являлся ключом к внеземному спасению ( на нем заклинание сердцу) Таким образом, гробница – «жилище вечности».

Египетские гробницы:

- Мастабы – прямоугольные в плане с наклонными стенами, сплошной крышей и ложной дверью – это дворец умершего (тип дворца – монолита). В крыше окно (впоследствии замурованное), через которое опускался саркофаг в шахту-колодец с подземной камерой, которая пломбировалась, а колодец заполнялся камнем и песком – замуровывался. В мастабах была целая серия помещений: комнаты для всех членов семьи, помещение для церемоний «очищения» и «открытия очей и уст».

- пирамиды – одной из первых – пирамида фараона 3-й династии Джосера (3 тыс. до н.э.) – это ступенчатая пирамида в Саккаре (автор Имхотеп), высотой 62 м., состоящая из 6 мастаб друг на друге, строит. Материал –в основном, камень, но часть – необожженный кирпич из нильского ила и песка , центр пирамиды – царский склеп, рядом с пирамидой – храм Осириса.

Пирамиды Древнего царства в Гизе - Микерина- греч. имя египетского фараона Менкаура, Хефрена (Хафра) и Хеопса (Хуфу) и Сфинкс по египетски Абу эль Холл («Отец ужаса»). Пирамиды в Гизе – единственное сохранившееся Чудо Света из 7, воспетых Древними греками во 2 в. до н.э. Пирада Хефрена (Хафра) – 136, 5 м высотой, Микерина (Менкаура) – 66 м, самая высокая – пирамида Хеопса (Хуфу) – 146,6 м. до землетрясения, сейчас – 137 м. Период строительства примид длился почти 5 веков. Согласно описанию в книге Геродота «Истории», строительство пирамиды Хеопса длилось 30 лет (время его правления 23 года), строилась из отесанных блоков весом 2,5 – 7,5 тт. каждый. Для подвоза блоков от Нила устроена была специальная дорога. Пирамида без облицовки представляла собой ступенчатую форму с многочисленными подъемными машинами, описанными Геродотом, представляющими собой «весы», балансирующие на столбе, с прицепленными «корзинами» для грузов. Сфинкс; высота – 21 м, длина – 73,5 м., лицо – 5 м. Это образ фараона Хефрена, который должен был внушать страх перед могуществом правителя.

В последующие эпохи гробницы стали скальными или гробницы-лабиринты.

Египетские храмы (период Нового царства вместо гробниц расцветает архитектура храмов, т.к. самостоятельной политической силой становятся жрецы) :

- Наземные (Карнак и Луксор)- обращены к Нилу, к храму вела дорога сфинксов, вход имел вид пилона (две одинаковые каменные башни, соединенные порталом), высокие мачты, у входа обелиски (луч солнца), фигуры колоссов. Над входом изображение солнца в виде диска (храмы в честь бога солнца Ра), за пилонами здание храма из нескольких колонных залов и подсобных помещений (библиотека, кладовые и др.). В Карнаке в колонном зале – 134 колонны высотой 23 м., окружностью до 15 м.

- Полускальные - (царицы Хатшепсут в Дейир эль Бахри) – три наземные террасы, соединенные пандусами, ведут в храм, вырубленный в скале.

- Скальные - (храм Рамзеса П Великого в Абу-Симбел)- представляет собой переднюю стену большого пилона,шириной 40 м, высотой 30 м, перед которой – 4 гигантские статуи Рамзеса П, высеченные из скалы 20 м в высоту.

Изобразительное искусство:

Изо Древнего Египта должно было дарить бессмертие и быть прямым продолжением жизни человека. Индивидуальная воля художника была ограничена священным каноном, т.к. творчество рассматривалось как проявление и выражение божественной воли.

Художественный язык изо Др. Египта – это язык экономического графического языка, строгой, ясной линии и четкого контура. Египетский канон (правило) – это строго установленная система для каждого типа изображения, обеспечивающая соразмерность между всеми частями композиции.

Канон статуй: стоящая – прямой торс, фронтальное изображение, голова поднята, левая нога вперед, руки вдоль туловища, пальцы ног и рук одинаковой длины. Сидящая – торс прямой, руки симметрично на коленях, взгляд вдаль.

Канон в живописи: (рельефы и живопись в гробницах, храмах, на папирусах 3-1 тыс. до н.э.) в изображении человека исключались индивидуальные черты конкретных людей, они представляли собой конкретные типы, показанные во цвете лет. Формы тела упрощены, схематизированы: совмещение фасно-профильного изображения – голова в профиль, глаз спереди, грудь повернута в анфас, ноги – в профиль. Пальцы на ногах и руках одинаковой длины (Рельеф «Зодчий Хесира»). Главную роль в изо играет линия, а цвет – только раскраска: мужские фигуры – красной охрой, женские – желтой. Изображение линейно-плоскостное, никакой перспективы нет. Передача глубины пространства и временной последовательности событий происходит через систему горизонтальных полос. Совмещение иероглифических надписей и изображений. Иерархичность изображения: соотношение фигур в соответствии с их социальным положением. Прием наложения силуэтов для незначительных по смыслу частей (слуги, пленные, животные). Образы идеализированы и статичны. Тематика: религиозно-мифологическая, информация о жизни и деяниях, общественном положении фараонов, сановников. Изобразительное искусство Древнего Египта определялось погребальным обрядом и верой в загробную жизнь.

Амарнское искусство Отступление от канона произошло по команде «сверху» в период правления Аменхотепа 4 (Эхнатона) – сер. 2-го тыс. до н.э.: рельефы Эхнатона и Нефертити изображают их в полном профиле, без фасного разворота плеч. Это лирическая сцена из семейной жизни. Эхнатон и Нефертити ласкают детей. Искусство Амарнского периода (новая столица Эхнатона вместо Фив) обращено к простым чувствам людей, к их душе. Здесь и вопли, и стоны плакальщиков, и покорность рабов-негров (т.е. психологические особенности). В портрете Нифертити автор Тутмес раскрывает характер царицы, ее душевную красоту. Образцы амарнского сикусства сохранились и в гробнице Тутанхамона, найденной в 1922 г. Говардом Картером. Скульптуры и рельефы богато инкрустированы драгоценными камнями перламутром.

 

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

Это искусство Крито-микенское, Древнегреческое и Древнеримское.

1. Крито-микенское искусство (Эгейское) (кон.3- сер. 2 тыс. до н.э.)

Открыто английским археологом Артуром Эвансом в кон. 19 в., тесно связано с греческой мифологией (Критский цикл). Искусство носит светский, дворцовый характер. Классический пример дворцовой архитектуры – Кносский дворец площадью ок. 20 тыс. кв. м. с 800 помещениями и внутренним двором. Центр – тронный зал царя Миноса с деревянными раскрашенными колоннами 3 м высоты, царским троном и комнатой для омовений. Стены украшены фресками с морской тематикой и сценами дворцовой жизни. Главной из них является фреска «Царь-жрец» или «Принц», изображение которого выполнено по древнеегипетскому канону, однако более изящное и светское. Интересен и особый стиль вазописи Крита – стиль «камарес» (от названия пещеры): морской орнамент, изображение осьминогов, спиралей, рыб, цветов. Изящные и формы ваз. Скульптура: фаянсовые женщины со змеями (30 см), как добрые домашние духи, заботящиеся о благе дома. Храмового строительства не было. Сантаринское землетрясение 15 в. до н.э. и завоевание Крита ахейцами прекратило развитие этого искусства.

16-13 вв. до н.э. – микенское искусство с центрами в городах материковой части Балканского п-ова Микенах и Тиринфе. Открыл это искусство немецкий археолог Генрих Шлиман. Города Микены и Тиринф – это укрепленные города, расположенные на Акрополе (Микенский высотой – 278 м) и укрепленные стенами 18 м высотой и 10 шириной Центральные входные ворота Микен – Львиные ворота 14 в. до н.э. Архитектура гробниц ахейских владык: 1) Шахтовые и 2) Купольные. Примером второго вида является гробница ахейского царя Атрейя, высотой 14 м, коридором длиной 36 м. из валунов-камней (циклопическая кладка). Фресковая живопись не столь изящная и живописная как на Крите, тематика – военная или прагматично-бытовая. Закат Эгейского искусства – 12 в. до н.э.

Похожие статьи:

poznayka.org

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Количество просмотров публикации ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА - 77

Классическое искусство

Классическое искусство

го самопожертвования трехсот спартанцев у Фер­мопильского ущелья не только усилили сознание жизненной силы и энергии эллинов, но и ускорили переход греческого искусства к классике, обусло­вили неповторимую героическую и гражданствен­ную окраску ее искусства. Впервые принципиальное, определяющее значение получает образ человека: он становится средоточием бытия и высшей ценностью. В эту эпоху пластический образ человека есть во­площение победы над хаосом и слепой Судьбой, что нашло выражение в концепции греческой тра­гедии классического периода. Этот образ трагичес­кого самоутверждения был дополнен не менее

важной художественной идеей героического опти­мизма, уже нашедшей отражение в статичной пластике доклассического искусства — архаике. Классика сохраняет и гуманизирует тему господ­ства человека над окружающим миром и в новом свете развивает идею человека как микрокосма. В V в. до н. э. необычайно мощное развитие полу­чила идея союза искусств на базе утверждения темы величия человека.

Никогда более продуманное единство и взаимо­связь архитектуры, скульптуры и живописи не до­стигали в греческом искусстве таких высот.

Происходят существенные изменения в осозна­нии природы творческой деятельности. В эпоху классики наступает слияние живой непосредствен­ности авторского творчества с ясной осознанностью общегреческих стилевых принципов. Именно в эту эпоху глубоко разрабатываются понятия канона как совершенной меры, законов, лежащих в ос­нове красоты и доступных разуму.

О понятии канона рассуждают как философы, так и мастера искусств — поэты, живописцы, архитекто­ры, скульпторы. Выдающимся документом эпохи яв­ляется трактат Поликлета о каноне. Многие иссле­дователи, начиная с немецких классиков XIX в.. отмечают, что в К. и. на смену ʼʼархитектурной идееʼʼ как осмыслению тектонических принципов пластики приходит идея ʼʼскульптурнаяʼʼ, соотно-

АНТИЧНОСТЬ

Афина, опершаяся на копье. Рельеф. Ок. 460 ᴦ. до н. э.

сящая всœеобщие законы пластического совершен­ства с изображением конкретной человеческой личности. Тем не менее достигнутые в эпоху арха­ики высоты зодческого искусства продолжают раз­виваться и обретать новое звучание.

В эпоху классики достигли расцвета греческие города, сложилась система регулярной планиров­ки, которую принято связывать с именем Гиппода-ма. Типичным жилищем классического периода был дом из кирпича-сырца, основные помещения которого группировались вокруг открытого двора (см Греческий тип дома). Продолжает процветать храмовая архитектура. Важное значение в станов­лении классического зодчества имела группа хра­мов, сооруженных в V в. до н. э. в Агридженто, объединœенная в целостный ансамбль и вписанная в естественный ландшафт. Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, сложившийся в творчестве мастеров архаики. Ве­дущее место занимают строения дорического ор­дера, при этом их пропорции обретают большую цельность по сравнению с тяжеловесными и гро­моздкими храмами VI в. до н. э., а инженерное ре-

шение отличается ясностью и конструктивность:-: К числу замечательных памятников этого крута относится храм Геры II в Пестуме (в некоторых источниках именуется храмом Посœейдона), возве­денный рядом с находившейся неподалеку базили­кой. Задача введения храма в постепенно формиру­ющийся ансамбль стояла перед многими зодчими этой эпохи. С учетом новых требований был в част­ности возведен храм Зевса в Олимпии, знаменовав­ший переход от ранней к высокой классике.

Две бронзовые фигуры т. н. воинов из Риаса. Ок. 460 ᴦ. до н. э.

Храм периода высокой классики являлся своеоб­разным символом полиса. По этой причинœе типич­ные черты обязательно соединялись в его замысле с индивидуальными. Единая ордерная схема варьи­ровалась путем изменения пропорций и масштаба однотипных построек, что и обеспечивало непов­торимость архитектурного облика каждого города. В 449 ᴦ. до н. э. по инициативе Перикла была нача­та реконструкция афинского Акрополя. Перикл на­меревался превратить его не только в средоточие религиозных святынь, но и в памятник историчес­кого величия и славы Афин. Осуществление этого плана началось под руководством Фидия. На Акро­поле возводятся новые храмы, устанавливаются статуи, образуя живописный ансамбль, сочетаю-

Читайте также

  • - Искусство Древнего мира

    Экскурсионные абонементы Новая форма клубной работы Музея с посетителями, введенная в состав Научного лектория в прошлом сезоне, предполагает диалог слушателей с искусствоведами, художниками, коллекционерами. Именно так задумана серия встреч с... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    ДРЕВНИЙ восток Ирана искусство Идол. Бронзовое навершие штандарта. Луристан. IX—VIII вв. до н. э. Серебряное блюдо с золотыми аппликациями из Зивие. Конец VII—VI в. до н. э. Памятники И. и. доахеменидского периода восхо­дят к древнейшим эпохам... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    ДРЕВНИЙ ВОСТОК Амарнский период АМАРНСКИЙ ПЕРИОД(1419 — ок 1400 г. до н. а), в истории египетской культуры и искусства время правления и реформаторской деятельности фарао­на Аменхотепа IV. Правитель назывался также Эх-натоном в честь Атона, солнечного божества,... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Введение крытых повествовательными рельефами; в храмах и царских дворцах, блеск и величие которых хра­нили гигантские статуи крылатых быков, львов и грифонов. Причудливая фантазия вавилонян, шу­меров и ассирийцев создавала нарядную орнамен­тику храмовых и... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Римской республики искусство Римской республики искусство ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА базилика, а также здание центрического типа, восхо­дящее к римским мавзолеям и выработанным в римской архитектуре принципами круглого храма. Зарож­давшиеся... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Курос Кратер ского мрамора ок 530 г. до н. э., в длинном пеплосе с поясом и накидкой на плечах. Голову К. украшал несохранившийся бронзовый венок. Статуя была рас­крашена: брови и ресницы — черной краской, глаза и губы — коричневой, края накидки — зеленой. К.... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Сфинкс Среднего царства искусство ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА Женская голова. Ок. 2000-1785 г. до н. э. Верхняя часть статуи Аменемхета III. 1850-1800 гг. до н. э. скольку мастера начинают использовать оттенки основных цветов, примешивая в... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Классическое искусство Классическое искусство щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последо­вательную смену точек зрения. Иктин и Калликрат воздвигают знаменитый храм Афины-Девы — Пар­фенон (447-438 гг. до н.... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Кора Колизей ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА изводят ритуалы, связанные с культом священного быка, который был одним из важных образов мест­ной религии. Это косвенно подтверждается и ус­тановленными возле южного входа каменными рога­ми посвящения,... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Классическое искусство Классическое искусство Композиция греческих театров классической эпохи легла в основу дальнейшего развития такого типа сооружений. Проявляется совершенно новая тен­денция к увековечению памяти исторических лич­ностей в... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    искусство древнего мира | Artiques.ru

    Искусство первобытного общества в поздний период своего развития подошло к разработке композиции, к созданию монументальной архитектуры и скульптуры. В древнем мире искусство впервые достигло цельности, единства, завершенности и синтеза всех форм, служа выражение больших, всеобъемлющих идей: на всех произведениях искусства, имевшего общественный характер, лежит отпечаток эпичности, особой значительности и торжественности. Эти качества привлекали внимание после дующих поколений. Даже тогда, когда глубокие противоречия привел к гибели древний мир.Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Он стал основой дальнейшего роста производительных сил и культуры. Эксплуатация рабов породила разделение труда физического и умственного, что создало почву для развития различных форм духовного творчества, в том числе и искусства. Из безымянной среды ремесленников выдвигаются крупные зодчие, ваятели, резчики, литейщики, живописцы и т. д.Если в доклассовом обществе искусство являлось частью материально-трудовой деятельности человека, то с возникновением классового государства оно стало своеобразной формой сознания и приобрело важное значение в общественной жизни и классовой борьбе. Художественное творчество в своей основе сохраняло народный характер, формируясь в сфере мифологического мышления. Усложнение общественной жизни способствовало расширению образно-познавательного диапазона искусства. Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека преобразовались в торжественные церемониалы. Погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги - храмами, палатки — дворцами, магические наскальные росписи - изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы; они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, хранили застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы земных владык и героев. Различные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство вступали друг с другом в содружество. Синтез искусств — важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира.В исполнении произведения начинает сказываться различие между ремеслом и искусством. Достигаются совершенство формы, утонченность в орнаменте, изящество в обработке дерева, камня, металла, драгоценных камней и т. д. Острая наблюдательность художника теперь сочетается с умением мыcлить обобщенными понятиями, что находит отражение в возникновении постоянных типов, в укреплении чувства художественного порядка, строгих законов ритма. Художественное творчество в этот период, по сравнению с доклассовым обществом, становится более целостным, оно объединяется едиными принципами и идеями эпохи. Возникают большие монументальные стили.В религии совершаются сложные процессы перехода от поклонения зверю к представлениям о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве все более утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу.При всем разнообразии исторического развития рабовладельческих обществ древнего мира для них были характерны две формы.Первая — восточная, где долго сохранялся общинный строй с его патриархальными устоями. Здесь рабовладение развивалось в замедленных темпах; гнет эксплуатации ложился и па рабов, и на большую часть свободного населения. Рабовладельческие деспотические государства возникают между 5 и 4 тыс. до н. э. в долинах и дельтах больших рек - Нила (Египет), Тигра и Евфрата (древнейшие государства Двуречья) и др. Идейное содержание искусства древних деспотий определялось главным образом требованием прославления власти богов, легендарных героев, царей, увековечения общественной иерархии. Художники черпали также сюжеты из современной жизни, уделяя особое внимание сценам коллективного труда, охоты, празднествам; (Египет), военным историческим событиям (Передняя Азия), воспроизведенным в монументально-эпическом плане. Длительное сохранение общинных отношений тормозило развитие интереса к отдельному человеку, его личным качествам. Искусство Передней Азии подчеркивало в образе человека общие родовые начала, иногда заостряло этнические черты. В Египте, где личность человека приобрела большое значение, портрет впервые в истории получил совершенное художественное воплощение, в значительной мере определив путь дальнейшего развития этого жанра. В искусстве древневосточных деспотий живое наблюдение натуры сочетается с народной художественной фантазией или условностью, оттеняющей социальную значительность изображаемого персонажа. Эта условность медленно преодолевалась в истории развития древней восточной культуры. Искусство все еще не до конца отделилось от ремесла, творчество оставалось большей частью безымянным. Однако в искусстве древневосточных государств уже ярко выражена устремленность к значительному и совершенному.Вторая форма рабовладельческого общества - античная - характеризуется быстрой сменой примитивной эксплуатации развитой, вытеснением деспотий греческими государствами-полисами, общественной активностью свободного населения, занимающегося трудом. Относительно демократический характер античных государств, расцвет личности, тенденции гармоничного развития обусловили гражданственность и человечность античного искусства. Развиваясь на основе мифологии, тесно связанной со всеми сторонами общественной жизни, греческое искусство было самым ярким проявлением реализма в древнем жире. Мироздание перестало быть для греческих мыслителей чем-то неведомым, подчиненным неодолимым силам. Ужас перед грозными божествами сменился стремлением постичь природу, использовать ее на благо человека. В искусстве Древней Греции был воплощен идеал красоты гармонично развитой личности, утверждавший этическое и эстетическое превосходство человека над стихийными силами природы. Античное искусство периода его расцвета в Греции и Риме обращалось к массам свободных граждан, выражая основные гражданственные, эстетические и этические представления общества.В эпоху эллинизма - следующий этап развития античной художественной культуры - искусство обогатилось новыми разнообразными аспектами восприятия жизни. Оно стало эмоционально напряженным, проникнутым драматизмом и динамикой, но утратило гармоническую ясности. На последнем этапе своего развития, в эпоху Римской республики и империи, античное искусство пришло к утверждению значения индивидуально неповторимой личности. Искусство эпохи поздней империи - эпохи упадка античной культуры - содержало в зародыше то, что принесло плоды впоследствии. Мыслители и художники обращались к внутреннему миру человека, намечая пути развития европейского искусства средних веков и Возрождения.Исторически обусловленная ограниченность античного искусства заключалась в том, что оно прошло мимо социального быта, социальных противоречий. Античное искусство обращалось главным образом к свободным гражданам.

    artiques.ru

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Количество просмотров публикации ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА - 99

    Театр

    Стиль Камарес

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    сия — является шедевром поздней архаики. На внутренней поверхности чаши изображен Ахилл, перевязывающий раненого Патрокла.

    СТИЛЬ КАМАРЕС,знаменитый тип керамичес­ких изделий среднеминойского периода (XIX-XVIII вв. до н. э., см. Минойская керамика). Наиме­нован по месту, где были сделаны первые находки (грот около Камареса в центре острова Крит). Представляют собой вазы с очень тонкими стенка­ми, расписанные по черному фону главным обра­зом белой, красной и оранжевой красками. Вазы С. К. — наиболее совершенный образец минойского искусства керамики.

    СТРОГИЙ СТИЛЬ,фаза развития греческого искусства с 500 по 450 ᴦ. до н. э., входящая в хроно­логически более крупный период ранней классики. В вазописи черты С. с. проявились уже в последней четверти VI в. до н. э. и были представлены яснос­тью и монументальным характером композиции, попытками мастеров передать трехмерность фигур. Размещено на реф.рфСкульптуре С. с. присуща подчеркнутая объёмность построений и преодоление орнаментальности арха­ической манеры. Ионические традиции в изобрази­тельном искусстве, еще заметные в период по­здней архаики (первая четверть V в. до н. э.), стали

    активно вытесняться. Ранняя классика (вторая чет­верть столетия) постепенно уступает место зрело­му классическому стилю (один из последних памят­ников С. с. — метопы храма Зевса в Олимпии, 468-456 гᴦ. до н. э.). В С. с. искусство полисов впер­вые достигает апогея и продолжается в период высокой классики.

    ТАНАГРСКАЯ СКУЛЬПТУРА,знаменитые па­мятники позднеклассической мелкой пластики, происходящие из мастерских скульпторов ᴦ. Танаг­ры в Беотии, области в Средней Греции. Первые образцы Т. с. относятся к микенской эпохе (Ш-П тыс. до н. э.). В VIII—VII вв. до н. э. Беотия выступала в Пелопоннесской войне на стороне Спарты про­тив Афин. Некоторые сохранившиеся фигурки из Танагры, относящиеся к VII-VI вв. до н. э., т. е. к эпохе гомеровской Греции, воспроизводят фор­мы геометрического стиля. По таким статуэткам можно составить неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представление о том, как выглядели древнейшие культовые статуи-идолы (ксоаны).

    В эпоху поздней классики и эллинизма тяга к изображению частной жизни человека, к поэти­ческой интерпретации жанрово-бытовых мотивов обусловила расцвет мелкой пластики, характер­ным примером которой является Т. с. Аттика и Бе-

    Кувшин стиля Камарес из дворца в Фесте. Ок. 1850 ᴦ. до н. э.

    Пифос стиля Камарес из дворца в Фесте. Ок. 1850 ᴦ. до н. э.

    АНТИЧНОСТЬ

    Статуэтки из Танагры. VI в. до н. э.

    Сидящая девушка из Танагры. Конец IV — начало III в. до н. э.

    Стоящая девушка из

    Танагры. Конец IV —

    начало III в. до н. э.

    отия, в частности Танагра, становятся крупными центрами терракотовой скульптуры. О высоком уровне искусства малых форм в данный период сви­детельствуют живая грация изображенной натуры и острая наблюдательность авторов таких произве­дений. На большинстве статуэток сохранилась изящная раскраска, позволяющая сделать вывод, что многоцветное решение камерной скульптуры зачастую бывало гораздо более тонким, чем в мо­нументальных произведениях. Легкий и нежный ко­лорит — фисташково-зелœеные, светло-голубые, розоватые тона — подчеркивает радостный и гра­циозный характер образов. К излюбленным сюже­там относятся мифологические эпизоды, тракто­ванные в жанровом плане, а также чисто бытовая тематика. Преобладают изображения женских фи­гурок, кроме того, популярны динамичные по пластическому замыслу статуэтки, изображающие актеров, мимов, а иногда и гротескных персона­жей, героев комедий и фарсов (сварливая старуха, ростовщик-меняла и т. п.). По художественному типу и тематике Т. с. близки статуэтки малоазийс-кого происхождения. Οʜᴎ отличаются более яркой раскраской, хотя и уступают Т. с. в отношении изя­щества пропорций.

    ТЕАТР (от греч. Й1еа1хоп — место для зрелищ, собраний), здание для представления трагедий и комедий в античных городах. Поскольку театраль-

    ные представления родились в Греции, именно там стали в классический период строить мону­ментальные театральные здания, состоящие из театрона, орхестры и скены. Греческий Т. соору­жался амфитеатром на склоне холма, у подножия которого располагались орхестра и скена. Места для зрителœей высекались прямо в склоне холма.

    Орхестра представляла собой круглую площадку для выступления хора и актеров, театрон (места для зрителœей) окружал орхестру на три четверти ее периметра. Вокруг орхестры устраивался канал для стока дождевой воды, перекрытый каменными плитами. За невысокой балюстрадой и широким проходом, в первых рядах театрона, располага­лись мраморные кресла для жрецов и высших лиц полиса. Так, в афинском театре Диониса в центре ряда стояло кресло для верховного жреца этого божества, тем более что театральные представ­ления являлись частью дионисийских празднеств. Скена являлась пристройкой для переодевания участников представления и хранения театрально­го реквизита. До IV в. до н. э. театрон и скена были деревянными, и только позднее их стали строить как монументальные каменные сооружения. В част­ности, скена стала к III в. до н. э. прямоугольным двухэтажным зданием с невысоким портиком проскением (просцениумом). Его плоская кровля (логейон) являлась основной игровой плошал:-: : в то время как на орхестре помещался хор. Размещено на реф.рфГ;:га:-:

    Читайте также

  • - Искусство Древнего мира

    Экскурсионные абонементы Новая форма клубной работы Музея с посетителями, введенная в состав Научного лектория в прошлом сезоне, предполагает диалог слушателей с искусствоведами, художниками, коллекционерами. Именно так задумана серия встреч с... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    ДРЕВНИЙ восток Ирана искусство Идол. Бронзовое навершие штандарта. Луристан. IX—VIII вв. до н. э. Серебряное блюдо с золотыми аппликациями из Зивие. Конец VII—VI в. до н. э. Памятники И. и. доахеменидского периода восхо­дят к древнейшим эпохам... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    ДРЕВНИЙ ВОСТОК Амарнский период АМАРНСКИЙ ПЕРИОД(1419 — ок 1400 г. до н. а), в истории египетской культуры и искусства время правления и реформаторской деятельности фарао­на Аменхотепа IV. Правитель назывался также Эх-натоном в честь Атона, солнечного божества,... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Введение крытых повествовательными рельефами; в храмах и царских дворцах, блеск и величие которых хра­нили гигантские статуи крылатых быков, львов и грифонов. Причудливая фантазия вавилонян, шу­меров и ассирийцев создавала нарядную орнамен­тику храмовых и... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Римской республики искусство Римской республики искусство ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА базилика, а также здание центрического типа, восхо­дящее к римским мавзолеям и выработанным в римской архитектуре принципами круглого храма. Зарож­давшиеся... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Курос Кратер ского мрамора ок 530 г. до н. э., в длинном пеплосе с поясом и накидкой на плечах. Голову К. украшал несохранившийся бронзовый венок. Статуя была рас­крашена: брови и ресницы — черной краской, глаза и губы — коричневой, края накидки — зеленой. К.... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Сфинкс Среднего царства искусство ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА Женская голова. Ок. 2000-1785 г. до н. э. Верхняя часть статуи Аменемхета III. 1850-1800 гг. до н. э. скольку мастера начинают использовать оттенки основных цветов, примешивая в... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Классическое искусство Классическое искусство щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последо­вательную смену точек зрения. Иктин и Калликрат воздвигают знаменитый храм Афины-Девы — Пар­фенон (447-438 гг. до н.... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Кора Колизей ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА изводят ритуалы, связанные с культом священного быка, который был одним из важных образов мест­ной религии. Это косвенно подтверждается и ус­тановленными возле южного входа каменными рога­ми посвящения,... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Классическое искусство Классическое искусство Композиция греческих театров классической эпохи легла в основу дальнейшего развития такого типа сооружений. Проявляется совершенно новая тен­денция к увековечению памяти исторических лич­ностей в... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Количество просмотров публикации ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА - 65

    Классическое искусство

    Классическое искусство

    Композиция греческих театров классической эпохи легла в основу дальнейшего развития такого типа сооружений. Проявляется совершенно новая тен­денция к увековечению памяти исторических лич­ностей в монументальных усыпальницах (мавзолей в Галикарнасе, ок. 350 ᴦ. до н. э.). Сооружения такого рода уже не соотнесены с человеческой мерой и предвосхищают появление грандиозных построек периода эллинизма и зодчество Древнего Рима.

    Изобразительные искусства в период классики достигают наивысшего расцвета. В особенности это касается всœех видов скульптуры. Именно в ней на рубеже VI—V вв. до н. э., в эпоху расставания с ис­кусством архаики, происходят решительные пере­мены. Преодолевая условность и незыблемость ар­хаических форм, скульпторы ставят своей целью передачу всœего многообразия движений и эмоцио­нальных состояний. При этом из К. и. не исчезает идея возвышенной обобщенности, созерцательнос­ти и благородного покоя. Художественные принци­пы скульптуры первой половины V в. до н. э. харак­теризуются понятием строгого стиля, вызвавшего к жизни такие шедевры пластики, как скульптуры храма Афины Афайи на острове Эгина, фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. В раннекласси-

    Голова Зевса из Кирены. Середина V в. до н. э.

    щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последо­вательную смену точек зрения. Иктин и Калликрат воздвигают знаменитый храм Афины-Девы — Пар­фенон (447-438 гᴦ. до н. э.), воплощая в его строгих и гармоничных пропорциях триумф победы.

    Мнесикл строит величественные Пропилеи, ос­тавшиеся безвестными гениальные зодчие создают изысканный в своем изяществе Эрехтейон (421-406 гᴦ. до н. э.). Строго архитектоничное скульптур­ное убранство этих храмов отражает обобщенное и целостное восприятие мира, избегающее част­ностей и деталей и возводящее в статус высшей эстетической ценности спокойную и величествен­ную гармонию.

    С начала IV в. до н. э. (после Пелопоннесской вой­ны), в период кризиса полисной культуры, проис­ходит постепенное угасание этих эстетических идеалов, отразившееся и в развитии архитектуры. Большее внимание уделяется уже не храмовому строительству, а возведению сооружений, связан­ных с повсœедневной жизнью человека, — одеонов, гимнасиев, палестр, театров (величайшим памят­ником этой эпохи является театр в Эпидавре, 350-330 гᴦ. до н. э., архитектор Поликлет Младший).

    АНТИЧНОСТЬ

               
       
     
     
       
    111111111111 ■ʼʼʼʼ‣‣‣*‣‣‣*ʼʼ
    4 Ж<:^:.;*^-ʼʼ- ", ~* Л' ..: -. -■ ,, ■! .;* ‣‣‣ - , * ʼʼ!. =■ ,~ **%‣‣‣**. "* 'Л***

    Саркофаг плакальщиц из Сидона (рельеф). Середина IV в. до н. э.

    ческой пластике, наряду с героическими ооразами Нике работы Пеония, статуя Посœейдона с мыса Артемисий, ок. 450 ᴦ. до н. а), создаются возвышен­но-лирические произведения (рельефы т. н. трона Лудовизи, вторая четверть V в. до н. э.). Творческие поиски мастеров этого периода завершает Мирон, чьи скульптурные произведения впервые достига­ет искомого идеала равновесия абсолютной урав­новешенности и скрытого напряжения.

    В искусстве высокой классики новые эстетичес­кие критерии приобрели самое разное воплоще­ние, связанное с деятельностью целой плеяды вы­кающихся мастеров, обладавших неповторимой амобытностью дарования. Универсальность и бле-гящее мастерство в передаче пластики человечес­кого тела, свойственные искусству Фидия, интерес человеческой индивидуальности, проявившийся - портретных работах Кресилая, — всœе это привело выдвижению скульптуры на передний план куль-фной истории. В эти и последующие годы в К. и. культуры складываются два базовых направле­ния, связанных с различными подходами к реали-ации в человеческой фигуре идеала совершенной :1рмонии. Создание этого образа в одном случае

    (в творчестве Мирона) решалось путем выявления динамики, вернее, отражения в скульптуре момен­та͵ завершенного жеста и движения. В другом слу­чае (творчество Поликлета) рождался образ, внеш­не находящийся в покое, но исполненный скрытой внутренней энергии. В творчестве Фидия нашли воплощение обе тенденции.

    При этом соперничество двух подходов сохраняет­ся в скульптуре эпохи и у мастеров последующего поколения. Необычайный, напряженный динамизм, даже драматизм отличают многие работы Скопа-са, запечатлевшего в своих работах красоту не­удержимого стихийного порыва. В работах Пракси-теля, напротив, преобладают созерцательность и интимно-лирическое настроение, элегический по­кой. В связи с той значимостью, которую получила тема индивидуального человеческого пережива­ния, в классической скульптуре постепенному пе­реосмыслению подвергается сам канон.

    В работах Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского, проявляется острое ощу­щение изменчивой, драматически сложной жизни мира и человека; в героическую тематику вплета­ются ноты возбуждения, тревоги, утраты ясной ус­тойчивости.

    Верность других мастеров идеалам гармоничного и величественного покоя оборачивается холодком академизма, официальной изысканности, как про­исходит это с искусством Леохара.

    Саркофаг плакальщиц из Сидона (рельеф). Середина IV в. до н. э.

    Памятников живописи эпохи К. и. сохранилось немного; значительную роль в выработке пред­ставлений о ее характере играет вазопись. В нача­ле классической эпохи она несет на себе отпечаток строгого стиля (Эксекий, Евфроний, Дурис, Мас­тер Брига и мн. др.). Особенностью этого периода является не только переход большинства мастеров к технике краснофигурной росписи (связан с твор-

    '"п"Т1Г,,,1"1,""'!"н....... "

    Читайте также

  • - Искусство Древнего мира

    Экскурсионные абонементы Новая форма клубной работы Музея с посетителями, введенная в состав Научного лектория в прошлом сезоне, предполагает диалог слушателей с искусствоведами, художниками, коллекционерами. Именно так задумана серия встреч с... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    ДРЕВНИЙ восток Ирана искусство Идол. Бронзовое навершие штандарта. Луристан. IX—VIII вв. до н. э. Серебряное блюдо с золотыми аппликациями из Зивие. Конец VII—VI в. до н. э. Памятники И. и. доахеменидского периода восхо­дят к древнейшим эпохам... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    ДРЕВНИЙ ВОСТОК Амарнский период АМАРНСКИЙ ПЕРИОД(1419 — ок 1400 г. до н. а), в истории египетской культуры и искусства время правления и реформаторской деятельности фарао­на Аменхотепа IV. Правитель назывался также Эх-натоном в честь Атона, солнечного божества,... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Введение крытых повествовательными рельефами; в храмах и царских дворцах, блеск и величие которых хра­нили гигантские статуи крылатых быков, львов и грифонов. Причудливая фантазия вавилонян, шу­меров и ассирийцев создавала нарядную орнамен­тику храмовых и... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Римской республики искусство Римской республики искусство ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА базилика, а также здание центрического типа, восхо­дящее к римским мавзолеям и выработанным в римской архитектуре принципами круглого храма. Зарож­давшиеся... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Курос Кратер ского мрамора ок 530 г. до н. э., в длинном пеплосе с поясом и накидкой на плечах. Голову К. украшал несохранившийся бронзовый венок. Статуя была рас­крашена: брови и ресницы — черной краской, глаза и губы — коричневой, края накидки — зеленой. К.... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Сфинкс Среднего царства искусство ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА Женская голова. Ок. 2000-1785 г. до н. э. Верхняя часть статуи Аменемхета III. 1850-1800 гг. до н. э. скольку мастера начинают использовать оттенки основных цветов, примешивая в... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Классическое искусство Классическое искусство щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последо­вательную смену точек зрения. Иктин и Калликрат воздвигают знаменитый храм Афины-Девы — Пар­фенон (447-438 гг. до н.... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Кора Колизей ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА изводят ритуалы, связанные с культом священного быка, который был одним из важных образов мест­ной религии. Это косвенно подтверждается и ус­тановленными возле южного входа каменными рога­ми посвящения,... [читать подробнее].

  • - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    Театр Стиль Камарес ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА сия — является шедевром поздней архаики. На внутренней поверхности чаши изображен Ахилл, перевязывающий раненого Патрокла. СТИЛЬ КАМАРЕС,знаменитый тип керамичес­ких изделий среднеминойского... [читать подробнее].

  • referatwork.ru


    Смотрите также