Иконопись древней руси кроссворд. Готовый кроссворд по истории искусств - на тему "Русское искусство"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок на тему "Древнерусская иконопись". Иконопись древней руси кроссворд


Кроссворд по теме "Иконопись Руси"

Кроссворд по теме "Иконопись Руси" предназначен для проверки знаний обучающихся 5 класса на уроке православной культуры. Рекомендуется использовать на этапе закрепления изученного материалы или проверки домашнего задания. так же может быть использован в качестве ресурса, позволяющего расширить кругозор обучающихся, их представления о культуре и искусстве своей Родины.

Просмотр содержимого документа «Кроссворд по теме "Иконопись Руси"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ржевская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

Православная культура

5 класс

Проверка знаний по теме «Иконопись Руси»

Автор: Кухтова Татьяна Ивановна,

учитель православной культуры

Кроссворд «Иконопись Руси»

По горизонтали:

  1. Священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

  1. Имя святого, который изображен на гербе Российской Федерации.

  2. Эта великая, заветная святыня Русской земли. По преданию, она написана евангелистом Лукой на доске стола, на котором трапезовал Господь с Пречистой Своею Матерью и праведным Иосифом Обручником.

7. Икона Пресвятой Богородицы, на которой Божья Матерь изображена с Богомладенцем, восседающей на троне с державой и скипетром в руках и с царской кароной на голове.

9. Икона Божией Матери, чудесным образом явившаяся во сне девятилетней девочке Матроне.

По вертикали:

2. Изображение лица святого на иконе

5. Икона, принесшая избавление Новгороду от осады войсками Андрея Беголюбского в 1170 году, на которой Богоматерь изображена поднявшей обе руки в умилительном виде молитвы, а на Ее коленях находится Младенец Христос.

6. Имя апостола-евангелиста, который по церковному преданию является автором одной из самых почитаемых икон на Руси.

8. Знаменитая икона Андрея Рублева.

10. Ореол, символ святости, славы. Изображается в виде круга вокруг головы святого.

Список использованных источников

  • Бородина, А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288 с.: ил. – ISBN 5-94790-006-8.

  • Скоробогатов, В.Д. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. – 220 с.: ил. – ISBN 5-903101-01-1.

kopilkaurokov.ru

Кроссворд «Иконы» » Кроссворды

По горизонтали

2 Один из распространенных типов изображения Богородицы с Младенцем Иисусом, в переводе с греч. «Путеводительница». (9)

5 Название условного обозначения земли, изображаемого в нижней части иконы. (5)

6 Строго уставленная система изображения Спасителя, Богородицы, святых или сюжетных сцен на религиозные темы, определенная иконографическим каноном. (11)

8 Евангелист, которому Предание приписывает первые иконы Пресвятой Богородицы. (4)

10 Образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками и с изображением Божественного Младенца на груди. (8)

11 Накладное украшение на иконах. (5)

14 Дерево, которое чаще всего используется при создании иконы. (4)

18 Образ Богородицы с поднятыми и раскинутыми в стороны руками. (6)

21 Икона, установленная над воротами церкви, монастыря, храма, крепости, города или дома. (10)

22 Чудотворный образ Божией Матери, пред которым получил исцеление отрубленной руки преп. Иоанн Дамаскин. (10)

25 Русское название иконы Пресвятой Богородицы, именуемой на Афонской горе «Экономисса». (17)

По вертикали

1 На этой иконе изображен Младенец Иисус, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. (15)

3 Алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов икон. (9)

4 Один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. (8)

5 Плат, подвешиваемый под иконы нижнего ряда иконостаса и под особо чтимые иконы. (6)

6 В средневековой иконографии общее название для разновидностей установленного канона. (5)

7 Поклонение не Тому, Кто изображен на иконе, а самой иконе. (15)

9 Эдесский царь, которому для исцеления от проказы был послан плат с изображением Спасителя. (6)

12 Тонкие металлические листы оклада, с выбитыми на них по матрице узорами. (5)

13 Религиозно-политическое движение в Византии в VIII-IX вв., направленное против почитания икон. (14)

15 Икона, имеющая в центре изображение Христа, а справа и слева от него – Богоматери и Иоанна Крестителя. (6)

16 Центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. (11)

17 Неканоничная икона, на которой изображен Бог-Отец в виде старца, Сын - в виде мужа на троне, Святой Дух - в виде голубя. (11)

19 Часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд. (4)

20 Образ Богородицы, поддерживающей рукой Младенца в центре у груди. (9)

21 Образ Богородицы, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. (9)

23 Часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только край иконы. (4)

24 Элемент иконы в виде накладного нимба, украшения вокруг головы. (5)

azbyka.ru

Урок "Иконопись на Руси "

                         Тема урока: Иконопись на Руси

Класс: 10

Эпиграф к уроку:

«Бывают дни, когда молиться так легко,

Что будто на душу молитвы сходят сами,

Иль Ангел, словно мать младенцу на ушко,

Нашептывает их с любовью и слезами».

(«Молитва». П. А. Вяземский ).

Задачи:

обучающие: 

  • познакомить учащихся с историей иконописи, преданиями о первых иконах, с формированием иконописных традиций в на Руси, с творчеством известных иконописцев А.Рублева и Ф.Грека,

  • расширить знания об особенностях процесса создания иконы.

развивающие: 

  • развивать речь, познавательные процессы, способствовать творческому развитию учащихся;

  • продолжить формирование умений делать выводы, анализировать дополнительную литературу к уроку, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;

воспитывающие: 

  • продолжить формирование потребности учащихся в сохранении и созидании русской культуры,

  • способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, развитию патриотических чувств.

Оборудование:  доска, учебник

Новые слова и понятия: преподобный Феофан Грек, преподобный Андрей Рублёв.

Ход урока

1. Организационный этап (1мин).

Психологическое гимнастика:

Посмотрите на своего соседа слева, улыбнитесь друг другу, а теперь посмотрите на соседа справа, улыбнитесь. Надеюсь, эти улыбки придали вам уверенности в своих силах. А теперь внимание на экран.

2.Сообщение темы урока, целей, задач (3 мин).

Ребята, как вы думаете, что имел ввиду князь Трубецкой говоря, что человек должен либо подняться над собой, либо упасть в бездну?

(подвести к ответу: человек постоянно находится перед выбором между добром и злом, с религиозной точки зрения – человек, творя добро приближается к Богу, а совершая зло удаляется от него). Эта тема нашла свое отражение и в иконописи. Именно об иконописи и пойдет сегодня наш разговор.

Запишите тему урока.

Итак, мы продолжаем наш разговор о религиозном искусстве и….

3. Проверка домашнего задания (3 минуты)

Прежде, чем продолжить наш разговор о религиозном искусстве, давайте вспомним, что нам уже известно об этом?

  • Какое место занимает религиозная тематика в культуре разных народов?

  • Назовите известные вам произведения искусства на религиозную тему.

  • Что вы можете рассказать о традиционном религиозном искусстве России и его особенностях?

  • Дайте определение понятия иконопись.

  • Для чего предназначена икона?

  • Расскажите об изобразительных особенностях православной иконы? (сознательное нарушение пропорций, плоскостное изображение, отсутствие линейной перспективы).

  • Зачем иконописцы сознательно нарушают пропорции изображаемых силуэтов?

  • В чем особенности плоскостного изображения?

  • Почему в иконописи не используется линейная перспектива?

Молодцы. Эти знания очень пригодятся нам сегодня, чтобы лучше понять новый материал. А теперь внимание

4.«погружение» в тему.

Русская икона… 

Как долго об этом подлинно великом искусстве ничего не знали! Как долго со старых досок, украшенных золотом и серебром окладов, смотрели на нас тёмные лики, покрытые сажей и потемневшей олифой. И только в 20веке, благодаря реставраторам, старые русские иконы предстали во всей своей красоте на первой большой выставке древнерусского искусства, которая состоялась в 1913г. в Москве. На ней были представлены иконы московской и новгородской школ иконописи 14-16 веков. Иконы поразили мир своими яркими и чистыми красками, которые горели как самоцветы, удивляли необычностью цветовых и композиционных решений. Впервые русская церковная живопись предстала перед миром как уникальное явление, имеющее огромное художественное значение. Известный искусствовед В.Н. Лазарев, говоря о светлом и радостном начале русской иконописи, отмечает: «… её сияющие краски, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её эпическое настроение, спокойное и сосредоточенное, - все это вызывает ощущение какой- то внутренней легкости …»

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси- играла в жизни общества довольно существенную и абсолютно иную роль, чем живопись прогрессивная, и этой ролью был определен ее нрав. Русь обрела крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что цель живописи - «воплотить слово» осуществлять в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книга), книги, разработанные, сообразно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Осуществлять слово, эту огромную литературу, необходимо было как можно яснее - так как это воплощение обязано было приблизить человека к правде этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех государств, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко специфическую совокупность способов, создав невиданную ранее и ни разу более не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и понятно осуществлять христианское слово в живописный образ.На протяжении длительных веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные правды христианства. Именно в основательном раскрытии этих правд обретала живопись византийского мира, в том количестве и живопись Старинной Руси, разработанные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, эксклюзивную красоту.

Так ,что же такое икона и чем она была для русского человека.

– изображение иконы

Икона – это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. (тетрадь – записывают определение)

изображение Владимирской иконы

Начало русской иконописи было положено после Крещения Руси. Русь приняла христианство от Византии тогда, когда церковное искусство в этой стране переживало расцвет. Недаром послов князя Владимира так поразило  греческое богослужение.

Софийский храм в Константинополе

Придя на Службу в Софийский Храм в Константинополе, они не могли устоять перед красотой его икон и внутреннего убранства. Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киева и других городов, а также их росписи и иконы, создавались византийскими мастерами. Однако, уже в XI веке существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерском монастыре, давшая первых известных иконописцев — преподобных Алипия и Григория.

изображения древнерусских икон

Новообращенный народ живо воспринял византийский идеал  христианской красоты: художественная культура на Руси к тому времени была высоко развита.Историю древнерусского искусства принято делить на «домонгольское» и последующее, так как исторические обстоятельства XIII века существенно повлияли на развитие культуры Руси. Хотя и в XIV веке влияние Византии и других православных стран на русскую иконопись было велико, в русских иконах ещё раньше проявились собственные оригинальные особенности. Многие русские иконы являются лучшими образцами византийского искусства. Другие — созданные в Новгороде, Пскове, Ростове и других городах — очень своеобразны, самобытны.

  

С древности русские люди считали иконопись самым совершенным из искусств: создавая в иконе образ вечности, мира, очищенного от зла, художник как бы продолжал дело Бога – Творца цветов, звезд и всей красоты мира.

Икона предназначена для молитвы. На ней изображают Христа Спасителя, Богоматерь, ангелов и святых. Глядя на икону, можно, будто в окно, заглянуть в иной – невидимый мир и зримо представить его.

В Середине Века, когда книги писали от руки, они были дороги и доступны не всем, именно иконы рассказывали простым людям о событиях Священной истории и примерах святости.

Они помогали молящимся поддерживать связь с небесным миром. Желая приблизить к земле рай, наши предки старались окружить себя иконами.

В доме иконы помещались в жилых и нежилых помещениях, но главным считался красный, или передний, угол – место, представлявшее образ  домашней церкви.

 Если приходилось надолго отлучаться из дома, брали с собой  походную церковь с иконами. Более практичны и доступны были складни, их мог носить на груди любой.

Когда путешественник молился, он доставал складень, раскрывал его и, стоя перед этим импровизированным иконостасом, произносил молитву.

 Православные иконы не только повсюду сопровождали русского человека, они отмечали главные события его жизни.

 После рождения младенца ко дню его крещения изготовляли мерную икону. На длинной и узкой доске в меру роста новорожденного писался образ того святого, чьим именем собирались наречь ребенка.

     Так облекалась в физические формы духовная связь маленького православного христианина и его  небесного покровителя. А после смерти мерную икону клали на крышку его гроба.

  Родители благословляли детей на важные дела иконой, а когда молодые венчались – в качестве благословения на брак им вручали  две иконы: Спасителя и Богоматери.

Проводы на войну, счастливое исцеление от болезни, избавление от смерти или пожара – любое памятное событие служило поводом для заказа новой иконы.

Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

 Знакомство с творчеством Андрея Рублёва.

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что имя иконописца А. Рублева известно каждому русскому человеку.  Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. Под его руководством было расписано много храмов, а также нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.

Творчество Андрея Рублева является одновременно и прекрасным наследием традиций Византии и объемлет в себе важнейшие русские черты.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 ·         Размышления о биографии

·         Иконография древнерусской живописи

·         Иконописные школы

·         Мировоззрения средневекового художника

·         «Троица» Андрея Рублёва

·         Отзвук рублёвского гения.

 

5.      Итог урока.

Решение кроссворда

Приложение №2

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание: написать эссе «Живописцы в храмовом зодчестве»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Знакомство с творчеством А.Рублева.

Избрав апостолов, Христос дал им силу помогать людям. Он повелел им идти в разные страны и рассказывать всем о совершении спасения «Покойтесь, уверуйте в Иисуса Христа и получите дар Святого Духа». Апостолы были смелыми людьми. Они прошли многие земли, шли через пустыни, плыли через моря и океаны. Они несли в мир, который верил в Идолов, учение Христа. Все они бесстрашно рассказывали людям о том, как человек может спастись в мире.

Одним из таких смелых людей был апостол Андрей Первозванный. Первозванный означает, что Андрей был первым, кого Христос позвал себе в ученики. Простой рыбак, он всем сердцем поверил Господу. Как и другие апостолы, после Вознесения Христа он отправился проповедовать людям Евангелие (благую весть). Посетив разные города, пришел он в страну, которая позже станет называться Русью. По реке Днепр Андрей поднялся до семи холмов, на которых сегодня стоит город Киев и возродил там большой деревянный крест, сказав: «На этих горах воссияет благодать Божия, и великий город будет здесь, и Господь воздвигнет здесь много церквей». Сбылись слова апостола. С этих святых мест берет начало Киевская Русь. Город Киев первым принял крещение. Православие эпохи Средневековья положило начало новой истории и новому искусству при великом князе Владимире Святославиче.

После князя, посетив богослужения в храмах Византии, увидели божественную красоту икон «…там Бог с человеком пребывает…» Переживание красоты как святости сохраняется в каждой русской иконе и является сокровенным идеалом и непреложным законом для истинного творца.

Одним из таких творцов – иконописцев был Андрей Рублев. Предположительно Андрей Рублев принял постриг, стал иноком, а затем соборным старцем. Спасо-Андроникова монастыря (следовательно Андрей – это монашичье имя). Все сохранившиеся известия о Рублеве связываются с Москвой или выполнением московских заказов. Местонахождение уцелевших работ мастера предполагает, что великий живописец был исконно московским художников.

Рублев заявил о себе как необычайно яркая и одаренная творческая личность. Иконы, написанные им, выделяются звучностью и чистотой колорита, который можно назвать поэтическим. Выдающимся произведением искусства является «Преображение».

Истолковывая тему «внутреннего спокойствия» - «безмолвия». Вся икона светится как бы изнутри мягким серебристым светом. Христос и пророки как будто парят в самом верху иконы. Содержательность жестов персонажей говорит об их внутреннем состоянии. Апостолы не испуганы божественным сиянием, они уже мысленно созерцают фаворский свет.

Однако, самые выдающиеся произведения мастера связаны со Звенигородом. В 1918 году близь Успенского собора были обнаружены три иконы – «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил».

Спаситель на Звенигородкой иконе Рублева являлся не в пугающе ослепительном сиянии славы, а в облике «совершенного человека», в скромных одеждах евангельского Иисуса – Учителя и Проповедника. Это произведение очаровывает необыкновенностью внутренней красоты образа, рожденного чистой душой художника. Его «Спас», с непреувеличенными, мягкими чертами, воплощает типично русское представление о внутренней и внешней красоте человека. Этот образ – одно из высших достижений художественного гения Рублева.

«Троица» - самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублева.

Сергий Радонежский создал монастырь «Дабы взиранием на пресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Тема Троицы понималась многими русскими людьми того времени как тема глубоко гражданская, тема национального единства.

По книге «Бытия», сюжетом ветхозаветной Троицы является прием старцем Авраамом и его женой Саррой трех таинственных странников, образ которых символизирует триединство Бога. Рублев переосмыслил византийскую иконографическую схему изображения триединства Бога, взял ее за основу и создал нечто абсолютно новое и оригинальное. Сосредоточив, действие вокруг трех ангелов, беседующих перед трапезой, Рублев прочитывает сюжет по-своему. Не ощущается бег времени. Вечность как бы непосредственно предстает перед человеком. Ведь ангелы не общаются с Авраамом, они пребывают в молчаливой беседе. Перед ними чаща причастия. Это увиденные мысленным взором художника любовь и согласие трех составляющих единое целое. Три ангела Рублева едины потому, что связаны единым ритмом. Средний ангел Христос. Чаша символизирует искупительную жертву за весь род людской и призыв к единению по заповеди Божьей.

Творчество Андрея Рублева определило расцвет национальной школы русской живописи 15 века, оказало огромное влияние на все русское искусство. Почитание Андрея Рублева началось уже в 15 веке.

Его работы были объявлены обязательными образцами для иконописцев.

В 20 веке (1988год) Андрей Рублев был причислен к лику святых.

День памяти 4 июля.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Кроссворд «Иконопись Руси»

По горизонтали:

  1. Священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

  1. Имя святого, который изображен на гербе Российской Федерации.

  2. Эта великая, заветная святыня Русской земли. По преданию, она написана евангелистом Лукой на доске стола, на котором трапезовал Господь с Пречистой Своею Матерью и праведным Иосифом Обручником.

7. Икона Пресвятой Богородицы, на которой Божья Матерь изображена с Богомладенцем, восседающей на троне с державой и скипетром в руках и с царской кароной на голове.

9. Икона Божией Матери, чудесным образом явившаяся во сне девятилетней девочке Матроне

По вертикали:

2. Изображение лица святого на иконе

5. Икона, принесшая избавление Новгороду от осады войсками Андрея Беголюбского в 1170 году, на которой Богоматерь изображена поднявшей обе руки в умилительном виде молитвы, а на Ее коленях находится Младенец Христос.

6. Имя апостола-евангелиста, который по церковному преданию является автором одной из самых почитаемых икон на Руси.

8. Знаменитая икона Андрея Рублева.

10. Ореол, символ святости, славы. Изображается в виде круга вокруг головы святого.

Список использованных источников

  • Бородина, А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288 с.: ил. – ISBN 5-94790-006-8.

  • Скоробогатов, В.Д. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. – 220 с.: ил. – ISBN 5-903101-01-

infourok.ru

Древнерусская иконопись. Практическое задание - кроссворд

Модуль предназначен для закрепления знаний по теме "Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве", подтема "Искусство Древней Руси" на уроке "Мастера древнерусской иконописи"

Категория пользователейОбучаемый, Преподаватель

Контактное время45 минут

ИнтерактивностьСредняя

ДисциплиныИзобразительное искусство / Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве / Искусство Древней Руси

Уровень образованияПрофессионально-техническая подготовка, повышение квалификации

СтатусЗавершенный вариант (готовый, окончательный)

Тип ИР сферы образованияинформационный модуль

Место изданияМосква

Ключевые словаикона

Автор

Федосова Валентина Александровна

Преподаватель МХК ГОУ СОШ № 355 г. Москвы

Издатель

ИНФОСТУДИЯ ЭКОН ЗАО

ЗАО "ИНФОСТУДИЯ ЭКОН"

Россия, 109028, Москва, 3/12, Б. Трехсвятительский пер.,

Тел. - +7-495-916-8930, +7-495-917-3755Сайт - http://www.infostudio.ru Эл. почта - eсon[email protected]

Правообладатель

Федеральное агентство по образованию России

Федеральное агентство по образованию России

Россия, 115998, Москва, Люсиновская ул., 51

Тел. - +7-495-237-9763, +7-495-236-0171Сайт - http://www.ed.gov.ru Эл. почта - [email protected]

Внимание! Для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере проигрыватель ресурсов.

Характеристики информационного ресурса

Тип используемых данных:application/xml, text/javascript, text/html, application/x-shockwave-flash, text/xml

Объем цифрового ИР683 754 байт

Проигрывательmulti-os

Категория модифицируемости компьютерного ИРзакрытый

Признак платностибесплатный

Наличие ограничений по использованиюесть ограничения

Рубрикация

Ступени образованияОсновное общее образование

Целевое назначениеУчебное

Тип ресурсаОткрытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

Классы общеобразовательной школы5, 6

Уровень образовательного стандартаФедеральный

Характер обученияБазовое

fcior.edu.ru

Готовый кроссворд по истории искусств

По горизонтали 1. Брюллов, последний день… 3. Роспись по сырой штукатурке 5. Французский скульптор, автор медного всадника в петербурге 6. Древние надписи на стенах соборов 10. Валет 12. Древнерусское ожерелье 13. Стиль, придуманный н. гончаровой 15. Город, где родился шагал 17. И поэт-авангардист, и графический дизайнер 18. Иконописец конца 15 - начала 16 вв 19. Художник, ярчайший представитель соц. реализма 20. Обрусевший итальянец, яркий представитель елизаветинского барокко 21. Портретист конца 19в, написал портрет м.и. лопухиной 22. Ряд между деисусным и местным По вертикали 1. Уже не икона, еще не светский портрет 2. Иконописец, соединивший древнюю иконопись с реалистичным направлением 4. Начал баженов, закончил казаков 7. Алтарная перегородка 8. Организатор русских сезонов в париже 9. Он же кремль 11. Представитель русского авангарда, его башня до сих пор потрясает умы архитекторов 14. Архангельский собор московского кремля: функция 16. Имя автора черного квадрата 18. Первая церковь киева 22. Поселок, известный своими расписными шкатулками

spisok-literaturi.ru

Русская иконопись. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Немного истории

Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире Святославиче.

В Киеве, после 988 года началось строительство первой каменной церкви, названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись, были выполнены приглашенными византийскими мастерами.

pinterest button «Устюжское Благовещение», начало XII века. Государственная Третьяковская галерея. Tretyakov Gallery, Public Domain

Князь Владимир I Святославич привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь, но из «корсунских» икон ни одной не сохранилось.

Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Стиль как мозаик, так и фресок точно соответствует особенностям византийского искусства первой половины XI века, то есть - аскетическому стилю.

Важная роль

Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073-89 годах.

Спас Нерукотворный. Около 1191 года. ГТГ.pinterest button Спас Нерукотворный. Около 1191 года. ГТГ. Tretiakov Gallery, Moscow, CC BY-SA 3.0

Древняя роспись, а затем и само здание храма погибли. Однако сохранилось описание, сделанное в XVII веке, из которого ясно основное содержание росписи.

Сам храм послужил образцом для строительства соборов в других городах Руси, а иконография его фресок повторялась и оказала влияние на иконопись. 

pinterest button «Ярославская Оранта», начало XIII в. неизвестен, Public Domain

Весь домонгольский период греческих иконописцев продолжали активно приглашать. Различить их произведения и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Услугами лучших византийских иконописцев пользовалось Владимиро-Суздальское княжество.

Сохранившиеся древние иконы

Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.

Илья Пророк с житием. Середина XIII века. ГТГ.pinterest button Илья Пророк с житием. Середина XIII века. ГТГ. Tretjakov Gallery. ГТГ, Инв. № 14907, Public Domain

Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Икона «Спас Златая риза», изображающая Христа на троне в золотых одеждах, находится в настоящее время в Успенском соборе Москвы, но на ней сохранилась только живопись XVII века.

pinterest button «Архангел Михаил», конец XIII в Христианство в искусстве, Public Domain

Гораздо лучше сохранилась икона апостолов Петра и Павла, хранящаяся в Новгородском музее вместе со своим древним окладом.  

Ещё одна икона, находящаяся в Успенском соборе Москвы — двусторонняя, с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия (см. Святой Георгий (икона Успенского собора Московского Кремля)).

Сохранился ряд новгородских икон XII — начала XIII вв.

Икона святителя Николая (ГТГ) была создана также в самом конце века и сочетает в себе монументальность с маньеристичностью черт лика. Это наиболее византинизированная икона Новгорода того времени. На полях иконы расположены изображения святых, это станет распространённой новгородской традицией.

Сохранившиеся и отреставрированные древние иконы можно увидеть во многих музеях России и за рубежом. Немало древних икон и в храмах, где им оказывается особое почитание.

Работа иконописца

В иконописном ремесле много своих особенностей и секретов. Если икона пишется на доске, то поверхность подготавливают, грунтуют.

Затем намечают рисунок.  Для этого существует несколько способов, самый легкий из которых и скорый состоит в «припорошке»- в накладке на грунт листа бумаги с рисунком, где по контурам пробиты ряды дырочек и в набивании через эти дырочки порошка какой-либо (обыкновенно красной) краски.

Теперь мастер золотит листовым червонным золотом венцы, фон и все что требуется, и приступает к работе красками.  

В сути сюжета тоже свой порядок и свои термины:  "доличное"- это ризы, палаты, деревья, скалы и другие принадлежности образного пейзажа. После уже пишут телесные части фигур и лики.

Освещенные места и блики как в одеждах, так и в других принадлежностях доличного, иногда «пробеливаются», т.е. обозначаются золотыми штрихами, для чего употребляется, так называемое «твореное» золото.

Спас Ярое око. Середина — вторая четверть XIV века.pinterest button Спас Ярое око. Середина — вторая четверть XIV века. Moscow Kremlin, Public Domain

Когда живопись иконы вполне окончена, и на ней сделаны (киноварью или другой краской и накладным золотом) надлежащие подписи, она покрывается олифою — особым родом масляного лака, сообщающим её поверхности блеск и большую прочность.

«Где бы не были мощи святого и в каком бы состоянии сохранности они не были, воскресшее и просветленное тело его в вечности есть, и икона, являя его, тем самым уже не изображает святого свидетеля, а есть самый свидетель.»  

Павел Флоренский

Иконопись в наше время

Современная иконопись в течение последних пары десятилетий переживает очень интересный период: — то, что созидалось веками, было вдруг стерто с лица земли за несколько десятков лет.

Богоматерь Донская. Конец XIV века. ГТГ.pinterest button Богоматерь Донская. Конец XIV века. ГТГ. Georg761, CC BY-SA 3.0

Современная иконопись, считают многие специалисты, ещё не установилась как самостоятельная школа. По понятным причинам, из-за гонений на церковь, в этом ремесле произошёл серьёзный перерыв, который остановил развития русской иконописной школы. 

Современные художники сейчас полагаются на старые школы, в основном копируя старинные работы.

ru.russianarts.online

Урок на тему "Древнерусская иконопись"

Цели урока:

познакомить с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;

показать связь прошлого и настоящего;

расширить словарный запас и кругозор учащихся;

развивать познавательные и творческие способности;

воспитывать национальную гордость и любовь к Родине;

показать возможности применения компьютера в изучении истории.

Оборудование: ИД - кроссворд, презентация, фотографии древнерусских икон, основные понятия и имена русских мастеров иконописи написаны на отдельные карточки для последующего выноса на доску по ходу урока, компьютерный диск “Шедевры русской живописи”, компьютер.

Основные понятия: икона, фреска, иконопись, крест, паволока, темпера, олифа, нимб, живопись, Третьяковская галерея. (Понятия написаны на карточках и по ходу урока прикрепляются на доску.)

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель: “Дам тебе я на дорогуОбразок святой:Ты его, моляся Богу,Ставь перед собой;Да, готовясь в бой опасный,Помни мать свою…Спи, младенец мой прекрасный,Баюшки-баю”

- Я не случайно начала наше занятие отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.

- Сегодняшнее занятие мы посвятим символам христианства – древнерусским иконам и их создателям.

1.Мастера – кто они?

- Создание икон – это таинство, искусство, которым мог овладеть только настоящий мастер.

И как благословение к изучению этой темы мы сразу же видим рисунок старой иконы, которая называется “Звенигородский Спас”, написанной Андреем Рублёвым в XV веке. С ней и её создателем мы ещё сегодня встретимся. А сейчас давайте узнаем, кого на Руси называли мастером.

Слайд: Человека, чьё ремесло и изделия превращались в произведение искусства, называют мастером.

2.Символы древнерусской живописи.

а) Причины распространения икон.

- Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой?

(Ответы детей)

- На Древней Руси было много лесов. Это сегодня от них мало что осталось. И первый Кремль в Москве был деревянный, как и всё, что строили на Руси. И церкви были деревянными. И украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами.

- Давайте вспомним, как выглядит православный храм? Слайд 6. Главной частью православного храма является алтарь, где находятся священные предметы и куда вход разрешен только священникам. От остальной части он отделяется стеной с иконами, размещёнными в определённом порядке – иконостасом. Двери в центре иконостаса называются Царскими Вратами. Христиан созывают к богослужению колокольным звоном. Слайд 7. Рядом с православным храмом строится колокольня. Живописным убранством храмового интерьера являются мозаика, фреска, иконы. Слайд 8. Икона – основная святыня, которая призвана приковывать взоры молящихся. 

Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”.

- Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

- Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

б) Символ иконы. Символ христианства.

- Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, которые вы видите на экране, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А знаете ли вы основной символ христианства?

(Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа)

в) Отношение к иконам на Руси.

- В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город.

г) Создание иконы.

- Иконы писали на деревянных досках. Работа эта была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. Первым к ней приступал плотник.

Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков. Приготовленную доску высушивали долго, даже несколько лет. Затем плотник тщательно выглаживал её поверхность топором. Завершив свою работу, плотник передавал доску иконописцу-мастеру, писавшему иконы. Их не рисуют, а пишут. Тот наклеивал холстину (паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывал грунт из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом. Эту массу несколькими слоями наносил на паволоку (холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом.

Краски иконописцы делали сами. Это сегодня художник может пойти в магазин и купить краску любого цвета. А в Древней Руси таких магазинов не было. Как вы думаете из чего делали краски? (Ответы детей)

Для красок использовали травы, цветы, а ещё полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или квасом с добавлением яичного желтка. Он как клей. Если кто-то из вас помогал мамам замешивать тесто, то видели, что в него добавляют яйцо. Яичный желток всё скрепляет, склеивает. Недаром при строительстве домов из кирпичей раньше в раствор добавляли яйца, поэтому старые постройки такие крепкие. Так вот, такая краска, с добавлением яиц, называется тЕмпера  (от итал. temperare — смешивать краски). Ею писали иконы.

В древнерусской живописи поражает цвет - яркий, чистый, звучный. Каждый цвет имел определённое значение. Зелёный – признак юности, цветения. Недаром говорят “Молодо-зелено”. Голубой – цвет неба, места обитания Бога и ангелов. Белый - олицетворяет святость, нравственную чистоту. Тёмно – малиновый – цвет мудрости. Красный (багряный)- цвет жизни, мученичества, цвет крови Христа. Золотой – божественный цвет, им окрашивали нимбы, фон икон.

- А что изображали на иконах? Мог быть изображён бог Зевс, богиня Афина? А бог Перун?

(Ответы детей. Иконы писали только на сюжеты из Библии.)

- Писание икон считалось богоугодным делом. Настоящий иконописец должен быть праведником, личностью незаурядной - иметь талант художника, знания богослова. Не могли стать иконописцем женщина, а также человек другой веры. На Руси к иконописцам относились с большим почтением. Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати за труды свои.

д) Тайна древних икон.

- Так вот, готовую, написанную икону сверху покрывали густым веществом, сваренным из льняного масла. После того, как иконописец покрывал икону олифой, краски начинали сиять, блестеть, особенно, особенно когда перед ней зажигали свечи. Но! Вот тут будьте особенно внимательны.

- Через 80 лет, когда художника уже не было в живых, олифа темнела, икона становилась тёмной, некрасивой, почти чёрной, и уже нельзя было разобрать, что на ней изображено. Другой художник брал эту почерневшую икону и сверху писал новую, не обращая внимания на то, что было изображено на ней ранее. Написав икону, он покрывал её олифой, чтобы краски ярче сияли, и через 80 лет… что происходило? Да, она темнела. И так продолжалось много лет. И часто, увидев на чердаке почерневшие доски, на них не обращали внимания, потому что поверх гениального творения могло быть написано что-то посредственное, потому что не все художники- иконописцы были гениями. И так продолжалось из века в век. Пока однажды не случилось чудо.

Кто-то из учёных, разбиравших старые, почерневшие иконы, случайно ударил обо что-то острое. От тёмной доски отлетел кусочек верхнего слоя, а в образовавшемся окошке мелькнули яркие краски. Учёный, затаив дыхание, осторожно отколупнул соседний кусочек.… Потом ещё и ещё. Из-под верхнего тёмного, некрасивого слоя стала появляться живопись необычайной красоты. Яркая, нарядная, будто только что созданная. Будто и не хранилась она несколько веков под тёмными слоями других изображений.

Так была открыта тайна старых икон. Вот и те иконы, что мы сейчас увидим, получили второе рождение, т.е. были расчищены и восстановлены (реставрированы).

- Возрождению икон, т.е. второму рождению посвятил своё стихотворение А.С.Пушкин. Оно так и называется “Возрождение”. (Наизусть читает ученик)

Художник-варвар кистью соннойКартину гения чернит.И свой рисунок беззаконныйНад ней бессмысленно чертит.Но краски чуждые с летамиСпадают ветхой чешуёй;Созданье гения пред намиВыходит с прежней красотой.

III. Русские мастера иконописи. Экскурсии по иконам.

(Просмотр с помощью компьютера экскурсий с диска “Великие шедевры живописи”).

1.“Владимирская Богоматерь”

- Самой почитаемой иконой на Руси была “Владимирская Богоматерь”. В каждой церкви есть изображение Богоматери. Но самой знаменитой из них является та икона, что мы сейчас видим. Автор, создавший эту красоту, неизвестен, т.к. иконы не подписываются мастерами в отличие от картин, ведь написаны они во славу Божию, а не во славу иконописца.

В час, когда беда стучится в двери,В час, когда в спасение не веришь,Испокон взывали на Руси:Пресвятая Богородице, спаси!

Скорби над растерзанной землеюСоберутся тучей грозовою.Крест свой со смирением неси.Пресвятая Богородице, спаси!

Тайны обнажатся сокровенные.Древнюю усталую вселеннуюПокаянным плачем сотряси.Пресвятая Богородице, спаси!

Если в душу прокрадется червь унынияЧадо Божие, поскорей отринь его,В сердце дерзкий ропот угаси.Пресвятая Богородице, спаси!

Пусть надеждою сменяется отчаяньеИ в молитве растворяется печаль моя.Веруй и без устали проси:Пресвятая Богородице, спаси!

2.Русские мастера иконописи.

- Иконописное искусство прославили и древнерусские мастера. (Список на доске: Феофан Грек, Даниил Чёрный, Прохор с Городца, Андрей Рублёв, Дионисий, Симеон Ушаков.)

а) Феофан Грек.

- Первым в списке мастеров-иконописцев стоит Феофан Грек. Сейчас мы посмотрим экскурсию по иконе “Богоматерь Донская”, созданной Феофаном Греком, посмотрим на его фрески.

б) Андрей Рублёв.

- С иконой, написанной А.Рублёвым, мы встречались в начале урока, - это “Звенигородский Спас”, а самая известная его икона – “Троица”, на развороте учебника вы можете её увидеть. А сейчас совершим экскурсию по этой иконе.

«Троица» (также «Гостеприимство Авраама») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое[1] из его произведений. Является одной из самых прославленных русских икон.

Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево и гора. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада. В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.

IV. Третьяковская галерея. Разгадывание кроссворда (закрепление).

- Многие иконы, которые вы сегодня видели, хранятся в музеях, в выставочных залах. Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем, как в народе называется самая известная галерея России, которая находится в Москве.<Рисунок 1>

Сияющий круг вокруг голов святых изображённых на иконах. (Нимб)

Разговор человека с Богом. (Молитва)

Важнейший символ христианства. (Крест)

Картина, написанная по сырой штукатурке. (Фреска)

Краска из природных красителей, смешанная с яичным желтком. (Темпера)

Главная часть храма, вход в неё разрешён только священникам. (Алтарь)

Титул Дмитрия Донского, Владимира Мономаха. (Князь)

Стена из икон, закрывающая алтарь. (Иконостас)

Самая знаменитая икона А.Рублёва. (Троица)

Холстина, которой покрывали доску для написания иконы. (Паволока)

Картина на сосновой или липовой доске, изображающая святых и эпизоды из Библии. (Икона)

Льняное масло, которым покрывали готовую икону. (Олифа)

- В выделенном столбике мы можем прочитать “Третьяковка”. Так называют Третьяковскую галерею, которая носит имя Павла Михайловича Третьякова. Он не был художником, он был предпринимателем, очень богатым человеком. И очень любил живопись. Он покупал картины у художников, иногда неизвестных, и часто эти деньги спасали их от голода, давали им возможность продолжать работу. Третьяков покупал картины по своему вкусу. И вкус у него оказался безупречным. Потому что неизвестных в его время художников, чьи картины покупал Третьяков, мы сегодня называем гениями, они признаны как великие художники. Третьяков собрал такую большую коллекцию картин, что потребовалось специальное здание- галерея. И по завещанию П.М.Третьякова после его смерти галерея перешла городу Москве. Это подарок всем русским людям. Так много можно сделать для сохранения искусства и не будучи ни художником, ни скульптором, ни артистом. В Третьяковской галерее целый зал отдан под иконы, перед многими из них каждый день стоят свежие живые цветы.

V. Итог

Иконы. В них вечность запечатлена. Сжимается сердце при виде. Вот Божия Матерь с младенцем Сама Как будто насквозь тебя видит. 

Спаситель десятого века письма. Сжимается сердце при виде. Ведь «заповедь новая» миру дана В разогнутой Господом книге: 

«Любите друг друга.»А мы как живём? Сжимается совестью сердце. Икона. Взирают Святые с неё- От глаз никуда нам не деться. 

Вы чуда хотите, но здесь чудеса, Смотрите, вам это не снится. Вот в огненном шаре Пророк к небесам Поднялся «Илья в колеснице». 

Фантастика? Космос освоен давно? А Спаса вы видели в Cилах? Средь умных Существ прославляется Он, В пространстве Престолы на крыльях. 

Все строго и вечно в иконах Святых, Таинственно и схематично. Для нас эталоны и цели на них, Божественный мир безграничный. 

На древних иконах гораздо сложней, Чем ныне мы техникой можем. Иконы, дошедшие чудом из дней Когда их могли уничтожить… 

- Сегодня мы заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства- в мир иконописи. Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, помолчать, почувствовать радость мира и согласия, вспомнить Бога. Понять, как важен, как бесценен каждый человек. Как надо каждого человека беречь и любить. Иконописцы своим искусством призывали и призывают к миру и согласию. И как приятно сознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в ранг одного из самого почитаемых и высокоценных жанров живописи. Мы можем гордиться тем, что тоже являемся русскими людьми, живём в великой России. Не оскудеет земля русская талантливыми людьми. На смену древним мастерам придут новые, молодые, так же любящие свою Родину, свой народ и мечтающие о славе её. Вот и вы, нынешние четвероклассники, вырастите достойной сменой своим предкам и будете своим мастерством на своих рабочих местах преумножать богатство и славу нашей великой России.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

С чего начинается Родина?С церквушки над тихой рекой,Со Спасова древнего образа,С горящей свечи восковой.

А, может, она начинаетсяС молитвы прабабки моей,С нательного детского крестика,С Причастья у Царских Дверей…

С чего начинается Родина?С часовни у Красных ворот,С Заступницы Матушки Иверской,К которой стремится народ.

С чего же она начинается?С признания в детских грехах;Отчизна моя отражаетсяВ священника добрых глазах.

С чего начинается Родина?С церквушки над тихой рекой,Со Спасова древнего образа,С горящей свечи восковой.

А где же она завершается?В бездонной небес синеве,Где время и вечность сливаютсяВ молитве о Русской Земле.

infourok.ru