1. Общая характеристика древнегреческой культуры. Древней греции общая характеристика
Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции
Общая характеристика культуры и искусства Древней ГрецииИскусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.Греческие племена, населявшие самую южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и узкую прибрежную кайму малоазийского побережья, перейдя от первобытно-общинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру.Греческие племена и племенные союзы населяли разделенные крутыми хребтами гор долины, рассыпанные по морю острова. При переходе к классовому обществу они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока, объединившими под своей властью много разных племен и народов и сконцентрировавшими огромные материальные ресурсы, греческие города-государства были очень малы. Полис, то есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей. Греческие племена ахейцев, ионийцев, эолийцев и дориицев в первые века существования античного общества не были объединены в единую державу. Несмотря на наличие многочисленных экономических, политических, культурных связей, полисы были независимыми государствами и воли каждый свою политику. Даже пришедшее со временем сознание общегреческого единства и возникновение ясных представлений об Элладе — Греции, как стране, имеющей общую историческую судьбу, — и о народе эллинов (как стали
148
звать себя греки) не привело к политическому единству Греции в годы расцвета ее культуры.И все же не могущественные державы Древнего Востока с их мощной тысячелетней культурой, с их чудовищными по размерам пирамидами, храмами, статуями, с фантастическими богатствами, накопленными правителями, и не менее фантастической нищетой закабаленной, рабски бесправной многоплеменной народной массы, а сравнительно бедные греческие полисы создали великий перелом в мировых судьбах искусства и культуры.В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.Не случайно Софокл, великий греческий трагический поэт, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».Философские взгляды, отчасти политические воззрения и прежде всего литература и искусство Древней Греции непосредственно или через эллинистическую и римскую культуру оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества. В особенности это относится к истории народов западной и восточной Европы, но также и западной, центральной и восточной Азии. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы»*, — писал Энгельс.Действительно, даже христианство, враждебное духу «языческой» древности, определившее в значительной мере формы развития культуры и искусства средневековой Европы, сложилось в рамках поздней античной культуры. Средневековье широко обращалось к наследию древнегреческой философии, архитектуры и искусства, хотя большей частью и искажало их. Замечательные достижения культуры ряда народов феодальной Азии, в частности Средней Азии, были тесно связаны с переработкой наследия собственно греческой и своей местной античной художественной традиции; это сказывалось в прогрессивных, материалистических по своей направленности философских учениях, в медицине, отчасти и в литературе и искусстве.Искусство и культура Возрождения в своей борьбе за идеалы гуманизма и реализма, как и в своей критике средневековья, особенно широко черпали из сокровищницы греческого наследия. Даже самое название эпохи Возрождения возникло как обозначение возрождения античной, то есть греческой и римской культуры.Передовые художники и мыслители 17—18 вв. в Западной Европе и в России в своей борьбе за утверждение идеалов гражданственного служения обществу, в своей критике феодальной системы также постоянно обращались к античным образам и преданиям. В них они находили примеры и образцы для возвеличения своей борьбы, своих общественных идеалов. Замечательный расцвет русской классицистической архитектуры и монументальной скульптуры в конце 18 и первой трети 19 в. также был связан с глубокой переработкой античного наследия.
__________
* Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, М., 1951, стр. 169.
149
150
151
Гёте и Шиллер, Байрон и Ките, Державин и Пушкин, Белинский и Горький глубоко ценили культуру Древней Греции.Высокую оценку древнегреческому искусству и эпосу дали классики марксизма. Маркс указывал, что они «в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца»*.* * *Исторические условия, сделавшие возможным необычайный по сравнению с культурами Древнего Востока прогресс философии, науки и искусства античной Греции, сложились в период классики, в 5 и 4 вв. до и. э.В основе расцвета искусства Древней Греции лежит прежде всего развитие в греческих рабовладельческих городах-государствах свободной гражданской жизни.Греческая демократия была демократией ограниченной, рабовладельческой, обеспечивавшей интересы только свободных, и в первую очередь рабовладельцев. Выключение рабов из жизни общества, лишение их человеческих прав было уродливой чертой рабовладельческого общества.Но по сравнению с общественным укладом восточных деспотий она вмела огромное прогрессивное значение. Свободные члены общины были гражданами, а не бесправными подданными владыки, как на Востоке. Они активно участвовали в управлении государством. Более того, свободный отличался от раба именно в той мере, в какой был полноправным членом своей общины, своего города-государства. Искусство Древней Греции было проникнуто духом служения идеалам коллектива политически активных свободных граждан.Прогрессивные стороны греческой культуры во всей их полноте сложились не сразу.История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.1. Так называемая гомеровская Греция (12—8 вв. до н. э.) — время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7—6 вв. до н. э.). Это — время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии.3. Классика, пли период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н. э.). Это — период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы сво-
__________
* К. Маркс. К критике политической экономии, 1953, стр. 225.
152
бедного населения. Классика — это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н. э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.4. Эллинистический период (конец 4—1 в. до н. э.) — период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту. высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.Наиболее своеобразным и характерным периодом в развитии древнегреческого искусства является период классики, период наивысшего расцвета античного искусства и культуры, когда раскрылись во всей полноте наиболее прогрессивные черты рабовладельческой демократии. Не случайно Маркс, сравнивая эпоху Перикла, вождя афинской демократии 5 в., и эпоху Александра Македонского, говорил о первой, как об эпохе наибольшего внутреннего расцвета, а о второй, как об эпохе наибольшего внешнего расцвета.В цветущую пору развития греческого общества сознание свободных граждан было проникнуто чувством гражданской ответственности, характеризовалось непосредственным переплетением личных и общественных интересов. Право гражданства было великой честью, непременным условием для существования действительно достойного человека.Так, свободнорожденный афинянин в день своего восемнадцатилетия торжественно включался в списки граждан; при этом он произносил клятву: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве, буду защищать и один и со многими все священное и заветное, не уменьшу силы и славы отечества, но увеличу их; буду разумно повиноваться существующему правительству и законам, установленным и имеющим быть принятыми; а если кто будет стараться уничтожить законы или не повиноваться им, я не допущу этого и буду бороться с этим против него и один и со всеми; буду также чтить отечественные святыни. В, этом да будут мне свидетели боги».Одной из важнейших привилегий и обязанностей гражданина была защита отечества с оружием в руках: полисы постоянно враждовали друг с другом, правда, объединяясь в случае нападения на Грецию общего врага (так, например, было при войнах с Персией и Македонией). Еще большее значение имело право каждого гражданина участвовать в управлении государством. В ряде наиболее демократически организованных полисов, например в Афинах, некоторые общественные должности замещались ежегодно в порядке жеребьевки. В пору своего расцвета
153
греческий город-государство почти не знал особого сословия чиновников. Высшим законодательным органом было собрание всех граждан полиса.Конечно, не во всех общинах господствовали демократические порядки. Но даже там, где господствовала аристократия, члены общины были лично свободными и в той или иной мере участвовали в общественной и политической жизни государства. Естественно и то, что среди свободных граждан не было внутреннего единства. В каждом полисе шла ожесточенная борьба, полная драматических перипетий, между массой трудящегося демоса (то есть народа) и представителями старой родовой аристократии и нарождающейся новой богатой верхушки. И все же во время самой ожесточенной классовой борьбы граждане полиса в период его восходящего развития ощущали свою кровную связь с народной общиной, с государством, на непосредственном опыте убеждались в прямой связи своего личного благополучия с благоденствием и силой своего родного полиса в целом.Так, Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны» вкладывает в уста Перикла — вождя Афинской демократии — следующие слова: «Я держусь того мнения, что благополучие государства, если оно идет по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели благополучие отдельных граждан при упадке всего государства в его совокупности. Ведь если гражданин сам но себе благоденствует, между тем как отечество разрушается, он все равно гибнет вместе с государством...». Для грека идеал гармонически развитого совершенного человека, так же как и свойственный архитектуре или театру широкий общественный характер, был естественным следствием всего строя его общественной жизни.Следует подчеркнуть, что подлинный расцвет города-государства и в особенности его культуры был связан с тем начальным периодом развития рабовладельческих отношений, когда не выявилась полностью их враждебность труду свободного производителя (крестьянина и особенно ремесленника), разоряемого и унижаемого конкуренцией дешевого рабского труда. Наоборот, на первых порах рост обмена и торговли, накопление материальных богатств в связи с эксплуатацией рабов способствовали развитию земледелия и ремесел. Крестьяне и ремесленники, иногда использующие труд одного или нескольких рабов, но всегда лично занятые производительным трудом, составляли военную и политическую основу могущества полиса в цветущую пору его развития.Именно благодаря активной роли демоса греческое искусство, особенно в 5 в. до н. э., носило общественно-гражданский характер, было проникнуто духом народности.На развитие труда свободных граждан в античном обществе в классическую пору его существования обращает внимание Маркс, отмечая, что «как мелкое крестьянское хозяйство, так и независимое ремесленное производство... представляют экономическую основу классического общества в наиболее цветущую пору его существования, после того как первоначальная восточная общинная собственность уже разложилась, а рабство еще не успело овладеть производством в сколько-нибудь значительной степени»*.
__________
* К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVII, стр. 368, прим. 24.
154
Собственно говоря, первые признаки кризиса античного города-государства и всего рабовладельческого общества, возвестившие конец наиболее цветущей поры античной культуры, были связаны в значительной степени именно с наметившимся уже в самом конце 5 в. до н. э. упадком труда свободных. «Не демократия привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьные педанты, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным»*.Весь уклад жизни и в период архаики и особенно в годы расцвета города-государства носил по преимуществу общественный характер; большую часть своего досуга свободнорожденный проводил не в своем узком семейном кругу, а на площади народных собраний, в храме, в палестрах, в театре. На людях, в коллективе проходила самая интересная и содержательная часть личной деятельности и личного досуга свободного гражданина. В этих условиях искусство не могло не иметь общественно-воспитательного характера.Вся скульптура и живопись, не говоря уже об архитектуре, принадлежала непосредственно общине. Вплоть до 4 в. до н. э. в частном пользовании отдельного гражданина находились лишь художественно исполненные вазы, небольшие статуэтки и другие произведения, главным образом прикладного искусства.Физическую силу и красоту высоко ценили в Греции повсеместно. Физическая и волевая закалка имела огромное значение в подготовке полноценного участника народного ополчения — защитника отечества. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове) приобрели огромное значение: это был смотр физической и духовной доблести; на состязания не допускались люди, запятнавшие себя неблаговидными, противообщественными поступками. По олимпиадам велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи. Созерцание на состязаниях прекрасных обнаженных тел и вместе с тем представление о неразрывной связи физической силы и красоты с душевной значительностью безусловно способствовали расцвету искусства, в частности скульптуры. Большое значение в развитии эстетического чувства имели театральные представления, первоначально связанные с общенародными культовыми празднествами, так же как и состязания певцов на празднествах в честь богов. Способствовали развитию художественного вкуса и торжественные процессии в честь бога — покровителя полиса; так, например, традиционное шествие афинян в праздник Больших Панафиней, посвященное богине Афине, являлось по существу демонстрацией могущества и красоты афинского народа.Искусство Древней Греции во многом было связано с религиозным культом. Не следует, однако, забывать, что и сама греческая религия при этом являлась одной из форм общественной государственной деятельности. Каждая община имела своего бога-покровителя, олицетворявшего единство общины. Боги эти (как, например, Афина Паллада, покровительница Афин) занимали вместе с тем свое особое
__________
* Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства 1952, стр. 123.
155
место в общегреческом сонме богов, обитавших на Олимпе. В Греции отсутствовала специальная каста жрецов, подобная той, которая существовала в Египте или государствах Двуречья. Лишь при некоторых общегреческих святилищах существовали немногочисленные жреческие организации. Так, большое значение имел Дельфийский оракул, как своего рода олицетворение идеи культурного и народного единства политически разрозненной Греции (но еще большее значение в этом отношении имели олимпийские игры).Религиозные воззрения греков в значительной мере сохранили свою связь с народной мифологией и не превратились в систему строго установленных догм, сковывающих всякое самостоятельное проявление мысли и творчества, как это было, например, в средневековом христианстве. Античная мифология, особенно в пору своего сложения и развития, не сводилась к системе религиозных представлений. В античных мифах-сказаниях, сложившихся еще в конце доклассового общества, была воплощена в наивно-фантастических и художественно наглядных образах вся совокупность представлений греков о действительности.Гениальная догадка и наивное заблуждение, правда и вымысел здесь тесно переплетались. В мифологических воззрениях древних греков содержались зачатки истории и философии, а не только религии. Мифологический характер мышления во времена перехода от первобытной общины к классовому обществу определялся тем, что человек далеко еще не подчинил себе силы природы; законы развития общества тем более не могли быть им научно поняты, поэтому его представления носили подчас фантастический характер. Но вместе с тем развитие художественной фантазии, воплощение самых общих представлений о природных и общественных силах в наглядных конкретных образах-олицетворениях способствовали расцвету искусства. Само сознание имело поэтически-образный характер.Маркс подчеркивает, что «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву»*.Если эпос, возникший на заре истории греческого общества, в образах богов и народных героев-богатырей давал в непосредственно-наивной мифологической форме широкую картину жизни греческого народа и воплощение его идеалов, то в эпоху расцвета города-государства дело обстояло уже иначе.Греки в эту пору уже заложили основу философско-материалистического объяснения мира. Зарождались точные науки, делались первые шаги по созданию науки исторической. Вера в силу и величие ума и воли человека получала все большее распространение. Но, все изучая и все испытуя согласно законам разума, философ-мудрец мыслил не только в формах- логических категорий, но очень часто в форме живых образов, наглядных олицетворении. Так, представление о законе необходимости, господствующем в жизни, формулировалось не в форме точных логических положений, а в образе «все живое бичом голода и любви гонится к корму». Диалектическая идея вечного движения и развития воплощается в образном сравнении «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит Эфеский, фрагмент 91).
__________
* К. Маркс, К критике политической экономии, 1953, стр. 225.
156
Искусство гораздо более непосредственно, чем наука, было связано с мифологией. Во-первых, искусство того времени было связано с миром народных этических и эстетических представлений. Система же этических и эстетических взглядов древних греков воплощалась в значительной мере в известных каждому греку образах, олицетворениях и сюжетных ситуациях древних мифов. К мифам и мифологическим образам, которые были насыщены большим общественным и этическим содержанием, и обращается в первую очередь греческое искусство. Греческие мастера развивали или перерабатывали их в связи с изменением общественных и этических взглядов общества. Близкие и знакомые с детства каждому греку образы богов и героев, как и события их воображаемой жизни, получали соответственную духу времени трактовку.Но мифология не только была арсеналом греческого искусства, не только вооружала его рядом знакомых народу образов и тем, но и являлась его почвой, его образно-поэтической основой. Поэтически художественный склад сознания древнего греческого общества развился первоначально в мифах и в них выразился.Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства — это ее антропоморфизм, то есть глубокое очеловечение мифологических образов. Именно интерес к человеку, утверждение величия и красоты мира его чувств, мыслей в поступков получили наибольшее развитие в Древней Греции, что и выделило ее мифологию среди мифологий других народов древности и сделало ее особенно благоприятствующей расцвету искусства.По мере сложения античного общества космогонические представления отходили в мифологии на второй план. Антропоморфные же олицетворения сил природы и общества приобретали все более конкретно-реальные и пластически законченные очертания. В образах Аполлона, Афины, Геракла, Тезея находили свое воплощение представления древних греков о наиболее типических и совершенных качествах общественного человека, о господстве разума, закона, гармонии, порядка как качеств общественных, побеждающих в героической борьбе неразумное, звериное, стихийное. Так, миф о Касторе и Полидевке утверждает идею нерушимой силы дружбы-товарищества; мифы о Геракле и Теэее воспевают величие подвигов, совершаемых на благо человечества; миф об Оресте говорит о святости возмездия за совершенное преступление.Мифологические воззрения древних греков в своем дальнейшем развитии утверждали в качестве меры высшего совершенства красоту человека. Образам полулюдей-полузверей (кентаврам, сатирам) была отведена подчиненная роль олицетворении низших стихийных сил природы.В отличие от греческой мифологии мифология древневосточных деспотий так и не освободилась от тех причудливо-фантастических форм, которые были связаны с древнейшими тотемическими представлениями и воплощали силы рода и племени в образах священных животных. Древневосточное общество, в целом враждебное достоинству человека, за редкими исключениями не ушло в своих мифологических и поэтических представлениях дальше образов, «божественность» которых была неотделима от их полузвериной, чудовищно фантастической, а не светлой человеческой природы.
www.coolreferat.com
Философия Древней Греции (общая характеристика).
Поиск Лекций
Греческая фил-я в 7-6 в до н.э. и явилась по сути своей 1 попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии фил-и древней Греции выделяют 4 основных этапа: 2I 0 7-5 в до н.э. - досократовская фил-я 2II 0 V-IV века до н.э. - классический этап Выдающиеся фил-фы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап хар-ется как высший подъем афинской демократии 2III 0 IV-II века до н.э.- эллинистический этап. (Упадок Греческих городов и установление господства Македонии) 2IV 0 I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская фил-я. Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общ-ва, в кот. ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как, например, худ-ное ремесло, широко применялся свободный труд. МИРОВОЗЗРЕНИЕ Мировоз-е широких масс греч-го общ-ва рассматриваемого п-да в основном сохранило те представления, кот. имели место еще во 2м тысячелетии до н.э.Природа по-прежнему представлялась греку населенной и управляемой различными сущ-вами, о кот. народная фантазия слагала красочные поэтические мифы. Эти сущ-ва в основном м/объединить в 3цикла: верховные олимп-кие боги-небожители с Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов, ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины. Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни изначальной, ни беспредельной. Предшественникам олимпийцев считались старшие поколения богов, свергнутые их потомками. Греки думали, что первоначально сущ-вовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос- жизненное начало,любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран, кот. стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли Геи.Уран и Гея родили 2 поколение богов- Титанов. Захватившие власть над миром олимпийские боги разделили вселенную м/д собой след-щим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель неба, грома и молнии. Посейдон - властителем влаги, орошающей землю, моря, ветров.Аид, был владыкой преисподней- подземного мира, где влачили жалкое сущ-ние тени умерших. Супруга Зевса - Гера – покровит-ницей брака. Гестия - богиней домашнего очага. С возникновением нового классового общ-ва и установлением полисов ряд богов, особенно Аполлон, становятся покровителями гос-в. Прометей слепил из глины первого чел-ка, а Афина наделила его жизнью. Прометей был покровителем чел-го рода в первые времена его сущ-вования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом, Местом почитания эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки. Культовые обряды у греков были связаны с общ-ной и частной жизнью. Почитание богов сопровождалось принесением в жертву жив-х. НАЧАЛО ФИЛ-И Религиозно- мифологич-е объяснение происхождения и развития мира и окружающей др.греков действ-ности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Во 2ой половине 7 в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская фил-я. Основоположником древнегреч-й фил-и считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)Милетские фил-фы были стихийными материалистами. Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движ-и, превращения кот. создают все вещи, в конечном счете снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде.Фалеса также считали основоположником древнегреческой мат-ки, астрономии и ряда других наук о природе.Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений.Он умел предсказывать солнечные затмения и мог дать физич-ое объяснение этого процесса. Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив их тень в то время дня, когда длинна тени = высоте отбрасывающих ее предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей явл-ся апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движ-я выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явл-й, кот. по необх-ти возникают из апейрона и в него возвращаются.Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, кот. разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей.
Материалистическая фил-я возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей фил-фский идеализм. Его первым проповедником в Др. Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса. В конце VI-начале V в. до н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший фил-ф этого п-да Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его трудах нашли завершения искания Фалеса,Анаксимандра и Анаксимена. По своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником аристократии. Он резко обрушивался на "чернь". Все в природе состоит из противоположностей в борьбе рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в огонь. Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим словом " логос ", в фил-фском смысле обозначающем "з-н". Гераклит высмеивал религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников. Против материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ Ксенофан (ок.580-490 гг. до н.э.) и его ученики. В своих песнях он выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии. Ксенофан утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили их по своему подобию. Таковы были первые шаги древнегреч-й фил-и, возникшей и развивающейся в борьбе со старым религиозно-фил-фским мировоззрением. В V в. до н.э. материалистическая фил-я в Др.Греции развивалась исключительно плодотворно. Наиболее выдающийся фил-ф классического этапа фил-и Др.Греции был Платон (427-347 гг. до н.э. ) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. Чувственное познание, предметом кот. явл-ся материальный мир, выступает у Платона как вторичное, несущественное.Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное. Душа вспоминает идеи, с кот. она встречалась и кот. она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна. Другой выдающийся ученый этого п-да- Аристотель (384-322 гг. до н.э.). кот. позже были систематизированы и разделены на 4 основные группы: 1) Онтология (наука о сущем) " Метафизика " 2)Труды по общей фил-и, проблемах природы и естеств-ия. " Физика ", 3)Политические, эстетические трактаты. "Политика", "Риторика","Поэтика" 4)Работы по логике и методологии. Органон " Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Она образует потенциальную предпосылку сущ-вания. И хотя она основа бытия, ее нельзя отождествлять с бытием или считать его основной частью.Далее следуют земля, воздух и огонь, кот. представляют собой промежуточную ступень м/д первой материей и миром, кот. мы чувственно воспринимаем.Все реальные вещи явл-тся соединением материи и образов или форм, след-но: действит-ное бытие есть единство материи и формы. По Аристотелю – движ-е- это переход от возможного к действительности т.е. движ-е универсально. Основа всякого явл-я- некая причина. Аристотель так-же затрагивал темы логики, противоречия, космологии, вопросы общ-ва и гос-ва, мораль и др. а также очень высоко ценил искусство. Усложнение общественных отношений в связи с быстрым развитием рабовладения и соц-ным расслоением свободных заставило значительную часть фил-фов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание на изучение деятельности чел-ка. Накопление разнообразных знаний, с др. стороны, требовало их систематизации. Вплотную этими вопросами занялись фил-фы-софисты ( так назывались странствующие учителя, обучавшие за плату красноречию и др. наукам).Появление их в значительной мере было связано с политич-им развитием демократических полисов, с тем, чтобы граждане д/б владеть ораторским искусством.Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 480-411 гг. до н.э.) из Абдеры.Он выдвинул положение об относительности всех явл-й и восприятий и их неизбежной субъективности.Высказанное им сомнение в сущ-вании богов было причиной осуждения Протагора в Афинах за безбожие и привело софиста к гибели.Спасаясь бегством из Афин, он утонул во время кораблекрушения. Софисты не представляли собой к-л единого направления в греческой фил-фской мысли.Для их фил-фских построений было характерно отрицание общеобязательного в познании.
poisk-ru.ru
1. Общая характеристика древнегреческой культуры. Влияние мифологии на скульптуру Древней Греции
Похожие главы из других работ:
Духовная и культурная жизнь СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
2. Общая характеристика советской культуры периода "застоя"
Более 20 лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности...
Европейская культура XIX в.
1.1 Общая характеристика трансформации западной культуры и цивилизации в XIX в.
XIX в. знаменует новый этап культурного развития Западной Европы, связанный с полной победой капиталистического строя и утверждением системы ценностей буржуазной цивилизации в наиболее развитых странах...
Искусство и культура в конце XIX и начале XX веков: футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство и другие
Глава 1. Общая характеристика искусства и культуры в конце XIX ? начале ХХ веков
Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX--XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной...
История художественной культуры и образования Древнего Китая
2.1 Общая характеристика художественной культуры Древнего Китая
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок...
Культура Древней Греции
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации
Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности...
Культура Древней Греции
1.1 Периодизация и краткая характеристика этапов древнегреческой культуры
Античное искусство - искусство античной эпохи. Под ним подразумевают искусство Древней Греции и стран (народов) древнего мира, культура которых развивалась под влиянием древнегреческой культурной традиции...
Культура исламского мира
1. Общая характеристика культуры исламского мира
Исламская культура -- многогранный термин, который в узком смысле обозначает средневековую культуру и традиции подвергнутых исламизации стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Северо-Западной Индии...
Нравственные ценности античной культуры
1. Общая характеристика античной культуры
Античная культура это весьма значительное и многоплановое явление всемирной истории. Термин «античность» возник в эпоху Возрождения после открытия учеными-гуманистами великолепных памятников древнегреческой и римской культур...
Общая характеристика античной культуры. Убеждения Ф. Ницще
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
Античная цивилизация (если исчислять ее от архаической Эллады, IX-VIII вв. до н.э., до позднего Рима, IV-V вв. н.э.), многим обязанная еще более древним крито-микенской и ближневосточным культурам...
Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа
1.1 Общая характеристика культуры Древнего Рима
Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии...
Ранний Ренессанс
1. Общая характеристика культуры Ренессанс
Ключевая особенность эпохи Возрождения - её переходный характер. Ренессансные мыслители и художники жили и творили в христианской средневековой культуре, но были устремлены в будущее, которое представлялось им принципиально иным, чем прошлое...
Религиозно-философские традиции и памятники культуры Древней Индии
2.1 Общая характеристика культуры Древней Индии
Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, которые сами создавались и передавались в устной традиции и были письменно зафиксированы лишь в первые века до нашей эры...
Собор в западноевропейской средневековой культуре
1.1 Общая характеристика западноевропейской средневековой культуры
Средние века (средневековье) - общепринятое обозначение периода всемирной истории, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. Понятие средних веков (лат. medium aevum, букв. - «средний век») появилось в XV - XVI вв...
Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм
1. Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения
Нельзя сказать, что культура Нового времени по-одинаковому проявлялась в западных странах - есть определенные отличия в культурных изменениях в Европе, России и т.д. Тем не менее...
Характерные черты японского традиционного костюма
1. Общая характеристика культуры и искусства Японии
Культура - многогранное понятие, включающее все материальные и духовные достижения человечества. В западной и восточной цивилизациях различные аспекты духовной культуры народов - религия и обычаи, литература и искусство...