Хронологические рамки древнего востока. История Древнего Востока История Древнего Мира: хронологические рамки и география. Природные условия цивилизаций Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Территориальные и хронологические рамки понятия «древний Восток». Хронологические рамки древнего востока


Территориальные и хронологические рамки понятия «древний Восток». — МегаЛекции

История Древнего Востока.

История цивилизаций Древнего Востока начинается с 4 тыс. до н.э., когда развитие и усложнение общества и закономерная инерция однажды начавшихся в нем процессов приводит к превращению властной верхушки в господствующий класс, живущий за счет эксплуатации, и одновременно к небывалому сосредоточению власти в его руках. Завершается история древности для Ближнего Востока условно – походами Александра Македонского (4 в. до н.э.), в то время как для Южной и Восточной Азии она доводится обычно до второй четверти – середины 1 тыс. н.э.

Географическое понятие «Древний Восток» охватывает огромные территории, протянувшиеся от Северо-Западной Африки до Тихого океана и от Великой степи до Индийского океана и Сахары. В основном это зона субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой. Особую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ и Янцзы., поэтому их часто называют «цивилизациями великих рек» В бассейнах этих рек благодаря плодородию почв можно было эффективно развивать хозяйство при налаживании системы искусственного орошения и отвода воды (ирригации и мелиорации). Экономическое развитие, создавая возможности накапливать и изымать продукты потребления, поощряло социальную дифференциацию, а необходимость централизованного коллективного труда для проведения ирригационных работ стимулировала сосредоточение власти на верхах общества.

Необходимость централизованной ирригации, так как без нее посевы либо будут затоплены, либо сгорят. Ирригация это осушение, орошение и мелиорация.

Там, где реки магистральные (Египет) – больше предпосылок к образованию единого государства (в противном случае неизбежны постоянные войны). Там, где у реки много рукавов (Шумер) – больше предпосылок к сепаратизму отдельных номов.

2.Периодизация истории древнего Востока. Пути развития обществ Ближнего и Среднего Востока в период ранней древности (до рубежа II-I тыс. до н.э.).

Развитие стран Древнего Востока шло неравномерно. Вершин развития достигли Египет, Месопотамия, Индия и Китай, остальные развивались в тени этих царств. Они долгое время существовали изолировано друг от друга, но к середине 2 тыс. начали развиваться активные международные контакты и постепенно начало складываться единое пространство.

История цивилизаций Древнего Востока начинается с 4 тыс. до н.э., когда развитие и усложнение общества и закономерная инерция однажды начавшихся в нем процессов приводит к превращению властной верхушки в господствующий класс, живущий за счет эксплуатации, и одновременно к небывалому сосредоточению власти в его руках. Завершается история древности для Ближнего Востока условно – походами Александра Македонского (4 в. до н.э.), в то время как для Южной и Восточной Азии она доводится обычно до второй четверти – середины 1 тыс. н.э.

В истории Древнего Востока могут быть выделены 3 большие эпохи, различающиеся по их социальному и экономическому облику (периодизация Георгия Александровича Меликишвили):

1. эпоха формирование и доминирования крупных централизованных хозяйств – конец 4-3 тыс. до н.э.

2. эпоха доминирования мелких хозяйств, охваченных государственной эксплуатацией – 2-1 тыс. до н.э.

3. эпоха подъема товарно-денежных отношений и крупной частной собственности – 1 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.

В первую эпоху существуют три цивилизационных центра, сложившихся в долинах великих рек,- египетский, шумеро-аккадский, древнеиндийский. В результате процессов политогенеза во всех трех регионах складываются ранние номовые государства, а в Месопотамии и Египте за счет объединения номов формируются обширные деспотические монархии с неограниченной властью царя, занимающего ключевое положение в культе, и сложным управленческим аппаратом. Основой экономики здесь становятся крупные хозяйства государственного сектора. Одновременно в течение 3 тыс. до н.э. происходит формирование классовых обществ на периферии первых цивилизаций, от Анатолии до Средней Азии. Здесь формируются протогородские центры и номовые государства. В конце 3 тыс. до н.э. складывается единая система экономических и политических взаимоотношений от долины Инда до Месопотамии и Средиземного моря.

В конце 3 – начале 2 тыс. переселения полукочевых народов, ухудшение климата и внутренний кризис слишком сложных в управлении крупных централизованных хозяйств положили начало новому этапу истории Древнего Востока. Громоздкая система контроля и надзора в хозяйствах, использующих труд подневольных работников, уступает место более гибким и менее обременительным формам эксплуатации. Древневосточные общества достигают нового расцвета.

В эту эпоху (2 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.) образуются новые и гибнут старые государства: на севере Передней Азии образуются крупные державы, в долине реки Хуанхэ формируется раннеклассовое общество, создается первичный очаг древнекитайской цивилизации; в Иране и Индостане экологические изменения и перемещения племен привели к гибели древнейшей цивилизованной ойкумены, и классовое общество в начале 1 тыс. до н.э. складывается заново.

Важной внутренней гранью этого этапа был конец 2 – начало 1 тыс. до н.э., когда новые переселения народов (эгейцев, фрако-фригийцев, ирнанцев, арамеев) потрясли Древний Восток и изменили его этнополитическую карту. Существенные перемены произошли и в социально-экономической области. Подлинный технологический переворот переживают древние общества с освоением железа в конце 2 тыс. до н.э., и начало 1 тыс. до н.э. почти во всех регионах Древнего Востока характеризуется резким ростом частной эксплуатации, разложением общинной, а частично и государственной собственности. Заново складываются международные торговые пути, увеличивается количество международных факторий. Все это отразилось и на международных отношениях – начинается борьба за преобладание на торговых путях.

Третья эпоха существования древневосточных обществ (середина 1 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.) образует уже заключительный этап их истории. В Передней Азии Ассирийская держава гибнет, ввергая обширные пространства Ближнего и Среднего Востока в новый передел мира, завершившийся к рубежу 4-5 вв. созданием «царства стран» - мировой по тому времени державы Ахеменидов, простершейся от Инда до Балкан. Войны Ахеменидов, а затем завоевания Александра Македонского привели к интенсивному взаимодействию ближневосточной, средневосточной, индийской и эллинской цивилизаций.

Сущность развития стран ДВ:

- Общины служат важным фактором общественного развития. Связь земледельцев с землей очень прочная, высокий уровень коллективности.

- Сильная царская власть, существование сильных монархических институтов.

- Древневосточные цивилизации вырастают из древности, поэтому свое отношение к миру заимствуют из этой эпохи.

- Отсутствует дифференциация между религиозной сферой и позитивным научным знанием.

- Взаимодействие с богами, уверенность в существовании инобытия.

- Терпимое отношение к другим религиям.

- Создание управляющего коллектива людей.

 

 

megalektsii.ru

Введение в историю Древнего Востока

ч. 1 ч. 2 ... ч. 7 ч. 8

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

Н.И. Майоров

Введение в историю Древнего Востока

Учебное пособие

Томск – 2003

Работа выполнена, прошла обсуждение и утверждение на кафедре истории древнего мира, средних веков и методологии истории исторического факультета Томского государственного университета.

УДК 932.04

ББК 63.3(0)3

Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003. с. Учебное пособие посвящено важнейшим теоретическим проблемам современного востоковедения, сложность понимания которых для студентов и обусловила необходимость его создания. Структура пособия отражает наиболее значимые для древневосточной истории темы: понятие «Древний Восток», его географические и хронологические рамки; проблемы цивилизационно-формационной принадлежности стран Древнего Востока; краткий очерк источниковедения и историографии; особенности социальной организации и государственно-политического устройства первых на земле цивилизаций.

Пособие предназначено для студентов исторического факультета дневной и заочной форм обучения.

Составитель: Майоров Н.И., старший преподаватель кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории ИФ ТГУ. Рецензент: При поддержке Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса). Ó Майоров Н.И., 2003.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В традициях Томского государственного университета, исторического факультета и кафедры истории древнего мира и средних веков, всегда быть на уровне достижений современной науки, высоко держать планку требований, предъявляемых к студентам, добиваться глубокого понимания актуальных и дискуссионных теоретико-методологических проблем и свободного владения фактическим материалом. Поэтому настало время попытаться исправить один из недостатков наших отечественных учебников по истории Древнего Востока, а именно – отсутствие основательного введения в историю первых на Земле цивилизаций.

В последний раз такая попытка предпринималась в 1973 году1. Но вышедшее тогда в Перми учебное пособие на сегодняшний день является практически недоступным для большинства студентов. Кроме того, оно написано в духе марксистского формационного подхода, который предполагает, прежде всего, изучение существовавших в прошлом форм собственности, методов эксплуатации, классовой структуры и классовой борьбы и т.д. Не может нас в полной мере удовлетворить и вводная часть учебника Л.С. Васильева2, где на основе использования теорий западной социологии и этнологии, автор пытается создать новую универсальную парадигму рассмотрения дихотомии «Восток–Запад».

Даже 3-е издание учебника «История Древнего Востока» под редакцией В.И. Кузищина 1999 г., «переработанное и дополненное», ограничилось созданием десятистраничного введения, которое должно было учесть сдвиги, произошедшие в востоковедческой науке. Сам же текст учебника претерпел очень небольшие изменения, в частности пересмотрена лишь хронология истории Древнего Египта, правда, без объяснения причины такого пересмотра.

В определенной степени неполным, не затрагивающим некоторых важных дискуссионных проблем истории Древнего Востока, в частности проблемы источниковой базы и историографии, представляется написанное профессором Петербургского Института Востоковедения В.А. Якобсоном введение к учебнику «История Древнего Востока» для педагогических институтов3.

В настоящем пособии рассматривается основополагающий для курса «История Древнего Востока» вопрос о происхождении и эволюции самого термина «Восток», проясняется содержание используемых в обществоведении краеугольных категорий, таких как «формация», «цивилизация», «культура» и их соотношение. Особое внимание уделяется проблемам источниковой базы истории Древнего Востока, ее периодизации и абсолютной хронологии. Рассмотрен процесс развития историографии Древнего Востока в плане взаимодействия формационного и цивилизационного подходов. Последняя глава посвящена двум важнейшим теоретическим проблемам востоковедения – современному пониманию роли общины и государства на Востоке.

Будем надеяться, что данное пособие, основанное на цикле вводных лекций, читаемых автором в рамках общего курса «История Древнего Востока» для студентов исторического факультета Томского государственного университета, поможет составить более ясное представление о сложнейших проблемах востоковедения.

ГЛАВА 1

Понятие «Древний Восток»: географические и

хронологические рамки

Возникновение понятий «Восток» и «Запад» связано с расширением географического кругозора первобытных и древних людей. Расселение Homo sapiens, происходившее в течение многих тысячелетий, приводило к освоению все новых и новых территорий. Во времена «неолитической революции», начавшейся примерно 12–10 тысяч лет назад, усиливается обмен продуктами между земледельцами и скотоводами, что вынуждает наших предков выходить за рамки племенной территории. Накопленные новые географические знания, которые добывались в ходе военных походов и торговых экспедиций, непосредственного освоения Ойкумены в результате миграций, в бесписьменные времена сохранялись, приумножались и передавались в виде легенд и рассказов. С возникновением письменности появилась возможность сделать эти знания общим достоянием. Благодаря сохранившимся письменным памятникам мы можем представить географический кругозор создателей древнейших на земле цивилизаций: Месопотамии, Египта, Индии, Ирана, Китая и, что для нас особенно важно, Финикии и Греции.

Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Эта зыбкая грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия – Греция, захваченная турками-османами. Характерной чертой взаимодействия двух регионов является взаимопроникновение. Достаточно вспомнить великие финикийскую и греческую колонизации, времена эллинизма, огромные масштабы Римской державы. В новое время, когда идет процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий. Это еще больше усиливает противопоставление "передового" капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока. Представление об их коренном различии образно выразил Р. Киплинг, не совсем справедливо называемый иногда "бардом английского колониализма":

Запад есть Запад,

Восток есть Восток,

Не встретиться им никогда,

Лишь у подножья Престола Божьего

В день страшного суда.

Итак, мы наглядно видим, что сам термин «Восток» есть понятие условное, исторически изменчивое.

Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству»4. В настоящее время этим условным термином принято обозначать совокупность очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов. Обществ, только выходящих из состояния первобытности и более продвинутых народов, уже переступивших порог цивилизации. Они говорили на сотнях языков и верили в бесчисленное множество богов. Что же позволяет усматривать в этом многообразии определенное единство и объединять в курсе истории Древнего Востока, составляющей первую часть истории древнего мира?

Вторую часть истории древности традиционно составляет история Древней Греции и Древнего Рима или времена античности и «классической древности». Такое разделение истории древнего мира на две части, с одной стороны, отражает специфику развития Древнего Востока и античных стран, а, с другой стороны, выражает общие черты древних сословно-классовых обществ. Если раньше, в советское время, считалось бесспорным, что объединяет эти два этапа черты общечеловеческих закономерностей исторического развития и их принадлежность к единой рабовладельческой фармации, то в наши дни этот взгляд подвергается массированной критике и отвергается большинством исследователей. Но при этом есть согласие подавляющей части исследователей древности в том, что существует некоторая общая основа всех древних цивилизаций. Это проявляется в наличии некоторых общих черт социально-экономического строя, политических институтов, религиозно-культурной жизни всех древних обществ. Объединяет их, прежде всего, тот важнейших факт, что все они вышли из первобытности и вступили в стадию цивилизации, причем первыми проделали этот путь древневосточные общества.

Пространственные рамки истории Древнего Востока в востоковедении, складывающемся фактически в XIX веке, непрерывно менялись. Первоначально интерес ученых был прикован к странам Ближнего Востока, что связано, в первую очередь, с авторитетом Библии, из которой черпали первые сведения об истории древних государств и народов. В науке даже сложилось такое понятие, как «классический Восток», рамки которого ограничивались ареалом Средиземного моря (Масперо, Тураев и др.). Именно Ближний Восток являлся родиной древних цивилизаций. Сюда входили территории Северо-Восточной Африки (Древний Египет) и значительная часть Передней Азии, охватывающая Малую Азию, Месопотамию, области Восточного Средиземноморья, Армянское нагорье, Аравийский полуостров. В 20-е годы ХХ века с интенсификацией исследований по древней истории Индии и Китая, стала очевидной близость социально-экономического и культурного развития на огромных пространствах Азии и Африки. Это привело к расширению географических рамок Древнего Востока. Так, например, в советской науке В.В. Струве в 30-е годы включил сюда Индию и Китай. Еще позднее в историю Древнего Востока были включены Средняя Азия, Закавказье, страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока (Япония, Корея). Сейчас уже нельзя отрицать близость крито-микенского общества и доколумбовых цивилизаций Америки к странам «классического Востока». Возможно, что в ближайшем будущем студенты исторического факультета тоже будут изучать их в курсе истории Древнего Востока. Такое расширение границ Древнего Востока имеет теоретическое и фактическое обоснование. Названные регионы непосредственно входят в мир древних цивилизаций. И по характеру социально-экономического строя, политической организации и уровню культуры они относятся в целом к тому же типу общества, что и «классические» страны и государства.

Итак, мы видим, что географические, пространственные рамки нашего курса непрерывно расширяются. Территория, называемая ныне Древним Востоком, простирается с Запада на Восток от современного Туниса, где располагался древний Карфаген, до современных Китая, Японии, Индонезии; а с юга на север – от современной Эфиопии до Кавказских гор и Южных берегов Аральского моря. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории человечества: Великая Египетская держава, несколько крупных государств на территории Месопотамии (в том числе Вавилонское и огромная Ассирийская держава), Хеттское царство, государство Урарту, Мидия и мировая Персидская монархия (в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока), державы Маурьев и Гуптов в Индостане, империи Цинь и Хань в Китае и многие другие государственные образования.

Востоковеды давно пытаются объяснить причину возникновения самых древних на Земле цивилизаций в довольно узком географическом поясе от 20 до 40 параллели северного полушария. Возникла даже так называемая «загадка 30 параллели». И здесь мы подходим к вопросу о роли географического фактора в истории человеческих сообществ и, конкретно к тому, какую роль он сыграл в судьбах народов Древнего Востока. Об этих проблемах задумываются философы и историки, географы и этнологи. Возникают даже пограничные области знания – историческая география и социоестественная история, которые стремятся создать теорию взаимодействия общества и природы в прошлом, связать исторические события с изменениями окружающей среды, исследовать взаимную связь мира природы и мира людей5.

От ответа на эти вопросы будет во многом зависеть оценка места и роли Востока в общем контексте истории человечества. Существует ли некоторое единое направление исторического процесса или же различные общества и цивилизации развиваются по своим особым путям? Теоретически вполне допустимо, что местные особенности, зависящие, прежде всего, от географического фактора, приводят в конкретных условиях к неповторимым путям развития и порождают особые типы общества. В наиболее общем виде вопрос сводится к дихотомии «Запад» (т.е. Европа) и «Восток» (т.е. остальной мир).

Мы легко можем добавить к списку вопросов, связанных с влиянием окружающей среды на человеческие общества множество новых. Отчего одни народы довольно рано перешли порог, который мы называем цивилизационным, а почему другие племена задержались на уровне первобытности? Почему именно в Египте и Нижней Месопотамии возникли первые цивилизации? И тут не обойтись без обращения к географическому фактору. Что же он собой представляет? Это есть многообразие естественных условий, которые воздействуют на жизнь человеческих сообществу. Сюда входят климат, ландшафт, степень обеспеченности водой и природными ресурсами – металлами, деревом, камнем и т.д.

Впервые в научном плане о воздействии природной среды на формы человеческого общежития в полный голос заявил французский просветитель старшего поколения Шарль Монтескье. В своем произведении «О духе законов» он обосновал решающую роль природно-климатических условий на особенности материального и духовного развития различных народов и формы их государственности и права. Для небольших территорий он считал идеальной формой демократию. Для крупных образований наиболее подходящей формой правления он считал ограниченную монархию (аристократию). Для огромных же государств типа Персидской или Российской держав наиболее подходящей формой является деспотия или абсолютная монархия. Монтескье по праву считают отцом теории географического детерминизма

Несколько позднее складывается натуралистическое понимание цивилизации как общества, определяемого взаимодействием с окружающей природой на основе типа хозяйства или производимого продукта, имеющего решающее влияние на все общество: бронзовая, железная, земледельческая, кочевая, индустриальная и тому подобные «цивилизации». Этот подход лег в основу работы известного русского ученого Л. Мечникова «Цивилизация больших рек», где речь идет не о географическом детерминизме, а о взаимодействии человека с природной средой и способах ее освоения. Наиболее благоприятными местами для такого успешного взаимодействия, а, следовательно, и для возникновения первых цивилизаций были долины великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы.

В 90-х годах появляется серия работ Э.С. Кульпина, Б. Прусакова, Клименко и ряда других авторов, основанные на принципах социоестественной истории, в которых изучение различных обществ происходит на основе взаимосвязи природы и общества, взаимодействии природных факторов и хозяйственной деятельности человека. «Вмещающий ландшафт», т.е. окружающая среда формирует суперэтнос с «общей судьбой», жизненный путь которого и составляет цивилизацию6.

Что же можно сказать о попытках сторонников социоестественной истории (СЕИ) при помощи понятий «вмещающий ландшафт», «бифуркация» и пр. предложить новую объясняющую модель? С одной стороны, природно-географический фактор, вне всякого сомнения, накладывает отпечаток на устроение общества и организацию его хозяйственной деятельности, а также на атрибуты духовной жизни, которые необходимы для создания технологий. Однако, (и здесь мы полностью согласны с Б.С.Ерасовым7) «географическая детерминация условий человеческого существования сама по себе не создает определенного общества и его истории. Здесь при попытке сконструировать особые «цивилизации» выстраиваются цепочки «природа – технология – производство – мировоззрение – общество». Явно наблюдается перекос в сторону факторов природно-хозяйственного характера при недооценке роли социокультурных факторов в истории. Мировоззрение в большой степени отражает не характер природной среды, а потребность складывающегося сложного общества в более устойчивой регуляции. Географический детерминизм и натуралистический подход не способствуют пониманию значения высокой культуры, динамики духовной жизни, особенно в огромных мировых империях, включающих разнообразный «вмещающий ландшафт», среды обитания, с разнообразными технологиями и способами хозяйствования.

Марксистская теория не признавала роли географического фактора как главной определяющей причины исторического процесса, хотя, справедливости ради, нужно сказать, что в работах Маркса неоднократно встречаются фразы, говорящие о значительном влиянии природных условий на общество. Однако главной силой прогрессивного развития человечества марксизм объявлял способ производства, т.е. взаимодействие производительных сил и производственных отношений, которые определяются в первую очередь формой собственности и характером эксплуатации непосредственных производителей. Так возникли две формы детерминизма – географический и политэкономический. Позднее к ним добавилась еще одна разновидность – так называемый биологический или расовый детерминизм, наиболее значимыми проявлениями которого стали арийская расовая теория Смита и Чемберлена и нордическая теория нацистов. В их основе лежал гегельянский принцип разделения народов на исторические и неисторические.

Любая форма детерминизма не может служить фундаментом для осмысления истории человечества. Каждая из них акцентирует внимание на какой-то одной стороне многообразного развития исторического процесса и потому ограничена.

В настоящее время становится все более очевидным, что, чем далее мы смотрим в глубь тысячелетий, тем более убеждаемся в том, что географический фактор в разные периоды истории человечества играл неоднозначную роль. Конечно, на ранних этапах природная среда имела огромное, определяющее воздействие на жизнь первобытных охотников и собирателей. Но чем более развивались производительные силы, совершенствовались орудия труда и навыки, усложнялась технология, тем меньше становилась зависимость людей от окружающей среды. В каждом регионе люди находили своеобразные методы покорения природы, создавали свои, подходящие именно для местных условий ирригационные сооружения и методы хозяйствования. Постепенно человек становился главной силой, преобразующей лицо планеты, или как говорил академик В.И. Вернадский, человек становился главной геологической силой истории. Крупнейший советский востоковед (египтолог) М.А. Коростовцев даже попытался сформулировать всеобщий закон, определяющий соотношение человеческого сообщества и природной среды: воздействие географического фактора обратно пропорционально технической вооруженности общества8.

Мы легко можем убедиться в правильности этой теории. Действительно, человечество, развившее могучие производительные силы, само загнало себя на грань экологической катастрофы. И в прошлом интенсивная деятельность древних земледельцев часто приводила к истощению жизненных сил земли и даже становилось причиной гибели развитых цивилизаций (подумайте о судьбах Нижне-Месопотамской или Индской цивилизации).

Итак, не преувеличивая чрезмерно роль географического фактора, мы все же должны сказать, что во многом именно природная среда определяла экономику и даже формы государственности и менталитета создателей древнейших цивилизаций. А теперь попытаемся конкретно проследить воздействие географического фактора на основные сферы жизнедеятельности древневосточных обществ. По природным условиям разные территории Древнего Востока имеют свои особенности, хотя им присущи и общие черты. В основном это районы субтропического климата с очень жарким сухим летом, мягкой зимой. Бассейны рек с их плодородными аллювиальными долинами перемежаются с пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами. Именно здесь в период поздней первобытности в предгорьях и степях возникают первые очаги неолитической революции: Загрос, Палестина, Абиссинское нагорье, восточная часть Малой Азии и др. Здесь имелись все предпосылки для перехода от присваивающей экономики к производящей, т.е., произрастали дикорастущие зерновые злаки, имелись породы животных, пригодных для доместикации (одомашнивания). Это привело к образованию раннеземледельческих культур, ставших подлинными предтечами древневосточных цивилизаций. Создание экономики, основанной на земледелии и скотоводстве, явилось водоразделом в истории человечества. Морган и Энгельс именно по этому признаку выделяли две эпохи в истории первобытного общества: эпоху дикости и эпоху варварства, что, впрочем, сейчас оспаривается многими историками и этнологами. Еще в 30-е годы ХХ века известный английский археолог и историк Гордон Чайлд предложил назвать переход к земледелию и скотоводству «неолитической революцией», что отражало качественный скачок в развитии экономики, а затем и всех других сторон жизни людей. Теперь понятие «неолитической революции», первоначально отвергавшееся в советский период, стало общепринятым во всех общественных дисциплинах. Земледелие, основанное на культивировании высокопродуктивных сортов злаков (ячмень, пшеница, кукуруза, рис и т.д.) и разведение различных пород скота привело к устойчивости в обеспечении продуктами, способствовало росту населения и улучшению бытовых условий.

Следствиями появления производящей экономики стали переход к оседлому образу жизни, развитие специализированного ремесла (керамика, ткачество, строительство прочных домов и т.д.), к большим успехам в интеллектуальной сфере. В общем, за переходом к новым формам хозяйства последовали кардинальные изменения в образе жизни, социальной структуре, в семейных отношениях, культуре. Но для успешного развертывания неолитической революции нужна благоприятная природная ситуация, значительная плотность населения и другие факторы. Понятно, что в этих условиях роль географического фактора была очень велика и по-разному проявлялась в различных регионах Востока. Это породило значительное несходство в характере обществ и созданных ими культурных комплексах, в темпах продвижения к цивилизационному порогу.

Именно в общинах земледельцев скотоводов создается значительный устойчивый продукт и накапливаются материальные и духовные ценности. Раннеземледельческие общества стали исходным пластом первых цивилизаций, хотя лишь отдельные из них самостоятельно прошли этот путь. Основной объем информации по неолитическим культурам доставляет Ближний Восток. Здесь, по меньшей мере, сложилось четыре значительных центра производящей экономики – Иордано-Палестинский, Мало-Азийский, Северо-Месопотамский и Египетский. В этих районах появляются крупные поселения (Иерихон, Чатал-Хююк и др.), что открывает большие возможности для длительной социальной и культурной эволюции. В предгорных областях, где и происходил переход к скотоводству и земледелию, основанному на использовании природных осадков и небольших ручьев, происходит быстрый подъем новых форм хозяйствования, появляется устойчивый прибавочный продукт, улучшаются условия жизни и обеспечивается рост населения. Однако ресурсы первых земледельческо-скотоводческих общностей были весьма ограничены. Многие из центров неолитических культур так никогда и не превратились в настоящие цивилизации. Сколько потухло этих огоньков! Выжили лишь только те из ранних земледельческих обществ, которые сумели создать эффективные хозяйственные системы, обеспечивающие получение значительного прибавочного продукта, многократно превышавшего первоначальные объемы. Это происходило, прежде всего, там, где начинало играть все большую роль поливное земледелие.

Земледельческий труд способствовал упрочению такой формы социальной организации как община. Первоначально, в мезолите и начальной стадии неолита, люди объединялись в коллективы по признаку родства – родовые общины. Для этой формы социальной организации характерны огромная зависимость от внешних природных условий, безусловное господство коллективной собственности (прежде всего на добытый продукт), равнообеспечивающий принцип распределения, первобытный эгалитаризм, сочетающийся с меритократическим принципом управления, господство мистико-мифологического сознания на уровне первобытных верований.

С ростом земледельческого населения в предгорьях часть его стала уходить в глубь степей. При этом скотоводство в жизни переселяющихся племен начинало играть все большую роль, а посевы ячменя и других злаков все меньшую. Но древние скотоводы еще не стали номадами, т.е. настоящими кочевниками, не приручив пока ни коня, ни верблюда.

Когда выпас скота в данном районе становился невозможным, эти племена массами переселялись на другие места. Так в течение VI – IV тыс. до нашей эры совершилось расселение афразийских племен из Сахары по Северной Африке, а также по степным районам Ближнего Востока: Аравии, Сирии, Месопотамии (так на Ближнем Востоке доминирующим этническим элементом стали семиты). А начиная с III тыс. до нашей эры из своей прародины (о которой до сих пор идут жаркие споры) двинулись племена индоевропейской языковой семьи. С этого времени можно говорить об отделении скотоводов-полуземледельцев от земледельцев, сидевших на орошенных землях, как о первом великом общественном разделении труда. Это породило более или менее устойчивый обмен продуктами своего труда и сырьевыми ресурсами, из которого вырастет позднее развитая торговля.

В процессе расселения общин из первоначальных центров земледелия и скотоводства в предгорных районах Ближнего и Среднего Востока произошли события, имевшие решающее значение для истории всего человечества. Между VI и III тыс. до нашей эры были освоены долины трех великих рек Африки и Азии: Нила, Нижнего Евфрата и Инда, сюда же можно отнести укрощение рек Каруна и Керхе в Эламе (юго-западной части Ирана). Несколько позже земледелие развилось в долине Хуанхэ. Избыточное население в предгорьях вынуждено было отходить на равнины, периодически заливавшимися водами рек. Здесь переселенцев ждали далеко не райские условия. Все эти реки текут через зону пустынь или сухих степей, климат очень жаркий. Поэтому хлеб не может расти без искусственного орошения. В то же время все три реки сильно разливались, надолго затопляя большие пространства. Посевы либо затоплялись паводком, либо сгорали от солнца. Поначалу жизнь была здесь менее надежна, чем в предгорьях. К тому же в долинах, как правило, не хватает строительных материалов и металлов. Понадобился упорный труд многих поколений, чтобы решить задачу рационального использования разливов рек для целей земледелия.

Это была крупнейшая победа, которая привела, в конечном счете к следующему важнейшему рубежу в истории человечества – цивилизации, как более высокой ступени развития общества. В первую очередь это произошло в долине Нила и Евфрата, где выше продуктивность труда и темпы социального развития. Постепенно, под воздействием великих первичных цивилизаций происходит расширение семьи цивилизованных обществ и раздвигаются пространственные рамки Древнего Востока до тех пределов, которые мы очертили выше.

Меняются и хронологические рамки истории Древнего Востока. Причем вопрос о временных характеристиках истории древневосточных обществ достаточно сложен и дискуссионен. Неравномерность исторического развития стран Древнего Востока обусловило своеобразие хронологических рамок для разных регионов. В марксистской историографии долгое время считалось, что начало истории древневосточных обществ связано с зарождением и развитием рабовладения, а конец их истории определяется разложением и гибелью рабовладельческой формации и становлением феодальных отношений, но подобный критерий отсчета исторического времени для стран Востока представляется сейчас довольно размытым и малообоснованным. Действительно, где искать эту грань, отделяющую первобытность от рабовладения и рабовладение от феодализма, когда сейчас становится ясным, что рабство никогда не являлось ведущим системообразующим укладом на Востоке, что оно существовало на всех этапах его истории, что социально-экономический строй восточных обществ испокон веков характеризуется многоукладностью. Поэтому в наши дни принято считать, что хронологически период древности на Востоке начинается с создания основ цивилизации и государственности, а древнейшие сословно-классовые общества и государства образовались на Ближнем Востоке в конце IV - начале III тыс. до н. эры. Для других же регионов история древности начинается позже. Так, например, первая на территории Индостана городская цивилизация – Индская складывается в середине III тыс. до нашей эры. К еще более позднему времени относится формирование основ древнекитайской цивилизации и других. Причем мы должны учитывать, что истоки и древнейшие пласты первых цивилизаций уходят корнями в неолитические земледельческие культуры. Например, В.Д. Неронова рассматривает историю Древнего Востока, как время сосуществования первобытной и рабовладельческой формаций, и с этим можно, в определенной степени, согласиться. Еще более расширяет хронологические рамки истории Ближнего Востока польская исследовательница Ю. Заблоцка, начиная изложение событий древности с VIII тыс. до нашей эры9.

Учитывая особенности и неравномерность развития различных обществ Востока, мы по-разному определяем хронологические рамки древней истории отдельных регионов. Древняя история Ближнего Востока начинается во второй половине IV тыс. до нашей эры и заканчивается 30-ми годами IV века до нашей эры, т.е. временем Восточного похода Александра Македонского. С 323 г. до 30 г. до нашей эры длится история эллинистических государств, образовавшихся после распада мировой державы Александра. Причем период эллинизма изучается в курсе истории античности. Историю Индии мы изучаем с середины III тыс. до нашей эры по V век нашей эры.

История же древнего Китая занимает время с конца III тыс. до нашей эры до III века нашей эры. Точно так же, для каждой страны применяется своя периодизация, наиболее точно и адекватно отражающая качественные сдвиги в основных сферах жизни данного общества – социально-экономическом строе, духовной культуре, его политической и государственной организации.

ч. 1 ч. 2 ... ч. 7 ч. 8

ansya.ru

хронологические рамки и география. Природные условия цивилизаций Древнего Востока

Тема 2. История Древнего Востока
  1. История Древнего Мира: хронологические рамки и география.
  2. Природные условия цивилизаций Древнего Востока
  3. Государство на Древнем Востоке
  4. Социально-экономическое развитие стран Востока

Обязательные понятия темы: Восточная деспотия, эксплуатация, натуральное хозяйство, сословие, государство

  1. История Древнего Мира: хронологические рамки и география.

История Древнего Мира – исторический период, начало которого приходится

^

4 тысячелетие до н.э. – возникновение цивилизации в Древнем Египте и Междуречье

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

476 Г. н.э. – падение Западной Римской империи.

Важнейшие цивилизации Древнего Востока располагались:

^

Египет:

Север Африки, долина реки Нил

(IV – III тыс. до н.э.)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Месопотамия (Междуречье) Между рек Тигр и Евфрат. (IV – III тыс. до н.э.)

^

Древняя Индия: Юго-восточная Азия, долина рек Инд и Ганг (III тыс.до н.э.)

Древний Китай: Дальний Восток, долина рек Янцзы и Хуанхэ (сер. III тыс.до н.э.)

Однако необходимо задать себе вопрос: а что такое цивилизация? Чем она чисто внешне отличается от первобытности.

Внешними признаками цивилизации являются:

^

1) Появление городов – населённых пунктов, где люди по крайней мере частично освобождены от сельского труда.

ЧТО ИЗМЕНЯЕТСЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕСТВОМ? КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ НОВЫЙ МЕХАНИЗМ?

2) Возникает государство – особая система органов для управления обществом и его подавления.

Каким образом изменяется передача информации в цивилизованном обществе (вариант: как раньше передавалась информация и из уст в уста)

3) Появление письменности.

Наконец, ещё одно очень важное отличие цивилизаций от первобытности. Мы уже говорили, что в первобытном обществе человек балансировал на грани голодной смерти, всё, что он производил, было прежде всего нужно ему для выживания. Цивилизация изобилует особыми монументальными сооружениями, которые не имеют никакого хозяйственного значения

^

Как вы думаете, что изображено на этом слайде? Имеет ли эти колоннады какое-либо хозяйственное значение?

4) Появление монументальных сооружений, не имеющих хозяйственное значение.

  1. ^
Для того, чтобы возникла цивилизация из первобытности, необходимо наличие двух очень важных условий:
  1. благоприятная природная среда :Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки.
  2. «вызов природной среды»

^

Для людей Древнего Востока вызовом природной среды было то, что разливы рек заболачивали низины, в то время как на возвышенности вода не поступала, дождей в Египте было немного и потому возвышенности были обычными пустынями.

^

Ответом на данный природный вызов было строительство каналов, шадуфов, дамб – ирригационных сооружений.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Благодаря кровопотливому труду многих поколений людей людям цивилизации Древнего Востока удалось превратить безжизненные пустыни в благоухающие оазисы

  1. Государство на Древнем Востоке
^

(Монархия и республика)

Монархия – форма правления, при которой у власти стоит один человек, власть которого передаётся по наследству.

Республика – форма правления, при которой высшие органы являются выборными на определённый срок.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРНА ДЛЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА? (Монархия, так как во главе, допустим, Древнего Египта стоял фараон, власть которого передавалась по наследству)

Монархию на Древнем Востоке учёные называют восточной деспотией. (от древнегреческого «деспотия» - «неограниченная власть»)

Восточная деспотия – форма правления, при которой властитель неограниченно распоряжается государством.

Признаки восточной деспотии:

Исходя из того, что мы охарактеризовали деспотию как монархию, какой главный признак можно выделить, на какой срок и как, как правило, правитель приходит к власти?

1. Неограниченная наследственная власть правителя

Из следующего четверостишься можно выделить ещё два очень важных признака восточной формы правления: (о власти в Древнем Китае)

Широко кругом простирается небо вдали,

Но нету под небом ни пяди нецарской земли.

На всём берегу, что кругом омывают моря, -

Повсюду на этой земле только слуги царя.

Исходя из этого, кому принадлежала вся земля в государствах Древнего Востока?2. Правитель является собственником всей земли государства.

В каком отношении к нему находятся все остальные подданные его государства (они – его слуги), вне зависимости от того какое социальное положение они занимают

3. Все подданные государства являются его слугами.

При помощи кого правитель управляет государством, причём весьма огромным, восточные деспотии всегда были очень велики по своим размерам.

  1. Власть правителя реализуется за счёт разветвлённого, централизованного бюрократического аппарата.
^

Почему у правителя была такая огромная власть и почему все относились к нему благоговейно, соглашались быть его рабами и подданными? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нужно вспомнить, за счёт чего появилась цивилизация на Древнем Востоке, как жители должны были отвечать на вызов природы своей страны? (строить оросительные каналы, плотины – ирригационные сооружения).

^

МОЖНО ПРОИЗВОДИТЬ ЭТИ РАБОТЫ УСИЛИЯМИ ОДНОЙ ОБЩИНЫ, ПУСТЬ ДАЖЕ И ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ?

А ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОРГАНИЗОВАТЬ ТРУД МНОГИХ ДЕСЯТКОВ ЛЮДЕЙ? (централизованное управление, чтобы каналы не пересыхали, дамбы и плотины не прорывались, нужно управлять из единого центра, иначе оазисы преврятятся в безжизненные пустыни, а низины – в болота)

Какова была главная задача правителя?

5. Главная задача правителя – организация ирригационных работ.

^

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

6. Обожествление правителя.

Как обожествление правителя отражалось на отношение к нему народа?

(Обожествление власти приводило к ещё большему возвышению его власти, к углублению пропасти между государством и обществом).

ЩЕЛЧОК.

А теперь взглянем на следующий слайд. Эта самая большая пирамида – гробница фараона Хеопса. Она была построена в 3 тыс. до н.э. и оставалась самым высоким сооружением в мире в течении последующих четырёх тысячи лет. Высота пирамиды – 146 метров, длина каждой из сторон – 230 м. Долгое время считалось, что эти гигантские сооружения строились рабами-невольниками под хлыстами надсмотрщиков. Однако современные воззрения учёных говорят о том, что народ выходил на строительство пирамид добровольно, без принуждения, и строили их не рабы, а свободные люди.

Как вы думаете, почему? (Считаясь богом, фараон рассматривался в качестве защитника и покровителя своей страны, от которого напрямую зависит её процветание).

Конечно же, в реальности всё было гораздо сложнее, правителе могли свергать, устраивать против них заговоры, но сама власть, трон всегда становились священны.

В любом государстве общество и власть как-то соотносятся друг с другом, каким образом соотносилась власть и общество на Древнем Востоке?

^

Какая схема более подходит соотношению государства и общества на Древнем Востоке и почему

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Таким образом, государства на Древнем Востоке было отделено от общества, а общество не могло повлиять на государство.

Каким единственным способом общество могло выразить своё недовольство перед государством (только путём восстаний, незаконными способами).

Конечно же, эти восстания подавлялись, но даже в случае удачи форма восточной деспотии всё равно затем возрождалась. Почему?

Таким образом такая несправедливая по форма государства была неизбежной и закономерной для Древнего Востока.

Можно ли характеризовать такой тип государства как «плохой».

Конечно, государстве в Древнем Востоке не заботилось об обычном человеке, но ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, ЧТО ОН ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ В ОЧЕНЬ ПЛОХО?

Значит ли это, что человек в цивилизациях Древнего Востока был абсолютно незащищён перед государственной властью. Для этого нам необходимо обратить внимание на общество Древнего Востока.4.^

Вспомните, каково было положение людей в родовой общине в первобытную эпоху? (всеобщее равенство, отсутствие частной собственности).

Ещё одним важным признаком цивилизации является появление в обществе социальной структуры, неравенства. Все государства Древнего мира состояли из сословий.

Что такое сословие?

Сословие – это большая группа людей в обществе, различаемая от других групп правами и обязанности, принадлежность к которым передавалось по наследству.

Особенностями общества Древнего Востока были:

^

1. Строгая иерархичность.

Что такое иерархичность, иерархия? – последовательное расположение общественных слоёв от низших к высшим, в порядке их подчинения. Потому общество Древнего Востока часто представляют в виде пирамиды:

Правитель

Знать, чиновники

Купцы, ремесленники, воины.

Свободные крестьяне-общинники.

Особенно полно сословное деление было выражено в цивилизации древней Индии,

^

На слайде изображены две прямо противоположные сцены – женщины из одного сословия мирно собирают урожай, а на другом берегу реки идёт кровопролитная битва, это говорит о том, что здесь представлены два разных сословия, у которых совершенно разные обязанности.

Четыре касты:

Брахманы – каста жрецов

Кшатрии – каста воинов, правителей

Вайшьи – каста свободных крестьян

Шудры – каста слуг.

Какой-либо переход из касты в касту был невозможен, правда, людям низших каст было дано небольшое утешение – согласно религии Древних Индийцев, после смерти душа человека переселяется в другого. Если человек вёл правильную жизнь, то его душа переселится в человека более высокой касты, а если грешил – то в более низкую или даже в животное.

Теперь представим себе жизнь обычного среднего человека, который родился, допустим, ремесленником.

К чему он стремится?

Какова цель его жизни?

Может ли он стать высшим чиновником? (скорее всего, нет, так как сословные различия непреодолимы практически)

Но всё равно стремление к чему-то высшему есть, каково оно? (достичь в своей профессии или деятельности высочайшего мастерства)

Человек на Древнем Востоке всё равно дорожил своим социальным положением, стремился к укреплению своего статуса любым путём, в этом ему помогала община, корпорация – ещё одно важная черта общества цивилизации Древнего Востока –

^

2) Община была основной ячейкой общества Древнего Востока;

Общины в условиях, когда государство практически не защищало отдельного человека, играло огромную роль в жизни древнего человека. Основной ячейкой древнего общества была община.

Основными функциями общины были:

В связи с тем, что государство брало налоги с общины, а не с отдельного человека, она вынуждена была самостоятельно организовывать свой труд, таким образом, община выполняла хозяйственную функцию

^

Естественно, государство не заботилась тогда о старых, немощных людях, сиротах, иначе не выполняла социальную функцию. Как вы думаете, кто этим занимался и как?

Община выполняла социальную функцию – заботилась о своих бедняках и стариках, инвалидах.

^

Социальная функция

Если вдруг между общинниками происходил спор, или на территории общины совершалось преступление кто разрешал данный спор?

^

Наконец, община совершала совместные религиозные обряды, а религия у древнего человека стояла всегда на первом месте, в силу этого у общины была и ещё одна очень важная функция – религиозная

Религиозная – исполнение религиозных обрядов.

А теперь представим себе такую ситуацию, когда какой-то человек теряет связь со своей общиной, корпорацией. Как он чувствует себя без неё? Может ли он в одиночку противостоять государству?

Таким образом, без коллектива человек себя не мыслил, а эта ещё одна важная черта общества древнего Востока:

^

3. Коллективистский характер человека Древнего Востока.

Таким образом, человек чувствовал себя частью коллектива, не мыслил себя вне его, не был индивидуалистом.

Плохо ли чувствовал себя человнек на древнем Востоке? (если он был в своей общине, то нет).

А ТАК ли это плохо на самом деле?

В заключении поговорим об особенностях экономики стран Древнего Востока. Для этого вернёмся к схеме социальной структуры общества.

Кто из представленных слоёв непосредственно производит материальные блага, кто кормит все сословия? (крестьяне-общинники)

Особенности экономики стран Древнего Востока:

1. Основным производителем был свободный крестьянин общинник, которого эксплуатировало государство.

Эксплуатация – безвозмездное присвоение результатов чужого труда.

^

Представим себе, что какой-то крестьянин предложил какое-либо новшество в орошении поля. Как к этому отнесутся другие общинники и почему? (новшество не воспримут, так как оно может не получиться, а это чревато тем, что оазисы засохнут, будет гибель).

Как называется тип хозяйства, который ведут «по старинке», как отцы и деды?

2. Традиционное ведение хозяйства.

Кто был верховным собственником всей земли в государстве? (правитель)

В какое положение это ставило земледельцев и вообще всех, кто находится на территории государства?

3. Государство не защищало собственность своих подданных.

ИСТОРИЯ О КЛАДЕ – вывод рыночные отношения были развиты слабо.

При отсутствии торговли и денежного обращения где брать ремесленные изделия обычным общинникам, во что одеваться, обуваться – только производить самим. Как называется такой тип хозяйства, когда всё необходимое производится своими руками, в семье?

4. Господство натурального хозяйства.

Натуральное хозяйство – хозяйство, в к-ром продукты труда производятся для удовлетворения нужд только самих производителей.

Отсутствие рыночной торговли не означает, тем не менее, что цивилизации Древнего Востока были плохо развиты экономически, для того, чтобы убедиться, что это не так, можно опять посмотреть на монументальные сооружения древних цивилизаций.

ЩЕЛЧОК.

Нет плохих и хороших цивилизаций, как нет плохих и хороших рас и национальностей.

edushk.ru