Древние образы в искусстве. Конспект урока "Древние образы в народном искусстве", 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние образы в народном искусстве — 5 класс. Древние образы в искусстве


Конспект урока "Древние образы в народном искусстве", 5 класс

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства. Читать орнамент

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы  под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Ход урока.

1. Мотивация к деятельности.

2. Актуализация знаний.

- Знаете ли вы как  жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде.  Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.

Эти явления приобрели разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.

Так появилось декоративно – прикладное искусство.

- Что такое декоративно – прикладное искусство?

- Назовите предметы нашего быта?

- Материалы ДПИ?

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

4. Решение учебной задачи.

 Декоративно–прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами. Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками.   Из этих знаков выстраивали узор. (показ таблиц со знаками, рассматривание иллюстраций в учебнике на стр.12-13).

Цвет тоже имел символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Желтый – солнце;

Красный – жизнь.

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

Рассматривание иллюстраций в учебнике на стр. 15-18.

Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.

Ее часто изображали на одежде, полотенцах, стенах жилищ, и всегда ее фигура переплеталась с изображением птиц, растений, иногда напоминала дерево.

Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях либо цветами и плодами.

Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движения солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни.

Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – счастье, символ весны, тепла, света.

Удивительно красивым был труд трудолюбивого крестьянина, окружавшего себя яркими, красивыми предметами и изображениями. Радостнее было терпеть тяготы труда, пережидать суровую зиму, преодолевать горести и болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро.

5. Закрепление знаний. Практическая работа.

- Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Сегодня вы изобразите древо жизни акварелью. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения, фантазируя, украшайте свою работу.

6. Оценка.

- Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (Выставка рисунков).

7. Итог. Рефлексия деятельности.

- Что такое ДПИ?

- Какие предметы относятся к ДПИ?

- Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

multiurok.ru

"Древние образы в народном искусстве"

Тема: «Древние образы в народном искусстве».

Цель: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения;

Задачи:

- Формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенции учащихся;

- Развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;

- Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре;

- Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Тип урока:

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент.

Личностные

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность  в самостоятельной практической творческой деятельности;

   - уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций    

   творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы  под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Литературный ряд: стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.

Зрительный ряд:

  1. Таблицы с мотивами символов.

  2. Вышитые полотенца, вязаные салфетки.

  3. Мультимедийная презентация.

  4. Кувшин с символами.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Оборудование:

для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация « Древние образы в народном искусстве».

для ученика: бумага, простые карандаши, стёрка, гуашь, кисточки, баночка с водой.

Ход урока

  1. Мотивация к деятельности

  2. Актуализация знаний

- Знаете ли вы как  жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, вода, растения, землю, грозу.

Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения. Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов. Так появилось декоративно-прикладное искусство (слайд).

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: ромбы и квадраты обозначали пашню, поле. Точками обозначали семена, линии – воду, вертикальная линия превращалась в дождь, солнце обозначалось кругом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор (слайд).

Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин, выцарапывали палочками различные линии, кружки, точки. Таким способом делались первые украшения на предметах (слайд).

Так стал зарождаться орнамент.

На вид орнамент не приметен

Но он столетиями живёт

Не зря его на белом свете.

Народ издревле бережёт.

Быть может нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря.

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

4. Решение учебной задачи.

Цвет в составлении узоров так же был символичен:

  1. Белый - связан с идей света, чистоты и священности.

  2. Красный – огонь (этим цветом обозначали солнце, как небесный огонь), так же обозначают кровь – как жизненная сила.

  3. Зеленый – растительность, жизнь.

  4. Чёрный – земля.

  5. Жёлтый – солнце.

  6. Синий – небо, воды.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых знаков, ромбов, коней, можно найти в разных видах народного творчества (слайд).

Знаки солнца и земли часто в узорах изображались рядом, говоря о том, что небо и земля неразлучны, создавая жизнь в мире (слайд). Хорошо, сейчас немного отдохнем. Я вам загадала две старорусские загадки.

Загадки:

  1. Летит орлица по синему небу

Крылья распластала, солнышко застлала (облако).

  1. Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером (ночь).

Птица.

В народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу. В виде птицы вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду.

В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, теплое летушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонка». С пениями-заклинаниями обращались они к жаворонку, прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.

Вопрос: Скажите, в каких встречается образ птицы?

Ученики: « Марья Моревна», «Перышко Фениста ясна-сокола», Сказка об Иване –царевиче, жар птице и сером волке.

Учитель: Конь.

Один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождая весну от зимнего плена, отпирая солнце, открывал путь вешним водам. После чего весна вступала в свои права.

Вопрос: Скажите в каких сказках присутствует образ коня?

Ученики: Василиса Прекрасная (читаю отрывок)

Учитель: Древо жизни

В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое плодородие рода.

Образ матери

Женская фигура – это божество, выражавшее представление о земле, которая родит. И о женщине – прародительнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, макошь.

Женская фигура всегда связана с символом плодородия: деревом, птицами, животными, солнечным затмением. Из тела богини не редко прорастают ветви, иногда вместо головы изображали ромб – символ солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Сейчас я вам раздам посуду с изображенными на них славянскими символами. А вы расскажите о чем хотел рассказать мастер который изготовил эту посуду. (дети изучают изображение и рассказывают что они видят).

5. Закрепление знаний. Практическая работа.

Учитель: Сейчас в своих альбомах мы нарисуем посуду со славянскими символами. При помощи, которых вы расскажите историю, что могли рассказать и о чем просить богов древние славяне.

Во время практической работы звучит музыка.

Учитель делает целевые обходы:

  1. Контроль организации рабочего места.

  2. Контроль правильности выполнения приемов работы.

  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

  4. Контроль объема и качества выполненной работы.

6. Оценка.

- Оцените результаты своей работы, способы их достижения. Попробуйте рассказать о чем хотел поведать ваш сосед по парте используя славянские символы (Выставка рисунков).

7. Итог. Рефлексия деятельности.

1. Что такое орнамент?

2. В виде, каких знаков изображали солнце?

3. Что символизировала птица?

4. В каких сказках встречается образ коня?

5. Что такое древо жизни в народном пр

multiurok.ru

Древние образы в народном искусстве — 5 класс

Тема урока в 5 классе: «Древние образы в народном искусстве» Цель: познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки) Задачи: формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся; развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре; воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина. Зрительный ряд: Таблицы с мотивами символов. Мультимедийная презентация Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»; Ход урока: I. Организация урока. 1. Приветствие. 2. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Изучение нового материала. На вид орнамент не приметен Но он столетия живет Не зря его на белом свете Народ издревле бережет. Быть может, нитками зигзаги В узоры вытканы не зря И мы с тобою видим знаки Славянского календаря. Итак символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Презентация «Древние образы в народном искусстве» Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян. Ребята, глядя на иллюстрации, скажите мне пожалуйста, каким образом наши предки могли украшать свою одежду, предметы быта, свой дом снаружи и изнутри? (ответы детей) Правильно: они вышивали узоры на одежде и таких предметах быта, как скатерти, рушники. Расписывали посуду, прялки, мебель. Занимались резьбой по дереву. А для чего они все это делали? (ответы детей) Они стремились привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делали он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор. 1. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества. Давайте попробуем нарисовать образы солнца. 2.А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов. Давайте нарисуем 3.Символы воды. Ребята, а как бы вы изобразили воду, если бы были древними славянами? Волнистая горизо

educontest.net