Древнейшие нанотехнологии: кубок «Ликурга». Кубок древний
ПШС. Кубок Древних Столиц. В (2007-2009)
2
Самаров Владимир
0:00
1497
2
2
2
2
1
1
1
1
1.0
2.0
3.0
4.0
5.0
5.5
6.5
7.5
0
2
5.5
9.5
17.5
24.5
31.5
41.5
0
1
4
8
15
21
28
38
1
2
3
4
5
5
6
7
3
Куртенко Алексей
0:00
1471
3
3
1
1
2
2
2
2
1.0
2.0
3.0
4.0
4.0
5.0
6.0
7.0
0
2
6
10.5
17.5
24.5
31
40.5
0
1
4
8.5
15
22
28.5
37
1
2
3
4
4
5
6
7
4
Кильдишова Алина
0:00
1408
4
4
4
7
4
6
3
3
1.0
2.0
3.0
3.0
4.0
4.0
5.0
5.5
0
2
4.5
9
15.5
23.5
31
40.5
0
1
3.5
8
14.5
22.5
29.5
39
1
2
3
3
4
4
5
5
8
Чмиленко Дмитрий
0:00
1272
8
11
5
3
7
3
7
4
1.0
1.5
2.5
3.5
3.5
4.5
4.5
5.5
0
1.5
4
9.5
15
21.5
32
40
0
1.5
3
7.5
12.5
18.5
28.5
36
1
1
2
3
3
4
4
5
6
Лопарев Илья
0:00
1358
6
7
8
6
5
4
5
5
1.0
2.0
2.0
3.0
4.0
4.5
5.0
5.5
0
1
6
9.5
13.5
20.5
27.5
37.5
0
1
5
8
12
19
25.5
35.5
1
2
2
3
4
4
4
4
1
Паничкин Алексей
0:00
1521
1
1
9
13
6
7
4
6
1.0
2.0
2.0
2.5
3.5
4.0
5.0
5.0
0
2
6
8.5
15
21.5
30.5
40.5
0
1
4.5
7
12.5
19
27
36.5
1
2
2
2
3
3
4
4
7
Гулевич Тимофей
0:00
1279
7
5
7
5
3
5
12
7
1.0
2.0
2.0
3.0
4.0
4.0
4.0
5.0
0
2
6.5
10.5
16
24
31
39.5
0
1
5
9
13.5
21
27.5
36
1
2
2
3
4
4
4
5
37
Крижановский Михаил
0:00
19
6
3
4
9
8
13
8
1.0
2.0
3.0
3.0
3.0
4.0
4.0
5.0
0
2
5
11
15.5
20.5
29.5
39
0
1
3.5
9.5
14
18
26
35
1
2
3
3
3
4
4
5
14
Белоручкин Дмитрий
0:00
1207
13
18
13
14
14
9
8
9
1.0
1.0
2.0
2.5
3.0
4.0
4.5
5.0
0
2
4
8
13
17.5
27.5
36.5
0
2
4
7.5
12
16.5
26
35
1
1
2
2
2
3
3
3
16
Бородин Тимофей
0:00
1196
15
13
23
16
8
10
6
10
1.0
1.5
1.5
2.5
3.5
4.0
5.0
5.0
0
1.5
3.5
7
10
17
24.5
34.5
0
1.5
3.5
7
10
16.5
24
34
1
1
1
2
3
3
4
4
5
Ячменев Феодосий
0:00
1402
5
8
19
15
13
21
14
11
1.0
1.5
1.5
2.5
3.0
3.0
4.0
5.0
0
2.5
5.5
8
13
21
27
34.5
0
1.5
4.5
7
12
19
24.5
31.5
1
1
1
2
2
2
3
4
30
Тонких Даниил
0:00
846
18
9
17
11
12
14
10
12
1.0
1.5
1.5
2.5
3.0
3.5
4.5
5.0
0
2.5
6
9.5
14
19.5
26
34.5
0
1.5
5
8
11.5
17
23
31.5
1
1
1
2
2
2
3
3
20
Рискин Григорий
0:00
1133
23
22
21
25
21
18
21
13
0.0
1.0
1.5
1.5
2.5
3.5
3.5
4.5
1
2
4.5
8
12.5
17
27
36.5
0
2
4.5
8
12
16
25
33.5
0
1
1
1
2
3
3
4
10
Шевченко Таис
0:00
1254
10
12
6
10
18
13
9
14
1.0
1.5
2.5
2.5
2.5
3.5
4.5
4.5
0
1.5
3
9.5
15
20.5
26.5
35.5
0
1.5
3
8.5
13
18
24
32.5
1
1
2
2
2
3
4
4
9
Чигарева Елизавета
0:00
1259
9
15
10
9
10
12
20
15
1.0
1.0
2.0
3.0
3.0
3.5
3.5
4.5
0
2
5.5
8.5
15
20.5
27
32.5
0
2
4.5
7.5
13
18.5
25
30
1
1
2
3
3
3
3
4
19
Рогов Иван
0:00
1160
22
21
24
29
24
17
11
16
0.0
1.0
1.5
1.5
2.5
3.5
4.5
4.5
1
2
3.5
7.5
11.5
17.5
24
32
0
2
3.5
6.5
10
15
21.5
29.5
0
1
1
1
2
3
4
4
38
Устинов Павел
0:00
1196
39
26
20
26
32
26
23
17
0.0
1.0
1.5
1.5
1.5
2.5
3.5
4.5
1
2
5.5
8
13.5
18.5
23.5
29
0
2
4.5
7
11.5
17
21.5
27
0
1
1
1
1
2
3
4
15
Романчук Юрий
0:00
1203
14
19
11
19
15
11
15
18
1.0
1.0
2.0
2.0
3.0
4.0
4.0
4.0
0
2
5
8.5
13
17
25.5
36
0
2
4
7.5
12
15.5
23.5
33
1
1
1
1
2
3
3
3
40
Корсун Владислав
0:00
1008
20
10
18
12
16
20
19
19
1.0
1.5
1.5
2.5
3.0
3.0
3.5
4.0
0
2.5
6
9
13
21.5
27.5
34
0
1.5
5
7.5
11.5
19
24.5
31
1
1
1
2
2
2
2
2
18
Пронина Виктория
0:00
1167
17
20
16
8
11
15
16
20
1.0
1.0
2.0
3.0
3.0
3.5
4.0
4.0
0
2
4
9
14.5
19
25
32.5
0
2
3
7
12.5
17
23
29.5
1
1
2
3
3
3
3
3
11
Гумовский Степан
0:00
1232
11
16
22
28
22
24
22
21
1.0
1.0
1.5
1.5
2.5
2.5
3.5
4.0
0
2
3.5
7.5
12.5
19.5
24.5
32
0
2
3.5
6.5
11
18
22.5
30
1
1
1
1
2
2
3
3
26
Зубарь Андрей
0:00
1011
29
32
31
23
25
19
17
22
0.0
0.0
1.0
2.0
2.5
3.5
4.0
4.0
1
2.5
3.5
6.5
10
14.5
21
30.5
0
1.5
3.5
6
9
13
19
28
0
0
1
2
2
3
3
3
12
Йазыджы Дарья
0:00
1218
21
27
29
24
23
28
24
23
0.0
1.0
1.0
2.0
2.5
2.5
3.0
4.0
1
1.5
3.5
6.5
12
18
23
29.5
0
1.5
3.5
5.5
10
16
21
27
0
1
1
2
2
2
2
3
32
Журавлева-Емельяненко Агата
0:00
810
34
38
36
35
28
31
27
24
0.0
0.0
0.0
1.0
2.0
2.0
3.0
4.0
1
2
5
6.5
9.5
16
20
27
0
1
4
6.5
9
15
18.5
25
0
0
0
0
1
1
2
3
13
Балюков Владимир
0:00
1214
12
17
12
20
17
16
18
25
1.0
1.0
2.0
2.0
3.0
3.5
3.5
3.5
0
2
4
8
11.5
17.5
27.5
35.5
0
2
4
8
11
16.5
25.5
32.5
1
1
2
2
3
3
3
3
21
Викулова Софья
0:00
1091
24
23
14
17
19
25
30
26
0.0
1.0
2.0
2.0
2.5
2.5
2.5
3.5
1
2
4
9.5
14.5
19.5
27
34
0
2
4
9
13
18
24.5
31.5
0
1
2
2
2
2
2
3
23
Корягина Арина
0:00
1056
26
28
30
33
38
34
32
27
0.0
1.0
1.0
1.0
1.0
2.0
2.5
3.5
1
1.5
3.5
6.5
9.5
11.5
17
22
0
1.5
3.5
6.5
9.5
11
16.5
21.5
0
1
1
1
1
2
2
3
31
Перегудов Иван
0:00
845
33
37
38
39
39
37
33
28
0.0
0.0
0.0
0.0
1.0
1.5
2.5
3.5
1
2
4.5
6
9
13.5
15.5
20.5
0
1
3.5
5
9
13
15
20
0
0
0
0
0
0
1
2
39
Ушаков Лука
0:00
1150
40
29
28
27
33
29
25
29
0.0
1.0
1.0
1.5
1.5
2.5
3.0
3.0
1
1.5
4.5
8
12
16
21
27.5
0
1.5
3.5
6.5
10.5
14.5
19
25.5
0
1
1
1
1
2
2
2
28
Савченко Владимир
0:00
972
31
33
37
36
31
22
28
30
0.0
0.0
0.0
1.0
2.0
3.0
3.0
3.0
1
2.5
4.5
5.5
6.5
11
19.5
26.5
0
1.5
3.5
5.5
6.5
10.5
19
26
0
0
0
1
2
3
3
3
29
Бикташева Арина
0:00
960
32
36
39
38
30
23
29
31
0.0
0.0
0.0
1.0
2.0
3.0
3.0
3.0
1
2
4
5
8
11
19.5
26.5
0
1
3
5
8
10.5
19
26
0
0
0
1
2
3
3
3
27
Волков Олег
0:00
989
30
35
32
34
29
33
37
32
0.0
0.0
1.0
1.0
2.0
2.0
2.0
3.0
1
2
3.5
6.5
8
14
19.5
25.5
0
1
3.5
6.5
8
13.5
19
25
0
0
1
1
2
2
2
2
36
Кисаков Вячеслав
0:00
38
40
33
22
26
30
26
33
0.0
0.0
1.0
2.0
2.0
2.0
3.0
3.0
1
2
3.5
7
11.5
17
20.5
25
0
1
3.5
6
10.5
16
19
23.5
0
0
1
2
2
2
3
3
35
Жук Илья
0:00
774
37
30
27
21
27
32
36
34
0.0
1.0
1.0
2.0
2.0
2.0
2.0
3.0
1
1
5
7.5
10.5
15.5
20
23.5
0
1
4
6.5
9.5
14
18
22
0
1
1
2
2
2
2
3
33
Зеленохат Никита
0:00
807
35
39
35
37
37
36
38
35
0.0
0.0
1.0
1.0
1.0
1.5
2.0
3.0
1
2
2.5
5.5
10
14
18
20
0
1
2.5
4.5
9
13
16.5
19.5
0
0
1
1
1
1
1
2
17
Исюк Даниил
0:00
1191
16
14
15
18
20
27
31
36
1.0
1.0
2.0
2.0
2.5
2.5
2.5
2.5
0
3
4
9.5
13
18.5
24
31.5
0
2
3
8
11.5
16.5
22
28.5
1
1
2
2
2
2
2
2
24
Мухлисуллин Марат
0:00
1019
27
31
34
30
34
35
35
37
0.0
0.0
1.0
1.5
1.5
1.5
2.0
2.0
1
3
3
6.5
10.5
15
21
29.5
0
2
3
6.5
10
14
19
26.5
0
0
1
1
1
1
1
1
22
Курлюков Иван
0:00
1090
25
24
25
32
36
39
34
38
0.0
1.0
1.0
1.0
1.0
1.0
2.0
2.0
1
2
6
8.5
12
16.5
21
27.5
0
2
5
7.5
11
15
20
26
0
1
1
1
1
1
1
1
25
Ефремов Иван
0:00
1013
28
25
26
31
35
38
39
39
0.0
1.0
1.0
1.0
1.0
1.0
1.0
1.0
1
2
5
9.5
13.5
17
22
27.5
0
2
4
7.5
11.5
15
20
25.5
0
1
1
1
1
1
1
1
34
Обиход Константин
0:00
803
36
34
40
40
40
40
40
40
0.0
0.0
0.0
0.0
0.0
1.0
1.0
1.0
1
2.5
3.5
5.5
10.5
14
18
24
0
1.5
2.5
4.5
9.5
14
17.5
23
0
0
0
0
0
0
0
0
chessresults.ru
Римские серебряные кубки - История искусств
В прошедшем году в экспозиции Британского музея я увидела кубок Уоррена. Он стал частью своеобразной выставки, разбросанной по залам и объединенной в книге директора музея Нейла Мак Грегора «История мира в 100 объектах». Серебряный кубок представляет на выставке и в книге цивилизацию Древнего Рима. Еще совсем недавно предметы со столь откровенными эротическими сценами не покидали стен хранилищ или специальных кладовых. Сейчас эротические сцены, которые изображены на серебряном кубке, уже мало кого способны изумить. Но одна деталь этого кубка цепляет по-настоящему: в комнату, где совокупляются две мужские пары, заглядывает мальчик-слуга:
И мы словно погружается в атмосферу «Сатирикона» Петрония с его ночными сценами в притонах:
«Что за ночка, о боги и богини!Что за мягкое ложе, где в объятияхЖарких с уст на уста переливалиНаши души мы! Смертных треволненья.Прочь ступайте! Мой бог! Сейчас умру я!Но напрасно я радовался. Лишь только я ослабел от вина и мои руки бессильно повисли, Аскилт, тороватый на всяческие каверзы, среди ночи потихоньку выкрал у меня мальчика и перенес его на свое ложе. Без помехи натешившись чужим братцем, — а братец или не слышал, или делал вид, что не слышит, — он заснул в краденых объятиях, забыв все человеческие законы. Я же, проснувшись, напрасно шарил руками по своему безрадостно осиротевшему ложу».http://krotov.info/acts/01/2/petrony_00.htm
Кубок был найден в окрестностях Иерусалима. Датируют его началом 1 века. Возможно, как и «Сатирикон», он возник во времена Нерона. Музыкальные инструменты, разделяющие пары любовников, заставляют исследователей предполагать, что возник он в эллинизированной среде.
Наследники коллекционера Уоррена когда-то предлагали его музеям по вполне приемлемой цене. Но солидный Британский музей тогда от порнографии отказался. Приобрели кубок для музея через 50 лет за рекордную сумму в 1,8 млн. фунтов.http://ru.wikipedia.org/wiki/Кубок_Уорренаhttp://www.britishmuseum.org/explore/highlights/highlight_objects/gr/t/the_warren_cup.aspx
Ручки кубок утратил. Выглядели они, должно быть, как на изделиях, украшенных более безобидными, с нашей точки зрения, мотивами. Вот прекрасный кубок того же времени из собрания нью-йоркского Метрополитена. Золотистым он кажется из-за искусственного света:
Серебряная посуда была показателем богатства в Риме со времен поздней Республики. Хозяин дома, принимая гостей, демонстрировал им все свои серебряные предметы. Не случайно, что в «Сатириконе» из уст Трималхиона мы слышим:«Я теперь большой любитель серебра. У меня одних ведерных сосудов штук около ста. На них вычеканено, как Кассандра своих сыновей убивает: детки мертвы — просто как живые лежат. Потом есть у меня жертвенная чаша, что оставил мне один из моих хозяев; на ней Дедал Ниобу прячет в Троянского коня. А бой Петраита с Гермеротом вычеканен у меня на бокалах, и все они претяжелые. Я знаток в таких вещах, и это мне дороже всего».http://krotov.info/acts/01/2/petrony_00.htmБыли и кубки, прославлявшие императоров. В собрании Лувра находятся кубки из Боскореале. На одном из них изображен Август, которого окружают фигуры-персонификации побежденных провинций:
Но сюжетом для украшения кубка могло быть не только торжество, но и напоминание о скоротечности славы и наслаждения, о бренности и смерти. Среди кубков, найденных в Боскореале есть кубки со скелетами. На них «в виде веселящихся скелетов изображены знаменитые мужи Греции: на одном — Еврипид, Моним (ученик Диогена Синопского), Архилох и Менандр, на другом — Софокл, Мосхион, Зенон-стоик и Эпикур, каждый со своим атрибутом, характеризующим его деятельность или сущность его учения. Кроме того, на кубках есть пояснительные надписи. Еврипид представлен с тирсом, Зенон — с посохом и сумой нищего, Менандр — с факелом, Архилох изображен играющим на флейте. Главным персонажем на этом необычном пиру, несомненно, является Эпикур, окруженный хороводом больших и маленьких скелетов-символов»./ М.М.Шахнович. Эпикурейское отношение к смерти и античное прикладное искусство. http://anthropology.ru/ru/texts/shakhn/death.html/
Тайна кубка Ликурга или древние нанотехнологии — Славянская культура
Оказывается, нанотехнологиями владели наши далекие предки, создавая такие необычные изделия, как кубок Ликурга. Как им это удавалось, наука пока объяснить не в силах.
Слово «нанотехнологии» в наши дни стало чрезвычайно модным. Правительства всех развитых стран, в том числе и России, принимают программы по развитию наноиндустрии. Но что это такое? Нано — миллиардная доля чего-либо, например, нанометр — миллиардная часть метра. Нанотехнологии — это возможность создавать новые материалы с заданными свойствами из мельчайших элементов — атомов. Но не зря говорится, что все новое — это хорошо забытое старое. Оказывается, нанотехнологиями владели наши далекие предки, создавая такие необычные изделия, как кубок Ликурга. Как им это удавалось, наука пока объяснить не в силах.
АРТЕФАКТ, МЕНЯЮЩИЙ ЦВЕТ
Кубок Ликурга — единственная сохранившаяся с античных времен диатрета — изделие, выполненное в форме колокола с двойными стеклянными стенками, покрытыми фигурным узором. Внутренняя часть сверху украшена резной узорной сеткой. Высота кубка — 165 миллиметров, диаметр — 132 миллиметра. Ученые предполагают, что изготовлен он в Александрии или Риме в IV веке. На кубок Ликурга можно полюбоваться в Британском музее.Этот артефакт знаменит прежде всего своими необычными свойствами. При обычном освещении, когда свет падает спереди, кубок зеленого цвета, а если его подсветить сзади, он становится красным.Меняет артефакт цвет и в зависимости оттого, какая жидкость в него налита. К примеру, кубок светился голубым, когда в него наливали воду, но, заполненный маслом, становился ярко-красным.
Сюжет о вреде алкоголя
К этой тайне мы еще вернемся. А сначала попробуем выяснить, почему диатрета названа кубком Ликурга. Поверхность чаши украшает красивый горельеф, изображающий страдания бородатого мужчины, опутанного виноградными лозами.
Изо всех известных мифов Древней Греции и Рима более всего под этот сюжет подходит миф о гибели фракийского царя Ликурга, возможно, жившего около 800 года до нашей эры.
По легенде, Ликург, ярый противник вакхических оргий, напал на бога виноделия Диониса, перебил многих его спутниц-менад и изгнал их всех из своих владений. Придя в себя от такой наглости, Дионис подослал к оскорбившему его царю одну из нимф-гиад по имени Амвросия. Явившись к Ликургу в виде знойной красавицы, гиада сумела его обворожить и уговорила выпить вина.
Опьяневшего царя охватило безумие, он напал на собственную мать и попытался изнасиловать ее. Затем он помчался вырубать виноградник — и разрубил на куски топором собственного сына Дрианта, приняв его за виноградную лозу. Потом такая же участь постигла его супругу.
В конце концов Ликург стал легкой добычей Диониса, Пана и сатиров, которые, приняв вид виноградных лоз, оплели его тело, закружили и замучили до полусмерти. Пытаясь высвободиться из этих цепких объятий, царь взмахнул топором — и отрубил собственную ногу. После этого он истек кровью и умер.
Историки считают, что тема горельефа выбрана не случайно. Она якобы символизировала победу, которую в 324 году одержал римский император Константин над жадным и деспотичным соправителем Лицинием. И вывод этот они делают, скорее всего, исходя из предположения специалистов, что кубок изготовлен в IV веке.
Заметим на это, что точное время изготовления изделий из неорганических материалов определить практически невозможно. Не исключено, что эта диатрета пришла к нам из эпохи куда более древней, чем Античность. К тому же совершенно непонятно, на основе чего Лициния отождествляют с мужчиной, изображенным на кубке. Никаких логических предпосылок для этого нет.
Также не факт, что горельеф иллюстрирует миф о царе Ликурге. С таким же успехом можно предположить, что здесь изображена притча об опасности злоупотребления алкоголем — своеобразное предупреждение пирующим, дабы не теряли головы.
Место изготовления также определено предположительно, на том основании, что Александрия и Рим славились в античные времена как центры стеклодувного ремесла. Кубок обладает удивительным по красоте решетчатым орнаментом, способным придавать изображению объем. Такие изделия в позднеантичную эпоху считались весьма дорогими и были по карману лишь богачам.
Нет единого мнения и о предназначении этого кубка. Одни считают, что он использовался жрецами в Дионисийских мистериях. Другая версия гласит, что кубок служил определителем того, содержится ли в напитке яд. А некоторые полагают, что чаша определяла уровень зрелости винограда, из которого сделали вино.
Памятник древней цивилизации
Точно так же никто не знает, откуда взялся артефакт. Есть предположение, что он был найден черными копателями в гробнице знатного римлянина. Потом несколько веков пролежал в сокровищницах Римско-католической церкви.
В XVIII веке его конфисковали французские революционеры, нуждавшиеся в средствах. Известно, что в 1800 году для обеспечения сохранности к чаше приделали обод из золоченой бронзы и такую же подставку, украшенную виноградными листьями.
В 1845 году кубок Ликурга приобрел Лионель де Ротшильд, а в 1857 году его увидел в коллекции банкира знаменитый немецкий искусствовед и историк Густав Вааген. Пораженный чистотой огранки и свойствами стекла, Вааген несколько лет упрашивал Ротшильда выставить артефакт на всеобщее обозрение. В конце концов банкир согласился, и в 1862 году кубок оказался на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Однако после этого он вновь стал недоступен для ученых почти на столетие. Только в 1950 году группа исследователей упросила потомка банкира, Виктора Ротшильда, открыть им доступ к изучению реликвии. После этого наконец было выяснено, что кубок изготовлен не из драгоценного камня, а из дихроического стекла (то есть с многослойными примесями металлических окисей).
Под влиянием общественного мнения в 1958 году Ротшильд согласился продать кубок Ликурга за символические 20 тысяч фунтов Британскому музею.
Наконец-то ученые получили возможность тщательно изучить артефакт и разгадать тайну его необычных свойств. Но разгадка не давалась очень долго. Только в 1990 году с помощью электронного микроскопа удалось выяснить, что все дело в особом составе стекла.
На миллион частиц стекла мастера добавляли 330 частиц серебра и 40 частиц золота. Удивляют размеры этих частиц. Они составляют примерно 50 нанометров в диаметре -в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли. Получившийся золото-серебряный коллоид и обладал свойством менять цвет в зависимости от освещения.
Возникает вопрос: если кубок действительно изготовили александрийцы или римляне, то каким образом они смогли измельчить серебро и золото до уровня наночастиц? Откуда у древних мастеров взялись оборудование и технологии, позволяющие им работать на молекулярном уровне?
Кто-то из очень креативных ученых мужей выдвинул такую гипотезу. Древние мастера и до создания этого шедевра порой добавляли в расплавленное стекло частицы серебра. А золото могло попасть туда совершенно случайно. Например, серебро не было чистым, а содержало золотую примесь. Или в мастерской остались частицы сусального золота от предыдущего заказа, и они угодили в сплав. Так и получился этот удивительный артефакт, возможно, единственный в мире.
Версия звучит почти убедительно, но… Чтобы изделие меняло цвет подобно кубку Ликурга, золото и серебро должны быть измельчены до наночастиц, в противном случае цветового эффекта не будет. А таких технологий в IV веке просто не могло быть.
Остается предположить, что кубок Ликурга гораздо древнее, чем считалось до сих пор. Возможно, он создан мастерами высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей нашей и погибшей в результате планетарного катаклизма (вспомните легенду об Атлантиде).
Соавтор из дали времен
Физик и эксперт по нанотехнологиям из Университета штата Иллинойс Лю Ганн Логан предположил, что когда жидкость или свет наполняют кубок, они воздействуют на электроны атомов золота и серебра. Те начинают вибрировать (быстрее или медленнее), из-за чего меняется цвет стекла. Для проверки этой гипотезы исследователи изготовили пластиковую пластину со «скважинами», насытив ее золотыми и серебряными наночастицами.
Когда вода, масло, сахарный и соляной растворы попадали в эти «скважины», материал начинал различным образом менять цвет. Например, «скважина» становилась красной от масла и светло-зеленой от воды. Вот только, к примеру, оригинальный кубок Ликурга в 100 раз более чувствителен к изменениям уровня соли в растворе, чем изготовленный пластиковый датчик...
Тем не менее «принцип работы» кубка Ликурга физики из Массачусетского университета (США) решили использовать для создания портативных тестеров. Они могут выявлять патогены в образцах слюны и мочи или распознавать опасные жидкости, проносимые террористами на борт самолета. Таким образом, неизвестный создатель кубка Ликурга стал соавтором революционных изобретений XXI века.
Наука и технологии → Инновации в Древней Греции: Антикитерский механизм
Документальные фильмы → Изба на Унже (1972)
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Загадка древнего кубка
Слово «нанотехнологии» в наши дни стало чрезвычайно модным. Правительства всех развитых стран, в том числе и России, принимают программы по развитию наноиндустрии. Но что это такое? Нано - миллиардная доля чего-либо, например, нанометр - миллиардная часть метра.
Нанотехнологии - это возможность создавать новые материалы с заданными свойствами из мельчайших элементов - атомов. Но не зря говорится, что все новое - это хорошо забытое старое. Оказывается, нанотехнологиями владели наши далекие предки, создавая такие необычные изделия, как кубок Ликурга. Как им это удавалось, наука пока объяснить не в силах.
АРТЕФАКТ, МЕНЯЮЩИЙ ЦВЕТ
Кубок Ликурга - единственная сохранившаяся с античных времен диатрета - изделие, выполненное в форме колокола с двойными стеклянными стенками, покрытыми фигурным узором. Внутренняя часть сверху украшена резной узорной сеткой. Высота кубка - 165 миллиметров, диаметр - 132 миллиметра. Ученые предполагают, что изготовлен он в Александрии или Риме в IV веке. На кубок Ликурга можно полюбоваться в Британском музее.
Этот артефакт знаменит прежде всего своими необычными свойствами. При обычном освещении, когда свет падает спереди, кубок зеленого цвета, а если его подсветить сзади, он становится красным.
Меняет артефакт цвет и в зависимости оттого, какая жидкость в него налита. К примеру, кубок светился голубым, когда в него наливали воду, но, заполненный маслом, становился ярко-красным.
СЮЖЕТ О ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ
К этой тайне мы еще вернемся. А сначала попробуем выяснить, почему диатрета названа кубком Ликурга. Поверхность чаши украшает красивый горельеф, изображающий страдания бородатого мужчины, опутанного виноградными лозами.
Изо всех известных мифов Древней Греции и Рима более всего под этот сюжет подходит миф о гибели фракийского царя Ликурга, возможно, жившего около 800 года до нашей эры.
По легенде, Ликург, ярый противник вакхических оргий, напал на бога виноделия Диониса, перебил многих его спутниц-менад и изгнал их всех из своих владений. Придя в себя от такой наглости, Дионис подослал к оскорбившему его царю одну из нимф-гиад по имени Амвросия. Явившись к Ликургу в виде знойной красавицы, гиада сумела его обворожить и уговорила выпить вина.
Опьяневшего царя охватило безумие, он напал на собственную мать и попытался изнасиловать ее. Затем он помчался вырубать виноградник - и разрубил на куски топором собственного сына Дрианта, приняв его за виноградную лозу. Потом такая же участь постигла его супругу.
В конце концов Ликург стал легкой добычей Диониса, Пана и сатиров, которые, приняв вид виноградных лоз, оплели его тело, закружили и замучили до полусмерти. Пытаясь высвободиться из этих цепких объятий, царь взмахнул топором - и отрубил собственную ногу. После этого он истек кровью и умер.
Историки считают, что тема горельефа выбрана не случайно. Она якобы символизировала победу, которую в 324 году одержал римский император Константин над жадным и деспотичным соправителем Лицинием. И вывод этот они делают, скорее всего, исходя из предположения специалистов, что кубок изготовлен в IV веке.
Заметим на это, что точное время изготовления изделий из неорганических материалов определить практически невозможно. Не исключено, что эта диатрета пришла к нам из эпохи куда более древней, чем Античность. К тому же совершенно непонятно, на основе чего Лициния отождествляют с мужчиной, изображенным на кубке. Никаких логических предпосылок для этого нет.
Также не факт, что горельеф иллюстрирует миф о царе Ликурге. С таким же успехом можно предположить, что здесь изображена притча об опасности злоупотребления алкоголем - своеобразное предупреждение пирующим, дабы не теряли головы.
Место изготовления также определено предположительно, на том основании, что Александрия и Рим славились в античные времена как центры стеклодувного ремесла. Кубок обладает удивительным по красоте решетчатым орнаментом, способным придавать изображению объем. Такие изделия в позднеантичную эпоху считались весьма дорогими и были по карману лишь богачам.
Нет единого мнения и о предназначении этого кубка. Одни считают, что он использовался жрецами в Дионисийских мистериях. Другая версия гласит, что кубок служил определителем того, содержится ли в напитке яд. А некоторые полагают, что чаша определяла уровень зрелости винограда, из которого сделали вино.
ПАМЯТНИК ДРЕВНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Точно так же никто не знает, откуда взялся артефакт. Есть предположение, что он был найден черными копателями в гробнице знатного римлянина. Потом несколько веков пролежал в сокровищницах Римско-католической церкви.
В XVIII веке его конфисковали французские революционеры, нуждавшиеся в средствах. Известно, что в 1800 году для обеспечения сохранности к чаше приделали обод из золоченой бронзы и такую же подставку, украшенную виноградными листьями.
В 1845 году кубок Ликурга приобрел Лионель де Ротшильд, а в 1857 году его увидел в коллекции банкира знаменитый немецкий искусствовед и историк Густав Вааген. Пораженный чистотой огранки и свойствами стекла, Вааген несколько лет упрашивал Ротшильда выставить артефакт на всеобщее обозрение. В конце концов банкир согласился, и в 1862 году кубок оказался на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Однако после этого он вновь стал недоступен для ученых почти на столетие. Только в 1950 году группа исследователей упросила потомка банкира, Виктора Ротшильда, открыть им доступ к изучению реликвии. После этого наконец было выяснено, что кубок изготовлен не из драгоценного камня, а из дихроического стекла (то есть с многослойными примесями металлических окисей).
Под влиянием общественного мнения в 1958 году Ротшильд согласился продать кубок Ликурга за символические 20 тысяч фунтов Британскому музею.
Наконец-то ученые получили возможность тщательно изучить артефакт и разгадать тайну его необычных свойств. Но разгадка не давалась очень долго. Только в 1990 году с помощью электронного микроскопа удалось выяснить, что все дело в особом составе стекла.
На миллион частиц стекла мастера добавляли 330 частиц серебра и 40 частиц золота. Удивляют размеры этих частиц. Они составляют примерно 50 нанометров в диаметре -в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли. Получившийся золото-серебряный коллоид и обладал свойством менять цвет в зависимости от освещения.
Возникает вопрос: если кубок действительно изготовили александрийцы или римляне, то каким образом они смогли измельчить серебро и золото до уровня наночастиц? Откуда у древних мастеров взялись оборудование и технологии, позволяющие им работать на молекулярном уровне?
Кто-то из очень креативных ученых мужей выдвинул такую гипотезу. Древние мастера и до создания этого шедевра порой добавляли в расплавленное стекло частицы серебра. А золото могло попасть туда совершенно случайно. Например, серебро не было чистым, а содержало золотую примесь. Или в мастерской остались частицы сусального золота от предыдущего заказа, и они угодили в сплав. Так и получился этот удивительный артефакт, возможно, единственный в мире.
Версия звучит почти убедительно, но... Чтобы изделие меняло цвет подобно кубку Ликурга, золото и серебро должны быть измельчены до наночастиц, в противном случае цветового эффекта не будет. А таких технологий в IV веке просто не могло быть.
Остается предположить, что кубок Ликурга гораздо древнее, чем считалось до сих пор. Возможно, он создан мастерами высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей нашей и погибшей в результате планетарного катаклизма (вспомните легенду об Атлантиде).
СОАВТОР ИЗ ДАЛИ ВРЕМЕН
Физик и эксперт по нанотехнологиям из Университета штата Иллинойс Лю Ганн Логан предположил, что когда жидкость или свет наполняют кубок, они воздействуют на электроны атомов золота и серебра. Те начинают вибрировать (быстрее или медленнее), из-за чего меняется цвет стекла. Для проверки этой гипотезы исследователи изготовили пластиковую пластину со «скважинами», насытив ее золотыми и серебряными наночастицами.
Когда вода, масло, сахарный и соляной растворы попадали в эти «скважины», материал начинал различным образом менять цвет. Например, «скважина» становилась красной от масла и светло-зеленой от воды. Вот только, к примеру, оригинальный кубок Ликурга в 100 раз более чувствителен к изменениям уровня соли в растворе, чем изготовленный пластиковый датчик...
Тем не менее «принцип работы» кубка Ликурга физики из Массачусетского университета (США) решили использовать для создания портативных тестеров. Они могут выявлять патогены в образцах слюны и мочи или распознавать опасные жидкости, проносимые террористами на борт самолета. Таким образом, неизвестный создатель кубка Ликурга стал соавтором революционных изобретений XXI века.
hystory.mediasole.ru
кубок «Ликурга» — Мир космоса
В современное время понятие - нанотехнологии стало популярным, поэтому слышать его можно часто. Наши ученые сравнительно недавно стали использовать настоящие подобные технологии для создания новых материалов, аппаратуры и прочего, что пригодится современному человеку в будущем. Само вышесказанное слово произошло от слова «нано» - миллиардная составляющая чего-то, к примеру, нанометр – миллиардная часть метра.
В случае с нанотехнологиями, новые материалы создаются из сверхмелких составляющих, например, атомов, что делает их более износостойкими, функциональными, долговечными. Но, следует заметить, что существует пословица, которая в данной статье раскроет себя полностью «новое является хорошо забытым старым». Оказывается, наши предки в свое время уже использовали определенные нанотехнологии, создавая необычайные изделия, секреты которых по сей день не могут раскрыть представители современной науки. Одним из таких изделий является кубок «Ликурга» - прекраснейшая чаща с богатым перечнем возможностей.
Таинственный артефакт, меняющий периодически цвет
Вышеописанный кубок является единственным подобным изделием, которое сохранилось до наших дней с античных времен. Данную чашу называют еще «диатретой» - изделием в форме колокола, оснащенным двойными стенками из особенного стекла, покрытым разнообразными узорами. Внутренняя часть кубка сверху имеет декоративную сетку, в которой содержится резной узор. Параметры «Ликурга» следующие: высота 16,5 см, диаметр 13,2 см.
Исследователи, которым кубок попадал в руки, уверены, что его изготовили в четвертом столетии в Риме либо в Александрии. В нынешнее время данным артефактом может полюбоваться каждый желающий, так как он хранится во всемирно известном Британском музее.
Основной особенностью кубка «Ликурга» является функционал. Когда свет на кубок падает прямо, он кажется зеленым, но если его подсветить сзади, его цвет меняется на красный. Кроме этого, цвет кубка зависит от жидкости, которая в него налита. Если в нем находится вода, его бока кажутся голубыми, если масло – ярко-красными.
История кубка «Ликурга»
Название кубка отображается в его узорах. На внешней его стороне изображен бородатый мужчина, который якобы страдает от того, что опутан виноградными лозами. В древнегрецких мифах имеется аналогичный персонаж – фракийский царь Ликург. Возможно, когда-то данный человек действительно существовал, но эту информацию подтвердить не удалось. В мифах сказано, что он жил в 800-ом годе до н. э.
По легенде, Ликург являлся ярым противником алкогольных вечеринок и оргий, которые устраивал бог Дионисий. Обозлившись, царь убил многих спутниц Дионисия, а также изгнал из своего царства всех, кто ему казался пьяницей либо развратником. Оправившись от шока, Дионисий подослал к царю одну из своих нимф-гиад, которую звали Амвросией. Нимфа приняла облик знойной красавицы, околдовала царя Ликурга и заставила его выпить бокал вина.
Опьяневший царь потерял рассудок, накинулся на свою мать и попытался ею овладеть насильно. После он помчался уничтожать виноградники. Среди виноградных лоз гулял его сын Дриант, которого он тоже зарубил, перепутав с лозой. Потом он зарубил свою жену – мать Дрианта.
После таких злодеяний Ликург стал доступным для Диониса, сатиров и Пана, которые, перевоплотившись в лозы винограда, надежно запутали ноги и руки злосчастного царя. Потом ошалевшего пьяницу замордовали до смерти. Пытаясь вырываться, царь отрубал себе ногу, после чего скончался от потери крови.
Вернемся к артефакту – кубку «Ликурга»
Следует отметить, что даже современные технологии не могут точно определить возраст артефакта. Для того чтобы провести максимальное количество анализов, которые помогли бы точнее называть год изготовления кубка, артефакт пришлось бы разрушить, что недопустимо, так как он единственный в своем роде. Возможно, кубок произвели в более древней эпохе, чем Античность. В таком случае, ценность его только возрастает.
Мастера, которые производили кубок, явно пытались предостеречь его будущего владельца от алкогольной зависимости. К слову, место рождения артефакта тоже определили условно. Дело в том, что в древности именно Рим и Александрия являлись центрами ремесла стеклодувов. Точно можно сказать только одно, что кубок изготовили для знатной особы, так как насколько сложные и красивые вещи в те времена обычным людям были недоступны из-за невероятно высокой цены.
О предназначении кубка «Ликурга» можно сказать следующее: мнения по этому поводу разделились. Некоторые историки считают, что с помощью этого изделия проводились обряды жрецами в храмах, посвященных Дионисию. По другой версии, с помощью уникальной способности кубка его владелец мог определить, есть ли в его напитке яд. Некоторые уверяют, что кубок определял зрелость винограда, сок которого в него заливали, после чего он менял цвет.
Все дело в особом составе стекла
Известно, что впервые о кубке узнали в восемнадцатом веке. До 1990 года изучить его детально ученым не давали, но после этого им разрешили взглянуть на материал изготовления кубка (стекло) через электронный микроскоп. Выяснилось, что способности артефакта появились из-за особого состава стекла.
Анализы показали, что древние мастера применяли нанотехнологии для создания чудесного материала, который мог менять цвет. Специальное стекло они изготавливали следующим образом: на 1 млн. частиц стекла мастера добавляли 330 серебряных частиц и не больше 40-а золотых частиц. Размеры данных составляющих удивили современных исследователей особенно, так как приравнивались к 50 нанометрам в диаметре. Для сравнения, кристаллик соли больше такой частички в 1 тысячу раз. Ученые попытались изготовить аналогичный материал. Полученный экземпляр тоже менял цвет при смене освещения.
Остается без ответа вопрос: как древние римляне могли измельчить составляющие материала изготовления кубка «Ликурга» до таких крошечных размеров? Как они высчитывали пропорции составляющих?
Некоторые ученые предполагают, что создатели чаши измельчали серебро в мельчайшую крошку специально, после чего добавляли его в стекло. Золото, по их мнению, могло оказаться в составе совершенно случайно, так как его количество слишком мало. Так как кубок представлен в едином экземпляре, то можно предположить, что он получился неожиданно.
Даже если вышеописанная версия является правдоподобной, остается вопрос: как и чем измельчали серебро до наночастичек? Таких технологий в древности быть попросту не могло.
Если представить, что кубок произвели задолго до существования Александрии и Рима, то можно предположить, что мастерами-создателями являлись представители высокоразвитой цивилизации, которая существовала на Земле до человека. Представители такой цивилизации, конечно же, могли обладать высокими технологиями, позволяющими производить подобные вещи. Данная версия кажется еще более мифической и невозможной, чем предыдущая. Пока единого ответа на вопрос: кто создал кубок «Ликурга», нет. Несмотря на это, ученые уже придумывают способы применения древнейшей технологии в современном мире.
Физики из «Массачусетского университета» (Соединенные Штаты) уже успели придумать, как можно использовать материал, из которого изготовлен кубок «Ликурга». Они предлагают создавать из усовершенствованного аналогичного материала портативные тестеры. Данное оборудование сможет производить различные тесты быстро и в любом месте, к примеру, определять патогенны в образцах слюны, распознавать токсичные, взрывоопасные жидкости и многое другое. Таким образом, можно сказать, что неизвестный создатель кубка «Ликурга» в будущем станет соавтором различных изобретений 21 столетия.
mirkosmosa.ru
Римский кубок Ликурга – как отблеск первой в мире нано-разработки
Многие эксперты всего мира, стараясь разгадать секрет этой необычного древнего кубка, сходятся во мнении, что изготовлен он был по прообразам современных нано технологий. Древне-Римский Кубок Ликурга несёт в себе тайну далёкого для нас времени, силу мысли и фантазию древних учёных. Предположительно изготовлен он был в 4 н.э.
Высота этого сосуда составляет 165 мм, а диаметр – 132 мм. Кубок подходит под категорию сосудов, которые называются диатреты, это такие изделия из стекла выполненные обычно в форме колокола и состоящие из двух стеклянных стенок. Внутренняя часть сосуда – тулово, украшено сверху резной узорной «сеткой», также изготовленной из стекла.
Стекло при изготовлении кубка древние римляне использовали необычное – дихроичное, имеющее свойство изменять свой цвет. При обычном комнатном освещении такое стекло отдаёт красным цветом, но при изменении внешнего освещения оно меняет цвет на зелёный. Необычный сосуд и его таинственные свойства всегда привлекали внимание учёных из разных стран. Многие из них выносили свои гипотезы, доводы их были научно не обоснованы и все попытки разгадать секрет таинственного изменения цвета стекла оказывались тщетными. Лишь в 1990 году учёные выяснили, что такой необычный эффект создается потому что, дихроичное стекло в очень малом количестве содержит в себе серебро и коллоидное золото. Исследовавший чашу археолог из Лондона по имени Йен Фристоун считает, что создание этого кубка это «удивительный подвиг». При обзоре кубка с разных сторон, находящегося при этом в статичном положении, меняется его цвет.
Изучив осколки стекла при помощи микроскопа, стало понятно, что римляне в те времена смогли пропитать его крошечными частицами серебра и золота, измельчёнными до размера в 50 нанометров в диаметре. Для сравнения можно отметить, что кристаллик соли больше чем эти частицы примерно в тысячу раз. Таким образом, они пришли к мнению, что кубок был создан по технологии, которая в настоящее время широко известна во всём мире под названием «нано технология». Само понятие трактуется как контроль над манипуляцией материалов на атомном и молекулярном уровне. Выводы экспертов, основанные на фактах, подтвердили версию о том, что римляне были самыми первыми людьми на земле, применившими нано технологии на деле. Эксперт в области нано технологий инженер Лю Ган Логан утверждает, что римляне использовали наночастицы при изготовлении подобных произведений искусства вполне осмысленно.Естественно, учёные не могли подвергнуть тщательному изучению оригинальный Кубок Ликурга, хранящийся в Британском музее, история которого насчитывает около 1600 лет. Для этих целей они воссоздали его точную копию и проверили на ней версию изменения цвета стекла при заполнении сосуда различными жидкостями.
Кубок светился голубым цветом, когда его заполнили водой, и ярким красным цветом после заполнения его маслом. Как сообщают учёные, эти изучения могут послужить во благо всему человечеству. Знания, полученные в этих исследованиях, помогут развить медицину в сфере диагностики различных заболеваний и даже в какой-то мере предотвратить акты терроризма. Эксперименты, проведённые учёными, могут внести свой вклад в разработку устройств по обнаружению патогенных микроорганизмов в слюне или моче.
Добавить комментарий
istorii-x.ru
приключения главного кубка спортивного мира
Stuart Franklin/Getty Images
В 1982 году, когда величайший вратарь и капитан сборной Италии по футболу Дино Дзофф поднял над своей головой Кубок мира FIFA, ликовали все поклонники "скуадры адзурры". Однако один итальянец по имени Сильвио Гаццанига волновался в эту ночь куда больше тифози и самих футболистов. Его чуть ли не впервые в жизни позвали на ток-шоу, которое транслировалось в прямом эфире на всю страну, – как человека, ставшего создателем награды за победу в Чемпионате мира по футболу.
На каждой из четырех сторон основания статуи закреплены золотые пластины, на которых выгравированы имена чемпионов мира с 1930 по 1970 год – Уругвай (1930, 1950), Италия (1934, 1938), Германия (1954), Англия (1966) и Бразилия (1958, 1962, 1970).
На девятом по счету мировом первенстве, которое прошло в Мексике в июне 1970 года, сборная Бразилии в третий раз стала чемпионом. По действующим на тот момент правилам FIFA кубок навсегда был отдан победителям.
Неудивительно, что кубок носил имя третьего президента FIFA: Риме, возглавивший федерацию в 1921 году, оставался на посту долгих 33 года. За этот период ему удалось воплотить в жизнь идею о проведении всемирных соревнований по футболу. Итогом длительных переговоров с федерациями, сборными и руководителями стран, упорства и одержимости этой затеей стал первый турнир в Уругвае в 1930 году. Риме удалось не только сохранить, но и в разы увеличить популярность футбола в мире, сделать турнир национальных сборных главным футбольным событием четырехлетия и усилить авторитет FIFA. В 1954-м, когда Риме покинул пост президента федерации, в состав FIFA входило 56 стран – почти в три раза больше, чем в начале 20-х годов.
Три кражи и одна собака
В свое первое путешествие кубок отправился в Уругвай в 1930 году на трансатлантическом лайнере. Примечательно, что на "Конте Верде" также путешествовал легендарный русский певец Федор Шаляпин, который давал в тот год концерты в Южной Америке.
К началу Второй мировой войны кубок находился на хранении у итальянцев – чемпионов мира 1938 года. Из-за творившейся в стране неразберихи и опасности, грозившей драгоценному трофею, президент итальянской федерации футбола Отторино Барасси решился на кражу. Он тайно вывез кубок из банковского хранилища и спрятал его в коробке из-под обуви под своей кроватью, опасаясь, что приз может попасть к фашистам. Но его удалось сохранить и уже в 1950 году передать первым послевоенным чемпионам – сборной Уругвая.
Англичане в спешном порядке создали дубликат кубка на случай, если тот не будет найден к старту первенства. Страну от позора спас пес по кличке Пиклз (Шалопай). Прогуливаясь со своим хозяином Дэвидом Корбеттом по окрестностям Нортвуда (район южного Лондона), Пиклз обнаружил в кустах сверток. Футбольный фанат Корбетт тут же узнал кубок и вернул его организаторам. Говорят, что он даже посетил торжественный обед в честь победы сборной Англии и получил 6 тысяч фунтов в качестве награды, а главный герой истории Пиклз заслужил гигантский запас собачьего корма. Копия, которую сделали англичане, была продана на аукционе в 1997 году за 254,5 тысячи фунтов, и куплена она была FIFA.
После передачи Приза Жюля Риме бразильцам FIFA пришлось заказать новый трофей. В 1971 году был объявлен конкурс макетов будущего кубка, свои эскизы прислали 53 скульптора из семи стран. Гаццанига, ставший впоследствии автором кубка, отправил два макета. Предпочтение было отдано первому варианту.
Справка
Сильвио Гаццанига
Сильвио Гаццанига родился в Милане в 1921 году. С 16 лет стажировался в художественных школах Милана, обучался в гуманитарной школе прикладного искусства Umanitaria и школе искусств Кастелло Сфорцеско, где Гаццанига специализировался в ювелирном деле. После окончания Второй мировой войны занялся созданием медалей, трофеев и наград. В 1953 году начал работу в миланской мастерской "Бертон" в качестве художественного руководителя и главного скульптора.
В 1970 году эскиз художника был выбран FIFA для создания нового главного приза Чемпионата мира по футболу. После международного успеха этого трофея Гаццанига стал автором таких футбольных трофеев, как Суперкубок Европы и Кубок УЕФА (с 2009 года трофей Лиги Европы), а также Кубков мира по бейсболу, бобслею и волейболу. Итальянец является автором медалей различных турниров по баскетболу, плаванию, лыжным видам спорта и др.
Мэр Милана Габриэле Альбертини в 2003 году вручил художнику почетную грамоту гражданина Милана как одному из самых ярких представителей искусства.
В 2011 году на международной ярмарке ремесел в Виченце Гаццанига был награжден премией за вклад в профессию. Спустя год распоряжением президента Италии был награжден Орденом за заслуги перед Итальянской республикой 4-й степени.
Основа кубка состоит из двух малахитовых колец, разделенных золотым кольцом с надписью FIFA World Cup. На кубке также располагается золотая пластина, на которой выгравированы названия стран-победительниц на языках чемпионов: например, 1974 Deutschland или 1994 Brazil. Они располагаются по кругу, таким образом, чтобы оставалось место для новых победителей.
Как-то Гаццанигу спросили, хотел бы он что-то изменить в кубке. "Если бы мне пришлось делать его еще раз с нуля, я бы ничего не стал менять. Я восстанавливал его много раз, знаю рельеф миллиметр за миллиметром. Кубок продолжает радовать людей, значит, мои эстетические принципы стали универсальными", – сказал мастер.
Где хранится кубок мира
До 2006 года кубок передавался стране, победившей в турнире, и она хранила трофей у себя до финальной жеребьевки Чемпионата мира FIFA. Теперь, по действующим правилам FIFA, трофей не передается на хранение победителям, им вручается Кубок победителей Чемпионата мира по футболу FIFA™.
Сам трофей хранится с 2016 года в Музее мирового футбола FIFA в Цюрихе и выставляется только во время Трофи-тура, проводимого компанией Coca-Cola, на финальной жеребьевке Чемпионата мира и во время финального матча турнира. В том же 2006 году Оригинальный Кубок мира FIFA начал путешествовать по всему миру в рамках своего тура, который проводится вместе с партнером FIFA Coca-Cola.
Первое турне, предваряющее Чемпионат мира FIFA 2006 в Германии, длилось около трех месяцев. Тогда трофей посетил 29 стран. Накануне турнира 2010 года в ЮАР Кубок мира FIFA посетил 84 страны, включая 50 государств африканского континента, а маршрут составил около 139 тысяч км.
Перед Чемпионатом мира FIFA в Бразилии трофей увидели жители 90 стран. Тур начался 12 сентября 2013 года в Рио-де-Жанейро и завершился там же спустя 267 дней. За этот период Кубок преодолел около 150 тысяч км, его увидели 1,3 млн болельщиков.
Прикасаться к Кубку мира FIFA могут только главы государств и чемпионы мира.