Государственный строй древних афин. Лекции и задания УрГЮА / История(ИГПЗС и ИОГП) / Заруба краткий курс / 07. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V—IV вв. до н. э.)
15. Эволюция государственного строя Древних Афин. Реформы Солона. Государственный строй древних афин
Лекции и задания УрГЮА / История(ИГПЗС и ИОГП) / Заруба краткий курс / 07. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V—IV вв. до н. э.)
7. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V—IV вв. до н. э.).
Общественный строй
В Vвеке до н. э. рабовладельческий строй переживает эпоху расцвета. Классическое рабовладельческое общество. Сложились основные антагонистические классы: рабовладельцы – рабы, а между ними большой класс свободных мелких производителей: крестьян и ремесленников. Вместе с тем в процессе исторического развития сложился Полис как коллектив граждан, противостоящий рабам и чужестранцам. Таким образом, по правовому положению мы можем выделить три категории: афинские граждане, метеки, рабы.
Права афинских граждан. Гражданин-собственник-воин (триада). Афинским гражданам-мужчинам принадлежала вся полнота политической власти, т.е. они имели формально равные политические права: право участвовать в народных собраниях, принимать законы, избирать и быть избранными на какие-либо должности. Тот, кто не участвовал в политической деятельности, считался бесполезным. Во-вторых, только афинские граждане имели право собственности на землю. Метеки к этому не допускались. В-третьих, только гражданин мог вступить в брак с дочерью гражданина. Только такой брак считался законным. Права граждан сочетались с обязанностями: военная служба (с 18 до 20 лет военную службу юноши проходили). С 20 лет допускался к прочим должностям, но быть избранным в совет мог только с 30 лет. Формально равенство граждан не исключало их фактического неравенства, определяемое их неравенством имущественным. Одни были относительно богатыми (10% богатых, 10% бедных, все остальные – средние)
Метеки – чужестранцы, постоянно проживавшие на территории Афинского государства. Это люди свободные, но неполноправные. Они не имели политических прав, не имели права на недвижимость, они не могли вступить в брак с гражданами. Метеки к браку с гражданином (к браку с дочерью гражданина) практически не допускались. Дети, рождённые от союза гражданина с чужестранкой, считались незаконнорождёнными и неполноправными. Метеки несли военную службу, служили в войске. Платили налоги (афинские граждане в мирное время налогов не платили). Занятия метеков были различными. Были и мелкие ремесленники, и владельцы крупных мастерских, были крупные торговцы, были художники, были ораторы и т.д. За ними признавалось человеческое достоинство, они были свободны.
Рабы были совершенно бесправны, т.е. они были вещами. С ними можно было делать что угодно. Рабы никакого имущества не имели. Всё, что они приобретали, было собственностью господина. Семьи он иметь не мог, дети, рождённые от, допустим, рабыни – тоже собственность хозяина. Наказывали рабов обычно плетьми и заковыванием в кандалы. Единственное, что запрещалось по отношению к рабам – это их убийство. Однако если господин своего раба убивал, то ему за это, как правило, ничего не было.
Источники рабства:
Военный плен
Морской разбой, пиратство
Естественный прирост, рождение от рабыни
Рабство за долги было отменено Солоном, это источником рабства не является
Рабы в Афинах составляли основу производства. Они широко использовались в земледелии (сельском хозяйстве), в ремесле, особенно в горном деле (Лаврионские серебряные рудники), в мастерских ремесленников (до 120 человека в одной мастерской). Значительное число рабов использовалось в качестве домашней прислуги. Носили за господами вещи, если господа куда-нибудь шли. 50 домашних рабов – уже считалось много. В Vвеке до н. э. рабство пронизывало все стороны афинской жизни, рабство классического типа, что во многом связано с развитием товарно-денежных отношений.
Государственный строй.
Форма правления в Vвеке до н. э. – республика.
Форма государственного устройства полисная.
Политический режим – рабовладельческая демократия.
Важнейшие органы власти и управления в Афинах:
Народное собрание (экклесия)
Совет пятисот (булэ)
Гелиэя
Выборные должностные лица
Экклесия– высший орган государства. Его компетенция очень широка, оно обладает полнотой власти. При этом говорят о том, что в Афинах существовало прямое народовластие и народоправство, не было представительного правления. Каждый гражданин-мужчина, достигший 20 лет, мог участвовать в народном собрании. Рабы (скифы) следили за тем, чтобы никто чужой на народное собрание не проник. Собрание проходило на площади (агора). Обычно в народном собрании участвовало две-три тысячи человек. Кворума в Афинах не существовало. Единственное дело, для которого кворум требовался – вопрос об остракизме. Для него требовалось не менее 6 000 граждан. ВIVвеке до н. э. за участие в народном собрании была введена плата, и многие бедняки устремлялись на собрание ради этой платы. Народное собрание обсуждало следующие вопросы: вопросы войны и мира, заключение договоров и союзов с другими государствами, вопросы бюджета, т.е. распределения денежных средств, продовольственные вопросы, принятие в число граждан, некоторые функции суда, например, вопрос о государственной измене. Отчёты должностных лиц проводились в народных собраниях. Но, пожалуй, самое главное дело народного собрания – законодательство. Принятие законов – дело народного собрания. При этом каждый гражданин мог выступить с законопроектом. Обсуждали законопроекты тоже граждане в народном собрании. Любой гражданин мог выступить с критикой. Принятие законов требовало особой процедуры: ???? *найти в учебнике* Обязательно любой законопроект, выдвинутый гражданином, должен был поступить в совет пятисот
Совет пятисот (булэ). Состоял из 500 членов, избираемых по жребию по 50 человек от каждой филы на 1 год из числа граждан, достигших 30 лет. Лица, избиравшиеся в совет пятисот, подвергались проверке, которая называлась докимасия. Проверяли, являлись ли гражданами его родители, проверяли его образ жизни, нравственное ли у него поведение и т.д. За свою службу булэвты получали плату (5 оболов, небольшая достаточно плата. + ещё 1 обол на обед). Важнейшая функция булэ – подготовка дел для рассмотрения в экклесии. Подготовка, предварительное рассмотрение всех дел, которые потом поступали в народное собрание. Следил за исполнением законов, принятых в народном собрании, наблюдал за деятельностью должностных лиц, текущее руководство в целом: чеканка монет и т.д. Совет пятисот делился на 10 частей, комиссий (притании). Год делился на десять частей, и каждая комиссия выполняла свои функции в назначенную ей 1/10 года.
Гелиэя – суд присяжных. Название происходит от слова гелиос – солнце, т.е. заседания должны были начинаться с восходом солнца и заканчиваться не позднее, чем оно зайдёт. Избиралась гелиэя ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 30 лет. Гелиэя тоже делилась на 10 частей (дикасте́рий) по 500 членов и 100 запасных. При этом состав коллегии (дикастерии), которая должна рассматривать какое-то определённое дело, определялся утром того дня, когда должно было состояться заседание (чтобы не было подкупа). В гелиэе рассматривались дела о государственных преступлениях, какие-то важные уголовные дела. Гелиэя была апелляционной инстанцией, т.е. рассматривала жалобы на решения других судов. Приговор, вынесенный в гелиэе, обжалованию не подлежал. Но гелиэя была не только судебным органом, ей принадлежала ещё важная политическая функция: право утверждать или отвергать решения народного собрания (право вето). Проверка на соответствие закона основным принципам государственного строя, демократии. Кроме того, гелиэя осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц (докимасию осуществляла гелиэя, утверждение отчётов должностных лиц). Некоторые учёные говорят, что разделение властей мы видим уже в Афинах.
Выборные должностные лица. Выборных должностей было очень много. Должности осуществлялись коллегиями. Самой важной коллегией (должностью) была коллегия десяти стратегов. Стратеги избирались, в отличие от многих, открытым голосованием в народном собрании путём поднятия рук на 1 год. Эта должность не оплачивалась и была доступна только лицам состоятельным, т.е. тем, кто получил хорошее образование. В компетенцию коллегии стратегов входило командование армией и флотом, руководство внешней политикой, финансовыми делами (распоряжались казной). Все коллегии считались равными друг другу, но фактически народное собрание выбирало первого стратега. Вот таким первым стратегом 15 лет избирали Перикла. Это члены, которые могли переизбираться несколько раз. Другая коллегия – коллегия девяти архонтов. Эта коллегия существовала с древнейших времён, в классическое время своё значение уже утратила. Их избирали по жребию на 1 год из числа кандидатов, выдвинутых по филам. Компетенция архонтов: ????? *выписать*. Ещё были коллегии: агорономы, астеномы… Каждый гражданин мог избираться в ту или иную коллегию.
В совете пятисот можно было избираться не более двух раз, но каждый там хоть один раз да бывал.
Принципы, на которых строилась деятельность должностных лиц:
Выборность (все должности были выборочные)
Срочность (краткосрочность) полномочий. Как правило, один год, при этом не допускалось совмещение двух должностей и вторичное избрание на одну и ту же должность (за исключением военных должностей)
Коллегиальность
Подотчётность
Смещаемость
Возмездность, т.е. оплачиваемость (кроме стратегов). Оплачиваемость служит признаком демократии.
Судебная система.
????? *выписать*
Войско.
Все граждане от 20 до 60 лет считались военнообязанными, в случае войны в определённом порядке должны были являться. Юноши с 18 до 20 лет проходили обучение. В войске главной частью были гоплиты – тяжеловооружённые войска. Были легковооружённые войска, самые богатые граждане поставляли корабли – эта их обязанность называлось триерархия. Существовал флот, существовала полиция, полиция при этом была пешая и конная. Полиция следила за соблюдением порядка на улицах и площадях, комплектовалась из числа рабов. Свободные граждане считали такую службу, в полиции, презренной.
Итак, Афинское государство по форме правления – республика, по форме государственного устройства – полисное государство, политический режим – рабовладельческая демократия. Нужно сказать, что основными чертами афинской демократии было широкое участие граждан в управлении, в политической жизни, привлечение к управлению государством всех граждан, непосредственное их участие в осуществлении политической власти, отчётность самая широкая перед народным собранием, абсолютное верховенство экклесии. Всё это проявление демократии. Основой являлся средний слой. Это было возможно благодаря существованию рабства, т.е. рабы выполняли те работы, которые занимали бы время у свободных. Опора на рабство. Демократия была рабовладельческой, т.е. основана на рабстве. Кроме того, среди свободных сограждан не все участвовали в управлении. Женщины к политической власти не были допущены. Союзников к власти не допускали, не допускали метеков.
В конце Vвека до н. э. началась так называемая Пелопонесская война – война между Афинами и Спартой. На стороне Афин – афинско-морской союз, а с другой стороны – Спарта и пелопонесский союз. Война шла с переменным успехом, но в конечном счёте победу одержала Спарта, которую поддержала Персия. В конце концов был распущен афинский морской союз, т.е. Афины лишились источника дохода, крестьянские хозяйства разоряются, скудеют – одним словом, вIVвеке до н. э. в Афинах наблюдается кризис. ВIVвеке до н. э. Афины терпят поражение от Македонии, а воIIвеке до н. э. попадают под власть Рима. Вот таким образом заканчивается история Афин.
studfiles.net
Государственный строй Древних Афин
/ / / Государственный строй Древних Афин
Организация власти и
правосудия в Древних Афинах
Высшей властью полиса являлось народное собрание, называемое
экклесией и состоящее из полноправных граждан, которым исполнилось больше
двадцати лет. Местом его заседания была агора, а сами собрания проходили два –
четыре раза в месяц. Данное собрание обладало самыми высокими властными
полномочиями (внешняя и внутренняя политика, заключение мира и объявление
войны, должностные лица и законодательная система).
Голосование было конфиденциальным, а по частным вопросам
принимались декреты. Любой закон вступал в силу после того как его рассмотрит
совет пятисот. Каждый гражданин, который был недоволен тем или иным законом
фактически мог добиться его отмены.
Главным законодательным органом выступал верховный суд в
котором была гласность. Так, к обсуждению и принятию законов привлекались
обычные граждане. Однако данные демократические институты торчали в горле
костью афинской аристократии.
Совет пятисот избирался в ходе жеребьёвки из граждан,
которые достигли тридцатилетнего возраста. Данный орган был разбит на десять
частей. Основными функциями совета пятисот являлись:
·
Наблюдение за исполнением декретов и законов
·
Подготовка законодательного проекта
·
Контроль за должностными лицами
·
Управление государственной казной
·
Доставка в Афины продовольствия
·
Решение различных вопросов по благоустройству
города
·
Муниципалитет.
Судом рассматривались дела о государственной измене и
уголовные дела. Вынесение приговора (от штрафов до смертной казни) также было в
обязанностях суда.
Высшим органом исполнительной власти была коллегия десяти
стратегов. Стратегов избирали в результате открытого голосования по некоторым
обязательным критериям (возраст, военный опыт, а также имущественный ценз).
Возвышение данной коллегии повлияло на уменьшении роли ареопага (так назывался
суд по особо тяжким уголовным делам).
Интересное:
www.student-pravo.ru
Государственный строй Афин
Афинское государство основывалось на политическом объединении свободных граждан, использующих труд не имевших никаких прав рабов. Свободные граждане обладали всеми политическими правами, власть в Афинах формировалась по принципу демократии, а государственный аппарат был представлен следующими органами власти: народным собранием — гелиэей, советом пятисот, коллегией стратегов и коллегией архонтов.
Высшим законодательным органом считалось народное собрание, правом участия в нем обладали все афинские граждане старше 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения, кроме женщин и рабов.
Постоянно действующим органом исполнительный власти был Совет пятисот, который избирался открытым голосованием из граждан старше 3.0 лет, по 50 членов от одной из 10 административных единиц. Выборы происходили каждый год, состав Совета постоянно обновлялся. В компетенцию Совета входили сбор народного собрания, проработка и заключение по готовящимся к обсуждению на народном собрании вопросам, привлечение к суду должностных лиц, заслушивание отчетов этих лиц, руководство и контроль над финансовыми и административными органами. Повседневными делами занималась фила — десятая часть Совета пятисот, во главе которой стоял избранный по жребию председатель.
Вооруженными силами Афин руководила Коллегия десяти стратегов. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. По закону все стратеги имели равные права и обязанности, но по традиции один из стратегов занимал высшую должность.
За моральным обликом афинян следила коллегия архонтов, рассматривавшая религиозные и семейные дела. Она состояла из 9 архонтов и секретаря, состав избирался жеребьевкой: каждая фила представляла одного избранника.
Высшим судебным органом Афин была гелиэя,которой руководила коллегия архонтов. Гелиэя выступала в качестве высшего судебного и законодательного органа. В ее компетенцию входило решение' наиболее важных частных дел афинских граждан, всех государственных дел и споров между союзниками, а также между гражданами союзных государств*. Кроме гелиэи в Афинах были и другие судебные инстанции: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, Коллегия сорока. Все они были компетентны решать ограниченный круг вопросов.
Реформы Солона
Начиная с VI в. до н. э. город стал средоточием людей, принадлежавших к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению приходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники — демиургов.
В политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент — переселившиеся в Афины ремесленники, торговый люд, состоявшие в афинской армии матросы, а также крестьяне. Между демосом (народом) и эвпатридами (аристократами) началась острая борьба за власть.
В 594 г. до н. э. всеобщее недовольство вылилось в смуту. Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона. Солон выбрал политику «золотой середины» и сумел примирить враждующих.
Он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами, за долги, — отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, — выкуплены за счет государства. Со времени Солона раба ми в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени. Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, и санкционировал широкую завещательную свободу.
Важнейшей политической, реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду, просто богатые — ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого — разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие — феты — были зачислены в один четвертый и последний разряд. Разряд определял порядок военной службы: первые два разряда служили в коннице, третий — в тяжелой пехоте, четвертый — в легкой пехоте.
Высшим органом власти стало, по Конституции Солона, афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя — суд присяжных заседателей. Совет четырехсо избирался старыми ионическими племенами, по 100 человек от племени. Он сдерживал, народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага.
studfiles.net
15. Эволюция государственного строя Древних Афин. Реформы Солона.
Законы Солона представляли собой полный свод публичного, частного права в 3 частях. Особое место в них занимало религиозное право (обряды погребения, жертвоприношения, ритуального очищения). Законы были впервые «опубликованы»: их написали на мраморных барабанах, которые крутились и, таким образом, можно было найти нужный закон.
Солон усовершенствовал тимократию Драконта и провел достаточно радикальную социальную реформу (долгового рабства), снявшую угрозу социального потрясения: "Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов как частных, так и государственных, что называется сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя".
Солон ввел более четкое деление афинского общества на разряды. Первый, высшый разряд пятисотмерников - те, кто получал доход со своей земли не менее чем 500 мер сухих и жидких продуктов. Второй разряд - трехсотмерники или те, кто мог содержать коня. Третий высший разряд - зевгиты или двухсотмерники. Отличительной особенностью этих разрядов было то, что они имели исономию в полном объеме - имели доступ к должностям полиса. Четвертый разряд - феты ("батраки") имели право участвовать только в Народном собрании (Экклесии).
Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот, который ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных - гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов. Однако несколько лет спустя после солоновской реформы город снова оказался во власти политических партий, которые отражали не ценз, а именно политические интересы. Тимократия Солона строилась на аристократическом принципе владения землей, но демократы боролись не за право владеть землей, а за равное право занимать государственные должности. Цель - не сделать всех равными в основании - земельной собственности или в чем-то ином, т.к. это не реально по физической причине. Реальным казалось только равенство в субъективном смысле, в смысле занятия государственных должностей и равном распределении доходов; тем более, что опыт Солона подсказывал возможность этого пути. Проблема, следовательно, состояла в том, чтобы равенство объектов было заменено равенством субъектов.
16. Расцвет Афинской демократии. Реформы Клисфена, Эфиальта и Перикла.
В 508 г. до Р.Х. Клисфен из рода Алкмеонидов реформировал основу деления афинского населения - филы. Он распределил всех граждан между 10 филами вместо 4. Он хотел смешать их, чтобы большое число людей получило возможность участия в делах государства. Вновь образованная фила представляла не сплошную территорию, а непременно была соединением трех отдельных территориальных единиц - триттий, которые включались в филу по жребию. Триттия состояла из трех демов, возглавляемых Демархом, который избирался жребием на 1 год, ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний. Всего Клисфеном было образовано 90 демов. Демы были трех родов: прибрежные, горные и равнинные. Таким образом, фила объединяла демы трех видов, население которых уже не могло преследовать никаких интересов, кроме интересов всего полиса. Фратрии и роды Клисфен оставил без изменений, не покушаясь на культ.
Совет 400 упразднен, вместо него создан Совет 500, состоял из представителей 10 фил, избранных по 50 от каждой. Коллегия архонтов утратила свое значение и была образована коллегия 10 стратегов. Имущественный ценз для занимания высших должностей сохранился. Клисфен ввел остракизм или суд черепков. Посредством него народное собрание получило право изгонять из государства на 10 лет граждан, которые по мнению народа становились опасными для демократии. Так Афины перешли от аристократии к демократии.
В начале V в. до н. э. по предложению Фемистокла, стоявшего во главе демократического движения, прямые выборы коллегии архонтов были заменены жеребьевкой. Право быть избранными в архонты получили всадники. Зевгиты были допущены к этой должности в 457 г. до н. э. Данная реформа была связана с возвышением в период войн коллегии стратегов. Значение коллегии архонтов было принижено, она утратила свой аристократический характер.
Единственным привилегированным органом оставался ареопаг, и олигархическая партия пыталась использовать его для укрепления своих позиций. Чтобы ослабить этот орган, Эфиальт возбудил дело о коррупции некоторых членов ареопага. Факты подтвердились, и Народное собрание в 462 г. до н. э. приняло закон о лишении ареопага политической власти. Право вето на постановления Народного собрания было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.
Эфиальт изменил систему отчетов должностных лиц. Теперь любой гражданин Афин мог после предоставления магистратом отчета обратиться с жалобой на уходящего в отставку. С именем Эфиальта связывают установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления.
После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. При. Перикле происходит более четкое разделение полномочий: Народное собрание является законодательным органом, функции по управлению осуществляют Совет пятисот и магистраты, судебные полномочия принадлежат гелиэе и другим судебным органам. Принцип жеребьевки распространился на большинство ранее выборных должностей. По предложению Перикла стало оплачиваться выполнение общественных обязанностей. Прежде всего была установлена плата судьям, а затем и другим должностным лицам. Это новшество открывало дорогу для участия в государственном управлении значительному кругу рядовых афинских граждан.
Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством. Перикл много сделал и для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем; укрепились позиции прибрежных. Социальную базу афинской демократии теперь составляло главным образом портовое население. А во главе демократической партии стояли часто аристократы, осознающие, что олигархическая партия — это партия консерваторов, идущая не в ногу со своим временем.
studfiles.net
10. Государственный строй древних Афин
Реформы государственного строя
Первая реформа – реформа Драконта. Постановил, что гражданские права даются лицам, способным иметь тяжелое вооружение. Высшие должности в государстве являлись доступными только для состоятельных граждан. Можно сказать, что Драконт установил цензовую демократию.
Солон усовершенствовал тимократию Драконта. Ввел более четкое деление общества на разряды (пятисотмерники (доход с земли не менее 500 мер) – трехсотмерники – двухсотмерники (все три разряда имели доступ к должностям полиса) – феты (могли учувствовать только в народном собрании)).
Затем Писистрат и его сыновья провели реформирование в разрядах населения. Граждане были распределены по 10 филам, вместо 4. Фила состояла из 3 тритий, которые включались в филу по жребию. Трития состояла из 3 демов. Всего 90 демов (3 вида: прибрежные, горные, равнинные).
Население
Делилось по аристократическому принципу: на благородных – эвпатридов; и на народ – демос, который делился на земледельцев, ремесленников. Их положение было тяжелым и легальных путей его облегчить не было.
Права гражданства можно было получить по рождению (если оба родителя были гражданами) или путем натурализации.
По рождению получить было сложно, существовали жесткие правила получения. Регистрация детей также осуществлялась сложным образом. В списки граждан заносились только совершеннолетние афиняне, совершеннолетие наступало в 18 лет. Если человеку не давали гражданства то подавался иск (докимасия), после чего суд проверял возраст и родословную истца (если выиграл заносился в дем, если проиграл продавался в рабство). Прошедший докимасию становился эфебом и в течение 2-ух лет проходил воинскую службу, которая были непременным условием получения положения гражданина. Эфебы до 20 лет были ограничены в правах, их имуществом управляли опекуны. Женщина не была обязано проводить такую службу и просто заносилась сначала в список фратрия, а затем в список дема.
Натурализация давалась особым решением экклесии и только за особые заслуги. Происходило на кворуме.
Важное значение для института гражданства имели демы и филы. Демы представляли собой институт местного управления. Каждый дем возглавлялся демархом, который избирался на год. Осуществлял руководство собраниями дема, исполнял некоторые политические функции. При нем состоял писец. Дем являлся еще и военным органом управления (в армии образовывал отдельный отряд).
Трития возглавлялась триттиархом.
Филы возглавлялись филобасилевсом, но административное управление осуществляли эпимилеты., которые назначались по одному из каждой триттиии. Руководили собраниями филы.
Права граждан
Самыми лавными правами были политические: исономия и исогория. Право участия в народном собрании получали с 20 лет, выбирались на магистратские должности с 30. Только граждане имели право владеть недвижимостью в городе и Аттике. Полезные ископаемые находились в гос. собственности, доходы с их разработки делились между всеми гражданами. Бедные получали социальную помощь.
Убийство гражданина наказывалось строже, чем убийство метека или раба. Гражданина нельзя было подвергать пытке, так же как телесным наказаниям. Самое строгое наказание – лишение гражданства (было срочным). Граждане были обязаны нести литургию и военную службу.
Метеки
Метеки – иностранцы, приезжавшие по делам в Афины. Позднее к ним относились и вольноотпущенники. Чтобы стать метеком нужно было прожить в Афинах месяц. Метек являлся юридически свободным. Метеки платили государству подушную подать. Были обязаны записаться в список метеков, иначе он мог быть продан в рабство. Платили прямой налог с имущества + за право торговли также платили налог. Не имели права владеть недвижимостью. Несли военную службу на ряду с обычными гражданами. Личные права не ущемлялись, но не могли иметь брак с афинянкой. Афинянин мог иметь брак с женщиной-метеком и она становилась частично правоспособной. Процессуальные права не были ограничены, но их можно было пытать. Не имели политических прав.
Отпуск раба мог быть осуществлен как господином, так и государством. Нужно было лишь публично (через глашатая) объявить о отпуске раба. Вольноотпущенники были обязаны оказывать былому владельцу услуги, а за невыполнение могли быть снова обращены в рабство.
Рабы
2 вида раба: личные и государственные.
Личный раб являлся имуществом наравне с домашними животными. Господин мог распоряжаться ими как угодно, не мог лишь безнаказанно убить (следовало религиозное очищение). Убийство чужого раба наказывалось штрафом. Если раб убивал кого-то то его передавали в суд для совершения расправы. Раб мог выступать в суде только по делам об убийстве. Раб обладал сакральными правами, что и свободные (участвовал в жертвоприношениях и праздниках).
Государственные рабы составляли особую часть населения.
Наиболее известная категория – городская полиция. Следили за правопорядком на народном собрании.
Затем рабочие, которые строили и ремонтировали общественные дороги
Все гос. рабы получали жалование и одежду. Обладали процессуальными правами и могли иметь собственное имущество. В армии составляли вспомогательные отряды.
Демократия в Афинах
Народное собрание (эклессия) – высший орган гос. власти. Решения имели силу закона. Местом проведения был холм – Пникс. На собраниях афиняне сидели, речь оратор держал со специального места. Сначала проводилось 10 собраний в год, затем число возросло до 40. Обычно первое собрание в году посвящалось выбору архонтов. Председательствовал начальник – эпистат пританов.
Во времена Демосфена афиняне также избирали особую коллегию проэдров из 9 человек, избирались жребием. К ним в помощь назначалась коллегия силлогетов (вручали гражданину на входе особый знак участия в совещании) и лексиархов (проверяли человека является ли он гражданином при получении знака).
Также известны глашатаи, которые объявляли день заседания и повестку. Секретарь собрания – зачитывал оф. документы.
Последней коллегией магистратов, присутствовавших на собраниях была коллегия номофилаков. Они сидели в президиуме и следили чтобы псефисма не противоречила законам Афин.
Собрание начиналось очистительной жертвы. После глашатай читал молитву. Оратор надевал на голову венок при выступлении. Ограничение по кол-ву не было. После того как все высказались принималось решение путем голосования.
Компетенция
Экклесия выбирала главных магистратов, следила как чиновники исполняют свои обязанности. Во время проверки чиновников любой гражданин мог выдвинуть обвинение против чиновника.
Судебная власть экклесии была развитой и совпадала с правом вынесения преюдициального характера. По факту это был обычный донос на любое лицо, которое пыталось подорвать демократию. Так же существовали доносы на лица совершившие обычное преступление. Так же было обвинение в трусливости, неуважении к родителям, мужеложстве и др.
Компетенция по международным делам была большой. Экклесия объявляла войну и мир, принимала послов.
По началу осуществляла контроль за гос. казной, но позже это было исключено из ее ведения.
Законодательные полномочия делила вместе с буле и гелией, фесмосфетами и номофетами. Закон был выше, чем народное собрание, но по факту обычно решения и становились законом, обычно эти решения просто пересматривали старый закон.
Совет 500
Совет 500 по реформе Клисфена сменил совет 400. Формировался по 50 членов от каждой филы. Пританы избирались на собраниях фил жребием. После избрания булевиты проходили докимасию и приносили присягу. Затем булевиты делились на 10 комиссий и призывались к исполнению поочередно. Работа пританов была публичной. Для общего руководства сроком на 1 день и только раз избирался эпистат пританов.
Полномочия пританов были определены тем, что она действовали в качестве постоянной комиссии народного собрания, куда оно посылало свои решения для доработки, с другой стороны собственными административными полномочиями Совета.
Пританы заведовали военными делами.
Заведовали дипломатическими делами. Скрепляли договоры, выслушивали доклады послов и т.д.
Широкие полномочия в административной области. Осуществляли контроль за действиями чиновников, принимали на них доносы и судили.
Наиболее важная сфера деятельности – распоряжение государственными финансами. Пританы устанавливали литургии, заведовали откупами и проч.
На пританах лежала забота о государственном культе.
Почти все обязанности исполняли через подчиненных. Получали жалование за свою деятельность.
Ареопаг – один из самых древних органов гос. власти. Состоял из бывших архонтов. По факту за ним сохранились только полномочия суда по делам об умышленных убийствах и сакральных преступлениях. Состоял из 175 членов.
Система магистратов
Пританы исполняли свою должности вместе с магистратами. Магистраты были разделены по отраслям:
Административная – одна коллегия проверяла отчетность чиновников, покидающих посты. Другая избиралась по филам для заведования ремонтом храмов, деньги получали из гос. казны. Третья надзирала за лицами свободных профессий. Четвертая – рыночные надзиратели, портовые надзиратели и др.
Финансовая – избирались 10 казначее города. Казначеи заведовали главной святыней Афин и гос. казной. Еще одна устанавливала аукционы конфискованного имущества. Третья заведовала регистрацией государственных доходов и расходов.
Судебная – суд диэтов. Также комиссия, осуществляющая надзор за местами заключения. Также имели 9 архонтов (архонт-басилевс, полемарх, архонт-эпоним, шесть фесмофетов). Избирались жребием. Архонт-эпоним не ответственность за сохранение гражданского мира и собственности. Архонт заведовал делами общегородского культа (иски о неуважении родителей, надзор за опекунами и др.). Суду архонта-басилевса принадлежали дела о непредумышленных убийствах, уголовные где сторонами были метеки и рабы. Гражданские дела таких лиц судил полемарх. Архонты-фесмофеты следили за соблюдением законов в Афинах, определяли порядок судебного заседания.
Также в Афинах были: казначей воинской казны, заведующий городским водопроводом, коллегия каталогизаторов, коллегия аллофетов, иеропеев и жрецов.
studfiles.net
Вопрос 17 Государственный строй Древних Афин
Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год (позже - 40 раз в год).
Эклессия собиралась по инициативе пританов, которые также назначали повестку дня. Объявлял ее городской глашатай, который оповещал всех жителей о предстоящем собрании. Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Уходить с собрания было нельзя (именно поэтому участвующие в собрании приносили с собой еду и вино, ведь собрание иногда длилось по 12 часов и больше).
Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре (площади у подножия горы), отмечались у глашатая, получали жетоны (2 вида голосования: хиротонея и балатирвока) и рассаживались. Большинство ученых сходятся в том, что афиняне рассаживались беспорядочно (по крайней мере доказательства обратного до сих пор не существует).
Пританы - президиум эклессии, который состоял из 9 человек. Она руководила эклессией и производила подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек.
Компетенция эклессии:
1.выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)
2.заслушивала отсчет чиновников
3.рассматривала внешнеполитические дела
4.подтверждала государственный бюджет (налогов в Афинах не существовало. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии.
5.судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация.
6.эклиссия законодательствовала лишь косвенно. Псифизим - постановление эклиссии. Порядок принятия законов
Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). К примеру, он мог сказать, что закон противоречит принципу Афинского государства. Тогда дело предавалось в гелию, где закон либо отменялся, либо считался действительным. Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов.
После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.
Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию. К этим органам принадлежали «совет пятисот» (буле), гелиэя, ареопаг, коллегия десяти стратегов, избираемых по одному от каждой филы, архонты и еще ряд должностных лиц, в большинстве своем избираемых с помощью жеребьевки.
Примерно такой же, как и при Клисфене, оставалась организация буле. Члены буле избирались по жребию из граждан не моложе 30 лет, по 50 человек от каждой из 10 фил. Эти 50 человек составляли так называемую пританию. Каждая из пританий по очереди выполняла обязанности буле в течение одной десятой части года. Эти обязанности состояли в подготовке дел для экклесии, а также в решении текущих вопросов в промежутках между заседаниями экклесии.
Определенную роль в законодательной деятельности играла гелиэя (суд присяжных), которая в Афинах занималась не только обычными судебными делами. Гелиэя состояла из 6 тыс. избранных по жребию присяжных судей. Судьи были разделены на 10 палат (так называемых дикастериев), в среднем по 500 человек в каждой. 100 присяжных в каждом дикастерии считались запасными.
Во время войны стратеги командовали армией и флотом, ведали всей внешней политикой Афинского государства и распоряжались значительной частью государственных финансов. Обладая такими широкими полномочиями, стратеги в то же время были подотчетны экклесии и постоянно контролировались ею.
Это был период относительно высокого развития античной демократии, ограниченной, однако, рабовладельческой основой. Как и полностью бесправные рабы, и лишенные политических прав метэки, женщины в Афинах также не имели политических прав.
Количество полноправных граждан, которые могли принимать участие в экклесии, составляло весьма незначительную часть населения Аттики. К тому же далеко не все те, кто обладал в Афинах политическими правами, были в состоянии реально ими пользоваться. Прежде всего это относилось к участию граждан в народном собрании. Для граждан, живших трудом своих рук, не так-то просто было бросать работу и каждый десятый день проводить на Пниксе (холм в Афинах), где собиралась экклесия.