МОДЕЛЬ СОТВОРЕНИЯ МИРА. Мифы древней греции космогонические
Мифы Древней Греции – мифология и сюжеты легенд (5 класс, история)
Мифы – это древние предания и рассказы, в которых отражено представление народа об устройстве мира и всех происходящих в природе процессах. В 5 классе история Древней Греции изучалась очень подробно, поэтому стоит вспомнить мифы древних греков как отражение их культуры.
Космогонические Мифы Древней Греции
Если говорить кратко о мифологических сюжетах, следует отметить, что большинство из них рассказывает о пантеоне богов, о жизни титанов и гигантов, о подвигах мифических и исторических героев. Выделяется два типа мифов и легенд Древней Греции – героические и космогонические.
Космогония начинается с того, что вначале всего был Хаос. Из Хаоса появились два бога – Уран (небо) и Гея (земля).
Они сотворили существующий мир. Дети Урана и Геи были обезображены и свирепы, за что отец каждого выбрасывал в бездну подземного Тартара. Гея слышала крики титанов, их детей, и уговорила младшего из них, Кроноса, напасть на Урана.
Кронос смог свергнуть отца и захватить власть в мире. Он женился на Рее, но боялся, что и его дети отнимут у него власть, поэтому каждого ребенка он съедал.
Лишь одного из детей Рея смогла уберечь от участи остальных – Зевса. Его спрятали на Земле, где он вырос и возмужал.
Рис. 1. Статуя Зевса.
Зевс устроил так, что Кронос выпил рвотного зелья, после чего изрыгнул своих детей – Геру, Деметру, Гестию, Аида и Посейдона. Кронос вступил в битву с детьми и на его стороне выступили остальные титаны. Зевс же освободил из Тартара циклопов, которые решили исход десятилетней битвы. Свергнув отца, Зевс стал верховным богом над другими и все они поселились на вершине горы Олимп. Но недолго пировал Зевс. Против них восстали гиганты, сыны Геи. Ни молнии Зевса, ни оружие других богов не могло победить гигантов, которые бросали огромные камни в богов. Камни, отскакивая в море, образовывали острова. Вскоре Зевсу удалось узнать, что их может поразить смертный человек и тогда Афина привела Геракла. Благодаря ему была одержана победа, и на Олимпе снова был восстановлен мир.
Согласно греческой мифологии, у Зевса очень долго и мучительно болела голова. Чтобы избавить его от постоянных страданий, Зевс упросил Гефеста расколоть ему голову кузнечным молотом. Когда дело было сделано, из головы выбралась богиня мудрости – Афина. Так произошло ее рождение.
Боги стали править на Олимпе, а также следить за людьми. Например, известен миф о том, что Афина и Посейдон решили побороться за покровительство над главным городом Эллады. Бог моря ударил трезубцем в землю и оттуда потекла вода, что понравилось людям, но она оказалась соленой. Тогда Афина ударила в землю ногой и на том месте выросло оливковое дерево. Горожане выбрали Афину своей покровительницей, а город называли Афины.
Рис. 2. Рождение Афины.
Мифы о героях
Люди появились на Земле уже в то время, когда на Олимпе правил Зевс. Согласно одним мифам, человеческий род вышел прямо из лона земли, а согласно другим – людей создали леса и горы. Была и версия того, что люди произошли от богов.
Была также легенда о четырех веках человечества. Согласно этому мифу люди появились в годы правления Кроноса и это был их золотой век. Они не старели, а жизнь проводили в трудов и забот. Но Кронос пал и люди вступили в серебряный век. Люди медленно развивались в это время. Их детство составляло 100 лет, а зрелая жизнь была слишком короткой. За то, что люди были злы и не приносили жертвы богам, Зевс убил их. Грубое и любящее войну людское племя жило в бронзовом веке. У людей была сила гигантов и каменное сердце. Именно в эти годы на Земле случилась Троянская война, жили Тезей и Персей, а также были совершены 12 подвигов Геракла. Только людям бронзового века было под силу совершать нечеловеческие подвиги. И вот наступил железный век, который продолжается и поныне. Уже нет великих героев, таких как Гектор и Ахилл.
Во всех мифах, где задействованы люди, боги сопровождают их или чинят им всевозможные препятствия, так что они неразлучно связаны.
Рис. 3. Геракл и гидра.
Что мы узнали?
Греческая мифология широка и многогранна. Для изучения всех мифов нужны месяцы или годы, но они необычайно интересны, поэтому заслуживают этого внимания.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Космогонические мифы
Космогонические легенды – категория легенд, рассказывающих о преобразовании хаоса в космос. Слово «космогония» образовано от 2-ух греческих слов: мир (либо космос) и появляться. Хаос (пустота; от греческого корня «хао», зевать) в легендах значит первопотенцию, аморфную материю, из которой и будет сотворен мир. Персонификация нескончаемого и пустого мирового места, не имеющего размеров. В древнегреческих легендах воплощением Хаоса является Океан либо начальные воды.
Космогонические легенды всераспространены в культурах многих народов, а образ Океана в космогонии Старой Греции, скорее всего, сложился под воздействием древней шумерской культуры. Акт творения представляет создание порядка из кавардака. Пока сохраняется порядок – существует мир. Но может случиться так, что в некий момент возникнет угроза его разрушения, тогда он может возвратиться в состояние хаоса. Практически везде в легендах описывается битва божества либо культурного героя с чудовищем (морской змей либо дракон), олицетворяющим силы хаоса.
Космогонические легенды Старой Греции отлично известны по поэме «Теогония» Гесиода. Хаос, согласно «Теогонии», изначальное божество, породившее Эреба и Нюкту (Мрак и Ночь). Другие галлактические первоначала, порожденные из него: Гея (Земля), Тартар (подземное королевство) и Эрос (Любовь либо сила влечения). У Гесиода Хаос размещен ниже Земли, но выше Тартара, 1-ое упоминание о котором можно отыскать у Гомера. Современной наукой установлено, что на формирование древнегреческих легенд существенно воздействовали религиозные системы восточного Старого мира (шумерская, вавилонская, хеттская). Непременно, космогонические легенды в изложении Гесиода в Старой Греции не были единственными. Свои теории развивали многие философы. Так, посреди низших слоев населения более пользующейся популярностью являлась орфическая космогония, в какой находится мировое яичко. По Эпимениду сначала существовали Воздух и Ночь, от которых появились Тартар и пара богов, породивших мировое яичко. Центральные роли у орфиков отводятся Дионису и Деметре. Их судьба связана с началом истории населения земли.
В римской традиции, а именно у Овидия, космогонические легенды обрисовывают вначале существовавшую грубую и неразвитую массу, в которую аморфной кучей были погружены все элементы космоса.
В полном обзоре греческих легенд и сказаний, известном как «Мифологическая библиотека», неведомого писателя, которого именуют Псевдо-Аполлодором, рассказывается, что первыми миром правили Гея (Земля) и рожденный ею Уран (Небо). Небо покрыло Землю (знак соединения Мужчины и Дамы), и появились двенадцать богов первого поколения (6 братьев и 6 сестер).
В философской концепции Прима Материя (1-ая материя), развитой приблизительно в 5-6 веках, были объединены библейские понятия и различные космогонические легенды. Примеры её внедрения можно отыскать у алхимиков эры Ренессанса, которые ассоциировали «первую материю» практически со всем: Хаосом, Мужиком и Дамой, андрогинным существом, Небом и Землей, Телом и Духом. Они использовали подобные сопоставления, чтоб обрисовать универсальный нрав Прима Материя, которая обладает свойствами и качествами всех вещей.
www.tipsboard.ru
Космогонические мифы
Космогонические мифы – категория мифов, повествующих о преобразовании хаоса в космос. Слово «космогония» образовано от двух греческих слов: мир (или космос) и возникать. Хаос (пустота; от греческого корня «хао», зевать) в мифах означает первопотенцию, бесформенную материю, из которой и будет создан мир. Персонификация бесконечного и пустого мирового пространства, не имеющего размеров. В древнегреческих мифах воплощением Хаоса является Океан или первоначальные воды.
Космогонические мифы распространены в культурах многих народов, а образ Океана в космогонии Древней Греции, вероятнее всего, сложился под влиянием древнейшей шумерской культуры. Акт творения представляет создание порядка из беспорядка. Пока сохраняется порядок – существует мир. Но может случиться так, что в какой-то момент возникнет угроза его разрушения, тогда он может вернуться в состояние хаоса. Почти повсеместно в мифах описывается битва божества или культурного героя с чудовищем (морской змей или дракон), олицетворяющим силы хаоса.
Космогонические мифы Древней Греции хорошо известны по поэме «Теогония» Гесиода. Хаос, согласно «Теогонии», изначальное божество, породившее Эреба и Нюкту (Мрак и Ночь). Другие космические первоначала, порожденные из него: Гея (Земля), Тартар (подземное царство) и Эрос (Любовь или сила влечения). У Гесиода Хаос расположен ниже Земли, но выше Тартара, первое упоминание о котором можно найти у Гомера. Современной наукой установлено, что на формирование древнегреческих мифов значительно повлияли религиозные системы восточного Древнего мира (шумерская, вавилонская, хеттская). Безусловно, космогонические мифы в изложении Гесиода в Древней Греции не были единственными. Свои теории развивали многие философы. Так, среди низших слоев населения более популярной являлась орфическая космогония, в которой присутствует мировое яйцо. По Эпимениду вначале существовали Воздух и Ночь, от которых возникли Тартар и пара богов, породивших мировое яйцо. Центральные роли у орфиков отводятся Дионису и Деметре. Их судьба связана с началом истории человечества.
В римской традиции, в частности у Овидия, космогонические мифы описывают изначально существовавшую грубую и неразвитую массу, в которую бесформенной кучей были погружены все элементы космоса.
В полном обзоре греческих мифов и сказаний, известном как «Мифологическая библиотека», неизвестного писателя, которого называют Псевдо-Аполлодором, рассказывается, что первыми миром правили Гея (Земля) и рожденный ею Уран (Небо). Небо покрыло Землю (символ соединения Мужчины и Женщины), и появились двенадцать богов первого поколения (шесть братьев и шесть сестер).
В философской концепции Прима Материя (первая материя), развитой примерно в 5-6 веках, были объединены библейские понятия и разные космогонические мифы. Примеры её применения можно найти у алхимиков эпохи Ренессанса, которые сравнивали "первую материю" буквально со всем: Хаосом, Мужчиной и Женщиной, андрогинным существом, Небом и Землей, Телом и Духом. Они использовали подобные сравнения, чтобы описать универсальный характер Прима Материя, которая обладает качествами и свойствами всех вещей.
загрузка...
worldfb.ru
Космогонические мифы
Космогонические мифы – категория мифов, повествующих о преобразовании хаоса в космос. Слово «космогония» образовано от двух греческих слов: мир (или космос) и возникать. Хаос (пустота; от греческого корня «хао», зевать) в мифах означает первопотенцию, бесформенную материю, из которой и будет создан мир. Персонификация бесконечного и пустого мирового пространства, не имеющего размеров. В древнегреческих мифах воплощением Хаоса является Океан или первоначальные воды.
Космогонические мифы распространены в культурах многих народов, а образ Океана в космогонии Древней Греции, вероятнее всего, сложился под влиянием древнейшей шумерской культуры. Акт творения представляет создание порядка из беспорядка. Пока сохраняется порядок – существует мир. Но может случиться так, что в какой-то момент возникнет угроза его разрушения, тогда он может вернуться в состояние хаоса. Почти повсеместно в мифах описывается битва божества или культурного героя с чудовищем (морской змей или дракон), олицетворяющим силы хаоса.
Космогонические мифы Древней Греции хорошо известны по поэме «Теогония» Гесиода. Хаос, согласно «Теогонии», изначальное божество, породившее Эреба и Нюкту (Мрак и Ночь). Другие космические первоначала, порожденные из него: Гея (Земля), Тартар (подземное царство) и Эрос (Любовь или сила влечения). У Гесиода Хаос расположен ниже Земли, но выше Тартара, первое упоминание о котором можно найти у Гомера. Современной наукой установлено, что на формирование древнегреческих мифов значительно повлияли религиозные системы восточного Древнего мира (шумерская, вавилонская, хеттская). Безусловно, космогонические мифы в изложении Гесиода в Древней Греции не были единственными. Свои теории развивали многие философы. Так, среди низших слоев населения более популярной являлась орфическая космогония, в которой присутствует мировое яйцо. По Эпимениду вначале существовали Воздух и Ночь, от которых возникли Тартар и пара богов, породивших мировое яйцо. Центральные роли у орфиков отводятся Дионису и Деметре. Их судьба связана с началом истории человечества.
В римской традиции, в частности у Овидия, космогонические мифы описывают изначально существовавшую грубую и неразвитую массу, в которую бесформенной кучей были погружены все элементы космоса.
В полном обзоре греческих мифов и сказаний, известном как «Мифологическая библиотека», неизвестного писателя, которого называют Псевдо-Аполлодором, рассказывается, что первыми миром правили Гея (Земля) и рожденный ею Уран (Небо). Небо покрыло Землю (символ соединения Мужчины и Женщины), и появились двенадцать богов первого поколения (шесть братьев и шесть сестер).
В философской концепции Прима Материя (первая материя), развитой примерно в 5-6 веках, были объединены библейские понятия и разные космогонические мифы. Примеры её применения можно найти у алхимиков эпохи Ренессанса, которые сравнивали "первую материю" буквально со всем: Хаосом, Мужчиной и Женщиной, андрогинным существом, Небом и Землей, Телом и Духом. Они использовали подобные сравнения, чтобы описать универсальный характер Прима Материя, которая обладает качествами и свойствами всех вещей.
загрузка...
fjord12.ru
Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера
Контрольная
работа по истории искусств:
- В в е д е н и е - в
историю искусств
Месопотамская
культура и космогонические мифы Древнего Шумера
выполнил:
проверил:
План
Глава 1. Общие сведения о Древнем
Шумере
1.1 Географическое положение и
природные условия
1.2 Население и история
1.3 Письменность
Глава 2. Шумерский пантеон
Глава 3. Космогонические мифы
Заключение
Список использованной литературы и источников
Глава 1. Общие
сведения о Древнем Шумере
1.1 Географическое
положение и природные условия
От гор Армении на севере
до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до
Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория,
названная древнегреческими географами Месопотамией. Сейчас это в основном территория
Иранской республики. Евфрат и Тигр берут свое начало на Армянском нагорье и
впадают в персидский залив. Воды рек несли ил, который содержал растительные
остатки и растворенные соли горных минералов и во время половодья оставался на
полях, удобряя их. Но при этом для того, чтобы в долине междуречья можно было
заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ,
осуществлявшихся круглый год. Приходилось бороться с засоленностью почв от
насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для
орошения, а кроме того от недостатка дождевой влаги, промывающей почву. Угрозу для
плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь,
приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с залива, гнавшие на берег большие
волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным
наводнениям[1].
1.2 Население и
история
С уверенностью можно
констатировать наличие шумерского населения на крайнем юге Месопотамии после
появления письменности на рубеже IV – III тыс. до н. э., но точное время
появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно
Шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге
до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере. Текст с сайта Биг Реферат РУ
На территории Месопотамии
с VII по IV тысячелетие до н. э. шло разложение первобытнообщинного строя
и создавались предпосылки возникновения классового общества.
В начале III тыс. до н. э. образовались первые
небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер.
Период, охватывающий XXVIII
– XXIV вв. до н. э., носит название
Раннединастического. Следующий период (XXIV – XXIII
вв.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий.
Политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает
государство Аккад, объединившее под своей властью Шумер и северные области
Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшᴇᴦᴏ под властью кутиев, гегемония в
Месопотамии переходит к Шумеро-Аккадскому царству[2].
1.3 Письменность
Месопотамия – один из
важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры
были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и
ассирийцами. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы
изобретением своеобразного письма (в кон. IV тыс. до н. э.), несколько позднее превратившегося в клинопись. Информация с сайта Бигреферат.ру / bigreferat.ru
Именно клинопись стала стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все её
аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись стала окончательно
забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура (существовавшая до I в до н. э.). Но при этом её наиболее
важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и
вошли в сокровищницу современной мировой культуры[3].
Глава 2. Шумерский
пантеон
История формирования и
развития мифологических представлений прослеживается на материалах
изобразительного искусства приблизительно с сер. VI тыс. до н. э., по письменным источникам – с нач. III тысячелетия[4].
Шумерская художественная
литература состоит из мифов, эпических поэм, гимнов, надгробных плачей,
«летописей» и поучений
. В настоящее время исследователям известны целиком или в
большей своей части 20 шумерских мифов, повествующих о сотворении и устройстве
вселенной, о рождении богов, об их дурных и добрых деяниях, о сотворении
человека, о ᴨᴏᴛопе, ʜᴎϲпосланном в наказание людям, о тайнах смерти и
подземного царства[5].
Ко времени образования
первых шумерских городов-государств, видимо сформировалось представление об
антропоморфном божестве. Божества – покровители общины являлись в первую
очередь олицетворением творящих и производительных сил природы, с кᴏᴛᴏᴘыᴍ и
соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещённые с
функциями жреца
. В каждом городе-государстве сохранились свои божества-герои.
До кон. III тыс. до н. э. не было единого
систематизированного пантеона[6].
В III тыс. до н. э. в Шумере можно
насчитать – по крайней мере, по именам – несколько сот богов. Главнейшими среди
этих сотен божеств были бог неба Ан, бог воздуха Энлиль, водяной бог Энки и
великая богиня-мать Нинхурсаг.
Бог неба Ан некогда считался у шумеров главным
божеством всего пантеона, хотя в дошедших до нас источниках, восходящих
примерно к 2500 г. до н. э., эта роль приписывалась уже богу воздуха Энлилю.
Городом-государством, где находилось главное святилище Ана, был Урук.
Итак, главенствующим
божеством стал бог воздуха Энлиль[7].
Исследователь В.
Емельянов утверждает: Ан – старейшина богов, существовавший ещё до
отделения Неба и Земли. Он никогда не изображается действующим, но всегда
советующим.
Энлиль (чьё имя переводится как «господин
Дуновение») – божество со множеством функций, сводящихся к одному ядру. Он
повелитель воздуха и ветра, властитель мира, расположенного между небом и
землёй; он второй глава Собрания богов, утверждающий царя на престоле; он
господин чужих стран; он предводитель всех внешних сил местности; он устроитель
гибельного ᴨᴏᴛопа. Энлиль – покровитель естественных законов, и прежде всего
законов биологического возраста, старения и смерти. Он устраивает ᴨᴏᴛоп ᴨᴏᴛому,
что вечная жизнь шумерских городов была бы противоестественной. Город Энлиля –
Ниппур.
Энки («господин
Земли») – сила, во
многом противоположная Энлилю. Это, прежде всего, повелитель пресных и
подземных вод; это создатель и покровитель человечества; это умелец, искусник и
маг, обучающий своим хитрым искусством младших богов, с тем, чтобы они передали
его премудрость людям. Энки любит преодолевать естественный закон. Энки лечит
больного, восстанавливает чистоту осквернённого, покровительствует любой
попытке изменить предопределение и исправить естественное положение дел[8].
Четвёртым созидательным
божеством, как пишет С. Крамер, была богиня-мать Нинхурсаг, известная
также под именем Нинмах («высокая госпожа»). Кроме того, Нинхурсаг имела
имя Нинту («госпожа, давшая жизнь»). Она считалась покровительницей всех
живых существ, богиней-матерью[9].
Димузи («истинный
сын») – божество
весенних процессов и покровитель скоᴛᴏʙодов (поощряет размножение скота). В
канун летнего солнцестояния Димузи уходит в подземный мир, передавая земле свою
плодоносную силу.
Инанна («госпожа
небо») – богиня
планеты Венера, олицетворяет силу любовной и воинской страсти. Инанна воплощает
стихийную силу природы и человеческие эмоции, а кроме того во многом является
олицетворением женского начала в природе и обществе[10].
Во главе области мира
мёртвых стояли супруги Нергал и Эрешкигаль, а решения принимали в
нём грозные судьи людей Ануннаки[11].
Второе поколение
шумерских богов ярче всего представлено богами Луны (Нанна), Солнца (Уту) и
мирного труда (Нинутра)[12].
В. Емельянов определяет
специфику шумерского понимания божества6 шумеры видели в своей религии прежде
всего начало возвышенное, упорядоыенное и светоносное. Об этом говорит
написание слова «бог» - знак, обозначающий одновременно небо, звезду и властителя
небесных звёзд Ану
. В божестве важна не сила и способность наделять мир
различными благами, а удалённость от суеты здешней жизни, ясный свет,
испускаемый с небес на землю, и обладание наглядно воспроизводимыми законами,
которым должно подчиняться всё мироздание[13].
Глава 3.
Космогонические мифы
Понятий «вселенная»,
«космос» в шумерских текстах не существует. Когда есть необходимость говорить о
целостности мира, употребляется составное слово Ан-Ки («Небо – Земля»).
Считается, что до возникновения мира Небо и Земля были единым телом, из
которого затем появились все сферы мира[14]. Вот что рассказывает об
этом шумерский миф «Гора небес и земли»:
«Когда-то небо и земля
были слиты, и не было на них ни травы, ни тростника, на деревьев, ни рыб, ни
зверей, ни людей. Были они как одна гора в пространстве, заполненном вечными
водами дочери океана Намму, праматери всего сущего. Произвела она из себя Ану и
Ки, сына и дочь, и поселила их раздельно. Ану – на вершине горы, а Ки – внизу,
под её подножием. Когда дети подросли, они стали крутить головами и искать друг
друга. И свела и Намму, соединила как мужа и жену. И родила Ки владыку Энлиля...
Потом Ки произвела на
свет от Ану ещё семерых сыновей, семь могучих стихий, без которых не было бы
света и тепла, влаги, роста и процветания. Затем по воли Анну у Ки родились
младшие боги, помощники и слуги Анну – ануннаки»[15].
Шумеры объясняли
происхождение вселенной следующим образом:
1.
Вначале был
первозданный Океан.
2.
Первозданный
Океан породил космическую гору, состоявшую из земли, объединённой с небом.
3.
Созданные как боги
в обличье человека, бог Ан (небо) и богиня Ки (земля) породила бога воздуха
Энлиля.
4.
Бог воздуха
Энлиль отделил небо от земли[16].
«Разорвали Ан и Энлиль
гору. Поднял вершину Ану вверх, а Энлиль опустил плоское подножие вниз. Так
появилось небо в виде свода и Земля, как плоский диск с неровностями, горами и
ущельями, ибо гора был разорвана, а не разрезана ножом»[17].
Брак Энлиля с
матерью-землёй положил начало устройству мира – сотворению человека, животных,
растений и созданию цивилизации[18].
Список использованной литературы и источников
Источники:
1. Немировский А. И. Мифы Древности:
Ближний Восток. М., 2001.
Исследовательская литература:
2. Емельянов В. В. Древний Шумер:
очерки культуры. СПб., 2001.
3. Крамер С. Н. История начинается в
Шумере. Текст с сайта Биг Реферат РУ М., 1991.
4. История Древнего Востока / Под
ред. В.И. Кузищина. М., 2001.
Справочные издания:
5. Мифы народов мира. Энциклопедия в
2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 1. М., 1991.
6. Мифы народов мира. Энциклопедия в
2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 2. М., 1991.
[1] История Древнего Востока
/ Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. С. 98 – 99.
[2] История Древнего Востока
/ Под ре
bigreferat.ru
Мифы и легенды Греческой мифологии · Энциклопедия античной мифологии
В «Трезвой России» поддержали запрет продажи алкоголя в выходные дни
Руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев в беседе с RT прокомментировал обсуждаемую в Минздраве возможность запрета продажи алкоголя в выходные дни.
Медики Южной Кореи помогут сахалинским коллегам в лечении онкобольных
Сегодня в областном онкодиспансере медики из Корея проведут семинар для сахалинских коллег по теме «Лучевая диагностика онкологических заболеваний органов брюшной полости (печени, панкреатодуоденальной зоны, поджелудочной железы, области желчевыводящих протоков, почек и забрюшинного пространства)».
В России создадут систему распознавания окружающей среды для инвалидов
Сообщается, что проект, получивший грант в 15 млн рублей от Фонда содействия инновациям по конкурсу «Развитие-НТИ», представляет собой систему, преобразующую видео- и аудиоинформацию об окружающей среде в другой вид, в частности, в азбуку Брайля, благодаря чему инвалиды становятся более самостоятельными.
Фото: NASA опубликовало уникальные снимки кратеров Марса
Американское космическое агентство (NASA) опубликовало уникальные фотографии кратеров Марса, похожих на разноцветных «червей».
Сделки с долёвкой в Челябинской области упали втрое
Количество регистрационных действий по договорам долевого участия (ДДУ) в Челябинской области* январь февраль март апрель май июнь за полгода 2016 1095 1410 1201 4880 980 724 10260 2017 310 653 782 586 599 622 3552 К снижению сделок по ДДУ могли привести и проблемы, которые сейчас испытывает в регионе долевое строительство.
Жилплощадь в Коми дешевеет быстрее, чем по всей стране
Статистику, подготовленную аналитиками, приводит "ПроГород Ухта". Тремя регионами России, где цена на недвижимость сейчас падает быстрее всего, стали Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ и Республика Коми.
Тюменскую область впервые посетит посол Венгрии
Венгрия укрепит сотрудничество с Тюменской областью. Для этого 18-19 июля в регион впервые приедет Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики в РФ Янош Балла.
Константин Толкачёв рассказал о возможном курортном сборе в Башкирии
Константин Толкачев отметил, что курортный сбор в Башкирии дал был большие преимущества в виде дополнительных средств на развитие туристической инфраструктуры. При этом, по его словам, такой «налог» нужно вводить не для всех, а только для приезжих туристов.
greekroman.ru
МОДЕЛЬ СОТВОРЕНИЯ МИРА
Космогонические мифы занимают совершенно особое место в мифологии любого народа, составляя её ядро. Они - образец творчества и потому идеальная модель для всех творческих начинаний. По этой модели в мифах создается всё остальное: растения, звери, птицы, звёзды и планеты, человек; появляются смерть, социальные установления, человеческие ценности и блага (огонь, брачные нормы, орудия труда и т.п.).
По образу и подобию происходящего в мифах творения организовывали свой мир и традиционные общества. Всякое человеческое деяние (освоение новых территорий, строительство жилища, рождение ребёнка, написание гимна, организация военного похода и т. п.) восходило к модели создания Вселенной. Космос, как образцовое творение, по словам Мирчи Элиаде, являлся «идеальным архетипом одновременно для всех творческих ситуаций».
Зачастую в мифологии космогония как бы повторялась: мир пересоздавался богами вновь. И у многих народов время от времени (на важных праздниках, при обрядах исцеления, возведения на трон нового правителя, инициациях и др.) проходило ритуально-мистическое воссоздание мира. В такие моменты люди словно возвращались в лоно творения, приобщались к истокам бытия, наполненным изначальной энергией жизни и плодородия. Подобное регулярное обновление жизни служило залогом сохранения миропорядка, установленного некогда богами.
Ян Брейгель Старший. Изобилие и четыре элемента. 1606 г.
Другая космогоническая схема легла в основу «Теогонии» Гесиода (это сочинение нередко датируют VIII в. до н.э., но чаще всего говорят о том, что два известнейших эпоса разделяет около полутора столетий). Гесиод изложил мифы, неизвестные Гомеру или лишь упомянутые им. Исследователи полагают, что источниками Гесиоду послужили локальные мифы, бытовавшие в провинциях Греции. Нередко говорят и о восточных влияниях (вавилонских, хеттских и др.), поскольку космогоническая схема Гесиода традиционна для Востока.
Борьба лапифое и кентавров. Метопа Парфенона.447-433 гг. до н. э. Британский музей. Лондон. По традиции у древних греков западный фронтон храма воплощал идею «разделения Хаоса». В храме Зевса в Олимпии он изображал битву лапифое с могучими кентаврами. Оба племени, согласно мифу, происходили от родных братьев, однажды смертельно рассорившихся. На свадьбе лапифа Пирифоя кентавры, никогда доселе не вкушавшие вина, под его воздействием стали хватать женщин и мальчиков. Лапифы вынуждены были дать им жестокий отпор.
Гесиод не ограничился простым пересказом мифов. Он систематизировал их, подчиняя творения мифологического мышления рациональному началу. Получилась завершённая космологическая система.
По Гесиоду, всё происходит из Хаоса (буквально « зияющее пространство», «пустое протяжение»), бесконечного и пустого мирового пространства. Следом за ним зародились и другие первоначала: «широкогрудая» Гея (Земля), «всеобщий приют безопасный»; сумрачный Тартар, «в земных залегающий недрах глубоких»; прекраснейший Эрос (вожделение, желание), что «душу в груди покоряет» (юношей, сыном Афродиты, Эрос становится позже, а милым шаловливым мальчуганом, только и ждущим, в кого бы отправить стрелу любви, - ещё позже, в эллинистический период).
Хаос породил из себя угрюмый Эреб (буквально «мрак») и чёрную Никту (Ночь), а они - лучезарный Эфир (верхний слой воздуха) и сияющую Гемеру (буквально «день»). Гея же рождает «себе равное ширью звёздное небо, Урана, чтоб точно покрыл её всюду», потом - горы и море. Далее, «разделивши ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий» и множество всяких существ (многие из этих мифологических образов Гесиода не полностью ясны), в числе которых был и титан Кронос, оскопивший по наущению матери своего отца и воцарившийся вместо Урана.
Асмус Карстенс. Ночь и её дети. 1754-1798 гг.
Гесиодова космогоническая схема была принята не только в Элладе, но и в Риме. «Теогония» являлась самой популярной поэмой во всей античной истории. Все последующие космогонии так или иначе ориентировались на эпос Гесиода и его образы.
Среди них ближе всех к Гесиоду была космогония досократика Акусилая (первая половина V в. до н. э.), которого некоторые античные авторы причисляли к семи мудрецам. Мыслитель возвысил Хаос над всем как нечто «совершенно непознаваемое» и внутри непротивополагаемое. Из него возникли Эреб (мужское начало) и Ночь (женское начало), а из их смешения произошли другие существа. Началом всякого бытия считал Хаос и досократик Ферекид Сиросский (живший то ли в середине VII в. до н. э., то ли в начале VI в. до н. э.), по преданию учитель Пифагора, но он отождествлял первопотенцию с Водой. Схолиасты (составители схолий - пояснений к непонятным местам древних текстов), видимо также полагавшиеся на Гесиода, у истоков мира ставили Хаос, который мыслили то как воду, то как разлитый воздух, то как место разделения стихий.
Геракл. Гобелен из серии «Сферы» с гротесками в помпейском стиле. XV в.
Геракл на симпосии (ритуальном мужском собрании). Фрагмент росписи аттической вазы из Афин. 500-400 гг. до н. э. Лувр. Париж. Как и другие греческие герои, борющиеся с чудовищами, символизирующими Хаос, Геракл был призван упорядочивать жизнь на земле, внося в неё меру, законы, справедливость.
Конечно же, были и те, кто не соглашался с Гесиодом. Древнегреческий мудрец, поэт и прорицатель Эпименид (VI в. до н. э.), по преданию 57 лет проспавший в заколдованной пещере, космогоническими потенциями называл Воздух и Ночь, от брака которых произошёл Тартар. Оттуда восходят два титана, из их смешения происходит Яйцо, из которого возникают все прочие рождения. Некто Мусей, написавший «Теогонию», первоначалом считал Ночь.
В Древней Греции помимо космогонических схем Гомера и Гесиода была распространена орфическая космогония, связанная с культами Деметры и Диониса. Орфическая космогония в определённой степени противостояла гомеро-гесиодовским схемам. Хотя и, по мнению А. Ф. Лосева, в значительной мере представляла собой «не что иное, как раскрытие гомеро-гесиодовских символов в максимально понятной и вразумительной форме». По своему происхождению она, по-видимому, тоже была вовсе не греческая.
По мнению некоторых исследователей, орфизм, возникший на основе аполлоно-дионисийского синтеза, был никак не моложе гомеровского эпоса. Предания связывают начало орфизма с именем мифического певца и музыканта Орфея, переселившегося в Элладу из Фракии. Причастный к магической силе искусства, сын фракийского речного бога Эагра (по другой версии, бога Аполлона) и музы эпической поэзии и науки Каллиопы покорял своими талантами и людей, и богов, и природу.
В Древней Греции ходили многие приписываемые Орфею сочинения, в том числе и орфические гимны. Но почти все они были утрачены ещё в давние времена, и уже древние философы расходились в вопросе о том, что Орфей принимал за первоначало мира.
Гюстав Моро. Фракийская женщина с головой Орфея. 1865 г. Музей Орсе. Париж.
Многие мыслители называли первоначалом Ночь, некоторые - Воду (Иероним и Гелланик) или Хронос (в «рапсодической» теогонии его представляли крылатым драконом с головой быко-льва и ликом бога). Не забывали и о гомеровых Океане и Тефии (Платон). Позднейшим орфи-кам приписывали идею о возникновении из первостихий Мирового яйца. В космогонии Гесиода этот образ отсутствует, но он был знаком грекам, в частности, по мифу о спартанской царице Леде, к которой в образе лебедя явился сам Зевс. После близости с верховным богом она произвела на свет два яйца (из них впоследствии появились сестры Елена Прекрасная и Клитемнестра и братья-близнецы Диоскуры, участники нескольких героических сражений).
Со временем орфическая космогония подверглась длительному углублённому анализу, из которого мифы вышли радикально «демифологизированными». Так, рассуждая об орфиках, перипатетик Евдем в своей теогонии высказывает некоторые соображения, которые воспринимаются как намёки на триадическую структуру мифа. И тут, по мнению А. Ф. Лосева, мифология уже вплотную подходит к настоящей натурфилософии, лежащей за пределами мифологии. Представляя более позднюю орфическую космогонию Иеронима и Гелланика с явной триадической структурой, Лосев пишет: «...триады явно предполагают весьма длительную работу диалектической мысли, стало быть, тут перед нами действительная и сознательная попытка разъяснить смысл древней теогонии. Основной образ развиваемых здесь (как и в платонизме) триад есть триада „отца" (pater), „возможности" (dinamis) и „ума" (noys). В поздней античной философии эта основная триада содержала самую разнообразную терминологию».
Ближе всего стоит к философии орфическая космогония, запечатленная в большом эпосе «Священные сказания» («Священные глаголы»). В ней каждый миф осознан и наполнен глубоким смыслом. Потому к эпосу столь часто обращались неоплатоники. Идеи орфической теогонии также присутствуют у Афинагора, Климента Александрийского, Иоанна Малалы и других философов.
Приписывается Леонардо да Винчи. Леда с Лебедем. 1508 - 1525 гг. Галерея Уффици. Флоренция. Мотив Мирового яйца (Космического яйца) встречается во многих мифологических системах. В некоторых мифах (вавилонских, древнеиндийских, карело-финских и др.) из него появляются боги, которые и творят мир.
Древнеримские мыслители также испытывали интерес к космогоническим построениям. Одна из самых известных схем, в которой явственно видны влияния поздних древнегреческих космогонии, восходящих к Гомеру и Гесиоду, принадлежит римскому грамматику времён Августа Гаю Юлию Гигину. Перечисляя, кто от кого произошёл, он старается сделать космогоническую схему стройной и понятной. По-видимому, теогония Марка Туллия Цицерона берёт начало именно из этого источника.
Знаменитый римский поэт Публий Овидий Назон (43 до н. э. - около 18 н. э.) полагал началом мира бесформенную первородную массу (Хаос), которую упорядочивала внешняя целесообразно направленная воля («бог и лучшая природа», «промысел бога»), а позже - «устроительмира», «мастервещей». Поэт говорит в одном отрывке, что в глубине первозданного Хаоса лежит двуликий Янус - бог начал, входов и дверей. Но чаще Овидий отождествляет Хаос с аидом. И у Сенеки Хаос нередко предстает как аид или как общемировая бездна, где всё тонет и разрушается.
Что же получается? По мнению исследователя А. Ф. Лосева, «мифология прошла через всю античность, принявши... форму философского космоса и бытия». Наверное, древних греков это бы нисколько ни удивило. Ведь миф, по словам Аристотеля, «слагается из удивительного », а философу, по словам Платона, « свойственно испытывать... изумление. Оно и есть начало философии». Таким образом, каждый человек, любящий мифы («фоло-мифос»), в некотором смысле философ, ибо с философией его роднит способность изумляться.
Но в Древней Греции мифы любили не только философы. Вся древнегреческая литература и пластические искусства концентрировались вокруг мифологии. Разумно устроенный Космос являлся для каждого грека образцом для приведения личной и общественной жизни в соответствие с его гармонией, соразмерностью, ритмами.
Не были забыты античные космогонические мифы и в более поздние эпохи. Тема борьбы Гармонии и Хаоса, возникновения порядка из хаоса красной нитью проходит через западноевропейскую философию, литературу и искусство.
В XX столетии мифологические идеи о сотворении и первоначальном строении Космоса в немалой степени стимулировали развитие научной мысли, в частности, в области космобиологии, биохимии, синергетики и др. В. И. Вернадский, испытывавший огромный интерес к концепциям древних, полагал, что мифологическо-философские построения очень важны для современной науки, поскольку помогают целостно осмыслить проблемы возникновения и развития Земли и человечества, единства живого и неживого, их взаимопревращений. Большой интерес к мифологии проявлял А. Л. Чижевский.
Древнегреческая космогония до сих пор в центре внимания многих исследователей. Мы и сами нередко вспоминаем о ней, поскольку её образы и понятия прочно вошли в наш язык. Нарушение порядка (Космоса) мы воспринимаем как погружение в хаос и мрак. Со словом «космос» связаны такие слова, как «космополит», «космонавт», «косметика» и др. Более того, по мнению М. Элиаде, «что-то от традиционной концепции Мира всё ещё свойственно его поведению, даже если он и не всегда осознаёт это древнее послание»; космогонические мифы передают идею существования неких глубинных, скрытых измерений человеческой жизни.