Общественный строй древней греции. Тема 1. Хозяйственный и общественный строй Древней Греции по данным гомеровских поэм (4 часа)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хозяйственный и общественный строй Древней Греции по данным гомеровских поэм (4 часа). Общественный строй древней греции


Тема 4. Хозяйство и общественный строй Древней Греции XIII-XI вв.

по данным гомеровских поэм

1. Характеристика источников.

2. Экономический строй греческих племен:

а) сельское хозяйство; б) ремесло; в) торговля.

3. Общественный строй: а) органы управления; б) имущественное и социальное неравенство; в) землевладение; г) рабство.

Обязательная литература

История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд. М., 2011.

Исторический лексикон. Древний мир: В 2 кн. Кн. 1-2 / Отв. ред. Е. Б. Этингоф. М., 2009.

История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г. В. Драча. 7-е изд. Ростов н/ Д., 2010.

Гомер. Илиада / Пер. В. В. Вересаева / http: //az.libru/g/gomer/text_0040.shtml

Гомер. Одиссея / Пер. В. В. Вересаева / http: //bookz.ru/authors/gomer/odissea-_172.html

Дополнительная литература

Андреев Ю. В. Раннегреческий полис: Гомеровский период. Л., 1976.

Андреев Ю. В. К проблеме послемикенского регресса // ВДИ. 1985. № 3.

Гомер. Илиада / Пер. В. В. Вересаева. М., Л., 1949 (любое издание).

Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского. М., 1958 (любое издание).

Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху. М., 1998.

Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

Ленцман Я. А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1996.

Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. СПб., 2004.

Методические указания. Проблемы для обсуждения

При изучении поэм Гомера следует иметь в виду, что в них отражены разновременные периоды. Укажите время создания поэм, приведите различные точки зрения по так называемому «гомеровскому вопросу». Выявите, какие ремесла упоминаются в поэмах, определите, отделилось ли ремесло от сельского хозяйства и существовало ли разделение труда в ремесле. Характеризуя торговлю, отметьте, с кем она велась, что являлось меновой единицей, чем торговали. Выясните функции органов управления и тенденции их развития, выделите элементы складывавшейся государственной организации. Определите функции басилеев и совета, проследите постепенное снижение роли народного собрания. Характеризуя рабство, выясните его источники, положение рабов, сравните с древневосточным рабством.

Тема 5. Спарта и Афины – два типа древнегреческих полисов

1. Общественный и государственный строй древней Спарты.

2. Эксплуатация спартанцами порабощенного населения.

3. Общественный и государственный строй Афин.

4. Возникновение афинской рабовладельческой демократии.

а) реформы Солона; б) тирания Писистрата; в) реформы Клисфена.

5. Спартанская и афинская системы воспитания.

6. Рабство в Спарте и Афинах.

7. Пелопоннесская война.

Обязательная литература

История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд. М., 2011.

Исторический лексикон. Древний мир: В 2 кн. Кн. 1-2 / Отв. ред. Е. Б. Этингоф. М., 2009.

История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г. В. Драча. 7-е изд. Ростов н/Д., 2010.

Аристотель. Политика / Пер. с древнегреч., вступ. ст. А. И. Доватур. М., 2006.

Маринович Л. П. Античная и современная демократия: новые подходы к сопоставлению. М., 2007.

Суриков И. Е. Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения. М., 2007.

Дополнительная литература

Андреев Ю. В. Архаическая Спарта. СПб., 2008.

Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Проблемы развития полиса: В 2 т. М., 1983. Т. 1.

Античная Греция. Проблемы развития полиса: В 2 т. М., 1983.

Аристотель. Политика. Афинская полития / Вступ. ст. Е. И. Темнова. М., 1997.

Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966.

Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

Доватур А. И. Рабство в Аттике в VI-V вв. Л., 1980.

Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э. М., 1964.

Колобова К. М. К вопросу о возникновении Афинского государства // ВДИ. 1968. № 4.

Строгецкий В. М. Клисфен и Алкмеониды // ВДИ. 1972. № 2.

Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004.

Печатнова Л.Г. История Спарты. СПб., 2001.

Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. М., 1990.

Методические указания. Проблемы для обсуждения

Охарактеризуйте источники, использованные при изучении строя Спарты и Афин. Выявите и объясните причины различного отношения древних авторов к общественному строю Спарты и Афин. Укажите пережитки первобытнообщинного строя, военной демократии в социально-экономических и политических отношениях Древней Спарты. Изучите процесс возникновения наиболее развитой формы рабовладельческого государства – демократической республики в Афинах. Рассмотрите 3 этапа в борьбе за установление демократии в Афинах: реформы Солона, тирания Писистрата, реформы Клисфена. Сравните цели и методы спартанской и афинской систем воспитания. Сравните положение илотов и афинских рабов. Ответьте на вопрос, какое влияние на кризис древнегреческого полиса оказала Пелопоннесская война, укажите последствия этой войны для Афин и Спарты.

studfiles.net

Тема 1. Хозяйственный и общественный строй Древней Греции по данным гомеровских поэм

При изучении последних столетий римской истории следует добиться четкого понимания социально-экономических причин упадка античного средиземноморского общества. Общая проблема кризиса и падения Римской империи включает широкий комплекс вопросов: сущность кризиса рабовладельческой цивилизации; закономерности зарождения элементов феодальных отношений: соотношение центростремительных и центробежных сил в истории империи, причины различия экономического и политического устройства Западной и Восточной империи; закономерности развития культуры и идеологии и их влияние на римскую историю; личная роль императоров III — IV вв. в экономической и политической жизни империи.

Источники

1. Аврелий Антонин М. Размышления. Л., 1985.

2. Аврелий Секст Виктор. История Рима. О Цезарях. Извлечения о жизни и правах римских императоров. Происхождение римского народа. О знаменитых людях // ВДИ. 1963. № 4; 1964. № 1 - 2.

3. Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.

4. Аппиан. Римская история //ВДИ. 1950. №3,4.

5. Геродиан. История императоров после Марка//ВДИ. 1972. №1-4; 1973. № 1.

6. Геродиан. История императорской власти после Марка. СПб., 1995.

7. Марцеллин А. Римская история. СПб., 1994.

8. Плиний Младший. Письма. М., 1984.

9. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. М., 1999.

10.Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986.

11 .Тацит К. Сочинения Л., 1969. Т. 1 - 2.

12.Флавий И. Иудейская война. М., 1999.

Литература

1. Бокщанин А.Г. Социальный кризис Римской империи в 1 в. н.э. М.,1954.

2. Бартон Г .П. Существовала ли в Римской империи долговременная тенденция к централизации власти?// ВДИ. 1999. № 3.

3. Бауэрсок Г. Римская империя в постимпериалистической перспективе //ВДИ. 1997. № 3.

4. Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи (окончание). Рим и раннее христианство. Избранное сочинение в 2 томах. Ростов-на-Дону, 1995. Т. 2.

5. Глушанин Е.П. Военные реформы Диоклетиана и Константина //ВДИ. 1987. № 2.

6. Голубцова Н.И. О причинах падения Западной Римской империи //Вопросы истории. 1961. № 4.

7. Егоров А.Б. Проблемы титулатуры римских императоров //ВДИ. 1988. № 2.

8. Доватур А.И. Историк Геродиан//ВДИ. 1972. № I.

Содержание

Стр.

Введение

Тема 2. Общественный и государственный строй Древней

Спарты 7

Тема 3. Возникновение афинской рабовладельческой

демоктарии 9

Тема 4. Афинское государство периода расцвета 11

Тема 5. Экономическое и политическое положение Греции

в IV в. до н.э. 13

Тема 6. Политическое и экономическое развития эллинистических Государств. 16

Тема 7. Культура Греции классического периода. 18

Тема 8. Законы XII таблиц как исторический и юридический памятник ранней Римской республики. 20

Тема 9. Аграрное движение в Риме во II в. до н.э. и реформы Братьев Гракхов. 22

Тема 10. Кризис Римской республики и диктатура Цезаря. 24

Тема 11. Социально-политическая сущность принципата Августа. 26

Тема 12. «Императорский Рим в лицах». – 29

ВВЕДЕНИЕ

История античных обществ изучается после истории Древнего Востока, поэтому важно о самого начала усвоить общее и различное в развитии обществ античности и Востока. Современный уровень развития исторической науки не позволяет их рассматривать как две стадии или два этапа развития древней цивилизации. Изучение огромного конкретного материала как отечественными, так и зарубежными исследователями показывает, что Древний Восток и Античная цивилизация: - это два различных пути формирования и развития классовых обществ и государств.

В античном мире существовали отличные от обществ Древнего Востока формы организации производства, социальной структуры и политического устройства.

Практические занятия по истории античных обществ предусмотрены учебным планом очно-заочной формы обучения студентов-историков. Целью практических занятий является углубленное изучение определенной темы курса, формирование и развитие навыков самостоятельного изучения источников, монографической литературы, научных статей и учебных пособий. В процессе подготовки работы вырабатываются умения по отбору и систематизации фактов и их обобщению.

Темы семинарских занятий составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой курса истории античных обществ.

Включенные в Данное пособие темы занятий охватывают наиболее важные проблемы курса по экономическому, политическому и культурному развитию античных обществ, роли и значения личности политических деятелей и массовых движений в историческом процессе.

Каждая тема практического занятия сопровождается методическими рекомендациями, списком источников и литературы, терминами и понятиями, заданиями, обязательными для выполнения. Данные списки литературы не являются исчерпывающими. Студент может приложить усилия для самостоятельного поиска литературы по конкретной теме.

Методические рекомендации к семинарским занятиям позволяют выделить основные аспекты изучаемых вопросов. При подготовке к занятиям необходимо использовать сведения, содержащиеся в источниках. Они могут служить основанием для каких-либо положений и содержать самостоятельную важную информацию. К каждому практическому занятию дано довольно большое количество разнородных источников, что предполагает работу студента по сопоставлению документов, выяснению классовых и политических позиций античных авторов.

Материалы статей и монографий, используемых при подготовке к ответам должны быть органично соединены с изучаемыми источниками, то

еСТЬ Данные Материалы Необходимо предварительно осмыслить и лишь затем

использовать при освещении того или иного вопроса.

4

studfiles.net

Общественный строй древних греков в гомеровский период.

Поиск Лекций

1. Особенности развития гомеровского общества

 

Следующий за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, поэмы которого «Илиада» и «Одиссея» остаются важнейшим источником информации об этом времени.

Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет и расширяет археология. Основную массу археологического материала для этого периода дают раскопки некрополей. Самые крупные из них были открыты в Афинах (районы Керамика и позднейшей Агоры), на острове Саламин, на Эвбее (вблизи Лефканди), в окрестностях Аргоса. Число известных сейчас поселений XI–IX вв. до н. э. крайне невелико (сам по себе этот факт свидетельствует о резком сокращении общей численности населения). Почти все они находятся в труднодоступных, укрепленных самой природой местах. Примером могут служить горные селения, открытые в различных местах на территории восточного Крита, в том числе Карфи, Кавуси, Врокастро и др. Судя по всему, в них укрывались остатки местного минойско-ахейского населения, вытесненного из равнинной части острова завоевателями — дорийцами. Приморские поселения гомеровского времени обычно располагаются на небольших полуостровах, связанных с сушей лишь узким перешейком, и нередко обносятся стеной, что свидетельствует о широком распространении пиратства. Из поселений такого типа наиболее известна Смирна, основанная на побережье Малой Азии эолийскими колонистами из европейской Греции.

Археология показывает, что так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Из достижений микенской эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические приспособления, имевшие жизненно важное значение как для новых обитателей страны, так и для остатков ее прежнего населения. Сюда можно отнести гончарный круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом, культуру выращивания оливы и винограда. Сама микенская цивилизация со всеми характерными для нее формами социально-экономических отношений, государственных учреждений, религиозно — идеологических представлений и т. п. несомненно, прекратила свое существование (многочисленные пережитки крито-микенской эпохи сохранились в греческом искусстве и архитектуре, а также в религии, мифологии и эпической поэзии. Нельзя, однако, забывать о том, что это именно пережитки, т. е. разрозненные, случайно уцелевшие элементы безвозвратно ушедших в прошлое древнейших культур). На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытно-общинный строй.

Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. За их стенами никто уже больше не селился. Даже в Афинах, очевидно, не пострадавших oт дорийского нашествия, акрополь был покинут своими обитателями уже в XII в. до н. э. и после этого долгое время оставался незаселенным. Создается впечатление, что в гомеровский период греки разучились строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в микенскую эпоху. Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича. Поэтому ни одна из них не сохранилась. Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги, если сравнивать их с микенскими могилами. Весь их инвентарь составляют обычно несколько глиняных горшков, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел в мужских могилах, дешевые украшения в женских. В них почти совсем нет красивых ценных вещей. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь частые в микенских погребениях. Все это говорит о резком упадке ремесла и торговли, о массовом бегстве квалифицированных мастеров — ремесленников из разоренной войной и нашествиями страны в чужие края, о разрыве торговых морских путей, соединявших Микенскую Грецию со странами Ближнего Востока и со всем остальным Средиземноморьем. Изделия греческих ремесленников гомеровского периода заметно уступают как по своим художественным качествам, так и в чисто техническом отношении произведениям микенских, а тем более критских, минойских мастеров. В росписи керамики этого времени безраздельно господствует так называемый геометрический стиль. Стенки сосудов покрывает незатейливый узор, составленный из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов. Первые, еще очень примитивные изображения людей и животных появляются после длительного перерыва лишь в самом конце IX в.

Все это, разумеется, не означает, что гомеровский период не внес в культурное развитие Греции ничего нового. История человечества не знает абсолютного регресса, и в материальной культуре гомеровского периода элементы регресса причудливо переплетаются с целым рядом важных новшеств. Важнейшим из них было освоение греками техники выплавки и обработки железа. В микенскую эпоху железо было известно в Греции только как драгоценный металл и шло главным образом на изготовление разного рода украшений вроде колец, браслетов и т. д. Древнейшие образцы железного оружия (мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий), обнаруженные на территории Балканской Греции и островов Эгейского моря, датируются XII–XI вв. до н. э. Несколько позже, в Х-IX вв. до н. э., появляются первые орудия труда, изготовленные из того же металла. Примерами могут служить топор и долото, найденные в одном из погребений афинской Агоры, долото и тесло из одной могилы в некрополе Керамика, железный серп из Тиринфа и другое предметы. О широком применении железа для изготовления сельскохозяйственных и всяких иных орудий хорошо осведомлен и Гомер. В одном из эпизодов «Илиады» Ахилл предлагает участникам состязаний на тризне, устроенной им в честь погибшего друга Патрокла, испытать свои силы в метании глыбы самородного железа. Она же будет и наградой, которую получит победитель. Глыба эта так велика, что

Сколько бы кто ни имел и далеких полей и широких, — На пять круглых годов и тому на потребу достанет Глыбы такой; у него никогда оскуделый в железе В град не пойдет ни оратай, ни пастырь, но дома добудет. Широкое внедрение нового металла в производство означало в условиях того времени настоящий технический переворот. Металл впервые стал дешев и широко доступен (месторождения железа встречаются в природе гораздо чаще, чем месторождения меди и олова — основных компонентов бронзы). Отпала необходимость в опасных и дорогостоящих экспедициях к местам добычи руды. В связи с этим резко возросли производственные возможности отдельной семьи. Это был бесспорный технический прогресс. Однако его благотворное воздействие на общественное и культурное развитие Древней Греции сказалось далеко не сразу, и в целом культура гомеровского периода стоит намного ниже, чем хронологически предшествующая ей культура крито-микенской эпохи. Об этом единогласно свидетельствуют не только предметы, найденные археологами во время раскопок, но и те описания жизни и быта, с которыми нас знакомят гомеровские поэмы.

 

 

2. социально-экономические отношения. Рабство

 

 

Сосуды геометрического стиля

 

Уже давно замечено, что «Илиада» и «Одиссея» в целом изображают общество, стоящее гораздо ближе к варварству, культуру гораздо более отсталую и примитивную, нежели та, которую мы можем представить себе, читая таблички линейного письма Б или рассматривая произведения крито-микенского искусства. В экономике гомеровского времени безраздельно господствует натуральное сельское хозяйство, основными отраслями которого остаются, как и в микенскую эпоху, земледелие и скотоводство. Сам Гомер, несомненно, хорошо разбирался в различных видах крестьянского труда. Он с большим знанием дела судит о нелегкой работе землепашца и пастуха и нередко вводит в свое повествование о Троянской войне и о приключениях Одиссея сцены из современной ему сельской жизни.

Особенно часто такие эпизоды используются в сравнениях, которыми поэт обильно уснащает свой рассказ. Так, в «Илиаде» идущие в бой герои Аяксы сравниваются с двумя быками, пашущими землю. Сближающиеся вражеские рати уподобляются жнецам, идущим по полю навстречу друг другу. Погибший напоминает поэту масличное дерево, выращенное заботливым хозяином, которое с корнем вырвал неистовый ветер. Встречаются в эпосе и развернутые описания полевого труда. Таковы, например, сцены пахоты и жатвы, с огромным искусством изображенные Гефестом, богом кузнечного ремесла, на щите Ахилла:

Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню, Рыхлый, три раза распаханный пар; на нем землепашцы Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь; И всегда, как обратно к концу приближаются нивы, Каждому в руки им кубок вина, веселящего сердце, Муж подает; и они, по своим полосам обращаясь, Вновь поспешают дойти до конца глубобраздного пара. Нива, хотя и златая, чернеется сзади орющих, Вспаханной ниве подобясь: такое он чудо представил. Далее выделал поле с высокими нивами; жатву Жали наемники, острыми в дланях серпами сверкая. Здесь полосой беспрерывною падают горстни густые; Три перевязчика ходят за жнущими; сзади их дети, Горстая быстро колосья, одни за другими в охапах Вяжущим их подают. Властелин между ними, безмолвно, С палицей в длани, стоит на бразде и душой веселится. Наряду с хлебопашеством греки гомеровской эпохи занимались садоводством и виноградарством. Об этом свидетельствует подробное описание чудесного сада царя феаков Алкиноя в «Одиссее»:

Был за широким двором четырех десятинный богатый Сад, обведенный отовсюду высокой оградой; росло там Много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных, Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных, Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно цветущих… Там разведен был и сад виноградный богатый; и грозды Частью на солнечном месте лежали, сушимые зноем, Частью ждали, чтоб срезал их с лоз виноградарь; иные Были давимы в чанах; а другие цвели иль, осыпав Цвет, созревали и соком янтарно — густым наливались. Чрезвычайно важную роль в экономике гомеровского времени играло скотоводство. Скот считался основным мерилом богатства. Количеством голов скота во многом определялось положение, занимаемое человеком в обществе; от него зависели оказываемые ему почет и уважение. Так, Одиссей считается «первым среди героев Итаки и близлежащего материка», потому что ему принадлежит 12 стад крупного рогатого скота и соответствующее количество коз, овец и свиней. Скот использовался и как меновая единица, поскольку настоящих денег гомеровское общество еще не знало. В одной из сцен «Илиады» бронзовый треножник оценивается в двенадцать быков; о женщине — рабыне, искусной во многих работах, сказано, что се стоимость равна четырем быкам.

Результаты изучения гомеровского эпоса вполне подтверждают вывод, сделанный археологами, об экономической изоляции Греции и всего Эгейского бассейна в XI–IX вв. до н. э. Микенские государства с их высокоразвитой экономикой не могли существовать без постоянных хорошо налаженных торговых контактов с внешним миром, прежде всего со странами Ближнего Востока. В противовес этому типичная гомеровская община (демос) ведет совершенно обособленное существование, почти не вступая в соприкосновение даже с ближайшими к ней другими такими же общинами. Хозяйство общины носит по преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем лишь самую ничтожную роль. Каждая семья сама производит почти все необходимое для ее жизни: продукты земледелия и скотоводства, одежду, простейшую утварь, орудия труда, возможно, даже оружие. Специалисты — ремесленники, живущие своим трудом, в поэмах встречаются крайне редко. Гомер называет их демиургами, т. е. «работающими на народ». Многие из них, по-видимому, не имели даже своей мастерской и постоянного места жительства и вынуждены были бродить по деревням, переходя из дома в дом в поисках заработка и пропитания. К их услугам обращались только в тех случаях, когда нужно было изготовить какой-нибудь редкостный вид вооружения, например бронзовый панцирь или щит из бычьих шкур или же драгоценное украшение. В такой работе трудно было обойтись без помощи квалифицированного мастера — кузнеца, кожевенника или ювелира. Греки гомеровской эпохи почти совершенно не занимались торговлей. Нужные им чужеземные вещи они предпочитали добывать силой и для этого снаряжали грабительские экспедиции в чужие края. Моря, омывающие Грецию, кишели пиратами. Морской разбой, так же как и грабеж на суше, не считался в те времена предосудительным занятием. Напротив, в предприятиях такого рода видели проявление особой удали и молодечества, достойных настоящего героя и аристократа. Ахилл открыто похваляется тем, что он, сражаясь на море и на суше, разорил 21 город в троянских землях. Телемах гордится теми богатствами, которые «награбил» для него его отец Одиссей. Но даже и лихие пираты — добытчики не отваживались в те времена выходить далеко за пределы родного Эгейского моря. Поход в Египет уже казался грекам той поры фантастическим предприятием, требовавшим исключительной смелости. Весь мир, лежавший за пределами их маленького мирка, даже такие сравнительно близкие к ним страны, как Причерноморье или Италия и Сицилия, казался им далеким и страшным. В своем воображении они населяли эти края ужасными чудовищами вроде сирен или великанов — циклопов, о которых повествует Одиссей своим изумленным слушателям. Единственные настоящие купцы, о которых упоминает Гомер, — это «хитрые гости морей» финикийцы. Как и в других странах, финикийцы занимались в Греции в основном посреднической торговлей, сбывая втридорога диковинные заморские изделия из золота, янтаря, слоновой кости, флакончики с благовониями, стеклянные бусы. Поэт относится к ним с явной антипатией, видя в них коварных обманщиков, всегда готовых провести простодушного грека.

Несмотря на появление в гомеровском обществе достаточно ясно выраженных признаков имущественного неравенства, жизнь даже самых высших его слоев поражает своей простотой и патриархальностью. Гомеровские герои, а они все как один цари и аристократы, живут в грубо сколоченных деревянных домах с двором, окруженным частоколом. Типично в этом смысле жилище Одиссея, главного героя второй гомеровской поэмы. У входа во «дворец» этого царя красуется большая навозная куча, на которой Одиссей, вернувшийся домой в обличье старого нищего, находит своего верного пса Аргуса. В дом запросто заходят с улицы нищие и бродяги и садятся у дверей в ожидании подачки в той же палате, где пирует со своими гостями хозяин. Полом в доме служит плотно утоптанная земля. Внутри жилища очень грязно. Стены и потолок покрыты сажей, так как дома отапливались без труб и дымохода, «по — курному». Гомер явно не представляет себе, как выглядели дворцы и цитадели «героического века». В своих поэмах он ни разу не упоминает о грандиозных стенах микенских твердынь, об украшавших их дворцы фресках, о ванных и туалетных комнатах.

Да и весь жизненный уклад героев поэм очень далек от пышного и комфортабельного быта микенской дворцовой элиты. Он намного проще и грубее. Богатства гомеровских басилеев не идут ни в какое сравнение с состояниями их предшественников — ахейских владык. Этим последним нужен был целый штат писцов, чтобы вести учет и контроль их имущества. Типичный гомеровский басилей сам отлично знает, что и в каком количестве хранится в его кладовой, сколько у него земли, скота, рабов и пр. Главное его богатство состоит в запасах металла: бронзовых котлах и треножниках, слитках железа, которые он заботливо хранит в укромном уголке своего дома. В его характере далеко не последнее место занимают такие черты, как скопидомство, расчетливость, умение из всего извлекать выгоду. В этом отношении психология гомеровского аристократа мало чем отличается от психологии зажиточного крестьянина той эпохи. Гомер нигде не упоминает о многочисленной придворной челяди, окружавшей ванактов Микен или Пилоса. Централизованное дворцовое хозяйство с его рабочими отрядами, с надсмотрщиками, писцами и ревизорами ему совершенно чуждо. Правда, численность рабочей силы в хозяйствах некоторых басилеев (Одиссея, царя феаков Алкиноя) определяется довольно значительной цифрой в 50 рабынь, но даже если это не поэтическая гипербола, такому хозяйству еще очень далеко до хозяйства пилосского или кносского дворца, в которых, судя по данным табличек, были заняты сотни или даже тысячи рабов. Нам трудно представить себе микенского ванакта, разделяющего трапезу со своими рабами, а его супругу сидящей за ткацким станком в окружении своих рабынь. Для Гомера как то, так и другое — типичная картина жизни его героев. Гомеровские цари не чураются самой грубой физической работы. Одиссей, например, ничуть не меньше гордится своим умением косить и пахать, чем своим воинским искусством. Царскую дочь Навзикаю мы встречаем впервые в тот момент, когда она со своими служанками выходит на взморье стирать одежду своего отца Алкиноя. Факты такого рода говорят о том, что рабство в гомеровской Греции еще не получило сколько-нибудь широкого распространения, и даже в хозяйствах самых богатых и знатных людей рабов было не так уж много. При неразвитости торговли основными источниками рабства оставались война и пиратство. Сами способы приобретения рабов были, таким образом, сопряжены с большим риском. Поэтому цены на них были довольно высокими. Красивая и искусная в работе невольница приравнивалась к стаду быков из двадцати голов. Крестьяне среднего достатка не только трудились бок о бок со своими рабами, но и жили с ними под одной кровлей. Так живет в своей сельской усадьбе старец Лаэрт, отец Одиссея. В холодное время он спит вместе с рабами прямо на полу в золе у очага. И по одежде, и по всему облику его трудно отличить от простого невольника.

 

Следует также учитывать, что основную массу подневольных работников составляли женщины — рабыни. Мужчин в те времена в плен на войне, как правило, не брали, так как их «приручение» требовало много времени и упорства, женщин же брали охотно, так как их можно было использовать и как рабочую силу, и как наложниц. Супруга троянского героя Гектора Андромаха, оплакивая своего погибшего мужа, думает об ожидающей ее саму и ее маленького сына тяжелой рабской участи:

Ты, боронитель и града, защитник и жен и младенцев! Скоро в невалю они на судах повлекутся глубоких; С ними и я неизбежно; и ты, мое бедное чадо, Вместе со мною; и там, изнуряясь в работах позорных, Будешь служить властелину суровому… В хозяйстве Одиссея, например, двенадцать рабынь заняты тем, что с утра до позднего вечера мелют зерно ручными зернотерками (эта работа считалась особенно тяжелой, и ее поручали обычно строптивым рабам в виде наказания). Рабы — мужчины в тех немногих случаях, когда они упоминаются на страницах поэм, обычно пасут скот. Классический тип гомеровского раба воплотил «божественный свинопас» Евмей, который первым встретил и приютил скитальца Одиссея, когда он после многолетнего отсутствия вернулся на родину, а затем помог ему расправиться с его врагами — женихами Пенелопы. Маленьким мальчиком Евмея купил у финикийских работорговцев отец Одиссея Лаэрт. За примерное поведение и послушание Одиссей сделал его главным пастухом свиного стада. Евмей рассчитывает, что за его усердие будет щедрая награда. Хозяин даст ему кусок земли, дом и жену — «словом, все то, что служителям верным давать господин благодушный должен, когда справедливые боги успехом усердье его наградили». Евмей может считаться образцом «хорошего раба» в гомеровском понимании этого слова. Но поэт знает, что бывают и «плохие рабы», не желающие повиноваться своим господам. В «Одиссее» это козопас Меланфий, который сочувствует женихам и помогает им бороться с Одиссеем, а также двенадцать рабынь Пенелопы, вступившие в преступную связь с врагами своего хозяина. Покончив с женихами, Одиссей и Телемах расправляются и с ними: рабынь вешают на корабельном канате, а Меланфия, отрезав ему уши, нос, ноги и руки, еще живым бросают на съедение собакам. Этот эпизод красноречиво свидетельствует о том, что чувство собственника — рабовладельца уже достаточно сильно развито у героев Гомера, хотя само рабство еще только начинает зарождаться. Несмотря на черты патриархальности в изображении отношений между рабами и их хозяевами, поэт хорошо понимает, какая непроходимая грань разделяет оба эти класса. На это указывает характерная сентенция, которую изрекают уже известный нам свинопас Евмей:

Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим К делу его, за работу он сам не возьмется охотой: Тягостный жребий печального рабства избрав человеку, Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет.

 

6. Греческий полис, его сущность. Понятия «гражданин», «гражданское общество».

В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага. Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису. Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город — и он превращался в бесправного метека. Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город — государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность.

Описанные выше наиболее общие черты свойственны в той или иной степени каждому полису, однако среди множества греческих городов-государств можно выделить два основных типа: полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большим удельным весом труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии. Образцом такого типа является Лакедемон, или Спарта (кроме указанных выше особенностей аграрного полиса для Спарты важнейшее значение имел фактор завоевания дорийцами местного населения и превращение его в зависимых илотов. Завоевание объясняет военизированную организацию господствующего класса спартиатов, консерватизм общей структуры и жизни спартанского общества). Другой тип представлял собой общество и государство с большим удельным весом ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством. Наиболее ярким примером такого полиса являются Афины.

 

Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, в рамках которого были созданы благоприятные условия для развития экономики, общественных отношений, политических учреждений, блестящей греческой культуры, открывшей одну из самых ярких страниц в истории мировой цивилизации.

7. «Великая греческая колонизация» VIII – VI вв. до н.э. Ее причины и последствия.4. Великая греческая колонизация

 

Процесс социально-экономического, политического и культурного развития греческого общества VIII–VI вв. до н. э. породил такое интересное явление в древнегреческой истории, как Великая колонизация, т. е. выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии (по-гречески «апойкии»), расположенные по побережью Средиземного и Черного морей. Всего было выведено несколько сотен колоний с общим населением в 1,5–2 млн. человек.

Каковы были причины этого мощного колонизационного движения? Можно назвать несколько основных. Интенсификация греческой экономики, развитие ремесел и торговли в рождающихся полисах требовали расширения поля деятельности: нужны были новые земли для теряющих свои наделы граждан, нужны были источники сырья, рынки сбыта для продукции ремесленных мастерских — и все это можно было найти в колониях, основанных в удобных и богатых областях Средиземноморья и Причерноморья, в окружающих их территориях, занятых местными племенами.

Другой важной причиной вывода колоний был процесс классообразования и социальной дифференциации греческого общества, протекавший в VIII–VI вв. до н. э. Потерявшие свою землю бедняки, попавшие в цепкие лапы ростовщиков, закабаляемые знатью сородичи, потерпевшие поражение в социальной борьбе представители разных борющихся группировок искали удачи и благосостояния на чужбине, во вновь основанных колониях. Аристократия не мешала такому переселению, ведь в колонию уходили недовольные, опасные для господства знати элементы, политические противники. Вместе с тем правящим кругам городов — метрополий было выгодно иметь свои колонии, с которыми устанавливались взаимовыгодные связи, откуда получали ценное сырье, куда можно было сбывать продукцию поместий и ремесленных мастерских, с помощью которых метрополии расширяли свое политическое влияние.

 

 

Греческий корабли (пентеконтера)

 

Выведение многочисленного населения в колонии было бы невозможно без общего возрастания численности греческого населения. Греция VIII–VI вв. до н. э. переживала своего рода демографический взрыв, вызванный целым рядом причин, до конца еще не исследованных, но, бесспорно, одной из главных было бурное развитие греческой экономики, создающей излишки продукции, требующей сбыта, достаточного количества сырья, рабочей силы, обеспечивающей определенный материальный достаток.

В Великой греческой колонизации можно выделить три разных направления. Наиболее мощным было западное направление. Первой колонией, основанной греками на Западе, было поселение на острове Питекуссы и город Кумы (в Кампании), выведенные около середины VIII в. до н. э. Вскоре были основаны города, превратившиеся затем в крупнейшие и процветающие западногреческие полисы: Сиракузы (733 г. до н. э.), Занкла (730 г. до н. э.), позднее переименованная в Мессану, Регий (720 г. до н. э.), Тарент (706 г. до н. э.), Сибарис, Кротон, Гела, Селинунт, Акрагант и др. Сицилия и Южная Италия были так густо усеяны сетью греческих колоний и поселений, греческие колонисты настолько основательно освоили эти территории, что Южная Италия и Сицилия стали называться характерным термином «Великая Греция».

На южном побережье Франции была основана Массалия (ок. 600 г. до н. э.), впоследствии ставшая многонаселенным полисом, через который по реке Родану греческие товары направлялись во внутренние области Галлии, вплоть до современного Парижа. На испанском берегу была основана крупная колония Эмпорион.

Особой активностью в западной колонизации отличался город Коринф, один из крупнейших торгово-ремесленных центров Балканской Греции, для которого характерно раннее становление полисного строя и новой экономики.

 

Большой мощностью отличалось и колонизационное движение в северо-восточном направлении. Здесь ведущую роль играл Милет, также один из крупнейших и богатых греческих городов. По преданию, Милет вывел до 100 различных поселений и колоний. Крупными греческими колониями Пропонтиды стали города Кизик (756 г. до н. э.), Халкедон (685 г. до н. э.), Византии (667 г. до н. э.). Города Синопа (756 г. до н. э.) и Гераклея Понтийская (560 г. до н. э.) были наиболее могущественными на южном берегу Черного моря. Самыми значительными греческими колониями на Западном Причерноморье считались Истрия (657 г. до н. э.), Аполлония Понтийская, Одессос, Томы, Каллатия. В VI в. до н. э. колонизационная волна достигла Северного Причерноморья. Древнейшее греческое поселение было основано на островке Березань на рубеже VII–VI вв. до н. э., но вскоре Березанское поселение вошло в состав более крупной колонии Ольвии, основанной в первой половине VI в. до н. э. в устье Днепро — Бугского лимана. Целый ряд греческих колоний возник в древней Таврике (совр. Крым). В VI в. до н. э. около десятка разных поселений и городков появились на обеих сторонах Керченского пролива, наиболее крупными из них стали Пантикапей (рубеж VII–VI вв. до н. э.) на месте современной Керчи и Фанагория (547 г. до н. э.) на азиатской стороне Керченского пролива. В начале V в. до н. э. греческие колонии Керченского пролива объединились под властью сильного города Пантикапея, и это объединение стало называться Боспорским государством (или Боспором). Из других греческих колоний Северного Причерноморья заметную роль играли Тира (совр. Белгород — Днестровский) в устье реки Днестр, Феодосия в Восточном Крыму (совр. Феодосия), Херсонес (совр. Севастополь), Горгиппия (совр. Анапа).

Наиболее крупными греческими колониями Кавказского побережья были города Питиунт (совр. Пицунда), Диоскуриада (совр. Сухуми), Фасис (совр. Поти).

Значительно слабее представлена греческая колонизация в юго-восточном и южном направлениях, т. е. на финикийском побережье, приморских районах Египта и Ливии. В этих областях греческие колонисты встретили сильное сопротивление финикийских торговцев и стоящих за ними могущественных ассирийских, нововавилонских царей и египетских фараонов. Вот почему здесь было основано лишь несколько поселений, которые к тому же играли роль торговых факторий, подчиненных местным правителям. Это поселения Аль — Мина в Сирии, Сукас в Финикии, Навкратис и Дафны в Египте. Лишь Кирена, основанная в 630 г. до н. э. в плодородной местности в нескольких километрах от моря, мало доступная как египетским фараонам, так и финикийским или карфагенским мореходам, стала процветающим греческим полисом, установившим тесные контакты с городами Балканской Греции.

Греческие колонии выводились на территории, достаточно удобные для жительства, снабженные питьевой водой, с плодородными землями, расположенными, как правило, на морском побережье и располагающими хорошими гаванями в местах, укрепленных природой. Прежде чем вывести поселение, производилась предварительная разведка местности. Довольно часто поселение или город основывались на местах древних корабельных стоянок или временных факторий.

Как только устанавливалось место будущей колонии, в городе-метрополии объявлялась запись желающих выехать на новое поселение, а власти города назначали специальное должностное лицо, так называемого ойкиста. Ойкист официально возглавлял партию колонистов, он должен был окончательно определить место будущего поселения и окружающей сельской территории, провести религиозные обряды в честь основания города, линию городских стен, если они намечались, определить место главного храма, центральной площади — агоры, портового района, жилых кварталов. В состав колонистов записывались граждане данного города, как правило, обедневшие люди, младшие сыновья семейств, не имеющие прав на наследование отцовского участка, побежденные в политической борьбе, искатели приключений, но в партию колонистов могли записаться и жители других городов, так или иначе связанных с данным полисом — метрополией. Так, например, активная колонизационная деятельность Милета может быть объяснена лишь тем, что в составе колонистов было множество не только милетских граждан, но и жителей других греческих городов, считавших для себя выгодным участвовать в основании милетских колоний.

 

 

Морской бой. Вазопись

 

Первые колонии были немноголюдные. Колонизационные партии насчитывали, как правило, несколько сотен человек. Колонисты должны были вступить в определенные отношения с местными племенами, Обычно (но далеко не всегда) такие отношения носили мирный характер: колонистов было слишком мало, чтобы проводить агрессивную политику, а вожди местных племен были заинтересованы в контактах с более цивилизованными греками, которые привозили им вина, оливковое масло, предметы роскоши. Имелись и случаи враждебных отношений колонистов с местными племенами, например в Южной Италии и в Северном Причерноморье. Оказавшиеся на чужбине первые поселенцы поддерживали тесные связи с метрополией и опирались на ее всестороннюю поддержку и помощь. Однако несмотря на эти тесные связи и близкое родство (в метрополии к тому же оставались ближайшие родственники и близкие), колония основывались как самостоятельный полис.

В зависимости от состава колонистов, местных условий, отношений с метрополией новая колония становилась или богатым земледельческим центром, или выступала преимущественно как посредник в торговле метрополии с местными племенами.

В колониях значительно слабее ощущался груз старых родовых традиций, и потому экономика, социальные процессы, новые органы государственной власти, культура развивалась свободнее и быстрее, чем в метрополии. Многие греческие колонии, первоначально небольшие и бедные поселения, превращаются в процветающие многолюдные, богатые города с развитой экономикой, активной социально-политической и культурной жизнью. Быстрый рост колоний оказывал стимулирующее воздействие на развитие греческого общества в целом, на установление зрелых форм полисного строя.

Великая греческая колонизация VIII–VI вв. до н. э., вызванная глубинными процессами общественного развития Балканской Греции, сама стала мощным фактором социально-экономического и культурного развития всего греческого мира.

Знакомство колонистов с новыми странами, новыми племенами расширяло культурный кругозор греков. Необходимость строить новые города, осваивать новые территории давала мощный толчок для развития градостроительства и архитектуры, изобразительных искусств. Взаимные контакты как со странами древней восточной культуры, так и с племенным миром Средиземноморья обогащали греческую культуру новыми идеями, новыми знаниями, послужили стимулом в развитии греческой философии и литературы.

8. Социальная структура греческого общества в архаический период. Аристократия и демос.Архаический период VIII–VI вв. до н. э. был временем формирования социально — расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Это был новый путь развития, отличный от того пути, которым шли в свое время древневосточные общества и древнейшие греческие государственные образования II тысячелетия до н. э. (общества древнего Крита и Ахейской Греции). Каковы же особенности этого нового пути и государства в Греции I тысячелетия до н. э.?

Формирование основ греческой цивилизации в VIII–VI вв. до н. э. осуществлялось не путем уничтожения «чистых» родовых отношений, как в громадном большинстве предшествующих обществ, а на более сложной культурной основе, включающей богатое крито-микенское наследство. Исторический опыт II тысячелетия до н. э. не пропал даром, был учтен, он обогатил общий исторический процесс.

Социальные отношения в VIII–VI вв. до н. э. строились на более высоком уровне развития производительных сил, чем во II тысячелетии до н. э. В частности, огромное влияние оказывало производственное освоение нового металла — железа. С помощью железных орудий можно было вспахивать каменистые земли, вырубать лесистые пространства и обращать их в пашню, обрабатывать твердые породы камня. Естественно, это расширяло материальные возможности греков, создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственному и общественному развитию, чем консервативное натуральное хозяйство.

Природные условия в Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения. Тем самым создавались благоприятные условия для его развития, а основной производственной ячейкой стали не громоздкие царские и храмовые хозяйства или общинное производство с его мелочной регламентацией, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на продуманной эксплуатации рабского труда и с относительно высокой доходностью.



poisk-ru.ru

Вопрос 10. Общественный строй древних греков в гомеровский период. — МегаЛекции

Следующий за микенской эпохой период греческой истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, две поэмы которого, «Илиада» и «Одиссея», являются для нас важнейшим источником информации об этом времени. Вопрос о происхождении гомеровских поэм (так называемый гомеровский вопрос) относится к числу еще не решенных научных проблем. Судя по ряду признаков, обе поэмы, приписываемые Гомеру, были созданы в VIII в. до н.э. («Илиада», видимо, несколько раньше, чем «Одиссея») в одном из греческих городов малоазийского, или, как оно называлось в древности, ионийского, побережья Эгейского моря.

Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет и расширяет археология. Раскопки показали, что так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад, почти к тому состоянию, в котором она находилась в начале II тысячелетии до н.э., до зарождения микенской цивилизации. Как материальная, так и духовная культура этого времени несет па себе печать упадка. Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. Даже в Афинах, по-видимому, не пострадавших от дорийского нашествия, акрополь был покинут жителями уже в XII в. до н.э. и после этого долгое время оставался незаселенным. Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги, если сравнивать их с микенскими могилами. Весь их инвентарь составляют обычно несколько глиняных горшков, железный меч или нож, наконечники копий и стрел в мужских могилах, дешевые украшения в женских. B них почти совсем нет красивых, ценных вещей. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь частые в микенских погребениях. Все это говорит о резком упадке ремесла и торговли.

В росписи сосудов этого времени безраздельно господствует так называемый геометрический стиль. Изысканный рисунок и колорит, отличавшие крито-микенскую вазовую живопись, уступают теперь свое место незатейливому геометрическому узору, составленному из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов. В более позднее время (VIII в. до н.э.) из этих простейших элементов начинают создаваться многофигурные композиции, изображающие сцены войны, погребения, скачек на колесницах и т.д.

В условия родовых отношений греческое общество находилось около трех веков (XI - IX вв. до н.э.). Описание Гомера показывает, что население проживало в сельских поселениях и не имело представления о городах. Главным занятием людей являлось земледелие, причем основной культурой был ячмень; виноградарство и оливководство имели второстепенное значение. Немногочисленны сведения о ремесленных работах. Ничего не говорится о дальних походах с торговыми целями.

Быт отличался простотой и патриархальностью. Аристократы жили в грубо сколоченных деревянных домах с дворами, окруженными забором, пол – утрамбованная земля. Не было ни намека на роскошные дворцы микенских владык с фресками, водопроводом и канализацией. Басилей острова Итака Одиссей – мастер на все руки: он может вспахать землю, изготовить кровать, построить корабль. Его супруга Пенелопа сидит за ткацким станком. Слабая имущественная и социальная дифференциация. Рабов было немного и условия их содержания не были жесткими.

Гомеровская Греция делилась на мелкие племенные образования, которые управлялись авторитетными в народе вождями, выполнявшими главным образом функции военачальников. Признаков государства в гомеровских поэмах не прослеживается. В структуре гомеровского общества важную роль играют такие институты родового строя, как филы и фратрии. По ним строится общинное ополчение во время похода или сражения, народ сходится на собрание для обсуждения важных вопросов. Человек, не принадлежащий к какой-либо фратрии или роду, считался изгоем, исключался из общественной жизни. Продолжала существовать кровная месть.

Но в материальной культуре гомеровского периода элементы упадка причудливо переплетаются с целым рядом важных новшеств. Важнейшим из них было освоение греками техники выплавки и обработки железа.В микенскую эпоху железо было известно в Греции только как драгоценный металл и шло главным образом на изготовление разного рода поделок вроде колец, браслетов и т.д. Древнейшие образцы железного оружия (мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий), обнаруженные на территории Балканской Греции и островов Эгейского моря, датируются XI в. до н.э. К этому же времени относятся и первые находки шлаков, свидетельствующие о том, что железо выплавлялось уже в самой Греции, а не импортировалось из других стран. Металл впервые стал дешев и широко доступен (месторождения железа встречаются в природе гораздо чаще, чем месторождения меди и олова — основных компонентов бронзы). Отпала необходимость в опасных и дорогостоящих экспедициях к местам добычи руды. В связи с этим резко возросли производственные возможности наименьшей экономической ячейки общества — отдельной семьи. С помощью железного топора, косы и других орудий каждая семья могла расчистить под пашню гораздо более значительные площади, чем это было доступно ей прежде, в эпоху господства бронзы. Уже в конце гомеровской эпохи (вторая половина IX в. до н.э.) греческие кузнецы овладели искусством закалки железа и превращения его в кричное железо — предшественника стали. Таким образом, Греция вступила в железный век.

Во второй половине X – IX вв. до н.э. активизировался процесс имущественного расслоение, разложения коллективных родовых отношений. Об этом свидетельствует богатое погребение одного из басилеев в поселении на о. Эвбея. Находки показывают и возобновление прерванных контактов с Востоком. С середины X в. до н.э. началась пока еще робкая колонизация западной части Малой Азии. Сдвиги наметились и в искусстве (Примитивный протогеометрический стиль сменился более элегантным геометрическим стилем с новой манерой вазописи, которая стала отправной точкой для рождения классического греческого искусства). Таким образом, в IX в. до н.э. процесс исторического развития Древней Греции привел к постепенному отмиранию и коренной трансформации существующих родовых отношений, созданию новых институтов эллинской цивилизации.

Формирование эллинской народности. В XI – IX вв. до н.э. разные племенные группы греческого происхождения (древние ахейцы, дорийцы, северная ветвь – эолийцы, жители Аттики) практически заселили и стали осваивать всю Балканскую Грецию, острова Эгейского моря и приморскую часть западной Малой Азии. Греческий элемент стал играть ведущую роль в сложном этногенезе населения Эгеиды, которое представляло собой взаимодействие и сближение населяющих этот регион народов. Историческим результатом этого сложного взаимодействия стало формирование эллинской народности. Слияние первичных групп греческого этноса с местным негреческим субстратом происходило при решающей роли в образовании эллинской народности собственно греческого индоевропейского контингента. Создание единой эллинской народности стало важным фактором формирования институтов новой рождающейся греческой государственности и культуры.

megalektsii.ru

Хозяйственный и общественный строй гомеровской Греции

Количество просмотров публикации Хозяйственный и общественный строй гомеровской Греции - 395

Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

Представление о данном этапе в истории Древней Греции можно составить по поэмам известного поэта ʼʼИлиадаʼʼ и ʼʼОдиссеяʼʼ. В это время населœение было объединœено в довольно примитивные сельские общины, занимавшие небольшую территорию и почти изолированные от сосœедских общин. Политическим и экономическим центром общины было посœелœение, называемое городом. Основная масса населœения города — земледельцы, скотоводы, весьма немногочисленные ремесленники и торговцы.

В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов формально лишь в пользование на условиях периодического передела. При этом наделы представителœей знатных и богатых отличаются по своим размерам и качеству, а базилевсы (родоплеменные вожди) получают еще особый надел — теменос. В то же время источники называют и таких крестьян, у которых земли не было совсœем. Возможно, что, не имея средств для ведения хозяйства, эти общинники отдавали свою землю богатым.

Гомеровский период—это период военной демократии. Государства еще не было, а управление обществом осуществлялось с помощью следующих органов. Для этого периода характерно: разложение родоплеменных отношений, забывания письменности, сокращение численности населœения, распространения пиратства.

Басилеи и знатные составляли верхний, тонкий слой гомеровского общества. Большую же часть населœения представлял ʼʼдемосʼʼ, народ, состоящий из средних и мелких землевладельцев, ремесленников и рабов. Товарно-денежное хозяйство порождало земельную мобилизацию, скопление земель в руках аристократии. Участки средних и мелких землевладельцев, клеры, переходили в руки аристократии, а их владельцы обезземеливались и беднели. Однородная масса демоса расслаивалась, и земельная община разлагалась. Одна часть демоса превращалась в средних и мелких землевладельцев, другая разорялась, а третья становилась ремесленниками и купцами. Свободные землевладельцы чрезвычайно привязаны к своим клерам, заботятся об их орошении, унаваживают их и обрабатывают землю силами собственной семьи с помощью немногих рабов.

Часть свободного населœения, обременённая военными походами и поборами, беднела, разорялась и попадала в разряд фетов. Фетами в гомеровской Греции назывались бедные люди, потерявшие связь с родом. Феты не имели собственных очагов, не принадлежали к роду и фратрии и вследствие этого были совершенно беззащитны.

В разряд фетов попадали обедневшие члены роди, покинувшие род или изгнанные из него, потомки покорённого населœения, чужестранцы и т. д. Им ухудшении социально-экономического положения свободного населœения указывало развитие нищенства. Измождённые, оборванные с палкой в руках и с сумой за плечами нищие бродили по селам и городам, от одного дома к другому, прося подаяния.

Нищие не имели своего угла. Летом они жили и ночевали под открытым небом, зимой же ютились в ʼʼмедном домеʼʼ (кузнице), служащем одновременно постоялым двором и клубом для простого народа. Часть фетов опустилась до положения бродяг, ютившихся в кузницах или проживавших под открытым небом. Другая же часть становится подёнщиками, работавшими в ойкосах басилеев и получавших плату натурой.

Положение подёнщиков в гомеровской Греции считалось очень низким, почти безвыходным. На эту работу люди шли уже в самом крайнем случае. Только смерть считалась хуже наёмной работы.

Вызванная экономическим ростом Греции социальная дифференциации создавала условия, благоприятные для развития ремесла, отделившегося от сельского хозяйства. Раньше всœего отделилось от сельского хозяйства кузнечное дело — ʼʼстаринная металлургия ʼʼ; изготовление металлического оружия, панцыри, желœезные мечи, копий, наконечников к ним, стрел, боевых колесниц т. е. полное вооружение греческого воина. Всё это требовало опыта и искусства.

В горнах обрабатываются медь, олово, серебро, золото и желœезо. В отношении употребления желœеза гомеровская эпоха представляет прогресс по сравнению с эгейской, не знавшей желœеза.

Иногда ремесленников ʼʼприглашали на дом, куда они приходили со своими инструментами и работали из материала заказчика.

Из ремесленников Гомер упоминает: кузнецов, плотников, кэжевников, горшечников, ткачей, золотых и серебряных дел мастеров (золотоискусников) и многих других. К ремесленникам также причислялись певцы, лекаря, глашатаи и прорицатели. Строгого разделœения труда и специализации профессий в гомеровском обществе всё же ещё не существовало. Плотник мог поочерёдно выступать в роли столяра и судостроителя, а также изготовителя повозок и мебели. Кожевник изготовлял кожаные одежды, щиты и мячи для игры. Кузнец делал из бронзы копья, желœезные инструменты, выполнял некоторые ювелирные работы и т. д.

Древняя общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII—VI вв. до н. э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм). Древние формы объединœения родов — филы и фратрии — еще неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время продолжают сохранять свое значение в этих объединœениях, но вскоре уступают место новым делœениям, основанным на имущественных и территориальных признаках. Так, на базе родовых и сельских общин возникли новые социально-политические организмы — полисы. Образование раннерабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.

Гомеровское общество уже знает рабство. Появление рабства как специальной категории знаменовало полный переворот во всём строе Социальной жизни, в отношении людей к земле и друг к другу.

С рабством связано разложение родового строя, образование частной собственности, классов и государства.ʼʼНа пороге достоверной истории, — пишет Энгельс, — мы уже всюду находим стада как обособленную собственность глав семейства совершенно аналогично тому, как и произведения искусства варварской эпохи, металлическую утварь, предметы роскоши и, наконец, людской скот — рабов...

Для человека низшей ступени варварства раб был бесполезен. По этой причине американские индейцы обращались с побеждёнными врагами совсœем не так, как с ними поступали на более высокой ступени развития. Мужчин они убивали или же принимали как братьев в племя победителœей; женщин они брали в жёны или как-нибудь иначе принимали в число членов своего племени вместе с их уцелœевшими детьми.

Рабочая сила человека на этой ступени не даёт ещё заметного избытка над расходами по её содержанию. С введением скотоводства, обработки металлов, ткачества и, наконец, полеводства положение изменилось.

Стоит сказать, что для надзора за скотом требовалось теперь больше людей, для этой цели можно было воспользоваться военнопленным врагом, который к тому же мог размножаться, как тот же скот. Рабство и своём развитии проходило несколько этапов, начиная от домашнего, или патриархального, рабства до рабства классического.

В первом случае раб использовался в качестве домашней прислуги, или челяди, а во втором—в качестве рабочего орудия, живой говорящей машины. Середину между патриархальным и классическим рабством занимает рабство народов древневосточных монархий, каким было, по-видимому в рабство на Крите и в Микенах.

В гомеровской Греции существовало главным образом домашнее рабство. У перворазрядных басилеев имелись рабы, использовавшиеся в качестве домашних слуг— поваров, конюхов, виночерпиев, экономов и т.д. или рабочих в домашних мастерских .

В женских мастерских при гинœекеях, служивших помещениями для женщин, работали искусные мастерицы —сидонянки или финикиянки, специализированные на определœенный видах труда. Рабский труд применялся и в сельском хозяйстве, земледелии и скотоводстве, на виноградниках и оливковых посадках.

В некоторых случаях рабы получали от своих господ небольшие земельные наделы, дом и даже жену, словом, всё, что ʼʼхорошие господа имеют обычай давать своим верным слугамʼʼ.Вначале недференцированный труд рабов- слуг постепенно начинал диференцироваться. В эпосœе упоминаются рабы—коровники, свинари, пахари и т. д., упоминаются также ʼʼначальники рабовʼʼ, старшие и младшие рабы.

Каждая раба - мастерица выполняла одну определённую работу, что уже предполагало специализацию и разделœение труда. Говоря о рабах, Гомер не забывает указать и на отрицательные стороны труда рабов, на их незаинтересованность в выполняемой ими работе. Между мелкими владетелями и их рабами сохранились ещё патриархальность и простота отношений. Те и другие вместе живут, вместе едят и спят.

Но в дворцах басилеев эти патриархальные отношения начинали исчезать. Различие между рабами и свободными становится резче.

Главным источником получения рабов как в гомеровской, так и в послегомеровской (классической) Греции служили войны. Военнопленные или непосредственно попадали в руки рабовладельцев, или же перекупались торговцами, перепродававшими их всœем желающим. Были известны случаи, когда рабов выменивали на вино, быков, шкуры, медные желœезо.

Главными поставщиком рабов среди средиземноморских народов издревле были финикийцы. Финикийцы пользовались дурной славой купцов , ничем по пренебрегавших ради выгоды. Финикийцы скупали военнопленных или же захватывали людей, по преимуществу женщин , всякими хитростями и обманом. Стоимость живого товара определялась, исходя из его качества от 8 до 20 быков.

Классовые противоречия в гомеровском эпосœе выступают уже с полной отчетливости и резкостью. Военно-родовая знать противопоставляла массе ʼʼхудородныхʼʼ и ʼʼдурныхʼʼ людей. В отличии от них знать величает себя ʼʼблагороднымиʼʼ, ʼʼхорошимиʼʼ, "жирными"и ʼʼтучнымиʼʼ людьми, ведущими свой род от богов.

Помимо экономического и правового неравенства различие между аристократией и народом сказывалось и во внешнем обращении басилеев друг с другом, с одной стороны, и в их обращении с простым народом — с другой.

Высокое положение знати выражалось не только во внимании и почестях, оказываемых басилеям при жизни, но и в почестях, воздаваемых им после смерти, во время торжественных похорон.

В процессе разложения военной демократии значение агоры уменьшалось. Фратрии и филы превращались в аристократические учреждения, руководимые представителями немногих влиятельных родов.

По мере утраты названными учреждениями :своего значения и влияния политическое руководство переходило к аристократическому Совету (булэ), возглавляемому царём. Булэ имеет свою историю. Первоначально булэ, подобно римскому сенату эпохи царей, было чисто родовым советом, в котором участвовали главы всœех родов. Но это был совет не стариков, а наиболее видных представителœей родовой знати. Первобытная демократия еще сохранялась, и Народные собрания играли в общественной организации значительную роль. Организацию возглавлял базилевс — одновременно военачальник племени, верховный судья и верховный жрец. Фактически он действовал совместно с представителями родоплеменной знати. Должность базилевса была выборной, но со временем при ее замещении стали отдавать предпочтение сыну умершего базилевса, и должность закрепилась как наследственная.

Впоследствии же состав булэ сузился и аристократизировался. В булэ могли заседать лишь представители наиболее влиятельных и богатых родов, филобасйлеи и им подобные главы крупных родов или родовых союзов. Совет обычно собирался во дворце главного басилея и за трапезой обсуждал поставленные царём вопросы. Царь выслушивал советы ʼʼстарцев разумныхʼʼ, принимали присягу и затем по собственному усмотрению проводил или не проводил в жизнь их решения.

Значение булэ повышалось по мере усложнения задач управления и увеличения общности интересов между филами иродами. Чем больше аристократия богатела, отделялась от народа и превращалась в замкнутый класс эксплоататоров, тем больше вырастало значение булэ. Царь перестал играть руководящую роль, за ним сохранилась лишь должность верховного жреца.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов; именно из них впоследствии образовались первые города-государства — полисы.

Историческое развитие Древней Греции на рубеже IX—VIII вв. до н. э. характеризуется глубокими изменениями. На смену родовому строю приходит рабовладельческий, что сопровождается развитием института частной собственности. Многие рядовые земледельцы лишаются своих наделов, которые сосредоточиваются в руках родовой знати. Формируется крупное землевладение. Порождается долговая кабала. Развитие ремесленного производства и торговли ускоряло процесс социально-имущественного расслоения.

К VIII в. царская власть в большинстве греческих общин уже совершенно исчезла. И процессе образования классов и усиления роли аристократии складывалось государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно было закрепить множившиеся отношения и обеспечить господство аристократии под массой свободных и полусвободных людей и рабов.

Появление государства ознаменовало, важнейший этап в истории греческого общества. Оно ускорило разложение родового строя, способствовало экономическому, политическому и культурному развитию классового общества, расслоению общества на богатых и бедных, установлению новых правовых порядков, созданию новых должностей и т. д.

Греческое государство в своём формировании прошло несколько стадий, начиная от аристократического строя гомеровской эпохи до отчетливо выраженного классового рабовладельческого государства классической Греции, явившись определённой фазой в истории античного государства и государства вообще.

referatwork.ru

Тема 1. Хозяйственный и общественный строй Древней Греции по данным гомеровских поэм (4 часа)

План -" ':

1. «Гомеровский вопрос» в античной историографии.

2. Экономический строй греческих племен:

2.1. сельское хозяйство;

2.2. ремесло; :,Г.

2.3. торговля.

3. Общественный строй:

3.1. черты родового стоя по данным «Илиады» и «Одиссеи»;

3.2. имущественное и социальное расслоение;

3.3. рабство;

3.4. органы управления;

4. Военная жизнь греческих племен.

Сообщения

1. Шлиман и Троя.

2. Гомер и мировая художественная литература.

Методические рекомендации Основными источниками при подготовке к занятию по данной теме, являются эпические древнегреческие произведения «Илиада» и «Одиссея». Рекомендуется, чтобы студент изучил полностью одну из поэм и подобрал из нее несколько отрывков, иллюстрирующих пункты плана занятий. В антиковедении существует так называемый «гомеровский вопрос». Студенту необходимо выяснить суть данной проблемы и современное состояние вопроса' в антиковедении.

«Илиада» и «Одиссея» являются особым видом исторического источника, поэтому при их изучении необходимо иметь в виду, что в поэмах Гомера, смешаны разные исторические эпохи. Исторические события, отраженные в поэмах относятся как к Микенской эпохе, так ко времени формирования раннегреческого полиса.

При изучении экономического строя греческих племен необходимо обратить внимание на развитие основных отраслей сельского хозяйства, аграрные отношения в обществе. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли привело к имущественной и социальной дифференциации древнегреческого общества. Следует установить, на какой экономической основе формировалась знать, определить, какие черты родового строя сохранились или деформировались во время указанного процесса.

По вопросу о рабстве студент должен определить его источники, характер эксплуатации рабов, их социальное положение и общий уровень развития рабства, учитывая разновременные элементы, представленные в поэмах.

5

Желательно сравнить рабство гомеровского времени с рабством древневосточным.

В вопросе об органах управления необходимо определить органы «военной демократии», функции басилея, геронтов и совета, выявить отличия агоры гомеровского времени от экклесии Греции классического периода.

Практические занятия завершаются исследованием военной жизни греческих племен. Студент должен определить принципы формирования воинских срединений древних греков, роль знати и рядового общинника в военной жизни, основные принципы ведения боевых действий в гомеровское время, опять же учитывая смешение разновременных элементов в «Илиаде» и «Одиссее».

Источники

1. Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967. Или любое издание.

2. Практикум по истории Древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. М., 1981. Вып. 2.

Литература

1. Андреев Ю.В. Мужские союзы в поэмах Гомера // Вестник Древней истории (далее ВДИ). 1964. №4.

2. Андреев Ю.В. Об историзме гомеровского эпоса //ВДИ. 1984. № 4.

3. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л., 1976. Гл. 2,3^ 5.

4. Боннар АС Греческая цивилизация. Ростов - на - Дону., 1994. Кн. 1. Гл. 2,3.

5. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов - на - Дону., 1995. Т. 1. Гл. 2,3.

6. Всемирная история. М., 1955. Т. 1.

7. Гиндин Л.А., Цымбурский В-Л. Троя и «Пра-Аххиява» //ВДИ. 1995. № 3.

8. Захаров А.А. Гомер. М., 1960.

9. История Древней Греции /Под ред. В.И. Кузищина. М., 1986. Ю.История Древней Греции /Под ред. А.Н. Бадак и другие. Минск., 1998.

11. Линкольн Б. Эпизод с Терситом в «Илиаде» (неавторитетное выступление) //ВДИ. 1994. № 2.

12. Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

13. Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962.

14;Щталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. 15.Штоль Г. Шлиман М., 1965.

Тб.Ярхо В.Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе //ВДИ. 1962. № 2. 17.Ярхо В.Н. Проблемы ответственности и внутренний мир гомеровского человека //ВДИ. 1963. № 2.

6

Методические рекомендации

При изучении источников необходимо выяснить социально -политическую сущность принципата как нового государственного строя, пришедшего на смену сенатской республики. О принципате Августа имеются источники различного характера: «Деяния божественного Августа», биография Августа, написанная Светонием, Письма Плиния Младшего и др.

Характер источников требует критического к ним отношения. Для правильной оценки «Деяний Божественного Августа» рекомендуется прочесть развернутую характистику этой работы в книге Н.А. Машкина «Принципат Августа» (с 311 - 316).

В первом вопросе необходимо изучить политическую ситуацию после убийства Цезаря, борьбу за власть Октавиана Августа со своими политическими противниками, определить причины падения Римской республики.

В следующих вопросах определяется, каким образом, при сохранении республиканских форм правления, Август фактически сосредоточил в своих руках всю полноту власти, какие причины заставляли его называть себя лишь «первым среди равных». Очень важно проследить отношения принцепса с различными слоями общества: сенатом, всадничеством, плебсом и рабами. Выяснить социальную опору Августа.

При работе над четвертым пунктом плана следует изучить политику Августа и его преемников в отношении провинций, выявить изменения в характере этой политики в республиканский и императорский периоды.

В пятом пункте плана исследуется материальная и духовная культура периода принципата, определяются ее характерные черты и существенные отличия от культуры Римской республики, подчеркивается ее более идеологизированный и официозный характер по сравнению с предшествующей культурой.

Источники

1. Деяния Божественного Августа //Шифман И.Ш. Цезарь Август. Л., 1990.

2. Письма Плиния Младшего. М., 1982.

3. Практикум по истории Древнего мира /Под ред. И.С. Свенцицкой. М., 1981. Вып. 2.

4. Светоний Транквилл Гай. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1966 или любое издание.

5. Тацит Корнелий. Сочинения. М., 1970. Т. 1 - 2.

Литература

1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

2. Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи (окончание). Рим и раннее христианство. Избранное сочинение в 2 томах. Ростов-на-Дону - 1995. Т. 2.

27

21.Штаерман Е.М. Рабы и отпущенники в социальной борьбе конца //ВДИ. 1962. № 1.

Дайте толкование следующих понятий и терминов:

Диктатура, иды, император, инвектива, ликтор, политика «клементии», понтифик, проскрипции, триумвират, триумф.

Задания

1. Согласно Аристотелю любая власть вырождается: монархия в тиранию, аристократия – в олигархию. Какие события в истории Римской республики были примерами такого вырождения?

2.Какие черты характера Цезаря и особенности его биографии привели к тому, что именно он ( а не Марий, не Сулла, не Помпей, не Серторий, не Катилина, не Красс) стал первым абсолютным монархом Рима?

3. Установите логическую связь и объясните ее между словами: Парфия – Красс – триумвират.

4. Была ли гражданская война неизбежна, если нет, то, как возможно было предотвратить вону? И в чем вторая гражданская война отличалась от первой?

5. Согласны вы или нет с высказыванием немецкого историка Т. Моммзена: «Личность Августа – это лишь бледная тень на фоне яркой личности Цезаря»?

studfiles.net

Хозяйственный и общественный строй Древней Греции по данным гомеровских поэм (4 часа)

План

1. «Гомеровский вопрос» в античной историографии.

2. Экономический строй греческих племен:

2.1. Сельское хозяйство.

2.2. Ремесло.

2.3. Торговля.

3. Общественный строй:

3.1. Черты родового стоя по данным «Илиады» и «Одиссеи».

3.2. Имущественное и социальное расслоение.

3.3. Рабство.

3.4. Органы управления.

4. Военная жизнь греческих племен.

Сообщения

1. Шлиман и Троя.

2. Гомер и мировая художественная литература.

Дайте  толкование  следующих  терминов  и  понятий:  аэд,  басилей,  геронт,

демиург, клер, кромаха, метанист, ойкос, темен, фила, фратрия.

Задания

1. Почему все боги Эллады похожи на людей, а большинство богов Египта похожи на животных?

2. Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троянской войны?

3.Приведите  примеры  того,  что  в  поэмах  Гомера  присутствуют  различные временные эпохи.

4. В чем заключается разница между агорой и экклесией?

Методические рекомендации

Основными источниками при подготовке к занятию по данной теме являются эпические древнегреческие произведения «Илиада» и «Одиссея». Рекомендуется, чтобы студент изучил полностью одну из поэм и подобрал из нее несколько отрывков, иллюстрирующих пункты плана занятий.

В  антиковедении  существует  так  называемый  «гомеровский  вопрос».

Студенту        необходимо   выяснить        суть     данной            проблемы       и          современное состояние вопроса в антиковедении.

«Илиада» и «Одиссея» являются особым видом исторического источника,

поэтому при  их  изучении необходимо иметь  в  виду,  что  в  поэмах  Гомера

смешаны разные исторические эпохи. Исторические события, отраженные в поэмах, относятся как к Микенской эпохе, так и ко времени формирования раннегреческого полиса.

При изучении экономического строя греческих племен необходимо обратить  внимание  на  развитие  основных  отраслей  сельского  хозяйства,

аграрные отношения в обществе. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли привело к имущественной и социальной дифференциации древнегреческого общества. Следует установить, на какой экономической основе   формировалась   знать,   определить,   какие   черты   родового   строя

сохранились или деформировались во время указанного процесса.

По вопросу о рабстве студент должен определить его источники, характер эксплуатации  рабов,  их  социальное  положение  и  общий  уровень  развития

рабства, учитывая разновременные элементы, представленные в поэмах.

Желательно сравнить рабство гомеровского времени с рабством древневосточным.

В         вопросе          об        органах           управления    необходимо   определить     органы

«военной демократии», функции басилея, геронтов и совета, выявить отличия агоры гомеровского времени от экклесии Греции классического периода.

Практические занятия завершаются исследованием военной жизни греческих племен. Студент должен определить принципы формирования воинских соединений древних  греков,  роль  знати  и  рядового общинника в

военной жизни, основные принципы ведения боевых действий в гомеровское время, опять же учитывая смешение разновременных элементов в «Илиаде» и

«Одиссее».

Источники

1. Гомер. Илиада. Одиссея. М.: Художественная литература, 1967. – 766 с.

Или любое издание.

2. Практикум по истории Древнего мира. Вып.2. Древняя Греция и Рим / Под ред. И.С. Свенцицкой. М.: Просвещение, 1981. 166 с.

Список литературы

1. Андреев Ю.В. Мужские союзы в поэмах Гомера // Вестник Древней истории

(далее ВДИ). 1964. №4.

2. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. – Л.: Лениздат, 1990. – 223 с.

3. Андреев Ю.В. Об историзме гомеровского эпоса //ВДИ. 1984. № 4.

4.         Андреев         Ю.В.   Раннегреческий        полис. —           Л.:       Изд-во            Ленинградского университета, 1976. 143 с.

5. Боннар А. Греческая цивилизация. Любое издание. Кн. 1. Гл. 2,3.

6.  Всемирная  история.  —    М.:  Государственное  издательство  политической литературы, 1955. Т. 1. – 747 с.

7. Дюрант В. Жизнь Греции. – М.: Крон-пресс, 1997. – 704 с.

8. Захаров А. А. Гомер. М., 1960.

9. История греческой литературы / Под ред. С.И. Соболевского,

Б.В. Горнунга, З.Г. Гринберга и др. – М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1946.

Т.1. – 488 с.

10. Квеннелл М., Квеннелл Ч. Гомеровская Греция. Быт, религия, культура. –

М.: Центрполиграф, 2005. – 189 с.

11. Кравчук А. Троянская война: миф и история. М.: Наука, 1991. – 218 с.

12. Линкольн Б. Эпизод с Терситом в «Илиаде» (неавторитетное выступление)

//ВДИ. 1994. № 2.

13. Лосев А.Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. – 400 с.

14. Маркиш С. Гомер и его поэмы.  М.: Художественная литература, 1962. –

125 с.

15. Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. М.: Наука, 1991. 144 с.

16. Фор П. Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны. – М.:

Молодая гвардия; Палимпсест, 2004. – 262 с.

17. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса.  М.: Наука, 1983. –

296 c.

18.Штоль Г. Шлиман. Мечта о Трое. М.: Молодая гвардия, 1965. – 431 с.

19.Ярхо  В.Н.  Проблемы  ответственности  и  внутренний  мир  гомеровского человека //ВДИ. 1963. № 2.

Материал взят из метод. Рекомендаций История Древнего мира (С.Г. Федоров)

studik.net