Государственный строй древней руси. Форма Древнерусского государства. Государственный строй Древней Руси. Десятичная и дворцово-вотчинная система управления.
1. Предпосылки и этапы образования Древнерусского государства. Государственный строй древней руси
2. Государственный строй в Древней Руси.
2.1 Органы центрального управления
Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В дореволюционной историографии Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Н. П. Павлов-Сильванский первым из отечественных историков попытался доказать наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западноевропейским феодализмом. С 30-х гг. XX в. в советской историографии утверждается представление о Древнерусском государстве как о раннефеодальной монархии. Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых советского и постсоветского времени (С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, И.Я.Фроянов), она все еще доминирует в исторических трудах.
Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отношений и характеризуется слабостью центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных остатков родового самоуправления. Эта форма правления существовала в некоторых европейских странах — во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности 6.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного
6 Лесной А.С. Варяги и русская государственность. Москва/2005. 45-87с.
13
характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.
Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др.
Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета князя были княжеские пиры. На них обсуждались государственные дела, разрешались споры и конфликты между дружинниками, распределялись должности. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.
Ближайшие родственники князя — братья, сыновья, племянники — образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.
Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы — полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала денежная дань. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью использования дани в качестве средства
14
давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.
Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) — в городах и волостелям — в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения — так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица — кормленщиками.
Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину — «мыть» — взимали мытники, денежный штраф за убийство — «виру» — вирники, пошлину за продажу лошадей — «пятно» — пятенщики.
Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.
Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов — князей и бояр. В их статусе — крупных вотчинников — соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т. е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.
15
Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления — княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками — князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.
Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распространявшейся на духовенство 7.
Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.
Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель — уделов — в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть (рис. 1) 8.
7.Амелина В.В., Юрова В.Н. Сборник документов и материалов по истории государственного управления в России (IX - XVI в.в.). - Новосибирск: Си-бАГС, 1998. – 111-123 с.;
8 см. приложение рис. 1
16
Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организации обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей — тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X — начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, — степень. Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Первое упоминание в летописях о городском вече датировано 997 г. (Белгород под Киевом).
Многие историки рассматривали вече как орган народовластия. В то же время они по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским государством. И.Я.Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в городах-государствах Древней Руси;
М.Б.Свердлов, наоборот, доказывал эпизодичность созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания и главным образом в городах Северо-Западной Руси. По мнению же академика В.Л.Янина, вече наделе приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т.д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой
17
поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.
Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали назначаться феодалами-вотчинниками 9.
9 Амелина В.В., Юрова В.Н. История государственного управления в Рос-сии. - Новосибирск: СибАГС, 2003. – 98-101 с.;
18
studfiles.net
4. Общественный строй Древней Руси (IX–XII вв.).
Общественный строй включает в себя классовую структуру общества, правовое положение классов и соц.жизни населения, а также экономического развития страны.
Земледелия :
- подсечно-огневое
- пашенное
С 9 века на Руси начинается стремительный рост городов с увеличением торгового и ремесленного населения. К 12 в. насчитывалось 200 городов.
Большое развитие в Древнерусском гос-ве получило княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение.
Со временем свободные общинники попадают в зависимость к собственникам земли и начинают складываться феодальные отношения.
В результате соц.деферециации об-ва появились:
- феодалы ( князья, бояре, священники) - привилегированное население
- свободные общинники ( люди)
- смерды ( крестьяне, общинники)
- закупы ( рабы, долговая и кабальная зависимость)
- изгои ( вышедшие из общины или холопы, которые выкупились)
- холопы и челядь ( рабы)
- городское население
Формой феодального землевладения являлась вотчина, которая передавалась по наследству.
Бояре появились из состава богатых дружинников князя ( старшая дружина) и из рода княжеской знати.
Формой боярского землевладения являлись вотчина и поместье.
Церковь – крупный феодал на Руси.
Основная масса населения – свободные общинники, которые назывались люди. Свободные общинники подвергались гос.эксплуатации и уплачивали дань.
Смерды – это крестьяне-общинники, которые были лично свободными, но землю получали либо от общины, либо от князя.
Худые смерды – те, которые разорились.
Закупы – люди, бравшие в долг. Если закуп сбежал, то становится холопом.
Изгои – это бывшие закупы, выкупившиеся на волю холопы или это лица ушедшие из оющины.
Холопы и челядь – они не являлись субъектами права, и за них отвечал хозяин.
5. Возникновение и развитие древнерусского права (IX–XII вв.)
Источниками права, как известно, служат законодательная власть, создающая закон; суд, вырабатывающий своими решениями новые нормы права; частные лица и органы правительства, содействующие созданию новых юридических обычаев. Таким образом, источники права: закон, обычай, договор, судебные решения.
Источниками нормативно-правового акта являются обычное право, судебная практика, иностранное (часто византийское) и церковное право. Нормативно-правовые акты в раннефеодальном государстве рождаются, в основном, на базе обычного права. Большая часть обычаев не получила поддержки государства и осталась обычаями (календарь, наследование имущества господина его детьми от рабыни), часть обычаев была санкционирована государством и превратилась в нормативно-правовые акты.
Главными нормативно-правовыми актами Древнерусского государства были:
- договоры.
- княжеские уставные грамоты, которые устанавливали повинности феодально-зависимого населения;
- княжеские уставы, которые были прообразом законодательной деятельности в Древней Руси. Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда ».
Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Основные редакции
Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.
Краткая Правда — древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей.
Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т. д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса.
Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.
Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды.
Сокращенная редакция Русской Правды, потому так и называется, что из ее состава были исключены, ставшие неактуальными, нормы права.
studfiles.net
2. Государственный строй Древней Руси. Государственный строй и право Древней Руси
Похожие главы из других работ:
Государство и право Древней Руси (IX-XI вв.)
4 Государственный строй Киевской Руси
Во главе государства Киевская Русь стоял великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина. Крупные землевладельцы пользовались большей автономией...
Древняя Русь в X-XI веках
1. Социально-экономический строй Древней Руси
Большинство историков сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма...
Древняя Русь в X-XII вв.
1. Социально-экономический строй Древней Руси
С распадом родовых связей ремесленники оседают в городах, составляя значительную часть посадского населения. Впрочем, от сельского хозяйства русские ремесленники так и не отрываются даже и в более поздние времена...
Во времена Киевской Руси население нашей страны, как и любого современного общества, разделялось на различные сословия, разделяемые в основном по признаку происхождения...
Киевская Русь
c) Социально-экономический и государственный строй Киевской Руси IIX-X ст.
Могучее государство создало благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Хозяйственный прогресс оказался в значительном распространении орудий труда их железа, вытеснении примитивных систем земледелия...
Контрольная работа № 00 по предмету «Отечественная история» (ИР)
Вопрос 1. Характер социально-экономического развития Древней Руси. В чем Вы видите общее и особенное в социально-экономическом развитии Древней Руси в IX, X и XI вв. ?
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин...
Местные органы государственной власти Великого княжества Литовского в XVI веке
1.1 Государственный строй
Вопрос государственного строя Великого княжества Литовского, в состав которого входила и Беларусь,- один из наиболее сложных, особенно в раскрытии проблемы государственного устройства...
Образование и основные этапы развития государственности в Спарте
1.2 Государственный строй Древней Спарты
Спартанская община, возникшая в результате слияния родовых общин Лаконии (синойкизма) в IX в. до н.э., в результате войн, грабежей, раздоров, самоуправства оказалась на грани развала...
Общественно-политический строй Древней Руси
Глава 2. Социально-политический строй Древней Руси в IX-XI веках
...
Особенности развития России в начале ХХ века
3.1 Государственный строй
Российская империя к концу XIX -началу XX в. являлась абсолютной монархией. Император возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов...
Спартанский полис
III. Государственный строй
...
Форма правления Киевской Руси
IV Государственный строй Киевской Руси
Рассмотрим государственный строй Древнерусского государства...
Франкское государство
1.6 Государственный строй
В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V-VII вв.)...
Франкское государство
2.3 Государственный строй
Центром управления империи был императорский двор с его чиновниками -- дворцовым графом Должность палатного мэра (майордома), послужившая для предшественников Карла Великого ступенью к трону, была упразднена....
Эволюция государственного строя Древнего Рима
1.2 Государственный строй
В конце VI в. до н. э. последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет...
hist.bobrodobro.ru
3. Общественный строй Древней Руси. История государства и права России. Шпаргалки
3. Общественный строй Древней Руси
Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.
Рабы и холопы. Рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были причины. Содержание раба обходилось слишком дорого. Для обозначения рабского состояния использовались термины «раб», «челядин», «холоп». Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений. Он был с обственностью господина, своей собственности он не имел.
Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.
Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.
Городское население. Киевская Русь была страной городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.
Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Смерды были полусвободным населением и жили общинами. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровно-родственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
law.wikireading.ru
Форма Древнерусского государства. Государственный строй Древней Руси. Десятичная и дворцово-вотчинная система управления.
Форма государства — это способ организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства и методы осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Древнерусское государство по форме правления было раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Великие князья выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Фигура князя родилась из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга. Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без того, чтобы выслушать мнения приближенных. Так сложился Совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжи мужи. Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды (съезды верхушки феодалов), решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела. Великие князья, а затем и удельные при обсуждении жизненно важных вопросов совещались не только с боярами, но и с широким собранием городских жителей — вече. Обыкновенно на вече по звону колокола сходились все свободные взрослые люди (мужчины) города. Дело докладывалось вече или князем, или «старейшинами града», выборными властями города. Свое мнение вече высказывало криком. Для решения дела требовалось, чтобы все согласились с предложением. Отдельные голоса не брали в расчет, а «на глаз» убеждались, что нет заметных возражений против господствующего мнения. В большинстве городов вече собиралось редко. По мере феодализации общества вече утрачивает свое значение.
По форме правления древнерусское государство - раннефеодальное монархия. По форме гос. устройства - единое гос-во, основанное на тимократической основе (власть военных). Государство делилось на княжества. Во главе стоял князь (Сюзерен), остальные вассалы Великого князя. Система сюзеренитета-вассалитета - отличительная черта раннефеодальной монархии.
Князь- государственный орган. Происхождение княжеской Власти по наследству и по избранию.
5) управление делами церкви (церковь подчинена гос-ву). Церковь содержалась за счет церковной десятины (Церковный Устав Владимира)
6) Управление своей вотчиной (Особенная система управления - дворцово-вотчинная, существовала до приказной системы (конец XV - нач. XVI в.)). Центр управления - княжеский двор, не существовало деления на высшие и местные органы управления.
7) Поддержание государственного единства страны.
Функции совета при князе
Совет при Князе (свидетельствует о неустойчивости статуса Великого Князя) - эпизодический созыв, не имеющий постоянного состава, собирается по мере необходимости. Здесь решались вопросы мира и войны, принятие законодательства.
Функции древнерусского вече
Вече- народное собрание (слабость верховной власти, отсутствие аппарата принуждения в стране - не было регулярной армии). Прокопий (VI В): «Славяне жили в народоправстве». В гос. период летопись упоминает о Белгородском вече. В вече участвовали свободные жители. Оно проходило в старших городах. Вопросы, решаемые на вече, дублировали Совет при князе.
1) Вопросы войны и мира. «Единение всех на вече означало мнение большинства, кот. Заставляло молчать меньшинство».1147 г. - Киевское вече отказывает князю идти против Юрия Долгорукого. Иногда созывалось 2 вече (в зависимости от вопросов).
2) Призвание и смещение князей (1068 г. - был изгнана Изяслав).
3) Судебная
4) управленческая (назначение, смещение чиновников). 1146 г. - потребовали от князя отстранить тиунов киевских и назначить новых.
Функции феодальных съездов
Феодальные съезды(с сер. XI в. в период обнаружения тенденции к распаду гос-ва)
- общеземские (все князья)
- смесные съезды (региональные).
Вопросы:
1) Охрана торговых путей
2) война и мир
3) принятие законодательства
Местные органы гос. власти и управления были созданы в городах и волостях. Представители: волостели и наместники. Основная функция - сбор дани, судебные функции, наблюдали за порядком, борьба с разбоями. Достаточно обширные полномочия. Содержались за счет кормов (до 1555г.) 1497 г. - Судебник ограничивает подсудность кормленщиков.
Судебной системы не было в Др. государстве. Впервые суды появились в 1864 г. (Независимые суды). Отсутствовала регулярная армия. Были: дружина и ополчение.
Организация власти и управления в Киевской Руси (дворцово–вотничная система управления)
Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная,системауправления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем, однако,десятичнаясистемауступает местодворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединенияуправлениявеликокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.
Системаместногоуправлениябыла проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя. Так на Руси сложиласьсистемакормления, намного пережившая Древнерусское государство (в Московском государстве она была отменена лишь в середине XVI в.).
studfiles.net
1. Предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
Древнерусское государство возникло в IX в. на территории восточных славян вокруг следующих политических центров: Куявии, Славии, Артании.
После объединения восточнославянских племен центром Древнерусского государства стал г. Киев, в котором правили Кий, Дир и Аскольд.
1) развитие ремесел, техники обработки земель, торговых отношений;
2) укрепление связей между существовавшими государственными образованиями славянских племен;
3) внешняя торговля;
4) сложные политические отношения с Византией;
5) необходимость борьбы с половцами, хазарами и другими кочевыми племенами, которые нападали на восточных славян.
Для Древнерусского государства характерны:
1) разложение первобытно-общинного строя;
2) формирование феодальных общественных отношений;
3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства;
4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов;
5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества;
6) укрепление внешнеполитических связей Древнерусского государства;
7) принятие христианства.
Во второй половине XI — начале XII вв. на территории Древнерусского государства — Киевской Руси — стали образовываться Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, которые на тот момент были достаточно устойчивыми полугосударствами.
Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют необходимость защиты территории вооруженными силами и потребность в государственном аппарате.
2. Раннефеодальная монархия как форма правления, ее особенности в Древней Руси.
Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.
Форма правления в Киевской Руси — типичная раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх — киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князям.
На местах (в других городах) власть великого князя Киева осуществляли его наместники и волостели (в сельской местности).
Признаки раннефеодальной монархии:
- переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;
- отсутствие юридической ответственности правителя;
- отсутствие институтов власти;
- отсутствие регламентации деятельности совета при князе;
- вече не было постоянным представительным органом;
- ограничение власти постоянно действующим городским собранием.
3. Государственный строй Древней Руси (9-12)вв.
Постепенно в XI— XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая получила название дворцово-вотчинной.
Имея сильный центр, великий киевский князь с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств. Он стоял во главе всей Руси, тогда как во главе отдельных княжеств были собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу “сюзерен — вассалы” и закреплялись феодальными договорами.
Постепенно к XI—XII вв. власть местных феодалов значительно возросла, и образуется новый орган власти — феодальный съезд, который рассматривает вопросы ведения войны и мира, разделения земель, вассалитета.
Общественное деление в Киевской Руси усложнилось — наверху общества находится княжеская дружина, с которой сливается прежний высший земский класс. Дружина состоит из старшей (бояр) и младшей (от-роков, гридей), в которую входят рабы князя. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, верники).
Класс людей делится на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные назывались смердами, не зависимые — закупами.
Церковное общество имело свою иерархию (священство, монашество, церковнослужители).
Политический режим на Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.
Судебных органов как особых учреждений не существовало. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, феодального ополчения (военных отрядов и пр.).
studfiles.net
Государственный строй Древней Руси
Государственный строй Древней Руси можно определить как раннефеодальную монархию.
После объединения славянских племен полян, древлян, кривичей, дреговичей и других в единое государство местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствоваи на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжес-ого совета. С X в. идет замена местных племенных князей младшими членами рода Рюриковичей — наместниками великого киевского князя Уже сыновья Владимира Святославича, а затем и внуки расселись на местных княжеских столах.
В IX-X вв. сформировался важнейший формально-юридический признак раннефеодальной монархии — наследственная передача княжеской власти. Даже при наличии регентства Олега при малолетнем Игоре и Ольги при малолетнем Святославе передача власти по сыновней линии является фактом совершившимся.
С конца X в. в организации власти великого князя происходят серьезные изменения. Между ним и князьями-наместниками, которые приобретают все больше веса и самостоятельности, устанавливаются отношения вассалитета. Во главе управленческой лестницы как сюзерен находится великий киевский князь, но он лишь первый среди равных. Остальные моловшие князья - его вассалы. Их отношения строятся на основе договора (ряда) или «крестных грамот» (от «целовать крест», приносить присягу). Младшие князья были обязаны оказывать старшему особый почет, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время войны, что определялось формулой: «быти в воле», «быти в послушании». В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землей.
Государственное единство Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура .государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, сеньор — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством. Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в государственных интересах языческий культ, установив иерархию языческих богов во главе с Перуном — богом грозы и войны, но затем переориентировался на христианскую религию и крестил Русь. По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия. Христианство, официально принятое в 988 г., распространялось медленно, постепенно отвоевывая позиции у языческих культов. Даже в начале XII в. не все славянские племена были крещены (например, вятичи). Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов.
Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост пошла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе церковной организации стоял митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом (князья пытались добиться права назначения митрополитов самостоятельно, но в рассматриваемый период безуспешно). При митрополите действовал собор епископов. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. В своих епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников.
Крещение Руси имело важные культурные и политические последствия. Страна становится частью христианского мира, воспринимает его правовую и государственную идеологию. Признанием этого факта, а также подтверждением роста могущества и влияния Руси стали многочисленные династические браки с европейскими монархами.