Главное занятие жителей древнего египта. План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: Разработка урока по истории на тему :" Жители Древнего Египта". 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок истории "Жители древнего Египта". Главное занятие жителей древнего египта


ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Развитие оросительного земледелия. Древнейшие египтяне заселили далеко не всю долину Нила. Значительная ее часть была покрыта болотами, заросшими тростником и кустарниками. Особенно много их было в дельте.Большие площади земли в долине засыпали пески пустыни. Для получения достаточного количества плодородных почв нужно было проделать большую работу. Эту задачу успешно решали многие поколения египтян.Для осушения болот сначала вырубали кустарники. Потом эти низкие места окружали валом из глины, смешанной с рубленым тростником. В этом валу делали ворота. Во время разлива Нила через них пропускали необходимую для полива воду. Прорывали каналы к тем плодородным землям, куда не доходила вода.Долину Нила между берегами реки и пустыней делили продольными и поперечными насыпями и валами на прямоугольные участки. Во время разлива они заполнялись. Через несколько месяцев речной ил оседал. Если было надо, то часть ила и лишней воды возвращали реке.Каналы и другие водные постройки часто разрушали большие наводнения. Поэтому они нуждались в уходе и обновлении. Но эта тяжелая работа египетских земледельцев способствовала получению на влажной теплой земле высоких урожаев.Земледелие — основное занятие египтян.С развитием орошения сельское хозяйство достигло высокого уровня. Основными земледельческими культурами были зерновые — ячмень и пшеница. Для них использовали почвы около самых берегов Нила, которые лучше увлажнялись. Их сеяли также на высоких землях с орошением из специально вырытых каналов.Мягкие влажные почвы Египта легко обрабатывались обычной мотыгой и легким деревянным ралом. Очень простым был и сам сев. После высева зерна в почву по полю прогоняли овец, или коз, или свиней. Они втаптывали зерна в почву. Потом мотыгами женщины зарывали те зерна, которые оставались на поверхности.Сжинали только одни колосья. Молотили с помощью животных, прогоняя их по расположенным на утрамбованной земле колосьям.Обычно на границе с пустыней разбивали сады и огороды. Для их полива рыли колодцы и пруды. Выращивали финиковые пальмы, инжир, виноград, гранаты, яблони. Из овощей были известны лук, чеснок, салат, огурцы, репа.Важной земледельческой культурой был лен, потому что все египтяне носили полотняную одежду и употребляли в пищу льняное масло.Из домашних животных исключительное значение имел крупный рогатый скот и ослы. Их растили не только для получения мяса и молока, они широко использовались при земледельческих работах и для перевозки тяжестей. Разводили коз, овец, свиней. В птичниках держали гусей, уток, павлинов.Египтяне были первыми в мире пчеловодами. Они умели делать ульи, помещать в них пчел и добывать мед.Свободные земледельцы составляли большинство населения страны.3. Ремесла и обмен в Египте. Сбор больших урожаев, увеличение числа животных позволили части египтян приступить к занятиям, в которых возникала потребность. Это, к примеру, выплавка и обработка меди, производство сложных орудий труда, оружия, украшений, лодок. Эти и другие предметы делали ремесленники.С началом использования металлов стал высоко цениться труд металлургов. На востоке от долины Нила возникают их постоянные поселения около медных рудников.Ремесло довольно сложное занятие. Оно требовало длительного обучения. Обычно родители передавали секреты своего ремесла детям с раннего возраста.

Возникла необходимость в обмене продуктами труда между земледельцами, животноводами и ремесленниками. Для обмена товарами необходимы средства передвижения. В Египте отличным средством сообщения был Нил. По нему весь год на лодках перевозили злаковые, продукты животноводства, медь, древесину и ремесленные изделия.Ремесленникам было удобно поселяться в таких местах, где они могли легче обменять свои изделия на все необходимое. Вскоре по берегам Нила начинают возникать и множиться города.Таким образом, уже в IV тысячелетии до н. э. египтяне добились больших успехов в производстве всего самого необходимого для жизни. Они достигли порога возникновения государства.

Судьба крестьянинаЧервь съедает половину ячменя, бегемот остальное. Множество в поле мышей, налетает саранча, съедают животные, воруют воробьи. Горе крестьянину! Что осталось в амбаре — унесли воры.И вдруг сходит на берег Нила писарь. Он намерен забрать урожай. Его слуги с палками, а негры с плетьми. И заявляют: «Подавай ячмень!» А его уже нет.Тогда они начали избивать крестьянина. Потом связали и бросили в колодец. Опустили вниз головой. Связали жену и детей. Соседи от страха убегают.

www.istmira.com

Урок истории "Жители древнего Египта" скачать doc

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

 

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников.

 

2.Продолжиь формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

 

3.Прививать любовь к предмету.

 

Оборудование: политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток, Египет, Передняя Азия», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты, индивидуальные карточки, документы.

 

Ход урока.

 

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила».

 

1) Тест по теме «Государство на берегах Нила» (3 человека).

 1.Древний Египет находился:

А) в долине реки Нил

Б) на берегу моря

В) в пустыне

 

2.Объединение Египта произошло:

А) около 3000 г. до н. э.

Б) около 3000 лет назад

В) около 5000 г. до н. э.

Г) около 5000 лет назад

 

3.Борьбу за объединения Египта вели:

А) Восточный Египет и Западный Египет

Б) Южный Египет и Северный Египет

В) Южный Египет и Западный Египет

 

4.Первой столицей Египта ста город:

А) Ахетатон

Б) Фивы

В) Мемфис

 

5.В Древнем Египте вели счет:

А) по началу правления нового фараона

Б) по разливам Нила

В) по окончанию сельскохозяйственных работ

Г) по звездам

 

6.Главным занятием жителей Древнего Египта было:

А) земледелие

Б) охота

В) скотоводство

Г) рыболовство

 

7.Главным благоприятным условием для занятия земледелием в Египте было:

А) жаркий климат

Б) разливы Нила

В) близость к морю

 

8.Укажите, как назывался повелитель всего Египта:

А) фараон

Б) царь

В) правитель

 

2) Индивидуальная работа по карточке (1 человек)

 

Задание.

 

- Внимательно прочитай отрывок из исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу».

 

«Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.  Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.  Еда появляется после его разлива.  Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

- Ответь на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?»

 

3) Фронтальная беседа по вопросам.

- Где находится Египет? (показать на карте)

- Каким морем омывается северная часть страны?

- Какой рельеф имеет страна? (песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности)

- Какая река протекает по территории Египта? Где она берет свое начало и куда впадает?

- Что такое дельта реки?

- Какие природные изменения происходили с рекой в период летнего солнцестояния?

- Какие занятия существовали у жителей Египта? (египтяне умели строить каналы. Занимались орошением, а значит занимались земледелием, скотоводством)

- Какой город был первой столицей Египта?

- Когда в Египте образовалась единое государство? Как это произошло?

 

III. Изучение новой темы.

План.

1) Жители Египта.

2) Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.

3) Сбор налогов.

1.Тема урока (Слайд 1.)

2.План урока (Слайд 2)

3.Задача на урок (Слайд 3)

5. Самостоятельная работа с текстом учебника.

 

- Прочитайте , с.36. схема

- Ответьте на вопрос «На какие группы делилось население Древнего Египта?»  Слайд 4.

- фараоны

- вельможи

- писцы

- земледельцы

- ремесленники

6.Слайд 5.

- Как в Древнем Египте проходили земледельческие работы?

7.Слайд 6.

- Как жили простые египтяне? Стр 41-43

8.Слайд 7.

- Какие занятия были распространены в Древнем Египте?

 

9. Работа с исторически документом.

Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи

Учитель: Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее)

Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

 

Для 1-й группы:

 

«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

 

Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

 

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

 

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

 

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.»

 

Для 2-й группы:

 

«Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…

 

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз…Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети…

 

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»…Устает он… и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.»

 

Для 3-й группы:

 

«Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет..

 

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти…

 

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, … рука его не останавливается.

 

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему также спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

 

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом…Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…

 

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему уже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…

 

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.»

 

10.Беседа по вопросу к документу.

Запись в тетрадь видов ремесел Древнего Египта.

 

11. Слайд 8.

 

- Как вы думаете, люди каких профессий работали над изготовлением этих предметов?

 

12.Работа над новым понятием.

 

Налоги – Это продукты труда, которые крестьяне отдавали в казну фараону.

 

13.Слайд 9.

Сбор налогов.

 

IV. Закрепление изученного на уроке.

Беседа по вопросам.

 

- На какие группы делилось население Древнего Египта?

- Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте?

- Что обозначает понятие «налоги»?

- Кто платил налоги?

- Как называли сборщиков налогов?

 

V.    Итоги урока.

 

 

 

 

Для 1-й группы:

 

«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.»

 

 

Для 2-й группы:

 

«Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, т

www.infouroki.net

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: Разработка урока по истории на тему :" Жители Древнего Египта". 5 класс | скачать бесплатно

Разработка  учебного занятия  по теме « Жители Древнего Египта»

Цели:

  • Познакомить с отдельными классами древнего Египта, изучить их  
  • род занятий.
  • Развивать умения  самостоятельно работать с документами, логическое    мышление, память.
  • Воспитывать интерес к истории.

                                                       Структура занятия :

  1. Выбор учащимися перед началом занятия цветной ткани.
  2. Беседа учителя о путешествии.
  3. Выполнение заданий для определения страны.
  4. Рассказ учителя о Египте, о роли цвета.
  5. Самостоятельная работа учащихся с документами.
  6. Выступление учащихся.
  7. Формулировка темы урока.
  8. Игра « перевертыши» для определения других классов Египта.
  9. Выступление Клеопатры.

                                             

Ход занятия:

1.Здравствуйте, я рада вас видеть и прошу выбрать из предложенных цветов тот, который вам больше нравится.

2. Появление учителя.

-Почему некоторые из вас заулыбались?

- Я что, плохо выгляжу?

- Вас интересует мой вид? Я так оделась неспроста, я хочу отправиться в путешествие в одну из жарких стран, хотите со мной?

- Мне будет очень приятно, если вы составите мне компании. Поверьте, вам понравится , это одна из загадочных и древних  стран! Ну что, уговорила?

Тогда вперед!

- Вы готовы, я готова, но, вам надо отгадать, куда мы отправляемся? Сможете? Справитесь? Отлично!

                                                    3.  Задания:

  1. Самая длинная река в мире? ( Нил – слайд)
  2. Правитель этой страны назывался так – ребус (фараон)
  3. Забальзамированное мертвое тело человека или животного ( мумия)

-  Название, какой страны могло бы объединить все ваши ответы. Верно, мы отправляемся в Древний Египет. Готовы?

Раз, дав, три,

Пыль времен в Египет нас перенеси.

4. В северо-восточной Африке простираются огромные пустыни (карта).  По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. В ее долине и возникло одно из первых государств – Египет (слайд)

В этом государстве, проживает огромное количество человек, и каждый из них занят своей работой. Об этих жителях мы сегодня и поговорим.

А познакомится с ними, я попрошу участников нашей встречи, которые выбрали ленты поправившего им цвета. Пожалуйста,  присядьте за столы, в зависимости от выбранного вами цвета.

Цвет играет  большую роль в жизни человека. Психологи, проводя исследования, говорят о том, что по любимому цвету человека можно рассказать о нем многое.

И сегодня на уроке цвет нам расскажет о занятости населения Египта.

- Как вы думаете, чем вы могли заниматься, если бы жили в Египте, исходя из того цвета, который вы выбрали?

- А сейчас и проверим, верна ли ваша догадка. Для этого вы должны поработать с документом, составить небольшой рассказ и выбрать соответствующие атрибуты. Затем,  рассказать о себе, о своем занятии, а мы должны определить  - кто вы такие.

5. Самостоятельная работа.

6. И,  так, какие жители Египта  у нас?  (ответы участников, показ слайдов).

Воины: Владыки Египта стремились расширять свою территорию и приумножать богатства. Для того, чтобы вести завоевания, им нужно было постоянное войско – большое и хорошо обученное. С появлением хорошо обученной армии фараоны стали совершать завоевательные походы в соседние страны почти каждый год.

Самые крупные завоевания совершил около 1500года до н.э. фараон Тутмос. При нем египтяне захватили огромные территории соседних стран.

Земледельцы: Они составляли большинство египетского народа. Земледельцы должны были прокормить не только себя, но и фараона, его приближенных, воинов. Также обязаны были платить налоги – отдавать в казну значительную часть урожая и приплода скота.

Жрецы:

7. Наши предположения по поводу выбранного вами цвета и рода занятий, как видите, совпали.  Вы верно определили по цвету категория населения.

Но была еще одна категория людей в Египте, которая вела постоянный учет за всем, что происходило в государстве.

 Писцы. Писцы играли большую роль в древнем Египте. Многие египтяне вынуждены были нанимать писца для составления писем. Писцами могли стать только некоторые мальчики. В 6 лет их отправляли в специальную школу для писцов, где они занимались около 12 лет. Мальчикам приходилось трудиться в поте лица. Вместо 33 букв. Как в нашем алфавите, они учили 700 знаков. Эти знаки назывались иероглифы. Одни из них были картинками, изображающими слово, другие, как наши буквы, передавали звуки.

Ученик, окончивший школу с наилучшими отметками, мог попасть на государственную службу. Такие писцы вели, в частности, записи о налогах. Уплаченных жителями, или работали в суде,  записывая речи судей.

И сейчас я предлагаю вам выступить в роли писцов.  С помощью предложенных иероглифов составьте для  последующего поколения информацию о той категории населения, о которой вы сейчас рассказывали.

Информация составлена, последующее поколение ее будет расшифровывать.  А кто сможет сформулировать тему нашего занятия, исходя из  проделанной работы? Ваши предложения.

- Я согласна с вами, тема звучит именно так: « Жители древнего Египта»

8.  Как вы думаете, только эти категории населения жили в Египте?

- Чтобы потвердеть или опровергнуть ваши предположения,  я предлагаю выполнить еще одно задание – « Перевертыши».  (слайд)

9. Клеопатра:  Надеюсь, вы все справились с этим заданием, и сможете назвать еще жителей моей страны, все справились, а давайте назовем их хором. Да, жителей  в  моей стране много, и каждый занят был своей работой, и приносил пользу государству.

  Я – Клеопатра  VII - последняя царица Древнего Египта. После плеяды слабых и безвольных царей (один из них, отец Клеопатры, к примеру, прославился лишь тем, что хорошо играл на флейте) на троне Египта, наконец ,воцарился сильный правитель. Однако я пришла к власти, когда звезда Египта уже фактически закатилась. В мире решающую роль играл Рим, который захватывал соседние государства и превращал их в свои провинции. Дни свободы Египта были сочтены, но я, понимая это, тем не менее,  боролась, используя любые возможности, за свой трон и за независимость своего государства.

Я думаю, вам понравилось в моей стране, и вы еще раз только теперь воспользовавшись услугами туристических фирм, а не пылью времен, посетите ее. Познакомитесь с искусством, архитектурой и другими достопримечательностями древнего Египта. Ну и конечно, обязательно посетите символ моего государства – пирамиды. ( слайд)

 О них говорят: « Все боится вечности, и только вечность боится пирамид». Я жду вас в моем государстве! До свидания!

nsportal.ru