Очень древнее искусство. Древнее искусство деятельности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3ttt. Очень древнее искусство


Очень древнее искусство татуажа.

Очень древнее искусство татуажаХудожественная татуировка - Салон красоты Афродита

История татуировки насчитывает 10 000 лет как минимум. Татуировка – древнейший вид искусства, она была везде, но обычно говорят, что свое начало тату ведет от людей, населявших полинезийские острова. Раскопки говорят, что наши предки, не имеющие еще речевого общения, менялись информацией с помощью изображений. После того, как человек впервые изобразил на себе не знак, несущий определенную информацию, а совсем нейтральный узор, татуаж стал искусством.

Татуировки в разное время покрывали тела мирных и воинственных деревень и членов разных сект. Мужчины наносили тату для устрашения врага, а женщины - для того чтобы выделить свои достоинства. Позже наносить изображения на тело стало популярным среди элиты. Тела поэтов, художников и даже дворян украшали незамысловатые орнаменты, изображения цветов и зверей.

Художественная татуировка - Салон красоты АфродитаРеволюция заставила многих людей переосмыслить свою позицию к искусству вообще, и к татуажу, в особенности. У нас в стране в течение 70 лет татуировка стала искусством неоднозначным, спорным и запрещенным. Осталась она лишь в лагерях и тюрьмах. Тюремные мастера наносили различные рисунки своим товарищам, применяя при этом подручные материалы. Тематика подбиралась строго следуя законам воровской жизни, а качество тату получалось довольно сомнительным. И снова, как много веков тому назад, татуировки стали носителями информации. Знающим они рассказывали о статусе человека в уголовной иерархии, его отношении к власти и закону.

За прошедшие годы создалось сугубо отрицательное отношение к татуированному телу.

Мода на татуаж у нас в стране возродилась довольно недавно. В крупных городах и маленьких поселках открылись специализированные салоны. В них настоящие мастера делают пирсинг и татуировки высокого качества в основном людям молодого поколения.

К значениям тату не следует относиться слишком серьезно. В разХудожественная татуировка - Салон красоты Афродитаных государствах значение одного или друого изображения может объясняться по-разному. Лучше посмотрите на основные стили татуировки.

Самым древним считается стиль трайбл. Черные узоры в этом стиле накалывались на кожу, как важные обереги и талисманы. Стиль селтик берет свое начало в Скандинавии, он создается из переплетения узлов, вписанных в орнамент. Это самый любимый стиль викингов.

Совсем молодым, но уже достаточно известным стилем является хайтэк-биомеханика. Ему свойственно переплетение костей, хребтов, мышц, разорванной кожи, гаек и проводов. Согласитесь, весьма необычно и интересно. У самураев и мастеров кун-фу имел популярность восточный стиль, предполагающий изображение загадочных знаков, свирепых тигров и огнедышащих драконов. Изображения зверей, насекомых, змей, портреты людей с падающими на тело тенями и полутенями – это все реализм, самый молодой стиль татуировки.

Если вам хочется подчеркнуть свою привлекательность, потешить самолюбие или исполнить фантазии, полистайте российский тату-журнал TATTOO MASTER, посвященный искусству татуировки, переживающей новую волну популярности.

В нашем салоне вы можете выбрать приглянувшуюся тату из каталога или принести свой эскиз.

Процедура нанесения татуировки как правило состоит из двух встреч с мастером. При первой встрече мастер наносит основной рисунок на выбранную вами часть тела. После процедуры, мастер даст вам консультацию и рекомендации по уходу за татуировкой в период заживления. Приблизительно через неделю, после заживления, мастер проводит коррекцию, то есть доводит татуировку до совершенства. Стоимость коррекции уже включена в стоимость татуировки, так что вам не придется ничего доплачивать.

Цены на художественный татуаж
Черная татуировка (одноцветная) 65 руб./см.кв, но не менее 1000 руб.
Цветная татуировка 85 руб./см.кв, но не менее 1500 руб.
В цену включена стоимость коррекции.

www.afroditasalon.ru

Древнее искусство деятельности

Скорее всего, вы слышали историю о богатом торговце, млм от-важном бароне, который "увидел свет" и во имя Бога отрекся отэтого мира.Пятая Песнь Шримад-Бхагаватам рассказывает об одном знатокеискусства отречения, который вынужден был вновь жить мате-риальной жизнью, следуя указаниям Верховного Господа. Он был вы-нужден жить материальной жизнью как царь. Мог ли он сопротив-ляться усладам царской жизни? Мог ли он духовно выжить? И можетли сегодня, человек 80-х научиться искусству деятельности у При-йавраты, который отрекся от царства на заре цивилизации.Царевич Прийаврата позволил своему младшему брату Уттанапа-де стать царем, ибо интересом Прийавраты была духовная истина, адалеко не царствование и интриги. Но после смерти Уттанапады,Свайамбхува Ману, отец Уттанапады и Прийавраты вынужден был под-няться на холм Гандхамадана, чтобы убедить Прийаврату оставитьсвое отречение и взяться за правление царством.Во время встречи отца и сына их внимательно слушал мудрецНарада - учитель Прийавраты. Они стояли, окруженные травянистымисклонами, раскрашенными в цвета радуги: красный, пурпурный и си-ний. Пруд, рядом с которым они находились, приносил успокоениеуму. Его чистые воды были покрыты рябью, и слегка плескались сла-бые волны. Вода, стекавшая с вершин, бурля и пузырясь, смешива-лась с уже волнующимся потоком. Другие вершины, расходящиеся вовсе стороны на большое расстояние создавали ощущение безбрежнос-ти и вечности, а мягкие ветра, дующие сверху, ласкали кожу Нара-ды, Ману и Прийавраты.Ману заговорил первым. "Правь царством, возьми на себя от-ветственность. Писания определяют это как твой долг. Ты долженвзять на себя серьезную ответственность за поддержание царства, иникто, кроме тебя, не может этого сделать".Как верный сын, Прийаврата безропотно принимал указаниясвоего отца. Тем не менее он боялся. Прийаврата знал природу ма-териальной жизни. Несмотря на то, что материя сулит знатность ивеликолепие, все обречено на уничтожение. Так зачем же ввязы-ваться в это? Зачем привлекаться этим? Для чего? Он не видел вэтом смысла. Но хотя Прийаврата полностью осознавал глупость ма-териальных привязанностей, он боялся применить силу своей реали-зации против майи, чья мистическая сила приковывает человека квременному существованию, несмотря на его рассудительность, ра-зум и волю. Но, уважая силу майи, он также понимал коренную при-чину ее воздействия.Нарада научил Прийаврату тому, что майа является результа-том материальных привязанностей, возникающих из-за нашей завистик Кришне, который, благодаря тому, что обладает всей красотой,силой, богатством, могуществом, славой и отреченностью, лишь одинвоистину может испытывать наслаждение.С другой стороны, мы, как незначительные бесконечно малыедуховные индивидуальности, являемся по своей конституции любовны-ми слугами Кришны. В Его безграничной обители наше наслаждениетакже безгранично. Но мы пожелали отвергнуть это зависимое поло-жение, чтобы стать неистовыми соперниками Кришны. поставив себя вположение самых выдающихся, мы боремся за роль, сценарий и под-мостки нашего удовлетворения. Мы страдаем в одиночку из-за соб-ственных неудач. И когда мы сотрем этот грим соперника Кришны иснова станем Его возлюбленным слугой, занавес опустится, нашароль будет сыграна, и этот временный спектакль закончится. Но дотех пор пробить завесу майи и избавиться от наших материальныхпривязанностей невозможно.Прийаврата чувствовал, что ему повезло стать учеником Нара-ды Муни, чистого преданного Кришны. Обучаясь у Нарады на холмеГандха-мадана, Прийаврата не хотел разменивать свое богатствосознания Кришны на незначительное царство в этом бренном мире.Таким образом, он считал, что гораздо более разумно оставаться встороне от этого, ведя жизнь в отречении.Поэтому Прийаврата сознательно спросил у Ману: "Я предвижу,что моя духовная жизнь разрушится, если я приму эту ответствен-ность по правлению Землей. Если по вашей просьбе я стану царем,не отклонюсь ли я от преданного служения Кришне?"Когда Ману услышал ответ Прийавраты, который звучал практи-чески как отказ, он почувствовал безнадежность; на кого же ещеможно возложить ответственность за царство? Неужели он, в егопреклонном возрасте должен занимать трон императора, чтобы защи-щать собственность горожан?И когда Ману оказался в замешательстве, Господь Брахма -высший духовный авторитет и отец Нарады - появился на холме Ган-дхамаданы. Нарада, Ману и Прийаврата были удивлены. Три великиедуши тотчас же встали в почтении. Их руки спонтанно сложились вуважительном жесте. Они произнесли соответствующие ведическиегимны и предложили дары. Таким образом, они, в соответствии свозможностями, доступными на холме Гандхамаданы с любовью приня-ли Брахму. Брахма бросил свой добрый взгляд на Нараду и Ману,чтобы выразить свою признательность их милосердию и затем повер-нулся к отрекшемуся царевичу и с улыбкой сострадания произнес:"Мой дорогой, Прийаврата, пожалуйста, выслушай меня внимательно.Я принес указания Кришны. Ради твоего истинного блага ты долженпринять желание Господа как свое собственное. Ты, так же, как ивсе остальные, являешься Его вечным слугой. Даже я должен выпол-нять указания Верховного Господа, как должны это делать Ману иНарада. Насколько же отличается Брахма, лидер древнего общества,от современных видов жизни 20-ого века. Вместо того, чтобы следо-вать указаниями Бога, соверменные лидеры из гордости поддержи-вают в себе свой независимый скептицизм, который измеряется прог-рессом в постройке небоскребов, разработке сверхпроводников ибомб. И мы, как последователи, слепо подчиняемся им. Если мы идальше будем продолжать обращать внимание на тех, кто обещает намисполнить капризы наших заботливо лелеемых фантазий, то наши жиз-ни, потраченные впустую, закончатся пустотой и отчаянием. Но ес-ли мы избавимся от временных обусловленностей и будем действо-вать в соответствии с авторитетом и желаниями Кришны, на своемпути к совершенству мы достигнем успеха. Но сегодня, доступны лив наши дни надежные духовные авторитеты? И должен ли каждый изнас в поисках желаний Бога прислушиваться к тонким голосам, исхо-дящим изнутри? Это очень опасное положение, так как в конце кон-цов очень много беспокойств и откровенного зла привносится в мирмезантропами, убежденными в том, что они исполняют волю Господа.Брахма не советует Прийаврате ничего непрактичного, так онпродолжал просвещать его:" Как слепой человек может прекрасно пу-тешествовать, когда его ведет личность, обладающая совершеннымвидением, или как запряженный вол тянет повозку очень эффективно,когда им управляет возничий. Точно так же человек получает наи-высшее благо от его жизни, принимая авторитет желания Кришны, ка-ким он открывается через ведические писания, такие, как Бхага-вад-гиту и Шримад-Бхагаватам и через слова чистых духовных учите-лей."Хотя Прийаврата был готов охотно принять мудрость наставле-ний Брахмы и действовать во имя долга, повинуясь авторитету Криш-ны, каким он передается через писания и духовных учителей, одна-ко, он оставался в замешательстве; какому авторитету он долженследовать: его гуру, Нараде, который до этого советовал ему сох-ранять отреченный образ жизни, свободу от материальных отношений,или же Брахме, учителю Нарады, который сейчас намекает на то, чтоон должен принять царство со всеми ему сопутствующими царицами,принцами и придворными?Кришна разъяснил кажущиеся противоречия между духовной жиз-нью и связью с материальным миром в 18 главе Бхагавад-гиты. Гос-подь объяснил Арджуне:

сарва-дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджаахам твам сарва-папебхьо мокшайишьями ма шучах

"Оставь все другие религии и вручи себя Мне. Я избавлю тебя отвсех последствий твоих греховных поступков. Не страшись ничего".Таким образом, критерий того, какая деятельность являетсяматериальной, а какая - духовной, какая деятельность оскверняет,а какая очищает, какую деятельность необходимо продолжать, а откакой необходимо отречься, заключается в том, совпадает ли этадеятельность с желанием Кришны. Если она совпадает с желаниемКришны, такая деятельность является духовной, очищающей и прибли-жающей человека к совершенству. Если же она не совпадает с жела-ниями Кришны, то такая деятельность, даже если она кажется слав-ной деятельностью, оскверняет и затягивает человека в тиски мате-риального существования.Каково же решение проблемы Прийавраты? Каким же авторитетомему нужно пренебречь? Нарада учил Прийаврату сохранять отречение,Брахма наставлял его стать царем. Для того, чтобы оставаться вотречении и, одновременно, взаимодействовать с материальным ми-ром в качестве царя, необходим духовный разум.Шрила Рупа Госвами, великий учитель в цепи ученическойпреемственности от Брахмы дает определение разума как способнос-ти использовать материю в служении Кришне. Он утверждает:

анасактасйа вишайанйатхархам упайунджатахнирбандах кришна-самбандхейуктам ваирагйам учйате

Так как, умирая, мы оставляем все то, чем владели, ничто воис-тину нам не принадлежит. Поэтому истинное отречение не означаетотрекаться от того, что нам в действительности не принадлежит.Скорее, это означает использование всего в служении Кришне - об-ладателю Вселенной."Не используй свое положение царя ради своего собственногонаслаждения", - продолжал Брахма. - "Иначе ты вынужден будешьпринять еще одно материальное тело и таким образом продолжатьвязнуть в болоте материальных страданий. Стань царем, но как Егослуга". И далее Брахма разъяснил этот момент Прийаврате: "Сосре-доточь свой ум на наслаждении Кришны. Не отвлекайся на царскиерадости или горести. Терпеливо сноси это, ибо они появляются иисчезают с естественным течением времени. Смотри на наслаждения истрадания так, как если бы это было последним ночным сном. Оста-вайся стоек в своем служении. Однако, опасайся (Брахма предупреж-дает Прийаврату) ума и чувств. Если они не контролируются, онизаставят тебя исследовать эту временную природу, соблазнят тебя красточительству твоей жизни и уведут от твоей цели. Таким обра-зом, бойся не царства, бойся истинных врагов - неконтролируемыхума и чувств. Даже если человек отрекается и путешествует из од-ного дремучего леса в другой, эти враги будут являться причинойвеликой опасности. С другой стороны, даже если человек женат, ноконтролирует свои ум и чувства, он будет защищен так же, как царьнадежно защищеный могучими крепостными стенами. Даже жизнь с же-ной и детьми не повредит тому, кто самоудовлетворен и кто являет-ся ученой душой. Контроль собственных ума и чувств это совершен-ное отречение. Этот процесс автоматически достигает совершенства,когда человек следует правилам и регуляциям духовной жизни и дей-ствует, используя все в служении Кришне. Поэтому Брахма объяс-няет: "Человек может достичь истинного прибежища, только если онс преданностью сосредоточит свое сознание на лотосных стопахКришны."Но может ли царь, или даже современный человек, окруженныйземными наслаждениями, пренебречь собой и своими чувственными же-ланиями и с преданностью сосредоточить свое сознание на Кришне?Может ли он использовать все в служении Кришне? Ответ: да, ибоключ к успеху - любовь к Кришне - сама собой развивается в сер-дце того, кто воспевает имена Кришны. Харер нама харер нама ха-рер намаива кевалам калау настй эва настй эва настй эва гатиранйатха." В этот век ссор нет другого пути достижения духовного со-вершенства, кроме воспевания святого имени, воспевания святогоимени, воспевания святого имени Господа." Как растение, котороерастет, когда оно поливается водой, наша привязанность, наши лю-бовные взаимоотношения с Кришной расцветают все больше по меретого, как мы воспеваем Его имена. Таким образом, воспевая именаКришны, в нас естественным образом увеличивается склонность кслужению Ему независимо от того, сидим ли мы на данном намсудьбой красном царском троне или на монашеском пледе или за сов-ременным столом директора. Мы можем действовать в чистом созна-нии, всегда сознавая: "Я поставлен сюда Кришной. Как я могу удов-летворить Господа этой деятельностью?"Все препятствия к достижению этого чистого знания будутпреодолены, и мы обретем желание слушать о Кришне, о Господе.

Шринватам сва катхах кришнах.пунйа шраванам киртанамхрдйанто стхо хйабхадранивидхуноти сухрт сатам

Продолжая слушать о Кришне, мы научимся видеть Его присут-ствие повсюду, зная, что Он является источником и сутью всего.Когда мы будем пить воду, мы будем видеть, что Он является вку-сом, утоляющим нашу жажду. И когда мы будем смотреть, как гра-циозно парит в небе птица, мы будем видеть в этом художественныйвкус Кришны. На способности мы будем смотреть как на дар Кришны,на мудрость как на часть Его знания, а на смерть как на Его неиз-бежного представителя.Все славные проявления в этом мире, которые мы видим, мы бу-дем видеть как частичку энергии Кришны, так как мы понимаем, чтовся вселенная покоится на Его энергиях.Но Кришна не только всемогущий. Он также и всепривлекающий.Например, Шримад-Бхагаватам говорит о взаимоотношениях с Кришной,о взаимоотношениях Кришны с Его дорогим другом Арджуной; о том,как Кришна защищал его в любых ситуациях; как Кришна уполномочилАрджуну победить непобедимых противников во время великой битвыпри Курукшетре; как Кришна удовлетворил желание Арджуны женитьсяна Драупади и как Кришна прославлял Арджуну, рассказывая ему этуудивительную духовную классику - Бхагавад-гиту.По мере того, как мы слушаем, мы понимаем, что Арджуна иг-рает роль типичного друга Кришны, и что точно таким же образомКришна вечно наслаждается обществом других друзей. Кришна такжеможет раскрывать сладостные развлечения с каждым как самый забот-ливый друг, как самый совершенный сын, как самый дорогой муж иликак самый соблазнительный возлюбленный. Слушая о Кришне, который,как Верховный могущественный контролирующий, имеет все способнос-ти совершенно наслаждаться, он служит Своим преданным и позво-ляет нам ясно понять, что глупо ограничивать нашу любовь к Криш-не ложными взаимоотношениями, стесняющими сферу нашей деятельнос-ти. Так увеличивается желание раскрыть наши забытые личные взаи-моотношения с Кришной. Чтобы вкусить эту сладость и еще большеувеличить наше желание, Кришна в Бхагавад-гите раскрывает одинсекрет:

йа идам парам гухьяммад-бхактешв абхидхасьятибхактим майи парам критвамам эвайшьятй асамшаях

"Тому, кто объясняет эту высшую тайну сознания Кришны, чистоепреданное служение гарантируется. И в конце он вернется назад коМне".

на ча тасман манушьешукашчин ме прия криттамахбхавита на ча ме тасмаданьях приятаро бхуви

"Нет в этом мире слуги дороже для Меня, чем он, и никогда небудет".Чаитанйа Махапрабху также умолял брахмана Курму: "Кого бы тыни встретил, проповедуй ему о следовании наставлениям Господа ШриКришны какими они даны в Бхагавад-гите, Шримад-Бхагаватам. И та-ким образом, становись гуру и освободи всех на твоей земле. Сле-дуй этому указанию, и твоя домашняя жизнь не будет препятство-вать тебе в твоем духовном прогрессе". Любая искренняя личность,которая проповедует в соответствии с этим указанием Шри ЧаитанйиМахапрабху, получит благословение Господа, и на такую личность небудет влиять материя. Мы можем проповедовать, рассказывая о Криш-не, и мы можем использовать наш разум, сопсобности, деньги и вре-мя в проповеди сознания Кришны, если человек достаточно учен, ес-ли он обладает какими-то научными знаниями, если он философ,поэт, он может изучать энергию Господа и использовать это знание,чтобы прославить верховенство Господа. Если человек - администра-тор или политик, он может установить верховенство Господа черезискусство упрвления государством. Если человек является бизнесме-ном, промышленником или занимается сельским хозяйством, он можетпотратить свои с трудом заработанные деньги ради Господа, думая отом, что эти деньги - деньги Кришны, и они предназначены для слу-жения Ему.Затем Брахма подводит итог своим наставлениям Прийаврате:"Ищи прибежища у Кришны через выполнение Его наставлений, и та-ким образом ты будешь всегда защищен Господом, так же, как пчела,которая находится в закрытом цветке лотоса, защищена от палящегознойного солнца".Прийаврата стоял, нахмурив брови, ибо он обдумывал словаБрахмы. Молчание, казалось, сгущало тишину вокруг. Проходили се-кунды, потом минуты. Казалось, что крики и чириканье птиц началивозрастать. Никто не двигался.Затем Прийаврата поднял голову и с широкой улыбкой на егоблагородном лице он склонился перед Брахмой в глубокой покорнос-ти. Прийаврата станет царем. Он принял указание Брахмы.Сначала Ману почувствовал облегчение, потом радость, и вконце с глубокой признательностью он начал поклоняться Брахме.Нарада и Прийаврата, удовлетворенные и избавившиеся от него-дования, стоя ждали, пока Брахма удалится. Предавшись желаниюКришны, Верховной Личности Бога, Прийаврата оставил уединение имир холма Гандхамаданы и взялся за правление его царством.Он правил в соответствии с религиозными принципами и защи-щал горожан как своих собственных детей. Видя его решительность,воры и плуты разбежались. Его благочестие вызвало обильный дождьи изобилие зерновых и плодов. Не было чрезмерных налогов, беспо-коивших горожан.Прийаврата женился и получил десятерых детей от его женыБархишмати и обучил их чистому преданному служению.Внешне он казался исключительно могущественным монархом,захваченный привязанностью к своей прекрасной Бархишмати и свя-занный безграничными сложностями, богатствами и царским могущес-твом. Внутри себя Прийаврата оставался твердым в отречении. Егознание было устремлено к лотосным стопам Кришны.После многих лет правления Прийаврата научил нас тому, какизбежать судьбы материалистов, которые умирают в скорби, думая обогатствах, жене и доме."Увы, как низко я пал. Я пал жертвой этого материального кол-довства. Мое положение так же безнадежно, как положение спутника,провалившегося в глубокий забытый колодец на невспаханных окрес-тностях фермера. Я опустился до положения танцующей обезьянки вруках моей жены, но всему этому пришел конец. С меня достаточно."Таким образом, к концу своей жизни Прийаврата отказался оттрона, полностью отвергнул царство и разделил свои царские богат-ства между его покорными сыновьями. Освободившись от мате-риальных привязанностей, погрузившись всем сердцем в сознаниеКришны, он возвратился к святой простой жизни в отречении.Вся слава Прийаврате. Он оставался отреченным и чистым, нес-мотря на свое царское положение. Все это благодаря тому, что онполностью посвятил свою деятельность лотосным стопам Кришны, ко-торые являются сутью древнего искусства деятельности.

www.ojasvi.kiev.ua

Древний Крит. Часть 4. Искусство критян

Что может рассказать о душе и ценностях народа лучше, чем искусство? Ведь искусство – способ выражения эстетических, религиозных и духовных исканий народа. Давайте посмотрим, что расскажет нам о минойцах их искусство.

Прежде всего отмечу, что в найденных археологами фресках, керамике, минискульптуре, украшениях, печатях минойского периода действительно, как об этом и писал Ефремов, отсутствует изображение оружия (за исключением священного лабриса), батальных сцен и вообще сцен насилия, порабощения, унижения одних за счёт возвеличивания других. Нет прославления воинов-победителей.

«Непостижимо прекрасное искусство критян совсем не изображало военных подвигов. Образы царей-победителей, избиваемых жертв, связанных и униженных пленников отсутствовали во дворцах и храмах.Природа – животные, цветы, морские волны, деревья и среди них красивые люди, преимущественно женщины, жертвоприношения и игры с быками, странные звери, невиданные ни в Элладе, ни на финикийских побережьях… Высота их вкуса и чутья прекрасного удивляла эллинов, считавших себя превыше всех народов Ойкумены.

Фреска из виллы Агиа-Триады. XVII-XV вв. до н.э.

Царский скипетр из сланца в виде пантеры. Ок. 1650 г. до н. э.

Сохранившаяся часть скульптурной композиции. Участник тавромахии в момент прыжка на спине у быка

Ритуальная амфора из многоцветного мрамора из Бассейна Омовений Закроса.1550-1500 гг. до н.э.

Образцы критской керамики 1700-1500 гг. до н.э. Морской стиль и стиль Камарес.

Лёгкая радостная живопись, полная света и чистых красок. Изваяния, посвящённые женщинам, зверям, домашним животным, удивительные раковины, сделанные из фаянса, и… никаких могучих героев, размахивающих мечами, вздымающих тяжкие щиты.Разве была ещё где-нибудь в мире такая страна, отдавшая всё своё искусство гармонической связи человека и природы и прежде всего женщине?» (И.Ефремов)

Искусство минойцев не похоже ни на восточное, ни на эллинское. В нём есть некоторое сходство с египетскими фресками – фигуры так же изображены в профиль, тогда как глаз на лице – в фас.

При тесных торговых и культурных связях двух народов, египетская изобразительная традиция оказала влияние на минойскую, но минойцы (и это касается не только изобразительного искуства)превзошли своих учителей. По настроению, по содержанию искусство минойского Крита уникально.

Ещё одной его особенностью отмечу склонность к миниатюрным формам, проработке деталей и отсутствие монументальности.

«Изумительные по своей форме и раскраске фаянсовые и керамические изделия свидетельствуют о том, что критяне хотели пронизать красотою весь свой быт. Их не интересовала монументальная скульптура их восточных соседей, они увлекались изготовлением крошечных фигурок, гемм, печатей, ювелирных украшений». (А. Мень)

О критской керамике хочется сказать особо. Некоторые из изделий имеют стенки настолько тонкие, что представляют подкатегорию "яичной скорлупы".

Пищу для фантазии минойцев давала сама природа. Они "с трепетной увлечённостью и с трепетной нежностью отдавались созерцанию природы во всех её многообразных проявлениях — от цветных прожилок камня до ласточек, порхающих над усеянным лилиями склоном холма. Многому научившись в этом плане у более опытных египетских мастеров, они очень быстро оставили их далеко позади… В минойском искусстве сцены из жизни природы всегда проникнуты глубоким лирическим волнением" (Ю.В. Андреев)

Их фрески – не зарисовки с натуры, не копирование мира природы, а – творческое переосмысление этого мира, в котором заложен философский символизм.«Животные и растения, изображённые на минойских фресках и вазах, нередко не находят прямых прототипов в реальной фауне и флоре Крита и вообще Эгейского моря. Цветы и листья, принадлежащие разным видам растений, произвольно соединяются на одном стебле, образуя причудливые, никогда не существовавшие в природе гибриды. У птиц с такой же свободой и лёгкостью меняется оперение».

Одна из прекрасно сохранившихся фресок – «Дельфины» - украшала мегарон царицы. Дельфины у минойцев были символом радости, а также символом освобождения души от земного тела.

Б.Р. Виппер отмечает, что «любой стиль, кроме критского, использовал мотив дельфинов таким образом, что их тела составляли бы овал, замкнутое по периферии круговое движение; у критского же художника гибкие тела дельфинов отскакивают друг от друга, как электрические искры при разряжении тока». Пространство фрески понимается как кадр без начала и конца, что как нельзя кстати отражает безграничность мира, природы, её вечное движение. Ю.В. Андреев отмечал, что «фундаментальная идея, лежащая в основе как минойской религии, так и органически связанного с нею минойского искусства, вероятно, лучше всего может быть выражена с помощью известного афоризма: «Мир есть движение». Именно движение мыслилось или скорее ощущалось минойцами как прямой синоним жизни, неподвижность же - как синоним смерти. Страх перед неподвижностью, стремление во что бы то не стало преодолеть косную инертность своей собственной физической субстанции и тем самым слиться с движением наполняющей космос живой материи, уловив его скрытый постоянно меняющийся ритм — таков своеобразный "контрапункт", задающий единый гармонический тон всем наиболее прославленным творениям минойского художественного гения».

Характерным для критского искусства является множество женских изображений, которые присутствуют наряду с мужскими всюду. Женщина – неизменный участник всех фресок, рассказывающих о каких-либо ритуалах или праздниках.Критские мастра изображали женщин и мужчин с разным цветом кожи. Женщин - с кожей молочно-белой, мужчин - с красновато-коричневой, загорелой.

Критские мастера создали удивительные женские образы.

Помните, корабль спартанца Эоситея, направлявшегося со своими воинами в Египет для того, чтобы поступить наёмниками на службу к Александру Македонскому, по пути в Египет причаливает к южному берегу Крита, и Таис с Эгесихорой, бродя по руинам дворца близ Маталы, находят фреску с изображением критской женщины:«Эгесихора остановилась около изображения женщины в светло-голубой одежде, с развевающимися крупными завитками чёрных волос, и поманила к себе спутников.Большой глаз, смотревший открыто и лукаво, гордые – тонкой чертой – брови, прямой нос, немного длинный и не с такой высокой переносицей, как у эллинов, особая форма рта, соединявшая чувственность с детским очерком короткой верхней губы, чуть выступающая нижняя часть лица…Эгесихора обняла ладонями необычайно тонкую талию подруги, стянув складки хитона, и спартанцы с восторгом захлопали в ладоши: если не сестра, то родственница изображённой на стене дворца женщины стояла перед ними в образе Таис».Какое изображение могли увидеть Таис с Эгесихорой? Например, подобное этому:

«Дамы в голубом».

«Это фрагмент большой композиции, сюжет которой восстановить невозможно. Дамы представлены в изысканных позах, обозначенных легким, струящимся силуэтом, плавность линии которого постоянно повторяется в жестах рук, в длинных изящных пальцах, во вьющихся локонах волос и декоре причёсок. Парадные и тщательные причёски (возможно, ритуальный костюм) указывают на важность действа, в которое они включены». (Зинченко С.)

Здесь мы сталкиваемся с ещё одной особенностью критского искусства: оно «не знает традиционного (в понимании древневосточного искусства) канона, повторяющихся поз и жестов - здесь господствует свобода и естественная непринуждённость в передаче движения» (Зинченко С.), даже когда изображаются ритуальные действия.

Как видим, женщины минойского Крита носили открытые на груди одежды, а их волосы были сложно причёсаны и украшены цепями и диадемами. Заметно наличие макияжа. За всем этим подразумевается и соответствующий уклад жизни, а также высокоразвитое искусство ремесленников, производивших нитки, булавки, тесьму, ленты и прочее. Интересно, что многие изображения минойских женщин напоминают картинки современных модных журналов. Вот часть фрески, которая среди исследователей называется "Парижанка".

"Парижанка". Фрагмент фрески из Кносса. 1450 г. до н.э.

"Париж XX века нашей эры и Крит XX века до н. э. как бы совпадают в туалетах представительниц своего большого света", - замечает поэт В.Брюсов, знаток древней истории.

«А.Эванс, изучая открытые им произведения критского искусства, пришел к выводу, что женщины занимали в минойском обществе особое, можно сказать, привилегированное положение. На эту мысль его натолкнули прежде всего поражающие своей живой экспрессией изображения так называемых придворных дам на миниатюрных фресках из Кносского дворца, для которых трудно подыскать сколько-нибудь близкие аналогии как в искусстве стран древнего Востока, так и среди художественных шедевров классической Греции. Многое в этих фресках кажется необычным, не укладывается в привычные представления о социальной значимости двух противоположных полов. Необычны уже сами по себе большие скопления представительниц прекрасного пола, изображенных не в замкнутом пространстве дворцового гарема, как на некоторых египетских стенных росписях, а под открытым небом среди возбужденной толпы оживленно переговаривающихся и жестикулирующих участников какого-то празднества. Необычны и удивительны свобода и раскованность поведения этих дам, прекрасно переданные запечатлевшими эти сцены живописцами». (Ю.В. Андреев)

А вот ещё одна любопытная находка, позволяющая судить об уровне развития ремёсел и искусств на минойской Крите.Рисунок-реконструкция царской игры затрикия

"Вынуть эту доску так, чтобы не повредить укращения, было нелёгкой задачей. Но всё закончилось вполне благополучно: пролежавшая, быть может, более четырёх тысячелетий в земле необычная доска попала в руки археологов.Она очень красива....Маргаритки из слоновой кости. Четыре небольших круга и четыре побольше на одной стороне, а на противоположной - десять средней величины. 11 поперечных планок, разделяющих игровое поле. И разноцветье материалов: горный хрусталь, слоновая кость, возможно, покрытая в своё время золотом, четыре больших диска - нечто вроде розеток из золота, серебра, лазури...

Учёные определили: доска эта от столика для игр. Камни для игры, вероятно, хранились в ящиках стола.

Чтобы сделать такую, нужны были не только линейки с делениями, но и цтркули, доски для рисования, грифель. И эскизы, чтобы проверить композицию, сочетание красок. Слоновую кость нужно было вырезать и отполировать, хрусталь отшлифовать, пластинки (из золота и серебра) и проволочки выковать.

Здесь работало немало рук, и руки эти были искусны и умны.Немало может рассказать о людях труда того времени, о приёмах обработки такая волею судеб дошедшая до нас безделушка. Вероятно, в мастерской резчика, помимо ножичков, пилок, буравов и буравчиков, имелся уже и токарный станок. Возможно, что с помощью соответствующего приспособления шлифовали и камень.Златокузнецам необхдимы были тигли, щипцы, множество различных молотков и молоточков, наковальни разных размеров, напильники, паяльная лампа и мехи, кроме того, бура и сера. Столярам - топоры и пилы, молотки и долота, резцы и зубила, ножи, некогда они были из камня, а теперь выделывались из бронзы.

/.../ Жителям острова было ведомо тонкое искусство грануляции: зернью, мельчайшими ппупырышками из золота покрывали они безделушки. Это было за тысячу лет до этрусков, древних предшественников римлян, в которых долгое время видели изобретателей грануляции. Делали критские мастера всё как полагается: не припаивали золотую зернь, а наваривали её, зная приёмы, позволявшие сохранить чёткую форму зерна". (А.Варшавский)

Золотой перстень-печать с изображением ритуального танца. 1500 г. до н.э.

Золотое украшение в виде двух пчёл, держащих каплю мёда. XVI-XIV вв. до н.э.

Напоследок, просто как штрих, хочу отметить, сколь часто в минойском искусстве встречается мотив спиралей.

Помните, в разговоре Лисипа и Таис Ефремов размышляет:

- Есть страны, замкнувшиеся в себе для сохранения своих царей, богов, обычаев и жизни на тысячелетия. Я называю их круговыми. Таков Египет, ещё есть Персия, Сирия. На западе Рим, а очень далеко на Востоке – Срединная страна желтокожих раскосых людей.- А мы, Эллада?- Начиная с Крита, вся Эллада, Иония, а с ними и Финикия – открытые страны. Нет для нас круга, запирающего жизнь. Вместо него – спираль. /…/

(продолжение следует)

3ttt.livejournal.com


Смотрите также