Географическая справка древней индии. Религия Древней Индии. Индийские касты. Культура Индии. Дифференциация обучения: Вариант в классе компенсирующего обучения рекомендуется провести урок
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религия Древней Индии. Индийские касты. Культура Индии. Дифференциация обучения: Вариант в классе компенсирующего обучения рекомендуется провести урок. Географическая справка древней индии


Индия. Географическое положение Индии, территория, границы

Общие сведения

Замечание 1

Индия – одна из древнейших стран нашей планеты. Она хранит много загадок нашей земной цивилизации. Индия – стран древних земледельцев, ученых, край сказок и сказочных богатств, жемчужина бывшей британской колониальной империи. На протяжен $200 $ лет Индия была Британской колонией. Она получила независимость только в $1947$ году. Ее официальное название – Республика Индия.

С Индией связаны жизнь и деятельность многих великих людей прошлого. Сегодня Индия страна больших контрастов в культуре, населении, экономике. Рассмотрим характеристику страны подробнее.

Географическое положение

Индия расположена в Южной Азии, на полуострове Индостан. Она омывается водами Бенгальского залива и Аравийского моря, которые принадлежат к бассейну Индийского океана. Территория Индии имеет ромбовидную форму, вытянутую с севера на юг. Индию пересекает южный тропик. На севере естественной границей Индии выступают Гималайские горы.

Территория и границы

Индия занимает территорию площадью $3,3$ млн $км^2$. С юго-запада и юго-востока территория выходит к Индийскому океану. На севере - Индо-Гангская низменность переходит в Гималайские горы. С центре страны расположено плоскогорье Декан.

Странами-соседями Индии являются:

  • Пакистан,
  • Афганистан,
  • Китай,
  • Непал,
  • Бутан,
  • Мьянма,
  • Бангладеш.

Замечание 2

Граница с Пакистаном – один из источников международной напряженности в этом регионе. Остается неурегулированным вопрос о государственной принадлежности штатов Джамму и Кашмир, ныне оккупированных Пакистаном.

Неблагоприятна и граница с Афганистаном (особенно в районе штата Пенджаб), на территории которого продолжается гражданская война. Границы с Китаем и Непалом проходят в сложных условиях Гималайских гор. Поэтому возникают сложности в совместной экономической деятельности. Кроме того, Китай часто в конфликтах выступает союзником Пакистана.

Южные границы страны (побережье), наоборот, очень благоприятствуют экономическому развитию. Индия расположена в непосредственной близости от пересечения важных торговых путей между странами Европы, Африки и Юго-Западной Азии с одной стороны и государствами Юго-Восточной Азии и Австралии с другой.

Форма правления и государственное устройство

По форме правления Индия – федеративная республика. Главой государства является президент. Административно территориальное деление выделяет на территории государства $25$ штатов и $7$ союзных территорий. Столицей государства является Дели (Нью-Дели).

По уровню экономического развития Индия относится к группе развивающихся стран. Но за последнее время экономика страны добилась важных успехов в развитии самых современных производств.

Замечание 3

Несмотря на международные соглашения Индия (как и Пакистан) владеет ядерным оружием.

Из истории развития страны

Государства на территории полуострова Индостан возникали еще в глубокой древности. Благодаря благоприятному климату и плодородным почвам сельское хозяйство обеспечивало экономическое развитие древних государств. Александр Македонский потерпел неудачу при попытке завоевать Индию. В $XV$ веке Васко-да-Гама пушечными залпами оповестил о начале европейской колонизации Индии. Впоследствии весь юг Азии был захвачен Великобританией.

В начале $XX$ века в Индии активизировалось национально-освободительное движение. В $1947$ году Индии была предоставлена независимость. Но при этом бывшая британская колония была разделена. Вместо одного государства были образованы кроме Индии еще Западный и Восточный Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Бутан. Разделение проводилось на национальной и религиозной основе и вызвало политические столкновения и межэтнические конфликты. Конфликт с Пакистаном до сих пор не урегулирован.

Сегодня Индия – лидер движения неприсоединения. Она проводит миролюбивую политику, направленную на снижение международной напряженности.

spravochnick.ru

Индия

Индия – сокровищница культуры и искусства

Географическая справка

Республика Индия с принадлежащими ей островами имеет площадь свыше 3 млн. км² и расположена на полуострове Индостан в Южной Азии. Страна граничит с Китаем, Пакистаном, Непалом, Бангладеш, Бутаном, Мьянмой и Бирмой, омывается водами Бенгальского залива и Аравийского моря. Реки Инд и Ганг, протекающие по территории Индии – великие водные артерии Азии. Ландшафтное разнообразие страны сочетает в себе экзотические тропические леса, ослепительно белые и золотистые пляжи, значительную по размерам Индо-Гангскую низменность, а Гималаи – самые высокие горы на планете – обрамляют северо-восточную границу государства.

Зонально владения Индии можно поделить на Центральную часть, Северные Гималаи, Западную, Южную, Восточную и Северо-Восточную Индию.

Население, численность которого составляет около 1 млрд. человек, разговаривает на 844 диалектах, а государственными языками считаются хинди и английский. Столица страны – город Дели.

Вероисповедание в Индии, в основном, индуизм, однако присутствуют представители мусульманства, буддизма, христианства, сикхизма и других религий.

Климат

Климатические условия Индии связаны с топографической смешанностью и подразделяются на континентальные – в центре страны, влажные экваториальные – в южной части, прохладные горные – в зоне Гималаев. Отдых в Индии благоприятен с октября по март, когда небо ясное, а воздух прогревается до + 30 °C. В районе Гималаев сезон начинается приблизительно с апреля, так как на юге страны становится невыносимо жарко (температура в этот период может достигать + 46 °C).

Визовый режим

Российским гражданам для посещения Индии необходимо оформлять визу.

Транспортное сообщение

Транспортная система Индии представлена авиалиниями, с помощью которых поездка будет быстрой и комфортной, железнодорожными сетями и автодорогами. Многие предпочитают ездить на поезде в вагонах второго класса, проезд в них стоит намного дешевле, чем в самолете и в вагонах первого класса. Специальный состав «Тадж-экспресс», курсирующий между столицей и Агрой, имеет вагон-ресторан, где можно позавтракать, пообедать и поужинать. Билеты нужно покупать на вокзалах или аэропортах в специальных «окошках» для иностранных граждан. Достаточно комфортно совершать поездки на автобусах. Транспортных компаний и частных фирм здесь множество. Стоимость проезда будет зависеть от типа и сервиса автобуса.

Такси можно взять на улице или заказать по телефону. Для туристов предназначены машины с желтым номерным знаком и имеющие соответствующую лицензию. Перед отправлением обязательно поторгуйтесь о цене, так как счетчиков в местных машинах нет.

Эффективный, выгодный, хоть и экзотичный, способ передвижения по городу – моторикши. Экономия поездки по сравнению с такси ощутима. Отправляясь на небольшие расстояния, можно воспользоваться еще более дешевым транспортом – велорикшами. Очень популярно в Индии ездить на скутерах и мотоциклах, так как плотность движения на дорогах невероятная. Прокат скутера в среднем обойдется Вам в 200-250 рупий (INR) на неделю. Для аренды необходимо иметь водительские права и загранпаспорт.

А вот арендовать автомобиль не советуем по нескольким причинам: городские дороги и даже трассы в Индии узкие, разметка еле заметная, индийцы совершенно не соблюдают правила дорожного движения, которое и без этого плотное, нередко можно даже лицезреть представителей фауны прямо на дорожном полотне. И последнее: движение в стране левостороннее. Если уж очень хочется совершить туристический тур по Индии, возьмите в прокат машину с водителем. Обойдется это в 15-20 INR за километр пути, а ежедневная плата водителю составит 300-400 INR.

Проживание

Хотите отдохнуть как настоящий раджа или шейх? Остановитесь в прибрежном, похожем на сказочный дворец, пятизвездочном отеле Индии, и заботливый персонал постарается выполнить все пожелания туристов. В городах же, напротив, отели «5-ти звезд» не соответствуют заявленному уровню.

В курортных районах «четырехзвездочные» заведения обладают хорошим сервисом, номерами и курсом лечебных процедур. В городских отелях «3» или «4» звезды служат лишь украшением фасада.

Деньги

Национальная валюта Индии – рупия (INR). Ввоз и вывоз индийской денежной единицы запрещен. Осуществить обмен валюты можно в банках, режим работы которых с понедельника по пятницу с 10:00 до 14:00, а в субботу – до 12:00, также в туристических компаниях, аэропорту, обменных пунктах.

Кредитными картами пользоваться можно, но только в крупных супермаркетах больших городов и курортных центрах. Беспошлинно разрешено ввозить сигареты (200 шт.), сигары (50 шт.), табак (250 г), алкогольные напитки (950 мл), продукты питания, украшения, личные вещи.

Запрещено провозить через таможню наркотики, боеприпасы и оружие. Ювелирные изделия больше 2000 INR , золотые и серебряные слитки, живые растения, кожаные изделия из рептилий и слоновой кости, шкуры диких животных, антиквариат вывозить строго запрещено.

Шоппинг и кухня

Индия и сувениры – неразрывно связанные понятия. Отсюда можно привезти ткани, такие как кашемир, хлопок, шелк, или изделия из них: необыкновенной красоты сари, юбки, платки, блузки. Популярны чай и специи великолепного качества, золотые, серебряные, бронзовые, медные, латунные украшения, статуэтки из стекла, бамбука, розового дерева, индийского ореха, сандалового дерева.

Индийская кухня пряная и ароматная, манящая разнообразием блюд из овощей, рыбы, риса и молочных продуктов. Специи добавляют почти в каждое кулинарное творение, в том числе в сладости. У европейцев, конечно, такие блюда оставят яркое и незабываемое впечатление.

Национальными считаются очень вкусные суп «дал», приготовленный из различных бобовых с овощами, и «дхай» - кисломолочный напиток типа простокваши или йогурта.

На десерты предлагают печенье, оладьи «джалеби» в сиропе, молочные пудинги, творожные шарики «расгулла». После еды принято жевать пан – листья бетеля, фаршированные бетелевым орехом и специями.

Трапезу традиционно завершает чаепитие, представляющее в Индии своеобразный ритуал. Такими напитками как ласси, нимбу-пани, кокосовым молоком очень приятно освежиться в жаркие дни.

Отдых и экскурсии

Богатая историческими достопримечательностями Индия предлагает посетить в столице мечеть Джама Масджид, храм Лотоса (дом Бахаи) и Лакшми Нараян, уникальный Красный форт – каменную крепость.

В городе Агра множество дворцов, башен, мечетей и парков. Также здесь расположены мавзолей-мечеть Тадж-Махал, заброшенный город мечетей Фатихпур-Сикри, гробницы Акбара, усыпальница Итемад-уд– Даулы.

Такие достопримечательности Индии как Дворец Ветров с 953 балконами и многочисленными колоннами, крепость-дворец Амбер, Сарга-Сули, обсерватория Джантар-Мантар расположены в городе Джайпуре, получившем название «Розовый город» из-за цвета камня, который использовали при строительстве.

Всемирно известные заповедники Перияр, Парамбикулам, Ваянад и Эравикулам находятся в штате Керала на юго-западном побережье Индии. Популярны здесь и экскурсии, и пляжный отдых.

Привлекательный курорт Гоа разделяется на Северный и Южный. В Южной части отельная база дорогая, предназначенная, как правило, для обеспеченных туристов. Здесь широкие протяженные пляжи и кристальное море – райское местечко для уединения и тишины. Северный Гоа шумный, привлекающий в большинстве своем молодежь из Европы и Америки. Благоприятное время для отдыха на Гоа с ноября по март. Обязательно стоит посетить Старый, или «Золотой» Гоа, отличающийся роскошными особняками и великими церквями: собор Св. Екатерины, монастырь Св. Моники, церковь Св. Кажетана.

Экскурсионная программа на Гоа также разнообразна. Вы можете совершить путешествие к Дудхсагарскому водопаду на сафари-джипах прямо сквозь джунгли Национального заповедника. Экскурсия включает посещение храма Тамбди Сурла и просмотр шоу слонов, в завершении которого Вас накормят вкуснейшим традиционным гоанским обедом.

Галерея достопримечательностей ИНДИИ

столица страны – город Дели;

города Агра, Джайпур, Мумбаи (Бомбей), штат Керала

Гоа: старый Гоа, пляжи Гоа, Дудхсагарский водопад и шоу слонов

другие культурные и природные достопримечательности страны:

река Ганг, индуистский религиозный центр Хампи, Малый Тибет

miftravel.ru

Вариант в классе компенсирующего обучения рекомендуется провести урок

Древняя Индия
Тип урока: игра-беседа учеников друг с другом.
Средства обучения:
  1. ПР «Древняя Индия».
  2. Словари «Исторические личности», «Историческая география», Мифологический словарь, «Культура Древнего мира».
  3. Рабочая книга «Я и история».
Цели урока:
  • сформировать у школьников представления о географическом положении, основных событиях в истории Древней Индии, о культурных достижениях страны;
  • приступить к формированию умений ставить по задаваемой теме вопросы к источникам разных видов, вести на их основе беседу с одноклассниками;
  • формировать ценностное отношение к гуманистическим традициям народа Индии.
План урока:
  1. Географическое положение Индии.
  2. Занятия индийцев.
  3. Древние города Индии.
  4. Объединение Индии. Царь Ашока.
  5. Религия Древней Индии.
  6. Индийские касты.
  7. Культура Индии.
Дифференциация обучения: Вариант 1. В классе компенсирующего обучения рекомендуется провести уроки отработки умений давать описание источников и извлекать из них информацию под руководством учителя. Вариант 2. В классе базового и повышенного уровней обучения рекомендуется использовать игровой прием, о котором см. далее.
Преемственные связи: Межпредметные (опережающие) – география: географическое положение Индии. Внутрикурсовые – культура стран Египта и Двуречья, библейские заповеди.
Основные понятия: джунгли, раджа, касты, брахманизм, буддизм.
Особенности урока: Рекомендуется на изучение этой темы отвести два урока. Материалы УМК позволяют это сделать. В таком случае на первом уроке целесообразно рассмотреть 1–4 вопросы плана, а на втором – 5–7. При этом можно рассмотреть дополнительно вопрос о быте и семейных отношениях жителей Индии (поддерживается материалами и иллюстрациями в с. «Культура Древнего мира»). При изучении материалов на 1-м занятии следует отказаться от использования дополнительной информации в гиперссылках.
Подготовка к уроку: Консультация по проектам «Мифы и предания народов мира» (сообщение «Индийские боги»), «Человек в истории» (сообщение «Царь Ашока»), «Животные в истории Древнего мира» (сообщение «Священные животные Индии»). Опыт показывает, что у школьников интерес вызывает задание: самим написать параграф учебника «Культура Древней Индии», так как во многих учебниках эта тема специально не выделяется. В этом случае соответствующая проектная группа готовит по словарю материалы по темам, которые могут входить в данный параграф: 1 - письменность и образование Индии, 2 - индийская литература, 3 - архитектура и скульптура Индии, 4 - музыка и танцы, 5 - быт жителей Индии (семья, обычаи, одежда, жилище, пища). Группа представляет свою работу как макет параграфа учебника либо в бумажном виде, либо в виде презентации.
^

Изучение нового материала.

Урок начинается с того, что уже известные виртуальные герои компьютерных программ предлагают ученикам самим рассказать историю Индии, беседуя друг с другом. В группах равного состава таким образом вполне можно изучать 1–4 пункты плана урока. Для изучения более сложных вопросов (5–7) можно перегруппировать команды, поручив группе сильных учеников задавать вопросы, а слабым школьникам отвечать на них.

На экран выводится название пункта или подпункта плана и информация к нему. Одна команда задает вопрос по заявленной теме, другая отвечает на него, затем команды меняются ролями. В классах базового уровня подготовки вопросы готовит вся группа, в классах с преобладанием сильных учеников вопросы задаются по очереди парами, входящими в данную группу. Штрафные баллы начисляются группе в случае, если она задала вопрос, на который не знает сама ответа. Поощрительные баллы добавляются за вопросы, начинающиеся со слов «почему», «объяснить», «сравнить».

Учитель сообщает, что он тоже будет задавать вопросы, отвечать на которые будет та группа, которая быстрее найдет верный ответ.

1. Географическое положение Индии.

Изучение нового материала начинается с того, что на экран выводится пункт и подпункт плана: «1. Географическое положение Индии. А. Местоположение Индии» и карта Древней Индии. Предполагается, что группа должна задать вопросы: в какой части света расположена Индия? В какой части Азии? С какими странами она граничит? и т. д. Далее аналогичным образом ставятся вопросы по карте к подпунктам Б. (Рельеф Индии) и В. (Реки Индии). Для постановки вопросов и ответов подпункта Г. (Природа Индии) выводятся изображения животных этой страны. Здесь же уместно заслушать доклад «Священные животные Индии». При описании растительного мира ученики должны догадаться о значении слова «джунгли» (гиперссылка) или найти его в словаре «Историческая география».

Здесь и далее учителю целесообразно самому предлагать задания сделать выводы по пунктам плана. В данном случае вывод может быть связан с тем, что в Индии был благоприятный для жизни климат, по ее территории протекали большие реки, которые, скорее всего, станут местом поселения первых жителей страны. От врагов Индия была защищена с севера горами Гималаи, а на западе и востоке – морскими пространствами.

2. Занятия жителей Индии.

Школьников знакомят с подпунктами плана для изучения материала: А. Земледелие, Б. Скотоводство, В. Ремесло, Г. Торговля. Предоставляется иллюстративный материал (изображения сельскохозяйственных продуктов, животных и т. д.), фотографии археологических находок (бронзовый меч, расписной сосуд, ювелирные украшения, бронзовые деньги, рельеф корабля, макет глиняной повозки и т. д.). Ученикам надо в вопросно-ответной форме освоить содержание этого пункта плана.

Можно дополнить сведения о земледельческой культуре Индии.

^  В Индии была известна ирригация («вода, добытая копанием земли»). Благодаря жаркому климату (длительный летний период) за год собиралось два урожая (известны запасы зерна одной семьи на три года). Хлопок упоминается в текстах с IV в. до н. э. до этого одежда производилась из шерсти, реже – изо льна. Животных использовали как вьючный и рабочий (слоны) скот и для получения молочной продукции. Мясо животных в пищу не употреблялось.

Учитель предлагает сделать вывод. (В Индии существовали те же виды занятий жителей, что и в Западной Азии и Египте. Новым растением, выращиваемым в Индии, был хлопок.) Следует отметить, что в Индии, как ни в какой другой стране Древнего мира, проживало множество племен и народов, говоривших на разных языках и поклонявшихся разным богам. До сих пор точно не установлено, какие из народов были коренным населением страны, а какие пришли и расселились позже.

3. Древние города Индии.

Учитель отмечает, что результаты археологических раскопок свидетельствуют о расселении людей на территории Индии начиная с каменного века (неолитические стоянки обнаружены от Северной Индии до Бомбея). Археологи также находили более поздние орудия труда из шлифованного камня, меди, бронзы, железа. Но самыми интересными находками, свидетельствующими о высоком уровне развитии культуры Индии, были те, которые были найдены на территории древнеиндийских городов.

Ученики по карте устанавливают местоположение древних городов Индии Хараппа и Мохенджо-Даро (Мохенджодаро). Учитель рекомендует при изучении информации об археологических раскопках древних городов формулировать вопросы, которые бы начинались со слов: «как выглядели», «какой», «о чем свидетельствует эта находка» и т. д. Учитель может дополнить описание памятников истории и культуры Хараппы и Мохенджо-Даро (см. словарь «Историческая география»).

^  На месте Мохенджо-Даро обнаружено 9 последовательно расположенных культурных слоев, очевидно, город существовал и перестраивался веками. При этом памятники разных слоев мало чем отличаются друг от друга, что говорит о замедленном историческом развитии. Строгая ориентировка улиц с севера на юг свидетельствует о планомерности застройки города, различные размеры домов – о наличии социального расслоения. Интерес вызывают обнаруженная система водоснабжения (включающая бассейны), крытые рынки, гигантские зернохранилища, цитадели. В Двуречье найдены каменные печати III–II тыс. до н. э. индийского происхождения, позволяющие предположить наличие торговли между странами в древние времена.

В итоге ученики подводятся к выводам о существовании в III тыс. до н. э. в Индии высокоразвитой, своеобразной культуры.

В сильном классе учитель может предложить ученикам внепрограммную информацию (гиперссылка) о нашествии в Индию племен ариев и о создании новых государств на п-ове Индостан.

4. Объединение Индии. Царь Ашока.

Материалы презентации позволяют ученикам в беседе установить, что в III в. до н. э. произошло объединение Индии в новое государство под властью царя Ашоки со столицей Паталипутра (на Ганге). Ученикам объясняется, что правителей Индии называли «раджами». При отсутствии сообщения ученика об Ашоке можно воспользоваться слайдом гиперссылки, где перечисляются основные заслуги этого исторического деятеля.

^  Отличительной чертой развития Индии было длительное сохранение общин уже при существовании государственного управления. Это отразилось на сохранении больших семей и патриархальных порядков (см. статью «Семья» в словаре «Культура Древнего мира»). Рабство в Индии сохранялось довольно долго. Рабы использовались в государственном строительстве, в создании ирригационных сооружений.

До нас дошли высеченные на скалах и колоннах указы царя Ашоки. Они позволяют судить о границах государства, об управлении, социальных отношениях, религии и культуре. Известно, что Ашока захватил царский престол в результате победы в кровопролитной борьбе с братьями. Путем завоеваний он смог расширить свое государство. Ашока сделал попытку примирить враждующие на религиозной почве силы внутри страны, сам принял буддизм и стал ревностным сторонником этой религии. Он добивался соблюдения всеми людьми нравственных норм (послушание родителям, уважение учителей и старших, почитание брахманов, хорошее отношение к рабам и слугам, друзьям, родственникам, щедрость в подаяниях, воздержание от мотовства и скупости, запрет убийства живых существ). Для этого в государстве была создана специальная служба чиновников, следившая за соблюдением этих норм. Для животных были открыты, возможно, первые в истории ветеринарные лечебницы. Время правления Ашоки ознаменовано значительным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности. Расширились торговые связи с Европой. Впоследствии Ашоку обвинили в том, что он растратил государственные средства на строительство буддийских храмов, и назначили соправителем внука.

5. Религии Индии.

Материалы презентации позволяют ученикам поставить вопросы (и найти ответы) о том, как назвались две основные религии, которые исповедовали народы Индии, каким богам поклонялись сторонники брахманизма, какие идеи проповедовал буддизм, кто и когда стал основоположником этой веры. Возможны сообщения о богах Индии. Важно остановиться на анализе изречений Будды, приводимых в презентации, обсудить вопрос, считают ли ученики для себя приемлемым руководствоваться нравственными правилами буддизма? Выяснить, какие нравственные правила являются общими для этой религии и заповедей Моисея. В заключение следует отметить, что буддизм и по сей день остается одной из мировых религий.

Дополнительные материалы о религии Индии см. в Мифологическом словаре.

6. Индийские касты.

Перед рассмотрением вопроса об индийских кастах в беседе на основе презентации в не очень сильном классе можно предложить пятиклассникам ознакомиться с этой темой по школьному учебнику. Сильные ученики могут обратиться к терминологическому словарю (в гиперссылке).

7. Культура Индии.

Презентация предоставляет ученикам возможность организовать беседу о письменности, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре и танцах Индии или выступить с соответствующими сообщениями на основе информации словаря «Культура Древнего мира». Хорошо бы предложить среднему или даже слабому ученику подготовить выступление о Рамаяне, так как оно поддерживается иллюстрациями к поэме. Тем, кто увлекается танцами, можно предложить продемонстрировать элементы индийского танца на основе сведений словаря (подробные и доступные ученикам по сложности статьи о танцах Индии можно найти в Интернете).

При любых вариантах проведения урока важно оставить время для того, чтобы ученики сформулировали и освоили выводы по данной теме, содержащиеся в презентации.

Домашнее задание.

Домашнее задание рекомендуется готовить по плану презентации. Ученикам следует дать задания – поработать дома со статьями словаря «Культура Древнего мира».

 

ignorik.ru

Индия - География - справочник

ИНДИЯ (РЕСПУБЛИКА ИНДИЯ) — страна древней культуры, уходящей своими корнями в глубь тысячелетий. Государство почти 200 лет находилось под господством английских колонизаторов и добилось политической самостоятельности в 1947 году. На месте бывших колоний Великобритании образовались Индия и Пакистан, из состава которого позднее выделилось независимое государство Бангладеш. Став самостоятельным государством, Индия добилась успехов во многих отраслях. Страна входит в состав Британского Содружества.

Положение страны на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан благоприятствует развитию хозяйства. Сухопутная граница длиннее морской, но в экономической жизни страны роль ее мала, так как граница проходит по труднодоступным горным рубежам.

По государственному строю Индия — федеративная республика, состоящая из 25 штатов, каждый из которых имеет свое законодательное собрание и правительство, но при этом сохраняется сильная центральная власть. Государство граничит с Пакистаном, Таджикистаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Бангладеш и Мьянмой.

Оценивая природные ресурсы, можно смело утверждать, что это одна из богатейших стран мира. Наверное, поэтому в колониальное время Индию называли «жемчужиной британской короны». В стране благодатный климат, богатые агроклиматические и водные ресурсы. Запасы некоторых видов минерального сырья имеют мировое значение: это залежи угля, железной руды, руд цветных металлов. Многочисленные реки — источники гидроэнергоресурсов. Обширны и земельные ресурсы Индии (площадь страны — 3288 тыс. км²). Она уступает по размерам территории только России, Канаде, Китаю, США, Бразилии и Австралии.

По численности населения (860 млн. человек) Индия занимает 2-е место в мире, уступая лишь Китаю. Анализ переписи населения свидетельствует об очень быстрых темпах его роста. Индия первой из развивающихся стран начала осуществлять программу планирования семьи, но она оказалась недостаточно эффективной, так как в Индии традиционны ранние браки. По подсчетам ученых стабилизация численности населения ожидается только к середине XXI века. Индия — самая многонациональная страна в мире. Понятие «индийцы» объединяет несколько сот этносов, находящихся на разных ступенях социально-экономического развития и говорящих на разных языках. К основным языкам Индии относятся 15 языков, а общее число диалектов достигает 1,6 тыс. Государственным языком считается хинди — язык самой крупной из индийских наций. Кроме того, каждый штат имеет свой наиболее распространенный язык.

Разнообразен и религиозный состав населения: 4/5 жителей страны исповедуют индуизм и 1/10 — мусульманство. Для исповедующих индуизм Ганг является священной рекой. Сюда приходят миллионы паломников для ритуального омовения. Многие приверженцы индуизма мечтают закончить свой жизненный путь на берегах этой реки, чтобы затем их пепел был развеян над рекой. Одно из важнейших положений индуизма — кастовость общества. Принадлежность к определенной касте определяет поведение человека на протяжении всего жизненного пути.

Население страны размещено в основном на равнинах и в долинах рек. Уровень урбанизации еще очень невысок, однако в стране более 4 тыс. городов, где проживает около 25% всего населения.

Индия — одна из наиболее развитых стран третьего мира. Доминирующей отраслью экономики остается сельское хозяйство. Индия — крупнейший в мире производитель чая, арахиса, сахарного тростника, зернобобовых, специй, риса (по производству которого уступает только Китаю), хлопковолокна, табака, пшеницы. Именно с повышением урожайности пшеницы в рамках «зеленой революции» связана надежда Индии на решение продовольственной проблемы. В Индии насчитывается 200 млн. голов крупного рогатого скота — больше, чем в любой стране мира, но корова здесь священное животное, употреблять в пищу его мясо запрещает религия, и Индия занимает одно из последних мест в мире по его потреблению.

Еще не так давно промышленность Индии характеризовалась развитием отраслей легкой промышленности. Теперь индустриализация государства отличается развитием отраслей тяжелой промышленности: на востоке страны сформировалась угольно-металлургическая база Индии, которую нередко именуют «индийским Руром», развивается машиностроение, химическая промышленность. И тем не менее Индия еще остается страной больших контрастов: хорошо оборудованные предприятия сочетаются с мелкими, использующими только ручной труд; по числу научно-технических специалистов Индия уступает только России и США, но половина ее жителей неграмотна; благоустроенные квартиры городов соседствуют с селами, в которых нет электричества. По общему уровню производства Индия занимает 11-е место в мире, а по уровню национального дохода на душу населения — только 102-е, почти 2/5 населения страны имеет достаток ниже среднего. Для сглаживания всех этих контрастов понадобится время.

Индия экспортирует драгоценные камни, ювелирные изделия, машины, одежду, кожаные изделия, ткани, чай, железные руды, джутовые изделия и другие товары.

Индия относится к числу стран с высоким уровнем развития транспорта: по протяженности железных дорог она входит в число пяти ведущих стран мира. Растет и индийский морской флот.

rui-tur.ru

Вариант в классе компенсирующего обучения рекомендуется провести урок

Древняя Индия
Тип урока: игра-беседа учеников друг с другом.
Средства обучения:
  1. ПР «Древняя Индия».
  2. Словари «Исторические личности», «Историческая география», Мифологический словарь, «Культура Древнего мира».
  3. Рабочая книга «Я и история».
Цели урока:
  • сформировать у школьников представления о географическом положении, основных событиях в истории Древней Индии, о культурных достижениях страны;
  • приступить к формированию умений ставить по задаваемой теме вопросы к источникам разных видов, вести на их основе беседу с одноклассниками;
  • формировать ценностное отношение к гуманистическим традициям народа Индии.
План урока:
  1. Географическое положение Индии.
  2. Занятия индийцев.
  3. Древние города Индии.
  4. Объединение Индии. Царь Ашока.
  5. Религия Древней Индии.
  6. Индийские касты.
  7. Культура Индии.
Дифференциация обучения: Вариант 1. В классе компенсирующего обучения рекомендуется провести уроки отработки умений давать описание источников и извлекать из них информацию под руководством учителя. Вариант 2. В классе базового и повышенного уровней обучения рекомендуется использовать игровой прием, о котором см. далее.
Преемственные связи: Межпредметные (опережающие) – география: географическое положение Индии. Внутрикурсовые – культура стран Египта и Двуречья, библейские заповеди.
Основные понятия: джунгли, раджа, касты, брахманизм, буддизм.
Особенности урока: Рекомендуется на изучение этой темы отвести два урока. Материалы УМК позволяют это сделать. В таком случае на первом уроке целесообразно рассмотреть 1–4 вопросы плана, а на втором – 5–7. При этом можно рассмотреть дополнительно вопрос о быте и семейных отношениях жителей Индии (поддерживается материалами и иллюстрациями в с. «Культура Древнего мира»). При изучении материалов на 1-м занятии следует отказаться от использования дополнительной информации в гиперссылках.
Подготовка к уроку: Консультация по проектам «Мифы и предания народов мира» (сообщение «Индийские боги»), «Человек в истории» (сообщение «Царь Ашока»), «Животные в истории Древнего мира» (сообщение «Священные животные Индии»). Опыт показывает, что у школьников интерес вызывает задание: самим написать параграф учебника «Культура Древней Индии», так как во многих учебниках эта тема специально не выделяется. В этом случае соответствующая проектная группа готовит по словарю материалы по темам, которые могут входить в данный параграф: 1 - письменность и образование Индии, 2 - индийская литература, 3 - архитектура и скульптура Индии, 4 - музыка и танцы, 5 - быт жителей Индии (семья, обычаи, одежда, жилище, пища). Группа представляет свою работу как макет параграфа учебника либо в бумажном виде, либо в виде презентации.
^

Изучение нового материала.

Урок начинается с того, что уже известные виртуальные герои компьютерных программ предлагают ученикам самим рассказать историю Индии, беседуя друг с другом. В группах равного состава таким образом вполне можно изучать 1–4 пункты плана урока. Для изучения более сложных вопросов (5–7) можно перегруппировать команды, поручив группе сильных учеников задавать вопросы, а слабым школьникам отвечать на них.

На экран выводится название пункта или подпункта плана и информация к нему. Одна команда задает вопрос по заявленной теме, другая отвечает на него, затем команды меняются ролями. В классах базового уровня подготовки вопросы готовит вся группа, в классах с преобладанием сильных учеников вопросы задаются по очереди парами, входящими в данную группу. Штрафные баллы начисляются группе в случае, если она задала вопрос, на который не знает сама ответа. Поощрительные баллы добавляются за вопросы, начинающиеся со слов «почему», «объяснить», «сравнить».

Учитель сообщает, что он тоже будет задавать вопросы, отвечать на которые будет та группа, которая быстрее найдет верный ответ.

1. Географическое положение Индии.

Изучение нового материала начинается с того, что на экран выводится пункт и подпункт плана: «1. Географическое положение Индии. А. Местоположение Индии» и карта Древней Индии. Предполагается, что группа должна задать вопросы: в какой части света расположена Индия? В какой части Азии? С какими странами она граничит? и т. д. Далее аналогичным образом ставятся вопросы по карте к подпунктам Б. (Рельеф Индии) и В. (Реки Индии). Для постановки вопросов и ответов подпункта Г. (Природа Индии) выводятся изображения животных этой страны. Здесь же уместно заслушать доклад «Священные животные Индии». При описании растительного мира ученики должны догадаться о значении слова «джунгли» (гиперссылка) или найти его в словаре «Историческая география».

Здесь и далее учителю целесообразно самому предлагать задания сделать выводы по пунктам плана. В данном случае вывод может быть связан с тем, что в Индии был благоприятный для жизни климат, по ее территории протекали большие реки, которые, скорее всего, станут местом поселения первых жителей страны. От врагов Индия была защищена с севера горами Гималаи, а на западе и востоке – морскими пространствами.

2. Занятия жителей Индии.

Школьников знакомят с подпунктами плана для изучения материала: А. Земледелие, Б. Скотоводство, В. Ремесло, Г. Торговля. Предоставляется иллюстративный материал (изображения сельскохозяйственных продуктов, животных и т. д.), фотографии археологических находок (бронзовый меч, расписной сосуд, ювелирные украшения, бронзовые деньги, рельеф корабля, макет глиняной повозки и т. д.). Ученикам надо в вопросно-ответной форме освоить содержание этого пункта плана.

Можно дополнить сведения о земледельческой культуре Индии.

^  В Индии была известна ирригация («вода, добытая копанием земли»). Благодаря жаркому климату (длительный летний период) за год собиралось два урожая (известны запасы зерна одной семьи на три года). Хлопок упоминается в текстах с IV в. до н. э. до этого одежда производилась из шерсти, реже – изо льна. Животных использовали как вьючный и рабочий (слоны) скот и для получения молочной продукции. Мясо животных в пищу не употреблялось.

Учитель предлагает сделать вывод. (В Индии существовали те же виды занятий жителей, что и в Западной Азии и Египте. Новым растением, выращиваемым в Индии, был хлопок.) Следует отметить, что в Индии, как ни в какой другой стране Древнего мира, проживало множество племен и народов, говоривших на разных языках и поклонявшихся разным богам. До сих пор точно не установлено, какие из народов были коренным населением страны, а какие пришли и расселились позже.

3. Древние города Индии.

Учитель отмечает, что результаты археологических раскопок свидетельствуют о расселении людей на территории Индии начиная с каменного века (неолитические стоянки обнаружены от Северной Индии до Бомбея). Археологи также находили более поздние орудия труда из шлифованного камня, меди, бронзы, железа. Но самыми интересными находками, свидетельствующими о высоком уровне развитии культуры Индии, были те, которые были найдены на территории древнеиндийских городов.

Ученики по карте устанавливают местоположение древних городов Индии Хараппа и Мохенджо-Даро (Мохенджодаро). Учитель рекомендует при изучении информации об археологических раскопках древних городов формулировать вопросы, которые бы начинались со слов: «как выглядели», «какой», «о чем свидетельствует эта находка» и т. д. Учитель может дополнить описание памятников истории и культуры Хараппы и Мохенджо-Даро (см. словарь «Историческая география»).

^  На месте Мохенджо-Даро обнаружено 9 последовательно расположенных культурных слоев, очевидно, город существовал и перестраивался веками. При этом памятники разных слоев мало чем отличаются друг от друга, что говорит о замедленном историческом развитии. Строгая ориентировка улиц с севера на юг свидетельствует о планомерности застройки города, различные размеры домов – о наличии социального расслоения. Интерес вызывают обнаруженная система водоснабжения (включающая бассейны), крытые рынки, гигантские зернохранилища, цитадели. В Двуречье найдены каменные печати III–II тыс. до н. э. индийского происхождения, позволяющие предположить наличие торговли между странами в древние времена.

В итоге ученики подводятся к выводам о существовании в III тыс. до н. э. в Индии высокоразвитой, своеобразной культуры.

В сильном классе учитель может предложить ученикам внепрограммную информацию (гиперссылка) о нашествии в Индию племен ариев и о создании новых государств на п-ове Индостан.

4. Объединение Индии. Царь Ашока.

Материалы презентации позволяют ученикам в беседе установить, что в III в. до н. э. произошло объединение Индии в новое государство под властью царя Ашоки со столицей Паталипутра (на Ганге). Ученикам объясняется, что правителей Индии называли «раджами». При отсутствии сообщения ученика об Ашоке можно воспользоваться слайдом гиперссылки, где перечисляются основные заслуги этого исторического деятеля.

^  Отличительной чертой развития Индии было длительное сохранение общин уже при существовании государственного управления. Это отразилось на сохранении больших семей и патриархальных порядков (см. статью «Семья» в словаре «Культура Древнего мира»). Рабство в Индии сохранялось довольно долго. Рабы использовались в государственном строительстве, в создании ирригационных сооружений.

До нас дошли высеченные на скалах и колоннах указы царя Ашоки. Они позволяют судить о границах государства, об управлении, социальных отношениях, религии и культуре. Известно, что Ашока захватил царский престол в результате победы в кровопролитной борьбе с братьями. Путем завоеваний он смог расширить свое государство. Ашока сделал попытку примирить враждующие на религиозной почве силы внутри страны, сам принял буддизм и стал ревностным сторонником этой религии. Он добивался соблюдения всеми людьми нравственных норм (послушание родителям, уважение учителей и старших, почитание брахманов, хорошее отношение к рабам и слугам, друзьям, родственникам, щедрость в подаяниях, воздержание от мотовства и скупости, запрет убийства живых существ). Для этого в государстве была создана специальная служба чиновников, следившая за соблюдением этих норм. Для животных были открыты, возможно, первые в истории ветеринарные лечебницы. Время правления Ашоки ознаменовано значительным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности. Расширились торговые связи с Европой. Впоследствии Ашоку обвинили в том, что он растратил государственные средства на строительство буддийских храмов, и назначили соправителем внука.

5. Религии Индии.

Материалы презентации позволяют ученикам поставить вопросы (и найти ответы) о том, как назвались две основные религии, которые исповедовали народы Индии, каким богам поклонялись сторонники брахманизма, какие идеи проповедовал буддизм, кто и когда стал основоположником этой веры. Возможны сообщения о богах Индии. Важно остановиться на анализе изречений Будды, приводимых в презентации, обсудить вопрос, считают ли ученики для себя приемлемым руководствоваться нравственными правилами буддизма? Выяснить, какие нравственные правила являются общими для этой религии и заповедей Моисея. В заключение следует отметить, что буддизм и по сей день остается одной из мировых религий.

Дополнительные материалы о религии Индии см. в Мифологическом словаре.

6. Индийские касты.

Перед рассмотрением вопроса об индийских кастах в беседе на основе презентации в не очень сильном классе можно предложить пятиклассникам ознакомиться с этой темой по школьному учебнику. Сильные ученики могут обратиться к терминологическому словарю (в гиперссылке).

7. Культура Индии.

Презентация предоставляет ученикам возможность организовать беседу о письменности, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре и танцах Индии или выступить с соответствующими сообщениями на основе информации словаря «Культура Древнего мира». Хорошо бы предложить среднему или даже слабому ученику подготовить выступление о Рамаяне, так как оно поддерживается иллюстрациями к поэме. Тем, кто увлекается танцами, можно предложить продемонстрировать элементы индийского танца на основе сведений словаря (подробные и доступные ученикам по сложности статьи о танцах Индии можно найти в Интернете).

При любых вариантах проведения урока важно оставить время для того, чтобы ученики сформулировали и освоили выводы по данной теме, содержащиеся в презентации.

Домашнее задание.

Домашнее задание рекомендуется готовить по плану презентации. Ученикам следует дать задания – поработать дома со статьями словаря «Культура Древнего мира».

 

ignorik.ru

Тема: «Древняя Индия»

Учебник С.В. Колпаков, Н.А. Селунская «История древнего мира»

Аппликации по истории древнего мира – Г. И. Годер

Одной из самых любопытных цивилизаций Востока была индийская. Ее вклад в общую культуру человечества поистине огромен. Уже в древности об Индии знали как о стране мудрецов. Тема нашего урока сегодня «Древняя Индия».

На доске карта.Далее идет рассказ учителя и параллельно составление опорного конспекта на доске.

Используя карту и рассказ учителя, определите, как географические условия страны влияли на занятия людей.

На юге Азии расположена огромная страна – Индия.

Она занимает полуостров Индостан и прилегающий к нему часть материка.

Берега Индии с запада, востока омывает Индийский океан.

С севера ее границей служат Гималаи, самые высокие горы в мире. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда ветер дует с юга и гонит дождевые тучи, то горы их останавливают и тогда в Индии льют дожди.Почти весь остров занят плоскогорьем. Между плоскогорьем и Гималаями расположена низменность, в западной ее части протекает Инд, по восточной течет Ганг. Обе реки берут начало в Гималаях, когда в горах тает снег, уровень воды поднимается.Зависимые от дикой природы древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода залог богатого урожая, а урожай – это жизнь

Первые поселения возникли в долинах рек Инд и Ганг.

В древности долина Ганга была покрыта топкими болотами и джунглями, непроходимыми зарослями деревьев и кустарников. Лес давал древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормил орехами, манго и др. растений.

Однако жителям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь надвигающимися джунглями изо дня в день столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.

Индийцы приручили слонов. Они заставили громадных животных подчиниться человеку и служить ему: корчевать деревья, носить на себе людей и грузы. Слоны были приучены участвовать в сражениях, врываться в ряды противника и топтать вражеских воинов.

Какие природные условия благоприятствовали в древности развитию хозяйства в Индии? Какие трудности приходилось преодолевать народам древней Индии?

Приблизительно за тысячу лет до н.э индийцы научились добывать и обрабатывать железо. Перед людьми с железными топорами и лопатами не устояли и джунгли. Шаг за шагом отвоевали землю для посева - вырубали заросли, копали каналы. При обилии влаги и тепла плодородная почва давала отличные урожаи (2 урожая в год) В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис — растение любит влагу и его побеги растут прямо из воды.

Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, сахарный тростник, из которого делали сахар, хлопок.

Из хлопка они делали ткани, прочные, но такие тонкие, что платье можно было продеть сквозь маленькое колечко. Археологические раскопки позволили установить, что в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица. Многие индийцы держали кошек и собак. Из всех домашних животных больше всех ценилась коровы, считавшиеся главным божеством семьи. Корова давала людям молоко, простоквашу, масло и поэтому её называли божественной, кормилицей, матерью. Чтобы очистить себя от греха индиец прислуживал корове, того кто убил корову считали страшным преступником.Давайте вспомним, в каких других странах поклонялись животным?

В долинах Инда археологи обнаружили развалины городов, основанных в III тысячелетии до н.э. В настоящее время известны останки более сотни древнейших городов. Используя легенду карты, определите места раскопок древних городов. Наиболее впечатляющими являются руины в Мохеджо-Даро (Холм Мёртвых) и Хараппе. (отмечаем на карте)

Стр. 97-98 учебника - читаем вслух...

Как же выглядели эти города? Какую пиктограмму вы можете предложить для лучшего запоминания?

Города основаны в Ш-ем тысячелетии до н.э. Сколько же лет прошло с того времени? (решаем задачу с использованием ленты времени)

Следующий пункт нашего плана «индийские варны». Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе.Рассказ учителя с использованием аппликаций.

В индийской мифологии высшее божество – Брахма. Он творец мира, создатель вселенной. (Прикрепляется аппликация Брахмы). У него четыре лица, четыре тела и восемь рук, в которых цветок лотоса, жемчужное ожерелье, сосуд с водой из Ганга.

Мир людей подчинялся строгой иерархии, которая отражался в социальной структуре индийского общества.

Индийцы верили, что каждая варна произошла из какой - либо части бога Брахмы.

Что же такое варна? Обратимся к тексту учебника – страница 99.

Определение: варны – группы людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями.

Какие же касты были в древней Индии?

Обратимся к источнику. Используем раздаточный материал (Вишну-Смрити)

ГЛ. 2

Пункт 1 Брахман, кшатрий, вайшья и шудра - четыре Варны.

Внимание на доску.

Высшей кастой считались Брахманы. Считалось, что они произошли изо рта Бога - Брахмы, и поэтому они знают, как произносить молитвы (От губ Брахмы проводится меловая стрелка к фигуре брахмана.)

Следующая каста - каста кшатриев (аппликация). Это воины. Они вышли из могучих рук бога и поэтому умеют сражаться (проводится соответствующая меловая стрелка).

Основную массу полноправных свободных общинников составляли вайшье - каста крестьян. Они не пользовались равными с двумя высшими кастами правами и превратились в податное сословие (прикрепляется аппликация). Считалось, что они созданы из бёдер Бога - Брахмы.

Шудры находятся ниже всех, потому, что возникли из запылённых ступней бога (аппликация).

Тяжело жилось шудрам, но ещё тяжелее и унизительнее было положение неприкасаемых. Они не входили не в одну из основных каст. Считалось, что даже прикосновение к ним оскверняет другого человека. Неприкасаемые должны были выполнять самые тяжёлые и неприятные обязанности, например, убирать нечистоты и обдирать шкуры с павших животных.

У людей разных каст всё должно быть несходно - и дом, и еда, и одежда. Даже цвет одежды у каждой касты был свой.

Брахманы - жрецы - толкователи священных книг. Отсюда и цвет одежды у них белый - символ святости.

Кшатрии - воины и правители. Их цвет красный.

Вайшьи - земледельцы и скотоводы. Цвет жёлтый - трудолюбие.

Шудры - слуги. Их цвет чёрный - невежество.

Вновь обратимся к источнику.

Прочитаем и ответим на вопрос: каковы права и обязанности варн?ГЛ. 2

пункты 4-8 а дхармы (обязанности) их таковы:для брахмана - обучение,для кшатрия - постоянное владение оружием,для вайшья - охрана скота,для шудры - служение...

пункты 10 -14 а средства к существованию их таковы:

для брахмана - принесение жертв (для других) и получение даров.

для кшатрия - охрана земли.

для вайшья - земледелие, скотоводство, торговля,

ростовщичество.

(Если позволяет время, то чтобы лучше понять социальное положение людей разных варн используется приём художественного описания: рассказ «Отданный в залог» из книги для чтения по истории древнего мира. (Автор А. Немировский.)

И опять возвращаемся к документам: ГЛ. 3

№58 если клад найдёт брахман, может целиком взять его. №59 кшатрий четвёртую часть пусть отдаст царю, четвёртую часть брахманам, половину может взять сам.

№60 а вайшья четвёртую часть пусть отдаст царю, брахманам - половину, а четвёртую часть может взять сам. №61 а шудра, разделив найденное на двенадцать частей, пять частей пусть отдаст царю, пять частей брахманам, две части может взять сам.

ГЛ. 5

№1 все, совершившие тяжёлые проступки должны быть подвергнуты телесному наказанию, кроме брахмана. №104 неприкасаемый, прикоснувшийся нарочно к «чистому человеку» из трёх высших варн, должен быть казнён.

ГЛ. 6

№1 кредитор может получить от должника то, что дал ему.

№2 и ещё ежемесячно два, три, четыре, пять процентов в зависимости от варны должника. Что кажется вам в этих законах справедливым и что несправедливым?

Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. Религия давала людям утешение: если человек будет соблюдать правила, то после смерти он может родиться воином, брахманом. Но если не соблюдать правила, то в новой жизни можно родиться рабом или даже животным как расплату за грехи прошлых лет.

Но были, правда, мудрецы, которые не придавали значение таким различиям.

Подведение итогов урока: Что нового вы сегодня узнали на уроке? Оценка работы класса на уроке, отметки.

Сообщение домашнего задания. Индивидуальные задания из книги для чтения по истории древнего мира - рассказ «Легенда о Будде».

П.18, вопросы и задания.

Контурная карта – задания 1 – 3 (« Древняя Индия»)

topreferat.znate.ru

«Древняя Индия»

Урок 24-25. Древняя Индия
Тип урока: игра-беседа учеников друг с другом.
Средства обучения:
  1. ПР «Древняя Индия».
  2. Словари «Исторические личности», «Историческая география», Мифологический словарь, «Культура Древнего мира».
  3. Рабочая книга «Я и история».
Цели урока:
  • сформировать у школьников представления о географическом положении, основных событиях в истории Древней Индии, о культурных достижениях страны;
  • приступить к формированию умений ставить по задаваемой теме вопросы к источникам разных видов, вести на их основе беседу с одноклассниками;
  • формировать ценностное отношение к гуманистическим традициям народа Индии.
План урока:
  1. Географическое положение Индии.
  2. Занятия индийцев.
  3. Древние города Индии.
  4. Объединение Индии. Царь Ашока.
  5. Религия Древней Индии.
  6. Индийские касты.
  7. Культура Индии.
Дифференциация обучения: Вариант 1. В классе компенсирующего обучения рекомендуется провести уроки отработки умений давать описание источников и извлекать из них информацию под руководством учителя. Вариант 2. В классе базового и повышенного уровней обучения рекомендуется использовать игровой прием, о котором см. далее.
^ Межпредметные (опережающие) – география: географическое положение Индии. Внутрикурсовые – культура стран Египта и Двуречья, библейские заповеди.
^ джунгли, раджа, касты, брахманизм, буддизм.
Особенности урока: Рекомендуется на изучение этой темы отвести два урока. Материалы УМК позволяют это сделать. В таком случае на первом уроке целесообразно рассмотреть 1–4 вопросы плана, а на втором – 5–7. При этом можно рассмотреть дополнительно вопрос о быте и семейных отношениях жителей Индии (поддерживается материалами и иллюстрациями в с. «Культура Древнего мира»). При изучении материалов на 1-м занятии следует отказаться от использования дополнительной информации в гиперссылках.
^ Консультация по проектам «Мифы и предания народов мира» (сообщение «Индийские боги»), «Человек в истории» (сообщение «Царь Ашока»), «Животные в истории Древнего мира» (сообщение «Священные животные Индии»). Опыт показывает, что у школьников интерес вызывает задание: самим написать параграф учебника «Культура Древней Индии», так как во многих учебниках эта тема специально не выделяется. В этом случае соответствующая проектная группа готовит по словарю материалы по темам, которые могут входить в данный параграф: 1 - письменность и образование Индии, 2 - индийская литература, 3 - архитектура и скульптура Индии, 4 - музыка и танцы, 5 - быт жителей Индии (семья, обычаи, одежда, жилище, пища). Группа представляет свою работу как макет параграфа учебника либо в бумажном виде, либо в виде презентации.
^ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d54d2a68-5e12-45c9-b904-59fc7495c0cb/view/

Изучение нового материала.

Урок начинается с того, что уже известные виртуальные герои компьютерных программ предлагают ученикам самим рассказать историю Индии, беседуя друг с другом. В группах равного состава таким образом вполне можно изучать 1–4 пункты плана урока. Для изучения более сложных вопросов (5–7) можно перегруппировать команды, поручив группе сильных учеников задавать вопросы, а слабым школьникам отвечать на них.

На экран выводится название пункта или подпункта плана и информация к нему. Одна команда задает вопрос по заявленной теме, другая отвечает на него, затем команды меняются ролями. В классах базового уровня подготовки вопросы готовит вся группа, в классах с преобладанием сильных учеников вопросы задаются по очереди парами, входящими в данную группу. Штрафные баллы начисляются группе в случае, если она задала вопрос, на который не знает сама ответа. Поощрительные баллы добавляются за вопросы, начинающиеся со слов «почему», «объяснить», «сравнить».

Учитель сообщает, что он тоже будет задавать вопросы, отвечать на которые будет та группа, которая быстрее найдет верный ответ.

1. Географическое положение Индии.

Изучение нового материала начинается с того, что на экран выводится пункт и подпункт плана: «1. Географическое положение Индии. А. Местоположение Индии» и карта Древней Индии. Предполагается, что группа должна задать вопросы: в какой части света расположена Индия? В какой части Азии? С какими странами она граничит? и т. д. Далее аналогичным образом ставятся вопросы по карте к подпунктам Б. (Рельеф Индии) и В. (Реки Индии). Для постановки вопросов и ответов подпункта Г. (Природа Индии) выводятся изображения животных этой страны. Здесь же уместно заслушать доклад «Священные животные Индии». При описании растительного мира ученики должны догадаться о значении слова «джунгли» (гиперссылка) или найти его в словаре «Историческая география».

Здесь и далее учителю целесообразно самому предлагать задания сделать выводы по пунктам плана. В данном случае вывод может быть связан с тем, что в Индии был благоприятный для жизни климат, по ее территории протекали большие реки, которые, скорее всего, станут местом поселения первых жителей страны. От врагов Индия была защищена с севера горами Гималаи, а на западе и востоке – морскими пространствами.

2. Занятия жителей Индии.

Школьников знакомят с подпунктами плана для изучения материала: А. Земледелие, Б. Скотоводство, В. Ремесло, Г. Торговля. Предоставляется иллюстративный материал (изображения сельскохозяйственных продуктов, животных и т. д.), фотографии археологических находок (бронзовый меч, расписной сосуд, ювелирные украшения, бронзовые деньги, рельеф корабля, макет глиняной повозки и т. д.). Ученикам надо в вопросно-ответной форме освоить содержание этого пункта плана.

Можно дополнить сведения о земледельческой культуре Индии.

^ В Индии была известна ирригация («вода, добытая копанием земли»). Благодаря жаркому климату (длительный летний период) за год собиралось два урожая (известны запасы зерна одной семьи на три года). Хлопок упоминается в текстах с IV в. до н. э. до этого одежда производилась из шерсти, реже – изо льна. Животных использовали как вьючный и рабочий (слоны) скот и для получения молочной продукции. Мясо животных в пищу не употреблялось.

Учитель предлагает сделать вывод. (В Индии существовали те же виды занятий жителей, что и в Западной Азии и Египте. Новым растением, выращиваемым в Индии, был хлопок.) Следует отметить, что в Индии, как ни в какой другой стране Древнего мира, проживало множество племен и народов, говоривших на разных языках и поклонявшихся разным богам. До сих пор точно не установлено, какие из народов были коренным населением страны, а какие пришли и расселились позже.

3. Древние города Индии.

Учитель отмечает, что результаты археологических раскопок свидетельствуют о расселении людей на территории Индии начиная с каменного века (неолитические стоянки обнаружены от Северной Индии до Бомбея). Археологи также находили более поздние орудия труда из шлифованного камня, меди, бронзы, железа. Но самыми интересными находками, свидетельствующими о высоком уровне развитии культуры Индии, были те, которые были найдены на территории древнеиндийских городов.

Ученики по карте устанавливают местоположение древних городов Индии Хараппа и Мохенджо-Даро (Мохенджодаро). Учитель рекомендует при изучении информации об археологических раскопках древних городов формулировать вопросы, которые бы начинались со слов: «как выглядели», «какой», «о чем свидетельствует эта находка» и т. д. Учитель может дополнить описание памятников истории и культуры Хараппы и Мохенджо-Даро (см. словарь «Историческая география»).

^ На месте Мохенджо-Даро обнаружено 9 последовательно расположенных культурных слоев, очевидно, город существовал и перестраивался веками. При этом памятники разных слоев мало чем отличаются друг от друга, что говорит о замедленном историческом развитии. Строгая ориентировка улиц с севера на юг свидетельствует о планомерности застройки города, различные размеры домов – о наличии социального расслоения. Интерес вызывают обнаруженная система водоснабжения (включающая бассейны), крытые рынки, гигантские зернохранилища, цитадели. В Двуречье найдены каменные печати III–II тыс. до н. э. индийского происхождения, позволяющие предположить наличие торговли между странами в древние времена.

В итоге ученики подводятся к выводам о существовании в III тыс. до н. э. в Индии высокоразвитой, своеобразной культуры.

В сильном классе учитель может предложить ученикам внепрограммную информацию (гиперссылка) о нашествии в Индию племен ариев и о создании новых государств на п-ове Индостан.

4. Объединение Индии. Царь Ашока.

Материалы презентации позволяют ученикам в беседе установить, что в III в. до н. э. произошло объединение Индии в новое государство под властью царя Ашоки со столицей Паталипутра (на Ганге). Ученикам объясняется, что правителей Индии называли «раджами». При отсутствии сообщения ученика об Ашоке можно воспользоваться слайдом гиперссылки, где перечисляются основные заслуги этого исторического деятеля.

^ Отличительной чертой развития Индии было длительное сохранение общин уже при существовании государственного управления. Это отразилось на сохранении больших семей и патриархальных порядков (см. статью «Семья» в словаре «Культура Древнего мира»). Рабство в Индии сохранялось довольно долго. Рабы использовались в государственном строительстве, в создании ирригационных сооружений.

До нас дошли высеченные на скалах и колоннах указы царя Ашоки. Они позволяют судить о границах государства, об управлении, социальных отношениях, религии и культуре. Известно, что Ашока захватил царский престол в результате победы в кровопролитной борьбе с братьями. Путем завоеваний он смог расширить свое государство. Ашока сделал попытку примирить враждующие на религиозной почве силы внутри страны, сам принял буддизм и стал ревностным сторонником этой религии. Он добивался соблюдения всеми людьми нравственных норм (послушание родителям, уважение учителей и старших, почитание брахманов, хорошее отношение к рабам и слугам, друзьям, родственникам, щедрость в подаяниях, воздержание от мотовства и скупости, запрет убийства живых существ). Для этого в государстве была создана специальная служба чиновников, следившая за соблюдением этих норм. Для животных были открыты, возможно, первые в истории ветеринарные лечебницы. Время правления Ашоки ознаменовано значительным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности. Расширились торговые связи с Европой. Впоследствии Ашоку обвинили в том, что он растратил государственные средства на строительство буддийских храмов, и назначили соправителем внука.

5. Религии Индии.

Материалы презентации позволяют ученикам поставить вопросы (и найти ответы) о том, как назвались две основные религии, которые исповедовали народы Индии, каким богам поклонялись сторонники брахманизма, какие идеи проповедовал буддизм, кто и когда стал основоположником этой веры. Возможны сообщения о богах Индии. Важно остановиться на анализе изречений Будды, приводимых в презентации, обсудить вопрос, считают ли ученики для себя приемлемым руководствоваться нравственными правилами буддизма? Выяснить, какие нравственные правила являются общими для этой религии и заповедей Моисея. В заключение следует отметить, что буддизм и по сей день остается одной из мировых религий.

Дополнительные материалы о религии Индии см. в Мифологическом словаре.

6. Индийские касты.

Перед рассмотрением вопроса об индийских кастах в беседе на основе презентации в не очень сильном классе можно предложить пятиклассникам ознакомиться с этой темой по школьному учебнику. Сильные ученики могут обратиться к терминологическому словарю (в гиперссылке).

7. Культура Индии.

Презентация предоставляет ученикам возможность организовать беседу о письменности, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре и танцах Индии или выступить с соответствующими сообщениями на основе информации словаря «Культура Древнего мира». Хорошо бы предложить среднему или даже слабому ученику подготовить выступление о Рамаяне, так как оно поддерживается иллюстрациями к поэме. Тем, кто увлекается танцами, можно предложить продемонстрировать элементы индийского танца на основе сведений словаря (подробные и доступные ученикам по сложности статьи о танцах Индии можно найти в Интернете).

При любых вариантах проведения урока важно оставить время для того, чтобы ученики сформулировали и освоили выводы по данной теме, содержащиеся в презентации.

Домашнее задание.

Домашнее задание рекомендуется готовить по плану презентации. Ученикам следует дать задания – поработать дома со статьями словаря «Культура Древнего мира».

rud.exdat.com