Фрески в интерьере – современная живопись с древней историей. Фреска это в древней
Фреска
Фреска – один из самых древних видов живописи. Фрагменты зданий, разрисованных с помощью этой техники, археологи относят к началу времен. Историки затрудняются точно сказать, когда именно появились первые фрески. Но совершенно очевидно, что во времена Эгейской культуры (2000 лет до н.э) эта техника живописи уже существовала.
Древние художники, расписывая стены сооружений термин «фреска», конечно же, не употребляли. Это название впервые ввел в обращение итальянский художник Ченино Ченнини в 1437 году. Слово происходит от итальянского «fresco», что значит «свежий». Это означает, что техника предлагает рисование на свежей, сырой штукатурке, которая еще не засохла.
Древнее происхождение фрески, позволяет предположить, что техника эта должна быть достаточно простой – ведь в те времена не было сложных приспособлений и универсальных красок. Однако это совсем не так. Фреска – сложный вид живописи, который требовал массы усилий от художника и высокого качества краски.
Во времена возникновения фрески понятия «картина» и «холст» еще не было. Художники писали на стенах и потолках. В результате работать приходилось в неудобных позах, часто на большой высоте. Такие условия требовали особого мастерства.
Сикстинская капелла. Фреска на потолке Краски для фрески обязательно должны быть на водной основе – только такую структуру может принять штукатурка. Рисование нужно было закончить до того момента, когда раствор на стене высохнет. Тогда фреска как будто впитывалась в штукатурку, и могла существовать веками. Если же краска разведена не правильно, или художник допустит высыхание основы, в этом случае работа будет сделана напрасно.
Мелкие узоры и детали дописывались тогда, когда раствор уже высыхал. Для этого использовали смесь из краски и клея.
Фрески относятся к монументальной живописи. Процесс их создания занимал большое количество времени – одно здание могли расписывать годами.
С помощью техники фрески художники украшали храмы, рисовали на стенах иконы. Здание могло быть украшено росписью от пола до потолка.
Успенский собор
Знаменитые художники, которые работали в технике «фреска», жили в разных странах. Самые известные из них – Леонардо да Винчи, Рафаэль, иконописец Андрей Рублев, русский живописец Дионисий. Памятники истории, где можно любоваться созданными много веков назад фресками – это Успенский собор, Сикстинская капелла, церковь Спаса Преображения в Новогороде, капелла Джотто, вилла Мистерий.
www.letopis.info
Что такое фреска? всё что нужно знать о фресках
Если вы еще не знаете, что такое фреска, вам необходимо познакомиться с этим удивительным явлением. Фреска – итальянский термин, перевод которого звучит как «свежий». Это одно из направлений живописного искусства, с довольно интересной техникой исполнения. Картины-фрески наносятся красками на влажную, еще не до конца засохшую штукатурку. В результате известь, которая входит в состав штукатурки, переходит в состояние кальциевой пленки, защищая фреску от неблагоприятного воздействия внешних факторов. Смесь, которой покрывают стены для написания фресок изготавливается из песка и известки. По другому этот раствор называют «левкас» и он совсем не похож на современные смеси для отделки стен.
Техника работы.
Для создания фрески применяются краски, не вступающие в химический контакт с известью. Это натуральные вещества, такие как охра и умбра, синий и зеленый кобальт. В античные времена использовали преимущественно краски растительного происхождения.
Работать с фресками очень тяжело, так как после высыхания штукатурки картину нельзя исправить. Все изображения необходимо наносить в чистовом варианте, а значит работа требует от художника концентрации внимания и сноровки. Большие картины наносятся фрагментами, потому что слой влажной штукатурки не должен высохнуть до того, как рисунок будет закончен.
В редких случая фрагменты фрески реставрируют, аккуратно сбивая слой извести и выполняя процедуру заново. Но велик риск испортить полотно, отколов слишком большую часть работы или повредив структуру стены.
История фрески.
Первые фрески приходятся на 2ое тысячелетие до нашей эры. Уже тогда люди стремились украшать дома и здания различными картинами из жизни и мифологии. Данная техника живописи стала популярной благодаря своей простоте. Изначально в краски добавляли казеин, который обеспечивал сцепление пигмента с поверхностью. Но позже техника разрисовки стен усовершенствовалась, необходимость использовать клей отпала.
История умалчивает о первых фресках и их авторах, но родоначальниками данного направления стали представители Эгейской культуры.
Своего пика «мокрая роспись стен» достигла в эпоху Возрождения. Итальянские художники вывели искусство декорирования стен фресками на новый уровень, украшая сюжетными картинами стены и своды храмов.
Античные фрески.
В античные времена настенная живопись наносилась на семь слоев штукатурки, которые включали в себя в качестве ингредиента песок и мраморную крошку. А чтобы укрепить заштукатуренную поверхность, раствор смешивали с молоком, измельченным кирпичом и даже с пемзой. Большое количество слоев объяснялось тем, что срок высыхания штукатурки (а значит и работы над картиной) продлевался. Готовые работы даже покрывали воском, чтобы придать блеска и долговечности.
Древняя Русь и фрески.
В Россию техника исполнения фресок пришла из древней Византии. Настенную живопись наносили на внутренние стены и потолки храмов, иногда сочетая фрески с мозаичными узорами. Местные художники немного изменили состав левкаса. Известь проходила обработку водой, дабы избавиться от гидрата кальция, который мог проступить на рисунке в виде коррозии. Так риск безвозвратной порчи картины был исключен, но время высыхания штукатурки сильно сократилось.
Итальянская фреска.
В Италии к выполнению фресок подходили очень серьезно. Перед тем, как наносить изображение на влажную штукатурку, изготавливали картонные заготовки. Если предполагаемый рисунок был слишком большим, его разбивали на «джорнаты», которые выполняли в течение дня. Разбивать на джорданы можно было строго по контурам элементов картины, чтобы не было заметно темных «швов», выдающих разницу в возрасте частей фрески.
Именно в Италии слои штукатурки, которые не успели покрыть краской, стали срезать наискось и наружу, заштукатуривая деформированную область новым слоем.
Для того, чтобы представить цвета картины после высыхания, художник наносил рисунок на впитывающие материалы, такие как мел или гипс. Так можно было заранее оценить результаты работы, взяв в расчет фактор выцветания росписи.
Современные фрески.
Фрески не забыты и по сей день. Они используются в интерьерных композициях и даже изготавливаются в промышленных масштабах. Огромную популярность набирают 3D фрески, передающие изображение в объеме.
eufreski.ru
Что такое фреска? — журнал "Рутвет"
Фреской является живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке. Краски, которыми наносят фреску, разводят чистой или известковой водой. При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной.
В наше время фреской могут называть любую настенную живопись в зависимости от ее техники: секко (росписи по сухому), темпера, живопись масляными или акриловыми красками и проч. Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют термин «Буон фреска», что означает «чистая фреска».
Известно, что история появления фрески уходит корнями далеко в прошлое, а именно в период Эгейской культуры (2 тыс.лет до н.э.), когда фресковая живопись получила широкое распространение. Это объяснялось доступностью используемых материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительной простотой техники самой живописи, долговечностью произведений. Все эти факторы обусловили широкое распространение и популярность фрески в те времена. Больше всего фреска использовалась в христианской живописи для украшения как внутренних, так и внешних стен каменных храмов.
Появление фрески обусловлено желанием человека украсить свой дом, сделать более оригинальными его стены, либо потолки. Фреска развивалась одновременно с эволюцией человека.
В древние времена существовало несколько видов настенных росписей, а именно:
- религиозные; - росписи, представляющие предметы или какие-либо моменты жизни, имеющие символический смысл; - росписи-обманки, с использованием перспективы игры света и тени, представляющие реалистические изображения так, что зритель предполагал, что находится перед реальным объектом, а не рисунком.
Фрески – это не значит простая роспись стен. Этот процесс требует длительной подготовки, применения специальной технологии. При изготовлении фрески используется негашеная известь и натуральные пигменты, применение которых и делает эту живопись не только уникальным, но и недешевым. Развитие фрески в современное время позволяет применить также такие дорогостоящие материалы, как гранит и мрамор.
Роспись стен по влажной штукатурке является не только долговечной и безмерно красивой. Фреска имеет уникальные способности: по прошествии определенного количества времени, нанесенная при росписи стен краска незначительно растворяется штукатуркой, из-за чего рисунок приобретает эффект прозрачности. Однако, данная техника росписи очень требовательная к уровню мастерства. Нанесение рисунка на влажную поверхность требует не только наличие навыков и таланта, но «легкой» и опытной руки.
www.rutvet.ru
Что такое фреска?
Сегодня можно встретить немало предложений от разных фирм на изготовление фресок цифровых, на гибкой штукатурке и т. д. Давайте выясним, что же такое фреска.
Слово «фреска» в переводе с итальянского означает «живопись на сырой штукатурке». Это древняя техника настенной живописи, в которой краски наносятся на влажную штукатурку. Причем штукатурка или левкас, как ее называют специалисты, совсем не похожа на обычную отделку стен. Для изготовления фрески используется смесь песка с гашеной известью. В качестве красок пользуются натуральными пигментами, разведенными водой.
Техника фрески
Краски, которые нанесены на влажную известь, высыхая вместе с ней, покрываются прозрачной тонкой кальциевой пленкой, которая навечно защищает живопись на фреске. А вот если краски будут наноситься на высыхающее известковое покрытие, то такой прочной пленки не получится, и краски могут осыпаться.
Художник, работающий в технике фрески, должен быть настоящим мастером своего дела, ведь переделать или доделать нарисованное нельзя. Лишь в крайних случаях для исправления какого-либо фрагмента высохшей фрески полностью сбивается слой извести, наносится новый и процесс повторяется. Поэтому для создания фрески влажный известковый слой наносится на небольшую площадь: ровно настолько, чтобы влажная масса не успела высохнуть, и мастер сумел нанести рисунок в течение одного дня.
Что такое фреска в истории?
Техника фрески присуща многим памятникам монументальной живописи. Появилась она еще в античные времена. Хозяева вилл украшали стены росписью и мозаикой. Сегодня известен помпейский стиль настенной фресковой живописи, возникший в древние времена. Наивысшего расцвета техника фрески получила в эпоху Возрождения, когда украшать стены фресками стало очень модным, интерьер помещений благодаря этому становился все более пышным и роскошным. В знаменитой спальне во дворце мантуанского герцога Людовика Гонзага стены украшены фресками из жизни хозяев дома. Великие итальянские мастера того времени — Рафаэль, Микеланджело, Мазаччо и другие — создали уникальные фрески, дошедшие до наших дней.
В период Ренессанса богатство и роскошь дворцов знати достигалось именно благодаря фресковой живописи.
Яркие примеры древнерусских фресок представлены на стенах Светогорского монастыря, расположенного неподалеку от Пскова, и Ферапонтова монастыря у города Кириллова.
Сегодня можно полюбоваться образцом византийской фресковой живописи, украшающей стены в церкви Санта Мария в Риме.
Искусство настенной живописи постепенно все более совершенствовалось и дошло до наших дней. Появились новые виды красок, изменились приемы перенесения рисунков на стену. Сегодня практически нельзя найти все те натуральные материалы, которыми пользовались в прошлое время. Например, специальная известь для фрески должна гаситься на протяжении десятилетий. Поэтому сейчас фреска — это изображение на стене при помощи акриловых красок или современной цифровой печати.
Оформляя современный интерьер, многие дизайнеры используют фрески для создания оригинального дизайна загородного дома, городской квартиры или других общественных помещений. Опытный мастер, применяя современные краски и технологии их нанесения на поверхность, может создать настоящий шедевр, неповторимое авторское произведение искусства. Стоимость такой работы, конечно, будет высока.
Если вы не готовы к таким расходам, а украсить комнату необычно все же хочется, воспользуйтесь современным видом настенного украшения — цифровой или печатной фреской. Такое изображение может быть большим, по размеру стены. А иногда фреска состоит из небольших фрагментов, располагающихся в разных местах одного помещения.
Фреска, как один из видов настенного украшения, способна создать неповторимый индивидуальный интерьер любого помещения.
womanadvice.ru
Фрески в Интерьере: Что Это Такое, Варианты (50+ Фото)
Декоративная роспись стены в интерьере кухни
Оформление помещений с помощью росписи по сырой штукатурке применялось человеком с давних времен. Обычно в таком стиле отделывались культовые сооружения, либо дома богатых людей.
В современных дизайнах роспись стен и потолков не утратила своей популярности, но изменились технологии и стили нанесения рисунков. В настоящее время используется роспись не только по сырой штукатурке, но и по сухому основанию. Кроме того, так теперь называют любую живопись на стенах или потолках помещений, выполненную красками.
Так, фрески в интерьере апплико не потребуют длительного времени на отделку, а также серьезных финансовых затрат. Что такое фреска, история ее возникновения и современные виды отделки, рассмотрим более подробно в данной статье.
Содержание статьи
Что такое фреска
Фреска, как техника настенной или потолочной росписи по сырой штукатурке, берет свое начало в древней Италии. Изначально роспись поверхностей здания велась красками по мокрому основанию оштукатуренных стен и потолков.
Когда штукатурка высыхала, то, благодаря извести, содержащейся в ее составе, на поверхности рисунка образовывался прочный красочный слой. Многие такие живописные рисунки можно увидеть в старых зданиях и в наше время, они достаточно хорошо сохранились.
В современном дизайне под эту категорию попадают все техники росписи по поверхностям помещения. Это может быть не только штукатурка, но и другая основа.
История развития настенной живописи
Настенные изображения украшали здания еще до нашей эры.
Компоненты красок были весьма просты и доступны:
Известь;
Песок;
Разноцветные минералы;
Клей или казеин использовались в качестве связующего.
Техника работ также не представляла особых проблем. Все эти моменты и стали причинами широкого распространения штукатурных изображений.
Со временем усложнялись составы красок, совершенствовалась технология росписи. В каждой стране имелись свои нюансы художественного оформления. Своего пика популярности фресочная отделка достигла в эпоху Возрождения в Европе.
Каждый этап развития настенной живописи имел свои особенности:
Во времена античности внутренние и наружные поверхности зданий отделывались штукатуркой на основе извести, которую укладывали в несколько слоев, а затем тщательно затирали.
Переняв эту технологию у греков, Римская Империя внесла некоторые усовершенствования в работы. Нижний слой штукатурки имел в своем составе песок, верхний — мраморную крошку. На поверхности наносилось семь слоев известковой штукатурки, которая потом расписывалась в сыром состоянии. Чтобы предотвратить образование трещин в штукатурные растворы добавлялось немного воды. Иногда применялись и другие компоненты: молоко, толченый кирпич, пемза — последняя часто использовалась в качестве белил.
Византийская Империя отличилась масштабностью фресковых оформлений. Но большие габариты отделываемых поверхностей требовали большего времени на работу. Следовательно, необходимо было содержать штукатурку в сыром виде длительное время. В нижний слой стали добавлять солому, в верхний — паклю и лен. Влажность раствора была более продолжительной, что давало возможность выполнить весьма сложные изображения.
Древнерусские живописцы в начале стали использовать византийскую технику росписи. Но позже технология работ была усовершенствована. Известь для штукатурного раствора тщательно промывалась с целью удаления гидрата окиси кальция, который мог испортить всю картину после ее высыхания. Стали использоваться краска со связующими компонентами в виде яичного желтка, либо клея на растительной основе.
Но самое широкое распространение оформление художественной живописью получило в Италии. Изначально техника выполнения работ была идентична Византийскому стилю. И только в конце 18-го века она оформилась в самостоятельное направление.
Изначально тематика художественных оформлений зданий была связана с религиозными мотивами. Но со временем изображения обогатились многими сюжетными направлениями.
Виды современных фресок
Технология выполнения рисунков по штукатурке в своем начальном варианте имела в составе только природные компоненты:
Известь;
Песок;
Клеевая смесь;
Краски.
Но развитие современных технологий позволяет создавать подобные рисунки на совершенно новых основах.
Кроме традиционной штукатурки используются:
Флизелин — на данную основу при помощи принтера наносится необходимый рисунок. Иногда применяется технология его состаривания, чтобы он лучше вписывался в соответствующий дизайн помещения. Такие фотообои имеют весьма широкое распространение. Они способны сгладить небольшие неровности поверхностей, что уменьшает стоимость отделки.
Холст покрывается обычной штукатуркой. На нее наносится рисунок красками. Все это покрывается воском. Приклеить такой лист можно на любую поверхность с помощью обойного клея. Но уборка изделий этого типа выдержит только сухой вид.
Самоклеящаяся основа — чтобы такая живопись была похожа на натуральную фреску, применяется способ нанесения песочной смеси на готовый рисунок. Другая сторона полотна имеет клеевой слой. Но клеить данные изделия можно только на хорошо подготовленное основание.
Жесткое основание или плоская доска, на которую нанесена штукатурка и выполнен рисунок, можно оформить в багетную раму или просто приклеить на любую поверхность.
Кроме того, даже обычная штукатурка может применяться весьма своеобразно. На основе штукатурной сетки изготавливается полотно.
На него наносится рисунок, который затем фиксируется к стене или потолку при помощи клеевого состава. Края полотна оштукатуриваются. Отличить такое изделие от обычной фрески очень сложно.
Именно новые технологии позволяют делать рисунки объемными, что позволяет визуально увеличить пространство помещения, сделав его весьма оригинальным. Хорошей альтернативой натуральной живописи можно назвать фрески апплико в интерьере любого дома или квартиры.
В отличие от росписи поверхностей художником, такая отделка имеет много достоинств:
Она занимает намного меньше времени.
Такие фрески своими руками сделать несложно.
Цифровые модели могут использовать любые рисунки хорошего качества.
Средиземноморские фрески applico в интерьере станут акцентом комнаты
Цена изделия во многом зависит от его размера и типа. Самыми дорогими являются рисунки, выполненные профессиональными художниками в традиционном виде.
Комбинирование фресок с другими видами отделки
Обычно художественной росписью оформляют одну или несколько поверхностей комнаты. Но это необходимо правильно сочетать и с другой отделкой помещения.
Фрески хорошо гармонируют с различными отделочными материалами:
Штукатурка, особенно венецианская, станет весьма подходящим фоном для любого рисунка.
Разнообразные обои, на которых отсутствует крупный рисунок или орнамент, также можно красиво оформить художественной росписью.
Краска, желательно матовая, может быть основой для нанесения разнообразных изображений.
Натуральный или искусственный камень будет отличным обрамлением художественных рисунков.
Лепнина выгодно подчеркнет традиционный стиль фрески.
Именно возможность сочетания такой отделки с различными типами материалов дает возможность использования фресочной живописи в различных стилях дизайна помещений.
Интерьерные стили с применением фрески
Многогранность использования художественной росписи делают ее во многом универсальной.
Тематика и габариты фресок в основном подбираются в зависимости от:
Размера комнаты;
Размещения мебели;
Интерьерного стиля отделки.
Чаще всего настенная фреска в интерьере используется для классического оформления помещений. Но и многие современные стили не чужды использования живописи в дизайне.
Репродукция картины Микеланджело “Сотворение Адама” в классическом оформлении ниши над лестницей
Классический стиль отлично украсят традиционные фрески, выполненные по штукатурке. Подходящим решением также станет использование рисунков на холсте или жесткой основе. Здесь уместны репродукции картин известных художников, пейзажи, натюрморты, портреты, исторические панорамы. Цветовая гамма обычно ненавязчива, широко используются пастельные тона. Изделия можно оформить в багетные рамы белого или золотистого цвета.
Фрески на стене в интерьере современного оформления помещений часто представляют собой абстрактные рисунки с переходами цветов, используются геометрические фигуры. Сюжетные изображения отлично подойдут для детских комнат. Большой популярностью также пользуются объемные изображения с видом из окна или балкона на различные панорамы.
Французский прованс может использовать художественную роспись, как основной акцент помещения. Под них выделяется целая стена, где не будет размещаться мебель. Могут применяться совсем небольшие рисунки в нейтральных цветах.
Выбор конкретного изображения должен совпадать с общим дизайном всего помещения.
Что можно оформить росписью
В принципе для художественного оформления может подойти любая поверхность в помещении. Но чаще всего фрески наносятся на стены или потолок. Реже они используются в качестве декора отдельных участков.
Стены с фресками
Фрески настенные в интерьере имеют наибольшее распространение. Они могут быть различного размера или формы.
Настенная роспись является традиционным способом отделки любого помещения
Эти параметры подбираются в зависимости от стиля дизайна, габаритов помещения и индивидуальных предпочтений.
Потолок тоже подойдет
Фрески для домашнего интерьера могут применяться не только для отделки стеновых поверхностей. Если потолки в помещении достаточно высокие, то их также можно оформить росписью. Довольно часто такая техника сочетается с отделкой из лепнины.
Тематика потолочных изображений чаще всего связана с небом, птицами или ангелами.
Декорирование поверхностей
Лучшие фрески для интерьера могут выступать декором для оформления ниш, выступов, колонн.
Фреска “Окно” в интерьере спальни
Их также можно оформить в рамы или багеты как обычные картины.
Где можно использовать фрески
Применение росписи возможно в любых помещениях дома. Красиво, практично, быстро и недорого — это основные критерии при оформлении интерьера. Но все можно сделать и наоборот: долго, основательно, дорого и тоже красиво и практично. Какие особенности использования фресок в разных комнатах?
Гостиная
Фреска в интерьере гостиной обычно не выделяется цветовой гаммой из общего оформления комнаты. Традиционно это сюжетные изображения, панорамы города, портреты. Часто рисунки обрамляются рамами.
Гостиная — это визитная карточка дома или квартиры. Ее оформление должно выражать вкусы и предпочтения хозяев. Именно это стоит в основе выбора подходящих фресок.
Столовая и кухня
Фреска для кухни в интерьере любого стиля может быть объемной с различными видами из окна. Здесь также хорошо будут смотреться разнообразные натюрморты, рисунки с растущими фруктами или цветами. Зонирование столовой можно выполнить при помощи изображений природы: лес, озеро или река, горы.
Фреска “Венеция” в интерьере обеденной зоны также станет неплохим вариантом.
Спальная комната
Интерьер спальни с фреской не должен загромождать комнату. Создать расслабляющую атмосферу уюта и отдыха помогут нейтральные изображения различных пейзажей, природы, легкие абстрактные рисунки.
Здесь не нужны яркие краски и сюжетные фрески.
Детская комната
Детские комнаты лучше всего наполнять фресками с простыми и понятными ребенку рисунками. Сюжеты из сказок или мультфильмов, изображения природы, морские пейзажи станут хорошим декором в этом помещении.
Для росписи желательно использовать мягкие цветовые решения. Пастельные оттенки подойдут для любых изображений.
Коридор и холл
Большой проблемой многих коридоров и прихожих являются:
Их небольшой размер;
Вытянутая форма;
Отсутствие окон.
Исправить эти недостатки можно с помощью светлых изображений объемной формы. Расположение таких фресок на длинной стене визуально расширит узкий коридор.
Отличным вариантом станет объемный рисунок вида через окно или балкон.
Ванная комната
Как не странно, но оформление ванных комнат фресками очень традиционно. В Древнем Риме многие вопросы решались в банных помещениях. Они богато украшались и часто имели значительные габариты.
В современных санузлах необходимо применять виды фресок, стойкие к высокой влажности и перепадам температуры, так как они гораздо меньше по размерам.
Интерьерная фреска не утратит своей популярности еще долгое время. Современные технологии позволяют выполнить такое оформление довольно быстро и дешево.
Многие виды фресок вполне можно сделать самостоятельно, без привлечения профессиональных художников. Отделка помещений живописью всегда уникальна и оригинальна. Больше информации по теме “Как подобрать лучшие фрески для интерьера дома?” можно получить из видео в этой статье.
dizain.guru
Фреска - это... Что такое Фреска?
ФРЕ́СКА (от итал. fresco) — монумент, живопись по свежей, сырой штукатурке красками довольно сдержанной палитры (земляные пигменты, кобальты и пр.) с использованием в кач-ве связующего воды или вод. раствора извести. В соединении с веществом штукатурки (стены или потолка) образуется тонкий, практически вечный красочный слой, хотя при высыхании краски бледнеют. Техника Ф. не допускает исправлений в процессе работы, они могут вноситься лишь впоследствии темперой. Ф. выполняется по частям, с использованием картонов для отд. частей композиции. Произв., выполненные в этой технике, известны еще в эгейском иск-ве (2 тысячелетие до н. э.), получили развитие в антич. культуре (сохранились Ф. интерьеров в Помпеях), затем в иск-ве Византии, Болгарии, Сербии, Грузии, Италии и др.
В Италии 16 в. получила распространение техника "буон фреско" — без поправок темперой. Традиции Ф. были продолжены в росписях 17—18 вв., в 19 в. — в герм. назарейской школе, в иск-ве модерна, в 20 в. — в мексиканской монумент, живописи и др.
В Др. Руси Ф. появились с кон. 10 в., применялись до 12—13 вв. и возродились в 14 в. (фрагмент Ф. Десятинной ц., затем Ф. Софии Киевской, Софии Новгородской, Спасо-Мирожского мон., Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, соборов Моск. Кремля и т. д.). В оформлении др.-рус. храмов первенствующее место получила именно Ф., а не мозаика (иск-во к-рой с монгольским нашествием вообще утрачено). В кон. 18 — нач. 19 в. во дворце в Павловске были исполнены три Ф. в интерьерах и знаменитые иллюзорные фресковые перспективные росписи П. Гонзаго на фасадах. Традиции фресковой живописи возрождаются с кон. 19 в., она широко используется в иск-ве модерна (В. Васнецов, А. Прахов, М. Врубель — Владимирская ц. в Киеве), в монумент, иск-ве 20 в. (В. Фаворский, Л. Бруни, Н. Чернышев и др.).
Словом Ф. называют не только технику al fresco — роспись по сырой штукатурке, но и a secco — по сухой штукатурке; часто расширит, это наименование применяют и для др. техник росписи по штукатурке и стенных росписей вообще.
Лит.: Чернышев И. М. Искусство фрески в Древней Руси. М., 1954; Лазарев В. И. Древнерусские мозаики и фрески XI—XVI вв. М., 1973.
humanities_dictionary.academic.ru
Фрески в интерьере – современная живопись с древней историей
Художественная роспись стен – это самый оригинальный способ украшения интерьера. Сегодня, как и много столетий назад, огромной популярностью пользуются фрески. Конечно, дизайнеры и художники современности для изготовления фресок используют более новые, усовершенствованные материалы, но технология остается неизменной. Фактура фрески наносится исключительно вручную, поэтому такой декоративный элемент станет эксклюзивным украшением вашего дома. Декоративные фрески в интерьере квартиры или дома смотрятся очень стильно, богато и креативно, с их помощью вы сможете воплотить самые необычные художественные замыслы.
Слово фреска происходит от итальянского «affresco» – свежий. Точный период возникновения фресковой живописи не известен, но зафиксировано, что уже во втором тысячелетии до нашей эры в Эгейской культуре такой декоративный элемент был довольно распространен и украшал многие дома и храмы.
Фрески – это монументальная живопись водяными красками по мокрой или сырой штукатурке, то есть свежей, отсюда и пошло название. Известь, которая входит в состав штукатурки, имеет в своем составе кальций, и при высыхании именно она образует необходимую защиту – кальциевую прозрачную пленку, что делает фрески долговечными. Также, для того, чтобы такое украшение прослужило не одно тысячелетие, многие художники античности поливали их горячим воском. Техника фрески очень сложная и требует особого умения, сноровки и четкого представления о композиции в целом.
В Древней Греции такие рисунки водяной краской по сырой основе (штукатурке) также были очень популярны. От греков искусство фресковой живописи перешло к древним римлянам, они добавляли в известковую штукатурку песок, а в самый верхний слой – мраморную крошку. Грунт наносили в семь слоев, каждый из которых просушивали, и лишь верхний идеально шлифовали, после чего сразу же, по свежему, художник начинал творить свои шедевры. Последний слой штукатурки наносили непосредственно перед нанесением рисунка. Строители наносили последний слов грунта только на такую площадь, которую художник бы успел нарисовать за один день, иначе штукатурка высыхала и рисовать по ней фрески уже было невозможно. Последние штрихи рисунка художник наносил уже после того, как высохнет основной.
История фресковой живописи в Византии и Древней Руси связана, в основном, с иконописью. Древние фрески сохранились до сегодняшних дней.
Современные фрески по своей красоте и элегантности не уступают художественным аналогам древности. Фрески в интерьере современных домов и квартир помогут вам создать невероятно уютную и благородную обстановку. Такой оригинальный и модный тренд станет достопримечательностью вашего жилища и креативным дополнением интерьера.
Фрески разделяются на несколько видов, которые отличаются друг от друга по технике воспроизведения художественной композиции, а также по используемым материалам. Следует отметить и тот факт, что современные технологии производства фресок позволяют изготовить полотно отдельно от стены, что делает их очень удобными и практичными.
Песчаные фрески внешне очень похожи на старинные. Они изготавливаются на синтетическом, натуральном или флизелиновом полотне. Для того, чтобы получить оригинальную, напоминающую песок текстуру используют, мелкозернистую штукатурку. На такой поверхности цвета не меняются, они всегда очень яркие и насыщенные. Для сюжета таких фресок лучше всего использовать пейзажи или натюрморты. Если у вас интерьер выполнен в старинном стиле, фрески могут быть с эффектом старения. Для этого в некоторых местах снимают слой штукатурки, что позволяет создать впечатление потертости.
Еще один способ создать эффект старины – это техника кракелюр. Фрески по такой технике получаются с цветным потрескавшимся рисунком. Для создания трещин, художники используют мраморную крошку. В зависимости от толщины слоя такого покрытия, создается иллюзия старения. Такой вариант фресок смотрится очень естественно и богато. Кракелюровые фрески с тематическими иллюстрациями или портретами подойдут для интерьера в стиле Ампир, а если подобрать абстрактную композицию, то она отлично впишется в современный интерьер хай-тек и подчеркнет неординарность гламурного стиля.
Фрески на декоративной эластичной основе создаются путем нанесения штукатурки на сетку из стекловолокна. Такая технология позволяет создать необычные, эластичные фрески. Они с легкостью монтируются на углы, и даже потолок, который выполнен в виде купола. Фрески на эластичной основе могут иметь разную текстуру, поэтому вы сможете подобрать идеальный вариант декоративной фрески, который гармонично впишется в интерьер любой из комнат.
Цифровые фрески в современном интерьере – это новинка на рынке декоративных отделочных материалов. Они сочетают в себе потрясающий визуальный эффект и простоту исполнения. Монтаж цифровых фресок очень прост, нужно лишь снять защитный слой с заготовки и наклеить изображение на предварительно выровненную стену или специальную основу. Основа для цифровой фрески может быть самоклеющейся, жесткой, эластичной или флизелинофой. Органично и естественно такие фрески будут смотреться на основе из штукатурки.
Для изготовления фресок на холсте используют только натуральные материалы: речной песок, известь, клей на растительной основе и хлопковые холсты. На основу из штукатурки наносится изображение, затем готовую фреску переносят на холст. Такие фрески могут продаваться в рулоне или на подрамнике. Поэтому украсить гостиную или спальню такой своеобразной картиной вы сможете самостоятельно, приклеив ее к стене обычным клеем для обоев.
Не бойтесь экспериментировать, разнообразьте фресками интерьер кухни, создайте роскошный интерьер гостиной или оживите атмосферу в спальне. Фрески – это универсальное украшение интерьера, которое никогда не выйдет из моды.