Культура страны древнего востока. План страны Древнего Востока. Источники изучения культур Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура стран Древнего Востока. Культура страны древнего востока


Культура Древнего Востока

Культура Древнего Востока

Введение

Тема реферата «Культура Древнего Востока» достаточно актуальна в данный момент времени для написания реферата. Тема имеет очень большое значение для науки и общества, так как знание культуры стран древнего востока хорошо применяется и сейчас. Однако тема ещё не до конца изучена учёными, следовательно, она актуальна. Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию, нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н э). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.

Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую очередь там, где были благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства. Со временем они возникали в долинах рек Хуанхе, та Янцзы в Китае, Инду и Гангу в Индии.

В древних цивилизациях и их культурах еще много нерозшифрованого, неизученного.

Цель моего реферата проинтегрировать разнообразие культур стран древнего востока, выяснить закономерность развития общества стран древнего востока, провести исследования и сделать выводы.

1. Культура Древнего Египта

Древний Египет - первое государство на Земле, первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Протест против смерти является важнейшей чертой культуры Древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо было позаботиться, чтобы тело умершего было сохранено. Средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице - пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только фараон или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, т.к. это было слишком дорого. Их просто заворачивали в циновки и сваливали в рвы на окраине кладбищ.

Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в период наводнений и засухи, когда они были свободны от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязательностью. В III-II тысячелетиях до н.э. и пирамиды, и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссальных и многочисленных жертв со стороны народа. Поэтому позднее, во II тысячелетии до н.э. пирамиды стали строить их кирпича, а не из камня - это было менее разорительно, а сами пирамиды становились меньше. К началу I тысячелетия до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводить глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Это было связано с тем, что усыпальницы фараонов грабились на протяжении всего периода древнеегипетской истории, хотя древние египтяне боялись и боготворили своих фараонов.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света.

Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышается , как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147м (сейчас 137м), площадь - около 55 000кв.м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно и строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н э), второй - Среднее Царство (2050 - 17-л до н э ), третий - Новое Царство (1580 - 1070 л до н э ). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно необыкновенный памятник неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов.

Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от влады времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за поставой (физически), так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность.

В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.

Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской из золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.

Очень интересны росписи гробниц у Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в УІІ в до н э в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.

Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятковой системой обчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.

Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

. Месопотамия

Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н э. На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносно значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое впечатление на последующий прогресс на только в Месопотамии, а ай всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система обчисления (счеты).

Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии.

В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.

Достаточно высокая художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации из серебром, бронзой и костью.

В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамет".

Передняя Азия - второй наряду с Египтом центр развития культуры в пределах Древнего Востока. На обширных пространствах, ограниченных с юга Персидским заливом, с запада - Средиземноморским побережьем, с юга Кавказом, а с востока - Иранским плоскогорьем, в 5-1 тыс. до н.э. возникло несколько государственных объединений, сменявших друг друга и воевавших между собой. В 5-3 тыс. до н.э. в самой южной части Двуречья, примыкавшей к Персидскому заливу, обитали оседлые племена шумеров и кочевые - аккадцев. К концу третьего тысячелетия именно здесь была создана Вавилонская держава, а во втором - ее завоевали ассирийцы, частично переняв культуру вавилонян. Позже та же участь постигла и ассирийцев - их в 539 году до н.э. поработили персы. Эта земля была богата рудами, и ассирийцы превосходно владели технологией их добычи и обработки. Богатство страны соблазняло многие соседние варварские племена, поэтому она многократно переходила из рук в руки.

Воды Тигра и Евфрата, подобно Нилу, сделали плодородными пойменные земли, торговые же пути проходили через долину Двуречья. Такие благоприятные условия создали предпосылки для возникновения развитой цивилизации. Уже на последних стадиях первобытнообщинного строя здесь возводились храмы и ирригационные устройства, а на рубеже 4-3 тыс. до н.э., в период образования мелких теократических монархий, сложились основные строительные приемы, которые позднее использовались в абсолютных монархиях Вавилона и Ассирии. На протяжении тысячелетий на этой территории господствовали различные народы, однако общие традиционные черты жилой и культовой архитектуры были гораздо сильнее, чем локальное или национальное своеобразие.

Значительное влияние на характер месопотамской архитектуры оказали специфические природные условия - жаркий сухой климат и частые наводнения предполагали необходимость сочетания защиты как от перегрева, так и от влаги. Отсутствие камня и леса ограничивало их использование в архитектурных целях. Стены воздвигались из обожженного или высушенного на солнце кирпича. В архитектуре Двуречья преобладали плоские балочные перекрытия, а если применялись своды, то они имели небольшие пролеты. Архитекторы Месопотамии впервые в истории начали широко использовать своды и купола для перекрытия интерьеров, которые возводились без помощи кружал из-за отсутствия древесины. Самой распространенной была стрельчатая форма свода как наиболее удобная для строительства. А для лучшего склеивания кирпичей кладка велась наклонными ломтями на растворе. Пересечений сводов строители Месопотамии не знали, а механически, без сложных пространственных связей, суммировали в систему. Большой массе кирпича в сводчатых конструкциях противопоставлялись толстые - до 3 метров - стены, которые гасили распор сводов. Такие помещения напоминали пещеры из-за «неразложенности» массива стен и перекрытий, а также отсутствия окон.

Архитектура Передней Азии отличается от древнеегипетской не только в функциональном, но и в конструктивном и художественно-композиционном отношении. Главной отличительной чертой архитектуры Месопотамии являются ее явные оборонительные функции и сходство (по композиции и используемым материалам) храмовых, дворцовых и других жилых сооружений. Города Двуречья опоясывались массивными стенами, прерывавшимися башнями. Строго вертикальные стены городов представляли собой глухие - без проемов - поверхности огромных размеров, за исключением арочных входных порталов. Они прорезались башнеобразными проемами с типичным зубчатым завершением стен.

Силуэт оборонительных укреплений внутри города дополнялся храмовыми башнями - зиккуратами, в определенной степени напоминавшими ступенчатые пирамиды Египта. Однако там это были гробницы, а здесь - сплошная кладка без внутренних помещений. Месопотамский храм делился на две части - наземный храм, доступный верующим, и собственно зиккурат - ступенчатую башню, на вершине которой находился маленький храмик - место для божества. Планировка храмов не имела жестких канонов. В эламский период (5-4 тыс. до н.э.) в оформлении интерьеров применялась цветная керамика из «гвоздей» (глиняных конусов с головкой, покрытой цветной эмалью, которые вбивались в стену). В шумеро-аккадский период для украшения культовых интерьеров использовались узоры из черного асфальта, перламутра, деревянные панели и медь. Деревянные колонны облицовывались медными пластинами, имитирующими пальмовую кору.

. Культура Ассирии

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы.

Ассирийское искусство I тысячелетия до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Для него характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II (VII век до н.э.). Но и другие знаменитые рельефы из ассирийских дворцов - это всегда прославление царя - могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность.

Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства - беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирание кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью. В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня. Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство - был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.

Ассирийцы довели до совершенства все типичные черты армий того времени и добавили к ним много нового.

Первоначально Ассирия представляла собой небольшое государство в верховьях реки Тигр, жители которого специализировались на торговле между Месопотамией и Малой Азией, где добывались многие металлы. Позднее, со становлением других государств, право на эту торговлю приходилось отстаивать силой. Войны шли с переменным успехом, пока в 745 г. престол не захватил крупный военачальник, получивший тронное имя Тиглатпаласар III. Он провел целый ряд реформ, создавших ассирийские армию и государство в том виде, в котором они в основном и оставались до конца империи.

Тиглатпаласар III создал первую в мире профессиональную армию. Она называлась "царский полк" (или, по другим источникам, "узел царственности", возможно, разный первод одного и того же термина) и состояла из воинов, которые и в мирное время продолжали находится в строю, проходя обучение. Первоначально это были исключительно ассирийцы, потом стали брать на службу и иностранных наёмников. "Царский полк" был не гвардией, то есть небольшим отрядом, а именно армией, поскольку составлял большую часть всех вооружённых сил Ассирии. Помимо царского полка, в армию входили колонисты. Ополченцев, составлявших основу войск других держав, ассирийцы практически не использовали. Таким образом, ассирийская армия была намного более обученной и дисциплинированной, чем армии ее соседей.

В Ассирии впервые начали массово применять железо для нужд армии. Все наступательное оружие (мечи, наконечники копий и стрел, кинжалы, топоры и т. д.) делали из железа, а не бронзы, как раньше (доспехи по-прежнему были бронзовыми). При этом железом вооружались не только отборные части, а вся армия. В мирное время оружие хранилось в царских арсеналах, поэтому армия всегда была хорошо и единообразно вооружена.

Ассирицы создали и широко использовали первые тараны, катапульты и осадные башни. С целью их обслуживания, а также ремонта дорог и наведения мостов в армию были включены специальные части, прообраз инженерных войск. Благодаря этим нововведениям ассирийцы смогли брать штурмом города, которые до этого поддавались только налету или измору.

Новым словом в кавалерии было появление всадников. Поскольку седел и стремян делать еще не умели, ассирийская конница комплектовалась по принципу одна лошадь - два ездока (это следует из ряда древних изображений). Один правит конем с помощью уздечки, другой, держась рукой за его пояс, бросает дротики. Такая конница использовалась в холмистых районах, где колесницы не могли проехать. Позднее, накопив опыт и столкнувшись со скифами, ассирийцы создали более обученную кавалерию, по принципу одна лошадь - один всадник. Нередко в поздней кавалерии служили те же скифы (наемники).

Также была создана профессиональная разведслужба, которой заведовал лично наследник престола. Ассирийцы посылали лазутчиков под видом купцов в соседние страны, причем делали это как в военное, так и в мирное время, по отношению ко всем соседям. Отчеты лазутчиков хранились в царском дворце. В качестве примера работы древних спецслужб можно привести следующий случай. В битве при Кадеше египетская армия попала в ловушку благодаря тому, что двое хеттских разветчиков, притворившись дезертирами, сообщили неверные сведенья. Тот факт, что фараон им поверил, говорит о чрезвычайной слабости египетской разведки, а возможно, и о ее отсутствии.

Ассирийцы же первыми применили тактику массового террора, с пытками и казнями огромного количества людей. И хотя уничтожение противника применялась всегда, именно ассирийцы стали последовательно уничтожать всех своих врагов, включая женщин и детей, с целью запугивания.

Благодаря своей профессиональной армии ассирийцы подчинили себе весь Средний Восток. Однако её содержание обходилось очень дорого - следующую подобную армию создадут только римляне восемь столетий спустя, когда Римская империя уже будет включать в себя большую часть западной Европы, всю Северную Африку, Балканский полуостров и Малую Азию. У ассирийцев такой экономической базы не было. Поэтому они накладывали на побежденных дань, которую сами называли "тяжелой". Если поданные подчинялись, они разорялись, если бунтовали - их уничтожали. Армия кормилась за счет добычи, и каждый новый царь должен был начинать с того, чтобы заново подчинять империю. Война стала обычным делом, а воинская добыча - постоянной статьей дохода.

вавилонский духовный мировоззрение двуречье

4. Вавилонская культура

Наследнице шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тысячелетия до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792-1750гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом, религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были достаточно реалистичны.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли - это культ плодородия. Вода - это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизвестности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли.

Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии.

Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени - минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений.

Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня Солнца, Син - бог Луны, Адад - бог непогоды, Иштар - богиня любви, Нергал - бог смерти, Ирра - бог войны, Вильги - бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам.

Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей.

В Вавилоне каждый человек имел «личного бога» и «личную богиню», а также двух духов-хранителей. Иметь личного бога значит «быть удачливым, счастливым, процветать».

Личный бог считал вавилонянин, принимает участие во всех делах человека, хранит его жизнь и благополучие, определяет судьбу.

Мой бог, господин мой, создавший мне «имя»,

Хранящий мне жизнь, дающий потомство…

Суди же мне жизнь судьбою,

Продли мне дни, жизнь даруй мне.

Из этого вавилонского текста видно, что личный бог дает потомство. И действительно, как пишет И.Клочков, участвуя во всех делах человека, личный бог, конечно же, не мог оставить его одного в ответственный момент зачатия потомства. «Из известного нам и месопотамских династиях видно, что у отца и сына были неизменно те же боги и богини. Из поколения в поколение бог переходит из тела отца в тело сына». ] Отношения с личными богами заходили иногда столь далеко, что люди обращались к ним не с молитвой, а с письменной просьбой. Вот одно старовавилонское письмо, адресованное личному богу:

«Богу, отцу моему, скажи! Так говорит Апиль-Адад, раб твой: Что же ты мною пренебрегаешь? Кто тебе даст (другого) такого, как я? Напиши богу Мардуку, любящему тебя: прегрешения мои пусть он отпустит. Да увижу я твой лик, стопы твои облобызаю. И на семью мою, на больших и малых, взгляни. Ради них пожалей меня. Помощь твоя пусть меня достигнет».

В этом письме человек просит личного бога замолвит за него слово перед верховным богом Мардуком. Помимо личного бога человек зависел от многих других общинных богов: космических (Мардук, Иштар), государственных (династических), богов города, богов квартала, богов, отвечающих за отдельные стороны человеческой жизни или даже за отдельные занятия.

Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Религиозные верования древних жителей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола.

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас не много. Это вполне объяснимо: территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич - материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Вавилон был огромным и шумным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90м - Вавилонская башня - одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудес света.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва и быка. Замечательные также мраморные статуэтки из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

. Культура Древнего Китая

Китай - страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ХІУ в до н э сформировалось первое рабовладельческое государство Инь. В инскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо-праобраз современной иероглифической каллиграфии.

Древний Китай есть родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.

На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые было написано "Фармакологию", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.

Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал (2000 л - поч с 11 в до н э - по 19 в н э)- сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения води и Великая китайская стена.

В духовной культуре древнего Китая важное место занял феномен повседневного сознания, известный в истории как "китайская церемония". Это строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления, которые сложились на основе придерживания культа старовины. Этико-ритуальные принципы заменили религиозно-мифологическое восприятие мира. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, которые остались в шане, избавились самого малого человека подобия и стали холодными, абстрактными божествами-символами, как от Небо, Дао. Великий Дао - это всеохватывающий, всеобщий Закон и Абсолют, бесформенный и безымянный, невиданный и неслыханный, недоступный органам чувств человека, но всемогущий создатель мира.

С большим основанием, чем о какой-либо древней культуре, можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, которая сформировалась в Древнем Китае и почти без изменений просуществовала вплоть до XVII века н.э.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате двух противоположных космических сил - Света и Тьмы. В этот период китайцам так же, как и другим народам был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра и другим. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Несколько позже появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, то есть представителем бога на земле.

Очень сильным также был культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после его смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.

В середине I тысячелетия до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были доасизм, учение Конфуция и буддизм. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Заключение

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г.Гессе, С. Цвейг, Л.Толстой, Р. Ролан, У.Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод Бхагавдгиты; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы Шакунтала и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Список используемой литературы

1.Авдеев В.И. История Древнего Востока. - М.: Центр, 1970.

. Введение в культурологию / Под ред. Е.В.Попова. М., 1995

. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. - Москва: Из-во «Наука», 1977.

. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М., 1997.

.Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. - М.: Издат. группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999.

.Учебный курс по культурологии. - Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996.

diplomba.ru

Культура стран Древнего Востока — КиберПедия

Семинарское занятие № 6

Типология культуры

План:

 

1. Проблема критериев типологии культуры.

2. Социальные типы культуры (этническая, национальная, региональная).

3. «Срединные» (доминирующие) и специфические (периферийные, субкультуры) культуры.

4. Субкультуры в современной России.

5. Элитарная культура и массовая культура (понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры, философские основы массовой культуры).

Терминологический минимум: типологизация культуры, этническая, национальная, региональная культуры, «срединная» культура, субкультура, массовая и элитарная культуры.

Семинарское занятие № 7

Первобытная культура

План:

1. Периодизация первобытной культуры.

2. Основные черты первобытной культуры.

3. Духовная культура первобытного человека (магия, миф).

4. Первые образцы искусства первобытной эпохи.

Терминологический минимум: первобытный синкретический комплекс, магия, мифология, мегалит, менгир, кромлех, дольмен, «палеолитическая Венера», стоянка, селище, городище, названия эпох первобытной культуры, меандра, инициация, неолитическая революция.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «первобытный синкретический комплекс»?

2. Каковы функции в жизни первобытного общества обрядов инициации?

3. Какой характер имели первые научные знания?

4. Охарактеризуйте мировосприятие первобытного человека.

Темы докладов

1. “Снежный человек”: факты и гипотезы.

2. Технический прогресс в мезолите.

3. Неолитическая революция.

4. Культура первобытного типа в современных условиях.

5. Анимистические представления первобытного человека.

6. Магия и ее формы.

7. Социокультурный феномен шаманизма.

8. Наскальная живопись Каповой пещеры в Башкирии.

Семинарское занятие № 8

Культура стран Древнего Востока

 

План:

1. Восток как географическое и социокультурное понятие: единство и

многообразие.

2. Религиозно-философские системы Индии. Искусство Индии.

3. Религиозно-философские системы Китая. Искусство Китая.

4. Религиозные учения Японии. Искусство Японии.

5. Возникновение ислама и его особенности.

Терминологический минимум: касты, Веды, брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, ступы, стамбх, пещерные храмы, конфуцианство, даосизм, пагода, деревянный павильон, танка.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Проанализируйте различие путей спасения, предложенных индуизмом и буддизмом.

2. Каковы особенности китайской культуры?

3. Назовите плюсы и минусы кастового строя.

4. Конфуций – учитель, пророк, информатор.

5. Своеобразие религиозно-философской системы Японии.

Темы докладов

1. Начало составления Библии (Ветхого Завета).

2. Культура Хараппы и Мохенджо-Даро.

3. Индуизм.

4. Эпос Древней Индии: “Махабхарата” и “Рамаяна”.

5. Иудаизм как идейный источник христианства.

6. Буддизм.

7. Конфуцианство.

8. Даосизм.

 

 

Семинарское занятие № 9

Культура Античности

План:

1. Мифология и религия Древней Греции.

2. Этапы развития древнегреческой культуры: крито-микенский, гомеровский, архаический, классический, эллинистический.

3. Искусство Древней Греции.

4. Мифология и религия древних римлян.

5. Основные этапы развития римской античной культуры: царский, республиканский, императорский.

6. Искусство Древнего Рима.

Терминологический минимум:Античность. Крито-Микенская культура. Гомеровский период. Архаический период. Полис. Эллинизм. Ордер. Олимпийцы. Агонистика. Калокогатия. Этрусская цивилизация. Антропоморфизм. Термы. Амфитеатр. Акведук. Базилика. Фаюмский портрет. Стоицизм. Христианство

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите об основных философских системах античности и крупнейших их представителях.

2. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Расскажите о их творчестве.

3. Расскажите о науке в античных государствах.

4. Какие эпохи можно выделить в истории Древней Греции и Древнего Рима?

4. В чем специфика понимания прекрасного в античном мире?

5. Какова роль мифологии и философии в развитии духовной культуры антиности?

 

Темы докладов

1. Античный полис как феномен культуры.

2. Техника в период античного рабовладельческого общества.

3. Становление научного знания в античной культуре.

4. Римская архитектура: синтез математики и искусства.

5. Цицерон и его время.

6. Культурная политика Цезаря Августа.

 

Семинарское занятие № 10

Вопросы для самопроверки

1. Какое влияние религия и церковь оказали на формирование культуры, образования, науки в эпоху Средневековья?

2. Расскажите об основных особенностях западноевропейской литературы Средневековья.

3. Охарактеризуйте роль городов как центров образования и науки в Средневековой Европе. Расскажите об особенностях ее архитектуры.

4. В чем основная суть христианства как одной из мировых религий?

5. Какова историческая и культурологическая роль средневековья в мировом процессе развития?

 

Вопросы для самопроверки

1 Раскройте гуманизм как характерную черту культуры и искусства эпохи Возрождения.

2. В чем состоят особенности Северного Возрождения?

3. Назовите художников – титанов Возрождения, расскажите об их творчестве.

Темы докладов

1. Великие географические открытия.

2. Реформация.

3. Изменение физической и космологической картины мира (И. Кеплер, Г. Галилей, Н. Коперник).

4. Особенности искусства Возрождения.

5. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти.

6. Античное наследие в культуре Возрождения.

 

 

Семинарское занятие № 11

Темы докладов

1. Европейское Просвещение.

2. Революция в естествознании конца ХIХ - начала ХХ вв.

3. Культура модерна.

4. Декадентство.

5. Импрессионизм - демократическое направление в художественном творчестве.

Семинарское занятие № 12

Зарубежная культура XX века

План:

1. Художественная культура XX века.

2. Возникновение и основные направления авангардизма.

3. Основные черты культуры постмодернизма.

Терминологический минимум: Модерн. Постмодерн. Промышленная архитектура. Дизайн. Натурализм. Технократизм.

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте феномен массовой культуры

2. Что объединяет между собой такие виды искусства как кино, театр, телевидение?

Семинарское занятие № 13

Вопросы для самопроверки

Семинарское занятие № 14

Культура России ХVIII века

План:

1. Особенности культуры России ХVIII века.

2. Просветительское движение в России, его особенности и крупнейшие представители.

3. Художественные направления классицизм и сентиментализм в русской художественной культуре второй половины ХVIII века.

4. Расцвет портретной живописи.

5. Русская духовная музыка и театр.

Терминологический минимум: Гражданская азбука. Сословные учебные заведения. Церковно-приходские училища. Академия наук. Университет. Гимназия. Академия художеств. Ода. Русское барокко. Московское барокко. Театр. «Гистория» (жанр). Классицизм. Национальная культура. Просветительство. Масонство. Сентиментализм.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какими обстоятельствами диктовалась необходимость в создании светского образования?

2. Какие изменения и почему произошли в общественном сознании в петровскую эпоху?

3. Какова роль А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова в становлении русской словесности?

4. Какими жанрами представлена русская литература во второй половине XVIII века?

5. Какие направления естественнонаучных исследований развивались в Российской академии наук особенно успешно?

 

 

Семинарское занятие № 15

Культура России ХIХ века

План:

1. «Золотой век» русской литературы.

2. Формирование и развитие русской музыкальной школы.

3. Русский театр: традиции и поиски.

4. Творчество художников-передвижников: жанры, сюжеты, темы.

Терминологический минимум: Славянофилы. Западники. Триада графа С.С. Уварова. Романтизм. Гражданский романтизм. Исторический роман. Русский ампир. Эклектика. Монументальная скульптура. Малая пластика. Монументально-декоративная скульптура.

Вопросы для самопроверки

Семинарское занятие № 16

Культура России XX века

План:

1. Художественная культура «Серебряного века».

2. Октябрьская революция и ее последствия для отечественной культуры.

3. Особенности культуры 30-40-х годов ХХ века.

4. Идейная и культурная жизнь общества второй половины 50-х первой половины 80-х годов ХХ века.

5. Новые тенденции в культуре середины 80-90-х годов ХХ века.

6. Художественная культура второй половины XX в.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы можете объяснить необычайное многообразие форм историко-культурного процесса в России на рубеже XIX-XX веков.?

2. Какие открытия русских ученых определили развитие передовой научной мысли на десятилетия вперед?

3. Почему рубеж веков принято называть «серебряным веком» русской поэзии?

Семинарское занятие № 6

Типология культуры

План:

 

1. Проблема критериев типологии культуры.

2. Социальные типы культуры (этническая, национальная, региональная).

3. «Срединные» (доминирующие) и специфические (периферийные, субкультуры) культуры.

4. Субкультуры в современной России.

5. Элитарная культура и массовая культура (понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры, философские основы массовой культуры).

Терминологический минимум: типологизация культуры, этническая, национальная, региональная культуры, «срединная» культура, субкультура, массовая и элитарная культуры.

Семинарское занятие № 7

Первобытная культура

План:

1. Периодизация первобытной культуры.

2. Основные черты первобытной культуры.

3. Духовная культура первобытного человека (магия, миф).

4. Первые образцы искусства первобытной эпохи.

Терминологический минимум: первобытный синкретический комплекс, магия, мифология, мегалит, менгир, кромлех, дольмен, «палеолитическая Венера», стоянка, селище, городище, названия эпох первобытной культуры, меандра, инициация, неолитическая революция.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «первобытный синкретический комплекс»?

2. Каковы функции в жизни первобытного общества обрядов инициации?

3. Какой характер имели первые научные знания?

4. Охарактеризуйте мировосприятие первобытного человека.

Темы докладов

1. “Снежный человек”: факты и гипотезы.

2. Технический прогресс в мезолите.

3. Неолитическая революция.

4. Культура первобытного типа в современных условиях.

5. Анимистические представления первобытного человека.

6. Магия и ее формы.

7. Социокультурный феномен шаманизма.

8. Наскальная живопись Каповой пещеры в Башкирии.

Семинарское занятие № 8

Культура стран Древнего Востока

 

План:

1. Восток как географическое и социокультурное понятие: единство и

многообразие.

2. Религиозно-философские системы Индии. Искусство Индии.

3. Религиозно-философские системы Китая. Искусство Китая.

4. Религиозные учения Японии. Искусство Японии.

5. Возникновение ислама и его особенности.

Терминологический минимум: касты, Веды, брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, ступы, стамбх, пещерные храмы, конфуцианство, даосизм, пагода, деревянный павильон, танка.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Проанализируйте различие путей спасения, предложенных индуизмом и буддизмом.

2. Каковы особенности китайской культуры?

3. Назовите плюсы и минусы кастового строя.

4. Конфуций – учитель, пророк, информатор.

5. Своеобразие религиозно-философской системы Японии.

Темы докладов

1. Начало составления Библии (Ветхого Завета).

2. Культура Хараппы и Мохенджо-Даро.

3. Индуизм.

4. Эпос Древней Индии: “Махабхарата” и “Рамаяна”.

5. Иудаизм как идейный источник христианства.

6. Буддизм.

7. Конфуцианство.

8. Даосизм.

 

 

Семинарское занятие № 9

Культура Античности

План:

1. Мифология и религия Древней Греции.

2. Этапы развития древнегреческой культуры: крито-микенский, гомеровский, архаический, классический, эллинистический.

3. Искусство Древней Греции.

4. Мифология и религия древних римлян.

5. Основные этапы развития римской античной культуры: царский, республиканский, императорский.

6. Искусство Древнего Рима.

Терминологический минимум:Античность. Крито-Микенская культура. Гомеровский период. Архаический период. Полис. Эллинизм. Ордер. Олимпийцы. Агонистика. Калокогатия. Этрусская цивилизация. Антропоморфизм. Термы. Амфитеатр. Акведук. Базилика. Фаюмский портрет. Стоицизм. Христианство

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите об основных философских системах античности и крупнейших их представителях.

2. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Расскажите о их творчестве.

3. Расскажите о науке в античных государствах.

4. Какие эпохи можно выделить в истории Древней Греции и Древнего Рима?

4. В чем специфика понимания прекрасного в античном мире?

5. Какова роль мифологии и философии в развитии духовной культуры антиности?

 

Темы докладов

1. Античный полис как феномен культуры.

2. Техника в период античного рабовладельческого общества.

3. Становление научного знания в античной культуре.

4. Римская архитектура: синтез математики и искусства.

5. Цицерон и его время.

6. Культурная политика Цезаря Августа.

 

Семинарское занятие № 10

cyberpedia.su

План страны Древнего Востока. Источники изучения культур Древнего Востока - Документ

ПЛАН

  1. Страны Древнего Востока.

  2. Источники изучения культур Древнего Востока.

  3. Древнейшие государства Шуммера и Аккада.

  4. Вавилонское царство.

  5. Царство Египта.

  6. Древнейшие государства Малой Азии и Сирии.

  7. Ассирия, Урарту.

  8. Зарождение культур Индии и Китая.

  9. Значение восточной культуры для стран Европы

Первые залы в исторических музеях всегда посвящены Древнему Востоку, но мне повезло, я родилась в Туркмении на территории бывшего Парфянского государства и познавала восток не по музейным экспонатам.

Древневосточная история ведется примерно с 3000 года до н.э. Географически, под древним Востоком разумеются страны, расположенные в Южной Азии и частью в Северной Африке. Характерной особенностью природных условий этих стран является чередование плодородных речных долин с огромными пустынными областями и горными хребтами. Долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Хуанхэ очень благоприятны для земледелия. Разливы рек дают орошение полей, теплый климат – плодородную почву. Однако, хозяйственная жизнь и быт в северном Двуречье строились иначе, чем в южном. Южное Двуречье, как писалось раньше, было плодородной страной, но урожай приносила только упорная работа населения. Постройка сложной сети водных сооружений, регулирующих наводнения и обеспечивающих запас воды на сухое время года. Тем не менее, племена там вели оседлый образ жизни и дали начало древним историческим культурам.

Источником информации о зарождении и истории государств Египта и Двуречья (Месопотамии) являлись раскопки холмов и курганов, образованных в течение ряда веков на месте разрушенных городов, храмов и дворцов, а для истории Иуды и Израиля единственным источником была библия – собрание мифологических произведений. Для истории Хеттского малоазиатского царства историческая наука располагала только материальными памятниками, открытыми в 1830-1861 годах при раскопках города Хаттушам. Основная заслуга в области собирания письменных и материальных памятников, изучения истории Урарту принадлежит русским ученым М.В. Никольскому и Б.Б. Пиотровскому, они дали науке первую историю царства Урарту.

Исторические данные о древнем периоде стран Индии и Китая ученые черпают только из поздних произведений индийской и китайской письменности. Для Индии это религиозные тексты и записи древнеиндийского эпоса, для Китая сочинения древних философов

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ В ЮЖНОМ ДВУРЕЧЬЕ. АККАДА И ШУММЕР.

Южное Двуречье раньше называлось Сеннаром, в приморской его части жили шумеры, некоторые племена которых проникли в северную часть и основали город и царство Мари на Евфрате. Позднее на север Сеннара пришло кочевое скотоводческое племя из Аравии и основало город Аккада. Эти племена принесли с собой отличную от шумерской культуру быта. По физическому типу шумеры резко отличались от аккадийцев. Шумеры - круглолицые люди с косой постановкой глаз, голова и лицо всегда выбриты. Напротив, аккадийцы высокие бородатые люди с длинным узким лицом и орлиным носом. Так образовались два общественных строя, которые впоследствии стали Шуммеро – Аккадийским царством.

ШУММЕР

Поселенцы шумеров жили родовым строем. Основой земледелия были оросительные каналы, пруды, водохранилища и каждая родовая община обеспечивала себе запасы воды. Однако, точно определить нужное количество воды для полива было сложно: излишек или недостаток были одинаково плохи, разумнее всего в этих условиях было руководство орошением с одного места. И не доверять его каждой общине, прорывать каналы как вздумается, таким центром управления сельским хозяйством становятся храмы. Постепенно храмы стали управлять жизнью соседних городов и деревень. Собирать налоги, а в трудное время распределять провизию. Историки назвали такое управление храмовой общиной. Обычно и город возникал вокруг храма, посвященного местному богу. И как было сказано ранее, городом управляли жрецы храма. Самым известным городами Шуммера были: УР, УРУК, НИППУР, КШИ, ЛАГАШ и УММА. Тогда Шуммер не был единым государством, а представлял собой области отделенные друг от друга Евфратом и болотами, что делало города Шуммера незащищенными от набегов воинственных соседей. Центром каждой области был самый сильный и богатый город. Чтобы защищаться от набегов недоброжелателей – соседей набиралось городское ополчение, руководил войнами «лугаль». Постепенно путем обмана или военных действий власть в шумерских городах перешла к военным вождям. Используя богатства городских храмов лугали вели войны с соседними городами, разрушали плотины, гибли тысячи людей и незадолго до 2300 г. до н. э. Беспорядки в шумерских городах приобрели разрушительный характер. Но семь веков шумерской истории оставили богатейшую культуру, которая стала образцом для всей территории Междуречья. Шумеры научились строить дома из глиняных кирпичей, покрывать крыши домов тростником. Для ловли рыбы использовали небольшие круглые лодки из тростника, которые снаружи обмазывали смолой, Именно обилие глины, из которой строили дома, лепили игрушки и предметы утвари, подсказали мысль о письме на глиняных табличках. Писать по вязкой глине было тяжело, и знаки получались в виде разной величины треугольников. Позже такое письмо назовут клинописью. Самые старые записи находили в храмах, служители церкви записывали на них: сколько зерна и мяса было произведено и сколько выдано работникам на пропитание, сколько оставалось в распоряжении храма. Шумеры до греков были лучшими математиками и астрономами древности. Шумерские пирамиды были построены раньше Египетских храмов и сохранились до наших дней. Шумерское представление о богах, начале мира, человеческой судьбе отразились во многих религиях. Шумерские предания переняли древние евреи, и позднее они были записаны в Библии. Знания, накопленные предками, передавались юношам в многочисленных храмовых школах, здесь учили мудрости, наблюдению за звездным небом, математике, строительству. Этот народ был созидателем и не мог воевать, поэтому шуммерам так и не удалось создать единое государство. Это сделал Саргон, он был аккадийцем. Аккадцы тоже племена с Междуречья, с северной стороны, они поддерживали с шуммерами тесные отношения, через земли аккадии проходили караванные пути. Воспользовавшись распрями между лугалями, Саргон укрепился на севере Шуммера, создал сильную армию, вооружил ее дальнобойными луками и захватил юг страны. Он не принял ни один титул шумеров или своей страны. А стал именовать себя царем Шумера-Аккада. Была выстроена новая столица-Аккад. Саргон установил контроль над всеми храмовыми хозяйствами, а взамен давал храмам богатые дары. Возникло мощное Шумеро-Аккадийское царство, просуществовавшее 100 лет. После образования царства шумеры постепенно стали смешиваться с аккадийцами и другими степными народами. Одновременно шумерская культура широко распространилась в Междуречье и на много веков пережила свой народ.

ЦАРСТВА АККАДА

С середины третьего тысячелетия шел неуклонный рос производственных сил на Сеннааре . Особенно это хорошо было видно в северной его части, где почвенные условия были более благоприятны для земледельческой культуры и где рядом с полеводством начало развиваться садоводство. Появились сады финиковой пальмы, имеющей не только продовольственное значение, но и промышленное. Косточки фиников медленно горели и давали много жара они употреблялись в кузницах вместо угля, а древесина шла на столярные изделия. Итак, на севере Сеннаара основным промыслом становилось земледелие, на юге с его огромными пастбищами на заболоченных пространствах, основным занятием оставалось скотоводство. В связи с этим начала развиваться и внутренняя торговля, ее вели храмы через своих торговых агентов. На севере в это время усилились семитские правители Аккада. Город Аккад был расположен между Евфратом и Тигром в том месте, где реки сходятся ближе всего одна с другой. Между Тигром и Евфратом, в области расположения Аккада проходила караванная дорога, соединявшаяся на западе с караванными путями в Аравию, а на востоке-с караванными путями в горную область Загроса.

Центральное положение Аккада предоставляла большие выгоды государю Аккада, который овладел областями Опис и Сиппар. Царство Аккада после образования его Саргоном в 2369 г. просуществовало около 180 лет. Одним из главных условий объединения Сеннаара в одно государство являлось экономическое положение, приведшее к разделению производства на севере и на юге и вызвало необходимость установления между Шумером и Аккадом постоянной хозяйственной связи и обмена.

Шумерско-Аккадийское царство распалось под натиском кочевников-китиев. Новая династия, объединившая Шуммер и Аккадию происходила из города Ур. Ее правители воссоздали царство Саргона и продолжили его политику. Они взяли под контроль храмовые хозяйства, утвердили верховную собственность над всеми полями Междуречья, но цари Ура довели государственную централизацию до крайних пределов и половина населения страны превратилась в рабов. Правители Ура часто ввязывались в длительные войны, оставляя незащищенным свое царство и в 2000 г. до н. э.

Шуммеро-Аккадийское царство исчезло с политической карты Междуречья, разрушенное и разграбленное аморейскими кочевыми племенами.

ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА

После разгрома

Шуммеро-Аккадийского царства, территория Сеннара была поделена между Амореями, которые укрепились в Аккаде и образовали Аморейское царство со столицей в Исине, и семитскими кочевыми племенами на севере. Но цари Исина были слабы, в конце третьего тысячелетия они уступили царям Вавилона. Тогда Вавилон был незначительным городом и только в 1894 году до н.э. он стал крупнейшим государством Двуречья. Время существования древне-вавилонского царства 300 лет-это замечательная эпоха в развитии Двуречья. В это время сложилась народность и вавилонская культура, она впитала в себя все культурные достижения Аккада и Шумера. Древне-вавилонское царство не знало внутренних усобиц. Единство и прочность бала достигнута благодаря тому, что Вавилонские цари опирались на свои аморейские родоплеменные общины, также к тому времени Двуречье стало единым государством, которое поддерживало дружбу с соседями, и был создан кодекс Хаммураби, как единственный свод правил и законов из 282 статей для жителей царства.

Особенным занятием населения древне-вавилонского царства было земледелие. Крупное скотоводство, как и раньше, было развито только на юге на заболоченных пространствах. Из полевых культур высеивали пшеницу, ячмень и кунжут, из садовых - финиковою пальму. Верховным собственником всех земель был царь. Их них 1 – 2% частные владения, 80 –90% владения общины, остальная земля находилась в непосредственном распоряжении царя. Арендаторы платили 2/3 урожая.

Ремесло теперь не было только обслуживающим фактором, в городах ремесленники имели свои лавки, где принимали и исполняли заказы. Торговля в древне-вавилонском царстве получила значительное развитие. Крупную торговлю вели цари и храмы. Торговали: хлебом, скотом, серебром, медью. Обратно привозили рабов, тюк. Стало не хватать рабочей силы. К 1800г. до н.э. Вавилон превратился в цветущий сад. Одним из мудрых царей Вавилона был Хаммурад, начиная с его правления это царство было культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: мы делим год на 12 месяцев, час на минуты, а круг на 360 градусов. Менялись цари и завоеватели, а вавилонцы собирали библиотеки и обучали молодых писцов. В 689 г. до н.э. Вавилон. По приказу ассирийского царя был разрушен. Но город был отстроен вновь и приобрел новую значительность. Вместо узких улочек, теперь были вымощены улицы длиной в 5км., они делили город на правильные кварталы. Был построен семиступенчатый храм, похожий на пирамиду высотой в 91км. А главный вход в город был украшен воротами посвященными богине Иштар, сам город охраняли две оборонительные стены, каждая 6-7 м.толщиной.

К семи чудесам света причисляли «висячие сады», они были насаженны на террасах-каскадах и получался эффект свисающих деревьев. Вообще, Вавилон, по мнению ученых, был самым могущественным царством в Междуречье. Но в 539г. до н.э. без сопротивления сдался иранскому царю Киру.

Культура Вавилона оказала огромное влияние на культуру Сирии, Финикии и Палестины, и далее на Восток в Иран. О высоком развитии культуры Вавилона говорят раскопки на месте городов Ура и Лагама, найденные там вещественные доказательства говорят о том, что крестьяне жили в глинобитных хижинах, обработку земли производили первобытным плугом в который запрягались пара волов. Для орошения полей и садов использовались особые водочерпалки, существующие и теперь. Они напоминают наш колодезный журавль.

Главным средством сообщения в южном Двуречье были реки Тигр и Евфрат, и специально построенные для транспорта каналы, которые являлись соединительными путями между реками. Транспортировка грузов производилась на больших гребных судах, напоминающих современные баржи. Произошло и изменение в письменности, теперь вместо комбинации горизонтальных и вертикальных клиньев писались идеографические знаки, здесь знаки обозначали не словами и понятия, а звуки речи, но клинообразное письмо так и не превратилось в азбуку, и забегая вперед скажу, что только в шестом веке до н.э. персы, завоевавшие Двуречье смогли создать алфавит.

Религиозные воззрения древне-вавилонского общества влияло и на литературу, и на науку, и на изобразительное искусство. Всего в Вавилоне почитались 100 различных богов, не считая духов рек, озер, гор и т.д. Самые почитаемые Боги: Энлиль – Бог земли, Анул – главный Бог Урука, Бог неба, Эа – главный Бог Эриду, Бог моря. В третьем тысячелетии жрецы объединили их в «троицу», правящую миром. Хранителями культов были жрецы. При проведении обряда жрецам помогал весь персонал храма от певцов, музыкантов до танцовщиц и поэтов. Должности жрецов переходили по наследству и всегда хорошо оплачивались.

Что касается литературы, то она по своему содержанию так или иначе связана с религией, большее число ее связано с литургическими и магическими текстами, остальные находки рассказывают о мифологических преданиях. Мифы рассказывают о происхождении мира, людей, земледелия, оседлой жизни. Самым высоким достижением вавилонской художественной литературы является эпическая поэма о Гильгамеше- легендарном царе Уруна. Поэма рисует его в образе богатыря- великана, красавца и мудреца, две части в нем были от бога, а одна - от человека. Вместе со своим другом он совершил ряд подвигов, он прославился на столько, что в него влюбилась богиня Иштар, а Гильгамеш отверг ее, за это богиня Иштар поражает болезнью и смертью Энкида -друга Гильгамеша. Тогда Гильгамеш решает постичь тайну жизни и смерти. Он предпринимает решение путешествовать в страну богов. Он встретил там Ут-Напиштима, который рассказал ему как сам получил бессмертие: во времена царствования его в Шуруп пане, боги разгневались на людей и послали на них всемирный потоп (можно заметить как напоминает этот миф наши библейские сказания), все люди погибли и остался один Ут-Напиштим с женой и детьми, когда вода сошла, боги забрали его к себе. В заключении Ут-Напиштим спрашивает Гильгамина: «Кто из богов введет тебя в сонм бессмертных?», но не нашлось такого. Тогда Гильгамин пробует побороть смерть магическими способами, но и это не удается. Гильгамин возвращается на родину и вызывает из страны мертвых - Энкиду, чтобы узнать участь погибших. Конец поэмы утрачен, но все же значение поэмы велико. Эта первая поэма не решает проблем жизни и смерти, но является критической религии.

Также были найдены произведения нравоучительной литературы, одним из интереснейших является «Разговор господина с рабом», в котором отражается разложение рабовладельческой верхушки.

К числу произведений светской литературы относятся царские записи исторического содержания. В них рассказывается о том, кто, когда прорыл канал, построил дамбу или рассказывается о вступлении на престол очередного царя, о его реформах, о победах на войнах и т.д.

Тут мы видим, как возрос интерес к литературе и какой мощный скачок сделали жители Двуречья в этой области от глиняных табличек с расчетами количества зерна до интереснейших поэм.

Описывая древне-вавилонскую культуру нельзя не упомянуть о научных знаниях этого народа, тем более, что они имели практическое приложение в быту и хозяйстве. Приемы астрономии древних вавилонцев является основной греческой и арабской астрономии, которые в свою очередь легли в основу европейской астрономии. Хранителями этих знаний были жрецы. Мироздание они представляли себе так - Земля - это круглая гора, стоящая посреди мирового океана, над землей высится, наподобие опрокинутой чащи, небесная сфера, над ней находится небесная плотина - жилище богов. Затмения луны и солнца объяснялись тем, что луну и солнце заслоняют злые духи. К началу второго тысячелетия вавилонские астрономы выделили пять планет- Венеру, Марс, Юпитер, Меркурий, Сатурн. И звезды были распределены по созвездиям, далее из всех были выделены двенадцать созвездий «на пути солнца».(созвездия зодиака) На основе астрономических наблюдений была выработана календарная система.

Практические потребности привели в начале второго тысячелетия к развитию математических знаний, им были известны четыре правила арифметики: возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня некоторые геометрические положения, которые применялись при измерении площадей. Но большим препятствием на пути десятеричная система исчисления - единица, 60, 3600 с подсобными делениями 10,600. Эта система была получена при выработке счёта времени : 7 - дней лунной фазы

12 - число месяцев в году

12* 5 = 60 наличие этого числа показывает связь с первобытной системой счёта по пальцам руки. Шестидесятеричная система окончательно выработалась в связи с измерением видимого суточного кругового пути солнца по небу. Вавилонцы высчитали, что если уложить по дневному пути солнца диски, равные солнечному, то их получится 180, а за сутки 360. Всё свелось в формулу: солнце за день делает по своему кругу 360 шагов. Это деление стало применяться по всякому кругу, оно было позже заимствовано римлянами и перешло в европейскую геометрию - деление круга на 360 градусов.

Месяц вавилоняне делили на 4 части по фазам луны, семидневная неделя была утверждена по семёрке великих богов - солнце, луна и пять видимых простым глазом планет, дни недели получили название этих богов. Семидневная неделя чару римлян сделалась достоянием всех европейских народов. Вообще Вавилон, по мнению учёных, был самым могущественным царством в Междуречье. Но в 539 году до н. э. Без сопротивления Вавилон сдался иранскому царю Киру. Кир уничтожил последних представителей царствующего дома и объявил себя царём Вавилонии. Он обнародовал манифест, в котором, Кир обещал сохранить старые порядки в Вавилонии, почитать его богов и содействовать развитию города.

Нельзя оставить без внимания историю развития северной части Двуречья, расположенному по среднему течению Тигра. Там 350 км. К северу от Вавилона в Ш тысячелетии семитские выходцы из Аккада основали поселения с городами Ассур, Керкук, Нузи. Уже тогда Ассур имел торговые связи с соседями - малоазиатской областью Каппадонией, это объяснялось тем, что Вавилон, Сирия и Палестина не имела своих месторождений металлов. Я уже упоминала, что природные условия северного Двуречия значительно отличаются от южного. Здесь Тигр и Евфрат находятся на большом расстоянии друг от друга, приблизительно 400 км, поэтому их разливы не так распространены. Также горы здесь подходят к самому Тигру. В силу этих условий земледелие в Ассирии зависело от дождей. А племена, жившие в горах, занимались скотоводством и охотой. Особое значение для Ассирии имело наличие в горах железа. Железные орудия труда и оружие создали для ассириян преимущества в технике и в военном деле.

Расцвет Ассирийского царства приходится на XV в. Основой ассирийского общества был общинный быт. Общинами кроме обработки своих земель должны были работать на постройке каналов, храмов и дворцов.

В XIV - XIII вв. Появился первый сборник ассирийских законов, в котором поддерживалось частное землевладение. За нарушение частного права владения были установлены штрафы и уголовные наказания.

Главными врагами Ассирии с конца XII в. Были арамеи. Они продвигались из Сирии к Евфрату и основали сильное царство Бит- Адини. Отсюда Арамеи начали опустошительные набеги в Ассирию. Вслед за Арамеями появился враг с севера - племена жившие в области нынешней Армении, ассирийцы называли их урартийцами. К X веку натиск на Ассирию стал ослабевать, т.к. часть арамеев оседала в долинах, строила свои поселения, постепенно они смешались с местным населением и вторжения уже не возобновлялись. Ассирия оправилась от опустошений и бедствий и в конце X в. Ассирийские цари сами перешли в наступление против горных племён и урартийцев. В Ассирию были приглашены тысячи рабов. Тогда была заложена основа будущей великой Ассирийской державы. С середины XIII в. Ассирией правят цари, наиболее выдающие, проявившие талант полководцев: колесницы с вооружёнными копьями возничими ; конницы и пехоту вооружённую копьями, щитами и луками. Кроме того, существовали специальные части землекопов (строящих осадные сооружения) строители понтонных мостов на бурдюках, и саперные части. Воинами были не только рабы, но и наёмные чужестранцы.

Тиглат и Саргон совершили основные завоевательные походы. Первый завоевал всю Сирию с Дамаском, присоединил к Ассирии Вавилонию. Нанёс тяжёлое поражение, образовавшуюся в эту эпоху, царству Урарту.

Саргон, обеспечив поддержку со стороны Сирии и Палестины, уничтожил Израильское государство и хеттские княжества. И на голову разбил войско Урарту.

В 671 г. приемник Саргона - Асаргадон подчинил Египет. В связи с частыми войнами в хозяйственном быту Ассирии произошли изменения: с притоком огромных масс военной добычи и дани бурно растет торговля. Однако завоевание Египта было последним военным успехом Ассирийской державы с середины седьмого века ее могущество идет к упадку и Ассирия гибнет ослабленная внутренним кризисом и восстаниями покоренных стран. В 605 году остатки ассирийского войска были уничтожены, и Ассирия перешла под власть мидийского царя. От городов остались только развалины дворцов, но хорошо сохранились художественные произведения, украшавшие здания. Среди таких произведений особое место занимают крылатые быки, изображавшие духов. В них заметно влияние Египта, но в некоторых отношениях ассирийские художники превзошли своих учителей. Вообще нельзя говорить о вполне самостоятельной ассирийской культуре. Основой ассирийского народа были выходцы из Аккады, поэтому в религии и литературе мы встречаем вавилонские элементы. В ассирийской религии фигурируют те же боги, которые служили в Вавилонии. Один из последних царей Ашубанипал собрал в своем дворце библиотеку щуммерских и вавилонских литературных произведений. Причем «книги» были разложены по тематике и годам выпуска. Царь послал гонцов в храмы для пополнения библиотеки. Результатом стала библиотека, сохранившая все значительное, что было создано в Междуречье за две с половиной тысячелетия история страны. Также свое развитие получила архитектура: уже в IX в ассирийцы начали строительство дворцов, украшенных изображениями военных действий и мирового быта царей с их садами, прудами и женами, приближенными и рабами. Ассирийцы любили точность в деталях, в отличии от Вавилонских художников, где искусство было символичным.

УРАРТУ

И всё же было время, когда мощь Ассирийской державы была неоспорима, в Передней Арии нашелся народ, который выиграл борьбу с грозной Ассирией речь идет о племенах населявших горные долины Закавказья. История царства Урарту имеет особое значение т.к. в его состав входили юго-западные области Закавказья и Армении, в районе озер Ван и Урман. Первые упоминания о племенах Урарту относится к первой половине XIII века до н. э., тогда описывались восемь мелких стран покоренных Ассирийским царем Салмонассаром I. Но урартские племени боролись за независимость и в первой половине IX в. Стала единым Урартским царством. О нём рассказывают многочисленные подписи, начертанные на скалах клинообразными знаками, заимствованными из Ассирии, сохранившиеся до наших дней на территории Армении.

Население Урарту жило родовым строем. Цари захватывали большие площади земель. В царстве строили новые крепости; одна из них на берегу Аракса в Армении. Крепость была окружена крепостными стенами из базальта.

Наибольшего могущества Урарту достигло в восьмом веке при царстве Садура II . Он победил ассирийского царя Амурнирапи. Но после смерти Садура начались смуты и от Урарту стали отсоединяться некоторые области, а окончательно могущество Урартского царства пало в 714г. от рук Саргона. После падения царства Урарту главенство на его территории временно перешло к племени арменов. Во II в. До н.э. произошло объединение армянских земель и сформировалось Армянское царство.

Хозяйство и культура царства Урарту были сходны с Ассирийскими. На царских и храмовых землях разводились сады и виноградники, для их орошения сооружались озера - водохранилища и сеть каналов, подававших воду на поля, горным поселениям и крепостям. Наряду с земледелием было развито скотоводство, коневодство. Ремесленные мастерские существовали только при храмах и дворцах, художественные произведения ремесленников расходились при посредстве купцов за пределами царства Урарту. Мастера этого царства были искусными кузнецами, изобретательными строителями. Отдельные города имели правильную прямоугольную планировку и построены были по заранее построенному плану. Стиль местных сооружений походил на позднейший греческий. Изобретения урартских инженеров и строителей переняли народы Передней Азии.

Культура царства Урарту создавалась под влиянием ассирийской культуры. От ассириян было заимствовано клинообразное письмо. Бронзовые предметы отливались по особому способу, отличавшемуся от ассирийской техники, но художественное оформление делалось по ассирийским образцам: крылатые быки украшали трон царя, крылатыми женскими фигурами украшалась бронзовая посуда. Этот стиль впоследствии широко распространился в Передней Азии. Итак , история Урарту, охватившая 300 лет насыщена яркими событиями, a противостояние Урарту и Ассирии сыграло важную роль в истории Передней Азии. Именно урартийцы заставили ассирийцев перестроить хозяйство на военный лад. А отчаянная борьба Вавилонского царства с переднеазиатскими державами дала время для создания государства народам Иранского нагорья. Многие ученые считают, что не развилась бы цивилизация древней Греции если ассирийские армии вышли бы на берег Эгейского моря!

refdb.ru