Золотые цикады или пчёлы с гранатовыми вставками, обнаруженные в гробнице Хильдерика I (ум 482 г.). Они могут символизировать вечную жизнь (цикады) или долговечность (пчёлы Артемиды)[1]
Франкская мифология — это духовное мировоззрение и религиозные практики древнего германского народа франков. Включает в себя национальную мифологию и компоненты греко-римских верований Раннего Средневековья. Мифология процветала среди франков вплоть до обращения короля Меровингов Хлодвига I в ортодоксально-никейскую веру (около 500 н.э), хотя до этого было много франкских христиан. Постепенно язычество сменилось христианством, однако, до конца VII века в Токсандрии сохранялось язычество.
Дохристианские традиции
В эпоху Великого переселения народов вероисповедание франков, вероятно, во многом было схоже с германским язычеством. Характерны размещение алтарей в лесах, на вершинах холмов, вблизи озёр и рек, в священных рощах[2]. Как правило, боги германских племён были связаны с местными культовыми центрами, вне которых им не поклонялись и не опасались[3]. Другие божества были известны шире в разных культурах и племенах, где их именовали по-разному. Согласно Герберту Шульцу, большинство божеств были «мирскими», имеющие определённое обличие отношение к земным объектам, в отличие от незримого христианского бога[3].
Например, франки всемогущего бога Аллфадира (Отца всего) почитали в священной роще, где приносили человеческие жертвы. Аллфадиру соответствует германский бог Один, которого древнеримский историк Тацит назвал Меркурием. Супругой Одина была Фрейя[2]. Также франки могли почитать громовержца Donar (Тора) и Zio (Тюра), которого Тацит назвал Марсом, мать-землю Нерту[2]. Германские племена, расселённые на побережье Северного моря, могли также поклоняться Ингви, культ которого сохранялся в правление Хлодвига[4]. Вероисповедание Хлодвига до принятие им католичества остаётся спорным[5].
Общее понимание франкской мифологии можно восстановить по аналогии с мифологией германских народов, с которыми франки были тесно связаны. Франкцский пантеон особенно почитал богов плодородия[4].
Зажиточные франки хоронились вместе со своим имуществом и лошадьми. В отличие от прочих германских племён, Меровинги никогда не называли Одина своим прародителем[6]. Традиция, когда телегу тянут быки, появился при ранних Меровингах. По Салической правде, быки считались священными животными, кража которых сурового наказывалась. В могиле Хильдерика I (умер в 481 н.э) лежала золотая бычья голова искусной работы, что отсылает к некоему важному старинному ритуалу о перерождении[4].
Культ плодородия проявлялся в жертвоприношениях, свидетельства которых обнаружены в болотах Дренте (Свифтербантская культура) в Нидерландах[7]. Тацит упоминает обряд северных германцев, где фигура богини Нерты едет в телеге, запряжённой коровами[8]. Позже Григорий Турский соотносит франкскую богиню плодородия с римским Сатурном[9].
Эдуардо Фаббро предположил, что Нерта, богослужение которой связано с озером и человеческими жертвоприношениями, относится к рождению Меровея — первопредка Меровингов, которые назвали свою династию в его честь. Короли Меровингов, разъезжающие по стране, могут быть образной реконструкцией благословенного пути своего божественного предка[4].
Космогония
Франкская мифология, сохранившаяся в первичных источниках, сопоставима с таинством мифов Энея и Ромула в римской мифологии, но изменилась в соответствии с германскими вкусами. Как и многие германские народы, франки рассказывали историю основания, чтобы объяснить их связь с народами классической истории. В случае франков эти народы были Сикамбры и Троянцы. Анонимная работа 727 года под названием «Liber Historiae Francorum» («Книга истории франков») гласит, что после падения Трои 12 000 троянцев во главе с вождями Приамом и Антенором перебрались на реку Танаис (Дон), поселившись в Паннонии у Азовского моря, и основали город под названием «Сикамбрия». Всего за два поколения (Приам и его сын Маркомир) от падения Трои (современными учеными, датированный поздним бронзовым веком), они прибывают в конце IV века нашей эры на Рейне. Более ранний вариант этой истории можно прочитать в Fredegar (Хроники Фредегара). По версии Фредегара ранний король по имени Францио служит в качестве дарителя имени для франков, точно так же, как Ромул дал свое имя Риму.
Эти истории имеют очевидные сложности, если принять за факт. Историки, в том числе и очевидцы, такие как Цезарь, рассказали нам о том, что окрестности Сикамбрии, расположенные в дельте Рейна, и археологи подтвердили постоянное расселение народов. Кроме того, миф исходит не от самого Сикамбри, а от более поздних франков (из эпохи Каролингов или позже) и включает неправильную географию. По этим причинам, и поскольку сикамбры, как известно, были германскими племенами, нынешние ученые считают, что этот миф не был распространен среди них, и его трудно назвать историческим: например, Дж. М. Уоллэс-Хэдрилл утверждает, что «эта легенда совершенно без исторической сущности»[10]. Иан Вуд говорит, что «эти рассказы, очевидно, не более чем легенда» и «бессмысленно», «на самом деле нет оснований полагать, что франки были вовлечены в любую миграцию на дальние расстояния»[11].
В римские и меровингские времена принято публиковать панегирики. Эти поэтические декларации проводились для развлечения или пропаганды, чтобы развлекать гостей и угождать правителям. Панегирики сыграли важную роль в передаче культуры. Общее панегирическое устройство было анахронизм, использование архаических имен для современных вещей. Римлян часто называли «троянцами», а салические франки назывались «Сикамбры». Примечательный пример, связанный с историком шестого века Григорием Турским, гласит, что лидер меровинговских франков Хлодвиг I по случаю его крещения в католицизм был назван Сикамбр Ремигий, исполняющий обязанности архиепископа Реймса[9]. Ремигий в решающий момент крещения Хлодвига заявил: «Наклони голову, Сикамбр. Почитай то, что ты сжег. Сожги то, что ты почитал!». Вероятно, таким образом была задействована связь между Сикамбрами и салическими франками, которые были людьми Хлодвига. Дополнительные примеры салианов, которых называют Сикамбри, можно найти в источниках «Латинские панегирики», «Жизнь короля Сигизмунда», «Жизнь Короля Дагоберта» и многие другие.
Сакральное царство
Языческие франкские правители, вероятно, сохраняли свои возвышенные позиции своей «харизмой», их легитимность и «право », возможно, основывались на их предполагаемом божественном происхождении, а также на их финансовых и военных успехах[10]. Понятие «харизма» было спорным[3].
Фредегар рассказывает историю франкского царя Хлодиона, принимающего летнюю ванну с женой, когда на неё напал неизвестный морской зверь, которого Фредегар назвал лучшим другом Neptuni Quinotauri similis («зверь Нептуна, который похож на Кентавра»). Из-за нападения было неизвестно, был ли Меровей, легендарный основатель династии Меровингов, зачат Хлодионом или морским зверем[12].
В последующие века божественные мифы о царях будут процветать в легендах Карла Великого (768—814 годы н.э) как божественно назначенного христианского царя. Он был центральным персонажем в франкской мифологии эпосов, известных как «Материя Франции». Эпосы Карла Великого, особенно первый, известный как Geste du Roi («Песни короля»), относятся к роли короля в качестве главы христианства. Из Материи Франции, возникли некоторые мифологические истории и персонажи, адаптированные в Европе, такие как рыцари Ланселот и Гавейн.
Примечания
↑ For cicadas, cf. Joachim Werner, «Frankish Royal Tombs in the Cathedrals of Cologne and Saint-Denis», Antiquity, 38:151 (1964), 202; for bees, cf. G. W. Elderkin, «The Bee of Artemis», The American Journal of Philology, 60:2 (1939), 213.
↑ 1 2 3 Walter Copland Perry. The Franks, from their first appearance in history to the death of King Pepin. — Longman, Brown, Green, Longmans, and Roberts, 1857. — 530 с.
↑ 1 2 3 Herbert Schutz. The Carolingians in Central Europe, Their History, Arts, and Architecture: A Cultural History of Central Europe, 750-900. — BRILL, 2004. — 566 с. — ISBN 9004131493.
↑ 1 2 3 4 Fabbro, Eduardo Germanic Paganism among the Early Salian Franks (англ.) // The Journal of Germanic Mythology and Folklore. — 2006. — August (vol. 1, iss. 4). Архивировано 20 августа 2006 года.
↑ Tessier, Georges. Le Baptême de Clovis. — Paris: Gallimard, 1964.
↑ J.M. Wallace-Hadrill. Early Germanic Kingship in England and on the Continent. — London: Oxford University Press, 1971. — С. 18.
↑ Raemakers, Daan De Spiegel van Swifterbant (нид.). — Groningen, 2006. Архивировано 10 апреля 2008 года.
↑ Корнелий Тацит. 40 // О происхождении германцев и местоположении Германии / А. С. Бобович, Я. М. Боровский, М. Е. Сергеенко. — Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. — М.: Ладомир, 1993. — Т. 1.
↑ 1 2 Григорий Турский. История франков = Historia francorum.
↑ 1 2 Wallace-Hadrill, J. M. The Long-Haired Kings. — London: Butler & Tanner Ltd, 1962.
↑ Wood, Ian. The Merovingian Kingdoms 450—751 AD. — 1994.
↑ Pseudo-Fredegar Historia (лат.) // Monumenta Germaniae Historica : Scriptores Rerum Merovingicarum. — Hannover, 1888. — Т. II.
Литература
Основная
Дополнительная
Daly, William M. «Clovis: How Barbaric, How Pagan?» Speculum, vol. 69, no. 3 (July 1994), pp. 619—664.
Murray, Archibald Callander, and Goffart, Walter A. After Rome’s Fall: Narrators and Sources of Early Medieval History. Toronto: University of Toronto Press, 1998.
Nelson, Janet L. «Royal Saints and Early Medieval Kingship.» Studies in Church History, 10 (1973), pp. 39-44. Reprinted in Politics and Ritual in Early Medieval Europe. Janet L. Nelson, ed. London: Hambledon Press, 1986. pp. 69-74. ISBN 0-907628-59-1.
Prummel, W., and van der Sanden, W. A. B. «Runderhoorns uit de Drentse venen.» Nieuwe Drentse Volksalmanak, 112. 1995. pp. 84-131.
Prummel, W., and van der Sanden, W. A. B.. «Een oeroshoren uit het Drostendiep bij Dalen.» Nieuwe Drentse Volksalmanak, 119. 2002. pp. 217—221.
wikiredia.ru
Франки
Франки (лат. Franci, фр. Francs, нем. Franken) — союз древнегерманских племен, впервые упоминающийся в хрониках в 242 г. н.э. По свидетельству современника, в этот год один из отрядов вторгся в Галлию у нижнего Рейна и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом, будущим императором.
В современном немецком языке «Franken» означает как древних франков, так и современных жителей Франконии.
Содержание
1 Этимология
2 История
3 Государство у франков
4 Хозяйство и верования
5 Примечания
6 Литература
Этимология
Термин «франки» до сих пор вызывает дискуссии среди историков и филологов. Корень слова «франк» одни производят от слов: «бродячий», «блуждающий», другие — «храбрый», «отважный», «неустрашимый», третьи трактуют как «гордый», «благородный», четвертые как «дикий», «свирепый».
Подразделяются на две большие группы. Первая — салические франки (от лат. salis — «морское побережье»), называемые также северными, или верхними, расселились в IV веке в низовьях Рейна и Шельды. Вторая группа — так называемые «береговые», или нижние, или рипуарские франки (от лат. ripa — «берег реки»), жили в среднем течении Рейна и Майны.
Термин «франки» в III — начале IV вв. н.э. использовался к следующим германским племенам: хаттам, хамавам, тенктерам, бруктерам, сигамбрам. В этот период у германцев происходил распад старых родоплеменных отношений, шло быстрое имущественное расслоение. Прежние племена консолидировались в большие объединения — племенные союзы. Ещё раньше образовался готский союз, возникли свевский, маркоманнский и аламаннский союзы.
Экспансия франков
История
Франки в то время, когда у них вождями были Генобавд, Маркомер и Суннон, устремились в Германию (здесь имеется в виду римская провинция Германия на левом берегу Рейна) и, перейдя границу, перебили многих жителей, опустошили плодороднейшие области, а также навели страх на жителей Кёльна. Когда об этом стало известно в городе Трире, военачальники Наннин и Квинтин, которым Максим поручил малолетнего сына и защиту Галлии, набрав войско, пришли в Кёльн.
Многие историки передают, что те же самые франки пришли из Паннонии и прежде всего заселили берега Рейна. Затем отсюда они перешли Рейн, прошли Тюрингию и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов (там же). В 242 году один из отрядов франков вторгся на территорию Римской империи (в Галлию у нижнего Рейна) и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом, будущим императором. В 261 году франки вновь перешли Рейн. Правитель сепаратного государства Галлия (259—274) Постум отбросил их обратно за Рейн.
К середине V века франки делились на две группы: «рейнские» (или рипуарские франки) объединились в рамках единого королевства с центром в Кёльне, с резиденцией в преторском дворце имперских легатов. И северные франки, которые с IV века получили название «салические франки», в V веке были раздроблены по многочисленным мелким княжествам.
Франки были привержены язычеству; делали изображения лесов и вод, птиц и животных, и других стихий природы и поклонялись им как богу и приносили жертву.
Салические франки в IV веке были разбиты римлянами, но в V веке под руководством своего вождя Хлодвига франки завоевали основную часть Галлии и образовали королевство франков. Законы и принципы общественного строя франков зафиксированы в Салической правде. Салические франки стали основой для голландской, но в первую очередь для фламандской наций, в то время как ассимилированная галлами и римлянами и потерявшая свой язык их часть вошла в состав французской и особенно валлонской наций. Рипуарские франки, сохранившие свой язык, составили основу населения Франконии и других немецких земель, в меньшей степени Нидерландов.
Государство у франков
Основная статья: Франкское государство
Возникновение Франкского государства отсчитывают с правления короля Хлодвига (481—511). Среди его предшественников первым князем салических франков источники упоминают Хлойо (или Клодион), разбитого в 431 году римским полководцем Аэцием. Оправившись от поражения, Хлойо захватил город Камбре и всё побережье до реки Соммы, после чего сделал своей столицей Турне.
Его преемником стал легендарный Меровей, бывший, согласно легенде, плодом противоестественного союза женщины и морского чудовища. Возможно, это была попытка объяснить его имя «Меровей», что значит «рождённый морем».
Сын Меровея Хильдерик I был князем Турне и отцом Хлодвига I — личность реальная. В XVII веке обнаружено его богатое погребение.
В 496 году Хлодвиг I принимает христианство. Переход в христианское вероисповедание позволил Хлодвигу получить влияние и власть над галло-римским населением. Тем более, что теперь у него была могущественная поддержка — духовенство.
Хозяйство и верования
Основную роль в хозяйстве франков, согласно данным «Салической правды», играло земледелие. Помимо зерновых культур, франки сеяли лён и разводили огороды, сажая бобы, горох, чечевицу и репу.
Преимущественно исповедовали христианство, но также встречались языческие общины, которые не приветствовались королём и были немногочисленны.
Примечания
↑ Согласно одному из объяснений, среди них господствовала семейная группа выходцев из местности Салланд, откуда и название.
* Прим. Принадлежность к германцам оспаривается рядом историков.
Франки Информация о
ФранкиФранки
Франки Информация Видео
Франки Просмотр темы.
Франки что, Франки кто, Франки объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Великое переселение народов и образование варварских королевств
В античном мире варварами назывались те народы, которые не владели греческим языком или латынью. Варварские племена под действием определенных обстоятельств заселили земли Европы и начали формировать новые средневековые государства.
Эпоха великого переселения
Привели к образованию варварских королевств великое переселение народов и многочисленные войны, происходящие из-за раскола государств, существовавших в средневековой Европе. Массовые миграции варварских народов начались еще во втором веке нашей эры. Римская империя подвергалась атакам германских племен. На протяжении столетия римляне успешно отражали нападения варваров. Ситуация резко изменилась в 378 году во время битвы при Адрианополе между римлянами и готами. В этом сражении Римская империя потерпела поражение, таким образом показав всему миру, что великая империя больше не является непобедимой. Многие историки полагают, что именно это сражение изменило баланс сил в Европе и положило начало развалу империи.
Вторым этапом переселения, еще более сложным для римлян, стало нашествие азиатов. Раздробленная Римская империя не могла бесконечно сдерживать массированные атаки гуннов. В результате таких нелегких испытаний в 476 году Западная Римская империя перестала существовать. Третьим этапом считается переселение славянских племен из Азии и Сибири на юго-восток.
В истории средних веков образование варварских королевств занимает довольно продолжительный отрезок времени. Эта эпоха длилась пять столетий, окончившись в седьмом веке заселением славян в Византии.
Причины переселения
Существенные природные и политические факторы стали причиной переселения и образования варварских королевств. Краткое содержание этих факторов представлено ниже:
1. Одна из причин была названа историком Иорданом. Скандинавские готы под предводительством короля Филимера вынуждены были покинуть свои земли в связи с перенаселением занимаемой территории.
2. Вторая причина носила климатический характер. Резкое похолодание было вызвано климатическим пессимумом. Повысилась влажность, температура воздуха понизилась. Вполне понятно, что от похолодания прежде всего пострадали северные народы. Земледелие было в упадке, леса уступили место ледникам, транспортные пути стали непроходимыми, выросла смертность. В связи с этим жители Севера мигрировали в более теплые края, что впоследствии и привело к образованию варварских королевств в Европе.
3. В начале массового переселения немаловажную роль сыграл человеческий фактор. Общество самоорганизовывалось, племена объединялись или враждовали между собой, пытались подтвердить свои власть и могущество. Это привело к стремлению к завоеваниям.
Хунны
Хуннами, или гуннами, называли степные племена, населявшие северную часть Азии. Хунны образовывали довольно мощную державу. Их вечными противниками были их соседи китайцы. Именно противостояние Китая и Хуннской державы стало причиной строительства Великой Китайской стены. Кроме того, именно с движения этих племен начался второй этап переселения народов.
Гунны потерпели сокрушительное поражение в борьбе с Китаем, это заставило их искать новые места для обитания. Движение гуннов создало «эффект домино». Заселившись на новых землях, гунны вытесняли коренных жителей, и те, в свою очередь, вынуждены были искать себе жилище в другом месте. Гунны, постепенно распространяясь в западном направлении, вначале вытеснили аланов. Затем на их пути встало племя готов, которые, не выдержав натиска, разделились на западных и восточных готов. Таким образом, к четвертому веку гунны приблизились вплотную к стенам Римской империи.
На закате Римской империи
В четвертом веке великая Римская империя переживала не лучшие времена. Чтобы сделать управление огромным государством более конструктивным, империю разделили на две части:
Восточная – со столицей Константинополь;
Западная – столица оставалась в Риме.
Многие племена бежали от постоянных атак гуннов. Вестготы (западные готы) вначале просили убежища на территории Римской империи. Однако позже племя восстало. В 410 году они захватили Рим, причинив значительный ущерб западной части страны, и переместились на земли Галлии.
Варвары настолько прочно обосновались в империи, что даже римская армия в большинстве своем состояла именно из них. А предводители племен считались наместниками императора. Один из таких наместников сверг императора западной части государства и занял его место. Формально правителем западных территорий являлся восточный император, но фактически власть принадлежала лидерам варварских племен. В 476 году Западная Римская империя окончательно перестала существовать. Это был важнейший момент в истории образования варварских королевств. Кратко изучив данный отрезок истории, можно увидеть четкую грань между созданием новых государств Средневековья и крушением античного мира.
Вестготы
В конце третьего столетия вестготы являлись федератами римлян. Однако между ними постоянно происходили вооруженные столкновения. В 369 году был подписан мирный договор, согласно которому Римская империя признавала независимость вестготов, а Дунай стал отделять их от варваров.
После нападения гуннов на племя, вестготы попросили у римлян убежища, и те выделили для них земли Фракии. После долгих лет противоборства между римлянами и готами сложились следующие отношения: вестготы существовали обособлено от Римской империи, не подчинялись ее строю, не платили налогов, взамен они существенно пополняли ряды римской армии.
Путем долгой борьбы с каждым годом вестготы добывали себе все более комфортные условия для существования в Империи. Естественно, что этот факт породил недовольство в римской правящей элите. Очередное обострение отношений окончилось захватом Рима вестготами в 410 году. На протяжении последующих лет варвары продолжали выступать федератами. Основной их целью был захват максимального количества земель, которые они получали, воюя на стороне римлян.
Датой образования варварского королевства вестготов является 418 год, хотя на протяжении последующих нескольких лет они оставались федератами римлян. Вестготы занимали территорию Аквитании на Иберийском полуострове. Первым королем стал Теодорих Первый, избранный в 419 году. Государство существовало ровно триста лет и стало первым в истории образованием варварских королевств.
Свою независимость от Империи вестготы провозгласили только в 475 году во времена правления Эйриха, сына Теодориха. К концу пятого века территория государства увеличилась в шесть раз.
На протяжении своего существования вестготы вели борьбу с другими варварскими королевствами, образованными на развалинах Римской империи. Наиболее жестокая борьба складывалась с франками. В противостоянии с ними вестготы потеряли значительную часть своих территорий.
Завоевание и разрушение королевства произошло в 710 году, когда вестготы не выдержали натиска арабов в их стремлении захватить Иберийский полуостров.
Вандалы и аланы
Образование варварского королевства вандалов и аланов произошло через двадцать лет после создания государства вестготами. Королевство занимало довольно большой участок на севере Африканского континента. В эпоху великого переселения вандалы прибыли с придунайских равнин и поселились в Галлии, а затем они вместе с аланами заняли Испанию. С Иберийского полуострова их вытеснили вестготы в 429 году.
Заняв внушительную часть африканских владений Римской империи, вандалы и аланы должны были постоянно отражать атаки римлян, желающих вернуть свое. Однако варвары также совершали набеги на Империю и продолжали завоевывать новые земли в Африке. Вандалы стали единственными из прочих варварских народов, кто имел собственный флот. Это значительно усиливало их способность противостоять римлянам и другим племенам, посягающим на их территории.
В 533 году началась война с Византией. Она длилась почти год и окончилась поражением варваров. Таким образом, Вандальское королевство прекратило свое существование.
Бургунды
Королевство бургундов занимало левый берег реки Рейн. В 435 году на них напали гунны, убив их короля и разграбив дома. Бургундам пришлось покинуть свои жилища и переселиться на берега Роны.
Бургунды занимали территорию у подножья Альп, которая в настоящее время принадлежит Франции. Королевство терпело раздоры, претенденты на престол зверски убивали своих оппонентов. В сплочении королевства наибольшую роль сыграл Гундобад. Убив своих братьев и став единоличным претендентом на трон, он издал первый свод законов Бургундии – «Бургундскую правду».
Шестое столетие было ознаменовано войной между бургундами и франками. В результате противостояния Бургундия была завоевана и присоединена к государству франков. Образование варварского королевства бургундов датируется 413 годом. Таким образом, королевство просуществовало немногим более ста лет.
Остготы
Образование варварского королевства остготов началось в 489 году. Оно просуществовало всего шестьдесят шесть лет. Они являлись римскими федератами и, будучи независимыми, сохраняли императорский политический строй. Государство занимало территорию современных Сицилии, Италии, Прованса и Предальпийскую область, столицей являлась Равенна. Королевство было завоевано Византией в 555 году.
Франки
Во время образования варварских королевств королевство франков, начав свою историю в третьем веке, стало политически значимым только в тридцатых годах следующего столетия. Франкия стала наиболее значимым и сильным среди прочих государств. Франки были многочисленны и включали в себя несколько образований варварских королевств. Королевство франков стало единым во время правления короля Хлодвига Первого из династии Меровингов, хотя впоследствии государство было поделено между его сыновьями. Он одним из немногих правителей принял католичество. Ему также удалось значительно расширить владения государства, нанеся поражения римлянам, вестготам и бретонцам. Его сыновья присоединили к Фракии земли бургундов, саксов, фризов и тюрингов.
К концу седьмого века знать приобрела значительную власть и фактически правила Фракией. Это привело к закату династии Меровингов. Начало следующего столетия было ознаменовано гражданской войной. В 718 году к власти пришел Карл из династии Каролингов. Этот правитель укрепил позиции Франкии в Европе, которые сильно ослабли за время междуусобиц. Следующим правителем стал его сын Пипин, который положил начало основанию современного Ватикана.
К окончанию первого тысячелетия Фракия была поделена на три государства: Западно-Франкское, Срединное и Восточно-Франкское.
Англосаксы
На территории Британских островов поселились англосаксы. Гептархия – так назван период образования варварских королевств на территории Британии. Государств всего было семь. Они начали формироваться в шестом веке.
Западные саксы образовали Уэссекс, южные – Суссекс, восточные – Эссекс. Англы образовали Восточную Англию, Нортумбрию и Мерсию. Королевство Кент принадлежало ютам. Только в девятом столетии Уэссексу удалось объединить жителей Британских островов. Новое единое государство называлось Англией.
Переселение славян
В эпоху образования варварских королевств произошло и переселение славянских племен. Миграция праславян началась немногим позднее германских племен. Славяне заняли обширную территорию от Балтики до Днепра и до Средиземного моря. Следует отметить, что именно в этот временной отрезок в исторических хрониках впервые появилось упоминание о славянах.
Изначально славяне занимали территорию от Балтики до Карпат. Однако со временем их владения значительно расширились. До четвертого века они являлись союзниками германцев, но потом стали воевать на стороне гуннов. Это стало одним из решающих факторов в победе гуннов над готами.
Движение германских племен дало возможность славянским племенам занять территории нижнего Днестра и среднего Днепра. Затем они начали продвигаться в сторону Дуная и Причерноморья. С начала шестого века отмечается череда набегов славянских племен на Балканы. Дунай стал неофициальной границей славянских земель.
Значение во всемирной истории
Последствия великого переселения народов весьма неоднозначны. С одной стороны, некоторые племена прекратили свое существование. С другой, произошло образование варварских королевств. Государства воевали между собой, но и сотрудничали и объединялись в союзы. Они обменивались навыками и опытом. Эти объединения стали прародителями современных европейских государств, заложив основы государственности и законности.Основным последствием образования варварских государств стало окончание эпохи Древнего мира и начало Средневековья.
fb.ru
ФРАНКИ - это... Что такое ФРАНКИ?
франки́зм — франкизм … Русское словесное ударение
Франки — сыграли очень важную роль во всемирной истории благодаряоснованному ими Франкскому государству. Ф. не представляют собой одногонарода; это название усвоено было с течением времени целой группе мелкихзападно германских, преимущественно истевонских … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ФРАНКИ — ФРАНКИ, германские племена, жившие в 3 в. по нижнему и среднему Рейну. Делились на салических и рипуарских. При Хлодвиге I образовали Франкское государство … Современная энциклопедия
ФРАНКИ — группа германских племен, живших в 3 в. по нижнему и среднему Рейну. Делились на салических и рипуарских. В кон. 5 в. завоевали Галлию, образовав Франкское государство … Большой Энциклопедический словарь
Франки — германские племена, жившие в 3 в. по Нижнему и Среднему Рейну. Делились на салических и рипуарских. При Хлодвиге I образовали Франкское государство … Исторический словарь
ФРАНКИ — ФРАНКИ, франков, ед. франк, франка, муж. (ист.). Группа германских племен, обитавших в начале нашей эры в Галлии, на территории современной Франции. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ФРАНКИ — (т. е. свободные). 1) германские племена, впервые появившаяся у нижн. Рейна, в III ст. 2) у восточных народов этим именем называют всех европейцев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
франки — сущ., кол во синонимов: 1 • племя (116) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Франки — (Franks), группа племен герм, происх., господствовавших в Европе после распада Западной Римской империи. Назв. происходит, вероятно, от слова, обозначавшего копье или дротик (franca). К Ф. относились салические Ф. (от кельтского sal море ),… … Всемирная история
Франки — ФРАНКИ, германские племена, жившие в 3 в. по нижнему и среднему Рейну. Делились на салических и рипуарских. При Хлодвиге I образовали Франкское государство. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Франки — У этого термина существуют и другие значения, см. Франки (значения). Франки (лат. Franci, фр. Francs, нем. Franken) союз западногерманских племён, впервые упоминающийся в хрониках в 242 году. По свидетельству современника, в… … Википедия
dic.academic.ru
Установление феодального строя - Германцы, франки в V-VI веках
Установление феодального строя, возникновение феодального строя в западной и центральной европе.
Германцы, их расселение после падения Западной Римской империи.
До завоевания Западной Римской империи германцы жили первобытнообщинным строем: каждый посёлок населяла родовая община - группа родственников во главе со старейшиной. Родовые общины объединялись в племена. Общины ежегодно перераспределяли пахотные земли между отдельными семьями так, чтобы одна семья не имела преимущества перед другой. Урожай, скот, продукты охоты и рыболовства принадлежали семье, но леса, луга и воды считались общими.
Германцы часто воевали. Их военные дружины делили добычу не поровну: вожди дружин получали больше других.
В общинах начали появляться богатые и бедные, первоначальное равенство исчезло. Старейшины и военные вожди стали выделяться из среды соплеменников, образовали знать.
Римская империя слабела, и германцы всё глубже вторгались в её пределы. В 476 году Западная Римская империя пала и германские племена расселились на её обширной территории. Галлию захватили сильные племена франков. Германские племена англов и саксов, переплыв море, заняли большую часть Брита нии. Другие германские племена вторглись в Италию, Испанию и Северную Африку. Часть племён осталась жить у себя на родине, в Германии.
Когда германцы завоевали Западную Римскую империю, знать захватила в свои руки всю власть на новых землях.
Франки в Галлии, их занятия.
Франки жили сначала по нижнему течению реки в Рейн. В III веке они начали продвигаться на юг; к началу VI века они завоевали уже почти всю Галлию. По наименованию франков эта страна позднее стала называться Францией.
Суровые и жестокие, не дававшие никому пощады, франки наводили на врагов ужас своими фрамеями (боевыми секирами, которыми можно было рубить, колоть и которые можно было метать в противника). Они подавили сопротивление римлян в Галлии и захватили их владения.
В Галлии издавна были развиты земледелие, огородничество и ремесло. Галлы были гораздо культурнее завоевателей. Франки быстро переняли у галлов лучшие приёмы обработки земли, начали выращивать наряду с пшеницей и ячменём овощи, фрукты и виноград. Благоприятный климат и плодородные почвы Галлии способствовали процветанию смешанных галло-франкских поселений.
Франки и галлы жили в деревнях и почти всё необходимое для ведения сельского хозяйства изготовляли сами. Крупные хозяйства римских рабовладельцев были уничтожены. Изделия городских ремесленников некому стало покупать.
Города пришли в упадок. Часть их была разрушена; жители других переселились в деревни. А оставшееся в прежних городах население вместо торговли и ремесла начало заниматься земледелием. Так случилось не только в Галлии, но и во всех иных странах, завоёванных германцами. Даже прежняя столица империи - Рим - превратилась в большую деревню. Пустыри и площади огромного города были распаханы и засеяны хлебом. Тут же, в городе, пасли скот. А рядом стояли развалины древних зданий -театров, дворцов, мастерских.
В V-VI ветх основными занятиями всех германских племён были земледелие и скотоводство. Ремесло, торговля, городская жизнь пришли в упадок.
Соседская община.
Раньше германские племена часто переселялись с места на место - завоевав новые земли и превратившись в крестьян, германцы стали жить оседло.
Люди научились лучше обрабатывать почву, делать многие орудия труда. Родственники теперь меньше зависели друг от друга. Поэтому родовая община стала ненужной. К тому же во время завоевательных войн члены общины, разбредаясь по разным селениям, оставались там жить. Родовая община распалась, разделилась на отдельные семьи.
Каждая семья имела свой участок пашни. Сначала семья пользовалась им только в течение года, после чего, по старинному обычаю, пахотные участки переделялись по жребию заново.
Но постепенно пахотные участки превратились в частную собственность отдельных семей. Теперь землю можно было уже продавать, дарить. Только леса, воды, луга и выгоны по-прежнему оставались собственностью всей деревни. Любой крестьянин мог охотиться или рубить деревья в лесу, пасти скот на общинном пастбище, косить сено на лугу, ловить рыбу в реке.
Хотя многие жители деревни являлись родственниками, но в деревне постоянно появлялись и пришлые люди, переселенцы из других мест. Теперь в деревне жили не обязательно сородичи. Для крестьян-соседей важнее были уже не родственные отношения, а общие крестьянские заботы. Все крестьяне пахали, сеяли и собирали урожай в одно время. После жатвы перегородки, огораживавшие отдельные поля, снимались и деревенское стадо паслось по жнивью. Крестьяне помогали друг другу в беде. Совместно ходили на войну. Все спорные вопросы решали на сельском сходе во главе с выборными старостами. Это была община уже не родовая, а соседская.
Община у германцев не исчезла; она только превратилась из родовой в соседскую.
ПРИЛОЖЕНИЕ - РИМСКИЙ ИСТОРИК О ВТОРЖЕНИИ ГЕРМАНЦЕВ В ПРЕДЕЛЫ ИМПЕРИИ.
Германцы шли осторожно вперёд, причём их земляки или пленники указывали им богатые селения, особенно те, где можно было найти изобилие провианта. Не говоря уже о прирождённой силе и дерзости, большой помощью являлось для них то, что со дня на день присоединялось к ним множество земляков из тех, кого раньше продали в рабство купцы, или тех, кто ещё в первые дни перехода на римскую землю, мучимый голодом, продал себя за глоток скверного вина или жалкий кусок хлеба.
К ним присоединилось множество работников золотых приисков, которые не могли сносить тяжесть оброков; они были приняты с единодушного согласия всех и сослужили большую службу блуждавшим по незнакомой местности германцам, которым они показывали скрытые хлебные склады, места убежища римлян и тайники.
< Рабовладельческий строй
-> Франкское государство >
hist-world.com
Франки - Германские племена - Германские племена - Каталог статей
Экспансия франков
Франки ( лат. Franci , фр. Francs , нем. Franken )— союз западногерманских племён, впервые упоминающийся в хрониках в 242 году. По свидетельству современника, в этот год один из отрядов вторгся в Галлию у нижнего Рейна и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом , будущим императором.
В современном немецком языке «Franken» означает как древних франков, так и современных жителей Франконии .
Этимология
Термин «франки» до сих пор вызывает дискуссии среди историков и филологов. Корень слова «франк» одни производят от слов: «бродячий», «блуждающий», другие— «храбрый», «отважный», «неустрашимый», третьи трактуют как «гордый», «благородный», четвёртые как «дикий», «свирепый».
Подразделяются на две большие группы. Первая— салические франки (от лат. salis — «морское побережье»), называемые также северными, или верхними, расселились в IV веке в низовьях Рейна и Шельды . Вторая группа— так называемые «береговые», или нижние, или рипуарские (от лат. ripa — «берег реки») франки, жили в среднем течении Рейна и Майны.
Термин «франки» в III— начале IV веках прилагался к германским племенам: хаттам , хамавам , тенктерам , бруктерам , марсам , сугамбрам и др. В этот период у германцев происходит распад старых родовых отношений, идет быстрое имущественное расслоение. Старые племена консолидируются в большие объединения— племенные союзы. Ещё раньше образовался готский союз, возникли свевский, маркоманнский и аламаннский союзы.
История
Франки в то время, когда у них вождями были Генобавд , Маркомер и Суннон , устремились в Германию (здесь имеется в виду римская провинция Германия на левом берегу Рейна ) и, перейдя границу, перебили многих жителей, опустошили плодороднейшие области, а также навели страх на жителей Кёльна . Когда об этом стало известно в городе Трире , военачальники Наннин и Квинтин , которым Максим поручил малолетнего сына и защиту Галлии, набрав войско, пришли в Кёльн .
Многие историки передают, что те же самые франки пришли из Паннонии и прежде всего заселили берега Рейна . Затем отсюда они перешли Рейн, прошли Тюрингию и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов (там же). В 242 году один из отрядов франков вторгся на территорию Римской империи (в Галлию у нижнего Рейна) и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом , будущим императором. В 261 году франки вновь перешли Рейн. Правитель сепаратного государства Галлия (259—274) Постум отбросил их обратно за Рейн.
К середине V века франки делились на две группы: «рейнские» (или рипуарские франки ) объединились в рамках единого королевства с центром в Кёльне, с резиденцией в преторском дворце имперских легатов. И северные франки, которые с IV века получили название « салические франки » (возможно, потому, что среди них господствовала семейная группа выходцев из местности Салланд), в V веке были раздроблены по многочисленным мелким княжествам.
Франки были привержены язычеству; делали изображения лесов и вод, птиц и животных, и других стихий природы и поклонялись им как богу и приносили жертву.
Салические франки в IV веке были разбиты римлянами, но в V веке под руководством своего вождя Хлодвига франки завоевали основную часть Галлии и образовали королевство франков . Законы и принципы общественного строя франков зафиксированы в Салической правде . Салические франки стали основой для голландской , но в первую очередь для фламандской наций, в то время как ассимилированная галлами и римлянами и потерявшая свой язык их часть вошла в состав французской и особенно валлонской наций. Рипуарские франки, сохранившие свой язык, составили основу населения Франконии и других немецких земель, в меньшей степени Нидерландов .
Государство у франков
Возникновение Франкского государства отсчитывают с правления князя или короля Хлодвига (481—511). Среди его предшественников первым князем салических франков источники упоминают Хлойо (или Клодион), разбитого в 431 году римским полководцем Аэцием . Оправившись от поражения, Хлойо захватил город Камбре и всё побережье до реки Соммы , после чего сделал своей столицей Турне .
Его преемником стал легендарный Меровей , бывший, согласно легенде, плодом противоестественного союза женщины и морского чудовища. Возможно, это была попытка объяснить его имя «Меровей», что значит «рождённый морем».
Сын Меровея Хильдерик I был князем Турне и отцом ХлодвигаI— личность реальная. В XVIIвеке обнаружено его богатое погребение.
В 496 году Хлодвиг I принимает христианство. Переход в христианское вероисповедание позволил Хлодвигу получить влияние и власть над галло-римским населением. Тем более, что теперь у него была могущественная поддержка— духовенство.
Хозяйство
Основную роль в хозяйстве франков, согласно данным «Салической правды», играло земледелие. Помимо зерновых культур, франки сеяли лён и разводили огороды, сажая бобы, горох, чечевицу и репу.
Религия
Преимущественно исповедовали христианство, но также встречались языческие общины. Они не приветствовались королём, и были незначительны, но сохраняли своё существование.
ancient-europe.at.ua
Рождение империи.Сайт писателя Сергея Шведова
ФРАНКИ
Вопрос о соотношении кельтской и венедо-славянской культур в Европе решается довольно просто, если полагать, что подлинный центр славянской этнической общности совпадает с древним центром формирования арийской цивилизации, то есть — со степной зоной Восточно-Европейской равнины.
Движение культур «шнуровой керамики» с востока на запад, под влиянием военно-политических импульсов, направленных из степей Южной России (конец III тыс. до н. э.) привело к формированию в Центральной Европе кельтской цивилизации; подобного же рода движение, произошедшее на тысячу лет позже, на рубеже железного века, привело к вытеснению из этого региона одной языковой группы другой. Кельты были «выдавлены» дальше на запад, во Францию, а их место в Германии заняли славяне-венеды.
Скорее всего, вытеснение языков кельтской группы из Центральной Европы началось во времена широкого распространения культур «полей погребальных урн», то есть еще на рубеже II и I тыс. до н. э., и завершилось в период максимального могущества Скифской империи, в VII–VI вв. до н. э. Уже давно известны археологические свидетельства глубокого проникновения скифов в Центральную Европу.
«Из бассейна Рейна носители новой культуры двигались на север, к Руану, на юг к Лиону, в Прованс, Лангедок и через Пиренеи в Каталонию; попали и на Британские острова… Это было не простое расселение; «расселяться» на своей территории никто никогда не позволял. Неудивительно, что среди археологических находок новой культуры «в этот период бросается в глаза количество оружия и особенно мечей»!» (Васильева. Петухов. «Евразийская империя скифов»)
Из сообщений античных источников можно понять, что во времена могущества скифов их политическое влияние распространялось на Германию. Само понятие «Германии» как самостоятельной этнокультурной области стало использоваться в античной литературе только в римские времена, а в середине I тыс. до н. э. считалось, что Скифия простирается «от Ирана до Кельтики», причем граница проходит где-то в Южной Прибалтике (по Гекатею Милетскому). Кстати, средневековый хронист Павел Диакон автор «Истории лангобардов» восточной границей Германии считал реку Дон (Танаис), включая таким образом в само географическое понятие «Германия» все земли заселенные славянами. (Читайте статьи «Миф о древних германцах» и «Славянская Германия», размещенные на этом сайте)
Если учесть, что античная «Кельтика» начиналась в бассейне Рейна и простиралась до побережья Атлантики, очевидно, что западные границы скифского влияния проходили примерно по Эльбе и включали территорию современной Восточной Германии (клады скифских вещей обнаружены именно здесь). Для поздней античности имеются источники, говорящие о тесной политической связи Великой Скифии и Германии и о прямом вмешательстве скифов-сарматов в дела Центральной Европы.
«Тацит утверждает, что некий Ванний, правитель свебов (середина I в. н. э.), изгнанный из своей земли (между Одером и Эльбой), пытался вернуть власть, опираясь на «свою» пехоту и сарматскую конницу. Сарматы поддерживали Ванния как правителя Свебии, он их вполне устраивал.
С другой стороны, во время гражданской войны в Риме 69 г. н. э. народы севера — сарматы и восточные германцы — объединили свои усилия против ослабевшего врага. Как сообщает тот же Тацит: «Племена сарматов и свебов объединяются против нас, растет слава даков, ударом отвечающих Риму на каждый удар…» Кстати, в античное время даками (или даями) назывался народ, живший у северо-восточного побережья Каспия, так что есть все основания полагать: дунайские даки, мужественно сдерживавшие агрессию Римской империи в I–II вв. н. э., также были сарматами.
Сообщения античных источников о связях между Сарматией и народами Центральной Европы охватывают как раз тот регион, в пределах которого обнаруживаются археологические находки «скифского» круга, от Дуная (Дакия) до Одера-Эльбы (Свебия).» (Васильева. Петухов. «Евразийская империя скифов».)
Именно этот регион через несколько столетий заселяют славяне.
Один из наиболее авторитетных историков западных славян, Гельмольд (XII в.), прямо утверждал, что известные из источников IV–VI вв. «вандалы», «герулы» и другие есть просто древние названия западных славян-винулов-венетов, гаволян и т. д. В раннем Средневековье, по крайней мере к VII–VIII вв. н. э., вся Центральная Европа (бассейн Дуная, Вислы, Одера, Эльбы) была полностью славяноязычной. Невозможно предположить, чтобы языковое замещение совершилось сравнительно «недавно», в эпоху Великого переселения народов. Реально такого рода процессы растягиваются на тысячи лет. «Славянизация» Центральной Европы началась в раннем железном веке, когда этот регион попал в сферу политического и культурного влияния сильной Скифской империи. Кельтскую цивилизацию за несколько веков сменила вендская — славянская, какой мы знаем ее по античным и раннесредневековым источникам. Отношения Скифии и Венедо-Славянской Германии всегда были очень тесными. Военные конфликты сменялись плодотворным сотрудничеством. Культурные импульсы исходили то с востока на запад, то с запада на восток; но только движение первого типа создавало изменения необратимого характера. Время от времени Скифия посылала в Центральную Европу антиэнтропийные импульсы, которые, порождая там новую цивилизацию, отражались и отправлялись далее на запад.
Исследования современных ученых в частности Васильевой и Петухова, подтверждаются средневековыми хронистами, выводящими франков с берегов Меотиды(Азовское море) и Панонии(территория современной Венгрии, заселенная до 10 века славянами) :
«Другие князья [троянцев, такие] как например Приам и Антенор погрузили оставшееся войско, двенадцать тысяч человек, на корабли и провели их с берегов Дона. Они прошли через болота Меотиды и наконец, прибыли в Панонию и выстроили город, которому дали, в память о своих предках, название Сикамбрия, там жили они много лет и стали большим народом. ( Аноним. Книга истории франков) :
«О происхождении нашего народа, то есть царства франков, мы ознакомим других на основании правдивого сообщения древних авторов. После того знаменитого и известного всем векам и народам разрушения города Трои, когда остатки троянцев отступали перед победившими греками, часть их вместе с Энеем отправилась в Италию основывать Римскую империю, а ещё одна часть, а именно, 12 000 воинов во главе с Антенором, прибыла в соседние с Паннонией земли возле Меотидского озера. Там они построили город и в память о себе назвали его Сикамбрией. Они жили в нём много лет, стали большим народом и, тревожа Римскую землю частыми набегами, распространили следы своей дикости до самой Галлии. ( Сигеберт из Жамблу. Хроника) :
« Другие же полководцы, а именно Приам и Антенор, вместе с оставшимся у троянцев войском числом двадцать тысяч сели на корабли, отплыли и достигли берегов реки Танаис. На кораблях они проникли в Меотидские болота, добрались до мест, где Меотидские болота подходили к пределам Паннонии, и начали возводить там город, который в память [о делах] своих назвали Сикамбрия, и обитали они там в течение многих лет и приумножились, превратившись в великий народ.» (Фредегар. Хроника)
Из Панонии выводил франков и Григорий Турский автор «Истории франков».
Таким образом мы можем утверждать, опираясь как на современные исследования, так и на утверждение средневековых хронистов, что франки появились в Европе в период широкого распространения культур «полей погребальных урн», то есть еще на рубеже II и I тыс. до н. э. и были составной частью скифско-сарматской или если угодно вендо-славянской цивилизации, родиной которой можно считать Причерноморье и Приазовье. (Читайте статью «Скифы в 4-2 тысячелетии до нашей эры») Вот что пишет по этому поводу Ю. Д. Петухов:
«Таким образом, и этническая цепочка: энеты - венеты - праславяне Подунавья - венеды - сколоты, и цепочка географическая: Малая Азия - Энеида - Балканский полуостров - Северная Италия - побережье Балтики - Поднепровье - Северное Причерноморье - замыкаются. В центре замкнутой цепи на огромных пространствах раскинулась древняя прародина славян с культом Лады-Лели-Кополо, глубоко архаичным по своему характеру. В восточной, южной и западной пограничных зонах этой области почитались более «современные» боги: Лето-Артемида-Аполлон.» (« Дорогами богов»)
О солнечном культе Ярилы-Лады-Купавона, а также об отражении этого культа в именах франкских королей Меровингской династии я подробно пишу в статье «Религия Скифии» и книге «Имя Бога» , а потому не буду здесь повторяться. В данном случае меня интересует другой вопрос, которого я уже касался в статье «Аттила» , размещенной в этом разделе сайта - зачем гуннскому вождю понадобилось вмешиваться в спор о престолонаследии в королевстве франков? Почему гунны двинулись в Галлию вместо того, чтобы сразу атаковать Рим? Если исходить из традиционной версии истории, выводящих гуннов из Азии, то их интерес к франкским делам выглядит более чем странно, но если принять во внимание версию, уже изложенную мною в статье «Гунны» , по которой эти самые гунны выходцы из Фрисландии, то интерес Аттилы к делам старых соседей, более того родственников становится абсолютно понятен. Напомню, что эта версия основана на «Саге о Тидреке Бернском». В «Саге» рассказывается о борьбе готов и неких «русских» на территории Среднего Подунавья. При этом «русские» в саге – это народ ругов из Ругиланда, государства, созданного в 5 веке в Подунавье, в бывшей римской провинции Норик. Напомню, что речь идет о тех самых ругах, которые в союзе с полянами, сарматами и гелонами образовали на берегах Днепра и Дона государство под названием Русалания. Русалания пала в результате войны с готами и гуннами, начавшейся в начала 1-го тысячелетия н.э. на южном побережье Балтийского моря. (Читайте статьи «Готы» и «Гунны» ). Скорее всего, эта война носила религиозную подоплеку, но велась в рамках единой цивилизации, которую мы назовем скифско-сарматско-венедско-славянской. Это цивилизация занимала огромную территорию – Центральную, Северную и Восточную Европу, Причерноморье и междуречье Дона и Волги. Причем спор шел не столько между народами, сколько между правящими кастами жрецов(брахманов) и воинов(кшатриев). В статье «Оданацер» я уже писал, что под готами, гуннами, ругами-русами, вандалами, аланами следует понимать не племена и народы, а только их верхушечный слой. Ополчения тех или иных племен оказывались втянутыми в эту борьбу в том случае, когда война перемещалась на их территорию. Овладение Римом и Константинополем, вопреки распространенному мнению, вовсе не было целью этой борьбы, ну хотя бы потому, что в этот период в Римской империи тон задавали «варвары», то есть представители тех самых воинской и жреческой каст, которые вели спор о первенстве в Великой Скифии.Скорее всего, и готы, и руги, и гунны в начале н. э. рвались на историческую родину, то есть в Приазовье и Причерноморье за признанием собственных прав на власть над огромным пространством, заселенным по сути единым скифским(арийским) народом, а признание это могли дать только боги.Главные святилища скифско-славянских богов были размещены на Ярь-реке, на Ярьдоне, то есть на Дону. (Читайте книгу «Имя Бога», размещенную на этом сайте). Кстати, никому из историков почему-то не пришло в голову, что имя автора «Гетики» Иордана, связано как раз с Доном, точнее Ярьдоном, и что Иордан принял его в точном соответствии со средневековой традицией, когда прозвище хрониста давалось по месту его происхождения или происхождения его отца. По отцу Иордан был аланом и свое прозвище Донской носил с полным правом. Для нас же здесь важно, что во времена Иордана и в предшествующие этому периоду времена Дон называли рекой Яри. Ярь это божественная оплодотворяющая энергия бога Рода, олицетворением которой был бог Ярила, глава солнечного семейства, уже упоминаемого мной выше. Дон впадал в Меотиду (на санскрите майя – мать), символизируя собой акт творения. (Подробнее об этом читайте в главе «Ярманы» книги «Имя Бога», размещенной на сайте). Именно здесь, в том самом месте, где Дон впадал в Меотиду и появлялся на свет сын Ярилы и Лады Купавон, он же Ополун, он же Ладон, он же Водан-Вотан-Один (Читайте статью «Оданацер»), более известный нам под именем Ивана Купалы. Именно живым воплощением Купавона-Купалы считали себя верховные вожди-ярманы, спорившие о власти над Великой Скифией. Отсюда их имена – Германарех(Ярман-рекс), Оданацер (Водан-сар) и Ладон (сын Лады). Именно Ладоном звали человека, ставшего первым королем франков, именно он стал отцом Меровея и его старшего брата, оставшегося в истории безымянным. Однако именно сторону старшего брата принял гунн-фрисландец Аттила в разгоревшейся по сути дела междоусобной войне, что в конечном итоге привело к одному из самых кровопролитных сражений в истории человечества – Каталунской битве. Именно в честь Купавона-Ладона франки именовали своих королей Ладовичами (Людовиками) (Читайте главу «Меровинги» в книге «Имя Бога»). К слову, бог Купавон считался покровителем магии, медицины и искусства. Стоит ли удивляться, что его живые воплощения, короли Меровингской династии, почитались кроме всего прочего как чародеи и целители.
Франки, по мнению академика А. Кузьмина, наряду с варингами-вэрингами-варягами и фрисландцами входили в группу «ингевонов», он отмечает в их языке кроме индо-европейского еще и уральскую, то есть финно-угорскую компоненту. Так что союз гуннов-фрисландцев с поволжскими финно-уграми, сложившийся на территории нашей страны был обусловлен еще и определенной языковой близостью. Но, по мнению академика Кузьмина, с начала IX века вэрины-варины постепенно ассимилируются пришедшими сюда славянами, и во второй половине IX века здесь возобладает славянская речь и славянский язык. Однако мне столь стремительный переход целого племени на другой язык в течение короткого времени (менее ста лет) кажется маловероятным. Зато в случае мощного славянского вливания в эпоху переселения народов вэринги-варяги вполне могли за пять столетий перейти на славянский язык. Тем более что язык ингевонов был близок славянскому, поскольку они были потомками скифов, переселившихся в Европу в первом тысячелетии до нашей эры. Я столь подробно останавливаюсь на вэрингах-варягах по той причине, что слова «вэринг» и «франк» слишком уж схожи по звучанию и вполне могут быть разными транскрипциями одного и того же слова. Напомню читателям, что человеком, которого считают основателем Русского государства был именно вэринг-варяг Рюрик, само имя которого (ререг-сокол) восходит к Яриле, зооморфной ипостасью которого как раз и была эта птица. (Подробнее читайте об этом в статьях «Рюрик» и «Князь Ярослав» ).
Но вернемся к франкам. Согласно «Большим французским хроникам»», появившимся в 14 веке Хлодион (Ладон) был лишь вторым по счету королем франков, первым был Фарамон (Франтион), который «весьма благородно правил страной до самой смерти», и являлся сыном некоего явившегося к франком со стороны Маркомира. Маркомир якобы научил франков обращаться с оружием и возводить стены вокруг поселений. Здесь на мой взгляд свалены в кучу как реальный исторический персонаж Хлодион (Ладон), так и легендарные прародители вроде встречающихся в наших летописях Словена, Скифа, Руса, Щека (Чеха) и так далее. Фарамон (Франтион) явно из этого разряда. Конечно, франки научились владеть мечом еще задолго до Хлодиона и это умение едва не стало для них роковым. Вот что пишет по этому Сигаберт из Жамблу:
«Другие же говорят, что они были названы франками по имени их короля Франтиона, храбрейшего на войне, который, сразившись со многими племенами, направил свой путь в Европу и обосновался между Дунаем и Рейном; там его народ разросся и не желал сносить ничье иго вплоть до указанного времени. По прошествии десяти лет, когда чиновники вновь потребовали у франков дань, те, возгордившись из-за указанной выше победы и целиком полагаясь на свои силы, не только отказали им в дани, но даже дерзнули восстать против римлян. Собрав войско, римляне напали на франков и давили побеждённых до полного уничтожения.» («Хроника»)
Речь здесь идет о карательной экспедиции императора Валентиниана против франков, закончившейся тяжелейшим поражением последних и истреблением франкской знати. О походе Валентиниана упоминается и в «Хронике Фредегара». Мне остается только добавить, что это печальное для франков событие произошло незадолго до того, как гунны ворвались в Крым, положив начало тому периоду истории, который в дальнейшем назовут «Великим переселением народов.»
Что случилось после разгрома франков римлянами мы узнаем из «Хроники Фредегара»:
«Затем они поставили на царствие Хлодиона — самого деятельного человека своего племени, который жил в крепости Диспарг в пределах Тюрингии. А в Цизальпинской [Галлии] обитали бургунды, придерживавшиеся арианской ереси. Хлодион послал лазутчиков в город Камбре, а когда они разузнали все, он сам последовал за ними, разбил римлян, взял города и занял [территорию] вплоть до реки Соммы. В эти времена в ходу было язычество. Утверждают, что, когда Хлодион летней порой остановился на берегу моря, в полдень его супругой, отправившейся на море купаться, овладел зверь Нептуна, похожий на квинотавра. Впоследствии, забеременев то ли от зверя, то ли от человека, она родила сына по имени Меровей, и по нему затем франкские короли стали прозываться Меровингами.»
Подобные легенды сопровождают рождение многих древних и средневековых царей и правителей. Достаточно вспомнить хотя бы Александра Македонского, которого мать якобы зачала от змея. Однако под обличием подобных мифов часто скрывается смешение династических кровей. Причины этого смешения понятны: после того как были истреблены законные правители франков им потребовалась новая династия, а утверждению новой династии мог бы поспособствовать брак с представительницей истребленного рода. Более того подобный брак был явлением сакрального порядка, поскольку новый правитель вступал в брак не столько даже с женщиной, сколько с землей, которую она олицетворяла. Вот что пишет об этом обычае Лев Прозоров:
«Фигура супруги правителя стала предметом внимания исследователей ещё в конце 19, начале 20 вв. Одним из первых к ней обратился в книге «Золотая ветвь» Дж. Фрэзер. Исследование латинских, скандинавских, греческих и бриттских преданий привело его к выводу, что «у некоторых арийских народов было обычным видеть продолжателей царского рода не в мужчинах, а в женщинах». Несколько позже ряд исследователей вскрыли мировоззренческую подоплёку этого обычая. В супруге правителя видели женское воплощение его земли, страны и одновременно его власти. Любопытно, что древнерусское «волость» объединяет оба эти понятия.» («Боги и касты языческой Руси»)
Передача власти через брак отнюдь не было чем-то из ряда вон выходящим и для интересующего нас времени. А речь идет о 4-5 вв. н. э. Для примера я сошлюсь на византийских императоров Зенона и Анастасия, которым подобный брак послужил ступенькой к возвышению. Да и взаимоотношения Гонории и Аттилы, это история из того же ряда. Засидевшаяся в девках сестра римского императора Валентиниана заочно воспылала страстью к стареющему вождю гуннов и послала ему письмо с просьбой о помощи. Аттиле это письмо показалось даром небес. Брак с Гонорией автоматически делал его соправителем не шибко умного римского императора, а сама римская империя становилась легкой, а главное вполне законной добычей кагана. Увы или к счастью, этот брак не состоялся. Жених умер при сомнительных обстоятельствах в объятиях другой своей нареченной по имени Ильдико.(Подробности в статье «Аттила» )
Но вернемся к Меровингам, точнее Вельсунгам, а еще точнее к Волосатым, как их называли средневековые хронисты. Начнем с загадочного Хлодиона, отца не менее загадочного Меровоя, поскольку именно он был основателем новой династии, главными символами которой стали медведь и пчелы. Подобные символы, конечно, не были случайными, ибо медведь теснейшим образом связан с древнейшим культом славян и русов, культом бога Велеса. Велес связан также с культом Солнечного семейства, но боком, если так можно выразиться. Изначально родителями Ярилы согласно славянской традиции были Даждьбог и Дива-Додола она же Жива, одно из воплощений Великой Матери. Однако в божественном семействе случился казус, виновником которого был Велес, воспылавший страстью к Живе. Зная, что последняя любит цветы, он обратился в ландыш. Богиня понюхала этот цветок и зачала сына не от мужа, а от влюбленного в нее интригана. Так вместо Ярилы сына Даждьбога появился сходный с ним персонаж Ярила сын Велеса. И если первый символизировал собой эволюционное развитие, то второй революционное. Трудно сказать, какие реальные события стояли за подобными метаморфозами, но можно предположить, что в этом мифе отражены противоречия между поклонниками солнечного и лунного культов. При этом Даждьбог олицетворял культ солнечный, светлый, тогда как его оппонент – лунный, темный. Отсюда следует между прочим, что легенда о появлении на свет Меровоя, которое сопровождалось некими чудесными явлениями, описанными в «Хронике Фредегара» имеет под собой вполне реальную основу. Речь идет не столько о споре богов Даждьбога и Велеса, сколько о соперничестве их жрецов. Видимо Аттила, придерживающийся судя по всему солнечного культа, усмотрел в возвышении Меровоя угрозу не только для своей власти, но и для религии, а потому и принял сторону старшего сына Хлодиона (Ладона). На мой взгляд роль римского полководца Аэция в организации противодействия Аттиле во время похода последнего в Галлию сильно преувеличена. Аттиле на Каталунских полях противостояли вестготы, аланы и франки, причем вестготы и аланы были давними врагами гуннов, воевавшие с ними сначала на территории нынешней России, а потом в Придунавье. Сложнее дело обстоит с франками, которым вроде бы не было никакого резона ссориться с гуннами, если, конечно, не брать в расчет того обстоятельства, что новой правящей династией в их племени стали либо дунайские руги, либо русаланы, потомки династии Кия, отступившие вглубь Европы под давлением гуннов. Руги были близки по культуре и языку как раз тем самым вэрингам-варягам, о которых я писал выше, а значит и франкам, жившими с ними по соседству и скорее всего составлявшие с ними одну общность. Другое дело, что руги-русаланы к этому времени уже успели пожить на Дунае и Днепре и в значительной мере ославянились. Битва на Каталунских полях не принесла победы ни Аттиле, ни противостоящей ему коалиции. Однако Аттила не рискнул совершить повторный поход на Галлию и обрушился на Италию и, надо полагать, у него для этого были серьезные причины.
После Меровоя королем франков стал его сын Хильдерик (Ладо-рекс), человек, по мнению Григория Турского, отличавшийся «чрезмерной распущенностью». А свое царствование он начал с развращения дочерей франков. Франки не стерпели такой наглости и лишили сына Меровоя власти. Тот вынужден был уехать в Тюрингию, где нашел приют «у тамошнего короля Базина и его жены Базины.» Закончилась эта история тем, что опамятовавшие франки все-таки вернули власть Хильдерику, а тот (вот неблагодарный!) увел жену у своего благодетеля тюрингского короля Базина. Впрочем, Григорий Турский если и не снимает полностью вину с короля франков, все-таки перекладывает значительную ее часть на королеву тюрингов:
«И вот во время их правления та Базина, о которой мы упоминали выше, оставив мужа, пришла к Хильдерику. Когда Хильдерик, озабоченный этим, спросил о причине ее прихода из такой далекой страны, говорят, она ответила: «Я знаю твои доблести, знаю, что ты очень храбр, поэтому я и пришла к тебе, чтобы остаться с тобой. Если бы я узнала, что есть в заморских краях человек, достойнее тебя, я сделала бы все, чтобы с ним соединить свою жизнь». Хильдерик с радостью женился на ней. От этого брака у нее родился сын, которого Базина назвала Хлодвигом. Хлодвиг был великим и могучим воином». («История франков»)
Неизвестно, что по этому прискорбному случаю думал король Турингии, но в глазах епископа города Тура изменница Базина была права, поскольку родила от Хильдерика ни абы кого, а крестителя Франции. Причем, вопреки распространенному мнению крещение он принял от православной церкви, по той простой причине, что римско-католической тогда попросту не существовало. Епископ у Рима был, но не более того. Византийский император пожаловал Хлодвигу должность консула и титул Августа, принадлежавший прежде только императорам. Собственно, никакого другого выбора у Зенона (хиленько, к слову, сидевшего на троне) не было. Поскольку в западной части империи правил язычник-руг Оданацер, а под боком у Константинополя не на шутку разгулялись остготы рекса Тудора. В конце концов, Тудора византийцам удалось натравить на Оданацера, отрядив ему в помощь только что крещеного Хлодвига. Сия хитроумная комбинация завершилась созданием на развалинах Римской империи двух королевств – франкского и готского. Константинополь, правда, удалось отстоять, но сменившему Зенона Анастасию ничего другого не оставалось, как признать свершившийся факт и попытаться задобрить расходившихся варваров.