Древней америки архитектура. Древняя америка храмовая архитектура индейцев Хронология
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура древних народов Центральной Америки. Древней америки архитектура


"Архитектура древних народов Центральной Америки"

Выдержка из работы

Контрольная работа

по истории искусств

Архитектура древних народов Центральной Америки

Санкт-Петербург — 2011 год

Содержание

  • Введение
  • Архитектура Центральной Америки классического периода (I-IX вв.)
    • Основные архитектурные принципы
    • Крупнейшие архитектурные комплексы
  • Архитектура Центральной Америки последнего периода (IX-XVI вв.)
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Американские континенты были заселены человеком сравнительно поздно. По данным антропологии, археологии и этнографии, первые поселенцы пересекли Берингов пролив и обосновались на территории приарктических областей Северной Америки около 30−20 тысяч лет тому назад. Отправной точкой их странствий была северо-восточная Азия; этим и объясняется антропологическое родство американских индейцев с представителями монгольской расы.

Первобытное население Америки к моменту своего появления на материке жило в условиях древнекаменного века? палеолита. Кочевая охотничья жизнь привела к образованию малых, изолированных друг от друга племен. Различные географические зоны американских континентов породили у этих племен различные уклады хозяйственной жизни, а, следовательно, и виды культуры. В то время как у индейцев севера и крайнего юга Америки основным занятием так и остались охота и собирание дикорастущих злаков (а для жителей приморских областей? развитое рыболовство), племена и народности среднего пояса с умеренным и жарким климатом перешли от охоты к земледелию, представлявшему более надежный и постоянный источник питания.

Когда у восточного побережья Нового Света появились испанские корабли, этот огромный континент был населен множеством индейских племен и народностей. Однако, лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария? Центральной Америке и северной части Южной Америки? испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации. На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее «открытия», в 1492 г., там жило до 2/3 всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади.

Описываемая местность в научной литературе получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций. Именно здесь на рубеже нашей эры возникли самобытные цивилизации предков майя, тольтеков, астеков, ольмеков, тотонаков, сапотеков и др.

Данная работа посвящена архитектуре древних народов Центральной Америки. На основе крупнейших строительных сооружений рассмотрены основные принципы архитектуры древних индейцев классического (I-IX вв.) и последнего (IX-XVI вв.) периодов истории Американских континентов.

Архитектура Центральной Америки классического периода (I-IX вв.)

В Центральной Америке наиболее значительные в культурно-историческом отношении области находились на территории центральной и южной Мексики (племена и народности, тольтеков, миштеков, ацтеков, ольмеков, тотонаков и сапотеков), Юкатана, Гватемалы и Гондураса (майя).

Расцвет зодчества приходится на I—IX вв. н. э. эпоху, получившую в истории древнеамериканской культуры название «классического периода». Она совпала со временем появления и развития раннерабовладельческих государств, в которых особое могущество приобрело жречество. В связи с этим строительство грандиозных культовых центров в городах-государствах стало основным видом крупного монументального строительства.

Основные архитектурные принципы

К рубежу нашей эры здесь образовались четыре направления в искусстве, соответствовавшие сложившимся в то время племенным объединениям: майя, ольмеков, тольтеков и сапотеков. Архитектура этих народов была близка по типу; такая близость обусловливалась прежде всего одинаковыми строительными принципами.

Строительная техника древних американцев основывалась на применении простейших конструкций — массива стены и стоечно-балочных систем. Клинчатые распорные арки и своды не применялись. Все перекрытия помещений осуществлялись с помощью балок и плит или посредством ложных сводов, имевших достаточно широкое распространение и получавших разнообразную форму. Часто употреблялся свод острого профиля со стрелой подъема, равной высоте поддерживающих стен. В стенки свода нередко заделывали деревянные затяжки. Имели место и плоские смешанные конструкции перекрытий из дерева и камня: по деревянным балкам укладывался слой щебня, пропитанного известковым раствором. Перемычки над проемами также делались плоскими — каменными или деревянными.

Древнеамериканским строителям не было известно понятие арки и свода; они перекрывали Здания или бревнами? стропилами, или при помощи ложного свода. Последний способ обусловливал острый угол свода, большую его высоту и необычайную массивность стен, на которые этот свод опирался. Иногда для увеличения площади опоры помещение перегораживалось посредине продольной стеной, имевшей в центре дверь. В этом случае здание перекрывалось уже двумя ложными сводами, опиравшимися одним концом на срединную, а другим? на внешнюю стену.

Кладка массивных стен велась из необработанного камня в сочетании с облицовочным слоем. Ядро стен, пирамид, платформ состояло из крупного щебня и земли, залитых с утрамбовкой известковым раствором. Облицовочный слой делался из камня или толстого слоя известковой штукатурки, окрашиваемой затем в белый (иногда красный) цвет. Применялся в строительстве и обожженный кирпич.

Широко распространенная орнаментика и скульптура в монументальном строительстве покрывали часто большие плоскости стен: изображения вырезались в камне, заделанном в массив кладки, или в толще стука. Иногда на оштукатуренную плоскость стены наносились фресковые росписи, а деревянные перемычки проемов часто украшались резьбой.

Для древней архитектуры Центральной Америки были характерны два тина сооружений. Первый из них представляет собой ступенчатую пирамиду с усеченной вершиной, на которой находился небольшой храм с одним или двумя внутренними помещениями. От подножия пирамиды к двери храма обычно шла длинная широкая лестница. У больших пирамид такие лестницы располагались по всем четырем сторонам. Лестницы эти тянулись непрерывно от основания к вершине, либо (если уступы пирамиды были немногочисленными и очень высокими) они велись с уступа на уступ.

Второй тип сооружений представлял собой узкое, вытянутое в длину здание, делившееся внутри на несколько помещений. Постройки этого рода обычно также находились на искусственно поднятых площадках, но высота их по сравнению с высотой пирамид ничтожной. Эти постройки (условно называемые «дворцами») являлись, по всей видимости, жилищами знати и жрецов.

Особняком от этих двух типов зданий возводились сооружения для культовой игры в мяч. Они представляли собой две наклонных массивных стены, идущих параллельно друг другу. Между ними помещалась площадка для игры. Зрители располагались на стенах (ширина последних предусматривала такую возможность).

На протяжении всей многовековой истории народов Центральной Америки описанные выше основные типы сооружений оставались ведущими; изменения в них сводились, в сущности, к изменениям пропорций между отдельными частями постройки или к различиям в орнаменте фасада.

Характерным образцом строений первого типа может служить Храм Солнца в городе майя Паленке, построенный во второй половине 7 в. н.э. Он воздвигнут на невысокой пирамиде, сложенной из пяти уступов-этажей. Сам храм, расположенный на усеченной верхушке пирамиды, представляет собой продолговатое небольших размеров здание со средней продольной стеной. К торцовым стенам примыкают два узких отрезка фасадной стены, а между ними находятся еще два прямоугольных столба. Таким образом, из первого, выходящего на фасад помещения образовано нечто вроде портика. Продольная стена прорезана тремя дверьми, во втором помещении в центре находилось маленькое святилище, перекрытое бревенчатым накатом. На задней стене его помещен барельеф, изображающий маску бога солнца, подвешенную на двух скрещенных копьях, около которой в позе поклонения находятся две человеческие фигуры.

На плоской крыше храма возвышался кровельный гребень, достигавший здесь, как и в других постройках майя, значительной высоты. Он не имел никакого конструктивного значения и служил лишь для увеличения общей высоты здания. Гребень этот, состоящий из двух сходящихся наверху под острым углом стен с многочисленными окноподобными отверстиями, был покрыт богатым геометрическим орнаментом, в центре которого находилось изображение мифологического фантастического существа.

Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и впечатляющих памятников архитектуры майя. Другие храмы Паленке близки по плану Храму Солнца и отличаются от него лишь незначительными деталями и более богатой орнаментацией фасадов.

Образцом сооружений второго типа может служить дворец в том же Паленке. Он представляет собой целую группу зданий, расположенную вокруг двух больших и двух малых дворов. Каждое здание продолговатой формы, со средней сплошной продольной стеной, делящей помещение на две параллельно расположенные узкие комнаты, перекрытые ложными сводами. Наружные стены, прорезанные рядом дверных проемов, образуют систему многоугольных столбов, покрытых, так же как и в храмах, рельефами из стука. Вся группа зданий расположена на громадной платформе. По краю ее находилась стена, прерывавшаяся для двух широких входных лестниц, ведших на большие дворы.

В одном из малых дворов находилась трехэтажная прямоугольная в плане башня? одно из малочисленных действительно многоэтажных зданий в древней Центральной Америке. Обычно впечатление многоэтажное достигалось путем постройки нескольких одноэтажных зданий, расположенных на склоне естественного или искусственного холма, одно над другим. Так, например, выстроен пятиэтажный дворец в древнейшем городе майя Тикале.

Крупнейшие архитектурные комплексы

Сооружения, здания и архитектурные комплексы, возводимые из камня, отличались своей массивностью и монументальным характером, что было связано, по-видимому, не столько с несовершенством строительной техники, сколько с традиционно сложившимся образным строем ведущих культовых построек и прежде всего грандиозных ступенчатых пирамид, напоминающих своей общей формой месопотамские зиккураты. Так, пирамида Солнца в Теотихуакане (долина Мехико, 1 в. до н. э.) имела в основании 210Ч220 м и около 65 м высоты, а возведенная значительно позднее тольтеками пирамида в Чолуме с размером около 300Ч320 м в основании считается крупнейшей пирамидой в мире.

Храмовый комплекс в Теотихуакане (300 г. до н. э. 900 г. н. э.) включает в себя помимо пирамиды Солнца еще две крупные монументальные постройки — пирамиды Луны и Ветра (Кецалькоатля). Все три сооружения объединялись прямой парадной аллеей протяженностью свыше 2 км, ориентированной на пирамиду Луны. По сторонам магистрали тянулись жилища жрецов и рядовых земледельцев, с которыми контрастировали культовые памятники — символы божества и могущества теократии. Вокруг пирамиды Кецалькоатля было создано монументальное окружение из малых пирамид, поставленных на насыпной вал. Уступы большой пирамиды оштукатурены и расписаны. Широко применен и резной каменный декор, символизирующий обожествленные силы ветра, дождя и других природных стихий. америка индейский доколумбовый архитектура

Пирамида Луны (около 300 г.), замыкая ансамбль, приобрела композицию, соответствующую ее положению, Несмотря на меньшую по сравнению с другими пирамидами величину (120Ч150 м в основании, высота 42 м), она монументальна и сочетает в себе центричность традиционно-ступенчатого сооружения с парадной пространственной осью, отмеченной ритуальной лестницей, продолжающей главную аллею комплекса. Лестница ведет к верхней площадке, где расположено небольшое крытое святилище, в которое был открыт доступ только жрецам. Сама же религиозная церемония отличалась предельной наглядностью, разворачиваясь в основном на широкой лестнице, идущей от уступа к уступу пирамиды. На всю высоту первого уступа лестница обрамлена ступенчатой платформой, имевшей, по-видимому, свое ритуальное значение. С точки зрения формообразования она интересна тем, что примененный здесь профиль из вертикальной полосы и подпирающей плиту наклонной части в дальнейшем повторяют многие сооружения Центральной Америки. Такова форма уступов, например, пирамиды в Шочикалько (VIII-IX вв.), где расчлененность на два элемента делает каждый уступ тектонически более завершенным, чему способствует и обильно здесь примененная, раскрашенная пластика, почти сплошь покрывающая боковые плоскости пирамиды.

Теотиуакан — располагался на центральном плато в 40 км от Мехико. Название города переводится как «родина богов». Считалось, что именно здесь родились Солнце и Луна. До сих пор неизвестно, кто построил этот город, скорее всего, ацтеки. Так же неясно, кем и почему в 7 веке нашей эры Теотиуакан был разрушен и сожжен. Расположенный на площади в 21 кв. км, с населением около 100 000 жителей, город имел очень жесткую регулярную планировку, сориентированную по сторонам света. Улицы в городе были прямые, как стрела, и пересекались под прямым углом, для чего пришлось даже изменить русло реки с помощью обводного канала. Центральной осью города была абсолютно прямая улица шириной 40 метров и длиной более 2 км, которая называлась «Дорога мертвых». По ее сторонам располагались многочисленные храмы и дворцы. Самые главные храмы Теотиуакана — это Пирамида Солнца и Пирамида Луны. Пирамида Солнца когда-то была самым главным храмом города. Ее высота изначально составляла 65 метров. Это — пятиступенчатая пирамида с основанием 667×685 метров, общий объем которой составляет около 1 млн. кубометров земли, камней и сырцового кирпича. В отличие от других пирамид Центральной Америки, она была построена очень быстро. На самой вершине пирамиды находился небольшой храм, который, как и у греков, считался жилищем божества. К нему вела крутая лестница, по которой поднимались ритуальные процессии для совершения обряда кровавого человеческого жертвоприношения. А снизу на процессию взирала огромная толпа. На северном конце «Дороги мертвых» находилась шестиступенчатая Пирамида Луны. Она была немного ниже Пирамиды Солнца. Ее высота составляла 46 метров, вершину тоже венчал храм, к которому вели широкие лестницы для процессий. Древние ацтеки придавали большой ритуальный смысл самому процессу восхождения на пирамиду. Ступени к храму считались ступенями к небу. В центре города располагался целый комплекс храмовых построек известной нам уже формы ступенчатой пирамиды со знаменитым храмом — Пирамидой Кецалькоатля. Украшенная многочисленными рельефными изображениями бога — Пернатого Змея со сверкающими глазами из обсидиана, пирамида производит жутковатое впечатление даже на современного человека, несмотря на свою относительно небольшую высоту — всего около 21 метра. Раньше храм, как вероятно и остальные храмы, был оштукатурен и раскрашен яркими красками. Великий город ацтеков погиб в 7 веке под ударами неизвестных захватчиков, был полностью разграблен и сожжен.

Культовый центр Шочикалько, время расцвета которого пришлось на конец «классического периода» и совпало с угасанием Теотихуакана, состоял из сложного комплекса сооружений, объединенных в группы. Западная группа включала помимо других построек специальное сооружение для игры в мяч, которая у древних американцев имела не просто спортивное, но ритуальное культовое значение. Этот тип сооружения, своего рода стадион, имел широкое распространение в градостроительстве Центральной Америки. Стадион в Шочикалько (VIII-IX вв.) — наиболее ранний известный пример подобного сооружения в долине Мехико. Среди построек восточной группы выделяется жилище знати, организованное, как и в Теотихуакане, вокруг внутренних дворов. Горячие купальни, мощеные дороги и другие элементы комфорта свидетельствуют о высоком уровне общего благоустройства центральной части города.

У народов майя, занимавших территорию Центральной Америки к востоку от долины Мехико в районе полуострова Юкатан, наиболее ранние памятники монументальной архитектуры относятся к началу «классического периода». Древнейшим и самым большим городом майя был Тикаль (VI в. до н. э. IV в.). Его центральная часть площадью около 16 км включала девять больших групп зданий, сооруженных на искусственно поднятом и выровненном плато. Группы связаны между собой мощеными дорогами, идущими по насыпям, облицованным камнем. Центральные сооружения групп — пирамидальные храмы — отличались вытянутой вверх формой и большой высотой, порой достигающей около 70 м. Лестница в них имела большую крутизну, а над святилищем устраивался громадный декоративный гребень. Встречались и более приземистые пирамиды, некоторые из них имели лестницы со всех четырех сторон, что делало равноценным для зрителя каждый фасад храма. Однако подобные пирамиды встречались значительно реже, чем пирамиды с одной выделенной осью.

Самым большим городом культуры майя был Тикаль. Там было обнаружено 8 огромных пирамид и около 80 менее значительных памятников: дворцов, общественных и жилых построек. Существует мнение, что «священные города» майя заселялись людьми только на время религиозных праздников, а остальное время они жили в глинобитных и деревянных домах за пределами города. Тикаль занимал площадь около16 кв. км, там было около 3000 построек, а население составляло от 10 до 45 тысяч человек. В центре города, как обычно, располагался большой открытый двор, с каждой стороны которого стояли ступенчатые пирамиды с храмами на вершинах. Высота этих пирамид — около 47 метров. В храмах было 3 помещения, а над перекрытием возвышались так называемые каменные «гребешки» — характерное завершение пирамид майя, имеющее своими истоками деревянную жилую архитектуру. Все постройки майя возводились на высоких глиняных платформах, даже жилые дома. Платформы пирамид делали их зрительно еще выше. Самая большая из пирамид Тикаля достигает 70 метров в высоту и имеет очень крутые лестницы, по которым религиозные процессии поднимались в храм.

Грандиозным архитектурным памятником была пирамида, выстроенная тольтекамив городе Чолула. Она по праву может считаться самым большим архитектурным сооружением древности на американских континентах. Даже после многовековых разрушений чолульская пирамида поражает своими размерами: длина основания ее равна 440 м, а высота 77 м. На этой искусственной горе был некогда воздвигнут целый комплекс святилищ.

Доминирующее значение пирамидальных храмов в ансамбле прослеживается на примере пространственной организации центра города Копан (VIII в.), где главные площади отделены от группы храмов акрополя), поднятых на высоту 40 м, огромной лестницей 90-метровой ширины. В системе ансамбля помимо пирамид важную роль играют другие типы сооружений — стадион, стелы, балюстрады и стенки с различными изображениями и др. Общее построение ансамбля свидетельствует о высоком градостроительном мастерстве майя, умении интересно и рационально организовать большие пространства, предназначенные для многолюдных собраний и ритуальных процессий, с учетом особенностей идейно-художественного воздействия монументальных архитектурных форм.

В конце «классического периода» выделяется значительная группа городов в районе местности Пуук, а среди городов этой группы наиболее выдающимися памятниками отличается Ушмаль. По характеру архитектуры и типологии эти памятники близки не только памятникам в других городах майя, но и зодчеству Древней Мексики. Основное место в ансамбле центра Ушмаля уже занимают не храмы, а здания дворцового типа, точное назначение которых часто не до конца выяснено, в связи с чем они иногда имеют условное название (дом Голубей, дворец Губернатора, Женский монастырь и др.). Поднятые на платформах дворцы. Ушмаля, как правило, состоят из двух рядов помещений, перекрытых ложными сводами. Снаружи богатая орнаментика каменных узоров контрастирует с нижней, обычно гладкой плоскостью стены, прорезанной крупными прямоугольными проемами. Встречаются и арочные проемы, образующие торжественные обрамления проемов.

Дворец Губернатора особенно выделяется среди построек Ушмаля ясностью и монументальной торжественностью композиции. Поднятый на высокой платформе в виде двухступенчатой усеченной пирамиды, дворец состоит из трех блоков, соединенных между собой двумя триумфальными арками. По оси среднего основного блока устроена широкая подводящая к дворцу лестница по типу пирамидальных храмов. Над нижней стеной нависает широкий фриз), сплошь покрытый резными изображениями геометрического и зооморфного характера. Контраст мощного по своей пластической силе фриза, мозаика) которого состоит более чем из 20 тыс. камней, и четко расчлененной уступчатыми проемами глади стены создает образ большой эмоциональной насыщенности и исключительной тектонической выразительности.

Архитектура ольмеков (живших на территории современных мексиканских штатов Вера Крус и Табаско) принципиально мало чем отличалась от архитектуры майя и тольтеков, но уступала ей по размерам и прочности своих сооружений. В этой стране, почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформы воздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука. Естественно, что пирамиды дошли до нас в разрушенном состоянии.

Очень своеобразный по архитектурному оформлению храм был выстроен народностью тотонаков в Тахине. Составленная из семи крупных уступов пирамида имела на своей вершине небольшое однокомнатное святилище. На лицевой стороне находилась широкая монументальная лестница. Все уступы пирамиды были декорированы квадратными нишами, имитирующими дверные проемы. В этих нишах некогда находились маленькие статуи божеств. Благодаря небольшим размерам этих статуй, увеличивающим относительные масштабы уступа, у зрителя издали создавалось впечатление гигантского семиэтажного здания, хотя в действительности размеры пирамиды невелики.

Архитектура Центральной Америки последнего периода (IX-XVI вв.)

Последний период, охватывающий время с IX в. до завоевания Америки испанцами (с 1519 г.), характеризуется постепенным ослаблением значения жречества и возрастанием в жизни государств роли военно-административной знати. Соответственно уменьшается, а затем почти прекращается сооружение пирамид; предпочтение отдается зданиям административно-дворцового характера.

В 9−10 вв. н.э. в расселении народов Центральной Америки происходит ряд значительных изменений. Причины их еще не вполне ясны. Одни народности, как, например, ольмеки, исчезают почти бесследно. В долине Мехико появляется большая группа племен нахуа, в лингвистическом отношении родственных тольтекам. Под напором этих пришельцев тольтеки оставляют свои поселения в долине и движутся сперва на северо-восток, где основывают свой новый крупный центр? Тулан, или Толлан, а затем, вытесненные и оттуда, устремляются на юго-восток. После долгих странствований тольтеки осели на территории современных штатов Мексики: Табаско и Кампече, а часть их затем проникла до Юкатана и Гватемалы. Приблизительно к тому же периоду относятся и крупные изменения в расселении племеп майя. Древние города, расположенные на территории Гватемалы и Британского Гондураса? Паленке, Пьедрас Неграс и др.,? покидаются населением и становятся добычей джунглей. С другой стороны, быстро развиваются и пышно расцветают поселения майя на Юкатане. Проникшие на этот полуостров тольтеки становятся во главе ряда новых государственных объединений майя. Наиболее значительными из них были государства с центрами в Чичен-Пце, Ушмале и Майяпане. В искусстве этих центров, в особенности на памятниках Чичен-Ицы, заметно сильное влияние тольтекской культуры.

Вторгнувшиеся в долину Мехико племена нахуа (астеки и др.) также не избежали влияния тольтекской культуры. Эти первоначально кочевые племена в результате соприкосновения с более высоким по культурному уровню населением долины Мехико перешли постепенно к оседлой жизни и земледелию. В сложении их культур сыграло определенную роль кроме «тольтекского наследства» также и появление в 11 в. в долине Мехико переселенцев миштекского происхождения, принесших с собой элементы старой сапотекской культуры.

Таким образом, второй период в истории народов Центральной Америки с точки зрения культурного развития может быть охарактеризован как период широкого распространения тольтекской культуры, ее ассимиляции другими народностями и конечного синтеза из тольтекских и местных элементов.

Наиболее сильно влияние тольтекской культуры отразилось на памятниках Чичен-Ицы? города, захваченного тольтеками в конце 10 в.

В период своего расцвета (11 ?первая половина 12 в.) Чичен-Ица был одним из наиболее значительных городов Юкатана, территория его охватывала несколько квадратных километров. Из архитектурных памятников Чичен-Ицы наиболее значительными являются обсерватория Караколь, большой стадион для игры в мяч с относящимся к нему Храмом ягуаров, а также весьма интересный Храм воинов и другие.

Отличительной чертой архитектуры этого периода умайя является обширное применение колонн, часто оформленных в виде туловищ пернатых змей. Впервые в искусстве древней Центральной Америки колонны появляются в Теотихуакане, у тольтеков. В постройках Тулы применение колонн становится еще более частым; именно здесь и создается своеобразный вид колонны в виде туловища пернатой змеи, голова которой является ее базой, а хвост? канителью. Пернатая змея была символом верховного тольтекского бога Кецалькоатля, и поэтому возникновение оформленных таким образом колонн в храмах, посвященных этому божеству, вполне естественно. С конструктивной точки зрения применение колонн позволило расширить внутренний объем помещений. Мотив змеиной головы также широко использовался во всех элементах архитектурного декора храмов. Нередко из открытой пасти змеи выглядывала человеческая голова.

Характерным образцом позднейшей архитектуры майя, впитавшей в себя тольтекские элементы, является главный храм Чичен-Нцы, известный под названием Кастильо. Он представляет собой массивную высокую пирамиду из девяти уступов; на каждой стороне ее расположена широкая лестница, окаймленная балюстрадами. На вершине пирамиды расположен храм, план его почти точно повторяет планы древнейших храмов майя.

Фриз храма распадается на три части, из которых средняя, более широкая, не орнаментирована. Крыша Кастильо, в отличие от храмов древнейшего периода, не имеет кровельного гребня. Весь храм-пирамида в целом поражает зрителя монументальным величием и простотой своих форм. Он является центром всего архитектурного ансамбля Чичен-Пцы, и, в какой бы точке города ни находился путешественник, взор его неизменно попадает на вознесенное над всеми постройками здание храма.

Очень интересно еще одно из зданий Чичен-Ицы? круглая башня, известная под названием Караколь (Улитка), названная так за извивающуюся, подобно раковине улитки, лестницу. Сама башня, помещенная на двух находящихся одна над другой прямоугольных террасах, достигает в высоту 13 м. Небольшие прямоугольной формы окна, прорезанные в толще ее стен, направлены по астрономически важным координатам. Это обстоятельство позволяет предполагать, что Караколь является зданием, специально выстроенным для астрономических наблюдений.

Здания Чичен-Ицы, как и все постройки других поселений майя этого периода, богато декорированы. В отличие от древнейших зданий декор (главным образом геометрический орнамент и заимствованные из тольтекского искусства фигуры змей) заполняет всю поверхность стены. Часто фасадные стены покрываются своеобразной каменной мозаикой, образованной из небольших тщательно обработанных каменных пластин, покрытых тончайшей резьбой.

Сходные строительные принципы характерны и для архитектуры этого периода других центральноамериканских народов. Правда, большой архитектурный комплекс миштеков в Митле (12?13 вв.) не имеет пирамид и расположен на искусственно выровненном участке. Наибольшее впечатление производит дворец. Бесконечные залы, портики, переходы, подземные и полунодземнме помещения создают впечатление лабиринта. Несохранившиеся, очевидно деревянные, перекрытия потолков поддерживались массивными, монолитными каменными столбами. Этот дворец является самым большим крытым строением в древней Центральной Америке.

В начале 15 в. в долине Мехико после долгой и упорной борьбы между племенами нахуа за главенство создается ацтекское государство. Существование и расцвет его были целиком основаны на военном могуществе ацтеков. Поэтому понятно, что их столица? Теночтитлан? была выстроена на небольшом искусственно укрепленном островке посреди озера. Для сообщения с материком служили три массивные дамбы, прорезанные в нескольких местах каналами. В случае опасности подъемные мосты, перекинутые через эти каналы, поднимались, и Теночтитлан превращался в неприступную крепость.

К сожалению, мы очень мало знаем об архитектуре ацтеков; при завоевании Теночтитлана испанцами все наиболее выдающиеся архитектурные сооружения были или уничтожены, или полностью перестроены. Те скудные сведения, которыми мы обладаем, основываются лишь на описаниях испанских очевидцев? участников завоевания, или на схематических рисунках в ацтекских рукописях.

Заключение

Развитие многовековой древнеамериканской цивилизации было прервано в XVI в. европейскими завоевателями. Древние города были разрушены, и в монументальном строительстве наступил новый период архитектуры Латинской Америки, связанный с процессом проникновения в эти страны европейских стилей и их ассимиляции местной традицией.

Список использованной литературы

1. Архитектура Древней Америки

2. Бородатова А. А. Игра в мяч как путь в пещеру предков // История и семиотика индейских культур Америки. М., 2002.

3. Всеобщая история искусств. Том 2. Книга вторая. Искусство Древней Америки. http: //www. bibliotekar. ru/Iskuss2/index. htm

4. ГуляевИ. Цивилизации Древней Америки//Древние цивилизации, под ред. Г. М. Бонгард-Левина, М., 1989.

Показать Свернуть

sinp.com.ua

Тема 5. Архитектура Древней Америки

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ АМЕРИКИ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА

В Доколумбову эпоху большая часть Центральной Америки принадлежала к мезоамериканской цивилизации. Заселение региона шло с севера на юг. Индейские сообщества, в некоторых случаях развившиеся в полноценные государства, занимали территории от центра Мексики до севера Коста-Рики.

ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ

Культура ольмеков (1150—800 гг. до н. э.)

Ольмеки обитали в тропических долинах южной и центральной Мексики. Существовала с 1500 гг. до н. э. до 400 гг. до н. э.

Два самых известных ольмекских памятника — Трес-Сапотес и Ла-Вента.

Культура майя (200 г. до н. э. — 900 г.)

Цивилизация начала формироваться 2000 до н. э. Существовала до прибытия конкистадоров.

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

Культура тольтеков (900—1200 гг.)

В VIII в. н. э. тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику, в IX веке создали большое государство, охватившее центральные и северные районы Мексики со столицей в Серро-де-ла-Эстрелья, а затем в Толлане. В X веке военные отряды тольтеков подчинили отдельные группы майя на Юкатане и в горной Гватемале. В то же время, в результате внутренних конфликтов в империи тольтеков, от них откололась и мигрировала на территорию современного Сальвадора большая группа населения. Во второй половине XII века н. э. новое нашествие с севера воинственных племён, последней волной которых были ацтеки, положило конец владычеству тольтеков в Мексике.

Культура ацтеков (1428—1521 гг.)

Предки ацтеков пришли в долину Мехико с севера. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан. К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, включало в себя центральную часть современной Мексики. В 1521 году была уничтожена испанскими конкистадорами.

КУЛЬТУРА ОЛЬМЕКОВ

Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах.

Для ольмекской архитектуры характерны монолитные базальтовые столбы в погребальных склепах, а также мозаичная вымостка ритуальных площадок.

Поселения представлены тремя уровнями:

1. Первой и самой древнейшей столицей индейской Америки считается Сан-Лоренсо (1400-900 гг. до н.э.). Он расположен на естественном плато, склоны которого были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы. В нём проживало до 5 тыс. жителей. Городу покровительствовал бог-ягуар. Его масками были украшены углы ступеней пирамиды (самой древней из известных сегодня в Америке), которая представляет собой конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией. От пирамиды тянутся два маунда, между которыми расположена каменная мозаичная площадка в виде морды ягуара. Также в городе были построены: первая площадка для игры в мяч, каменные дренажные системы и каменные скульптуры.

Между 1150 и 900 гг. до н.э. Сан-Лоренсо превратился в обширное поселение, занимавшее вершину и склоны невысокого плато. Его площадь определяется по-разному: 52,9 га , 300 га и даже 690 га.

Постройки располагались на невысоких, не более 2 м, платформах. Самой важной из них был так называемый "Красный дворец". Это было большое длинное здание со стенами из утрамбованной земли и из известняковых и песчаниковых плит. Под полом находился акведук из базальтовых желобов. Крыша "дворца" была из пальмовых листьев. Центральной опорой для крыши служила базальтовая колонна.

В городе было найдено 10 колоссальных голов ольмеков из базальта (весом до 30 тонн, средняя окружность около 7 м., высота 2,5 метра.), очевидно, изображающих верховных вождей. Поверхность голов когда-то покрывала глиняная обмазка, раскрашенная красной краской.

Вторым ритуальным центром-городом первого уровня Ольмеков был Ла-Вента. В городе был расположен большой архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и нескольких пирамидальных платформ. Ла-Вента достигла в размерах 2 кв. км. Отличительной её особенностью являлись монументальные земляные постройки. Центром поселения являлась "Большая пирамида" - глиняный холм высотой более 30 м, облицованый сверху слоем прочного, как цемент, известкового раствора. Пирамида имеет круглое в плане основание, имеющее, в свою очередь, несколько полукруглых выступов-«лепестков». Причина столь странной формы была объяснена тем, что точно также выглядели конусы многих потухших вулканов в близлежащих горах. По поверьям индейцев, именно внутри таких вулканических пиков жили боги огня и земных недр.

К северу от нее находятся два двора, расположенные по оси север-юг, на которой строится ансамбль. Вход в наиболее удаленный от пирамиды двор обрамлен двумя платформами, в одной из которых пол выстлан мозаикой из серпентина и цветной глины, изображающей стилизованную голову ягуара. Двор, включающий гробницу, был заглублен в землю и окружен тесно поставленными столбами из естественного колоннообразного базальта.

2. Поселения с террасами и площадью до 25 га. Их насчитывается четыре (Сан-Антонио, Ауатепек, Лома-дель-Сапоте и безымянное поселение у холма Пенья-Бланка) и они располагаются на возвышенностях примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.

3. Деревушки и изолированные домохозяйства.

КУЛЬТУРА МАЙЯ

Материалы и конструкции

Ядро стен, пирамид и платформ состояло из щебня и земли, заливаемых известковым раствором.

Облицовка делалась из камня или толстого слоя стука (штукатурки: гипс, мраморная пудра), который затем окрашивался в белый (известковая побелка) или красный (размоченной корой дерева чоком намазывали стены, после высыхания они были непроницаемы для дождя) цвет.

Часто употреблялся ложный свод острого профиля, со стрелой подъема, равной высоте поддерживающих стен. Делался с помощью сужения крыши особой кладкой кирпичей, в результате которой каждый ряд кирпичей слегка выступал над нижним. Стены сужали, пока в потолке не оставалось лишь небольшое отверстие, которое затем закрывали плитой.

В стенки свода заделывали деревянные или каменные затяжки.

В ряде случаев употреблялось плоское перекрытие, в котором по деревянным балкам укладывался толстый слой щебня, пропитанного известковым раствором. Перемычки над проемами были плоскими, деревянными или каменными.

Культовая архитектура

Храмы устанавливались на вершинах пирамид (высота пирамид достигала 50-60 метров) - теокали, изображавших гору, где, согласно поверьям майя, находилась пещера их прапредков. По этой причине в пирамидах часто были гробницы, располагавшиеся под или в пирамиде (иногда гробницы были прямо под полами храмов, а иногда пирамиды специально строили над природными пещерами). Храмы же были предназначены для изображения выхода из пещеры. К храмам вели длинные лестницы. Храмы, как правило, были квадратными, достаточно тесными, у них была одна либо несколько дверей и они не имели окон. Особенностью храмов был «кровельный гребень». На нём располагалась большая часть декоративных украшений храма. Это была высокая конструкция, предназначением которой было подчеркивать идею о приближении к небу и вертикальность храма.

Площадки для игры в мяч были украшены скульптурами, возможно, использовавшимися в игре. Также на площадках имелись кольца. Внутри площадок на платформах имелись скамейки.

Дворцовая архитектура

Дворцы, как правило, располагались на специальных платформах, имели чаще всего только один этаж, некоторые дворцы были многоэтажными (до пяти этажей). Помещения, обычно состоящие из двойного ряда комнат, были очень узкими, пролет перекрывающего их ложного свода равен толщине опоры. Свет проникал через дверные проемы. Задние комнаты были очень темным.

Различные стили

Архитектура майя была различной в разных регионах.

Стиль Петена

Свойственна большая крутизна наклона лестниц и стен пирамид. «Кровельные гребни» в были чрезвычайно большими, храмы имели очень толстые стены, иногда достигавшие толщины в 7 метров. Подобная архитектура производила впечатление снаружи, но её недостатком было чрезвычайно малое пространство внутри храмов — иногда свободное пространство там имело один метр ширины. Также свойственны внешние лестницы и украшение зданий огромными масками из штука.

Пример – архитектура Тикаля.

Стиль Паленке

Особенностями архитектуры были: портик с тремя-пятью входами, козырек зданий далеко выступал вперед, кровля была наклонной, рельефы из штука, которые располагались на фасадах (их предназначением была защита от дождя), фасады зданий имели фризы, на которых располагались лепные фигурки.

Пример – архитектура Паленке.

Градостроительство

Города майя состояли из религиозно-административных центров, окруженных небольшими, построенными из дерева и плетня хижинами земледельцев. Центр города формировался из нескольких, окружающих площади групп зданий, композиционно связанных между собой.

Город Тикаль

Центральная часть состоит из девяти больших групп зданий, занимающих искусственно выровненные возвышенности. Группы связывают широкие мощеные дороги, идущие по насыпям, облицованным рваным камнем. Щебеночное, политое известковым раствором покрытие дороги выравнивали каменными катками.

Для сбора дождевой воды в Тикале были устроены облицованные камнем резервуары.

Группы зданий города связывали были ориентированы по сторонам света. Ориентация фасадов основных сооружений производилась на фасады других главных зданий.

Наибольшее количество сооружений было сосредоточено близ больших пирамид, и дворцы около них служили жилищами жрецов.

Перед каждым храмом Тикаля устраивались большие прямоугольные площади, на которых стояли резные стелы. Тикаль имел стадион.

Город Паленке

Главную группу зданий пересекает небольшой горный ручей, заключенный в сводчатый туннель. С запада от него расположена дворцово-храмовая площадь, с востока — прямоугольная площадь, окруженная храмами.

Храмы (8 в главной группе) построены по однотипной схеме. Вершину невысокой ступенчатой пирамиды с лестницей венчало святилище, украшенное гребнем. По продольной оси святилище пересекала стена, на которую опирался гребень. Главный фасад прорезан широкими дверными с деревянными перемычками проемами. За дверью продольной стены находился полутемный тайник — небольшая камера, перекрытая деревянным накатом и украшенная особо тщательно исполненным стуковым барельефом. Столбы главного фасада были сравнительно тонкими, благодаря чему он имел вид портика. Над портиком и над остальными наружными стенами тянулись широкие наклонные, почти параллельные внутренним поверхностям ложных сводов плоскости, образующие усеченную пирамиду. Наклон был необходим в условиях изобилующего ливнями климата. Все святилище, включая гребень, было покрыто резным стуком.

Три храма были одновременно гробницами жрецов и вождей. Гробницы располагались внутри пирамиды. К камере от внутреннего помещения храма вела перекрытая отрезками горизонтальных ложных сводов двухмаршевая лестница, закрытая огромным камнем. Камера была закрыта массивной треугольной каменной плитой. Проход к саркофагу после обряда погребения был целиком заббивался крупными камнями и щебнем. От саркофага вдоль одной из стен хода к полу святилища шел квадратный в сечении канал для «переговоров» с душой умершего.

Помещения дворцовой группы объединялись вокруг двух больших (на севере) и двух малых дворов. Комплекс располагался на высокой (10 м) платформе и был окружен стеной с воротами, к которым с севера подводили две лестницы. Продольная стена делила каждый примыкающий к двору блок на два ряда сводчатых комнат. Оба ряда освещались через двери, перекрытые деревянными перемычками. Простенки были богато украшены стуковыми рельефами. Некоторые стены сохранили следы фресок.

Дворец Паленке отличался благоустройством: вода к нему подводилась из ручья подземным акведуком, вблизи башни находилась паровая баня и уборные. Башня была четырехъярусной, нижний ярус — сплошной. Коридорообразные помещения ярусов перекрыты сводами. Неподалеку от дворца находился стадион для игры в мяч.

Город Чичен-Ица

Постройки Чичен-Ицы группируются около двух естественных колодцев. Из южного колодца брали воду для повседневных нужд. Северный колодец считался священным. К нему примыкала главная группа зданий, с которыми колодец связывала прямая насыпь 300 м длины, 6 м ширины, 1-4,5 м высоты.

Главная группа четко композиционно слажена. Центральным зданием, определившим ориентировку остальных сооружений, является пирамида Кастильо — храм Кукулькана. Вход в который обращен к Священному колодцу. Пирамида имеет широкие, поставленные по всем четырем сторонам лестницы. Симметричное построение усиливало ее роль ключевого здания ансамбля. Девять уступов пирамиды имеют профилировку. Каждый уступ декорирован зубчатыми выступами. Количество декоративных зубцов каждой полосы остается постоянным, благодаря чему усиливается эффект перспективного сокращения, высота пирамиды иллюзорно повышается. Венчающее пирамиду квадратное в плане святилище имеет четыре входа, соответствующих подходившим лестницам, однако только вход, обращенный к Священному колодцу, вел к целле. Он имел вид массивного портика, образованного «змеиными» колоннами.

Храм Воинов подчинен главному сооружению ансамбля: он меньше Кастильо и обращен к нему фасадом. Вход в святилище разделяют змеиные колонны, сохранившие следы раскраски. Святилище храма Воинов состоит из двух камер, своды которых поддерживают колонны. Его переднюю обширную камеру-вестибюль делят тесно поставленные квадратные столбы. Во второй камере столбы поставлены реже.

Круглый храм Караколь (исп. «улитка») — обсерватория (12,3 м высоты), к верхней камере которого в толще здания проложен закручивающийся, как спираль улитки, ход. Отверстия в его стенах отвечали годовым переломным точкам. Внизу башни – двойное кольцо коридоров.

Все дворцы состоят из двух рядов сводчатых комнат. Наиболее раннее здание дворцового типа состоит из трех прямоугольных, окруженных свободно стоящими блоками дворов. К среднему двору примыкает храмовая пирамида.

Соединение двора с пирамидой повторяется и в более поздней группе Женского монастыря. Женский монастырь состояит из четырех, вознесенных на высокие платформы зданий

Дворец Губернатора стоит на платформе высотой 15,5 м. Он представляет собой блок размером 99,2 X 12,4 м, включающий 24 комнаты.

В западной части ансамбля главной группы самый большой (163,5 X 67,5 м по наружному обходу) из семи стадионов Чичен-Ицы. Огромная игровая площадка была ограничена по продольным сторонам массивными вертикальными стенами, на верхние площадки зрители поднимались по лестницам сзади стен. По серединам отвесных стен были сделаны каменные кольца, через которые игроки мяч. По коротким сторонам стадиона, над более низкими стенками, также служившими местами для зрителей, возвышались два храма.

КУЛЬТУРА ТОЛЬТЕКОВ

Верховным божеством был Кецалькоатль — Пернатый Змей. Храмы, посвященные верховному божеству, всегда убирались очень богато: золотом, серебром, бирюзой, изумрудами. В одном из храмов все было украшено перьями; 4 комнаты храма смотрели на разные стороны света: с желтыми перьями — на восток, с голубыми — на запад, с белыми — на юг, с красными — на север.

Город Теотихуакан

Теотиуакан расположен в высокогорной широкой долине. Центр города представляет собой ансамбль, вытянутый на 2 км вдоль широкой (около 40 м магистрали – Дороги мёртвых). Каждая часть ансамбля представляет собой симметричную, замкнутую группу зданий, поставленную вне связи с соседней группой.

Пирамида Солнца — колоссальное сооружение, имеющее 210X220 м в основании и около 65 м высоты. Пирамида состояла из слоев адобов (сырцовые кирпичи из глины и резаной соломы), облицованных валунами, положенными в раствор. На вершине располагалось святилище. Четыре уступа пирамиды Солнца были построены таким образом, что процессия жрецов, поднимающаяся по лестницам, казалась зрителю у подножия пирамиды таинственно исчезающей подле жилища бога.

Симметрично пирамиде Солнца были поставлены небольшие пирамиды, подчеркивающие масштаб основного сооружения.

Пирамида Луны имеет размер 120X150 м в основании, высотой 42 м. Первый марш ее лестницы прорезает ступенчатое обрамление. Группы небольших пирамид образовывали перед пирамидой просторный двор. Ядро пирамиды состоит из решетки туфовой кладки, впоследствии наполненной бутом, уложенным в глиняный раствор.

Храмовый комплекс Кецалькоатля размерами 400х400 м включает центральную пирамиду и монументальное окружение, состоящее из вала, по которому были размещены меньшие пирамиды (по четыре по передней и боковым сторонам и три на задней). Уступы пирамиды были оштукатурены и расписаны.    

КУЛЬТУРА АЦТЕКОВ

Город Теночтитлан

Теночтитлан был расположен на острове мелкого соленого озера Тескоко и окружен многочисленными искусственными островками-огородами, дающими основание для дальнейшего расширения города.

Ацтеки вели непрерывные войны с соседями и расположение города среди воды было исключительно благоприятным для обороны. С материком Теночтитлан соединялся мощными насыпями с подъемными мостами для пропуска лодок. Во время военной опасности мосты разбирались. Город был регулярно распланирован. В нескольких местах его пересекали облицованные цветными плитами и камнем каналы. Прямые главные улицы приводили к главной площади (320×275 м), вокруг которой были размещены священный участок и три деревянных дворца правителей. Дворцовые помещения состояли из одного ряда комнат, обращенных к внутренним прямоугольным дворам. Священный участок, в отличие от религиозных центров предшествующего времени, был огорожен каменной стеной с резными изображениями змей. Центр его составляла большая (100Х100 м в основании, высота 30 м) пирамида, на вершине которой находилось два деревянных святилища: бога дождя Тлалока и племенного бога войны Уицилопочтли (своеобразное соединение земледельческого и военного начала общества ацтеков). Уменьшенной копией храма являлась пирамида Тенаюка 65×50 м в основании, высотой 16 м. На священном участке Теночтитлана находился круглый храм Кецалькоатля и обязательный для каждого города стадион. В пределах города размещался большой рынок.

Вокруг религиозно-административного центра располагались объединенные в кварталы дома знатных родов. Дома возводились на платформах, их стены состояли из сырца, облицованного камнем или раскрашенным в белый или красный цвет стуком. Каждый квартал имел свой храм-пирамиду.

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

КУЛЬТУРА ИНКОВ

Империя инков — крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI—XVI веках. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. Столица – город Куско, расположенный на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.

В Центральных Андах была известна бронза. Земледелие велось с помощью ирригационных систем на низменном океанском берегу и на искусственных террасах по склонам гор.

В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков было разграблено и прекратило своё существование.

Строительные материалы

Прибрежные и нагорные области Центральных Анд различаются строительными материалами: на побережье употреблялся кирпич-сырец (адобы), в горах — камень (гранит, порфир), рваный на глиняном растворе или тесаный, укладываемый насухо.

Крыши жилищ как правило покрывались соломой.

Строительная техника

Для архитектурных сооружений характерна монументальность и скудность декоративного оформления, но, в то же время, детальная точность, выражающаяся в необычайно ровной подгонке массивных каменных блоков без применения растворов (полигональная кладка). Такая кладка позволяла сохранить сооружения в условиях высокой сейсмической активности.

Через всю страну была организована сеть мощёных пешеходных дорог, посредством которых поддерживались экономические и военные связи. Две параллельные прямые главные магистрали шли по горам и по побережью на протяжении 6000 км. Они соединялись поперечными дорогами. Возле дорог устраивались постоялые дворы. Через реки перебрасывались каменные и висячие мосты, в скалах вырубались лестницы. Была построена целая цепь крепостей, связанных огненной сигнализацией.

Города отличались благоустройством: по улицам, в специально проложенных канавах текла питьевая вода. Строились каналы, акведуки, плотины.

Город Куско

В столице Куско могли жить только господа-инки или особо знатные подвластные им вожди. Первоначальный центр города составляла небольшая, расположенная на возвышенности площадь с храмом Солнца (100х80 м) и дворцом инки рядом с ней. Храм Солнца, как и жилые дома, был перекрыт соломой. Декор снаружи минимален – по верху стены тянулся фриз из кованых золотых пластин. Внутри стены были покрыты золотыми пластинками, мебель и утварь также изготовлялись из золота и серебра.

С XIV в. каждый верховный инка уже не занимает родовой квартал предков, а строит собственный родовой комплекс. В середине XV в. на севере основывается новый общественный центр с дворцовыми кварталами инков-правителей. Позади них располагается храм, Дом знания (академия инков) и склады. К центральной площади сходятся четыре главные дороги, соединяющие столицу с провинциями. Город был разбит на кварталы — родовые комплексы инков. Каждый квартал был окружен высокой каменной стеной, имеющей только одни ворота. Внутри располагались покрытые соломой одноэтажные здания с дверями, обращенными во дворы. Разделяли кварталы узкие улицы. Главные улицы были достаточно широкими (до 15 м). Стены, выходящие на улицы, состояли из полигональных блоков или квадров черной лавы, уложенных насухо и снабженных для придания кладке сейсмостойкости шипами и гнездами. Проемы имели трапециевидную, форму. Единственным украшением здания были трапециевидные ниши.

Город-крепость Саксайуаман

Крепость Саксауйаман (Соколиное гнездо) располагалась на крутой горе, ограниченной с двух сторон глубокими речными склонами, с третьей, северной, по доступной для прохода седловине, она была огорожена тремя, возвышающимися один над другим рядами зигзагообразных в плане стен. Каждая стена имела протяжение около 3 км и содержала около 40 выступов. Стены имеют около 3 м толщины и 6,5-3 м высоты. Стены крепости были сложены насухо из огромных полигональных блоков серого гранита весом до 200 тонн, пригнанных настолько точно, что, по выражению одного исследователя, между ними нельзя было «просунуть волоса». Некоторые камни достигали 3 м в ширину и 6 м в высоту. Каждая стена имела закрытый поднимающейся каменной плитой тесный трапециевидный проход. Все три прохода были расположены не по одной оси. Внутри крепости находились три башни: одна круглая и две прямоугольные. В круглой башне жили знатные инки. Внутри ее стены были отделаны серебром и золотом и украшены изображениями животных и растений. В основании башня имела изобильный колодец, вода в который была подведена с очень большой глубины.

В двух других башнях Саксахуамана размещался гарнизон.

Город Мачу-Пикчу

Поселение расположено на седловине (2520 м над уровнем моря) между двумя горами. С соседними крепостями крепость связывали дороги, проложенные в скалах. Почти отвесные скаты к реке были покрыты террасами, на которых располагались огороды. Выше, на менее крутой местности, находились жилые дома. Они или окружали небольшие дворы, к которым были обращены продольной стороной, содержащей двери, или были вытянуты цепочкой. Проемы имели трапециевидную форму. Кровля крепилась к фронтонам посредством особых каменных выступов, к которым привязывалась деревянная обрешетка. Дома сооружались или из бута на глине, или из хорошо отесанных камней, без раствора.

Крутой рельеф почти не давал возможности проложить улицы, строения соединяли более чем 100 лестниц, частично вырубленных в скалах. Среди селения находилась большая, протянувшаяся с севера на юг прямоугольная площадь. Жилые строения окружали ее с юга и запада, на востоке находились культовые сооружения. К югу от площади располагался храм –башнеобразный, открытый кверху выступ. Внутри его находилась священная скала, в глубоких нишах стен вокруг нее содержались мумии. Сооружение было выстроено из прекрасно отесанных каменных блоков.

КУЛЬТУРА ОСТРОВА ПАСХИ

Остров Пасхи (Рапануи) — небольшой (около 160 км2) кусок суши вулканического происхождения в крайней западной части Полинезии.

Остров был заселён в 300-400 гг. н. э. переселенцами из Восточной Полинезии. Время культурного расцвета на острове Пасхи – XVI—XVII вв. Есть гипотеза о пребывании в 1480-х годах на тихоокеанских островах флота инков, имеющая косвенные подверждения, в том числе и в сходстве архитектурных сооружений.

Ко времени заселения полинезийцами остров был покрыт густым лесным покровом. Поселенцы вырубали лес как для хозяйственных нужд, так и для освобождения мест под посевы сельскохозяйственных культур. В результате интенсивной вырубки, продолжавшейся в течение столетий, лес был изведён полностью примерно к 1600 г. Следствием этого стала ветровая эрозия почв, уничтожившая плодородный слой, резкое сокращение вылова рыбы ввиду отсутствия леса для строительства лодок, падение производства продовольствия, массовый голод, каннибализм и сокращение населения.

История острова была поделена на три периода: ранний (400-1100 гг.), средний (1100-1680 гг.) и поздний (1680-1868 гг.). Рубеж каждого периода ознаменовывался изменением типа монументальной архитектуры. Конец позднего периода — активным введением христианства, переходом к постройкам европейского типа.

Ранний период

Культовые сооружения

Длинные и узкие прямоугольные в плане платформы (аху) высотой 2-4 м с более низкими крыльями, примыкающими к двору для собраний, иногда окруженному земляным валом. Горизонтальный двор простирался в сторону суши. От платформы к нему шла небольшая мощеная насыпь. Всего было обнаружено 15 платформ. Ядро платформы состояло из земли и необработанного камня. Поверхности платформы — из базальтовых плит, имеющих на фасадах вертикальное или горизонтальное положение камней. Кладка в первом случае была особенно тщательной. Каждый камень, имеющий выпуклую наружную поверхность, был на глубину нескольких сантиметров насухо и в высшей степени точно пригнан к соседним камням. Платформы были ориентированы на утренние точки летнего солнцестояния или равноденствия.    

Средний период

Культовые сооружения

В среднем периоде вновь строятся и ремонтируются старые платформы (свыше 50). Они имели иную конструкцию: ядро состояло из булыжника, а облицовка — из подобранных по форме небольших камней, уложенных насухо. Форма платформы не менялась, однако поверх нее водружались колоссальные статуи (моаи), олицетворяющие погребенных у их подножия в каменных гробницах племенных вождей. Стилизованные, отличающиеся лишь размерами (от 2 до 10 м, наибольшая — 22 м) статуи ставились на специальных плитах от 1 до 15 шт. на каждую платформу.

Желто-серые статуи из туфа венчали огромные (6-18 м3) цилиндрические или конусообразные ржаво-красные лавовые навершия, имитирующие рыжеволосые прически. Помимо нового назначения (надгробия) сооружения получили новую ориентацию главного фасада: статуи повернуты лицом в сторону суши, в сторону площадки для собраний, насыпь перед ними вымощена большими булыжниками.

Жилища

В среднем периоде известны каменные и тростниковые жилища. Для жилища использовались также серпообразно замкнутые кладкой склоны террас; вход в жилище вел через каменное покрытие. Широко употреблялись естественные пещеры.

Каменные жилища разделяются на ряд типов:

1. Дома культового центра в Оронго — низкие, с ложносводчатым покрытием сооружения, составляют комплекс, обладающий общими стенами. Как правило, дом имеет овальные очертания плана. По концам дома стены значительно понижаются и общая форма интерьера имеет вид перевернутой лодки. Посередине длинной стороны находился тесный тоннелеобразный лаз. Сдерживающие распор покрытых землей сводов стены имеют толщину до 2 м. Наружные слои кладки стен состоят из горизонтально положенных насухо, необработанных плит базальта, ядро — из плит, положенных в землю. Большие вертикальные плиты облицовки по низу стен в интерьере были расписаны.

2. Другим типом дома являлись толстостенные жилища, представляющие собой скопления, иногда вокруг двора, разнообразных по конфигурации помещений, разделенных толстыми бутовыми стенами, сложенными без раствора и покрытыми тростниковой крышей. Очаги располагались внутри и вне дома. К некоторым комнатам примыкали кладовые-ниши.    

3. Своеобразной формой жилья была так называемая тупа — высокое башнеобразное сооружение, сложенное из необработанного камня и служащее в основном для наблюдения за продвижением морских рыб и черепах. Тупа имела небольшую сводчатую жилую камеру; очаг располагался вне сооружения.

Тростниковые жилища в основном располагались на побережье и стояли или по одному, или цепочкой. Дома имели самую разнообразную вместимость (от 6 до 100 человек) и различные размеры. Форма повторяла форму жилищ Оронго (форма перевёрнутой лодки с тесным туннелеообразным входом на длинной стороне). Очаги располагались вне построек. В основании низкого дома по овальному периметру выкладывался ряд отесанных по форме плана камней, верхние плоскости которых содержали углубления (в небольших домах бортовые камни отсутствовали). В углубления вставлялись шесты, постепенно укорачивающиеся к концам дома. Шесты крепились к продольному коньковому шесту.

При большой ширине дома коньковый шест поддерживали вертикальные внутренние деревянные столбы. Рамная конструкция из деревянных шестов покрывалась тростником.

Поздний период

Поздний период характерен значительной деградацией культуры. Платформа как архитектурная форма прекращает существование, статуи были сброшены, вдоль ее стен стали сооружаться могильники из беспорядочно сложенных валунов и поверженных статуй. Для укрытия стали применять пещеры, входы в которые с помощью каменной кладки старались сделать особенно трудно доступными и незаметными.

ТЕРМИНЫ

Ложный свод, полигональная кладка, теокалли.

freedocs.xyz

Древняя америка храмовая архитектура индейцев Хронология

ДРЕВНЯЯ АМЕРИКА Храмовая архитектура индейцев

Хронология

  • Около 1200 - 600 гг. до н.э. - ольмекская культура в Мексике.

  • Около 250 г. до н.э. - 950 г. до н.э. Классический период культуры майя в Гватемале, Мексике и на западе Гондураса, отмеченный созданием иероглифической письменности и календарем, состоящим из 365 дней.

  • Середина X века. Тольтекское господство над всей центральной Мексикой.

  • XII век - основание легендарной империи инков.

  • Около 1325 г. - на месте современного Мехико ацтеками основан город Тиночтитлан.

  • XIV век - расцвет искусства чиму (север Перу), которые создали потрясающие произведения из золота и серебра.

  • XV век - частичное восстановление искусства майя. Апогей экспансии ацтеков в Мексике и инков в Перу.

  • 1492 г. - открытие Америки Христофором Колумбом.

Древнейшие жители Америки

  • Первые люди переселились в Америку примерно 12-14 тысяч лет тому назад. Они жили, ничего не зная о других цивилизациях.

  • Древнейшие жители Америки были людьми монголоидной расы. Их отличали красновато-бронзовый цвет кожи, нос с высокой переносицей, прямые черные волосы. Коренное население Америки называют индейцами, так как открывший Америку Колумб ошибочно принял ее за Индию. Древнейшие жители Америки жили в пещерах, охотились на диких зверей. Позже они научились обрабатывать землю.

  • В Центральной Америке земледелие превратилось в основное занятие. Здесь жаркий климат. Индейцы научились орошать свои поля, строить каналы и другие оросительные сооружения. В Центральной Америке выращивали растения, которых не было на Древнем Востоке и в Европе (кукурузу, картофель, помидоры). Из зерен кукурузы делали муку. Картофель был сытной пищей. Его клубни можно было долго хранить.

  • Индейцы разводили буйволов, коз, овец. Они одомашнили удивительную птицу индейку.

Народы Древней Америки

МАЙЯ

  • В джунглях Центральной Америки и сегодня стоят хорошо сохранившиеся города индейцев майя. Майя, как и ольмеки, сооружали ступенчатые пирамиды. В городе майя обычно было несколько пирамид, построенных из известняка. Пирамиды облицовывали обработанными каменными плитами и иногда красили в красный цвет. Красный цвет (цвет крови) у майя считался священным.

  • Вокруг городской площади сооружались здания дворцового типа или огромные помосты вроде спортивных трибун. На площади устраивались игры с мячом. Мяч был из каучука - резиновой смолы каучукового дерева, которое росло только в Америке. Эти игры имели религиозное значение, возможно, проигравших жрецы приносили в жертву.

Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории, состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней.

  • Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории, состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней.

Пирамида Солнца Изначально высота пирамиды была около 71 м. Таким образом, если соотнести периметр основания к высоте, то получится 4*пи (4*3,14).

БОГИ МАЙЯ

  • Главными богами майя были Кукулькан и Кецалькоатль. Кукулькан считался богом ветра и дождя, покровителем царей, а Кецалькоатль - Пернатый Змей - сказочный гибрид райской птицы (кецаль) и змеи (коатль), символ соединения вековечной мудрости с красотой и светозарностью, бог, создавший мир и людей.

  • Лучшей жертвой богам майя признавали человеческую кровь. Индейцы майя прокалывали себе руки, лицо, делали надрезы на теле, чтобы окропить кровью жертвенник. Богам приносились и человеческие жертвы. Чаще всего это были пленники. Но особо важным считалось принесение в жертву прекрасного юноши или девушки. Грудь жертвы разрезалась острым ножом из обсидиана (вулканического стекла). Жрец извлекал из нее трепещущее сердце, вознося его на алтарь.

Майя были превосходными резчиками по камню. Они сооружали великолепные статуи, украшали храмы и дома каменными узорами. На стенах высекались повеления правителей, записывались важные события истории.

  • Майя были превосходными резчиками по камню. Они сооружали великолепные статуи, украшали храмы и дома каменными узорами. На стенах высекались повеления правителей, записывались важные события истории.

  • Майя не знали металлов. Они пользовались только каменными орудиями. У них не было колеса, повозок и лошадей.

  • Письменность майя была иероглифической. Иероглифы высекали на камнях, рисовали на коре фигового дерева или на специально выделанных шкурах животных. Написанные листы собирались в книгу. Письменность майя была расшифрована российским ученым-этнографом Ю. В. Кнорозовым. Это позволило узнать много интересного о жизни народа майя.

  • Майя обладали обширными математическими знаниями. Они, как и индийцы, изобрели нуль. Жрецы майя постоянно вели астрономические наблюдения. Солнечный календарь майя был очень точным.

Комплекс Паленке

Крышка саркофага правителя Паленке

Ацтеки и инки

  • Ацтеки подчинили себе почти всю Центральную Америку. Они называли себя "мексика". Отсюда пошло название современной страны.

  • Ацтеки были мужественными воинами. Идя в бой, они надевали шкуру леопарда. Шлемы в виде орлиной головы защищали их головы.

  • Ацтеки воспитывали мальчиков как будущих воинов. Когда мальчику исполнялось 10 лет, его остригали, оставляя лишь небольшую косичку на затылке. Мальчик носил ее до тех пор, пока не приводил первого пленного. После этого он считался настоящим воином.

  • Ацтеки научились выращивать сады и огороды на воде. Из тростника они делали огромные плоты. На них укладывали ил со дна озера или реки, его утрамбовывали и высаживали на него растения. Плоты находились недалеко от берега. Корни деревьев и растений прорастали и служили своеобразными якорями, которые удерживали плот на месте. Такие плавучие сады и огороды давали очень хорошие урожаи.

Высокоразвитой была и цивилизация инков, центр которой находился на территории современного государства Перу в Южной Америке. Инки строили великолепные города и дороги, проложенные через высокие горы Анды. В столице инков находился величественный храм солнца, отделанный золотом. Огромный золотой диск в виде солнца особо почитался инками.

  • Высокоразвитой была и цивилизация инков, центр которой находился на территории современного государства Перу в Южной Америке. Инки строили великолепные города и дороги, проложенные через высокие горы Анды. В столице инков находился величественный храм солнца, отделанный золотом. Огромный золотой диск в виде солнца особо почитался инками.

  • Инки изобрели оригинальную систему письма. Они вели учет и составляли послания с помощью цветных шнурков и узелков - кипу. Каждый шнурок или узелок обозначал определенный предмет или понятие.

Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Ацтеки пришли в долину с севера под предводительством их вождя Теноча. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Не прошло и сотни лет с той поры как был основан город, как Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением. С берегами его связывали 3 широкие дороги-дамбы: на север, на юг и на запад. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм.

Уицилопочтли или Вицлипуцли («колибри юга» или «колибри левой стороны») — бог солнца, бог войны и национальный бог ацтеков, покровитель города Теночтитлан. Название связано с тем, что птица колибри олицетворяет солнце у многих племён Центральной Америки.

  • Уицилопочтли или Вицлипуцли («колибри юга» или «колибри левой стороны») — бог солнца, бог войны и национальный бог ацтеков, покровитель города Теночтитлан. Название связано с тем, что птица колибри олицетворяет солнце у многих племён Центральной Америки.

Великий храм Уицилопочтли

  • План храма – горизонтальная модель мира, соотнесенная с ритуалом жертвоприношения:

квадрат, разделенный на 4 части диагоналями, в точке пересечения которых находится сакральный центр- кактус с орлом, пожирающим змею.

выводы

  • Искусство Древней Америки – этнографическое. Специфические формы и направленность не могли оказать серьезного влияния на европейскую культуру.

  • Однако орнаментальность изобразительного искусства индейцев в сочетании с прихотливыми формами испанского зодчества обеспечила неповторимость колоритной мексиканской культуры, возникшей в результате колонизации Центральной и Южной Америки испанцами в конце XVI века.

В начале ХХ века она послужила импульсом к зарождению яркого и самобытного явления – мурализма – монументальная живопись на стенах общественных зданий.

  • В начале ХХ века она послужила импульсом к зарождению яркого и самобытного явления – мурализма – монументальная живопись на стенах общественных зданий.

  • В 1920-1930 годы данная культура стала одной из главных составляющих стиля Ар Деко (декоративное оформление зданий и интерьеров в США и Европе).

rpp.nashaucheba.ru


Смотрите также