Древний рим архитектура. Архитектура Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА. Древний рим архитектура


Архитектура Древнего Рима - Рим Вечный Город

Архитектура Древнего Рима, в том числе и градостроительная, в своем развитии прошла четыре периода. Первый из них начался от Ромула и Рема, закончившись в середине II в. до н.э. Построек тогда было немного, а те, которые возводились, иначе как этрусскими не были. Сооружения на заре римского государства функционально были предназначены для принесения пользы обществу.

Таковы ассенизационные каналы, сбрасывавшие нечистоты из городских низин в Тибр, знаменитая Аппиева дорога из тщательно обтесанных и плотно пригнанных камней, акведуки. Появляются и первые базилики. В конце первого периода уже заметно проникновение в римскую архитектуру Древнего Рима греческого влияния. Он развернулся во всей своей красе во втором периоде, в который уложилась вся Римская республика, вплоть до ее падения. И если раньше материалом для храмов служили вулканические каменные породы, то теперь пришел черед мрамора. План и конструкция таких храмов, с небольшими отличиями, были скопированы с величественных греческих оригиналов.

Типичный римский храм – это одна четырехугольная цела на высоком фундаменте с единственной лицевой лестницей. От нее, через портик с колоннами, в целлу попадали через дверь, причем она, будучи открытой, служила единственным источником освещения внутри. Однако римляне сделали шаг вперед – они начали строить круглые храмы с введением в них греческих элементов. Например, храм Весты окружают двадцать колонн, свидетельствующих о формирующемся римско-коринфском стиле. В числе нерелигиозных сооружений – первый театр из камня на Марсовом поле (55 г. до н.э.), где на самой вершине зрительных скамей (градин) стоял храм Венеры Победительницы.

Третий период начался воцарением императора Августа в 31 г. до н.э. Здесь архитектура Древнего Рима достигла своего высочайшего расцвета. Началось широкое применение при строительстве бетона. Появились новые типы городских зданий: базилика для торговых сделок и судебных процессов, цирки для соревнований колесниц, парки, библиотеки. Техника арочного строительства, с одной стороны ускорила возведение акведуков и мостов, а с другой, вызывала к жизни принципиально новое монументальное сооружение – триумфальную арку. Два самых известных древнеримских памятника – Колизей и Пантеон – были построены именно в это время.

Архитекторы всё активнее прибегают к творческому синтезу греческих и римских образцов. И хотя изяществом пропорций сооружения Древнего Рима не отличались, но в инженерном мастерстве древним римлянам отказать невозможно. Последний расцвет архитектуры Древнего Рима наступил при Адриане, горячем любителе искусства, и закончился с его смертью в 138 г. Четвертый период – время упадка. Мотивы становятся всё более вычурными, появляется неоправданно много украшений, смешиваются самые разнородные архитектурные формы, не стыдясь иррациональности.

Чем дальше, тем больше классический римский стиль заглушался новейшими восточными веяниями. И наконец, христианство, став господствующей религией, объявило всё возведенное в честь юпитерианского Пантеона языческими капищами, подлежащими уничтожению…

go2rome.ru

Архитектура древнего рима - Архитектура

Архитектура древнего рима

Римская архитектура своим источником имела этрусское зодчество (Этрурия граничила с римскими владениями, расположенными севернее) . В дальнейшем исключительно большое влияние на ее развитие оказала архитектура греческих колоний Южной Италии и собственно греческая.

Рис. 1. Внутренний вид Пантеона

Кроме того, в результате завоеваний римлянами многих стран они переняли часть их культуры. Таким образом, можно считать, что культура побежденных во многом стала культурой победителей. Крупные завоевания римлян в бассейне Средиземного моря и других территорий сделали их обладателями необычайных богатств. Римская империя периода расцвета в I—II вв. н. э. простиралась на тысячи километров, и в главном городе ее проживало до миллиона жителей. Это в значительной мере отразилось на масштабах строительства различных зданий, их типах и конструкциях. Наличие огромных масс рабов, а также организованное принудительное привлечение рабочей силы из провинций позволило римлянам широко поставить строительное дело. Римляне создали новые неизвестные ранее конструкции из искусственных монолитов, образованных из мелкого камня и раствора, и широко применяли разделение труда. Благодаря всему этому сложные архитектурные сооружения возводились в относительно короткие сроки, несмотря на простые строительные механизмы.

Новые условия социальной жизни, более широкие потребности рабовладельческой демократии с ее экономическими связями с соседними народами и их культурой способствовали созданию новых видов сооружений общественного и инженерного назначения. Форумы, термы, цирки, базилики, акведуки, мосты, дороги, гавани — это далеко не полный перечень гражданских зданий и инженерных сооружений, получивших свое начальное развитие в Риме. Успехи Древнего Рима в развитии культуры и строительного дела ярко отражены в архитектуре, которой римляне стремились придать особый блеск с целью убедить покоренные народы в своей высокой культуре и военном могуществе.

Римская архитектура представляет смешанное искусство: у этрус-сков римляне позаимствовали арочный свод, у греков — ордера. Видоизменив ордер для придания ему большей декоративности, римляне ввели в архитектуру полуколонны и пилястры. Римская аркада представляет собой сочетание греческой колонны с этрусской аркой.

Одним из новых мотивов использования римлянами греческих ордеров является их поэтажное распределение с применением в нижних этажах более массивного ордера. Обычно в первом этаже располагался дорический ордер, а в верхних — коринфский, что видно на фасадах Колизея.

Древнеримские памятники архитектуры. К памятникам, имеющим связь с этрусским или греческим влиянием, относятся жилища, храмы, базилики.

Архитектурными сооружениями, в которых проявлен собственный гений Рима, являются амфитеатры, триумфальные арки, термы, акведуки, сооружения утилитарного значения, укрепления и пр. Жилища. Тип жилого дома был заимствован римлянами от этрусс-ков с присущим ему открытым сверху центральным двором — атриумом, вокруг которого группировались другие помещения. В дальнейшем жилые дома совершенствуются конструктивно и получают художественную обработку. В больших городах этажность жилых зданий достигала четырех этажей, образуя иногда поэтажные выступы один над другим, со свесом на улицу. Внутреннее убранство домов римской знати обычно состояло из облицовок стен мраморами, для полов применялась мозаика, а своды штукатурились. Кроме этого, стены расписывались фресками или же горячим способом — восковыми красками (энкаустика). Храмы. Римляне заимствовали у этруссков тип их храмов, введя в их композицию тосканский ордер с антаблементом, состоящим из одного архитрава; для покрытия храмов применялись сильно выступающие крыши. Позже для убранства храмов использовались дорический, ионический и коринфский ордера. Планы древнеримских храмов мало отличались от греческих. Среди наиболее интересных памятников храмовой архитектуры находится Пантеон, или «Храм всех богов» (рис. 1), сооруженный в Риме в начале II в. н. э. В нем впервые в истории архитектуры найдено блестящее инженерное и архитектурное решение столь большого внутреннего пространства центрической формы. Пантеон имеет в плане круглую форму — ротонду, перекрытую куполом диаметром 43,3 м. Такая же высота здания от пола до верха купола. В верхней части купола расположено круглое отверстие для освещения диаметром 9 м. Внутренняя поверхность купола разделена пятью рядами уменьшающихся кверху кессонов, что создает впечатление еще большей высоты всего помещения. Площадь зала Пантеона около 1500 м2.

Рис. 2. Колизей (амфитеатр Клавдиев)

Сооружение было построено впервые с применением бетона, в котором скрыт скелет из кирпичных арок. Распор купола и его тяжесть воспринимаются стенами огромной толщины — 6,3 м. Для облегчения стен и придания им зрительной легкости в них устроено 8 внутренних больших ниш и столько же наружных пустот, уменьшивших вес стены на 1/3.

Размещенные таким способом 8 мощных столбов являются основой для восприятия нагрузок, передаваемых кирпичными арками, скрытыми в толще бетона. Купол выполнен из бетона с легким пенистым заполнителем — пемзой и облицован изнутри плоским кирпичом. Совершенные конструктивные особенности Пантеона как купольного здания были превзойдены только в наше время благодаря созданию тонкостенных куполов.

Базилики служили местом для торговых и политических собраний, а также для заседаний суда. Свое развитие они получили со II столетия до нашей эры, когда народные собрания, происходившие ранее на форуме под открытым небом, были перенесены в помещения. В состав базилики входит три нефа (зала): центральный и два двухэтажных боковых. Все здание покрывалось деревянной крышей. Базилики послужили прообразом для первых культовых зданий христиан.

Амфитеатры в Риме служили для массовых зрелищ. В центре их имелись арены для гладиаторских битв, зародившихся, по-види-мому, из погребальных обрядов этруссков. Первый каменный амфитеатр был построен в 25 г. до н. э. Арены амфитеатров имели продолговатую овальную форму с выходом с обоих концов ее. Под ареной располагался подвальный каменный этаж, а в галереях его — вспомогательные помещения. Арены при помощи акведука могли наполняться водой, что позволяло превращать их в бассейны, используемые для игр па воде. Вокруг арены располагались ряды сидений для зрителей. Архитектура римских амфитеатров напоминает современные цирки.

К наибольшим из амфитеатров относится Колизей (рис. 2), что означает колоссальный, построенный в конце I в. н. э., и вмещавший до 50 тыс. зрителей. Основная несущая конструкция зданий состояла из 80 каменных столбов, соединенных полуциркульными арками, от которых внутрь, понижаясь к арене, идут стенки, поддерживающие места для публики. Все 80 арочных пролетов были украшены приставленными к столбам полуколоннами, с расположением ордеров от более тяжелого в нижнем этаже к самому легкому в верхнем. В первом этаже применен тосканский ордер, во втором — ионический, в третьем — коринфский; стена четвертого этажа расчленяется легкими коринфскими пилястрами. Такое тектоническое членение, отображая внутреннюю структуру здания, усилило впечатление большой его высоты. Театры. Римские театры имели в основном такую же планировку, что и греческие. Однако хоры в них были перенесены на трибуну, а освобождавшаяся площадь использовалась для размещения публики. Перенос хоров вызвал необходимость расширения трибуны и возвышения задней стены сцены для улучшения акустических качеств.

Термы относятся к характерным типам римских общественных сооружений. Они состояли из комплекса зданий, в число которых, помимо основного (бани), входили залы для игр, стадии, базилики и даже библиотеки. Термы имелись почти во всех городах; они предназначались для посещения мужчинами и женщинами, для чего делились на две половины. Важно отметить, что термы еще в те отдаленные времена отапливались помещенными в подвалах калориферами, теплота от которых передавалась бассейнам с водой.

Крупнейшими в Риме были термы Каракаллы (рис. 3), а позже термы, построенные в конце III в. н. э., имели вместимость до 3200 человек. Главное здание прямоугольной формы явилось композиционным началом всего комплекса. На центральной оси его последовательно располагались открытый бассейн для плавания с холодной водой, парадный зал, вестибюль и бассейн с горячей водой. Справа и слева от вестибюля располагались большие залы и открытые площадки (палестры) для занятий легкой гимнастикой. Утилитарные сооружения. Дороги, мосты, акведуки в Риме строились капитально, на многие века. Дороги прокладывались преимущественно в стратегических целях. Проезжая часть настилалась из камней огромной толщины, причем кладка иногда производилась на растворе. На мостах настилались каменные плоские плиты.

Рис. 3. Термы Каракаллы (реконструкция)

Рис. 4. Акведук в Ниме (Франция)

Водопроводные сооружения римлян имеют необычайно монументальный характер. Их акведуки, дошедшие до наших дней, говорят о высоком строительном искусстве (рис. 4). К числу выдающихся сооружений тех времен относятся мосты, выполненные обычно в виде арочной конструкции с устоями, позволяющими возводить арки одну за другой.

К оборонительным сооружениям относятся крепости, состоящие из стен укреплений (куртины) и боевых башен. Римская крепостная архитектура оказала влияние на формы средневековых замков и кремлей.

Триумфальные арки представляют собой аркады, богато украшенные и увенчанные аттиком, на поле которого помещались надписи. Триумфальные колонны и статуи воздвигались в честь императоров, побед римских войск. Высота их достигала порой значительных размеров (более 30 м, как колонна Траяна). Наиболее значительные мемориальные сооружения были созданы в ранний период Римской империи, отличающиеся монументальностью форм. При последних императорах в композициях арок начинает сильно ощущаться декоративное начало, многословие, примером чему может служить триумфальная арка императора Константина, сооруженная в 315 г. н. э.

Конструктивные особенности римской архитектуры. К основным видам конструкций римских зданий относятся арки из тесаного камня и из литой кладки.

От этруссков римляне переняли клинчатые своды различной формы, в том числе совершенно плоские и плоские перемычки из клинчатых камней.

Аркады имели полуциркульную форму или форму дуги менее полуокружности. Арки венчались антаблементом, архитрав которого, выложенный из каменных клиньев, разгружал также арку. К типам сводов, широко применявшихся в Риме из тесаного камня, относятся сплошные коробчатые и малые своды. Клинчатые своды возводились обычно при помощи кружал.

Основным материалом для крупных здапий являлась литая кладка, представляющая собой бетон, состоящий из мелкого камня (гравия) или кирпича и раствора. Раствор из извести и песка был известен в глубокой древности персам, а в Европе впервые появился у римлян.

Применявшиеся в Риме растворы в большинстве своем отличаются высоким качеством, что объясняется наличием в них добавок вулканического пепла или пуццоланы. Таким образом, родиной бетона является Древний Рим. Обожженный кирпич заимствован римлянами из Азии. С помощью этого относительно легкого и прочного материала стало возможным выполнять своды различной формы. Массивные римские стены выводились несколькими способами; наибольшее распространение имели стены, облицованные кирпичом или мелким камнем, заполненные попеременно слоями камня и раствора.

Римские своды не защищались специальными крышами, а непосредственно по ним настилалась черепица с уклоном, обеспечивающим сток дождевой воды.

Дерево применялось для устройства стропил, причем римлянам были известны системы ферм с затяяжой, состоявшие из двух стропильных ног, схваченных в концах связью из бронзы. В качестве металла для изготовления конструкций ферм для крупнейших зданий (базилика Ульпия, портпк Пантеона) применялась бронза. Плоские кровли римских зданий делались из черепицы, мрамора (согласно греческим моделям) и иногда из листовой меди или свинца.

Стены римских жилых домов возводились в основном из сушеного кирпича, а иногда из дерева. Кладка из кирпича или камня велась на известковом растворе. Конструкции стен жилых домов состояли из перевязок кирпича, образующих остов, с промежутками, заполненными плетнями из тростинка, и последующей штукатуркой с внутренней стороны.

Заслуга римских зодчих состоит в том, что они рационально использовали богатое наследство существовавшей до нее строительной культуры, создав новые архитектурные формы, вошедшие в золотой фонд мировой архитектуры.

Градостроительство Древнего Рима. Одним из факторов, способствовавших развитию римского градостроительства, служили захватнические войны. В результате пунических войн под римское господство в III в. до н. э. попали греческие колонии — торговые города в Сицилии (Агригент, Сиракузы и др.). Рим становится преемником культуры Греции, используя ее достижения. Развитие Римской империи, основанной на рабовладельческом строе, достигает своей вершины в период с I в. до н. э. до III в. н. э. Римские города в ранние периоды развития группировались вокруг форума. Древний форум Рима представлял собой ансамбль из базилик, портиков с открытой трибуной в середине и галереей в глубине. В тех случаях, когда площадь форума оказывалась недостаточной для проведения собраний, последние переносились на Марсово поле.

В поздние времена в Риме возводится целый ряд форумов с группировками зданий, подчиненных определенной симметрии. Акрополем Рима был Капитолий с главным национальным храмом Юпитера капитолийского, вокруг которого группировались второстепенные храмы и различные памятники.

По литературным источникам, Рим до I в. до н. з. располагался на «семи холмах» и в известном смысле мало чем отличался от большой деревни. Значительная перестройка Рима, в котором проживало 100 тыс. человек, была проведена при Юлии Цезаре и особенно при Августе (24—14 г. до н. э.) с расширением его территории за пределы крепостных стен.

Самые удаленные границы Древнего Рима определились крепостной стеной Аврелия, построенной в III в. н. э. В центре Рима, охватывающем Палатинский и Капитолийский холмы, был расположен форум Романум, представлявший собой большую площадь, обстроенную храмами и общественными сооружениями, главным входом на которую служила триумфальная арка. Кроме того, в Риме были созданы форумы императоров Юлия, Августа и Траяна (рис. 5). Облик центра города определяли ансамбли этих форумов, а также построенные в то время спортивные сооружения, театры, мавзолеи. Кроме этих крупных сооружений, в Риме образовались тесно застроенные кварталы для рабочего люда, а также летние резиденции в садах богатых граждан (виллы).

Рис. 5. Форум Траяна. План

В эпоху империи в Риме появились и 3—4-этажные (доходные) наемные дома, высота которых согласно предписанию императора Августа не превышала 20,7 м. Такие дома были лишены удобств и архитектурной выразительности, однако придавали городу характерный силуэт.

Особой ветвью римского градостроительства являются сооруженные на различных территориях лагеря. Эти лагеря представляли собой военные поселения, в которых протекала также торговая жизнь. Лагеря располагались в важных стратегических пунктах. Во II и III столетиях п. э., помимо территорий вокруг Средиземного моря, римские лагеря располагались и в глубине Средней Европы, образуя цепь опорных пунктов империи. Лагерь (каструм) имел квадратные очертания плана с четырьмя воротами. Главные улицы располагались в западно-восточном и се-веро-южном направлениях, в пересечении которых образовывался форум, где совершались культовые обряды. Лагерь разбивался прямоугольной сеткой улиц и кварталов, застраиваемых жилыми домами, магазинами и складами. Наиболее выразительную архитектуру имели входы в лагерь, театр и здания, располагаемые на площади. Местами размещения лагеря, как правило, служила ровная площадка.

Для градостроительства римлян характерна строгая организация застройки, подчиненная определенной направленности, соответствующая оборонным целям. Вместе с этим наличие крупных зданий придавало лагерям определенную архитектурную выразительность.

Вследствие обширных просторов империи с разными географическими условиями и традициями местной культуры на ее территории возникли различные по виду города. Общими для них была четкая техническая организация обороны и водоснабжения.

Вместе с тем по политическим соображениям в центрах городов римляне создавали выразительные композиции, в которых наряду с замкнутыми (императорские форумы) имелись pi ансамбли, раскрытые к природному окружению.

В целом древние римляне, опираясь на опыт греков по созданию архитектурных ансамблей акрополей и прямоугольную систему планировки таких городов, как Приены, значительно усовершенствовали градостроительные приемы и внесли в них много нового, оказавшего положительное воздействие па мировое градостроительство. В частности, поучительно умение римских зодчих концентрировать на просторных площадях крупные гражданские здания для создания выразительных ансамблей городов. В этих целях они с большим пониманием дела возводили на наиболее выгодных местах такие созданные ими чисто декоративные монументальные композиции, как триумфальные колонны и особенно арки, а также портики. На градостроительную ценность этих приемов указывает то, что спустя почти 2000 лет триумфальные арки с большим эффектом были использованы на площадях Парижа, Москвы, Петербурга.

Достойно восхищения мастерское применение римлянами созданных ими бетонных и каменных сводчатых и арочиых конструкций, отличающихся исключительной долговечностью и монументальностью.

Создание двухъярусных акведуков, устройство водопровода и применение калориферного отопления в термах также говорит о высокой инженерной культуре древних римлян, о глубоком знании ими основных законов строительной механики, гидравлики и теплотехники.

Все строительные достижения римских зодчих красноречиво свидетельствуют о том, что подъем архитектуры и градостроительства на новую, высшую ступень возможен только при глубоком знании и творчески смелом использовании оныта всех предшествующих эпох и современных народов.

Читать далее:Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)Советская архитектураАрхитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)Архитектура и градостроительство капиталистического обществаАрхитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.Архитектура первой половины XVIII вАрхитектура до XVIII в.Архитектура Возрождения (Ренессанса)Архитектура Романского и Готического периодовАрхитектура Византии

stroy-server.ru

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА | Kursak.NET

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Рим! Всемогущее, таинственное слово!..

Всё, что есть жизнь ума, всё, что души есть страсть —

Искусство, мужество, победа, слава, власть, —

Всё выражало ты живым своим глаголом,

И было ты всего великого символом…

П.А. Вяземский. «Рим»

Более двенадцати столетий (с VIII в. до н. э. по V в. н. э.) насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства, поэтические творения Вергилия и Горация, Овидия и Катулла, сатиры Марциала и Ювенала, ораторские шедевры Цицерона, систему римского права, историографию Тацита, философию Лукреция, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений.

Покорение римлянами Греции в I в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Непреклонный и гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады. Поэт Гораций справедливо писал:

Греция, взятая в плен, победителей диких пленила:

В Лаций суровый искусства

она принесла.

Искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода: искусство этрусков (VII—IV вв. до н. э.), искусство Римской республики (IV—I вв. до н. э.) и искусство Римской империи (I—IV вв. н. э.).

Римский Форум

«Все дороги ведут в Рим» — гласит древнее изречение. В нем заложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи. Здесь, в Риме, велось строительство огромных масштабов.

С VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было множество зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.

Планировка его главной площади и размещение примыкавших зданий так же, как и в афинском Акрополе, асимметричны, но причины для этого были иные. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первоначальную планировку. Так, в начале II в. до н. э. Марком Ульпием Траяном был сооружён самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление: «Форум не может быть описан, и ничто подобное смертный не сможет больше создать». В центре обширной площади возвышалась конная статуя Траяна из позолоченной бронзы.

Но самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна (ок. 114 г. до н. э.), воздвигнутая по приказу императора на месте холма такой же высоты. Она представляет собой мраморный цилиндр, водружённый на кубический постамент. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных похода Траяна против придунайского народа даков (современная Румыния). Длина рельефов достигает 200 м. Разбивка военного лагеря, осада города с помощью машин для метания каменных ядер, полные эмоциональной напряжённости сцены сражений — вот их основные сюжеты. Искажённые лица раненых и убитых, ожесточенные лица сражающихся воинов, фигуры пленных, просящих на коленях пощады.

И конечно же главное внимание уделено изображению самого императора. Мы видим его в бою и на отдыхе, вот он переходит Дунай, а вот приносит жертву богам, наблюдает за постройкой лагеря, командует осадой, ведёт в бой кавалеристов и празднует победу. Это величественное сооружение призвано было прославить не только самого императора, но и мощь всего государства.

Позднее колонна выполняла роль надгробного памятника Траяна, и действительно, в её основании расположена комната с золотой урной, где хранится прах императора. Внутри колонны находится винтовая лестница в 185 ступеней, ведущая на её вершину. Раньше вершину украшала статуя Траяна, но она была утрачена, и в XVI в. Папа Римский Сикст V дал указание заменить её на статую Святого Петра.

В конце XIX — начале XX в. во время археологических раскопок на территории Форума были обнаружены руины зданий, среди которых некогда возвышались восемь колонн храма Сатурна. Колоннада ионического ордера сохранилась лучше всего.

Один из крупнейших храмов мира был построен на высоком подиуме. В его целле хранилась статуя бога Сатурна, которую выносили во время торжественных триумфальных процессий. Этого бога римляне отождествляли с греческим Кроносом и почитали его за способность избавлять город от бедствий. В храме Сатурна хранили самое дорогое – государственную казну.

Со временем Форум был полностью заброшен, часть обрушившихся зданий использовалась жителями для строительства домов, а большинство строений было уничтожено. В Средние века на этом месте пасли скот, а впоследствии Форум был полностью предан забвению. Лишь в начале XX в. Археологам и архитекторам удалось восстановить этот грандиозный ансамбль, остающийся молчаливым свидетелем великолепия «вечного города» Рима.

Пантеон – «храм всех богов»

Одним из шедевров римского зодчества является Пантеон – «храм всех богов», построенный в Риме в 125 г. Он не имеет аналогов в древнеримской архитектуре. Главная его достопримечательность – грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. Своими размерами купол Пантеона, превосходит все крупные своды, построенные в последующее время.

К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей, которую поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. Каждый человек, проходя сквозь небольшую арку с лесом колонн, ощущал границу между внешним суетным миром и внутренним, священным пространством храма. В Пантеоне никогда не приносились жертвы и не совершался обычный ритуал. Главное его назначение сводилось к концентрации всех духовных сил и помыслов человека, который здесь приобщался к идее вечности и единства мира. Не случайно в настоящее время именно в Пантеоне создана усыпальница великих людей Италии.

До сих пор поражает и гениально найденная соразмерность пропорций храма. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет половину высоты Пантеона. Наружный облик храма отличается простотой и благородством. Иначе выглядит внутреннее убранство с его сложной и богатой отделкой. Пол выложен мраморными плитами. Стены разделены на два яруса: нижний украшают глубоки ниши с коринфскими колоннами, где некогда размещались статуи богов, а верхний декорирован ложными окнами и пилястрами (плоскими вертикальными выступами на поверхности стены) из цветного мрамора. Полусферический потолок свода разделён глубокими кессонами (квадратными углублениями), благодаря которым создаётся ощущение необыкновенной высоты и единства внутреннего пространства.

Переступая порог храма, посетитель ждёт торжественного полумрака, но его внутренний облик поражает светом, наполняющим всё пространство. Свет льётся через сферическое окно диаметром 9 м. («глаз Пантеона»), перемещаясь в соответствии с движением солнца.

Колизей — «чудо света»

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из них — Колизей, где разыгрывались пантомимы, происходили бои гладиаторов и укрощение диких зверей. Колизей (лат. «коллосеус» — колоссальный) представляет собой огромную овальную чашу (188 Х 156 м). В центре Колизея находится арена, окружённая ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тысяч.

Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных каменных блоков. Четыре яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Бесконечно повторяющиеся арки придают зданию монументальность и величие. Наружные стены украшены пилястрами трёх архитектурных стилей. В первом этаже использованы полуколонны тосканского ордера, во втором — ионического, в третьем и четвёртом — коринфского. Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках второго и третьего ярусов.

Очень рационально организовано внутреннее пространство амфитеатра. Лестницы идут радиально, а галереи — концентрически. Подобное расположение позволяло быстро и кратчайшим путём распределить людские потоки, входящие через 80 наружных арок к месту, указанному в билете. И хотя внутри Колизей был лишен каких-либо украшений, «многолюдная толпа, — по словам Гёте, — служила достаточным его украшением». Грандиозность масштабов этого сооружения дала основание римскому поэту Марциалу назвать Колизей чудом света. И сегодня руины Колизея поражают своими размерами и величием.

Триумфальные арки и общественные сооружения

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед в военных походах. Над аркой обычно взвивалась колесница, а мраморные стены украшали рельефы летящей фигуры богини победы Виктории, сцены походов и изображения взятых у врагов трофеев.

Триумфальная арка императора Тита ознаменовала его победу над восставшей Иудеей. Высокий пьедестал, на котором стоит двадцатиметровая арка, и четыре стройные полуколонны с изящными капителями на фасадах подчёркивают благородство памятника. Арка никогда не использовалась в качестве ворот, через неё имели право проезжать в своих колесницах только одержавшие победу военачальники.

Пролёт арки с обеих сторон украшен рельефными композициями, изображающими триумфальное шествие императора Тита. На одной из них император, едущий в колеснице, на другой — римские легионеры несут драгоценные трофеи из Иерусалимского храма. На мраморных рельефах внутренних стен арки не только люди, но и сами боги воздают почести победителям. Покровительница «вечного города» богиня Рома в боевом шлеме ведёт под уздцы лошадей, впряжённых в колесницу полководца. А крылатая богиня Виктория держит над его головой золотой венок.

В верхней части ворот, над пролётом, помещена надпись, сделанная крупным латинским шрифтом. Она сообщает, что римский Сенат воздвиг эту арку «божественному Титу».

Много веков спустя триумфальные арки перешагнут с римских площадей в другие города мира. Вновь возродятся колесницы славы, управляемые крылатой богиней Викторией. И повсюду они станут замечательными памятниками доблестных побед.

В особую группу архитектурных памятников можно выделить новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки), огромные каменные мосты (виадуки) и дороги — замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.

Сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившие для укладки водопроводных труб через глубокие овраги, ущелья и долины рек, были воплощением смелого архитектурного замысла и высочайшей строительной техники. Вместе с тем акведуки и виадуки составляли единое целое с окружающим пейзажем. Инженер Фронтин, заведовавший водоснабжением Рима в начале II в., утверждал, что «акведуки — главное свидетельство величия Римской империи». Замечательные образцы колоссальных акведуков, построенных римскими инженерами, в настоящее время сохранились и за пределами Италии — в Сеговии (Испания) и П дю Гар в Южной Франции.

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, то есть служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромных пространствах Римской империи. Кроме того, дороги выполняли важную стратегическую роль во время многочисленных военных кампаний. Знаменитая Аппиева дорога, вымощенная щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического пепла, хорошо сохранилась до нашего времени. Она была проложена из Рима в Капую. Начало строительства — 312 г. до н.э. Названа по имени своего строителя — цензора Аппия Клавдия Цека.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных бань), являющихся неотъемлемой частью любого города. Так, например, в Риме их насчитывалось великое множество: двенадцать больших императорских терм и сотни частных бань. Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

Главное здание терм обычно стояло на обширной искусственной террасе, окружённой со всех сторон тенистым парком, аллеями и цветниками. В парках сооружались стадионы с трибунами для зрителей, здания библиотек и многое другое. В главном здании терм располагался открытый бассейн с холодной водой, огромный, пышно украшенный мозаикой парадный зал со множеством мраморных статуй, тёплая баня и круглая парильня. Полы и стены были выложены плитами из разноцветного мрамора.

Поражает чётко продуманная система водоснабжения и отопления в термах. Вода поступала из специального водопровода и отстаивалась в больших цистернах, её можно было менять в течение нескольких минут. Горячий воздух от подземных печей быстро распространялся по трубам, вмонтированным в пол и стены банных помещений.

Самые знаменитые термы были возведены римским императором Каракаллой в III в. В облицованных цветным мрамором помещениях собиралась изысканная публика, велись философские и литературные беседы, звучала музыка. Здесь легко можно было уединиться под сводами деревьев и в одиночестве поразмышлять о смысле бытия.

К сожалению, время не сохранило многое из архитектурных сооружений Древнего Рима, но и то, что предстаёт сегодня перед взорами многочисленных туристов, способно вызвать восхищение и донести до нас его былое величие и славу.

Пришельца потрясает запустенье;

Те арки, что страшили небеса,

И дерзкий мост, и мрамора леса —

Пожарище, камней нагроможденье.

Но этот прах — источник вдохновенья;

Ещё звучат былого голоса,

И зодчий, открывая чудеса,

Возносит к небу дивные строенья.

Не мните вы, что все окрест мертво,

Колонны рухнули, не мастерство.

Обманчивому облику не верьте;

Вот он — веками истреблённый Рим,

Он воскресает, он неистребим,

Рождённый страстью, он сильнее смерти.

Дю Белле. «Римские древности» Перевод И. Эренбурга

Вопросы и задания

1. Какое влияние на римское искусство оказала культура Древней Греции? Оправдано ли рассмотрение художественного наследия Древнего Рима как составной части античности?

2. Какой вклад в развитие мировой архитектуры внесло древнеримское зодчество? В каких произведениях позднейших эпох вы можете наблюдать его характерные элементы?

3. Расскажите об архитектурных шедеврах Древнего Рима: Форуме, Пантеоне, Колизее.

4. Что вам известно об архитектурных сооружениях общественного назначения? Расскажите о некоторых из них подробнее.

Творческая мастерская

· Проведите заочную экскурсию в города-музеи Помпеи или Геркуланум. Что определяет архитектурный облик этих городов?

· Подготовьте сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н.В. Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева дорога при закате солнца»).

Советуем послушать или посмотреть

Видеофильмы: «Императорский Рим», «Помпеи», «Рим» (из цикла «Исчезнувшие цивилизации»).

Альбомы по архитектуре Древнего Рима.

Темы рефератов, докладов или сообщений

«Форумы Древнего Рима»;

«Гибель и возрождение Помпеи»;

«Шедевры римской архитектуры»;

«Прогулка по античному Риму»;

«Общественные сооружения Древнего Рима».

■ Книги для дополнительного чтения

Дмитриева Н.А, Акимова Л.И. Античное искусство. М., 1988.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Очерки. М., 1969. Вып. I.

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Обнинск, 1996.

Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. (Малая история искусств.)

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1996.

kursak.net

Архитектура древнего рима - это... Что такое Архитектура древнего рима?

   первоначально сложилась на основе культуры этрусков (народа, обитавшего в Италии с начала 1 тысячелетия до н.э.). Являясь наследником древнегреческой архитектуры, республиканский и императорский Рим внес много нового в ордерную систему, в регулярную планировку городов, переработал тип греческого жилого дома. Общественные потребности громадного рабовладельческого государства и его огромной столицы, гораздо более сложные по сравнению с Др. Грецией, а также концентрация колоссальных средств в руках государства и знати, вызвали к жизни новые типы сооружений, применение новых конструкций и новых материалов. Появление римского бетона, широкое освоение и усовершенствование арочных и сводчатых конструкций и куполов, позволяющих создать перекрытия больших пролётов, открыли римскому архитектору такие композиционные возможности, каких не знали его предшественники. Высокий уровень инженерно-технического мастерства римских строителей проявился в сложных сооружениях самых различных типов: наземных акведуках, громадных цирках (Колизей на 50 тыс. зрителей), театрах, термах (общественные бани на тысячи человек), базиликах, многочисленных триумфальных арках, обширных императорских дворцах и многом другом. Выдающимися образцами архитектурного ансамбля были форумы - комплексы правительственных, культовых и общественных зданий в центре города. Особое внимание уделялось планировке и отделке внутренних помещений. Идея военно-государственной мощи Рима на шла свое выражение в массивном, помпезном характере монументальных сооружений империи, в широком применении громадных ордерных колонн, в преувеличенно крупных масштабах отдельных построек и их деталей. В области жилищной архитектуры наряду с роскошными виллами и дворцами в Риме соседствовали целые районы городских трущоб, застроенных ИНСУЛАМИ (многоэтажный и многоквартирный дом) - прибежищем городской бедноты. Достигнув в лучших своих произведениях большой выразительности и технического совершенства, римская архитектура часто прибегала к ложному пафосу и поверхностным, чисто внешним эффектам. Черты эклектизма и другие признаки упадка римской архитектуры начали проявляться задолго до падения Римской империи, означавшего конец рабовладельческого строя, на смену которому пришла новая общественная формация - феодализм.

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

architect.academic.ru


Смотрите также