Легендарная Тридцатказнаменитый маршрут 30. Древние греки в крыму
Греки в Крыму. История, кратко о пребывании древних Греков в Крыму
Греки в Крыму
Все города, которые вы видите на картинке ниже, были основаны древними греками в течение VI века до н.э. (за исключением Калос Лимена, находящемся на крайнем западе полуострова).
В первой половине столетия греки-ионийцы освоили восточное побережье Таврики, а ближе к его концу началась колонизация западной и юго-западной частей полуострова.
Невольно задаешься вопросом: зачем греки это делали? Зачем они огромными массами переселялись из уютной и давно освоенной Эллады? Процесс расселения греков по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей получил название «Великой греческой колонизации».
И действительно, без слова «великий» тут не обойтись. Почти 200 лет эллины упорно осваивали новые пространства, основав за это время сотни городов. Они не боялись ни опасных морских переходов, ни стычек с местным населением, ни отрыва от привычной культурной и языковой среды.
Колонизация была очень трудным делом, но у греков не было другого выхода! Греция, хоть и живописная страна, но для жизни мало приспособлена: пахотных земель там очень немного, возделывать хлеб невероятно трудно, и расширяться некуда: кругом — горные кручи и море.
Поэтому, когда к VIII веку до н.э. население Греции достигло предельной численности, встал вопрос — как избежать перенаселения и неизбежных при этом смут. Выход нашли в организованном отселении части граждан на новые, неосвоенные земли.
Причем, выгоду из случившегося сумели извлечь все греки: и те, что уезжали, и те, кто оставался возделывать скудные поля и развивать ремесла на родине. Отправляясь на поиски новых земель, Эллины старались выбирать места, где можно было продуктивно заниматься сельским хозяйством. В первую очередь — выращивать хлеб.
Во вновь основанных городах греки воспроизводили привычную им модель государственного устройства, заводили традиционные ремесла, завязывали торговый обмен с местным населением и со своей покинутой родиной — метрополией. Связи с метрополией — и не только торговые, но и духовные, потомки колонистов сохраняли потом веками.
Греческий народ в те времена не был однородным: он состоял из нескольких племен, различавшихся и по наречию, и по характеру. Самыми многочисленными и активными были ионийцы и дорийцы.
Ионийцы жили, в основном, по берегам Эгейского моря, и рано впитали мудрость Древнего Востока, лежавшего по соседству. Именно они дали миру знаменитых ученых: Гиппократа, Фалеса, Евклида и многих других.
Крупнейшим ионийским городом был Милет, лежавший на восточном берегу Эллады (сейчас его руины находятся в Турции). Именно милетяне начали освоение восточного побережья Таврики. Пантикапей, Феодосия, Тиритака — это их колонии.
Ионийцы стремились внедряться на новые земли мирно, устанавливать с местным населением торговые отношения. И, если и закабалять аборигенов, то постепенно. Их оружием в покорении новых пространств зачастую был не меч, а долговая расписка, не военный корабль, а купеческое судно.
Ионийцы были людьми веселыми и жизнерадостными. Они видели мир светлым и прекрасным и, поэтому, среди них рождалось особенно много поэтов, художников и выдающихся зодчих. Любимым богом ионийцев был покровитель муз лучезарный Аполлон.
Дорийцы отличались от ионийцев очень сильно. Достаточно сказать, что самым мощным государством дорийцев была Спарта — город, где царил культ военной дисциплины, грубой силы, давления и подчинения. Жестокие порядки спартанцев не одобряли даже сами дорийцы, но кое-что все-таки перенимали.
Особо почитаемым богом был у дорийцев суровый громовержец Зевс, а воинственного Геракла они почитали как своего предка. «Природа — не храм, а мастерская», — под этими словами охотно подписался бы дориец.
Дорийцы не столько восхищались окружающим их миром, сколько приспосабливали его под собственные нужды, проявляя при этом, порой чудеса воли, выдержки и силы.
Так вот, Херсонес Таврический основали дорийцы — народ решительный, дисциплинированный и суровый. В отличие от ионийцев, они новые земли не просто осваивали. Они их завоевывали.
Фото горного Крыма
Назад в раздел
Легендарная Тридцатка, маршрут
Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.
В край гор и водопадов
Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех
В край Крымских гор
Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.
svastour.ru
Древние греки в Крыму
Роль греков (эллинов) в освоении и формировании этнического облика Крымского полуострова невозможно переоценить. Достаточно сказать, что именно они принесли город, государство, высочайшую по меркам любых времен и народов культуру в этот отдаленный от мира древних цивилизаций край.
Нужда в хлебе, потребность в обеспечении землей малосостоятельных и неимущих граждан, поиски источников сырья, рынков сбыта, рабской рабочей силы вызвали к жизни такое явление в истории древней Греции эпохи архаики (VIII - VI вв. до н. э.), как массовое колонизационное движение. В Северное Причерноморье (по-гречески - Понт) греков влекли плодородные почвы,
богатый растительный и животный мир, обилие рыбы; особый интерес представляли гавани, подходящие для целей мореплавания и торговли. Основной контингент колонистов составляли люди молодого возраста, в большинстве своем мужчины; преобладали крестьяне, но было также некоторое количество ремесленников и торговцев. Выводило колонию (по-гречески - апойкию) небольшое число переселенцев - от ста до тысячи человек. Колонизация ускорила процесс развития общества у местных племен: общение с греками разрушало их
традиционные устои, заставляло выращивать больше хлеба, скота, способствовало вызреванию имущественного и общественного неравенства,
знакомило с эллинской культурой.
Греческие племена делились на группы, говорившие на разных диалектах древнегреческого языка, принадлежавшего к индоевропейской языковой семье. Ведущую роль в освоении Крыма играли греки-ионийцы и греки-дорийцы.
Разнообразные материалы - письменные и археологические - позволяют нам восстановить историю возникших в Крыму эллинских колоний, со временем объединившихся в два значительных по размерам государства - Боспор Киммерийский и Херсонес Таврический.
Разделение крымчан на «пришлых» и «коренных», внушаемое, татарским Меджлисом,
стало часто звучать из уст некоторых политиков. Статусом «коренных» они наделяют
крымских татар, а крымским русским, крымским украинцам, крымских грекам и другим
национальным группам отводят статус «пришлых». На этом основании присваиваются
особые права "коренной" (татарской) нации по сравнению с другими национальными
группами Крыма. Сама постановка такого вопроса в правовом смысле весьма
неоднозначна, а в политическом просто опасна, ибо речь идёт о попытке создания
этнократического исламского государства в Крыму, хотя на Украине из паспортов
исключена графа «национальность», как это принято во всех цивилизованных
странах.
В мире есть показательный пример подхода к подобному вопросу в демократической
стране США. Если ни у кого в мире не возникает сомнения, что аборигенами
(коренными) Америки являются индейцы, то в Крыму вопрос «аборигенства» весьма
проблематичен. Несмотря на однозначный ответ по поводу «коренности» индейцев,
даже демократы в США почему-то не создают у себя государственность по
национальному признаку - государство с титульной нацией индейцев.
Для выявления «принадлежности» той или иной национальной группы к «коренной»,
приходится делать экскурсы в историю. И если теоретикам Меджлиса выгодно
исходить из событий 13-14 веков, русичам - из 9-10, то крымские греки могут
вести отсчёт от 6 века до нашей Эры. При этом каждый «теоретик» может выбирать
удобную для временную себя точку отсчёта, но всегда может найтись пример и
подревнее. Таким образом спор о том, кто «аборигенистее» в Крыму, становится
бесконечным.
Ни у кого не вызывает сомнения, что в Крыму издревле жили киммерийцы, тавры,
скифы. Известно так же, что в начале нашей эры эти народы исчезли, а
следовательно, спустя 8-10 веков после их фактического исчезновения, их кровными
преемниками никак не могли стать татары (меджлисовские иделоги утверждают, что
крымские татары - потомки тавров и др. аборигенов Крыма).
На самом желе, самыми древними из национальных групп, ныне живущих в Крыму
являются крымские греки, ибо достоверно известно, что они жили в Крыму по
крайней мере с б века до нашей эры (известны их древние города Пантикапей,
Феодосия, Херсонес и др.). Именно от этих крымских греков поселения крымских
русичей в 8-9 веках приняли ортодоксальное Христианство – Православие, которое
затем в 10 веке распространилось на всю Русь. И только в 13 веке с Золотой Ордой
в Крым пришли татары (Крымский Улус), в подтверждение чему стоит привести цитату
из выступления в июле 1993 года на татарском Курултае члена клана Гиреев,
потомка династии крымских ханов Джезар-Гирея:
«Неотъемлемым правом крымскотатарского народа, благородных сынов Золотой Орды,
является мирное возвращение... Первым и наиболее важным была наша наследственная
преемственность Чингизидов. Коммунистическая пропаганда пыталась отделить татар
от их Великого Отче, господина Чингиз-Хана... Эта же пропаганда пыталась скрыть
Факт, что мы - сыновья Золотой Орды... Вторым столпом нашей государственности
была Оттоманская империя... Мы все – часть большой тюркской нации, с которой у
нас прочные и глубокие связи... Третьим столпом был Ислам. Примеры нашего былого
величия и вклада в человеческую цивилизацию неисчислимы. Крымско-татарский народ
был когда-то сверхдержавой (Золотая Орда)... Мы должны помнить, что до правления
Петра Первого, в конце XVII века Романовы продолжали платить дань Ханству».
Именитый потомок великого Чингиз-Хана достаточно чётко изложил свою родословную
и корни своих бывших подданных.
Следует правда заметить, что с 13 века Крым практически всегда был частью либо
Золотой Орды (Крымский Улус), либо Османской или Российской империй. Россия
отвоёвывала Крым не у Крымского Ханства, а у Турции (Оттоманской империи).
Ханство же сохранялось и в составе Российской империи. Причем власть Крымского
Хана никогда не распространялась на всю территорию крымского полуострова.
Является фактом так же приход в Крым Христианства и Ислама извне, только
Православие пришло за долго до прихода татар в начале нашей эры, а Ислам - лишь
вместе с турецким владычеством.
Азиатские корни крымских татар подтверждает и факт использования Межлисом
голубого Флага Чингизидов (кок-байрак). Сами крымские татары в 1918 году
протестовали, против попытки главы Крымского краевого правительства М.Сулькевича
(литовского татарина) совместить их родовой Флаг Чингизидов с двуглавым
византийским "шовинистическим" орлом.
Если крымские татары «аборигены Крыма», как скажем турки в Турции, то почему в
отличие от турок у татар никогда не было развито мореплавание? Татары и после
прихода с Золотой Ордой продолжали вести степной образ жизни. Но они так и
продолжали "побаиваться" моря, окружающего Крым: не строили кораблей, не
занимались мореходством. И даже спустя 5 веков после прихода в Крым татары
сохранили в себе генетически пристрастие золотоордынцев, хотя море всегда было
рядом. Они так и не начали заниматься характерным для крымчан рыболовством,
промышленным виноградарством, как например крымские греки.
После прихода в Крым особых достижений в науке и естествознании у татар не
заметно, за исключением народных танцев и песен. При беседах на эту тему
крымско-татарская интеллигенция приводит в качестве примера древних корней своей
культуры труды учёного древности Улугбека (монголо-татарина). Очевидно, что
такие ссылки (как и выступление Джезар-Гирея, использование татарским Меджлисом
голубого Флага Чингзидов) лишь подкрепляют то, что татары не являются крымскими
аборигенами, они пришли в Крым извне, после христиан и славян.
Все ныне живущие в Крыму: крымские русские, крымские украинцы, крымские татары,
крымские греки когда-то пришли на крымскую землю извне. Правда татары - в 13-14
веках, русичи - в 8-10, а греки в - 6 веке до нашей эры. Самое характерное, что
как раз крымские греки в отличии от татар не претендуют на создание в Крыму
своей национальной государственности.
В отличие от истинных аборигенов Америки - индейцев - никакая из ныне
проживающих в Крыму национальных групп не может претендовать на крымское "аборигенство",
на "коренность", а тем более на этническую исключительность.
Именно поэтому ставить вопрос о претензиях татар на звание "титульной нации"
необоснованно и просто опасно. Республика Крым должна быть интернациональной,
иначе могут начаться межэтнические "разборки", может даже созреть "горячая
точка", как не дай Бог, это уже было в Ливане, Абхазии или Чечне...В.К.Мордашов, «Крымские известия», март 1992 г.
biofile.ru
Крымские греки — WiKi
Греки являются одним из древнейших народов Крыма, хотя их современное количество в Крыму невелико. В античные времена в Тавриде сложилось два основные греческих сообщества, отличавшихся в культурном и языковом плане: Херсонес Таврический, основанный дорийцами, и Пантикапей, основанный выходцами из Ионии[1]. Постоянное соперничество между этими двумя городами, расположенных на противоположных окраинах полуострова, привело к вмешательству Римской империи в политику и экономику Тавриды. В современном Крыму частично сохраняется греческая топонимика, как древнейшая (Кореиз, Мисхор, Гаспра, Таврида), так и новая (Севастополь, Симферополь).
В ходе древнегреческой колонизации, затронувшей также и Северное Причерноморье, древние греки начали активно селиться в прибрежном Крыму. Пантикапей был основан в конце VII века до н. э. выходцами из Милета и располагался на месте современной Керчи. В эпоху расцвета он занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называемой сегодня Митридат. Другим важным древнегреческим центром Крыма стал Херсонес. Его основали дорийцы[1]. Вторжение готов ликвидировало Боспорское царство. После этого единственным античным полисом Северного причерноморья, который увидел средние века стал Херсонес.
Греки, как правило селились только в прибрежных районах Крыма, поэтому полуостров никогда нельзя было назвать греческим в полном смысле этого слова. Во внутренних регионах полуостровах сохранялись автохтонные культуры — тавры, скифы, сарматы, аланы, позднее готы. Соприкасаясь с греческой цивилизациeй, многие из них этих племён подверглись однако хотя бы частичной эллинизации[2].
Во времена классической античности торговые пути связали с греческим причерноморьем и населённые пункты северного склона Крымских гор. К примеру, в центре города Старый Крым, имевшего тесные связи с приморским Судаком и расположенного в 30 км от морского побережья, при земляных работах была выявлена античная керамика IV в. до н. э. — III в. н. э.[3] Эти слои перекрыты наслоениями средневекового города и отчасти разрушены. Почётная надпись 222 г. н. э. на древнегреческом языке, найденная в 1895 году в Старом Крыму, является свидетельством существования более раннего античного города, а не только средневековой крепости, как это было принято считать до обнаружения[4].
Археологические раскопки Кишлавской котловины, расположенной в 16 км к северо-западу от г. Старый Крым показали что и эта долина был культурно освоена во времена классической античности или же, по крайней мере, имела с античной цивилизацией теснейшие торговые связи. Так, первые следы постоянных поселений в округе Кишлав (далее Курского) датируются периодом с III в. до н. э. по III в. н. э[5]. Здесь были найдены остатки форта, который располагался на вершине горы Бор-Кая, которая круто обрывается как с юга, так и с северо-запада. При этом территория самой крепости была отгорожен от древнего городища оборонительной стеной. На территории самого селища были обнаружены осколки греческих амфор. Цивилизаия, по-видимому, имела если не собственно греческий, то во всяком случае эллинистический характер, и тесно сообщалась с прибрежными районами посредством дорог. Внизу, по левому берегу реки Мокрый Индол, проходила дорога на Судак. Укрепости также имелась визуальная связь с ещё одним подобным укреплением, расположенным на горе Яман-Таш, что в 6,5 км к юго-западу. Кроме того, под самым обрывом, на левом берегу реки Индол был обнаружен могильник античной эпохи.
Заморье — греческая территория в Крыму около 1265 года
В средние века греки населяли небольшой эксклав Византийской империи Херсонес, а после её дезинтеграции в 1204 году сохранялись как государствообразующий этнос до конца XV века в православном княжестве Феодоро. Именно греками в Крыму распространялось православие. Также благодаря грекам на Южном Берегу Крыма появились многие средиземноморские сельхозкультуры: виноград, гранат, инжир, маслина, розмарин и др. После османского завоевания (1475) крымские греки подверглись постепенной тюркизации, но сохранили православие. Крымские греки, по наблюдениям этнографов, также сыграли ведущую роль в этногенезе южнобережных и горских татар[6]. Несмотря на усиление ислама в регионе, греческие общины, как тюркоязычные, так и грекоязычные[7], продолжали существовать в некоторых регионах Крыма, в том числе в Бахчисарае[1]. Греческая речь, наряду с татарской, сохранялась только в деревне Стиля (Готская епархия).
В 1770-х годах несколько десятков тысяч греков были переселены А. В. Суворовым в окрестности Мариуполя по указу Екатерины. Вместе с ними 22 тысяч армян переселилось в Азовскую губернию. При выселении из Крыма в Северное Приазовье часть христиан, в том числе и греков, не желая покидать родные места, приняла ислам и со временем вошла в состав крымско-татарского этноса. По свидетельству В. Х. Кондараки (1873), южнобережные татары долгое время поддерживали в своих обычаях пережитки христианства, а также сохраняли историческую память о насильственной исламизации турками своих греческих предков[2]. В 1783 году Крым перешёл к России. Армяне, как и греки, начали возвращаться в Крым. В начале XX века иммиграция османских греков в Крым происходит из Понта и различных областей Османской империи. Согласно Постановлению ГКО № 5984сс от 2 июня 1944 года, 27 июня крымские греки, вместе с рядом других крымских народностей, были депортированы в Пермскую область и Поволжье и Казахстан[8]. Количество депортированных греков составило 14 тыс. человек[9].
ru-wiki.org
Крымские греки
КРЫМСКИЕ ГРЕКИ — часть греческой диаспоры, которая в разные периоды истории по-разному формировалась, имела определенные этнические, языковые и культурные отличия. Возникновение ее относится к VI в. до н. э., когда началась колонизация Крыма античными греками, создавшими на западном, юго-восточном и восточном побережье и на Керченском полуострове целый ряд полисов: Керкинитиду, Пантикапей, Феодосию, Херсонес и др., позднее объединившихся в 2 государства — Боспорское царство и республику Херсонес. Античные греки, занимаясь главным образом земледелием, ремеслами и торговлей, внесли большой вклад в экономическое развитие и культуру Крыма. В начале средневековья античные греки в основной своей массе ассимилировались с местным (тавро-скифским) и пришлым (сармато-аланским, германским, позже тюрко-булгарским) населением, а также с переселявшимися на полуостров византийцами, среди которых также было много греков. Следующая волна греков нахлынула в Крым в XI-XIII вв. в связи с восстановлением власти Византии в Таврике. Вызвала широкое распространение христианства, строительство церквей, монастырей, замков, крепостей. Основным занятием греков в этот период были скотоводство, ремесла, торговля. Многие из них тюркизировались по языку, обычаям, частично — по религии. Большинство средневековых греко-христиан в 1778 было переселено царским правительством в Приазовье, но вскоре часть из них по приказу Г. А. Потемкина возвратилась на полуостров. В то же время после Кючук-Кайнарджийского мира 1774 в Керчи и Еникале были поселены греки сформированного графом А. С. Орловым архипелажского войска. После присоединения Крыма к России из них был создан батальон для охраны Южного побережья, позже этот батальон участвовал в Крымской войне. 12-13 тыс. греков бежало в Крым из Турции, спасаясь от геноцида, в годы 1-й мир. войны (их называли «новогреками»). На полуострове греки жили небольшими компактными группами рядом с болгарами, русскими, украинцами, татарами и др. в городах и 398 селах и деревнях, занимаясь преимущественно огородничеством, бахчеводством, табаководством и торговлей, а также виноградарством и рыболовством. В 1939 в Крыму проживало 20 652 грека. Во время Великой Отечественной войны многие крымские греки были на фронте, очень активно участвовали в партизанском и подпольном движении. 14.VI.1944 все крымские греки, в т. ч. бывшие фронтовики, партизаны и подпольщики, были насильно депортированы из Крыма «в другие районы СССР». В связи с тем, что крымские греки не сотрудничали с гитлеровскими оккупантами, они не нуждались в реабилитации. Уже в 50-гг. некоторые из них возвратились на полуостров. Сейчас этот процесс активизировался. Однако многие из крымских греков эмигрировали и продолжают эмигрировать в Грецию.
Источник:
К. Когонашвили. Краткий словарь истории Крыма. — Симферополь: "Бизнес-Информ", 1995.
Информация о книге на форуме сайта.
bfnk.ru
Греческие колонии в Крыму. Названия, история, жизнь греческих колонистов в древние времена в Крыму
Греческие колонии в Крыму
Современная Феодосия - единственный город Северного Причерноморья, который носит своё настоящее древнегреческое имя. История города началась в середине - второй половине 6 века до н. э. Основали его переселенцы из малоазийского города Милета, на заключительном этапе "Великой" греческой колонизации. Выгодное расположение на морских торговых путях, прекрасная гавань и близость земледельческих районов предопределили быстрый рост и экономическое процветание полиса.
В исторической судьбе Феодосии, как и всего Крыма, выдающуюся роль сыграла "Великая" греческая колонизация, протекавшая в архаическую эпоху истории древней Эллады, приходящуюся на 8-6 века до нашей эры. Греки (эллины) принесли на полуостров цивилизацию и самую передовую в рамках древней ойкумены культуру. Что же заставило людей покинуть родные края и пуститься в весьма опасное путешествие в поисках новой родины?
Почвы Эллады малоплодородные (лишь в немногих её районах хлеб выращивался в достаточном количестве), отсюда большая потребность греков в привозном хлебе. Не богата страна так же металлами и древесиной. Между тем в эпоху архаики Эллада переживала экономический подъём, интенсивно развивавшееся ремесло испытывало нехватку сырья, набиравшей силу морской торговле требовались рынки для сбыта товаров (оливкового масла, вина, ремесленных изделий) и покупки всего того, в чём нуждались греки (хлеб, сырьё).
Бурное развитие экономики привело к резкому возрастанию численности населения, общество оказалось не в состоянии прокормить "лишних" людей. Эпоха архаики была также временем формирования государств (полисов) на территории Балканской и островной Греции. Этот процесс сопровождался потерей земельных участков многими рядовыми крестьянами и даже аристократами, отсюда рост имущественного неравенства и, что неизбежно в таких обстоятельствах, социально-политическая борьба. Полисы были рабовладельческими государствами, их экономика нуждалась в дешёвой рабочей силе, добыча невольников стала ещё одним стимулом колонизационного движения.
В поисках новой родины приняли участие крестьяне, потерявшие свои земельные участки или не получившие их на родине; среди переселенцев были также ремесленники, торговцы и представители родовой знати (кое-кто из них надеялся поправить своё материальное положение, другие покидали родные края по политическим мотивам, потерпев поражение в обострившейся борьбе внутри гражданских коллективов рождавшихся государств-полисов). Количество переселенцев было невелико - от ста до тысячи человек. Колонии (греч. - апойкии) не зависели от метрополии политически, хотя обычно поддерживали с ними дружественные отношения и разнообразные связи.
Основная масса колоний греков в Северном Причерноморье появилась в 6 веке до нашей эры. На западном, крымском побережье Керченского пролива (греч. - Боспора Киммерийского) были основаны города Пантикапей (Керчь), Нимфей, Мирмекий, Тиритака, Порфмий, Парфений, Акра, Китей, на восточном побережье - Фанагория, Гермонасса, Кепы, Синдская Гавань. Восточнее Феодосии, на склоне горы Опук - Киммерик. В юго-западном Крыму - Керкинитида (Евпатория), Херсонес (Севастополь). Знавшие толк в мореплавании и морской торговле греки облюбовали на западном берегу Феодосийского залива удобную бухту; в естественной гавани разместился порт; для защиты судов от волн и ветров построили мол. Город-порт стал надёжным убежищем для кораблей и важнейшим торговым центром на северном побережье Чёрного моря.
Не избалованных на родине дарами природы греков привлекало в районе Феодосийского залива и многое другое. В древности эта территория была богаче, чем в наше время, и пришельцы сумели воспользоваться такими дарами природы, как имевшиеся здесь так называемые не промышленные запасы железа и угля, древесина, разные породы камня, песок, глина. В соседних озёрах добывали соль. Занимались рыболовством и охотой.
А главное - сельскохозяйственными работами: выращивали хлеб, виноград, садовые и огородные культуры, разводили домашний скот. Для добычи пресной воды использовали все имеющиеся не очень богатые её запасы: речки, пресные озёра, источники, строили водосборные сооружения и водопроводы. Центром колонии стала Карантинная горка. Горы и море защищали её от возможных опасностей. Небольшую горку несложно было окружить кольцом оборонительных стен, за которыми при необходимости могло спрятаться всё население города.
Взаимоотношения с местными жителями складывались у колонистов по-разному, всё зависело от того, на какие места претендовали пришельцы и каков был уровень развития аборигенов, были ли они заинтересованы в контактах с новыми соседям, в обмене товарами. Античные авторы связывали Феодосию с племенами скифов и тавров.
В тех местах, где скифы контактировали с таврами (сюда относится и район Феодосии), шёл интенсивный процесс ассимиляции этих двух этнических групп. Раскопки на феодосийском Карантине принесли фрагменты лощёной лепной керамики конца 6-го - 4-го века до нашей эры, а одна находка датируется 7-м - началом 6-го века до нашей эры. Такую посуду делали не греки. Но сказать, было ли на месте будущей Феодосии какое-то варварское поселение, мы не может - свидетельств явно недостаточно.
Красивые места Крыма
Назад в раздел
Легендарная Тридцатка, маршрут
Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.
В край гор и водопадов
Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех
В край Крымских гор
Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.
svastour.ru
Где в Крыму преподают греческий, что такое День Охи и другие интересные факты об одном из древнейших народов полуострова
Греки – один из древнейших народов Крыма. И хотя сейчас их на полуострове немного, греки внесли большой вклад в создание того Крыма, каким мы его знаем. Именно они начали выращивать здесь виноград и делать вино, они построили здесь первые здания и города, вырастили первые сады и стали первыми рыбаками в прибрежных водах.
Разрушенный храм села Лаки.
Гонения на крымских греков
Пальму первенства у греков могли бы забрать тавры или кочевники – киммерийцы и скифы, но они растворились в мировой истории. Греки же живут в Крыму и поныне.
После революции и Гражданской войны часть их предпочла вернуться на историческую родину, в Крыму их осталось 23 тысячи (3,3 процента населения). В годы Великой Отечественной войны греки страдали от оккупации наравне с другими – в 1942 году за поддержку партизан гитлеровцы полностью уничтожили греческое село Лаки в Бахчисарайском районе. Тем не менее в 1944 году 15 тысяч крымских греков были выселены на Урал, в Казахстан и Узбекистан вместе с армянами, болгарами, крымскими татарами и представителями других народностей.
2646 греков, согласно последней переписи населения (в 2014 году), живёт в Крыму.
Только в 1956 году грекам разрешили покидать места ссылки. Они живут нынче по всему Крыму, но большая часть осела в Симферопольском районе и Симферополе. На полуострове сегодня 15 греческих национально-культурных обществ и религиозных общин.
Для начинки: фарш обжарить до готовности, 2 луковицы обжарить и добавить в фарш. Сюда добавляем тёртый сыр и брынзу, всю порезанную зелень, сырые яйца. Если брынза очень солёная, то солить, может, и не придётся, попробуйте.
Разворачиваем рулон слоёного теста, укладываем половинку на противень, сверху выкладываем начинку, второй половиной теста накрываем. Края тщательно защипываем. Вилкой несколько раз прокалываем сырой пирог. (Верх смазать яйцом для красоты.)
Выпекаем в разогретой духовке до золотистого цвета. Время приготовления: около 30 мин.
Балаклавский греческий батальон.
Приезжайте в Чернополье
Греки – православный народ. Они отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы, на Пасху красят яйца и пекут куличи...
Есть у греков и необычный праздник – День Охи. Греческому правительству 28 октября 1940 года было предъявлено требование позволить итальянским войскам войти на территорию Греции и занять «стратегические позиции» (порты, аэродромы и пр.) в противном случае была бы объявлена война. Как утверждают, ответ был краток: «όχι», то есть «нет». Утром 28 октября греческое население независимо от политиков вышло на улицы, скандируя «охи». С 1942 года этот день отмечается как День Охи.
Стоит ЗНАТЬ
Язык философов и поэтов
К сожалению, на полуострове не так много мест, где преподают греческий язык. Например, школа № 3 в Старом Крыму. Здесь около 70 детей изучают греческий язык как иностранный. Факультативно преподают греческий в ялтинской «Школе будущего» № 2 и в симферопольском офисе ОО «Региональная национально-культурная автономия греков Республики Крым «Таврида» (см. адреса на интерактивной карте).
Словарь:
здравствуй(-те) – я су (сас)
до свидания – я су (сас)
доброе утро – калимэра
добрый вечер – калиспэра
спокойной ночи – калинихта
как тебя зовут? – пос сэ ленэ?
Да – нэ
нет – охи
хорошо – кала
плохо – халья
спасибо – эфхаристо
пожалуйста (просьба) – паракало
В Крыму есть греческий культурно-этнографический центр «Карачоль» (Белогорский район, с. Чернополье) – это воссозданная греческая усадьба середины XIX века. В экспозиции музея представлены предметы быта, одежда, вышивки, старинные фотографии. В центре села возвышается церковь Святых равноапостольных Константина и Елены, и местные жители свято соблюдают все храмовые праздники. Особо торжественно отмечается 3 и 4 июня Панаир – праздник, посвящённый святым Константину и Елене. 14 января отмечается день святого Василия – Ай-Василь – греческий Новый год.
А в этом году в Ялте 7-9 мая состоялся первый Всероссийский молодёжный фестиваль греческой культуры «Крымский маяк». Его целью стало создание культурной площадки для объединения молодёжи, укрепления межконфессиональных и этнических взаимоотношений.
Факты и предположения
Идея переселения христиан, в том числе греков, из Крыма после Кючук-Кайнарджийского мира (заключение Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года, по которому Крымское ханство объявлялось независимым от Османской империи, но попадало в зависимость от империи Российской) принадлежала, по одной версии, Григорию Потёмкину, по другой – командующему русскими войсками в Крыму графу Петру Румянцеву. Официального разрешения на это со стороны императрицы Екатерины не существовало, так как она не могла распоряжаться подданными другого государства.
В XVIII веке греки жили более чем в 80 населённых пунктах, четверть из них была горожанами. Их поселения были на Южном берегу и в горах, а занимались они ремеслом, торговлей, рыболовством, самыми разными отраслями сельского хозяйства. Ханская перепись движимого имущества, составленная при переселении крымских греков в Приазовье, показывает, что материальное благополучие основной их массы было достаточно высоким.
В первой половине XIX века греческая крымская колония продолжала существовать, насчитывая около трёх тысяч человек. В их число можно включить и переселенцев с островов Греческого архипелага, которые воевали с турками на стороне России. По указанию Потёмкина из них был сформирован Балаклавский батальон, который нёс охрану побережья от Севастополя до Феодосии с центром в Балаклаве. От этой группы переселенцев пошли так называемые балаклавские греки.
В период расцвета крупнейших греческих городов на полуострове население Херсонеса, например, по различным оценкам, составляло от пяти до 20 тысяч человек, Феодосии – шесть-восемь тысяч человек, а в Боспорском царстве со столицей в Пантикапее проживало 150-200 тысяч человек, хотя как минимум половину из них составляли варвары.
В начале XIX века греческих школ на полуострове насчитывалось больше, чем русских, татарских и армянских вместе взятых. А знаменитая Ливадия была основана Ламбро Качони (Ламбросом Кационисом), национальным героем Греции, флотоводцем и полковником русской армии. Он был родом из Левадии – городка в Центральной Греции. В честь него и назвал свои земли в Крыму.
gazetacrimea.ru
Крымские греки — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Греки являются одним из древнейших народов Крыма, хотя их современное количество в Крыму невелико. В античные времена в Тавриде сложилось два основные греческих сообщества, отличавшихся в культурном и языковом плане: Херсонес Таврический, основанный дорийцами, и Пантикапей, основанный выходцами из Ионии[1]. Постоянное соперничество между этими двумя городами, расположенных на противоположных окраинах полуострова, привело к вмешательству Римской империи в политику и экономику Тавриды.
Античность
В ходе древнегреческой колонизации, затронувшей также и Северное Причерноморье, древние греки начали активно селиться в прибрежном Крыму. Пантикапей был основан в конце VII века до н. э. выходцами из Милета и располагался на месте современной Керчи. В эпоху расцвета он занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называемой сегодня Митридат. Другим важным древнегреческим центром Крыма стал Херсонес. Его основали дорийцы[1]. Вторжение готов ликвидировало Боспорское царство. После этого единственным античным полисом Северного причерноморья, который увидел средние века стал Херсонес.
Греки, как правило селились только в прибрежных районах Крыма, поэтому полуостров никогда нельзя было назвать греческим в полном смысле этого слова. Во внутренних регионах полуостровах сохранялись автохонные культуры — тавры, скифы, сарматы, аланы, позднее готы. Соприкасаясь с греческой цивилизациeй, многие из них этих племён подверглись частичной эллинизации[2].
Средние века
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден
Греческая территория в Крыму около 1265 года
В средние века греки населяли небольшой эксклав Византийской империи Херсонес, а после её дезинтеграции в 1204 году сохранялись как государствообразующий этнос до конца ХV века в православном княжестве Феодоро. Именно греками в Крыму распространялось православие. Также благодаря грекам на Южном Берегу Крыма появились многие средиземноморские сельхозкультуры: виноград, гранат, инжир, маслина, розмарин и др. После османского завоевания крымские греки подверглись постепенной тюркизации, но сохранили православие. Несмотря на усиление ислама в регионе, греческие общины, как тюркоязычные так и грекоязычные[3], продолжали существовать в некоторых регионах Крыма, в том числе в Бахчисарае[1]. Греческая речь, наряду с татарской, сохранялась только в деревне Стиля (Готская епархия).
Новое время
В 1770-х годах несколько десятков тысяч греков были переселены А. В. Суворовым в окрестности Мариуполя по указу Екатерины. Вместе с ними 22 тысяч армян переселилось в Азовскую губернию. При выселении из Крыма в Северное Приазовье часть христиан, в том числе и греков, не желая покидать родные места, приняла ислам и со временем вошла в состав крымско-татарского этноса. По свидетельству В. Х. Кондараки (1873) южнобережные татары долгое время поддерживали в своих обычаях пережитки христианства, а также сохраняли историческую память о насильственной исламизации турками своих греческих предков[2]. В 1783 году Крым перешёл к России. Армяне, как и греки, начали возвращаться в Крым. В начале XX века иммиграция османских греков в Крым происходит из Понта и различных областей Османской империи. Согласно Постановлению ГКО № 5984сс от 2 июня 1944 года, 27 июня крымские греки, вместе с рядом других крымских народностей, были депортированы в Пермскую область и Поволжье и Казахстан[4]. Количество депортированных греков составило 14 тыс. человек[5].
Динамика численности
2001 год, перепись: 2 795 чел. (0,14 %)
2014 год, перепись: 2 646 чел. (0,14 %)
Напишите отзыв о статье "Крымские греки"
Примечания
↑ 1 2 3 [http://www.rummuseum.ru/lib_f/frangulandi22.php Александр Франгуланди]
↑ Постановление ГКО от 2 июня 1944 года № ГКО-5984сс «О выселении с территории Крымской АССР болгар, греков и армян»
↑ [http://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-migratsiya-v-krym-1944-1976 Трудовая миграция в Крым (1944–1976) - тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке К...]
Напишите отзыв о статье "Крымские греки"
Примечания
Отрывок, характеризующий Крымские греки
– Подумай, Изидора! Я не хочу причинять тебе зла! – переходя на «ты», вкрадчивым голосом прошептал Караффа. – Почему ты не желаешь помочь мне?! Я ведь не прошу тебя предавать свою мать, или Мэтэору, я прошу тебя научить лишь тому, что знаешь об этом ты сама! Мы могли бы вместе править миром! Я сделал бы тебя королевой королев!.. Подумай, Изидора... Я понимала, что прямо сейчас произойдёт что-то очень плохое, но лгать у меня просто-напросто не оставалось больше сил... – Я не помогу вам просто потому, что, живя дольше, чем вам суждено, вы истребите лучшую половину человечества... Именно тех, которые являются самими умными и самыми одарёнными. Вы приносите слишком большое зло, святейшество... И не имеете права жить долго. Простите меня... – и, чуть помолчав, очень тихо добавила. – Да ведь и жизнь наша не всегда измеряется лишь количеством прожитых лет, Ваше святейшество, и вы прекрасно знаете это... – Ну что ж, мадонна, на всё ваша воля... Когда вы закончите, вас отведут в ваши покои. И к моему величайшему удивлению, не сказав больше ни слова, он, как ни в чём не бывало, спокойно поднялся и ушёл, бросив, свой неоконченный, поистине королевский, ужин.... Опять же – выдержка этого человека поражала, заставляя невольно уважать его, в то же время, ненавидя за всё им содеянное... В полном молчании прошёл день, приближалась ночь. Мои нервы были взвинчены до предела – я ждала беды. Всем своим существом чувствуя её приближение, я старалась из последних сил оставаться спокойной, но от дикого перевозбуждения дрожали руки, и леденящая душу паника охватывала всё моё естество. Что готовилось там, за тяжёлой железной дверью? Какое новое зверство на этот раз изобрёл Караффа?.. Долго ждать, к сожалению, не пришлось – за мной пришли ровно в полночь. Маленький, сухонький, пожилой священник повёл меня в уже знакомый, жуткий подвал... А там... высоко подвешенный на железных цепях, с шипастым кольцом на шее, висел мой любимый отец... Караффа сидел в своём неизменном, огромном деревянном кресле и хмуро взирал на происходящее. Обернувшись ко мне, он взглянул на меня пустым, отсутствующим взором, и совершенно спокойно произнёс: – Ну что ж, выбирайте, Изидора – или вы дадите мне то, что я у вас прошу, или ваш отец утром пойдёт на костёр... Мучить его не имеет смысла. Поэтому – решайте. Всё зависит только от вас. Земля ушла у меня из-под ног!... Пришлось прилагать все оставшиеся силы, чтобы не упасть прямо перед Караффой. Всё оказалось предельно просто – он решил, что мой отец не будет больше жить... И обжалованию это не подлежало... Некому было заступится, не у кого было просить защиты. Некому было нам помочь... Слово этого человека являлось законом, противостоять которому не решался никто. Ну, а те, кто могли бы, они просто не захотели... Никогда в жизни я не чувствовала себя столь беспомощной и никчемной!.. Я не могла спасти отца. Иначе предала бы то, для чего мы жили... И он никогда бы мне этого не простил. Оставалось самое страшное – просто наблюдать, ничего не предпринимая, как «святое» чудовище, называемое Римским Папой, холоднокровно отправляет моего доброго отца прямо на костёр... Отец молчал... Смотря прямо в его добрые, тёплые глаза, я просила у него прощения... За то, что пока не сумела выполнить обещанное... За то, что он страдал... За то, что не смогла его уберечь... И за то, что сама всё ещё оставалась живой... – Я уничтожу его, отец! Обещаю тебе! Иначе, мы все умрём напрасно. Я уничтожу его, чего бы мне это не стоило. Я верю в это. Даже если больше никто в это не верит... – мысленно клялась ему своей жизнью, что уничтожу чудовище. Отец был несказанно грустным, но всё ещё стойким и гордым, и только в его ласковых серых глазах гнездилась глубокая, невысказанная тоска... Повязанный тяжёлыми цепями, он не в силах был даже обнять меня на прощание. Но просить об этом у Караффы не было смысла – он наверняка не позволил бы. Ему незнакомы были чувства родства и любви... Ни даже чистейшего человеколюбия. Он их просто не признавал. – Уходи, доченька! Уходи, родная... Ты не убьёшь эту нелюдь. Только погибнешь напрасно. Уходи, сердце моё... Я буду ждать тебя там, в другой жизни. Север о тебе позаботится. Уходи доченька!.. – Я так люблю тебя, отец!.. Так сильно люблю тебя!.. Слёзы душили меня, но сердце молчало. Надо было держаться – и я держалась. Казалось, весь мир превратился в жернова боли. Но она почему-то не касалась меня, будто я уже и так была мертва... – Прости, отец, но я останусь. Я буду пробовать, пока жива. И даже мёртвой я его не оставлю, пока не заберу с собой... Ты уж прости меня.