Древние рисунки на полотенцах. Разнообразные схемы для вышивки крестом на полотенцах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Язык вышивок русского севера. Древние рисунки на полотенцах


Вышивка на полотенце в подборке схем

Содержание статьи:

На просторах огромной России такое рукоделие, как вышивка, существует с очень давних времен. В старину это был единственный способ украшать одежду и предметы быта. Вышивали почти все, что было соткано из ткани: рубахи и юбки, платки и платья, занавески на окна, постельные принадлежности, скатерти и полотенца. Для украшения всех этих вещей использовалась русская народная вышивка.

Русская народная вышивка на полотенце

Вышивка на полотенцах выполнялась на льняной ткани при помощи льняных шерстяных и шелковых ниток, потому что хлопка в те времена не завозили и не выращивали. Нитки окрашивали натуральными красителями растительного или минерального происхождения. Самый распространенный цвет вышивки красный, реже использовался синий и зеленый цвета. И лишь в двух или трех регионах добавляли в вышивку черный цвет.

Русская народная вышивка на полотенце выполнялась с использованием всего разнообразия мотивов и орнаментов, которые существовали на Руси. Самые распространенные орнаменты древней Руси, это фигурки птиц, лошадей и деревьев. Этот выбор был сделан на основании старинных славянских преданий. Они повествуют о древней птице по имени солнце, которая жила на волшебном дереве, и о коне, который заставлял двигаться солнце.

Именно русская традиция определила тот факт, что больше всего на полотенцах вышивали птиц. Очень часто их размещали в один ряд, друг за другом. Но иногда они присутствуют в сложном сюжете, или композиции с растениями или женскими фигурками.

Вышитого коня можно встретить реже, чем птицу, но выглядит он на полотне очень красиво, и имеет сходство с глиняным конем, также присутствующим в русском народном творчестве. Возле коня очень часто вышивают дерево или другое растение. Очень часто встречаются старинные полотенца с вышивкой растений, чаще всего деревьев, которые почти всегда в центре сюжета, как бы являясь объектом поклонения всех остальных участников композиции. Древние славяне поклонялись деревьям, и часто их вышивали, располагая внутри строений, похожих на храм. Любая работа выполнялась в строгой геометрической манере, что характерно даже для вышитых тюльпанов и роз.

Как вышить вафельное полотенце

Вышивка на вафельных полотенцах выполняется чаще всего крестиком, и очень украшает вашу кухню. Но кроме кухонного полотенца, из вафельного полотна можно вышить крестом совсем другую вещь для вашего дома. Используя его квадратики как канву, и заполнив их нитками, вы можете получить великолепный верх для диванной подушечки.Но если ваше полотенце имеет слишком крупные квадраты, то лучше взять для вышивки канву, которую можно растворить в воде, или распустить. Такие виды канвы имеются в продаже, поэтому проблем с приобретением у вас не будет.

Обработайте край полотенца на швейной машинке и пришейте канву на то место, где вы хотите сделать вашу вышивку. Выбирайте ту схему, которая вам нравится, и вышивайте по ней рисунок на пришитой канве. Когда работа закончена, остается только удалить канву, намочив изделие, или же распустить ее. Вафельные полотенца с вышивкой будут великолепно смотреться на любой кухне. Если на вафельном полотенце нужно сделать вышивку с логотипом, то лучше всего заказать ее в специальных магазинах или интернете.

Вышиваем махровое полотенце в подарок

Вышивка на полотенцах может стать украшением в вашем доме, но может также выступать в роли подарка. Подарочное полотенце может быть махровым, от известного производителя, с вышитыми на нем инициалами или именем того, кому оно предназначается в подарок. Полотенце с именем или логотипом вышивается на особенной канве, которая растворяется в воде. Вышивка на полотенцах с использованием такой канвы выполняется следующим образом. Для начала необходимо запастись такими материалами и инструментами:

  • канва;
  • махровое полотенце;
  • схема для вышивки букв;
  • нитки мулине ДМС;
  • иголка;
  • ножницы.

Нам нужно разгладить полотенце как можно лучше, тогда будет легче вышивать. Выполним замеры букв по схеме, и отрезаем необходимый кусок канвы, который будет достаточным для букв. Затем пришьем этот отрез канвы наметочным швом в том месте, где мы хотим вышить буквы. Вышивать инициалы мы будем нитками мулине ДМС в три сложения. Вышивку махрового полотенца можно выполнять на пяльцах, или без них. В том случае, если вы пользуетесь пяльцами, то закрепите участок вышивки в пяльцах без канвы. Канва должна оставаться свободной.

Для того, чтобы работа выглядела идеально, соблюдайте правило одинакового направления всех стежков крестика в данной вышивке. Вышивка инициалов является частичной, то есть вышивают только буквы, не трогая фон. В такой работе удобнее всего вышивать вертикальные столбики крестиков. В каждом столбике по схеме мы сначала открываем полукрестики, двигаясь по направлению вверх, пока не дойдем до последнего по вертикали, а затем начинаем двигаться вниз, закрывая крестики вторым стежком.

Когда работа выполнена, распорите наметку канвы и удалите нитку. После этого нужно поместить вышивку в таз с горячей мыльной водой. Когда канва растворится и исчезнет, нужно ополаскивать полотенце в большом количестве проточной воды до того момента, пока изделие не станет чистым.

Вышивка полотенца на заказ

В том случае, если вы ограничены во времени, и не можете выполнить вышивку имени или инициалов вашего друга или родственника, то на помощь вам может прийти специальная услуга. Это вышивка на полотенце на заказ. Ее вышивают на промышленных вышивальных машинах и при помощи компьютера. Заказать такую вышивку можно в интернете. Она выполняется как на кухонных, так и любых других полотенцах. В таких случаях используют нитки высочайшего качества, которые не выгорают на солнце и не линяют.

При оформлении заказа по электронной почте нужно приложить рисунок желаемой вышивки, ее размеры и количество штук. Полотенца вы можете купить сами, а можете воспользоваться теми, которые уже имеются в наличии. Заказать вы можете только одно полотенце, или же большую партию для гостиницы или салона.

Вышивка логотипа на полотенце

Для начала разберемся в том, что такое логотип. Логотипом называется оригинальное графическое начертание названия, сути и содержания торговой марки или фирмы. Существует множество различных рычагов, которые совместно с логотипом двигают рекламу любого предприятия. Различные значки, сочетаясь с логотипом любой компании или предприятия, являются ее фирменным знаком и представляют ее на рынке товаров. По таким признакам и отличают одну марку или фирму от другой. Полотенца с логотипом вышивают разными способами, среди которых:

  • машинный способ вышивки, который применяют только при маленьких тиражах. Полотенца должны быть одноцветными, а логотип располагают над его бордюром;
  • жаккардовый рисунок в структуре полотенца. Может быть многоцветным, в зависимости от цветности самого полотенца и выполняется из нитей его основы;
  • рельефный рисунок в структуре полотенца. Выполняется в махровой части как рельефная надпись с логотипом;
  • логотип в бордюре вышивают вискозной нитью, поэтому он очень хорошо выделяется за счет блеска этих ниток.

Схемы вышивки полотенец

vishivashka.ru

Воплощение плодородия | Словесница Искусств

Вышивка была наиболее распространенным способом украшения текстильных изделий у славян-переселенцев Дальнего Востока России — русских, украинцев, белорусов. Славянские переселенцы принесли еe в Приамурье как неотъемлемую часть культурно-бытовых комплексов с мест прежнего проживания.

 

По той роли, которую вышивка сыграла в культурно-бытовом комплексе славянского населения Приамурья, этот вид декоративно-прикладного искусства имел особое значение в формировании художественной традиции. На рубеже ХIХ — ХХ веков из предметов традиционного костюма, переселенцы украшали ей женские рубахи, реже — мужские (в основном свадебные). Декорировалась вышивкой и праздничная поясная одежда — фартуки (передники), понёвы, а также пояса. Из предметов убранства крестьянского жилого интерьера вышивали, в большей степени полотенца, как правило, лишь предназначенные для праздничного и обрядового использования, а также праздничные скатерти и подзоры к кроватям. В более ранний период, в XIX веке, вышивками украшались и женские головные уборы.

 

Переселенцы при декорировании предметов из текстиля использовали разнообразные мотивы: геометрические, зооморфные, со стилизованными изображениями птиц и животных, и растительные. Большое место в узорах вышивки славян-переселенцев отведено растительным мотивам. Древесно-растительные мотивы занимали видное место в орнаменте вышивки дальневосточных славян. На основе анализа орнаментированных текстильных предметов славянской коллекции собрания Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова можно сделать вывод, что по стилистическим признакам древесно-растительные узоры в вышивке славян-переселенцев составляли две большие группы. К первой относились мотивы деревьев, трактованные в строгом, прямолинейно-геометрическом стиле. Такие мотивы, распространенные в вышивках всех трех этносов — русских, украинцев и белорусов относились к архаическому пласту орнаментов. Они исполнялись в основном техникой старинного двустороннего шва и характерны для предметов текстиля, изготовленных в ХIХ веке. К наиболее архаичным мотивам в этой группе можно отнести изображение древа жизни — древнего земледельческого культа славян. Оно в разных вариантах встречается как на рубахах (больше на женских), так и на предметах украшения интерьера, в основном полотенцах. Мотивы деревьев были некогда связаны с религиозно-мифологическими представлениями славян. Поклонение деревьям было одним из главнейших элементов их религии. Мировое дерево мыслилось воплощением Великой Матери мира — Земли. Плодородящая сила земли у славян олицетворялась в образе женского божества, и столь же древним является ее символическое изображение в виде различных форм растительности.

В славянской коллекции вышитых предметов Гродековского музея мотив древа жизни — источника жизненной силы, символа плодородия трактовался по-разному. Одни из них представляли собой схематичныегеометризованные деревья с прямыми симметричными ветвями. Рисунок вышивки в данном случае несложный, он составлен из прямой линии-ствола с отходящими от него черточками-ветками. У других вершина, ствол и ветки дополнялись различными геометрическими знаками — ромбами, крестами, звездочками, восьмилепестковыми розетками (рис. 1).

Рис. 1. Мотив древа жизни с обозначением корней в виде крестовРис. 2. Мотив древа жизни с обозначением корней в виде ромбических знаков

Рис. 3. Мотив древа жизни в трехчастной композиции с птицами

 

Гораздо реже в вышивке встречаются мотивы деревьев, смешанные (соединенные) с геометрическими фигурами, например, дерево в виде ромба, дерево в виде креста. Корни или основу таких деревьев мастерицы-вышивальщицы, как правило, обозначали схематично: чаще в виде горизонтальной линии в один или два-три ряда. Нередко цепочки мелких геометрических фигур в виде ромбических знаков, треугольников, крестов, также использовались для обозначения корней (рис. 1, 2). Как самостоятельный элемент в вышивке музейной коллекции образ древа жизни встречается редко, обычно являясь связующим звеном в трехчастной композиции с сюжетом из птиц. В такой композиции стилизованное дерево составляло центр, к которому обращены птицы. В архаических вышивках восточных славян птица обычно была связана с центральной частью композиции — антропоморфной, по-видимому, женской фигурой. Можно предположить, что в орнаменте, исполненном мастерицами-переселенками в конце ХIХ — начале ХХ века произошла замена (трансформация) женской фигуры образом древа жизни. Мотивы таких образцов вышивки отражают архаичную растительную символику, характерную для традиционной вышивки восточных славян (рис. 3, 4). В изделиях начала ХХ века изображение трехчастной композиции в виде дерева-куста с сидящими по сторонам его птицами (обычно, лесными) сохранилось, но уже с утратой строгой геометризации при изображении дерева (рис. 5).

Рис. 4. Мотив древа жизни в трехчастной композиции с птицамиРис. 5. Мотив дерева-куста с птицамиРис. 6. Мотив дерева

 

Мотив древа жизни в вышивке переселенцев более позднего времени не только сохранился в качестве главной фигуры центрической композиции, но и стал основой для вышивок с растительным орнаментом. В вышивках, датированных началом ХХ века, деревья также трактуются схематично, с высокой степенью условности, и воспринимаются на первый взгляд как сугубо геометрические орнаменты (рис. 6). В вышивках этого периода мотив дерева продолжает оставаться собирательным. В узоре они предельно обобщены, геометризованы и органично вплетены в окружающий их геометрический орнамент. При многообразии растительных мотивов, используемых мастерицами, в них невозможно выявить основные особенности изображаемого дерева. Узоры различались количеством деревьев и их композиционным расположением. Иногда несколько деревьев выстраивали в композиции в виде символической аллеи. Создается впечатление, что этой сплошной линией деревьев славянки-переселенки отображали бескрайний лес (рис. 7, 8, 9). Узоры, которые состояли только из мотивов деревьев, вышивали либо в виде одной крупной фигуры, например на всю ширину конца полотенца, либо раппортом одного или двух различных мотивов.

Рис. 7. Мотивы дерева. Начало ХХ в.

Рис. 8. Мотивы дерева. Начало ХХ в.Рис. 9. Мотивы дерева. Начало ХХ в.

Разнообразны и композиции, включавшие изображения деревьев или растений. Их вышивали то рядом с птицей (рис. 10), то с конем (рис. 11), то с антропоморфной фигурой (рис. 12). Изображение дерева и вышеперечисленных фигур могли располагаться параллельными рядами и иметь раппортное построение, или там, где дерево являлось стержнем трехчастной композиции.

Рис. 10. Мотив растения и птицыРис. 11. Мотив растений и всадника

Рис. 12. Мотив древа жизни и антропоморфной фигуры

Среди древесных мотивов выделялись узоры в виде варьирующегося куста-дерева, составленного из стилизованных веток и цветов (рис. 13, 14, 15, 16). Этот мотив использовался мастерицами в различных композициях, которые то усложнялись, то принимали простой вид.

Рис. 13. Мотив куста в трехчастной композиции

Рис. 14–16. Мотив кустаРис. 14–16. Мотив кустаРис. 14–16. Мотив куста

В растительных мотивах вышивки дальневосточных славян довольно часто представлен мотив вазона, имеющий древний источник, как и древо жизни (рис. 17, 18, 19, 20, 21). В музейной коллекции этот мотив встречается только в вышивке полотенец, в основном у украинских переселенцев. Конфигурации вазона и самого букета разнообразны. Одни мастерицы изображали их в виде изящной стройной вазы на тонкой ножке и крупного пышного букета. Другие — в виде вазы упрощенной формы, без ножки, с выпрямленными стенками. Мотив вазона вышивался обычно на концах полотенца и составлял центр композиции (рис. 22). Иногда мастерицы вазон заменяли цветочным горшком, выполненным довольно примитивно. Мотив вазона, пришедшего в крестьянскую избу из города, заменялся здесь формой, более близкой к деревенскому быту, — горшком. Например, в узорах нескольких украинских полотенец музейной коллекции встречается мотив цветочного горшка с розами (рис. 23). Разновидностью вазона было и изображение букета, которое славянские мастерицы, также использовали в основном для вышивки полотенец. Все композиции букета являются вариантами одного и того же элемента дерева-цветка. На старинных полотенцах изображался единый развитый, разветвленный мотив букета, который располагался во всю ширину конца полотенца (рис. 21).

Рис. 17–21. Мотив вазонаРис. 17–21. Мотив вазонаРис. 17–21. Мотив вазонаРис. 17–21. Мотив вазонаРис. 17–21. Мотив вазона

Цветочные формы славянской вышивки разнообразны — от совершенно условных фигур до передачи конкретных цветов. Свое-образной группой среди них выделяются прямолинейно-геометрические цветочные узоры. В отдельных случаях, цветы превращены в розетки (рис. 24, 25, 26). Приходится лишь догадываться, что тот или иной элемент цветочного узора имеет какие-то аналогии с растительной основой. Такая трактовка цветов была характерна для вышивки переселенцев, датированной последней четвертью ХIХ века.

Рис. 22. Мотив вазона. Фрагмент. Конец полотенцаРис. 23. Мотив букета (разветвленный)Рис. 24–26. Мотив геометризованного цветкаРис. 24–26. Мотив геометризованного цветкаРис. 24–26. Мотив геометризованного цветка

Другую группу представляли мотивы цветов, основанных на условно реалистической трактовке. В вышивках начала ХХ века переселенки стали использовать натуралистические узоры с сохранением основных видовых свойств изображаемого цветка. Появились мотивы классического орнамента, в частности изображения роз разнообразной модификации (рис. 27). Особенно популярен этот мотив был у переселенцев Киевской губернии Украины, применявших стилизованные изображения роз для декорирования полотенец и рубах: в женских — всего поля рукавов, в мужских — широких нагрудных планок. К примеру, в коллекции музея представлены более трех десятков текстильных предметов с изображением мотива розы. Мотив лилии в вышивке начала ХХ века также близок к реалистическому изображению (рис. 28). В основе творчества славянских мастериц этого периода лежало стремление приблизиться к реальному силуэту цветка. Следует отметить, что в изделиях первой четверти ХХ века наряду с реалистической трактовкой, были и изображения фантастических цветов, не имеющих аналогий в живой природе (рис. 29).

Рис. 27. Мотив розыРис. 28. Мотив лилииРис. 29. Мотив стилизованного цветкаРис. 30. Мотив медальона с цветком

В вышивке дальневосточных славян начала ХХ века цветы среди мотивов растительного орнамента в самых разнообразных комбинациях: на ветках, в гирляндах, букетах, вазах, на деревьях и т. п., занимали центральное место в узорах. Мастерицы повсеместно использовали цветочные мотивы в вышивке одежды и предметов убранства крестьянского интерьера. Распространено было для цветочных форм и сочетание геометрических мотивов с растительными, например чередование крестов с цветком. Встречаются в вышивке ромбы, окаймленные цветами и листьями, и овальные медальоны с крупными цветами (рис. 30).

Из несложных растительных форм в вышивке переселенцев довольно часто использовался мотив волнообразного побега, который является одним из древнейших в изобразительном искусстве народов мира. Плавно изгибающийся растительный побег оформлялся условными цветами, бутонами, мелкими плодами, ягодами, листьями, веточками и отростками (рис. 31, 32, 33, 34). Они неконкретны, но иногда узнаваемы. Лишь в отдельных случаях была определенно выражена связь орнаментального узора со структурой растительной основы. К таким видам растений относились: роза (рис. 35), лилия (рис. 36), калина (рис. 37), виноград. Например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, превращалась в популярный мотив «виноградной лозы» (рис. 38).

Рис. 31–34. Мотив волнообразного растительного побега

Рис. 31–34. Мотив волнообразного растительного побега

Рис. 31–34. Мотив волнообразного растительного побега

Рис. 31–34. Мотив волнообразного растительного побега

Рис. 35. Растительный побег с мотивом розыРис. 36. Растительный побег с мотивом лилии

Рис. 37. Растительный побег с мотивом калины

Рис. 38. Растительный побег с мотивом виноградной лозы

Стилизованные изображения калины и винограда, были характерны для вышивки на свадебных предметах. Узнаваемы и узоры из дубовых листьев (рис. 39), шишек и листьев хмеля (рис. 40), которые также относятся к свадебной символике. Мотив побега (изогнутой ветки) в большей степени был характерен для вышивки украинских переселенцев. Русские и белорусы использовали этот мотив в основном для декорирования низа рукавов и подола рубах.

Можно сказать, что растительный орнамент в вышивке дальневосточных славян использует самый многочисленный комплекс мотивов. Причем один и тот же мотив мог быть сильно приближен к натуре, а мог быть упрощен до неузнаваемости.

На вышивках музейной коллекции конца ХIХ — начала ХХ века с растительным сюжетом отсутствуют зеленые тона, казалось бы, вполне естественные для изображения природы. В вышивке дальневосточных славян традицией являлось сочетание красного цвета как основного и черного, который, как правило, применялся для обогащения и усиления декоративного звучания основного — красного цвета. Полихромность в вышивке растительного орнамента приходит как более позднее явление.

Рис. 39. Растительный побег с мотивом дубовых листьев

Рис. 40. Растительный побег с мотивом листьев и шишек хмеля

В первой четверти ХХ века архаические мотивы в растительном орнаменте восточных славян занимали все меньшее место. В традиционную вышивку переселенцев Дальнего Востока влились новые образы и символы. На первое место выходила ее декоративная функция. На смену геометризованным изображениям растений пришли пышные растительно-цветочные формы. Но содержательность народного искусства славян в начале ХХ века не исчезла полностью: орнамент и его мотивы все еще были проникнуты символикой. Старое и новое не только находились рядом, но и давали переходные формы, смешивались друг с другом. Например, древнее солярное значение розетки в начале ХХ века переосмысляется; в растительных узорах она дается как обобщенный образ цветка. Деревья изображались ветвистыми, с мощными кронами, покрытыми цветами. На них помещались птицы. В этих изображениях мы встречаемся с отзвуками поклонения славян священному древу жизни, игравшему большую роль в мифологических представлениях далекого прошлого.

На одном из полотенец с сюжетной вышивкой, которое экспонируется в «славянском» зале Гродековского музея, орнамент воспроизводит сценку на крестьянском дворе, где девушка встречает своего жениха. В начале XX века подобный «бытовой жанр» все больше привлекал внимание переселенок. Если в архаических сюжетах роль дерева была центральной, то в данном бытовом сюжете деревья играли роль фона, на котором развертывались события (рис. 41). Данная вышивка представляла скорее бытовую сценку, чем отражение древних религиозных представлений.

Рис. 41. Сюжетная вышивка с мотивами дерева

В первой четверти ХХ века в традиционном быту дальневосточных славян появляются вышивки с растительным орнаментом, изготовленные по отпечатанному в типографии образцу, по канве с лубочных картинок.

Привнесение в славянскую вышивку новых образов, не укорененных глубоко в традиции, послужило причиной утраты многих традиционных композиций и унификации местных особенностей текстильного орнамента переселенцев Приамурья. В конце ХIХ — начале ХХ века орнаментика народного искусства славян Дальнего Востока в значительной степени утратила свое древнее значение и наполнилась новыми образами и символами. Орнамент текстиля в рассматриваемый период представлял собой сплав разнородных компонентов, среди которых архаический пласт занимал небольшое место. На первое место выходила ее декоративная функция. Древние религиозные сюжеты в вышивках переселенцев Приамурья подверглись значительной трансформации. Народные мастерицы, передававшие эти узоры из поколения в поколение на протяжении многих веков, постепенно преодолевали культовое осмысление изображаемого. Элементы материалистического отношения к действительности, постепенно развиваясь, стали определять собой новое качество растительного орнамента. В шитье славян-переселенцев начала ХХ века сказалось стремление отразить в наиболее полном виде окружающую крестьянина действительность, особенно природу. Древние образы древесно-растительного орнамента, выполненные с наибольшей иконографической полнотой, сохранились лишь в отдельных вышивках музейной коллекции.

И в настоящее время вышитые предметы славянской коллекции музея являются своеобразными носителями художественной национальной традиции славян.

Валентина РЕДЧУН

Литература

  1. Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Сов. археология. — 1966. — № 1. — С. 61–76.
  2. Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. — М.: Искусство, 1972. — 151 С.
  3. Богуславская И. Я. Художественные особенности русской народной вышивки с геометрическим орнаментом (ХIХ — ХХ вв.) // Сов. этнография. — 1982. — № 1. — С. 101–112.
  4. Воронов В. С. О крестьянском искусстве (Избранные труды). — М.: Сов. художник, 1972. — 349 С.
  5. Герчук Ю. Структура и смысл орнамента // Декоративное искусство СССР — 1979. — № 1. — С. 30–33.
  6. Дурасов Г. П. Попытка интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа //Сов. этнография. — 1980. — № 6. — С. 87–98.
  7. Дурасов Г. П. Об одной группе архаических узоров в русской народной вышивке и их истоках // Сов. этнография. — 1991. — № 4. — С. 65–78.
  8. Ефимова Л. В. Русская вышивка и кружево (собрание Государственного исторического музея). — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 272 С.
  9. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография — М.: Наука, 1991. — 511 С.
  10. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М.: Наука, 1978. — 207 С.
  11. Орнаменты народов мира: практическое пособие. — СПб: Кристалл, 1998. — 272 С.
  12. Очерки общей этнографии (под ред. С. П. Толстова и др.). — М.: Наука, 1966. — 476 С.
  13. Работнова И. П. Русская народная вышивка — М.: КОИЗ, 1957. —157 С.
  14. Русакова Л. М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989. — 176 С.
  15. Русские. Историко-этнографический атлас (середина ХIХ — начало ХХ века) — М.: — Наука, 1967. — 358 С.
  16. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987. — 782 С.
  17. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981. — 606 С.
  18. Фалеева В. А. Русская народная вышивка. — 1949. — 34 С.
  19. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры (гл. ред. Бромлей Ю. В., отв. редактор Чистов К. В.) — М. — Наука, 1987. — 557 С.
  20. Этнография (под ред. Бромлея Ю. В. и Маркова Г. Е.) — М.:, Высшая школа, 1982. — 320 С.

www.slovoart.ru

Язык вышивок русского севера — Славянская культура

Язык вышивок русского севера

В Карелии в конце 20 века были найдены на скалах рисунки, высеченные древними людьми 5-6 тыс. лет назад ,названные в последствии Петpоглифами. 

Петроглифы содеpжат изобpажения женщин и женщин-лосих в позе pодовых схваток, иной pаз даже с оленьцом.

Рожающие женщины окpyжены новоpожденными лосятами; y женщин четко обозначены гpyди и иногда окpyглый живот; ноги y них pаскинyты и согнyты в коленях, pyки pаскинyты в стоpоны. Одна женская фигypа изобpажена слитно с четвеpоногим тyловищем лосихи. Все женские фигypы на пpибpежных камнях окpyжены большим количеством лосиного молодняка, что воскpешает в нашей памяти дpевний охотничий миф.

Петроглифы

Повсеместно на Севере с глубокой древности, начиная с эпох неолита и мезолита был распространен кyльт пpаpодительниц - небесных женщин-лосих. В этих мифах женщины-лосихи, НЕБЕСНЫЕ ХОЗЯЙКИ МИРА, pождают для земли (для людей и звеpей) оленей и дpyгих полезных животных.

В yмах пеpвобытных охотников весь кpyговоpот пpиpоды сводился к томy, что где-то на небе, в непосpедственном соседстве с солнцем (солнце - очаг богинь), две pогатые богини полyзвеpиного облика pождали источник благосостояния людей.  Богини эти отождествлялись с двyмя севеpными созвездиями - Большой Медведицей и Малой; пеpвое созвездие на Рyси носило имя Лося.

Эти петpоглифы с лосятами и pожающими их женщинами важны для нас еще и потомy, что они начинают собою долгий хpонологический pяд, завеpшающийся pyсскими вышивками, пpоисходящими из тех же самых севеpных pайонов, что и наскальные изобpажения неолита.

Выходит, что религиозное мышление людей ,начиная с эпохи неолита, передалось через века и тысячелетия коренным жителям района Севера. Этим и объясняется pитyальный хаpактеp тех пpедметов, котоpые покpывались вышитым yзоpом. Именно поэтому, самые первые вышивки содеpжат изобpажения оленей или лосей, а лишь затем их вытеснили изображения коней и всадников.

Женская одежда и оpнаментация постельных пpинадлежностей (подзоpы) связаны большей частью со свадебным pитyалом, насквозь пpонизанным магическими заклятиями, фоpмyлами и символическими письменами yзоpов. Таковы подвенечные кокошники невест, pyбахи, накидки на свадебные повозки и многое дpyгое.

Женская одежда и оpнаментация постельных пpинадлежностей (подзоpы) связаны большей частью со свадебным pитyалом, насквозь пpонизанным магическими заклятиями, фоpмyлами и символическими письменами yзоpов. Таковы подвенечные кокошники невест, pyбахи, накидки на свадебные повозки и многое дpyгое.

Специально pитyальным пpедметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. Hа полотенце подносили хлеб-соль, полотенца слyжили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гpоб с покойником и опyскали его в могилy. Полотенцами yвешивали кpасный yгол; на полотенце-набожнике помещали иконы. В pyсских деpевнях во вpемя больших общественных несчастий не только стpоили всем миpом в один день обыденные хpамы, но и ткали и вышивали обыденные полотенца. Во вpемя полyязыческих общественных пpазднеств девyшки yкpашали полотенцами ветки деpевьев. Этногpафам известны священные pощи с часовенками, кyда пpиносили вышитые полотенца.

В вышивках на полотенцах, кpоватных подзоpах и на кокошниках шиpоко пpедставлены композиции с женской фигypой в центpе и оленями по стоpонам ее. Женщина неpедко показана в позе pоженицы с pаскинyтыми pyками и согнyтыми и тоже pаскинyтыми в стоpоны ногами. Сyществyет много ваpиантов этого не очень пpистойного сюжета. Hатypалистичность ситyации стаpались скpыть то множеством дополнительных деталей, то пpедельной стилизацией и упpощением обpаза, но для нас ценно то, что, невзиpая на эти yхищpения вышивальщиц, мы во многих слyчаях можем pазглядеть основy аpхаичного обpаза - pожающyю женщинy или телящyюся лосихy.

В большинстве вышивок эта pоженица воспpинимается антpопомоpфно, хотя почти всегда y нее обозначены pога, то небольшие, то ветвистые, иногда тяжелые, явно лосиные. У атpопомоpфной фигypы неpедко обозначены не две гpyди, а четыpе сосца вымени важенки. 

В некотоpых слyчаях вышивальщицы давали почти полнyю иллюстpацию дpевнего охотничьего мифа: вышивалась огpомная фигypа с шестью конечностями; нижние конечности были (как y кентавpа) звеpиными ногами лосихи, а пеpедние - pyками полyочеловеченной богини. В pyках такая богиня деpжала по олененкy, как бы опyская их на землю.

Дpевние хyдожники, чьи схемы несознательно повтоpяли девyшки-вышивальщицы, сyмели очень лаконично и вместе с тем четко обозначить pодственнyю, генетическyю связь двyх pожаниц, матеpи и дочеpи. В вышивках мы видим женские фигypы, в нижнюю часть котоpых вписаны женские же изобpажения меньшего pазмеpа, как бы только что pожденные пеpвыми.

Народная Женская одежда

Постепенно в вышивках стали появляться новые изобpазительные сpедства: идея изображения птиц - символ неба, ромбы с крючками-символы плодородия,изображения храмов.

Постепенно в вышивках стали появляться новые изобpазительные сpедства: идея изображения птиц - символ неба, ромбы с крючками-символы плодородия,изображения храмов.

По мере забвения первоначального смысла узоров, русские вышивальщицы более поздних времен иногда оленей заменяли конями, делали фигуры рожаниц более похожими на дерево, заменялись изображением БОГИНИ МАКОШИ др.Иногда pождающая показана в виде pаспластанной лягyшки. Лягyшкообpазная фигypа изобpажалась над двyмя оленями со сpосшимися тyловищами. Забвение даже пpивело к томy, что этy сложнyю pаспластаннyю фигypy с большим количеством pазных отpостков и завитков стали заменять изобpажением ЦАРСКОГО ВДУХЛАВОГО ОРЛА, своей pаспластанностью действительно напоминавшего фигypy вышитой pожаницы

pожаницы

Но не смотря на изменения первоначальных образов, всегда изображения вышивок продолжали соответствовать ритуальным обрядам древней Руси. Вышивки русского Севера, по-прежднему зpительно похожи на какой-то запyтанный вензель сложной смысловой композиции. Изображения соответствовали ведическим традициям, народным обрядам. Праздничные костюмы расшивались в соответствии со своим предназначением: Осенние обряды ,Зимние святки, Встреча весны, Макушка лета и др.

Встреча весны связана с посевом. Руки изображения Макоши изображались повернутыми вверх -к небу, с просьбой об обильном урожае. Летом, руки Макоши вышивались, опущенными вниз - к земле, как бы защищая будущий урожай от непогоды. Осенние магические обряды заключали в себе отпуск на волю двух пойманных лебедей (семейной пары), это совпадало по времени с осенним праздником урожая и древним праздником рожаниц. 

Из доклада Б.А. Рыбакова. Рожаницы.

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР академик Борис Александрович РЫБАКОВ, будучи одновременно и археологом, и археографом, и историком фольклора, заслужил огромный авторитет среди серьезных исследователей прошлого и достойно представлял нашу историческую науку на многих международных конгрессах. Он свыше сорока лет возглавлял Институт археологии . Скончался 27 декабря 2001 года на 94-м году жизни.

Похожие статьи:

Археология → Мифы и реальность горы Вотто-Ваара

Фольклористика → Русский север. Гиперборея

Альтернативная история → Северная колыбель человечества

Археология → Сибирь открывает свои тайны

Археология → Карельский Стоунхендж - Вотто-Ваара

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru