Экономика фармации Организация Деятельности Аптеки. Фармация в древнем востоке
4.2. Медицина и фармация в странах Востока
Дополнительная литература
В то время как в Западной Европе развитие медицины и фармации было в значительной степени заторможено католической церковью, не допускавшей никаких отклонений от догматов веры и рецензированных трудов Галена и Гиппократа, в странах мусульманского Востока имела место прямо противоположная картина. Осознавая роль науки, их правители содействовали ее прогрессу. Там возникли центры науки и образования, занимавшиеся вопросами медицины и фармации. К 10 веку на арабский язык была переведена практически вся мировая литература, представлявшая хоть какой-то интерес.
Арабы первыми ввели правила для приготовления лекарств. В 9 веке они создали первую фармакопею - особую книгу о свойствах и способах приготовления лекарственных средств, имевшую силу закона, название которой («Карабадини») переводится как «Книга жизни». Арабами введены в фармацевтическую практику сахар вместо меда и лекарственные сиропы.
Крупнейший ученый, оказавший большое влияние на развитие средневековой медицины и фармации, таджикский ученый-энциклопедист (преуспевал в 12 науках), врач и философ Абу Али Ибн Сина (лат. Avicenna, 980-1037) (рис. 24).
Ибн Сина родился близ Бухары в селении Афшана. В 985 году его семья переехала в Бухару. В пять лет он поступил в начальную духовную школу, где изучал Коран, светские и гуманитарные науки. В десять лет Ибн Сина не только свободно писал, читал, сочинял стихи, но и знал наизусть весь Коран, изучил в основном такие дисциплины, как грамматика, стилистика, поэтика и другие. Уже в юношеском возрасте Ибн Сина изучил труды таких ученых-медиков Древней Греции, Рима, Египта, как Гиппократ, Гален и другие.
Благодаря своим блестящим способностям и прекрасному знанию медицины, Ибн Сина рано приобрел широкую известность замечательного врача. Успешно вылечив правителя Бухары, он в виде награды просил позволения пользоваться личной библиотекой эмира - одной из богатейших по собранию классической литературы тогдашнего Востока. Это имело огромное значение для формирования его как ученого - энциклопедиста.
После смерти отца Ибн Сина занял высокий административный пост, однако вскоре после падения династии Самаидов, ученый был преследуем новым султаном и покинул Бухару.
В крупных городах Хорезма уже существовали больницы и аптеки, а наличие специализированных отделений в них давало богатейший опыт для наблюдений и выводов. У врачей появилась возможность наблюдать многообразие заболеваний и сопоставлять их симптомы, выстраивать клиническую картину. В этот период Ибн Сина создал основы своих двух величайших трудов "Канона врачебной науки" и "Книги исцеления". "Канон" состоит из 5 книг, охватывает вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, лекарствоведения, гигиены, диетики (рис. 26).
Две книги "Канона" посвящены лекарствоведению: вторая - простым лекарственным средствам, а пятая - сложным лекарственным формам. Вторая книга "Канона" делится на два трактата. Первый включает главы о системе простых лекарств, о признании свойств простых лекарств, рассуждение о действиях простых лекарств, о взгляде на некоторые наружные лекарства и о перечне лекарств и их сохранении. Во втором трактате описаны лекарственные растения: анис, полынь, акация, можжевельник, ромашка, лук, а также другие лекарственные средства: сурьма, бобровая струя и др.
Ибн Сина указывает, что с лечебной целью могут быть использованы: тысячелистник, тыква, огурцы. Ему принадлежит заслуга введения в медицинскую практику александрийского листа, камфары, ревеня.
Ибн Сина описал всего 811 лекарств, из них - 526 растительного происхождения, 125 - животного и 78 - неорганического происхождения. Описанием простых и сложных лекарственных средств и их действий Ибн Сина создал новую фармацию.
Ибн Сина в своем "Каноне" дал также фармакогностическую и фармакологическую характеристику лекарств растительного происхождения. Интересно, какИбн Сина определяет само понятие "лекарственные травы".По его словам, к "целебным растениям принадлежат листья, семена, корни, стебли, цветки, плоды, смолы, и цельные растения как они есть.
Листья надо срывать после того, как они полностью приобретут свойственные им объем и форму и останутся в таком виде некоторое время, но прежде, чем они изменят окраску и сломаются и раньше, чем они начнут опадать и осыпаться. Семена следует собирать после того, как тело их окрепнет и когда их покинет незрелость и водянистость...". Таким образом, Авиценна первым обратил внимание на зависимость накопления действующих начал в органах растений от времени года, то есть от состояния зрелости, отчего в прямой зависимости находится определение периода сбора и заготовки растительного лекарственного сырья.
Из лекарств животного происхождения Ибн Сина называет моллюсков, рептилий, птиц и в большом количестве органы млекопитающих, а также продукты выделений и отделений животных. Со времен Ибн Сина до наших дней дошел ряд препаратов неорганического происхождения.Впервые Авиценна применил в качестве лекарств такие вещества, как ртуть, мышьяк, сера, медь, серебро, олово, сода, поташ, гипс, бура, глина, квасцы и другие.
Авиценне принадлежит открытие "очищенной воды", которая сегодня известна под названием дистиллированной. Метод органолептического анализа у Ибн Сины достиг совершенства.По его определению, только один вкус лекарств имел 9 разновидностей. Так, сладкий, горький вкус или едкий вкус, а равно резкий и острый запах характеризует горячее вещество, вяжущий, терпкий и кислый вкус - холодное вещество и т.д. Вкусовые свойства лекарств распространялись, по прежним представлениям, и на остальные органы: сладкое и горькое действовало на внутренности аналогично их действию на орган вкуса.
Ученый пытался выяснить состояние наибольшей эффективности того или иного лекарства. Он испытывает их в различных условиях - "варки, сжигания огнем, промывания, остуживания" и т.п.Таким образом, еще 1000 лет назад Ибн Сина делал попытки определить для каждого лекарственного средства форму, в которой был бы проявлен максимальный лечебный эффект действующего вещества. Авиценна обратил внимание, что есть лекарства, которые изменяют свои свойства, смешиваясь с другими лекарствами, и есть такие лекарства, которые совершенно теряют лечебное действие от растирания и смешения.Таким образом, при рассмотрении вопроса об изменении действия лекарств при растирании и измельчении Ибн Сина вплотную подходит к современному учению о дисперсности лекарственных средств и повышении их всасывающей способности в связи с увеличением поверхности.
Впервые у Ибн Сина мы сталкиваемся с понятием "коррегирования" лекарств. "Порой лекарство бывает противно натуре и желудку, больные питают к нему отвращение, извергают его, тогда приходится добавлять того, что делает его приятным..." - пишет Ибн Сина в своем "Каноне".
Большое внимание он уделяет определению точности времени хранения лекарств. Справедливо считает, что длительное хранение снижает эффективность лечебного средства. Причем Ибн Сина отмечает, что "в жарком климате лекарства сохраняют свои свойства меньший срок, чем в холодном".
В четвертой книге «Канона» уделяется много внимания ядам и противоядиям. Отдельно рассматриваются яды растительные, животные, а также лечение этими ядами. Познания ученого о ядах и вызываемых ими отравлениях были столь обширны, что до конца XVII века он считался одним из ведущих авторитетов в области токсикологии.В "Каноне" описаны более 90 разновидностей ядов растительного, животного и минерального происхождения. Он подчеркивает особую опасность отравления натощак. В книге подробно освещены мероприятия при различных отравлениях.
Пятая книга "Канона" посвящена сложным лекарствам. У Ибн Сины о каждом лекарстве имеется суждение по его простым составным частям и суждение по их совокупности. Авиценна описывает различные лекарственные формы, технологию их изготовления, а также применение. Так он приводит прописи лепешек 63 видов, порошков, сиропов, пилюль 29 видов. Авиценна описывает пять - шесть видов отваров из корней укропа, аниса, валерианы и др., которые употреблялись при затруднениях в мочеиспускании и при болезни печени и желудка. Авиценна рекомендует 15 видов мазей и семь видов пластырей. Он перечисляет 32 вида лекарственных масел. Ему были известны наркотические и болеутоляющие свойства лекарств. Обезболивающим средствам Ибн Сина требовал производить предварительную проверку на больных животных и только после этого на больном человеке.
Таким образом, Ибн Сина представляется нам знаменитым врачом, труды которого в течение нескольких веков служили теоретической и практической основой медицинской науки, а его "Канон" вплоть до XVII века оставался непревзойденным руководством в университетах Европы.
Современником Ибн Сины был великий хорезмский ученый Абу Райхан Беруни (973-1048), описавший в своем сочинении"Фармакогнозия" лекарственные средства, применявшиеся в медицине того времени. Средневековая арабоязычная культура в течение столетий находилась во главе цивилизации. Она оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья.
Увеличение количества применяемых лекарств, дальнейшее совершенствование медицины привели к возникновению аптек, что, в свою очередь, дало импульс к развитию фармации как науки.Первая аптека была открыта в 754 году в Багдаде. В Европе первые аптеки возникли в 11-12 веках.
studfiles.net
4.2. Медицина и фармация в странах Востока
Дополнительная литература
В то время как в Западной Европе развитие медицины и фармации было в значительной степени заторможено католической церковью, не допускавшей никаких отклонений от догматов веры и рецензированных трудов Галена и Гиппократа, в странах мусульманского Востока имела место прямо противоположная картина. Осознавая роль науки, их правители содействовали ее прогрессу. Там возникли центры науки и образования, занимавшиеся вопросами медицины и фармации. К 10 веку на арабский язык была переведена практически вся мировая литература, представлявшая хоть какой-то интерес.
Арабы первыми ввели правила для приготовления лекарств. В 9 веке они создали первую фармакопею - особую книгу о свойствах и способах приготовления лекарственных средств, имевшую силу закона, название которой («Карабадини») переводится как «Книга жизни». Арабами введены в фармацевтическую практику сахар вместо меда и лекарственные сиропы.
Крупнейший ученый, оказавший большое влияние на развитие средневековой медицины и фармации, таджикский ученый-энциклопедист (преуспевал в 12 науках), врач и философ Абу Али Ибн Сина (лат. Avicenna, 980-1037) (рис. 24).
Ибн Сина родился близ Бухары в селении Афшана. В 985 году его семья переехала в Бухару. В пять лет он поступил в начальную духовную школу, где изучал Коран, светские и гуманитарные науки. В десять лет Ибн Сина не только свободно писал, читал, сочинял стихи, но и знал наизусть весь Коран, изучил в основном такие дисциплины, как грамматика, стилистика, поэтика и другие. Уже в юношеском возрасте Ибн Сина изучил труды таких ученых-медиков Древней Греции, Рима, Египта, как Гиппократ, Гален и другие.
Благодаря своим блестящим способностям и прекрасному знанию медицины, Ибн Сина рано приобрел широкую известность замечательного врача. Успешно вылечив правителя Бухары, он в виде награды просил позволения пользоваться личной библиотекой эмира - одной из богатейших по собранию классической литературы тогдашнего Востока. Это имело огромное значение для формирования его как ученого - энциклопедиста.
После смерти отца Ибн Сина занял высокий административный пост, однако вскоре после падения династии Самаидов, ученый был преследуем новым султаном и покинул Бухару.
В крупных городах Хорезма уже существовали больницы и аптеки, а наличие специализированных отделений в них давало богатейший опыт для наблюдений и выводов. У врачей появилась возможность наблюдать многообразие заболеваний и сопоставлять их симптомы, выстраивать клиническую картину. В этот период Ибн Сина создал основы своих двух величайших трудов "Канона врачебной науки" и "Книги исцеления". "Канон" состоит из 5 книг, охватывает вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, лекарствоведения, гигиены, диетики (рис. 26).
Две книги "Канона" посвящены лекарствоведению: вторая - простым лекарственным средствам, а пятая - сложным лекарственным формам. Вторая книга "Канона" делится на два трактата. Первый включает главы о системе простых лекарств, о признании свойств простых лекарств, рассуждение о действиях простых лекарств, о взгляде на некоторые наружные лекарства и о перечне лекарств и их сохранении. Во втором трактате описаны лекарственные растения: анис, полынь, акация, можжевельник, ромашка, лук, а также другие лекарственные средства: сурьма, бобровая струя и др.
Ибн Сина указывает, что с лечебной целью могут быть использованы: тысячелистник, тыква, огурцы. Ему принадлежит заслуга введения в медицинскую практику александрийского листа, камфары, ревеня.
Ибн Сина описал всего 811 лекарств, из них - 526 растительного происхождения, 125 - животного и 78 - неорганического происхождения. Описанием простых и сложных лекарственных средств и их действий Ибн Сина создал новую фармацию.
Ибн Сина в своем "Каноне" дал также фармакогностическую и фармакологическую характеристику лекарств растительного происхождения. Интересно, какИбн Сина определяет само понятие "лекарственные травы".По его словам, к "целебным растениям принадлежат листья, семена, корни, стебли, цветки, плоды, смолы, и цельные растения как они есть.
Листья надо срывать после того, как они полностью приобретут свойственные им объем и форму и останутся в таком виде некоторое время, но прежде, чем они изменят окраску и сломаются и раньше, чем они начнут опадать и осыпаться. Семена следует собирать после того, как тело их окрепнет и когда их покинет незрелость и водянистость...". Таким образом, Авиценна первым обратил внимание на зависимость накопления действующих начал в органах растений от времени года, то есть от состояния зрелости, отчего в прямой зависимости находится определение периода сбора и заготовки растительного лекарственного сырья.
Из лекарств животного происхождения Ибн Сина называет моллюсков, рептилий, птиц и в большом количестве органы млекопитающих, а также продукты выделений и отделений животных. Со времен Ибн Сина до наших дней дошел ряд препаратов неорганического происхождения.Впервые Авиценна применил в качестве лекарств такие вещества, как ртуть, мышьяк, сера, медь, серебро, олово, сода, поташ, гипс, бура, глина, квасцы и другие.
Авиценне принадлежит открытие "очищенной воды", которая сегодня известна под названием дистиллированной. Метод органолептического анализа у Ибн Сины достиг совершенства.По его определению, только один вкус лекарств имел 9 разновидностей. Так, сладкий, горький вкус или едкий вкус, а равно резкий и острый запах характеризует горячее вещество, вяжущий, терпкий и кислый вкус - холодное вещество и т.д. Вкусовые свойства лекарств распространялись, по прежним представлениям, и на остальные органы: сладкое и горькое действовало на внутренности аналогично их действию на орган вкуса.
Ученый пытался выяснить состояние наибольшей эффективности того или иного лекарства. Он испытывает их в различных условиях - "варки, сжигания огнем, промывания, остуживания" и т.п.Таким образом, еще 1000 лет назад Ибн Сина делал попытки определить для каждого лекарственного средства форму, в которой был бы проявлен максимальный лечебный эффект действующего вещества. Авиценна обратил внимание, что есть лекарства, которые изменяют свои свойства, смешиваясь с другими лекарствами, и есть такие лекарства, которые совершенно теряют лечебное действие от растирания и смешения.Таким образом, при рассмотрении вопроса об изменении действия лекарств при растирании и измельчении Ибн Сина вплотную подходит к современному учению о дисперсности лекарственных средств и повышении их всасывающей способности в связи с увеличением поверхности.
Впервые у Ибн Сина мы сталкиваемся с понятием "коррегирования" лекарств. "Порой лекарство бывает противно натуре и желудку, больные питают к нему отвращение, извергают его, тогда приходится добавлять того, что делает его приятным..." - пишет Ибн Сина в своем "Каноне".
Большое внимание он уделяет определению точности времени хранения лекарств. Справедливо считает, что длительное хранение снижает эффективность лечебного средства. Причем Ибн Сина отмечает, что "в жарком климате лекарства сохраняют свои свойства меньший срок, чем в холодном".
В четвертой книге «Канона» уделяется много внимания ядам и противоядиям. Отдельно рассматриваются яды растительные, животные, а также лечение этими ядами. Познания ученого о ядах и вызываемых ими отравлениях были столь обширны, что до конца XVII века он считался одним из ведущих авторитетов в области токсикологии.В "Каноне" описаны более 90 разновидностей ядов растительного, животного и минерального происхождения. Он подчеркивает особую опасность отравления натощак. В книге подробно освещены мероприятия при различных отравлениях.
Пятая книга "Канона" посвящена сложным лекарствам. У Ибн Сины о каждом лекарстве имеется суждение по его простым составным частям и суждение по их совокупности. Авиценна описывает различные лекарственные формы, технологию их изготовления, а также применение. Так он приводит прописи лепешек 63 видов, порошков, сиропов, пилюль 29 видов. Авиценна описывает пять - шесть видов отваров из корней укропа, аниса, валерианы и др., которые употреблялись при затруднениях в мочеиспускании и при болезни печени и желудка. Авиценна рекомендует 15 видов мазей и семь видов пластырей. Он перечисляет 32 вида лекарственных масел. Ему были известны наркотические и болеутоляющие свойства лекарств. Обезболивающим средствам Ибн Сина требовал производить предварительную проверку на больных животных и только после этого на больном человеке.
Таким образом, Ибн Сина представляется нам знаменитым врачом, труды которого в течение нескольких веков служили теоретической и практической основой медицинской науки, а его "Канон" вплоть до XVII века оставался непревзойденным руководством в университетах Европы.
Современником Ибн Сины был великий хорезмский ученый Абу Райхан Беруни (973-1048), описавший в своем сочинении"Фармакогнозия" лекарственные средства, применявшиеся в медицине того времени. Средневековая арабоязычная культура в течение столетий находилась во главе цивилизации. Она оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья.
Увеличение количества применяемых лекарств, дальнейшее совершенствование медицины привели к возникновению аптек, что, в свою очередь, дало импульс к развитию фармации как науки.Первая аптека была открыта в 754 году в Багдаде. В Европе первые аптеки возникли в 11-12 веках.
studfiles.net
История фармации арабов - История фармации стран Востока - История фармации - Каталог статей по ОЭФ
Арабы искони проживали на Аравийском полуострове и вследствие особых климатических и географических условий занимались преимущественно скотоводством и торговлей. Первым условием земледелия здесь является искусственное орошение, а это является делом или общин, или областного центрального правительства. Арабы в силу этого по преимуществу были торговым народом.
Переворот, произведенный Магометом (VII век н.э.) и начавшаяся вслед за тем национально-освободительная война дали толчок к дальнейшим завоеваниям.
В течение пяти веков арабы владели большинством культурных стран от Индии до Атлантического океана (Испания). Захват арабами главных мировых торговых путей и создание сильного торгового государства не могли не вызвать расцвета естественных наук, необходимых в интересах мореплавывания и торгового владычества.
Но, покорив более культурные народы (Египет, Персия, Индия), арабы охотно стали приобщаться к культуре побежденных и учиться у них. Так создалась огромная арабская переводная литература.
Крупнейшие врачи арабского периода, писавшие по-арабски, были персами, как, например Аль-Рази, Ибн-Сина и др. Большую роль в развитии наук сыграла Академия в Багдаде (город мира), где, наряду с другими науками, тщательно изучалась и медицина. Число ученых и учащихся здесь доходило до 6 000.
Здесь же была основана и первая аптека в 754 г. В XII веке, когда в Западной Европе было только два университета, в Испании функционировали открытые арабами 70 публичных библиотек и 17 высших школ.
Время культурной гегемонии арабов совпало с мрачным периодом развития католического фанатизма и преследования всякой свободной мысли, и поэтому роль арабов как хранителей и продолжателей цивилизации древнего мира вполне понятна.
Ко всему тому, чему арабы научились у греков, в Персии и в Индии, они добавили много своих оригинальных трудов.
С точки зрения фармации, большой интерес представляют Абу Мансур Мувафак (975 г.), составивший книгу под названием "Книга фармакологических основ", в которой он рассматривает серу, уголь, кремень и воду и отношение их к организму. Далее он указывает на характерные особенности извести, гипса в обыкновенном и прокаленном их состоянии и описывает мышьяк, сурьму, железо, глину, медь, свинец, цинк, золото, серебро, ртуть, нефть, смолы, камфору, крахмал, сладкие камеди, кислые соки растений, жиры, из которых приготовлялось также мыло, и пр. В книге говорится также о персидском старом средстве - мази из ртути и алканы, благодаря которой город Тавриз был пощажен грозным Тамерланом: тавризцы ртутной мазью освободили войско Тамерлана от насекомых, покрывавших его воинов с ног до головы.
Авиценна (978 -1036) пользуется широким кругом лекарственных веществ. Из растительного мира Авиценна пользовался ароматными, пряными и смолистыми веществами, между прочим, камфорой, янтарем, колоквинтами, скамонием, ревенем, опием, индийским хмелем. Из продуктов животного мира Авиценна употреблял мускус, бобровую струю, клопов, мочу и помет многих животных и т.п. Золото и серебро Авиценна считал кровоочистительными средствами, что дало повод последующим поколениям приготовлять позолоченные пилюли. Ртуть употреблялась Авиценной при заворотах кишок.
Он упоминает о действии яичного масла "натурального бальзама", о финиковом масле, которое считалось камнерастворителем. Далее он описывает цветы кувшинки как корригирующее против остроты черного геллебора, подобно тому, как мастика служит исправляющим средством для скаммония, а сладкий миндаль - для колоквинтов.
Черный геллебор он употреблял внутрь при роговидном разращении на кости. По его наблюдениям подобные новообразования уменьшаются или даже совсем пропадают при применении опорожняющих, разрешающих и иссушающих средств, в том числе черного геллебора, который, однако, он считает опасным средством.
Многими названиями фармация обязана арабам: алкоголь, юлеп, сироп, нафта, безоар и многие другие -арабского происхождения. Арабам принадлежит первенство в создании фармакопеи. Арабская фармакопея (карабадини) переводилась на другие языки. В Грузии она была переиздана еще в 1936 г. Арабы ввели нежнодействующие средства (сиропы, розовая и другие душистые воды) и многие корригирующие вещества.
Одним из главных занятий аптекарей была торговля пахучими маслами, в особенности сандаловым деревом. Арабы не любили сильнодействующих средств и вместо греческих драстических ввели более легкие слабительные, каковы, например, сенна и тамаринды, а к сильнодействующим прибавляли фиалковый корень, лимонный сок и т.п. для ослабления их действия. Вообще арабы очень любили ароматные средства и часто употребляли их. Аптеки находились под особым надзором правительства, которое заботилось о дешевизне и доброкачественности лекарств.
В XVI столетии мы встречаем у арабов до 2 600 лекарственных веществ, в том числе 1 400 растительного происхождения. Арабы же первые стали испытывать действие лекарственных средств на животных. Выдающееся место играло учение о ядах и противоядиях. Калифы также занимались токсикологией, а калиф Мотавеккиль превзошел даже Митридата: по преданию, он подвергал своих гостей во время пиршеств укушению ядовитых змей и затем излечивал их магическим териаком.
www.ecopharmacia.ru
Сведения о развитии медицины и фармации в период зарождения рабовладельческого строя
Сведения о развитии медицины и фармации мы узнали из многочисленных надписях на саркофагах, колоннах храмов, из сохранившихся до наших времен 200 тыс. В этот период усиливается влияние жрецов, болезни воспринимались как наказание «свыше».
Так возникла храмовая и жреческая медицина. Жрецы были наиболее образованными людьми и считались посредниками между богами и больными. Одновременно храмы стали центрами идеологического воздействия господствующего класса на остальное население. Появились боги болезней и здоровья. В Мясопотамии богом медицины считался Мардук, богиней плодородия и покровительницей материнства Иштар.
Для обучения искусству лечения при храмах создавали медицинские школы, они появились в ряде городов Египта, Индии, Вавилонии и Китая. В Индии подготовка врачей осуществлялась в специальных школах типа университетов. В древнекитайской империи имелся Медицинский приказ для обслуживания императорского двора. В Египте были созданы первые стационары для увечных, слепых, хронических больных. В Иране в 1 тысячелетии до н.э. была организована медицинская школа во флоте и в сухопутной армии. Уже в древние времена деятельность врача регламентировалась строгими правилами, если врач отступал от действующих правил, то его строго наказывали вплоть до смертной казни.
Этот период характеризуется также тем, что народная медицина переросла в профессиональную, появились врачи – профессионалы, основывались врачебные школы. Каждая школа использовала собственный набор секретных лекарств и обучала своим приемам, которые передавались из поколения в поколение.
Лекарствоведение в Древнем Египте. Согласно историческим документам, Египет считается самой древней цивилизацией Древнего Востока, здесь были сосредоточены известные в древнем мире знания в области медицины, фармации, химии. Египтянами на основе существующих 4 основных элементов мира (воздух, земля, вода и огонь) разработаны учения о 4 основных соках, являющихся носителями этих элементов, составляющих человеческий организм и обуславливающих его здоровье или болезнь.
С возникновением письменности появились первые медицинские тексты, содержащие описания лекарств, способов их применения и приготовления. Известны более 10 древнеегипетских папирусов, посвященных медицине. Самым знаменитым из них является папирус Эберса «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», датированная 1550 до н.э. Он был найден в одной из фиванских гробниц кочевниками – арабами и продан известному египтологу Эберсу, который его расшифровал, это самый большой из папирусов (склеен из 108 листов и достигает 20,5 м. в длину), содержащий 900 рецептов для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, легких, глаз, ушей, зубов, суставов. Известны также папирус Херста 1550 г. до н.э. и Лейденский папирус 1250 до н.э.
Уровень познаний в анатомии и физиологии у древних египтян сформировался благодаря бальзамированию, которому подвергались трупы человека и животных; врачи, как правило, не принимали участия в бальзамировании, так как труп считался нечистым, проводилось бальзамировщиками, которые проживали в отдельных некрополях.
На развитии фармации в Древнем Египте значительное влияние оказали изготовители красок, мыловары, красильщики, стеклодувы.
В папирусах было обнаружено 250 рецептов, рассказывающих об изготовлении серебряных и позолоченных предметов. Древнеегипетские мастера умели изготавливать прекрасные облицовочные плитки, для окраски которых использовались оксиды меди, кобальта, железа, свинца.
Врачебное искусство и лекарствоведение в Древнем Египте было сосредоточено в руках профессиональных врачей, однако некоторые жреческие касты обладали довольно широкими химическими знаниями, даже термин «химия» возник в Египте.
Фармацевтическая технология заключалась в использовании ряда приемов первичной обработки, варки, выжимания, процеживания, измельчения, просеивания. Применялись простейшие лекарственные формы: порошки, настои, отвары, пилюли.
Наиболее часто основой для приготовления ЛП были молоко, мед, пиво.
Древний Египет - родина косметики. В медицинских папирусах встречаются кремы для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос, исправления косоглазия. Большое значение имело соблюдение гигиенических требований. «Египтяне пьют молоко из медных сосудов, которые чистят ежедневно, платья носят полотняное, свежевымытое, жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь при себе ни вши, никакой другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, обувь – из папируса. Моются 2 раза в день и 2 раза в ночь (Геродот)».
Лекарствоведение Древней Индии. Источниками сведений о медицине Древней Индии являются:
Три книги «Аюрведы» (знание жизни) Атрейн, Хараки, Сутруты.
Археологические раскопки Мохенужо – даро, Чанху – даро и др.
Законы Ману (сборник предписаний и правил поведения индийца в соответствии с религиозными догмами брахмализма).
В этих документах содержатся сведения о медицинском образовании в Древней Индии. Первой стадией подготовки врачей являлись школы при монастырях и храмах, вторая ступень подготовки врачей в специальных школах типа университетов, преподавание вели наставники из высшего сословия врачей, которым разрешалось набирать по 3-4 ученика. К врачам предъявлялись высокие этические требования, одинаково гуманно относиться ко всем больным независимо от материального и социального положения, за лечение брать не больше того, что необходимо для пропитания. Здоровье древнеиндийские врачи определяли как оптимальное сочетание в организме слизи, желчи, воздуха. Центром жизни считали пупок, от которого берут начало нервы, сосуды.
Методы лечения заключались в использовании диеты, ЛС, вызывающих удаление из организма «испорченных жизненных соков», мочегонное, слабительное, потогонное, рвотное. ЛС назначали с учетом времени года, телосложения больного, его возраста, пола, темперамента.
ЛС отличались большим разнообразием и применялись в различных формах: порошки, пилюли, настойки, отвары, мази. Особым почетом пользовалась ртуть, ею лечили сифилис, ее парами убивали насекомых, золото использовали как сильное укрепляющее средство (оно разбивалось на тонкие листочки, раскалялось, затем 6-7 раз гасилось в масле, молоке. Таким же образом готовилось и снадобье из серебра, меди и железа). Самый известный врач Древней Индии Сушрута оставил описание 760 лекарственных растений, некоторые до сих пор не изучены.
Для древнеиндийских врачей обязательным было знание ядов и противоядий. Об уважительном отношении древнеиндийских врачей к лекарству свидетельствует изречение Сушруты о том, что в руках невежды лекарство – это яд и по своему действию оно может быть сравнимо с ножом, огнем или светом, в то время как в руках сведующих людей оно уподобляется напитку бессмертия.
Фармация в Китае. Истоки Китайской медицины теряются в глубокой древности, однако до наших дней сохранились многочисленные письменные памятники, которые отражают развитие медицинской науки, в настоящее время известно более 4250 трудов, более 30 тысяч книг. В конце 3 и начале 2 тысячелетия до н.э. в Китае сложился рабовладельческий строй, произошло объединение Китайской империи, которая включала нынешнюю Корею и Индокитай, к этому времени в Китае появляется письменность. Китайское государство имело обширные торговые связи, во всех странах славились китайские шелка, позднее фаянс, фарфор. Был изобретен порох, бумага. Больших успехов в Древнем Китае достигли астрономия и исчисление времени, уже во втором тысячелетии до н.э. в Китае имелась карта звездного неба и календарь.
На фоне этих высоких общих культурных достижений становятся понятны достижения в области медицины и фармации.
Основой китайской медицины являются древнекитайские философские учения о пяти элементах (металл, вода, дерево, огонь, земля) и двух противоположных началах («инь» и «янь»). Все процессы в организме сводились к их взаимодействию. Здоровье рассматривалось как результат равновесия, болезнь нарушение правильного взаимодействия. Характерными особенностями древнекитайского врачевания являются такие терапевтические приемы как массаж, акупунктура, мокса.
Акупунктура заключалась во введении иглы в больной орган или в отдельную от него точку. Мокса состояла в прижигании больного места или точки его соответствия. Для истории фармации представляет интерес древнейший «Травник» легендарного правителя Китая Шень Нуна. В кнгиге описаны 365 средств, из них 240 средств растительного происхождения, делятся на 3 части:
120 средств омолаживающего действия, они не ядовиты принимать их можно без ограничения,
120 средств тонизирующего действия, требующие дозировки,
125 ядовитых средств, обладающих целебным свойством только при правильной дозировке и кратковременном применении.
До нас дошла работа Чжан Чжунцзина в 10 томах с описаниями 113 прописей, отличающихся простотой и включающих растительные ингредиенты. Врачи в это время используют обезболивающие средства, «ла-фей-синь», сотоящий из извлечений конопли, водные извлечения из корней аконита, листьев дурмана и др.
В 3 веке до н.э. появился первый крупный трактат, труд о природе и жизни «Книга о внутреннем» (Нэй-цзин), превратившаяся в канон китайской медицины. В нем содержались основные принципы китайской медицины; описание анатомии, физиологии, методов исследования и лечения больных, были указаны пути укрепления здоровья народа.
Сбор только дикорастущих лекарственных растений уже не мог удовлетворить потребность в них, в 6 веке были созданы специальные аптекарские сады, они находились в ведении Медицинского приказа и его обслуживали специально обученные люди.
В 502 году была составлена и издана первая в мире фармакопея «Шэнь-нун-бэн-цао-цзин». Она вышла в 7 томах и содержала 730 видов ЛР. Составление окончательного текста связано с именем Тоу-Хун-Цзина (452-536). Он много труда посвятил фармакологии и рецептуре, его справочник «Мин-бэй-лу» содержал 16 тыс. рецептов и до настоящего времени и является ценнейшим пособием для китайских врачей и фармацевтов.
Одновременно с медициной и фармацией в Древнем Китае развивались химические знания. Основателем химии и фармакологии в Китае считается Гэ-Хун (281-351). Он написал книгу «Медицинские прописи для неотложных случаев».
В 960 году в Китае было положено начало новой династии Сун (960-1279). Вся история Сунской империи – история непрерывной борьбы китайского народа за сохранение территории своего государства. Однако это не помешало культурному развитию страны, большого развития в Сунской империи достигли архитектура, живопись, музыка, литература, театр. В области медицины и фармации все меньшее значение стали придавать мистике и колдовству, ослабло увлечение алхимией и почти прекратились бесплодные поиски волшебных эликсиров.
В 11 веке вышла новая фармакопея, 8 томов, содержащие более 400 лекарственных прописей. В 12 веке вышло большое практическое руководство по иглоукалыванию и прижиганию. В эпоху Сун расширились связи китайской медицины с другими странами, в Китай приезжали студенты из Кореи, Японии.
В 1276 году монголы подчиняли себе весь Китай, и только в 1386 году их иго было свергнуто.
Правление династии Мин (1368-1644). Столица Пекин – колониальная империя вновь расширилась – контроль над Манголией, Маньчжурией, Бирмой, Вьетнамом.
Крупнейшим ученым с мировым именем (в эпоху Мин) был Ли-Ши-Чжень, он написал 10 произведений, описал 1892 ЛР, предложил 11896 рецептурных прописей в 52 томах.
Работа над этим фундаментальным произведением продолжалась более 26 лет и была опубликована после смерти автора и переведена на многие языки, в том числе и русский. Ли-Ши-Чжень умер 1592 – его имя золотыми буквами вписано среди имен великих деятелей мировой науки. Его портрет находится в актовом зале Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Глоссарий
Фармация – это комплекс наук и практических знаний, включающий вопросы поиска, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных и профилактических средств и изделий медицинского назначения.
Народная медицина – медицина, возникшая в эпоху первобытнообщинного общества, накопившая в течение веков опытным путём целебные средства и приёмы лечения.
Теургическая медицина – медицина, которая рассматривала болезни, как влияние злых духов, проникших в человеческий организм.
Пиктография – изображение предметов, действий и событий путём условных знаков.
Асуту – искусство врачевания в странах Древнего Востока.
Ашипуту –искусство заклинания в странах Древнего Востока.
Веды – священные книги, представляющие собой собрание гимнов, мифологических сюжетов, заклинаний, заговоров, а также богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала.
502 г. – издание первой в мире фармакопеи «Шэнь-нун-бэн-цао-цзин».
1224 г. – официальное отделение фармации от медицины.
Гэ Хун (кит. 葛洪, Gě Hóng, второе имя Чжичуань 稚川) (283—343)— китайскийдаосскийучёный и алхимик, знаменитый своими энциклопедическими трактатами. Даосская традиция считает Гэ Хуна святым бессмертным. Гэ Хун родился в г. Даньян уезда Цзюйжун (на территории современной провинцииЦзянсу) в283или в284 году. Согласно официальной «Истории династииЦзинь» («Цзиньшу»), он прожил 81 год и скончался в363, но критическое сопоставление дат жизни свидетелей его кончины даёт дату343. Гэ Хун родился в знатной, но бедной семье. Семья его была связана с южнокитайским даосизмом — школойСаньхуанвэнь(Письмён Трёх Августейших), включавшей в себявнешнюю алхимию— традицию приготовления эликсировбессмертия, астрологию, изготовление амулетов, применение формул и заклятий. Отец Гэ Хуна рано умер, семья жила бедно, и книги для чтения он доставал с большим трудом. Гэ Хун получил классическое конфуцианское образование, но у него был даосский наставник Чжэн Сыюань (Чжэн Инь). Женился Гэ Хун на дочери богатого чиновника Бао Цзина, который познакомил его с традицией его собственного двоюродного деда Гэ Сюаня (в школе Трёх Августейших не было принято учиться у кровных родственников). В303—304он поступил на военную службу и за заслуги в подавлении крестьянского восстанияШи БинавЦзяннаниполучил невысокий дворянский титул. После войны Гэ Хун направился на север в поисках неизвестных даосских текстов, но по причине нестабильности и смуты Гэ Хун вынужден был вернуться без результатов. Вернувшись, он смог найти себе должность в канцелярии губернатора вГуанчжоупод началом своего друга, а позднее он стал помощникомВан Дао, богатого и влиятельного фаворита принцаСыма Жуй, который позже стал императоромВосточной Цзинь. Таким образом Гэ Хун сделал блистательную карьеру, и в имперской канцелярии он стал канцлером и оставался на службе до333.Гэ Хун считается основателем химии и фармакологии в Китае.
studfiles.net
Лекарствоведение в Месопотамии (Междуречье)
Первые сведения о развитии лекарствоведения и медицины в Междуречье датируются 3 тысячелетием до н.э., когда началось возвышение Вавилонского царства.
В Месопотамии было широко распространено представление о том, что все процессы в здоровом или больном организме человека зависят от движения небесных светил, прибегали также к сравнению организма человека с природными явлениями, объясняли развивающуюся болезнь действием поселившихся в теле человека паразитов. Наряду с этим особую роль в жизненных проявлениях организма приписывали циркулирующим в теле человека жидкостям, особенно крови. Т.О., у древних вавилонян существовала смесь различных теорий, объясняющих болезнь: демонической, космической, паразитарной и гуморально-патологической. Подобные представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия: широко применялись амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями, идолы добрых духов.
Арсенал ЛС вавилонян и ассирийцев состоял из препаратов растительного, животного и минерального происхождения. Наиболее распространенными при лечении болезней являлись вода и масло. Слово «врач» у жителей Месопотамии в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масло». Применялись почки различных растений, животные жиры, нефть. Лекарства назначались в форме настоев, отваров из растений для применения внутрь. Готовили мази и пасты для наружного применения, назначали компрессы, натирания, клизмы и ванны. Рекомендовали массаж и обливания, производили кровопускания. Различался прием лекарств натощак и после еды. При употреблении лекарств в отдельных случаях использовалась спец.посуда.
При изготовлении ЛС использовались процессы кипячения, растворения, смешивания, фильтрации, измельчения и др.
Профилакт. и гигиенич мероприятия (водопровод, канализация). Классовая медицина, как и в Египте.
Лекарствоведение в Индии
Николай Александрович Богоявленский в книге «Индийская медицина в древнерусском врачевании» пишет: «Тысячи лет тому назад, когда Европа видела еще только ребяческие сны человечества, на территории Индии уже создавались великие государства, и складывалась великая культура». Потуостров Индостан, расположенный у южной подошвы Гималайских гор, орошаемый величественными реками, Индом и Гангом, при тропическом климате обладая богатейшей растительностью с разнообразными ароматными кореньями, пряностями, плодами и цветами, по праву считается родиной многих лекарственных растений.
Источником для изучения истории медицины и фармации Индии являются Веды (памятники индийской культуры), а также сборник законов Ману. Из них мы узнаем, что во 2-ом веке до н.э. в Индии существовало мед.образование: университеты в Таксиле и Бенаресе. Сущ-ли также мед.школы при провинциальных монастырях.
Древнеиндийские врачи считали, что для нормальной жизнедеятельности человеческого организма необходимо наличие трех первичных элементов: воздуха (эфира), слизи и желчи. В «Аюр-Веде» («Книге жизни») говорится, что болезнь наступает при нарушении равновесия трех этих компонентов, обеспечивающих здоровье.
В 9 веке до н.э. выдающийся древнеинд. врач Сушрута, указывая на причины возникновения болезней, называл климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды, жилища, испорченную воду, вредные местности и т.д.
Назначение лекарства считалось в Др.Индии важной и ответственной частью лечения. По выражению Сушруты, «в руках невежды лекарство – яд, и по своему действию м.б. сравнимо с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих оно уподобляется напитку бессмертия». В «Аюр-Веде» (своеобразной древнеиндийской фармакопее) дается перечень 760 ЛП. Индийские врачи отдавали предпочтение растительным ЛС, многие из них применяются в нар.медицине Индии и в настоящее время. В эмпирической медицине Др.Индии находили применение злаки, древесина, кора, коренья, цветы, плоды как северных (гималайских), так и южных (тропических) видов. Употреблялись также вино, уксус, молоко, масло, жиры, кровь, железы и др.органы жив-ных, рыб, птиц. В кач-ве перевязочного материала использовали хлопок, камбий деревьев, волокна растений, шелк, особым образом обработанный кишечник некоторых деревьев. Нашли широкое применение в лечебной практике минеральные вещества и их соли: препараты мышьяка, железа (при кровопотерях), меди (прижигали язвы и лечили глазные болезни), чрезвычайно распространена была ртуть для лечения разнообразных заболеваний, в состав мазей часто включали свинец, серу, сурьму, цинк, соли аммония.
Особое внимание в Др.Индии обращалось на знание ядов. Сушрута описывает до 80 видов ядовитых змей и указывает всевозможные методы лечения.
Заслуживает внимания система подготовки врачей в Др.Индии. Преподавание вели наставники из высшего сословия, которые должны были обладать высокими нравственными качествами, а также иметь блестящую подготовку по всем разделам медицины. По окончании обучения ученик принимал обязательство, которое требовало гуманного отношения к больному, готовности всегда прийти на помощь, скромного поведения в быту. (Классовая медицина – привилегированные касты).
Огромное значение для развития лекарствоведения в странах Древнего Востока имели достижения и открытии в химии.
studfiles.net
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации»
«Пятигорский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России»
Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики
Т.Д.Савченко, О.М.Павлюк
Методические указания
для студентов
заочного отделения
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»
Пятигорск, 2013
удк Рецензенты: Е.В.Колодийчук, доктор медицинских наук, профессор Ставропольской медицинской академии,
А.Г.Авшаров, кандидат экон. наук, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы
ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «История фармации» / О.М. Павлюк, Т.Д. Савченко,– Пятигорск: Пятигорский медико-фармацевтический институт (ПМФИ) – филиал Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ). – 2013. 77 с. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «История фармации» разработано авторами в соответствии с требованиями ФГОС для студентов, обучающихся по специальности 060301 – фармация, и полностью соответствует программе курса.
Цель пособия – оказать помощь студентам при подготовке к практическим занятиям. текущему и промежуточному тестированию и выполнению индивидуальных домашних заданий. В приложении приведены темы рефератов, вопросы к зачету, выдержки из текстов исторических и художественных источников.
Развитие фармации в цивилизациях: Лекарствоведение в первобытном обществе
Эпоха первобытной общины охватывает огромный промежуток времени. В истории первобытных людей можно выделить два этапа: период первобытной орды и период родового строя, который в свою очередь делится на 2 стадии: материнский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат).
Период матриархата характерен тем, что основным способом поддержания существования человека было собирание даров природы: плодов, ягод, трав, корней и т.д. Отыскивая среди окружающей природы всё, что было пригодно для употребления в пищу, первобытные люди замечали ядовитое или лечебное действие многих растений. Путем отбора полезного от вредного, целебного от ядовитого люди первобытной эпохи открыли значительное количество ЛС растительного происхождения. Большинство ученых считают, что уже в эпоху матриархата эмпирическим путем были обнаружены первые лекарственные растения. Прежде всего это пасленовые (дурман, белладонна, скополия), наркотические (мак, табак, индийская конопля), растения, оказывающие раздражающее действие на ЖКТ (полынь), а также тонизирующие (женьшень, лимонник) и возбуждающие (кока).
Женщина как глава рода заботилась не только о питании и поддержании очага, но и о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей (археологи называют их «каменными бабами»), ученые установили, что в славянских племенах их называли «берегинями».
Причиной болезни первобытных людей могли служить естественные явления: землетрясения, наводнения, нападения диких зверей, нарушение нормального питания в связи с засухой или миграцией диких животных. Костные останки первобытных людей, найденные археологами, несут на себе следы травм, рахита, туберкулеза и других болезней. Вместе с тем не найдено каких-либо достоверных данных об уровне медицинской помощи в период матриархата.
Появление лука и стрел – второй крупное изобретение человека после открытия способов получения огня. С помощью лука человек мог систематически охотиться на птиц и мелких животных. Первобытный человек переходит к охоте и рыболовству как к одному из главных источников существования. Этот переход явился немаловажным фактором расширения медицинских познания. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал открытию целебных свойств некоторых органов животных (печень, жир, кровь). От холода человека защищало обильное смазывание кожи жиром. Вероятно, что охотники, подвергаясь нападениям зверей, сопровождающимся травмами, научились применять своеобразные шины, накладывать на поврежденные места золу, смолу деревьев и глину. Возможно, что в этот период доисторического развития люди познакомились с одним из первых фармацевтических препаратов минерального происхождения – поваренной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами. Таким образом, на ранней стадии развития лекарствоведения накапливался опыт лечения теми или иными ЛС растительного, животного или неорганического происхождения.
В период патриархата человек создал крупные центры добычи и обработки цветных металлов и железа. Металлургическими навыками стали овладевать самые различные племена, что привело к созданию таких инструментов, как ножи и скальпели. Благодаря развитию гончарного производства появилась глиняная посуда, в которой можно было сварить пищу и приготовить лечебные снадобья. Пастухи, наблюдая за стадом, подмечали лечебное действие растений на животных. Этот опыт первобытные люди перенесли и на человека. Многие авторы ссылаются на предания о пастухе Мелампии, который открыл слабительное действие травы чемерицы. Пастух Хирон обнаружил, что раны у животных быстрее заживают при поедании ими травы золототысячника. Таким образом, использование целебных свойств растений было результатом обобщений человеческих наблюдений.
Первобытная культура внесла огромный вклад в развитие медицины и лекарствоведения. Многое из того, что стал применять первобытный человек, используется и сейчас. Так, например, лечебные свойства хинного дерева открыли инки. Они впервые стали применять порошок и кору этого дерева при заболевании тропической малярией. Горицветом весенним лечили водянку и одышку.
В первобытную эпоху формировались специальные знания, которые потом использовались народной медициной. Под этим термином понимают медицину, накопившую в течение тысячелетий эмпирическим путем сведения о средствах и приемах лечения, которые до настоящего времени передаются устно из поколения в поколение. Ценность народной медицины заключается в том, что в результате эмпирических наблюдений, установления определенных фактов образовался материал и основа для научных исследований. Многие препараты и ЛС, вошедшие в современные фармакопеи, разработаны на основе народной медицины.
Таким образом, медицина и лекарствоведение в эпоху первобытно-общинного строя возникли и развивались в результате деятельности первобытных людей на всех стадиях его существования. Причем врачевание и применение ЛС возникли на самых ранних из них, развивались и совершенствовались вместе с эволюцией общества.
Опыт научил первобытных людей пользоваться природными ЛС, собирать растения и готовить из них «снадобья», применять противоядия, узнавать и использовать лечебные свойства отдельных органов животных. Выработанные эмпирическим путем гигиенические правила и навыки стали более широко применяться в последующие века, многочисленные медицинские приемы и ЛС заложили основу народной медицины.
Фармация древнего мира (ДРЕВНИЙ ВОСТОК, Древняя Греция, древний рим)
Первые государства на Древнем Востоке возникли в 4-2 тысячелетиях до н.э. в тех регионах, где имелись благоприятные условия для занятий земледелием. Это были долины рек Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы и др. Здесь процветали древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Ирана, Китая.
О состоянии развития медицины и тесно связанной с ней фармации в странах Древнего Востока мы узнаем из многочисленных письменных источников: надписей на саркофагах, колоннах храмов, из клинописных надписей (Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина еще мягкая деревянной палочкой для письма или заостренным тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. Месопотамия, Междуречье) на скалах и глиняных табличках. Кроме того, к настоящему времени известны свыше 200 тысяч различных папирусов из Египта. Содержание этого огромного собрания необычно разнообразно: это многочисленные рецепты изготовления лекарств, моющих средств, стекла. Сохранились древние медицинские книги в Китае, Тибете, Индии. Сведения о Медицине можно обнаружить в эпических произведениях: «Махабхарата» и «Рамаяна» (Индия), в религиозных сочинениях.
Вместе с тем археологи обнаружили на территориях цивилизаций Древнего Востока сосуды с остатками растений и мазей, хирург. инструменты, санитарно-гигиенические сооружения (бани, бассейны).
Таким образом, из подобных разрозненных источников мы узнаем, что к периоду зарождения рабовладельческого строя люди уже имели значительный опыт распознавания болезней, а также ряд препаратов для их лечения.
С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезни. Постепенно усиливалось влияние жрецов, так как болезнь воспринималась людьми как наказание свыше. Жрецы были наиболее образованными людьми и считались посредниками между богом и больным. Так возникла храмовая и жреческая медицина. Появилась классовая медицина. Появились боги здоровья и болезней, покровители врачей, медицины, а также боги жизни и смерти. В Месопотамии богом медицины считался Мардук, богиней плодородия и покровительницей материнства – Иштар (Астарта). В честь этих богов строились храмы, им приносились жертвы, у них люди просили исцеления. Жрецы активно использовали эмпирические знания о лечении болезней, накопленные и обобщенные народной медициной в предшествующие периоды. Для обучения медицине при храмах создавались школы.
Уже в древние времена деятельность врачей строго регламентировалась правилами. Если врач им следовал, то он ничем не рисковал даже при неблагоприятном исходе болезни. При нарушении предписываемых правил врач наказывался вплоть до смертной казни. Лекарствоведение в Древнем Египте
Согласно историческим документам Египет считается самой древней цивилизацией Древнего Востока, где благодаря высокому уровню жизни населения были сосредоточены накопленные в древнем мире знания в области медицины и фармации.
Египтяне на основе существующих четырех основных элементов мира: воздух, земля, вода, огонь – разработали учение о четырех основных жизненных соках, являющихся носителями этих элементов, составляющих человеческий организм и обусловливающих его здоровье или болезнь. Одновременно возникло учение о пневме. (неведомые и невесомые ве-ва – из воздуха при вдохе – в легкие и сердце – в организм; нормальное соотношение пневмы и крови – здоровье; нарушение – болезнь. Характер воздействия – удаление из организма дурной крови гнилостных веществ, паразитов.: препараты, к-рые вызывают рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение, потоотделение). Арсенал применяемых ЛП свидетельствует о высоком уровне развития эмпирической фармации в ДР.Египте. В папирусе Эберса имеется раздел «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В этом «лечебнике» приведено ок. 800 рецептов, в к-рых описаны способы извлечения из растений различных соков и масел. В Египте были известны процессы настаивания, процеживания, сбраживания, выжимания, перегонки, экстрагирования и возгонки, а также фильтрации.
Непосредственно для лечения больных в Др.Египте применялись такие ЛФ, как мази, водные растворы, промывания, впрыскивания, клизмы, компрессы, горчичники, пластыри, пилюли, настойки, отвары, способ окуривания.
Среди широко используемых растительных препаратов были: трава белены, полыни, листья подорожника, цветы ромашки, морской лук, можжевеловые ягоды, опий, кедровое и касторовое масло, мирт, уксус, вино, ладан, пивные дрожжи. Из минеральных соединений применялись селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль. Из числа препаратов животного происхождения получили распространение жиры, желчь, мозг, печень, кровь животных, мед, молоко женщин и коз.
Многие историки считают Египет родиной дерматологии, т.к. именно там приобрели широкую известность средства против кожных болезней.
Форма рецепта у древних египтян была почти современной: часто лекарство состояло из вещества основного, вспомогательного и исправляющего (корригирующего) вкус. Кроме того, давались обычно подробные пояснения относительно времени приема лекарств. Египтяне считали, что лечебное дело находится под покровительством бога врачебного искусства Тота, которого называли Фармаки или Фармаци, что в переводе означает «защитник, избавитель, исцелитель». Вероятно, поэтому до наших дней дошли слова с корнем «фарма», обозначающим лекарство.
В Др.Египте широко практиковались профилактические мед. мероприятия. Гигиенические знания и мероприятия служили делу сохранения здоровья, предупреждения болезней, продления жизни (водопровод и канализация в кварталах для знати; законы, регламентирующие гигиенич.нормы общественной жизни: погребение умерших, осмотр убойного мяса, правила приема пищи).
Врачебное искусство и лекарствоведение в Др.Египте было сосредоточено в руках профессиональных врачей. Лекарствоведение в Месопотамии (Междуречье)
Первые сведения о развитии лекарствоведения и медицины в Междуречье датируются 3 тысячелетием до н.э., когда началось возвышение Вавилонского царства.
В Месопотамии было широко распространено представление о том, что все процессы в здоровом или больном организме человека зависят от движения небесных светил, прибегали также к сравнению организма человека с природными явлениями, объясняли развивающуюся болезнь действием поселившихся в теле человека паразитов. Наряду с этим особую роль в жизненных проявлениях организма приписывали циркулирующим в теле человека жидкостям, особенно крови. Т.О., у древних вавилонян существовала смесь различных теорий, объясняющих болезнь: демонической, космической, паразитарной и гуморально-патологической. Подобные представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия: широко применялись амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями, идолы добрых духов.
Арсенал ЛС вавилонян и ассирийцев состоял из препаратов растительного, животного и минерального происхождения. Наиболее распространенными при лечении болезней являлись вода и масло. Слово «врач» у жителей Месопотамии в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масло». Применялись почки различных растений, животные жиры, нефть. Лекарства назначались в форме настоев, отваров из растений для применения внутрь. Готовили мази и пасты для наружного применения, назначали компрессы, натирания, клизмы и ванны. Рекомендовали массаж и обливания, производили кровопускания. Различался прием лекарств натощак и после еды. При употреблении лекарств в отдельных случаях использовалась спец.посуда.
При изготовлении ЛС использовались процессы кипячения, растворения, смешивания, фильтрации, измельчения и др.
Профилакт. и гигиенич мероприятия (водопровод, канализация). Классовая медицина, как и в Египте.
Лекарствоведение в Индии
Николай Александрович Богоявленский в книге «Индийская медицина в древнерусском врачевании» пишет: «Тысячи лет тому назад, когда Европа видела еще только ребяческие сны человечества, на территории Индии уже создавались великие государства, и складывалась великая культура». Потуостров Индостан, расположенный у южной подошвы Гималайских гор, орошаемый величественными реками, Индом и Гангом, при тропическом климате обладая богатейшей растительностью с разнообразными ароматными кореньями, пряностями, плодами и цветами, по праву считается родиной многих лекарственных растений.
Источником для изучения истории медицины и фармации Индии являются Веды (памятники индийской культуры), а также сборник законов Ману. Из них мы узнаем, что во 2-ом веке до н.э. в Индии существовало мед.образование: университеты в Таксиле и Бенаресе. Сущ-ли также мед.школы при провинциальных монастырях.
Древнеиндийские врачи считали, что для нормальной жизнедеятельности человеческого организма необходимо наличие трех первичных элементов: воздуха (эфира), слизи и желчи. В «Аюр-Веде» («Книге жизни») говорится, что болезнь наступает при нарушении равновесия трех этих компонентов, обеспечивающих здоровье.
В 9 веке до н.э. выдающийся древнеинд. врач Сушрута, указывая на причины возникновения болезней, называл климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды, жилища, испорченную воду, вредные местности и т.д.
Назначение лекарства считалось в Др.Индии важной и ответственной частью лечения. По выражению Сушруты, «в руках невежды лекарство – яд, и по своему действию м.б. сравнимо с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих оно уподобляется напитку бессмертия». В «Аюр-Веде» (своеобразной древнеиндийской фармакопее) дается перечень 760 ЛП. Индийские врачи отдавали предпочтение растительным ЛС, многие из них применяются в нар.медицине Индии и в настоящее время. В эмпирической медицине Др.Индии находили применение злаки, древесина, кора, коренья, цветы, плоды как северных (гималайских), так и южных (тропических) видов. Употреблялись также вино, уксус, молоко, масло, жиры, кровь, железы и др.органы жив-ных, рыб, птиц. В кач-ве перевязочного материала использовали хлопок, камбий деревьев, волокна растений, шелк, особым образом обработанный кишечник некоторых деревьев. Нашли широкое применение в лечебной практике минеральные вещества и их соли: препараты мышьяка, железа (при кровопотерях), меди (прижигали язвы и лечили глазные болезни), чрезвычайно распространена была ртуть для лечения разнообразных заболеваний, в состав мазей часто включали свинец, серу, сурьму, цинк, соли аммония.
Особое внимание в Др.Индии обращалось на знание ядов. Сушрута описывает до 80 видов ядовитых змей и указывает всевозможные методы лечения.
Заслуживает внимания система подготовки врачей в Др.Индии. Преподавание вели наставники из высшего сословия, которые должны были обладать высокими нравственными качествами, а также иметь блестящую подготовку по всем разделам медицины. По окончании обучения ученик принимал обязательство, которое требовало гуманного отношения к больному, готовности всегда прийти на помощь, скромного поведения в быту. (Классовая медицина – привилегированные касты).
Огромное значение для развития лекарствоведения в странах Древнего Востока имели достижения и открытии в химии. Фармация в Древней Греции
В V–IV вв. до н.э. наступил расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя, греческой культуры. Развитие медицины и фармации в Древней Греции было тесно связано с другими науками, которые объединялись общим понятием «философия».
Для древнегреческой философии была характерна стихийная диалектика, основой которой служила атомистическая система Демокрита, которая основывалась на четырех фундаментальных постулатах:
1. Существование пустоты.
2. Множественность сущего.
3. Возможность изменения.
4. Существование движения. Мыслители Древней Греции являлись одновременно естествоиспытателями и врачами, которые занимались приготовлением лекарств. Одним из них был Демокрит (470–357 до н.э.). Демокрит был не только философом, но и математиком. Значительное внимание он уделял медицине: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют сами в своем распоряжении средства к этому», — писал он. В «Диакосмосе», самом значительном его сочинении, изложена материалистическая система философа. Для него все атомы подобны, неделимы, несжигаемы, не имеют начала и конца. Его идеи пользовались большим успехом в алхимический период развития, так как основное внимание он уделял метафизической стороне проблемы атомизма.
Учение Демокрита было развито Эпикуром (341–270 до н.э.). Он положил за основу бесконечность вселенной и непрерывность материи. Эпикур принял существование пустоты и движения атомов, обладающих некоторыми свойствами материи, такими как величина, форма и невесомость. Учение Эпикура изложено в его «Письме к Геродоту» и в поэме «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (Древний Рим).
Материалистическим школам в Древней Греции противостояла идеалистическая школа Пифагора (VI в. до н.э.), а впоследствии философия Платона (IV в. до н.э.). Будучи представителями аристократии, они отрицали возможность изучения конкретной природы и объясняли все, что совершается в мире, влиянием либо мистического числа (Пифагор), либо извечных «идей» (Платон).
По Платону, здоровье и болезни определяются потусторонним началом, божественной душой — «пневмой». Превращения этой «пнев-мы» в организме и ее влияние на различные органы и составляют содержание его патологии. Лекарства при лечении болезней не имеют никакого значения, исцелить могут только обряды, гимны и музыка. Таким образом, Платон явился родоначальником реакционных течений в медицине.
Ученик Платона Аристотель (384–322 до н.э.) был самым видным ученым древности. Энциклопедист, он охватывал и разрабатывал самые различные области знания. Сын врача, Аристотель получил и медицинское образование. Это был первый по времени натуралист, поставивший научно-экспериментальную работу на небывалую до него высоту. Он вскрывал трупы различных животных, делая при этом выводы об анатомическом строении человека. Аристотель может быть по справедливости назван основателем сравнительной анатомии. Наиболее характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология): «Природа ничего не делает лишнего, природа производит все ради чего-нибудь».
Необходимо отметить, что Аристотеля интересовал и мир растений, но почти все его ботанические работы погибли, а продолжал это направление любимый ученик и друг Аристотеля, Теофраст из Эфеса (370–285 до н.э.). Не упуская из виду практических задач, он явился основателем ботаники как самостоятельной научной дисциплины.
Общее влияние древнегреческой культуры на последующее развитие мировой культуры было чрезвычайно велико. «Греки навсегда останутся нашими учителями», — писал К. Маркс.
Видное место в Древней Греции занимала медицинская наука. Ее развитие и уровень были обусловлены ростом колоний, развитием торговли и международных связей; происходили эпидемии, обширные территории греков требовали увеличения не только численности войск, но и числа врачей. Поэтому в Греции открывается ряд школ по подготовке врачебных кадров в г. Кротоне, на островах Книдосе и Косе.
Медицина Древней Греции в значительно меньшей степени испытывала влияние религии, чем это наблюдалось в странах Древнего Востока. Греческие боги в основном олицетворяли различные качества людей, как хорошие, так и дурные. Лечение в Элладе осуществлялось в храмах, в специальных помещениях, которые назывались «асклепейонами». Кроме того, существовали светские профессиональные, носившие то же название лечебницы и школы врачей-не-жрецов. К светским лечебницам относились и мелкие «ятрейи» — лечебницы на дому у врачей.
Термин «асклепейон» произошел от имени Асклепия (в латинской мифологии Эскулап). По преданию, Асклепий жил в Фессалии, в Северной Греции. Он имел много учеников. В «Илиаде» Гомер называет его «великим и беспорочным» врачом. Впоследствии Асклепий был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу в качестве бога врачебного искусства — сына Аполлона Исцеляющего. Многие врачи Древней Греции считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины — Гигейя (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии — Панацея считались его дочерьми. Гигейя прославилась разумными профилактическими советами и почиталась как богиня здоровья. Она изображалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало эмблемой медицины. Смысл эмблемы состоит в том, что врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы. Панацея умела лечить «от всех болезней». Впоследствии «панацеей» стали называть средство, которому приписывалось аналогичное лечебное действие.
Лечение в асклепейонах при храмах в значительной степени заключалось в разработанной системе внушения. Из лечебных процедур особое внимание уделялось водолечению и массажу, физическим упражнениям, закаливанию и личной гигиене. На многочисленных археологических и архитектурных памятниках имеются художественные изображения ухода за телом (обливание, растирание, массаж). Древнегреческие скульпторы в своих произведениях отразили культ здоровья и красоты тела.
Древней Греции дали новые решения многих вопросов медицины и особенно фармации. Они выявляли материальные причины болезней, их связь с внешней средой; создали представление о болезни как изменяющемся явлении, которое проходит в своем течении определенные стадии, и о необходимости наблюдения за ними. Такой подход к заболеванию и его лечению способствовал расширению и углублению медицинских знаний, он давал ключ к пониманию физиологии и патологии человека, к терапии и применению лекарств на основе нового учения.
На практике данные принципы первым применил Гиппократ (460–377 до н.э.), которого с достаточным основанием называют «отцом медицины».
Гиппократ принадлежал к семейной династии врачей — весь род знаменитого врача на протяжении 18 поколений занимался медициной. Одно поколение передавало свой опыт другому, создавая таким образом стойкую семейную школу. Знания он получил от отца, которого звали Гераклид. Учился Гиппократ в медицинской школе на острове Кос. Он много путешествовал — посетил Египет, Ливию, Малую Азию, северное побережье Черного моря и восточное вплоть до реки Риони. После этого он занялся врачебной практикой в самой Греции. В результате путешествий Гиппократ ознакомился с достижениями медицины Египта, Малой Азии, разных стран. Гиппократу были известны медицинские знания скифов, обитавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов, состоянии у них врачебного искусства он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». В этом трактате он изложил основы своего учения о некоторых основных типах телосложения и темперамента людей.
Здесь же содержится ряд высказываний, свидетельствующих о том, что Гиппократ был демократом по политическим убеждениям и материалистом по мировоззрению.
От времен Гиппократа до нас дошел «Сборник Гиппократа», включающий около 70 сочинений. Основные из них: «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы». В сборнике даны описания болезней, приведены методы их распознавания и лечения. Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли, «злого духа». Таким образом, учение Гиппократа коренным образом отличалось от идеалистических учений в медицине. Своими материалистическими взглядами Гиппократ отвергал положения жреческой медицины.
Гиппократ понимал болезни как общий процесс всего организма, склонялся к пониманию организма и процессов, в нем происходящих, в единстве и целостности. По принятым Гиппократом гуморальным представлениям, жизнь организма определяется четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровь, слизь (флегма), желчь желтая и желчь черная. В основе этих соков лежат различные сочетания четырех начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови — сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический.
Количественное изменение одного из приведенных веществ в организме человека приводило к болезни. Отсюда и требования к лекарственным средствам сводились к воздействию их на одну из четырех жидкостей.
Для нас огромный интерес представляет фармакотерапия, нашедшая отражение в «Сборнике Гиппократа» и являющаяся основным источником сведений о состоянии фармации в Древней Греции. Гиппократ говорил: «Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен удержать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все то, что относится к лечению болезней вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют на определенные болезни, ибо в этом начало, середина и конец познания лекарств».
«Сборник Гиппократа» дает нам представление о том, что древнегреческие врачи изготовляли и применяли как простые, так и сложные лекарства. Каждый врач имел свои запасы лекарственного сырья, которые хранились в специально отведенном для этой цели помещении: кладовой, амбаре и т. д. Такие помещения по-гречески назывались apotheca — отсюда и произошло название «аптека». В этих аптеках каждый врач с помощью своих рабов готовил лекарства, отпускаемые для обслуживаемых им больных. Орудия производства тогда были весьма примитивны, однако греческая фармацевтическая техника стояла гораздо выше египетской и индийской. Разнообразными были способы и материалы для приготовления лекарств. В «Сборнике Гиппократа» имеются довольно подробные описания технологии сложных лекарств, указаны количества ингредиентов, приведены способы дозирования отдельных препаратов. По объему дозировались не только жидкие, но и сыпучие препараты.
Нередко дозирование было приблизительным: «величиной в пятку оленя…, с косточку барана» и т. д. В некоторых случаях так же дозировались и ядовитые вещества: «давать пить в воде, сколько можно захватить тремя пальцами цикуты».
Врачи Древней Греции применяли твердые, жидкие, мягкие и газообразные лекарственные формы. В форме порошков были известны средства растительного, животного и минерального происхождения. Готовили порошки путем измельчения, просеивания и смешения компонентов. Применялись порошки главным образом наружно. Для внутреннего и наружного употребления широко применялись лепешки — твердая дозированная форма, существовавшая потом еще долгие столетия в фармакопеях многих стран.
Из жидких лекарственных форм в «Сборнике Гиппократа» описано приготовление растворов, настоев, отваров, взвесей. Часто упоминаются использование супа или похлебки, содержащих ячменный отвар, и лечебный суп из крупы или муки с добавлением приправ. Жидкое лекарство для внутреннего применения «кикеон» готовили из ячменной каши, прибавляя в нее воду, вино или мед. Иногда кроме ячменной каши или муки брали тертый сыр, лук и травы. Применялся меликрат — мед, разбавленный водой, а также оксимель — мед с водой и уксусом.
Из мягких лекарственных форм в Древней Греции для наружного применения готовили мази, пластыри, припарки, для внутреннего — пилюли, лепешки, кашки. Припарки для лечения опухолей и воспалений состояли из сырых или вареных растений, измельченных с вином или маслом, иногда с добавлением высушенного и тонко измельченного льняного семени.
В своей практике Гиппократ особое внимание уделял лечению травами. Он старался наиболее полно сохранить природу лекарственных средств, разработал способ их хранения и упаковки, что подтверждается раскопками античных аптек. В письме Кратевасу, представителю знаменитого семейства ризотомов (собирателей трав), он просит прислать травы и растительные соки для лечения Демокрита: «Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы и корни — в новых глиняных банках хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарств, как бы впавших в обморочное состояние».
Растения Гиппократ рекомендовал применять в измельченном виде. Среди них мы встречаем белену, бузину, горчичник, гранат, зверобой, дыню, золототысячник, ирис, клещевину, крапиву, крушину, лук, мак, мандрагору, миндаль, медвежье ушко, омелу, пастушью сумку, полынь, сосну, тыкву, чилибуху, чемерицу белую и черную, чеснок, шалфей — всего около 250 растений. Из животных лекарственных средств применялся жир барана, быка, гуся, утки, а также жир рыб (около 50 наименований): камбалы, кефали, окуня речного.
Гиппократ назначал банки и кровопускание. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.
Признавая, что причины болезни находятся в прямой зависимости от окружающей среды, основу излечения больного Гиппократ видел в использовании врачом природных свойств организма. Терапия Гиппократа отражала многое из прежнего опыта медицины, он верил в целительные свойства природы («Природа — врач болезней»), поэтому врач должен придерживаться пути, начертанного природой. Значительное место в терапии Гиппократ уделял диете. Он также применял метод лечения contraria contrariis: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение, труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот настоящий врач».
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача, а в более широком смысле — медика, в том числе и фармацевта. Как считал Гиппократ, медику должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в своей профессии, серьезность, приветливость, чуткость. В «Клятве Гиппократа» содержится требование заботливо и милосердно относиться к больному, не использовать знания и лекарства во вред человеку: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от применения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же и не вручу никакой женщине абортивного пессария».
Таким образом, Гиппократ на многие века определил направление развития медицины. После Гиппократа древнегреческая медицина и фармация в целом приобретают иные черты.
Заключительный период истории Древней Греции носит название периода эллинизма (IV–I вв. до н.э.). Завоевательные походы Александра Македонского в Египет, Месопотамию, Сирию, Аравию открыли новые пути для распространения эллинской культуры. Ширилась торговля, развивались ремесла, греки массово переселялись в завоеванные края и создавали новые политические, экономические и культурные центры. Для эллинизма было характерно сочетание культур покоренных восточных стран с эллинской культурой.
Крупнейшим среди эллинистических центров была Александрия, столица эллинистического Египта, лежавшая на перекрестке важных торговых путей между африканским побережьем Средиземного моря, Южной Европой и странами Востока. В Александрии были созданы две знаменитые библиотеки, насчитывавшие свыше 600 тысяч. Здесь был создан знаменитый Мусейон, или Храм Муз, бывший одновременно и академией, и своего рода университетом. При «Мусейоне» находилась обсерватория, зверинец, анатомический музей, ботанический сад. Сюда были приглашены виднейшие ученые из разных стран. Они пользовались большим почетом, достатком и возможностью всесторонне себя проявить: Аристарх Самосский, Евклид, Герон Александрийский, географ Эратосфен, Архимед Сиракузский.
ВЫВОД: Древнегреческая фармация, используя достижения фармации Египта, Индии, Месопотамии и других стран Древнего Востока, развила эмпирическую технику приготовления лекарств. Она оказала огромное влияние на развитие лекарствоведения в Древнем Риме, Византии, в Арабских халифатах и на Руси.