История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Стилевая эволюция искусства Древнего Египта. Эволюция искусства древнего египта


Стилевая эволюция искусства Древнего Египта

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.Искусство Архаического периода.  Историю Древнего Египта, равно как и историю его искусства принято делить на несколько больших периодов. В этом разделе вы найдёте социально-экономическую и политическую характеристику каждого периода, а также проследите развитие его искусства и культуры.Искусство Раннего царства. С   30 до 28 вв. до н. э., время правления I и II династий фараонов. Из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Египет Верхний с центром в Буто и Египет Нижний со столицей в Иеранкополе. Почти весь период Раннего царства проходит под знаком борьбы Нижнего и Верхнего Египта. Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу.Искусство Древнего царства. Период Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.), прорыты новые оросительные каналы, снаряжались морские экспедиции в Финикию и на остров Крит, совершались неоднократные похода на Синайский полуостров, богатый медью, в Палестину и в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Изо всех этих стран, кроме природных богатств пригонялись пленники, которых превращали в рабов.Искусство Среднего царства. Периоду Среднего царства предшествует переходный период (VII - X династии), когда страна погрузилась в период смуты и войн. Напряжённая социальная обстановка в стране, увеличение роли средних слоёв рабовладельцев изменили умонастроения египетского общества. Литература Среднего царства донесла до нас размышления над проблемами бытия, сомнения в возможности загробной жизни, о чём свидетельствуют памятники письменности того времени: "Плач Ипувера" и "Пророчество Неферти". Литература этого периода вообще отличается большим разнообразием. Это написанная в форме автобиографии "Повесть о Синухете", "Сказка о потерпевшем кораблекрушение", написанная в духе Экклезиаста "Беседа разочарованного со своей душой" и др.Искусство Нового царства. С  начала Нового царства царские гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы стали устраиваться в ущельях и скалах. Они представляют собой тщательно скрытые тайники. Стены помещений расписаны сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу.Искусство Позднего царства. С   первой половины XII века до н. э., в стране уже практически ничего не строится. В этот поздний период египетское искусство занято в основном перепевами наследия и стилизацией и архаизацией форм. Это объяснялось, с одной стороны, нежеланием художников творить в духе новой власти, представителей менее культурных народов, а с другой - искусство поддавалось влиянию жрецов, толкователей древних преданий. В результате этих воздействий искусство отказалось от достижений предыдущего времени, далёкое Среднее царство считалось идеалом, творения древних фиванских художников - образцами, достойными подражания.

www.soloby.ru

Особенности развития искусства Древнего Египта.

Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине ок. 5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э.

Архитектура Древнего Египта:Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала. В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна и пандус. Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор. Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

Скульптура Древнего Египта:

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. Существовал очень строгий канонсоздания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Живопись:

Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, т. н. «фреска a secco». Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего, используя подобные методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные. Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.

В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни. Основными цветами были красный, синий, черный, золотой и зеленый.

Литература Древнего Египта:

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки. Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом. В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов». Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись ее многочисленные иллюстрации. Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних. Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни. В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Театр Древнего Египта:

В Древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса — эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны. Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса. Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Искусство Древнего Египта — курсовая работа

     Введение 

     Более десяти тысяч лет назад, когда  климат в прилегающих к Нилу степях и саваннах был более влажным, здесь обитали кочевые племена  охотников, избегавших селиться в болотистой и нездоровой долине Нила. Однако постепенное  иссушение климата превращало саванны  и степи в бесплодную пустыню, что заставило первобытных охотников  с течением времени заселить берега Нила. Параллельно формировалась  египетская народность: с коренным населением протокушитами и протоберберами смешались протоселиты, возможно, пришедшие  из Аравии. Пустыни тормозили дальнейший приток кочевых племен, и к концу 4 тыс. до н.э. здесь сложился относительно однородный этнический тип.

     Свою  страну древние египтяне называли «Кемет», что означает «Черная», ибо темный цвет плодородной почвы связывался у них с представлением о вечном возрождении жизни. В дальнейшем за страной закрепилось греческое  название «Айгюптос», вероятно произошедшее от видоизмененного наименования «Хикупта» («Крепость духа Пта»), соответствовавшего городу Мен-Нефер (Белая стена), известному как Мемфис, расположенному неподалеку от современного Каира.

     Одной из характернейших черт Древнего Египта является его относительная географическая замкнутость, дававшая возможность  стране жить и развиваться во всем своеобразии своей культуры, без  тех больших внешних политических потрясений, которые приходилось  переживать соседним странам.

     На  этом огромном протяжении времени можно  проследить историю возникновения  и развития искусства Древнего Египта. Уже благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства  представляет большой интерес, так  как можно выяснить пути сложения и развития искусства в одном  из первых в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни  египетского рабовладельческого общества.

     Египетское  искусство интересно и важно  своими прекрасными памятниками  непреходящего, большого художественного  значения и тем, что многое было создано  египетским народом в истории  человечества впервые. Египет первый в  мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного  ремесла.

     Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели  в подавляющем большинстве культовое  значение. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил  застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов  и средств. Поэтому возникшее  уже в древнейший период развития культуры страны египетское искусство  продолжало сохранять свои характерные  особенности в течение многих веков, нескольких тысячелетий. Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство видоизменялось, рождая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы.

     Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства  подчинялись ей, зависели от нее. Иными  словами, египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.

     Актуальность. Древний Египет – “дар Нила” и страна пирамид – государство не просто уникальное, а великое и могущественное не только незыблемостью, непоколебимостью в своей верховной власти, но еще больше тем огромным воздействием культуры, которое мы испытываем сегодня, через пять тысячелетий после ее создания. Изучение искусства Древнего Египта представляет большой интерес, так как многое было создано египетским народом в истории человечества впервые; мы можем выяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни египетского рабовладельческого общества; школу египтян прошли греческие мастера, а все мы – ученики греков.

     Степень изученности. Истории зарождения, становления и развития искусства древнего Египта посвящено множество работ отражающих специфику, характерные черты искусства данного региона. Характер и содержание работ довольно разнообразен и многогранен. Это и монографические издания, статьи, справочные издания, словари, хрестоматии. При написании данной курсовой работы были использованы следующие работы:

     1) Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. Автор рассказывает о религиозных воззрениях и общих стилевых закономерностях искусства Древнего Египта.

     2) Целлар К. Архитектура страны  фараонов. Жилище живых, усопших  и богов. В труде венгерского исследователя хорошо описаны способы и методы, применяемые в строительстве. Книга богато иллюстрирована цветными и тоновыми иллюстрациями.

     3) Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. Автором были использованы многочисленные труды как отечественных, так и зарубежных исследователей. В частности автор акцентирует внимание на амарнском периоде (переворот Эхнатона).

     4) Тураев Б.А. Древний Египет. Автором подробно описывается искусство Древнего Египта на протяжении многих веков. В состав работы входит также глава, посвященная раннехристианскому Египту.

     5) Афанасьева В., Луконин В., Померанцева  Н. Малая история искусств: Искусство  древнего Востока. Процессы становления  искусства и его стилистическая  эволюция рассматриваются авторами  в связи с общей историей  человечества. В книге широко  представлены иллюстрации, на  которых изображены пирамиды, храмы,  статуи и множество других  произведений архитектуры и искусства  Древнего Египта.

     В качестве источников для данной работы были использованы энциклопедические и справочные материалы по искусству таких авторов как Радугин А.А и Петкова С.М.

     Цель  работы – исследовать специфику развития искусства древнего Египта, воспроизвести особенности его основных направлений. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

     – проследить историю развития искусства Египта в древности;

     – четко выделить главные этапы  в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны;

     – выявить роль религии и мифологии  в культуре древнего Египта, а также  их влияние на развитие искусства;

     – изучить развитие главных направлений  искусства: архитектура, живопись, скульптура;

       – обозначить значение и влияние  древнеегипетского искусства на  мировую культуру.

     Поставленные  цели и задачи обусловили структуру данной работы. Курсовая работа представлена в нескольких частях: введение, основная часть и заключение, включает список использованной литературы и приложения.

     Основная  часть включает два раздела. Первый раздел посвящен исследованию истории  развития искусства в древнем  Египте. Также в этой части работы отражается влияние древнеегипетской мифологии на развитие культуры. Второй раздел освещает главные ориентиры  древнеегипетского искусства –  архитектура, уделяется особое внимание пирамиде как символу египетской культуры; живопись; скульптура.

     Работа  изложена на 41 странице, включает 4 приложения, для написания работы было использовано 13 научных источников.

 

     1 Основные этапы  становления искусства  и мировоззрения  древних египтян 

     Историю Древнего Египта, равно как и историю  его искусства принято делить на несколько больших периодов. Современная египтология выделяет следующие этапы:

     – додинастический период (4 – 3 тыс. до  н.э.)

     – раннее царство (3 тыс. до н.э. – 30-28 века до  н.э.)

     – древнее царство (28 – 23 века до  н.э.)

     – первый переходный период (23 – 21 века до  н.э.)

     – среднее царство (21 – 18 века до  н.э.)

     – второй переходный период (18 – 16 века до  н.э.)

     – новое царство (16 – 11 века до  н.э.)

     – третий переходный период (10 – 9 века до н.э.)

     – поздний период или позднее царство (11 – 4 века до н.э.)

     Периодизация  наиболее полно отражает этапы становления, утверждения, расцвета и упадка искусства  древнего Египта.[1, с. 32].  

     1.1 Характеристика искусства в ее историческом развитии 

     Додинастический период (4 – 3 тыс. до  н.э.). Территория Египта была заселена человеком сотни тысяч лет тому назад хамитскими и родственными им племенами. К одной из них относится так называемая герзейская культура эпохи энеолита (4-е тыс. до н. э.). Названа по могильнику Герзе (Нижний Египет). Памятники культуры представлены поселениями и могильниками. Население занималось поливным земледелием, скотоводством. На этой территории уже в 5-4 тыс. до н. э. началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов – крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин.

     В этот период в древнеегипетском искусстве  так же, как и во многих культурах  первобытного общества на стадии его  разложения, очень значительной была роль прикладного искусства.

     Одним из древнейших производств Египта, появившимся еще в конце 5-го тысячелетия  до н. э., было гончарное дело. Происходит совершенствование орнамента сосудов, получает распространение геометрический орнамент из прямых, зигзагообразных, волнистых линий, позже сосуды стали  расписывать ландшафтными и бытовыми сценами.

     Важное  место в изображении в этот период занимает образ человека. Устанавливаются  и надолго фиксируются правила  изображения в скульптуре и живописи. Человек старается унифицировать  стихию жизненного потока, закрепить  её в определённых правилах. Как  следствие возникает обязательный в каждом древнем искусстве канон, который определяет круг сюжетов, композиционные построения, пропорции изображаемого, отсекающий неглавное, подчиняющий необязательное обязательному, временное вечному.

     Раннее царство (3 тыс. до н.э. – 30-28 века до  н.э.). Время раннего царства охватывает период правления фараонов I и II династий, когда начало существовать в Египте первое государство, представлявшее собой ещё весьма непрочное объединение всех его областей.

     Почти весь период Раннего царства проходит под знаком борьбы Верхнего и Нижнего  Египта, завершившейся победой последнего. К этому времени относится  и основание «Белых стен» —  Мемфиса, крепости на границе Севера и Юга.

     Египет  Раннего царства находился на уровне медно-каменного века (найденные  в погребениях металлические  орудия соседствуют с каменными  и деревянными), а керамика изготавливалась  еще без применения гончарного круга.

     Искусство этого периода вступило в период своего становления, закрепления образных и изобразительных норм и средств, которые появились ещё в додинастический  период. Происходит официальная культовая  канонизация изображения, творчески  развиваются приёмы мастерства.

     Строились дворцы для фараонов. Помимо дворцов возводились храмы многочисленным богам, которым поклонялись египтяне. Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строжайших канонов. Во всех скульптурных изображениях - фараонов, слуг или зверей, господствует основной принцип воплощения образов при помощи обобщённых объёмов и лаконичных силуэтов.

     Древнее царство (28 - 23 вв. до н. э.). Время правления с III по VIII династий фараонов. Период Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.), прорыты новые оросительные каналы, снаряжались морские экспедиции в Финикию и на остров Крит, совершались неоднократные походы на Синайский полуостров, богатый медью, в Палестину и в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Изо всех этих стран, кроме природных богатств пригонялись пленники, которых превращали в рабов.

     Единство  Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны и верховных собственников всех земель. Власть фараона постепенно усиливалась. Он был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён, его считали сыном солнца, которое почиталось как бог живых царей. Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны.

     С усилением культа обожествления  царя получил дальнейшее развитие заупокойный  культ. В стремлении утвердить идею вечности загробной жизни, противопоставить её зыбкости и непостоянству жизни  земной фараоны в течение всей жизни готовили себе вечное пристанище - гробницу, которая должна была своими размерами, преобладанием над всеми остальными строениями, служить их обожествлению и после смерти. Выражением этого было строительство в этот период пирамид – гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура).

freepapers.ru