Эпоха расцвета древней руси. 3. Киевская Русь. Принятие христианства и его последствия. Три периода: - эпоха первых киевских князей; - период расцвета; -эпоха Ярославичей.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3. Расцвет Киевской Руси при Владимире и Ярославе Мудром. Принятие христианства на Руси. Эпоха расцвета древней руси


Расцвет Киевской Руси

Расцвет Киевской Руси

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Вступление.

2. Возникновение древнеславянского государства Киевская Русь.

2.2. Создание и создатели древнеславянского государства. 12.

3. Период становления Киевской Руси. 17.

4. Эпоха расцвета Киевской Руси. 23.

5. Период распада на княжества и упадок Киевской Руси. 34.

6. Древняя Русь и кочевники. 46.

7. Заключение. 53.

8. Список литературы. 55.

1. Вступление.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение,— русами.

В связи с тем что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси.

Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировалась в составе Древнерусского государства.

На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы — Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др.

Военная сила Киевской Руси стала тем щитом, о который разбивались многочисленные орды кочевых племен Степи, продвигавшиеся к границам Византии и нападавшие на страны Центральной Европы. Согласно признанию византийского историка Никиты Хониата (конец XII — начало XIII в.), именно древнерусский народ спас Византию от нашествия половцев.

Блестящая история и культура Киевской Руси издавна привлекали внимание исследователей.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30-е года XII в. Политическая форма этого государства — раннефеодальная монархия, территориальные границы — от Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги. Восточные славяне, как и некоторые другие европейские народы, в своем развитии миновали рабовладельческую стадию. Первоначальной формой классового общества у них являлся феодализм, становление и развитие которого неразрывно связаны с формированием Древнерусского государства. В качестве пережиточных форм на этапе раннего феодализма (IX — начало XII в.) сохранялись и некоторые элементы первобытнообщинного строя (семейная община), однако они были подчинены интересам развития феодального общества. Рабство на Руси существовало в рамках феодальной формации.

2. Возникновение древнеславянского государства Киевская Русь.

2.1.Возникновение Киева – колыбели Киевской Руси.

Проблема происхождения Киева постоянно привлекала внимание историков. Причем уже со времен Нестора-летописца ни у кого не было сомнения, что первое датированное известие о Киеве, относящееся в “Повести временных лет” к 862 г., не является свидетельством рождения древнейшего восточнославянского города. Не к этому времени относится и начало того государственного образования — “Русская земля”, во главе которого он стоял. Истоки обоих явлений уходят в глубь веков и имеют тесную взаимосвязь.

Связывая возникновение Киева с началом восточнославянской государственности, летописец Нестор записал народное предание о трех братьях — Кие, Щеке и Хориве, основавших в земле “мудрых и смысленных” полян город и назвавших его в честь старшего брата Киевом. Чтобы рассеять сомнения в достоверности личности Кия Нестору пришлось произвести свое собственное разыскание, согласно которому Кий являлся полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором.

Долгое время этот летописный рассказ, отношение последователей к которому (как в плане достоверности, так и в плане славянского происхождения Кия и его братьев) чаще всего было скептическим, являлся единственным источником в решении вопроса о времени происхождения Киева. Неудивительно поэтому, что историки приходили к самым противоречивым выводам, приписывая (вопреки совершенно четкому указанию летописи о славянстве Кия) основание Киева сарматам, готам, гуннам, аварам, норманнам.

Так, В. Н. Татищев писал: “Кий, Щек, Хорив и Лыбедь имена не славянские, но видится сарматские, ибо и народ до нашествия славян был сарматский”. Само имя Киев происходит от сарматского слова “кивы”, что значит каменные горы. Известия об основании города князем Кием, согласно историку, являлись измышлением летописца, проистекающим “от незнания сего имени”. Возникновение Киева В. Н. Татищев относил ко времени до “пришествия Христова”.

М. М. Щербатов полагал, что основателями Киева были гунны. Покорив алан, гунны, по его мнению, дошли до места, где ныне Киев. Найдя это место удобным к поселению, вожди их остановились и построили “вышеозначенные грады”.

Против теории гунского происхождения Киева, неоднократно возрождавшейся на протяжении всего XIX в., решительно выступил историк И. М. Болтин. “Чтобы гунны на берегах Днепра, где ныне Киев, когда-либо жили,— писал он,— о том ни в какой истории не вспоминается, да и весьма сомнительно, чтобы они местами сими проходили. Жили тут издревле сарматы, и прежде нежели славянами были покорены, построили город Киев, назвав его так по местоположению, ибо слово “кивы” на сарматском языке значит Горы”. Позднее И. М. Болтин столь же горячо отстаивал аварское происхождение Киева.

Историки немецкого происхождения Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер также отрицали славянское происхождение основателя Киева. Г. Байер, в частности, утверждал, что Кий — это готский король Книве, который воевал в Панонии во времена римского императора Дация, около 250 г. Согласно Г. Миллеру, честь основания Киева принадлежит гуннам. “Писатели средних времен,— утверждал историк,— часто называли город Киев Унигардом, какое название без сомнения происходило от уннов... Историки обыкновенно полагают, что князь Кий создал город Киев в 450 году после рождества Xристова. Имя Кий, кажется, ничего славянского в себе не заключает”.

Как видим, при всей несхожести выводов названных историков все они были единодушны в отрицании славянского происхождения Киева. Эта тенденциозность, разумеется, не могла быть незамеченной прогрессивно настроенными русскими учеными. Первым, кто подверг серьезной критике взгляды представителей немецкой школы историков, был М. В. Ломоносов. В отклике на диссертацию Г. Миллера “Происхождение народа и имени российского” (1749), он отмечал: “на всякой почти странице русских бьют, грабят благополучно, скандинавы побеждают, разоряют, огнем и мечом истребляют: гунны Кия берут с собой на войну в неволю”. М. В. Ломоносов призывал к серьезному отношению к летописным известиям об основании Киева. В связи с этим он писал: “Владетели и здатели городов в пределах российских известны по Нестору: в полях Кий, Щек и Хорив... И хотя в оном летописце с начала много есть известий невероятных, однако всего откинуть невозможно”.

Еще категоричнее выступил против скептического взгляда на начальные века славянской истории, происхождение их государственности и городов историк В. К. Тредиаковский. Он писал: “что за повсюдное Байерово тщание, приставшее от него, как прилипчивое место, к некоторым его же языка здесь академикам, чтоб нам быть или шведами, или норвежцами, или датчанами, или германцами, или готфами, только б не быть Россиянами собственно так называемыми ныне”. Кия В. К. Тредиаковский считал историческим лицом, время жизни которого приходилось на V в.

Крупнейший представитель русской дворянской историографии М. Карамзин также решительно тал на защиту летописных известий об основании Киева. Критикуя филологические построения историков о неславянском происхождении слова “Киев”, он остроумно замечал, что “имена древния не всегда могут изъяснены языком новейшим, из чего не следует, чтобы они произошли от иного языка. К тому же, славянское местоимение Кий, слова щека, щекотать, гора, лебедь и многие другие столь же близки к именам киевских братьев и сестры, как и персидские или венгерские Кея, Хурех, Лебелае и пр.”.

Две тенденции в вопросе о возникновении Киева, определившиеся в дворянской историографии, еще рельефнее выступают в работах историков второй половины XIX в. Особое распространение получила теория готского происхождения Киева, якобы подтверждавшаяся скандинавскими источниками. Действительно, в одной из опубликованных в 1850—1852 гг. саг говорится, что внебрачный сын готского короля Гейдрека царствовал в Рейдготии, а столицей имел Днепровский город (Данпарстад). На этом основании А. А. Куник высказал предположение, что Днепровский город готов может быть отождествлен с Киевом. Ф.К. Браун был значительно осторожнее, заявив, что “Днепровский город занимал, вероятно, то место, где затем был построен Киев”. Решительным сторонником отождествления Киева с Данпарстадом сканинавских саг выступил исландец Г. Вигфуссон. В Киеве он видел центральный пункт готской империи и столицу Эрманарика.

mirznanii.com

3. Расцвет Киевской Руси при Владимире и Ярославе Мудром. Принятие христианства на Руси.

Владимир Святославович (980-1015).

Владимир был сыном великого киевского князя Святослава Игоревичаи ключницы его матери, великой княгини Ольги, Малуши. Установить точно год рождения Владимира не удалось, но большинство ученых считает, что это случилось в 962 г. Несмотря на то, что в Киевской Руси социальный статус ребенка определялся по отцу, обидное прозвище князя Владимира Святославича «робичич» преследовало его не одно десятилетие.

В 970 г. малолетний Владимир был посажен на княжение в Новгород. Наставником князя стал воевода Добрыня, его дядя. В 972 г. Святослав погиб, а великое киевское княжение перешло к Ярополку. Надолго сохранить мир сыновьям Святослава не удалось. В ходе начавшейся через 3 года усобицы погиб сначала брат Ярополка и Владимира, древлянский князь Олег, а позже и сам Ярополк. Начало правления Владимира Святославича было омрачено братоубийством.

Биография Владимира Святославича полна событиями. В результате войны с поляками князь присоединил к своим владениям несколько городов. В 981 и 982 годах ходил усмирять вятичей. В 983 г. открыл путь к Балтике, захватив земли племени ятвагов. Радимичи были в 984 г., а следующий 985 г. ознаменовался победой над волжскими болгарами. Хорватов Владимир подчинил в 992 г.

До христианизации многоженство было вполне обычным явлением. Владимир имел 5 законных жен и несколько сотен наложниц. Описывая этого князя, позднейшие летописцы наделяют его безудержностью в пирах и сластолюбием. У Владимира было 12 сыновей, и каждому он дал город для княжения.

Князь Владимир Святославич в начале своего правления считался ярым язычником. Именно он воздвиг в Киеве капище для шести наиболее почитаемых богов, перед которым приносились человеческие жертвы. Но в Киеве и даже в дружине Владимира было немало тех, кто принял христианство. А соседи Киевской Руси, пытаясь превратить князя в своего единоверца, присылали своих послов. Все это привело в 986 г. к «испытанию вер», в ходе которого было принято христианство восточного образца.

Конечно, к принятию христианства существовали и исторические предпосылки. Византия была ослаблена мятежом Варды Фоки. Князь руссов согласился помочь обратившимся к нему соправителям Василию 2 и Константину 8, но потребовал в жены их сестру царевну Анну. Согласие на брак было получено при условии крещения Владимира. Произошло это в конце 987 или начале 988 г. В крещении он принял имя Василия.

После подавления мятежа Фоки императоры – соправители не собирались торопиться со свадьбой. В ярости князь выступил с дружиной на греческий Корсунь и взял город. Только после этого в Корсунь прибыла, в сопровождении священников, Анна, привезя с собой множество икон и других предметов культа. Вскоре греческая царевна стала супругой Владимира.

В том же 988 г. вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс христианизации Руси.

В 992 г. Владимиру пришлось воевать с Польшей, отстаивая свое право на земли Черниговского княжества. Хотя после крещения тяга к битвам у князя и ослабела, но непрерывные столкновения с печенегами не оставляли надежды на мирную жизнь. Во все годы правления князю приходилось вести непрерывную борьбу с кочевниками. В 996 г. ему чудом посчастливилось избежать пленения. Стремясь укрепить границы государства, Владимир основал несколько городов-крепостей. Наиболее значимым из них стал Белгород.

Во время правления Владимира была начата чеканка серебряных и золотых монет. Владимиру приписывается составление «Церковного устава» определяющего сферу компетенции церковных судов. С Чехией, Венгрией и Польшей были заключены мирные договора. Правда, польский князь Болеслав скоро нарушил мир, выступив на Русь в союзе с печенегами. Но этот поход не стал удачным.

Биография князя Владимира омрачена враждой со старшими сыновьями в последние годы жизни. В 1013 г. были схвачены участвовавшие в заговоре против князя старший сын Святополк (некоторые историки считают его приемным сыном Владимира) с женой и польским епископом. В 114 г. отказался платить Киеву дань и поднял мятеж другой сын князя – Ярослав Новгородский. В 1015 г. князь отправил в поход против вновь вторгшихся на русские земли печенегов своего любимого сына Бориса. Умер Владимир вскоре после этого 15 июля 1015 г. и был похоронен в Десятинной церкви, в Киеве. После смерти великого князя начался жестокий период усобиц между его сыновьями.

Крещение Руси

Язычество господствовало на Руси до середины 10 в. Основу ментальности язычников-славян составляли идеи вечности и равнозначности добра и зла как двух самостоятельных форм бытия. Их представления неразрывно связывались с природными явлениями. Борьба со «злыми» силами природы вела к вере в возможность объединения сил «добра» против сил «зла».

Восточные славяневоспринимали мир на основе парных понятий - благоприятное и враждебное. Космос - порядок противопоставлялся хаосу - беспорядку. Символом защиты от всего враждебного служил круг. Этой геометрической форме приписывались магические свойства. Славяне носили кольца, цепи, венки, круговым валом обводили жилье.

Языческая ментальность пронизывала всю систему культуры восточных славян. Это проявилось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях, специфике ремесленных изделий. Отпечаток языческого видения Вселенной проявляется и в структуре городов. В верхней части города жили лучшие люди, в нижней - простолюдины.

Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов - богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну - Даждьбог, Богородице - Мокош. Основными божествами считались Перун (покровитель плодородия и жизненных сил) и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей.

В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. В «Повести временных лет» имеется подробное описание этого события, в котором принимали участие князья и бояре.

Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье.

Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией.

Православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости.

В 988 г. Владимир(в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте.

Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях русский язык.

Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.

Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они переплетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий.

Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.

Ярослав Мудрый (1019-1054).

Ярослав - сын полоцкой княжны Рогнеды и Владимира Святославича. Уже в 987 г. ему в княжение были отданы ростовские земли. Но, после того как умер старший сын великого князя Вышеслав, началось княжение Ярослава в Новгороде. Смерть великого киевского князя спровоцировала жестокую борьбу за власть между его детьми. Киевский престол был захвачен Святополком, получившим в народе прозвище Окаянный. Он убил своих братьев Бориса и Глеба, княживших соответственно в ростовских и смоленских землях и Святослава, посаженного отцом в землях древлян. Победить Святополка смог только Ярослав, ставший после этого великим князем. Но с князем тмутараканским Мстиславом ему справиться не удалось и все земли Руси вновь оказались под властью Киева только после смерти Мстислава в 1036 году. Характеристика Ярослава Мудрого и всего периода его правления является неоднозначной, но все историки сходятся на том, что прозвище свое князь полностью оправдал.

Князь был женат на Ингигерде, дочери конунга шведов. Поскольку в летописях упоминается два имени жены Ярослава Ирина и Анна, историки делают вывод о том, что имя Ирина она получила при крещении, а Анна – после ухода в монастырь.

В годы правления Ярослава Мудрого 1019 – 1054 государство Киевская Русь достигло своего расцвета. Оно стало одним из сильнейших в Европе. Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на то, чтобы укрепить не только стольный город, но и все свои обширные владения. При нем было заложено несколько новых городов.

Благодаря разумной внешней политике Ярослава Мудрого авторитет государства на международной арене значительно вырос. Удачлив оказался князь и в военных делах. Успешными были совершенные им походы на Польшу, княжество Литовское, в земли, принадлежавшие финским народам. Но одной из наиболее важных для Руси была победа над кочевниками печенегами 1036 г.

В последний раз Киевская Русь при Ярославе Мудром столкнулась с Византией. Конфликт завершился подписанием договора о мире, подкрепленного династическим браком. Сын князя Всеволод женился на византийской принцессе Анне. Ярослав использовал династические браки в качестве средства укрепления мира. Сыновья Ярослава Владимировича Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь, женились на немецких принцессах. Старшая дочь Елизавета была супругой Гаральда, норвежского принца. Анна, вторая его дочь, вышла замуж за короля Франции Генриха 1, а Анастасия вступила в брак с венгерским королем Андреем 1.

Реформы Ярослава Мудрого охватили практически все сферы жизни общества. Великий князь придавал большое значение просвещению, и внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности и грамотности. Князь построил училище, где мальчиков обучали «церковному делу». Нельзя не отметить, что при Ярославе впервые на Руси появился русский по происхождению митрополит. Для укрепления позиций церкви во владениях Ярослава была возобновлена выплата «десятины», ранее установленной Владимиром. Бурная деятельность князя заметно изменила Киевскую Русь. Строились каменные монастыри и храмы, бурно развивалось зодчество и живопись. Огромное значение имеет и издание первого свода законов, названного «Русской правдой». Этим документом регулировался при Ярославе Мудром размер дани (виры) и наказаний за различные нарушения. Немного позже появился и свод церковных законов «Кормчая книга» («Номоканон»).

Ответ на вопрос, почему Ярослава прозвали Мудрым, кроется не только в любви князя к книгам и церкви, но и его великих деяниях, сделавших Русь одним из сильнейших государств. Правда, появилось это прозвище относительно недавно, во второй половине 19 века. Во времена своего правления князь был известен как «Хромец». Он действительно был хром, но этот недостаток считался признаком особой силы и ума. И краткая биография князя Ярослава Мудрого подтверждает, что эти качества были присущи ему в полной мере. Князь прожил долгую жизнь и умер в 1054 г. в возрасте 76 лет. После его смерти наступила очередная кровопролитная усобица.

studfiles.net

3. Киевская Русь. Принятие христианства и его последствия. Три периода: - эпоха первых киевских князей;

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами. В 882 г. новгородский князь Олег (879 – 912 гг.) хитростью захватил Киев, затем подчинил древлян, северян и радимичей. Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. С этого времени традиционно ведется отсчет лет Древнерусского государства с центром в Киеве.

В истории Киевской Руси выделяют три основных периода:

1. X в. Формирование государства во время правления первых русских князей (Игоря, Ольги, Святослава, Ярополка).

После Олега (879-912) княжил Игорь, которого называют Игорем Старым (912-945) и считают сыном Рюрика. После его гибели во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга, которую летописи характеризуют как мудрую и энергичную правительницу. Около 955 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где приняла христианство. Этот визит имел также и большое политическое значение.

Святослав (957-972), прежде всего, был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы.

После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980). В 977 г. Ярополк поссорился со своим братом, древлянским князем Олегом, и начал против него военные действия. В итоге дружины князя Олега были разбиты, сам он погиб в бою, а древлянские земли были присоединены к Киеву.

2-й период. Конец X - первая половина XI в. Время наивысшего расцвета государства при Владимире I и Ярославе Мудром;

В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не увенчалась успехом. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте.

Крещение Руси и его последствия. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк.

В 988 г. была крещена Русь. Прежде всего были крещены сыновья Владимира и многие бояре, а затем в назначенный день произошло массовое крещение киевлян. Вслед за Киевом христианство стало насаждаться в других землях Киевской Руси. Идолы старых богов сжигались или сбрасывались в реки. На их местах начали строиться христианские церкви. Таким образом, при князе Владимире в конце X в. христианство стало государственной религией Древнерусского государства. Однако прошло более столетия, прежде чем христианство прочно утвердилось на Руси.

Последствия принятия Русью византийского христианства:

  1. политические: укрепление княжеской власти; укрепление и более высокий уровень связей Руси с другими странами; введение на Руси византийской церковной организации

  2. культурные: смена духовных и нравственных приоритетов в развитии страны и мировоззрении населения; распространение славянской письменности и литературы; влияние византийского искусства на становление древнерусского каменного зодчества, изобразительного и прикладного искусства

В 1035 г. князем Киевской Руси стал Ярослав. В его правление продолжалось успешное развитие Руси: политическое, экономическое, культурное.

Признаки расцвета Руси:

  • Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы, к союзу с которым стремились самые могущественные государи

  • начало строительного бума (города, дороги, храмы)

  • расцвет культуры, церковного просвещения (монастыри как центры культуры), рост грамотности населения

  • совершенствование законодательства (принята Русская Правда – сборник законов).

3-й период. Эпоха Ярославичей – потомков Ярослава Мудрого.

Вторая половина XI – начало XII в. Складывание предпосылок для территориально-политической раздробленности.

Летописи в большинстве своем дают восторженную оценку княжению и личности Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125), называя его образцовым князем. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. После его смерти единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132), после чего Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные земли-княжества.

studfiles.net

3. Принятие христианства на Руси и его значение. Владимир I Святой.

При Владимире (980-1015гг.) произошло великое событие в русской истории - Русь приняла христианство. Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов, но язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивавшихся феодальных отношений. Владимир женился на византийской принцессе Анне и был крещен в Херсонесе в 588 году. Можно выделить следующие причины принятия христианства:

  1. Язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли.

  2. Монотеизм (религиозное представление о единственности Бога) христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси.

  3. Появляющееся соц. неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

Владимир приказал уничтожить языческих идолов, статую Перуна бросить в воду. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. В Новгороде жители сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставить новгородцев креститься в реке Волхов. «Мечом и огнем Русь крещена была», - говорили современники. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники: масленицу, Ивана Купала, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200-300 лет христианство было принято всем народом. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую и духовную жизнь народа:

  1. Церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживало усилие князей в борьбе за единство Руси.

  2. Принятие христианства изменило международное положение Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, что привело к установлению более тесных связей с соседними христианотизированными странами.

  3. Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг летописных сводов и философских трактатов. При монастырях открывались школы и библиотеки.

4. Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Русская Правда.

После смерти Владимира I началась междоусобная борьба за киевский престол между его сыновьями. Киев получил Ярослав Мудрый (1019—1054). Киевская Русь в его правление достигла наивысшего расцвета, пика своего развития и стала во всех отношениях одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые государства.

Ярослав Мудрый был одним из составителей первого письменного свода законов Руси — Русской Правды. Источником для ее создания были нормы обычного права, узаконенные государством судебные местные обычая, а так же судебная практика местных князей. В Русской Правде нашли отражение и новые явления древнерусской действительности. Они свидетельствовали о постепенной утрате принципов родовых отношений, господствовавших ранее. Ярослав Мудрый уделял большое внимание просветительству на Руси и ее христианизации. В годы его правления христианство распространилось на все русские земли, появился первый монастырь. Ярослав Мудрый открыл первые государственные школы, куда принимались как мальчики, так и девочки.

Внешняя политика Ярослава Мудрого была достаточно продуктивной, а международный престиж Руси этой эпохи был высок. Русские князья заключали династические браки с крупнейшими европейскими королевскими дворами. Но Ярослав Мудрый не только развивал торговые и культурные связи, но и весьма успешно воевал. Ему удалось разбить печенегов под Киевом в 1036 г. Именно после этого печенеги перестали представлять грозную силу и беспокоить Русь своими набегами. Воевал Ярослав Мудрый и с финнами, ятвягами, литовцами. Во время правления Ярослава мудрого произошло последнее столкновение Руси с Византией, было это в 1043—1046-х годах.

Третий, кризисный период развития Древней Руси начался с княжеских усобиц между сыновьями Ярослава Мудрого — Изяславом, Святославом и Всеволодом. Первые усобицы открыли череду войн среди потомков Ярослава за овладение киевским престолом и престолами в других городах. В дальнейшем ожесточенность в борьбе за власть только нарастала. Важнейшим событием этого периода стал Любечский съезд князей, созванный в 1097 г., на котором было принято решение прекратить усобицы и провозглашался принцип: «Каждому своя вотчина». В начале XII века Русь снова объединилась перед лицом нового врага — половцев. Это было время правления Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132).В 1111 г. князь Владимир Всеволодович Мономах организовал успешный поход против половцев и одержал убедительную победу. Именно Владимир Мономах — авторитетнейший князь, прославленный своими успехами в борьбе с кочевниками — был приглашен на киевский престол в 1113 г., в обход своих старших родственников. На протяжении последующих двадцати лет — до 1132 года (когда умер преемник Мономаха, его старший сын Мстислав Великий) Киевская Русь пережила период своего последнего величия. В эти годы страна не знала больших княжеских смут, были проведены реформы, облегчившие жизнь простого люда. Известный своим художественно-политическим «Поучением», Владимир Мономах содействовал расцвету древнерусской литературы. Именно в период его правления создается летопись «Повесть временных лет», которая повествует о начале древнерусской государственности. Владимир Мономах не был противником все углублявшегося деления Русской земли на отдельные княжества, но стремился при этом сохранить политическое, военное и культурное единство Руси на новой моральной основе: на основе договоров о союзах князей между собой, скрепляемых целованием креста, взаимными обещаниями и сохранением за собой вотчин без посягательств на вотчины соседей. Свою идею союзов он постоянно высказывал на княжеских съездах (1097, 1100 и 1103 гг.). Стремясь к миру и добровольному единству Руси при одновременном наличии многих ее «держателей», Владимир Мономах покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя — Рюрика. В 1113 г. он был призван на киевский стол восставшими народными массами. Князь законодательным путем вводит некоторые смягчения для низов, облегчает положение должников и закупов. Так возникает Устав Владимира Мономаха.

studfiles.net

Начало расцвета Древней Руси.

Сделай Сам Свою Работу на 5

Деятельность первых киевских князей.

Задачи:1. внутренняя политика : 2. внешняя политика :

А) объединить племена а) развивать отношения с другими

Б) собрать дань государствами (особенно с

Византией), в т.ч. торговые

Б) оборона страны

В) завоевание новых территорий

 

Князь Внутренняя политика Внешняя политика
    Олег (879-912) «Вещий»       1. Объединил Северную и Южную Руси   (убил Аскольда и Дира, выманив их обманом), захватил Киев и сделал его центром   Древнерусского государства - Киевская Русь 882 г.   2.Начал объединять восточно- славянские племена : - кривичей -древлян -северян и радимичей освободил от дани хазарам     Задачи : - завоевать Причерноморье - развивать торговлю, чтобы выгодно продавать добро, собранное полюдье 1. 907 г.– поход на Константинополь итог - «повесил щит на ворота Царьграда», подписал выгодный торговый договор о беспошлинной торговле, контрибуция и дань с греков.   2. 911 г. – поход на Царьград - заключили первый в истории России Восточно-Европейский письменный договор торговый и военный на равных.  
  Игорь (912-945) 1. Снова пришлось присоединять древлян   2. Вошли в состав уличи (устье Днепра). 3. Близ Керченского пролива основал русскую колонию с центром в городе Тмутаракань. 4. 945 г. - сбор полюдья в земле древлян и смерть Игоря от их рук (хотел получить больше дани).   Дань(при Рюрике и Олеге не имела установленного размера):
 
 

Полюдье

(объезд князя с дружиной территории для сбора дани)

 
 

Повоз

(сбор дани в определенном месте)

 

 

  1. Столкновение с печенегами и заключение мира с ними.   2. 941 г. неудачный поход на Цареград, русский флот был сожжен «греческим огнем» (сера, смола, нефть).   3. 944 г. в результате нового похода подписан новый мирный договор: Византия обязалась платить дань, признавала продвижение к устью Днепра и в Керченском проливе на Тамани, но купцы не могли торговать беспошлинно.   4. При Игоре появилось официальное название Руси – Русская земля.  
Князь Внутренняя политика Внешняя политика
  Ольга (945-957) «Святая»   1. Восстановила единство государства – отомстила древлянам за смерть мужа.   2. Учредила уроки (размер дани) и погосты (места сбора) – первая реформа на Руси, начало организованной системы обложения налогами Руси.   3. Административно-хозяйственная реформа : власть старейшин на местах ослабевает – вместо них княжеские «тиуны» - управители (собирали дань).   957 г.– отправилась в Константинополь - для крещения, - подтвердить прежний договор о торговле - военный союз против Хазарии и Арабского халифата.   Цель крещения : - для дальнейшего укрепления и развития страны, - укрепления и развития страны, - поднятия престижа правителя.   Крестный отец – византийский император – Константин Багрянородный.  
    Святослав (957-972) «Александр Македонский Восточной Европы»     1. Присоединил вятичей – перестали платить дань хазарам. 2. Продолжил политику Ольги: укрепляет систему управления – первым из киевских князей отправил в наиболее важные земли сыновей: - в Киеве - Ярополк - к древлянам – Олег - в Новгород – Владимир (будущий креститель Руси) с его дядей по матери Добрыней.   Внешняя политика: 1. 964 г. – завоевал: - Волжскую Булгарию, - Хазарский каганат, - аланов и касогов (Кавказ), - г. Саргел на Дону, - образовал на Тамани Тмутараканское княжество   2. 967 г. – первый поход на Дунай. Планы: завоевать Крым; но византийский император прислал своего представителя с предложением пойти на Болгарию. Это входило и в планы Святослава. Результат : устье Дуная с крепостью Переяславец отошло к Святославу – сюда перенес свою резиденцию; Причерноморье, кроме Крыма - русское. 3. 969 г. Вернулся в Киев, т.к. Византия наняла печенегов. Отбил их набег. Ольга умерла, он оставил княжить своих сыновей и вновь вернулся на Дунай, т.к. там было неспокойно.   4. 969 г. – второй поход на Дунай, Русско-византийская война. (Переяславец и земли вновь стали русскими, стали совершать набеги на Византию). Противник - новый император - Иоанн Цимисхий и его «бессмертные» воины. 971 г. – решающая битва у Доростола Шла с переменным успехом – начались мирные переговоры. Святослав ранен, решил возвращаться в Киев. 972 г.- Святослав у днепровских порогов был убит печенегами во главе с ханом Курей, подкупленными греками. «Мертвые срама не имут» (лучше пасть в бою) «Иду на вы» (иду на вас) – предупреждал своих соперников. «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей»  

Начало расцвета Древней Руси.

Владимир Святой ( 980-1015 гг.)

 

  1. Первая усобица на Руси (972 – 980 гг.)

Святослав

           
   
     
 
 

Ярополк Владимир (Новгород)

( Киев ) (от ключницы Ольги – Малуши, был в Новгороде

(воспитывался Олег со своим дядей Добрыней, ярый язычник)

бабкой-Ольгой) (древляне)

убил Олега, присоединил древлян

 
 

после смерти Олега Владимир бежал к варягам, вернулся с

ними, захватил Новгород, затем Полоцк, двинулся на Киев.

В Киеве Ярополка не любили, он погиб в результате заговора.

 

  1. Владимир – великий киевский князь.
Внутренняя политика Внешняя политика
  Задачи: 1. Объединить Русь силой веры (попробовал с помощью язычества, главный бог-Перун) 2. Снова присоединил вятичей и радимичей. 3. Укрепил систему управления и княжескую власть : посадил сыновей - в Новгород - Ярослав (Мудрый) - в Ростов - Борис - в Муром - Глеб - в древляне - Святослав - во Владимир-на-Волыни (граница Польши) - Всеволод - в Тмутаракань-Мстислав - Святополк (его пасынок от брата Ярополка)- не получил город.   1. Пришлось заключить мир с Болгарией – поход на Дунай не удался.   2. Новое направление внешней политики – западное. Отношения с Польшей пришлось налаживать из-за ЧервенскойРуси (города Червень, Перемышь, Берестье).   3. Борьба с печенегами (грабили караваны). Создал оборонительную систему (Змеевы валы) - 4 линии обороны, крепости в 15-20 км. друг от друга на берегу рек, у бродов. В глубине поставил крепость Белгород – средоточие сил русских князей. Система светового оповещения. 4. Отношения с Византией:  
Крещение Руси 988 г.
Причины и предпосылки 1.Внутренние     2.Внешние   Значение для Руси 1. Для внутренней политики : а) образование (открыл в Киеве училище для священников, школы при монастырях) б) строительство церквей в Киеве – св. Василия, Десятинная (Пресвятой Богородицы).   3. Для внешней политики:    

 

stydopedia.ru

5. Расцвет Руси

В первой половине XI века раннее русское государство переживало расцвет. Достижения этого времени связаны с князем Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.). Ярослав был сыном Владимира-Крестителя от его первой жены — литовской княжны Рогнеды. Возможно, под влиянием матери Ярослав воспринял уважительное отношение к западной культурной традиции. В дружине князя было много варягов. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерде (Анне), дочерей своих выдал замуж за европейских государей. Елизавета была супругой норвежского короля, Анна — французской королевой. Анастасия породнилась с венгерской королевской фамилией. Сыновья Ярослава женились на польской королевне и византийской принцессе. С помощью династических браков князь пытался укрепить престиж Руси. В середине XI века (1051 г.) по волеизъявлению Ярослава впервые был созван Собор русских епископов, который избрал главой русской церкви митрополита Иллариона. Русь христианская начала свой путь к церковной самостоятельности. Ярослав известен как градостроитель. Некоторые города назывались именем князя. Это Ярославль на Волге, Юрьев (Юрий — христианское имя Ярослава) в Прибалтике и другие. Киев превращался в один из красивейших городов мира. Здесь были возведены Собор Святой Софии, Золотые Ворота и так далее. В 10-11 вв. византийские мастера строили на Руси каменные соборы. Первый каменный храм Киевский храм Успения Богоматери (Десятинная церковь). Храм Святой Софии в Киеве.

С именем Ярослава Мудрого связано появление первого письменного общерусского свода законов — «Русской Правды» (XI век), который дополнялся в 11-12 веках. Судебник ограничивал варварские обычаи кровной мести, вводил штрафы (виру) за убийство, оскорбление чести и достоинства человека, защищал частное хозяйство, вводил наследственное право, ограничивал произвол судебных исполнителей. «Русская Правда», скорее всего под влиянием христианства, не знает позорящих и жестоких наказаний. Вместе с тем штрафы были достаточно велики. Они различались в зависимости от социального ранга пострадавшего. Княжеские мужи защищались двойным штрафом, состоящим из 80 гривен (так назывались серебряные слитки, выполнявшие функции денег). В связи с тем, что серебро не добывалось на Руси, а ввозилось из-за границы, деньги из него очень ценились. Большая часть штрафов шла в казну князя. Особо тяжёлым преступлением считалось умышленное убийство. Злоумышленник изгонялся из общины и лишался всего имущества, что в условиях того времени обрекало человека и его семью на гибель. Невыполнение имущественных обязательств наказывалось превращением свободного человека в холопа (раба). Сохранялись случаи внесудебной расправы. Ночного вора, например, можно было убить на месте преступления. Господин мог наказать своего слугу «за дело». От имени князя расследование проводили особые люди — вирники, которые кормились за счёт общины . С общины взимались мясо, хлеб, сыр, куры, пиво, корм для коней и так далее. Разбирательство дел проходило, как правило, в княжеском дворе. На суде рассматривались показания свидетелей, но сохраняла большое значение клятва. Особым доверием пользовались варяги.

Будучи грамотным, Ярослав заботился о народном просвещении, основал первое на Руси училище. В XI веке Русь простиралась от берегов Днестра и Вислы до Дона и Волги, от Северной Двины до Таманского полуострова (Тьмутаракань). Усилиями княжеской власти и под влиянием объективных обстоятельств (развитие городов, обменов, торговли) рушились родовые отношения. К XI веку русское общество уже состояло из нескольких сословий, социальных групп, различавшихся по своим занятиям и привилегиям. К высшему сословию относились князь и его дружина — вооруженные отряды. Дружина, состоявшая изначально из варягов, постепенно пополнялась за счёт наиболее активных представителей славянских родов. Наиболее приближёнными к князю были старшие дружинники — бояре. С ними князь держал совет, из их числа назначались городские правители (посадники) и главы ополчений. Младшие дружинники (гридни-воины, отроки и т.п.) также выполняли важные общественные функции .Дружина была как бы постоянной армией князя. На период военных походов воинство пополнялось земскими полками. Покушение на жизнь княжеского дружинника строго наказывалось.

В связи с тем, что земля не представляла особой ценности дружинники не стремились стать землевладельцами. Документы сохранили мало названий княжеских и боярских сел, которые были вотчинами, т.е. частной собственностью. Хозяйство князей и бояр было небольшим (4-5 сёл) и носило, в основном, промысловый характер. Оно давало им мед, воск, бобровые шкурки, т.е. то , что можно было выгодно продать в Византии и других странах. Земледельческие продукты знать получала от подданных, предметы роскоши - от грабежей во время военных походов. Вотчины очень редко создавались на землях общинников. Источниками княжеского и боярского землевладения являлись пустоши, земли должников, а также покупные участки.

Князь находился в определенной зависимости от своей дружины. Чем щедрее он делился военной добычей с дружинниками, тем выше был его авторитет и сильнее власть. Летописи, былины сохранили воспоминание о знаменитых пирах с дружиною Владимира — Красное Солнышко и Святослава. Известно также, что Святослав не принял христианства, опасаясь вызвать гнев дружины. Князь и его дружинники жили, в основном, в городах.

Основная масса русских людей жила в селах. Основой общественного устройства здесь была община, которая символически называлась «вервью» или «миром». Названия отразили коллективные формы жизни и зависимость общинников друг от друга. Община влияла на трудовую, бытовую, культурную деятельность человека. Все важнейшие решения принимались на собрании членов общины или так называемом «сходе». Каждая община владела своей территорией, которая включала личные крестьянские земли и общественные угодья (леса, луга, покосы и т.п.). Личные участки подлежали периодическому, уравнительному переделу. В Х1 в. общинниками , в основном, были свободные крестьяне — смерды. Взаимопомощь была одним из принципов общинной жизни. Князья использовали общину в своих целях. Они сделали её ответственной за сбор дани, штрафов. В Киевской Руси появились несвободные, зависимые сословия, которые пополнялись из не возвративших кредиты должников, пленников. Часть из них становилась холопами или рабами, не имевшими личных прав. Крестьяне, связанные долговыми и договорными обязательствами и потерявшие в силу этого часть своей свободы, назывались закупами и рядовичами. Эти термины происходят от слов «купа» — ссуда, кредит и «ряд» — договор. Среди других социальных групп следует назвать купцов, ростовщиков, ремесленников, служителей церкви. Православная церковь постепенно становится крупным землевладельцем. Князья дарили церкви «на помин своей души» большие участки земли и целые сёла. В древнерусском обществе господствовала идея народоправства. Во многих городах — племенных центрах все общественные проблемы решались на вече — народных собраниях. На вече заключались договоры с князьями, обсуждались вопросы войны и мира, финансовые дела. Некоторые историки считают, что древнерусские города по своей структуре близки к античным городам-государствам — полисам с их ранними формами демократии. В целом развитие Киевской Руси представляется сходным с европейскими раннесредневековыми аналогами. По своей структуре она напоминает империю Карла Великого.

Лекция 3. Русские земли в XI_XIII вв.

1. Распад Руси

Также как и Европа, лишь немного позже, в 11-13 веках, Русь пережила период государственной децентрализации или раздробленности, как часто называют этот процесс в исторической литературе. После смерти Ярослава Мудрого (1054) Киевское государство было разделено между пятью его сыновьями. Это лишь усилило междоусобные войны за Киевский стол. Это было тем более опасно, что Русь подвергалась опустошительным набегам куманов или половцев. Так называли их русские за светлый цвет волос, которые напоминали полову — рубленную солому. Этот тюркский народ кочевал в Прикаспийских степях. Угроза была столь велика, что вынудила русских князей заключить договор о прекращении внутренних войн (1097), который, правда, был вскоре сорван.

В 12 веке распад Киевской Руси продолжался. Образовалось около 15 практически самостоятельных княжеств-государств, жизнь в которых не только не остановилась, но протекала достаточно динамично. Типичными для Руси были Новгородская и Ростово-Суздальская земли. Развитие последней неотделимо от процессов северо-восточной колонизации, переселения людей с Киевщины, что было вызвано истощением приднепровских почв и постоянной угрозой кочевников. Начиналось освоение районов Верхней Волги. В 12-13 вв. здесь были построены города Владимир, Переяславль-Залесский, Нижний Новгород, Кострома, Тверь, Москва и др. Огромную роль в обустройстве новых территорий играли князья. В этих районах земля становилась ценностью. Авторитет власти определялся землевладением князя. Летописец связывал усиление Ростово-Суздальской земли с именем правнука Ярослава Мудрого князя Юрия, прозванного «Долгие руки» из-за его активности в деле собирания земель и расширения своего удела. Юрий укрепил границы Ростово-Суздальского княжества, построил много городов-крепостей. Именно в его правление в 1147 г. была основана Москва. Женившись на половецкой ханше, Юрий установил достаточно мирные отношения с половцами. Остаток своих дней Юрий провел в Киеве, где, по некоторым сведениям, был отравлен. Сын Долгорукого — Андрей более прочно обосновался в Ростово-Суздальской земле. Чтобы стать независимым от местной аристократии и править единодержавно. Андрей перенес столицу своего удела в город Владимир, где были заложены крупные храмы — Успенский Собор, храм Покрова на Нерли, Золотые и Серебряные Ворота. Получив титул Великого князя, Андрей не пожелал переехать в Киев. В деревне Боголюбово, недалеко от Владимира, был построен замок князя и Церковь Рождества Богородицы. Андрей Боголюбский (как стали называть этого князя) перенес во Владимир русскую святыню — икону Божьей Матери и пытался, правда, безуспешно, сделать Владимир церковной столицей Руси. Андрей Боголюбский совершил военные экспедиции в Киев и Новгород, подчинив их своему влиянию. Захватив в 1169 г. Киев, он отдал его на трёхдневное разграбление своей дружине. Этот факт лишь подтверждает вывод о том, что до этнического единства Руси было ещё далеко. Жизнь этого деятельного князя оборвалась трагически. Он был убит боярами. Итак, Ростово- Суздальская или Владимиро-Суздальская земля, как её стали называть в период правления Андрея Боголюбского, представляла собой в политическом отношении раннюю монархию. В начале 13 в. она распалась на уделы. Другого порядка разделения властных полномочий, кроме выделения вотчин, раннее общество не знало.

Особый общественно-политический строй, который иногда называют боярской феодальной республикой, сложился в Новгороде. Этот город уже в 12 в. добился самостоятельности от Киева. Высшим органом власти в Новгороде было вече, на котором присутствовали все свободные мужчины — владельцы городских усадеб. Тон собранию задавали так называемые «золотые пояса» — главы богатейших фамилий. Вече «призывало» и «изгоняло» князя, заключало с ним договор (ряд), избирало посадника (городского голову), тысяцкого (главу налогового ведомства), епископа (главу церкви), судило их в случае нарушения законов, решало вопросы о войне и мире, устанавливало размеры повинностей. Районы города имели своё вече и своих избранных должностных лиц. Новгородцы были вольнолюбивы. Они не удерживали долго князей у себя. Развитие торговли, ремесла, промыслов было главной заботой новгородских правителей. Уже в то далёкое время местные предприниматели добывали пушнину в северных, приуральских лесах. Неслучайно любимым героем народного эпоса был легендарный новгородский купец Садко. Новгородская республика имела как преимущества, так и недостатки ранней демократии полисного типа. Само вече действовало вне рамок закона, функции его были размыты. Часто собрание горожан превращалось в охлократическую структуру, в которой тон задавала толпа. Таким образом, удельный период в истории Руси характеризуется необычайной активностью князей, бояр, горожан, крестьян. Дальнейшее развитие получили города. Экономическая жизнь набирала темпы. Вырабатывалось разнообразие политической жизни. Однако в 13 в. этот , вполне естественный процесс развития, был прерван.

studfiles.net

Русь периода расцвета

Форму Русского государства IX-Х вв. историки определяют как дружинная, ведь господствующий слой состоял из верхушки княжеской дружины. В течение длительного времени она образовывала примитивный административный аппарат, стягивала дань и оказывала суд на местах.

Существование этой формы государственности завершилось за Владимира Святославича (978-1015), прозванного впоследствии Великим. Со второй половины его княжения Русь приобрела признаки раннефеодальной монархии. Своей деятельностью он будто соединил две эпохи: поздний родоплеменную и раннюю феодальную.

Материалы по теме:
  • Основной материал: Киевская Русь
  • История Украины: Заруба В.М., Васковський Р.Ю.
  • История государства и права Украины: Заруба В.М
  • История Украины от древнейших времен I к XXI: Кормич Л.И., Багацкий В.В.
  • Очерки по истории Украины: Василий Верига
  • Актуальные проблемы истории Украины: Ярослав Кись, Василий Педич.
  • Дистанционный курс История Украины: Кривчик Г.Г., Руденко С.Г.

Княжеская дружина перестала участвовать в государственных делах. На первый план выдвинулись бояре, прослойка которых состоял из тех же старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии.

Владимир возглавил государство все еще недостаточно консолидированной. Власть племенных вождей и князей на местах, в отдалении от центра на много дней конного пути, была почти безграничной. Они неохотно исполняли приказы киевского князя и присваивали много дани, которая принадлежала ему. В течение 981-984 гг Владимир вернул в состав Руси земли племенных княжеств хорватов и дулебов, восстановил власть Киева над княжением радимичей и вятичей.

Около 988 г. Владимир провел административную реформу. Вождей основных племенных княжеств заменили 12 его сыновей. Так было сломано сепаратизм племенной верхушки, а Русь стала объединенной страной. Это значительно окрепло систему государственной власти на местах: во всех ключевых городах от имени киевского князя собирали дань, управляли и чинили суд его наместники (сыновья и старшие дружинники), которые, в свою очередь, имели в подчинении чиновников низшего ранга, хозяйничали в волостях .

Тогда же князь «стал ставить города по Десне и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И начал набирать мужей лучших от словенцев, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, ими населял города (пограничные), потому что была война с печенегами ». Была создана огромная по размаху (валы простирались почти на тысячу км) сложная и разветвленная система валов, крепостей, укрепленных городов, которая должна защитить Русь от печенегов.

Для противодействия набегам кочевников Владимиру необходима была сильная армия. Поэтому он ввел военную реформу, установив феодальную организацию войска - службу за право владеть землей. Это укрепило и собственную власть князя.

Владимира, который осуществил также судебную реформу, заслуженно называют первым реформатором Руси. Из летописи известно, что князь заботился о «Устав земляной», начал выработку устава (закона), который регулировал бы общественные правовые отношения, усовершенствовал действующий кодекс обычного права - «Закон Руский» - для приспособления его к требованиям времени. Владимиров «Устав земляной» продолжил политически-правовую линию, которую наметила своими «уставами» и «уроками» княгиня Ольга.

Первой же реформой князя была религиозная. Сразу по утверждении на киевском столе Владимир попытался внедрить повсеместно монотеистический культ, считая, видимо, что его единоличные верховной власти должен отвечать единый для всех в государстве бог - Перун. (К тому славяне-язычники всего почитали Даждьбога - бога Солнца и добра, Перуна - бога грома, Сварога - бога неба, Дану - богиню воды, Стрибога - бога ветров, Велеса - бога скота, при этом местные племени культы выводили на ведущие позиции различных богов.)

Однако первая религиозная реформа была обречена на неуспех. Старая, отжила языческая вера не соответствовала новым отношениям в обществе, быстро обновлялся. Тогда Владимир решил ввести корне новую государственную религию. Его выбор пал на христианство православного (византийского) обряда. Кроме традиций, заложенных еще Аскольдом и княгиней Ольгой, властном Владимиру в этой вере не могло не понравиться подчинения церковного владыки светском обладателю.

Случай не заставил себя долго ждать. 986 г. византийский император Василий, против которого восстали земельные магнаты, попросил у могущественного киевского князя помощи. Владимир не отказал, но выдвинул условие: брак с сестрой императора Анной. Зато Василий потребовал, чтобы правитель Руси крестился сам и ввел эту веру по всей своей земле. На таких условиях и был заключен русско-византийское соглашение.

Владимир отправил в Византию большой по тем временам (шеститысячной), хорошо вооруженный и дисциплинированный отряд отборных воинов. С их помощью Василий одолел врага, однако вероломный император попытался обмануть киевского князя и отказал ему в руке сестры. Разъяренный Владимир совершил стремительный поход в Крым, принадлежавший тогда Византии, и осадил город Херсон (окраина нынешнего Севастополя).

После получения русичами Херсона, который был главной житнице империи, Василий был вынужден спешно отослать сестру к победителю. Торжественный брак состоялся в этом городе осенью 989 г. Весной следующего года Владимир с женой вернулся в Киев и энергично принялся насаждать христианство. Василий (такое имя получил и руский князь, крестившись) по всей стране «приказал строить церкви и ставить их на тех местах, где раньше стояли идолы».

В летописи события трех лет - 988, 989 и 990-го сведены под одной - 988-м, традиционно считается годом внедрения новой веры на Руси. Сначала были крещены только жители Киева, Новгорода и еще нескольких городов. Русские люди, которых обращали в новую веру насильно, неохотно отказывались от религии отцов и дедов. Поэтому христианизация растянулась на несколько столетий.

Введение христианства способствовало росту международного престижа государства, укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства. Значительный толчок дала новая идеология развитию культуры: распространились письменность и книжность, русские люди познакомились с лучшими достижениями мировой литературы и науки. В Киеве, а дальше повсеместно на Руси начали устраивать школы и мастерские (скриптории), и вскоре страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе.

Распространению новой веры способствовало то, что церковная служба правилась славянском языке. Однако это вызвало и определенную культурную замкнутость страны, когда латиноязычную писательство оставалось долгое время неизвестным, а заимствования достижений европейской цивилизации происходило, главным образом, через славянскую литературу из Болгарии, Сербии и частично через собственные переводы греческих книг. Следует иметь в виду и то, что тогдашняя византийская элита, оторванная от общего течения мировой общественной мысли, находилась в состоянии нарастающего духовного кризиса. В дальнейшем внедрение византийской модели христианства обусловило устойчивую тенденцию отставания Руси от Запада во многих сферах общественной жизни, особенно после раскола христианства в 1054 г. на православную и католическую ветви.

Благодаря стараниям Владимира Русь стала крупнейшей по величине страной в Европе. Завершился процесс формирования ее государственной территории, определились границы, в целом совпадали с этническими рубежами восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Русь достигала междуречье Оки и Волги, на западе - Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере - Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге - Дона, Роси, Сулы и Южного Буга.

Эта могущественная империя состояла из различных племен, языков, религий и развивалась не как этническая, а как политическое государство. Русские люди составляли подавляющее большинство ее населения. Вместе с ними проживало более 20 других народов, в том числе тюркских (печенеги, торки, берендеи, половцы, каракалпаки), балтских (лить, пруссы, ятвяги), финно-угорских (чудь, весь, меря, мурома, мордва). Неславянские племена вливались в состав Руси основном мирным путем, ведь влияния славян способствовали их экономической, общественной и культурном развитии.

По Владимира Святославича завершился второй этап в установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, припадает на годы правления в Киеве его сына Ярослава.

Перестроена Владимиром государство в конце его жизни оказалось не таким уж сплоченной. Около 1012 замыслил недоброе против киевского князя воспитан им пасынок Святополк, наместник в Турове. В 1014 г. отказался платить дань собственный сын Ярослав, князь Новгородский. Летом следующего года, готовясь к походу, чтобы обуздать сына, киевский князь внезапно скончался. Между его потомками разгорелась кровавая борьба. В ней погибли Святослав и несовершеннолетних Борис и Глеб (за их убийство Святополк прозванный летописцами Окаянным, от имени библейского братоубийцы Каина, однако из скандинавской «Еймундовои саги» следует, что Борис и Глеб погибли от руки Ярослава).

В 1015 г. Ярослав князем в Киеве. Во время первого княжения ему пришлось отражать нападение многочисленного войска степняков. 1017 «пришли печенеги в Киев и врубалися в Киев, и едва вечеру одолел их Ярослав и победил печенегов».

1018 г. Святополк, который бежал 1015 в Польшу, захватил был Киев. И зимой Ярослав выбил его из города. Весной 1019 года Святополк вернулся вместе с печенежской ордой. Решающая битва произошла на р. Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу, который бился в первых рядах войска.

Ярослав Владимирович (1019-1054) приложил много усилий для восстановления централизованного государства, ослабла во время междоусобной войны и вторжений печенегов. Например, он не остановился перед тем, чтобы бросить в тюрьму родного брата Судислава - псковского князя, который стремился к самостоятельности.

В 1024 г. Ярослав столкнулся с братом Мстиславом, который княжил тогда в Чернигове, и разделил с ним по Днепру Южную Русь. После кончины Мстислава, в 1036 г. Ярослав стал, как пишет «Повесть», «самовладцем Русской земли».

Первоочередной задачей киевского князя была защита от печенегов. Ярослав продолжил фортификування южных рубежей и «начал ставить города по Роси». Но и эта защитная линия не помогла. 1036 огромная орда прорвала ее и окружила Киев. Князь с отрядами вышел из города. В результате «злой сечи» печенеги были окончательно разгромлены. А на месте победы над нападающими Ярослав приказал заложить Собор Святой Софии.

Основная масса печенегов после поражения откочевали в Византию, часть перешла на пограничную службу к русским князьям, другие остались в степи, присоединившись к менее воинственных торков (гузов), перекочевавших сюда с востока.

На протяжении почти всего княжения Ярослава русско-византийские отношения были дружественными. Однако 1043 вспыхнула война, вызванная сменой политического курса нового императора Константина IX Мономаха, начал препятствовать русским купцам. Морской поход руссов на Царьград был неудачным. Тогда Ярослав направил послов в Германии и ряда других европейских стран, сбивая коалицию против Византии. К тому же победители сами нуждались в помощи в борьбе против нашествия печенегов, и император начал искать пути примирения. Подписанное 1046 русско-византийское соглашение вскоре скрепил брак сына Ярослава Всеволода с цесаревны Марии.

1048 король Франции Генрих I посватался к дочери Ярослава Анне . Другая дочь Ярослава, Елисаветы, стала женой норвежского короля Харальда Сурового, еще одна, Анастасия, обручилась с венгерским королем Андрашем И. Киевский обладатель был связан союзным договором с польским князем Казимиром, за которого выдал сестру Добронеги. Другие сыновья Ярослава были женаты: Изяслав - с польской княжной, Святослав - с внучкой императора Генриха II. Женой же князя была дочь шведского короля Олафа Ингигерд. При дворе Ярослава подолгу жили английский и норвежский принцы. Все это принесло большой международный авторитет Русской государстве.

Много усилий приложил Ярослав для создания новых и развития существующих городов, прежде всего Киева. В стольном граде, площадь которого по сравнению с эпохой Владимира увеличилась в 7 раз, проживало около 50 тыс. жителей. Укрепленная часть Киева - детинец достигла 90 га. «Город Ярослава» окружили глубокие рвы, заполненные водой, и гигантские земляные валы, которые имели длину 3,5 км, высоту - 14 м, толщину в основании - около 30 м. На валах стояли высокие дубовые стены. Город украсили Золотые ворота. Вместе с расположенными вокруг ремесленно-торговым должностями площадь Киева составила 380 га.

С именем Ярослава связан расцвет русской культуры, прежде всего книжности. Сам князь «к книгам проявлял охоту, читая их и ночью, и днем». За это его и прозвали Мудрым. Тогда же в Киеве был утвержден митрополичью кафедру, а на Руси возникли монастыри. Митрополитом киевским Ярослав назначил Иллариона. Сделано это было без ведома константинопольского патриарха, что имело целью вывести отечественную церковную иерархию из-под контроля Византии.

Князь выступил инициатором проведения кодификационных работ, благодаря чему появился первый письменный сборник правовых норм « Русская правда ».

В княжение Ярослава строительство государства завершилось. Русь достигла зенита своего расцвета и могущества, сравнявшись с Византией и Германской империей. Стабилизировались государственная территория и границы, усовершенствовался государственный аппарат. Был наконец преодолен местный сепаратизм. Полюдье все больше заменялось мягче, прогрессивными формами дани, что соответствовало прогрессирующей феодализации общества.

Умер князь на 76-году жизни и был похоронен в мраморном саркофаге в Софийском соборе. К сожалению, сыновья Ярослава не смогли поддержать государство на том уровне, на который она вознеслась за их деда и отца.

histua.com