2.1.3. Экономическая мысль Месопотамии. Экономические идеи древней месопотамии
7. Экономическая мораль в Междуречье (Урукагина, Хаммурапи 1792-1750 гг до н.Э.).
Экономическая мысль Междуречья нашла свое наиболее яркое проявление в законодательстве и в отдельных государственных реформах. Попытка противостоять экспансии рабовладельческих отношений, усилить позиции слабеющей общины и на этой основе создать своеобразный компромиссный вариант «смешанной экономики» была предпринята шумерским царем Урукагиной (середина III тыс. до н. э.). Урукагина попытался предотвратить усиление частной собственности, он приказал вернуть земли, скот, рабов храмам, а храмовое достояние — в фактическое распоряжение общин. Были приняты меры к ограничению произвола богатых рабовладельцев, чиновников, надзирателей.
Однако последующая политика аккадских царей, правителей из так называемой «третьей династии Ура», царей древневавилонского государства отражала повсеместное отступление общины, прогрессирующее усиление рабовладения, частной собственности, товарно-денежных отношений. Ослабление общины, обращение свободного населения в рабство за долги ослабляло армию, подрывало социальную опору государства. Это требовало поиска новых путей сочетания рабовладельческих и общинных, натурально-хозяйственных и товарных начал в экономике.
Одна из наиболее известных попыток в этом направлении — кодекс царя Хаммурапи (XVIII век до н. э.). Безоговорочно защищая рабство как систему, устанавливая жестокие наказания рабам за неповиновение и бегство, кодекс, вместе с тем, содержал положения, направленные на поддержание социального статуса свободного населения. Рабство за долги объявлялось временным состоянием, вводились определенные ограничения на формы эксплуатации свободных людей, временно пребывающих в состоянии рабства за долги. Всесторонне регулировались торговые отношения, которые рассматривались как необходимый элемент экономической системы. Столь же необходимым элементом экономики признавалась частная соб--ственность, в том числе частное рабовладение, получившее явный приоритет перед старыми общинными традициями. Но официальный статус общины как основной социальной ячейки подтверждался — свободные лица, права которых защищались кодексом, рассматривались, прежде всего, как члены общины, и лишь через ее посредство — как подданные государства.
8.Экономическая мысль в Древней Индии (Законы Ману)
Экономическая мысль Древней Индии, как правило, была окутана религиозной оболочкой. Экономические проблемы отдельно не исследовались, а рассматривались в древнеиндийской литературе лишь в связи с попытками решения социальных и политических задач. В основе древнеиндийских представлений об обществе лежала концепция сословной (варновой) иерархии и кастовой определенности профессиональных занятий. Письменными источниками середины I тысячелетия до н.э. являются преимущественно религиозные трактаты буддийские и брахманистского (индуистские). Они дают представление о социальной структуре общества и содержат интересный материал, характеризующий специфику восприятия отдельных экономических категорий, в частности собственности, майна.
Буддийское учение проповедует отказ от собственности как необходимое условие достижения конечного спасения - нирваны. И хотя оно не отрицает хозяйственной деятельности мирян, подаянием которых должны жить буддийские монахи, но специального внимания ей не уделяет. Рабство рассматривается как препятствие к достижению нирваны, а долговая кабала признается страшная беда. Поэтому исповедуется необходимость всячески избегать задолженности и своевременно уплачивать борги.
Большое количество брахманистского произведений основывается на концепции трех целей жизни человека - религиозного долга, материальной выгоды и чувственной любви. Каждой из этих целей посвящен соответствующую литературу. Самыми известными книгами об обязанности (дхарму) являются «Законы Ману», о выгоде (артха) - «Артхашастра», о любви (каму) - «Камасутра». «Законы Ману» (около II в. До н.э. - I в. Н. Н.э.) - это сборник религиозных, моральных, политических и правовых указаний, которые приписывались мифическому родоначальнику людей Ману.
В «Законах Ману» экономика рассматривалась как сфера деятельности варны вайшя. Она объединяла животноводство, земледелие, торговлю и ростовщичество. Богатство давало право на особое уважение только в среде самих вайшя. Ремесло как разновидность обслуживающего труда было уделом варны шудра. Такой же считалась и труд арендаторов половинников, наемных работников в сельском хозяйстве. Общественным идеалом был экономически независимый хозяин. Можно сказать, что хозяйственная самостоятельность рассматривалась как одно из главных условий свободы и полноправия человека. Хотя «Законы Ману» ставят на первое место религиозный долг (дхарму), но истинным счастьем считают достижение всех трех целей жизни человека. Поэтому, польза, материальная выгода и благосостояние санкционируются брахманизмом.
«Артхашастру» (между IV и III вв. До н.э.) посвящено пользы, материальной выгоде - артхи. Это трактат об искусстве политики и управления государством. «Артхашастра» - это свод правил, адресованных царям и правителям, которыми они должны руководствоваться в своей государственной деятельности. За полнотой и разнообразием содержания это произведение относится к наиболее глубоких древнеиндийских источников. В нем представлены обстоятельные сведения об экономике, администрацию, социальные и юридические институты, внешнюю и внутреннюю политику индийского государства.
«Артхашастра» показывает огромную роль государства в хозяйственной жизни страны. В трактате говорится, в основном, о государственных делах и царское хозяйство. Главной целью экономической политики государства является пополнение казны. Соответственно этому в «Артхашастра» излагается учение об управлении и государственные доходи.
Основными источниками доходов древнеиндийской государства были доходы от государственных (царских) предприятий, а также различные налоги, пошлины и штрафы, взимались с населения. В «Артхашастра» налоги рассматриваются как содержание, должное царю в вознаграждение за то, что он охраняет страну от внешней опасности и внутренних заколотив.
«Артхашастра» касается также вопросов торговли как одного из способов обогащения государственной казны. Важной составляющей регламентации торговли был надзор за ценами и получаемым доходом. Рыночные надзиратели могли устанавливать «справедливые цены» на товар, а на аукционах взыскивать разницу между рыночной и объявленной цене в казну. Прибыль включался в цену товаров как часть затрат, i его норма предварительно фиксировалась - для местных товаров в размере 5% установленной цены, а для иностранных товаров - 10%.
Итак, в древнеиндийской литературе уже имеющиеся сведения об экономическом строй государства, а также отражены практические знания в области ведения хозяйства, даны рекомендации по управлению им, в частности по организации налогообложения и другим вопросам экономической политики.
studfiles.net
Хозяйственное развитие и экономическая мысль в Месопотамии
В конце IV тыс. до н е в междуречье. Тигра и. Евфрата возникла ранньоцивилизацийна система, которую греки называли. Месопотамией, или. Двуречьем. Цивилизация сформировалась на юге. Месопотамии и получила название. Ш. Шумерской. Основу ее населения составляли шумерские племена, которые заселили эти земли в середине IV тыс. до ндо н. е.
Шумерская цивилизация была конгломератом государств-номов, возникшие на основе племен-вождества их административными центрами были города (Ур,. Эрида,. Ларс,. Лагаш,. В рук,. Киш и др.), основанные вокруг храма в. Сформировался административный аппарат с верховного жреца, жрецов и дружинников. Хозяйство каждого нома - это государственно-храмовый комплекс, состоящий из двух секторов: государственно-храмового (корпоративные ого) и государственно-общинного. Социально-экономическая жизнь характеризовала корпоративная власть-собственность на землю. Земля принадлежала верховному собственнику - государству. Государственно-административный аппарат организовывал к олективни работы и редистрибуцию материальных блах благ.
Земли храмов делили на три части. Одна использовалась на нужды храма. На ней работали экономически зависимые рабочие, не имевшие собственного домохозяйства и средств производства, эксплуатировались храмовыми властями, получали"натуральное обеспечение"(22-58 кг зерна в год). Преобладали"рабыни и их дети"Часть земли наделами размером 1/3-4 га предоставляли рабочим"на пропитание"Зе ные участки (примерно 4-6 га) за определенную часть урожая получали также члены общины. Среди них происходила имущественная дифференциация. Зерно храма считалось богатством всего общества, его использовали и в голодные рок, його використовували в голодні роки.
Государственно-общественный сектор охватывал половину земли. Члены общины владели средствами производства, платили храма ренту налог, выполняли общественные работы: строили храмы, дворцы, городские стены и т.д.. Н. Например, в г. Лагаше (XXIV века до н.э) с 36 тыс. населения в храмовом хозяйстве работали 10-15 тыс. Документы того времени свидетельствуют, что общины продавали землю, в том числе правителяавителям.
Земледелие было плужным, разводили коров, мелких домашних животных. Ремесленники выпекали хлеб, варили пиво, были кузнецы и медники. Культивировали финиковую пальму, садовые деревья. Рабство формировалось как кандидата экономическая уклад. Рабами были военнопленные, должники. Чтобы защитить поля от весенних паводков в связи с таянием снегов в горах. Армянского нагорья, строили ирригационные сооружения (каналы, плотины водохранилища). Это была древнейшая ирригационная цивилизацийізація.
Развивались внутренний обмен и внешняя торговля. Месопотамия была связана дорогами, реками, каналами, караванным путям с различными странами. С. Севера привозили медь, драгоценные металлы, камень, д дерево, строительные материалы, с юга - скот, сукно, кожу, из. Индии - золото, слоновую кость, пряности. Вывозили продукты земледелия, ремесленные изделия, в частности ковры, ткани, холодное оружие, глин пьяный посусуд.
В 2369 г до н.э номы. Шумера были объединены в аккадском царство, имевшее характер восточной деспотии. Разгромленный племенами. Гуте, оно возродилось с центром в городе. Ур, известному в истории как период III династии. Ура (2132-2024 гг до н э н. е.).
В условиях централизованного государства господствовало государственно-дворцово-храмовое хозяйство, которое поглотило государственно-общественное, с тотальной государственно-редистрибутивною организацией общественной и экономической жизни я. Земля считалась собственностью государства. Фактическим распорядителем земли и трудовых ресурсов был правитель. Существовало административно-бюрократическая регламентации всех сторон жизнедеятельности. Чиновникам за служ бу выделяли земельные владения. Крестьяне получали только натуральное обеспечение. Сохранились документы купли-продажи земли, что, по мнению ученых, свидетельствует о формировании частного землевладения. Возросла количество рабов. Источниками рабства были войны, долги. Преобладало государственное рабовладение, распространилось личное. В частных владениях рабы могли иметь семью, выкупиться на волся на волю.
Позитивные сдвиги в экономике происходили за счет улучшения организации производства. Было построено единую ирригационную систему. Использовали медь и бронзу. Применяли плуг с сеялками. Выращивали и ячмень, пшеницу, трость, садовые и огородные культуры. Развивалось животноводство. Ремесло, оставаясь составной дворцового хозяйства, постепенно выделяется в самостоятельную отрасль. Существовали такие проф есии, как ткачи (изготовляли суконные и льняные ткани), пекари, повара, кузнецы, ювелиры, плотники, столяры, каменщики, судостроители, гончары, канатчики, парфюмеррфумери.
государства. Двуречья торговали с. Египетской, крито-микенской, хараппской, а также с иранскими и среднеазиатскими ранними цивилизациями. Развитие торговли обусловило возникновение товарных денег, роль яки их сначала выполняли мех, скот, шкуры, медь, а со временем - только серебро и ячмень. Товарные деньги функционировали как мерило стоимости и средство обращения. В XX веке до н.э начали использовать монеты в форме слитков с печатью (шекели весом до 8 г). Развивалось ростовщичество. Великими ростовщиками были храмы, которые предоставляли землевладельцам и торговцам займы в натуре. Сформировалась аккадский система мер и весов. Найден и хозяйственные документы свидетельствуют о различных формах хозяйственных угоських угод.
В конце XXI в аккадском царство было разрушено племенами. Элама и. Аморреев, последние создали новое государство, известное как. Старо-вавилонское царство (1895-1600рр до не) со столицей в городе. Вавилоне на реке. Евфрате, мало выгодное географическое положение. Вавилонии была мощным государством, особенно в годы правления царя. Хаммурапи (1792-1730 гг до н эо н. е.).
Хозяйство. Старовавилонским царства характеризует постепенная трансформация государственно-редистрибутивнои система в государственно-частнособственническую. Экономическое развитие исследуют на основе. Кодекса законов. Хаммурапи является системой общественных правовых норм для использования царских судей, памятником экономической мысли и важным источником знаний с общественно-хозяйственной жизни. Вавилонии. Текст состоял из 282 статей, из которых известны 2447.
Государство сохраняла право власти-собственности на землю и воду. Одновременно земля находилась во владении возрожденных"вторичных"сельских общин. Крестьян наделяли землей, за пользование которой они платили рент ту-налог, выполняли трудовые повинности. Развивалось условно-служебное землевладения с полным или частичным распоряжением и доходами. Земля сдавалась в аренду. Существовала система субаренды. Арендная плата осуществлялась серебром или частью урожая или реального дохода. Так, арендная плата за использование поля составляла треть урожая, сада - две трети. Документы того времени свидетельствуют, что земля, кроме служебных х наделов, была объектом купли-продажи, а также частной собственностью ее продавали, передавали по наследству членам семьи. Неуплата налогов в течение трех лет приводила к потере владения. Для защиты частной собственности предусматривались наказания регулировались отношения имущественного найма, пользования чужим имуществоистування чужим майном.
В условиях ирригационного земледелия государственная организация коллективных работ была необходима. Однако государственно-редистрибутивна система не возродилась. Крестьяне вели самостоятельное хозяйство под контролем предст тавникив государственной или храмовой администрацийії.
Существовало городское и дворцовое ремесленное производство как самостоятельная отрасль. Поскольку в условиях. Вавилонии природных ресурсов не было, государство обеспечивало общественные потребности в импорте товаров, была заказчиком м продукции городских ремесленниковв.
Утвердилась правовая основа рабовладения. Рабы и их дети признавались имуществом хозяина, их продавали и наказывали. Источниками рабства были войны, долговая кабала, долговое рабство ограничивалось. Наемный труд в признавалась и таксувалася (оплата труда врачей, учителей, строителей, ремесленников и т.д.що).
Появились первые торговые и банковские дома. Займы оформлялись письменно, предоставляли под 20% годовых в денежной и 30% в натуральной форме часто под залог недвижимости. Разрешалось принимать для покрытия долгов движимое имущество. Хозяйственные соглашения, в частности торговые, оформлялись правовым договорам, определялись формы урегулирования любых споров. Торговля регулировалась специальными правилами. Так, при продажи собственной доли наследственного имущества продавец платил компенсацию в пользу членов семьи. Практиковалась натуральный обмен. Почти все взрослое население мало печати вместо подписей. В XX вв до н е в. Месопотамии была основана уплату налогов в денежной форме. Для их сбора назначали специальных чиновниковх чиновників.
Общественные отношения с раннеклассовых перерастали в сословно-классовые. Государство сохраняла господствующую роль в социально-политической и идеологической жизни общества
протяжении второй половины II-I тыс до н э в условиях иностранного захвата и. Нововавилонское царства (626-539 гг до н э) 1 редистрибутивна система окончательно трансформировалась в государственно-приватновласниць ьку. Экономическое развитие характеризуют государственная собственность на землю и ирригационные сооружения, рост значения условно-служебного землевладения с правом распоряжения землей и частично доходами, аренд а земли, использование рабского и наемного труда, развитие товарно-денежных отношений в сфере обращения, развитие речной и караванной торговли, формирования налоговой система через взыскания ренты-налоговомподатку.
uchebnikirus.com
2.1.3. Экономическая мысль Месопотамии
Древние страны Месопотамии как конгломерат неустойчивых государственных образований, основанных в IV-III тыс. до н.э., были одним из древнейших центров человеческой цивилизации, родиной письменности. Еще в VII в. до н.э. в Месопотамии была создана первая библиотека, в которой царь Ашшурбанипала собрал религиозные, законодательные материалы древних времен, переложив их на современную ему язык с помощью первых словникив. К достопримечательностям экономической мысли этого периода принадлежат многочисленные хозяйственные архивы, юридические и дипломатические документы, религиозные произведения и надписи летописного характеру. Известны исследователям хозяйственные документы относятся до 4500 г. до н.э. и представляют собой отчетность о движимом и недвижимом царское имущество. Тексты торговых договоров о продаже земли, скота, рабов, орудий труда, датируемые III тыс. до н.э., свидетельствуют зарождения и быстрое развитие в государствах Месопотамии частной собственности и товарно-денежных отношений. С целью регламентации этих отношений государство в законодательном порядке определяла условия торговли, найма, аренды тощо. 3 точки зрения истории экономической мысли значительный интерес вызывают сборника законов царя Эшнунны (XX в. До н.э.), законы липид-Иштара (XX-XIX вв. До н.э.), законы царя Хаммурапи (XVIII в. До н. н.э.), Хеттские законы (известная копия XIII в. до н.э.), а также Старый Заповит2. В законах Эшнунны (59 статей) устанавливаются фиксированные цены на основные продукты, нормы заработной платы и материальная ответственность батрака за Эшнунна - древний город в бассейне левого притока р Тигр, современное поселение Тель-Асмар на территории Ирака. Лепите-Иштар - пятый царь I династии г. Иссин, правившего в 1934-24 гг до н.э. и создал сборник законов на шумерском языке. До нашего времени сохранились лишь 9 фрагментов в копиях на глиняных табличках. Законы лепите-Иштара повлияли на формирование законодательства царя Вавилонии - Хаммурапи. Черный столб из базальта с текстом Законов Хаммурапи был найден в Сузах XVIII в. до н.э., Лувр, Париж Как основной всеобщий эквивалент определяется серебро, вспомогательный - ячмень. Между этими двумя эквивалентами определена строгое соответствие. Делается попытка связать с ценами на основные товары целый ряд платных услуг (уровень арендной платы, нормы процента, размер штрафов и т.п.). Законы Эшнунны допускают продажу недвижимости и отражают более развитый характер товарно-денежных отношений в Древнем Вавилоне сравнению с Древним Египтом. Более полное представление о развитии общества Старовавилонским периода дает сборник законов липид-Иштара (43 статьи). Эти законы, как отмечается во введении, предназначены для того, чтобы "установить справедливость в стране" и положить конец жалобам недовольных. С целью ослабления долгового рабства разрешается время от времени освобождать должников от долговых обязательств. Все штрафы и расчеты выражаются в серебре. Впервые речь идет о регламентации арендных отношений как существенной составляющей Старовавилонским економики. • Наиболее известным первоисточником изучения общественного устройства и хозяйственной жизни государств Древнего Востока является кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 pp. До н.э.). В 1902 году французская археологическая экспедиция нашла в Сузах (Персия) черный базальтовый столб высотой более 2 метров, покрыт клинописными надписями. В его верхней части был изображен бог Солнца и справедливости Шамаш, который вручает законы царю Хаммурапи. Текст законов состоит из введения, 282 статей (до нашего времени дошли лишь 247), которые охватывают почти все стороны жизни вавилонского общества того времени. Законы царя Хаммурапи составляют систему правовых норм, предназначенных главным образом для царских судов и направленных на упорядочение социально-экономических видносин. Законы Хаммурапи: свидетельствовали высокий уровень культуры тогдашнего общества, стремление обобщить и систематизировать правовые нормы, для того, чтобы "сильный не притеснял слабого, чтобы сироте и вдове оказана была справедливость". Одновременно идет об имущественном и социальном расслоении старо-вилонського общества, определяется его структура, которая включает 3 состояния: свободных общинников (авилум), царских людей (Мушкенум) и рабов (вардум). Разделение на рабов и рабовладельцев, различия в правах и обязанностях различных состояний считаются вечными и естественными явлениями; были направлены на поддержание устойчивых традиционных социальных институтов, общинной собственности на землю, ограничения товарно-денежных отношений и втискивание их в рамки, которые не противоречат натурально-хозяйственной ориентации рабовладельческого государства. Законы Хаммурапи защищали имущественные интересы правителя, рабовладельцев, государственных служащих, воинов, мелких производителей и общинников. Любые посягательства на частную собственность считались преступлением и жестоко карались. Свободные лица получали полное право распоряжаться своим имуществом, в том числе землей. Однако запрещался продажу служебных наделов: "Поле, дом и сад, принадлежащие редуму, баируму или плательщику дохода, не могут быть проданы за серебро"; ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Ст. 117 предусматривала, что в долговом рабстве человек может пробыть не более 3 лет, после чего она должна быть освобождена от долговой кабалы. В условиях стихийного бедствия и потери урожая долг автоматически переносился на следующий год. Предусматривалось также наказание ростовщиков за плохое обращение с должниками. Так, ростовщикам запрещалось самовольно забирать у должников урожай в счет оплаты долга. В ст. 116 отмечалось, что в случае смерти взятого в долговое рабство сына должника, вызванной плохим с ним обращением, смертная казнь ждала сына кредитора. Законы Хаммурапи строго регламентировали норму процента в денежной (20%) и натуральной (33%) формах, а также предусматривали отсрочку выплаты долга в случае неурожая на 1 год без уплаты дополнительных процентов. За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане не имели права быть лишены своих земельных наделов; узаконивали арендные отношения и отношения найма. Арендные отношения оформлялись договором, в котором указывался срок аренды, объект аренды, размер арендной платы и время оплаты. Так, например, арендная плата за использование поля составляла треть урожая, сада - две трети тощо. 3 целью защиты интересов землевладельцев и поощрения добросовестного труда в ст. 62 отмечалось, что размер арендной платы устанавливается на основе средней урожайности земли в определенной местности и не учитывает уменьшение урожая в результате плохого обработки арендованного участка. Законы Хаммам-рапии предусматривали установление нормы денежного вознаграждения наемным работникам, регламентирующих формы и срок найма (10-20 лет). В законах Хаммурапи подчеркивалась необходимость регистрации расходов и поступлений (прообраз бухучета), защиты прав потребителей и т.п.. За нарушение законов предусматривалась система наказаний, основу которых составляли денежные штрафы и компенсации пострадавшим, в отдельных случаях - смертная казнь, но не по обычаю кровной мести, а на основе царского закону. Важным памятником экономической мысли Месопотамии является сборник Хеттского законов (XVI в. До н.э.). Законы Хеттского государства отличаются от законов Древней Вавилонии своей структуре и более детальной проработкой многих вопросов экономического характера. В них нашла отражение система государственных повинностей, регламентация условий торговли, найма, товарных цин. В Старохетському царстве основной социально-экономической единицей была семейная община, которая имела право владения и передачи в наследство определенной семейной участка. Время владение земельной собственностью было связано с выполнением определенных повинностей. Хеттские законы: утверждали, что семейные общины платили налоги в соответствии с размерами земельных участков и отбывали обязательную воинскую повинность; отражали условия существования землевладения царских чиновников и хозяйства царя и членов его семьи, которые обслуживались трудом рабов и выходцев из общин; детально регламентировали сделки купли и найма, определяют цены на различные виды движимого и недвижимого имущества, размер платы за обучение профессиям столяра, кузнеца, ткача и т.д.. Фиксация товарных цен свидетельствует о неразвитости товарно-денежных отношений и стремление сохранить традиционные натуральные пропорции обмину. Ценным источником исследований экономической мысли народов Древнего Востока является Ветхий Завет - древнейшая часть священной книги христиан - Библии. Ветхий Завет включает 50 книг и составляет сборник избранных произведений древней иудейско-израильской литературы. Он делится на три части: Пятикнижие Моисея (Тора - "Учение") Пророки (древние хроники и пророчества, приписываемые народным проповедникам) и Священные Писания (сборник текстов, принадлежащих к различным поэтических и прозаических жанров: религиозная лирика, афоризмы , установки, хроники и т.д.). Самый ранний текст, входящий в его состав, датируется XIII в. до н.э., тогда как наиболее поздние тексты - III-II вв. к н.е. Ветхий Завет - сложный, многогранный произведение, в котором отразились мысли многих поколений древних мыслителей, пророков, поэтов, писцов и переводчиков. В нем также нашли отражение экономические представления эпохи древнего мира. Характерной чертой этого памятника экономической мысли является защита интересов бедных слоев населения, осуждение произвола, роскоши, призыв к восстановлению традиций, норм и обычаев патриархального життя. Важной составляющей Пятикнижие есть законы, призванные регулировать все стороны жизни староизраильського общества, в основе которых лежит признание неприкосновенности основных прав человека: на жизнь, собственность, труд и видпочинок. Ветхий Завет ограничивает долговое рабство 6 годами и регламентирует порядок освобождения рабов-соплеменников. "Если обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе [в рабство], то не доверяй него работы рабской ... до юбилейного года пусть работает у тебя". Имущественное право древних евреев характеризуется отсутствием понятия "частной собственности", поскольку вся собственность, в том числе родовая земля считалась доверенным Богом во временное пользование. Поэтому в Ветхом Завете подчеркивается, что по воле Бога • земля не может быть отчуждена навсегда. Если она передается за долги за I пределы рода, то должна быть возвращена на 50-й (юбилейный) год. Объектом купли-продажи могли быть только освоены пустоши, купленные у иностранцев, или захвачены земли. В Ветхом Завете осуждается и критикуется ростовщичество как причина разорения и долгового рабства. Ограничивается применение залога: запрещается брать в залог жизненно необходимые вещи: одежда, орудия труда, рабочий скот, жилье. Каждые 6 лет объявлялось списания долгов независимо от их розмиру. Тяжелая подневольный труд трактуется как Божья кара, осуждается жадность к накоплению богатства. Тора провозглашает обязанностью каждого помощь нуждающимся, вдовам, сиротам. Отмечается, что плата батракам должна быть осуществлена до заката, ее задержка трактуется как преступление против Божьих законов и наказывается штрафом (пожертвования храма) и оплатой в двойном размере. Стремление к социальной справедливости и сочувственное отношение к обездоленным, отражены в Ветхом Завете, способствовали возникновению и распространению раннего христианства, оказав значительное влияние на развитие экономической мысли средневековья.