Понятие о синкретизме древнегреческой мифологии. Синкретизм в древней греции
Понятие о синкретизме древнегреческой мифологии.
Поиск Лекций
Вопросы к экзамену по античной литературе
Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности.
Города возводились на возвышенности, а вокруг была долина, где выращивались продукты => каждый город независим => нет единства мнений => мифы различны
Греческое равенство:
· у каждого мужчины в роде есть своя земля
· каждый мужчина приносит экономическую выгоду полису
· каждый мужчина – воин (отсутствует армия и полиция)
· каждый мужчина, достигший 40 лет участвует в политическом собрании
· каждый мужчина участвует в идейном процессе и избирается на роль управляющего государством
Люди других стран, живущие в др. Греции, не обладали вышеуказанными правами
Мужчины и женщины не обладали равными правами(!)
Античность- Др. Гр=Др.Рим. Благодаря античному полису(город) – зачатки жур-ки.древнегреч. самая развитая, зачатки демократии.синтезир,заинтерес,анализир.на юге Балк пол-в в 13 в. до н.э., самые древн. племена –ахарняне. У греч. есть басилеи(цари-руководит), племен. цари (агамемнон,ахилес,одиссей), боролись за своё место.племена враждуют. Пыт-ся найти свою плодор.землю.греки пыт-ся обороняться. Крепость в центре г.там возникает город-гос-во.рядом с окрополиом, появл-ся дома, рынок, возникает отношение, рав-во,земля,огород,мужчина-воин=оборона города.член рода,участие в событиях,советах, его могут выбрать руководителем или советч.на этой основе демократия. Тогда около 300тыс.чел.территор. способст. развит. демократии. др греки- юг балк пол-ва,ос-в эгейского моря, поберж мал азии. схожие боги. развитие греч. мифологии. чел может пересел. в др. город, но не стать гражданином.воспр. потомства, жизнь. гос-во стимул дружбы и сплочённости. цивилиз. оконч. сформ к концу 6 в до н.э.
2. Периодизация древнегреческой литературы.
полис.юг балк пол-ва 13 в до н.э. первые письм. пам. 8 в. до н..э. римск – 3 в. до н.э. завершение – 5 в. н.э-падение римск. имп. античн литра заним около 1200 лет
1.АРХАИЧЕСКИЙ5 в. до н.э. – разложен. род строя, переход к рабовлад гос-ву
а) догомеровский период(до 8 в. до н.э.) линейн пис, устн нар ТВ-во. Мифология
б) гомеровский период(8 в. до н.э.) письменность+эпос– героич ГОМЕРА и дидактич ГЕСИОДА.
в) период становления классового рабовладельческого общ-ва и госва (7 – 6 вв до н.э.) лирич поэзия – мимич. поэзия, хоровая лирика(Пиндар). Тертей (элегия), Солон, Феогнид, Архилох (ямб) монодическая лирика (Алкей, Сапфо)
2. КЛАССИЧЕСКИй (Аттический)5-4 вв. до н.э. становл и расцвет греч класс рабовлад полиса, но ростки кризиса системы. с развитием личности появл формы лирики и драмы (трагедия – Эсхил, Софокл, Эврипид, комедия - Аристофан), появляется софистика, рационализм (Сократ), красноречия (судебные речи Лисий, Исократ, Демосфен), проза (ораторск - Цицерон, историч– Фукидид, Геродот, философск – Платон, Аристотель)
3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ период. 3 в . до н. э. – 5 в н.э. - до завоев Греции Римом., эллинистический, на новой ступени античного рабовладения, крупного рабовладения. Вместо полисов военно-монархические организации. дифференциация субъект. жизни чела, нет простоты а) 3 в до н.э. – 1 в н.э. – войны Греко-Македонских ,Эллинистический эпос, (Аполлоний Родосский - Аргонавтика), новая аттическая комедия (Менандр), Александрийская поэзия (Каллимах, Феокрит) б) Греческая литература эпохи римского владычества (от 1 в до н.э. – по 5 в. н.э.) грец – провинция. римск империи. в грец приезж учиться. 768 – греция завоёвана римом Жанры лит биографии (Плутарх) Классич сатира (Лукиан) Роман (2-ая форма софистики, хотя греки и считали роман низкой формой литературы. Лот и Гелиодор пытались вывести роман на более высокий уровень).
Понятие о синкретизме древнегреческой мифологии.
со 2 в до н.э. мифология - идеология раннеродового общ-ва. самая раняя часть творения сознания.синкретизм-многослойность, многоуровность.знали о сезнах года и о частях дня.данные в мифах.человек создал богов, они помогали морально(соц. функц+зачатки ис-ва)
С.- влияние других народов на греч цивилиз синтез культур. часть мифов в критской культуре. сознание развивается=диахроническое развитие-эволюция, смена сост. во времени. первая форма сознания - тотемизм (человек родство животное: гера волокоокая, артемида - медведь, олень, афина - змея, сова, зевс - бык,орёл.), фетишизм, хтонизм (земля), зооморфизм, антропоморфизм.
С. бг солнца гелиос=изначально Зевс, но в новой инкарнации,та же сущность в другом проявл.(христианство бог сын,отец, дух святойв писании апостолы обращ-ся к христу, о конце света не знает ни бог сын, только отец. хотя они все одно и то же.
4. Проблема тотемизма в греческой мифологии.
поклонение еде, т.к. проблема выживания. между челом и животным есть родство.самые ранние этапы цивилиз-ции. Жители Криты поклонялись быку,потом он стал Зевсом. Отец-прародитель должен был подвергнуться убийству и пожранию.мифология неоднородна,долго склад-ся.тотемизм дольше всего, люди медленно эволюционировали.
Гера волокоокая-корова,артемида-олень,медведь,убийство священной ани артемиды.почтиталиАРтем.ю с древности –жертвопринош., на культе сохранилось, надрезали кожи на ней. Геракл, убивший Керинейскуюлавнь, отчитывался перед ней.покровительница охоты.зевс – бык, орл, Афина – змея, сова.
5. Этапы становления антропоморфизма в греческой мифологии.
получеловек, полуживотное-идеал по мнению греков. классич. греч. мифология. близко к гуманизму т.к. человек близок к богам
божества обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от богов. Многие из них жили рядом с простыми смертными и помогали своим любимцам, принимая живое и непосредственное участие в их жизни. Полный острыми событиями эллинский миф воспевает возможности человека, его способность преобразовать своей деятельностью мир, улучшить его.
6. Единая система классической греческой мифологии (космогония, теогония, мифы о героях).
Античная мифология служила отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений. Периоды мифологии : древнейшая, дофессалийская, или доолимпийская основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движымым непонятными силами, земля - основа мифологии, хтонизм), олимпийская основа,связанная с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму.(ранняя классика и поздний героизм) , затем наивная и нетронутая мифология гибнет(поздняя классика и декаданс).
Классическая мифология.
Космогония - они повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, о происхождении мира. превращение хаоса в космос – красоту. Изначально был мёртвый хаос. Но над хаосом влавствовал Эрос (любовь). От этого слияния родилась Гея (земля) от их слияния рождаются и остальные боги. Титаны. Это второе поколение. Они были антропоморфны. Среди них был Кронос. Женясь на Рее, он производит потомства. Он страивает заговор против своего отца Урана, свергнув его в царство Аида. Братья и сёстры Зевса – четвёртое поколение.
Теогония. Мифы об олимпийских богах, их происхождение.Старшее поколение богов (титаны, боги - дети Кроноса)
Зевс (рим. Юпитер) отец богов и людей, властвует на небе. В руках у Зевса молния, скипетр или держава.
Посейдон - брат Зевса (рим. Нептун) владеет морем В руках у Посейдона всегда изображается трезубец .
Аид - брат Зевса (рим. Плутон) властелин подземного.
Гера - жена (сестра) Зевса (рим. Юнона) богиня неба, правды, справедливости, покровительница брака. иногда изображалась в виде коровы.
Деметра - сестра Зевса (римское Церера) У Деметры была любимая дочь Персефона (Кора), которая погибла и превратилась в семечко. Деметра вечно скорбит по своей дочери, всегда изображается в черном. Богиня растительного мира (злаков). С Деметрой связано возникновение элливинских мистерий.
Гестия(римское имя - Веста)- покровительница домашнего очага.
Младшее поколение богов
Дети Зевса и Геры. Особенность мифологического сознания - если Зевс - отец богов и людей, значит, он должен быть очень любвеобилен, у него должно быть много женщин.
Арес (рим. Марс) бог войны, причем несправедливой.кровожаден, очень смел, идеал храб воина.
Гефест (рим Вулкан) родился хромым, покрытым черной шерстью, и мать Гера сбросила его с Олимпа. Он стал жить на земле и мнго трудиться, чтобы завоевать любовь богов. Он сделал для матери прекрасный трон, и, как только она туда села, сработал спрятанный механизм, и Гера не смогла пошевелиться. Так он отомстил матери. Единственный ремесленник, труженник среди богов. Искуснейший кузнец. Гефест - виночерпий на пирах, само добродушие и простота.
Афродита - жена Гефеста. Дочь Урана. Когда Кронос оскопил Урана, его семя упало в волны Океана, и родилась прекрасная Афродита, богиня любви и красоты. Вечно юна. У Афродиты двое детей: Эрот (Купидон, Амур) - маленький мальчик, умеющий пускать стрелы любви и ненависти. Гименей - бог новобрачных.
Персефона – дочь Диметры, которую забрал в загробное царство и силой женил на себе Аид. Богиня плодородия.
Дети нимфы Лотоны и Зевса
Зевс влюбился в нимфу Лотону. Гера разозлилась и наслала на Лотону страшного дракона Пифона, которого убили, родившись, дети Лотоны - лучники Аполлон и Артемида. Артемида(рим Диана) богиня-девственница. Охотница с ней всегда изображают лань . покровительствует дикой природе .
Аполлон (Феб) бог светалучезарный стреловержец (его стрелы - солнечные лучи) изображается с кифарой, в лавровом венце, в окружении муз: Калиопа - муза эпической поэзии, Клио - муза истории, Эвтерпа - муза любовной лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талья - муза комедии, Терпсихора - муза танца, Полигимния - муза священных гимнов, Урания - муза астрономии.
Дети Метис и Зевса
Зевс полюбил титаниду Метис - богиню разума. Метис ждала ребенка от Зевса, но вдруг он решил, что она родит мальчика, и сын свергнет его с престола, как это сделал он сам с отцом Кроносом. Зевс проглотил Метис, но поскольку его ребенок - бог, то он бессмертен, и однажды Зевс почувствовал страшную головную боль. Он позвал Гефеста, Гефест расколол ему голову, и появилась богиня Афина-Паллада (рим Минерва) хранительница городов, воительница, богиня справедливой и честной войны, мудрости.изображалась с совой и змеей.
Узнав о том, что Зевс "родил" Афину-Палладу без всякого участия женщины, Гера страшно разозлилась, сошла с Олимпа, стала бить кулаками о землю-Гею и просить ее помочь ей родить ребенка без мужчины. Гея помогла, и Гера родила страшное чудовище Тифона, от которого впоследствии произошли химеры, сфинксы и т.д.
Дети Майи и Зевса
Гермес плут покровитель стад, воров, торговцев и путешественников, очень любопытный (~бог журналистики) юноша-атлет, покровитель юношей, гимнастики. На дороге ставили столбы - гермы, им молились торговцы и воры (грабившие этих торговцев). Отсюда пошли верстовые столбы. Изображался в крылатых сандалиях, с жезлом.
Однажды Зевс влюбился в царевну Симелу. Гера захотела уничтожить Симелу и нашептала (внушила) ей на ушко острое желание увидеть Зевса в его истинном обличье (ведь смертным нельзя видеть истинное лицо богов). Зевс сопротивлялся, но в конце концов согласился и предстал перед Симелой грозным громовержцем с молниями в руках. От молний загорелся дворец, Симела погибла, но ребенок, которого она носила в себе, был бессмертен. Зевс нашел его, спрятанного в плюще. Он родился недоношенным, и Зевс зашил его себе в бедро и доносил там.
Дионис (пришел из древней фракийской мифологии) (рим Вакх) бог-страдалец
По другой легенде - родился из виноградной косточки. С ним связано очень много противоречий, поскольку его придумали не греки. бог виноградарства, виноделия. С ним связано зарождение греческих театров.
Греческая религия - антропоморфная религия. Мифы о героях
Герои - дети богов и смертных женщин. Функции героев - защищать смертных перед богами.
Они стремятся облегчить и украсить жизнь смертных.
Миф о титане Прометее.Прометей проницателен, он знает, что его муки будут длиться тысячелетиями, но он идет на муки ради спасения человечества – добывает людям огонь. Чем древнее сказка или миф, тем чаще и доблестнее люди побеждают природу.Цикл мифов о Геракле. Геракл после смерти становится богом. Жизненный путь Геракла - вечное страдание. Он странник, скиталец, страдалец.Он никогда не пользуется поддержкой богов.Сын Алкмены, которого гера сразу же после рождения хотела убить.Постоянно преследуется богамиГеракл умирает от ревности жены.Геракл - не только блестящий победитель, но еще и неутомимый труженикОн проходит через все - сквозь подземное царство до райских высот. 12 подвигов: 1. Удушение Немейского льва, 2 -Убийство Лернейской гидры, 3 - Истребление Стимфалийских птиц, 4 -Поимка Керинейской лани, 5 - Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами, 6 -Очистка авгиевых конюшен, 7 - Укрощение критского быка, 8 - Победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням), 9 - Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок, 10 - Похищение коров трёхголового великана Гериона, 11 - Похищение золотых яблок из сада Гесперид, 12 - Укрощение стража Аида — пса Кербера.
Мифы о Персее.У царя Акрисия была дочь Даная. Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына Данаи, и он запер ее в каменных покоях под землей, чтобы никто не видел ее. Но бог Зевс полюбил Данаю и проник в ее покои в виде золотого дождя. От их союза родился прелестный мальчик, которого назвали Персеем. Акрисий разозлился и заключил Данаю и Персея в ящик и выбросил в море. Но они спаслись, и Персей стал героем, совершил много подвигов.
Мифы о Тезее.Настоящим отцом Тезея был Посейдон.Нить АриадныИстория и сказка в мифах переплетаются в тесное единство.
Мифы о Трое.Сказка о яблоке раздора.Елена - богиня растительного мира (связь с Персефоной)
Религиозный синкретизм античного мира — КиберПедия
Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе, обожествление фараона и т. д.
В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.
Религии Древней Греции и Рима
Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.
У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.
Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.
Авраамические религии
Праотец Авраам из Пятикнижия считается основателем традиции, получившей отражение и развитие в иудаизме, христианстве и исламе.
Иудаизм
Иудаизм формировался, по меньшей мере, с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины (Земли Израильской). Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр.
Христианство
Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея» (Гал. 3, 28), в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией.
Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное — а не кажущееся или мнимое — вочеловечение Бога и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения. Вочеловечивание Бога происходит в Иисусе Христе, как осуществление ветхозаветных пророчеств.
В христианстве присутствует ряд религиозных предписаний, характерных и для иудаизма («Десять заповедей», «Заповеди любви», «Золотое правило нравственности»). Однако благодаря представлению о благодати христианство сняло со своих последователей множество других, менее значимых религиозных ограничений (бремена неудобоносимые). Диалектика «закона» и «благодати», «страха Божьего» и «любви» продолжает оставаться актуальной для христианства на протяжении всей его истории, принимая разные формы («Слово о законе и благодати», «Либеральное христианство», «Фундаментализм»).
Ислам
Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммед многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку н. э. христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммеда, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама. Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий.
Ислам
Исла́м (араб. الإسلام — «покорность», «предание себя [Богу]») — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. Число приверженцев — более 1,55 млрд человек, проживающих в более чем 120 странах мира. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией. Большинство мусульман (85-90 %) составляют сунниты, остальные — шииты, ибадиты. Основатель ислама — пророк Мухаммед (ум. в 632 году). Священная книга — Коран. Второй важнейший источник исламского вероучения и права — Сунна, представляющая совокупность преданий (хадис) об изречениях и деяниях Мухаммеда. Язык богослужения — арабский. Приверженцев ислама называют мусульманами.
В исламе отсутствует такой институт, как церковь, и догматика, подобная той, что есть в христианстве. Основные положения вероучения ислама изложены в Коранеи сунне пророка Мухаммеда. С точки зрения мусульман, они представляют собой разные виды Откровения — исходящее от Бога («богоизречённое») и принадлежащее самому Пророку («боговдохновенное»). В суннизме сложилось своего рода каноническое вероучение, которое состоит из следующих принципов: вера в единого Бога, ангелов, Писания, пророков, Судный день и предопределение.
Кораническая картина мира теоцентрична и, в определённом смысле, антропоцентрична. Исламская антропология, в отличие от христианской, не придает особого значения «первородному греху», утверждая, что Бог простил Адаму и Еве их грех, что снимает необходимость в искупительном самопожертвовании Иисуса Христа.
Аллах
Основная статья: Аллах
По Корану, Бог (Аллах) — единый и всемогущий Творец всего сущего, не имеющий конкретного образа и являющийся в исламе единственным объектом поклонения. Бог является всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира. Милостивый и Милосердный Владыка непрестанно промышляет о своих творениях и постоянно опекает их, а с непокорными (неверующими, грешниками) Он грозен и суров. Каждая вещь свидетельствует о Его абсолютном единстве, премудрости и совершенcтве.
Ислам настаивает на строгом единобожии (таухид). Вера в единственность Бога и покорность ему являются основой веры. Поклонение кому-либо ещё (ширк) является величайшим грехом. Ислам претендует на большую строгость и последовательность в проведении унитарного принципа, чем иудаизм и христианство. Ислам полностью отвергает такие христианские догматы, как Троица и Боговоплощение, видя в них отступление от истинного монотеизма. Из опасения перед идолопоклонством, ислам запрещает изображать не только Бога, но также людей и животных.
Христианство
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Наиболее крупные течения в христианстве — католицизм, православие и протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизмастало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.
Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде арамеоязычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.
В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году. При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания (см. Миланский эдикт), христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи.
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
· Католицизм
· Православие
· Протестантизм
Теология
Основная статья: Христианское богословие
См. также: Троица
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.
cyberpedia.su
Религиозный синкретизм. История Персидской империи
Религиозный синкретизм
Набуриманни и Кидинну заслуживают быть в первых рядах в истории чистой науки, но нам не следует приписывать им современную «научную философию». Такое отношение было возможно только у греческих философов-агностиков, которые при этом были впереди своего времени. Консервативные Афины в ответ изгнали Анаксагора за преподавание астрономии. Испытывая отвращение к своей былой неортодоксальности, Сократ заявил, что астрономические данные бесполезны, дерзостью является изучение того, что бог не предназначил для понимания человека, и что попытка объяснить механицизм богов — просто безумие.
Вавилония была даже еще более консервативна — на самом деле настолько консервативна, что так и не поняла, что возможен конфликт между наукой и богословием. Набуриманни и Кидинну были прежде всего жрецами; их жизнь была посвящена служению богу луны, богу солнца или другим божествам, воплощенным в небесных телах. Они поклонялись этим богам, осуществляя обряды, предписанные со времен далеких предков. Когда они обратились к более практическим вопросам «научной» астрономии, они не сознавали своей «дерзости»; их единственной целью было понять сам этот механицизм богов, что осудил Сократ, и тем самым буквально объяснить «пути» богов людям.
На фоне огромного научного движения вперед религия вавилонян продолжала оставаться на одном месте. Письма, административные распоряжения и деловая документация показывают, что в храмах все шло без изменений; единственное, что доставляло им беспокойство, — все возрастающий контроль за их собственностью со стороны правительства. Храмовые жрецы переписывали древние литературные произведения религиозного содержания до буквы. Бел-Мардук сохранял свои древние почести до тех пор, пока Ксеркс не уничтожил Эсагилу за подстрекательство к восстаниям в Вавилоне. За одно поколение культ был восстановлен, хотя и в более ограниченном виде. Ану и Богоматерь в Уруке, Шамаш в JIapce и Сиппаре, Энлиль в Ниппуре и Набу в Борсиппе получали почести с долей былой роскоши. К тем же самым богам обращались с теми же словами, монотонно повторяя имена великих фамилий.
В долине Нила та же самая картина, усиленная лишь тем фактом, что Египет больше не был политически независимым государством, а египетские правители стремились и имели возможность восстановить храмы и вернуть культ. Тенденции возврата к старине, которые впервые появились в Саисский период, продолжались, и до сих пор забытые божества, вроде Нейт в Саисе, вернули себе свое почетное положение. Другие немногие ссылки на иные части огромной империи указывают на схожую ситуацию для других этнических религий. И все же не покидает тревожная мысль, что, несомненно, статическая картина является таковой только благодаря нашему собственному невежеству — мы еще не увидели намеки на новые тайные движения, которые вскоре должны были появиться и оставить свой след в более поздние времена.
Личные имена могут рассказать историю о синкретических событиях. Еще в годы правления Артаксеркса I мы видим вавилонские документы, которые показывают нам, что многочисленные жители города почитают чужих богов. Среди них персидские Митра и Бага, арамейский Шамаш, еврейский Яхве, а также египетские Исида и Гармакис. Несомненно, в большинстве случаев эти боги сопровождают своих эмигрировавших приверженцев, но есть другие случаи, которые наводят на мысль об определенных изменениях в религии. Когда еврейский купец заменяет Набу или Мардука богом Яхве, это может быть просто синкретизмом — отождествлением одного бога с другим. Когда это случается неоднократно или когда отец-египтянин, поклоняющийся Гармакису, называет своего сына именем вавилонского божества, это начинает выглядеть как обращение в новую веру. И еще: отец признает Яхве, сын — вавилонского бога, а внук носит неопределенное иранское имя; здесь достаточно ясное доказательство того, как происходило смешение национальных религий.
В Египте ничто не указывает на то, что местные жители уже позабыли богов своих предков, но они заключали смешанные браки. Когда, например, Ашор взял себе в жены богатую еврейскую наследницу Мибтахиах, предполагалось, что она уйдет от своей родни и станет молиться богам своего мужа; позднее она развелась с Ашором и вернулась к своей родне, передав свое унаследованное богатство своему второму мужу, который был ее соплеменником-евреем.
В верхнем и нижнем течении Нила мы находим остраконы (осколки глиняных сосудов с нанесенными на них письменами. — Пер.), папирусы и могильные стелы сирийских купцов. Геродот знал о лагере тирейцев неподалеку от храма Гефеста (как он называл бога Птаха) в Мемфисе. В более поздних документах много говорится об Ашуре (обычное название сирийца), их острове и регионе. Имена самих купцов выдают синкретизм того времени. Например, Хадад-езер по-прежнему поклоняется сирийскому богу погоды, а Гори почитает теперь египетского Гора, хотя отец, который дал ему имя, носил доброе персидское прозвище Багабага; другого зовут Багадат. То, что эти арамейские торговцы были на самом деле обращены в новую веру, доказывают не только их имена. Хотя Анан, сын Элиши, был жителем (baal) сирийского города, названного по имени семитского бога Баала, он стал жрецом Исиды. Шейл, или Саул, родиной которого была Сиена, был жрецом вавилонского Небо. Герем-шезаб тоже был жрецом — очевидно, того божества, в честь которого он был назван. Поэтому, когда мы видим другие имена, напоминающие имена Анат (великая сирийская богиня), Ашима, Бетел или вавилонского Мардука, мы можем предположить, что когда-нибудь найдем жрецов и храмы этих богов на берегах Нила.
Все эти последние имена были найдены на особом арамейском кладбище к юго-западу от Мемфиса, где они были похоронены в глиняных, реже каменных или деревянных саркофагах, напоминающих человекообразную форму тех саркофагов, которые использовали местные жители. В основном тела мумифицированы, хотя бальзамирование плохое; внутренности упакованы в сверток (который иногда кладут в деревянный ящичек, раскрашенный в традиционные погребальные цвета) и положены на тело. Имена, родословная по отцу и титулы написаны чернилами или грубо нацарапаны, после чего саркофаг обкладывали кирпичами или даже делали над ним кирпичный свод.
Более богатые арамейцы, похороненные здесь или вокруг могилы Осириса в Абидосе, устанавливали обычные могильные стелы, которые полностью доказывают, что эти новообращенные были преданы земле с соответствующими обрядами, свойственными культу Осириса. Стиль и сопровождающие иероглифы могут выдать нетренированную руку «варвара»; сирийская одежда обычно сохранена, но обряд Осириса изображен в сопроводительных сценах и выделяется через перевод на арамейский язык. Это так, даже когда старое вино учения об Осирисе наливают в новые бутылки арамейской поэзии:
Да будет благословенна Таба, дочь Та-хапи,
Преданно верующая в бога Осириса;
Ты не сделала никакого зла,
Ни одного человека ты не оклеветала;
Будь ты благословенна перед Осирисом,
Взяв у него воды.
Более искусно сделанные из этих могильных стел датируются от конца IV или начала III в. до н. э. и демонстрируют полное принятие культа Осириса. Более ранняя стела, датируемая 482 г. до н. э., имеет необычный вид. Под крылатым диском без обычного урея стоит умерший, а его жена молится перед Осирисом, Исидой и Нефтис. На ужасном египетском языке мы читаем: «Царское подношение, которое дает Осирис, первый из жителей Запада, великий бог, владыка Адоса. Он дает хорошие похороны в некрополе и доброе имя на земле, которое пребывает с великим богом, владыкой небес, почитаемой владычицей Акхтобу». Но покойный и его жена, а также присутствующие на похоронах носят сирийские головные уборы; кувшины, используемые на церемонии, сирийские, а не египетские, да и жрецы не выглядят как местные жители. Чужеземные также и погребальные носилки в форме львов с поднятыми хвостами, которые соединены стоящей между ними фигурой, которая тоже выглядит необычно. Мы начинаем подозревать, что существует синкретизм не только богов, но и обрядов.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Религиозный синкретизм в начале III в. н. э.. Всеобщая история религий мира
Религиозный синкретизм в начале III в. н. э.
Септимий Север
Важные изменения в Римской империи приходятся на конец II – начало III вв. н. э. Правители новой династии Северов повели политику, враждебную сенату, рассчитывая исключительно на поддержку со стороны армии. При Септимии Севере (193-211 гг.) и его наследниках африканского и сирийского происхождения на первый план выдвинулись провинции. Еще более, чем в предыдущем периоде, жизнь получила космополитический, а образованность и религия – синкретический характер.
Древнее святилище Митры
В 212 г. император Каракалла своим знаменитым эдиктом предоставил права римского гражданства всему свободному населению государства, чем фактически завершил длительный процесс исторического развития Рима от небольшого замкнутого италийского полиса к универсальной космополитической империи.
Как и раньше, Восток оставался источником религиозных влияний. Египетские культы Исиды и Сераписа имели и в III в. много приверженцев. То же самое можно сказать и о культе каппадокийской Беллоны, который при императоре Коммоде (180-192 гг.) принял особенно кровавый характер. Точно так же и служение фригийской Великой Матери, введенное в Риме еще во время Второй Пунической войны, только во времена императоров проявило вполне свой развратный и жестокий характер.
Многие правители и высшие сановники Римской империи начали стремиться к реорганизации существующих культов и введению единой государственной религии. В конце II в. на первый план выступило почитание персидского солнечного бога Митры. Многочисленные памятники и надписи доказывают, как широко было распространено служение Митре по всей Империи.
Святилища Митры найдены по всей территории Римского государства, вплоть до Лондона (бывшего в I в. н. э. римским военным лагерем). Особое почитание оказывали этому богу римские легионеры. Императоры, начиная с Коммода, так же ревностно поклонялись ему. Митра в III в. н. э. стал главным богом Римского государства. Множество памятников и надписей свидетельствуют о его культе. Чаще всего встречается изображение, на котором Митра представлен в пещере, во фригийской одежде, убивающий своим кинжалом быка. Сторонники этого культа верили, что Митра в конце концов победит все зло, уничтожит этот мир, и на земле установится и восторжествует царство справедливости, а мертвые воскреснут. Вряд ли какой-либо другой языческий культ больше приблизился к монотеизму, чем поклонение Митре в Римском государстве. Многие ученые считают, что митраизм был главным соперником зародившегося христианства.
Митра, убивающий быка
Гораздо менее долговечным был культ сирийского божества Непобедимого Солнца, принесенного в Рим императором Гелиогабалом, или Элагабалом (218-222 гг.). Когда солдаты возвели его на трон, то он сразу же установил исключительный культ бога, жрецом которого он раньше был и который на монетах носит название Dens Sol Elagabal. Этому богу император хотел подчинить все другие божества. Это выразилось, в частности, в перенесении в храм нового бога различных святынь традиционной римской религии, в том числе огня богини Весты.
Символ божества Непобедимого Солнца – черный камень – по приказанию Гелиогабала был перенесен в Рим. Там император торжественными процессиями и праздниками чествовал своего бога, служение которому составляло его единственный интерес. Ежедневно в жертву новому богу приносились быки и сотни овец. Поклонение Непобедимому Солнцу сопровождалось изуверскими обрядами, оргиями и развратом, которые Гелиогабал выставлял на вид с неслыханным даже в Риме бесстыдством. Но правление Гелиогабала продолжалось недолго. В 222 г. навлекший на себя всеобщее презрение и ненависть император и его мать были убиты во время восстания, которое возглавил его двоюродный брат, затем вступивший на престол под именем Александра Севера (222-235 гг.).
При Александре Севере наиболее отчетливо проявились синкретические стремления того времени. Это был благочестивый и вполне достойный уважения человек, обладавший всеми добродетелями частного лица, но слишком мягкий для правителя. Он почитал всех богов: участвовал в празднествах в честь Великой Матери и в жертвоприношениях в Капитолии, одинаково уважал служителей Исиды и иудеев, намеревался даже построить храм Христу.
Александр Север
Любопытно, что свое личное благочестие он обращал не на великих богов, а на обожествленных людей, которым он ежедневно поклонялся в своем дворце. Это был своего рода языческий культ святых.
Император молился своим предкам и некоторым из обожествленных императоров в качестве богов-покровителей, а также величайшим благодетелям человечества: Аврааму, Орфею, Христу, Аполлонию Тианскому, Александру Великому и кроме того второстепенным святым, какими были, например, Цицерон или Вергилий.
Общая терпимость этого правления простиралась также и на христиан – они пользовались уважением и симпатией людей, окружавших императора, его самого и его матери. Конечно, и император, и его мать были очень далеки от того, чтобы присоединиться к христианству и отказаться от своих традиционных взглядов. Но достоверно известно, что христиане при Александре Севере владели недвижимым имуществом и свободно избирали своих епископов. Не все, однако, одобряли эту политику веротерпимости. Например, известный юрист Ульпиан счел нужным составить сборник эдиктов, ранее изданных против христиан.
Рижские легионеры
Эпоха династии Северов была временем терпимости и универсализма, когда понимание божественного приближалось к монотеизму. Это способствовало усилению популярности христианства, которое в первый раз нашло себе признание в общественной жизни при помощи синкретической политики.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
1. Культура Древней Греции - Textb.net
Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика
1. Культура Древней Греции
Традиционно выделяют четыре периода древнегреческой культуры: I. Гомеровский (или «Темные века») - XI - IX вв. до н. э. Об этом периоде нет точных сведений, кроме того, что примерно в это время были созданы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
II. Архаический - VIII - VI вв. до н. э. это период развития флота и возникновения полисного строя.
III. Классический - V в. до н. э. Расцвет политической, экономической и эстетической жизни Древней Греции. IV. Эллинистический - IV - I вв. до н. э. Падение полисной культуры. Греческая архаика. Поэмы Гомера, созданные примерно в X в. до н. э., были записаны именно в этот период: VIII - VI вв до н. э., получивший название «архаического» от греческого слова «архе», что переводится как «древний». Архаика - это ранний этап развития греческого искусства и общества, отражающий основные принципы родового сознания, характерного для людей того времени. Родовое сознание предполагает, что вся жизнь и деятельность каждого отдельного человека подчиняется нуждам общины, т. к. человек не мыслит себя отдельно от общества, самостоятельно он не выживет, поэтому высшая мера наказания в архаическом обществе - изгнание из общины, а не смертная казнь. Я=ДРУГОЙ. Само понятие родового сознания тесно связано с синкретизмом греческой культуры. Синкретизм - нерасчлененность различных сфер и явлений культуры. Искусство, религия, медицина, производительная деятельность, добыча пищи не обособлены друг от друга. Все они были связаны с магией и воплощались в ритуале. Синкретизм архаического мышления лежит и в основе понятия космоцентризма, когда родовая община воспринималась как тождественная космосу (что наглядно представлено в зооморфных, фитоморфных и пр. мифах). И человек, и природа были вписаны в единый космический порядок, представление о котором формировалось для древнего человека с помощью мифа. Миф (в переводе с греч. - «предание», «сказание») - предание, которое воплощает представление человека о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях. Таким образом, миф - это определенный способ познания мира. Традиционно выделяют два основных типа мифов: 1) космогонические; 2) героические. Космогонические мифы рассказывают, каким образом возник мир, описывают его структуру. Для древних греков в основе мира лежат два понятия. Хаос (в пер. с греч. - «зев», «зевать», т. е. «разевать», «зияние», «разверстое» пространство). Согласно Гесиоду, хаос - это первопотенция бытия, из которой все возникло. Он включает в себя четыре неразделенные стихии: воздух, воду, землю и огонь; когда они отделяются друг от друга и выделяются из хаоса, они образуют космос. «Космос» происходит от греч. «порядок», «строение», «устройство». Но древние обозначали этим словом более широкий круг вещей: и государственное устройство, и надлежащую меру, и мировой порядок, и мироздание, и мир, и наряд, и украшение. Таким образом, можно сделать вывод, что «космосом» обозначали любую вещь, явление, которое имело определенную структуру. Космос (космическое пространство, мироздание) был структурирован по горизонтали и по вертикали. По вертикали строение космоса предполагает три уровня: I. Верхний мир - небо - обитель богов (Олимп). II. Средний мир - земля - место пребывания людей. III. Нижний уровень - подземный - царство мертвых (Аид). Эти три уровня четко организованны: каждая вещь занимает определенное место в этой структуре и не должна нарушать заведенный порядок. Большое значение для космического порядка имеют категории времени и пространства. Пространство всегда заполнено и вещно, вне вещей оно не существует. Оно всегда располагается вокруг некоего сакрального центра. Сакральный центр - это священное место, которое лежит в основе космоса. Традиционно его отмечают алтарем, храмом, крестом. Сакральным центром могли быть мировое древо, мировой камень, мировая гора. Познавая пространство вокруг этого центра, осваивая его, древний человек тем самым раздвигал границы космоса, т.е. древний человек воспринимал пространство динамически, он двигался через него, завоевывал его, что получило отражение в мифах о культурных героях. Категория пространства была тесно связана с категорией времени. Представление о времени было обусловлено самим ритмом жизни грека. Он видит, что в природе день сменяет ночь, зиму - весна, лето - осень, видит, что природа вечна. По аналогии с вечным круговоротом в природе выстраивается и цикл человеческого бытия, который называется «Великий год». Это не 12 месяцев, а определенный период, по Гесиоду - пять веков: 1. Золотой - в это время люди легко живут и легко умирают. Они живут и питаются подобно богам. 2. Серебряный - после того, как люди возгордились и возомнили себя богами, Зевс их уничтожает. 3. Бронзовый - век создания оружия и войны. 4. Век героев (героический) - время «Илиады», когда господствуют родовые интересы. 5. Железный - худой и вероломный. Цикличность времени исключает конец (круг не имеет начала и конца). Древнее сознание стремится избежать смерти, замкнуть круг до того, как наступит конец. Это возможно сделать двумя путями: 1) можно родить и продолжать жить в памяти своего потомства; 2) умереть, совершая подвиги во имя рода, остаться в памяти рода героем, обеспечив себе вечную память и славу. Героические мифы, или мифы о культурном герое, - это своеобразная летопись первых успехов людей в трудовой и общественной практике, спроецированных в доисторическое (мифическое) время. Они предполагают два типа культурного героя или два типа освоения космоса: первый тип культурного героя (например, Прометей) - герой, который добывает и впервые создает для людей различные предметы культуры. Например, Прометей добывает огонь и таким образом принимает участие в создании космоса. Второй тип культурного героя (например, Геракл) выступает борцом со стихиями, которые пытаются разрушить установленный порядок. И здесь герой выступает как защитник космического порядка. Основные художественные формы От гомеровского и раннеархаического периода до нас дошла расписная керамика со строгим геометрическим орнаментом. Вначале это всего лишь простые линии и концентрические круги, позднее - более разнообразные мотивы с изображением людей и животных (например, надгробный кратер из Динилона VIII в. до н. э.) В конце VII - начале VI вв. до н. э. в греческой культуре происходит знаменательный сдвиг. Бессюжетный орнамент теряет свое былое значение, одновременно появляется монументальная культура. Архаическая скульптура носит идейный характер. По своему смыслу она религиозна и является выражением отношений человека с Богом. Цель этого искусства - не удовлетворение эстетических потребностей человека, а ответ на его религиозные запросы. Но это не исключает художественный эффект, хотя скульптура носит прежде всего сакральный характер. Она выражает не индивидуальный характер, а те идеи, что характерны для всего этноса (например, Коры и Куросы). Курос - бог вечной молодости и силы. Улыбка на его лице носит ритуальный характер. Куросы всегда являются предельным обобщением человеческого тела. Лицо Куроса моделировалось крайне схематично, т. е. оно лишено каких-либо ситуативных эмоций, индивидуальных черт. Даже улыбка связана не с конкретным событием, а с божественным существованием. Кора - юная женщина в хитоне или плаще, которую также отождествляют с богиней вечной юности Персефоной. Уже на заре греческого искусства скульптурные изображения богов отличаются от изображения человека только эмблемами. Отличительная особенность Короса и Коры - загадочная «архаическая улыбка», которая свидетельствует о стремлении скульпторов одухотворить образ, освежить его изнутри. В этой особой улыбке какая- то острота, особое очарование, передающееся всему образу. Уже здесь утверждается основной принцип греческой культуры: жизнерадостность. Это жизнеутверждающая культура, полная любви к жизни во всех ее проявлениях (что особо ярко будет прослеживаться в классический период). К концу VI в. до н. э. культура начинает утрачивать синкретический характер. Как самостоятельные сферы выделяются религия, искусство и философия; хотя искусство по-прежнему носит религиозный характер, оно уже начинает выходить за рамки религии. Очень важной становится тема гражданственности. Это связано с формированием новой системы общественных отношений. На смену общинному строю приходят государственные, поместные отношения, которые получают максимальное развитие в классический период. Классический период Это время связано с формированием индивидуального сознания, появление которого было обусловлено развитием полисов. Полис - город-государство, типичная для Древней Греции форма социальноэкономической и политической организации общества. В полис входила городская территория и окружающие его земледельческие поселения. Верховным органом управления в большинстве полисов было народное собрание (демократия). Именно в условиях полисной культуры и родилась личность. Гражданин-собственник одновременно является и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а тем самым и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: полис - высшее благо, обеспечивающее свободу и благополучие каждого гражданина. Полисы являлись центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства и архитектуры. Одним из самых популярных занятий у греков был спорт. Государство поощряло занятия спортом, т. к. это позволяло его гражданам находиться в хорошей физической форме и в случае войны быть в боевой готовности. Существовало множество соревнований, но в большинстве своем это были местные спортивные состязания. Только Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры привлекали участников со всей Греции и назывались Панэллинские. Они проводились как часть культового празднества и посвящались какому-либо богу. Олимпийские игры были самыми древними и главными соревнованиями. Игры начались в 776г. до н. э. и проводились каждые четыре года в Олимпии в честь Зевса. Они продолжались пять дней. В год игр по Греции и ее колониям проходили гонцы, объявляя о дне начала игр. Все войны на это время прекращались. В Олимпии для игр было построено несколько грандиозных сооружений: спортивные площадки, помещения для спортсменов и зрителей и храмы для культовых церемоний. Победителям вручали венки из ветвей дикой оливы, пальмовой ветви, украшали лентами. В честь победителя воздвигали статуи. Призы вручали на пятый день игр. Высшим смыслом игр было стремление в них участвовать, хотя победитель у себя на родине получал и денежные награды. Соревновательный дух был присущ не только спорту, но и искусству. Очень часто устраивались состязания между скульпторами за право постройки или украшения какого-либо храма. В 30-х гг. V в. до н. э. было устроено состязание, в котором скульпторы должны были изобразить раненую амазонку. Участвовали Фидий, Кресилай, Поликлет. Статуя Кресилая превосходила другие своим психологическим характером, чуткостью душевных движений (чего не было у Фидия и Поликлета). Искусство Фидия не душевно, а духовно. Его интересуют не ситуативные эмоции, а высокое начало, которое вообще способен продемонстрировать человек. Для Амазонки Фидия характерна целостность, единство ритма между одеждой и движением: одежда не скрывает и в то же время не обнажает тело чересчур, по сравнению с Поликлетом, где хитон амазонки совершенно подчинен телу. Фидий был одним из лучших скульпторов своего времени, наряду с Мироном и Поликлетом. Если в работах Мирона внутренняя жизнь героев еще не достигла своего полного выражения (например, «Афина» и «Марсий»), то у Фидия она полностью раскрывается перед зрителем. Причем творчество Фидия замечательно своей гражданственностью, своей возвышенной духовностью. Оно более всего соответствовало сознанию греческого полиса: оно воспитывало гражданина полиса, пробуждая в нем силу духа. Именно полисная идеология утверждает одним из основных принципов жизни и искусства антропоцентризм. Антропоцетризм предполагает, что человек находится в центре мира, вселенной. Он является мерой всего, даже боги становятся антропоморфными (т. е. принимают человеческий облик). Храмы строят соразмерными человеку. Вырабатывается принцип золотого сечения, согласно которому любая конструкция (здание, скульптура и т. д.) делится на три части, где меньшая часть так относится к двум остальным частям, как эти две части относятся к целому. Согласно этому принципу, идеальными являются пропорции Парфенона - главного храма афинского Акрополя. Акрополь (с греч. «великий город») - укрепленная часть греческих городов, господствующая над нижней частью города, где находились городские святыни. Парфенон - храм, посвященный верховному богу Олимпа Зевсу. Уже в древности он был признан вершиной античного зодчества: в нем ет приземистости, массивности, тяжести ранних храмов. Его колонны (8 по фасадам и 17 по бокам) чуть наклонены внутрь, что придает храму легкость, устремленность вверх. Человек в этом храме чувствует себя уютно, как дома. Храм не подавляет его, он органичен человеку. Греки полагали, что гармония возникает только при полном раскрытии противоположных сил. Нет схемы гармонии в скульптурных формах. Она возникает там, где раньше был спор противоположных тенденций. Не случайно символом гармонии является лук и лира. В результате классическое искусство - это всегда равновесие чувственного и сверхчувственного, духовного и телесного, возвышенного и непосредственно жизненного. Таким образом, произведение классического искусства - это демонстрация равновесия воли и разума. Старики изображаются как молодые; юные - как зрелые мужи; а женщины демонстрируют свою женственность в идеальных формах. Позы и выражения лиц лишены какого-либо неистовства. Нет предметных эмоций, разрушающих страстей. Итак, классическая культура, созданная городом-полисом, была своеобразным зеркалом жизни полиса. Она была монументальна, антропоцентрична, гармонична, гражданственна. Она стремилась воспитывать в человеке совершенный дух и развить совершенное тело. Но с изменением древнегреческих полисов изменился и характер древнегреческой культуры. Эллинистический период Распад полиса поколебал представление о добром и прекрасном гражданине как высшем воплощении идеального человека. Уверенность в высшем человеке исчезает, появляется беспокойство и неопределенность. Человек теряет привычное для него место в мире и не может пока найти нового, поэтому возникает склонность к гедонизму, безмятежному наслаждению жизнью с одной стороны, а с другой, - человек будто предвидит крах привычного ему мира. Возрастает интерес к индивидуальному миру человека. Величавое спокойствие героев Фидия уступает место сложным переживаниям, страстям и порывам Скопаса и Лисиппа (скульпторов этой эпохи). Если в классической Греции всегда побеждала ясность духа, то теперь она исчезает. Светлый строй греческого мироощущения постепенно становится все более и более мрачным. И связано это непосредственно с завоевательными походами Александра Македонского, основавшего империю от Дуная до Инда. Для свободолюбивых греков настала пора рабовладельческой монархии, начался синтез эллинской и восточной культур. Однако спустя всего пару столетий греческому искусству было суждено вновь заблистать во всей красе, но уже в другой великой империи. Империи, которую создал древний Рим.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается особенность родового сознания? 2. В чем заключается особенность архаической культуры? 3. Как древние греки представляли себе время? 4. Как греки понимали космос? Из чего он возник и какова его структура? 5. В чем заключается отличие классического периода др. греч. культуры от архаического? 6. Какой принцип положен в основу художественных (скульптурных, архитектурных и пр.) форм в Древней Греции? 7. Чем отличается эллинистический период от классического?
textb.net
40. Религиозный синкретизм и культура императорской эпохи.
Религиозный синкретизм эпохи ранней империи. В начале императорского периода среди римских граждан широко распространился скепсис в отношении традиционной религии. Интерес исповедовать ее пропал в среде не только интеллигенции, но и простого народа. Римская религия оказалась не в состоянии охватить новые территории, не поддававшиеся духовной унификации. Создание многонационального государства было связано с распространением различных культов по всей империи, и мозаика религиозных течений вела к синкретизму – объединению разнородных начал в религии без создания единого, внутренне логичного и гармоничного учения, поскольку основой механического единства являлось только государство, то есть светская власть.
Императоры нуждались в религии для духовного объединения разрозненных областей, проведенного на основе культа гения императора. Гений был божеством, сопутствовавшим и покровительствовавшим мужчинам (в противоположность покровительнице женщин Юноне), символом которого являлась змея. Гении имелись у семьи, города и государства, был гений римского народа, поэтому выдвижение гения римского императора не было из ряда вон выходящим. В руках правителя как представителя божественных сил сосредоточивалась государственная власть, он и его гений являлись символом новой империи, олицетворением римской государственности. Для провинциалов исповедание культа гения императора было проявлением лояльности по отношению к римской администрации, поэтому культ не выражал глубоких религиозных чувств населения и часто отправлялся формально. Строительство храмов, посвященных гению императора, учреждение жреческих коллегий, ведавших культом, многочисленные жертвы, угощения и представления в честь гения не создавали религиозного учения, объединившего народы империи.
В среде интеллигенции, духовной элиты, на первый план вместо религии выдвинулись концепции философской направленности, в частности стоицизм. В Риме его видными последователями являлись Сенека и император династии Антонинов Марк Аврелий (161–180), написавший философский трактат «К самому себе». Сенека был одаренным литератором, учителем Нерона. Заподозренный неблагодарным учеником в заговоре, он покончил с собой.
Стоицизм стал уделом избранных «аристократов духа» и не был широко распространен. Сенека поставил вопрос о религии и нравственности не традиционным для того времени образом: не во что верить, а как жить. Как должен поступать человек в крайних, тяжелых ситуациях? Сенека высказывал идеи, близкие христианским, поэтому христианский апологет Тертуллиан и блаженный Иероним называли Сенеку «своим».
Философ считал, что настоящая жизнь человеческого духа начинается после смерти, поэтому тело – лишь темница души. Существует некий надмирный Разум, и люди являются частью сотворенного им космоса, поэтому в них заложена частица божественного. Высшее предназначение человека – соединиться с божеством через познание. Каждый ради внутреннего усовершенствования должен поставить себя над бренным телом и научиться его умерщвлять через строгий пост, ношение грубой одежды, то есть в условиях, не привычных для аристократов. Человека портит не богатство, а стремление им обладать, алчность – установка души, а не хорошее материальное положение.
Люди стали очень восприимчивы к учениям, связанным с нравственностью. На первый план выдвигалась идея морального обоснования человеческой жизни, поэтому новые религии находили отклик в сердцах многих. Одно из таких учений предлагал последователь новопифагорейской мистики Аполлоний Тианский (ум. в начале II в.). Сложно говорить о влиянии Евангелий на Аполлония, но важно другое – идея необходимости нравственного очищения была в ранней римской империи близка многим, хотя и воплощалась по-разному.
Распространился культ иранского божества Митры, принесенный с Востока легионерами, воевавшими с Парфией. Бог верности и закона упоминался еще в проповеди Зороастра, но посвященные ему мистерии широко распространились лишь в римское время. По преданию, Митра убил быка, воплощавшего первоначальное зло. Митраизм, как и учение Аполлония, имел внешнее сходство с христианством, поскольку в нем содержалось повествование о земном рождении, вознесении и искупительной жертве Митры за человечество, а также о воскресении и бессмертии души.
Благодаря иудейской диаспоре широко распространился иудаизм: евреи, рассеявшись по разным уголкам империи, вместе с собой приносили идею пришествия Мессии, духовного освободителя и спасителя избранного народа. Многие римские граждане и аристократы были близки иудаизму.
Получали популярность и восточные культы, в частности, египетский культ Исиды, с которым увязывалась философская концепция противостояния доброго и злого начал в мире при необходимости обоих элементов для существования космоса. Без зла, изначально существующего в мире, невозможно добро, олицетворяемое Исидой. Эта концепция была подробно изложена писателем Плутархом в трактате «Об Исиде и Осирисе».
Все философские, мистические, религиозные, нравственные течения не имели повсеместного значения, являясь составными элементами атмосферы духовного синкретизма, и не могли отвечать требованиям религии простой и таинственной, общедоступной и общеприемлемой, но самое главное – истинной.
Уровень романизации провинции. В Греции шло медленное слияние римской и греческой культур, но романизация часто носила поверхностный характер, поскольку греки плохо поддавались римскому влиянию и относились к римлянам враждебно. В ответ римские сатирики высмеивали греков. По их произведениям в римскую эпоху о греке сложилось представление, как о трусливом и невежественном человеке. Греки не оставались в долгу, и Лукиан, например, писал, что римляне лишь раз в жизни говорят правду, – когда составляют духовное завещание.
Романизация выразилась в формальных моментах. В Коринфе были введены гладиаторские бои, в надписях упоминался римский календарь. В целом взаимодействие двух культур происходило не в пользу римлян, в отличие от западных провинций, где имел место прямо противоположный процесс. В свою очередь, эллинизация сказалась в употреблении греческого языка наряду с латинским, хотя до конца II в. он по-прежнему оставался языком высших слоев римского общества, а получение греческого образования признавалось престижным. Человек считался образованным, когда умел общаться на греческом и читать греческих авторов.
Греческая литература императорской эпохи. В римскую эпоху были крупные греческие писатели, среди которых ярко выделился Плутарх (46 – после 119). Из произведений Плутарха сохранилась лишь треть написанного. Наибольшую известность получили Параллельные жизнеописания: сравнительные биографии великих греков и римлян. Плутарх интерпретировал жизнь человека в дидактическом ключе с целью назидания читателя. Он много внимания уделял изучению и возвеличиванию добродетели. С другой стороны, Плутарх был гениальным мастером биографического жанра, не превзойденным ни в античности, ни в эпоху средних веков, создавшим яркие живые образы великих деятелей. У Плутарха существовали трактаты по религии, литературе, философии, истории и медицине.
Лукиан из Самосаты (120–190) был греческим сатириком, родившимся в Малой Азии. Он приобрел известность благодаря памфлетам и сатирам, написанным в малопопулярном для того времени жанре диалога. В его произведениях осмеивались традиционные религиозные культы, но в число первых атеистов сатирика включить сложно, поскольку атеизма как такового еще не существовало. Лукиан, скорее, был «антиклерикалом», высмеивавшим не сущность религии, а ее форму, искаженное восприятие и почитание богов. Творчество сатирика отражало духовную ситуацию в высших слоях греко-римского общества, в котором распространилось безразличие, а еще чаще пренебрежение и формальное отношение к религиозным культам.
Лукиан наряду с Тацитом и Плинием Младшим одним из первых языческих авторов упоминал о христианах. В произведении «О смерти Перегрина» он повествовал об обманщике, вошедшем в доверие к христианам, который стал чуть ли не учителем и, претерпев гонение, был заключен в тюрьму, где его посещали члены общины.
Последним крупным историком античности стал грек Дион Кассий (ок. 160–235), происходивший из Вифинии и одно время являвшийся консулом и сенатором. Он, как и Ливий, создал историю Рима от основания города, доведя ее до 229 года. Свой труд, который даже в неполном виде превратился в основной источник по истории ранней империи, он писал по-гречески.
После II в. греческий язык утратил ведущие позиции в среде интеллектуалов и постепенно начал забываться. Даже просвещенные люди IV–V вв. греческий уже знали не всегда, в чем, например, признавался блж. Августин, который не был невежественным. Возникла необходимость перевода многих греческих произведений на латинский. Благодаря переводам до нас дошел ряд трудов, в подлинниках не сохранившихся (например, известный трактат св. Иринея Лионского «О ересях»).
С другой стороны, сами греки писали на латинском. В IV в. историк Аммиан Марцеллин составил историю походов императора Юлиана Отступника. Будучи романизированным греком, он писал ее по-латински из расчета на римских читателей, однако его поздняя латынь изобиловала оборотами, свойственными только греческому языку.
В греческой литературе императорского времени, кроме того, появился новый жанр, вызванный необходимостью: произведения с подробным описанием греческих памятников искусства, которые в больших количествах вывозились с Балканского полуострова. Наибольшую известность получил труд Павсания «Описание Эллады».
studfiles.net
Синкретизм | Все о психологии
Синкретизм – это очень широкое понятие, определение которого можно найти в разных областях науки. В общем понимании синкретизм – значит слитность, смешение, эклектизм. Лучше дать определение этому понятию в соответствии с определенной сферой, в которой он применяется. В искусстве синкретизм проявляется в слиянии не сопоставляемых различных образов, первоначальных компонентов в какое-то явление.
В философии под синкретизмом понимается сочетание нескольких разнородных противоречивых теорий и начал в одну систему, но без их объединения, это разновидность эклектизма, который игнорирует различия в разнородных началах.
В религии синкретизм это слияние абсолютно разных религиозных направлений, вероучений и культовых направлений.
Синкретизм в лингвистике обозначает объединение в единой форме нескольких обозначений, распределенных между разными формами в соотношении к более ранним этапам истории развития языка, эти формы многозначные, полифункциональные. Также здесь существует понятие кумуляции грамматических значений, которое применяется в одном значении с понятием синкретизм в лингвистике и выражает нескольких граммем разных грамматических категорий за одним неразделимым показателем.
Синкретизм в психологии это обозначает нерасчлененность психических процессов в ранний период развития ребенка. Проявляется тенденцией детского мышления соединять между собой различные явления, не имея для этого достаточных оснований. Многие исследователи отмечали данное явление в психологии ребенка, в частности, его восприятия, в неразделимости чувственного образа какого-то объекта, без выделения и соотношения внутренних связей и элементов. Ребенок, принимающий связь впечатлений за связь предметов, неосознанно переносит значение слова на только внешне связанные вещи. Отбирая в последующей практике синкретические связи, которые будут соответствовать действительности, ребенок восстанавливает для себя настоящее значения слов.
Синкретизм в культурологии – значит отсутствие различий явлений культуры.
Синкретизм первобытной культуры характеризуется слитностью искусства, познавательной деятельности, магии. Также синкретизм в культурологии – это внешнее смешение многообразности культурных компонентов, которому свойствен высокий уровень эклектичности и проявление в разных плоскостях культуры.
Синкретизм первобытной культуры определяется в трех направлениях. Во-первых, синкретизм, как единство человека и природы. Во-вторых, он проявляется, как нерасчлененность духовной, материальной и художественной систем культуры. В-третьих, проявление первобытного синкретизма культуры является художественной деятельностью, неотрывно вплетенной в материальные и производственные процессы.
Синкретизм в философии это
В философии синкретизм является сущностной характеристикой, которая совмещает различные философские направления в одной системе, но без объединения их, и этим отличается от эклектизма. Хоть понятие синкретизма и есть близким к нему, но эклектизм с помощью критики выделяет из разных систем основные принципы и связывает в единую совокупность.
Синкретизм в отличие от эклектизма связывает неоднородные начала, но истинное их объединение так и не случается, потому что нет необходимости связывать их во внутреннем единстве, с противоречиями друг к другу.
Наиболее ярко синкретизм выразился в александрийской философии, в частности, Филона Иудейского и у других философов не менее, которые занимались тем, что пытались связать греческую философию и восточные философские направления. Такая же тенденция присутствовала в сторонников гностицизма.
Религиозно-философский синкретизм совмещает в себе оккультные, мистические, спиритуалистические и другие направления, непохожие на традиционные религиозные направления. В таких концепциях объединяются компоненты, вытекающие из различных религий, вместе с вненаучными и научными познаниями. Такой религиозно-философский синкретизм можно наблюдать в таких направлениях, как гностицизм, александрийская философия, теософия, в частности, теософия Блаватской, антропософия Агни-Йогу Рерихова или Рудольфа Штейнера. Основываясь на синкретических религиозно-философских учениях, начали появляться религиозные движения. Например, основываясь на Блаватской теософии, появилось больше ста эзотерических религиозных движений.
Синкретизм – это принцип, по какому определяется, как человек относится к окружающему миру, к себе самому, как он относится к воспроизводимой деятельности. Он является сущностной характеристикой не расчлененности модальностей, в нем отсутствует понимание того, как мир различается, различные явления от логических дуально направленных оппозиций в одновременном полном беспорядке (то есть отсутствие логических запретов) в определении явлений, соотнесение их с каким-то из полюсов оппозиции основываясь на принципе все и во всем.
Такая идея с первого взгляда кажется весьма абсурдной. Потому что, в самом деле, как может быть возможным произвольное разделение мира на категории добра и зла, например, и в то же время полагать, что такое различие свойственно реальному миру. Но такая бессмыслица возможна при одном обстоятельстве: если, по такой логике, каждое явления мира является оборотнем, то есть оно не есть тем, чем является, оно имеет способность превращаться во что-то совершенно другое, чем оно есть подлинно.
Такое явление происходит, когда человек мыслит по инверсионной логике. Например, в различных культурах есть такие толкования: камень может быть тотемом, медведь – братом, живой волк может оказаться убитым человеком, попугай – просто человеком, работник – вредителем и так можно продолжать до бесконечности.
Философское мышление позволяет людям так полагать, поскольку есть отличие в культуре, как накопленному опыту человечества, народа и опыта самой личности и видимости явлений. Это позволяет каждому человеку каждый день интерпретировать каждое явление, которое есть для него значимым в представлениях культуры, при условии, если такое явление поддается сопоставлению, соотнесению с определенным компонентом этой культуры, а его значение «проигрывается» каждым полюсом оппозиции. Значение такого явления все время перекручивается в голове, в деятельности человека, происходит стабильно постоянное осознание и переосмысление.
Если у человека не было бы такой способности, он бы ни был человеком с философским мышлением.
Синкретизм является сущностной характеристикой социальной, культурной, философски наполненной жизни, сформированной стремлением человека, соединится с важнейшим для него природным и социальным ритмами. Он не есть самостоятельным, отдельным от социального целого ответственности человека. Для него свойственно анализировать каждое различие через серьезность опасности отлучения, обрезание связи с космосом, окружающим миром, с самим собой и своей душой.
Синкретизм выявляется, как причина дискомфортного ощущения состояния, стимул к большей активности, ориентированной на инициацию и партиципацию, присоединение к единому целому. Синкретизм не отличает всеобщее от единичного. Существенное единичное явление является для человека сигналом, которыми вызываются в сознании отдельные нерасчлененные общие системы соображений и представлений. Здесь также понимается тяготение к возвращению, к прошлому, в основном через страх перед отделением от целого, направленность на возвращение к тотему, вождю, социальному порядку. Как раз это представляет основу синкретического человечества, которое если отошло от философии синкретизма, то, по крайней мере, не пыталось, используя его основания, вернутся к такому государству, которое основывается на жречески-идеологической направленности.
Религиозный синкретизм
В религии данное явление означает смешение и неорганичное сочетание разнородных религиозных направлений, культовых положений и вероучений в процессе взаимодействия религий в историческом развитии, например, синтоизм.
Синкретизм в религии является звеном соединения разнородных религиозных учений антропологического и космологического характера.
Понятие религиозного синкретизма с его границами применения в религиоведении является предметом дискуссии. Имеется такая точка зрения, согласно которой все религии существуют, как синкретические, потому что в результате их развития обнаружились влияния из других религий. Чтобы справиться как-то с предметом данной дискуссии, с целью решения, осуществляется дифференциация внутри самого понятия по различным характеристикам, учитывая уровень синкретизма.
Также есть спорным вопрос о том, являются ли термин «религиозный синкретизм» и понятие «двоеверие» (соединение основной веры и компонентов из других верований) синонимическими. В современном мире к этому понятию относятся как негативно, так и позитивно, зависимо от того, в каком направлении о нем говорится, в религиозной или научной традиции.
Православные богословы считают религиозный синкретизм внешним, искусственным и неорганическим соединением не соединяемого, без ясной и четкой характеристики духовных оснований, считают его несогласованным относительно содержания привлекаемых фрагментов.
Публицисты термин «религиозный синкретизм» употребляют иногда в значении религиозной всеядности.
Также стоит обратить внимание на то, что необходимо делать отличия между понятием религиозного синкретизма и религиозного плюрализма, который подразумевает спокойное сосуществование или разделение областей влияния и воздействия между некоторыми отдельными конфессиями или несколькими религиями без их слияния.
На протяжении всей долгой истории религии было известное такое общекультурное явление, как религиозный синкретизм. От самой первобытной эпохи вплоть до современных новейших религиозных движений. Он выражается в соединении разнородных вероучительных научений и культовых положений из различных религиозных направлений, определяя основные положения вероучений.
Исторически сложилось так, что в эллинистических религиях синкретизм имел очень широкое распространение в государстве инков, в то время как инкорпорация богов на побежденных землях в собственное религиозное поклонение поддерживалась даже на уровне государственной политики.
В период раннего Средневековья обширное распространение приобрело направление манихейства, которые впоследствии проявившее влияние на распространенную средневековую синкретическую ересь.
В период Нового времени начала появляться масса различных синкретических религиозных направлений. Из тех, которые недавно возникли и получили широкое распространение религиозных направлений, для которых свойствен религиозный синкретизм.
Китайский религиозный синкретизм находит свои истоки из древней истории. Тысячелетняя война между сторонниками конфуцианства, религиозного даосизма и буддизма демонстрирует, что никакое из этих учений неспособное стать одним-единственным, чтобы вытеснить конкурентные направления из этой специфической сферы. И ни одно из этих течений в то же время не было монотеистические направленной религией, соответственно это предполагало возможность компромисса. Таки образом, примерно в период примерно конца эпохи Тан сформировался китайский религиозный синкретизм. Это уникальное направление, соединяющее все религиозные учения, и в котором для конфуцианства была предложена социология и политическая мораль, для даосизма – повседневные, волнующие людей житейские запросы, для буддизма, впитавшего наследие и опыт от древней даосской философии, оставалось учение о смысле и вопросах жизни, кроме этого, буддизм занимался утешением угнетенных и мирооправданием. Хоть и присяжные служители представленных трех философско-религиозных течений продолжали между собой ссориться, но в головах обычных верующих вполне свободно ладили все три со своими пантеонами. Такая же самая синкретическая система верований сложилась и в других странах с характерной китайской культурной сферой, только даосизм у них заменялся местными языческими верованиями, например, в Японии – это был синтоизм.