В древнем китае гейши. Китайские куртизанки: как их искусство пришло в Японию
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Голливудские гейши не удовлетворили Китай и Японию. В древнем китае гейши


как их искусство пришло в Японию — apsara-journal.ru

Знаменитые гейши из Страны Восходящего Солнца известны всему миру, но мало кто знает, что их традиция родилась совсем не в Японии, а в соседней древней Поднебесной. Как же это получилось — попробуем выяснить в этой статье.

Китайская гейша

Почти во всех культурах женщины продавали «свои улыбки», впрочем, как и все тело. В Китае юэцзи (yueji) — музыкальные исполнительницы или, дословно — «музыкальные куртизанки», существовали по меньшей мере две с половиной тысячи лет назад во времена Конфуция — за двадцать три столетия до появления гейш в Японии. В отличие от современных проституток, предлагающих только тело, китайские «музыкантши» несли в мир аристократии высшее искусство музыки и танца. При дворах императоров и знати эти молодые девушки, отобранные за талант и красоту, существовали лишь до тех пор, пока могли очаровывать. В конце трагического пути, когда лица красавиц покрывались морщинами, в лучшем случае их жизнь заканчивалась в буддийском монастыре. Впрочем, некоторые из них чудом превращались в знатных дам и даже императриц.

При династии Мин (1368-1644) эти утончённые, талантливые, но ещё «запрещённые» женщины, называющиеся теперь минцзи (mingji) — «престижные куртизанки», становились законодательницами моды своего времени, как топ-модели или звезды экрана современности. От их изысканных познаниях в музыке, поэзии, рисовании, каллиграфии и, конечно, спальне сходили с ума состоятельные купцы, высшие чиновники, выдающиеся ученые и даже знаменитые монахи. Их возможные клиенты соревновались между собой за благосклонность прославленных куртизанок. Женщины всех сословий подражали манерам утонченных красавиц и копировали стиль их одежды и причёсок.

Большинство из этих девушек рождались в привелигированных семьях, но теряли статус по стечению роковых обстоятельств — смерти родителей, преступления члена семьи, банкротства или похищения. Разрушенная семья порой стояла перед безумным выбором: продажи дочери или голодом. Но для большинства этих падших женщин была небольшая надежда — самые решительные и находчивые из них умели воспользоваться системой для достижения власти и статуса. Наиболее известной из них стала Сай Цзиньхуа — Золотой Цветок, которая, будучи обычной проституткой из чайного дома, стала женой посла, а позже — любовницей самого высокопоставленного европейского генерала, находящегося в Китае. Она использовала своё влияние, чтобы остановить мародерство европейских солдат на своей родине, и даже спасла жизнь императрице.

В отличие от современности, проституция в Китае была не просто сексом, устроенным в гостиничном номере, а неторопливым продуманным взаимным соблазнением, в котором привлекательность мужчины не измерялась выпуклостью его сундука с золотом, но познавалась в его утонченных беседах и художественных достижениях. Собственно к сексу могло привести длительное и необычайно дорогое ухаживание — подарки ювелирных изделий, щедрые банкеты, азартные игры и другие развлечения, принятые в чайном доме. В то же время минцзи распаляла воображение клиента, поддразнивая его желание не только кокетливыми фразами и языком тела, но и художественными умениями — такими, как сочинение стихотворений, игре на музыкальных инструментах — пипе и цине, демонстрацией каллиграфии. Умение соблазнять возводилось в ранг искусства.

Японская куртизанка 

Принц Сётоку-тайси, захвативший в конце седьмого века власть в Японии, начал проводить политику сближения с Китайской Империей. Сётоку регулярно посылал в Китай послов, пригласил в страну китайских ремесленников, молодежь начал отправлять учиться в Поднебесную. Кстати, именно в одном из писем посольства вместо старого названия страны Ямато принц впервые использовал слово Япония — что дословно и означает «Страна Восходящего Солнца», на которую китайская цивилизация оказала огромное влияние: был введён китайский календарь, претерпели изменения государственный устрой и законодательство, в страну пришла китайская письменность, поэзия и придворные традиции. Китайские монахи принесли в синтоистскую Японию буддизм, а китайские куртизанки — свою уникальную культуру. Немногие знают, но даже название первых японских куртизанок позаимствовано из китайского языка. Изначально слово «таю» (сокращённое от «но-таю»), обозначающее куртизанок Японии, входило в словарь терминологии актеров китайских традиционных театров Но, и значило примерно «лидирующий артист». Итак, если традиция куртизанок в Китае появилась, то в Японию она была принесена.

Как же обидно, что пока традиция гейш еще несколько столетий продолжала с местными особенностями развиваться в Стране Восходящего Солнца, великолепные китайские куртизанки с их утонченным искусством ушли в историю с Великой Китайской Революцией. Несмотря на заявления Мао Цзедуна о ликвидации проституции, на самом деле была уничтожена только их культура. Сегодня китайские цзи — лишь проститутки, которые продают только тело, даже не улыбку.

Куртизанки же древнего Китая обучались четырём главным изысканным составляющим искусства — музыке, рисованию, каллиграфии и поэзии. Они играли на чжэне — шестнадцатиструнной цитре, пипе — лютне с четырьмя струнами, пели оперные арии. Некоторые куртизанки специализировались на магии и акробатике. Во времена династии Хань (206 до н.э.-220 н.э.), некоторые из них были знамениты хождением по канату с демонстрацией сальто назад. Страховочной сетки внизу не было, стояли лишь остро наточенные мечи, направленные на куртизанку, готовые убить, если она падала.

Для всех куртизанок, как бы ни были они художественно искушены и одарены, флирт был основным необходимым искусством. От них требовалось ходить маленькими элегантными шажками, называемыми «лотосными», мечтательно играть глазами или, наоборот, пристально смотреть «в душу» клиента; дарить кокетливые улыбки, показывая или пряча зубки-жемчужинки; подавать тело вперед, заманивая мужчину, в то же время следуя буддийскому принципу «предлагая тело, проповедуй дхарму».

Перед зеркалом куртизанки привлекательно укладывали волосы, делали модный макияж, а также тренировали выражение лица: восхищение, удивление, влюбленность, застенчивость, даже жалость. Тем не менее, все эти уловки служили лишь одной цели — увлечь очарованного клиента в спальню…

Глядя на современных японских гейш, трудно догадаться, что они — носительницы именно этих древних китайских традиций. Конечно, они не продают тело, как первые японские куртизанки. Они продают своё искусство и… улыбку.

Китайские гейши: шуюй, чансань, sing-song girls — здесь.

Мемуары… кисэн: 10 фильмов, похожих на «Мемуары гейши» — тут. _____________________________© apsara-journal.ru

apsara-journal.ru

Китайская медицина в руках китайских гейш

Пять тысячелетий китайской цивилизации донесли до наших дней многочисленные секреты красоты и здоровья. Рецепты, основанные только на природных дарах, вполне применимы для представительниц прекрасного пола любой национальности. Аристократки из Поднебесной умели прекрасно ухаживать за собой. Каждая из них, находясь в условиях жесткой конкуренции, должна была каждый день быть неотразимой, чтобы хозяин вечером выбирал только ее.

Надо сказать, что в Китае вплоть до двадцатого века богатые имели право иметь по несколько жен. И немаловажную роль для мужчин-многоженцев имели особые настои трав и чай, которые им готовили жены. Чайная культура здесь была доведена до совершенства. Считается, что китайские монахи раскрыли многие тайны сбора и заваривания чайных листьев. Они даже культивировали особые сорта. Именно чай считался напитком для достижения физического бессмертия.

Позднее исследования ученых показали, что даосские искатели бессмертия использовали в своей практике чай пуэр.

Однако китайские красавицы, как в древности, так и сегодня, дают предпочтение зеленому чаю. Издавна считалось, что он сохраняет молодость изнутри. И современная наука тоже это доказала. В зеленом чае много антиоксидантов – веществ, препятствующих старению клеток. Наглядный эффект проявляется, в первую очередь, в состоянии волос и кожи.

Но в зеленом чае много и других полезных составляющих. Однако более целебным, особенно при женских болезнях, считался чай из особого гриба. Сегодня этот гриб дошел и до России. Он выделяет самый лучший в мире антибиотик, вернее, квинтэссенцию пяти веществ, убивающих микроорганизмы. Традиция его выращивания есть даже в самых древних манускриптах.

В древнем китайском трактате о чудодейственных лекарственных растениях упоминается также «божественная трава» или гриб бессмертия – линджирейши. Этот уникальный древесный гриб укрепляет иммунитет и усиливает сопротивляемость к появлению опухолей. Почти мистическим свойством линджирейши считается его способность усиливать силу духа, повышая позитивный настрой. Для императоров и аристократов китайские лекари в древности готовили из него отвар долголетия и абсолютного здоровья. По их мнению, напиток восстанавливал гармонию между энергиями инь и ян. Но самое главное: в сочетании с женьшенем гриб линджирейша становился эликсиром вечной молодости.

Древнекитайские летописи свидетельствуют, что два тысячелетия назад на Земле появилось растение, дарующее бессмертие. В горах жил колдун по имени Женьшень. Он умел превращать людей в растения и животных, но никому не рассказывал об этом. Однажды великий учитель ЛаоДзы – основатель учения Дао – узнал о сверхъестественной силе Женьшеня и открыл людям его приметы. Женьшеню пришлось бежать. В конце концов, он оказался в глухом Уссурийском краю, где по своей воле превратился в чудесное растение, корень которого очень похож на фигуру человека.

Китайцы верят, что в пору цветения женьшеня бывает одна волшебная ночь, когда от растения исходит необычный яркий свет. Выкопанный в это время корень женьшеня способен не только вылечить человека от любой болезни, но и воскресить мертвого. Однако еще никому не удавалось в эту ночь добыть корень бессмертия, потому что в эту ночь его охраняют Дракон и Тигр. Но, тем не менее, этот корень является сильнейшим в природе средством, продлевающим жизнь и здоровье.

Поиски корня женьшеня – это особенное таинство. Существует легенда, что один из сборщиков пожалел корешок и не стал его выдергивать. Задремав на поляне рядом с женьшенем, он увидел диковинный сон: женьшеневые человечки завели вокруг него хоровод, и стали наперебой объяснять, при каких болезнях можно пользоваться этим «корнем жизни».

Современной науке удалось открыть секретный механизм действия женьшеня. Оказывается, что растение подстегивает организм к выработке сиртуина – белка, который выводит накопившиеся за долгие годы в организме токсины и яды. Поэтому настойки из женьшеня готовили для своих мужей самые мудрые красавицы Востока.

Невероятно, но тысячелетия назад люди уже знали, как на генетическом уровне повлиять на здоровье. Тогда как современная наука открыла ген Фокса, отвечающий за старение, совсем недавно.

Мало кто знает, но в Поднебесной была очень развитая медицина. Более того, древние способы исцеления порой лучше современных методов. Лекарства создавались с помощью природных средств. Причем лекари дошли до этого не интуитивно. Складывается впечатление, что наука врачевания им была дана уже в готовом виде, и с веками люди только теряли эти знания. Так, фармацевтика до сих пор не смогла создать ничего более сильного, чем экстракт женьшеня.

В природе существует еще один чудодейственный корень. Это имбирь. Первые археологические находки, свидетельствующие о его использовании, были сделаны в гробнице Хань в Северном Китае. Они относятся ко второму веку до нашей эры. В захоронениях были найдены мешочки с остатками сухого порошка имбиря, которые клали с покойниками в их путешествие в мир иной. В духовных восточных обрядах считалось, что корень имбиря очищал тело умершего и подготавливал его к общению с богами.

Лечебные свойства этого пряного корня с оригинальным вкусом проложили ему дорогу и в медицину. Великий китайский мыслитель Конфуций ежедневно употреблял его в пищу, причем, непременно в сыром виде. Конфуций восхищался его удивительными свойствами, особенно, за улучшение памяти, интеллекта.

Имбирь обладает еще одним удивительным свойством. Считается, что его употребление гарантирует семейным парам рождение мальчика. Молодые китаянки, готовящиеся подарить мужу первенца и наследника рода, клали имбирь буквально во все блюда.

А еще китайцы – чемпионы по потреблению акульего мяса. Удивительно, но у акул никогда не бывает опухолевых заболеваний. Кроме того, в хрящах этих морских хищниц содержатся вещества, препятствующие возникновению опухоли. И если человеку вводить эти вещества, то его организм начинает противостоять раковым клеткам. Акулье мясо китайцы считают панацеей от всех болезней.

Верховным властителям Поднебесной часто подавали и другое блюдо – из карпа. Эта рыба помогает поддерживать жизненные силы в организме. Китаянки, находящиеся в интересном положении, ели эту рыбу, чтобы донашивать ребенка.

И, конечно, китайские чаровницы не могли оставить в стороне и чудодейственные свойства обыкновенного риса. Рисовая мука входит во многие косметические средства, используемые на Востоке. Она помогает снять огрубевшие клетки и насыщает кожу витаминами.

Из хроник и записок средневековых аристократок до современников дошел один очень хитрый рецепт наложниц, которым они удерживали возле себя своих мужчин. Они использовали для этого силу граната. Этому фрукту в Поднебесной придавали огромное значение, а древние астрономы сравнивали его со звездным небом. Как и большинство фруктов, гранат накапливает энергию солнца. Но он, оказывается, так же впитывает и энергию Луны, что согласно китайской традиции дает идеальное соотношение женской и мужской энергии космоса – инь и ян. Издревле гранат назывался плодом страсти, который будит физические влечения. Считается, что для верности супруга жена должна в полночь разломить гранат пополам и с мужем съесть по половинке.

Многие осколки древних мудростей сохранились в Китае и сегодня, даже несмотря на атеистическую пропаганду, малограмотность и культурную революцию. Мало кто знает, что в Китае и сегодня есть гейши, хотя они и называются по-другому. На юге страны, где нравы посвободнее, существуют особые школы для девочек. Обучение в них очень дорогое, но воспитанницы этих заведений не только получают прекрасное образование. Их учат главному – умению обращаться с мужчинами. Часто на таких китайских гейшах, которые выходят замуж целомудренными, женятся миллионеры. Как правило, они становятся прекрасными супругами.

Древние секреты Поднебесной, доступные сегодня многим китаянкам, действительно могут сделать девушку из простой семьи настоящей принцессой. Но самое главное, что отличало всех выдающихся женщин китайской цивилизации — это непреклонная воля к победе и умение добиваться цели. И хотя китаянки за всю историю никогда не были равноправны с сильным полом, они известны как самые хитрые и дальновидные правительницы, которые внесли немалый вклад в величие Поднебесной.

https://www.youtube.com/watch?v=bs-nt9XVlw8

No related links found

tainy.net

Гейши в Китае

Гейша – это куртизанка. Такой стереотип достаточно прочно укоренился в сознании. И очень многие будут удивлены, когда узнают, что он ошибочен. Гейша – совсем другая профессия.

Первые гейши – мужчины

gejshi3

Итак, что же такое гейша? Само слово состоит из двух частей "гей"- "искусство" и "ся" – "человек", то есть, человек искусства. Так называют женщин, которые развлекают клиентов различными видами искусства: танцем, пением, беседой, независимо от темы разговора. Искусство гейши состоит и в том, чтобы уметь вести чайную церемонию – это является ее основным заданием. Многие будут удивлены, если узнают, что первые гейши были…мужчинами!

Профессия "гейша" родилась в Китае. Однако само это слово – японское. В Поднебесной относительно женщин этой профессии употребляется слово "цзи". Есть они и в Корее, но там их называют кисен. Хотя последние представительницы профессии все же подторговывали своим телом.

Цзи в Китае

gejshi1

Гейши в Китае назывались "опавшими цветами", а дома, где они жили - домами опавших цветов. В таких заведениях одновременно размещались и постоялые дворы, и увеселительные заведения, и рестораны. Многие из них не оказывали интимных услуг. В некоторых из них были определенные требования к посетителям: дресс-код, возраст, статус в обществе.

В гейши шли девушки из небогатых семей, чьи родители не могли содержать большое количество детей. Но принимали в профессию далеко не всех – лишенные красоты и грации "отбраковывались". Если же более удачливые претендентки, проходя обучение, которое длилось годами, не способны были освоить навыки, их перепродавали богачам служанками или даже в "дом терпимости". Искусство гейши постигалось годами.

Имидж

gejshi2

Ранее действовали каноны, которые определяли образ гейши. Лицо женщин поэтапно покрывалось дорогим кремом, разогретым воском и мелообразной пудрой. Этим достигался белый цвет лица напоминавший фарфоровую поверхность. На щеки наносили румяна - под цвет кимоно. Контуры губ формировали заново, рисуя вместо них маленький "бантик". Эта косметика страшно портила кожу.

Еще одна особенность внешнего вида – их прическа. Волосы укладывали в замысловатые конструкции, которые украшались многочисленными заколками и палочками. Поскольку такие услуги парикмахера стоили недешево, то женщины в течение недели ходили с этой прической, а спали, подкладывая под шею такамакуру – специальный жёсткий валик.

Традиционный наряд гейш – кимоно. Это страшно неудобное узкое платье, которое запахивается спереди, а сзади у женщин завязывается на бант. На ногах у них были деревянные сандалии в виде скамеечек или босоножки, покрытые лаком, на высокой и неудобной платформе.

Гордость и предубеждение

Стоит отметить, что "опавшие цветы" были набожными. В местных храмах для них обустраивали отдельный алтарь. Многие из них практиковали китайскую гимнастику и даже занимались боевыми искусствами.

Хотя "дома опавших цветов" отказывали в интиме клиентам, в обществе их обитательницы не пользовались уважением. И крайне редко, несмотря на то, что они в совершенстве постигли искусство гейши, они выходили замуж. Решив покончить с профессией, многие женщины уходили в торговлю или ремесла, которым их обучили в "домах".

familytravelers.ru

шуюй, чансань, sing-song girls — apsara-journal.ru

Куртизанок Китая часто называют «китайскими гейшами», даже не подозревая, что они появились на двадцать три века раньше гейш в Японии. Да и как назывались китайские куртизанки, положившие начало культуре развлекательниц во всей Азии, многие тоже не слышали. Итак, что же означает шуюй и чансань, и после чего шанхайские sing-song girls стали знамениты на весь мир — вы узнаете на этой странице.

Как называть китайских куртизанок? 

Нюйкуй (女傀, nükui) — «развлекательница», или дословно, «женщина-куколка» — так называли китайских куртизанок в древности, когда они только появились для украшения досуга китайских князей. Во времена династии Хань при дворе императора таких девушек звали просто «исполнительницами» (謳者, ōuzhě, оучжэ), «поющими куртизанками» (歌妓, gējì, гэцзи) или «поющими красавицами» (歌姬, gējī). Китайские аристократы также именовали древних китайских куртизанок «才子佳人» caizijiaren, цайцзыцзяжэнь – «прекрасные талантливые личности», но какого-то определённого термина для «девушек из весенних домов» (青楼女, qīnglóunǚ, цинлоунюй) вплоть до середины девятнадцатого века не было.

Только с 1851 года благодаря известной куртизанке Чжу Сулань элитных «развлекательниц» стали называть шуюй (书寓 shuyu), что литературно переводится как «рассказчица». Это были высокообразованные девушки, развлекавшие своим искусством исполнения песен, игры на музыкальных инструментах, сочинением стихов и игравших в опере. Как и гейши, они были артистками и не предоставляли сексуальных услуг, однако именно по этой причине уже в конце девятнадцатого века они стали терять популярность у жаждущих «продолжения банкета» богатых заказчиков. Примерно в то же время появился термин чансань (长三 changsan, чансань) — так стали называть элитных куртизанок, которые, кроме увеселения, начали предоставлять сексуальные услуги.

Чансань — «длинная трёшка»

Китайских чансань (长三 chángsān, дословно — 长 «длинный», 三 «три»), пожалуй, можно сравнить с куртизанками таю в Японии — это были очень красивые девушки редкого таланта, которые развлекали богатых мужчин беседой, пением и танцами, имея одного или нескольких состоятельных покровителей. Сам термин чансань изначально произошел от того, что эти куртизанки брали оплату в три юаня за украшение досуга и компанию, и ещё три — за ночь с заказчиком. Романы чансань с их покровителями были довольно продолжительными, и они не были проститутками в прямом смысле этого слова, а, скорее, любовницами. По большей части, их клиентами были женатые мужчины, но все же куртизанки иногда выходили замуж за своих покровителей.

Яоэр (幺二 yao er, «один два») — низший класс чансань (сравнимы с японскими ойран), которые брали один юань за развлечение своим искусством, и два — за ночь с клиентом.

Sing-song girls

С появлением термина sing-song girls связана забавная история — в конце девятнадцатого-начале двадцатого века многие западные путешественники и осевшие в Шанхае европейцы уже различали китайских проституток и куртизанок, но понятия не имели, как называть последних. На своём диалекте шанхайцы называли куртизанок 先生 (xisheng). Произносилось это слово как «sing-song», и, так как девушки, в основном, пели, то иностранцы и стали называть их «sing-song girls» («поющие песни девушки»). Окончательно этот термин закрепился благодаря знаменитому произведению писателя Хань Банчин «Шанхайские цветы» (1892), который в английском переводе назывался «Sing-Song Girls of Shanghai». Именно после этого ставшего известным романа во всем англоязычном мире китайских куртизанок стали именовать sing-song girls.

Шанхайские цветы

В Шанхае sing-song girls стали уникальной частью культуры этого города, что, в свою очередь, повлияло и на культурное развитие остальных частей Китая. Разделение Шанхая на многочисленные концессии, управлявшиеся совершенно разными культурными группами, давало куртизанкам свободу самовыражения без общественного осуждения. Провокативная манера поведения sing-song girls в определенной степени подорвала традиционные устои консервативной культуры Китая — если раньше по конфуцианским нормам считалось, что вышедшая замуж женщина не должна больше никого впечатлять и обязана скрывать тело, то теперь китаянки все больше стали подражать незамужним и свободным sing-song girls, предпочитавшим соблазнительную модную одежду. Более того, именно куртизанки изменили форму традиционного китайского платья ципао, сделав его более облегающим, укоротив рукава и показывая всю красоту неприкрытых ног в провокационно высоких разрезах по бокам.

Sing-song girls стали законодательницами новой моды и стиля в Шанхае и по всему Китаю — часто их специально приглашали на приемы к высопоставленным лицам, чтобы узнать последние модные тенденции в прическах и одежде. Именно sing-song girls стали первыми китайскими «звёздами» и топ-моделями в современном понимании — многие из них были настоящими знаменитостями, а бизнесмены мечтали заполучить sing-song girls для рекламы своей продукции — лица и точеные фигурки именно шанхайских куртизанок красовались на первых милых рекламных постерах и открытках Шанхая двадцатых-тридцатых годов прошлого века, которые мы рассматриваем с ностальгией сегодня.

Последняя китайская куртизанка 

Изысканная культура шанхайских sing-song girls была уничтожена Великой Китайской Культурной Революцией, но в наши дни китайцы бережно стремятся восстановить утраченное наследие, посвящая искусству шанхайских куртизанок произведения литературы и кино. Sing-song girls посвящено сегодня немало потрясающих книг, самые впечатляющие из которых — роман известной даже на Западе китаянки Эми Тан «Долина изумления», повествующий о жизни шанхайских чайных домов накануне падения китайской империи, и книга знаменитой гонконгской писательницы Минмэй Ип (Mingmei Yip) «Последняя китайская куртизанка» (или «Павильон Цветущего Персика»), рассказывающая о последних днях существования элитных китайских развлекательниц.

За экранизацию трогательных историй sing-song girls берутся даже именитые китайские режиссеры — например, легендарный Чжан Имоу, снявший потрясающий фильм «Шанхайская триада» (1995) с великолепной Гун Ли в главной роли. Картина повествует о самой красивой певице Шанхая, в прошлом обычной сельской девушке, превращённой боссом шанхайской триады в капризную гордячку с развязной походкой и омертвевшей душой. Лишь вынужденное бегство от мнимых ценностей западного мира позволяет красавице оплакать ту невинную девочку, какой она была когда-то. Вместе с ней режиссёр оплакивает славное прошлое своей родины.

Шанхайский ночной клуб «Рай» — живущий своей жизнью организм, роскошный и грандиозный, словно магнит, он притягивает к себе, одурманивая своей беспечностью и богатством, и красной нитью проходит через судьбы всех персонажей другой сильной картины — «Кровные братья» (2007). Первое появление восхитительной sing-song girl Лулу на сцене — блистательное и нежное, как и ее песня. Через главную героиню в исполнении хрупкой китайской актрисы Шу Чи можно увидеть изменения характеров мужчин, что окружали ее: опасный убийца становился кротким, босс мафии — заботливым, и даже простой деревенский парень превращался в настоящего джентльмена. Точно так же — еле уловимо, шанхайские sing-song girls, будучи образцом новой женской сексуальности, расширили границы традиционной культуры Китая, оставив в ней изящный неизгладимый след…

Китайские куртизанки: древнейшее искусство (18+) — здесь.

О русских куртизанках и танцовщицах в Китае начала 20го века — тут. ____________________________________© apsara-journal.ru

apsara-journal.ru

древнейшее искусство (18+) — apsara-journal.ru

Красные шелковые занавеси, полумрак чайного дома, приторно-сладкая мадам Вон в узком шелковом платье — такие увлекательные сцены мы видели в фильмах. Потому неискушенный зритель и привык думать, будто в Китае существовали лишь обычные девушки легкого поведения, развлекавшие клиентов в чайных. Но при этом мало кто знает, что китайские куртизанки вплоть до середины двадцатого века были прежде всего женщинами искусства – танца, пения, беседы. Так что же на самом деле представляло собой искусство куртизанок Китая, и сохранилось ли оно до наших дней? 

«Женщина-куколка»

Произошло это за двадцать три столетия до появления гейш в Японии. Кажется удивительным, но именно древний Китай положил начало традиции куртизанок в Азии. Во времена династии Восточная Чжоу (770 г. до н.э. – 221 г. до н.э.) в Поднебесной для услаждения слуха и взора китайских князей начали появляться специально обученные для этого девушки.

Объяснение этому явлению простое: патриархальный Китай закрыл жизнь женщины для посторонних — традиционно она проходила на женской половине дома, но ведь именно присутствие женщин могло обеспечить светским приемам легкую и непринужденную атмосферу. Оживлявшие такие приемы девушки и стали первыми китайскими куртизанками. А назывались они тогда «музыкантшами» — нюй юэ (女月), или нюй-куй (女傀), что дословно означает «женщина-куколка» (1). И это неудивительно – ведь китайские куртизанки были именно привлекательными «развлекательницами» в отличие от цзи – обычных проституток. «Вы можете попасть впросак, спутав куртизанку с проституткой», — писали в своих заметках западные путешественники, и с восхищением продолжали: «Помимо красоты и нежности, куртизанки поражают своей душой. Они умеют петь, танцевать, играть на флейте и гитаре, разбираются в истории и философии, выводят иероглифы».

Но китайские нюй юэ были не просто «развлекательницами» — певицами, танцовщицами, рассказчицами. Они задавали тон в области моды, образования, а подчас и могли хитроумно влиять на политику. Кроме того, некоторые из куртизанок слыли известными поэтессами, и слава о них выходила далеко за пределы Поднебесной. Для высокообразованных мужчин той эпохи интересные куртизанки были фактически единственной отдушиной в рутинной повседневной жизни.

«Женщин-куколок», способных поразить гостей своими талантами, богатые чиновники повсюду возили с собой. Для известного философа или важного чиновника было престижным содержать модную дорогую куртизанку – так он мог подтвердить свой статус в обществе.

Постепенно куртизанка стала неотъемлемой частью модного образа жизни, как в столице, так и в провинциях. Каждый город славился своими нюй куй. Высокообразованные «куколки» были самыми желанными гостями на всех народных празднествах и светских торжествах. Например, во времена династии Сун (960 – 1279 н.э.) присутствие куртизанки на брачной церемонии было обязательным — невесту в брачные покои вводили именно они.

Роль нюй куй с самого начала зарождения этого института оставалась преимущественно социальной, а сексуальные наслаждения, как правило, отодвигались на задний план. Куртизанки могли оказывать сексуальные услуги по своему желанию, но не это было главным. Это подтверждают и биографии самых известных китайских нюй юэ — их поклонники восхищались не соблазнительной внешностью, а отдавали предпочтение наслаждениям духовного порядка — интеллигентным беседам, философским рассуждениям, музыке, пению, танцам. Подчас известная дорогая куртизанка вовсе не блистала особой красотой. Секрет ее привлекательности состоял в ином. Поэзия, философия – когда куртизанки беседовали с гостями на эти возвышенные темы, они волшебным образом наполнялись особым ароматом притягательности.

“Мир ветра и цветов”

Чуть ли не богинями считали талантливых нюй юэ китайские аристократы, и не каждый мог добиться расположения такой девушки. Однако пока куртизанка не становилась известной и не выплачивала долг за свое обучение и содержание, она жила в «доме поющих девиц» (各管 geguan) (2) или, попросту говоря, в публичном доме. Девушки попадали в «мир ветра и цветов», как называлась сфера деятельности куртизанок, по-разному – некоторых продавали в этот бизнес родители, многих крали, а некоторые талантливые красавицы из обнищавших аристократических семей сами поступали на содержание в «дома цветов».

Тем не менее, в публичных домах нюй куй, талантливые и высокообразованные, находились на особом положении – они не испытывали никаких лишений и продолжали развивать свои природные таланты. Выплатить долг Дому мог покровитель «женщины-куколки» либо она сама, собственными усилиями, накопив достаточную сумму денег. Обретя свободу, многие нюй юэ открывали собственные дома-салоны, где принимали гостей. Кстати, тогда элитных куртизанок стали называть цзинлоунюй (青楼女 qinglounu) — «девушки из весенних домов». Некоторые западные миссионеры утверждали, что в императорском Китае такие дома находились за чертой города, но голландский историк Роберт ван Гулик отмечал, что это касалось лишь низкопробных борделей, но более респектабельные дома находились в черте города, а, например, увеселительный квартал Пинканли при династии Тан даже располагался неподалеку от императорского дворца.

Куртизанки были не проститутками, а, скорее – любовницами. Их отношения с мужчинами основывались больше на взаимной симпатии и, чаще всего это был единственный покровитель девушки. А во многих наиболее изысканных домах для куртизанок важно было хранить целомудрие, ведь главными обязанностями нюй куй было умение вести умную, веселую беседу, угощая гостей древними легендами и «солеными» анекдотами, услаждать их слух пением, музыкой и покорять изящными танцами. «Девушки из весенних домов» могли легко обыграть гостя в маджонг (мацзян) — китайской игры, напоминающей домино и покер одновременно, а также забавляли своей смекалкой в национальном увлечении китайцев — разгадывании шарад.

Как подобрать для себя выигрышный туалет, нужную прическу и грим – куртизанки прекрасно разбирались и в этом искусстве. Они пользовались рисовой пудрой и румянами, красили губы в вишневый цвет; на лбу, подбородке и щеках ставили черные и красные мушки. Полумесяц желтого цвета украшал лоб модницы. Хуансинянь – «мушка желтой звезды», так называлось это украшение. Этот обычай сохранялся при династии Мин, однако, в эпоху династии Цин он был предан забвению.

Длинными золотыми или нефритовыми спицами, дорогими подвесками, цветами, шелковыми бабочками нюй юэ украшали свои прически. Куртизанки ухаживали за кожей, придавая ей мягкость специальными ваннами с эссенциями масел и специальными травяными настоями.

Нюй куй пользовались противозачаточными порошками специальной рецептуры и прекрасно разбирались в довольно сложных рецептурах афродизиаков. Например, в повышающий потенцию состав «Трехдневное блаженство» входили: соя, пенис быка, свежий корень женьшеня и сушеная человеческая плацента. Конечно, китайские куртизанки великолепно владели и искусством соблазнения, а также обладали изощренными познаниями в искусстве «нефритовых покоев». В те времена оно строилось на знаменитых китайских эротологических трактатах, которые имели серьезный научный статус, и ставились в один ряд с традиционной медициной.

Любовница поэзии

Певица, поэтесса, танцовщица могла достичь в китайском обществе огромных высот, в чем мы можем убедиться на примере одной из самых прославленных куртизанок Поднебесной эпохи Тан – известной в то время поэтессы Сюэ Тао (薛涛) (768-831 гг).

Дочь уважаемого сборщика налогов провинции Сычуань рано проявила поэтический и музыкальный талант. «Ветви встречают птиц, прилетающих с севера и юга, листья шевелятся с каждым порывом ветра», — прочитал отец Сюэ Тао и расстроился – в первом стихотворении дочери он увидел ее склонность к сластолюбию. Оставшись после смерти отца без средств к существованию, Сюэ отправилась в город Чэнду, где куртизанкой первого разряда поступила в дом Храм Нежности. Помимо обладания незаурядными поэтическими талантами и интересной внешностью, девушка также пела, играла в шахматы, прекрасно разбиралась в математике, астрономии, каллиграфии, играла на музыкальных инструментах.

портрет Сюэ Тао художника Цю Ин (Qiu Ying)

Стихи Сюэ Тао были настолько необычны, что ей заинтересовался военный губернатор провинции Сычуаня Вэй Гао (745-805). Благодаря литературному покровительству военачальника слава о куртизанке распространилась по всей Поднебесной. Друзьями талантливой поэтессы были известные поэты той эпохи, Бо Цзюйи (白居易) (772–846) и Юань Чжэнь (元稹) (779-831), а последний одно время был ее любовником. Все трое вели переписку в стихах до конца своей жизни.

После смерти своего покровителя Сюэ Тао обрела немыслимый для женщины той эпохи уважаемый свободный статус. Несмотря на то, что профессия куртизанки была законной, а ученые мужи восхищались талантами высокообразованных нюй юэ, приличным это занятие назвать было нельзя. Для женщины в Китае того времени единственной возможностью иметь приличный статус было замужество, и подыскать себе мужа по окончании карьеры было крайне важным для куртизанки. Независимо живущая женщина подвергалась осуждению, но талант Сюэ снискал такую славу, что поэтесса сломала даже эти мощные социальные барьеры. Поселившись в отдельном доме близ Чэнду, куртизанка стала ревностным адептом дао и посвятила оставшуюся жизнь поэзии, написав в тот период немало прекрасных глубоких стихов. Изобретенный Сюэ Тао новый вид бумаги для письма прославил куртизанку еще больше, он и по сей день носит ее имя.

Дом-музей Сюэ Тао близ Чэнду

От танцовщицы до воительницы

Куртизанкам Поднебесной известные поэты посвящали стихи, а живописцы изображали их на своих полотнах. Одна из таких картин Тан Иня, художника эпохи Мин, «Дао Гу объясняется в стихах в любви Цинь Жолань» стала классикой жанровой живописи Китая. А скандально знаменитый эротический роман Ланьлиньского насмешника «Цветы сливы в золотой вазе», пусть и косвенно касающийся жизни куртизанок, довольно долго был запрещен в КНР. Не обошла эта участь и многие фильмы, рассказывающие о жизни куртизанок в Китае.

фильм «Рука»

Один из таких фильмов — драматичная новелла китайского режиссера Вонг Кар-вая «Рука» из трилогии «Эрос». Действие фильма происходит в Гонконге в конце пятидесятых. Название этой драме дает образ рук молодого портного, мечтающего прикоснуться к красивой куртизанке, и ее руки, доставившей ему неземное блаженство — именно так куртизанка встречает его в первый раз, чтобы он почувствовал ее для создания шикарных платьев.

Молчание, так свойственное фильмам Вонг Кар-вая, сопровождает все тридцать девять минут этой короткометражной новеллы, в которой показаны десять лет из жизни героев. В шестидесятых на юге Китая произошла вспышка пневмонии. Он преуспевает — она тяжело больна. Вечно ожидающий мужчина, теперь он покорно ждет окончания встречи возлюбленной с очередным клиентом не за перегородкой в ее роскошной квартире, а в убогом отеле. Именно там происходит финальная сцена. Молчаливая любовь дает свои плоды — в знак благодарности куртизанка еще раз доставляет влюбленному в нее мужчине наслаждение рукой. Но прикоснуться к ней ему так и не удается — теперь причина не в ее недоступности, а в смертельной болезни. Образ куртизанки великолепно воплотила на экране известная китайская актриса Гун Ли.

кадр из фильма «Рука»

«Три времени» — так называется другая атмосферная картина, с нежностью рассказывающая о жизни китайской куртизанки во второй своей части «Время свободы». Этот скромный шедевр, вошедший в число пятидесяти лучших картин за последнее десятилетие, повествует о последних днях существования китайских куртизанок накануне политических изменений в стране, и во всех подробностях атмосферно показывает неспешный быт и красоту чайного дома, где прекрасная образованная куртизанка в исполнении прелестной китайской актрисы Шу Чи постоянно ожидает своего возлюбленного.

кадр из фильма «Три времени» (часть вторая — «Время свободы» 1911)

Ещё один красочный фильм, главной героиней которого стала куртизанка — это шедевр Чжана Имоу «Дом летающих кинжалов». Зритель остается потрясенным сценой танца с фантастическим отбиванием фасолин о барабаны в исполнении изящной девушки, и ему трудно поверить, когда он узнает, кем на самом деле оказывается слепая куртизанка Сян Мэй. Выхватывая меч и пытаясь убить начальника полиции, танцовщица неожиданно предстает шпионкой, членом тайного общества «Дом летающих кинжалов», точно следующей хитроумному плану этой организации.Мы видим такое перевоплощение не случайно, ведь в домах терпимости зачастую принимались самые важные политические решения, порой судьбоносные для империи. Нетрудно представить, как смышленые куртизанки могли влиять на принятие таких решений — их профессия была отличным прикрытием для шпионажа. В фильме Чжана Имоу мы видим яркий образ куртизанки–воина, исполненный музой режиссера, хрупкой китайской актрисой Чжан Цзыи. Такая женщина-воительница имела возможность не только исполнять чью-то волю, но и могла выбирать собственную судьбу.

Прощай и здравствуй, конкубина!

С падением династии Цин (1644-1911 гг.) и установлением в 1911 году Китайской Республики искусство китайских куртизанок постепенно начало приходить в упадок и преобразовалось в явление обычной проституции и «институт вторых жен» — содержанок. Этот период существования последних нюй куй в Китае великолепно описывает китайская писательница Минмэй Ип в своем романе «Павильон Цветущего Персика». Многие, читавшие эту книгу, в один голос утверждают, что по глубине сюжета и описанию особой азиатской чувственности она намного превосходит знаменитые «Мемуары гейши». «Китайские куртизанки ушли в прошлое, и я хочу донести в современность их голоса», — говорит автор этого потрясающего романа.

Пять тысяч триста тридцать три куртизанки и проститутки были арестованы только в Пекине в первые же восемь недель после провозглашения КНР. Большинство из них было отправлено на перевоспитание в трудовые лагеря.Множество музыкальных поп-групп появилось десятилетием ранее благодаря основателю индустрии китайской популярной музыки композитору Ли Цзинхуэю. Но в сороковые это явление приобрело огромные масштабы. Группы состояли из молодых привлекательных женщин, которые пели и танцевали. И, хотя эта музыка была невероятно популярна, Коммунистическая Партия неоднократно предпринимала попытки запретить ее, а такие женские «Sing-Song»(3) группы официально ассоциировались с «желтой музыкой» или порнографией.

шанхайские куртизанки (эпоха Китайской Республики)

Шуюй, чансань, sing-song girls: куртизанки Китая — тут. 

В середине 1950х годов государственные публичные дома высокого ранга, как и обычная проституция, официально считались в Китае искорененными, но некоторые исследователи считают, что они продолжали существовать в скрытой форме, ведь девушки предоставляли сексуальные услуги членам партии в обмен на привилегии. «Где куртизанка, там коррупция», — до сих пор считают многие из китайцев и осуждают современных содержанок за деловую хватку, с которой те обменивают секс на деньги. Впрочем, просто «купить весну», как называется платная любовь в Китае, можно повсюду. В Поднебесной можно найти и подпольные чайные дома с проститутками, позволяющие почувствовать атмосферу далекого прошлого. Но, разумеется, ни изысканной беседы, ни завораживающих танцев в таких «чайных» вы уже не найдете.

Во время Культурной революции беспощадно уничтожались многие виды китайского традиционного искусства как пережиток буржуазного прошлого, что не могло коснуться и искусства куртизанок. В этот неоднозначный для китайской истории период было уничтожено даже простоявшее более тысячи лет надгробие знаменитой куртизанки и поэтессы Су Сяосяо (蘇小小) династии Ци, восстановленное только в 2004 году…

надгробие куртизанки Су Сяосяо

Можем ли мы считать, что в Поднебесной остались настоящие нюй куй? Может быть.Отголоском древних куртизанок, современными представительницами традиции нюй юэ в Китае, возможно, стали поэтессы, певицы, актрисы, танцовщицы, добившиеся успеха. Будучи объектом поклонения и подражания, эти привлекательные «развлекательницы», как правило, имеют прекрасное образование, разносторонний круг интересов и знают несколько языков. Расположения такой девушки может добиться не каждый — профессия современной нюй юэ дает ей достаточный заработок, и она может выбирать себе спутника жизни по душе. Но, главное, такая «женщина-куколка» без опасения быть осуждаемой и неприличной может посвящать свою жизнь искусству.

Лучшие фильмы о китайских куртизанках — здесь.

Гейши и китайские куртизанки: откуда пошла традиция — тут.

© apsara-journal.ru__________________________________________

При подготовке статьи использованы материалы книг Christian Henriot “Chinese courtesans in late Qing and early republican Shanghai” (East Asian History, 1994), Lu Yu “Readings of Chinese Poet Xue Tao” (University of Massachusetts, 2010), Jeanne Larsen “The Chinese Poet Xue Tao: The Life and Works of Mid-Tang Woman” (University of Iowa, 1983), Sue Gronewold “Beautiful Merchandise: prostitution in China 1860-1936” (Harrington Park Press, 1985), Gail Hershatter “Dangerous pleasures: Prostitution and Modernity in Twentieth-Century Shanghai” (University of California Press, 1997), Роберт ван Гулик «Сексуальная жизнь в Древнем Китае» (Петербургское Востоковедение, 2000) и сайта «Искусство кино» www.kinoart.ru

1) 女傀 (nükui) — «женщина-куколка», «марионетка», «развлекательница». Во времена династии Хань таких девушек называли 歌妓 (gē jì) – «поющая куртизанка», 歌姬 (gē jī)- «поющая красавица» и 謳者 (ōuzhě) – «исполнительница». Китайские аристократы также именовали древних куртизанок «才子佳人» caizijiaren – «прекрасные талантливые личности», но какого-то определенного термина для «девушек из весенних домов» до середины 19 века не было. Только с 1851 года благодаря куртизанке Чжу Сулань элитных «развлекательниц» стали называть шуюй (书寓 shuyu). Термином чансань (长三 changsan) в конце 19го века стали именовать элитных шуюй, которые, кроме увеселения, могли предоставлять сексуальные услуги.

2) По мнению ван Гулика, именно такие дома и назывались «чайными».

3) Многие западные путешественники различали проституток и куртизанок, но понятия не имели, как называть последних. Они лишь знали, что те пели — так и появился термин «Sing-Song Girls». По другой версии, шанхайцы называли куртизанок 先生 (xisheng — на диалекте У). Это произносилось как «sing-song», и, так как девушки, в основном, пели, то иностранцы и стали называть их «Sing-Song girls». Этот термин закрепился благодаря знаменитому произведению Хань Банчин «Sing-Song Girls of Shanghai» (1892).

apsara-journal.ru

Голливудские гейши не удовлетворили Китай и Японию :: Культура

Американцы обидели японцев, заявив, что у них нет актрис, подходящих на роли гейш. Китайцы оторопели – их главный секс-символ спит за деньги с японским мачо, нанося удар по национальному самолюбию

Мемуары гейши (Memoirs of a Geisha) США, 2005Режиссер: Роб МаршаллВ ролях: Чжан Цзийи, Кен Ватанабе, Кодзи Якусе, Мишель Йео, Каори Момои

Тем, кто читал роман Артура Голдена с одноименным названием, очевидно, будет приятен тот факт, что "Мемуары гейши" – редкий фильм, почти не перевирающий первоисточник. Правда, в конце, в послевоенных сценах, сюжет изрядно "американизируется", что вызвало протест у азиатской общественности. Американские критики пишут, что фильм вызвал негодование и в Японии, и в Китае. Мало того, что главные роли исполнили китаянки, кино еще и снято в Калифорнии, а не в Киото – традиционном месте обитания гейш.

В японском языке "гейша" означает "искусная", и девушки видят себя продолжательницами таких традиций, как чайная церемония, икебана и поэзия. Традиционно японки настаивают, что в невероятном мире "цветов и ив" богатые мужчины платят за их таланты и за культурную беседу, а не за сексуальные услуги. И бестселлер Артура Голдена 1997 г., и новый фильм повествуют о том, как молоденькие гейши, только осваивающие азы мастерства, продают свою невинность тому, кто больше заплатит. А это, по словам гейш, оскорбляет их профессию.

Экранизацию "Мемуаров гейши" долгое время собирался снять Стивен Спилберг, заявивший что "верит в любовь с первого взгляда, а роман повествуют именно об этом". Права на экранизацию Спилберг приобрел еще 8 лет назад, а в 1998 г. объявил о намерении приступить к съемкам. Впрочем, его мечты так и не реализовались: будучи "заигранным" в многочисленных проектах, Спилберг на этот раз удовлетворился ролью продюсера. Режиссером картины был выбран Роб Маршалл, для которого эта работа стала первой после оскароносного триумфа "Чикаго".

На роль главной героини пригласили китаянку Чжан Цзийи, ставшую в последние годы главным секс-символом азиатского кино. Широкой публике эта нежная красотка знакома по картинам "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", "Герой", "Дом летающих кинжалов". Надо сказать, что внешние данные китайских актрис и впрямь впечатляющи, а неискушенному зрителю-неазиату национальные особенности лиц китаянок совершенно не мешают узнавать в них чистопородных японок. На это, собственно, авторы и сделали ставку. В мелодраме ведь важно, чтобы зритель мог влюбиться в героинь точно так же, как это делают герои, – и тут внешность актеров важнее, чем высшее образование.

Бюджет "Мемуаров гейши" составил $90 млн, которые вылились в обилие цветов на экране и кадры небывалой красоты. Музыка стала, как и подобает всякому фильму про любовь, одним из главных действующих лиц – саундтрек написал обладатель пяти оскаровских статуэток Джон Уильямс. Съемки прошли в Лос-Анджелесе, так как фильммейкеры решили, что район гейш в Киото, Гион (место действия романа), слишком современен и не подходит для передачи атмосферы 20-30-х годов прошлого века. Некоторые сцены снимали в японском саду Hakone, в чайных кафе, где съемочная группа умудрилась испортить внушительное количество дорогих и редких японских ковров ручной работы.

Сюжет "Мемуаров" изложен от лица знаменитой гейши Саюри, которая маленькой девочкой была отдана в услужение в публичный дом. Расцветая, она познает все тайны древнейшей профессии, становясь постепенно непревзойденным мастером тонкого искусства. Мужчины лежат у ее ног, она способна овладеть сердцем каждого, за исключением того единственного, которому сама отдала свое сердце. Достигшая совершенства в искусстве обольщения, Саюри влюбляется в могущественного чиновника – Председателя, который, как и положено по законам романтической драмы, ей не принадлежит. Тайну своей страсти очарованная японка осмеливается доверить лишь страницам дневника, поскольку первый закон гейш гласит: ты не имеешь права на желания и чувства. Гейша работает для мужчин – всех сразу; любить кого-то одного ей запрещено. Однако героиня нарушает условия договора. В этом и состоит главный конфликт истории. К нему примешиваются все прочие составляющие грамотно выстроенной мелодрамы: соперничество, зависть, страсть и одиночество.

Несмотря на красоты и японский колорит, национальной гордости жителей Страны восходящего солнца был нанесен сокрушительный удар. Все актрисы, исполняющие главные роли: Чжан Зийи, Мишель Йео (бывшая девушка Джеймса Бонда) и Гун Ли – по национальности китаянки. Такой подбор актрис вызвал гнев и в Китае, где на одном из веб-сайтов Чжан Зийи подвергалась нападкам за роль "японской проститутки" и любовницы японца в исполнении красавца-мужчины Кена Ватанабе. "Это просто отвратительно – спать с японцем за деньги. Она унизила всех китайцев", – написал один из посетителей.

Знаменитый китайский режиссер Чен Кайге, автор фильма "Прощай, моя наложница" (1993), заявил: "Китаянки не могут играть гейш. Это вековая традиция японской культуры. Как они ходят, как держат веер, как улыбаются, как смотрят на человека – для того, чтобы все эти жесты и выражения лица выглядели правильно, надо вырасти в Японии. Но американским продюсерам, должно быть, наплевать на это".

Стоит также отметить, что Роб Маршалл слишком вольно отнесся к этнокультурным особенностям материала, видимо решив, что раз фильм по американскому роману, то и упираться в детали и оглядываться на достоверность не стоит. В угоду западному вкусу кимоно героинь чересчур сексуальны; кроме того, создатели фильма не стали использовать традиционный бледный макияж гейш, который иностранцам мог бы показаться страшноватым и непривлекательным, а довольствовались современными достижениями парфюмерии.

В прокате с 19 января

utro.ru

Кто такие гейши? История возникновения гейш :: SYL.ru

Искусство гейши – это целая наука, изучать которую девушки должны на протяжении всей своей жизни. А начиналось такое обучение с раннего детства. Большинство людей предполагают, что гейша и представительница древнейшей профессии в мире – это одно и то же. На самом деле такое мнение ошибочно. Кто такие гейши? Фото этих девушек демонстрируют нам хрупких японских красавиц с фарфоровым личиком (правда, это заслуга скорее визажиста, нежели природы). Ниже мы познакомимся с некоторыми особенностями этой необычной профессии. Но для того, чтобы понять и, возможно, разгадать все секреты гейш, необходимо знать историю их возникновения.

Кто такие гейши?

Дословный перевод слова «гейша» – «человек искусства». И это утверждение недалеко от истины. Дело в том, что настоящая гейша должна уметь играть на музыкальных инструментах, петь, хорошо танцевать, а также проводить чайную церемонию. А ведь это не так просто. Традиционная церемония включает в себя множество деталей, забывать о которых нельзя. Ну и, несомненно, гейша должна обладать искусством соблазнения. При этом уровень мастерства должен быть настолько высоким, чтобы мужчина сам не заметил, как очаровался своей спутницей. И конечно же, он не должен заподозрить, что милая девушка всего лишь выполняет свою работу. Для мужчины все чувства должны быть реальными.

Для чего нужны гейши?

На сегодняшний день известно, что изначально гейшей называли мужчину-актёра. Основная его задача состояла в том, чтобы развлекать публику. Постепенно в эту профессию начали приходить женщины, и очень скоро они забрали у сильного пола это занятие. На сегодняшний день это исключительно женская профессия.

Кто такая гейша в современном мире? Главная её обязанность – быть «хозяйкой», или «распорядительницей», в чайном доме, где собираются мужчины. Гейша должна устроить для них чайную церемонию в соответствии со всеми правилами. Кроме того, она обязана развлекать гостей песнями, танцами, игрой на музыкальных инструментах. Таким образом, гейшу приглашают в первую очередь для того, чтобы разнообразить досуг мужчин. При этом об интимных услугах речь не идет. Благодаря своим талантам и умению вести беседы гейша умеет сделать так, чтобы мужчина захотел вернуться в чайный дом ещё раз. И это тоже её обязанность.

Гейши. История возникновения профессии

На протяжении всего времени существования этой профессии её окружали многие слухи и домыслы. Поэтому сейчас достаточно трудно определить, кто же стал первой гейшей и почему такая мысль пришла в голову мужчине. Обратимся за разъяснением к истории. Существует легенда о причине появления первой гейши. Она гласит, что основателем этой профессии был советник при императоре. Поскольку владыка отличался довольно крутым нравом и вспыльчивым характером, советнику часто приходилось развлекать его песнями, танцами и интеллектуальными беседами. Со временем об этом узнали во всей Японии, и в стране стали появляться так называемые тайкомочи – артисты. Главная их обязанность состояла в том, чтобы развлекать гостей. Наибольшей популярностью такие услуги пользовались у самураев. Но почему же этими артистами были представители сильного пола? Дело в том, что женщин в те времена считали недостаточно умными для того, чтобы поддерживать разговор с мужчинами. Однако очень скоро ситуация изменилась.

Нередко вместе с мужчинами-тайкомочи самураи приглашали куртизанок, которые назывались «таю». Однако в центре внимания все чаще находились мужчины, а таю оставались ни с чем. Именно поэтому куртизанки решили попробовать себя в этой профессии. Так в Японии впервые узнали, кто такая гейша.

Правила поведения гейши

Как известно, профессия гейши в Японии имеет официальный статус. Однако поначалу, когда она только появилась, не существовало строгих правил, контролирующих поведение таких барышень. Учитывая, что первыми гейшами были куртизанки таю, несложно будет догадаться, что они могли провести ночь с мужчинами за определённую плату, но только по обоюдному согласию. Однако уже в конце XVII века был создан специальный орган – «кэмбан», основной функцией которого было регулирование работы гейш и выдача им регистрации. Начиная с этого времени девушкам, которые хотели освоить интересную профессию, строго запрещалось предоставлять клиентам интимные услуги. Мужчины, которые знают, кто такие гейши, подтвердят, что они кокетничают и заигрывают. Однако это делается лишь только для того, чтобы представители сильной половины человечества чувствовали себя раскрепощено и уверенно. Однако гейша точно знает, где нужно остановиться, и никогда не позволит себе переступить черту. Исключением могла быть только церемония выбора покровителя – данны. Гейша могла даже родить ребенка своему покровителю. Но так было когда-то. Современные гейши больше не поддерживают эту традицию.

Школы для гейш

Гейши, несомненно, должны обучаться своей профессии. Сейчас для этого требуется пять лет, хотя раньше необходимо было потратить 25. Девушек, которые желали научиться этому искусству, называли майко. Обучение проходило в чайном домике, который содержала око-сан. В переводе это слово означает «матушка». Так почтительно девушки-практикантки называли свою учительницу. Содержательница чайного домика обязана взять на себя все расходы по воспитанию и обучению девушек. Их содержание включает в себя и покупку одежды гейши.

Чтобы совершенствовать свое искусство, майко должны работать в небольших чайных домах. За это они получают символическую плату от хозяйки своего учебного заведения (школа называется окия).

Одежда настоящей гейши

Одежда гейши, как и её макияж, созданы для того, чтобы подчеркнуть красоту и женственность девушки. Но на самом деле кимоно никак нельзя назвать самой удобной одеждой в мире. Его вес – около восьми килограмм. Кроме того, торс гейши дополнительно стягивается плотной тканью, так как в Японии идеалом считается девушка с небольшой грудью. Несмотря на то что этот наряд тяжёлый и неудобный, спина гейши должна всегда быть прямой. Для этого им под пояс помещают специальную доску.

Отдельного внимания заслуживает обувь. Походка настоящей гейши должна быть семенящей, поэтому сандалии сконструированы таким образом, чтобы не позволять ступне сгибаться. Для того чтобы полностью облачиться в свой наряд, нанести макияж и сделать прическу, гейше необходимо около пяти часов и не менее четырёх помощниц.

Причёска и макияж

Причёска гейши – это произведение искусства. Девушка не может уложить себе волосы самостоятельно. Традиционно это делают парикмахеры. Прическа гейши являет собой сложную конструкцию, уложенную так, чтобы шея была открытой. Для японцев она обладает особой эротической притягательностью. Чтобы пряди не выбились из прически, парикмахеры всегда использовали воск. Кроме того, девушки должны были спать не на подушках, а на специальных валиках, или подставках, которые в Японии называют такамакура. Эта необходимость также была связана с тем, чтобы сохранить причёску на более длительное время. Волосы девушек зачастую украшались лентами или цветами. Однако такие украшения имели не только эстетическое значение. К примеру, красная лента, вплетенная в прическу сзади вертикально, говорила о том, что гейша девственна.

Нанесение макияжа было важным этапом обучения гейш. В Японии особенно ценится белая кожа, без каких-либо следов загара. Этот цвет символизирует чистоту. Чтобы подчеркнуть белизну кожи, гейши наносят на лицо специальную вязкую краску. Возможно, японская традиция и считает это привлекательным, но девушка с таким макияжем не способна полностью открыть глаза. Впрочем, все лицо лишается мимики.

Умения настоящей гейши

Главными умениями гейши являются те, которые помогут им выполнять основные обязанности, т. е. проводить досуг с мужчинами. Гейша должна уметь вести чайную церемонию, правильно заваривать и подавать чай. При этом нужно учитывать, что видов чая довольно много, и каждый из них требует от гейши особого умения и подхода.

Кроме того, девушка должна была научиться вести беседу на любые интересующие мужчин темы, петь и танцевать для них. Особенно ценным считалось умение играть на музыкальных инструментах. Чем больше их видов могла освоить гейша, тем более популярной она была. Если же девушка не обладала особым музыкальным талантом, она должна была освоить хотя бы один вид музыкального инструмента. Чаще всего это был трёхструнный сямисэн.

Кроме умения развлекать публику, гейша должна также обладать приятной наружностью. Её учили правильно подбирать одежду и делать самостоятельно макияж, а также ухаживать за собой.

Как отличить гейшу от куртизанки

Не все люди в точности могут сказать, кто такие гейши и куртизанки, в чем их главное отличие. На самом деле здесь всё довольно просто. Нужно только присмотреться к одежде этих девушек. Кимоно каждой из них имеет специальный пояс. У гейши он широкий и завязан сзади пышным бантом. Дело в том, что гейши никогда не одевались самостоятельно. В этом им помогали старшие наставницы. Да и завязать правильно пояс кимоно на себе они не могли.

Куртизанки же одевались самостоятельно в спальне, поэтому не могли завязать такой пояс сзади. Впрочем, им это не было нужно. Пояс кимоно завязывался спереди, таким образом, куртизанка могла снимать и надевать одежду несколько раз в день. Зная эти нюансы, можно легко понять, кто такие гейши и куртизанки: кто они по роду своего занятия и как отличить одну девушку от другой.

Личная жизнь гейши

Как мы уже упоминали, интимные отношения с клиентами не были обязательным условием для гейши, однако личную жизнь эти девушки имели. Но, несомненно, она во многом отличалась от представления большинства людей. Гейша не может выйти замуж, но ей дозволено завести «данну». Так называли покровителя гейши. Это кто и какова его роль в жизни девушки? Прежде чем признать данну официальным покровителем гейши, нужно было, чтобы он (вместе с ней) прошел специальный обряд посвящения. Но это совсем не означает, что девушка могла иметь неограниченное количество покровителей. За всю жизнь их могло быть не больше трёх, в противном случае это считалось неприличным.

Наличие покровителя у гейши не всегда означало сексуальные отношения между ними. Данна мог только оказывать гейше финансовую помощь. Она могла заключаться в покупке нового кимоно (которое, кстати, стоило совсем недёшево) или покрытии каких-то других расходов.

Интимные секреты

Как уже говорилось, гейша обладает многими секретами, которые важны в интимных отношениях. Такие знания отличали их от остальных девушек. И они-то, к слову, являются одной из причин того, почему большинство мужчин хотят узнать, кто такие гейши. Главный из этих секретов – это податливость и ласка. Гейша не должна спорить с мужчиной, она должна исполнять его желания и всегда идти на уступки.

Еще одним секретом гейши являются натренированные интимные мышцы, которые позволяют доставлять удовольствие мужчине. Кроме того, это дает возможность женщине надолго сохранить своё женское здоровье.

Современные гейши в Японии

В современной Японии рассматриваемая нами профессия очень уважаема. Принять решение стать гейшей может любая девушка, и делает она это так же легко, как, к примеру, выбирает себе профессию врача. В школу окию в таком случае она поступает примерно в подростковом возрасте. Сегодня в Японии гейши считаются хранительницами традиций. К сожалению, эта профессия постепенно вымирает. В стране осталось не больше, чем 2 тысячи таких мастериц. О том, кто такие гейши, знают не понаслышке не больше 1 % мужчин. И это в Японии! Согласно статистике, 99 % никогда их не встречали. Позволить себе вечер в компании с настоящей гейшей может только действительно обеспеченный человек.

Современная молодёжь в Японии не всегда разделяет взгляды старшего поколения на такое времяпрепровождение. В ночных клубах и сейчас платят женщинам за беседу, однако все правила поведения и традиции, свойственные гейшам, при этом не соблюдаются.

Профессия гейши в современной России

Большинство людей предполагают, что профессия гейши – это исключительно японская традиция. Но так ли это на самом деле? Ещё в конце прошлого века никто и представить себе не мог, что словосочетание «школа гейш» станет для России привычным явлением. Но для кого открывают такие заведения? Кто такие гейши в России и есть ли они здесь на самом деле? Проанализировав рынок услуг по обучению девушек в специальных школах, можно сказать, что больше половины таких заведений – это плохо замаскированные дома по предоставлению интимных услуг. Вторая половина – это даже не школы в прямом смысле слова. Это семинары и тренинги для женщин, которые хотят стать уверенными в себе. Услуги настоящих гейш в традиционном для японцев понимании этого слова практически не предлагаются. Большинство продолжают путать профессию гейши с древнейшей в мире деятельностью. Даже не подозревая, что эти девушки, как и гетеры в Древней Греции, вовсе не являются «ночными бабочками». Впрочем, настоящая гейша им, скорее всего, и не нужна.

www.syl.ru