Экономическая мысль древнего вавилона. Лекция № 1. Возникновение экономической мысли в древнем мире
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция 1. Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии. Экономическая мысль древнего вавилона


9. Примерные вопросы к экзамену:

1. Экономическая мысль Древнего Вавилона, Китая и Индии.

2. Экономическая мысль Древней Греции.

3. Экономическая мысль в Древнем Риме.

4. Экономическая мысль Средневековой Европы.

5. Экономическая мысль Средневековой России.

6. Социальные утопии XVI-XVII вв. (Т.Мор, Т.Кампанелла).

7. Экономические взгляды меркантилистов.

8. Экономические идеи в России в XVII-XVIII вв. (Л.А.Ордин-Нащёктн, Ю.Крижанич).

9. И.Т.Посошков и его книга «О скудости и богатстве».

10. Возникновение классической политической экономии. Экономические воззрения У.Петти, П.Богильбера.

11. Экономическое учение физиократов (Ф.Кенэ, Ж.Дюрго).

12. Экономическое учение А.Смита и Д.Рикардо.

13. Теории Б.Б.Сэя, Ф.Бастиа, Т.Мальтуса.

14. Экономические взгляды А.Н.Радищева.

15. Экономические взгляды А.И.Герцена, Н.П.Огарёва (теория «русского крестьянского социализма).

16. Экономическое учение Н.Г.Чернышевского.

17. Экономическое учение К.Маркса и Ф Энгельса.

18. Основные направления экономической мысли второй половины XIX – начала ХХ вв.: экономическая теория Г.Кэри., новая историческая школа в Германии, Австрийская и Кембриджская школы, синтетическая экономическая концепция Дж.Б.Кларка.

19. Экономические идеи В.И.Ленина.

20. Кейнсианство и неокейнсианство.

21. Современный монетаризм.

22. Теория предложения.

23. Теория рациональных ожиданий.

24. Институционализм.

25. Современная радикальная политэкономия.

26. Экономические взгляды М.И.Туган-Барановского.

27. Альтернативные экономические теории А.В.Чаянова и Н.Д.Кондратьева.

28. Вклад в развитие экономической науки нобелевских лауреатов В.В.Леонтьева и Л.В.Канторовича.

1. Экономическая мысль Древнего Вавилона, Китая и Индии.

Особенности экономической мысли Древнего мира:

  • выразители экономической мысли Древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств;

  • стремление идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство;

  • доказательства идеологов Древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Представители экономической мысли Древнего Востока – Вавилон, Китай, Индия.

Вавилон. Кодекс царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э) создан около 1760 г. до н.э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских «служивых» людей; дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.

Китай. Конфуций (Кун-цзы) (551 – 479 гг. до н.э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетелей, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Индия. Трактат «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе, о практической жизни») – это собрание наставлений по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. Автором считается Каутилья (4 в. до н.э.), - древнеиндийский государственный деятель.

studfiles.net

Экономическая мысль Древнего Вавилона

министерство  образования И  НАУКИ Российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ТАГАНРОГЕ 

ФУЭС

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ           

Доклад

по курсу  «История экономических учений»

на тему «Экономическая мысль Древнего Вавилона»          

Выполнила:                                                                                    Проверила:

студентка группы М-29                                                                      Дрокина К.В.

Рубцова В.В.        

Таганрог

2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Из  истории Вавилонского царства…………………………………………….4

2. Деятельность  царя Хаммурапи………………………………………………..5

3. «Кодекс  Хаммурапи»…………………………………………………………..6

  3.1. Разделы свода законов Хаммурапи………………………………………..6

  3.2. Право собственности………………………………………………………..8

  3.3. Обязательственное право………………………………………………….10

  3.4. Брачно-семейное право и наследственное право………………………..11

  3.5. Уголовное право и процесс……………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список  использованной литературы…………………………………………...17                                     

Введение 

   С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, перед обществом возникло множество проблем. В их числе наиболее значима и по сей день проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

   В Древнем мире эта проблема решалась идеями и трудами выразителей экономической мысли – крупными мыслителями (философами) и отдельными правителями.

   В своем докладе я бы хотела уделить  особое внимание развитию экономической  мысли Древнего Вавилона и огромному  вкладу в нее шестого царя – Хаммурапи при помощи самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом Хаммурапи».                            

1. Из истории Вавилонского царства

   Среди городов Древнего Востока Вавилон  был самым почитаемым. Само название города – Баб–Илу (“Ворота Бога”) – говорило о его святости, об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей.

   Вавилон располагался в очень удобном  месте, где сближаются реки Тигр и  Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей. Захват Междуречья кочевниками – амореями (около 2000 г. до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.

     Но запустение было не долговременным. Крупные царские хозяйства распались.  Крестьяне работали теперь на  небольших клочках земли, которые  были их собственностью. Никто  не гнал сельских жителей теперь  на полевые работы, не отбирал  урожай в царские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках. Хозяева решали сами выращивать ли им ячмень или финиковые пальмы,  сами распоряжались урожаем. С приходом кочевников – амореев в Междуречье стало больше коров и овец.  Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделии. Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появившиеся излишки продуктов и изделии скупают и продают за пределами страны богатые торговцы – тамкары. Обратно они провозят в основном рабов, так как в Междуречье стало не хватать рабочей силы.  К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, в то время как соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

     Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику   и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.             

2. Деятельность царя Хаммурапи 

   Хаммурапи - один из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья.

     После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны, власть царя должна быть сильной, чтобы его владения не распались опять на отдельные области. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны, так как люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он лично вникал во все мельчайшие дела своего обширного государства.

      С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины, общинные земли свободно продавались. Хаммурапи создавал царские поместья, не отбирая землю у крестьян, а использовал выделяемые ему общинные земли. На эти земли Хаммурапи посылал своих воинов и так называемых «мушкену» (приближенные царя, получавшие от него все необходимое для собственного ведения хозяйства). Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

   Но, помимо этого, царь Хаммурапи оставил  потомкам свое величайшее творение, которое и по сей день закрепляет за собой статус знаменитого памятника истории Вавилонского царства и развития всей экономической мысли в целом - Кодекс законов.                         

3. «Кодекс Хаммурапи»       

   Свод  законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

   Первая  кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла, известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. В ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии и столица древнего Элама) французской археологической экспедицией под руководством Жака де Моргана был обнаружен большой черный базальтовый столб. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шама-шем - покровителем суда в молитвенной позе и получающий из его рук Законы и законодательные положения на аккадском языке. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Этот свод состоит из 282 законов (часть текста, заключающего в себя 37 законов, была сбита и может быть частично восстановлена лишь по другим источникам: цитатам законов на глиняных табличках).

   Изложение законов отличается тем, что сделано  в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

   Текст сборника состоит из трех частей:

  • обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
  • 282 статьи законов,
  • обширное заключение.

   При составлении кодекса в его  основу было положено старое обычное  право, шумерские судебники, новое  законодательство.

3.1. Разделы свода законов Хаммурапи

Кодекс  Хаммурапи в 282 статьях затрагивает и регулирует почти все сферы жизни того времени, и смерть как наказание присутствует в небольшом количестве статей кодекса. В доказательство этого предлагается таблица, обобщающая связанные статьи кодекса.

  • 1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое — «обвинитель его должен быть убит».
  • 5: неизменность и обязательность судебных решений, строгое наказание судье — большой штраф и невозможность оставаться судьей за подкуп.
  • 6-13: определены способы установления факта кражи и назначено наказание за неё — смерть.
  • 14: похищение детей. Наказание — смерть.
  • 15-20: статьи, защищающие рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов — смерть.
  • 21: неприкосновенность жилища граждан. Наказание — смерть.
  • 22-24: возмещение урона, нанесённого человеку грабителями — община или староста должны были возместить весь ущерб.
  • 25: воровство при пожаре — наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь».
  • 26: уклонение от воинской службы. Наказание — смерть.
  • 27-39: судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царем редуму или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.
  • 40-41: регулируются вопросы гражданского звания путем покупки имущества.
  • 42-46: вопросы аренды поля и ответственности арендатора с указанием штрафов и наказаний за нерадивость.
  • 47: преимущественное право арендодатора возобновить аренду.
  • 48: защита арендатора от стихийных бедствий — «проценты за этот год не платить».
  • 49-52: наёмным работникам на поле не принадлежат результаты их труда.
  • 53-56: если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, которая находится на его земле, то в наказание он должен возместить убытки вплоть до продажи его самого в рабство.
  • 57-58: выпас скота на поле. Наказание — 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух.
  • 59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра.
  • 60-66: регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.
  • 67-72: не сохранились.
  • 73: аренда жилища. Авансовый платеж возвращается жильцу полностью, если договор аренды расторгается по инициативе хозяина жилища.
  • 74-87: не сохранились.
  • 88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств.
  • 89-90: установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна.
  • 91-92: не сохранились.
  • 93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг.
  • 97-98: не сохранились.
  • 99: распределение прибыли и убытков в товариществах — поровну поделить перед богом.
  • 100—282: пока не обобщены. Значительная часть из них относится к семейному праву.

3.2. Право собственности

   Во  времена правления Хаммурапи  частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности:

  • царские,
  • храмовые,
  • общинные,
  • частные.

   И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов.

   С развитием частной собственности  на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

   Группа  статей, касающихся собственности, - едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт, законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего, они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества.

   Самым распространенным видом хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные  землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее. Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью. Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него. Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли - как несправедливость.

   Каждый  земледелец обязан был поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое  или неумелое с ними обращение  перед соседями, которые понесли  вследствие такой нерадивости ущерб.

   Арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной. Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За невыращенный хлеб полагался штраф, равно как  за кражу семян или изнурение  скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков).

stud24.ru

Экономическая мысль Древнего Вавилона

Вавилонское царство до Хаммурапи

Хаммурапи - царь Вавилонии, знаменитый политик и полководец XVIIIв. до н.э. Сохранившиеся законы Хаммурапи – ценный памятник древне – восточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права.

Среди городов Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым. Само название города – Баб–Илу (“Ворота Бога”) – говорило о его святости, об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей. Вавилон располагался в очень удобном месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей. Захват Междуречья кочевниками – амореями (около 2000 г. до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.

Но запустение было не долговременным. Крупные царские хозяйства распались. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Никто не гнал сельских жителей теперь на полевые работы, не отбирал урожай в царские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках. Хозяева решали сами выращивать ли им ячмень или финиковые пальмы, сами распоряжались урожаем. С приходом кочевников – амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделии. Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появившиеся излишки продуктов и изделии скупают и продают за пределами страны богатые торговцы – тамкары. Обратно они провозят в основном рабов, так как в Междуречье стало не хватать рабочей силы. К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, в то время как соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

Шестой царь Вавилона – Хаммурапи

Положение меняется при шестом царе Вавилона – Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причем нередко – чужими руками. В конце концов, Вавилонский царь расправился со своим главным союзником, царем северного государства Мари, которого звали Зимри – Лим .

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны, власть царя должна быть сильной, чтобы его владения не распались опять на отдельные области. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны, так как люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он лично вникал во все мельчайшие дела своего обширного государства. Прокладка оросительного канала, насаждение плодового сада – ничто не ускользало от его внимания.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины, общинные земли свободно продавались. Хаммурапи создавал царские поместья, не отбирая землю у крестьян, а использовал выделяемые ему общинные земли. На эти земли Хаммурапи посылал своих воинов и так называемых «мушкену». Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азией. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на 12 месяцев, час – на минуты и секунды, а круг - на 360 градусов. Благодаря трудолюбивым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий, которые умело приспособлены к современности. Для составления сборника законов источниками послужили обычное право, шумерские судебники и новое законодательство.

“Кодекс Хаммурапи”

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

В 1901 году французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанных клинописью. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем–покровителем суда. Текст законов состоит из трех частей:

· введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”, перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

· 282 статьи законов;

· обширное заключение.

Земельная собственность в Вавилоне

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

· царские;

· храмовые;

· общинные;

· частные.

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю происходил упадок общины. Земли могли свободно продаваться и сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких–либо ограничений со стороны общин на подобные сделки не существовало. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, еще не освоенной земли.

Земельные наделы воинов и имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

Договоры по Законам Хаммурапи

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:

· аренды;

· имущественного найма;

· личного найма;

· займа;

· купли – продажи;

· хранения;

· товарищества;

· мены;

· поручения.

В ряде статей упоминаются различные виды имущественного найма:

помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами устанавливался порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Царь занимался и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Но не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у торговцев – тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого – нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

· ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;

· ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

· ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли–продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

Вавилония в Х—VII вв. до н. э.В конце VII в. до н. э., после распада Ассирийской державы, политическая гегемония в Передней Азии вновь (почти через тысячу лет) переходит к Вавилону. Важнейшей особенностью внутриполитической жизни Вавилонии первой половины I тысячелетия до н. э. является процесс дальнейшей дифференциации среди свободной части населения, делившегося на богатых и бедных. Привилегированное сословие, к которому принадлежали крупные рабовладельцы, купцы, ростовщики и т. п., добивается создания своей особой политической организации в виде ряда самоуправляющихся городов. Крупнейшим из таких городов был Вавилон.

Вавилония в Х—VII вв. до н. э. оставалась богатой и населённой страной, а город Вавилон сохранял свое значение важнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии. Но политическое его значение было невелико. Он стал объектом захватнических устремлений правящих классов других государств.

Основателем Ново-Вавилонского царства был Набопаласар. По данным греческих авторов, и он был первоначально полководцем на ассирийской службе, возможно — наместником юга Вавилонии или номинальным царём. Начало царствования Набопаласара падает на 626 г. до н. э., и вскоре Вавилония стала, по-видимому, уже независимой от Ассирии.

Набопаласар умер в 604 г., вскоре после решающей победы над остатками ассирийских войск и их египетскими союзниками, одержанной под Каркемишем царевичем Навуходоносором (Набукудурриусуром), который в том же году вступил на престол.Города Вавилонии

Политическими и экономическими центрами Вавилонии этого времени являлись крупные города — Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук и др.

Клинописные источники I тысячелетия до н. э. различают “царские города” — административные центры — и самоуправляющиеся города, обладающие рядом привилегий. Крупнейшие вавилонские города носили теперь торгово-ремесленный характер, что видно по содержанию деловых документов этого времени: если в старовавилонский и касситский периоды большинство документов имело отношение к купле-продаже земли, аренде, найму сельскохозяйственных работников, займу посевного зерна и т. п., то большинство документов нововавилонского времени относится к денежным операциям, к покупке городских участков, торговле и ремеслу. За время ассирийского владычества рабовладельческое производство заметно расширилось, значительно повысилась его товарность и увеличилась роль обмена. Количество рабов в частных хозяйствах достигало иногда нескольких сотен человек. Стоимость серебра понизилась, и увеличилось его количество в обороте при соответствующем росте цен. Известны попытки создания монеты. Вавилония издавна славилась высокоразвитым ремеслом; она играла роль посредствующего звена в торговле между Сирией и Ираном, Индией и Южной Аравией. Теперь эта роль Вавилонии особенно усилилась после уничтожения её ассирийских конкурентов.

Крупные города Вавилонии управлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в Уруке). Совет старейшин обладал судебными и административными функциями.

Положение рабов и рядовых свободных

Хозяйственная деятельность рабовладельцев привилегированных городов была разнообразна. Наряду с тем, что они получали доходы от наследственных храмовых должностей, которые теперь многие из них занимали только для того, чтобы числиться и составе жречества и пользоваться соответствующими привилегиями, они являлись также владельцами лавок, меняльно-ростовщических контор, сановниками, организаторами караванной торговли, хозяевами публичных домов, скупщиками залогов по долгам (земли, рабов), а также самих долговых обязательств, скупщиками рабов, земли и даже каналов и водоёмов, которые нередко теперь находились в частной собственности. Немалое значение имела эксплуатация рабов-ремесленников. Рабы эти находятся теперь на особом положении. Как правило, они имели ремесленную мастерскую, торговую лавку и т. п. и вели самостоятельную хозяйственную деятельность; у них были фактически признаваемые семьи, они имели право вступать в сделки со свободными и между собой и т. д. Своему господину они были обязаны уплачивать годовую “дань”, равную обычно 1/5, их цены как раба, а также проценты с выручки от торговых дел. Однако в таком положении находились только городские рабы-ремесленники.

Несмотря на такую сравнительную самостоятельность городского раба, его господин и при этих условиях мог его жестоко эксплуатировать; на это указывают частые случаи бегства рабов. Нередко беглый раб вводил своего господина в большие “убытки”, от которых рабовладельцы стремились себя оградить всеми средствами. Так, при продаже раба продавец обязан был гарантировать покупателю, что этот раб не “бунтовщик”, не чужой раб, не царский раб и не свободный полноправный гражданин, ибо во всех этих случаях рабовладелец-покупатель понес бы убытки. Зато из раба, которого рабовладелец имел в собственности на “законном” основании, он стремился извлечь максимум доходов. Если отдельные рабы могли довольно значительно наживаться на торговле и даже иметь своих рабов, а также давать серебро в долг свободным, то большинство рабов вынуждено было вносить в виде “дани” весьма значительную часть продукта своего труда. Рабы обязаны были также выполнять городские и царские повинности своих господ.

Рабовладельцы привилегированных городов были, вероятно, как и во времена ассирийского владычества, освобождены от этих повинностей. Зато окрестное население обязано было нести в пользу царя воинскую, строительную, а возможно, и другие повинности. Для обеспечения воинской повинности в общинах выделялась “земля лука”, держатель которой обязан был выставлять вооружённого воина. На содержание этих воинов царь взимал особый налог. На таких же основаниях выставлялись “люди царя” — так назывались, как и в ассирийское время, люди, обязанные выполнять строительные работы. Однако в нововавилонский период в грандиозном храмовом, оборонительном и ирригационном строительстве, которое велось царской властью, вероятно, в ещё большей мере использовался труд пригоняемых из походов многочисленных пленных. Эти же пленные, возможно, пополняли собой число царских рабов. Большим количеством рабов владели и храмы; они получали их в дар от царя и частных лиц.Обострение внутриполитического положения

После смерти в 562 г. до н. э. царя Навуходоносора II, вокруг имени которого впоследствии сплелось много различных легенд, оказалось, что сколько-нибудь значительной личности на вавилонском престоле жречество не намерено терпеть. Старый полководец Навуходоносор, несмотря на все свои заслуги перед рабовладельческим Вавилоном, правил лишь милостью жречества и представляемых им кругов рабовладельцев — купцов и ростовщиков и лишь ценою полного подчинения своей политики их желаниям. Действительно, его политика была осуществлением интересов этой группы рабовладельцев; ей нужны были войны лишь в меру необходимости сохранения уже существующего рабовладельческого государства, она стояла за то, чтобы не предоставлять никаких привилегий войску, но зато обеспечить возможность наиболее жестокой эксплуатации уже захваченных территорий и дать максимум привилегий для жречества и ростовщиков.

yamiki.ru

Лекция № 1. Возникновение экономической мысли в древнем мире

1. Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония

Особенность развития цивилизаций Древнего Востока – масштабные хозяйственные функции государства, например постройка пирамид или ирригационной системы.

Древний Египет

Об экономическом развитии Древнего Египта нам известно не так много, как хотелось бы. По большому счету до наших дней сохранились лишь два документа о тех временах: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.) и «Речение Ипуреса» (XVIII в. до н. э.). В первом документе говорится о том, что царь оставляет своему сыну правила управления государством. В те времена для царей было важно освоить какое-нибудь искусство, а еще лучше – несколько из них. Царь как бы завещает своему сыну овладеть наукой правильного управления хозяйством и государством в целом, поскольку это так же важно, как самый высокий уровень мастерства в каком-либо искусстве. Второй документ дает нам понять, что уже тогда цари старались не допускать бесконтрольности в росте процентов и ссудных операций, а также образования долгового рабства с той целью, чтобы не происходило расслоения в обществе, которое впоследствии могло бы привести к гражданской войне. Цари понимали, что гражданская война вызовет еще больший упадок страны в целом, а также приведет к обнищанию крестьян. Поскольку они будут считать, что терять им практически нечего, кроме жизни, то истребят последнее, что у них есть.

Вавилония

Вавилония – это древневосточное государство, которое располагалось в долине между реками Тигр и Евфрат. Из этого государства до нас дошли так называемые законы царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). В истории их чаще всего называют кодексом законов, который использовался уже в XVIII в. до н. э. Нарушение законов, которые были записаны в этом кодексе, могло повлечь за собой строгие наказания: экономическую, уголовную ответственность, смертную казнь. Также были очень распространены административные наказания. Некоторые из законов выглядели приблизительно так.

1. Самый большой процент по денежной сумме – 20%, а по натуральной немного больше – 33%.

2. Тот, кто посягнул на чужую собственность, даже на раба, сам может стать рабом или быть осужденным на смертную казнь.

3. Если царские воины или граждане Вавилона несвоевременно платили налоги, по новому закону их лишали земельных наделов.

4. Если кто-то попадал в долговое рабство, то не мог быть оставлен в рабах дольше, чем на три года, а после отбывания наказания в качестве раба долг прощали. Из подобных примеров возможно увидеть, что уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей эры, уже начинали появляться первые «ростки» экономической мысли и законов об устройстве этого общества. Хотя в каждой цивилизации были свои нюансы, но в общих чертах их развитие совпадало, пусть даже одни цивилизации опережали в развитии другие.

2. Экономическая мысль в Древней Индии

Об экономической мысли в Древней Индии тоже имеется недостаточное количество данных. Много интересного хотелось бы узнать историкам об этой удивительной стране. «Артхашастра» («артха» – «учение», «шастра» – «доход», т. е. если переводить дословно, то получится «учение о доходах») – один из самых ярких документов Древней Индии в IV – III вв. до н. э. Этот документ повествует нам об экономических достижениях страны. Автором этого труда считают Каутилью, одного из советников царя Чандрагупты I (правившего приблизительно в конце IV в. до н. э). Он старался объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных ископаемых (например, руды), борьбу со спекулянтами, которых не так то просто выявить среди добропорядочных купцов. По его мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы государство регулировало хозяйственный механизм. Издержки, по его мнению, должны быть установлены заранее, составляя 5% на местные товары и 10% – на привозные. Возможно, его взгляды современному человеку покажутся наивными и неправильными, но так представляли экономическую теорию в Древней Индии. Конечно же с течением времени она менялась и пришла к современному пониманию экономики, которое существует и по сей день.

studfiles.net

Лекция 1. Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии : История экономических учений2 - Хомелянский Б. Н.

На территории древней Азии образовались крупные очаги циви­лизации, значительного развития достигло рабовладение, возникли первые рабовладельческие государства. Многочисленные историче­ские памятники позволяют судить о зарождении и развитии эконо­мических идей. Об этом даёт представление история древней Вави­лонии. О начале формирования раннеклассового общества свидетель­ствуют, например, законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.). В них тол­ковались хозяйственные вопросы. Наиболее значительным памят­ником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), широко отразивший экономические основы общест­ва, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовла­дельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы при­равнивались к имуществу рабовладельцев. Законы Хаммурапи от­разили заботу об укреплении и охране частной собственности. Поку­шение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство. Истори­ческий памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позицию община, хотя разложение уже основательно коснулось ее. Царская власть заботилась о защите интересов общины и мелких производителей. В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры, способствовавшие расширению тор­говых сделок.

Большое место в истории общественной мысли древнего Китая рассматриваемого периода занимает конфуцианство — учение, со­зданное Конфуцием (Кун Фуцзы), жившем в 551-479 гг. до н.э. Эко­номические взгляды Конфуция систематизированы одним из его последователей Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.). Они оказали большое влияние на экономическую мысль Китая. В экономике страны в быт­ность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовла­дения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные свя­зи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись пози­ции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций одним из первых создал учение о естественном пра­ве, на котором базировалась его философская и социально-эконо­мическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественно­го устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на "благород­ных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низ­ких"), уделом которых является физический труд, Конфуций счи­тал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспиты­вать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.

Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.

Экономические воззрения Конфуция, являясь продуктом своей эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработ­кой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладель­цев. Он представлял прежде всего позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабо­владельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением ста­рых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В ус­ловиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабо­владельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Кон­фуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.

Конфуцианство нашло своё развитие во взглядах Мэн-цзы, свя­зывавшего социальное неравенство с "небесной волей", оправды­вавшего противоположность между умственным и физическим тру­дом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладель­ческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладе­ния, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Противоречивость, свойственная социально-экономической концеп­ции конфуцианства, получила у Мэн-цзы дальнейшее углубление.

С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрица­ли сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходи­мость всемерного развития производства для удовлетворения по­требностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Противопоставляя конфуцианству идею "всеобщей взаимной люб­ви", моисты не понимали ее иллюзорности.

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. Проявляя за­боту о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязатель­ную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономи­ческие дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.

Столкновение двух тенденций в социально-экономической жиз­ни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с од­ной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения — с другой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натураль­ного и товарного хозяйства.

Изучая историю экономической мысли древней Индии, следует прежде всего обратить внимание на экономические идеи, содержа­щиеся в древнейших памятниках — ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний. Они создавались в I тысяче­летии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщин­ного строя, формирование рабовладения. К началу I тысячелетия относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как "Махабхарата" и "Рамаяна". Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая — о подвигах Рамы.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-ре­лигиозных памятниках. В их числе знаменитые "Законы Ману", со­ставлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III ты­сячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономи­ческие взгляды рабовладельцев. "Законы Ману" — это свод пред­писаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "За­коны Ману" отразили существование наследственных каст. Обосно­ванная в них брахманская концепция экономической политики отво­дила существенную роль государству, на которое возлагалось обес­печение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, экс­плуатация свободного населения и др.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древ­ней Индии является трактат "Артхашастра", автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман — Каутилья (конец IV — начало III вв. до н.э.).* "Артхашастра" создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватыва­ющий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости эко­номической мысли Индии того времени. "Артхашастра" характери­зует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономиче­ских идей.

"Артхашастра" повествует о социальном неравенстве, оправды­вает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшат­рии. Автор проявлял заботу об укреплении положения ариев. Ука­зывалось, что "для ариев не должно быть рабства". Если арии по каким-то причинам и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры к их освобождению. Трактат уделял большое внимание регламентирова­нию рабовладения, сохранявшему черты патриархального. Рекомен­довались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждав­шие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обла­дать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.

В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем раз­вивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строи­тельству, поддержанию оросительных систем, которые квалифици­ровались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной сис­теме, рассматривался как тяжкое злодеяние. "Артхашастра" содер­жит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего уче­ния о ведении народного хозяйства.

"Артхашастра" уделяла большое внимание толкованию эконо­мической роли государства. В ней проводилась типичная для эконо­мической мысли стран Древнего Востока идея об активном вмеша­тельстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию об­щественных отношений. Более того, трактат непосредственно воз­лагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйствен­ных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригацион­ных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, орга­низацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специ­фического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвали­ды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономи­ческая политика царской администрации, налоговая система, веде­ние царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.

Трактат "Артхашастра" дает представление о том, как индий­ская экономическая мысль трактовала основные вопросы социаль­но-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества.

www.adhdportal.com

Реферат - Экономическая мысль Древнего Вавилона

                               Вавилонское царство до Хаммурапи

Хаммурапи — царьВавилонии, знаменитый политик и полководец XVIIIв. до н.э. Сохранившиеся законы Хаммурапи – ценный памятникдревне – восточного права, отразивший характерные черты рабовладельческогоправа.

 Среди городов Древнего Востока Вавилон былсамым почитаемым. Само название города – Баб–Илу (“Ворота Бога”) – говорило оего святости, об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получалибогатые дары от соседних царей. Вавилон располагался в очень удобном месте, гдесближаются реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделятьсямногочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятияторговлей. Захват Междуречья кочевниками – амореями (около <st1:metricconverter ProductID=«2000 г» w:st=«on»>2000 г</st1:metricconverter>. до н.э.) нарушилсложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. Налишенных полива полях кочевники пасли овец.

 Но запустение было не долговременным. Крупныецарские хозяйства распались. Крестьяне работали теперь на небольших клочкахземли, которые были их собственностью. Никто не гнал сельских жителей теперь наполевые работы, не отбирал  урожай вцарские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках. Хозяева решалисами выращивать ли им ячмень или финиковые пальмы,  сами распоряжались урожаем. С приходомкочевников – амореев в Междуречье стало больше коров и овец.  Государство не подавляло активность крестьяни ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов илиизделии. Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купитьрыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника.Появившиеся излишки продуктов и изделии скупают и продают за пределами страныбогатые торговцы – тамкары. Обратно они провозят в основном рабов, так как вМеждуречье стало не хватать рабочей силы. К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения ипревратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы веденияхозяйства способствовали укреплению Вавилона, в то время как соседние города струдом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников икрестьян.

     Первые правители небольшогоВавилонского царства вели осторожную политику  и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбратьнаиболее выгодного партнера. Таким образом первые пять вавилонских царей смоглизначительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилонпока не встал.

                                   Шестой царьВавилона – Хаммурапи

Положениеменяется при шестом царе Вавилона – Хаммурапи, одном из величайших политиковдревности. Он правил Вавилоном с 1792 по <st1:metricconverter ProductID=«1750 г» w:st=«on»>1750 г</st1:metricconverter>. до н.э. Взойдя на трон небольшогоцарства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дниповелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себяосновную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла емуразгромить противников; причем нередко – чужими руками. В конце концов,Вавилонский царь расправился со своим главным союзником, царем северногогосударства Мари, которого звали Зимри – Лим .

       После объединения страны Хаммурапипришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны, власть царя должна бытьсильной, чтобы его владения не распались опять на отдельные области. С другойстороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупныецарские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действияпривели бы к быстрому упадку страны, так как люди успели привыкнуть ксамостоятельности, относительной свободе, доходам от рыночной торговли. МудрыйХаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Онлично вникал во все мельчайшие дела своего обширного государства. Прокладкаоросительного канала, насаждение плодового сада – ничто не ускользало от еговнимания.

       С развитием частной собственности наземлю сокращались общинные земли, происходил упадок общины, общинные землисвободно продавались. Хаммурапи создавал царские поместья, не отбирая землю укрестьян, а использовал выделяемые ему общинные земли. На эти земли Хаммурапипосылал своих воинов и так называемых «мушкену». Мушкену считалисьприближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые дляведения хозяйства. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных емуи зависимых от него людей.

       Начиная с правления Хаммурапи Вавилоноколо 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азией. Многиедостижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскимижрецами мы делим год на 12 месяцев, час – на минуты и секунды, а круг  — на 360 градусов. Благодаря трудолюбивымвавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий, которые умелоприспособлены к современности. Для составления сборника законов источникамипослужили обычное право, шумерские судебники и новое законодательство.

                                                   “Кодекс Хаммурапи”     

 Первая кодификация законов Вавилонии,относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи сталавтором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названногоисториками “Кодексом Хаммурапи”. Из этих законов и стало известно о жизниВавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

      В 1901 году французские археологиобнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой черныйбазальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов,написанных клинописью. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертанпод рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображаетцаря, стоящего перед богом Солнца Шамашем–покровителем суда. Текст законовсостоит из трех частей:

·<span Times New Roman"">        

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

.

                                 Земельная собственность в Вавилоне

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

 При царе Хаммурапи частнаясобственность на землю достигла наивысшего уровня развития. Царским и храмовымхозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю происходилупадок общины. Земли могли свободно продаваться и сдаваться в аренду,передаваться по наследству. Каких–либо ограничений со стороны общин на подобныесделки не существовало. Большую роль в земельных отношениях того времени играетаренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященныхаренде поля, сада, еще не освоенной земли.

 Земельные наделы воинов иимущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

                                         Договоры по Законам Хаммурапи

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

   В ряде статей упоминаютсяразличные виды имущественного найма:

помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливаетсяплата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятогоимущества.

  При помощи договора личного наймананимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей.Законами устанавливался порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Царь занималсяи крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном,маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Но не все крестьянепродавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг уторговцев – тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату.  Тем, кто был не в состоянии расплатиться сдолгами, приходилось отдавать в рабство кого – нибудь из родственников.Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справитьсяс проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди тамкаров были не толькоторговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Своими законамиХаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговоерабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

·<span Times New Roman"">        

·<span Times New Roman"">        

;

·<span Times New Roman"">        

 Договор купли–продажи был очень распространенввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество;продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях;продавцом мог быть только собственник вещи.                        

                                      Вавилония в Х—VII вв. до н. э.          В конце VII в. до н. э., послераспада Ассирийской державы, политическая гегемония в Передней Азии вновь(почти через тысячу лет) переходит к Вавилону. Важнейшей особенностьювнутриполитической жизни Вавилонии первой половины I тысячелетия до н. э.является процесс дальнейшей дифференциации среди свободной части населения,делившегося на богатых и бедных. Привилегированное сословие, к которомупринадлежали крупные рабовладельцы, купцы, ростовщики и т. п., добиваетсясоздания своей особой политической организации в виде ряда самоуправляющихсягородов. Крупнейшим из таких городов был Вавилон.

Вавилония в Х—VII вв. до н. э. оставалась богатой инаселённой страной, а город Вавилон сохранял свое значение важнейшего торговогои ремесленного центра Передней Азии. Но политическое его значение былоневелико. Он стал объектом захватнических устремлений правящих классов другихгосударств.

Основателем Ново-Вавилонского царства был Набопаласар. Поданным греческих авторов, и он был первоначально полководцем на ассирийскойслужбе, возможно — наместником юга Вавилонии или номинальным царём. Началоцарствования Набопаласара падает на <st1:metricconverter ProductID=«626 г» w:st=«on»>626 г</st1:metricconverter>. до н. э., и вскоре Вавилония стала,по-видимому, уже независимой от Ассирии.

Набопаласар умер в <st1:metricconverter ProductID=«604 г» w:st=«on»>604 г</st1:metricconverter>., вскоре после решающей победы надостатками ассирийских войск и их египетскими союзниками, одержанной подКаркемишем царевичем Навуходоносором (Набукудурриусуром), который в том же годувступил на престол.                                                   Города Вавилонии

Политическими и экономическими центрами Вавилонии этоговремени являлись крупные города — Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук и др.

Клинописные источники I тысячелетия до н. э. различают“царские города” — административные центры — и самоуправляющиеся города,обладающие рядом привилегий. Крупнейшие вавилонские города носили теперьторгово-ремесленный характер, что видно по содержанию деловых документов этоговремени: если в старовавилонский и касситский периоды большинство документовимело отношение к купле-продаже земли, аренде, найму сельскохозяйственныхработников, займу посевного зерна и т. п., то большинство документовнововавилонского времени относится к денежным операциям, к покупке городскихучастков, торговле и ремеслу. За время ассирийского владычестварабовладельческое производство заметно расширилось, значительно повысилась еготоварность и увеличилась роль обмена. Количество рабов в частных хозяйствахдостигало иногда нескольких сотен человек. Стоимость серебра понизилась, иувеличилось его количество в обороте при соответствующем росте цен. Известныпопытки создания монеты. Вавилония издавна славилась высокоразвитым ремеслом;она играла роль посредствующего звена в торговле между Сирией и Ираном, Индиейи Южной Аравией. Теперь эта роль Вавилонии особенно усилилась после уничтоженияеё ассирийских конкурентов.

Крупные города Вавилонии управлялись советом старейшин,главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или схрамовым экономом (в Уруке). Совет старейшин обладал судебными иадминистративными функциями.

                                     Положениерабов и рядовых свободных

Хозяйственная деятельность рабовладельцев привилегированныхгородов была разнообразна. Наряду с тем, что они получали доходы отнаследственных храмовых должностей, которые теперь многие из них занималитолько для того, чтобы числиться и составе жречества и пользоватьсясоответствующими привилегиями, они являлись также владельцами лавок,меняльно-ростовщических контор, сановниками, организаторами караваннойторговли, хозяевами публичных домов, скупщиками залогов по долгам (земли,рабов), а также самих долговых обязательств, скупщиками рабов, земли и дажеканалов и водоёмов, которые нередко теперь находились в частной собственности.Немалое значение имела эксплуатация рабов-ремесленников. Рабы эти находятсятеперь на особом положении. Как правило, они имели ремесленную мастерскую,торговую лавку и т. п. и вели самостоятельную хозяйственную деятельность; у нихбыли фактически признаваемые семьи, они имели право вступать в сделки сосвободными и между собой и т. д. Своему господину они были обязаны уплачиватьгодовую “дань”, равную обычно 1/5, их цены как раба, а также проценты с выручкиот торговых дел. Однако в таком положении находились только городскиерабы-ремесленники.

Несмотря на такую сравнительную самостоятельностьгородского раба, его господин и при этих условиях мог его жестоко эксплуатировать;на это указывают частые случаи бегства рабов. Нередко беглый раб вводил своегогосподина в большие “убытки”, от которых рабовладельцы стремились себя оградитьвсеми средствами. Так, при продаже раба продавец обязан был гарантироватьпокупателю, что этот раб не “бунтовщик”, не чужой раб, не царский раб и несвободный полноправный гражданин, ибо во всех этих случаяхрабовладелец-покупатель понес бы убытки. Зато из раба, которого рабовладелецимел в собственности на “законном” основании, он стремился извлечь максимумдоходов. Если отдельные рабы могли довольно значительно наживаться на торговлеи даже иметь своих рабов, а также давать серебро в долг свободным, тобольшинство рабов вынуждено было вносить в виде “дани” весьма значительнуючасть продукта своего труда. Рабы обязаны были также выполнять городские и царскиеповинности своих господ.

Рабовладельцы привилегированных городов были, вероятно, каки во времена ассирийского владычества, освобождены от этих повинностей. Затоокрестное население обязано было нести в пользу царя воинскую, строительную, авозможно, и другие повинности. Для обеспечения воинской повинности в общинахвыделялась “земля лука”, держатель которой обязан был выставлять вооружённоговоина. На содержание этих воинов царь взимал особый налог. На таких жеоснованиях выставлялись “люди царя” — так назывались, как и в ассирийскоевремя, люди, обязанные выполнять строительные работы. Однако в нововавилонскийпериод в грандиозном храмовом, оборонительном и ирригационном строительстве, котороевелось царской властью, вероятно, в ещё большей мере использовался трудпригоняемых из походов многочисленных пленных. Эти же пленные, возможно,пополняли собой число царских рабов. Большим количеством рабов владели и храмы;они получали их в дар от царя и частных лиц.                                Обострение внутриполитического положения

После смерти в <st1:metricconverter ProductID=«562 г» w:st=«on»>562 г</st1:metricconverter>. до н. э. царя Навуходоносора II, вокругимени которого впоследствии сплелось много различных легенд, оказалось, чтосколько-нибудь значительной личности на вавилонском престоле жречество ненамерено терпеть. Старый полководец Навуходоносор, несмотря на все свои заслугиперед рабовладельческим Вавилоном, правил лишь милостью жречества ипредставляемых им кругов рабовладельцев — купцов и ростовщиков и лишь ценоюполного подчинения своей политики их желаниям. Действительно, его политика былаосуществлением интересов этой группы рабовладельцев; ей нужны были войны лишь вмеру необходимости сохранения уже существующего рабовладельческого государства,она стояла за то, чтобы не предоставлять никаких привилегий войску, но затообеспечить возможность наиболее жестокой эксплуатации уже захваченныхтерриторий и дать максимум привилегий для жречества и ростовщиков.                                     

www.ronl.ru

Экономическая мысль Древнего Вавилона

Вавилонское царство до Хаммурапи

Хаммурапи - царь Вавилонии, знаменитый политик и полководец XVв. до н.э. Сохранившиеся законы Хаммурапи - ценный памятник древне - восточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права.

Среди городов Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым. Само название города - БабИлу (Ворот Бога) - говорило о его святости, об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей. Вавилон располагался в очень добном месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей. Захват Междуречья кочевниками - амореями (около 2 г. до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.

Но запустение было не долговременным. Крупные царские хозяйства распались. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Никто не гнал сельских жителей теперь на полевые работы, не отбирала рожай в царские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках. Хозяева решали сами выращивать ли им ячмень или финиковые пальмы, сами распоряжались рожаем. С приходом кочевников - амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделии. Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять мелого работника. Появившиеся излишки продуктов и изделии скупают и продают за пределами страны богатые торговцы - тамкары. Обратно они провозят в основном рабов, так как в Междуречье стало не хватать рабочей силы. К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо хоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали креплению Вавилона, в то время как соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

Шестой царь Вавилона - Хаммурапи

Положение меняется при шестом царе Вавилона - Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причем нередко - чужими руками. В конце концов, Вавилонский царь расправился со своим главным союзником, царем северного государства Мари, которого звали Зимри - Лим.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны, власть царя должна быть сильной, чтобы его владения не распались опять на отдельные области. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому падку страны, так как люди спели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю правлять деятельностью подданных. Он лично вникал во все мельчайшие дела своего обширного государства. Прокладка оросительного канала, насаждение плодового сада - ничто не скользало от его внимания.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил падок общины, общинные земли свободно продавались. Хаммурапи создавал царские поместья, не отбирая землю у крестьян, использовал выделяемые ему общинные земли. На эти земли Хаммурапи посылал своих воинов и так называемых лмушкену. Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азией. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на 12 месяцев, час - на минуты и секунды, круга - на 360 градусов. Благодаря трудолюбивым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий, которые мело приспособлены к современности. Для составления сборника законов источниками послужили обычное право, шумерские судебники и новое законодательство.

Кодекс Хаммурапи

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками Кодексом Хаммурапи. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи правлял страной.

В 1901 году французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанных клинописью. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца ШамашемЦпокровителем суда. Текст законов состоит из трех частей:

        

         ;

         .

Земельная собственность в Вавилоне

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

         ;

         ;

         ;

        

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего ровня развития. Царским и храмовым хозяйством правлял царь. С развитием частной собственности на землю происходил упадок общины. Земли могли свободно продаваться и сдаваться в аренду, передаваться по наследству. КакихЦлибо ограничений со стороны общин на подобные сделки не существовало. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, еще не освоенной земли.

Земельные наделы воинов и имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

Договоры по Законам Хаммурапи

В Законах Хаммурапи поминаются следующие договоры:

         ;

         ;

         ;

         ;

         ;

         ;

         ;

         ;

        

В ряде статей поминаются различные виды имущественного найма:

помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, станавливается плата за них, также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами станавливался порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Царь занимался и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Но не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у торговцев - тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого - нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов ему так и не далось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

        

         ;

        

Договор куплиЦпродажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

Вавилония в ХЧVII вв. до н. э.В конце VII в. до н. э., после распада Ассирийской державы, политическая гегемония в Передней Азии вновь (почти через тысячу лет) переходит к Вавилону. Важнейшей особенностью внутриполитической жизни Вавилонии первой половины I тысячелетия до н. э. является процесс дальнейшей дифференциации среди свободной части населения, делившегося на богатых и бедных. Привилегированное сословие, к которому принадлежали крупные рабовладельцы, купцы, ростовщики и т. п., добивается создания своей особой политической организации в виде ряда самоуправляющихся городов. Крупнейшим из таких городов был Вавилон.

Вавилония в ХЧVII вв. до н. э. оставалась богатой и населённой страной, город Вавилон сохранял свое значение важнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии. Но политическое его значение было невелико. Он стал объектом захватнических стремлений правящих классов других государств.

Основателем Ново-Вавилонского царства был Набопаласар. По данным греческих авторов, и он был первоначально полководцем на ассирийской службе, возможно - наместником юга Вавилонии или номинальным царём. Начало царствования Набопаласара падает на 626 г. до н. э., и вскоре Вавилония стала, по-видимому, же независимой от Ассирии.

Набопаласар мер в 604 г., вскоре после решающей победы над остатками ассирийских войск и их египетскими союзниками, одержанной под Каркемишем царевичем Навуходоносором (Набукудурриусуром), который в том же году вступил на престол.Города Вавилонии

Политическими и экономическими центрами Вавилонии этого времени являлись крупные города - Вавилон, Сиппар, Ниппур, рук и др.

Клинописные источники I тысячелетия до н. э. различают Уцарские города - административные центры - и самоуправляющиеся города, обладающие рядом привилегий. Крупнейшие вавилонские города носили теперь торгово-ремесленный характер, что видно по содержанию деловых документов этого времени: если в старовавилонский и касситский периоды большинство документов имело отношение к купле-продаже земли, аренде, найму сельскохозяйственных работников, займу посевного зерна и т. п., то большинство документов нововавилонского времени относится к денежным операциям, к покупке городских участков, торговле и ремеслу. За время ассирийского владычества рабовладельческое производство заметно расширилось, значительно повысилась его товарность и величилась роль обмена. Количество рабов в частных хозяйствах достигало иногда нескольких сотен человек. Стоимость серебра понизилась, и увеличилось его количество в обороте при соответствующем росте цен. Известны попытки создания монеты. Вавилония издавна славилась высокоразвитым ремеслом; она играла роль посредствующего звена в торговле между Сирией и Ираном, Индией и Южной Аравией. Теперь эта роль Вавилонии особенно силилась после ничтожения её ассирийских конкурентов.

Крупные города Вавилонии правлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в руке). Совет старейшин обладал судебными и административными функциями.

Положение рабов и рядовых свободных

Хозяйственная деятельность рабовладельцев привилегированных городов была разнообразна. Наряду с тем, что они получали доходы от наследственных храмовых должностей, которые теперь многие из них занимали только для того, чтобы числиться и составе жречества и пользоваться соответствующими привилегиями, они являлись также владельцами лавок, меняльно-ростовщических контор, сановниками, организаторами караванной торговли, хозяевами публичных домов, скупщиками залогов по долгам (земли, рабов), также самих долговых обязательств, скупщиками рабов, земли и даже каналов и водоёмов, которые нередко теперь находились в частной собственности. Немалое значение имела эксплуатация рабов-ремесленников. Рабы эти находятся теперь на особом положении. Как правило, они имели ремесленную мастерскую, торговую лавку и т. п. и вели самостоятельную хозяйственную деятельность; у них были фактически признаваемые семьи, они имели право вступать в сделки со свободными и между собой и т. д. Своему господину они были обязаны плачивать годовую дань, равную обычно 1/5, их цены как раба, также проценты с выручки от торговых дел. Однако в таком положении находились только городские рабы-ремесленники.

Несмотря на такую сравнительную самостоятельность городского раба, его господин и при этих словиях мог его жестоко эксплуатировать; на это казывают частые случаи бегства рабов. Нередко беглый раб вводил своего господина в большие убытки, от которых рабовладельцы стремились себя оградить всеми средствами. Так, при продаже раба продавец обязан был гарантировать покупателю, что этот раб не бунтовщик, не чужой раб, не царский раб и не свободный полноправный гражданин, ибо во всех этих случаях рабовладелец-покупатель понес бы бытки. Зато из раба, которого рабовладелец имел в собственности на законном основании, он стремился извлечь максимум доходов. Если отдельные рабы могли довольно значительно наживаться на торговле и даже иметь своих рабов, также давать серебро в долг свободным, то большинство рабов вынуждено было вносить в виде дани весьма значительную часть продукта своего труда. Рабы обязаны были также выполнять городские и царские повинности своих господ.

Рабовладельцы привилегированных городов были, вероятно, как и во времена ассирийского владычества, освобождены от этих повинностей. Зато окрестное население обязано было нести в пользу царя воинскую, строительную, а возможно, и другие повинности. Для обеспечения воинской повинности в общинах выделялась земля лука, держатель которой обязан был выставлять вооружённого воина. На содержание этих воинов царь взимал особый налог. На таких же основаниях выставлялись люди царя - так назывались, как и в ассирийское время, люди, обязанные выполнять строительные работы. Однако в нововавилонский период в грандиозном храмовом, оборонительном и ирригационном строительстве, которое велось царской властью, вероятно, в ещё большей мере использовался труд пригоняемых из походов многочисленных пленных. Эти же пленные, возможно, пополняли собой число царских рабов. Большим количеством рабов владели и храмы; они получали их в дар от царя и частных лиц.Обострение внутриполитического положения

После смерти в 562 г. до н. э. царя Навуходоносора II, вокруг имени которого впоследствии сплелось много различных легенд, оказалось, что сколько-нибудь значительной личности на вавилонском престоле жречество не намерено терпеть. Старый полководец Навуходоносор, несмотря на все свои заслуги перед рабовладельческим Вавилоном, правил лишь милостью жречества и представляемых им кругов рабовладельцев - купцов и ростовщиков и лишь ценою полного подчинения своей политики их желаниям. Действительно, его политика была осуществлением интересов этой группы рабовладельцев; ей нужны были войны лишь в меру необходимости сохранения же существующего рабовладельческого государства, она стояла за то, чтобы не предоставлять никаких привилегий войску, но зато обеспечить возможность наиболее жестокой эксплуатации же захваченных территорий и дать максимум привилегий для жречества и ростовщиков.

geum.ru