Население в древнем Риме. Реформа Сервилия Тулия. Выборы в древнем риме
Выборы в Древнем Риме: классика политтехнологий |
Структура государственного управления в республиканском Риме основывалась на праве граждан избирать и быть избранными в различные органы власти, самоуправления и культа, суды. Конечно, существовали существенные имущественные и временные цензовые ограничения, но от голосов большинства свободного населения государства, так или иначе, зависело право «сильных мира сего» находиться при власти. Преторы и пропреторы, консулы и проконсулы, трибуны, эдилы (мэры городов), цензоры, жреческие коллегии, городские магистраты избирались тайным голосованием в т. н. центуриатных комициях, объединяющих всех граждан.
Сперва выборы ограничивались одним днём и, если не успевали избрать всех должностных лиц, оставшиеся просто кооптировались без голосования. С 448 года до н.э. в силу вступил закон, по которому собрание народа должно было продолжаться ровно столько, сколько необходимо для замещения всех должностей.
Выборам предшествовала избирательная кампания. Соискатели народной поддержки одевались в белую тогу (candida, отсюда и происходит слово – «кандидат»), ходили по центру города и призывали граждан отдать за них голоса. Тогдашние избирательные технологии регулировались законами de ambitu (буквально – «обход по очереди»), которые ограничивали наиболее нахальные домогательства претендентов на рынках и ярмарках, попытки подкупить избирателей и фальсифицировать результаты голосования.
De ambitu 358 года до н.э. предусматривал, что можно было обратиться к гражданину по имени и взять его за руку, но «кандидаты не должны устраивать попоек, не присылать подарки, не давать деньги на сохранение». «Первые два требования, – признавал Плиний Младший, – нарушали открыто и чрезмерно; третье – тайно, хотя про это все хорошо знали». Следующие законы (102, 67, 63 годов до н.э.) запрещали денежные подкупы и устроительство бесплатных зрелищ для народа. За невыполнение этого предусматривалось наказание денежными штрафами, запретом занимать определённые должности, или даже 10-летним изгнанием.
Поскольку избрание магистрата во многом зависело от голосов городской бедноты, то будничным делом стало привлекать её на свою сторону в обмен на торжества с играми и раздачей хлеба, вина и масла, а также непосредственным денежным подкупом. Существовала целая система распространителей (divisores) и посредников (sequestres) между кандидатом и избирателями, которые занимались раздачей хлеба до и после выборов (в нашем случае – пакетов с гречкой) и не скрывали целей своей работы. Агитировали за кандидатов не только они сами, но и многочисленные толпы зависимых от них людей («клиентела», у нас – доверенных лиц), наёмников (у нас – агитаторов) и рабов. Частыми были случаи, когда избирателям раздавали средства на улицах или на трибунах цирков.
Признанным мастером подобных методов ведения избирательных кампаний был Юлий Цезарь. На заре своей политической карьеры он претендовал на место верховного жреца – понтифика. При этом он влез в такие долги для подкупа избирателей, что, вспоминая о них, он сказал в день голосования матери: «или я вернусь понтификом, или совсем не вернусь». «И действительно, – пишет Гай Светоний Транквилл, – он настолько пересилил обоих своих опаснейших соперников (Катул и Сервилий Исаврик, из которых первый даже предлагал ему взятку за отказ от кандидатуры), намного превосходивших его и возрастом, и положением, что даже в их собственных трибах он собрал больше голосов, чем оба они во всех вместе взятых».
Суммы на избирательную кампанию иногда шокировали даже опытных державных мужей. Цицерон приводит пример, когда кандидаты Меммий и Домиций, заключившие соглашение против конкурента, обещали центурии, которая будет голосовать первой 10 миллионов сестерциев.
Известного римского политика и полководца Гая Марция как-то исключили из Сената за подкуп граждан во время выборов преторов. Подозрения вызвало то, что раб одного из приверженцев Мария постоянно находился около перегородки, за которой голосовали избиратели. Ничего внятного относительно того, что там мог делать раб, не имеющий права голоса, кандидат пояснить не смог.
Процедура голосования происходила на Марсовом Поле под Римом, где 35 триб (территориальных объединений) решали, кого они будут поддерживать на выборах. Каждая триба имела один голос. На ограждённое место запускали людей, которые выходили из него к урнам для голосования. Сколько людей придёт на собрание трибы – сотни или десятки тысяч, никого не интересовало. Это, со временем, навело политиков на мысль, что кто контролирует Марсово Поле («Майдан»), тот и будет контролировать выборы. На это место можно было собрать тысячи плебса, впрочем, лучше – вооружённых и крепких мужиков. А где их искать, как не в римских легионах?
Активность легионеров и ветеранов проявлялась в том числе и в рекомендательных письмах своим родственникам и знакомым голосовать за полководца и его людей. Подобным образом в 108 году до н.э. консулом стал Гай Марий, воины которого написали тысячи писем в Рим с призывом голосовать за него, как за единственного, кто сможет довести войну с нумидийским царём Югуртой до победного конца. Хотя роль людей с оружием не всегда была настолько «политкорректной». В 55 году до н. э. Юлий Цезарь, не надеясь на письма, прислал на выборы членов магистрата несколько тысяч своих воинов из Галлии. А в 101 году до н.э. Луций Сатурнин, много сделавший для принятия законов, по которым отставные солдаты получали бы большие наделы земли, баллотировался на должность народного трибуна. Во время голосования, когда было избрано девять трибунов и всё шло к тому, что десятым станет некто Авл Ноний, сторонники Сатурнина обвинили конкурентов в фальсификации и устроили драку, приведшую к смерти Нония.
Во время следующих консульских выборов обнаглевший Сатурнин, увидев, что его ставленник Главций вчистую проигрывает Меммию, приказал своим сторонникам убить Меммия прямо в народном собрании. Такие фокусы разозлили народ, и могущественные покровители Сатурнина решили пожертвовать его головой для общественного спокойствия.
Не всегда сила побеждала хитрость. В 63 году до н.э. выборы консула вчистую проиграл известный римский политик Луций Катилина, сделавший основную ставку на ветеранов Суллы, а в 51 году до н.э. – выдвиженец самого Цезаря – Калидий, за которого вновь «агитировали» галльские легионы.
На фоне подобных безобразий показная принципиальность ничего, кроме смеха не вызывала. Как-то всё тот же Гай Марий претендовал на должность консула. Перед выборами ещё один наш знакомый – Сатурнин, получив щедрые подарки от Мария, произнёс торжественную речь с призывом поддержать его кандидатуру. Когда же Марий стал притворно отказываться, Сатурнин, под дружный гогот собравшихся, стал патетично называть его предателем отечества, который оставляет свои обязанности в сложное время. Плохая игра обоих актёров была лишней формальностью – результат-то был известен заранее…
Сохранилось письмо Квинта Цицерона к своему брату – будущему великому оратору Марку Цицерону, в котором он даёт советы, как стать консулом. “Вот о чем должен ты размышлять чуть ли не каждый день, спускаясь на форум: «Я — человек новый, добиваюсь консульства, это — Рим»”, – наставляет будущего великого политика его брат.
Шансы у тебя есть, несмотря на то, что ты человек не знатный, – пишет Квинт, – тебе не будет трудно бороться с этими соперниками, которые в гораздо меньшей степени знамениты своим происхождением, чем знатны своими, пороками. Тебе, Цицерон, даже «желательны такие соперники: оба с детства убийцы, оба развратники, оба в нужде». «Старайся привлечь на свою сторону знатных молодых людей или хотя бы сохранить тех, кто к тебе расположен». Но, в то же время, «позаботься о том, чтобы было ясно, что у тебя есть многочисленные друзья из разных сословий», ведь и рабы влияют на мнение своих хозяев.
Агитация должна охватывать не только столицу, но и распространяться на провинции и колонии. Необходимо обещать помощь всем, даже тем, кто ею никогда не воспользуется. Кандидат должен быть всегда любезным и спокойным, к каждому на улице обращаться по имени, слушая раба, шепчущего на ухо. На людях следует появляться с большой свитой, чтобы все думали, что у претендента много друзей. Сенаторам следует напоминать, что он всегда будет на их стороне, сословию всадников, что он из их рода, а народу – что он защищал в судах популярных трибунов.
Главное для победы на выборах – помощь друзей и симпатии народа. «Если ты хочешь быть избранным, – заканчивает свое письмо Квинт, – то хвали всех и все!»
Эффективное использование избирательных технологий, которые могли привести к власти любого, у кого были средства и связи, привело к тому, что в магистрат проходили лица, для которых все, кроме прибыли было пустым звуком. «Люди, – писал Плиний Младший Тациту, – добивающиеся магистратур, считают Рим и Италию не родиной, а отелем, или постоялым двором, как иностранцы. Кандидаты бегают туда-сюда, услышав, что где-то продается, торгуются и этим еще набивают цену».
Завершились избирательные эпопеи прозаично. Со времен Юлия Цезаря и Октавиана Августа различные выборы по инерции продолжали проводиться, но решающим голосом на любых из них был один голос – императора.
Александр Логинов. vip-consulting.kiev.ua
politconsultant.org
Выборы в Древнем Риме / Приколы и юмор / magSpace.ru
Недавно были обнаруженные утерянные отрывки Аппиана из книги «Республиканский Рим в лицах», которые мы рады представить читателям. Надеемся, они прольют свет на особенности политической борьбы в древнем Риме. Аппиан показывает нам процедуру выборов консулов в первом веке до н.э. в римской республике, стоящей на пороге принципата.
… В тот год на место консулов было особенно много желающих. Первым в списке значился Цезарь. Цезарь предлагал римлянам, уставшим от самодурства сената, стабильность и поступательное развитие. В одной из своих речей Цезарь даже замахнулся на святое. Он пообещал, если его изберут консулом, отменить на сенаторских тогах красную кайму. Правда, Цезарь уже несколько раз был консулом до этого и квириты не понимали, что именно мешало Цезарю отменить ее раньше. Армии, в случае победы на выборах, были обещаны крупные выплаты. Однако, все обещания Цезарь раздавал из Галлии, а по римским законам кандидат должен был лично присутствовать в Риме. Для этой цели хитрый Цезарь временно делегировал в Рим Антония и собирался составить с ним тандем. Антоний робко подумывал о самостоятельной карьере.
Одним из главных конкурентов Цезаря был Помпей. Во всех бедах Рима Помпей винил рыжего Агенобарба, чей потомок будет носить имя Нерон. Уже много лет Помпей был около власти. Но каждый раз, возвращаясь в Италию с очередной победой, он распускал свои войска. Чтобы все было по закону, чтобы избежать гражданской войны, Помпей отверг революционные методы. Некоторые его сторонники считали, что Помпей слишком нерешительно борется за жизнь по заветам отцов. Тогда Рим был силен патриотизмом, дисциплиной и децимациями, даже если в домах граждан на обед были только пару луковиц и оливки. Дело в том, что сам Помпей давно уже отвык питаться одним луком и оливками, а среди его друзей было много нобилей олигархов. Но это были правильные нобили, которые сколотили свое состояние во время проскрипций Суллы. А вот нобили, которые были против Помпея и обогатились во времена Мария, соответственно, были неправильные олигархи и являлись врагами римского народа.
Таким неправильным нобилем был еще один претендент на консульскую власть – богач Красс. Это был высокий стройный красавец. Римские матроны были от него без ума. Красс обещал модернизировать Римское государство и не пожалеть на это собственных денег, заработанных на скупке никелевых рудников во времена проскрипций. Однако, пока на политическом небосклоне Рима Красс ничем особенным не отметился, поэтому для приобретения общественного веса замышлял поход в Парфию. Для этого он добивался консульства и командования войсками. Против парфянских катафрактов Красс разрабатывал ё-колесницы.
Следующим претендентом был Катон справедливый. Он, как и Помпей, хотел справедливой жизни для римских граждан, но без децимаций. И очень нервировала Катона красная тряпка на орлах Помпея. Для поднятия уровня жизни Катон предлагал изъять золотые запасы из храмов и раздать гражданам. Если бы спросили Катона, почему не только Рим, но и другие государства хранят сокровища стабилизационного фонда в храмах, кандидат не нашелся бы с ответом. Катон в молодые годы был дружен с Цезарем, но потом решил, что Цезарь недостаточно справедлив, а вот он, Катон, гораздо справедливее. Поэтому, какое-то время Катон поддерживал Цезаря, потом решил делать собственную карьеру, а перед самыми выборами заявил, что если Цезарь захватит власть, то он будет воевать с ним не на жизнь, а на смерть. И даже ЕСЛИ! Цезарь победит, простит своего старого друга и снова позовет дружить, то гладиус в собственный живот Катона будет ответом Цезарю.
Самый оригинальный персонаж из списка звался Катилина. Многие годы Катилина мечтал дорваться до власти, но как-то все не получалось. Недостаточно респектабельным выглядел Катилина в глазах квиритов. Катилина решил сделать ставку на римском гражданстве. Хотя гражданство самого Катилины, впрочем как и психическое здоровье, было под вопросом, он призывал ограничить в правах всяких там маруцинов, пелигнов и марсов. Своей опорой Катилина выбрал деклассированный римский люмпен – пролетариат, обещая ему хлеба и зрелищ.
Еще один колоритный римлянин проявлял завидную активность перед выборами. Каждый день на форуме собирал граждан оратор Цицерон. Его гражданство, кстати, тоже не совсем соответствовало римскому патрицию. Цицерон молодость провел на сцене, поэтому обожал театральные эффекты в своих выступлениях. Поговаривали, что Цицерон не чуждался денежных пособий от Цезаря, хотя прилюдно на форуме поносил его. Ругая Цезаря, ушлый Цицерон в то же время доказывал, что государство способен сохранить только человек, похожий как две капли воды на самого Цезаря. А кто выступает против Цезаря, тот – оранжевый, и получает золото от неведомых инков и ацтеков из–за великого океана. Нужно заметить, что Цицерон был дальтоник и часто путал цвета
Приближались выборы консулов. Народное собрание волновалось и бурлило. Брут и Кассий пытались совершить покушение на Цезаря, но многие не приняли его всерьез. Цезарь нанял народного трибуна Клодия присматривать за урнами для голосования. Но римские граждане приставили к Клодию представителей триб «За честные выборы». Кроме этого Цезарь решил потратить огромные государственные деньги на восстановление Карфагена, в надежде провести там олимпиаду и немножко отбить свои личные расходы. Катилина лупил своего ослика, обзывал жителей Капуи дебилами, собирал вольноотпущенников и кричал, что Рим должен перестать кормить Африку. Помпей обещал топнуть ногой и собрать легионы в Италии, вспоминал древние времена Тита Манлия и не собирался отказываться от кумача своих орлов. Катону золотовалютные резервы храмов не давали, национализировать нобилей тоже не получалось, поэтому разговоры о справедливости подкрепить ему было не чем. Красс финансировал римский спорт, пообещал Катилине первую ё-колесницу, заменил на рудниках отсталый труд рабов на прогрессивный труд колонов. Цицерон, выступая за честные выборы, гнал в Болото противников Цезаря. Римским гражданам, наблюдающим этот цирк Колизей, было глубоко плевать, что в одну из предвыборных ночей несколько гладиаторов во главе со Спартаком бежали на Везувий.
magspace.ru
Разработка сценария ,,Выборы в древнем Риме''
Ходят Римляне .
-Так,время …век до нашей веры,а мы,кроме того как в пододеяльники замотаться,ничего не придумали.Думаем !(Опять ходят)
-О,а давайте выборы придумаем…..демократические !
Музыка.
-Тритий, проснись,
Выбирай!
-Соседи, проснитесь и голосуйте за Требия!
-Чтоб ты заболел, если из
Зависти это уничтожишь!
-Народ поддерживаем Лукреция,преданного народу
-Сосед, прошу тебя, выбери в эдилы Лукреция
- Если честная жизнь на пользу людям бывает,
То только Требий чести достоин вполне.
1 Агитатор-«Сограждане! Все вы знаете дом Лукреция, и обеденный час его вам прекрасно известен. Всех вас приглашает в гости: приходите, и вы получите вдоволь хлеба, овощей, рыбы, вина, оливок…»
2 Агитатор « И к Требию приходите, и не только в час обеда: может вы заняты каким-либо делом. Приходите в любое время, не пожалеете, у него такой раб-повар, что вкусным запахом от его котлов питается сам бог Юпитер!.. А у тебя, дружище, я вижу рваную одежду. Приходи, ты получишь еще и новый плащ в придачу!»
Голос -В эфире Помпейский маяк.(Кукует кукушка)Римское время два часа.
Люди - толпа - шум
Жрец: Приветствуем почетное собрание!
Мы собрались на высоком берегу Тибра, чтобы избрать достойных консулов нашего Рима. Боги милостиво приняли жертвы.
Обьявляем начало дебатов.Ад рем(к делу)Гонг. –
Требий-Граждане Помпеи,я ,Требий,прошел путь от суконщика
мастерской до кандидата в эдилы.
-Голос из толпы-Какие вопросы решать намерен?
Требий-Больше всего меня волнует чистота улиц и строительство дорог.
-Голос из толпы-Мы ему верим?-
-Верим-верим
Лукреций-А почему жена твоя,Требий,Льет нечистоты прямо на улицу?А ?-Толпа-Мы ему не верим,не верим
-Я Альбуций,со своей стороны обещаю Дорог настроить замечательных на века.И чтобы потом все эти дороги вели в Рим!
Мы ему верим?
-Верим,верим
Требий-А что же ты тогда Из мощеной дороги кирпичики себе таскаешь в свой внутренний дворик,а?
-Мы ему не верим
А-А у тебя Требий вечная свалка перед домом
Шум в толпе
Проходит Девица в красных туфлях на высоком каблуке
Вздох в толпе.Жрец-О времена,о,нравы
Голосуйте,римляне,выбирайте достойного !
Звук трубы: начало голосования
( люди начали голосовать: пишут на дощечках имена и опускают в корзину)
Уносят корзину с дощечками за кулисы.
Музыка и танец.На танец голос читает - А пока подсчитываются голоса,древние римляне танцуют задорный веселый танец,который рассказывает нам о том,как весело жили Римляне в Помпеях .До извержения вулкана Везувий оставалось каких-то 100 лет
(Барабанная дробь)
Жрец: В должность Эдила возводится достойнейший из достойных! К нему пришла высшая власть в городе. И в его руках судьба народа и государства Римского!!! Надевается лавровый венок на голову
Аплодисменты!!!
Все замирают в раболепных позах ,на экране видеофрагмент…..
kopilkaurokov.ru
Древний мир. Страны и племена. История Древнего Рима в лицах. Государственное устройство и армия. Собрания народа.
К II веку до р.Х.
собрания граждан по куриям (куриатские комиции)
отошли в далекое прошлое. Римский народ имел
возможность выразить свою волю или свой выбор в
центуриатских и трибутских комициях. Эти два
вида народных собраний сосуществовали
параллельно и, хотя в тех и других участвовали
все граждане Рима, полномочия и функции их были
различными. Поэтому рассмотрим их по
отдельности.
Центуриатские комиции. Как уже
упоминалось, центурия — это сотня пехотинцев. Мы
знаем, что после реформы Сервия Туллия
установленное число центурий, в случае
необходимости, должен был выставлять каждый из
имущественных классов. Вероятно, поначалу
центуриатские комиции представляли собой сходки
воинов, где выбирали двух командующих, каковыми и
были первые консулы. Но в мирное время на военную
службу призывали по возрастам и отбирали только
такое количество воинов, какое было достаточно
для формирования четырех консульских легионов,
то есть около семнадцати тысяч человек. А число
военнообязанных во всех пяти классах было в
несколько раз больше.
По мере демократизации политической
жизни в Республике и расширения полномочий
консулов, компетенция центуриатских комиций
распространялась и на сферу гражданской жизни
Города. Естественно, что в них стали принимать
участие все военнообязанные. Но, как и ранее, они
группировались по центуриям — в том смысле, что в
отдельную группу (особенно при голосовании)
сходились те граждане, из числа которых
набиралась данная центурия. Как и в древнейшие
времена, сходились вооруженные на Марсовом поле
— вне городской черты. Впрочем, явка была не
обязательна и кворум не требовался. Разумеется,
когда римская Республика шагнула далеко за стены
города Рима, а число ее полномочных граждан стало
измеряться сотнями тысяч человек, на комиции
сходилась лишь небольшая часть римского народа
— те, кто имел жилище в городе, и крестьяне из
близлежащих селений. Представительность таких
собраний стала уже весьма сомнительной.
В цеитуриатских комициях выбирали
цензоров, консулов и преторов, по инициативе этих
высших магистратов принимали особо важные
законы, решали вопросы войны и мира или другие,
столь же судьбоносные для государства. Здесь же
судили за наиболее тяжкие преступления (измена,
отцеубийство, святотатство), но, с другой стороны,
рассматривали и апелляции осужденных
консульским или преторским судом к смертной
казни или изгнанию.
На специальном возвышении консул или
претор, созвавший собрание, совершал ауспиции. В
случае их благоприятного исхода над Капитолием
взвивался красный флаг, и народ созывали звуком
трубы. Магистрат, ведущий собрание, объявлял
причину сбора, читал вслух проект закона,
обнародованный за 24 дня до того, или официально
представлял гражданам уже известных большинству
кандидатов и соискателей. Развертывалось
обсуждение, выступали ораторы. Затем, порой лишь
на следующий день, приступали к голосованию.
Голосование было открытое или, точнее,
"полуоткрытое", и к надежности его
результатов римляне относились очень серьезно.
Паспортов еще не изобрели, и потому была
разработана своеобразная процедура, исключавшая
возможность повторной подачи голосов. Сначала
все центурии расходились по специально
огороженным участкам Марсова поля, и там их
запирали. Голосовали они поочередно, по жребию,
но, как уже упоминалось, в убывающем порядке
классов. Между прочим, центурия, голосовавшая
первой, именовалась "прерогатива".
Результат ее голосования, естественно, влиял на
настроение остальных. Непосредственно для
голосования очередная центурия переходила на
другое, тоже огороженное место — рядом с
темплумом. Затем, вызываемые по списку граждане
центурии, один за другим, проходили по высоко
поднятому над землей мостику на темплум и там
сообщали уполномоченному от центурии (рогатору)
свое мнение, которое тот отмечал на специальной
доске. По окончании этой процедуры подсчитывался
итог, и решение данной центурии, принятое простым
большинством голосов, объявлялось во
всеуслышание. Оно засчитывалось за один голос
при определении окончательного волеизъявления
всего народа. Если еще до того, как проголосовали
"младшие" центурии, набиралось простое
большинство голосов от их общего числа,
голосование прекращали.
Когда во второй половине II века до р.Х.
в комициях будет введено тайное голосование,
процедура в основных чертах останется такой же,
но вместо сообщения рогатору голосующие будут
фиксировать свое мнение на покрытых воском
табличках и бросать их в урну.
Избирательные
"плакаты" из Помпеи
Трибутские
комиции. Напомню, что они появились
значительно позже центуриатских. В трибутские
комиции граждане собирались без оружия — в
городе, на форуме. Собирали их, в конце концов, те
же магистраты, что и в центуриатских комициях, но
еще и эдилы. Голосование проводилось тоже по
группам. Однако теперь эти группы не имели
отношения к военной службе и составлялись по
территориальному признаку — по трибам. К
середине III века до р.Х. в Республике
насчитывалось уже 35 триб (четыре в Риме и
тридцать одна — в сельской местности и в
колониях римских граждан), разбросанных чуть ли
не по всей Италии. Это число триб было
"заморожено" и всех новых граждан
Республики, в том числе и живущих на завоеванных
территориях, приписывали к прежним трибам. В
результате этого понятие трибы постепенно
утратило территориальный признак, а стало,
скорее, понятием политическим — чем-то вроде
рассредоточенного избирательного округа. И,
конечно же, в Рим на комиции прибывали граждане
только из близлежащих районов.
Представительного права или права голосования
по месту проживания вне Рима еще не существовало.
Распределяли по трибам цензоры. Были
трибы численностью по много десятков тысяч
человек, а были и крошечные — по несколько сотен
граждан. Но независимо от этого каждая триба
имела один голос. Вся городская беднота,
ремесленники и вольноотпущенники голосовали в
четырех городских трибах. Зато крестьяне,
перебравшиеся в Рим, долгое время подавали свои
голоса в сельских трибах, где заправляли крупные
землевладельцы, жившие большую часть года в
городе.
В трибутских комициях выбирали низших
магистратов: эдилов и квесторов, а также
военачальников среднего ранга — военных
трибунов. Но зато эти комиции постепенно
превратились в главное законодательное
собрание. Довольно естественно сложилось так,
что инициаторами новых законов и реформ —
особенно земельных — выступали, главным образом,
народные трибуны. А предлагать свои нововведения
чисто гражданского характера они могли только в
трибутских комициях.
Собирались как трибутские, так и
центуриатские комиции довольно часто: один-два
раза в месяц. Комициям для выборов
предшествовала своеобразная избирательная
кампания. Предвыборные собрания, митинги и
манифестации были запрещены. Кандидат вел свою
кампанию сам. Он облачался в отбеленную тогу, на
форуме и по домам обходил избирателей, разъезжал
по деревням. Старался заранее узнать имена,
пожимал руки, гладил по головке детишек и не
скупился на обещания. Задействована была,
конечно, и сеть его друзей и клиентов.
Использовалась наглядная агитация. Краткие, но
выразительные призывы начертаны бывали прямо на
стенах домов. Их и сейчас еще можно разглядеть на
улицах Помпеи, очищенных от вулканического
пепла. Пожалуй, ничто в этом заповеднике древнего
мира так ощутимо не переносит взволнованного
туриста в живую атмосферу той эпохи, как эти
поблекшие настенные афишки. Практиковались,
по-видимому, и покупка голосов, и подарки, и
предвыборные угощения для народа — по крайней
мере, во II веке до р.Х. был принят ряд законов,
запрещающих такие методы ведения избирательной
кампании.
Собрания плебеев. В отличие от
обоих типов комиций, где патриции и плебеи
собирались и голосовали вместе, с самых древних
времен (со времени выбора первых народных
трибунов) существовало в Риме еще одно народное
собрание — чисто плебейское. Здесь тоже
группировались по трибам, но патриции в эти
группы не допускались.
Главное назначение этих собраний
заключалось в выборе народных трибунов,
каковыми, как мы знаем, могли становиться только
плебеи. Впрочем, на этих собраниях плебеи
обсуждали порой и другие вопросы гражданской
жизни города, даже принимали по ним свои решения
(плебисциты). Нередко народные трибуны прежде,
чем представить проекты своих законов в
трибутские комиции, обсуждали их на собраниях
плебеев. В начале III века в комициях было принято
постановление, наделявшее плебисциты силой
закона, обязательного для всех римлян. Ближе к
концу республиканского периода Римской Истории
собрания плебеев, по-видимому, слились с
трибутскими комициями.
Подводя итоги, было бы неплохо дать
строго научное наименование государственному
устройству Рима в рассматриваемую эпоху. Сами
римляне называли его просто Республика, что в
дословном переводе означает "общественное
благо". Я не рискну дать более четкое
политическое или юридическое определение, а
посему обратимся к Полибию. Римский историк, грек
по происхождению и образованию, писавший во 11-м
веке до р.Х., был, надо полагать, хорошо знаком не
только с трудами Платона и Аристотеля, но и со
всей серьезной и глубокой греческой
политологией. Вот, что думал он по интересующему
нас вопросу:
"Большинство писателей... различают
три формы государственного устройства, из коих
одна именуется царством, другая — аристократией,
третья — демократией. Мне кажется, всякий в
полном праве спросить их, считают ли они эти
формы вообще единственными или же только
наилучшими. Но и в том, и в другом случае они, как я
полагаю, заблуждаются, ибо, несомненно,
совершеннейшей формой надлежит признавать
такую, в которой соединяются особенности всех
форм, поименованных выше". (Полибий. Всеобщая
история. V, 3)
Полибий писал в эпоху расцвета римской
Республики, был дружен с самыми выдающимися ее
деятелями и, можно в этом не сомневаться, под
"совершеннейшей государственной формой"
подразумевал именно современное ему римское
государство. Пожалуй, имеет смысл привести его
определение каждой из трех форм, соединением
которых образуется "совершеннейшая" форма:
"... не всякое единовластие, — пишет
он, — может быть без оговорок названо царством,
но такое только, в котором управляемые уступают
власть по доброй воле и в котором властвует не
столько страх или сила, сколько рассудок.
Аристократией надлежит признавать не каждое
правление меньшинства, но такое только, при
котором правящими людьми бывают справедливейшие
и рассудительнейшие по выбору. Подобно этому
нельзя называть демократией государство, в
котором вся народная масса имеет власть делать
все, что бы ни пожелала и ни вздумала. Напротив,
демократией должно почитаться такое
государство, в котором исконным обычаем
установлено почитать богов, лелеять родителей,
чтить старших, повиноваться законам, если при том
решающая сила принадлежит постановлениям
народного большинства". (Там же. V, 4)
Ну что же, в качестве первого
приближения, примем вслед за Полибием это
"сочетание особенностей царства, аристократии
и демократии". Я бы еще добавил: "на
традиционно-патриотической основе". Очевидно,
что особенности царства здесь представлены
властью консулов, цензоров и диктатора,
аристократическая форма — сенатом, а
демократическая — народными собраниями и
институтом народных трибунов. Читатель, я
полагаю, не мог не заметить, что все они не просто
смешаны, а тесно связаны, взаимозависимы и даже в
определенной мере подконтрольны друг другу. Иное
дело, в каких пропорциях они реально делят между
собой государственную власть.
ancient.gerodot.ru
Комиции в Древнем Риме - это что? Функции и полномочия
Народные собрания были важным институтом власти в Древнем Риме. По ходу развития его государственности они принимали разные формы. Их называли комициями. Такие собрания принимали первостепенные государственные решения, касавшиеся внутренней и внешней политики. Кроме того, комиции были местом, где кипели страсти между разными боровшимися друг с другом сословиями.
Понятие комиций
Согласно лексическому значению слова, комиции в Древнем Риме - это народные собрания. Государственные законы гласили, что так назывались те мероприятия, которые получали легальный статус. То есть они противопоставлялись стихийным сходкам населения.
Комиции в Древнем Риме - это собрания, которые организовывались магистратом, чтобы поставить на голосование какой-нибудь общественно важный вопрос. В этом смысле данное античное явление очень похоже на славянское вече. Впрочем, такое определение охватывает далеко не все виды комиций (всего их было три). Власти могли организовать народное собрание еще и для того, чтобы просто объявить о том или ином своем решении.
Появление комиций
Прослеживая историю античной государственности, можно определить, что комиции в Древнем Риме - это в первую очередь институт, возникший при родовом строе. Эта особенность крайне важна, так как она объясняет полномочия и структуру собрания. Первыми появились куриатные комиции, название которых происходило от слова «курия». На эти административные части с самых древних времен делились все римляне. Основой такого ранжирования была принадлежность к тому или иному роду.
До VI века до н. э. куриатные комиции были единственными в Риме. Устоявшийся порядок изменил царь Сервий Туллий. До его реформы право голоса в комициях принадлежало только патрициям – представителям самых знатных и влиятельных родов города. Связано это было с традициями. В латинском языке слово «народ» означало совокупность людей с гражданством – то есть почти всегда влиятельных патрициев.
Первые народные собрание
Комиции, на которые приглашались члены курий, мог созвать только правитель Древнего Рима. В случае если он отсутствовал в столице, а власти было необходимо узнать мнение патрициев, эта функция переходила к префекту. Помимо представителей знатных родов, в тогдашнем Риме существовало другое важное сословие. Это были клиенты – свободные граждане, которые добровольно переходили под покровительство своего патрона, таким образом, оказываясь в зависимости от него. Эти жители города не имели права голоса на комициях, но они могли посещать их в качестве зрителей.
Народные собрания царского периода обладали важной функцией избрания нового правителя. Когда монарх умирал, избирался интеррекс – чрезвычайная магистратура. Делалось это с помощью жребия среди самых знатных граждан. Интеррекс, в свою очередь, созывал комиции в Древнем Риме. Это делегирование полномочий должно было произойти не позже, чем через пять дней после смерти царя. Наконец, народное собрание определяло, кому суждено было стать следующим правителем.
Куриатные выборы
Самые первые комиции в Риме собирали голоса только от курий, а не персонально от граждан. Каждый род должен был определиться со своим выбором после внутренней дискуссии. У курии был один голос (всего в Риме было 30 курий). Новость о созыве комиций разносилась по городу глашатаями или ликторами – государственными чиновниками, исполняющими важные распоряжения магистрата. Так как не существовало никакого регламента, который мог бы хоть как-то определить ход всеобщего голосования, использовался классический жребий. С помощью него согласовывалась очередь, по которой высказывались курии.
Важно подчеркнуть, что тогдашние комиции не имели права предложить какую-либо собственную инициативу. Они могли только принимать или отклонять предложения власти. В ведении народа, согласно такой системе, было решение об избрании царей и магистратов, принятии новых законов, объявлении мира или войны, а также смертной казни для граждан Рима. В случае с определением нового правителя кандидатуры подбирались интеррексом. Курии таким же образом выбирали жрецов (фламинов). То есть комиции - это еще и инструмент регулирования религиозной жизни римского общества.
Голосование центурий
Царь Сервий Туллий решил избавиться от прежних законодательных порядков. Он отказался от куриатных и создал новые – центуриатные – комиции, главной единицей в которых стали центурии – военные подразделения в римской армии. Впервые право голоса получили плебеи – обычные граждане того античного общества. Они были уравнены с патрициями. Для того чтобы проголосовать, мужчина должен был соответствовать двум требованиям. Во-первых, выборщиком мог стать только тот, кто умел обращаться с оружием. Во-вторых, выходцы из плебса должны были по своему благосостоянию соответствовать рамкам, заданным специальным имущественным цензом.
Таким образом, центуриатные комиции, основанные Сервием Туллием в VI веке до н. э., смогли объединить разрозненные части древнеримского общества и сгладить противоречия между ними. Всего в столице в разное время было почти 200 центурий. Каждое воинское подразделение голосовало по очереди. Когда в одном «лагере» набиралось больше половины центурий, вопрос снимался с голосования и принималось соответствующее решение.
Функции центуриатных комиций
Так как центуриатные комиции - это в первую очередь собрания по военному признаку, их созывали в специальном районе, где проводились армейские учения и упражнения по гимнастике. Это было знаменитое Марсово поле. Знаком о созыве собрания служило развевающееся на Капитолии боевое красное знамя. Центуриатные комиции были крайне важным органом. Именно они принимали большинство римских законов. Это народное собрание согласовывало, объявлять ли мир и войну своим соседям. Кроме того, на нем рассматривались судебные дела граждан, обвиненных в государственной измене.
До 287 года до н. э. большую часть решений в Риме принимали именно центуриатные комиции. Полномочия этого института были урезаны после закона Квинта Гортензия. Этот диктатор решил притеснить права плебеев, которых, кроме всего прочего, еще и выселили на отдельный римский холм Яникул. Тогда же были учреждены новые трибутные комиции.
Новые комиции
С 287 года до н. э. важнейшую роль в жизни Древнего Рима играли трибутные комиции, которые созывались по территориальному признаку. Уже упомянутый Сервий Туллий разделил свою столицу на тридцать округов. Они получили название трибов, а позже также стали называться соответствующие комиции.
На протяжении своего существования этот институт народной власти пережил несколько своих реинкарнаций. Поначалу к компетенции трибутных комиций относилось только вопросы местного характера (сбор налогов и призыв в армию). Постепенно, вместе с усилением влияния все возрастающего плебса, они получали новые полномочия. В конце концов, центуриатные комиции остались только в качестве органа, необходимого для дипломатического взаимодействия с соседними странами. Трибутные же собрания получили в свое ведение внутреннюю повестку дня.
Полномочия трибутных комиций
Новое народное собрание получило функцию выборов низших магистратов. Эти органы, в свою очередь, должны были защищать плебс согласно всем существовавшим тогда римским законам. Собрания назначали многочисленных госслужащих – квесторов, эдилов и военных трибунов. Эти права были отобраны у консулов, которым пришлось поделиться своей властью с плебсом.
На позднем этапе своего развития комиции стали влиять на законотворчество. Они могли отправить резолюцию в сенат, которую тот обязан был рассмотреть в установленный срок. Чаще всего такие требования учитывались при принятии важных государственных решений. После закона Гортензия трибутные комиции окончательно получили самостоятельную законодательную власть.
Когда в I веке до н. э. римское гражданство стало распространяться на всех свободных жителей Италии, институт народного собрания стал отмирать. Он окончательно исчез при императоре Августе.
fb.ru
Население в древнем Риме. Реформа Сервилия Тулия
Население в древнем Риме. Реформа Сервилия Тулия.
Сословный строй эпохи домината
Римская традиция повествует, что все общество делилось на три трибы, 30 курий и 300 родов (древнейшее исторически известное число сенаторов, которые в древности мыслились как представители родов).
Весь гражданский и политический механизм был расчитан только на граждан, входивших в состав того, или иного рода и зачисленных в свою курию. Полноправным гражданином был тот, кто принадлежал к одному из родов. Эти граждане назывались патрициями, т.е. qui patrem criere possunt (кто может указать отца, род). Патрициями назывались коренные и потому полноправные обитатели Рима.
Были и неполноправные жители: плебеи и клиенты. Клиент находился в личной зависимости от патрона из патрициев, не имел гражданской правоспособности. Юридическую защиту он получает только через посредство патрона.
Плебей не принадлежал ни к одному из gens, является юридически самостоятельельным, хотя и неполноправным. В области гражданских прав он равен патрицию (имеет jus commercii), но не имеет jus conubii - браки между патрициями и плебеями незаконны, но плебеи не имеют никаких политических прав.
Этот порядок был изменен последним царем Сервием Туллицием, его воинской и податной реформой. Он заменил принцип происхождения принципом состоятельности (имущественной).
Вся римская территория разделена на земские трибы (в начале республики - 4 городских и 16-17 сельских). Триба избирала старосту, который определял имущественную состоятельность граждан и собирал подати.
Все население делилось на 5 классов:
1 - более 20 югеров
2 - 15-20 югеров
3 - 10-15 югеров
4 - 5-10 югеров
5 - менее 5 югеров
Каждый из классов выставлял определенное число центурий (более состоятельные граждане являлись и с более полным личным вооружением).
Оценка имущества производилась раз в 5 лет.
Появились comitia centuriata. Первоначально - это собрание войска, но позже место, где весь народ (и плебеи) мог выражать свою волю, их компетенция постепенно расширялась в ущерб comitia curiata. Теперь, участвуя в войске, плебеи могли участвовать в народном собрании.
Сословный строй в Риме формируется в эпоху принципата. Император Август установил ценз для сенаторов - 1 млн. сестерциев , а для всадников - 400 тысяч сестерциев и утвердил принцип наследственности: из сословия Ordo senatoris выбираются республиканские магистратуры и пополняется сенат. Всадники - императорские чиновники.
Вся остальная масса населения - плебеи, низшая ступень этого сословия - вольноотпущенники (libertini).
С переходом к доминату всадники исчезают, а сенаторское сословие превращается в общеимперcкую власть бюракратического характера.
Ordo senatoris - наследственное изъятие из местной подсудности и местной повинности спецподати.
Постепенно проводится закреплеие сословий, естественнык классы становятся наследственными, резко разграничиваются, и каждое несет повинность (functio).
Уголовное право в Древнем Риме
I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА. Древнейший период - VI в. до н.э.- сер. 3 в. до н.э. (архаичность, неразвитость, национально-полисная замкнутость.) Классический период - сер. 3 в. до н.э.-кон. 3 в. н.э. (пик разработанности и совершенства). Постклассический период - IV- VI вв. (римское право несет на себе печать общего кризиса; систематизация и приспособление к новым феодальным отношениям.
II. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПО ЗАКОНУ XII ТАБЛИЦ. Уголовно-правовые постановления XII таблиц отличаются крайней суровостью. Высшие магистраты республики не были связаны точным определением преступления и в особых случаях решали вопрос по своему усмотрению. За каждым римским гражданином признавалось право апелляции к народному собранию, решение которого было окончательным.
ГОСУД. ПРЕСТУПЛЕНИЯ. (табл. 9) Их сравнительно немного: ночные сборища, подстрекательство врага к нападению на Рим, взяточничество судей.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ РАБОВ. Рассматривались домашним судом рабовладельца, у рабов никаких гарантий и прав на защиту.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ. Об умышленном убийстве не упоминается. Вероятно потому, что наказание за него было ясно.
НАКАЗАНИЕ. Потрава или сбор урожая с чужого поля карались смертью. Преднамеренный поджигатель заключается в оковы, бичуется и умерщвляется. На захваченного с поличным ночного вора распространяется право самосуда, на дневного вора - физическое наказание и выдача в рабство потерпевшему.
5. ПРОЦЕСС. Магистрат использовал инквизиционную процедуру: поддерживал обвинение, вел допрос. Если консул выносил смертный приговор, то для исполнения требовалось согласие народного собрания.
III. КЛАССИЧЕСКИЙ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
ХАРАКТЕРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. Происходят под влиянием кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров. Усиливаются уголовные репрессии. Римское уголовное право было распространено на всю территорию и на все слои населения. Характерные тенденции - ряд частных деликтов включаются в категорию преступлений. Появляется большое число новых преступлений.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Республиканский период: преступления против республиканских институтов; Принципат: только преступления против императорской власти: заговор с целью свержения, покушение на жизнь императора и чиновников. Примыкавшие к государственным: присвоение казенного имущества, взяточничество, фальшивомонетничество, неуплата налогов.
ВОЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Военные: измена в бою, неповиновение, дезертирство, др. Религиозные: их число возросло после признания христианства.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ. Против личности: Различные виды убийств, обиды, телесные повреждения, ответственность за которые была дифференцирована по социальному положению потерпевшего. Семейные: кровосмешение, измена, полигамия, мужеложство.
НАКАЗАНИЕ. Резкое увеличение видов и их усиление. В империи восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам. За тяжкие преступления: каторга на рудниках, принудительные работы, отдача в гладиаторы (см. “Спартак”) Широко применялись различные ссылки, по некоторым видам преступлений - телесные наказания. Практиковалась конфискация.
СОСЛОВНЫЙ ХАРАКТЕР. Представители высших сословий освобождались от принудительных работ, заменявшихся для них ссылкой. Смертная казнь: в период домината - в 4-х случаях для высших сословий, для низших - в 31 случае. Солдаты имели некоторые отличия при применении наказаний (не м.б. повешены, сосланы на рудники), но для них - более строгая ответственность по ряду преступлений.
ИТОГ. Выбор наказания и его тяжесть во многом зависели от судей, которые получили широкую свободу в императорский период. 8. ПРОЦЕСС. При доминате приобретает четко выраженный инквизиционный характер. Судья сосредотачивает в своих руках обвинительные и судебные функции. Обвиняемый лишается права на юридическую помощь и другие процессуальные гарантии, существовавшие в период республики. К лицам низших сословий применялись пытки. Судебный приговор м.б. обжалован в апелляционном порядке в вышестоящий императорский суд. Единственная гарантия для обвиняемого - право убежища в императорском храме и около статуи императора.
IV. ВЫВОД. В Р.П. классической эпохи наблюдался некоторый прогресс в области угол. техники, но рост произвола императоров привел к тому, что многие категории не использовались в практике императорских судов. В последующем, эти категории оказали влияние на развитие феодального права, хотя королевская власть заимствовала из арсенала римского уголовного права прежде всего карательные и уголовные положения.
Princeps
Какого-либо установившегося официального титула император не имеет, его называют imperator, Augustus, но чаще рrinceps - период принципата (с периода Августа). Принцепс - пожизненный президент. Полномочия:
1)imperium - военная власть, право назначения на военные должности. Присяга солдат - ему, право войны и мира, набор войска.
2)Tribunicia potestas - законодательная инициатива + veto (к акту, изданному всяким другим магистратом). Законодательная власть - совместно с сенатом и только такие законы имели lex. Один принцепс издавал только одни эдикты. Постепенно разница между эдиктом и lex сглаживается. В отношении некоторых провинций принцепс был проконсулом и управлял ими через своих легатов, которых он назначал и которые отчитывались перед ним. Они правили провинциями и командовали расположенными на них войсками. Все доходы от этих провинций - в императорский FISCUS (казну).
3)принцепс имел также власть цензора: контроль над нравами, над частной жизнью граждан, давал кому хотел права римского гражданина, составлял список сенаторов и всадников и т.д.
4)Pontifex maximus - верховный жрец - высший надзор за культурой и религией.
5)как и всякий magistratus cum imperio, принцепс обладает судебной властью - верховный и безапелляционный судья империи.
В противовес, Сенат имел право суда над умершим принцепсом.
Представительные учреждения Рима
Представительными органами Рима были Народные собрания: Куриатные, Центуриатные и Трибутные комиции.
Народные собрания созывались только по инициативе магистратов и выслушивали их предложения. Нар. Собр. - либо полностью принимало эти предложения, либо полностью отвергало.
Центуриатные Комиции - главный вид Нар. Собраний. Образованы в 6 веке до нашей эры Сервием Туллием. Они принимали законопроекты, вынесенные теми магистратами, которые выбирались в этих комициях, производили выборы высших магистратов (консулов, преторов и цензоров). ЦК имели и судебную власть. Им были подсудны дела по обвинению в наиболее тяжких преступлениях, за совершение которых полагалась смертая казнь.
Трибутные Комиции - появились как результат борьбы плебеев с патрициями. По закону Гортензия (287 г. до н.э.) получили законодательную, а потом и судебную власть. Существовало два вида ТК:
а)собрания общие для патрициев и плебеев;
б)специально плебейские.
ТК избирали низших магистратов (квесторы, курульные эдилы и др.).
Собрание по Куриям - пережиток родового строя - в эпоху царей решали вопросы войны и мира и признания царей - введение высших магистратов в должность, наделение их правом обращаться к богам.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/