Еда древнего египта. ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН(Из книги "История питания")
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

10 самых вкусных и уникальных египетских блюд. Еда древнего египта


10 самых вкусных и уникальных египетских блюд

10 самых вкусных и уникальных египетских блюдЗдоровье

Не все знают, что Египет знаменит не только своими уникальными древними монументами и пирамидами, культурой и революцией, но также тут готовят потрясающие блюда. Египетская еда - это смесь блюд самых разных народов, которые приходили сюда за всю историю существования Египта и приносили с собой свои особые рецепты. Узнайте о том, какие самые популярные и вкусные блюда едят египтяне сегодня. Скорее всего, вам захочется обязательно их попробовать.

1) Кушари

Кушари считается национальным египетским вегетарианским блюдом и состоит из макарон с томатным соусом, который перемешивается с рисом, чечевицей, карамелизированным луком, чесноком и нутом. Из-за того, что в этом блюде 4 источника углеводов, оно стало очень популярным обеденным блюдом, и его можно купить прямо на египетских улицах уже последние 100 лет. Интересно, что кушари не имеет египетского происхождения, некоторые его ингредиенты привезли сюда солдаты британской армии в 19-м веке. Макароны импортировали из Италии, томаты – из Латинской Америки, а рис из Азии. Однако именно египтяне придумали смешивать все вместе, чтобы получилось очень сытное, вкусное вегетарианское блюдо.

2) Фул медамес

Это блюдо готовится из бобов, которые подаются с растительным маслом, чесноком и лимонным соком. Оно приобрело большую популярность в Египте. Фул медамес готовили еще во времена фараонов Двенадцатой династии. Слово "медамес" в переводе с коптского языка переводится как "зарытый". Название связано с тем, как первоначально готовили это блюдо: горшок с бобами зарывали в горячие угли и песок. Сегодня фул медамес дополняют множеством других продуктов, например, сливочным маслом, томатным соусом, тахини, жаренными или вареными яйцами и пастрамой. Однако традиционно его нужно есть само по себе вместе с хлебом.

3) Фатта

Считающееся нубийским блюдом, фатта обычно готовится по случаю какого-либо события, например, когда женщина рожает первенца, либо на праздники, как христианские, так и мусульманские. Фатта состоит из слоев риса и жаренного хлеба, который заливается мясным супом с чесноком и уксусом. Крупные куски говядины и хорошо прожаренные яйца также подаются с основой из риса и хлеба. Фатта – довольно калорийное блюдо, его готовят в любое время года за исключением постов.

4) Мулукия

Мулукия готовится из листьев растения джут, которое растет в восточной и северной Африке. В Египте это блюдо готовят так: режут листья джута, чеснок, кориандр и варят их вместе с мясом, например, курицей, говядиной или кроликом. Подают с египетским хлебом или рисом. Интересно, что в разных частях страны мулукию готовят по-разному, например, в городах, которые расположены у моря, например, Александрии и Порт-Саид, ее делают на основе рыбы или креветок. В конце 10-го века блюдо было запрещено халифом Абу-Али ал-Хаким би-амри Алла, но даже после снятия запрета некоторые религиозные секты до сих пор отказываются употреблять это блюдо в память об этом халифе.

5) Фесик

Фесик – традиционное египетское блюдо, которое подается только во время праздника Шам-эль-Нессим, отмечающегося весной еще со времен фараонов. Это блюдо представляет собой ферментированную соленую и сушеную кефаль. В процессе приготовления этого блюда рыбу высушивают на солнце, затем солят. Его обычно готовит особый человек, которого называют фасакани. Из-за сложного процесса приготовления фесиком можно отравиться, если его неправильно приготовили. Рыбу обычно хранят в толстых стеклянных банках, которые плотно закрываются, так как запах у нее довольно сильный. Это блюдо обычно подают с египетским хлебом, порезанным луком и лимонами.

6) Суп из колоказии

Колоказия или таро – растение родом из Юго-восточной Азии, которую завезли в средиземноморские районы Египта еще в древние времена. Клубни таро очищают и варят в мясном бульоне с добавлением чеснока и кориандра. После того, как клубни сварились, из них делают суп-пюре, подают с хлебом. Таро подают во время коптского христианского праздника Богоявления.

7) Халва

Халва – популярное сладкое блюдо со Среднего Востока, которое любят не только во всех странах Средиземноморья, но уже и во всем мире. В Египте халву готовят из кунжутной пасты и придают ей совершенно разные формы. Часто в халве можно найти самые разные добавки, включая фисташки, кедровые орешки и миндаль. Халву едят в любое время суток, а также могут добавлять как основной ингредиент во многие другие блюда, например, сакаланс – смесь халвы, меда и взбитых сливок. Интересно, что халва – одно из немногих египетских блюд, которое может выдержать высокую температуру и не испортиться, причем она не требует каких-либо особых условий.

8) Дукка

Дукка – египетское блюдо, которое используется, как добавка, и может употребляться с египетскими лепешками или сырыми овощами – помидорами и огурцами. Блюдо представляет собой смесь из трав, орехов и приправ, таких как мята, соль, кунжут, кориандр и тмин. Обычно дукку готовят дома, и у каждой семьи есть свои варианты, но его можно купить и у торговцев травами. Название "дукка" происходит от арабского слова "толочь", что связано с процессом его приготовления. Это блюдо не особо известно за пределами Египта, хотя недавно приобрело популярность в Австралии.

9) Кунафа

Кунафа – египетская сладость, приготовленная из очень тонких макаронных изделий из теста кадаиф. Происхождение этого блюда покрыто тайной, его можно увидеть в средневековых кулинарных книгах Египта, Ливана и Турции, однако происхождение этой сладости остается неясным. Кунафу делают из очень тонкой лапши. Жидкое тесто наносят тонким слоем на горячую сковородку, пока оно не зазолотится и не станет хрустящим. Затем его смешивают с маслом, сливочным или растительным, и заворачивают в него начинку из орехов, взбитых сливок, крема. Затем его запекают, после чего подают с фруктовым сиропом.

10) Брынза гибна домиати

Гибна домиати – мягкий белый сыр, который изготавливается в городе Думьят на севере Египта. Обычно эту брынзу делают из молока буйволиц, но иногда к смеси добавляют коровье молоко. Это самый популярный вид брынзы, который добавляют ко многим египетским блюдом, среди которых самбусак (жаренная тонкая лепешка с брынзой) или меш (томатный или сырный соус). Гибна домиати выдерживают в больших консервных банках от 1 до 3 лет перед тем, как она попадет на стол египтянам. Многие египетские семьи гордятся количеством банок из-под брынзы, которые они накопили за долгое время. Говорят, что чем дольше выдерживается брынза, тем она вкуснее.

Перевод: Денисова Н. Ю.

www.infoniac.ru

Кухня Египта. Что ели фараоны

Как утверждают историки, духовка, дрожжи, хлеб и оладьи пришли к нам из плодородных долин Нила. По некоторым предположениям, даже пиво изобрели в древнем Египте. А обычный лук произрастал здесь почти пять тысяч лет назад. Правда, от древней кухни в современной арабской стране почти ничего не осталось.

Когда известный английский археолог Говард Картер раскопал могилу фараона Тутанхамона, он обнаружил там большое количество сосудов с высохшим вином. А также один из древнейших в мире кулинарных рецептов, записанных на папирусе. Согласно ему, одно из любимых блюд фараона делалось так: несколько яиц следовало разбить и смешать с растопленным медом и свежим виноградным соком. Затем в эту смесь вливали прокипяченное вино и взбивали до образования пены. А под конец добавлялись зерна граната. Подобное блюдо-напиток, как утверждали древние египтяне, продлевало молодость фараону.

С того далекого времени многое изменилось на земле Египта. Сюда пришли завоеватели арабы, не употреблявшие вино и свинину. Арабы, однако, используя древние рецепты привнесли свое в местную кухню, тем самым улучшив ее. К примеру, сейчас в Арабской Республике Египет (АРЕ), буквально на каждом шагу, предлагают молодую стручковую фасоль с мелкорубленым луком. Рецепт этого несложного блюда, которое обязательно заказывает, бывая в Египте, генеральный директор фирмы "МигВояж" Игорь Мельник, пришел из глубокой древности.

Нынешние жители страны, как и их далекие предки очень любят поесть. Им, как и многим другим восточным народам, близка и понятна еда как общее застолье, средство общения. В большинстве своем, иностранные туристы, посещающие Египет, лишены подобных радостей. Они едят в крупных отелях, где кухня адаптирована под "европейские желудки", не привыкшие к перцу и пряностям. Правда, в большинстве отелей на традиционном шведском столе накрывают кулинарный уголок, где собраны блюда национальной кухни. Но настоящего представления о местной гастрономии так получить невозможно.

Чтобы ощутить настоящую египетскую кухню, надо заглянуть в какой-либо типично арабский район. Классический египетский хэвтар (завтрак) состоит из двух главных блюд: фуля и филяфили. Первое - это вареные бобы в кислом соусе со специями и зеленью, часто с добавлением мелкорубленых овощей. Блюдо это, как считают египтяне, очень полезно. Ну а филяфили - это вегетарианские котлетки из бобовых. Обычно к двум первым кушаньям на завтрак подают соус техин (протертый кунжут, специи, орехи и оливковое масло), хлеб-эйш, салат из свежих овощей и салат-гебна (фита-сыр вперемешку с овощами). Запивают этот обильный завтрак холодным чаем каркаде - из лепестков суданской розы. Его еще часто называют фараонским чаем.

В рабочие дни египтяне обедают не очень плотно. Наиболее популярное блюдо - кошары, которое часто называют "блюдом рабочего люда". Кошары представляет собой вареные бобы (фасоль, чечевица) и другие злаки, смешанные с жареным луком. Все это заливается необычайно острым соусом. Египтяне такое блюдо едят спокойно, а вот неопытные европейцы съесть кошары без слез не могут. В Египте внушительная порция кошары стоит всего один местный фунт (примерно 30 центов).

Ужин - святое дело для любого египтянина. Он занимает наиболее важное место в распорядке дня. Для начала можно размяться разнообразными холодными и горячими закусками. К примеру, отведать гебны - что-то вроде жареных пельменей с сыром. Затем следуют овощные салаты, бастурма и тушеные баклажаны с чесноком. И лишь потом египтянин перейдет к основным блюдам, обязательно из мяса. Можно начать, к примеру, с жареного голубя, фаршированного кашей. Нужно отметить, что, в отличие от России, где голуби считаются переносчиками заразы, в Египте их специально разводят для употребления в пищу. При этом некоторые египтяне едят их вместе с костями. Следующие горячее блюдо - кафта-кебаб с чашечкой риса. Кафта - колбаски из говяжьего фарша, а кебаб - тот же шашлык, но не маринованный. В классическом исполнении это блюдо готовится на открытом огне, а подается в тарелке на "подушке" из мелкорубленой зелени (петрушка, сельдерей и листья одуванчиков). Как это ни странно, но египетские повара утверждают, что кафта-кебаб полезно заесть супом, желательно чечевичным. На десерт же подается разнообразная выпечка паспуса, приторно-сладкая, пропитанная медовым сиропом и обсыпанная тертым орехом. Ужин в дорогом ресторане можно разнообразить эстакузы - лобстером.

После ужина, чтобы закончить трапезу совсем уж по-египетски, желательно перебраться в какую-нибудь кофейню - благо их много и в Каире, и на морских курортах страны. В ассортименте практически любой кофейни не менее 30 напитков. Некоторые весьма экзотичны. Например, подслащенный рисовый взвар или залитые кипятком семена хвойного растения. Обязательно предлагается, по крайней мере, 5-6 сортов кофе. Отсутствие алкоголя с лихвой возмещается большим разнообразием безалкогольных напитков. И лишь после этого египтянин идет домой с чувством, как здесь говорят, легкого голода.

Как готовить Фуль (фасоль по-египетски)

На две порции - 250 г зеленой фасоли, 1 ст. ложка растительного масла, 1 луковица, 2-3 помидора, 2 ст. ложки томатного сока, соль, перец, щепотка сахара, 1 ч. ложка уксуса или сока лимона.

Способ приготовления:

Стручки фасоли помыть, очистить, крупные поломать. Лук мелко порубить и слегка обжарить в растительном масле. Добавить фасоль, тушить несколько минут под крышкой на небольшом огне (сковороду часто встряхивать). Помидоры обдать кипятком, снять с них кожицу и порезать на дольки. Влить томатный сок, добавить специи, через некоторое время добавить помидоры и посолить. Все тушить до готовности. Заправить уксусом или лимонным соком, дать настояться, на стол подается как холодная закуска.  

Источник: egypt-info.ru

hochu.ua

Кухня Древнего Египта - Секреты семейной кухни

Кухня Древнего Египта. Подача напитков в Древнем Египте. | Секреты семейной кухни Основными продуктами питания древних египтян на протяжении трех тысяч лет оставались хлеб, зеленый лук, различные овощи. Уже в те времена было изобретено пиво.

Рыба и мясо составляли меньшую долю в рационе жителей Древнего Египта.

Кухня Древнего Египта. Такой хлеб пекли в Древнем Египте. | Секреты семейной кухни Хлеб пекли из ячменной и пшеничной муки. В те времена существовало множество рецептов изготовления хлеба, булочек и других мучных изделий. До наших времен дошло до пятнадцати наименований различных видов выпечки, которыми питались жители Древнего царства. Для придания отличных вкусовых качеств египтяне добавляли в тесто мед, молоко, яйца, жиры, масло, фрукты, специи и пр.

Египтянам были известны молочные продукты - простокваша, сливки, масло, творог. Молочные напитки подслащивались медом или плодами рожкового дерева.

Древнегреческий историк Геродот отмечал, что во времена Позднего царства египтяне применяли в пищу вяленую на солнце или засоленную рыбу, соленых перепелок, уток, мелких птичек. Рыбу и птицу также варили и жарили.

Если во времена Древнего царства в пищу больше употреболялась дичь (газели, антилопы), то в Новом и Позднем царстве нашло место животноводство. Это подтверждают изображения и тексты, найденные в гробницах. Сохранились изображения стад животных для убоя, боен, изображения быков.

Кухня Древнего Египта. Подношение еды в Древнем Египте. | Секреты семейной кухни Из овощей и фруктов в рационе египтян присутствовали бобы и нут (турецкий горох, семейство бобовых), горох, огурцы, салат, В больших количествах потребляли лук и лук-порей. В почете был чеснок. На баштанах выращивались дыни и арбузы. Обильные урожаи винограда, фиг, фиников, плодов сикомора (оранжево-розовые фиги 25—50 мм в диаметре) позволяли расширить рацион египтян. В садах выращивали гранатовые и оливковые деревья, яблони. Богатым египтянам были доступны кокосовые орехи.

Кухня Древнего Египта. Подача еды и напитков в Древнем Египте. | Секреты семейной кухни

Молоко хранили в глиняных сосудах. Это был ценный и уважаемый напиток. Алкогольным напитком было пиво, которое потребляли в жилищах и в поле. Варили пиво египтяне из ячменя, пшеницы и фиников.

Кухня Древнего Египта. Клеопатра. Подача напитков в Древнем Египте. | Секреты семейной кухни

Знали египтяне и вино. Виноградники в Египте находились в восточной части дельты Нила.

Древний Египет долгое время был самым развитым и мощным государством в средиземноморье и Северной Африке. Влияние Египетской культуры (в том числе и кулинарное искусство) распротранялось далеко за пределы его границ. Множество рецептов приготовления мясных, овощных, фруктовых, рыбных блюд, напитков египтян переняли народы соседних стран.

Читайте так же:

Кухня Древней Греции.Кухня Древнего Рима.История украинской кухни.Кухня кавказских народов.(Скоро)Русская кухня.(Скоро)

Расскажите друзьям об этой странице

family-kitchen-secrets.com

ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН(Из книги "История питания")

З ІСТОРІЇ РОЗВИТКУ НУТРИЦІОЛОГІЇ

В.И. Смоляр, доктор мед. наук, профессор

Национальный университет пищевых технологий, Киев

Ученые утверждают, что биологическая эволюция прекратилась около 100 тысяч лет тому назад на уровне кроманьонского человека. Это значит, что в организме современного человека в полной мере сохранились и действуют приспособительные механизмы, присущие кроманьонцу. Однако с тех пор существенным образом изменились условия жизни человека, изменился растительный и животный мир, пища его подверглась значительной эволюции. Древним жителям Европы и Африки не были известны картофель, сахар, помидоры, семена подсолнечника, какао, арахис, маниок, кукуруза, кокосовый орех, клубника. В настоящее время установлено, что 30% всех растений, произрастающих ныне на африканской земле, завезены столетия тому назад из Нового Света. Многие из них в настоящее время составляют основу питания целого ряда стран Европы, Азии и Африки.

В далеком прошлом у человечества не было золотого века. Жизнь наших предков была полна страданий и тревог за завтрашний день.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Использование огня дало возможность нашим предкам расширить ассортимент употребляемых в пищу растений, улучшить вкусовые качества многих пищевых продуктов как растительного, так и животного происхождения.

Развитие охоты способствовало снабжению первобытных людей мясной пищей. По выражению Ф. Энгельса мясная пища "содержит в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ; она сократила процесс пищеварения и вместе с ним продолжительность других вегетативных процессов в организме и сберегла этим много времени, вещества и энергии для активного проявления животной, в собственном смысле слова, жизни". Мясная пища дала ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение.

Дальнейшим крупным событием в жизни человека явилось возникновение земледелия. По мнению Дж. Бернала, окультуривание различных растений, особенно выведение новых сортов, сыграло в развитии человечества даже большую роль, чем приручение животных. С тех отдаленных времен, от первобытных людей до появления первых государств, прошел ряд тысячелетий. Как питались во времена Древней Греции и Рима можно узнать из работ древних ученых. О том, как питались древние египтяне в эпоху неолита, свидетельствуют рельефы, обнаруженные в гробницах египетских фараонов.

Настоящий небольшой очерк является одной из первых попыток систематизировать сведения о питании древних жителей нашей планеты.

Еще в эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры — ячмень и пшеницу-двузернянку. На протяжении всей древнеегипетской истории они служили для приготовления основной пищи — хлеба. В списках жертвоприношений мы находим около 20 наименований различных сортов и видов хлеба (островерхий, округлый, ячменный, свежий, маленький круглый каравай и т.п.).

Для получения муки ячмень и пшеницу толкли длинными пестами в большой ступе, чтобы отделить чешуйки колосьев от зерна. Очищенное от чешуек и раздробленное зерно растирали округлыми камнями на горизонтально лежащих каменных плитах. Из полученной муки месили тесто в больших квашнях. Обычно этим занимались женщины. На рельефе из гробницы Тии изображена работница, которая руками месит тесто в квашне. Две другие женщины, изображенные рядом, выливают закваску из сосудов в другую квашню. Дрожжи в Древнем царстве еще не были известны. Их стали приготовлять и употреблять в тесто со времен Нового царства.

До этого времени древние египтяне для закваски использовали кусок теста, оставленного впрок. Хлеб выпекался в глиняных конусообразных формах, предварительно сильно нагретых на огне. Эти формы (9–13 штук) горкой располагались над очагом, причем так, чтобы пламя охватывало их изнутри. В нагретые формы наливалось тесто. Когда хлеб был испечен, крышки снимали, а формы разбивали.

Ученые полагают, что земледелие в Древнем Египте развивалось самостоятельным путем. Считается, что земледельцы древнего Египта не могли заимствовать навыки по выращиванию зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не установлены связи древнего Египта с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э. Х.А. Кинк полагает, что дикорастущие злаковые культуры (ячмень и пшеница-двузернянка) могли произрастать в Северной Африке. Кстати, в эпоху неолита на территории Египта был более влажный климат, что способствовало выращиванию зерновых культур. Хлеб выращивали преимущественно в Верхнем Египте, а в Нижнем — только отчасти. Большая часть Нижнего Египта была покрыта садами, лугами, болотами. Следовательно, обе части древнего Египта в хозяйственном отношении дополняли друг друга.

От эпохи неолита до эпохи Среднего царства (ХХII в. до н.э.) посевы ячменя, как более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами влаголюбивого эммера — пшеницы-двузернянки. Учитывая различное отношение этих культур к влаге, практиковались смешанные посевы этих злаков (более устойчивый ячмень как бы защищал эммер).

Известны два сорта ячменя: шести- и двухрядный. Шестирядный ячмень имел большее распространение и употребление. Из него выпекались основные сорта хлеба. Во времена раннего царства египтяне из Передней Азии заимствовали голозерную пшеницу. Но этот вид пшеницы, более требовательный и истощающий почву, до греко-римского периода не получил большого распространения в Египте, хотя из нее изготовляли хлеб более высокого качества, чем из эммера и ячменя. Этот вывод сделан учеными на основании того факта, что голозерная пшеница редко упоминается в надписях, при раскопках ее зерна было обнаружены в очень небольшом количестве.

Древние египтяне использовали в пищу сотни различных растений. На рельефах изображены овощи, в изобилии лежащие на жертвенных столах и на тарелках. Огородничество в те времена настолько развилось, что превышало потребности некоторых хозяйств. Поэтому овощи стали одним из основных товаров, предлагавшихся на обмен. Излюбленной пищей древних египтян, особенно бедных людей, был лук, лук-порей и чеснок. В Египет лук был завезен из Ирана при царях первой династии. Лук, лук-порей и чеснок в древнем Египте были обоготворены. Лук служил символом богини Изиды; его часто находили в саркофагах или на рельефах. Согласно утверждениям Геродота, чеснок входил в число продуктов, которые предлагались рабочим при постройке пирамид. Плиний Старший утверждал, что слава лука и чеснока в древнем Египте настолько возросла, что их стали боготворить. Одно время употребление в пищу чеснока и лука было запрещено. Изображения редьки встречаются на стенных рельефах древних египтян, на стенах храма Карион XII династии, которые свидетельствуют о том, что ее культивировали в древние времена: из семян добывали масло, а корнеплоды использовали в пищу. Во времена Древнего царства, кроме салата-латука и луковичных растений, выращивали и употребляли в пищу огурцы и тыкву. Из дикого вида арбуза, часто встречающегося в Южной Африке, египтяне культивировали улучшенные сорта, доказательством чему служат семена и листья арбуза, найденные в гробницах.

По Швейнфурту, дыни с древнейших времен встречаются в долине Нила и в верхнем Ниле. На древних изображениях в египетских храмах, среди приносимых в жертву плодов, очень легко узнать дыню. По другим данным, дыня была занесена в Египет из Индии арабами. Капуста также была известна древним египтянам. Они считали ее хорошим средством против опьянения и всякую трапезу начинали в вареной капусты. На фресках древних египтян между дарами, которые приносились в жертву богам, представлена спаржа ярко-зеленого цвета.

Сады в древнем Египте состояли из посадок дикой и культивированной смоковницы, искусственных водоемов, огородов и виноградников. Появление виноградников в древнем Египте относится к началу III тысячелетия до н.э. На печатях от винных сосудов Раннего царства и начала Древнего царства сохранилось название государственного виноградника. Виноградные лозы имели крепкие стебли и приносили урожай черного крупного винограда с синеватым отливом. Выращивали также виноград другого вида — низкий, который не нуждался в подпорках.

Для приготовления вина виноград давили ногами в большом чане. Сок стекал по желобу в большой сосуд, располагающийся ниже чана.

P. Moutet предполагает, что виноградари Древнего царства предпочитали после выдавливания оставлять сок на 1–2 дня для брожения, чтобы сахар перебродил на алкоголь. Среди других напитков было распространено пиво. Во времена Древнего царства египтяне выращивали особый вид полбы, употреблявшейся для приготовления пива. Процесс пивоварения был непосредственно связан с хлебопечением. Из ячменной муки грубого помола выпекали хлебцы, немного непропеченные внутри, помещали их в сосуды с водой для закваски и прессовали в чане. Во время приготовления пива использовали пряности и сок фиников. Полученную смесь процеживали и разливали в осмоленные изнутри глиняные сосуды, которые закупоривались пробками. Пивоварни располагались рядом с хлебопекарней. Поскольку для выпечки хлебцов требовались глиняные формы, а также были необходимы сосуды для разлива пива, рядом с пивоварней и хлебопекарней располагалось гончарное производство.

По свидетельству Плиния Старшего, египтяне выращивали и употребляли в пищу персики, даже посвятили их богу молчания Гарпократу.

Древние египтяне не были вегетарианцами. В эпоху Древнего царства у них было достаточно сильно развито животноводство. Судя по часто встречаемым на рельефах сценам доения коров, в животноводстве было развито молочное направление.

В Египте Древнего царства разводили длинноногих овец и баранов с почти горизонтально идущими рогами, которых называли гривистыми. По мнению В. Врежински, они могли произойти от северо-африканских диких овец, на которых продолжали еще охотиться во времена Древнего царства. При раскопках неолитических поселений обнаружены кости домашней козы. Стада домашних коз изображены на додинастических сосудах и на нескольких рельефах в гробницах Древнего царства. Предполагают, что они были заимствованы древними египтянами из Передней Азии. Изображение процесса доения коз не сохранилось. Однако египтяне Древнего царства умели приготовлять сыр. Поэтому можно предполагать, что козы, как и коровы, использовались в молочном хозяйстве.

На рельефах Древнего царства встречаются изображения антилоп, газелей и гиен, находящихся в стадах, загонах и даже в хлевах. В гробницах более позднего времени можно видеть газелей в ошейниках. В гробнице Сешеманхитаха изображены козерог, сабельная и коровья антилопы, оленебык, гривистая овца, которую пастухи ведут за рога. Все эти животные названы молодилком. П.Н. Савелова предполагает, что в отдельных случаях попытки приручения газелей и антилоп все же удавались, потому что на нескольких изображениях более поздних эпох показаны самки, которые кормят своих телят. Египтяне Древнего царства, как и их предки, ловили, откармливали и употребляли в пищу диких антилоп, газелей, козерогов в качестве "живого мяса".

В ту пору в Египте водились следующие дикие животные: зубры, муфлоны и козлы, газели двух видов, козероги, сабельные антилопы, мендесские антилопы, коровьи антилопы, оленебыки, а также львы, волки, шакалы, гиены, гиппопотамы, крокодилы. Встречались страусы, жирафы, зайцы, ихневмоны, ежи.

Охотой на гиппопотамов египтяне занимались с доисторических времен, используя их мясо в питании.

В больших хозяйствах Древнего царства (царских, храмовых и царских вельмож) имелись большие птицефермы, в которых откармливалось огромное количество птицы разных пород и видов: гусей, уток, журавлей, лебедей, голубей и пеликанов. Необычный состав птиц, содержащихся на птицефермах, объясняется тем, что они поступали от охотников. Это был не съеденный остаток добычи птицеловов. Доставленных в больших клетках птиц оставляли в вольерах и откармливали колобками из муки. Хорошо откормленных птиц специальные работники закалывали, ощипывали и подавали господам для еды.

Уже во времена Древнего царства делались попытки приручения диких птиц. Б. Брентьес полагает, что попытка одомашнивания гусей была предпринята только в середине II тысячелетия до н.э., когда уже стали разводить кур. От этого и более позднего времени до нас дошли изображения гусят рядом с гусями. Брентьес считает попытку приручения диких гусей в Египте неудачной, поскольку домашний гусь произошел из породы серых гусей. Древние египтяне пытались приручить также пеликанов. Об этом свидетельствует изображение в гробнице Харемхета (середина II тысячелетия до н.э.).

Охота во времена Древнего царства не утратила еще своего значения. Охотники, поставляя убитую дичь, значительно увеличивали запасы мяса в стране и обеспечивали крупные хозяйства животными и птицей для приручения и одомашнивания.

В те времена в густых зарослях дельты Нила и в озерах гнездилась масса водоплавающих птиц (гусей и уток различных видов, ибисов, цапель). Осенью здесь задерживались переплетные птицы (ржавые гуси, перепела, журавли и др.). Бекасами и удодами были полны сады египтян, а перепелами — жнивье весной.

Рыбная ловля в древнем Египте имела большое значение, пополняя запасы свежей и вяленой рыбой.

Воды Нила кишели гиппопотамами и крокодилами, рыбой (оксиринхами, нильскими окунями и талиями, африканскими сомами и двумя видами лугилид из породы лобанов).

Наиболее продуктивно ловля рыбы производилась вершами и неводом. Пойманную рыбу разделывали для сушки. Вынутую из рыб икру складывали в горшки.

Древние египтяне не знали сахара, поэтому ценным лакомством был мед. Его использовали также как лекарство для больных. Долгое время египтяне собирали и использовали в пищу дикий мед. Предполагают все же, что приручение пчел в Египте произошло очень рано — уже в середине V тысячелетия до н.э. Честь открытия пчеловодства, по-видимому, должна принадлежать египтянам. Во всяком случае, рельеф в солнечном Храме царя Ниусерра в Абусире (ХХVI век до н.э.) изображает храмовую паcеку и свидетельствует о том, что египтяне Древнего царства умели делать ульи, помещали в них пчел и выкачивали мед. Для приготовления сладкого напитка мед смешивали с водой. Его употребляли также для изготовления сладких пирогов.

Суммируя, необходимо отметить, что питание древних египтян было разнообразным. В их рационе содержались продукты как растительного, так и животного происхождения. Они использовали в пищу сотни растений. Вместе с тем их рационы не содержали многих растительных продуктов, которые теперь составляют основу питания. Древние египтяне не знали сахара, поэтому в их питании преобладали сложные углеводы.

| Зміст |

www.medved.kiev.ua

geosons: КУХНЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

КУХНЯ ЕГИПТА ВО ВРЕМЕНА ФАРАОНОВ Что и как ели древние египтяне

История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток — от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, — до четвертого столетия нашей эры, заканчиваясь римским периодом.

В течение этой эпохи Египтом правили тридцать династий фараонов, имена многих из них широко известны и неспециалистам — Аменхотеп, Тутмос, Тутанхамон, Рамзес, хотя такие (и иные) имена носили, как правило, несколько правителей, различаясь «номерами»: Аменхотеп II, Тутмос IV, Рамзес IX и т.п.

От египетской цивилизации сохранилось гораздо больше материальных памятников, чем от Греции, Рима и даже средневековой Европы. Это объясняется, с одной стороны, климатом Египта, а с другой — желанием древних египтян сохранить тела своих умерших и все необходимое для загробной жизни.

Но не следует думать, будто они были мрачными людьми и жили под страхом неизбежной смерти. Напротив, судя по той материальной культуре, что сохранилась после них, они были скорее веселыми материалистами, которые любили жизнь и вовсе не спешили с ней расстаться.

Именно полнота наслаждения земными благами заставляла стремиться к их сохранению в загробной жизни. Для этого на настенных фресках и в гробницах изображались сцены из жизни покойного, например, на гробнице знатного придворного можно видеть прием гостей на великолепном пиру, где играют музыканты и рабы обносят гостей изысканными блюдами и винами.

Но кто должен пользоваться земными благами в загробной жизни? Материальная оболочка усопшего. Так возникла мысль о необходимости сохранения тела, откуда развилось искусство бальзамирования. В средние века, например, врачи свято верили, что растолченная в порошок египетская мумия обладает чудодейственными свойствами.

Вот один из подобных рецептов: мумию следует сначала растолочь в порошок, затем смешать с растительным маслом до консистенции благовонного умащения или целительного бальзама. После этого лекарство готово и им можно исцелять переломы или растяжения связок, а также воспаления, плевриты и легочные болезни.

При этом, однако, не всякая мумия пригодна для этих целей. Мумия должна быть как можно менее блестящей, очень черной и с приятным запахом.

Вера в необходимость сохранения тела лежит в основе всей египетской религии. А поскольку тело остается нетленным, его следует обеспечить всеми необходимыми материальными благами — предметами первой необходимости, одеждой и пищей.

Что же ели древние египтяне? ПИЩА И СПОСОБЫ ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Египетская земля была плодородной, но урожай зависел от степени разлива Нила — за слишком слабым или слишком сильным разливом следовал недород. Поэтому фараоны обязаны были создавать запасы провизии, хотя часто этим пренебрегали.

Иногда наступал неурожай, продукты становились на вес золота, а бандиты врывались в храмы и дворцы, грабя и убивая людей. Но в урожайные годы египтяне питались хорошо.

При фараонах Сети I и Рамзесах продуктов было изобилие. На храмовых рельефах и на росписях в гробницах изображены богатые приношения, люди, несущие горы провизии или ведущие тучные стада.

В Большом папирусе Харриса, где ведется рассказ о щедрости Рамзеса III в отношении к храмам и богам, провизия как приношение упоминается почти так же часто, как золото, одежда и благовония. Это говорит о том, что египтяне были большими чревоугодниками и не забывали о еде при любых обстоятельствах.

Основу питания богатых египтян составляло мясо. На стенах гробниц часто встречаются изображения боен и стад животных, предназначенных на убой.

Ведущее место среди них занимали «иуа» — африканские быки. Это были крупные, мощные животные с большими рогами. Их специально откармливали до огромных размеров и веса. И когда бык уже почти не мог ходить, его вели на убой.

Специальные служители принимали только здоровых животных и проверяли качество мяса после убоя.

В эпоху «молодости» Древнего Египта (III тысячелетие до н. э.) часть мяса добывалась охотой на животных пустыни. Египтяне охотились на газелей и антилоп, причем часто их ловили живьем, чтобы затем попытаться приручить и одомашнить. Со временем этот вид животноводства утратил свое значение, так как развилось скотоводство.

Но дикие животные продолжали играть важную роль в ритуале жертвоприношения. Так, известно, что Рамзес III направил в пустыню своих охотников, чтобы добыть антилоп — ориксов. За время своего царствования он пожертвовал в великий храм Амона 54 орикса, одного дикого буйвола и 81 газель.

Египтяне разводили и потребляли большое количество домашней птицы. В Большом папирусе Харриса перечислены сотни тысяч голов. Если в перечне даров упомянуты 3029 четвероногих домашних животных, то птиц — 126250: 57810 голубей, 25020 диких водоплавающих, пойманных в сети, 8394 гуся, 4060 кур-несушек, 160 журавлей и около 20 тысяч перепелок.

Журавлей откармливали на птичьей ферме. Кстати, египтяне различали четыре вида журавлей и пятнадцать видов гусей и уток. Но разводили только те виды, которые были наиболее выгодны.

На диких быков египтяне охотились с помощью прирученных львов. На гиппопотамов охотились с гарпунами. Птиц ловили ударной сетью. Рыбу ловили вершами, расставляя их в воде и собирая с папирусной лодки.

До эпохи Нового царства (II тысячелетие до н. э.) рыба не значилась в меню усопших, вероятно потому, что в некоторые периоды запрещалось ее употреблять. А вообще, египтяне спокойно ели рыбу даже в храмах. В городе Танисе есть гранитный барельеф, где двое бородатых мужчин несут стол, с которого свешиваются огромные лобаны.

В упомянутом папирусе Харриса среди провизии, доставленной в храмы Фив, Она и Мемфиса, значится 441 тыс. штук рыб — лобанов, нильских кларий, мормиров, крупных хромисов, латесов и «нильских окуней», столь больших, что каждую рыбу несли двое мужчин.

Немало свидетельств осталось о потреблявшихся древними египтянами овощах. В годовом календаре Мединет-Абу упоминается лук и порей, которые были известны с незапамятных времен. Высоко ценился чеснок. Геродот писал, что рабочие, строившие пирамиду Хеопса, получали лук, чеснок и редис.

В фиванских гробницах были найдены связки чеснока. Фараон Рамзес III щедро раздавал чеснок и бобы храмам. Древние евреи на пути к земле обетованной вспоминали об огурцах, арбузах, луке и чесноке Египта. В гробницах были найдены бобы, горох и нут — турецкий горох.

В домашних огородах египтяне выращивали салат (латук). Он считался растением бога Мина — бога плодородия (земли, скота, людей). Древние обратили внимание, что латук возвращает женщинам плодовитость, а мужчинам — половую силу, и поэтому употребляли его в больших количествах, в сыром виде с растительным маслом и солью.

Как ни странно, в те далекие эпохи жители Египта не были знакомы с апельсинами, лимонами и бананами.

В поздний римский период (первые столетия н. э.) появились груши, персики, вишня и миндаль. Зато всегда они лакомились виноградом, фигами, финиками и плодами сикомора. Как лекарственное средство употреблялись орехи дум-пальмы.

Изысканным лакомством богачей были кокосовые орехи. Хорошие урожаи приносили многочисленные яблони, оливковые и гранатовые деревья.

Настоящим лакомством считалось молоко. Для его получения египтяне содержали и доили коров. Молоко хранили в пузатых глиняных сосудах, горлышко которых затыкали пучком травы, чтобы уберечь от насекомых. Были распространены и молочные продукты — сливки, масло и творог. Сливочное масло использовали и для приготовления косметических и лечебных кремов.

Довольно много употребляли египтяне соли, добавляли ее в диетические блюда и снадобья.

Для подслащивания пищи или напитка использовали мед или плоды рожкового дерева. Поиском и сбором диких пчел занимались специальные люди, которых иногда для безопасности сопровождали лучники фараона.

Однако египтяне разводили пчел и в своих садах. Ульями служили большие глиняные кувшины. Пасечник отгонял пчел руками и извлекал соты. Мед хранили в больших запечатанных каменных сосудах.

Любопытно, но по данным новейших археологических исследований, самыми привилегированными среди древнеегипетских работников были строители пирамид. Они работали на строительстве, в среднем, по 2 года (подобно современному призыву в армию), все это время жили в благоустроенных жилищах неподалеку от стройки и обеспечивались прекрасным питанием, включавшим и большое количество мяса. В случае смерти, захоранивались с большими почестями. Другие простые египтяне ели мяса гораздо меньше.

ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Главную роль в тепловой обработке пищи играли переносные глиняные печи цилиндрической формы, высотой около метра, с дверцей в нижней части для подачи воздуха и выгребания золы, с решеткой или прутьями внутри, на которые клали топливо. Наверх ставили котел с двумя ручками различной формы и размера, иногда даже большего, чем сама печь.

Иной раз обходились и без печи. Повар ставил котел на три камня, а под ними разводил костер из углей и дров.

Уголь использовался древесный, ибо каменного угля в Египте нет, равно как и в соседних странах. Из сохранившихся документов следует, что древесный уголь был ценным товаром. Переносили его в мешках и корзинах.

Для разжигания огня жители Египта пользовались так называемыми «огневыми палочками». Они были редким товаром, и даже крупные храмы получали в месяц не более шестидесяти палочек, то есть по две в день. Приспособление для разжигания огня состояло из двух частей: палочки с заостренным концом и утолщенным основанием и стаканчика. Материал для него привозили из южных стран, и поэтому он был доступен только для богатых семей.

Кухонная утварь состояла из котлов, тазов, кувшинов и глиняных мисок, а также сумок, мешков и корзинок для провизии. Для разделки мяса и рыбы и обработки овощей пользовались столами на трех или четырех ножках; кроме них, были низенькие столики для готовки сидя на корточках, а также козлы, на которых подвешивали мясо и птицу.

Существовало два способа приготовления пищи на огне. Они обозначались глаголами «песи» и «ашер».

Первый, «песи» — «кипятить», «варить» — относится к молоку и мясу. Находили изображения стоящего на очаге глубокого котла, из которого выглядывали кусочки мяса. Нам неизвестно, как подавали египтяне вареное мясо: кусками или рубленное с овощами и приправами, или же клали в лепешки или делали из мяса что-то вроде рубленых бифштексов или котлет, много позднее столь популярных в Древнем Риме.

Для приготовления различных блюд широко использовались масло, сливки, гусиный и говяжий жир.

В гробнице визира Рехмира, главного государственного чиновника при фараоне Тутмосе III (середина 2 тысячелетия до н. э.), изображена его кухня, где на очаге стоит котел, слишком мелкий для варки супа. Надпись гласит, что повар льет туда жир; при этом его помощник помешивает содержимое котла чем-то на длинной ручке, вероятно, поварской ложкой. По-видимому, здесь изображено или приготовление рагу, или обжаривание чего-то во фритюре — более точно по картинке не определить.

Другое слово — «ашер» — означает «жарить». Ощипав и выпотрошив гуся или утку, повар отрубает голову, лапы и кончики крыльев, надевает птицу на вертел и держит ее на вытянутых руках над низкой печкой. Так жарили не только птицу, так как особо приготовленный кусок мяса тоже назывался «ашер» — «жаркое». Его тоже жарили на вертелах.

Свидетельства о том, как ели египтяне рыбу и птицу, можно найти у Геродота. Он писал, что рыбу употребляли либо в сыром виде, либо вялили ее на солнце или солили в рассоле. В соленом же виде ели перепелок, уток и мелких птиц. Рыбу и птицу всех иных пород, кроме почитаемых священными, употребляли в вареном или жареном виде.

Большое количество соленой выпотрошенной, а также свежей рыбы отправлялось в храмы. Туда же посылали живую птицу, иногда целые тушки птиц, которые быстро съедались, а иногда, разделанные и вяленые, хранились длительное время.

В Древнем царстве (2778 — 2263 гг. до н. э.) насчитывалось не менее пятнадцати видов хлебных изделий. Немало их было и в более поздние времена. Они отличались друг от друга мукой, формой, степенью пропеченности и десятками добавок в тесто: молоко, мед, фрукты, яйца, жир, масло и т.п.

Учитывая, что до нас дошло далеко не все, существовавшее в Древнем Египте, можно сделать вывод о значительном богатстве и разнообразии древнеегипетского хлебопекарного ассортимента.

Это неудивительно — приготовление различных мучных изделий древнейшее из кулинарных искусств человечества, появившееся еще в древнем каменном веке, а то и раньше, и совершенствовавшееся в течение многих тысячелетий.

От древних египтян до наших дней прошло много меньше лет, чем от появления мучных изделий в рационе людей до возникновения Древнего Египта. И все эти многие тысячелетия миллионы изобретательных древних поваров постоянно совершенствовали и умножали свои кулинарные рецепты, методы приготовления. ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ИЗ ИСТОРИИ ПИТАНИЯ

Надо учитывать, что не столь глупы и неумелы были наши древние предки, как иногда хочется себе представить, и не столь мудры и совершенны мы, их ныне живущие отдаленные потомки.

Людей в те времена было мало, а ресурсы еды в тогда безграничной окружающей природе были множественны — в этом нашим древним предкам можно лишь позавидовать.

И еду в древние времена готовили из полноценных исходных продуктов, а не из неизбежных в нашем перенаселенном мире всяких химических присадок и добавок Е.

К примеру, когда на малонаселенных землях Америки появились первые европейские поселенцы, один подросток с палкой в руках, отойдя на сотню метров от поселения, мог за 20 минут набить диких индюшек на плотный ужин 15-20 взрослых человек. Основные труды сводились к ощипыванию этих индюшек и их приготовлению. И один проход небольшим бреднем в реке или в озере давал столько рыбы, что и не съесть — из сетки выбирали лучшую, остальное вытряхивали обратно в воду. Для запаса корма своим собакам сушили даже не рыбу, а лососевую икру — она нравилась собакам несколько больше.

В условиях тогдашней ненарушенной окружающей природы остаться голодным мог только самый ленивый. Ныне такое, в т.ч. и в Америке, да и в нашей России, некогда избыточно богатой дичью и рыбой, стало уже невозможно. Химизация сельского хозяйства, промышленные стоки предприятий сделали свое недоброе дело.

Некогда москвичи ловили здоровенных осетров и стерлядь в Москве-реке прямо рядом со своим домом — все реки волжского бассейна были богаты осетровыми.

Последняя рыболовецкая артель на Оке закрылась в конце 1950-х — к тому времени рыба в реке от мощных промышленных стоков большей частью передохла, ловить оставшуюся мелочь стало невыгодно. И пока еще остающаяся в Волге отравленная стоками немногочисленная рыба более ядовита, чем полезна в питании. Что касается нынешнего браконьерства — никакие браконьеры не могли бы уничтожить даже малую часть той рыбы, что была отравлена предприятиями или уничтожена построенными ГЭС.

Как показали новейшие исследования, древние люди в каменном веке тратили на обеспечение себя всем необходимым для жизни не более 4 часов в день, остальное время занимались своими развлечениями, занятиями с детьми, танцами, украшениями и изобретениями чего-то новенького. Ныне многие люди тратят на работу по 9 часов в день и больше, а с учетом времени на дорогу — по 10-12 часов, при этом некоторые все равно не сводят концы с концами и, потому, не всегда ложатся спать сытыми. Да и своих детей видят по 1-2 часа в день.

Но, вернемся в Древний Египет.

Мука у египтян была трех видов: ячменная — «ит», из полбы — «бедет» и пшеничная — «сут». Богачи хранили свои запасы зерна поблизости от дома или на крыше.

Очищенное от сора зерно передавали особой группе людей, в которой было больше женщин, чем мужчин. В каменную ступу засыпали порцию зерна. Двое или трое крепких парней молотили его тяжелыми пестами. Просеивальщицы, получив от них размолоченное зерно, отделяли мякину для скота, а остальное шло на размол.

Египетская мельница представляла собой колоду с двумя отделениями, верхним и нижним. Мельник, согнувшись вдвое, двигал взад и вперед тяжелый камень по зернам в верхнем отделении, ссыпая муку в нижнее отделение. Затем муку просеивали, и все повторялось сначала, пока мука не достигала нужной степени помола. Процесс сопровождался пением рабочих: «Да ниспошлют все боги этой земли моему хозяину силу и здоровье!»

Муки готовили ровно столько, сколько необходимо было на дневную выпечку. Над очагом расставляли конические формы таким образом, чтобы пламя лизало их изнутри. Огонь раздували веером. Когда формы достаточно прогревались, их переворачивали, устанавливали на доску с круглыми отверстиями и наполняли тестом, замешанным на дрожжах или опаре. Затем формы закрывали и ставили на очаг.

Когда хлебы испекались, их извлекали из форм, тут же пересчитывали и записывали результат, ибо счет всего вокруг был любимым занятием египтян. После этого полные корзины хлеба относились хозяину. Описанный способ выпечки хлеба был распространен в период Древнего царства.

Позднее, в эпоху Нового царства (1580 — 1085 гг. до н. э.) способ оставался прежним, но появились печи, где можно было выпекать одновременно много хлебов.

Заканчивая разговор о продуктах питания, посмотрим; что пили жители Египта. Их национальным напитком было пиво. Его пили везде — Дома, в поле, на кораблях, в харчевнях. Пиво готовили из ячменя либо из пшеницы с финиками. Использовались формы, похожие на формы для выпечки хлеба, только больших размеров, а также корзины и глиняные кувшины и тазы.

Сначала выпекали хлебы. Вокруг печи расставляли пирамиды форм, как в пекарне. Одновременно замешивали особое тесто, которое называлось «уаджет» — «свежее». Его заливали в нагретые формы и держали в них до того момента, когда хлебы покрывались золотистой корочкой. Надо было следить, чтобы в середине они оставались сырыми.

Эти недопеченные хлебы крошили в большом тазу и заливали сладким соком фиников. Полученную массу перемешивали и фильтровали. Вскоре жидкость начинала бродить. Ее разливали по кувшинам, накрывали тарелочками и запечатывали гипсом.

Перед употреблением пиво переливали в кружки объемом от одного литра до двух. Любители пива пили его из каменных, фаянсовых или металлических чаш.

Усопшему фараону, согласно надписям в его гробнице, обещали хлеб, который не зачерствеет, и пиво, которое не закиснет.

Не менее любимо египтянами было и вино. Торговля вином процветала. В одном из документов времен фараона Рамзеса II упоминается прибытие трех судов с 1500 кувшинами вина, 50 кувшинами напитка «шедех» и 50 кувшинами напитка «наур». Есть основания считать, что первый был из граната, а второй — типа ликера.

На найденных остатках винных кувшинов имеются многочисленные надписи, указывающие на происхождение и качество вин. Большинство виноградников находилось в восточной части Дельты. На качество вина указывают надписи типа: «хорошее вино восьмого раза», «вино третьего раза», либо просто «сладкое вино».

Вероятно, «сладкое вино» — это молодое вино, а «третий» и «восьмой раз» означают вино третьего и восьмого разлива. Частые переливания были необходимы для того, чтобы уберечь вино от закисания. Другой способ заключался в кипячении.

ЦЕРЕМОНИЯ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Древние египтяне ели, сидя по одному или по двое за маленьким столиком, на котором стояли блюда с мясом, птицей, овощами, фруктами, иногда разложенными на ломтях конических хлебов. Дети сидели на подушках или циновках на полу.

Завтракала египетская семья по отдельности. Главе семьи еду подавали сразу после умывания. Его завтрак состоял из хлеба, пива, мяса и пирога. Его жена завтракала, пока ее причесывали или сразу по окончании туалета.

На росписи, найденной в Фивах, служанка подает кубок своей госпоже, когда она еще держит в руках зеркало. Рядом с ней столик с корзиной из пальмовых листьев и двумя вазами. В состав обеденного стола входили мясо, птица, овощи и фрукты по сезону, хлеб, пирожки и, само собой, пиво в изобилии.

Поскольку климат Египта жаркий, то забить быка могли только те, кто способен был съесть его за три-четыре дня: в противном случае мясо протухло бы. Ясно, что это были крупные вельможи, имевшие множество слуг и устраивавшие пиры для многих гостей.

В самом конце дня был легкий «ужин», после которого египтяне еще беседовали час или два, а затем ложились спать.

Одним из самых больших удовольствий для египтянина были пиры, на которые он созывал своих многочисленных друзей или родственников. На рельефах египетских гробниц часто встречаются сцены застолий, которые устраивал хозяин гробницы при жизни. Пирам предшествовала большая подготовительная работа — покупки в лавках, хлопоты в доме и на кухне.

Забивали быка, расчленяли его тушу и сортировали куски мяса. Готовили жаркое, тушеное мясо и соусы. Жарили гусей на вертелах. Расставляли кувшины с пивом, вином и ликерами. В корзинах и на подставках пирамидами лежали разнообразные плоды.

При этом продукты тщательно укрывались от пыли. Доставали из шкафов золотые и серебряные кубки, вазы и расписную посуду. В сосудах из пористой глины охлаждалась вода. мК моменту приезда гостей собирались музыканты, певцы и танцоры, а привратники стояли у дверей. Знатных гостей встречал сам хозяин у входа и провожал через сад. Так же поступали жрецы, если в храм прибывал фараон.

Случалось, что хозяин ожидал приглашенных в гостиной, как фараон в своем зале приемов. В таком случае гостей встречали слуги, которыми руководил привратник в праздничной одежде и с жезлом в руках. Слуги подходили к вознице и указывали место, куда следует поставить колесницу.

В сопровождении рабов — мужчин и женщин — гости направляются к дому. При входе в зал для приемов их встречает еще большее количество рабов и служанок. Мужчины-слуги одеты в белые накрахмаленные короткие юбки, на девушках нет почти никакой одежды, кроме небольшого куска материи, обернутого вокруг бедер, ожерелий, ручных и ножных браслетов из разноцветных бусин. Они вручают каждому гостю по цветку лотоса и обносят всех лакомствами и кубками вина или пива.

Постепенно прибывают гости. Стройные мужчины и элегантные женщины одеты в безупречные одежды из гофрированного льна. На головах — тяжелые черные парики, обрамляющие их лица. Знакомые и друзья приветствуют друг друга.

Египтяне обожали комплименты и лесть и были большими мастерами этого тонкого искусства.

На одном из папирусов эпохи Рамзесов приведен образчик такого рода: «Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Ты садишься в колесницу, в руке твоей хлыст с золотой рукояткой, вожжи у тебя новые, в упряжке — сирийские жеребцы... Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками... Ты нерушим, и враги твои падают. Что о тебе плохое сказали — не существует».

Примерно так приветствовали и хозяина, устраивавшего пир. Он мог ответить просто «Добро пожаловать!» или «Хлеб и пиво!» или более витиевато: «Жизнь, здоровье, могущество! В милости Амона-Ра, царя богов! Я молю Ра, Харахти, Сетха, Нефтис и всех богов и богинь нашего сладостного края. Да ниспошлют они тебе здоровье, да ниспошлют они тебе жизнь, чтобы я видел тебя и мог обнять тебя моими руками!»

После окончания церемонии приветствий и пожеланий гости переходят из приемного зала в другой, где в определенном порядке расставлены золотые и инкрустированные бирюзой, сердоликом и лазуритом кресла с высокими резными спинками для наиболее знатных гостей.

Остальные, рангом пониже, рассаживаются на табуретках с перекрещенными ножками или на обычные — с прямыми, а также на подушки или циновки, разложенные на полу.

Мужчины садятся по одну сторону, женщины — по другую, поправляя при этом узкие юбки и приводя в порядок завитые парики. Впрочем, по желанию гость может оставаться рядом со своей женой.

Девушки-рабыни надевают на гостей гирлянды и кусочек благовонного жира или колпачок с ароматным маслом, которые клали на парик. Служанки всегда были молоды и красивы, а праздничные одеяния открывали и подчеркивали их естественные прелести.

Наступает момент подачи блюд. Тут есть все и на самый взыскательный вкус. Гости принимаются за еду. Вдоль стен зала стоит множество небольших столов с жареным мясом, курами, утками, голубями, различными овощами и хлебом разнообразной формы.

На металлических подносах стоят кувшины с вином, на которых указан возраст вина для предпочтительного выбора каждым из пирующих.

Рабы и рабыни подают гостям деликатесы, которые те едят руками, а ножами пользуются только для разрезания мяса. Чаши для ополаскивания рук и салфетки передаются по кругу, чтобы гости могли смыть жир со своих рук.

Египтяне очень любили музыку. Эта страсть родилась в незапамятные времена, когда еще не было музыкальных инструментов и слушатели поддерживали певцов, отбивая такт ладонями. В эпоху пирамид появляются флейта, арфа и гобой. Они звучали как поодиночке, так и вместе в любой комбинации. Ритм отбивался хлопаньем в ладони.

Начиная с эпохи Нового царства (середина II тысячелетия до н. э.) и под влиянием культуры соседних народов музыкальные инструменты претерпевают существенные изменения. Арфы становятся крупнее, количество струн удваивается; появляются небольшие переносные арфы, средние по размеру с подставкой и большие, настоящие произведения искусства, с нанесенным на них растительным или геометрическим орнаментом, с резными позолоченными головками наверху или у основания.

Были и другие музыкальные инструменты — двойная флейта, лютня, барабан. Последние делали круглыми или квадратными, а использовались они чаще на народных и религиозных праздниках. То же самое относится и к еще двум инструментам — трещоткам и систрам.

Систр хатхор представлял собой голову Хатхор — богини любви, музыки, веселья, танцев и пирушек — на ручке. Вместо рогов на уборе Хатхор были длинные металлические стойки, между которыми натягивались проволочки с нанизанными на них металлическими цилиндриками. Потрясая систром, музыканты извлекали из него звон, поддерживавший ритм танца или голос певца.

Пиры египтян непременно включали насыщенную музыкальную программу. Музыканты в одинаковых белых юбках, с украшениями на груди и руках проходили в центр пиршественного зала. В руках они держали инструменты: арфы, лиры, флейты и небольшие барабаны.

Рассаживались они на полу и начинали играть — сначала флейты, затем подключались арфы и лиры, а барабаны отбивали ритм.

Пели песни в честь бога Амона-Ра: «Твое совершенство во всех сердцах. Птах создал это собственными руками... Каналы вновь наполнились водой. Земля залита его любовью», — пел один певец. Второй продолжал: «Это счастливый день, день, когда думают о совершенстве Амона. Какая великая радость — вознести ему хвалу до самых небес!»

Благодаря богов за счастье жизни, египтяне прекрасно осознавали, сколь короток их век. Поэтому следует сполна воспользоваться этим прекрасным днем, когда милость богов и щедрость хозяина так счастливо соединились!

Об этом гостям напоминает арфист: «Со времен бога проходят тела и поколения приходят на их место. Ра восходит утром, Атум заходит в Ману (запад), мужчины оплодотворяют, женщины зачинают, все носы вдыхают воздух, но утром их дети уходят к их местам [умирают]! Проведи же счастливый день, о, жрец!..»

Другой арфист рассказывает пирующим о тщетности всех усилий человека избегнуть смерти (сравните с нашим русским «сколько веревочка ни вейся, а будет конец»). Египет во времена Рамзесов был уже древней страной, и каждый мог видеть, что стало с пирамидами.

Но пели не только о богах и мимолетности радостей короткой жизни. Представим себе, что арфисты, окончив песни, уходят, и появляются молоденькие девушки-музыканты в коротких юбках с бахромой и бусами на шее.

За ними выходят танцующей походкой юноша и девушка. Юноша, подойдя к девушке, опускается перед ней на колени, вытянув руки. Девушка делает вид, будто хочет убежать. Тогда он поворачивается к ней спиной и прячет лицо в ладонях. Она легкой походкой возвращается к нему. Он поворачивается к ней, встает и начинает петь. Девушки-музыканты аккомпанируют ему на флейтах и лирах.

Эти песни подвыпившие и расчувствовавшиеся гости слушали с большим вниманием, сопереживая лирическому герою и дополняя вызванные искусством благие эмоции возлияниями и закусываниями.

Еще одним «номером» «концерта» могло быть выступление танцовщиц. Они (или она) выступали в сопровождении полуобнаженных девушек-музыкантов, одетых в короткие льняные одежды, а грудь, руки и щиколотки их украшали бусы. Одни играли на тамбуринах, другие — на лютнях, сопровождая танец пением.

В период Позднего царства (715 г. до н. э. — 332 г. до н. э.) на пирах богачей появился любопытный обычай. По окончании трапезы хозяева выставляли перед гостями небольшой деревянный гроб с раскрашенной фигуркой мертвеца (изображавшей мумию).

Хозяин показывал такую фигурку каждому гостю и говорил: «Взгляни на него, а потом пей и наслаждайся, ибо после смерти ты станешь таким же, как он!»

Следует сказать, что порой пирующие столь охотно внимали этим предупреждениям, как и песням арфистов о бренности бытия, что нередко пир превращался в безудержную попойку — и в те времена глубинные основы человеческого поведения на пирах не слишком отличались от нынешних. Это можно видеть в сценах пирушек, где изображены обожравшиеся и перепившиеся гости, которых рвет, а соседи заботливо поддерживают головы ослабевших пьяниц. Впрочем, это не считалось серьезным проступком.

Вот так (или примерно так) проходило веселое пиршественное застолье состоятельных египтян в глубокой древности.

ПИТАНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ КУЛЬТА

Рацион ежедневного питания жрецов Древнего Египта, составлявших высший слой общества, был крайне нездоровым и напоминал еду из современных "Макдональдсов". Подобная диета вызывала у жрецов сердечно-сосудистые заболевания.

К такому выводу пришли британские ученые из Манчестерского университета на основании анализа мумий жрецов и надписей из древнеегипетских храмов. В них перечислялись продукты, которые обычно приносились в жертву богам, а потом съедались служителями культа и членами их семей.

Ученые исследовали 22 мумии, которые, судя по надписям на саркофагах, принадлежали жрецам. У 16 из них ученым удалось найти следы кровеносных сосудов и исследовать их. У девяти мумий сосуды оказались забиты отложениями кальция, что является признаком атеросклероза, возникающего вследствие нарушения жирового обмена. Это говорит о том, что покойные ели пищу с высоким содержанием насыщенных жиров.

Согласно древнеегипетским обрядам, статуям богов трижды в день приносились дары в виде продуктов питания. После окончания церемоний жрецы уносили продукты домой, где съедали их за семейным столом.

Судя по надписям, в жертву богам приносилась высококалорийная пища, которая особенно ценилась. В "рационе" египетских богов (потребляемом их служителями) было много жирного мяса, в частности гусятины, хлеб, испеченный с добавлением животного жира, яиц, масла, а также сладости, приготовленные в масле и с добавлением жиров.

Значительная часть дарственной богам пищи была крепко соленой, так как соль обильно использовалась для консервации продуктов в условиях египетской жары, и для пищи богов дарители соли не жалели.

Кроме того, богам обильно жертвовались алкогольные напитки, так что выпивали египетские жрецы явно много больше безопасной нормы, рекомендуемой современной наукой.

Учитывая столь нездоровую диету, ученые считают неудивительным, что представители древнеегипетской элиты, несмотря на свое богатство, жили недолго – по 40-50 лет.

При этом бедные крестьяне в Древнем Египте питались здоровее – их рацион был, в основном, вегетарианским на основе злаков, овощей, фруктов и зелени, что весьма полезно в условиях долгой египетской жары. Кроме того, их жизнь была связана с физическим движением. Потому, зачастую, крестьяне и ремесленники жили дольше своих высокопоставленных повелителей.

Впрочем, среди фараонов, высокопоставленных чиновников и жрецов иногда, пусть и редко, тоже случались долгожители, но это было более исключением, чем правилом.

Великая философская проблема, что для человека важнее – постоянное соблюдение всяческих разумных ограничений, приводящее к здоровому долголетию, или всемерное наслаждение благами быстротечной жизни – человечеством не решена и до сих пор.

И что приятнее – прожить 40 лет в неограниченной пиршественной радости или 80 лет в здоровом труде с тяпкой в руках на свежем воздухе на плантации – и ныне каждый волен решать для себя сам.

geosons.blogspot.com

Кухня Древнего Египта

1. Рацион египтян

1.1. Mясо и рыба

В обычный рацион египтянина входила говядина. Охота приносила мясо антилоп и газелей. В источниках также говорится о разведении коз и баранов.

Во II тысячелетии до н.э. египтяне стали употреблять в пищу кур, а ещё раньше они готовили гусей, уток, голубей, перепёлок, чирков, а также журавлей. Последних в Египте было три вида, и все они, по понятиям жителей страны, были съедобны. Кроме того, египтяне сделали два важных открытия: они стали употреблять в пищу яйца и разводить птиц в своих домашних хозяйствах.

Для приготовления любого мяса египтяне знали два основных способа — «песи» и «ашер». «Песи» означал варку мяса в котле с водой на огне, «ашер» — жарку на вертеле, над низкой печкой. К столу мясо подавали куском, птицу целиком.

В Ниле водилось множество разнообразной рыбы: щуки (их называли в Египте мормиры), кефаль (лобаны), огромные нильские окуни (латесы) и другие. Их солили в огромных чанах или ваннах, жарили, варили и вялили на солнце. Икру лобанов египтяне мариновали. Если простые люди употребляли рыбу, то для жрецов и знати существовали запреты: рыба считалась нечистой пищей. Об этом рассказывают иероглифы на стеле царя Пианхи.

1.2. Овощи

Для всех овощей существовало собирательное название «ренпут» — «продукты года». Они употреблялись в больших количествах всеми слоями населения. Самым популярным среди знати и жречества был чеснок. Слава о его вкусовых качествах и целебном действии была так велика, что чеснок стали считать божественным растением. Часто беднякам запрещалось употреблять его в пищу.

После чеснока второе место среди овощей занимал зелёный салат (латук). Он считался растением бога Мина, чья статуэтка непременно ставилась в огороде между грядками. Салат был обязательным атрибутом жертвенных столов египтян. Предположительно его ели в сыром виде с растительным маслом и солью.

Бараний горох, или нут, называли так потому, что его готовили с бараниной. Перед употреблением нут вымачивали и освобождали от коричневой плотной кожицы. которой он был покрыт. Затем варили или тушили вместе с бараниной. Отварную капусту подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Также египтяне ели молодые побеги папируса, лук, огурцы, дыни.

Укроп, сельдерей и петрушка были известны египтянам, но их не использовали по назначению, как приправу к пище. Петрушка считалась символом горя и печали, из неё плели венки в период траура. Древним египтянам ничего не было известно о об апельсинах, лимонах, и бананах. В период Нового царства в Египте появились груши, персики, вишни, миндаль, гранаты, яблоки и оливки.

В Древнем Египте были популярны такие фрукты и ягоды, как виноград, инжир, финики, плоды сикомора. Фрукты умели вялить — подсушивать на солнце. До того, как египтяне начали разводить оливковые деревья, они делали масло из орехов местного дерева бак. Ореховое масло ценилось наравне с хлебом, именно этими двумя продуктами расплачивались за труд.

Соли употребляли много, а чтобы подсластить напиток или кушанье, добавляли мёд или сладкие стручки — плоды рожкового дерева. Именно поэтому египетский иероглиф «неджем», означавший сладость, сладкое, был похож на стручок.

1.3. Хлеб

Хлеб был главной пищей египтян. В их словаре насчитывалось до 15 слов, обозначающих различные сорта хлебных изделий. Хлебы отличались разнообразием: мягкие лепёшки, хрустящие лепёшки, хлебцы, полые внутри (для заполнения салатами), хлебцы из пресного теста, круглые хрустящие хлебцы, хлеб из сброженного теста и др. Для приготовления хлеба использовали муку трёх сортов — ячменную («ит»), полбяную («бедет») и пшеничную («сут»). Для превращения зерна в муку его обрабатывали очень примитивными и трудоёмкими способами. Зерно толкли длинными пестами в ступах, чтобы отделить от него колосковые чешуйки. Очищенное зерно насыпали на каменные плиты и растирали округлыми камнями. Муку грубого помола, полученную в результате этой процедуры, либо продолжали растирать и таким образом получали муку лучшего качества, либо просеивали через сито. Муки мололи ровно столько, сколько шло на дневную выпечку. Хлеб пекли в конических глиняных формах, наполняя их замешанным на дрожжах тестом. В тесто, в зависимости от сорта хлеба, добавляли яйца, масло, молоко, мёд, фрукты и чеснок. Кроме хлеба египтяне пекли тонкие лепёшки прямо на раскалённом песке. В среднем в день египтянин употреблял 10 хлебов и два кувшина пива.

1.4. Напитки

Молоко считалось в Египте настоящим лакомством. Хранили его в больших пузатых глиняных сосудах. Умели готовить сливки, масло, творог и сыр.

Пиво стало национальным напитком египтян. Его изготавливали из ячменя, пшеницы или фиников с добавлением дрожжей и сладкой воды. Эта жидкость бродила в каменных или фаянсовых чашах и перед употреблением обязательно процеживалась. Пиво наряду с хлебом, растительным маслом и тканями было мерой расплаты за труд. Ароматизируя пиво различными травами, египтяне получали различные его сорта, которые имели названия, например, «весёлый попутчик», «прекрасное», «божественное».

Вино изготовляли из винограда («шедех») и гранатов («паур»). Первое — «шедех» — представляло из себя особый сорт ликёров из винограда, второе — «паур» — гранатовое красное вино. Египтяне предпочитали сладкие вина: их считали более благородными. Частые переливания вина и кипячение служили надёжными способами предохранения его от закисания. Поэтому на кувшинах с египетским вином делали надписи «Сладкое вино 2, 3, 4…8, 9 раза», которые означали количество переливаний либо кипячений. Почётного гостя угощали вином бо́льшей выдержки.

2. Распорядок в еде

Общего завтрака в египетских семьях не было. Главе семьи после умывания подавали хлеб, пиво и пирог «шенес». Его жена завтракала таким же образом, пока её причёсывали. Обед проходил в послеполуденное время. Обеденное меню состояло из птицы и рыбы, овощей и фруктов, хлеба и пирожков. Пили много пива. Вечером по желанию семьи мог быть устроен лёгкий ужин.

Даже состоятельные египтяне не могли себе позволить часто есть мясо. В домах жрецов и вельмож забивали быков, но при этом приглашали большое количество гостей, так как в условиях жаркого климата Египта мясо нельзя было долго хранить.

Еду подавали на подносах с низкими краями и ставили на маленькие столики, которые располагались перед каждым обедающим. В период Древнего царства египтяне обходились круглыми низкими столиками на одной ножке, их делали из дерева или металла. Впоследствии появились с 3 или 4 ножками, больших размеров, из чёрного дерева и слоновой кости. Самые массивные столы были из камня. Несмотря на наличие ножей и ложек, египтяне предпочитали есть руками. В этом случае мясо подавалось уже разрезанным на куски. Близ столиков стояли тазики и кувшины для мытья рук.

3. Традиции гостевания

Любимым развлечением египтян были трапезы с гостями. К пирам готовили жаркое, соусы, свежее пиво, запасали вино, груды плодов в корзинах. Столы для пира украшали цветами и гирляндами. В качестве украшений использовали и поддельные блюда — макеты. Посуда была глиняная, расписная, а иногда каменная — алебастровая. Большинство сосудов имело форму страусиного яйца: первоначально именно такие яйца употребляли вместо сосудов, и форма вошла в традицию. Пили из медных кубков, стаканов, кружек.

Гостей встречали традиционными приветствиями: «Хлеб и пиво!», «Жизнь, здоровье и могущество!», «Да будет в сердце твоём милость Амона!». Затем гости занимали свои места: самые почётные садились в кресла, остальные — на табуреты. Женщины и девушки предпочитали подушки из кожи. Мужчины садились по одну сторону, женщины — по другую. Все гости получали по цветку лотоса, на головы водружали белые колпачки с ароматическими маслами. В Египте считали: без благовоний не может быть радости и веселья. Они смягчали, кроме того, резкие запахи пищи.

После этого начинали выносить кушанья. Пир обыкновенно сопровождался музыкой. Когда гости только рассаживались, появлялись музыканты. Египтяне знали сольное пение и хоровое, любили за столом петь гимны, любили танцы. Ни один праздник не обходился без групповых плясок под музыку. Часто танцевали с лентами. Певцы сочиняли стихи и гимны, прославляющие богов, щедрость хозяина и присутствующих гостей.

Кульминацией праздника было выставление перед гостями небольшого деревянного гроба с мумией. Показывая её, хозяин говорил: «Взгляни на него, а потом пей и наслаждайся, ибо после смерти ты станешь таким же, как он!» Данное зрелище, возможно, уберегало гостей от обжорства и пьянства. Птахотеп рекомендовал гостям быть скромными в словах, взглядах и еде. Эта традиция была потом воспринята другими народами.

Литература

  • Андреевская Т. П. «Быт и нравы древних цивилизаций».
  • Букин А. А. «Алкогольные напитки. Традиции, обычаи, рецепты».
  • Вейс Г. «История цивилизаций».
  • Гейдова Д., Дудрик Я., Кибалова Л. «Большая иллюстрированная энциклопедия древностей», перевод с чеш.
  • Гергова А. «Кухни народов мира».
  • Джеймс П. Торп «Древние изобретения», перевод с англ.
  • «Иллюстрированная история мира», энциклопедия, перевод с англ.
  • Орлова Н. «История вещей».
  • Монте П. «Египет Рамсесов».
  • Похлёбкин В. В. «Кулинарный словарь».
  • Савельева Т. И. «Как жили египтяне во времена строительства пирамид».
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кухня_Древнего_Египта

www.coolreferat.com

Персональный сайт - Пища древних египтян

Пища древних египтян

Настенные рисунки в гробницах х древних египтян часто изображают покойного. Сидя на ступе, он протягивает руку к маленькому столику с разнообразными яствами. Эта сцена имела определенное назначение: она должна была магической силой рисунка обеспечить умершему навечно пищу в потустороннем мире и тем самым гарантировать его выживание. Теперь нам известно, какая конкретно пища сопровождала умершего в могилу еще на заре египетской цивилизации, В 1939 году английский археолог У. Б. Эмери нашел захоронение, уцелевшее от набегов грабителей второй династии, то есть примерно к 2700 году до нашей эры. В склепе обнаружен настоящий пиршественный стол: в больших глиняных вазах рыба, жареные перепела, рагу из голубиного мяса, почки, котлеты из телятины, хлеб, в маленьких вазочках ломтики сыра, сладости из меда, ягод и инжира; в тарелке из алебастра — ячменная похлебка; большие кувшины были когда-то заполнены вином. Чудом сохранившиеся и дошедшие до нас через 5 тысяч лет, эти блюда дают наглядное представление о том, как и чем питались древние египтяне. Сейчас нам это хорошо известно из многих сохранившихся текстов, рисунков и других источников, обнаруженных во время археологических раскопок. Основой питания египтян были зерновые, в частности ячмень. Из них приготовлялись хлеб, сладости и пиво. Существовало несколько видов хлеба, которые отличались методом приготовления. Сладости могли быть с большей или меньшей дозой меда и жиров. Пиво они получали, размачивая измельченный ячменный хлеб в финиковом соке. Древние египтяне охотно потребляли мясо и внутренности крупного рогатого скота, овец, коз и других животных. Во времена Древнего царства они откармливали для убоя гиен, а в еще более древние периоды истории употребляли в пищу мясо крокодиле и страуса. Важную часть рациона питания составляли гуси, утки, голуби, которых разводили в деревнях, в также перелет- ныв птицы, буквально кишевшие в долине Нила. Их излавливали с помощью сетей. Основным источником протеина для жителей Древнего Египта служила рыба, как в свежем, так и в сушеном виде. Икра кефали считалась своего рода лакомством — привычка, сохранившаяся до сих пор. Милан. Прекрасные овощеводы, крестьяне долины Нила выращивали тыкву, огурцы, лук-порей, лук-репку, салат, фасоль, чечевицу и бобы фейва — один из основных продуктов питания и в нынешнем Египте, Среди фруктов финики и инжир предпочитались другим, хотя выращивался также и виноград, а в Новое царство получили распространение гранат и яблоко, которые были завезены из Азии. Оливки служили для приготовления масла. Известно было также кунжутное и касторовое масло. В качестве специй повара пользовались солью, чесноком, кориандром. Но подслащающим продуктом служил только мед. Поэтому пчеловодство достигло высокого развития. Самое широкое распространение имело пиво, которое стало настоящим народным напитком Древнего Египта. Вино приготовлялось из лучших сортов винограда. Пили также молоко — свежее и скисшееся, вроде йогурта, различные фруктовые соки. Кто мог себе это позволить, принимал пищу три раза в день. Прием пищи у знати превращался в настоящее пиршество, с музыкой и танцами. Простой же народ довольствовался хлебом с луком и только в редких случаях пробовал мясо. В Древнем Египте пища играла важную роль в религиозных обрядах. Ежедневно «насыщать» бога — одно из главнейших требований культа. Обилие и разнообразие блюд достигались кулинарной обработкой и особенностями приготовления продуктов. В то время это искусство составляло привилегию врачей и жрецов. В самых недоступных уголках храма они занимались составлением «священных напитков», состав которых привел бы в изумление специалистов нашего времени.«Сториа иллюстрата», Милан.

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

ladoved.narod.ru


Смотрите также