Ценности древнего египта.    Значение культуры Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура древнего египта. Ценности древнего египта


Достопримечательности древнего Египта – мировые ценности — Альтернативный взгляд Salik.biz

Туристам, посетившим Египет, не нужно долго искать уникальнейшие артефакты давних времен. Они чуть ли не на каждом шагу. Можете заказать экскурсию к пирамидам, прокатиться на катере по Нилу или выехать на двугорбом «корабле пустыни» — верблюде на раскопки античных поселений. По обоим берегам многоводной реки увидите произведения каменного мастерства древнейших сородичей египтян.

Мы живем в 21-м столетии, а то, что видим в Египте, например, его пирамиды, имеет возраст 5000 лет.

Гиза

Несмотря на определение начала строительства всеми современными методами датирования, все равно получим значительные расхождения. Но это более важно для ученых. А многомиллионным толпам туристов, побывавшим здесь, даже мысленно сложно представить, как египтяне слой за слоем громоздили их с геометрической точностью вверх. Еще и завершив стройку позолоченным четырехугольным камнем-куполом.

Пирамида ХеопсаПирамида Хеопса

Это только взгляд на пирамиду Хеопса снаружи. Обычно наиболее задаваемые туристами вопросы гидам такие: кто там был похоронен, какие клады нашли? И даже такой: правда ли, что дочь Хеопса была гулящей девкой? А насчет девки, то туристам покажут среднюю пирамиду на плато Гизы, которую построила она. В ней, писал Геродот, уложено столько камней, скольким мужчинам отдавалась хеопсова дочь.

Захоронили же этого фараона не в пирамиде-гиганте его имени, а вблизи нее. Ведь эта вышка венчала территорию огромного некрополя вокруг. Рядом с ней стоят еще две пирамиды поменьше с именами фараонов других времен. Эта тройка причислена к объектам мирового наследия ЮНЕСКО.

Пирамида Хеопса внутриПирамида Хеопса внутри

Туристов подводят к пирамиде в определенное время дня, когда только солнце может показать еще один неразгаданный секрет архитектора пирамиды: вогнутость передней боковой плоскости четырехугольника.

Более древняя пирамида, чем Хеопса, — вблизи Каира. Она негладкая, а возведена ступеньками. И также находится в любом туристическом списке для посещения. Как и изумительный в своей необычности огромный Сфинкс.

Луксор (древние Фивы)

Здесь захоронены различные фараоны и царицы, а также те, кто стоял в иерархии уровнями ниже — вельможи, жрецы. Не пройти и мимо двух огромных статуй одного и того же человека: сидящего фараона Аменхотепа высотой (с «креслами») до двух десятков метров и весом почти тысячу тонн каждая. Три тысячелетия они простояли на соседнем берегу Нила, у Фив. Чтобы воды бурной реки не уничтожили статуи-колоссы окончательно, их переместили через реку.

У его ног вырезаны фигуры жены и матери. «Вырезаны» — мягко сказано, если учесть, что пришлось обрабатывать кварцит, который прочнее гранита. Какими же инструментами того времени работали? Египтяне говорят: боги помогали, тот же бог Нила. Фигуры-гиганты как раз и смотрят на реку.

Статуи фараона АменхотепаСтатуи фараона Аменхотепа

Как и в Гизе, туристам рекомендуют приблизиться к одному из гигантов, но утром, когда статуя «поет». После одной землетряски каменная парочка устояла на месте. Но в одной фигуре появилась трещина, вот оттуда и возникает протяжный и мелодичный звук только на раннем ветру. Некоторые настройщики современных роялей используют этот звук в своей работе.

Достопримечательность древнего Египта — гробница юного фараона-царя Тутанхамона, в которой нашли несметные богатства времен недолгой его жизни. Подробнее сохраненные артефакты можно детально рассмотреть в Каирском собрании сокровищ.

Гробница Тутанхамона. Золотые саркофагиГробница Тутанхамона. Золотые саркофаги

Нубия

Это просто территория. Она относилась к другому государству. Из нее в давние времена вели на север темнокожих невольников на продажу.

В ее городке Абу-Симбел сооружен тысячу лет назад величественный храм Рамзеса – символ разгрома диких племен. Как и везде, здесь также выстроились гигантские статуи. Но только членов семейства древнейшего «казановы», ведь сыновей у фараона была сотня. Недалеко еще один храм, он вырублен в горе в честь священной богини и в облике египетской царицы Нефертари.

Храм РамзесаХрам Рамзеса

Некоторые российские туристы ошибочно называют столицей АРЕ Александрию, а не Каир. Оба города достойны на эту роль. Да и почти рядом в разветвлении Нила. Как в Турции Анкара и Стамбул.

Александрия

Город назван в честь полководца из балканской Македонии. Не в правилах фараонов было допускать на местные престолы чужеземцев. Но попробуй такого не допусти! И правил Александр Македонский в Египте десятилетие. Еще царствовал в двух странах и на континенте – азиатском.

Так что выбор египтян на наименование культурной столицы был правильным. В городском облике сочетаются арабские и античные эпохи. Здесь на каждом шагу памятники римского и греческого времени.

АлександрияАлександрия

В свое время Александрии, как городу, не было равных на территории вокруг Средиземноморья. Славилась учеными, мыслителями. Но то кровавое время не пощадило непревзойденную до сих пор местную библиотеку. А знаменитый маяк-сигнализатор мореплавателя затих после землетрясения. В дальнейшем местность здесь восстановили и построили крепость.

Каир

В противовес александрийской атмосфере почившей в бозе древней Эллады, Каир – арабский город. Здесь туристы разбегаются по многочисленным базарам и лавкам за сувенирами. Тут забыты древние боги, а религией стал ислам. Город украшен мечетями с их высотными башнями-минаретами. И действует старейший университет мусульманского мира.

Если вы собрались в тур по АРЕ, то не переживайте за языковую проблему. Русскоговорящих гидов здесь не меньше англоязычных.

КаирКаир

Хургада

Эль-Дахар — центр туристического города на Красном море. Верующие туристы-христиане часто заказывают посещение в этой мусульманской стране церкви коптов-христиан. Интересен осмотр ее как снаружи, так и внутри. Внешняя архитектура – микс христианской и мусульманской. Внутри так, как в православных храмах, с минимальными едва заметными исключениями. Здесь с 11 – 13-х веков хранятся древние фрески, на которых изображены архангелы.

Среди достопримечательностей — мечеть Эль-Мина (до этого — Абдульхасана Эльшази). Ее видно издалека и днем, и ночью. Днем мечеть возвышают для обзора сорокаметровые групповые минареты. Ночью мечеть подсвечивается разноцветной иллюминацией. Туристы должны проконсультироваться у гида, когда зайти в мечеть. Но помните: мусульманские мечети внутри очень скромны. А вот снаружи – это чудо росписи и архитектуры.

Мечеть Эль-МинаМечеть Эль-Мина

Несмотря на 200-километровое расстояние от Хургады, к монастырям святого Антония едут даже на такси или отельном лимузине. Они также принадлежат коптской христианской общине.

Приехав сюда, сразу обратите внимание на узкий вход в скалу. В гроте жил христианин-аскет Антоний. Здесь и умер. Созданное монашество обжило построенный в третьем веке нашей эры монастырский комплекс. Сюда вскоре переселились монахи из другого монастыря, страдавшие от разбойников одного воинственного племени Египта. В 11-м веке монастырь разграбили и разрушили арабы. Очевидно, на религиозной почве. Такое происходит и в наше время. Копты восстановили монастырь.

salik.biz

Культура древнего египта

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

«МАИ» — Московский Авиационный Университет (МАИ)

Кафедра «Культурология, история, молодёжная политика и реклама»

ДОКЛАД

по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Выполнил: студент: группа:

Преподаватель: Зубков В.И. Отметка о выполнении (защите) работы:

Дата: 22 сентября 2015 г.

Москва 2015 г. Содержание

Введение 3

  1. Ядро культуры 4

    1. Культурные ценности

    2. Языки

    3. Символика

  2. Духовные элементы культуры 5

    1. Философия 5

    2. Религия 6

    3. Образование 7

    4. Искусство 8

    5. Право 9

  3. Материальные элементы культуры 13

    1. Экономика

    2. Культура быта 14

    3. Физическая культура

Заключение 15

Литература 16

Приложение 17

Введение

Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделала великая цивилизация Древнего Египта. Здесь впервые на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. утвердился новый социальный порядок, возникла государственность. В религиозной сфере осуществился переход от первобытных примитивных форм к развитому пантеону богов, к обожествлению царской власти.

Фундаментальные изменения произошли и в художественной культуре. Изобразительное искусство, архитектура, литературное творчество выделяются из материально-трудовой деятельности, ремесла и приобретают самостоятельное значение. В восточных деспотиях идейным содержанием искусства становится возвеличивание власти богов и царей, прославление мощи государства и незыблемости его основ. Эти тенденции закрепляются в возникновении строгих законов и традиций, утверждении канонов и художественных стилей, сохраняющихся на протяжении тысячелетий. В то же время, это искусство не порывает с народной традицией, связано корнями с архаическим и мифологическим наследием прошлого.

Актуальность темы обусловлена тем, что на примере развития культуры Древнего Египта мы можем проследить становление первых государств, а следовательно – лучше понять и сущность государств современных.

Основная цель данной работы – рассмотрение важнейших аспектов Древнеегипетской культуры и определение их значения в контексте общемировой культуры и истории.

Когда мы говорим о Древнем Египте, о культуре Древнего Египта, то первое, что обычно вспоминают – это грандиозные египетские пирамиды, которые сосредоточены в основном в районе Гизы близ современной столицы Египта – Каира. Комплекс погребальных сооружений в Гизе является символом Древнего Египта и величайшим памятником его культуры.

В то же время пирамиды являются настолько широкой и многозначной темой, им посвящено такое огромное количество публикаций, что в данной работе предлагается ограничиться лишь упоминанием их современного символического значения.

  1. Ядро культуры Культурные ценности

Древний Египет - страна фараонов и пирамид, место возникновения первых чудес света. Народы в течение тысячелетий заселявшие территорию Древнего Египта, создали высокую по своему уровню, сложную по структуре и богатую по содержанию древнюю цивилизацию, которая впоследствии, оказала большое культурное воздействие на развитие как народов Ближнего Востока, так и древних греков. Многие культурные ценности, созданные древними египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

Первые следы появления земледелия на территории Египта относятся к эпохе неолита (7 тысяч лет до н. э.), однако характерные для цивилизации черты появляются лишь к 5 тысячелетию до н. э. Именно в это время человек начал переходить в этих местах к оседлости, активно развивал скотоводство и земледелие, начал изготавливать предметы искусства погребального культа из терракоты, появилось гончарное ремесло. Основой для возникновения здесь древней цивилизации была река Нил. Для того, чтобы сделать Нил управляемым, люди начали возводить береговые дамбы, сооружать водоотводные каналы, насыпать плотины уже в 3300 г. до н. э.

Языки

Египетский язык — ныне мёртвый язык жителей Древнего Египта. Отдельная ветвь афразийской языковой семьи, в рамках которой, по мнению одних учёных, наиболее близок к семитским, по мнению других, в частности, И. М. Дьяконова — к чадским языкам. Один из древнейших языков мира, изучаемых современной наукой, обслуживался одной из первых письменностей человечества — известны памятники с конца 4-го тыс. до н. э. и по V век н. э. Последняя фаза египетского языка — коптский язык, просуществовал до XVII века (как язык богослужения в коптской православной церкви используется до наших дней). Научная дисциплина, изучающая египетский язык — лингвистическая египтология.

В одно и то же время в том, что мы называем египетским языком, могли существовать разные грамматические и речевые нормы, то есть можно говорить о внутреннем многоязычии. «Классическим» литературным языком, употреблявшимся с XX в. до н. э. до христианской эпохи, является среднеегипетский язык.

studfiles.net

Культурные ценности Древнего Египта в додинастический период

Еще сотни тысяч лет тому назад основная территория Древнего Египта была заселена хамитскими племенами. В истории этой древней страны период с 5-го по 4-е тысячелетие до нашей эры принято называть додинастическим. В это время была создана уникальная гейзерская культура, чьи культуные ценности представлены могильниками и поселениями.

В додинастический период в древнеегипетском искусстве, невероятно большое значение имело прикладное искусство. До нашего времени сохранились уникальные старинные сосуды тех времен, изготовленные из горного хрусталя, диорита, алебастра, гранита и мрамора. Эти ценности додинастической культуры могли иметь овальные, круглые, чашеобразные и вытянутые формы. Единая линия таких изделий нарушалась малозаметными ручками, сквозь которые проходил шнурок для ношения сосуда. Основная часть сосуда заканчивалась дискообразным плоским венчиком.

Именно такой прием использования достаточно лаконичной формы через несколько столетий лег в основу практически всей архитектуры, больших пирамид Древнего царства и многих произведений изобразительного искусства Египта.

Одними из самых важных культурных ценностей конца пятого тысячелетия до нашей эры считаются гончарные предметы. Глиняные сосуды этого периода могли иметь разнообразную форму, но более распространенными были шарообразные и яйцевидные сосуды, имевшие две ручки, а также туподонные или остродонные кувшины и плоские чаши. Большая часть старинных сосудов раскрашивалась белой краской, позже замененной краской красного цвета. Еще спустя несколько десятилетий распространенными стали геометрические орнаменты, представленные волнистыми и зигзагообразными линиями. Также существовали сосуды, украшенные бытовыми и ландшафтными сценами.

Одной из характерных черт культурных ценностей, представленных египетским искусством, была их повествовательность. Особое отображение такая черта нашла в древних рельефах. Их примером служат плитки, датируемые четвертым тысячелетием до нашей эры, служившие для перемешивания и растирания красок, использовавшихся для нанесения культовых татуировок. Более ранние из них выполнены в форме овалов, прямоугольников и ромбов, а более поздние воспроизводили форму животных.

Под конец додинастического периода подобные плитки стали более крупными и длинными. В связи с культовым назначением, их поверхность нередко покрывалась рельефными композициями, рассказывающими не только о верованиях, но и о важных исторических событиях.

Эти плитки, обладающие высокой культурной ценностью, часто украшались образами человека. Они стали своеобразным фиксатором правил изображения, используемого в живописи и скульптуре. Так, в Древнем Египте возник собственный канон, определявший композиционные построения, круг сюжетов и пропорции изображаемого. При этом отсекалось все неглавное, необязательное подчинялось обязательному, а временное – вечному.

xn----itbbmggodakptejdc9c1eo.xn--p1ai

Культура и искусство древних египтян в период Раннего царства

В период с 3120 по 2649 годы до нашей эры в Древнем Египте началось правление первой и второй династий фараонов. В это же время возникло два главных политических образования – Нижний и Верхний Египет. Практически на протяжении всего периода Раннего царства наблюдалась острая борьба этих двух объединений, закончившаяся созданием единого государства. Объединение Египта стало началом правления древнеегипетских династий.

Культурные ценности Раннего царства практически во всем отвечали уровню медно-каменного века, а керамические предметы изготавливались еще без применения гончарных кругов. Этот период являлся эпохой сложившейся иероглифической письменности, о чем свидетельствуют дошедшие до нас царские надписи.

Искусство Раннего царства вступило в самый важный период своего становления и закрепления изобразительных и образных средств и норм, появившихся еще в додинастический период. Приемы мастерства начали свое творческое развитие, постепенно завершилась официальная культовая канонизация изображений.

Особенно важной культурной ценностью, сохранившейся лишь в небольшом количестве экземпляров, считается архитектура первых древнеегипетских поселений и городов. Вероятно, дома зажиточных людей строились из сырцового кирпича и дерева, а бедняки жили в глиняных или тростниковых жилищах. Большинство египетских домов отличались несимметричной планировкой. Помещения могли располагаться вокруг нескольких дворов.

Первые фараоны обладали большими строениями, имевшими множество комнат, одна из которых была предназначена для трона, установленного на специальное возвышение. Царский дворец с начала правления одного фараона двумя Египтами имел две двери, соответствовавшие двум царствам – Нижнему и Верхнему Египту.

Помимо дворцов часто возводились храмы для поклонения многочисленным египетским богам. Изначально храмы представляли собой воздвигнутые на небольшую насыпь дома, где службу перед изображениями божества совершал только фараон. Затем эту функцию стали выполнять жрецы, названные египтянами «слугами бога». Так как росло количество жрецов, и развивались священные обряды, возникла необходимость строения более обширных помещений с хранилищем для приношений, часовней и приделами для второстепенных божеств. В храмовых хранилищах часто содержались важные культуные ценности, поэтому их стены значительно утолщались.

Последующее развитие культуры Раннего царства напрямую связано с появлением заупокойного культа, вызванного представлениями о «Ка», представлявшего бессмертную душу умершего. Это вызвало необходимость хранения тела, чтобы «Ка» хотя бы на время мог вернуться в мир живых. Так, начали возводиться могилы, имевшие стены с изображениями этапов жизни человека. На подобных картинных был изображен целый мир, призванный позаботиться о «Ка» человека.

Благодаря таким верованиям были созданы удивительные гробницы фараонов и зажиточных людей, способные рассказать об истории и культуре Раннего царства.

xn----itbbmggodakptejdc9c1eo.xn--p1ai

Особенности культурных ценностей Египта периода Древнего царства

Период Древнего царства считается временем окончательного формирования самых главных форм древнеегипетской культуры и ее ценностей. Это время характеризуется развитием сельского хозяйства, организацией морских экспедиций, совершением походов и усовершенствованием разных ремесел. Появились мастера, создававшие удивительные культурные ценности в виде гончарных, ювелирных и тканых изделий.

Фараоны стали почитаться как живые боги. С усилением власти фараона дальнейшее развитие получил заупокойный культ. Стремясь окончательно утвердить идею вечной загробной жизни и непостоянство земного бытия, фараоны на протяжении всех годов жизни подготавливали для себя гробницу, служившую их вечным пристанищем.До нашего времени сохранились удивительные огромные гробницы фараонов, являющиеся важной культурной ценностью, превосходящей своими размерами все остальные древние строения.

Стиль скульптуры периода Древнего царства также сложился на основе господствовавшего заупокойного культа. Создавались удивительные статуи, строго соблюдавшие портретное сходство. Фронтально поставленные фигуры были наделены чертами равновесия и спокойствия. Древние египтяне умело достигали торжественности и условности статуй благодаря строжайшей симметрии и уравновешенности правой и левой частей фигур. Такие черты стали характерными для древнеегипетских скульптур Древнего царства. Царей и вельмож изображали в спокойных однообразных позах, исполненных неподвижным величием, застывшим на века.

Мужские статуи этого периода окрашивались красно-коричневой охрой, а женские – светло-желтой. Это позволяло предавать им цвет загорелой кожи. Белая краска использовалась для раскрашивания одежд, чтобы создать имитацию льняной ткани. Волосы статуй окрашивались черной краской, а глаза часто инкрустировались темными и светлыми камнями.

Композиции древнеегипетских скульптур обязательно находились в единстве с архитектурным замыслом. Художники, создававшие скульптуры фараонов и вельмож, всегда старались добиться максимального портретного сходства. При этом существовало две основные манеры изображения, одна из которых передавала индивидуальные черты и обладала полным реализмом, а вторая выражала тип фараона как властелина.

Стены гробниц обязательно украшались росписями, также связанными с заупокойным миром. В них не могло быть полутонов или красочных нюансов, впрочем, как и в самом египетском пейзаже. Эти культуные ценности использовались не только для украшения архитектуры, но и отвечали заупокойному культу.

xn----itbbmggodakptejdc9c1eo.xn--p1ai

Значение культуры Древнего Египта

Миʜᴎϲтерство образования российской федерации

федеральное агентство по образованию и науке

всероссийский заочный финансово-экономический

институт

региональная кафедра философии, истории и права

Характеристика специфики культуры Древнего Египта и её влияние на культуру древних цивилизаций

(реферат)

г. Барнаул

СОДЕРЖАНИЕ

- В в е д е н и е -

Основная часть

Государственная организация

Религия

Наука

Архитектура, скульптура и живопись

Письменность

Литература

Заключение

Список использованной литературы и источников

ВВЕДЕНИЕ

Страна, которая ныне называется Арабская Республика Египет, возникла в древности и являлась одной из самых могущественных и загадочных цивилизаций. Самобытная культура Древнего Египта («Страны Большого Хапи») с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества.

В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время.

Культура вызывала удивление у вавилонского народа своей цивилизацией. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество турисᴛᴏʙ со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Древний Египет – первое государство, претендовавшее на мировое господство.

Власть в стᴘẚʜᴇ держали фараоны, провозглашенные сыновьями бога солнца «Ра». Важно учесть, что их окружал многолюдный двор. Первым лицом после фараона был верховный сановник («визир», он же и главный судья), а далее вельможи. Они были обладателями важных должностей в самом правительственном хозяйстве.

Большое значение в государственной жизни имели писцы (каждые два года в стᴘẚʜᴇ производился переучет для налоговых целей).

Основной задачей власти являлось подавление угнетаемых.

Существовал классовый строй, и народ полностью подчинялся правящему классу.

Основным оружием в стᴘẚʜᴇ являлись простой лук и стрелы. Пехота была единственным военным родом сухопутных войск. Имелся особый «дом оружия» с особым начальником над ним.

РЕЛИГИЯ

Большая часть культуры Древнего Египта возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в ᴨᴏᴛустороннем мире, представлявшем собой копию реального.

Была вера в существование у человека души-двойника, в особое значение имени человека. Родственники были обязаны обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире, заботясь о снабжении умершего жилищем (гробницею), едой и утварью. Не сделай они этого - мертвые «возвратятся с ветром» и месть их будет страшной .

Примерно с 3400 г. до н. э. c помощью высокого искусства мумификации гоᴛᴏʙили тела умерших к путешествию в загробный мир и к их сохᴘẚʜᴇнию в вечности. 70 дней останки находились в пересыщенном содовом растворе, далее бальзамирование продолжалось и включало очень много технологических стадий.

В египетской культуре постепенно формировались представления о едином мире мертвых — «дуате». Его структура во многом воспроизводила структуру земного мира. Древние египтяне не верили, что после смерти человек может занять другое социальное положение: фараон в царстве мертвых не мог стать придворным, а подданный - царем.

Для защиты от разных напастей и спасения на суде Осириса египтяне использовали «Книгу мертвых», которая давала возможность безболезненного прохождения мимо всех Сцилл и Харибд подземного пространства и позволяла «ба» на суде Осириса магически доказать невиновность человека, обеспечив, таким образом, всему комплексу полноценное существование.

Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья.

В отличие от людей, божества могли перевоплощаться по своему желанию. Многих из них представляли в виде животных - кошки, коровы, быка. Так, бог Себек изображался с головой крокодила, богиня Хатор - в виде коровы или женщины с рогами коровы.

Божество жило в храме, являющемся его домом («дом» и «храм» обозначались одним иероглифом), и обслуживалось жрецами, функции которых заключались в удовлетворении его вполне «человеческих» (или «животных») ᴨᴏᴛребностей, а кроме того в контроле за сохранностью и приумножением его имущества. Местом непосредственного обитания бога считался наос, особое каменное сооружение внутри храма, в котором располагалось его изваяние, скрытое за запечатанными деревянными дверями. Три раза в день священные двери раскрывались и божество «кормили», сопровождая эту процедуру предварительным умащением идола и сменой его одеяний.

Обычно бог «вел» скрытный «образ жизни» и никуда «не выходил» из наоса, простые люди были лишены возможности лицезреть его, но в египетском календаре существовало множество праздников, во время которых привычный распорядок нарушался и идол покидал место своего обитания. Праздники были двух видов: процессии и мистерии

. В дни процессий божество путешествовало, посещая различные «святые места» за пределами родного храма, во время мистерий разыгрывались сцены из жизни божества.

В отличие от Древней Месопотамии, где все боги образуют единое сакральное пространство, в котором каждый наделяется определенными функциями, в Древнем Египте единственной силой, придающей египетской мифологии видимость единства, является верховный бог, подобный фараону.

В описаниях бога-творца и фараона наблюдается явный параллелизм: оба они представляются, во-первых, великими завоевателями, наводящими ужас на врагов, во-вторых, властителями мира.

Древнеегипетская религия была собранием различных кульᴛᴏʙ, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям.

НАУКА

Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь, столь совершенный, что мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас. Год делили на три сезона по четыре месяца. Тридцатидневный месяц делился на декады

. В году было 36 декад, посвященных особым божествам - созвездиям

. В конце года добавлялось пять дней. Такой календарь возник из сельскохозяйственных нужд, к нему привела необходимость вычислять периоды разлива Нила. Разлив Нила совпадал с появлением на рассвете, после долгого перерыва, яркой звезды Сириус. Это было замечено египетскими наблюдателями, однако египтяне не привели в соответствие календарный и астрономический год, учитывая, что не ввели високосных лет. По этой причине каждые четыре года утренний восход Сириуса расходился с новым годом на один день. Через 120 лет ошибка вырастала до месяца. Хотя и существовали проекты устранить это неудобство, они не были осуществлены.

Другой большой вклад в астрономию - это деление суток на 24 часа. Уже во время Нового царства были известны водяные и солнечные часы. Египтяне создавали карты неба, группируя звезды в созвездия. Велись наблюдения и за планетами.

Египетская математика возникла из ᴨᴏᴛребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употребляли специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 и т.д. Оперировали простыми дробями только с числителем 1. Со Среднего царства засвидетельствованы задачники, в которых приводились также решения. Большинство задач возникло из практических ᴨᴏᴛребностей. Египетские математики умели вычислить длину окружности и объем усеченной пирамиды. Способ, которым египтяне вычислили площадь круга, приводил к такому результату, как если бы число пи равнялось 3,16, хотя понятия числа пи не существовало. Важно понимать - для расчеᴛᴏʙ, связанных с дробями, пользовались специальными таблицами. Знали египтяне и арифметическую прогрессию. Важно понимать - для обозначения неизвестного пользовались словом «куча».

Уже в Древнем царстве (не без связи с практикой мумификации) накопилось много знаний в области анатомии и медицины - достаточно для появления врачей различных специализаций: глазных, зубных, хирургов и т.д. Позже засвидетельствованы практические руководства для врачей, в которых, правда, часто наука переплетается с магией. Но не это определяет достижения египетской медицины: древние лечебники показывают, что египетские медики прекрасно знали анатомию, вероятно, открыли кровообращение, знали кое-что о роли мозга (паралич ног ставили в связь с повреждением головы). Существовало и руководство для ветеринаров. Как мумификация, так и особенно рецепты показывают значительные познания в области химии.

Из общественных наук наиболее важными были достижения в области исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и главнейших событий. Существовали специальные словники, а кроме того пособия, по которым египетские писцы учились аккадскому языку.

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта, как мировой державы, создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.

Архитектура «Град Амона», «Сᴛᴏʙратные» (по выражению древнегреческого лирика Гомера) Фивы становятся одним из самых блистательных городов древнего востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати и, особенно, величественные храмы, определяющие архитектурный облик Египта.

Если древние пирамиды уподоблялись горе, то храмы Амона – Ра в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив, напоминали дремучий лес, где можно затеряться. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога – аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски. Эти поражают своими размерами и свидетельствуют о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу грандиозного.

Произведениями сакрального искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и ᴨᴏᴛусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти.

Имхотеп, миʜᴎϲтр и зодчий фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.), автор ступенчатой пирамиды в Саккара, считается отцом каменной архитектуры

. В те времена храмы еще представляли собой часть комплекса пирамиды. Позднее на смену пирамидам пришли скрытые от расхитителей скальные гробницы

. В отдалении от таких гробниц храмы стали приобретать большее значение. Эти сооружения строились из камня на века. Жилища же простых людей возводили из быстро разрушающегося сырцового кирпича.     

Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевра – портреᴛᴏʙ. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи, изображение быᴛᴏʙых сцен, простых людей. Всемирно известным стал портрет супруги фараона – царицы Нефертити в высоком головном уборе, он стоит в ряду самых поэтичных женских образов, созданных мировым искусством. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой.

Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах её исторического развития. Это касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов сооружались из камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до нынешнего времени памятники.

Нигде больше, даже в Китае, изображения и надписи не образуют такого прочного художественного синтеза, как в Египте. И связь здесь не только декоративная, а более глубокая, обусловленная мировоззрением египтян и их пониманием искусства.

В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое.

Раскрашенный рельеф, из которого ᴨᴏᴛом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Кроме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был синтез трех искусств - архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись с цветами реального мира.

ПИСЬМЕННОСТЬ

В период Раннего царства египетская письменность уже ᴄᴫᴏжилась. Информация с сайта Бигреферат.ру / bigreferat.ru

Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии.

Греческие писатели назвали знаки египетских надписей на стенах храмов, иероглифами («hieros» – священный и «glypho» – режу, высекаю). По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предмеᴛᴏʙ. Они делятся на три части: идеограммы, фонограммы и детерминативы. Идеограмма — знак, обозначающий определенный предмет. Например, — солнце, — дом. Фонограмма — знак, соответствующий звуку или сочетанию звуков. Детерминатив указывает на смысловую категорию, к которой относится слово, и ставится обычно сразу за словом для того, чтобы избавиться от омонимов.

Почерк отличается беглостью и уверенностью. Писали справа налево, на папирусе (растение 3-6 м. высотой, произраставшее в стоячих водах реки Дельта). Изображения (иероглифы) письменного прибора доказывают, что уже тогда красными и черными чернилами писали при помощи длинных тростинок-кисточек.

Наряду с иероглифическим в Древнем Египте использовалось также иератическое и демотическое письмо. Демотическое письмо представляет собой особый вид скорописи, в котором иероглиф или несколько иероглифов заменяются упрощенным письменным знаком.

Появился первый алфавит.

Благодаря развитию письменности в храмах создавались религиозные, научные и литературные труды.

ЛИТЕРАТУРА

Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями к середине четвертого тысячелетия до н. э. к периоду Древнего Царства.

Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Как и большинство произведений древности, литература периода Древнего царства анонимна, за исключением сочинений, написанных в жанре поучения, как правило, авторство было приписано какому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль об отсутствии попыток коллективного создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализом текста. Особенно часто использовались сравнения и яркие художественные образы: разгневанный фараон говорит о себе, что он стал «...подобно змее в пустыни...», холодное сердце сравнивается с каменной глыбой и так далее.

От времени Древнего царства до нас не дошло литературных произведений в собственном смысле, если не считать «автобиографических» надписей в гробницах конца Древнего царства. Надписи «биографического» характера со временем становятся все более пространными, включают описания заслуг автора не только перед фараоном, но и перед населением своего города.

С этим видом литературы связана «Повесть о Синухете».

Египетская художественная литература, получившая особое развитие со времени Среднего царства, оставила нам множество сказок самого разного содержания и происхождения.

Широко распростᴘẚʜᴇн был жанр поучений, которые использовали как школьный материал. Очень часто они составлялись от имени известного вельможи или мудреца. Порой поучения составлялись от имени царя. Таковы поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара и поучение Аменемхета I.

Социальные противоречия неспокойной поры Среднего царства проявились в «Повести о красноречивом поселянине», в которой наибольший интерес представляют обличительные речи в защиту правды, произносимые несправедливо обиженным героем повести.

Среди богатой поэтической литературы - гимны богам и царям, любовная лирика, хвалебные песни. Ритм стиха строился на ударных слогах, количество же неударных, видимо, не имело значения.

Излюбленные литературные приемы - параллелизм (каждый стих состоит из двух параллельных фраз) и аллитерация, свойственная и прозаическим произведениям. Литературные произведения различных жанров часто вкладывались в уста повествователей, вводились в «рамке», составлявшей пролог и заключение. Египтяне очень любили изощренную игру слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древнеегипетская цивилизация существовала на протяжении многих веков, приблизительно с 3000 г. по 300 г. до н. э. Это был период расцвета Египта, время создания колоссальных архитектурных сооружений и изящных произведений искусства. Египтяне создали письменность и систему счета; их техническими достижениями восхищались многие другие культуры Древнего мира. Таинственные и очень ᴄᴫᴏжные религиозные обряды Древнего Египта и сейчас продолжают вдохновлять ученых и писателей.

Древний Египет представляет большой интерес, египетские пирамиды — величайший архитектурный памятник Древнего Египта, одно из «Семи чудес света». Пирамида Хеопса

Египет был одним из самых великих центров мировой культуры.

Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды - получил широкое распростᴘẚʜᴇние в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством.

Древнеегипетская культура породила замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая сыграла важнейшую роль в ᴄᴫᴏжении античной культуры и в дальнейшей истории развития общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «История Древнего Востока». Тураев Б.А, Ладомир-1935.

2. http//www.egipt.com;

3. «Мифы в искусстве старом и новом». Рене Менару, Санкт-Петербург-1993.

4. Энциклопедия туриста. «Большая российская энциклопедия». Москва-1993.

5. «Краткая литературная энциклопедия». Советская энциклопедия. Москва-1964.

6. «Мифы Древнего Египта». И.В. Рака. Санкт-Петербург-1993.

Похожие документы

Экономика стран Древнего востока

Реферат По дисциплине « История экономики»   «Экономика стран Древнего востока» Содержание Введение                                                                                    1.  Экономика государств Месопотамии.                                       1.1 Сельское хозяйство.                                                                                                                                                                                                                                                 ...

Эволюция военного искусства Древнего и Средневекового Китая

Министерство образования РФ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина факультета истории и политологии Курсовая работа Эволюция военного искусства Древнего и Средневекового Китая. Выполнил студент исторического факультета 32 группы Поворов А.С. Научный руководитель...

Ценностные ориентации народной русской культуры

Реферат на тему: "История русской культуры" на тему: "Ценностные ориентации народной русской культуры" 2010 Содержание Введение Значение ценностей для культуры и общества...

Ценности Древнего Рима

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1: ЦЕННОСТИ ДРЕВНЕГО РИМА 1.1 «Вечный город» - Рим 1.2 Как жили в Древнем Риме 1.3 Колизей и бои гладиаторов 1.4 Пантеон 1.5 Римские катакомбы 1.6 Храм Весты – богини домашнего очага ГЛАВА 2: ИМПЕРИЯ НА РАЗВАЛИНАХ РЕСПУБЛИКИ 2.1 Правитель, изменивший календарь...

Хозяйственные формы экономики Древнего мира

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Факультет информатики и управления Кафедра экономической кибернетики и маркетингового менеджмента РЕФЕРАТ по дисциплине «История экономических учений» на тему: Хозяйственные формы экономики древнего мира...

bigreferat.ru


Смотрите также