Фараон Хор–Джет – правитель I династии Древнего Египта (2940 – 2909/2952-2939 до н.э.)
Царствовал 28 лет и похоронен с придворной знатью и слугами в царском некрополе в Абидосе недалеко от фараона Хор-Нармера и отца Хор–Джера. При погребении фараона Египта Хор-Джета (Хор-Змеи) в жертву было принесено 174 человека из придворных рабов.
Достоверные данные о раннединастическом периоде немногочисленны и базируются на памятниках архитектуры и нескольких мелких артефактах, содержащих надписи и имена царей. Письменность в те времена имела достаточно примитивный характер, информации о последующих царях почти не сохранилось.
Постройки гробниц царей Первой династии Древнего Египта изготавливались из глины и дерева и за тысячелетия пришли в разрушенное и разграбленное состояние. Из камня в тот период изготавливались предметы обихода, домашняя утварь и сосуды. Долина Нила была самой богатой и плодородной землёй, между рядами пальм и фруктовых деревьев произрастали пшеница, ячмень, бобовые, огородные и бахчевые культуры.
Порядок возделывания культур сохранился и по сей день. Высокая суточная температура ускоряла рост растений, что позволяло собирать по два урожая в год. Недостаток воды при увеличении посевов восполнялся строительством дамб и ирригационных каналов. Фараону в правлении номами (областями) помогал главный визирь: он ведал ирригационными работами, налогами, строительством и судебными делами.
Номархи – правители номов, вели правление и докладывали об исполнении визирю, а он фараону Древнего Египта.
Для придворных и вельмож, при захоронении фараона, строились усыпальницы меньших размеров чем родственникам царя: многочисленным детям и жёнам, а также приближённым к фараону слугам.
Захоронение царя всегда сопровождалась умерщвлёнием слуг и жён, заранее строились величественные гробницы. На строительство, материалы и оплату труда мастеров, художников, песцов, из казны отпускалось финансирование соизмеримое с годовым доходом государства. Строители гробниц и землекопы жили с семьями в городках, поближе к месту строительных работ.
Если налогов не хватало на строительство гробниц и храмов, то армию отправляли в военные кампании в в соседние государства: Нубию, Сирию, Ливию.
Раздел 3. Колонна Джед – символ системы миров Всевышнего.
В додинастические времена Египта, а это было около 7 тысяч лет тому назад, то есть в конце пятого тысячелетия до новой эры в городе Мемфис якобы «возник» ритуал «установки джеда». Этот ритуал совершал сам царь (фараон) при помощи жрецов. Как-то внятно объяснить, что такое колонна Джед, египтологи современные не могу. Кто-то придумывает, что это некая энергетическая установка египтян, а кто-то утверждает, что «Установление колонны Джед» было кульминационным пунктом ритуалов, связанных с восшествием на престол нового монарха, сменяющего умершего.То есть придумывают, кто во что горазд. Вот еще одно мнение: в конце зимы – начале весны в Египте проводили обряд, во время которого воссоздавались эпизоды мифов об Осирисе. Водружение столба «джеда», посвященного Осирису символизировало воскрешение Осириса, в знак победы над Сетом, который «положил столб на бок». Смысл этой мифологемы связан с созвездием Орион (отождествляемое с Осирисом), которое египтяне именовали Сах (Sach), и которое считали «царём звезд». Когда созвездие Орион «заваливается на бок» и исчезает за западным горизонтом, на востоке в этот час восходит созвездие Скорпиона, олицетворяющее Сета, убийцу Осириса. Т.е. смерть Осириса, символически происходит каждые двенадцать часов, пока Осирис-Орион не взойдёт в Ахет, восточной части небес, и не встанет вертикально. То есть по вторичному смысловому наполнению этого символа в ритуалах египетского вероисповедания делаются выводы мало соответствующие прямому значению символа и совсем не раскрываются знания заложенные в этот символизм "колонны Джед". И на что необходимо обратить внимание из описаний столба Джед в египтологии, так это следующее: из-за включения столба джед в символику потустороннего мира, он становится украшением умерших (тел на Земле). На днищах гробов из Нового царства на месте, где помещается позвоночник умершего, часто изображался Джед, как говорят египтологи, символ отождествления мертвого с Осирисом. Также этот символ играл роль оберега в путешествии человека по загробному миру. Пластические изображения столба Джед использовались в качестве талисманов и укладывались с усопшими для защиты их от потусторонних опасностей.Фото 4. Джед в экспозиции Лувра (посередине).
Египтологи считают столб Джед всего лишь доисторическим фетишем, предметом древнеегипетского культа. Джед представляет собой столб или колонну с несколько расширенным основанием и четырьмя поперечными досками на верхнем конце, расположенными ярусами. Что символизирует столб джед на самом деле, египтологи даже не понимают и объясняют, например, якобы джед указывает на ожидаемую продолжительность царствования, и якобы процедура могла означать восстановление стабильности правления и порядка, а также олицетворяет позвоночник бога Осириса. Данные объяснения просто высосаны из пальцев и собственных фантазий египтологами, глядя на росписи некрополей египетских. Столб джед изображали с атрибутами власти. Он так же был связан с талисманами власть (уас - справа) и жизнь (анх – слева на фото 4).Обратите внимание, что Джед имеет именно четыре перекладины вверху колонны и семь одинарных (а бывает двойных) полосок внизу колонны.Фото 5. Древний Египет. XIXI династия. ХIII в. до н.э, роспись гробницы Нефертари в Долине Цариц. Фивы.
Колонна джед египетской религии и Знаменский храм в Подольске России, описание светильника в Скинии Моисея в Библии (Торе), убранство входа (царские врата) алтаря православной церкви, миф Рамаяны индусов о трех матерях есть одно и то же – олицетворение символа строения мироздания – основа (позвоночник) замысла Творения Всевышнего.Четыре перекладины столба джед есть четыре мира, описываемые каббалистами в их тайной доктрине «ЗОГАР»: Ацилут, Брия, Ецира и Асия. Прочтите предыдущий материал по строению эфира в предыдущих постах блога. Все эти четыре мира отражены Всевышним в Матрице физического мира, и кроме того она содержит дополнительное информационное расширение трех подматриц физического мира. Итого Матрица физического мира состоит из семи информационных подматриц: ацилут, бина, ецира, асия, как отражение (информационной перекодировки) Ацилут, Брия, Ецира и Асия, а также плюс еще три подматрицы мира Огненного, Тонкого и Плотного в физическом нашем мире.А почему семь или четырнадцать полосок внизу колонны миров изображали египтяне? Очень просто, есть Левый и Правый миры по семь подматриц. Почему миры физического мира названы Огненный, Тонкий и Плотный? Потому что других наименований, как в Бхагават Гите индусов, авторы нигде не нашли. Может не научно по нынешним временам эти названия звучат, но зато правильно названы.Иногда колонна Джед изображалась по иному египтянами, например, как на фото 5 с дополнительной символьной атрибутикой: мир сложен из двух половинок, то есть это столб миров Правого мира - 12 миров и столб миров Левого мира (физика называет Левый мир антимиром и антиматерией) - 12 миров. А всего структура миров по вертикали состоит из 24 миров. Но во всех случаях символизм отражает великие знания египтян, а не просто якобы некий «символ плодородия» якобы примитивной религии.
В следующий раз я расскажу вам о символизме столба миров в религии кришнаитов (индуизм) - "Три матери Рамаяны".
Когда-то мы все вышли из Африки, и этот материк является некой исходной точкой, в которой аккумулируются наиболее древние воззрения человечества. Основа любой архаической религии — это культ предков и первопредков. Помимо людей, предки — это боги-демиурги, которые обустраивали этот мир. Поэтому культ обожествленных предков и культ создателей присутствуют всегда в любой религии. Пример Египта это всецело подтверждает. Так, царская традиция ведет свое начало от культа богов, которые, как считалось, правили Египтом в изначальное время. Отсюда вытекает и роль человека: он обязан почитать богов, почитать своих предков, приносить жертвы — это основа всякого древнего культа.
Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе.
Главный бог, который создал весь мир, являлся одновременно и первым царем. Это нашло отражение в ритуалах коронации, когда государи принимают царство от богов, они наследуют сан, наделяются соответствующими атрибутами, а в чем-то меняют свою личность: тот, кто принимает царство, становится причастным миру богов. Так, мы знаем, что фараон, исполняя свою должность, отделяет себя от окружающего мира, он находится за священной пеленой, занавесом. Единственный человек, кто может вступать с ним в непосредственное общение, — это визирь, буквально «тот, кто при завесе». Он разговаривает, получает указания от царя через эту пелену. Если человек случайно коснулся царя, то его нужно как можно быстрее вывести из этого состояния, потому что на человека может перейти божественная сила.
В чем состоит эта сила?
Первый бог, который создал этот мир, являлся аккумулятором жизненной силы, которая называется «ка». «Ка» — аналог маны у полинезийцев, нечто такое, что наделяет правящего царя божественностью. Эта сила переходит ему от демиурга, который сотворил этот мир. Царь при коронации наделяется этой маной, которая превосходит жизненную силу любого другого человека. Эту ману он может использовать и на благие дела, и против врагов.
Мы судим о религиозной жизни древних египтян в первую очередь благодаря данным исторических источников, письменных памятников (надписям на стенах храмов и многочисленным папирусам), различным археологическим артефактам. Основной пласт информации — это погребальные памятники, которые разбросаны по всей долине Нила: пирамиды, храмы, гробницы. Наиболее ранние письменные памятники — это тексты пирамид V–VI династий. Как правило, это заупокойные формулы-речения. Они дают нам первичные представления о том, во что египтяне верили, каким богам поклонялись, каким образом они стремились достичь бессмертия.
Какими бы важными ни были житейские заботы, фараон заранее должен был подумать, каким будет его жилище вечности. Постройка даже небольшой пирамиды была непростым делом.
В дальнейшем на их основе появляются «Тексты саркофагов», призванные обеспечить вечную жизнь простому человеку. В этом их отличие от «Текстов пирамид». Иногда к ранним письменным памятникам ошибочно относят мемфисский теологический трактат. Здесь мы сталкиваемся с таким интересным явлением, как намеренная архаизация памятника, чтобы придать ему больше убедительности и авторитета. А на деле он был записан только в эпоху XXV династии. Интересен он, в частности, тем, что, помимо описания сотворения мира, в нем содержится легенда о делении Египта между Хором и Сетом, извечными богами-антиподами. Сет получает в удел Верхний Египет, Хор — Нижний. Так, наследуя царство, фараон становился повелителем Верхнего и Нижнего Египта.
Ритуалы
Ранние формы ритуала возникли в то время, когда египтяне еще обитали в диких саваннах. Мы знаем, что они почитали звезды, Солнце и Луну и, вероятно, связывали их с какими-то божествами. Интересный памятник времени неолита Сахары — мегалитический комплекс в Набта-Плайя, на юге Египта. Он определенно свидетельствует о том, что люди вели наблюдения за небом. Они фиксировали восход определенных звезд, созвездий, Солнца и Луны. К этому времени были приурочены определенные жертвы. Эта астральная религия трансформировалась в почитание классических египетских богов, с которыми отождествляли определенные звезды: Сириус с богиней Исидой, пояс Ориона с богом Осирисом, Плеяды с богиней Хатхор. Примечательно, что большая часть древних народов, которая населяла средиземноморский регион, по какой-то причине выделяла именно эти звезды и созвездия. В качестве примера можно привести мегалитические комплексы Мальты, которые древнее пирамид. И там были культы тех же созвездий.
Культа смерти как такового в Египте не было, если сравнивать его с Древней Мексикой, например. Египтяне воспринимали жизнь как мимолетное явление. Заранее они начинали готовиться к миру иному. Первые гробницы появляются в Абидосе, Нагаде, в районе будущего Мемфиса. Однако тут возникает несколько принципиальных вопросов. Мы знаем, что обеспечить себе достойное бессмертие могли немногие, так как немногие могли позволить себе строительство гробницы, в которой проводились определенные ритуалы, например, в рамках припирамидного культа. Получается, что какая-то часть египтян могла себе обеспечить заупокойный культ, а следовательно, и бессмертие. А другая часть, которая была его лишена, нет! Какова была судьба такого человека?
Книга Мертвых
«Книга мертвых»
Играла приблизительно такую же роль, как и «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Это, с одной стороны, путеводитель по загробному миру, чтобы душа человека не потерялась в мире богов и демонов, а с другой — возможность не умереть в ином мире, получить новое духовное тело, новую природу. Благодаря «Книге мертвых» человек может жить в новом качестве. Это сложная концепция. Например, если человек получает погребение рядом с пирамидой, приобретает статус блаженного, то ему не о чем больше заботиться, потому что обо всем позаботится царь. Он получает свое бессмертие от царского бессмертия, проще говоря, долю жертв с царского стола. Однако в дальнейшем для обретения бессмертия будут уже важны моральные качества человека. И в более позднее время «Книга мертвых» служит своеобразной страховкой, она оберегает сердце умершего от мук совести. Отрекаясь от всего нечистого в этой жизни, человек получает бессмертие в царстве Осириса. Царь и припирамидный культ для этого уже не нужны.
Египтяне очень почитали животных. Например, мемфисский бык Апис был ассоциирован с душой бога Птаха, бога Тота почитали как ибиса и павиана, богиня Хатхор ассоциировалась с коровой и так далее. Более того, египтяне верили, что в любом животном живет как бы демон, с которым можно вступить в общение. В чем причина этого явления? Архаическим традициям многих народов была присуща вера в перевоплощение душ. В мире происходит круговорот душ. Например, душа человека постепенно начинает перерождаться в растение или животное. Поэтому мир растений и животных священен. Об этом много писали античные авторы. Не могли избежать этой участи и боги-предки. Но что мы знаем о египетских богах?
О мировоззрении
Например, Птах предстает перед нами в виде спеленутого человека в необычном парике, который прижимает к себе посох с символом прочности и стабильности — джед. Считается, что это бог мастеровых, демиург. Демиург претворяет некую природную реальность во вторичную, искусственную. Птах — это нечто божественное, явленное в конкретной функции, и в данном случае это функция мастерства. Вне всякого сомнения, на образ бога Птаха оказала существенное влияние личность Имхотепа, архитектора царя Джосера, который построил первую пирамиду и заложил основу будущего Мемфиса. Поэтому Имхотеп наряду с Птахом — это бог-демиург. Имхотеп являлся первым верховным жрецом Птаха и даже был его сыном. Культ Птаха с особой силой заявляет о себе тогда, когда начинают строить пирамиды, развивается строительство некрополя, стен Мемфиса. Для египтянина связь с мастерством почти мистическая — демиурги работают с металлом, камнем и деревом. Они видят, что на их глазах возникает совершенно новая реальность. Поэтому Имхотеп, создатель первого каменного сооружения, был обожествлен как сын бога Птаха. Имхотеп, по сути, сам становится Птахом!
Бог Птах
Иерархии богов
В греческом понимании в Древнем Египте не было. Божественное начало являет себя в определенном месте и конкретной функции. Например, дочь бога солнца, его Око, может быть и богиней Хатхор, и Тефнут, и Сехмет, и Бастет, и Нехбет, и Уаджит, и вообще любой другой богиней! Если мы говорим о каком-то создателе (выше мы привели пример с богом Птахом), то по большей части это солнечный бог, например Атум, который совокупился с собственной рукой и породил этот мир — заметим, что это чисто африканское представление. Сам солнечный бог мог возникнуть как первохолм, или солнечный луч, или даже птица, которая появилась в гнезде в середине реки и снесла яйцо. Образов появления этого мира у египтян очень много.
Другими словами, они не придерживались какой-то одной картины мира. Она складывалась из различных представлений. Египтяне пытались представить сотворение мира из тех событий, которые их окружали в повседневности. Например, образ создателя, помимо солнечного бога, может передаваться через «великого гоготуна». Считается, что эта квочка снесла некое яйцо. Гнездо плавает не просто посреди реки, а в том месте, где скапливается ил, то есть возникает будущая земля, наш мир. Египтянин смотрел на Нил и через сложный ряд символов представлял рождение мира.
Как изображались египетские боги
Атрибут каждого бога — это посохи уас/уадж и символ жизни анх. Ни люди, ни цари не обладали такими атрибутами. Очень часто богов изображали с головами животных или как животных. Например, Анубиса, бога некрополя, изображали с шакальей головой или в виде лежащего шакала. Этот образ чрезвычайно распространен в иконографии богов. В виде бегущего шакала изображали «открывателя путей Упуата», который возглавлял все царские процессии. Через шакалий образ передавалась также должность судьи.
Почему самым главным богом считался бог солнца
Для египтянина солнце было источником жизни. Когда царь рождался, то исходил от солнца, когда умирал, он сливался с солнцем. Вечность воспринималась египтянами и как движение солнечного светила, и как движение звезд. Вечность нехех и вечность джет — краеугольные категории египетского миросозерцания. Когда египтянин смотрел на север, то видел приполярные неумирающие (никогда не заходящие за горизонт) звезды, поэтому, когда он умирал, стремился попасть в северную часть неба, стать незаходящей звездой. Если же звезда заходила, то она обретала запад — с точки зрения египтянина она умирала, умирал и бог солнца. Для возрождения ему было необходимо претерпеть своеобразные мытарства и возродиться заново.
Бог РА
Одни боги почитались в государственном, всеегипетском масштабе, например бог Ра-Атум, бог-создатель, или бог мертвых Осирис. Другие боги почитались локально, в местных центрах, например бог-крокодил Себек, Монту или Амон, покровитель Фив. Боги также группировались по семейному принципу или составляли определенный круг. Например, в осирический круг богов входили Исида, Нефтида, Хор, Тот, Анубис. Чрезвычайно интересна личность бога Тота: это бог-палач, бог-расчленитель, который не только приносит первую жертву, становится главным спутником и защитником бога Осириса и его сына Хора, но и совершает первую математическую операцию. Расчленять — значит и делить. Иногда боги вступают в конфликты. Каким бы ни был всемогущим бог Ра, тем не менее Исида может сделать ему некую пакость, например подослать скорпиона или змею. Бог будет плакать, молить о пощаде, а в итоге сдастся на милость победительницы. Эта концепция сильно отличает египетского бога от Бога иудейской и христианской религии, который есть некая универсальная константа, а все остальное уже не имеет значения. В ходе истории боги меняются, меняется их статус. Например, бог Амон изначально городской бог Фив. Когда Фивы начинают доминировать над всем Египтом, то начинает возвеличиваться и культ Амона, он сливается с образом бога-демиурга Ра.
Экспансия Богов
Когда Египет проводит активную внешнюю политику, то египтяне сталкиваются с богами других народов. Естественно, они начинают задаваться вопросом, какой бог первый, более важный или более могущественный, в каких они отношениях между собой. В умах отдельных представителей зреет потребность осмыслить это явление, а в конечном счете создать универсальное божество, которое объединяет под собой все мироздание. Так появляется знаменитая солнцепоклонническая реформа Эхнатона, выдвигающая на первый план культ солнечного диска Атона, который приобретает характер универсальности. Культ Амона мог доминировать при условии, что активно распространялся на другие территории и чисто военными методами. Другие народы не могли воспринять его как своего бога, ибо его культ было возможно только навязать силой. Солнечный бог универсален для всех. Эхнатон выступает как царственный жрец у своего отца-солнца, постепенно он понимает, что все древние боги ущербны — и он начинает от них отказываться. К сожалению, эта реформа была неудачной, так как умозрительная религиозная концепция ее автора не имела корней в народной религии. Когда Эхнатон умер, все вернулось на круги своя.
Пантеон богов Древнего Египта
Эпоха пирамид
Можно в общих чертах представить, как развивалась египетская религия, и оценить ее роль для общества. Древнее царство — это эпоха пирамид. В это время основа религиозных воззрений — это все, что связано с пирамидами и культом царя. Когда Древнее царство подходит к своему логическому завершению, люди отказываются от строительства пирамид, возникает эра демократизации погребального культа — человек уже сам должен заботиться о своем бессмертии. Тексты саркофагов представляют человека как Осириса, который может обрести свое собственное независимое посмертное существование. Одновременно в литературе того времени возникает негативное отношение к действительности, люди начинают сомневаться, почему они существуют и зачем.
Роль Осириса
Бог Осирис
Есть масса памятников, которые говорят о том, что человек теряет себя в этом мире. Для человека важно возродить идею стабильности. С одной стороны, это возрождение государства и царского культа. Вместе с тем царь уже не является гарантом обеспечения заупокойного культа для своих приближенных. Он сам становится объектом этого культа, его погребают наравне с другими в некрополе, наряду с другими он также нуждается в защите. Его сакральный статус постепенно теряется. Для простого человека осирическая религия начинает выполнять важную стабилизирующую функцию в жизни. Ощущение мира с самим собой возникает при участии в судьбе человека какой-то новой божественной реальности. Осирис давал эту гарантию: если человек вел праведную жизнь здесь, то в загробном мире он будет избавлен от страданий и получит лучшую долю. Однако в мире богов и людей существует неопределенность и двойственность. Человек приходит к мысли, что избавиться от страданий можно и чисто магическим путем, для этого надо знать имена богов подземного мира и получить над ними власть. Осирис становится разменной монетой в этой игре, а не руководством к действию.
Этическая роль Осириса радикально меняется. Изменить человека он уже не может. Постепенно его культ начинает терять в Египте свою популярность, и ему на смену в конечном итоге приходит христианство. Христианство в каком-то смысле является продолжением идеи воздаяния в загробном мире за земные дела и дает человеку то, чего он не мог взять из религии Осириса, — чувство свободы и выбора между добром и злом.
www.legendapress.ru
Нехех и джет — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Нехех и джет — религиозно-философская, дуалистическая концепция в понимании вечности, из мифологии и литературных толкований жителей древнего Египта.
Точка зрения науки древних[править]
Представление о вечности[править]
Древнеегипетские мыслители трактовали космическую действительность не в категориях пространства и действенной сущности, — в первую очередь, — а в категорию времени и процессуальности, как жизненная деятельность — высшим проявлением которой, полагали круговое вращение Солнца.[3]
Вечность, у древнеегипетских философов, обозначалась двумя словами -- нехех и джет, которые разделялись в особенности толкований:
Neheh (египетск. nHH) — вечность постоянного обновления циклов,[4] в отличие от djet;
Djet (египетск. Dt) — вечность непрерывная и линейная,[5] в отличие от neheh.
Каждый из этих терминов египтяне представляли как что-то конкретное и чёткое, и оба они использовались в некоторых ритуалах, текстах и иллюстрациях. Например, Neheh олицетворялась с женским началом и душой Ба, Djet — с мужским началом и духом Ка. Понятно, что египтяне считали эти две идеи уникальными, но они часто использовали их вместе.[6]
Смысл египетского представления о времени можно прояснить также с помощью понятий «идти» и «пребывать». О времени-нехех часто говорится, что оно «идет»; это — время как непрерывный пульсирующий поток дней, месяцев, времен года и лет. Время-джет, напротив, «пребывает», «продолжается» и «длится». Это — время, в котором сохраняется завершенное, то, что уже осуществилось в потоке времени нехех, «созрело для завершенности» и теперь перешло в другую форму времени, в которой нет никакого изменения и никакого движения.[3]
Сам Египет по-египетски назывался «Двумя Землями» (красной и чёрной), «Югом и Севером», «Обоими Берегами». Представление же о стране как о политической общности передается словосочетаниями, общий смысл которых примерно таков: «объединенное двойное царство».
Такими грамматическими категориями и позицией по отношению к Миру вообще достигалась высокая результативность,[7] в первую очередь в выявлении и соблюдении законов. По мемфисской версии Владыка вечного повторения и вечной продолжительности — Птах.
Объединённое представление[править]
У египтян существовала также эмблема — знак «schen» (шен), бесконечность в её отвлеченном смысле, понимаемая как вечность. Этот знак изображался в виде кольца, перевязанного внизу узлом. Он является постоянным атрибутом богини охранительницы царской власти и фараонов Нехбет, изображавшейся в виде птицы — коршуна (или грифа), держащей шен в своих лапах.
Время у них олицетворял бог Хех. Они связывали его с числом «миллион» — безмерно большим в их представлении; в пожеланиях многолетия встречается выражение «миллион лет», символизирующее жизнь вечную. Хех обычно изображался в виде коленопреклоненной фигуры с пальмовой ветвью в руке, на которой нанесены зарубки, символизирующие отсчёт времени.
Антонимы[править]
По-египетски «изменчивость» называется хепер, «завершенность» - тем. Эти два понятия воплощены в богах Хепри («Становящийся») и Атуме («Завершенный»), которые также воспринимались как некое двуединство и в теологии солнечного круговращения считались двумя ипостасями Солнца — утренней (Хепри) и вечерней (Атум).[8]
Интересная аллегория[править]
В иероглифе имени Птаха присутствуют одна из двух двойных спиралей[9] женского начала и символ из мужского. То есть налицо результат функция «смешивания», которой обладал мифический Птах. Известно также, что словами и биением своего сердца Птах постоянно снабжал творения космической энергией (душой?) и жизненной силой. Тогда уместно предположить, что два символа[10] у Djet и Птаха, имеющих различные расположения (как в электрической розетке и вилке)[11] и есть аллегория передачи из уст и сердца через землю хлеба. Для этого, в частности, и требовалось соблюдение ритуала отверзания уст. А оставшиеся в Neheh и Djet нераспределёнными элементы — это, собственно, яйцеклетка и сперматозоид (злая кобра и солнце, конечно, в представлении того времени).
Точка зрения современных учёных[править]
Обычно мы считаем время абсолютной физической величиной, которая, к тому же, является независимой переменной (например, t часто откладывают на горизонтальной оси в графиках, которые демонстрируют эволюцию физической системы). Но в действительности мы никогда не измеряем саму t. Мы измеряем свойства объекта: частоту, скорость, и т. п. Иначе говоря, реально существует изменение свойств объекта и (образно) движение стрелки часов; а мы сопоставляем первое второму, чтобы измерить свойства объекта. t само по себе является математической величиной и не существует в реальности.
Исследователи дают пример этой концепции времени, воображая, что фотон движется между двумя точками в пространстве. Расстояние между этими двумя точками состоит из расстояния Планка, каждое из которых является наименьшим расстоянием, которое может пройти фотон. (основной единицей этого движения является Планковское время). Когда фотон перемещается на расстояние Планка, он движется только в пространстве, а не в абсолютном времени, объясняют исследователи. Фотон можно представить движущимся из точки 1 в точку 2, и его позиция в точке 1 является «до» позиции в точке 2, по аналогии с числами, где 1 стоит перед 2, то есть в численном порядке. Который не эквивалентен временному порядку, ибо номер 1 не существует перед номером 2 во времени, такое возможно только численно.
Как объясняют исследователи, не используя время как четвертое измерение пространства-времени, физический мир может быть описан более точно.
Путешествие во времени в прошлое и будущее в этой концепции не представляется возможным. Можно путешествовать только в пространстве, и времени как порядке этого движения.[12]
Примечания и сноски[править]
traditio.wiki
Фараон Уэнефес (Уаджи) - Змея
Несмотря на недостаток информации о периоде Раннего царства Древнего Египта, исходя из сведений, указанных на некоторых артефактах, историкам стали известны периоды правления и имена царей Верхнего и Нижнего Египта.
Незначительная условность в описании событий не столько важна во времени, чем в пространстве мировой истории древних цивилизаций. Древний Египет в те времена опережал по технологиям в строительстве и сельском хозяйстве страны Среднего Востока и Китая.
Зарождалась письменность, укреплялась религия, расширялись границы государства. Строительство ирригационных систем давало возможность расширения территории посевов и благоприятствовало трудоустройству крестьян, что приносило дополнительные доходы казне и позволяло выделять средства на возведение храмовых комплексов, гробниц и пирамид.
Пороги Верхнего Нила мешали судоходству и особенно перевозкам строительных материалов с Верхнего Египта в города Ком-Омбо, Карнак, Дендеру, Абидос и Фивы. Для их преодоления силами захваченных в плен рабов был построен обводной канал.
Фараон Уэнефес — четвёртый фараон I династии Раннего Царства, правил 23 года (2909-2886/ 2922-2915 гг. до н.э.).
Захоронен в гробнице L-24 в Абидосе, в которой был найден артефакт — сосуд для курения из камня, привезенного с Нубии, с изображением фараона. В Древнем Египте курение табака разрешалось только царским особам.
Степа (планшет), с изображением иероглифа с картушем фараона Уэнефеса (Уаджи) выставлена в коллекции искусства Древнего Египта в музее Лувра во Франции.
Преемником фараона Уэнефеса, после его правления, стал Ден-Гора, сын Хор-Аха и царицы Исиды. Хор-Аха был убит по возвращению в Египет после сражения, после него на престоле совместно правили Уэнефес и его супруга Нейт (Исида) в качестве регента. В гробнице сына Дена царица Исида значится как мать фараона, что было не редкостью в Египте.
I династия фараонов Раннего Царства в Египте
1. Хор-Аха-Менес (28 лет правления Египтом)2. Хор-Джер (27)3. Хор-Джет (31)4. Марнейт-Исида (23)5. Хор-Ден-Гора (20)6. Хор-Анеджеб-Мандулис (26)7. Хор-Семерхет-Анхур (18)8. Хор-Каа-Сокар (23)
Автор статьи: Владимир КоноваловЕгипет, 2012 -2014 гг.