ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Духовный мир древних обществ
Параграф 7 (2007г.) Духовный мир древних обществ
1. Что такое картина мира?
Картина мира – это осознанное или полуосознанное представление, передающееся из поколение в поколение с периодическими эволюционными изменениями, зафиксированное в конкретных произведениях культуры, которое включает в себя представления о личности и её отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, зле и добре, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе.
2. Каковы особенности мифологической картины мира?
Человек в мифах не отделяет себя от природы, наоборот, ощущает себя органической её частью. Миф отражает мир не в понятиях, а в конкретных, наглядных, чувственных образах, которые одновременно подлежат символическому толкованию, направленному на постижение тайного смысла явлений. В мифологической картине мира мало объяснений и причинно-следственных связей в современном смысле этого слова. В мифах мир устойчив, извечен, предсказуем и целостен.
3. Что такое осевое время? Какой смысл вкладывал в это понятие К. Ясперс?
Осевое время – это VIII-II века до н.э., когда началось преодоление мифологической картины миры. В то время согласно концепции К. Ясперса в разных цивилизациях появились выдающие мыслители, которые полностью изменили картину миру, повернули всё мышление людей. Таким образом около 500 года до н.э. можно провести своего рода ось мировой истории.
4. Что вам известно о возникновении буддизма? Какие идеи лежали в основе раннего буддизма?
Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама или Шакьямуни – принц небольшого государства племени шакьев, который жил когда-то в VII, VI или V в. до н.э. (точные годы жизни вызывают споры). В 29-летнем возрасте он бросил всё и стал аскетом. После 49 дней размышлений он достиг просветления и стал Буддой. Тогда он начал проповедовать своё учение. Согласно буддизму душа человека постоянно перерождается в разных телах в зависимости от дел, которые он делал в предыдущей жизни. Человек должен сделать целью своей жизни достижение состояния нирваны (отрешённости от мирской суеты) и таким образом прервать постоянный круг перерождений. Для этого человек должен пройти так называемый восьмеричный путь, то есть достичь:
(a) правильных взглядов;
(b) правильных намерений;
(c) правильной речи;
(d) правильных действий;
(e) правильного образа жизни;
(f) правильных усилий;
(g) правильной памяти;
(h) правильного сосредоточения.
5. Когда возникло конфуцианство? В чем вы видите его особенности? Чем конфуцианство отличаюсь от буддизма?
Конфуцианство создал Конфуций или Кун-цзы за годы своей жизни (551-479 годы до н.э.). Буддизм – это учение лишь о самосовершенствовании самого человека, конфуцианство включает также и идеи об идеальном общественных порядках. Главная особенность конфуцианства – рассмотрение государственного устройства, власти, управления, поведения чиновников, долга правителей и обязанностей подданных через призму моральных норм.
6. Что такое иудаизм? Каковы его особенности?
Иудаизм – это монотеистическая религия еврейского народа. Она основывалась на священной книге (Библии). Его последователи должны жить согласно договору (завету), который бог Яхве заключил с людьми. Главной особенность иудаизма можно назвать развитое эсхатологическое учение (учение о конце света и судьбе человеческих душ после него).
7. При каких исторических условиях «возникла христианская духовная традиция? В чем причины быстрого распространения христианства в Римской империи?
Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине, которая тогда находилась под властью Римской империи, в среде монотеистов иудаистов, которых тяготило подчинение язычникам римлянам. Христианство было религией бесправных, оно уравнивало всех людей. Особенно помогло распространению христианства его учение о скором царстве антихриста, всеобщих бедствиях. В III в. н.э. на римских землях как раз и начались повсеместные страшные бедствия и казалось, что царство антихриста скоро должно наступить. То есть во первых, люди видели, что христиане оказываются правы, во вторых, христианство давало утешение и смысл жизни среди окружающего хаоса действительности в то время.
8. Что такое религии спасения? Каковы их особенности?
Религии спасения отвечают на духовные вопросы людей и сулят им жизнь вечную и лучшую (спасение). К их числу относятся буддизм, иудаизм, индуизм, христианство, зороастризм, ислам.
9. Чем научное знание в древних цивилизациях отличалось от мифов? Каковы особенности древней науки?
Научные знания в отличии от мифов выявляли причинно-следственные связи и универсальные для природы законы. На Древнем Востоке научные знания ориентированы, прежде всего, на практическое применение. В Древней Греции учёные лишь снисходили до практического применения своих выводов, главной их целью было познание истины.
resheba.com
ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Павлова АнеляВасильевна,МОУ СОШ № 12Г. Вышнего ВолочкаТверской обл.,учитель истории Разновидности мифовКосмогонические— о происхождении мира солярные мифылунарные мифыастральные мифыЭсхатологические— о конце мираАнтропогонические мифы — о происхождении человека культурный геройКалендарные мифы -мифы об умирающем и воскресающем звереУмирающий и воскресающий богМифы о животныхКультовые мифы Высший уровень первобытного сознания - мифология. Мифология — это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний.Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов. В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем. Своеобразие мифа: он не нацелен на выявление объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию установления идеального (но осознаваемого как реальное) равновесия между родовым коллективом и природой. В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным. Отличие мыслительной деятельности на уровне мифологического сознания от понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации:- преобладание умозаключений по аналогии;- обобщение на основе подражания;- недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;- неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию;- неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося. В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое пространство. Мифологическое время — это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем время Творения — это некая модель, образец современных событий. Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет. Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся. Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые, очень простые по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции в самых древних мифах — простейшие, не имеют логических связей, переходов. В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного (зооморфное видение мира). В древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в образе жертвенного коня: «Утренняя заря — это голова жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание... небо — его спина, воздушное пространство — его брюхо, земля — его пот, страны света — его бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его кости, об
univerfiles.com
Духовный мир древних обществ | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Духовный мир древних обществУрок 13. План урока:Мифологическая картина мира. Миф – наиболее ранний способ познания и объяснения мира.Понятие «Осевого времени».Буддийская духовная традиция.Китайско-конфуцианская духовная традицияИудейская духовная традиция Работая с учебником и слушая объяснение учителяа) заполните таблицу Религиозная картина мира в странах Древнего Востока.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Религии Основатель религииОсновные идеиБуддизмКонфуцианствоИудаизм «Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем» Антуан де Сент-Экзюпери Мифологическая картина мираЧеловек издавна задумывался о себе самом, своем месте в окружающем мире, об отношениях с окружающими людьми, о происхождении и характере высшей власти, направляющей развитие коллектива, сообщества, государства. Картина мира и место человека в нем отразились в ранних мифах, которые существовали практически у всех народов, в религии. Мифологическая картина мира«Полуосознанное или осознанное представление, зафиксированное в конкретных произведениях культуры, которое включает в себя представления о личности и ее отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе». А. И. Кравченко«Картина мира — «это система координат, заданная человеческому сознанию и человеческому поведению той общественной средой, в которой данный человек существует... Не столько человек обладает этой картиной мира, сколько она сама как бы владеет им». А. Я. Гуревич Миф - от греч. предание, сказание . Мифы - способ познания мира, форма мироощущения и миропонимания. Мифы увлекательны, сюжетны, конкретны, образны, фантастичны, их невозможно оценивать с позиций доказательности и достоверности. Мифы объяснял мир, были своеобразным регулятором общественных отношений, описывая в ряде случаев определенный алгоритм поведения, который должен был вызвать желаемые явления. Основные тематические циклы мифов: космогонические мифы - мифы о происхождении мира, человека и человеческого общества; Мифы о появлении людей - антропогонические, Мифы о появлении богов – теогонические.мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ; эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен. В Египте существовал миф о смерти и воскресении Осириса Какая борьба описывается в «Мифе об Осирисе»? Какие явления природы осмысливаются в этом мифе через мифологические образы? Какие представления о загробной жизни раскрыты в «Мифе об Осирисе» Какая борьба описывается в «Мифе об Осирисе»? (борьба за царскую власть как конфликт между законным и противозаконным пра
univerfiles.com
ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ.
Published on05-Jan-2016
View48
Download0
DESCRIPTION
Слайд 1 ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Павлова Анеля Васильевна, МОУ СОШ № 12 Г. Вышнего Волочка…
Transcript
Слайд 1 ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Павлова Анеля Васильевна, МОУ СОШ № 12 Г. Вышнего Волочка Тверской обл., учитель истории Разновидности мифов Космогонические— о происхождении мира солярные мифы лунарные мифы астральные мифы Эсхатологические— о конце мира Антропогонические мифы — о происхождении человека культурный герой Календарные мифы - мифы об умирающем и воскресающем звере Умирающий и воскресающий бог Мифы о животных Культовые мифы Высший уровень первобытного сознания - мифология. Мифология — это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний. Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов. В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем. Своеобразие мифа: он не нацелен на выявление объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию установления идеального (но осознаваемого как реальное) равновесия между родовым коллективом и природой. В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным. Отличие мыслительной деятельности на уровне мифологического сознания от понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации: - преобладание умозаключений по аналогии; - обобщение на основе подражания; - недецентрированность (или эгоцентризм) отражения; - неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию; - неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося. В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое пространство. Мифологическое время — это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем время Творения — это некая модель, образец современных событий. Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет. Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся. Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые, очень простые по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции в самых древних мифах — простейшие, не имеют логических связей, переходов. В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного (зооморфное видение мира). В древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в образе жертвенного коня: «Утренняя заря — это голова жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание... небо — его спина, воздушное пространство — его брюхо, земля — его пот, страны света — его бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его кости, облака — его мясо, пища в желудке — это песок, реки — его жилы, печень и легкие — горы, травы и деревья — его волосы». Широко распространен в первобытных мифах образ мирового дерева. Вселенная представлялась как громадное космическое мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоятельный мир: верхушка (где живут духи и боги), столб (скрепляющий Космос) и корень (уходящий в землю, на которой живут люди). Этапом исторического развития мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно приходит Вселенная в образе человека. Такие преобразования мифологии отражали глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней к поздней родовой общине. Все больше появляется мифов о гигантском космическом первочеловеке, из частей которого был создан видимый мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии, есть рассказ о Пуруше, первочеловеке, из частей которого появились мир, люди, касты людей и др. Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Осевое время также характери- зуется появлением религий Спасения. ( 500г.до н.э.) Примеры философских и религиозных учений осевого времени: Конфуцианство; Даосизм; Легизм; Моизм; Буддизм; Зороастризм; Иудаизм; Античная философия Истина о страдании Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Истина о происхождении и причинах страдания Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Истина о подлинном прекращении страдания. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости). Истина о путях к прекращению страдания Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. БУДДИЗМ Мудрость Paññā I Правильное воззрение II Правильное намерение Нравственность III Правильная речь IV Правильное поведение V Правильный образ жизни Духовная дисциплина VI Правильное усилие VII Правильное памятование VIII Правильное сосредоточение Учение Конфуция записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания». Основу этой школы можно выразить словами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности.. конфуцианство Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией. ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основной представитель – Лао-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. ЛЕГИЗМ, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4–3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.). Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека. Религия, предположительно, оформилась На рубеже II – I тыс.до н.э. Христианство возникло в середине I в. н.э. на территории Римской империи в Палестине. Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах (Тора) христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Кроме того особо почитаемыми являются книги Нового Завета. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи. Особенности христианства: Во-первых, его монотеизмом . Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно. Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. В христианстве эти идеи были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны. В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни. В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности. В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды. В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми. http://study-land.ru/materialy/kse/pervobytnoe-soznanie/mifologicheskaya-kartina-mira/view-details.html http://typology.chat.ru/ http://blog.i.ua/user/2275227/?p=4 http://www.liveinternet.ru/photo/2571390/post14642451/ http://blogs.mail.ru/mail/vznakprotesta/tag/%f1%eb%e0%e2%ff%ed%f1%ea%e0%ff%20%ea%f3%eb%fc%f2%f3%f0%e0 http://rus-fishsoft.ru/forum/index.php?showtopic=6109&st=250 http://www.cats-breed.net/stat/stat1_02.html http://dr-slabinsky.livejournal.com/10651.html http://www.stihi.ru/2007/06/23-529 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B http://nauka.bible.com.ua/religion/rel2-02.htm Литература: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт, Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс, М. «Просвещение», 2008г. Интернет – ресурсы: Источники материалов:
documents.tips
ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ.
Published on05-Jan-2016
View48
Download0
DESCRIPTION
Слайд 1 ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Павлова Анеля Васильевна, МОУ СОШ № 12 Г. Вышнего Волочка…
Transcript
Слайд 1 ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Павлова Анеля Васильевна, МОУ СОШ № 12 Г. Вышнего Волочка Тверской обл., учитель истории Разновидности мифов Космогонические— о происхождении мира солярные мифы лунарные мифы астральные мифы Эсхатологические— о конце мира Антропогонические мифы — о происхождении человека культурный герой Календарные мифы - мифы об умирающем и воскресающем звере Умирающий и воскресающий бог Мифы о животных Культовые мифы Высший уровень первобытного сознания - мифология. Мифология — это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний. Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов. В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем. Своеобразие мифа: он не нацелен на выявление объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию установления идеального (но осознаваемого как реальное) равновесия между родовым коллективом и природой. В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным. Отличие мыслительной деятельности на уровне мифологического сознания от понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации: - преобладание умозаключений по аналогии; - обобщение на основе подражания; - недецентрированность (или эгоцентризм) отражения; - неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию; - неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося. В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое пространство. Мифологическое время — это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем время Творения — это некая модель, образец современных событий. Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет. Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся. Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые, очень простые по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции в самых древних мифах — простейшие, не имеют логических связей, переходов. В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного (зооморфное видение мира). В древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в образе жертвенного коня: «Утренняя заря — это голова жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание... небо — его спина, воздушное пространство — его брюхо, земля — его пот, страны света — его бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его кости, облака — его мясо, пища в желудке — это песок, реки — его жилы, печень и легкие — горы, травы и деревья — его волосы». Широко распространен в первобытных мифах образ мирового дерева. Вселенная представлялась как громадное космическое мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоятельный мир: верхушка (где живут духи и боги), столб (скрепляющий Космос) и корень (уходящий в землю, на которой живут люди). Этапом исторического развития мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно приходит Вселенная в образе человека. Такие преобразования мифологии отражали глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней к поздней родовой общине. Все больше появляется мифов о гигантском космическом первочеловеке, из частей которого был создан видимый мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии, есть рассказ о Пуруше, первочеловеке, из частей которого появились мир, люди, касты людей и др. Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Осевое время также характери- зуется появлением религий Спасения. ( 500г.до н.э.) Примеры философских и религиозных учений осевого времени: Конфуцианство; Даосизм; Легизм; Моизм; Буддизм; Зороастризм; Иудаизм; Античная философия Истина о страдании Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Истина о происхождении и причинах страдания Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Истина о подлинном прекращении страдания. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости). Истина о путях к прекращению страдания Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. БУДДИЗМ Мудрость Paññā I Правильное воззрение II Правильное намерение Нравственность III Правильная речь IV Правильное поведение V Правильный образ жизни Духовная дисциплина VI Правильное усилие VII Правильное памятование VIII Правильное сосредоточение Учение Конфуция записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания». Основу этой школы можно выразить словами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности.. конфуцианство Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией. ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основной представитель – Лао-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. ЛЕГИЗМ, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4–3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.). Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека. Религия, предположительно, оформилась На рубеже II – I тыс.до н.э. Христианство возникло в середине I в. н.э. на территории Римской империи в Палестине. Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах (Тора) христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Кроме того особо почитаемыми являются книги Нового Завета. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи. Особенности христианства: Во-первых, его монотеизмом . Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно. Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. В христианстве эти идеи были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны. В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни. В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности. В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды. В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми. http://study-land.ru/materialy/kse/pervobytnoe-soznanie/mifologicheskaya-kartina-mira/view-details.html http://typology.chat.ru/ http://blog.i.ua/user/2275227/?p=4 http://www.liveinternet.ru/photo/2571390/post14642451/ http://blogs.mail.ru/mail/vznakprotesta/tag/%f1%eb%e0%e2%ff%ed%f1%ea%e0%ff%20%ea%f3%eb%fc%f2%f3%f0%e0 http://rus-fishsoft.ru/forum/index.php?showtopic=6109&st=250 http://www.cats-breed.net/stat/stat1_02.html http://dr-slabinsky.livejournal.com/10651.html http://www.stihi.ru/2007/06/23-529 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B http://nauka.bible.com.ua/religion/rel2-02.htm Литература: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт, Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс, М. «Просвещение», 2008г. Интернет – ресурсы: Источники материалов:
docslide.us
ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ - online presentation
ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в Древнем Китае В VI в.
до н.э.
в Китае наступила эпоха «борющихся царств», приведшая к значительному подъему производительных сил и культуры различных китайских государств.
В это же время появляются первые китайские философские школы, в том числе и конфуцианство.
Основоположник конфуцианства – Конфуций (551-479 до н.э.), взгляды которого были изложены его последователями в книге «Луньюй» («Беседы и суждения») В молодости Конфуций был мелким чиновником, затем основал частную школу, в которую принимал учеников вне зависимости от их происхождения и состояния Необыкновенные способности и постоянный труд позволили стать мелкому чиновнику и школьному учителю одним из величайших мыслителей древнего мира.
Конфуций- создатель этико- политического учения, оказавшего огромное влияние на развитие духовной и политической жизни Китая на протяжении свыше двух тысяч лет Конфуцианство воспитывало своих последователей в духе уважения к существующим порядкам, по закону «Жень», ниспосланным небом.
Человек должен соблюдать этот закон и нормы этикета и стремиться к нравственному совершенствованию: выполнять обряды, почитать предков, сохранять традиционный порядок, свято соблюдая принципы социальной иерархии.
Конфуций разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы) – благородного мужа, которым становятся не по причине происхождения, а путем достижения высоких нравственных качеств: гуманности, верности, искренности, справедливости, почтительности по отношению к старшим.
Согласно Конфуцию, судьба человека определяется «небом», и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено.
Младший должен безропотно подчиняться старшему.
Ведущим направлением в конфуцианстве было оправдание господства привилегированных классов и восхваление «небесной воли».
Фрагменты книги «Луньюй» Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек знает только выгоду.
Блажен только тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятным.
Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Молчание – великий друг, который никогда не изменит.
В 136 г.
до н.э.
император У-ди провозгласил конфуцианство официальной
en.ppt-online.org
ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ.
Published on05-Jan-2016
View48
Download0
DESCRIPTION
Слайд 1 ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Павлова Анеля Васильевна, МОУ СОШ № 12 Г. Вышнего Волочка…
Transcript
Слайд 1 ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Павлова Анеля Васильевна, МОУ СОШ № 12 Г. Вышнего Волочка Тверской обл., учитель истории Разновидности мифов Космогонические— о происхождении мира солярные мифы лунарные мифы астральные мифы Эсхатологические— о конце мира Антропогонические мифы — о происхождении человека культурный герой Календарные мифы - мифы об умирающем и воскресающем звере Умирающий и воскресающий бог Мифы о животных Культовые мифы Высший уровень первобытного сознания - мифология. Мифология — это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний. Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов. В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем. Своеобразие мифа: он не нацелен на выявление объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию установления идеального (но осознаваемого как реальное) равновесия между родовым коллективом и природой. В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным. Отличие мыслительной деятельности на уровне мифологического сознания от понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации: - преобладание умозаключений по аналогии; - обобщение на основе подражания; - недецентрированность (или эгоцентризм) отражения; - неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию; - неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося. В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое пространство. Мифологическое время — это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем время Творения — это некая модель, образец современных событий. Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет. Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся. Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые, очень простые по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции в самых древних мифах — простейшие, не имеют логических связей, переходов. В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного (зооморфное видение мира). В древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в образе жертвенного коня: «Утренняя заря — это голова жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание... небо — его спина, воздушное пространство — его брюхо, земля — его пот, страны света — его бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его кости, облака — его мясо, пища в желудке — это песок, реки — его жилы, печень и легкие — горы, травы и деревья — его волосы». Широко распространен в первобытных мифах образ мирового дерева. Вселенная представлялась как громадное космическое мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоятельный мир: верхушка (где живут духи и боги), столб (скрепляющий Космос) и корень (уходящий в землю, на которой живут люди). Этапом исторического развития мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно приходит Вселенная в образе человека. Такие преобразования мифологии отражали глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней к поздней родовой общине. Все больше появляется мифов о гигантском космическом первочеловеке, из частей которого был создан видимый мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии, есть рассказ о Пуруше, первочеловеке, из частей которого появились мир, люди, касты людей и др. Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Осевое время также характери- зуется появлением религий Спасения. ( 500г.до н.э.) Примеры философских и религиозных учений осевого времени: Конфуцианство; Даосизм; Легизм; Моизм; Буддизм; Зороастризм; Иудаизм; Античная философия Истина о страдании Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Истина о происхождении и причинах страдания Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Истина о подлинном прекращении страдания. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости). Истина о путях к прекращению страдания Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. БУДДИЗМ Мудрость Paññā I Правильное воззрение II Правильное намерение Нравственность III Правильная речь IV Правильное поведение V Правильный образ жизни Духовная дисциплина VI Правильное усилие VII Правильное памятование VIII Правильное сосредоточение Учение Конфуция записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания». Основу этой школы можно выразить словами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности.. конфуцианство Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией. ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основной представитель – Лао-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. ЛЕГИЗМ, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4–3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.). Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека. Религия, предположительно, оформилась На рубеже II – I тыс.до н.э. Христианство возникло в середине I в. н.э. на территории Римской империи в Палестине. Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах (Тора) христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Кроме того особо почитаемыми являются книги Нового Завета. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи. Особенности христианства: Во-первых, его монотеизмом . Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно. Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. В христианстве эти идеи были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны. В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни. В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности. В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды. В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми. http://study-land.ru/materialy/kse/pervobytnoe-soznanie/mifologicheskaya-kartina-mira/view-details.html http://typology.chat.ru/ http://blog.i.ua/user/2275227/?p=4 http://www.liveinternet.ru/photo/2571390/post14642451/ http://blogs.mail.ru/mail/vznakprotesta/tag/%f1%eb%e0%e2%ff%ed%f1%ea%e0%ff%20%ea%f3%eb%fc%f2%f3%f0%e0 http://rus-fishsoft.ru/forum/index.php?showtopic=6109&st=250 http://www.cats-breed.net/stat/stat1_02.html http://dr-slabinsky.livejournal.com/10651.html http://www.stihi.ru/2007/06/23-529 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B http://nauka.bible.com.ua/religion/rel2-02.htm Литература: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт, Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс, М. «Просвещение», 2008г. Интернет – ресурсы: Источники материалов: