Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в 3 веке до н.э. Центрами древней Индии были города Мокенджо-Даро и Хараппы. Основными достижениями этой цивилизации были система водопровода и канализации; оригинальная письменность — санскрит; наличие многочисленных религии, — брахманизм (индуизм и джайнизм), буддизм и ислам; развитие науки.
Наука Древней Индии отличалось от Древнегреческой наличием особого типа мышления у ученых основанного на нравственных принципах и их сверхъестественных способностей, что позволяло им видеть вещи, находящиеся в других пространствах, объяснять человеческие заболевания, раскрывать тайны вселенной и жизни. В отличие от древнегреческих философов, знания не требовали логических доказательств, их было достаточно увидеть обладая сверхъестественными способностями.
Настоящего расцвета древнеиндийская культура и наука достигла в эпоху «Ригведи» — период написания религиозных текстов жрецами арийских племен. В этот период складывается кастовая система (варны): брахманы (жрецы, философы, ученые), кшатриев (воины, правители), вайшьев (торговцы, земледельцы и скотоводы), шудры (рабочие и слуги). Однако из-за того, что достижения науки Древней Индии были изложены на санскрите, основные достижения той науки стали известны Западу только в конце 18, начале 19 века.
Система исчисления времени
Индийскому мышлению присущ ярко выраженный циклический тип отношения ко времени. Линейность в этой череде циклов создает лишь усилие человеческой воли, прорывающейся сквозь цикличность сансары к вечному покою освобождения. Древнеиндийская хронологическая модель чем-то напоминает древнекитайскую: те же громадные цифры и то же тяготение к "циклу в цикле". "Единицей измерения наименьшего цикла является юга — "век". Юга предваряется и сопровождается "зарей" и "сумерками", которые соединяют "века" между собой. Полный цикл, или махаюга, состоит из четырех веков не равной продолжительности, причем начинается с самого длительного, а заканчивается самым коротким. Так, первый "век" — критаюга — длится 4000 лет, плюс "заря" — более 400 лет, и "сумерки" столько же; затем идут третаюга — 3000 лет, двапараюга — 2000 лет, и калиюга — 1000 лет (плюс, соответственно, "зори" и "сумерки").
Следовательно, махаюга продолжается 12000 лет. Последовательному сокращению длительности каждой новой юги соответствует сокращение длительности человеческой жизни, сопровождающееся падением нравов и ослаблением разума … Переход от одной юги к другой происходит, как мы уже видели, в "сумерках", которые знаменуют собой декрещендо даже внутри каждой юги, каждая из которых заканчивается периодом теней. По мере приближения к концу цикла, то есть к четвертой, и последней, юге, "тени" сгущаются.
Последняя юга — та, в которой мы сейчас живем, — называется, кстати, калиюга — "век тьмы". Полный цикл заканчивается "распадом" — пралайя, — который повторяется еще более радикальным образом — махапралайя ("великий распад") — в конце тысячного цикла" (Элиаде М. "Космос и история", М., 1987, с.108-109). Позднее "двенадцать тысяч лет махаюги стали считаться "божественными годами", каждый из которых длился 360 (обычных) лет, что в сумме дает 4 320 000 лет одного космического цикла. Тысяча подобных махаюг составляют одну кальпу; четырнадцать кальп составляют одну манвантару. Одна кальпа равна одному дню жтзнт Брахмы, другая кальпа — одной ночи. Сто этих лет Брахмы составляют его жизнь, но и столь большая продолжительность жизни Бхармы не исчерпывает времени, так как боги не вечны, а космические сотворения и разрушения продолжаются до бесконечности" (Элиаде М. "Космос и история", М., 1987, с. 109).
Концепция времени в буддизме в общих чертах повторяет общеиндийскую. Но на циклическую модель здесь налагается еще линейная регрессивная модель, проявляющаяся, например, в последовательном сокращении времени человеческой жизни. "Так во времена первого Будды, Випассиа … человеческая жизнь продолжалась 80 000 лет, во времена второго Будды, Сикхи, … — 70 000 лет и так далее. Седьмой Будда, Гаутама, появляется лишь тогда, когда жизнь человеческая сократилась до ста лет, то есть до крайнего предела. (Мы найдем тот же мотив в иранских и христианских апокалипсисах)"
Если мы обратимся к древнеиндийским календарям, то здесь столкнемся с достаточно сложной и неоднозначной ситуацией. В ведийскую эпоху в Индии было пять календарей: календарь со звездным годом из 324 дней — 12 месяцев по 27 дней каждый; календарь со звездным годом из 351 дня — 13 месяцев по 27 дней каждый; стандартный лунный календарь — 6 месяцев по 30 дней и 6 месяцев по 29 дней; гражданский календарь с годом из 360 дней — 12 месяцев по 30 дней; календарь с годом 378 дней. Для приведения этих календарей в соотвествие с реальностью между годами периодически делались вставки по 9, 12, 15, 18 дней. Большинство календарей служило нуждам культа, наиболее точным был гражданский календарь со вставкой в 21 день каждые четыре года. Средняя продолжительность года в такой модели равнялась 365,25 дня. Названия дней недели в древнеиндийских календарях произошли от названия светил: "воскресенье — адитья-вара (день Солнца), понедельник — сама-вара (день Луны), вторник — мангала-вара (день Марса), среда — будха-вара (день Меркурия), четверг — брихаспати-вара (день Юпитера), пятница — Шукра-вара (день Венеры), суббота — шанайшчара-вара (день Сатутна)" (Г.М.Бонгард-Левин "Древнеиндийская цивилизация") Теперь уместно сказать несколько слов о древнеиндийской астрономии. Прежде всегобросается в глаза практически полное отсутствие астрологических работ, столь характерных для древнекитайской культуры. Это связано с общим строем древнеиндийского мироощущения: человек в Древней Индии воспринимался не как пассивный свидетель мировой драмы, по косвенным признакам пытающийся догадаться о следующем акте, а как один из творцов этой драмы, активно влияющий на ее ход. Отсюда надобность в астрологических предсказаниях отпадала. Собственно же астрономия сформировалась в Индии достаточно поздно и несла на себе отчетливо выраженные следы греческого влияния.
Развитие наук
К основным достижениям науки Древней Индии можно отнести следующее. Древние индийцы знали, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, о существовании атома и умели его измерять, ввели число «нуль». Большинство естесвеннонаучных знаний в Древней Индии передавалось в мифологической форме. Примером тому может послужить перечень последовательных обличий одного из индийских богов Вишну, которые он, согласно мифу, принимал для зашиты Земли от демонов. Сначала это была рыба, спасшая первого человека от потопа, затем, черепаха для поиска напитка бессмертия; кабан, поднявший Землю из преисподни; человеко-лев, сокрушивший очередного демона; Парашурама — человек яростного и необузданного нрава; Рама — человек благородный; Кришна — богочеловек. На этом примере можно проследить эволюцию хордовых в биологии, а четыре последних воплощения — с социальной эволюцией.
Индийская математика в соответствии с общей установкой древнеиндийской культуры возникает из нужд культа. "Алтари ориентировались по сторонам света: основания ихстроились по точно установленным фигурам, например равнобедренным трапециям с заданными соотношениями сторон. Между основаниями алтарей соблюдались соотношения двух видов: либо основания были подобны, а площади относились, как первые числа натурального ряда, либо основаниями алтарей служили равновеликие по площади, по различные по форме многоугольники". При этом возникала потребность в решении различных геометрических задач: "построения прямого угла, квадрата, целочисленных прямоугольных треугольников, получения из последних, удвоения, утроения данного квадрата, преобразование квадрата площади (a) в квадрат площади (n*a), преобразования прямоугольника в равновеликий квадрат и некоторых других. Была известна и теорема Пифагора". Однако стиль мышления древнеиндийской математики был не геометрическим, а, скорее, алгебраическим. Поэтому в отличие от греческой индийская математика спокойно относилась к иррациональности и вычисляла корень из 2 с точностью до шестого знака. Если современная геометрия имеет свой исток в Древней Греции, то арифметика берет начало в Индии. Столь привычная для нас десятичная позиционная система счисления индийского происхождения. Индийские математики также сделали первые шаги в создании символической алгебры, а также разработали некоторые чисто алгебраические методы решения задач.
Особое место занимала в структуре древнеиндийской науки лингвистика. Связано это было с глубоким пиететом перед устной речью, присущим древнеиндийской культуре. Как вы помните, в философской школе мимансиков утверждалось, что естественное существование мира поддерживается благодаря жертвоприношениям, что жертвоприношение является как бы фундаментом мира, мировой осью. В жертовоприношении же важнейшая роль отводилась произнесению магических формул, священных текстов. Роль произносимого голосом текста отчетливо видна при обучении, в котором заучмвание составляло очень существенный элемент. Недоверие к записанному слову является важной характеристикой древнеиндийской ментальности. "Письменность, появившаяся в Индии около I тысячелетия до н.э., долгое время использовалась лишь для хозяйственных и юридических целей. Вся духовная культура — религиозная поэзия, философия, литература и наука — передавались устно. Даже в более позднее время, когда письменность получила широкое распространение, мнемоника продолжала быть главным средством хранения информации. Чтение по написанному тексту, например, считалось позорным как один из "шести недостойных способов чтения".
Медицинская наука
Особо успеха достигла древнеиндийская медицина (аюрведа), которая была заложена в 3 веке до н.э. Аюрведа — это больше, чем медицина, это — наука о жизни. В ней есть основы естествознания, физики, химии, биологии и космологии. Основным отличием аюрведы от медецины (в современном понимании) состоит в использовании целостного подхода при рассмотрении заболеваний человека, так болезнь рассматривалась не только как заболевание физического тела, но и исследовалось духовное и психическое состояние пациента. Человек был представлен как целостная психофизическая единица Космоса.
Аюрведу можно считать прародительницей всех медицинских направлений, она дала основу медицине китайской, тибетской, арабской. В Древнюю Грецию Аюрведа пришла целостной системой, но греки разделили физическое и психическое в человеке, поэтому сейчас западная медицина имеет только физическую направленность.
Научные достижения древней Индии
Формат: doc
Дата создания: 20.06.1998
Размер: 6.49 KB
Скачать реферат
Научные достижения Древней Индии.
Короткий доклад. Росляков Илья Владимирович.
МГУ, ФНМ, 1 курс.
2006 год.
Древние индийцы добились значительных успехов в развитии научных знаний. Уже в древние века их учёные владели знаниями, которые стали известны европейцам только в средние века и новое время. Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науки, которые в свою очередь сыграли важную роль в развитии европейской науки. Особенного успеха добились индийцы в математике, астрономии и медицине.
Самые древние сведенья о науке древней Индии относятся к харапской цивилизации. Археологи обнаружили каменных гирь, которые использовались для торговых операций. Их массы соотносятся как 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128. Цитадели многих городов представляют собой равнобедренную трапецию. Есть основания предполагать, что они строились по заранее расчерченной схеме. Для этого индийцы должны были владеть подобием фигур, решать задачи на построение прямого угла и перпендикуляра, квадрата, окружности, куба, сферы, параллельных линий. При вычерчивании они, очевидно, использовали прибор, аналогичный современному циркулю.
Огромный интерес представляют раскопки в портовом городе Лотхале. Здесь был построен искусственный док для судов из Египта и Вавилона. По своим техническим характеристикам он превосходит более поздние римские и финикийские доки. Сложная система шлюзов позволяла регулировать поступление воды в док при приливах и отливах. Для постройки этого совершенного технического сооружения индийцы должны были иметь глубокие познания в математике, вычислительной технике, статической механике.
Выдающееся достижение древнеиндийской науки – создание десятичной системы счисления. Она получила своё развитие в период Вед (2-3 века), хотя можно предположить, что ей пользовались ещё в период харапской цивилизации. Именно к этому времени относится найденная археологами плоская раковина с нанесенными на неё девятью штрихами. Индийцы ввели специальные знаки для десяти цифр. В Индии так же была словесная система обозначений. 0 – пустое, дыра, небо; 1 – солнце, луна; 2 – близнецы, глаза и т. д. Так, например число 1021 передавали так – луна, дыра, крылья, луна.
Выдающимся индийским математиком и астрономом был Арьябхата. Ученый знал значение “пи” (примерно 3,1416). В своём сочинении он определяет его так. “Прибавь 4 к 100, умножь на 8 и прибавь ко всему этому 62000. получишь значение длины окружности, если её диаметр равен 20000.”
Так же индийцы умели вычислять степени и корни, были предложены способы решения уравнений 1, 2, 3, 4 степени. В 5 веке появились понятия проценты, и отрицательные величины. Видное место в индийской математике занимают прогрессии. Всем известна задача о награде за изобретение шахмат.
Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси и неподвижности звёздного неба. Он также довольно точно объяснил природу лунного и солнечного затмений.
Культура древней Индии
В первом веке появляются сочинения, довольно точно отражающие ряд астрономических вопросов. Например, определение долготы дня по полуденной тени, движение 5 планет, вычисления затмений. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
Традиционная индийская медицина, завоевавшая авторитет и признание во многих странах мира, зародилась в глубокой древности. В ведийскую эпоху развитие получила аюрведа – наука о долголетии. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете.
Из всей массы продуктов выделяли молоко. “Этот священный напиток дарует силу и ум, обеспечивает хорошее телосложение, предохраняет от болезней”. Так же целебными считались мёд и рис.
Содержание самых ранних индийских трактатов свидетельствует о весьма высоком уровне развития медицинских знаний. Там перечисляется более 600 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Здесь же описывается около 300 различных операций и 120 хирургических инструментов. Подробно описаны признаки туберкулёза, гангрены, дифтерии паралича.
Также индийские врачи могут считаться начинателями особой науки – антропогеографии, изучающей влияние местности и климата и смены времён года на организм.
Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний – это отличительная черта индийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно – философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.
Подобные документы:
Реферат Индия Перелёт Москва – Дели занимает лишь около 6 часов летнего времени – кратчайшее расстояние между Европой и Азией.
Реферат Древние цивилизации Америки ВВЕДЕНИЕ К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент, включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития.
Реферат Культура Индии Индия — древняя страна, о сказочных богатствах которой в средине века ходили легенды. С открытия европейцами морских путей в Индию началась эпоха Великих географических открытий. Наиболее распространён в Индии язык хинди. Хинди объявлён государственным языком страны. В качестве государственного языка используется также английский язык. Общее название для жителей Индии – индийцы.
Реферат Современные цивилизации Современный этап цивилизационного развития аккумулирует в себе весь исторический опыт, накопленный человечеством, разнообразные пути и формы его общественного развития и позволяет сквозь призму "истории человечества в целом" понять место, направленность и смысл исторических событий, специфику и роль отдельных цивилизаций в мировом историческом процессе, его целостность и взаимозависимость.
Реферат Культура древних циилизаций .
Контрольная: Древняя Индия. Ведическая культура Древней Индии 2. Культура и религия………………………………………………………………………………………..8 Первые цивилизации возникли в долинах великих рек Азии и Африки: Нила, Тигра и Евфрата, затем в долине Инда, Хуанхэ и Янцзы.
Реферат История государства и права стран Древнего Востока. Индия Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации.Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями древней Индии были дравиды.По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена,отличавшиеся друг от друга укладом жизни,языком,верованиями,культурой. Период с середины II тыс.до н.э.
Реферат Страны Древнего Востока Первые залы в исторических музеях всегда посвящены Древнему Востоку, но мне повезло, я родилась в Туркмении на территории бывшего Парфянского государства и познавала восток не по музейным экспонатам. Древневосточная история ведется примерно с 3000 года до н.э. Географически, под древним Востоком разумеются страны, расположенные в Южной Азии и частью в Северной Африке.
Контрольная: Государство и религия в древней Индии ГОУВПО «Пермский государственный университет» Кафедра истории древнего мира и Средних веков КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «История мировых цивилизаций» Одна из центральных проблем понимания древнего мира – осмысление многообразия и уникальности древних цивилизаций, отдаленных от нынешних временем и пространством.
Реферат Религии Индии 1. Формативный период индуизма. Религиозно-мифологические воззрения Протоиндийской цивилизации. 11. Упанишады. Этические взгляды. Воззрения на физиологию и психическую деятельность человека. 80% населения — индуисты, мусульмане составляют само значите
Реферат Сравнительный анализ философских школ древности Почему я выбрал именно эту тему для своего реферата? Потому, что я хочу сравнить античную философию с древневосточной. За две с половиной тысячи лет своего осмысленного развития человечество приобрело довольно обширный философский опыт, который
Реферат Представление древних мистиков и современная картина мира В этом разделе я хочу рассказать, о том, что через многие века прошло, или зародилось во время эволюции человечества, что не смог доказать и изучить человек. Людей привлекало все таинственное и загадочное, все необыкновенное, которое не находило ответа
Реферат Наука и религия. Современное естествознание и научный креационизм Введение Теория происхождения видов Чарльза Дарвина, шокировавшая общество XIX века, а так же обобщающая ее теория эволюции, захватили умы людей уже боле полутора века назад. Несмотря на то, что теория эволюции является основной научной доктриной совреме
Реферат Предмет и методы исследования экономической теории .
Какие научные знания получили развитие в Древней Индии?
Возникновению и накоплению научных знаний способствовало прежде всего появление письменности. При раскопках в долине Инда были найдены иероглифические надписи, которые свидетельствуют о том, что в Индии еще в III тыс. до н. э. существовала древняя система письма, однако эти надписи остались неразобранными. В IV—III вв. до н. э. в Индии получила распространение алфавитно-слоговая письменность. И в древнейших произведениях индийской литературы появились сведения о зачатках науки.
Потребности повседневной жизни обусловили необходимость накопления наблюдений над явлениями природы, что привело к появлению начальных (первых) знаний в области медицины, астрономии и математики.
Зачаточные формы научных знаний в период господства религиозно-магических верований еще переплетались с их представлениями. Так, в Ригведе и в Атхарваведе сохранились указания на врачебные знания.
С течением времени древний знахарь (бхишадж – «изгоняющий бесов») постепенно превратился во врача-целителя. Он уже имел некоторые знания по анатомии, применялись специальные термины. Особенное внимание придавали мозгу, спинному хребту и грудной клетке. В «Ведах» упоминаются такие недуги: желтуха, болезнь в суставах, проказа, болезнь головы, «царская немочь» (предполагают легочный туберкулез). Схожие виды болезней получают обобщенные названия. Для изготовления лекарств использовали травы. Несмотря на то что медицина была еще примитивной, вырисовываются отдельные специальности: лечение внутренних болезней, глазных болезней, хирургия. В брахманских книгах упоминаются хирургические инструменты. При операциях использовали до 200 различных инструментов, применялось обезболивание. Причем уже умели оперировать и делать протезы. К началу новой эры появляются медицинские трактаты, например «Самхита Чарака». Ученые установили связь древнеиндийской медицины с античной, что объясняется культурными связями между Индией и Грецией. Об этом можно судить по тексту в Яджурведе, где сохранилось упоминание о четырех основных соках организма, о которых писал основатель греческой медицины Гиппократ. Близки к высказываниям Гиппократа предписания врачебной этики в трактате Чараки.
Определенные знания были накоплены в астрономии. Ее развитие было вызвано практическими нуждами земледелия. Наблюдения за Солнцем, Луной и звездным небом дали возможность индийцам установить фазы Луны, лунный зодиак и выработать своеобразную форму календаря. Сначала они определили год в 360 дней, затем в 366 дней, а в VI в. н. э. установили более точно продолжительность года. К этому времени астрономия значительно прогрессировала — установлен факт шарообразности Земли, которая вращается вокруг своей оси, а также то, что Луна заимствует свой свет у Солнца. Данные об этих открытиях содержатся в трактате Ариябхатты.
В Древней Индии значительного развития достигла математика. Об этом можно судить по применению больших цифр и очень мелких дробей. Индийцы знали возведение в квадратную и кубическую степень, извлечение квадратного и кубического корня. Они умели решать уравнения с несколькими неизвестными, квадратные и даже неопределенные уравнения. Древние индийцы пользовались десятичной системой исчисления, которая легла в основу современной арифметики. Они знали способы построения квадрата, прямоугольника. В «Сульвасутрах» (VI – V вв. до н. э.) встречаются частные случаи теоремы Пифагора. Алгебраические сочинения индийских математиков в Средние века были использованы арабскими учеными.
В этой стране в начале нашей эры создали игру под названием чатуранга, которая явилась предшественницей шахмат.
Что характерно для религиозных взглядов древних индийцев,
Какова их эволюция?
О религиозных верованиях и воззрениях древних индийцев дают представление большое количество сохранившихся религиозных сборников, которые называются «Ведами» (от санскритского – знание). На основании этих священных писаний можно видеть, что индийская религия прошла сложный и длительный путь своего поэтапного формирования.
Древнейший этап индийской религии (индуизм) охватывает III – I тыс. до н. э. Его называют ведийским – по имени указанных выше источников. Религиозные воззрения народов Индии этого периода восходят к тотемизму, обоготворению природы и к культу предков. При археологических раскопках в древнейших городах долины Инда найдены примитивные статуэтки богини плодородия, изображения священных деревьев и животных, включая быка, змею, слона. На печати сохранилось изображение сидящего трехликого бога с рогами на голове, который окружен четырьмя священными зверями. Это изображение считается типично индийским, напоминающим позднейшего бога Шиву. Его культ впоследствии был широко распространен.
В «Ведах» отражен культ природы. Индийцы поклонялись Солнцу (его называли Сурия), обоготворяли небо (его называли Варун).
Особенное значение придавалось культу священного огня и домашнего очага. Властителя этого культа называли Агни. Оформились представления о богине производительных сил природы в связи с развитием земледелия. Эту богиню называли Адити и считали «общей Матерью», поэтому говорили, что боги – «дети или сыны Адити». Слово «адитья» стало обозначать «боги».
Кроме домашнего огня поклонялись и небесному огню. С культом огня был тесно связан культ предков. Он возник еще при родовом Строе и должен был укреплять устои рабовладельческого общества, поддерживая священным авторитетом власть богатых аристократов глав патриархальных семей, домохозяев.
По мере развития рабовладельческого общества, индийского государства названные древние формы религии сменяются новыми религиозными верованиями. Поскольку их цель – поддержать и оправдать существующий строй, то происходит перевоплощение богов, теперь древние боги природы становятся богами – покровителями государства, царя, царской власти. Последующее формирование классового общества сопровождалось дальнейшими изменениями прежних верований. В I тыс. до н. э. выделяют новую стадию развития индуизма, получившую название брахманизма, хотя и на этом этапе религия используется для оправдания общественного неравенства. Вырисовывается и усиливается иерархия богов. Среди них выделяются верховные боги. Это Брахма – бог-творец, создатель Вселенной. Это Вишну – бог хранитель мирового порядка, могущий перевоплощаться в земные смертные образы. Это Шива – бог, представляющей собой воплощение космической энергии, а также бог-разрушитель.
На этапе образования крупных централизованных государств в религии индийцев возникают элементы единобожия. Поскольку государством на земле управляет единый царь, то ему должен соответствовать единый бог на небе. В кругах высшего жречества для защиты этой концепции сложилось учение о едином творце всего мира. Брахманская каста переживала в этот период усиление своей роли. Это проявляется и в появлении особой жреческой и богословской литературы, которая получила названия брахманских книг. По ходу времени значение Брахмы усиливалось и в I тыс. до н. э. его стали почитать как единого бога над всеми. Его признали единственным устроителем Вселенной, неведомым и неисчерпаемым.
Очень важное значение в ведийской религии придавалось жертве и жертвоприношениям, так как люди надеялись взамен получить от богов защиту от всяких несчастий (злых духов, болезней, врагов). Брахманы создали учение о переселении душ, в соответствии с которым люди после смерти рождаются вновь. При этом родиться человек может в самом различном образе – червя, моли, человека, птицы, зверя, смотря какой он заслужил в прежней жизни и какие знания имел.
Наука древней Индии
Таким образом возникла идея в сансаре, что означает беспрерывное круговращение жизни и переселение душ.
В основе вероучения брахманизма – признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир – всего лишь иллюзия. Жрецы утверждали и обещали, что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке человека более высокого общественного положения, и наоборот.
Но действительность, пытливая мысль человека подтачивала эти стой брахманской религии, постепенно закрадывались сомнения в истинности догматов брахманизма.
Так, постепенно теряла свои устои брахманская религия и на смену ей приходит буддизм. Он вступил в свои права в VI в. до н. э. и стал идеологией развитого рабовладельческого общества. Основателем этой религии является Будда, т. е. «Просвещенный», по имени этого отшельника получила название религия. Он жил с 566 до 486 гг. до н. э. Несмотря на то что он родился в царской семье, ушел в монахи, стал отшельником и искал рецепт всеобщего счастья. В 35 лет ему снизошло просветление, он ушел странствовать с проповедями. Его ученики дали ему имя Будды. По эдиктам Ашоки можно видеть, что уже в III в. до н. э. буддизм получил широкое распространение. В этот период в Индии наблюдается подъем экономики, значительно выросла торговля. И буддизм сложился как идеологический протест против брахманизма и системы варн, тормозивших развитие социально-экономических отношений. Буддизм особенно резко выступил против кастовых традиций брахманизма. В учении Будды отражен протест против признания каждого человека, рожденного в касте брахманов, жрецом, который получает по одному праву своего рождения место в высшем обществе. Буддисты обвиняли брахманизм в излишнем использовании внешних форм религиозной жизни, в том числе ритуализма.
Буддизм в настоящее время наряду с христианством и исламом является одной из великих мировых религий.
Вместе с тем буддизм, тесно связанный с ведической религией и брахманизмом, соглашается с тем, что жизнь – зло и жить – значит страдать. Буддисты также учили тому, что жизнь представляет собой бесконечную цепь перерождений, которые жестко регулируются причинно-следственной связью. Связь заключается в следующем: если в настоящее время человек знатен и богат, это означает, что в предыдущей жизни он был добродетелен. Если же человек сейчас беден, болен и несчастен, это говорит о том, что в прошлой жизни он был Решен и должен получить по заслугам. Таким образом, догматами Законами) учения Будды являются переселение душ – круговорот превращений (он называется сансара) и возмездие за грех и воздаяние а Добродетель (он называется карма). Считается, что важнейший закон в буддийском учении о переселении душ – закон моральной причинности.
Учение Будды включало «четыре благородные истины»: страдание, его причины, возможность его уничтожения, пути к избавлению. По утверждению Будды, любой человек, несмотря на касту, цвет кожи, пол, может освободиться от страданий и стать богоподобным существом. Он не исключал возможности даже достижения высшей цели – вырваться из круга сансары.
Очень важным в буддизме является именно положение о том, что спасет от страдания не бог; спасение приходит в результате собственных усилий человека или благодаря помощи просветленных людей – будд. Это положение буддийской религии принципиально отличает ее от других мировых религий.
Если человеку удается освободиться от страдания, от сансары и слиться с мировым духом, то он тогда окажется в состоянии нирваны. Это значит, что наступит безмятежная отрешенность от мира, человек обретет абсолютный душевный покой – у него не будет никаких земных желаний, он отказался от мира и всех жизненных привязанностей.
Параллельно буддизму в VI в. до н. э. в Индии сложилась еще одна религия – джайнизм. Ее основатель – Джина. Сохранились его религиозно-философские трактаты – сутры. В них изложено учение об освобождении от уз сансары. Джайнизм расценивают как реакцию на ритуализм и умозрительность брахманизма. Представители этого религиозного учения отвергли авторитет «Вед», они открыли доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). В то же время джайнизм придерживался учения о переселении душ и воздаянии за поступки.
Своей целью они ставили освобождение от перерождений. Этого может достичь, согласно их учению, аскет, который соблюдает строгие правила, например не причиняет вреда живым существам. По этой причине джайны не могут заниматься земледелием, потому что при вспашке земли можно повлечь за собой убийство живых существ – червей, насекомых.
В конце I тыс. до н. э. сформировалась религия, получившая название индуизм. Она впитала в себя определенные результаты ведической религии, брахманизма, ассимилировала народные верования и стала одной из наиболее многочисленных религий мира. Центральными звеньями воззрения индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздания (карма) в зависимости от поведения (добродетельного или дурного). Сторонники индуизма почитают верховных богов (Вишну или Шиву) или их воплощения; они обязаны соблюдать кастовые бытовые правила. В индуизме считаются священными корова, змея, лотос, река Ганг.
Самые известные открытия Индии относятся к основным сферам жизни людей – к развлечениям, духовному совершенствованию и к медицине.
В древние времена индийские ученые достигли высокого уровня в математических знаниях. В первом тысячелетии античная математика перешла на новый уровень и заняла более высокую ступень.
Ученые изобрели десятичную систему записи чисел со своими символами, которые впоследствии были видоизменены и сейчас известны как обычные арифметические числа. Также ими были заложены основы тригонометрических расчетов, десятичной арифметики и разновидности методов исчисления.
Десятичная система чисел была изобретена индийский учёным Ариабхата. Им так же была изобретена цифра «Ноль» . В Индии появились такие науки, как алгебра и тригонометрия. Число пи было впервые вычислено Будхайяна. Он также дал расширенные варианты действий того, что сейчас известно как Теорема Пифагора. Он сделал это в 6 веке, задолго до арабских и европейских математиков Квадратные уравнениябыли созданы Щридхарачария в 11 веке. Самым большим числом, используемым греками и римлянами, было 10 в 6-ой степени, в то время как в Индии это было 10 в 53-ей степени. Существовали весовые гири, измерительные линейки из раковин с очень точно нанесёнными делениями. Основной единицей веса были 0,86 грамм, основной единицей длины — 6,7 мм.
Индийские астрономы еще во 2 веке до н.э. установили фазы луны, сделали прототип современного календаря, поделили сутки на часы. Индусы писали астрономические трактаты, выдвинули теорию вращения нашей планеты вокруг оси, вычислили отражение Луной солнечного цвета.
В 5 веке нашей эры, за сотни лет до астронома Смарта, Ц. Е. Брашарачария рассчитал время, за которое земля проходит вокруг солнца. Это время было равно 365.258756484 дням В Индии была изобретена самая большая единица времени, калпа – время от рождения вселенной до её полного уничтожения. Эта единица очень близка по значению периоду жизни и, согласно пульсирующей теории вселенной, равна 25 миллиардам лет
Искусство кораблевождения было основано на реке Синд 6000 лет назад. Само слово навигация является производной санскритского слова “нав гатих”. Там же была изобретена тригонометрия — основа навигации в открытом море.
Богата достижениями Индия и в медицине. Еще в глубокой древности зародилась в Индии наука о долголетии (аюрведа),на которой сегодня основана тибетская медицина. Индийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на человека, значительное внимание уделялось гигиене, диете, различным психотехникам.
. Аюрведа, медицинская школа — древнейшая в мире, если не самая древняя, она была основана более 2500 лет назад. Индийцы правильно понимали назначение каждого органа, успешно лечили многие болезни. Важной чертой индийского лечения было то, что врачи, при постановке диагноза, не только оценивали физическое состояние пациента, но также и его психологический настрой. Хирурги владели более 120-ю инструментами, и делали достаточно сложные операции.
Многие хирургические инструменты, используемые при проведении хирургических операций, используются и до сих пор.
Это крючки, зонды, скальпели, шприцы, расширители. Впервые упоминание о проведении операций на теле человека с помощью подобного инструментария обнаружены в рукописях, датированных одной тысячей лет до н.э.
Древнеиндийская медицинская рукопись «Сушрута Самхита» описывает технику некоторых операций, приводит описания инструментов и хирургических практик. Для излечения болезней используются лекарства, созданные на основе трав и других растений. Аювердические принципы при изготовлении препаратов и косметики применяются и в современной продукции.
Не меньшей известностью среди людей, стремящихся к совершенству, пользуется йога – культура, позволяющая достичь совершенства тела и помыслов. Фигурки людей, сидящих в известных позах йоги, были найдены в поселения древних народов, и их возраст по оценкам экспертов достигает 6 тысяч лет. Йогу в наше время рассматривают как два основных направления – духовной практики, и системы физических и дыхательных упражнений.
В медицине были изобретены способы лечения водными процедурами и некоторые сложные хирургические операции. Так, известно о том, что средневековые индийские врачи уже могли удалять катаракту, накладывать швы на внутренние органы и делать трепанацию черепа.
Появление стремени в индийской конной армии стало одним из важных открытий, что изобрели в Индии во II веке. Это дало возможность военным наносить сабельные удары и точные поражения из лука. В то время к седлу приделывали два прочных ремня с кольцами на концах и всадник, залезая на лошадь, вставлял большой палец ноги в одно из них.
Изобретение индийцами шахмат в V-VI веке стало частью человеческой культуры во всем мире. Изначально игра выглядела иначе и называлась «чатуранга», что переводится как «четыре рода войск», включавшая в себя привычное сегодня игровое поле из 64 клеток и 32 фигурок. Но в отличие от привычной игры, количество игроков было 4, а ходы фигурок задавали игральные кости. Современное название на фарси звучит как «шах мат», что переводится «шах умер». Историки полагают, что с первых игр прошло больше полутора тысяч лет.
В Индии впервые появились домино, карты,
Первые резервуары и дамбы для орошения были построены в Саураштра, Западная Индия. Под руководством короля Рудрадаман I в 150 году нашей эры была создана искусственная река под названием Сударшана (красивая) Первый в мире Университет был основан в Такшашила в 700 году до нашей эры.
НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Более 10,500 студентов со всего мира изучали более 60 предметов. Университет Наланды был построен в 4 веке нашей эры Индийцы умели изготавливать красители, стекло, яды и благовония. Они прекрасно разбирались в руде, сплавах и других ископаемых.
Кроме земледелия широкое развитие получили ремесла и торговля. На это указывает большое число гирь, найденных при раскопках. Индия, вероятно, была первой страной, освоившей хлопкоткачество. Хлопковые ткани были для Индии предметом экспорта на протяжении нескольких тысячелетий.
Они создали чудеснейший язык в мире — санскрит — породивший большую часть идиом Востока и ИндоЕвропейских стран. Ими изобретены рукопашный бой,а также чайное вино, конфеты, чайный бисквит.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 46218 | Нарушение авторского права страницы
Здесь я хочу немного рассказать о науках древней Индии, поскольку они в отличие от многих других древних знаний не были утрачены, а напротив весьма актуальны и широко используются на наши дни.Как и другие древние народы индийцы смотрели в небо и наблюдали за движением планет; болели и находили травы, которые помогали излечиться; искали собственные пути в мире и приходили к идее о его единства и взаимосвязи всего сущего.
Столетиями полезные замечания и озарения складывались с эмпирическим опытом и формировали системы знаний, которые сегодня мы называем науками. Науки древней Индии называются ведическими, с одной стороны в дань уважения к Ведам, наиболее древнему письменному памятнику Индии, с другой стороны потому, что именно в Ведах получили свое отражение накопленные до появления письменности знания древних индийцев. Наиболее известными древними науками Индии являются джйотиш, аюрведа, йога и тантра, а также васту.
Весьма примечательно, что в отличие от современных наук знания древней Индии сосуществуют в единстве и взаимосвязи, отдельные дисциплины и положения одной науки используются другой для достижения лучшего практического эффекта. Так, например, васту - древняя наука об архитектуре и дизайне зданий опирается на знания, полученные из астрологии джйотиш, так же как и аюрведа - когда хороший аюрведический врач назначает лечение он учитывает наиболее благоприятный период для его начала, который определяют звезды, и так далее.
Итак.
Что представляют собой науки древней Индии и зачем они нам?
Самой популярной из индийских наук является йога. Правда, в наши дни йога к сожалению рассматривается не как наука, а как некая почти спортивная дисциплина или оздоровительная система, уже совсем почти не связанная с ее настоящим древним смыслом, примером тому многочисленные йога клубы, фитнес йоги, йога тренеры и прочее. Давайте посмотрим на йогу с другой стороны.
Слово Йога - योग в переводе с санскрита означает "связь, соединение, союз, гармония" и еще полдюжины значений.Так, что можно сказать, что в широком смысле йога - это совокупность знаний, направленных на обретение связи с Божественным и жизни в гармонии с миром, в том числе это и физические и духовные практики. Считается, что йога возникла и развивалась с очень древних времен, до существования письменности, и с ее возникновением отдельные положения йоги были зафиксированы и в священных текстах, таких как Веды и Упанишады, и в многочисленных работах почтенных авторов, самой известной (мне) из которых являются Йога-сутры Патанджали.
Под словом йога объединяется значительное количество направлений, которые реализуют различные цели через совокупность специфических практик. Так, например, наиболее популярная хатха йога приводит человека к совершенству физического тела; раджа йога - ментальная практика, направленная на контроль ума; джняна йога направлена на постижение реального, а не иллюзорного мира, а бхакти йога - на союз с Божественным через практики поклонения и обожания.
Тантра - तन्त्र в двух словах это древнее учение о совершенствовании сознания, которое использует в основном различные энергетические практики и поклонение Шакти, Божественной Матери, выступающей в форме энергии.Если вас заинтересовали эти науки, вы можете прочесть статьи о некоторых аспектах йоги и тантры
Аюрведа - आयुर्वेद - медицина древней Индии в последнее время приобрела большую популярность на Западе и на это есть серьезные причины. Концепция аюрведы состоит не в лечение болезней, а в восстановлении здоровья человека, и само название аюрведа можно перевести как наука о жизни.Аюрведа - комплексная наука, которая использует не только обычные медицинские приемы типа приема таблеток, хотя она использует преимущественно растительные средства или минералы, которые тоже относятся к ее предмету изучения, также аюрведа имеет огромный арсенал собственных средств - массажи различных видов, масляное лечение типа широдхары, способы естественной очистки организма например шанкхапракшалана.Кроме того, в аюрведе широко применяются в лечебных целях различные практики йоги - медитации, асаны, пранаямы.
Более подробные статьи об аюрведе и аюрведических средствах собраны в этом разделе
Джойтиш - ज्योतिष - это индийская, ведическая астрономия и астрология.Джйотиш очень актуальная в современной Индии наука, традиция ориентироваться во звездам не утрачена за века и современные индийцы составляют гороскопы рождений и событий, подбирают по гороскопу будущего супруга, планируют свои самые важные и просто повседневные дела в соответствии с предсказаниями астрологов о благоприятном расположении планет.
Если говорить о различие между западной астрологией и джйотишем первое, что надо упомянуть это то, что в системе индийской астрологии учитываются и имеют большое значение 27 созвездий, а не 12 звезд. Эти 27 созвездий, называемых накшатра, являются основой астрологии и именно их показания учитываются в первую очередь.Кроме того, согласно джйотиша каждый из основных объектов нашей системы - грах, а их 9 - 7 планет и 2 луных узла, имеют соответствие в энергии определенных драгоценных и других камней, использованием которых джйотиш также занимается. Другими науками, рассматриваемыми в рамках индийской астрологии являются нумерология и хиромантия, поскольку считается, что цифры отражают вибрации планет и линии руки, могут индивидуализировать астрологические прогнозы.Статьи о ведической астрологии вы можете прочитать в этом разделе
На индонете есть еще несколько статей по вопросам, связанным с темой ведических наук, с ними вы можете ознакомиться здесь
Автор и источник публикации:
achadidi специально для читателей indonet.ru.
indonet.ru
Наука Древней Индии
Наука Древней Индии
Пси магия. Наука Древней Индии
...Когда наступило утро, Рама, взяв небесный корабль, приготовился стартовать. Тот корабль был большим и прекрасно украшенным, двухэтажным со многими комнатами и окнами. Корабль издал мелодичный звук перед тем, как взмыть в заоблачные выси... Так описывается в древнем индийском эпосе "Рамаяна" старт бога-героя в небесном корабле.
Там же злой демон Равана похитил Ситу, жену Рамы, посадил ее в свой корабль и устремился восвояси Однако далеко ему уйти не удалось: Рама на своем "огненном" аппарате догнал похитителя, подбил корабль Раваны и возвратил Ситу. А использовал Рама загадочное оружие — "стрел Индры"...
Описания различных летающих объектов — "виман" — встречаются не только в "Рамаяне", но и в "Ригведе" (II тысячелетие до н.э.), других произведениях, дошедших до нас из глубокой древности. В "Ригведе" грозный бог Индра мчался в пространстве в воздушном корабле, ведя войну против демонов, уничтожая города своим страшным оружием.
Летательные аппараты древних описывались как "окруженные мощным облаком метеоры", как "пламя в летнюю ночь", как "комета в небе".
Как расценивать эти описания? Проще всего — списать сообщения о летательных аппаратах за счет фантазии, воображения. Но разве не насторожит даже скептика такая деталь: индийские боги и герои воюют в небесах не на драконах или птицах, а на пилотируемых "летательных аппаратах" с находящимся на борту страшным оружием? Описания содержат вполне реальную технологическую основу.
Так, совсем не фантастической предстает перед специалистами книга "Виманик Пракаранам" (в переводе с санскрита — "Трактат о полетах"). Ее авторство приписывают великому мудрецу Бхарадваджу. Его также считают автором ряда гимнов "Ригведы". Индологи не исключают, что он был одним из арийских миссионеров, продвигавшихся вместе с крупными группами ариев, прибывших в Индию предположительно в III тысячелетии до н.э. из района, расположенного севернее Черного и Каспийского морей.
Впервые эта книга на мертвом языке санскрит, которая, как утверждают некоторые эксперты, составляет лишь сороковую (!) часть труда "Вимана видьяна" ("Наука о воздухоплавании"), была опубликована в 1943 году. Ее текст был записан в 20-х годах нашего века Венкатачакой Шармой в пересказе мудреца Субрайи Шастри. Сам Субрайя Шастри утверждал, что текст книги в течение нескольких тысячелетий устно передавался из поколения в поколение.
Тщательный анализ ряда описаний в этом труде заставил современных ученых серьезно задаться вопросом — неужели древним индийцам были известны секреты воздухоплавания? Некоторые отрывки из книги указывают на высокие технологические познания у людей, живших в седую старину.
Три вещества — два твердых и одно жидкое — полученные в лаборатории в соответствии с формулами, изложенными в книге, демонстрировались недавно ученым Нарином Шетхом на состоявшемся в городе Хайдарабаде (штат Андхра-Прадеш) общенациональном симпозиуме "Наука и техника в Древней Индии".
Он утверждает, что в книге подробно отражены представления мыслителей древности о воздухоплавании, летательных аппаратах и некоторых их системах, наука о Солнце и использовании солнечной энергии в летательных аппаратах.
Целая глава "Виманик Пракаранам", рассказал Нарин Шетх, посвящена описанию уникального прибора "Гухагарбхадарш янтра", который устанавливался на летательном аппарате. Как утверждается в книге, с его помощью можно было с летящей "виманы" определять местонахождение укрытых под землей предметов. По мнению некоторых экспертов, речь идет о дислоцированном под землей противовоздушном оружии противника.
Прибор "Гухагарбхадарш янтра" состоит из 12 компонентов, в том числе своего рода полупроводника "Чамбак мани" (сплава с магнетическими свойствами), который является источником "шакти" — "силы". В данном случае, по мнению Нарина Шетха, речь идет об "источнике энергетического излучения", способном определять укрытые под землей предметы, посылая микроволновые сигналы и принимая их.
Нарину Шетху понадобилось три года, чтобы определить 14 материалов, из которых, согласно формуле, состоит сплав "Чамбак мани". Затем при содействии Индийского технологического института в Бомбее ученому удалось изготовить его. Сплав описан как "твердый материал черного цвета с магнетическими свойствами, нерастворимый в кислоте". В нем, в частности, присутствуют кремний, натрий, железо и медь.
Наука Древней Индии
www.znakisudbi.ru
Развитие хозяйства и науки в Древней Индии
Расцвет науки, культуры и хозяйства Древней Индии приходится на времена существования двух империй – Империи Маурьев и империи Гуптов. Империя Маурьев – государство в Древней Индии, которое существовало с 317 по 180 год до нашей эры. Империя Гуптов существовала с 320 по 550 год нашей эры.
За 233 года существования этих империй древние индусы достигли удивительных успехов в развитии хозяйства. Например, индусы научились добывать сахар из сока сахарного тростника. Даже древние греки, которые имели с Древней Индией тесные торговые отношения, были поражены, когда увидели столь необычный для них продукт. Индусы выращивали сахарный тростник, а сахар продавали купца из других стран. Таким образом, можно с уверенностью назвать Древнюю Индию «родиной сахара».
Весь древний мир поражался умению индусов строить деревянные дома в несколько этажей и деревянные корабли, которые с успехом плавали как по рекам так и по морю. Индийским кораблям не было равных. Суда могли свободно перевозить несколько сотен пассажиров и огромное количество грузов.
Наука
Мало кому известен тот факт, что цифры, так называемые «арабские», которые мы используем и в наши дни, были созданы именно древними индусами. Арабы действительно использовали эти цифры, но заимствовали их именно у индусов. Позднее западная Европа, в свою очередь, заимствовала цифры у арабов, поэтому до сих пор они называются «арабскими». Индусы ввели так же цифру «0».
Вообще в Древней Индии была развита хорошо математика. В ходе археологических раскопок были найдены измерительные линейки из слоновой кости и ракушек. Кроме того, был найден простейший прибор для несложных вычислений. Ученые предполагают, что этот прибор является прототипом абака, широко распространенного вычислительного прибора в Европе в средние века.