Этот город – настоящая визитная карточка Лаконии и вообще всего Пелопоннеса. Спарта находится напротив ущелья Лангада, на севере долины Эвротаса.
Этот город является одним из самых древних во всем регионе, как политическая единица он появился в начале 11 века до нашей эры. Далее на протяжении многих сотен лет этот полис являлся самым необычным и самым независимым во всей Элладе. В Спарте была особая система выбора вождей и правления, а также установлены очень суровые законы. Спарта славилась именно своими воинами. Здесь с самого детства воспитывали очень сурово, причем не только мальчиков, но и девочек – чтобы в будущем они смогли рожать здоровых детей. Спартанские воины славились своей выносливостью, смелостью и многими другими боевыми качествами.
До римского периода в Спарте не было стен – считалось, что лучшая защита для города, это не каменная крепость, а мужество воинов. Хотя сейчас отделить истину от легенд уже почти невозможно, ясно, что Спарта сыграла в истории всей Греции немалую роль, хотя почти всю свою историю она постоянно воевала с другими городами и полисами. Во времена правления римлян именно Спарта (и еще Афины) были самоуправляемыми – все остальные города полностью подчинялись завоевателям.
В современном городе почти не осталось следов былого величия. Он был почти полностью перестроен в начале 19 века, и превратился из военного города в крупный политический и торговый центр страны, столицу сельскохозяйственной области.
Из памятников сохранились: статуя царя Леонида, огромный театр на одном из холмов, фрагменты акрополя, руины византийской церкви и монастыря Осиос-Никон 10 века, а также развалины храма Афины.
Если идти из Спарты в Триполис, то можно увидеть руины святилища Артемиды, в котором юноши проходили испытание на стойкость – их секли розгами до первой капли крови, а они должны были молчать. Неподалеку находятся руины Менелаиона – небольшого микенского поселения, а также развалины святилища Апполона – одного из самых важных храмов области.
Все найденные во время раскопок в городе предметы собраны в небольшом городском археологическом музее. В будние дни и в субботу он открыт с 8.30 до 15 часов, а по воскресеньям – с 9.30 до 14.30. Юго-западнее Спарты находится Музей оливкового масла и олив. Он работает со среды по понедельник, зимой с 10 утра до 17 вечера, а летом – с 10 до 18. В музее собраны предметы, которые посвящены всему, что связано с этим культовым для всей Греции продуктом.
www.vipgeo.ru
фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ
Древняя Спарта (она же Лакедемон) занимала когда-то южную часть греческого полуострова Пелононнес. Существовала с 11 по 2 века до нашей эры.
Что являла собой Спарта тех времен? Комплекс поместий и усадеб, буквально разбросанных по Лаконии («спарта» = «разбросанная»), «сердцем» которой был не очень высокий холм, превратившийся впоследствии в акрополь.
Изначально Спарту не окружали стены, и оставалась она такой «открытой» до 2 века до нашей эры. В ходе археологических изысканий, организованных в Афинах Британской школой и проходивших в начале и ближе к 30-ым годам 20-ого столетия, было найдено не одно здание. Среди них оказался храм Атемиды Орфии вкупе со святилищем Афины Муднодомной, а также беломраморный театр (по описанию Павсания, характеризующего строения Спарта 2-ого века до нашей эры, сооружение было местной достопримечательностью, правда, относят его к временам уже Римской Империи).
С небольшой высоты акрополя открывалась панорама на долину Эврота и гору Тайгет, достигающую 2406 метров в высоту и являвшуюся естественной границей Спарты с западной стороны.
Город разительно отличался от других полисов Древней Греции. Здесь было собственное политическое устройство, общественный строй, законы и иже с ними. Спарта была своеобразной и независимой, но прославило ее не это, а армейская мощь! И, несмотря на то, что военная слава имела место быть всего 3 века существования Спарты (господство которой ослабело к середине 4 века до нашей эры, а после государство пало пред римлянами), мировая общественность помнит и чтит заслуги древних спартанцев.
Спарта сегодняшняя совершенно иная, появилась она в 19-ом столетии. Но руины Древней Спарты, от которой до наших времен дошли развалины акрополя, скульптур и башен, можно увидеть и сейчас. Что интересно, Спарта привлекала туристов и в древние времена! Римская знать приезжала узнать тонкости спартанской таможни и административного устройства, столь непривычные для остальной завоеванной ими Греции. Акрополь когда-то был средоточием и военной, и культурной жизни горожан. Нет акрополя – нет и города, так считалось раньше. Здешний же представлен древнеримской агорой или торговой площадью, в пределах которой разрешались важные вопросы тез времен, храма Афины, церкви, театра и других сооружений. Вблизи Спарты находилось святилище, останки которого можно увидеть и теперь. Храм Артемиды возвели в 10 столетии до нашей эры, изображение самой богини обнаружили запечатленным в вертикальном положении. Храм функционировал и как место совершения культовых ритуалов. Впоследствии его уничтожило наводнением и то, каким мы видим его сегодня – результат трудов реставраторов. Спартанский театр вмещал почти 16 тысяч людей, изначально его возвели из деревянных материалов, а позднее были построены известняковые стены, сцену же выложили белым мрамором (равно как многие элементы декора). До наших дней дошли только сцена, хоры и несколько других элементов. Кроме ключевых сооружений на раскопках обнаружили несколько жилых домов и сооружений.
Находилось самое дорическое из государств Древней Греции на побережье реки Эврот, севернее современной Спарты. Именно сюда нужно отправляться для того, что увидеть тень государства, которое и сегодня вызывает споры. Одни считают спартанское устройство эталоном, другие – тиранией. А как все было в реальности? Мы можем только предполагать….
turizm.ngs.ru
Древняя Спарта: что важно знать — Рамблер/новости
Потомки Геракла, спартанцы были идеальными воинами. Они жили войной, и именно как воины вошли в историю. Такая слава породила о Спарте и спартанцах множество исторических мифов.
Причины могущества Спарты
Спартанcкие цари считали себя Гераклидами — потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.
Спартанцы очень чутко относились к знамениям и пророчествам, и внимательно прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не оценено так же подробно, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.
Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территории Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, в котором не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась строжайшему распорядку дня, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.
Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии — то есть, будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли колоссальную экспансию близлежащих земель Мессении.
В ходе оккупации они не подвергли местное население смерти, но решили подчинить его себе и сделать рабами, которые известны как илоты — буквально «пленные». Создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания — уже в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.
Их законы, созданные по легенде царем-законодателем по имени Ликург (в переводе — «волк-труженик») еще в IX веке, послужили укреплению дальнейшей внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределяли между всеми гражданами, а все полноправные граждане имели гоплитское вооружение и составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке — в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе). Укреплении армии, спровоцированное, возможно, опаской перед последующими восстаниями рабов, способствовали чрезвычайному подъему влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.
Для оптимальной тренировки воинов-мальчиков с семи лет отправляли в централизованные государственные структуры для воспитания, и до восемнадцати лет те проводили время в интенсивных тренировках. Это было и своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все годы тренировок, но и в качестве доказательства своего бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникали поводы для очередных восстаний. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы: в полисе даже была определенный общественная прослойка «гипомейонов», то есть, физически или умственно неполноценных «граждан».
Спаситель Греции
Спартанцы не строили никаких оборонных стен вплоть до II века до н. э., что является лучшей демонстрацией их боеспособности и бесстрашия. По сути, в Элладе не было врага, имеющего шансы сломить Спарту в период ее расцвета. Спарта обладала и самыми большими территориями среди греческих земель — около 8000 квадратных километров.
Укреплению внешнеполитической позиции поспособствовала инициатива Спарты в создании Пелопонесского союза, призванного защищать как внешние границы Пелопонесского полуострова, так и территорию Спарты от бунта илотов. Дальнейшую роль Спарты в истории древней Греции трудно переоценить.
Нарастало могущество Персии, и в 490 году состоялась знаменитая битва при Марафоне, в которой афиняне одержали сокрушительную победу над войсками Дария. Но без спартанцев персидскую армию невозможно было далее сдерживать: после первого поражения персидский царь Дарий решил вернуться с реваншем, и собирал огромную армию. Уже его сын, Ксеркс, в 480 году двинулся со всеми совокупными силами на греков — как по суше, так и по морю.
Множество жителей греческих полисов присоединялись по пути к армии персов, и сражались против других греков, действуя по принципу «враг моего врага — мой друг». Геродот уделил огромное внимание этому эпизоду греко-персидских войн, а, в особенности, победе афинян в морском бое при Саламине в 480 году и героическому подвигу спартанцев в битве в Фермопильском проходе (те самые 300 спартанцев).
В решающем сражении при Платеях в 479 году спартанцы также сыграли решающую роль, и, таким образом, можно сказать, что именно Спарта вместе с Афинами отразила нападение Персии и выиграла войну. Благодаря усилиям превосходно подготовленной спартанской армии, греческая культура смогла достигнуть своего расцвета, и если бы не Спарта, мы бы сейчас, возможно, не знали классических греческой философии и театра.
Закат Спарты
После войны с персами начались неизбежные войны спартанцев с Афинами, призванные однозначно разрешить вопрос о гегемонии на территории Греции. Спарта в них победила, однако ее господство продолжалось недолго.
В 260-х годах Спарту разбили варвары-герулы. С этого времени Спарта постепенно стала превращаться в своего рода пародию на саму себя, музей своего же прошлого, о чем упоминает Плутарх, рассказывая о том, что в 100 году н. э. он видел, как спартанских юношей бичевали для развлечения туристов, играя на расхожем в обществе спартанском мифе (к созданию которого он лично приложил руку).
Впрочем, только Афины и Спарта из всех древнегреческих полисов получают от Рима, после захвата Эллады, определенную независимость — так древняя слава Спарты сослужила ей последнюю службу. Закат Спарты произошел тихо и постепенно, однако стоит помнить, что она дала миру не только превосходных, вошедших в историю воинов, но и поэтов — таких как Тиртей, воодушевивший спартанцев своими стихами во время похода на Мессению, и Терпандр, усовершенствовавший лиру и придумавший номы. Впрочем, последний пришел в Спарту с острова Лесбос, а Тиртей, хромой учитель, был отправлен в Спарту афинянами.
news.rambler.ru
Спарта, Греция — подробная информация о городе с фото
Город Спарта (Sparti)
Сегодняшняя Спарта имеет мало общего со своей воинствующей прародительницей, победившей Афины в пелопоннесских войнах. Расположенный на Лаконийской равнине, возле горной цепи Тайгет, сегодня этот современный город с широкими проспектами насчитывает порядка 15 000 жителей.
С IX по IV век до н.э. город жил под владычеством правителей-воинов, высшей касты, чьей главной и единственной задачей было защищать страну и расширять сферу ее влияния. Иерархия и железная дисциплина, присущие их образу жизни, даже породили известный эпитет «спартанский»...
Прогулка по городу
В современной и не обладающей особым шармом Спарте есть, тем не менее, красивая площадь, соседствующая с красно-белой городской ратушей и кафе. В нескольких кварталах от нее, в тихом саду, расположен Археологический музей, где выставлены найденные на местных раскопках артефакты, в частности древние барельефы, один из которых представляет эпических Елену и Менелая, а также голова Аполлона Диониса IV века до н.э., обнаруженная в 1978 году.
Акрополь
С северной стороны города расположен акрополь, немногочисленные руины которого разбросаны среди оливковых деревьев. Вы найдете здесь театр I века до н.э. и развалины византийского монастыря X века (Оссиос Никонас) в окружении сосен и эвкалиптов. Расположенная у подножия акрополя «могила Леонидаса» (Kenotafio Leonida) является на самом деле руинами эллинистического храма.
Неподалеку воздвигнута современная статуя царя Леонида, героя битвы при Фермопилах, где в 480 году до н.э. он погиб вместе со своими 300 гоплитами (пехотинцами), пытаясь остановить армию персов.
Спартанцы
Жизнь, полная лишений, и суровое воспитание, которым подвергались юные спартанцы, имели своей целью закалить молодое поколение и создать непобедимую армию. Авторитарное государство нуждалось в мальчиках, годных для военной карьеры, остальных оставляли на скале неподалеку. С 7-летнего возраста дети были обязаны соблюдать тяжелый и монотонный режим. Те, кто по достижении 30 лет выживал после многих лет железной дисциплины и обрядов инициации, порой смертельных, становились настоящими воинами, готовыми к битвам. Девочки проходили столь же суровую физическую подготовку, поскольку только сильные женщины могли стать матерями будущих солдат, достойных принять смену. Грозные воины спартанцы также блистали на стадионах. Первый успех, достигнутый одним из них на Олимпийских играх, восходит к 720 году до н.э.!
Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Другие города Греции Патры Патры — четвертый по величине в Греции, прежде всего промышленный город, а также... Херсониссос Херсониссос – греческий курортный город, расположенный на севере Крита и известный богатой... Фивы Фивы — город в Греции, связанный с именем Эдипа, несчастного сына царя Фив, который заявил о себе...
Смотрите также: Фото Ибицы, Достопримечательности Сомали, Города Фолклендских островов, Коморские Острова, Росарио, Маскат, Парк скульптур Вигеланда, Остров Кануан
wikiway.com
Спарта обреченная на гибель
По берегам реки Эврот, на территории современной Греции, росли ивы. Их гибкие ветви склонялись к прохладной воде. С долины реки открывался прекрасный вид на величественную гору Тайгет. По горному хребту проходила западная граница Лакедемона – государства, столицей которого была известная нам Спарта. На гору Тайгет поднимали младенца, рожденного в Лакедемоне, и сбрасывали с утеса, если развитие ребенка старейшины Спарты находили слабым. Большинству наших современников мало что известно о Спарте, а между тем, уклад жизни в этом государстве стоит того, чтобы проникнуть глубже в его историю.Более всего город-государство Спарта прославилось во время правления Ликурга (после 600 г. до н. э.). Именно в то время в стране появились законы, создавшие общественный уклад, вошедший в историю как спартанский образ жизни. Раскопки английских археологов подтвердили теорию, выдвинутую историками на основании письменных памятников, что до 600 г. до н. э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств: не было особого отличия от других эллинских городов с их высоким уровнем культуры, изящным искусством и поэзией. И лишь с приходом к власти Ликурга Спарта превратилась в крупнейшую военную державу, державу, которая готовила только солдат.
Ученые-историки утверждают, что спартанский образ жизни весьма импонировал древнегреческому философу Платону, который включил в свое идеальное государство многие милитаристские, тоталитарные и коммунистические черты, свойственные Спарте. Однако, вопрос о целесообразности подобного государственного устройства очень спорный, да и сама история распорядилась так, что Спарта исчезла с лица земли. Не наводит ли это на мысль, что путь, выбранный Ликургом, тупиковый и что, по сути, произошел естественный отбор, в котором все, что не жизнеспособно, отмирает?
Законы, отрицающие власть
Ликург, один из сыновей царя Спарты, волею случая оказавшийся наследником престола, прослыл человеком мудрым и справедливым и тем самым заслужил любовь и уважение сограждан. Он был уступчивым, терпимым и скромным, всячески желал добра и благополучия своему народу.
В то время в Спарте уже начались волнения, причиной которых было резкое разделение граждан на богатых и бедных. Ликург решил укрепить государство, введя такие законы, при которых деньги и власть перестали бы быть значимыми. На первый взгляд, такие преобразования – кардинальный скачок в развитии общества, но никто не задумывался, куда это может привести.
Итак, важнейшим государственным органом, по законам Ликурга, стала герусия – совет старейшин. Герусия решала споры и давала указания даже царям.Для того чтобы геронты из совета старейшин и народ не спорили между собой из-за власти, Ликург составил соглашение между ними – закон о разделении власти.Еще одним из фундаментальных законов, изданных царем Ликургом, был закон о переделе земли. Правитель Спарты убедил сограждан отказаться от владения участками в пользу государства. И с того времени в Лакедемоне никто не мог ни продавать, ни покупать землю.
Всеобщее равенство
Всю землю разделили на равные участки, и каждая спартанская семья получила равный надел. На нем можно было вырастить самое необходимое, чтобы хватило для поддержания жизни. Ликург считал, что человеку достаточно немного ячменной муки и растительного масла в день – продукты, которые можно получить с небольшого земельного надела. Тем самым Ликург хотел уничтожить несправедливость и заставить всех жить в одинаковых условиях. Он создал всеобщее равенство. На столе в любой семье одна и та же пища, одна и та же мебель в каждом доме, да и сами дома похожи своей неприхотливостью, все граждане, одетые в скромные одежды, похожи друг на друга. Спартанца могли казнить лишь за то, что он украсил свой гиматий (верхнюю одежду) яркой полосой, – так описывает обычаи спартанцев древнегреческий философ Плутарх из Херонеи.
В государстве даже существовал закон, согласно которому, никто не должен был быть полнее, чем это необходимо.Не было ли это равенство насильственным? Не шло ли оно вразрез с законами природы, которая не терпит однообразия? Можно ли найти двух человек с одинаково хорошим аппетитом, двух людей в равной степени талантливых или бездарных, ленивых или трудолюбивых? Даже степень здоровья у всех разная. В созданном Ликургом искусственном равенстве уже был заложен механизм уничтожения общественного уклада, самого государства, а по сути, механизм уничтожения самой идеи.
Но царь Спарты пошел дальше. Чтобы окончательно уравнять граждан, Ликург захотел разделить поровну между всеми еще и движимое имущество граждан. Он запретил пользоваться золотой и серебряной монетой и приказал принимать только железные деньги. Железные деньги были тяжелыми, громоздкими и хрупкими. Да, в Спарте прекратились преступления: кому нужны монеты, на которые ничего нельзя было купить в других государствах?! Исчезла роскошь. Богатый ли, бедный ли человек – между ними не было разницы. Сами по себе ушли из характера человека такие отвратительные качества, как жадность, зависть, корыстолюбие, соперничество, которые заставляют людей идти на преступления. Значит, была достигнута еще одна ступень равенства. Однако равенство это было искусственным.
Если бы верховье и устье реки Эврот, которая питала Спарту, были бы на одной высоте, стала бы река течь? Были бы свежи ее струи, росли бы ивы на берегу, давала бы спасительную прохладу их тень? Вода в Эвроте загнила бы и превратилась в болото. Когда в обществе нет ни верха, ни низа, то нет и течения, а застой, как известно, ведет к загниванию.
Жить как одна семья
Все преобразования, которые вводил Ликург, предназначались для укрепления государства, чтобы все спартиаты жили, как одна семья. Однако, кроме законов, по которым должно жить общество, нужна была сильная армия, которая могла бы охранять государство. Именно поэтому мальчиков с младых ногтей воспитывали в спартанском духе: отучали от капризов, от боязни холода, голода и темноты, заставляли есть пищу без разбора. Таким образом, дети вырастали крепкими, здоровыми, неприхотливыми.Для девочек в Спарте также было введено особое воспитание: лакедемонянки обязаны были обладать крепким телом, чтобы производить на свет здоровое потомство.
Само государство, где мужчины и женщины жили каждый своей жизнью, напоминало военный гарнизон, в котором мужчины постоянно готовились к войне, а женщины…Предоставленные сами себе, женщины стали предаваться роскоши и распущенности, иные стали вмешиваться в дела своих супругов, желая влиять на политику государства. По этому поводу Аристотель сокрушается, обвиняя и одновременно оправдывая женщин: «Какая разница, – пишет древнегреческий философ, – правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?» Результат один и тот же. В конце концов, Спарта лишилась своей былой военной мощи во второй половине IV века до н. э.
Тотальный контроль
Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. С момента появления на свет ребенка в семье спартанца, отец не имел права определять его судьбу. Только совет старейшин, осмотрев младенца, решал, достаточно ли здоров ребенок, и тогда разрешали отцу его растить. Если новорожденный оказывался слабым, то считалось целесообразным сбросить его со скалы Тайгет, чтобы в обществе не было больных и слабых.
В 7 лет мальчиков отлучали от родителей, объединяли в группы и воспитывали в особо строгой дисциплине, закаляли физически. Спартанцы должны были терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах. Воспитание сводилось к обучению безоговорочного повиновения.
В 20 лет молодой человек попадал в компанию своих ровесников из 15 человек – фидитию, здесь начиналось его военное обучение. Питание у молодых людей было очень скудным, чтобы будущий воин лучше был подготовлен к длительным военным походам и легко переносил голод и другие лишения. К тому же, считали в Спарте, скудная пища делает человека более крепким и здоровым, а тело гибким и легким.Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием, одеждой в виде прямоугольного куска ткани. Они ходили немытые, изредка посещая бани. Обучаясь в фидитиях, молодой человек мог вступать в брак, но жить продолжал вместе с товарищами, навещая жену тайком. Однако холостых мужчин презирали, поэтому брак в Спарте также был регламентирован государством, личные чувства в расчет не принимались – мужчина должен был создавать семью ради того, чтобы его жена могла рожать будущих солдат.В Спарте правили законы, которые связывали человека по рукам и ногам, уничтожая его личную свободу.
Долой науки!
Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Юношам давали лишь самые азы, чтобы они могли прочесть приказ и расписаться под ним.Все же остальные виды образования были выдворены из страны; выдворяли не только науки, но и людей, которые ими занимались. Ликург ввел ксеноласию – изгнание иноземцев, чтобы те, приезжая в Спарту, не научили местных граждан чему-либо дурному. Отсутствие гостеприимства в Спарте было самым известным явлением в древнем мире. Если пользоваться современной терминологией, в Спарте был установлен «железный занавес».
Имущество, рабы и дети
Существовал обычай, по которому младшие по возрасту отчитывались старшим – куда и зачем они ходят. С другой стороны, молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но и заботиться обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не шуметь в их присутствии. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к собственным.
Каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей.Торговля в стране была запрещена. Если возникала нужда в чем-то, можно было пользоваться вещами соседей, а также их собаками и лошадьми. Отдаленно это напоминало советский колхоз 30-х годов.
Замкнутый круг развития не имеетЛикург создал государство, в котором солдаты могли воспроизводить только солдат. Все, что не касалось воинского долга, отсекалось законами общества. Да, государство было сильным, оно могло защитить себя от врагов. Однако не ущербным ли было общество, отказавшееся от главного, от того, что дала человеку природа, – от разума? Оно также отказалось от чувств. Народ подчинялся государственным законам, которые были больше похожи на казенный военный устав. Люди отринули науки, искусства, а ведь именно творчество развивает человека, воспитывает его личность, совершенствует разум, возвышает душу, приближает творенье Божьих рук к его Создателю. Поэтому спартанский образ жизни был обречен уже с самого начала.