Скандинавские воины Вендельский периода — воины-предшественники викингов, действующие на территории Скандинавии на протяжении VI - VII веков.
К VI в. н. э. миграции и потрясения в Центральной Европе пошли на спад, и появились два центра власти: королевство Меровингов и славянские княжества в Восточной Европе и на Балканах. Третьим центром власти стала христианская церковь, влияние которой неуклонно расширялось.
В Скандинавии всё ещё сохранялась традиционная патриархальная структура германского общества. Центром религиозной и политической жизни была, вероятно, Старая Уппсала в Уппланде (центрально-восточная часть Швеции), где находились священная роща и Королевские курганы.
Поддерживались активные контакты с Центральной Европой. Скандинавы продолжали экспортировать мех и рабов. Взамен они приобретали предметы искусства и новые технологии, такие, как стремя.
Находки в Венделе и Вальсгерде показывают, что Уппланд в то время был важной территорией, соответствовавшей Королевству свеев, описанному в сагах. Частично богатство королевства было достигнуто за счёт контроля над районами горной добычи и производством железа. Свейские короли имели вооружённые дорогостоящим оружием войска, в том числе конницу. Археологами обнаружены относящиеся к тому времени гробницы конных воинов, в которые были вложены стремена, украшения для сёдел из позолоченной бронзы с инкрустацией.
Кони упоминаются в трудах готского историка VI века Иордана, который писал, что у свеев были лучшие лошади, если не считать тюрингов. Эти воины также упоминаются в более поздних сагах, где король Адильс всегда описывается как воевавший верхом (против как Али, так и Хрольфа Краки). Снорри Стурлусон писал, что у Адильса были лучшие лошади своего времени.
Популярностью пользовались игры, как показывают находки тавлей, в том числе пешек и игральных кубиков.
ru.warriors.wikia.com
История берсерков
Это – эффективное и вызываемое вполне сознательно боевое неистовство. У германских народов оно превратилось в своеобразный культ воина-зверя. Звероподобные «превращения», являющиеся высшей формой развития боевой ярости, известны у всех германцев. Поздние античные историки сообщают о «франкском неистовстве», о «воинах-волках» народа лангобардов… При этом выпускались наружу столь неудержимые силы, что им не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй и искусство «правильного боя».
Судить о том, что представлял собой образ воина-зверя, мы можем в первую очередь по скандинавским источникам, ибо в Скандинавии такие воины существовали до XII-XIII веков.
Обычно именно берсерки начинали каждый бой, одним своим видом наводя ужас на врагов. Если верить сагам, они не использовали доспехи, предпочитая им медвежью шкуру. В некоторых случаях упоминается щит, края которого они в бешенстве грызли перед боем. Основным оружием берсерков были боевой топор и меч, которыми они владели в совершенстве.
Ранее средневековье – это эпоха, полная ужасающих примеров насилия и варварства. В конце VIII века ужасающая волна насилия захлестнула прибрежные поселения Северной Европы. Это были набеги викингов. Они грабили и убивали всех людей без разбора. Весть об этих людях распространялась с каждым набегом. Имена предводителей викингов вошли в легенды еще при их жизни – Ивар Бескостный, Эрик Красный и Харальд Синезубый. Не знающая границ жестокость принесла этим людям широкую известность.
Во время атаки берсерк как бы «становился» соответствующим зверем. При этом он отбрасывал оборонительное оружие (или поступал с ним не по предназначению: например, вгрызался в свой шит зубами, повергая противника в шок), а в некоторых случаях – и наступательное. Все скандинавские викинги умели сражаться руками, но берсерки явно выделялись даже на их уровнe.
Берсерк вовсе не должен доказывать, что он выживет. Он обязан многократно окупить свою жизнь. Берсерк не только идет умирать, он идет получать яростное удовольствие от этого процесса. Кстати, именно поэтому он чаще всего остается жив.
Преображение берсерка во время боя (более глубокое, чем у кельтского фения) иногда не только психологически настраивало его на схватку, но и воздействовало на психику противника – в прямо противоположном духе. Мало кто сохранял хладнокровие при виде воющего от ярости, брызжущего пеной воина-зверя, не замечающего в исступлении ни ран, ни усталости.
Однако назвать это военной хитростью, «психической атакой» все же нельзя. Берсерк всерьез был убежден, что одержим «звериным духом», а все окружающие либо тоже верили в это, либо удерживали свои сомнения при себе – это было гораздо полезней для здоровья…
Известен исторический факт превращения воина в дикого зверя (разумеется, не буквальном смысле, а в ритуальном и психоповеденческом). Следы этого древнего «превращения в зверя» хранят военные лексиконы и геральдическая символика, унаследованная от античности и средневековья. Ведь коллективная память людей, живущая в символах и речи, очень сильна. Оттуда и выражения типа «сильный, как бык» или «храбрый, как лев»…
Фамильярное обхождение с дикими животными можно проследить у древних германцев, причем в самых разнообразных формах. Например, зверю подражали, он как бы играл роль наставника при инициации, то есть тогда, когда юноша, вступая в ряды взрослых воинов, демонстрировал свои боевые умения, ловкость, мужество и храбрость. Одной из форм инициации была схватка с этим зверем, завершавшаяся поеданием его плоти и питьем его крови. Воину это должно было придавать силу и ловкость, отвагу и ярость дикого зверя.
Такая «одержимость зверем» проявлялась, помимо прочего, в том, что берсерк умышленно подражал движениям медведя, причем не только в бою, но и во время частых ритуально-магических церемоний, плясок и т.д.
Одно из первых дошедших до нас упоминаний о непобедимых воинах оставил скальд Торбьерн Хорнклови, сочинивший в конце IX века сагу о победе в сражении при Хаврсфьорде короля Харальда Прекрасноволосого, создателя Норвежского королевства. Велика вероятность, что его описание документально: «Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копье. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон».
Похожие описания действий берсерков в бою можно найти и у других авторов. Например, в саге об Инглингах: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда…».
И свои, и враги приписывали таким воинам различные магические качества. Полагали, например, что они обладали даром неуязвимости, подобно королю Гарольду Безжалостному, ввязывавшемуся в бой раньше всех, сеявшему смерть налево и направо. Еще их считали необыкновенно свирепыми и сильными. Поэтому один только вид воинов-зверей приводил в ужас.
К берсеркам в чистом виде даже сами викинги относились с чувством, средним между восхищением, боязливой почтительностью и презрением. Это – подлинные «псы войны». Если их и удавалось использовать, то главным образом – на положении «прирученных зверей».
Но элементы берсеркских тренировок, владения оружием, а главное – специфической психотехники проникли в быт многих воинов Швеции, Норвегии, Дании и особенно Исландии. Берсеркерство они держали под контролем, «включая» его только во время сражений.
В более поздние времена термин «берсерк» стал синонимом слова «воин», или, скорее, «разбойник», потому что имелся в виду такой воин, который был подвержен приступам бешенства, необузданной ярости. Короче, был крайне агрессивен, не чувствовал боли и при этом был совершенно не способен контролировать собственное поведение. Однако в более древние времена дело обстояло иначе, об этом свидетельствует этимология термина.
«Берсерк» – это «некто в медвежьей шкуре, воплотившийся в медведя». Обратите внимание: воплотившийся в медведя, а не просто одетый в его шкуру. Различие принципиальное. За обыденным фактом – воин в медвежьей шкуре – скрыта более глубокая истина. Она говорит, что это человек, одержимый медведем, если угодно, «медведь с человеческим лицом». Медвежья шкура здесь своего рода «магическая клетка», помогающая осуществить колдовской акт такого превращения. Бок о бок с берсерком, облаченным в медвежью шкуру, лучше сказать воином-медведем, стоит «ульфхеднар», то есть «некто, облаченный в шкуру волка, воплотившийся в волка». Родственная связь воина-волка и воина-медведя столь тесная, что оба термина выглядят как синонимы. Саги утверждают, что «ульфхеднары» и «берсерки» действовали иногда в одиночку, но чаще всего небольшими группами, похожими на волчьи стаи.
Еще в сагах говорится об их свирепости, безжалостности, бесстыдстве (то есть об отсутствии нравственных норм в поведении) и пристрастии к оргиям. Так что предания о «волколаках» и «оборотнях» выглядят вполне правдоподобными. В языческие времена, до обращения германцев и скандинавов в христианство, считалось, что берсерки и ульфхеднары обладали просто-таки сверхъестественной силой.
Естественно, что в бою одолеть таких бойцов было необычайно трудно. У страха же, как говорится, глаза велики, поэтому и появлялись в сагах подобные строки: «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки».
Видимо, доведение себя до состояния транса не обходилось без приема определенных психотропных средств, позволявшим берсеркам как бы «превращаться» в мощных и непобедимых медведей. Оборотничество известно у многих народов, когда в результате болезни или приема специальных препаратов человек отождествлял себя со зверем и даже копировал отдельные черты его поведения.
В сагах не зря делается акцент на неуязвимость берсерков. В бою ими руководило не столь сознание, как подсознание, позволявшее «включать» не свойственные человеку в обыденной жизни качества – обостренную реакцию, расширенное периферическое зрение, нечувствительность к боли, а возможно, и какие-то экстрасенсорные способности. В бою берсерк буквально чувствовал летящие в него стрелы и копья, предвидел, откуда последуют удары мечей и топоров, а значит, мог отбить удар, прикрыться от него щитом или уклониться. Это были поистине универсальные воины, но такие нужны только на период боев.
Норманны воевали часто, а значит, и перевоплощаться берсеркам приходилось не редко. Видимо, упоение боем становилось для них чем-то похожим на наркотическую зависимость, а возможно, практически таковой и было. Следовательно, к мирной жизни берсерки были в принципе не приспособлены, становясь опасными для общества, так как им нужны были опасности и острые ощущения. А если нет войны, то всегда можно спровоцировать драку или же заняться грабежом.
Как только, пресытившись захватами чужих земель, норманны стали переходить к оседлой спокойной жизни, берсерки оказались лишними. Это четко проявилось в сагах, в них с конца XI века берсерки из былых героев превращаются в грабителей и злодеев, которым объявляется беспощадная война. Любопытно, что убивать берсерков рекомендовалось деревянными кольями, так как против железа «они неуязвимы». Через 200 лет после битвы при Боксфьорде на Скандинавию обрушились христианские миссионеры. Старые языческие обычаи и образ жизни запрещались, в частности, борцы в звериных шкурах. В начале XII века в скандинавских странах даже принимались специальные законы, направленные на борьбу с берсерками, которых изгоняли или безжалостно уничтожали. Изданный в Исландии закон 1123 года гласит: «Замеченный в бешенстве берсерка будет заключен 3 годами ссылки». С тех пор воины в медвежьих шкурах бесследно исчезли. Кто-то из бывших неуязвимых воинов смог влиться в новую жизнь, считалось, что для этого их обязательно надо крестить. Остальные же, которые, возможно, составляли большинство бывшей воинской элиты, вынуждены были бежать в другие земли или были просто перебиты…
…С тех пор великие воины древней Скандинавии остались только в легендах. Возможно, они все-то пируют в чертогах Одина, вспоминая за хмельными кубками былые победы и поверженных врагов, с усмешкой наблюдая за стараниями ученых разгадать происхождение самого слова «берсерк»...
telegrafua.com
Непобедимые берсерки древних викингов – кто они? | Фэн-шуй и непознанное
Обычно именно берсерки начинали каждый бой, одним своим видом наводя ужас на врагов. Если верить сагам, они не использовали доспехи, предпочитая им медвежью шкуру. В некоторых случаях упоминается щит, края которого они в бешенстве грызли перед боем. Основным оружием берсерков были боевой топор и меч, которыми они владели в совершенстве.
Одно из первых дошедших до нас упоминаний о непобедимых воинах оставил скальд Торбьёрн Хорнклови, сочинивший в конце IX века сагу о победе в сражении при Хаврсфьорде короля Харальда Прекрасноволосого, создателя Норвежского королевства. Велика вероятность, что его описание документально: «Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копье. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон».
Похожие описания действий берсерков в бою можно найти и у других авторов. Например, в саге об Инглингах: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда…».
Обратили внимание, в этот раз упоминается, что они были воинами Одина — верховного божества скандинавов, к которому после гибели в бою отправляются души великих воинов, чтобы пировать с такими же, как и они, храбрецами и наслаждаться любовью небесных дев. Видимо, берсерки были представителями особой группы (касты) профессиональных воинов, которых готовили к боям с детских лет, посвящая не только в тонкости воинского мастерства, но и обучая искусству входить в боевой транс, обострявший все чувства бойца и позволявший проявляться скрытым возможностям человеческого организма.
Естественно, что в бою одолеть таких бойцов было необычайно трудно. У страха же, как говорится, глаза велики, поэтому и появлялись в сагах подобные строки: «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки». Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника.
Видимо, доведение себя до состояния транса не обходилось без приема определенных психотропных средств, позволявшим берсеркам как бы «превращаться» в мощных и непобедимых медведей. Оборотничество известно у многих народов, когда в результате болезни или приема специальных препаратов человек отождествлял себя со зверем и даже копировал отдельные черты его поведения.
В сагах не зря делается акцент на неуязвимость берсерков. В бою ими руководило не столь сознание, как подсознание, позволявшее «включать» не свойственные человеку в обыденной жизни качества — обостренную реакцию, расширенное периферическое зрение, нечувствительность к боли, а возможно, и какие-то экстрасенсорные способности. В бою берсерк буквально чувствовал летящие в него стрелы и копья, предвидел, откуда последуют удары мечей и топоров, а значит, мог отбить удар, прикрыться от него щитом или уклониться. Это были поистине универсальные воины, но такие нужны только на период боев.
Норманны воевали часто, а значит, и перевоплощаться берсеркам приходилось не редко. Видимо, упоение боем становилось для них чем-то похожим на наркотическую зависимость, а возможно, практически таковой и было. Следовательно, к мирной жизни берсерки были в принципе не приспособлены, становясь опасными для общества, так как им нужны были опасности и острые ощущения. А если нет войны, то всегда можно спровоцировать драку или же заняться грабежом.
Как только пресытившись захватами чужих земель норманны стали переходить к оседлой спокойной жизни, берсерки оказались лишними. Это четко проявилось в сагах, в них с конца XI века берсерки из былых героев превращаются в грабителей и злодеев, которым объявляется беспощадная война. Любопытно, что убивать берсерков рекомендовалось деревянными кольями, так как против железа «они неуязвимы».
В начале XII века в скандинавских странах даже принимались специальные законы, направленные на борьбу с берсерками, которых изгоняли или безжалостно уничтожали. Кто-то из бывших неуязвимых воинов смог влиться в новую жизнь, считалось, что для этого их обязательно надо крестить, тогда вера в Христа избавит их от боевого безумства. Остальные же, возможно, что они составляли большинство бывшей воинской элиты, вынуждены были бежать в другие земли или были просто перебиты.
С тех пор великие воины древней Скандинавии остались только в легендах. Возможно, они все-то пируют в чертогах Одина, вспоминая за хмельными кубками былые победы и поверженных врагов, с усмешкой наблюдая за стараниями ученых разгадать происхождение самого слова «берсерк». Что же, в свое время они славно повоевали, теперь можно и отдохнуть.
Для иллюстраций использованы изображения с сайтов dreamworlds.ru и subscribe.ru
shkolazhizni.ru
Имена викингов
Имя давалось человеку с рождения не просто так, не как дань моде, как это зачастую делается сейчас. И в эпоху викингов скандинавы, и русичи в эпоху Киевской Руси (по времени эти эпохи практически совпадают) давали осознанные имена своим детям, имеющие определённое значение, которые могли повлиять на характер и судьбу человека, поэтому к выбору имени для ребёнка подходили со всей серьёзностью, ведь дело было важное и ответственное.
Если посмотреть на значения популярных имён в Украине на данный момент, то можно увидеть, что большинство имён греческого происхождения. В древности же имена были всегда родными, своими, чужеземными именами детей не называли. Эта мода пришла потом. Каждое имя имело своё значение, в Скандинавии в эпоху викингов детей называли на родном языке и каждый понимал, что по смыслу значит каждое имя и что от того или иного человека можно ожидать.
Вполне возможно, что и многие народы мира изначально придумывали именно таким простым способом имена своим детям, называя их природными названиями в честь окружающей природы, давай детям имя-характеристику (сильная, умная, быстрый, спокойный), придавая ребёнку определённых свойств, которые бы родители хотели в нём видеть (рассудительная, мудрый), давая ему направление в жизни: воин, защитник, земледелец. Каждое имя на языке определённого народа звучит непонятно для другого народа, который владеет абсолютно иным языком. Но у каждого имени есть своё значение.
Имена викингов и их значение
Имена могли влиять на жизнь и судьбу человека, на представление о нём, которое складывалось у окружающих.
Кстати, что интересно не всегда данное при рождении родителями ребёнку имя закреплялось за ним на всю жизнь. Нередко благодаря тем или иным качествам человека, его начинали называть по—другому, прибавляя к имени прозвище или же полностью заменяя данное при рождении имя другим, более подходящим ему. Также со временем у него могло появиться и прозвище, например, Харальд Синезубый (где Синезубый было прозвищем). Кстати, технология Bluetooth была названа в честь короля Харальда Синезубого.
Древнескандинавские имена в некоторых случаях были одинаковыми как для женщин, так и для мужчин, к тому же они писались одинаково, в отличии от современных имён (например, женское Евгения и мужское Евгений, женское Александра и мужское Александр), а вот у викингов было так: Торлейв — этим именем могли назвать и мальчика, и девочку. Но были и различные имена отдельно только мужские, и отдельно женские.
Имена воинов и воительниц викингов
Частенько родители давали имя новорожденному, которое олицетворяло бы собой те качества, которые бы они хотели видеть, когда ребёнок вырастет и повзрослеет. Например, имена мужские для мальчиков, которые должны были стать защитниками семьи, рода и общины. Кстати, этот обычай иной раз придерживаются и в наши дни, когда родители прежде чем дать ребёнку имя выбирают подходящее по его значению. Также у нас родители часто называют тем именем, именно согласно дню рождения ребёнка и называют его именем святого, которого церковь чествует в этот день (Ангела или день Святого).
А что было защитой для викинга, да и для любого воина? В первую очередь это, конечно же, его оружие и средства индивидуальной защиты, поэтому имена могли означать и оружие.
Hróðgeirr — Хродгейр (копьё славы),
Eiríkr — Эйрик (очень могучий и сильный),
Broddi — Бродди (остриё),
Egill — Эгиль (лезвие),
Styrr — Стюр (битва),
Ulf — Ульф или Вульф (волк), также было имя Ульви (тоже означало Волк),
Uggi — Угги (страшный),
Beinir — Бейнир (помощник),
Skúli — Скули (защитник),
Leifr — Лейв (наследник),
Tryggvi — Трюггви (верный, надёжный),
Бруни — Крепкий (броня)
Erna — Эрна (умелая),
Hlíf — Хлив (женское имя, означало щит),
Björg — Бьёрг (спасение, защита),
Una — Уна (подруга, довольная).
Einarr — Эйнар (одинокий воин, который воюет всегда в одиночку).
Hildr — Хильд (женское имя, означает битва). Частенько Хильд было составной частью различных женских имён.
Гуннар — Битвы меч,
Ari – Ари или Örn — Эрн (орёл),
Birnir и Björn — Бирнир и Бьёрн (медведь),
Ormr — Орм (змей),
Ulf — Ульф или Вульф (волк),
Valr — Валь (сокол),
Knútr — Кнут (узел),
Bera или Birna — Бера или Бирна (медведица),
Hrefna — Хревна (ворона).
Время в эпоху Викингов в странах Скандинавии было непростым, практически каждый мужчина становился, хотел он того или нет, настоящим воином, дабы защитить свою семью, свой род, клан, общину от посягателей на родные земли чужаков. Плодородных земель в Норвегии было мало, а она была нужна всем, поэтому между кланами периодически возникали конфликты и войны. Каждый мальчик с ранних лет обучался воинскому ремеслу, чтобы иметь возможность защитить себя и своих близких, свою землю, поэтому и имена мальчикам (да и девочкам тоже, ведь некоторые из них могли стать прекрасными воительницами) частенько давали такие, которые будут характеризовать его как славного воина. К тому же, проводя набеги, викинги обогащались, привозили с набега в семью рабов и золото, после нескольких набегов можно стать торговцем и значительно улучшить положение дел всей семьи, ведь деньги нужны были во все времена, а серебряных арабских монет дирхемов на территории Скандинавии нашли довольно много. Поэтом война была не только оборонительной. К тому же во все времена мужчин ассоциировали с защитой, оружием. Мужчина — воин! Воинственный характер и боевой дух для мальчика, а потом и для мужчины не были негативными характеристиками в то тяжёлое время.
Имена-прозвища у викингов
Не всегда имя, данное ребёнку при рождении, оставалось у него на всю жизнь. Очень часто викинги получали более подходящие для них имена и прозвища, которые более соответствовали им уже во взрослом состоянии. Такие прозвища могли дополнять имя, а могли и полностью заменять его. Прозвища во взрослом возрасте могли быть даны викингу в соответствии с его характером, родом его занятия, по его внешности (по волосам или глазам могли дать имя и при рождении ребёнка также), по его социальному положению и даже проихсождению.
Имена-прозвища, которые могли быть даны родителями при рождении или же знакомыми, друзьями или соплеменниками уже во взрослом возрасте:
Atli — Атли (грубый),
Flóki — Флоки (кудрявый, кучерявый),
Fróði — Фроди (мудрый, ученый),
Hödd — Хёдд (женщина с очень красивыми волосами),
Höskuldr — Хёскульд (седовласый),
Kára — Кара (кудрявая),
Barði — Барди (бородатый),
Narfi — Нарви (худой и даже тощий),
Hrappr или Hvati — Храпп или Хвати (быстрый, пылкий),
Rauðr — Рауд (рыжий),
Erna — Эрна (умелая),
Gestr — Гест (гость),
Glum — Глум (темноглазый),
Sveinn — Свейн (юноша, парень, мальчик, слуга),
Имена викингов в честь богов
Викинги придерживались древней языческой веры Асатру (верность асам), согласно которой был пантеон богов, которые были обычными людьми, но стали богами за свой героизм и стойкость, благодаря силе физической и духовной. Викинги, древние скандинавы брали в пример богов и хотели быть похожими на них, такими же смелыми, сильными, красивыми, поэтому и имена были зачастую связаны с богами, с именами главных богов. Детей в эпоху викингов, в те далёкие языческие времена называли именами, которые были связаны связанными с тем или иным богом, вверяя тем самым ему судьбу своего ребёнка.
В Исландии, да и в скандинавских странах (Дании, Норвегии, Швеции) чаще всего своих детей посвящали богу Тору. Но также посвящали и другим великим богам, например, Фрейру. Дети также могли быть посвящены всем богам в целом. Например, Ragn в переводе означал могущество, боги. Vé — значение в переводе было следующим: языческое святилище, священный. Образованы от этих слов были и мужские, и женские имена.
Ragnarr — Рагнар (мужское имя, значение: войско богов),
Þorsteinn — Торстейн (камень Тора),
Имя в честь славных предков
Были также и родовые имена, можно сказать, предшественники фамилий. Дети нередко получали имена в честь своих умерших предков, дух которого переродился в новом члене своего же рода, с этим именем и входил ребёнок в мир своего рода, своей семьи, своего клана и племени. Скандинавы верили в переселение душ, но происходить это могло лишь внутри одного рода, среди кровных родственников и потомков. Имя давали только тех родственников, которые уже умерли, иначе можно навлечь беду. Называть ребёнка именем существующего, живого родственника было строжайше запрещено, да и сейчас это очень плохая примета: считается, что кто-то с одинаковым именем может иметь по этой причине очень короткую жизнь.
Фамилии викингов были в древности в честь отца с приставкой -сон- для сына и -доттир- для дочери. Например, фамилия формировалась так для девочки Уны, дочери Рагнара: Уна Рагнардоттир. Торлейв сын Рагнара получал фамилию Рагнарсон: Торлейв Рагнарсон. Кстати, данная традиция присвоения фамилий в честь отца ребёнка сохранена в Исландии.
В подготовке материала использовалась литература:
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
podskazok.net
Мир Скандинавской мифологии - Сказания о Богах
Отец богов и людей
Один, Вотан или Водан был самым главным богом народов Северной Европы. Он являлся уникальным духом вселенной, олицетворением воздуха, богом мудрости и победы, лидером и защитником конунгов и героев. Поскольку предполагалось, что все боги произошли от него, Один был прозван Всеотцом и, как старейший и главнейший среди богов, занял самый высокий престол в Асгарде, названный Хлидскьяльв, откуда можно было обозреть все мироздание. Единым взглядом Один замечал все, что происходило среди богов, великанов, альвов, карликов и людей.
С собрания богов уехав,
Воссел на свой престол он в Хлидскьяльве
И взором стал окидывать весь мир:
Ни в Мидгарде, ни в Нифльхейме
Ничто не скроется от глаз его блестящих.
(Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра)
Никто, кроме Одина и его жены богини Фригг, не имел право восседать на этом престоле. Сидя на нем, вдвоем они пристально глядели на юг и запад - стороны света, куда в походы отправлялись древние скандинавы, место осуществления их чаяний и надежд. Внешне Один предстает высоким и сильным человеком, ему около пятидесяти лет, у него либо темные вьющиеся волосы, либо длинная седая борода и лысина. Одет он в серую мантию с синим капюшоном. На нем широкий синий плащ с серыми вкраплениями - символ неба и облаков. В руке он держит священное копье Гунгнир, которое никогда не промахивается, причем клятва, данная на его наконечнике, никогда не может быть нарушена. На пальце он носит чудесное кольцо Драупнир, символ плодородия, ценность которого никто не мог оспорить. Когда он восседает на престоле или облачается в доспехи перед сражением, когда спускается на землю, чтобы оказаться среди людей, то надевает шлем с изображением орлиной головы, когда же он мирно странствует по земле в человеческом облике, чтобы увидеть то, что делают люди, то носит широкополую шляпу, низко надвинутую на лоб, чтобы скрыть то, что у него только один глаз.
Каждое утро Один посылал в мир двух воронов, носивших имена Хугин (думающий) и Мунин (помнящий), к вечеру он с тревогой ожидал их возвращения. Затем, сидя на плечах Одина, они нашептывали ему все то, что видели и слышали. Таким образом, он узнавал обо всем, что происходило на земле.
Хугин и Мунин
над миром все время
летают без устали;
Мне за Хугина страшно,
страшней за Мунина,
- вернутся ли вороны!
(Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод А. Корсуна)
У ног его находились два священных волка Гери (жадный) и Фреки (прожорливый), встреча с которыми была для людей хорошим знаком. Один всегда кормил своих волков с рук, мясом из миски, стоявшей рядом с ним. Для себя он не требовал вообще никакой пищи и редко пробовал что-нибудь, кроме священного меда.
Гери и Фреки
кормит воинственный
Ратей Отец;
но вкушает он сам
только вино,
доспехами блещущий.
(Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод А. Корсуна)
Сидя на троне, Один ставил ноги на изготовленную богами низкую скамейку из золота. Вся мебель и принадлежавшая богам утварь были сделаны либо из этого драгоценного металла, либо из серебра.
Помимо великолепного чертога Глядсхейма, где на двенадцати креслах, встречаясь на совете, восседали боги, и чертога Валаскьяльв, где находился престол Одина Хлидскьяльв, у верховного бога был третий чертог в Асгарде, расположенный посередине изумительной рощи Глазир, где на деревьях переливались золотые листья.
Вальхалла
Чертог, названный Вальхаллой (палаты мертвых), имел пятьсот сорок дверей, таких широких, что через каждую из них в одну шеренгу могли пройти восемьсот воинов, а над главными воротами располагалась голова вепря и орел, глядевший в самые удаленные уголки вселенной. Стены этого изумительного здания были сделаны из блестящих копий, так отполированных, что они освещали весь чертог. Крыша состояла из золотых щитов, а скамьи были украшены прекрасным оружием - дарами бога его гостям. За длинными столами было достаточно места для эйнхериев - воинов, павших в сражениях, особенно почитаемых Одином.
Легко отгадать,
где Одина дом,
посмотрев на палаты:
стропила там - копья,
а кровля - щиты
и доспехи на скамьях.
(Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод А. Корсуна)
Древние скандинавы, считавшие войну самым благородным из всех занятий и почитавшие храбрость как самую большую добродетель, поклонялись Одину как богу войны и победы. Они полагали, что всякий раз, когда надвигалась война, он отсылал на поле брани своих помощниц: дев со щитами, дев-воительниц, прозванных валькириями (выбирающими мертвых), для того, чтобы, выбрав достойных из павших, на быстрых конях по дрожащему мосту-радуге Биврёсту доставить их в Вальхаллу. Сопровождаемые сыновьями Одина, Хермодом и Браги, герои подходили к подножию престола Одина, где получали похвалу за свою доблесть. Порой, когда одного из избранников приносили в Асгард, Вальфёдр (отец убитых), так называли Одина, в его ипостаси покровителя воинов, поднимался со своего трона и приветствовал того, стоя у больших ворот.
Помимо почитания славы и блаженства постоянно видеть возлюбленного бога Одина воинов в Вальхалле ожидали другие радости. Сидевшим за длинными столами воинам прислуживали прекрасные белорукие девы, валькирии, отложив в сторону свои щиты и шлемы и облачившись в чистые белые одеяния. Согласно некоторым источникам, дев было девять. Они приносили героям большие рога, наполненные восхитительным медом, ставили перед ними огромные куски мяса вепря: воины весело пировали. Обычно древние скандинавы пили пиво или эль, но наши предки думали, что этот напиток слишком груб для божественных созданий. Поэтому они представили, что на столе у Вальфёдра всегда было много меда или медвяного молока, которые в большом количестве ежедневно давала коза Хейдрун, принадлежавшая Одину. Она постоянно ощипывала нежные листья и веточки на Лераде, самой верхней ветви Иггдрасиля.
Опасная война и рискованные сражения вызывали восхищение этих совсем юных воинов.
Окровавленные от полученных ран, умирают они на поле брани.
Смерть в бою - вот их выбор: отсюда получили они Право пировать и иссушать бессмертные кубки во дворце Одина. Под сенью сверкающей крыши слышен гул голосов теней умерших воинов, павших в отчаянной битве или совершивших бессмертный подвиг.
(Джеймс Томсон. Свобода)
Мясо, которое во время пира ели эйнхерии, было плотью божественного вепря Сэхримнира, изумительного животного, ежедневно убиваемого поваром Андхримниром. Он варил его в большом котле, называемом Эльдхримнир. Хотя гости Одина имели настоящий "северный" аппетит и объедались как могли, мяса всегда было много и хватало на всех.
Андхримнир варит
Сэхримнир-вепря
в Эльдхримнир-чане -
мясо прекрасно,
но немногим известно,
что им эйнхериев кормят.
(Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод А. Корсуна)
Кроме того, мясо это было неубывающим, поскольку вепрь оживал перед началом следующего пира. Это удивительное пополнение продовольственных припасов в кладовой не было единственным чудом в Вальхалле, известно еще одно чудо, связанное с воинами. Поев досыта и выпив допьяна, они брали в руки оружие, облачались в военные доспехи, выезжали в большой внутренний двор и сражались друг с другом, поражая друг друга насмерть. Воины повторяли свои ратные подвиги, принесшие им славу в земной жизни, и снова получали смертельные раны, которые, однако, чудесно заживали, и эйнхерии полностью выздоравливали, как только звук рога вызывал их на пир.
Один сказал:
"Скажи мне еще,
где каждый день
битвы кипят?".
Вафтруднир сказал:
"Эйнхерии все
рубятся вечно
в чертоге у Одина;
в схватки вступают,
а, кончив сраженье,
мирно пируют".
(Старшая Эдда. Речи Вафтруднира. Перевод А. Корсуна)
Целые и невредимые при звуке рога, зовущего на пир, и не держа друг на друга обид за нанесенные тяжелые раны, эйнхерии всякий раз весело возвращались назад в Вальхаллу, чтобы возобновить пир в присутствии возлюбленного бога Одина. Во время пиршества белорукие валькирии с развевающими волосами прислуживали им, постоянно наполняя медом рога или любимые кубки воинов - черепа их врагов, в то время как на земле скальды слагали песни о войне или военных походах викингов.
И весь день они, измотанные и израненные,
проводили на поле брани,
среди пыли и стонов, отрубленных членов и крови;
Но по возвращении вечером в чертог Одина
Были свежи и здоровы,
таков их удел небесный.
(Мэтыо Арнолд. Смерть Бальдра)
Таким образом, сражаясь и пируя, по мнению многих, герои проводили свои дни в полном блаженстве, в то время как Один восхищался как силой героев, так и их числом. Но верховный бог предвидел, что даже многочисленные воины не смогут помочь ему предотвратить гибель богов, когда настанет день решающего сражения.
А так как битвы и пиры были самыми большими удовольствиями, к чему в первую очередь стремились древние скандинавские воины, то вполне естественно, что все они должны были любить Одина и с юности посвящали себя служению ему. Они клялись умереть с оружием в руках и даже закалывали себя собственными копьями, если им не везло умереть на поле битвы, и они находились под угрозой "соломенной смерти" - так они называли смерть от старости или болезни.
В награду за преданность Один проявлял особую заботу о своих любимцах, одаривая их волшебным мечом, копьем или конем, делая их непобедимыми, до самого их смертного часа. Тогда он являлся и требовал назад дарованные им же самим подарки, после чего валькирии переносили героев в Вальхаллу.
Шлем дал он Хермоду,
дал и кольчугу,
Сигмунду меч
разящий вручил он.
(Старшая Эдда. Песнь о Хюндле. Перевод А. Корсуна)
Слейпнир
Участвуя в войне, Один ездил верхом на восьминогом сером коне Слейпнире, держа в руках белый щит. Его сверкающее копье взметалось над головами воинов, являясь знаком начала атаки. Он устремлялся в середину войска с кличем: "Один с вами!"
Надев доспехи золотые
и шлем сверкающий,
верхом он скачет на коне -
Слейпнире быстроногом.
(Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра)
Иногда он пользовался магическим луком, из которого выпускал десять стрел за раз, каждая стрела при этом поражала по одному врагу. Предполагалось, что Один вдохновлял любимых воинов знаменитой "яростью берсеркера", которая позволяла им раздетым, безоружным и израненным бросаться в бой и совершать неслыханные подвиги. Они ярились, как волки, и были сильными, как медведи, и при этом ни огонь, ни железо не причиняли им вреда.
Одину были присущи различные качества, он многолик и носит множество имен, по подсчетам, не меньше двухсот, каждое из которых характеризует одну из сторон его деятельности. Одина считают покровителем моряков и богов ветра.
Могущественный Один,
Сердца скандинавов отданы тебе!
Направляешь ты наши суда, всемогущий Водан,
По бушующему Балтийскому морю.
(Вейль)
Обретение мудрости
Чтобы обрести мудрость, Один посетил колодец Мимиpa - источник ума и мудрости, в водах которого было видно будущее, и стал просить старого великана, охранявшегоего позволить ему испить Из источника. Но Мимир, хорошо знавший цену такой услуге (источник был кладезем памяти), сказал, что разрешит Одину сделать это только в том случае, если бог отдаст свой глаз.
Один так желал мудрости, что, не колеблясь, отдал глаз Мимиру. В качестве залога тот положил его на дно колодца оттуда он и сверкал. Один же остался с одним глазом, который стали считать символом солнца.
Всю нашу жизнь стремимся мы к солнцу.
И это сверкающее светило и есть Одина глаз,
Второй же глаз, лупа, не светит так ярко,
Так как он помещен на дно колодца Мимира,
Где каждое утро омывается он
целебными водами, которые и
утраивают его силу.
(А. Г. Эленшлегер)
Сделав большой глоток из источника Мимира, Один обрел знания, которых так страстно желал, и никогда не жалел о принесенной жертве.
И хотя Один стал мудрее, чем прежде, он был подавлен и печален, так как получил способность угадывать будущее и понял, что все в мире изменчиво, даже судьба богов, которые обречены на смерть.
Чтобы проверить, правда ли он стал наимудрейшим, Всеотец решил навестить Вафтруднира, самого мудрого великана, и посостязаться с ним в мудрости. Ставка была высока - проигравший пари должен был лишиться головы.
"В путь я собрался
к Вафтрудниру в гости!
В древних познаньях
помериться силой
хочу я с мудрейшим.
Я странствовал много,
беседовал много
с благими богами;
видеть хотел бы,
как Вафтруднир в доме
живет у себя".
Отправился в путь
Один, чтоб мудрость
турса изведать;
Игг прибыл к владениям
Има отца
и в палату вошел
(Старшая Эдда. Речи Вафтруднира. Перевод А. Корсуна)
По этому случаю Один по совету Фригг переоделся в странника и, когда его попросили назвать имя, он представился Ганградом (победный). Затем началось соревнование в мудрости. Вафтруднир спрашивал, как именуют коней, приносящих день и ночь, а также про реку Ивинг, разделяющую земли богов (Асгард) от земли ётунов (Ётунхейм), и также о Вигриде (бранное поле) - месте последней битвы богов и Сурта.
На все эти вопросы Один дал подробные ответы, и когда Вафтруднир закончил, то в свою очередь начал задавать вопросы, на что получал ответы о происхождении неба и I земли, о создании богов, их ссоре с ванами, о том, чем занимаются герои в Вальхалле, о норнах и о том, какие правители придут на смену асам, когда те исчезнут вместе с созданным ими миром. Но, когда в заключение Один склонился над великаном и спросил его о том, какие слова произнесет Всеотец своему умершему сыну Бальдру, лежащему на погребальном костре, Вафтруднир вдруг узнал своего высокого гостя и заявил, что никто, кроме самого Одина, не сможет ответить на этот вопрос: он понял, что проиграл состязание в мудрости и заслуживает за это наказания - смерти.
Один сказал:
"Я странствовал много,
беседовал много
с благими богами;
что сыну Один
поведал, когда
сын лежал на костре?"
Вафтруднир сказал:
"Никто не узнает,
что потаенно
ты сыну сказал!
О кончине богов
я, обреченный,
преданья поведал!
С Одином тщился
в споре тягаться:
ты в мире мудрейший!"
(Старшая Эдда. Речи Вафтруднира. Перевод А. Корсуна)
Познание рун
Кроме того, что Один был богом мудрости, он был также изобретателем рун, первого алфавита народов Северной Европы, чьи идеограммы сначала использовались в магических целях, а затем, в более поздние времена, стали использовать более широко. Так как мудрость может быть обретена ценой жертвы, Один, как говорит он, сам девять дней и ночей провисел на ясене Иггдрасиле, смотря вниз в неизмеримые глубины Нифльхейма, погруженный в свои мысли, пронзив самого себя копьем, прежде чем он добыл те знания, которых искал.
Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же, на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
(Старшая Эдда. Речи Высокого. Перевод А. Корсуиа)
После того как Один овладел этими знаниями, он вырезал магические руны на своем копье Гунгнир, на зубах своего коня Слейпнира, на когтях медведя и на бесчисленных одушевленных и неодушевленных предметах. И вследствие того, что он так долго провисел над бездной, он стал покровителем тех, кто был осужден на повешение или повесился сам.
После обретения дара мудрости и рун, которые дали Одину силу над многим в мире, он также пожелал обрести дар красноречия и поэзии, которые давал Мед Поэзии, добытый у великанов.
Рекомендуемые мифы:
www.mifs.su
Женщины-воительницы древней Скандинавии
Предназначение женщины древним жителям Скандинавии виделось в главном — продолжении рода. Об этом нам дают четкое представление саги викингов. Недаром по старинной традиции невест для воинов Севера выбирали жрецы. Они же и определяли законы семейной жизни, в которой разграничивались функции женщин в ведении домашнего хозяйства, в участии в военных походах, а также на охоте и на рыбной ловле.
Юная невеста (выдавали замуж в возрасте 12 лет) давала новой семье своего мужа не только одежды из льна и шерстяных тканей, необходимое, передаваемое из поколение в поколения прядильное колесо, иные инструменты для тканья , примитивную мебель, родовые украшения из драгоценных металлов. Жена могла передать мужу и боевые доспехи своего отца, его меч. Если, конечно, не было других наследников, а сам прежний хозяин погибал в схватке где-нибудь на побережье среди скал холодных фьордов. Женщины викингов были надежной опорой своих мужей. Нередко именно они несли всю ответственность за род, за добычу средств к существованию. И даже за успех военных предприятий, набегов, которые викинги совершали в земли Запада и Востока.В памятниках старинной литературы скандинавов мы найдем упоминание о термине skjaldmoir, что означает "дева щита", "щитоносица", тремин встречается в многих сагах. Достаточно вспомнить имена шведской принцессы Торнбъёрг из "Саги о Хрольве сыне Гаутрека", женщины Хервёр из "Саги о Хервёр", Брунгильд из "Саги о Вёльсунгах" и "Саги о Боси и Херрауде". Саксон Грамматик (писатель XII в.) оставил нам упоминание о женщинах-воительницах Севера. Подобные сведения находятся у византийца Иоанна Скилицы (XI в.), который описывает дружину русов князя Святослава в 10-м столетии. Нередкий персонаж скандинавских преданий и легенд — валькирия, женщина-воительница, устремляющаяся в бой.
В погребениях древних скандинавов нередко находят останки женщин-воительниц. Так, в начале 20-го века в норвежском могильнике были найдены два скелета воинов, на что указывали погребенные предметы воинского обихода и мечи. После изучения скелетов исследователи пришли к выводу, что принадлежали скелеты именно женщинам. Вообще, археологических находок оружия в женских погребениях Скандинавии немало: раскопаны топоры (Боговай, Дания, и Марем, Норвегия), наконечники стрел (Неннесмо и Клинта, Швеция), боевые и охотничьи копья (Гердруп, Дания),.Совсем недавнее открытие археологов также подтверждает версию о том, что в отрядах викингов состояли женщины-воины. Был проведен анализ ДНК скелета, найденного в могильнике острова Бьорке. На озере Мэларен некогда располагалась самая первая столица викингов. Ее нашли еще в позапрошлом веке. Результаты анализа показали, что в могиле была похоронена женщина, которая имела высокое положение в воинской иерархии скандинавов. На это указывало то, что вместе с трупом были похоронены два боевых коня, оружие, а также настольная игра. Викинги любили предаваться играм, симулировавшим тактические ситуации. Такой опыт был потом востребован в военном деле. Суровые условия жизни не давали выбора древним жителям современной Норвегии и Швеции. Когда речь шла о выживании рода, то на руководящие посты в военной иерархии выдвигались независимо от пола сильные личности, способные вести за собой воинов в опасные набеги. Грабеж сопредельных земель был жизненной необходимостью для обитателей скалистых фьордов. К тому же участие женщин в боевых походах освящалось древней традицией кельтов. Легендарная Боудикка, правительница бриттского племени икенов, повела свое войско на римские поселения. Ей удалось разгромить целых три римских города, вырезав местное население без всякой жалости. Случалось, что на войне женщина оказывалась гораздо опаснее мужчины. Грубой силе воительницы противопоставляли хитрость и расчет. Саги сохранили известие о случае в землях Смоланда. Датчане обрушились на Верендский херад, когда местный конунг ушел в набег. Женщины не стали убегать в леса и скалы, а приветливо приняли новоявленных завоевателей, напоили их пивом, славно угостили. А потом перерезали захмелевших датчан. В бойне мало кто выжил из незваных гостей, датчан преследовали и убивали. Недаром впоследствии воительницы Смоланда пользовались привилегиями, связанными с древним подвигом. Невесте при вступлении в брак викинги оказывали воинские почести.{jcomments on}
armflot.ru
Берсерки - Civilization War
В эпоху язычества, до принятия Скандинавией христианства, викинги обладали сверхъестественной силой, которой наделил их верховный скандинавский бог Один. Саги отмечают, что в сражении они «бросались вперед без вооружения бешено, как волки, были сильны, как медведи или вепри, и убивали людей с одного удара, причем ни огонь, ни железо не могли поразить их». Это и называлось берсеркским неистовством. Отсюда возникло выражение «разъяренный, как берсерк».
В реальности это было состояние, вызванное возможно, употреблением некоторых галлюциногенных веществ. В любом случае это состояние мало поддается изучению. Одно из исследований рассказывает о 12 братьях-берсерках, которые в припадке ярости могли «выворачивать огромные деревья и камни и даже убивать своих друзей». Сага повествует о том, что Сигмунд и его сын превращались в волков и выли во время сражения, а в легенде о Хрольфе Краки берсерк превращался в медведя. Именно с этими животными ассоциировались оборотни, и берсерков нередко называли «волчья шкура». Несомненно, само слово berserkir изначально означало «медвежья шкура» (bear), а не «голая шкура» (bare), как нередко предполагалось.
Храфнсмал описывает берсерков как людей великой доблести, которые не дрогнут ни в каком сражении. Эти качества и благоволение к ним Одина часто делало их воинами личной охраны королей, обычно состоявшей из 12 человек. Берсерки воевали на передовой в сухопутных и морских сражениях. «Сага о Харальде Светловолосом» рассказывает, что берсерки располагались на носу и в средней части корабля под королевским знаменем. Их отличали сила, храбрость, ловкость и все лучшие качества воина.
Снорри Стурлуссон описывает, как в битве при Сволдре в 1000 г. некоторые люди короля Олафа в ярости забыли, что они сражаются не на суше, «бешено бросались на врага, падали за борт и тонули». Позже, в христианской Исландии, берсерки стали считаться разбойниками, извергами, саги изображали их бессмысленными задирами, достойными унижения. Возможно, такое отношение впоследствии переняла вся христианская Скандинавия.
Поздние викинги XII в.Постепенно снаряжение викингов стало похожим на европейское, это произошло к XII е. Троих воинов на этом рисунке можно назвать «очевидцами» этой эволюции.Рис. 1 — это Хербрайден с шахматной фигуры из Льюиса 1175 г.Рис. 2 — норвежец с гобелена из Болдишола 1180 г.Рис. 3 — исландец с резных деревянных дверей церкви Волтджофсстадир 1200 г. Можно увидеть традиционные длинные «миндалевидные» щиты, заменившие прежний круглый щит викингов. Кольчуга стала основным видом защитного вооружения среди новой касты рыцарей, которая начала формироваться среди скандинавов под влиянием Запада. Но по традиции морские сражения все так же велись на длинных кораблях, а сухопутные — пешими воинами с мечами, топорами и копьями. Саги, письменно запечатлевшие ту эпоху, не находят различий в сражениях X и XII вв. Да, скандинавские воины XII в. стали выглядеть как западноевропейские рыцари, а христианство, возможно, умерило их дикость, но в душе они оставались все теми же грозными «северными людьми», наводившими ужас на протяжении всей эпохи викингов.