История возникновения светильников. Древние светильники история
История светильника | Читать онлайн, без регистрации
История светильника
История светильника берет свое начало от обыкновенного костра, пламя которого не только согревало первобытных людей и позволяло им готовить горячую пищу, но и худо-бедно освещало их скромные обиталища – пещеры. Костер – сегодня мы бы назвали его стационарным напольным светильником – помогал бороться со всякими страхами, что переполняли темноту первобытных ночей, и являлся для наших далеких предков, по сути, средоточием добра и жизни.
Но если костер – или очаг – можно назвать стационарным напольным светильником лишь с большой долей условности, то к источникам искусственного освещения, которые служили жителям античных городов и селений, не смогут придраться даже самые строгие классификаторы.
У древних греков и римлян было достаточно большое количество конфигураций светильников: напольные светильники, которые состояли из треножника и чаши для горючего вещества; канделябры (для свечей или глиняных светильников) «о трех львиных лапах» у основания; глиняные светильники – обожженные сосуды специальной формы, с ручками, соответствующими моде тех времен, украшенные декоративными элементами, покрытые черным или красным лаком, содержащие в качестве росписи сценки из популярных мифов.
Любопытный факт: в Римской империи глиняные светильники использовались для политического пиара. Так, например, во времена правления Юлия Цезаря на щитки светильников чаще обычного наносилось изображение Венеры – таким образом массам еще раз напоминали о божественном происхождении рода Юлиев (Юлий Цезарь всегда представлял Венеру основательницей своего рода).
В античность светильники использовались не только для освещения домов. Глиняные лампы вывешивались в портиках, их ставили перед входом в помещение. Естественно, светильники (чаши на треножниках и глиняные лампы) нашли свое место и в античных храмах.
Другой осветительный прибор, известный с тех времен, – лампадарий. Как и канделябр, он был стационарным. Подвесные светильники назывались лампионами и лампадами и представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к потолочным балкам или консолям. В чаши наливалось масло, животный жир или нефть. В горючую жидкость опускался скрученный из растительных волокон фитиль.
Византийское время отметилось в истории светильников фактом появления первых бронзовых люстр – лампадофоров, в которые вставлялись стеклянные лампады. Такие люстры украшали великолепные интерьеры соборов и дома высшей знати. Что касается глиняных светильников, то их практически полностью вытеснили из обихода, как хозяйственного, так и ритуального, восковые свечи. Историки делают предположение, что этот «свечной» переворот произошел по причине утраты Византией своих африканских владений – основных экспортеров оливкового масла, которым заправлялись глиняные лампы.
Вообще, надо сказать, что первые свечи (тогда – сальные) появились задолго до византийских времен. На Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии их изготавливали так: широкий отрезок стебля бамбука заполняли растопленным животным жиром и вдоль вертикальной оси прокладывали фитиль, сделанный из растительных волокон.
Средневековье – удивительный период: мрачный и загадочный, жестокий и поэтичный, переполненный глубокими мыслями и озаренный кострами, на которых сжигали инакомыслящих. Своды замков-крепостей во времена Средневековья были покрыты густым слоем копоти. А комнаты прекрасных дам, в честь которых устраивались рыцарские турниры, наполнял смрад. Все это было результатом активного использования факелов и сальных свечей.
Справедливости ради следует заметить, что средневековых обитателей замков (равно как и крестьянских лачуг) не смущали неудобства реального мира – ведь все помыслы их были устремлены к жизни вечной. Но кое о чем они все же позаботились: в эпоху Средневековья появляется специальный кованый зажим для факела, который крепился на стену. Современные светильники-бра могут гордиться, что имеют столь давних предков.
Вырвавшись из душных объятий сумрачного Средневековья, человечество как-то неожиданно пришло к заключению, что жизнь реальная, земная – чудо, как хороша! А если наполнить ее комфортом и красотой, то можно наслаждаться каждым ее мгновением уже здесь и сейчас, ничего не откладывая на потом.
Естественно, изменение мировосприятия людей наложило свой отпечаток на все, из чего складывались витражи их жизни, в том числе и на светильники. Собственно говоря, основными источниками искусственного света по-прежнему оставались люстры (для центрального освещения), бра (для бокового освещения) и канделябры (мобильные источники света). Но дизайн разнообразных светильников от эпохи к эпохе (готика, романтика, ренессанс, барокко, классицизм) все дальше уходил от непритязательности и все больше стремился к отражению тех или иных модных тенденций. Так изящество сменялось вычурностью, а изогнутые линии и увлечение подвесками в конце концов уступили место строгим «античным» силуэтам эпохи классицизма. Для изготовления светильников применялись самые разнообразные материалы – медь, бронза, кованое железо, олово, стекло, природный камень, кость.
Девятнадцатым веком написана удивительная страничка в истории искусственных источников света! Сначала изменился внешний вид светильников. Благородная сдержанность эпохи классицизма была благополучно позабыта, актуальность приобрели: из материалов – золоченая бронза, а по части декора – тяжелые хрустальные подвески, которые плотно укрывали бронзовые конструкции светильников, иногда скрывая их полностью. К тому же появились люстры, изготовленные из проволоки и папье-маше. Покрытые обильной позолотой, эти люстры «бумажной резьбы» были достаточно дешевы и доступны всякому, кто, не желая тратиться на дорогую бронзовую люстру, тем не менее, желал иметь в своем доме подобную «шикарную вещицу».
Позже появились первые керосиновые лампы. Они быстро стали популярными, и казалось, что лидерство в сфере осветительных приспособлений для интерьера обеспечено им, по крайней мере, на век. Но не тут-то было! В 1799 году итальянский физик Алессандро Вольта впустил в наш мир электричество, а уже к концу XIX века крупные американские города вовсю освещались тысячами дуговых ламп.
Вы удивитесь, но первая лампа накаливания была создана вовсе не Эдисоном и являлась практически ювелирным изделием: в 1820 году Уоррен Де ла Рю взял платиновую проволочку, поместил ее в стеклянный сосуд, из которого был откачан воздух, и пропустил по проволочке ток. Лампа была великолепной и ужасно дорогой! Естественно, широким массам она была недоступна.
Дальнейшее совершенствование электрической лампы (по части нити и газа-наполнителя), собственно, превратило ее в доступный источник искусственного света. А вот знаменитый Луис Тиффани, укрыв обычные лампочки потрясающими абажурами из «фаврильского» многоцветного стекла, создал знаменитые «лампы Тиффани» – светильники, которые органично сочетали в себе красоту и функциональность и великолепно вписывались в роскошные интерьеры.
В XX веке разные направления в области интерьерного света сменяли друг друга с ошеломляющей скоростью. И сегодня, в веке XXI, когда господствует индивидуализм, мы можем пользоваться разнообразными плодами «стилевой лихорадки» XX века для выражения собственного «я». В современных интерьерах можно встретить как настольные лампы, украшенные абажурами в стиле ар-нуво (с флориальными мотивами и использованием матового золота, бронзы, темнокрасной меди), так и бра, торшеры, люстры строгих и привлекательных форм, декорированные элементами ампира или экзотического африканского искусства (стиль ар-деко; цвета – белая и зеленая патина, матовый антик, кожа; натуральные материалы и благородные оттенки металлов: матовое золото, латунь).
«Богемные» интерьеры украшают светильники причудливых форм и ярких цветов (стиль поп-арт; цвета – красный, лиловый, желтый; материал – пластик, никель, хром), а обычные люди, уставшие от рекламной пестроты, часто оформляют интерьеры своих квартир в духе минимализма, подбирая светильники четких геометрических форм, изготовленные из стали, белого матового стекла, натурального дерева.
С конца XX века и по сегодняшний день особой популярностью пользуется стиль хай-тек – стиль высоких технологий. Для светильников стиля хай-тек (настольных и напольных ламп, бра, потолочных подвесных светильников) свойственна акцентированная визуальная техногенность, прямые линии, использование галогенных лампочек. Из материалов чаще всего используются металл и стекло, а наиболее распространенные цветовые решения – хром глянцевый и хром матовый, никель, латунь. Декор у таких светильников отсутствует и компенсируется взаимодействием материала и света – световые потоки отражаются от хромированных, никелированных или стеклянных поверхностей.
velib.com
История возникновения светильника
Многие историки склонны считать, что эра активного развития человечества началась с того момента, когда первобытные люди научились добывать огонь, использовать его для приготовления пищи, обогрева и освещения жилища. Огонь считался даром богов, его почитали и берегли, о нем слагали легенды и мифы, передаваемые из поколения в поколение.
История светильника – от лампады к газовым фонарям
С течением времени люди научились не только контролировать огонь, но и создавать первые в истории человечества осветительные приборы.
Лампады и факелы
Самым первым светильником, придуманным человеком, являлся обычный факел. В средневековье его стали фиксировать на стене при помощи специальных зажимов. Прототип современного оборудования использовался и в Древней Греции. Здесь для освещения помещений использовались специальные конструкции – треноги, оснащенные чашей с горючим веществом, а также подвесные лампады.
Свечи
Следующим этапом эволюционирования считается появление свечи. Первые свечи изготавливали из воска, который отличался очень высокой ценой. Именно поэтому долгое время позволить себе подобную роскошь могли только представители аристократии. В 19 веке французский химик Мишель Шевроль впервые предложил заменить воск более дешевым аналогом - стеарином, который практически не имел запаха и не выделял копоть при горении.
Газовые фонари
Дальнейшее развитие науки в области химии позволило использовать для освещения разнообразные горючие газы. Впервые такие фонари появились в Европе, где получили достаточно широкое распространение. Главным компонентом, так называемого, «светильного газа» был бензол. Его получали путем пиролиза жира морских млекопитающих, а чуть позже – из каменного угля при его коксовании.
Лампы накаливания и светодиодные светильники
Лампы накаливания
История возникновения светильника в традиционном для нас исполнении началась после открытия электричества. Его использование открыло для изобретателей практически неограниченные возможности, так как позволило существенно увеличить температуру нагрева источников света и, тем самым, увеличить интенсивность светового потока. Первыми токопроводящими материалами, которые использовали для нагревания, стали угольная нить, молибден, вольфрам и его сплавы. Источники света решили помещать в стеклянные резервуары, заполненные инертными газами, которые защищали их от внешних воздействий. Сегодня для производства традиционных ламп накаливания используется вольфрамовая нить, способная нагреваться до показателей 2800-32000С.
Светодиодное оборудование
С момента появления первого светильника и до сегодняшних дней изобретатели пытались решить две основные задачи: повысить их эффективность и сделать максимально безопасными. Добиться прекрасных результатов удалось с появлением светодиодного оборудования. К преимуществам таких изделий относится экономичность, отсутствие вредных компонентов, устойчивость к внешним воздействиям. Единственным недостатком LED-оборудования считается его высокая стоимость, однако, постепенно цена светодиодных светильников становится все более доступной.
Несмотря на прекрасные результаты, специалисты уверены, что с появлением светодиодного оборудования история светильника не завершилась. Впереди изобретателей ждет масса захватывающих открытий, которые обеспечат светильникам максимальную эффективность, а нашей жизни – комфорт.
www.oporatrade.ru
путь от масляной лампы через керосинку и до настольной лампы с абажуром
Первые настольные светильники придумали еще древние греки и римляне. Это были масляные лампы, лампады, представлявшие собой плошки с маслом, в которое был опущен фитиль.
На фото:
Привычные нашему взору настольные лампы появились только в XIX веке.
История настольной лампы уходит корнями в античность. Первые подручные светильники придумали еще древние греки и римляне. Это были масляные лампы, лампады, представлявшие собой плошки с маслом, в которое был опущен фитиль. Из древности же пришло и название lampados, трансформировавшееся в русское слово «лампа».
Плошка с маслом и фитилем — первая античная настольная лампа.
На фото: бронзовая лампа, украшенная театральной маской, 50-150 гг. н.э.
Привычные нашему взору настольные лампы с абажуром появились в XIX веке и поначалу тоже работали на масле. С появлением новых технологий, к середине XIX века сильно коптящие масляные лампы практически вытеснили керосиновые. В отличие от масляных они были без абажура и представляли собой емкость с керосином, в который был опущен фитиль, а сверху крепился стеклянный колпак. Яркость горения можно было регулировать с помощью специального колесика, увеличивающего и уменьшающего длину фитиля.
На фото:
К середине XIX века, с появлением новых технологий, керосиновые лампы почти вытеснили коптящие масляные.
В Европе настольные лампы стали очень быстро популярны. Причем не только у состоятельных людей, но и среди беднейших сословий. А вот в России беднота традиционно пользовалась масляными светильниками, а то и лучинами, вплоть до самой революции и 1917 года.
«Керосиновые» с виду светильники с привычной лампой накаливания.
На фото: модель CCS-08 от фабрики Old Java.
Решительный перелом в истории настольной лампы произошел в 1879 году, с момента изобретения Томасом Эдисоном лампы накаливания. С изменением технологии освещения изменился и внешний вид настольной лампы: абажур стал более компактным и стал лучше освещать рабочее место, а у ножки появились суставы-шарниры, которые позволили ей гнуться и принимать удобные для освещения позы.
На фото:
Знаменитые лампы XX века, вошедшие в историю.
Последнее значительное для истории настольной лампы изобретение было сделано 1930х годах Джорджем Карводайном, автомобильным механиком. Это – уже ставшая давным-давно привычной маленькая пружина, которая помогает лампе не только нагибаться и направлять свет, но и фиксировать принятое положение.
В статье использованы изображения 360.ru, bridgemanart.com, romulus2.com, metmuseum.org, vam.ac.uk, antiquehelper.com
www.4living.ru
История развития светильников - Инкорнация Вакха
Знакомство с историей развития бытовых светильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам. Первое литературное упоминание о светильнике мы встречаем у Гомера. При описании Одиссея и Телемаха, выносящих оружие женихов, говорится: “… и Афина Паллада им, невидимо держа золотую лампаду, светила”. Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна.
Источники искусственного света древнего мира – факелы, лучины и масляные светильники. Масляные светильники состояли из сосуда для конопляного или льняного масла и фитиля. Материалом для их изготовления чаще всего служила глина, реже бронза. Сохранилось много образцов подобных светильников периода древней Греции и Рима. Ввиду слабой силы света одного фитиля сосуды для масла снабжались несколькими фитилями, а в композицию одного светильника иногда входило несколько сосудов. Существенным достижением техники искусственного освещения было создание в Vв. до н.э. Каллимахом фитиля из так называемого карпасийского льна, несгораемого материала, напоминающего асбест, добывавшегося на острове Крит. Такой “неугасимый огонь” в течение семи веков горел в святилище Афины в Эрехтейоне. О нем упоминает в “Описаниях Эллады” во IIв. н.э. путешественник и географ Павсаний.Как широко распространенный предмет быта светильники стали объектом художественного творчества еще в глубокой древности. Уже в то время их формы и конструкции были весьма разнообразны. Тогда же появились почти все существующие сегодня типы светильников по способу и месту их установки.Исторически анализируя эволюцию формы бытовых светильников, можно проследить возникновение и развитие их структур и декора. При этом легко выявляются устойчивые структуры, не зависящие от смены архитектурно-художественных стилей. Многие типы структур, возникнув в глубокой древности, сохранились и по сей день. Другие типы структур оказались менее долговечными. Например, с появлением электричества ушли в прошлое существовавшие в XIX в. переносные керосиновые светильники-кружки. Среди сохранившихся структур можно назвать подвесные светильники с кольцеобразной или рожковой структурой, настольные светильники с центральной стойкой, настенные светильники типа “бра” (рука). Эти структуры возникли и развивались в период, когда наиболее распространенным источником света была свеча.Основной причиной сохранения первоначальных структур являются их целесообразность и рациональность, а также определенная инертность человеческого сознания, приверженность людей к стереотипам. Например, структура настольного свечного светильника с центральной стойкой в XIX в. была применена и для керосиновых ламп, хотя, в данном случае, она менее целесообразна. При этом приходилось маскировать необходимый резервуар для горючего.При появлении электрического освещения сформировались новые виды структур, рациональные при новом источнике света. Однако, многие виды структур, которые нельзя отнести к рациональным, продолжают применяться и в электрических светильниках. Сегодня мы видим многочисленные примеры использования структур и форм, характерных для свечных и керосиновых светильников.На протяжении многих столетий светильник рассматривался как неотъемлемый элемент интерьера жилища. Поэтому его форма и декор развивались в тесной связи с формой оборудования интерьера и подчинялись стилевым направлениям в этой области.Светильник всегда был объектом профессионального и народного декоративного искусства. Во времена Древней Греции, Этрурии и Рима наряду с богато декорированными бронзовыми светильниками в большом количестве изготовлялись масляные светильники из обожженной глины. В качестве примеров таких древнейших образцов можно привести светильники, найденные при раскопках Геркуланума и Помпеи еще в XVIII в. и светильники из раскопок в Херсонесе уже в наше время (рис. 1).
Для украшения бронзовых светильников широко использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. Уже в тот период легко заметить много общего в элементах светильников и мебели. Этрусские канделябры, как и мебель, имели опоры в виде человеческих ног или звериных лап. В качестве рассеивателей (а скорее для защиты пламени от порывов ветра) в бронзовых масляных светильниках появляется силикатное стекло. Глиняные масляные светильники, применявшиеся в жилище простых людей, также различны по форме. Однако в них используются лишь мотивы животного и растительного мира и отсутствуют какие-либо архитектурные мотивы. Чаще всего такие светильники делались переносными. На протяжении многих столетий в домах крестьян во многих странах Северной Европы, в том числе и в России, основным источником света была лучина. Для поддержания пламени горящей лучины и хранения новых лучин применялись так называемые светцы. Чаще всего они выковывались из металла. Иногда в качестве основания применялись деревянные детали. Светцы были весьма разнообразны, они украшались различными металлическими завитушками, а деревянные детали делались резными и иногда покрывались росписью. Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы) на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл. По мере развития литейного дела в Киевской Руси еще в IX в. изготавливаются медные и серебряные паникадила и подсвечники. Название “паникадило” или “поликадило” происходит от греческого слова “поликанделон”, означающего многосвечник. Наиболее устойчивая композиция паникадила состояла из центральной стержневой конструкции со сложными балясинами (а позднее – с шарами), от которой ответвляются многоярусные свечники (рис. 4). В более поздние времена конструкция паникадил легла в основу создания многих люстр. Наряду с паникадилом на Руси имелась еще более древняя форма светильников – хоросы, представлявшие собой подобие круглой чаши, подвешенной на цепях и обрамленной кольцом, в котором устанавливались свечи. Интересные образцы хоросов имеются в Грановитой палате Московского Кремля. Сложные и крупные светильники применялись главным образом в церквях, дворцах и домах богатых людей. Такие светильники, как правило, отличались не только размерами (диаметр паникадил в некоторых храмах доходи до 3м), но и великолепной отделкой, применением рельефной резьбы, художественного литья, ценных материалов, росписи, золочения. Особое место в истории развития светильников занимают фонари (“ходовые” или “выносные”), применявшиеся в самых торжественных случаях (при религиозных праздниках, во время крестного хода, при свадебных и похоронных обрядах) и поэтому оформленные с особенной роскошью. Фонари обычно имели шестигранную форму со слюдяными стенками, защищавшими пламя свечи от ветра.
С развитием строительства и архитектуры в XVIIIв. появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. Все это вызвало необходимость в новых более эффективных светильниках, которыми явились “стенники” и люстры. Стенники представляли собой блестящие медные плоские или вогнутые отражатели круглой, восьмиугольной или фигурной формы с прикрепленными к ним свечниками, которые вешали на стену . Привлекавшие к себе внимание яркие поверхности стенников гравировались, чеканились, украшались узорами и изображениями.
Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом. Эти разнообразные по форме, габаритам, материалам, технологии изготовления светильники являются продуктом соответствующей эпохи, как по архитектурному, так и по техническому решению. Использование таких маломощных источников света, как свечи, приводило к необходимости создания крупных подвесных светильников с большим числом свечей. При этом средневековым архитекторам приходилось решать сложную задачу композиционной связи разрозненных в большом объеме слабых пятен отдельных свечей в единое целое. Создание единого светящего объема светильника обеспечивалось путем применения различного декоративного стекла и, прежде всего, хрусталя. В связи с этим необходимо отметить исключительное влияние на развитие светильников становление и совершенствование стекольного производства.В древности стекло было дорогим и низкокачественным. По мере развития художественного стеклоделия стекло для светильников видоизменяется, принимает различную форму и окраску. В качестве основного материала стекло используется впервые в венецианских свечных люстрах. Основным методом их изготовления являлась лепка деталей из остывающей массы прозрачного стекла, в которой венецианцы отличались непревзойденным виртуозным мастерством. Венецианская люстра лепного стекла обычно собрана из пучка стеклянных стеблей, свободно “растущих” вверх из одной центральной стеклянной чаши. Стебли при этом украшены цветами, листьями, часто перевиты, в цветах установлены подсвечники; цепи из стеклянных колечек ниспадают гирляндами; центральный металлический стержень спрятан в стеклянных украшениях. Венецианские люстры, жирандоли, канделябры являлись типичными произведениями барокко. На смену светильникам из необработанного стекла (в том числе венецианского лепного стекла) приходят хрустальные, вызывающие исключительный и постоянный интерес архитекторов и светотехников до настоящего времени. Хрустальная свечная люстра многократно увеличивала видимое число световых пятен по сравнению с числом использованных свечей, создавала декоративную игру света на мелких и крупных граненых деталях из стекла, основанную на преломлении и отражении света, а также на эффекте дисперсии света трехгранными призматическими элементами. Подвижное пламя света совместно с хрусталем создавало различный зрительный эффект под различными направлениями наблюдения. Играющий светом хрусталь, слегка колеблющийся под влиянием восходящих потоков теплого воздуха, объединял единую композицию неяркие свечи и создавал исключительный эмоциональный эффект, превращая светильник в светоцветовое сооружение, непревзойденное по декоративному эффекту. Хрусталь искусственный, т. е. Стеклянный, получил свое название от минерала горного хрусталя. Хрусталь мягок, легко поддается механической обработке – гранению, глубокой шлифовке, полировке. Впервые граненый хрусталь появился в Богемии в XVIIв.; в XVIIIв. В Англии появился более чистый и мягкий свинцовый хрусталь. В основе отечественных люстр первой половины XVIIIв. лежит использование хрустального убора из стилизованных дубовых листьев, звездчатых розеток, фигурных “вазиков” и шаров, изготавливавшихся на стекольном заводе в Ямбурге, а затем на Петербургском заводе. Появлением в люстрах цветного окрашенного стекла русское художественное стеклоделие обязано М.В. Ломоносову. Голубое и розовое стекло чаще всего применялось в 70 – 80-е годы XVIIIв., рубиновое и изумрудно-зеленое – в конце этого столетия. Особое место в истории развития светильников занимают изделия тульских мастеров, выполненные из стали. В последующие годы были выработаны композиционные приемы размещения хрустальных элементов в различных по структуре светильниках, а также формы этих элементов в зависимости от технологии их изготовления и господствовавшего архитектурно-художественного стиля. Появление хрустальных светильников совпало по времени с расцветом стиля барокко. Однако наиболее полно художественные достоинства хрусталя раскрылись в период господства рококо, классицизма и ампира. Прекрасные образцы хрустальных светильников создавали русские архитекторы XVIII и начала XIX вв. В середине XVIIIв. одновременно в мебели и в светильниках появляются “гарнитуры” или “комплекты”, состоящие из различных по способу установки изделий, объединенных единым художественным решением. По мере распространения в Европе фарфора он стал применяться и в декоративных элементах светильников. В конце XVIII – начале XIX вв. все большее распространение получают светильники, в которых бронза вытесняет остальные материалы, в том числе и стекло. В это же время появляются люстры с масляными лампами, имевшие существенные преимущества благодаря большей яркости и длительности работы. В этих светильниках резервуар с вязкими маслами помещался выше горелок, что обеспечивало приток горючего к фитилю. Появились ламповые стекла, защищавшие пламя от воздействия воздушных потоков, создававшие тягу и уменьшавшие копоть. Важными этапами на пути развития светильников явились создание “карсельских” и керосиновых ламп. Первые из них, изобретенные французом Карселем, имели масляные резервуары с “часовым” механизмом, нагнетавшим масло в горелку. Керосиновая лампа была изобретена поляком Лукасевичем в 1853 г. Принципиальным отличием этих светильников от масляных ламп было расположение горелки выше резервуара; это оказалось возможным благодаря тому, что керосин легко впитывается фитилем и является легким горючим. Широкое распространение керосиновых ламп, а вслед за ними и газовых горелок с калильными сетками привело к необходимости в устройствах для защиты глаз от слепящего действия раскаленных частей этих светильников. В качестве таких устройств использовались различные рассеиватели из молочного силикатного стекла, “абажуры”, непрозрачные отражатели и экраны.С распространением в XIXв. керосиновых ламп, более сложных по своей конструкции, чем все предшествующие им светильники, а также с развитием машинного способа производства светильник постепенно стал осознаваться не только как декоративный элемент интерьера, но и бытовой прибор. Эпоха керосинового освещения создала ряд очень устойчивых структур. Электрические светильники до сего времени используют некоторые из этих структур, хотя и не всегда оправданно с конструктивной точки зрения. В керосиновых светильниках появляются сложные узлы для подъема и опускания светильника (свечные люстры опускались и поднимались с помощью небольших лебедок). Керосиновые светильники второй половины XIXв. выпускались как в виде простых и дешевых изделий машинного производства, так и в виде уникальных дорогих изделий с применением художественного стекла, фарфора и металлического литья. Новый способ производства повлек за собой появление новых материалов и технологий, однако он не мог быстро создавать свои специфические, присущие только ему формы продукции. Появление электрического освещения в начале 80-х годов XIXв. пришлось на время стилевого хаоса. Стремление буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Однако передовыми художниками и архитекторами того времени уже были начаты интенсивные поиски новых путей, которые привели к возникновению стиля модерн, носившего откровенно декоративный характер. В электрических светильниках конца XIX в. сразу определилось два направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных стилевых форм прошлых эпох и модерна). Светильники конструктивно простых и выразительных форм выпускали многие электротехнические фирмы США, Германии, Франции. Как правило, это были светильники для местного освещения рабочих зон, обладающие возможностью регулирования направления светового потока. Форма некоторых из них была настолько интересна, что в настоящее время возобновлен их серийных выпуск. Несмотря на то, что этот шаг можно рассматривать как явную стилизацию в духе “ретро”, только специалист может определить, что возраст прототипа уже приближается к столетию. Электрическая лампа накаливания позволила создать наряду с многоплановыми конструкциями светильники с замкнутой структурой, непосредственно встраиваемые в потолок или стену. Новый источник света открыл для художников и архитекторов, работающих в стиле модерн, большие возможности создания изделий выразительной декоративной формы. Модерн, согласно которому архитекторы стремились к ансамблевому единству архитектуры здания, его интерьеров и оборудования, выработал сложную систему стилизованного орнамента, основанную на мотивах растительного мира. Этот орнамент часто использовался в светильниках. В качестве характерного примера можно привести светильники, созданные русским архитектором О.Ф.Шехтелем на рубеже XXв. для ряда особняков в Москве. Светильники эти неразрывно связаны с пространством и оборудованием интерьера, они как бы “вырастают” из фантастических форм интерьера. Их формы отличаются богатством фантазии и тонким вкусом. И в то же время художники модерна уже не пытаются уйти от машинной формы, но они хотят эту форму декоративно переосмыслить. К 20-м годам XX в., когда модерн исчерпал себя, тенденции к упрощению форм изделий быстро распространяются по всей Европе. Сдержанно оформляются и светильники. Подвесные светильники с матерчатым абажуром, светильники-чаши плоской формы, кубовидные подвесы-фонарики, настенные светильники упрощенных форм, настольные лампы на тонкой центральной стойке с матерчатым абажуром, лишенные каких-либо украшений, - вот основной ассортимент светильников, применявшихся в то время. В начале 50-х годов в жилище начинает входить люминесцентное освещение. Наиболее усиленно процесс проходит в Японии, где этот тип источника света как нельзя более органично подходит к традиционным национальным формам светильников, сформировавшимся на протяжении столетий. В настоящее время люминесцентное освещение доминирует в японском жилище. В Европе первые попытки введения люминесцентного освещения были предприняты еще в 40-е годы, но его применение в бытовых светильниках ограничивалось значительными размерами трубчатых люминесцентных ламп, позволявшими применять их только в потолочных светильниках. Революционный прорыв в этом направлении произошел в конце 70-х – начале 80-х годов, когда было освоено массовое производство компактных люминесцентных ламп, соизмеримых по размерам со стандартными лампами накаливания. И как всегда, нововведение начинается с использования старых форм. Первые люминесцентные светильники для жилых помещений повторяют структуру и форму светильников с лампами накаливания. Лишь позже они обретают свои, специфические формы.
na-more.livejournal.com
Вечные светильники древности | Древний мир
Журнал: Тайны 20-го века №8, февраль, 2017 годаРубрика: НепознанноеАвтор: Валерий Кукаренко
Драгоценный камень Геры
Вечный светильник сиял под куполом храма второго царя Древнего Рима Нумы Помпилия, правившего в 715-673 годах до нашей эры.Христианский богослов и философ блаженный Августин (354-430 годы) писал о древнеегипетской «дьявольской» лампе в Египте в храме Изиды. Он убедился сам, что её не гасили ни вода, ни ветер.Лампы другого типа гасли, когда в захоронение вламывались грабители могил, и зажечь их снова уже не удавалось. В некоторых склепах при проникновении посторонних срабатывали специальные устройства, уничтожавшие эти странные лампы. Так, в Англии в одной гробнице её разбил длинным копьём установленный там же механический рыцарь.Мастера древних цивилизаций умели изготавливать таинственные лампы, горящие без замены топлива и фитиля тысячелетиями! О них писал надёжный и достоверный свидетель — греческий путешественник и писатель Лукиан (120 год — после 180 года). Он также видел в городе Гелиополисе (Египет) во лбу статуи богини Геры драгоценный камень, который сиял так, что освещал ночью весь храм.В XVI-XVIII веках путешественники рассказывали, что такие же камни светили и в старинных индийских храмах, посвящённых различным божествам.
Загадочные артефакты
О вечно горящей лампе сообщал в своих трудах писатель и путешественник Плутарх (около 46 года — около 127 года). Он утверждал, что такой светильник висел над дверью храма Юпитера Аммона в Египте.Вечная лампа стояла в нише над городскими воротами в Эдессе (Месопотамия) во времена правления императора Юстиниана (VI век). Судя по дате на ней, она горела более 500 лет, пока её не разбили.Вечно горящая лампа стояла в изголовье саркофага Палланта, сына Эвандра, прославленного Вергилием в «Энеиде». Её обнаружили в 1401 году близ Рима. Если считать датой её зажжения время захоронения героя, то она горела более 2000 лет!Подобная лампа имелась и в безымянной мраморной гробнице, найденной в 1500 году на острове Несида в Неаполитанском заливе.Вечную лампу обнаружили в гробнице дочери римского политического деятеля и знаменитого оратора Цицерона (106-43 годы до нашей эры) — Туллии — близ Аппиевой дороги в апреле 1485 года. Эта лампа горела 1600 лет в герметично закрытом помещении без доступа кислорода! Она освещала тело девушки, погруженное в прозрачный раствор, вероятно, препятствовавший разложению. Ворвавшийся в усыпальницу ветерок погасил пламя лампы навсегда.Вечные лампы находили много раз во время разграбления древних усыпальниц Древних Египта, Греции и Рима. О загадочных вечно горящих светильниках в виде полусфер диаметром около полуметра в развалинах древних городов, а порой вообще в совершенно пустынных районах сообщали испанские конкистадоры, завоевавшие государство инков в Южной Америке. Индейцы не знали, кто и когда их изготовил. О том, что эти лампы горели всегда, говорили им ещё их предки.Учёный-иезуит Афанасий Кирхер (1602-1680 годы) описывал вечные лампы, горевшие в подземельях Мемфиса. К сожалению, ни один из таких светильников не попал к учёным целым, а то, что оказывалось в их руках, совершенно не походило на лампы, как мы понимаем это слово. Но исследователи много раз пытались раскрыть секрет вечного топлива.
Знаете ли вы что…
В III тысячелетии до н.э. для строительства дамб во время наводнений в Китае применяли загадочный материал — явно искусственный полимер «священный сижан». На влажной земле его кусочек становился огромным.
Тщётные попытки
Самую простую гипотезу, проливающую свет на секрет вечных светильников, выдвинул Кирхер. Он считал, что хитроумные жрецы Египта, где имелись богатые месторождения нефти, подсоединяли тайными трубами эти источники к лампам с асбестовыми фитилями, которые благодаря тому и горели вечным пламенем. Но эта версия не объясняет наличие таких ламп в других местах Земли, где нефти нет. В научных кругах в Средневековье было много дискуссий по поводу существования топлива, которое возобновлялось с такой же скоростью, что и сгорало. Исследователи оказались единодушны в том, что фитили этих вечно горящих ламп непременно должны быть сделаны из огнеупорного асбеста. Алхимики называли этот материал шерстью или кожей саламандры.Всё тот же Кирхер долго пытался получить из него масло и таким образом раскрыть секрет вечного горения, но пришёл к убеждению, что это невозможно. Другие авторы оставили подробные описания технологии изготовления вечных ламп, но они очень объемны, поэтому приведём лишь несколько характерных фраз из сочинения раннего автора Бартоломео Корндорфа: «Сера. Квасцы. Сделать возгонку до серного цвета. Добавить венецианскую кристаллическую буру в порошке, после чего полить спиртом высокой очистки… Это для питания. Снять нить асбеста толщиной со средний палец и длиной с мизинец, положить в венецианский сосуд…» Обстоятельные инструкции, казалось бы, гарантировали успех, однако никому так и не удалось создать ни одной чудесной лампы.Однако вечно горящие лампы существовали, и о них складывали легенды. Они не чадили, не считая лёгкого облачка дыма при их разбивании или тушении. Применение этих ламп объяснило одну из поразительных загадок истории. Имея такой вечный светильник, древние живописцы наносили фрески на недоступных для света участках стен внутри пирамид, не испортив копотью обычных масляных ламп и факелов свою работу.По современной версии, некоторые из вечно горящих ламп представляли собой так называемый кольцар Лазарева, работающий на энергии гравитационного поля Земли, и им не нужны были ни нефть, ни электричество. А для объяснения свечения таинственных камней в статуях и других местах нет даже гипотез.
Тайные знания
Именно в лампах обитают джинны в восточных сказках. В западных же легендах в разные ёмкости заключены души людей и духов, которые всегда испускали таинственное свечение. Если принять во внимание характеристики чудесных ламп — способность гореть вечно, даже без кислорода, отсутствие копоти и необычный вид, — то их секрет и связь с легендами о джиннах и духах уже не будут казаться абсурдом. Можно предположить, что исходящий от таких ламп свет не имел никакого отношения к огню или электричеству.Стоит вспомнить о ритуальных погребениях, особенно о бальзамировании. Вечно горящие лампы находили в тех местах, где сохранению мёртвых тел придавалось первостепенное значение. Известно, что внутренние органы усопшего изымались из тела и помещались в специальные сосуды, устанавливаемые подле саркофага. В древние времена к органам человека причислялся ещё один, который называли по-разному — роза сердца, жемчужина в цветке лотоса, божественная искра. Считалось, что именно он делает человека живым, даёт ему способность мыслить, наделяет сознанием. На понятии «бессмертная душа» держатся все многочисленные учения о Духе, будь то различные религии, оккультизм всех оттенков или эзотерика. А что, если в вечно горящих лампах вообще не было ни масла, ни нефти, ни фитиля? Вдруг в них были заключены жизненные силы или души покойных, сияющие словно маленькие солнца? Они, естественно, не давали ни гари, ни копоти, поскольку являлись частичкой самого Бога. Подобное сокровище не должно было попасть в руки врагов, и при вторжении извне предусматривалось их уничтожение.Согласно древним трактатам и учениям душа после смерти человека должна соединиться с Богом, но это верно, если не принимать во внимание бальзамирование или какое-либо другое действие, оберегающее тело покойного от тления. В древнеегипетской «Книге мёртвых» есть «Главы о восхождении к свету». Зная её текст, фараон якобы в любое время мог выйти из своей гробницы в реальный мир и возвратиться потом назад, не опасаясь, что его не примут стражи потустороннего мира. Считалось, что фараону для таких вояжей была нужна жизненная сила. Она-то и находилась возле его мумии в стеклянном сосуде, принимаемом людьми из-за свечения за лампу. И этот тип вечно горящих «ламп» останется загадкой до тех пор, пока не будет найден и объяснён секрет бессмертной и, оказывается, вполне материальной человеческой души, которую уже ухитрились даже взвесить.
bagira.guru
История светильников-от древности до наших дней
Первопредками современных светильников были костры, огонь, который не только давал тепло и возможность приготовить пищу, но и освещал пещеры.
Первопредками современных светильников были костры, огонь, который не только давал тепло и возможность приготовить пищу, но и освещал пещеры. В настоящее время костёр, можно было бы назвать стационарным напольным светильником, который помогал нашим далёким предкам бороться с их страхами перед силами природы и являлся оберегом от злых сил, олицетворяя в их понимании жизнь и добро.
Древние римляне и греки имели огромный ассортимент всевозможных светильников: напольные светильники, состоящие из треноги и ёмкости для масла; канделябры с тремя львиными лапами у основания, для глиняных светильников и свечей. Глиняные светильники специальной формы — обожженные сосуды с ручками соответствующими моде, украшенные элементами декорации, вскрытые лаком и передающие сценки из мифов.
Во время существования Византии история светильников ознаменовалась появлением бронзовых люстр, в которые вставлялись стеклянные лампады. Такие люстры можно было лицезреть только в соборах или домах высшей знати. В это время произошла эволюция глиняных светильников — им на смену пришли восковые свечи. Историки высказывают предположения, что причиной этому послужило утрата Византией своих колоний и как следствие, ограничился экспорт оливкового масла, которым заправляли светильники.
Стоит заметить, что первые сальные свечи появились за долго до Византийской империи. На территории Дальнего Востока и в Юго-Восточной Азии их изготавливали по следующему принципу: брали широкий отрезок ствола бамбука и заполняли растопленным жиром животного происхождения, а по центру прокладывался фитиль, произведённый путем скручивания растительных волокон.
Конечно же, мировосприятие людей изменилось и привело к соответствующим изменениям стиля и дизайна интерьера и экстерьера помещений, а также внешнего вида осветительных приборов, особенно когда пришла Электрика Продолжая говорить о светильниках, стоит отметить, что основными источниками света всё так же остались люстра — как источник центрального освещения, канделябр — как мобильный источник и бра — для бокового освещения.
Формы светильников от эпохи к эпохе претерпели изменения, и чем дальше, тем больше отражали всевозможные модные тенденции. Так красота сменилась вычурностью, а увлечение подвесками и изогнутыми линиями, отдали пальму первенства силуэтам эпохи классицизма. В производстве светильников применялись различные материалы: кость, медь, серебро, золото, природный камень, бронза, стекло, олово и кованое железо.
tayni.info
История светильника | Тайны и Загадки истории
Самым первым источником искусственного света был очаг. Таким образом, первоначально жилое помещение освещалось одним источником, находящимся в центре. Необходимость в дополнительном боковом освещении возникла одновременно с потребностью человека самовыражаться в наскальных росписях. В работе ему помогал факел, который устанавливался в щели между камнями.
В Средние века для укрепления факела на плоскости стены стали применяться кованые зажимы. Именно это нехитрое устройство послужило прообразом бра.
В Греции и Риме были широко распространены напольные светильники, состоящие из треножника и чаши с горючим веществом (нередко с ароматическими добавками). Более поздняя модификация этого светильника — канделябр. В отличие от треножника, он имел единственную опору, широкую у основания. В разных культурах один и тот же светильник мог называться по-разному. Например, шандалом у персов или менорой у иудеев.
Другой осветительный прибор, известный с тех времён, — лампадарий. Как и канделябр, он был стационарным. Подвесные светильники назывались лампионами и лампадами и представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к потолочным балкам или консолям. В чаши наливалось масло, животный жир или нефть. В горючую жидкость опускался скрученный из растительных волокон фитиль.
Появление свечи явилось серьёзным прорывом в области создания новых видов светильников. Она была во многом удобнее всех остальных устройств — не так коптила, оказалась существенно более экономичной и простой в производстве. Изготавливалась вначале из животного жира, а затем из пчелиного воска с фитилём из тростника. Позже фитиль стали делать из хлопковых или конопляных волокон. Свеча породила целую плеяду светильников. Канделябр стал изящной ветвистой конструкцией. В конце XVII века окончательно сформировалась люстра. Дворцовые люстры на сотни свечей озаряли огромные залы для балов.
В простенках между окнами столь же ярко пылали бра. Коридоры освещались вычурными канделябрами. Все они отражались в многочисленных зеркалах и их позолоченных рамах. Гасились свечи металлическими колпачками на длинных рукоятках. Люстра состояла из массивного металлического каркаса и большого количества подвесок из стекла (прозрачного или цветного) или природных камней. Весить она могла около тонны. Чтобы опустить такую конструкцию, зажечь свечи, а затем всё это поднять, требовался мощный механизм.
Пришедшая вслед за этим эра керосина подарила нам хит в виде лампы «летучая мышь». Дизайн керосиновых светильников был достаточно изыскан (стоит только вспомнить знаменитые настольные светильники Тиффани). До сих пор эти не очень практичные, но безотказные в дачном быту лампы ассоциируются с эпохой декаданса. А упомянутая выше «летучая мышь» многократно использовалась дизайнерами для создания новых разновидностей светильников в индустриальном стиле.
Такое решение хорошо смотрится на кухнях и в детских. А многочисленные перепевы настольных ламп и ночников эпохи модерн по ею пору прекрасно дополняют интерьеры спален и кабинетов. Скромные труженики — газовые фонари совершили настоящую революцию в уличном освещении. Интерьерная их разновидность, газовые рожки, мирно уживалась с керосиновыми лампами. И те и другие отчаянно коптили и не были, что называется, экологически чистыми. Наверное, именно поэтому стоило придумать электричество.
Электричество привычно и обыденно. Электрических светильников великое множество. Разнообразие их форм и материалов просто невероятно. Подробнее мы поговорим о них позже. А пока просто хотелось бы подытожить всё вышеизложенное.
В примитивных жилищах первобытного человека существовало как естественное, так и искусственное освещение. Естественное подразделялось на верхнее (дымоход) и боковое (входное отверстие). Искусственное было центральным (очаг) и боковым (факел)
Начиная с бронзового века и заканчивая эпохой Римской империи, количество источников естественного света меняется. Добавляются оконные проёмы, которые на тот период были чисто функциональными. Эти источники света и аэрации представляли собой бойницеобразные отверстия, выходящие, как правило, во внутренний дворик. Верхний свет оформляется отверстием — опейоном, имеющим, помимо утилитарного, декоративное значение. Увеличивается число источников искусственного света. Они делятся на подвесные (хорос, паникадило), боковые (лампадарий, канделабрум), переносные (лампион). В качестве горючих жидкостей используются различные масла (в том числе ароматические), а также нефть (чаще для наружного освещения и маяков). В общем, режиссура света становится намного сложнее, что можно связать, во-первых, с усложнением интерьеров жилых, культовых и общественных сооружений, а во-вторых, с появлением эстетических требований к самим светильникам.
Средние века, готика, романтика, ренессанс, барокко и классицизм породили целую плеяду форм и способов заполнения оконных проёмов. Окна становятся украшением фасада, обрастают богатым декором. Они уже не являются сезонными источниками естественного света, которые в холодную пору закрываются глухими рамами. Начиная с эпохи поздней готики, возникают дополнительные ряды окон, что связано с конструктивными особенностями сооружений. В частности, высокие большепролётные готические залы освещаются двойными рядами окон. Разнообразное, ритмически организованное их расположение порождает поразительные световые эффекты, что становится важной чертой стиля. В эпоху ренессанса сформировывается и такой тип естественного освещения, как световой фонарь.
Основные источники искусственного света оставались прежними, с небольшой поправкой на размер и форму светоносителя (свечи). Дизайн делается более изысканным, применяемые материалы поражают своим количеством и разнообразием (металлы и сплавы, стекло, природный камень). Принцип расположения светильников в помещениях также существенно не изменился. В больших залах верхний свет (люстра) дополняется опоясывающим рядом боковых светильников (бра). Коридоры и галереи освещаются боковыми источниками (бра) и центральным рядом напольных (канделябры). В приватной зоне (спальня, кабинет) используются все вышеперечисленные типы светильников плюс переносные (подсвечники).
Конец XIX и начало XX веков обогатили архитектуру свободой использования искусственного света. Окна-витрины, боковые витражи, сплошное остекление фасадов не отменили, однако, исторически сложившихся типов естественного освещения. Вполне возможно, что в этой области сказано всё. Бурное архитектурное творчество конца XX и начала XXI веков не ознаменовалось изобретением чего-либо нового. Умелое сочетание исторически сложившихся форм с новыми материалами и технологиями порождает удивительные по своеобразию объекты. Естественное освещение используется в них очень активно.
Большое распространение получили верхний свет и световые фонари. Искусственное освещение, несмотря на преимущественно электрическую природу, делится всё на те же основные группы: верхнее, нижнее, боковое. Его дополняют и разнообразят хорошо известные точечные лампочки и светильники led, позволяющие равномерно озарять помещение и создавать причудливые световые композиции. Скрытые источники, подсветка мебели и предметов интерьера служат для создания дополнительных эффектов. Скажем, позволяют расширить или, наоборот, сузить пространство, визуально изменить его геометрию, расставить акценты.