Древняя русь. Древняя Русь - это государство восточных славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Древней Руси кратко. Древняя русь


ДРЕВНЯЯ РУСЬ - это... Что такое ДРЕВНЯЯ РУСЬ?

— государство восточных славян, существовавшее в IX–XIII вв. Издавна на обширной территории Восточной Европы жили многие народы — славянские, финноугорские, тюркские, германские. Практически у всех этих этносов к началу первого тысячелетия н. э. не сложились государственные формы общественного устройства и господствовали родоплеменные отношения. Серьезные изменения для этого обширного региона Евразии наступили, когда, начатое из степей Центральной Азии экспансией гуннов, развернулось т. н. «Великое переселение народов», имевшее глобальные последствия для цивилизованного мира того времени.

В Северное Причерноморье и на Восточноевропейскую равнину хлынули многочисленные племена тюрков и угров. В свою очередь автохтонное население, вытесняемое со своей земли, двинулось на запад, в пределы разделившейся к тому времени на две части Римской империи.

На Западе усилили свой натиск германские племена (некогда могущественные кельтские народы к этому времени уже утратили историческую инициативу и в значительной степени были романизированы).

В пределы Византийской же империи по преимуществу вторгались племена славян, которые заселяли целые области исторической Эллады (особенно Пелопоннес). Славяне же, заселявшие лесостепь и лесные территории в условиях внешней опасности, связанной с постоянной угрозой агрессии со стороны степи, вынуждены были объединяться и искать более прочные и эффективные формы общественного устройства, чем связи, основанные на кровном родстве и общности происхождения.

Согласно мнению большинства историков Русь, зародившаяся сначала как племенной союз восточнославянских племен (полян, сыгравших в нем главенствующую роль, радимичей, дреговичей и др.), уже в IX в. превратилась в раннефеодальное государство.

Исследователи до сих пор спорят о происхождении названия «Русь». Одни объясняют его с точки зрения топонимики — «живущие близ реки Рось, т. е. росские, русские». Другие склоняются к тому, что корень «рус» восходит к праславянскому языку и обозначает вообще «реку», «воду». Отсюда — «русло», «русалка» и т. д. А поскольку славяне предпочитали селиться исключительно в долинах рек, то и слово «русские» следует считать общим самоназванием для всех восточных славян. Но наиболее убедительной представляется гипотеза о том, что слово «русские» обозначает не этническую, а государственную принадлежность, так как по всем правилам грамматики оно — имя притяжательное («русский» ответ на вопрос: «чей?»).

Последовательно эти взгляды были изложены в трудах сторонников «норманнской теории», основоположниками которой были Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлёцер. Основываясь на «Повести временных лет», ученые пришли к выводу, что местные славянские племена призвали для защиты варягов — дружину конунга Хрёрекра (Рюрика) Датского, реального исторического персонажа, как показали современные исследования. Именно с этого времени, по их мнению, и берет начало русская государственность. Более того, убеждены их последователи, само название «Русь» не славянского, а скандинавского, т. е. германского происхождения и является самоназванием общины, к которой принадлежал Рюрик (округ Рустринген во Фризии).

Согласно византийским и арабским источникам первоначально «русью» называли себя именно скандинавы, князь и его дружины. Отсюда и имя притяжательное «русские» для всех подвластных им племен. Видный историк Л. Гумилев пишет о беспрерывных конфликтах между славянами и русами. Первые занимались земледелием и скотоводством, и вынуждены были обороняться от русов, которые жили исключительно разбоем и набегами. Так что, вопреки мнению сторонников «норманнской теории», «призвание варягов» выглядит на самом деле не как цивилизаторская миссия более развитого народа в отношении отсталых племен, а как распространенный во все времена найм на службу профессиональных воинов.

Исторические факты неоспоримо свидетельствуют, что уровень развития скандинавских народов в IX в. никак не превосходил тот, на котором находились племена славян, живших на северо-западе Восточноевропейской равнины, в районе нынешних Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской, Вологодской обл. Не случайно скандинавы называли землю славян «Гардарики» — «страной городов»: их у самих варягов было крайне мало.

Кроме того существует и точка зрения, что русы по происхождению были не германским, а балтийским народом, родственным племенам летто-литовской группы индоевропейской языковой семьи, к которой относились предки современных литовцев и латышей, а также частью истребленных, частью ассимилированных ятвягов и пруссов.

Очевидно, «призвание варягов» следует трактовать как узурпацию власти в Новгороде предводителем наемников Рюриком в 862 г. Он овладел городом и подавил восстание Вадима Храброго, вспыхнувшее против засилья наемников-варягов («русов»). Затем Рюрик послал отряд во главе с Аскольдом и Диром для захвата земель славян в нижнем течении Днепра, чтобы создать плацдарм для войны с Византией. Те завоевали главный город полян Киев без большой крови, славяне встретили их дружелюбно. Собрав большое войско, Аскольд и Дир в 860 г. напали на Константинополь. Летописи свидетельствуют, что жителям города удалось избавиться от страшной угрозы только когда они, выйдя за ворота, обошли крестным ходом с иконой Богоматери Одигитрии городские стены. Поднявшаяся буря разметала корабли русов, те сняли осаду. Чудесное избавление Царьграда (как называли славяне Константинополь) произвело на киевских князей столь сильное впечатление, что спустя несколько лет, встретившись с патриархом Фотием в 867 г., они приняли христианство. Князь Олег (Хельги), продолжая начатое своим родственником Рюриком, значительно расширил владения молодого государства, подчинил своей власти окрестные племена славян и чуди, обложив их данью. В 882 г. Олег, получивший затем в отечественной традиции прозвище Вещий, собрав значительную дружину, из своей столицы Ладоги двинулся на юг. Он взял Киев, убив Аскольда и Дира.

С севера на юг — именно таким был вектор построения нового могущественного государства Восточной Европы, которое рождалось в борьбе с двумя сильнейшими государствами тех времен — Византией и Хазарским каганатом. В геополитическом смысле это направление экспансии являлось доминирующим и позже (как правило, верховным правителем Руси становился не старший сын, а тот, кто перед этим правил в северных землях — в Ладоге и Новгороде).

Совершив много удачных военных походов против Хазарского каганата и на столицу могущественной Византии в 907 г., когда, согласно летописям, в знак победы Олег прибил свой щит на «врата Цареграда», Олег Вещий умер, оставив на киевском «столе», по данным современных историков, своего сына Олега «Второго», который вступил в союз с хазарами, участвовал в антиарабских и антивизантийских походах и бесславно погиб в одном из них. Прямая княжеская ветвь прервалась и до сих пор не ясно, по какому праву престол унаследовал князь Игорь (Ингварь) с молодой жена Ольгой (возможно, дочерью Олега), который сразу же столкнулся с сопротивлением подвластного племени древлян, не желающих платить дань новому князю.

Во время княжения Игоря совершались военные походы и против восточнославянских племен, и против Византии, с которой был заключен очередной договор. После его смерти в 945 г. (Игоря убили древляне) власть в Киеве перешла к его жене Ольге (ум. 969), одной из первых христианок на Руси (крестным отцом ее был императором Византии Константин IX Багрянородный), и сыну Игоря Святославу (942–72).

Он, подобно отцу, всю свою жизнь провел в военных походах, подчинил вятичей, наголову разгромил Хазарский каганат и вступил в военное столкновение с Византией на территории Болгарии. Попытки Святослава закрепиться здесь и перенести центр своего государства в болгарский город Переяславец закончились неудачей. Войско императора Иоанна Цимисхия блокировало в 971 г. русскую дружину и фактически вынудило князя капитулировать. А когда Святослав возвращался в Киев после злополучного похода, то попал в засаду и был убит печенежским ханом Курёй.

По смерти Святослава борьба за власть на Руси обострилась между его сыновьями. Победителем в ней вышел новгородский князь Владимир (ок. 960–1015), чьей матерью была ключница Святослава Малуша, а дядей — Добрыня Никитич, ставший впоследствии знаменитым персонажем русских былин.

Именно Владимиру суждено было стать правителем Руси, при котором она приняла христианство в 988 г. Крещение ее не было единовременным актом. Сначала в Киеве были уничтожены языческие капища и горожан массово крестили прямо в Днепре. Аналогично происходило принятие новой веры и в других городах. Но язычество довольно долго, на протяжении не одного столетия, все же сохранялось в народе. Большим авторитетом среди простых людей продолжали пользоваться и служители древнего культа — волхвы. Но, начиная с 988 г., весь правящий класс Древней Руси — от киевского князя до простых дружинников и княжеской челяди, стал исповедовать христианство, и с той поры страна развивалась как государство христианского мира, как европейская держава.

Только при Владимире многочисленные славянские, финно-угорские, балтийские и даже остатки германских племен стали называть себя единым именем «русские». Но достигнутое единство было непрочным из-за отсутствия системы престолонаследия — княжества раздавались многочисленным сыновьям уже при жизни Великого Князя (сам Владимир, кстати, носил титул «кагана» в знак победы над Хазарским каганатом).

Особенно ярко это проявилось уже при преемниках Владимира Красно Солнышко. После его смерти в 1015 г. и борьбы с наследниками за киевский стол верховным правителем Руси стал один из сыновей Владимира — Ярослав, прозванный Мудрым, княживший до этого в Ярославле и Новгороде.

Его восшествие на престол связано с одной из драматичных страниц русской истории. Один из сыновей Владимира князь Святополк, прозванный Окаянным, опираясь на поддержку поляков, узурпировал власть в Киеве и убил Бориса и Глеба — других сыновей Владимира, также претендовавших на престол. Победителем же из схватки вышел Ярослав, который отомстил за убитых, позже канонизированных и ставших первыми русскими святыми.

При Ярославе на Руси строилось значительное количество православных храмов и монастырей, которые являлись центрами грамотности и просвещения, новые города, укреплялась система оборонительных сооружений, значительно вырос международный авторитет Руси. Был составлен первый свод отечественного права — «Русская правда», на протяжении многих лет остававшийся одним из основных источников российской юридической мысли.

Русь входит в период расцвета, превратившись в одно из самых культурных государств Европы. Об этом свидетельствует любопытный факт: когда дочь Ярослава Анна, выданная замуж за короля Франции, приехала туда, она искренне изумлялась поголовной неграмотности придворных.

Одним из последних и великих правителей Древней Руси был князь Владимир Всеволодович по прозванию Мономах (1053–1125), пытавшийся сохранить единство древнерусского государства. В русской традиции он считается образцом мудрого и дальновидного правителя. Ярославу Мудрому он приходится внуком, другим же его дедом был византийский император Константин Мономах.

Владимир участвовал во многих междоусобных войнах на Руси, не раз громил половцев, и после смерти в 1113 г. Святополка был избран великим князем. Им оставался он до своей кончины.

Это было время расцвета Древней Руси. Воинственные степняки были разгромлены, на подъеме находилось хозяйство, активно развивались ремесла, множилось количество школ. При Мономахе было переведено немало книг с греческого, включая книги Ветхого и Нового Завета, активно развивалось летописание, написаны были жития русских святых. Сам князь тоже не был чужд литературному творчеству и оставил сочинение «Поучение детям», или «Духовную». При Мономахе митрополитом Илларионом было написано «Слово о законе и благодати» — великий памятник богословской мысли Древней Руси.

Процесс дезинтеграции русских земель после смерти Владимира Мономаха шел стремительно. О степени драматизма происходившего повествует самый яркий памятник древней русской литературы — «Слово о полку Игореве», в котором рассказывается о неудачном походе на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича.

В течение XI–XII вв. из-за постоянных набегов степняков и междоусобных войн за киевский стол земли южных княжеств были в значительной мере разорены и опустошены. Вместе с правящей династией на север Руси в поисках безопасности от степняков уходят ремесленники, зодчие, духовенство.

Киев утратил свое значение как стольный град, и постепенно центр власти в стране перемещается в Северо-Восточную Русь, которой правили Владимиро-Суздальские князья. Впоследствии, после чудовищного по своей жестокости набега монголо-татар и разделения Древней Руси на три великих княжества (Галицко-Волынское, ВладимироСуздальское и Великое княжество Литовское), именно Северо-Восточная Русь стала наследницей, носительницей и преумножительницей традиций древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское постепенно подверглись влиянию католичества, утратили суверенитет и вошли в состав других государств.

Владимиро-Суздальское княжество, пройдя через период святого подвижничества (см. Святая Русь), сохранив веру, язык и культуру, стало основой для Московского Царства — крупнейшей державы Восточной Европы.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.

greater_political.academic.ru

Древняя Русь - это государство восточных славян

Русь - это общее названия древнего государства славян в Восточной Европе. Создание Руси определило развитие мировой истории и сыграла решающую роль в этническом становлении славянских народов. Она являлась одним из самых больших государств древности. Имена правителей и известных личностей дошли до наших дней сквозь века. Название "Русь" - это производное от одноименного племени славян. Влияние державы распространялось на значительную часть Европы и Азии. русь это Культурное наследие даёт современному поколению возможность узнать основополагающие процессы становления человеческой цивилизации.

Образование

Русь - это скорее общее название земель с этнически идентичным населением. Различные источники по-разному определяли границы Руси. В западных источниках также встречалось название "Роксолания" или "Русия". К середине 5-го века начинается активное изгнание всего неславянского населения. А сами славяне постепенно переходят к оседлому образу жизни и строят первые города. Преимущественно вдоль рек. Появляется чёткое деление на племена. Кривичи, вятичи, северяне, ильмены и прочие. В 9-ом веке на север высаживаются викинги, которые организовывают свои поселения, но при этом входят в Русь. Это сыграло важную роль в дальнейшем становлении культуры в северных землях. Через некоторые время славяне уничтожают поселения норманов, и скандинавы ассимилируются. При этом некоторые их традиции были переняты местным населением.

В конце девятого века появляется множество крупных городов. От обычных поселений их отличает наличие оборонительных сооружений, в том числе и стен. Сразу выделяются несколько культурных и государственных центров, таких как: Великий Новгород, Рюриково городище, Киев, Ростов, Ярославль, Смоленск и другие. По данным историков уже тогда различные племена ощущали чёткую близость и идентичность между всем населением Руси. Однако существование нескольких центров власти мешало объединиться в единое государство. Постоянные междоусобные войны истощали ресурсы и мешали развитию. Примерной датой объединения восточных славян в единое государство считают 862 год. Тогда несколько племён якобы пригласили варягов на княжение. В это же время проходит знаменитый поход русичей на Царьград.

Расцвет

Через двадцать лет князь Олег переносит столицу в Киев.древняя русь это Он с дружиной убивает Аскольда и Дира, таким образом воссоединяя Русь. Это новгородские и киевские земли, которые до этого де-юре были разделены. Теперь начинается развитие государства. Устанавливаются торговые связи с Византией и несколькими племенами на Западе. В середине десятого века князь Святослав организовывает поход на Хазарский каганат и громит его. Позже его сын окончательно определяет развитие державы. В 988 году происходит крещение. С этих пор восточные славяне перенимают христианские традиции. Строятся каменные церкви и здания. Распространяется письменность. В западных источниках появляется описание государства, которое сейчас называют древняя Русь. Это общее определение всех славянских земель на востоке. Она имеет довольно тесные связи со Скандинавией.

Русь это государство славянских христиан

После крещения происходит резкий подъём в политическом смысле. Устанавливаются связи с европейскими государствами, заключаются браки между элитой. При княжении Ярослава выходит его знаменитый свод законов, своего рода конституция, "Русская правда". Укрепляются позиции и на Востоке. русь это государство Централизация власти даёт положительные результаты. Отбиваются набеги половцев и других кочевых племён. Покоряются новые земли. Развивается уникальная культура. Однако эти процессы были сильно заторможены после смерти Ярослава. Между его потомками началась череда кровопролитных междоусобиц. Бесконечные войны и набеги сильно ослабили Русь. Началось её дробление на мелкие княжества.

Распад древнерусского государства

В таком состоянии Русь подверглась ужасающему нашествию монгольского ига. Князья не имели чёткого координирования и часто отказывались помогать друг другу. Огромное монгольское войско пробиралось вглубь русских земель. Кровопролитные бои не оставляли практически никого живого. Оккупанты грабили и сжигали славянские поселения. В 1240 году пал Киев. назвние русь это Было безвозвратно уничтожено множество святынь и построек.

После этого на долгие года Русь попала в зависимость от Орды. И только в 14-ом веке, под предводительством московского князя, у реки Калка русские дали отпор монголо-татарам. Иван третий окончательно положил конец нашествию. Этот процесс закончился образованием Русского государства.

fb.ru

Древняя Русь - это... Что такое Древняя Русь?

Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году в качестве воинской дружины.

В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат, однако недостаток свидетельств относит Русский каганат к области исторических гипотез.

Образование государства Русь

Наиболее ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании Древнерусского государства, являются Бертинские анналы, в которых сообщается о прибытии в мае 839 года к франкскому императору Людовику Благочестивому византийского посольства от императора Феофила. В составе византийской делегации находились послы народа рос (rhos), посланные в Константинополь правителем, обозначенным в тексте как хакан (chacanus). Древнерусское государство, о котором практически ничего не известно, в этот период времени условно обозначается в современной историографии как Русский каганат.

Наиболее ранний древнерусский летописный свод «Повесть временных лет» излагает образование Руси на основании сохранившихся преданий спустя 250 лет после самих событий, датируя их 862 годом. Союз северных народов, в который входили славянские племена словене и кривичи, а также финно-угорские племена чудь и весь, пригласили варягов из-за моря для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны (см. статью Призвание варягов). По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Эта версия подтверждается археологическими поисками. В то время, как существование поселения Ладога отмечается с середины VIII века, в самом Новгороде отсутствует культурный слой старше 30-х годов X века. Зато подтверждено местонахождение княжеской резиденции в так называемом Рюриковом городище, возникшем в первой половине IX века недалеко от Новгорода.

К моменту возникновения Руси «Повесть временных лет» относит набег руси на Константинополь в 860 году, датируя его ошибочно 866 годом и связывая его с частным походом удельных киевских князей Аскольда и Дира.

862 год — принятый для отсчёта русской государственности — скорее всего условная дата. По одной из версий неизвестный киевский летописец[1]XI века выбрал 862 год на основании памяти о так называемом первом крещении Руси, последовавшем вскоре после набега 860 года.

Именно с походом 860 года, если дословно доверять тексту летописи, её автор связывал начало Русской земли:

«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом».

В последующих расчетах летописца сказано, что «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года», таким образом в летописи неверно назван год начала правления византийского императора Михаила III. Существует точка зрения, что под 6360 годом летописец имел в виду 860 год. Он указан по Александрийской эре, которую историки также называют Антиохийской (для пересчёта её в современную следует отнять 5500 лет). Однако указание индикта соответствует именно 852 году.

В те времена варяги-русь создали по меньшей мере два независимых центра. Вокруг Ладоги и Новгорода собирал земли Рюрик, в Киеве княжили Аскольд и Дир, соплеменники Рюрика. Киевская русь (варяги, правящие в землях полян) приняла христианство от константинопольского епископа.[2]

По мере развития древнерусского государства, а именно в 882 году, его столица была перенесена в Киев князем Олегом, преемником Рюрика. Олег убил киевских князей Аскольда и Дира, объединив в единое государство новгородские и киевские земли. Позднейшими историками этот период был обозначен как времена Древней или Киевской Руси (по местонахождению столицы).

Археологические свидетельства

Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян в середине IX века. В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году.

Развитие древнерусских городов

В середине VIII века по течению Волхова основываются два населенных пункта: Любшанская крепость на месте стоянки финно-угорских племён и, предположительно позже, в нескольких километрах от неё на другом берегу Волхова скандинавское поселение Ладога. В 760-х годах Ладога подвергается нападению, и её население вплоть до 830-х годов стало преимущественно славянским (предположительно кривичи)[3].

В конце 830-х Ладога сгорает и состав её населения сменяется снова. Теперь в ней четко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора» и т. д.)

В 860-х годах по территории северо-запада Руси проходит волна войн и пожаров. Сгорают Ладога, Рюриково городище, Любшанская крепость (причем по наконечникам стрел, найденных в её стенах, осада и взятие Любши проводилось исключительно или преимущественно не-скандинавским населением). После пожаров Любша исчезает навсегда, а население Ладоги становится почти исключительно скандинавским — теперь этот город мало отличается от шведских и датских городов того же периода. [4]

К середине IX века археологи относят возникновении Рюрикова городища, рядом с которым в 930-х годах появились три поселения (кривичи, словене и финно-угры), позднее слившихся в Великий Новгород. Характер поселения в Рюриковом городище позволяет отнести его к военно-административному центру с ярко выраженной скандинавской культурой в ранних слоях, причём не только воинской, но и бытовой (то есть жили семьями). Связь Рюрикова городища с Ладогой прослеживается по характерным признакам бус, распространённых в обоих поселениях.[5] Некоторые намёки на происхождение пришлого населения в Рюриковом городище даёт анализ гончарной керамики из ранних слоёв, соответствие которой находится на южном побережье Балтики. [6]

Археологические раскопки Киева подтверждают существование с VI—VIII веков ряда маленьких обособленных поселений на месте будущей столицы Руси. Градообразующий признак — оборонительные укрепления — заметны с VIII века, хотя датировка времени постройки укреплений остаётся неясной. Археологические следы начинают свидетельствовать о центральной роли города только с X века, и с того же времени определяется заметное присутствие скандинавов [7]

Начиная со 2-й половины IX века Русь покрывается сетью городов (городище в Гнёздово под Смоленском, Сарское городище под Ростовом, Тимерево[8] под Ярославлем), где чётко прослеживается присутствие скандинавской военной элиты. Эти поселения обслуживали торговые потоки с Востоком, в то же время служили центрами колонизации среди местных племён. В некоторых городах (Смоленск, Ростов), упомянутых в древнерусских летописях как племенные центры IX века, культурные городские слои старше XI века не обнаружены, хотя отмечены мелкие поселения.

Клады арабских монет

В 780-х начинается путь «Из варяг в булгары» (Волго-Балтийский торговый путь) — первые находки арабских серебряных дирхемов датируются этим десятилетием (древнейший клад в Ладоге датируется 786 годом). Число ранних кладов (до 833 г.) на территории будущей Новгородской земли сильно превышает количество аналогичных кладов в Скандинавии, то есть изначально Волго-Балтийский путь обслуживал местные потребности. Ладога стала ключевым городом, через который проходил поток арабского серебра в Европу. После пожара Ладоги около 860-го года примерно на десятилетие прерывается поступление серебра в Швецию и на о. Готланд.[9]

Согласно исследованиям Т. Нунана во 2-й половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с 1-й половиной, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути с Северной Руси в Скандинавию.[10] По распределению ранних кладов можно сделать вывод о том, что «путь из варяг в греки» по Днепру ещё не функционировал в IX веке: клады того времени найдены в Новгородской земле (водный путь Волхов—Нева), по Западной Двине, по Оке и верхней Волге.[9] Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.

Один из ранних кладов, найденных в Петергофе (младшая монета датируется 805 годом), содержит большое число надписей-граффити на монетах, по которым стало возможным определить этнический состав их владельцев. Среди граффити единственная надпись на греческом языке (имя Захариас), скандинавские руны и рунические надписи (скандинавские имена и магические знаки), тюркские (хазарские) руны и собственно арабские граффити.[9]

Происхождение названия «Русь»

Как следует из летописных источников, первое многонациональное государство восточных славян Русь получило своё название по варягам—руси. До призвания варягов территорию первого русского государства населяли славянские и финно-угорские племена под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Русская земля».

Не отмечено варяжских скандинавских племён или родов с наименованием русь или близким к тому, потому в настоящее время существует несколько версий появления названия Русь, ни одна из которых не является общепринятой. Все версии разбиваются на

  1. исторические, выведенные из свидетельств авторов-современников;
  2. лингвистические, выведенные из схожих по звучанию слов в скандинавском, славянском либо других языках.
  3. топонимические, выведенные на основе географических названий, как-то связанных по месту расположения с Русью;

Сторонники топонимической теории термина "русь" указывают на обилие гидронимов с корнем "рось". Так, только на Киевщине их насчитывается четыре. Это реки Рось, Росава, Роставица, Роська. При этом историками и лингвистами гидронимы традиционно относятся к наиболее ранним и убедительным доказательствам этнокультурной принадлежности того или иного региона в период его ранней истории.

Историческая византийская версия

Скудость источников IX—X века не позволяет в полной мере оценить зарождение и употребление термина русь или народа рос (более раннего византийского термина для обозначения руси). Однако можно сделать вывод, что термин, по-видимому, возник в Византии в 1-й половине IX века при появлении там варягов-викингов и позднее был заимствован арабскими писателями.

Первое принимаемое всеми историками документально зафиксированное упоминание народа рос относится к 839 году, в Бертинских анналах. Византийский император Феофил направил послов франкскому императору Людовику Благочестивому, а с посольством послал:

«тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть…»[11]

Буквально германский летописец указывает на Рос как на самоназвание народа, но неизвестно, имел он эти сведения от самих росов или так ему передали через византийцев. Таким образом, неких шведов (в IX веке из шведов путешествовали только викинги) византийцы назвали народом Рос, но западные франки признали шведами, и более того, сразу насторожились, потому что уже начали опасаться набегов викингов. Произошло это ещё до образования древнерусского государства, когда варяги никак не ассоциировались со славянами. Название короля русов — каган — возможно является переводом шведского конунг в более близкое и понятное византийцам тюркское хакан, но также может свидетельствовать о существовании государственного образования на землях восточных славян до прихода Рюрика, так называемого Русского каганата.

О том, что именно византийцы прозвали варягов росами, свидетельствует Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году:

«В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρονσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовём „норманнами“… Королём этого народа был [тогда] Ингер [ Игорь Рюрикович ]…»[12]

Лиутпранд Кремонский в своей книге «Антаподосис», написанной около 960 года, рассказал о неудачном походе Игоря Рюриковича на Константинополь в 941 году, причем назвал его именем, более приближенным к изначальному скандинавскому. Лиутпранд не уточнил, по какому именно внешнему признаку византийцы так прозвали россов, но это становится ясно из самого значения греческого слова, обозначающего красный цвет или его оттенок, и из свидетельств арабских авторов.

Аль-Масуди в 1-й половине X века пояснял смысл названия: «Византийцы нарекают их [русов] русийа, смысл этого [слова] — „красные, рыжие“».[13] В своих путевых описаниях арабы особенно отмечают красноту лиц русов и славян. Не вполне понятно, имели они в виду румянец или последствия солнца для северных лиц. Ибн-Фадлан, встретивший русов в 922 году, так их описывал: «Они подобны пальмам, румяны, красны.» [14]

С другой стороны, сложно объяснить, как византийское название русов было заимствовано последними как самоназвание. К тому же данная версия названия русов по красноте лиц исходит не от самих византийцев, а от внешних наблюдателей.

Смешение названия русов и красного цвета на греческом языке иллюстрируется характерным примером, когда в переводе с греческого «Хронографии» Феофана современный русскоязычный переводчик пишет о походе византийцев в 774 году: «Константин двинул флот из двух тысяч судов состоящий, против Болгарии, и сам сев на русские суда, намеревался плыть к реке Дунаю». На самом деле имелись в виду императорские суда, украшенные пурпуром. Латинский переводчик римского папы, библиотекарь Анастасий, который переводил «Хронографию» Феофана в конце IX века, именно так и перевел греческое слово ρουσια в rubea (красные).

Индо-иранская версия

Индо-иранская версия настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное, чем «рус», происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что фантастический[15] народ «рос» (буквально на сирийском звучит как ерос или хрос) впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается в Северном Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами. Наиболее полно обоснованной О. Н. Трубачёвым [16] (*ruksi «светлый» > *rutsi > *russi > русь).

Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский, который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов.[17] При этом он считал собственно русов этническими скандинавами.

В 60-е гг. XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной[18].

В осетинском языке, являющимся современным наследником сармато-аланского языка, так же есть слова ruhs (иронский диалект) и rohs (дигорский диалект), что означает светлый.

Лингвистическая финская версия

Сама структура слова русь позволяет сделать вывод о названии неславянского племени, подобно названиям чудь, весь, водь, пермь, сумь и др.

Историк А. А. Шахматов отмечал:

«Форма Русь… так относится к Ruotsi, как древнерусское Сумь… к финскому Suomi. Мне кажется, что элементарные методологические соображения не позволяют отделить современное финское Ruotsi от имени Русь.»

Финское Ruotsi обозначает шведы, на эстонском шведы называются Rootsi. Считается, что древнее финно-угорское население называло так, по крайней мере с VIII века, скандинавов, собирающих дань.[19] А в финском языке, как предполагают, слово ruotsi возникло на основе древнескандинавского корня rotp-, связанного с понятием гребли, судоходства, жителями шхер. Славяне, соседствующие и живущие вместе с финно-угорскими племенами, могли перенять ruotsi в форме русь для названия скандинавских викингов, приходящих из Финляндии, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы].» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (собирательное название ряда финских племён) стоит на первом месте после варягов и перед славянами.

Столкновения или, по крайней мере, контакты скандинавов, финнов и славян отмечены археологически в середине VIII века в ранних слоях Старой Ладоги. Первоначально финно-скандинавское торговое поселение вскоре, к концу VIII века, характеризуется в основном следами славянского присутствия.

Слова ruotsi и варяги обозначают по сути одних и тех же людей. Не существует пока убедительного объяснения, почему варяги скандинавского происхождения взяли для самоназвания слово финской этимологии. Финская версия подтверждается сообщением так называемой Иоакимовской летописи, что первый князь Рюрик пришёл с дружиной из Финляндии.[20] Однако историки сомневаются в достоверности Иоакимовской летописи, хотя не существует и доказательств её фальсификации, которая могла иметь место в XVII веке.

Писатель XII века Саксон Грамматик в своём описании деяний легендарных датских и шведских королей VIII—IX веков упоминает неоднократно Русию (Russia), а жителей называет русинами (ruthenians). В его былинном изложении Русия находилась на побережье Балтики где-то за Курляндией и Эстонией (Esthonia), имела много вождей и обладала сильным морским флотом на Балтике (см. статью русь (народ)). Возможно это был остров Рюген (Руян, также былинный остров Буян) и народ Руяне. Русины всегда четко отличались от славян. Географическое положение Русии указывает на её близость к Финляндии. Дальше Русии на восток была только так называемая Пермская земля (Permland), край снегов, видимо населённый пермью.

В русско-византийском договоре 912 года варяги со скандинавскими именами называют себя «от рода русского». Однако текст договора является переводом с греческого на славянский, и не отражает исходной формы самоназвания варягов Вещего Олега. То есть в текст договора изначально было записано название русов на греческом, которое, возможно, отличалось от их самоназвания, но сохранилось в обратном переводе на славянский.

Историко-топонимическая прусская версия

Бертинские анналы 839 года и «Повесть временных лет» дают указание на то, что русь (на славянском) или росы (на греческом) являлись самоназванием скандинавских варягов, пришедших «володеть» славянами. В таком случае наиболее вероятно, что русы так звались по названию земли, откуда пришли. В Скандинавии не отмечено мест с подобным звучанием. Датский город Роскилле, резиденция первых датских королей, по ряду причин не может рассматриваться как родина дружины Рюрика.

В то время как «Повесть временных лет» (XII век) сообщает только, что варяги призваны из-за моря, Воскресенская летопись (середина XVI века) указывает на Пруссию, территорию между Вислой и Неманом, населённую балтскими племенами :

«А оть Пруса четвертое на десять колено Рюрикъ. И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житие, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: „советь даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущихъ родовъ“… И послы же Новоградские шедше во Прусскую землю, обретоша князя Рюрика».

Если скандинав Рюрик пришёл с дружиной из Пруссии, не исключено, что принёс с собой и название Руся (Русь). Косвенно приход Рюрика из Пруссии подтверждается направлением торговых потоков пути из варяг в греки. Как предполагают археологи, первые арабские монеты появились через Русь именно в прусских землях.

В прусских землях отмечен исторический гидроним Русс как название Немана в нижнем течении. Это поздненемецкий вариант названия, имеющий и более раннее написание Руссе, то есть Руса, что идентифицируется с современным литовским названием Русне (вероятно, обобщено от рукава Русы). В том же древнепрусском регионе около совр. Велево (повят Бранево, Польша) имеется река гидроним, записанная в немецкой форме как Русса. Оба названия происходят от балтийского корня «медленно течь». Древнейшим руслом Немана была река Немонин, впадающая в Куршский залив. Между ним, Немонином и совр. Русне (Руксой) был огромный остров, который и мог иметь древнескаловское название Руся (Русь).

Главным аргументом в пользу прусской теории является необъяснимое с точки зрения прямого заимствования из скандинавского в славянские языки слово витязь (при прямом заимствовании было бы вицяг от сканд. викинг). Посредником мог быть только прусский язык, в котором знатные воины называются витингами от позднепрусского витингис с мягкой основой. Скандинавское сочетание «ки» было перенято пруссами как «ти» по законам балтийской палатализации, тогда как слог -тингь- закономерно дал русское -тязь. Надо учесть и идентичные захоронения около Киева и на Самландском полуострове, а также знак трезубца (знак Рюриковичей), обнаруживаемый на камнях Самландии в виде изображения падающего сокола (княжеский знак). При этом одна из древнейших улиц Новгорода — Прусская (не позже XII в.). Подробно прусская теория в первый раз обоснована в 2001 г. в познаньском лингвистическом сборнике в честь проф. д-ра М.Хасюка: Old Prussian share in creating the first Russian State: Break of the Millenium Comments to the Norman Theory./ In: Festschrift Dr. Michal Hasiuk. Poznan, University, 2001.

Топонимическая этимология

  • Южнорусская или среднеднепровская этимология слова Русь распространена среди русских и советских историков, привязывающих слово к ряду топонимов Среднего Днепра и исторических этнонимов.

Название Русь выводится из гидронима Рось (др.-рус. Ръсь), названия правого притока Днепра южнее Киева. Археологи не обнаружили в непосредственно районе реки Рось сколько-нибудь значительных памятников древнерусской эпохи, чтобы рассматривать название этой реки как образующий фактор для названия народа. Кроме того, лингвисты сомневаются в возможности перехода изначального названия Ръсь в Русь, а именно с у в корне известен в славянской среде этноним Русь. То есть если бы даже народ прозвали не по славянски росскими, то это слово не могло по правилам славянского словообразования перейти в русские. Жившее по реке Рось население в летописи именуется поршане.

В Воскресенской летописи середины XVI века есть такая версия возникновения эпонима русь: «И пришедше словене съ Дуная и седше у езера Ладожьскаго, и оттоле прииде и седоша около озере Илменя, и прозвашася иным именемъ, и нарекошася Русь рекы ради Руссы, иже впадоша во езеро Илмень». Упоминание о реке Русса явилось вставкой летописца, о чём свидетельствует сравнение с текстом более ранней Софийской первой летописи начала XV века. Позднее возникновение эпонима русь стали связывать не с рекой, а с названием города Руса. Впервые населённый пункт Роус (то есть Рус) упоминается в новгородской берестяной грамоте № 526, датируемой 2-й половиной XI века. Археологические раскопки позволяют отнести возникновение Старой Руссы не ранее конца X века.[21] Лингвисты также сомневаются в возможности перенести название реки или города Руса на название племени. Жителей Руса в летописи именовали рушане.

Производные значения

Этнонимы

Руский, руський, руськый, руський люд — этноним, обозначающий жителей Киевской Руси. В единственном числе представитель народа Русь именовался русин или "роусин", а житель Руси именовался "руський" или "роуский". Если в русско-византийском договоре 911 года (договор Вещего Олега) не вполне ясно, назывались ли русью все жители Руси, или только варяги-русь, то в русско-византийском договоре 944 года (договор Игоря Рюриковича) название русь распространяется на «всѣх людий Руское земли».

Фрагмент текста договора Игоря с греками от 944 года (945 год по смещённой датировке ПВЛ):

«аще ударить мечемъ или копьемъ, или кацемъ любо оружьемъ Русинъ Грьчина или Грьчин Русина, да того деля греха заплатить сребра литр 5, по закону рускому»

Здесь «грьчин» — употребляется в значении житель Византии, грек; значение термина «русинъ» спорно: либо "представитель народа Русь", либо "житель Руси".

Даже в самых ранних дошедших до нас вариантах "Русской правды" русь уже полностью равноправна со славянами:

Убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, любо отцу сына, или братучаду, любо сестрину сыну. Если не будет кто мстить, то 40 гривен за голову, если будет русин либо гридин, либо купчина, либо ябетник, либо мечник. Если изгой будет либо славянин, то 40 гривен положить за него.

В более поздних редакциях "русин" и "славянин" идут сплошным перечислением (либо вместо "русин" стоит "горожанин"), зато появляются, например, штрафы размером 80 гривен за княжеского тивуна.

В фрагменте договора Смоленска с немцами XIII века слово "Роусин" уже означает "русский воин":

«Немьчичю же не льзе позвати на поле Роусина битъ ся въ Ризе и на Гътьскомь березе, Роусиноу же не льзе позвати Немьчича на поле битъся Смоленьске.»[22]

Топонимы

После монголо-татарского нашествия и дробления Киевской Руси на отдельные независимые княжества Русь сохраняется как название исторических земель. Московский царь, объединив под своей властью Новгородские, Владимирские, Суздальские и Московские земли, официально зовется «великим князем Московским», однако церковный владыка именуется «митрополит всея Руси».[23] В 1493 году царь Иван III впервые включил выражение "Всея Руси" в свой титул на переговорах с Литовским княжеством, правитель которого сам имел слово "Русь" в своем титуле (Великий Князь Литовский и Русский).[24]

Другие исторические названия, такие, как Белая, Чёрная, Красная (или Червоная) Русь, происходят от их географического положения — в средние века направления север-юг и запад-восток имели свои «цветовые» аналоги.

Малая Русь и Великая Русь, произошли от греческих названий Μικρά Ρωσία — Микра Росиа и Μακρά Ρωσία — Макра Росиа, которые использовались в церковно-административной практике Византии с начала XIV в. Греки, по аналогии с терминами «Малая Греция» (собственно Греция) и «Великая Греция» (Греция вместе со своими колониями), под Малой Россией понимали метрополию — центр Руси (Южную Русь, современную Украину), а под «Великой Россией» — в широком смысле все русские земли.

С XV века в церковных книгах название Великая Русь закрепилось за Московским государством и другими северо-восточными русскими землями, а Малая Русь — за современными западными и северными русскими (сейчас украинскими) землями. С XVII века оба названия стали упоминаться в светскои документации и литературе.

Территорально близкие к латинской Европе земли современных Западной Белорусии и Западной Украины именовались в иностранных (прежде всего в австрийских, чешских и польских источниках) Рутенией с XIV века.

Россия

С последней четверти XV века Московское княжество начинает носить официальное название Русия, а великий московский князь Иоанн III титул Государя всея Русии: «Мы Иоанн, Божиею милостию Государь всеа Русии, Володимерский, и Московский, и Новогородский, и Псковский, и Тферский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных». [25]

К рубежу XV—XVI вв. первоначально как простонародное и церковно-книжное, затем в официальных документах, стало распространяться название «Россия», близкое ко греческому обозначению Ρωσία . Соответственно, вместо названий Великая, Малая, Белая Русь стали употребляться Великая Россия — Великороссия, Малая Россия — Малороссия, Белая Россия — Белороссия — Белоруссия.

В связи с присоединением новых территорий появились названия Новороссия — Новая Россия (южная часть современной Украины и южная часть европейской части современной России) и менее употреблявшееся Желтороссия — Жёлтая Россия (сначала — Туркестан, затем — Маньчжурия, позднее — северная и восточная часть современного Казахстана и сопредельные степные территории восточного Поволжья, южного Урала и южной Сибири современной России). По аналогии для других и новых территорий современной России были предложены, но почти не употреблялись названия Зеленороссия — Зелёная Россия (Сибирь), Голубороссия — Голубая Россия (Поморье) и др.

Культура

Примечания

В Викисловаре есть статья «русь»

dic.academic.ru

Древняя Русь | История мира

История Древней Руси

Становление Древнерусского государства принято датировать 862-ым годом. По крайней мере, такого мнения придерживаются сторонники норманнской теории образования государственности.

Именно в 862-ом году на земли Руси были приглашены три брата, являющихся норманнскими князьями. Хотя, сейчас и это утверждение подвергается сомнению. Так как в те времена усиление централизованной власти в Скандинавии выгоняло всех несогласных с территории. Этими несогласными могли быть как небольшие ярлы, владельцы единичных фьордов, так и военные вожди небольших дружин. Называть братьев Рюрика, Синеуса и Трувора – князьями, по меньшей мере, необоснованно.

Как бы то ни было, именно приход викингов, или как их называли славяне – варягов (предположительно образовано от слова «ворог»), стал завершающим толчком формирования Древнерусского государства.Приверженцы норманнской теории утверждают, что сами принципы государственности в разрозненные и дикие племена народов населяющих территорию будущей Руси принесли викинги. Но исторические факты гласят обратное. Все предпосылки для создания государства на тот момент уже были, как экономические избытки, так и классовое деление. То есть, для полноценного завершения процесса не хватало лишь сильного военного аппарата, которым и стала дружина Рюрика.

Справедливо будет отметить, что культура разных народов на территории Руси, полян, древлян, кривичей – была сама по себе богаче и шире, чем культурные особенности норманнов. Викинги обладали лишь воинскими обычаями и традициями. Обогатить культуру славян, как утверждают согласные с норманнской теорией, викинги просто бы не смогли. Напротив, это они быстро переняли местные культурные элементы, постепенно растворяясь в народности.

Фактическое же появление Древнерусского государства датируется 882-ым годом. Именно в этот период Олег, ближайших соратник Рюрика после смерти вождя захватывает Киев и становится первым Киевским Великим Князем. Далее, династия Рюриковичей сформировала множество ветвей, породила сотни правителей, как Великих Князей, так и управленцев местного масштаба. И прекратилась лишь со смертью царя Федора Иоанновича в 1598 году.

Классы Древней Руси

Классовое деление в Древней Руси было весьма строгим. Конечно, до категоричности индийских каст подобной градации было далеко, однако переход между классами был очень сложен. Теоретическая возможность сохранялась, но на практике такого почти не случалось.

Главой государство, однако, без действительно самодержавной власти был Великий Киевский Князь. Он считался «первым среди равных», то есть не мог отдавать прямых приказов другим князьям. Правда, его можно считать главным звеном привилегированного сословия, которое состояло из:

  1. Князей, зачастую управляющих отдельными городами и прилежащими территориями;
  2. Старшей дружины князя, то есть ближайшими военными соратники, имеющими серьезный вес;
  3. Бояр, часть из которых могла в определенное время быть и дружинниками. Вообще, бояре являлись землевладельцами. Любой доверенный дружинник князя, получивший землю за службу или купившей ее, мог сменить свой класс;
  4. Младшей дружины, обычный состав дружины, отроки, которые только собирались стать полноценными войнами.

Стоит отметить, что дружинники князя имели множество обязанностей и полномочий помимо непосредственного военного ремесла. Они вершили суд в отсутствие князя или в мелких вопросах, занимались управлением на территориях, осуществляли переговоры, то есть, выступали в качестве послов.

Средний класс:

  1. Богатые и крупные, а так же мелкие купцы. На них находилась вся полнота торгового аппарата в Древней Руси;
  2. Ремесленники, земледельцы. Зачастую их еще называли черными людьми, так как они занимались низшей, черновой работой;
  3. Вольные люди. Это особый класс, который, по сути, не имел никаких обязанностей, но был защищен законом. Отроки, которые еще не определились с будущей профессии и живущие под покровительством своей семьи, к примеру. И любые другие члены общества, которые не относились к выше описанным группам и не несли повинностей.

Низший класс:

  1. Челядники и холопы. Это фактически бесправное население, а учитывая тот факт, что чуть позже появилась возможность продавать и покупать их, то класс стоит именовать рабами. Попасть в эту категорию, обычно можно было за долги, которые человек был не в состоянии выплатить. А также путем личной продажи своей персоны;
  2. Военнопленные. Разницы с обычными закупами никакой нет, та же лишенная прав прослойка, выполняющая любые обязанности своих хозяев. Только в рабство они попадали в результате военных конфликтов.

Население Древней РусиНаселение Древней Руси

Довольно проблематично посчитать точный количественный фактор населения Древнерусского государства. Но приблизительная статистика останавливается на цифре в 7.5 миллионов человек. Примечательно, что лишь седьмая часть их них проживала в крупных и мелких городах. То есть, количество небольших населенных пунктов, деревень, сел было просто огромным. Это неудивительно, учитывая значения сельского хозяйства для той эпохи.

Нетрудно догадаться, что привилегированное сословие составляло ничтожно малый процент от всего населения. Большая часть жителей – это крестьяне, на втором месте ремесленники. Возделывали землю многие, но опять же, больше половины из них были смердами. Это свободное население страны, которое при этом было ограничено в правах специальным княжеским законом. Они не могли свободно прекращать работу и покидать свои наделы. Уплачивая определенный налог в пользу князя, от которого были зависимы.

Князья Древней Руси

Следует сразу разделять понятие Великого Князя и уездных князей. Первый – являлся главной всего государства, вторые – лишь управленцами на некоторых территориях.

Хотя, династия Рюриковичей намекает самим названием о первом князе, отсчет династии ведется не от самого Рюрика. Его начинает Олег, который был прозван в результате своих мудрых решений – Вещим. Династия Киевских князей довольно длинная, с множеством ответвлений. Стоит отметить лишь самых значимых князей, которые заступали на престол:

  1. Святослав Игоревич. Великий Князь, который сумел разгромить непобедимый до той поры Хазарский каганат, наладил первые торговые отношения с Византией;
  2. Владимир Красное Солнышко. Наиболее известный князь за всю эпоху. Он являлся инициатором крещения Руси, сплотив тем самым Византию и Русь;
  3. Владимир Мономах. Гениальный управленец, сумевший усилить государство, стабилизировать экономику и военную мощь. Автор «Поучения»;
  4. Юрий Долгорукий. Гениальный полководец и военный стратег;
  5. Александр Невский. Владимирский князь, считавшийся правителем Руси на тот момент. Так как правитель Владимира получал ярлык на правление от монгольского хана. Государство находилось под дланью татаро-монголов. Известен грандиозной битвой на Чудском озере, где разбил немецких рыцарей.

Города Древней Руси

Количество городов в Древнерусском государстве было сравнительно небольшим. Да и в подобного рода населенных пунктах просто не было серьезной необходимости. Однако, ситуация резко меняется в связи с появлением свободного доступа к новому торговому пути, который именуется замысловато «из варяг в греки». Укрепление торговых отношений увеличило экономическую мощь государства и значение городов. Поэтому, с XI века начинается активное строительство городских поселений, количество которых практически удваивается за небольшой промежуток времени.

Наиболее известными городами считаются:

  • Киев;
  • Новгород;
  • Ростов;
  • Муром;
  • Полоцк;
  • Чернигов;
  • Псков;
  • Смоленск;
  • Углич;
  • Изборск.

Помимо них существовала масса городов меньше размером, не таких известных, но все же имеющих все признаки городского населенного пункта.

Большая часть населения в городах, как ни странно, имела свои собственные земельные участки для сельского хозяйства. То есть, люди выращивали овощи и злаки прямо рядом со своим домом, на заднем дворе. Постоянная нехватка ресурсов пропитания создала причудливую связь между городом и сельским хозяйством.

Главным образом города заселялись ремесленниками всех мастей, кузницами, ткачами, каменщиками, гончарами, ювелирами, оружейниками.

Культура Древней Руси

В 988-ом году в Древней Руси произошел культурный переворот. До этих времен, на территории превалировало язычество, сильных культурных достижений не существовало. Грамота, правда, была, берестяные записи, сохранившиеся впоследствии, датировались IX веком. Однако, с крещением Руси князем Владимиром произошел коренной разворот. Общество насильно приобщалась к Византийским настроениям, массовое навязывание христианства несло в себе и множество положительных аспектов. Византия была прямым наследником культурных достижений античности, сохраняла и передавала древние знания. Которые в итоге активно распространялись и на Руси. Достижения философов, математиков, богословов стали расходиться с поражающей скоростью. В какой-то мере, именно тогда зародились культурные особенности, которые впоследствии стали основной для развития во времена Романовской династии.

Но некоторые достижения в искусстве все же значительно отличилась от того, что можно было увидеть в Константинополе. Это объясняется тем, что территория Руси была слишком велика, и насаждение ценностей не могло затронуть все население. Поэтому, чем дальше от Киева находился тот или иной населенный пункт, тем более традиционные нотки культуры там преобладали.

Искусство Древней Руси

Византийские настроения отразились в первую очередь на литературе. Книги стали массово популяризироваться, и через некоторое время появилась масса русских авторов, достойных занесения в анналы истории.

В большинстве своем литература была религиозного или поучительного характера, однако бывали и исключения. Развлекательные же книги не признавалась серьезными, и не писались. Да и ярмарочные скоморохи, которые в теории могли писать в подобном жанре, зачастую были неграмотны.

Широкой популярностью пользуется произведение монаха Нестора «Повесть временных лет», которое является в своем роде учебником по истории. Хотя, все же он доносил не сухие факты, а личное мнение, обучал морали и ценностям, ратовал за объедение народов. Владимир Мономах тоже внес свою лепту в «Поучении», описывая то, как должен вести себя действительно достойный управленец. Это произведение до сих пор может считаться примером руководства для правителя.

В живописи особое внимание уделялось иконописи. Это было практически единственное действительно официальное направление. Также после X века актуальность приобрели такие жанры как мозаика и фреска. С помощью них появлялись настоящие шедевры, которые можно найти в исторических памятниках до сих пор.

Архитектура Древней Руси

До принятия христианства на Руси в принципе не использовался камень в архитектуре. Все постройке были деревянными. Но в связи с этим, мастера зодческого искусства достигли в этом огромных успехов. Огромные деревянные сооружения, как княжеские палаты – впечатляющие строения даже по меркам современности.

После 988-ого года под влиянием приехавших византийских мастеров зодчество быстро переходит на каменные рельсы. Учитывая, серьезный опыт русских умельцев, они легко перестроились на этот уровень. Первые постройки были опять же религиозного характера. Строительство соборов, храмов, церквей. Стоит сказать, что в пластичности форм этих архитектурных сооружений четко можно проследить мотивы Византийской архитектуры. Даже на сегодняшний день памятники истории схожи.

Памятники Древней Руси

Эпоха оставила современникам множество замечательных исторических памятников Древней Руси. Большая их часть относится к зодческому искусству, которое получив мощный толчок от Византии, развивалось семимильными шагами. Как уже было отмечено, основные шедевры архитектуры относились к религиозным постройкам. За сравнительно небольшой промежуток были возведены сотни конструкций такого типа. Особо известными и примечательными из них считаются:

  1. Спасо-Преображенский собор. Этот один из наиболее старейших, но значимых памятников истории. Построенный при Константине Всеволодовиче в Ярославле он связан с громкими именами истории. Одни из них – Царь Иоанн IV и Пожарский;
  2. Собор Рождества Богородицы. Построенный в городе Пскове, этот памятник истории выделился своим содержанием. На его стенах изображены фрески, которые сочетают в себе стили, как Византии, так и исконно русские. Стоит отметить, что до нынешних времен эта архитектурная постройка дошла практически в первозданном виде. Учитывая тот факт, что заложен собор был 1310-ом году, Вы можете оценить мастерство зодчих, которые его построили;
  3. Киевский Софийский собор. Пожалуй, главной памятник, пришедший к нам сквозь эпоху. Это огромный калейдоскоп творчества ушедших веков, иконы, фрески, мозаика, все направления христианского творчества нашли свое отражение внутри этого величественного строения.

history-of-world.ru

История Древней Руси кратко

Период древней Руси берет свое начало с древних времен, с появления первых племен славян. Но наиболее важным событием является призвание на княжение в Новгороде князя Рюрика в 862 году. Рюрик приехал не один, а с братьями, Трувор правил в Изборске, а Синеус в Белоозере.

В 879 году Рюрик умирает, у него остается сын Игорь, который из-за своего возраста не может править государством. Власть переходит в руки товарища Рюрика - Олегу. Олег в 882 году объединяет Новгород и Киев, тем самым основав Русь. В 907 и 911 году состоялись походы князя Олега на Царьград (столицу Византии). Эти походы были успешными и подняли авторитет государства.

В 912 году власть переходит к князю Игорю (сыну Рюрика). Правление Игоря символизирует успешную деятельность государства на международной арене. В 944 году Игорю заключил договор с Византией. Однако успеха во внутренней политике достичь не удалось. Поэтому Игорь был убит древлянами в 945 году после попытки собрать дань повторно (данная версия наиболее популярна у современных историков).

Следующим периодом в истории Руси является период правления княгине Ольги, желающей отомстить за убийство мужа. Правила она приблизительно до 960 года. В 957 году она посетила Византию, где по легенде приняла христианство. Затем власть взял ее сын Святослав. Он знаменит своими походами, которые начались 964 году и закончились в 972 году. После Святослава власть на Руси перешла в руки Владимиру, который правил с 980 года по 1015 год.

Правление Владимира наиболее знаменито тем, что именно он крестил Русь в 988 году. Скорее всего, это самое значимое событие периоды древнерусского государства. Установление официальной религии было необходимо в большей степени для объединения Руси под одной верой, укрепление княжеского авторитета и авторитета государства на международной арене.

После Владимира был период междоусобиц, в которых победил Ярослав, получивший прозвище Мудрый. Он правил начиная с 1019 и заканчивая 1054 годами. Период его правления характерен более развитой культурой, искусством, архитектурой и наукой. При Ярославе Мудром появился первый свод законов, который назывался «Русская правда». Таким образом он основал законодательство Руси.

Затем основным событием в истории нашего государства был Любечский съезд русских князей, который состоялся в 1097 году. Его целью были поддержание стабильности, целостности и единства государства, совместная борьба против врагов и недоброжелателей.

В 1113 году к власти приходит Владимир Мономах. Его основным трудом было «Поучение детям», где он описывал, как стоит жить. В целом период правления Владимира Мономаха ознаменовал окончание периода древнерусского государства и ознаменовал появление периода феодальной раздробленности Руси, который начался в начале XII века, а закончился в конце XV века.

Период древнерусского государства положил начало для все истории России, основал первое централизованное государство не территории Восточно европейской равнины. Именно при этом периоде Русь получила единую религию, которая является одной из лидирующих в нашей стране и сегодня. В целом период, не смотря на свою жестокость, принес многое для развития дальнейших социальных отношений в государстве, заложил основы для законодательства и культуры нашего государства.

Но самым главным событием древнерусского государства стало образование единой княжеской династии, которая служила и управляла государство в течение нескольких столетий, тем самым власть на Руси стала постоянной, основанной на воле князя, а затем и царя.

Другие ответы:

История Древней Руси

История Древней Руси

Интересные ответы

sochinite.ru

Древняя Русь история возникновения городов.

Древнерусское государство.Понятие «Древняя Русь» не связано с делением и Средневековья в Европе, оно обычно обозначает «домонгольский» период IX — середины XIII веков и используется чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории. Древняя Русь — это обобщенное название восточнославянских княжеств IX — середины XIII веков.

Русь в веках

В IX веке в Восточной Европе возникло Древне Русское государство жителями которого были славянские племена.Древне Русское государство имело все характеристики и признаки государственности: существовала единая власть князя, была собственная княжеская дружина, уже были установлены и общие нормы права. Во времена своего могущества Древняя Русь занимала земли от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. Главой государства был великий князь русский, а войска состояло в основном из наемников. Все жители на Руси платили налоги в виде дани.

В 988г. князь Владимир (Святой), начал крестить своих бояр а затем весь народ. С этого периода на всех землях устанавливается единая власть сыновей Владимира I . Становление одной религии еще больше объединяет земли в единое независимое государство и существенно расширяет связи с другими странами.

Крещение народов древней руси.

Теперь русская культура приобщилась к византийской культуре. Также, этот период считается периодом возникновением письменности на территории Киевской Руси. Издревле славяне были язычниками и с сопротивлением, принимали христианство.  Крещение стало переломным событием в истории древнего русского народа.

XII-XVвека - характеризуются как период упадка и феодальной раздробленности великого государства, в этот период времени Киевская русь прекращает свое существование и распадается на ряд мелких княжеств.

ictoria.ru

ДРЕВНЯЯ РУСЬ это что такое ДРЕВНЯЯ РУСЬ: определение — Политика.НЭС

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

государство восточных славян, существовавшее в IX–XIII вв. Издавна на обширной территории Восточной Европы жили многие народы — славянские, финноугорские, тюркские, германские. Практически у всех этих этносов к началу первого тысячелетия н. э. не сложились государственные формы общественного устройства и господствовали родоплеменные отношения. Серьезные изменения для этого обширного региона Евразии наступили, когда, начатое из степей Центральной Азии экспансией гуннов, развернулось т. н. «Великое переселение народов», имевшее глобальные последствия для цивилизованного мира того времени.

В Северное Причерноморье и на Восточноевропейскую равнину хлынули многочисленные племена тюрков и угров. В свою очередь автохтонное население, вытесняемое со своей земли, двинулось на запад, в пределы разделившейся к тому времени на две части Римской империи.

На Западе усилили свой натиск германские племена (некогда могущественные кельтские народы к этому времени уже утратили историческую инициативу и в значительной степени были романизированы).

В пределы Византийской же империи по преимуществу вторгались племена славян, которые заселяли целые области исторической Эллады (особенно Пелопоннес). Славяне же, заселявшие лесостепь и лесные территории в условиях внешней опасности, связанной с постоянной угрозой агрессии со стороны степи, вынуждены были объединяться и искать более прочные и эффективные формы общественного устройства, чем связи, основанные на кровном родстве и общности происхождения.

Согласно мнению большинства историков Русь, зародившаяся сначала как племенной союз восточнославянских племен (полян, сыгравших в нем главенствующую роль, радимичей, дреговичей и др.), уже в IX в. превратилась в раннефеодальное государство.

Исследователи до сих пор спорят о происхождении названия «Русь». Одни объясняют его с точки зрения топонимики — «живущие близ реки Рось, т. е. росские, русские». Другие склоняются к тому, что корень «рус» восходит к праславянскому языку и обозначает вообще «реку», «воду». Отсюда — «русло», «русалка» и т. д. А поскольку славяне предпочитали селиться исключительно в долинах рек, то и слово «русские» следует считать общим самоназванием для всех восточных славян. Но наиболее убедительной представляется гипотеза о том, что слово «русские» обозначает не этническую, а государственную принадлежность, так как по всем правилам грамматики оно — имя притяжательное («русский» ответ на вопрос: «чей?»).

Последовательно эти взгляды были изложены в трудах сторонников «норманнской теории», основоположниками которой были Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер. Основываясь на «Повести временных лет», ученые пришли к выводу, что местные славянские племена призвали для защиты варягов — дружину конунга Хререкра (Рюрика) Датского, реального исторического персонажа, как показали современные исследования. Именно с этого времени, по их мнению, и берет начало русская государственность. Более того, убеждены их последователи, само название «Русь» не славянского, а скандинавского, т. е. германского происхождения и является самоназванием общины, к которой принадлежал Рюрик (округ Рустринген во Фризии).

Согласно византийским и арабским источникам первоначально «русью» называли себя именно скандинавы, князь и его дружины. Отсюда и имя притяжательное «русские» для всех подвластных им племен. Видный историк Л. Гумилев пишет о беспрерывных конфликтах между славянами и русами. Первые занимались земледелием и скотоводством, и вынуждены были обороняться от русов, которые жили исключительно разбоем и набегами. Так что, вопреки мнению сторонников «норманнской теории», «призвание варягов» выглядит на самом деле не как цивилизаторская миссия более развитого народа в отношении отсталых племен, а как распространенный во все времена найм на службу профессиональных воинов.

Исторические факты неоспоримо свидетельствуют, что уровень развития скандинавских народов в IX в. никак не превосходил тот, на котором находились племена славян, живших на северо-западе Восточноевропейской равнины, в районе нынешних Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской, Вологодской обл. Не случайно скандинавы называли землю славян «Гардарики» — «страной городов»: их у самих варягов было крайне мало.

Кроме того существует и точка зрения, что русы по происхождению были не германским, а балтийским народом, родственным племенам летто-литовской группы индоевропейской языковой семьи, к которой относились предки современных литовцев и латышей, а также частью истребленных, частью ассимилированных ятвягов и пруссов.

Очевидно, «призвание варягов» следует трактовать как узурпацию власти в Новгороде предводителем наемников Рюриком в 862 г. Он овладел городом и подавил восстание Вадима Храброго, вспыхнувшее против засилья наемников-варягов («русов»). Затем Рюрик послал отряд во главе с Аскольдом и Диром для захвата земель славян в нижнем течении Днепра, чтобы создать плацдарм для войны с Византией. Те завоевали главный город полян Киев без большой крови, славяне встретили их дружелюбно. Собрав большое войско, Аскольд и Дир в 860 г. напали на Константинополь. Летописи свидетельствуют, что жителям города удалось избавиться от страшной угрозы только когда они, выйдя за ворота, обошли крестным ходом с иконой Богоматери Одигитрии городские стены. Поднявшаяся буря разметала корабли русов, те сняли осаду. Чудесное избавление Царьграда (как называли славяне Константинополь) произвело на киевских князей столь сильное впечатление, что спустя несколько лет, встретившись с патриархом Фотием в 867 г., они приняли христианство. Князь Олег (Хельги), продолжая начатое своим родственником Рюриком, значительно расширил владения молодого государства, подчинил своей власти окрестные племена славян и чуди, обложив их данью. В 882 г. Олег, получивший затем в отечественной традиции прозвище Вещий, собрав значительную дружину, из своей столицы Ладоги двинулся на юг. Он взял Киев, убив Аскольда и Дира.

С севера на юг — именно таким был вектор построения нового могущественного государства Восточной Европы, которое рождалось в борьбе с двумя сильнейшими государствами тех времен — Византией и Хазарским каганатом. В геополитическом смысле это направление экспансии являлось доминирующим и позже (как правило, верховным правителем Руси становился не старший сын, а тот, кто перед этим правил в северных землях — в Ладоге и Новгороде).

Совершив много удачных военных походов против Хазарского каганата и на столицу могущественной Византии в 907 г., когда, согласно летописям, в знак победы Олег прибил свой щит на «врата Цареграда», Олег Вещий умер, оставив на киевском «столе», по данным современных историков, своего сына Олега «Второго», который вступил в союз с хазарами, участвовал в антиарабских и антивизантийских походах и бесславно погиб в одном из них. Прямая княжеская ветвь прервалась и до сих пор не ясно, по какому праву престол унаследовал князь Игорь (Ингварь) с молодой жена Ольгой (возможно, дочерью Олега), который сразу же столкнулся с сопротивлением подвластного племени древлян, не желающих платить дань новому князю.

Во время княжения Игоря совершались военные походы и против восточнославянских племен, и против Византии, с которой был заключен очередной договор. После его смерти в 945 г. (Игоря убили древляне) власть в Киеве перешла к его жене Ольге (ум. 969), одной из первых христианок на Руси (крестным отцом ее был императором Византии Константин IX Багрянородный), и сыну Игоря Святославу (942–72).

Он, подобно отцу, всю свою жизнь провел в военных походах, подчинил вятичей, наголову разгромил Хазарский каганат и вступил в военное столкновение с Византией на территории Болгарии. Попытки Святослава закрепиться здесь и перенести центр своего государства в болгарский город Переяславец закончились неудачей. Войско императора Иоанна Цимисхия блокировало в 971 г. русскую дружину и фактически вынудило князя капитулировать. А когда Святослав возвращался в Киев после злополучного похода, то попал в засаду и был убит печенежским ханом Курей.

По смерти Святослава борьба за власть на Руси обострилась между его сыновьями. Победителем в ней вышел новгородский князь Владимир (ок. 960–1015), чьей матерью была ключница Святослава Малуша, а дядей — Добрыня Никитич, ставший впоследствии знаменитым персонажем русских былин.

Именно Владимиру суждено было стать правителем Руси, при котором она приняла христианство в 988 г. Крещение ее не было единовременным актом. Сначала в Киеве были уничтожены языческие капища и горожан массово крестили прямо в Днепре. Аналогично происходило принятие новой веры и в других городах. Но язычество довольно долго, на протяжении не одного столетия, все же сохранялось в народе. Большим авторитетом среди простых людей продолжали пользоваться и служители древнего культа — волхвы. Но, начиная с 988 г., весь правящий класс Древней Руси — от киевского князя до простых дружинников и княжеской челяди, стал исповедовать христианство, и с той поры страна развивалась как государство христианского мира, как европейская держава.

Только при Владимире многочисленные славянские, финно-угорские, балтийские и даже остатки германских племен стали называть себя единым именем «русские». Но достигнутое единство было непрочным из-за отсутствия системы престолонаследия — княжества раздавались многочисленным сыновьям уже при жизни Великого Князя (сам Владимир, кстати, носил титул «кагана» в знак победы над Хазарским каганатом).

Особенно ярко это проявилось уже при преемниках Владимира Красно Солнышко. После его смерти в 1015 г. и борьбы с наследниками за киевский стол верховным правителем Руси стал один из сыновей Владимира — Ярослав, прозванный Мудрым, княживший до этого в Ярославле и Новгороде.

Его восшествие на престол связано с одной из драматичных страниц русской истории. Один из сыновей Владимира князь Святополк, прозванный Окаянным, опираясь на поддержку поляков, узурпировал власть в Киеве и убил Бориса и Глеба — других сыновей Владимира, также претендовавших на престол. Победителем же из схватки вышел Ярослав, который отомстил за убитых, позже канонизированных и ставших первыми русскими святыми.

При Ярославе на Руси строилось значительное количество православных храмов и монастырей, которые являлись центрами грамотности и просвещения, новые города, укреплялась система оборонительных сооружений, значительно вырос международный авторитет Руси. Был составлен первый свод отечественного права — «Русская правда», на протяжении многих лет остававшийся одним из основных источников российской юридической мысли.

Русь входит в период расцвета, превратившись в одно из самых культурных государств Европы. Об этом свидетельствует любопытный факт: когда дочь Ярослава Анна, выданная замуж за короля Франции, приехала туда, она искренне изумлялась поголовной неграмотности придворных.

Одним из последних и великих правителей Древней Руси был князь Владимир Всеволодович по прозванию Мономах (1053–1125), пытавшийся сохранить единство древнерусского государства. В русской традиции он считается образцом мудрого и дальновидного правителя. Ярославу Мудрому он приходится внуком, другим же его дедом был византийский император Константин Мономах.

Владимир участвовал во многих междоусобных войнах на Руси, не раз громил половцев, и после смерти в 1113 г. Святополка был избран великим князем. Им оставался он до своей кончины.

Это было время расцвета Древней Руси. Воинственные степняки были разгромлены, на подъеме находилось хозяйство, активно развивались ремесла, множилось количество школ. При Мономахе было переведено немало книг с греческого, включая книги Ветхого и Нового Завета, активно развивалось летописание, написаны были жития русских святых. Сам князь тоже не был чужд литературному творчеству и оставил сочинение «Поучение детям», или «Духовную». При Мономахе митрополитом Илларионом было написано «Слово о законе и благодати» — великий памятник богословской мысли Древней Руси.

Процесс дезинтеграции русских земель после смерти Владимира Мономаха шел стремительно. О степени драматизма происходившего повествует самый яркий памятник древней русской литературы — «Слово о полку Игореве», в котором рассказывается о неудачном походе на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича.

В течение XI–XII вв. из-за постоянных набегов степняков и междоусобных войн за киевский стол земли южных княжеств были в значительной мере разорены и опустошены. Вместе с правящей династией на север Руси в поисках безопасности от степняков уходят ремесленники, зодчие, духовенство.

Киев утратил свое значение как стольный град, и постепенно центр власти в стране перемещается в Северо-Восточную Русь, которой правили Владимиро-Суздальские князья. Впоследствии, после чудовищного по своей жестокости набега монголо-татар и разделения Древней Руси на три великих княжества (Галицко-Волынское, ВладимироСуздальское и Великое княжество Литовское), именно Северо-Восточная Русь стала наследницей, носительницей и преумножительницей традиций древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское постепенно подверглись влиянию католичества, утратили суверенитет и вошли в состав других государств.

Владимиро-Суздальское княжество, пройдя через период святого подвижничества (см. Святая Русь), сохранив веру, язык и культуру, стало основой для Московского Царства — крупнейшей державы Восточной Европы.

Оцените определение:

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

politike.ru


Смотрите также