История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация "Древняя Русь" . Окружающий мир, 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа". Древняя русь пнш 4 класс


Презентация "Древняя Русь" . Окружающий мир, 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Презентация "Древняя Русь" . Окружающий мир, 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Святой Александр Невский (икона)

5 слайд Описание слайда:

Орден Александра Невского был учреждён 29 июля 1942 года в СССР.

6 слайд Описание слайда:

Имя России В 2008 году прошел Всероссийский исторический конкурс «Имя России», организованный телеканалом «Россия». По результатам конкурса Александр Невский объявлен личностью нации.

7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:

Домашнее задание 1. Приготовить вопросы для «Горячего стула» 2. найти новую информацию по любой понравившейся теме мини-доклада 3. П.т. №16-17

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-023534

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Тест по окружающему миру по темам «Древние славяне. Древняя Русь» 4 класс (ПНШ)

Тест по окружающему миру по темам «Древние славяне. Древняя Русь»

(4 класс, I четверть)

Прочитай и выбери правильный ответ.

1. В Восточной Европе древние люди селились большими группами, которые назывались

2. Поселились древние славяне между двумя морями

  • Балтийским и Каспийским

  • Белым и Чёрным

  • Балтийским и Чёрным

3. Каждое племя восточных славян имело своё название, например

  • дреговичи, северяне и древляне

  • поляне, печенеги и мари

  • волыняне, меря и варяги

4. Основой хозяйства всех племён восточных славян было

5. Древние славяне верили многим богам. Они поклонялись им, а для этого ставили статуи богов, которые назывались

6. Постепенно в городах древние славяне научились ремесленному делу. Они изготавливали

  • посуду из дерева, телеги, стрелы и лампы

  • упряжь для лошадей, кольчуги, орудия для охоты и рыболовства

  • мечи, металлическую посуду, спички, копья и украшения

7. Рядом с Балтийским морем жили соседи восточных славян

  • печенеги

  • греки

  • варяги

8. Торговый путь из Балтийского моря через славянские земли к Чёрному морю был назван

  • из варяг в Византийскую империю

  • из варяг в греки

  • из варяг в Константинополь

9. Главным торговым городом восточных славян стал город

  • Новгород

  • Киев

  • Смоленск

10. Варяги были не только хорошими торговцами, но и

11. Стали возникать княжества. Князья, расширяя свои границы владений, часто воевали друг с другом. На жителей завоёванных земель накладывали

  • налог

  • дань

  • долг

12. У Новгородского князя была самая большая и сильная дружина. Князя звали

  • Олег

  • Игорь

  • Ярослав

13. Новгородский князь объединил земли Новгорода и Киева

  • в 882 году

  • в 982 году

  • в 828 году

14. Столицей Древней Руси стал город

  • Москва

  • Новгород

  • Киев

моя отметка: отметка учителя:

Ответы:

1. В Восточной Европе древние люди селились большими группами, которые назывались

2. Поселились древние славяне между двумя морями

3. Каждое племя восточных славян имело своё название, например

4. Основой хозяйства всех племён восточных славян было

5. Древние славяне верили многим богам. Они поклонялись им, а для этого ставили статуи богов, которые назывались

6. Постепенно в городах древние славяне научились ремесленному делу. Они изготавливали

  • упряжь для лошадей, кольчуги, орудия для охоты и рыболовства

7. Рядом с Балтийским морем жили соседи восточных славян

8. Торговый путь из Балтийского моря через славянские земли к Чёрному морю был назван

9. Главным торговым городом восточных славян стал город

10. Варяги были не только хорошими торговцами, но и

11. Стали возникать княжества. Князья, расширяя свои границы владений, часто воевали друг с другом. На жителей завоёванных земель накладывали

12. У Новгородского князя была самая большая и сильная дружина. Князя звали

13. Новгородский князь объединил земли Новгорода и Киева

14. Столицей Древней Руси стал город

multiurok.ru

Древняя Русь 4 Класс Пнш

Презентация к уроку по истории (4 класс) по теме: Презентация к уроку на тему: . Программа Проэктирования Домов. Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ ООШ . Гаджиево Мурманской области Кунделева О.

Окружной этап всероссийского конкурса "Учитель года-2014". Григорьева Галина Геннадьевна - учитель начальных классов ГБОУ СОШ. Из истории Древней Руси. Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ ООШ . Гаджиево Мурманской области . Урок по теме "Крещение Руси " для учащихся 4 класса. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать.

Е. Слайд 2. Во времена Древней Руси Тема урока: Слайд 3. Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Презентация 1 класса по предмету "Обществознание и Окружающий мир" на тему: "Древняя Русь Урок по окружающему миру 4 класс, ПНШ Учитель . Презентация 1 класса по предмету "Обществознание и Окружающий мир" на тему: " Древняя Русь Урок по окружающему миру 4 класс, ПНШ Учитель. Презентация знакомит учащихся 4 класса с тем, какая бывает промышленность. Золотые Ворота в Древнюю Русь – презентация. Окружающий мир 4 класс Как распалась Древняя Русь. Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 в. Куликовская битва Из этого .

Слайд 4. Одна часть их все- таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо- восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову.

Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ. Древняя Русь. Слайд 5. Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам. Слайд 6. Нестор- летописец написал «Повесть временных лет».

Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков- славян. Слайд 7. Государей у славян не было. В каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Правление у славян. Слайд 8. Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. Сами славяне все ссорились между собой.

Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел. Причины выбора князя: Слайд 9. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки.

Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: Из летописи. Слайд 1. 0«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Речь послов: Слайд 1.

Три князя варяго- русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 8. Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Первые князья. Слайд 1. Великий князь Рюрик. Слайд 1. 3Русский князь Олег.

Слайд 1. 4Происходит от славянского « конязь » - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей.

В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Происхождение слова князь. Слайд 1. 5Родословное дерево первых русских князей Владимир Мономах (1. Ярослав Мудрый (1. Владимир Красное Солнышко (Святой) (9.

Святослав (9. 64- 9. Олег Вещий (Киевская Русь) 9. Рюрик (Новгород) 8. Игорь (9. 12- 9. 45) Ольга (9. Слайд 1. 6Кроссворд 1 3 2 4 Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мёд диких пчёл?

Бортник Материал, из которого делали посуду наши предки. Перун Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира , Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. Древнерусского государства – Киевская Русь. Начало образования - Киевской Руси. Слайд 1. 8Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

Владимир - Красное Солнышко. Слайд 1. 9Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец Никита Кожемяка Добрыня Никитич Алёша Попович Богатыри Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный совершал воинские подвиги. Слайд 2. 0Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. Крещение- обряд с помощью которого человека приобщают к христианской вере.

Крещение Руси 9. 88 год – год крещения Руси. Слайд 2. 1В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святой.

Первое крещение. Слайд 2. Значение крещения Руси Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.

Подъем духовности Руси, появление монастырей. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами. Укрепление государственной власти и порядка в стране. Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т. Укрепление семьи и нравственных основ жизни.

Слайд 2. 3Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? С какой целью князь Владимир крестил Русь ? Проверь себя. Слайд 2. Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая.

Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух». Слайд 2. 5Итог урока Какой город был столицей Древней Руси? Кто был первым князем на Руси?

Откуда он пришел? Какой русский князь знаменит своими походами? Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? Какой след в истории он оставил?

Какую веру приняла Русь в X веке? В каком году произошло крещение Руси? Слайд 2. 6Спасибо за внимание. В работе использованы ресурсы сети Интернет, материал из учебника «Окружающий мир» А.

insertneeds.netlify.com

Конспект урока Древняя Русь" по предмету

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь» по УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи: образовательные:

·  Систематизировать исторический материал о Древней Руси;

·  проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

развивающие:

Создать условия для развития навыков публичного выступления;   способствовать развитию умений анализировать, сравнивать;

воспитательные:  

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство; создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Ход урока.

I.  Орг. момент

1. Мотивация к учебной деятельности.

  - Послушайте и определите главную мысль стихотворения:

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

(ответы детей)

- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?

- А для чего нужно изучать эту тему? ( В народе говорят так, что человек должен знать свою историю, что бы не быть Иванами, не помнящие родства)

Свою историю должен знать любой здравомыслящий человек.

- Мы с вами закончили изучать очень интересную, важную, нужную тему. Вы получили только первые знания об истории нашей Руси, но не последние. Эту тему вы продолжите изучать в старшем звене, узнаете ещё много нового, и как я вам всегда говорю, как снежный ком, увеличите новыми знаниями. И все они пригодятся при сдаче ЕГЭ, саморазвития, кругозора и для своего интеллекта. Убедила я вас?

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания.

- О чём вы хотели бы поговорить, что ещё узнать? (предложения детей)

- Я предлагаю организовать работу по группам, но в тоже время каждый будет работать на себя и за себя. А для этого я дам каждой группе даю карточки,с отметкой «5», в конце урока вы отдадите эти «5» тем ребятам, которые по вашему мнению их заслужили. Если таких не будет, то вы вернёте их учителю.

- В тетради по окружающему миру запишите дату, тему «Древняя Русь». Разделите страницу на 2 части, в первой напишите слово «Знаю», во второй части «Узнал» и в течении урока пополнять записями столбики.

II Повторение прошлых тем. Повторение изученного.

1. Начнём с разминки

Блиц – игра

  1. Как звали наших предков?(древние славяне)

  2. Между какими двумя морями заселились древние славяне? (между Чёрным и Балтийским)

  3. Где строили свои поселения? (на возвышенном берегу рек) А почему?

  4. Что такое частокол? (высокий забор из крепких брёвен)

  5. Какие первые были жилища славян? (Из дерева, с земляными полами. Крыши касались земли, топились такие дома по – чёрному, т.е. дым выходил через небольшие окна, дверь или отверстие в крыше. Крышу крыли ветвями, обмазывая их глиной)

  6. Чем занимались древние славяне? (земледелием, рыболовством, животноводством)

  7. Что такое бортничество? (собирание мёда у диких пчёл)

  8. Во что верили древние славяне? (в разных богов)

  9. Кто такие варяги? (торговцы и воины. Из-за Балтийского моря приплывали гости, закупив товары они продолжали путь по реке Днепр к Чёрному морю. Там стояли богатые греческие города могущественного соседа Древней Руси – Византии)

  10. Как был назван этот путь? («Из варяг в греки»)

  11. А что это давало славянам? (крепли и богатели славянские поселения)

III Групповая работа

Мини- доклад.

Распределите роли в группе: организатора, секретаря, спикера, хранителя времени, правосудие.

- Прошу подойти организаторам за темой доклада.

(Работа в группах. Ученики готовят доклады по плану, который дан к каждой теме)

Выступления спикеров.

1 . «Вера древних славян»

(Разные Боги: Даждьбог – бог Солнца, одни племена называли его Ярило, другие Хорс. Перун – бог грома и молнии, а иакже покравитель земледелия, Велес – покровитель скота и богатства, Мокошь – божество плодородия, Стрибог – повелитель ветра и др.)

2. Крещение Руси

(988г, в реке Днепр, не все охотно приняли веру, были даже бунты. Славяне верили и в одного бога и в тоже время продолжали верить и в домового и в наше время сохранилось двоеверие, приведите примеры…(масленица)

3. Какие изменения произошли после принятия славянами христианства?

(Укрепление торговых и культурных отношений, на Русь пришла письменность, созданная Кириллом и Мифодием, русские купцы научились писать торговые договоры, а первые русские историки – вести летописи. Стали развиваться живопись, каменная архитектура, совершенствовалось ювелирное ремесло. Больших успехов каменная архитектура достигла при Ярославе Мудром – сыне князе Владимира Красное Солнышко. В Киеве начали возводить Софийский собор. Ярослав Мудрый заложил на Волге город Ярославль, расширил границы своей столицы Киева, окружив её каменными стенами, и возвёл в городе «Золотые ворота», При Софийском соборе в Киеве была создана крупнейшая библиотека, при монастырях были открыты школы, где учились будущие священники и иконописцы. Стремясь установить порядок на русских землях, Ярослав Мудрый ввёл в действие первый на Руси свод законов, который назывался «Русская правда» При Владимире Мономахе – внуке Ярослава Мудрого, Киевская Русь стала как единое государство. Он остановил кровавые междоусобицы, вопросы решались мирным путём, оттеснил степных кочевников от южных границ, чем избавил государство от их разрушительных набегов, самая знаменитая русская летопись, которая рассказывает об истории Древней Руси)

4. «История Возникновения Москвы. Первые московские князья»

(Основал Юрий Долгорукий 4 апреля 1147г. Москва стала деревянной крепостью в 1156 г.построена на Боровицком холме. При князе Даниле – Московское княжество. В московское княжество перешли города: Переяславль, Можайск, Коломна и др., все важные торговые пути проходили через Москву. Река Москва была удобным водным путём. Особенно расцвела Москва при князе Иване Даниловиче. Нашлась работа строителям. Каменщики возвели первые белокаменные храмы и с этого времени крепость стала именоваться Кремлём, а при внуке Ивана Калиты - Дмитрии Донском – дубовые стены Кремля сменились на белокаменные.)Сейчас Москва расположена на 7 холмах:

1. Боровицкий холм —  в центре Москвы 

2. Таганский холм;

3. Красный холм;

4. Старо-Ваганьковский холм;

5. Чертольский холм;

6. Псковская горка;

7. Ивановская горка.

- А теперь прошу заполнить таблицу, что знаю, что узнал, коротко (2 минуты)

- Прочитайте, поделитесь тем, что посчитали для себя новым?

IV Физкультминутка

«Лови ошибку» (если предложение учителя верное - хлопаем в ладоши, неверное – делаем наклоны):

1.Главой Руси был король.

2.Древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают разные боги.

3.Древние славяне использовали стеклянную посуду

vseuroki.pro

Киевская Русь 4 класс ПНШ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Правление у славян Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлять князья.

3 слайд Описание слайда:

Между славянскими племе-нами не было согласия, а были у них всё ссоры да дра-ки. Некоторые племена, рас-судив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим род-ным не потакал. Послы пришли за моря к варяжско- му народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».

4 слайд Описание слайда:

Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, приш-ли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

5 слайд Описание слайда:

Территория Древней Руси к середине XI века увели-чилась. Князья завоёвы-вали новые земли. Главными дорогами были реки и моря. По ним плы-ли купеческие караваны, ладьи и плоты пересе-ленцев на новые земли. На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.

6 слайд Описание слайда:

Главой Руси был великий князь киевский. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре. Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.

7 слайд Описание слайда:

Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.

8 слайд Описание слайда:

Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов рус-ские воины смогли беспрепятственно подойти к горо-ду. А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.

9 слайд Описание слайда:

Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.

10 слайд Описание слайда:

Князь Владимир Святославич Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком. Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.

11 слайд Описание слайда:

Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги. Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.

12 слайд Описание слайда:

О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

13 слайд Описание слайда:

В 988 году – более тысячи лет назад – князь Влади-мир Красное Солнышко ввёл на Руси новую рели-гию – христианство. В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.

14 слайд Описание слайда:

Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина.

15 слайд Описание слайда:

Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» - объявил князь.

16 слайд Описание слайда:

В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за креще-нием. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

17 слайд Описание слайда:

Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл хрис-тианство и в других русских городах. С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строи-тельное. По всей Руси соору-жали прекрасные церкви и соборы. Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-091167

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока по Окружающему миру "Во времена Древней Руси" 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

начальная общеобразовательная школа №29

имени Героя Советского Союза Олега Петровича Матвеева

города Тулы

Конспект урока окружающего мира по теме:

«Во времена Древней Руси»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Шмерега С.В.

Тула, 2012.

Тема урока: «Во времена Древней Руси».

Цель урока: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, историческими датами: 862 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы, коммуникативные навыки;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Оборудование: ноутбук, соединённый с телевизором, презентация к уроку, карточки для групповой работы.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2 (Послушайте стихотворение и подумайте, как давно появилось наше государство).

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

-Что вы узнали из этого стихотворения. (Из этого стихотворения мы узнали, что наше государство появилось очень давно).

2. Актуализация пробного действия.

- Вспомните, как звали наших предков (Славяне)

-Где жили древние славяне? (на огромном пространстве Восточной Европы) Слайд 3, 4

-Как выглядело жилище? Слайд 5 (Дети показывают проекты жилищ, которые они приготовили дома).

-Чем занимались? (рыболовством, земледелием, охотой)

-Во что верили древние славяне?

-Почему славяне жили по берегам рек? (реки можно было использовать как дороги)

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Слайд 6

-Рассмотрите схему (учебник с.41) Прочитайте названия рек, протекающих на территории между Балтийским и Чёрным морями. Жители побережья Балтийского моря, которых на Руси называли варягами, стремились торговать с жителями побережья южных морей, которых славяне называли греками. Подумайте и предположите, как мог называться данный торговый путь?

-Данный торговый путь назывался «Путь из варяг в греки» (Плыли по Балтийскому морю, затем по реке Неве попадали в Ладожское озеро. Из него поднимались в Ильмень – озеро. Потом плыли вверх по течению реки Ловать. Далее волочили по суше лодки в Западную Двину. Переплывали её, затем опять тащили лодки до реки Днепр и спускались в Чёрное море.)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Слайд 7

-откройте рабочие тетради на стр. 15, проведите путь «Из варяг в греки»

-Как вы думаете, какую пользу славянам приносил данный торговый путь? (богатели, становились богаче). Стали возникать крупные города в местах большого скопления товаров. Наиболее важными городам стали Киев, Новгород, Смоленск.

-Как вы думаете, все ли были рады тому, что славяне богатели? Кочевники совершали воинственные набеги за славянские земли.

-Подумайте, как могли славянские племена защищаться от врагов? Были ли они едины друг с другом?

-Верно, славянские племена не могли прийти к согласию. Предположите, что они могли придумать, чтобы решить проблему? (Предположения детей)

-Тогда старый и умный начальник по имени ГОСТОМЫСЛ сказал: «Поищите себе такого человека, который разбирал бы ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных».

5. Этап реализации построенного проекта.

Слайд 8

Решили отправить послов в соседнее варяжское племя Русь и сказали там такие слова : «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!» Таким образом стал княжить в Новгороде варяжский князь Рюрик, так началось в 862 году Русское государство.

Слайд 9

Во главе стоял князь. Бояре, дума давали советы князю. Дружина – это знатные воины, друзья, были опорой и поддержкой.

-Жители Киева тоже пригласили для княжения в городе варягов. Ими стали дружинники Рюрика Аскольд и Дир.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.

Слайд 10.

-Посмотрите на карту и скажите, каким цветом обозначена территория Древней Руси в конце IX века, каким цветом обозначена территория Древней Руси к середине XI века. Что можно сказать об изменении размеров территории? (увеличилась)

-Совершенно верно, в середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского до Чёрного моря.

-Как в думаете, за счёт чего увеличивалась территория Древней Руси? (захватывали новые земли).

-Кто же из князей особенно прославился своими военными подвигами, и кто принёс большую пользу Руси во времена своего правления? Мы пока не может ответить на этот вопрос. Но справиться с этим затруднением вы сможете.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

-Сейчас вы будете работать в группах, изучать материал о правителях Древней Руси, выбирая самое важное, думая над смыслом изменений, которые они вносили. Зеленым цветом обозначьте положительные моменты в правлении князей, которые оказали существенное влияние на развитие Руси, а красным – отрицательные.

КАРТОЧКИ для групповой работы:

Карточка 1.

-князь Олег;

Захватил силой власть в Киеве, убив Аскольда и Дира. Вскоре после этого он распространил свою власть и на другие города, образовав государство Киевская Русь. Олег проводил благоустройство страны, строил новые города. Для пополнения казны золотом Олег решил совершить военный поход на Византию. Когда русские подошли к Царьграду, греки испугались и сказали Олегу: «Не разоряй нашего города. Дадим тебе лучше дани, сколько хочешь». Олег не стал разорять города, а прибил свой щит к его воротам. Между Русью и Византией был заключён мирный договор. За это русские прозвали Олега Вещим, т.е. волшебником.

Карточка 2.

- князь Игорь;

Стал князем в возрасте 3 лет, но так как был мал, за него правил его родственник – Олег. Игорь самостоятельно встал на княжество в 912 г. после смерти Олега. Начал своё княжение с того, что отправился воевать с отошедшими от Киева древлянами и взять с них дань. В 941 году Игорь отправляется с походом на Византию, так как она не соблюдала соглашение с Русью о выплате дани крупнейшим городам, беспошлинной торговле, содержании купцов и т.д. Первый поход потерпел неудачу, а вот второй принёс Руси мир с Византией и большой выкуп. Игорь расширил площадь Руси за счёт присоединения соседних земель.

Смерть Игоря относят к 945 году. Оставшись недовольным данью древлян, Игорь отправляется за новой данью к ним с малой часть своей дружины. Древляне возмутились и убили Игоря.

Карточка 3.

- княгиня Ольга;

Ольга - русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. После его смерти она стала управлять Русью за своего малолетнего сына Святослава. По летописному рассказу. Она жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти в других землях, установила оброки и дани. Это не принесло ей славы, но при этом укреплялась княжеская власть, что было шагом на пути становления великого государства.

Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Новые земли не присоединялись, не было победных походов. Она заботилась, прежде всего, о внутреннем устройстве государства.

Особое значение приобрело крещение Ольги, что стало не только ее личным делом, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей.

Скончалась Ольга в 969 году.

Карточка 4.

- князь Святослав;

Сын княгини Ольги и князя Игоря.

О Святославе известно очень мало. Он очень много воевал. Свою славу князь искал во многих сражениях. Это и победа над хазарами, и поход на Дунай, победа над печенегами и болгарами, война с Византией. Князь мало заботился о собственном народе, больше славы искал в битвах и сражениях. Большая часть земель, завоеванных Святославом, была потеряна для Руси.

Карточка 5.

- князь Владимир – Красное Солнышко.

Сын князя Святослава Игоревича, князь Новгородский, а затем и Киевский.

Военные походы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, воевал с печенегами, волжской Болгарией, Византией и Польшей.

Народ называл князя Владимира - Красное Солнышко, так как очень любил его.

В 988 году он заменил язычество христианством, совершив обряд крещения. Он принял христианство сам и призвал за собой весь русский народ. Люди перестали верить в идолов и приносить им жертвы, стали соблюдать христианские заповеди.

Владимир был великим полководцем, но он не был завоевателем. Главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, постоянной борьбе со степными варварами. При Владимире распространялось просвещение, развивались ремёсла. На Россию другие страны стали смотреть, как на равную.

Скончался Владимир в 1015 году.

-Слушаем выступления детей, отмечаем положительные стороны правления князей, проверку правильности ответов осуществляем по эталону на слайдах.

Слайд 11 – 15

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Слайд 16

-Закрепление материала: тест с.75 – 77

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

-Вернёмся к стихотворению, которое было в начале урока. Что явилось началом нашего государства? Какой князь внёс больший вклад в укрепление Древней Руси?

У кого из вас возникло желание ещё прочитать материал о жизни в Древней Руси?

Слайд 17

Домашнее задание

Слайд 18

Литература:

1. Головин Н. Моя первая русская история. – М.: ТЕРРА, 1995. – 169 с.: ил.

2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – 2 –е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2008. – 400 с.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 207 с.: ил.

4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011.

5. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. – М.: Просвещение, 2012.

6. Соловьёва Т.А., Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 320 с. – (Мастерская учителя).

Электронные ресурсы:

http://elenasadigova.ucoz.ru/load/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/uroki_okruzhajushhego_mira/vo_vremena_drevnej_rusi_knjaz_vladimir_kreshhenie_rusi/8-1-0-37

http://shkola12n.ucoz.ru/index/metodicheskaja_kopilka/0-183 Открытый урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси». Презентация. Автор: Саченко В.А.

6

doc4web.ru

" Дрвняя Русь" 4 класс ПНШ

Дата:

Тема урока: «Древняя Русь».

Задачи урока:

  1. формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания.

Откройте учебник на с. 18. Прочтите тему сегодняшнего урока. Предположите, что мы будем делать на уроке?

Прочтите на с 18-19 (первый абзац), какие основные виды деятельности были присущи древним славянам?

Составим в тетради схему.

Прочтите оставшийся текст на с. 19. Найдите в словаре учебника «Окружающий мир» определения слова Варяги и выпишите его.

Варяги – так в древности называли северные народы, живущие у берегов Балтийского моря. Объединяясь в вооруженные отряды, варяги занимались торговлей и грабежом. Впоследствии нередко служили в княжеских дружинах.

Прочтите с. 20 первые три абзаца. Найдите в словаре определение слова Константинополь.

Константинополь – столица Византии.

Работа с текстом с. 20-23. Найдите в словаре определение слова дань. Но перед этим узнаем, кто такой князь.

Князь – правитель древних славян.

Дань – плата деньгами или товаром, которую собирали победители и побежденных племен.

Прочтите имена князей на свитке.

Рассмотрим краткую биографию каждого из князей, представленных на свитке.

Князь Олег.

Из-за малых лет своего наследника Игоря первый русский князь Рюрик передал перед своей кончиной всю свою власть своему родственнику (в некоторых источниках племяннику) Олегу (879 – 912 годы).

Согласно преданиям и древним летописям, князь Олег был довольно воинственным и предприимчивым правителем. Как только власть оказалась у него в руках он решается на большую авантюру – овладеть полностью всем течением Днепра, получив в своё распоряжение водный путь в Грецию. Для осуществления этого нужно было покорить все племена славян, проживающие по Днепру и одной княжеской дружины для этого было явно мало. Князь Олег набирает дополнительную дружину из финских племён, а также из кривичей, ильменских славян и пр. и выдвигается с огромным войском на юг.

В первую очередь князю достаётся Смоленск – город неподвластных ещё ему кривичей, после чего Олег захватывает город северян Любеч, оставляя в нём часть дружины, которой командовали опытные надёжные воеводы и отправляется дальше. Подойдя к Киеву, Олег осознал, что покорить его силой не представляется возможным, поэтому он придумал хитрость для правящих в городе Аскольда и Дира, выманив их из-за городских стен и убив их.

После взятия города Киев был объявлен «матерью всех русских городов». Для утверждения собственной власти на покорённой земле князь начинает возведение новых городов, подобно тому, как это делал Рюрик на севере, раздавая их своим дружинникам и устанавливая дань.

В последующие годы своего правления Олегу удалось покорить все жившие по берегам Днепра славянские племена, а «также много иных племён по округе».

Однако, даже этого было мало князю Олегу и он задумывает большой военный поход на Византию, утверждаясь в своём намерении тем, что сил у него намного больше, чем у Аскольда с Диром, которые ранее также ходили на Константинополь.

Уже в 906 году руссы снова оказались у стен Царьграда. Снова запылали окрестности и многие из церквей и дворцов погибли в этом пламени.

При этом, византийцы вовремя успели загородить цепью в гавань огромной цепью и запереться в городе. Русский князь начал планировать наступление даже после того как византийцы предложили откупиться большой данью. Наступление было успешным и византийцы согласились на те условия, которые им продиктовал Олег, прибив свой щит на ворота Царьграда.

Скончался великий русский князь в 912 году, согласно приданию от укуса змеи, которая выползла и ужалила князя из под костей его боевого коня.

Князь Игорь.

Правление великого русского князя Игоря начинается в 912 году, сразу же после кончины князя Олега. Попытка древлян осуществить выход из-под княжеской власти была им жёстко пресечена и привела лишь к увеличению размеров дани. Исследователи славянской истории отмечают, что внутренняя политика периода правления князя Игоря базировалась лишь на жёстком подавлении племён, которые не подчинялись князю.

В 913 году Игорь выдвинулся походом в прикаспийские земли, который увенчался успехом. Князь возвращался с огромной добычей, но по пути домой вынужден был отдать её хазарам.

Князь Игорь стал первым кто столкнулся с новой проблемой государства – набегом кочевников. В основном это были печенеги, с которыми в 915 году князь заключает договор мира на пятилетний срок. Обычно кочевники выступали на стороне греков, однако в 944 году они выступили союзниками русского князя.

При этом, внешняя княжеская политика диктовалась стремлением сформировать самые выгодные условия торговли для осуществления русской торговли. Уже в 941 году Игорь по тропе Олега совершает поход на Византию, который в отличие от последнего оказался крайне неудачным. Византия была предупреждена дунайскими болгарами и византийский император встретил русское войско во всеоружии. Князь Игорь потерпел поражение.

Спустя три года был организован новый военный поход против Византии в союзе с печенегами, но император пожелал уйти от столкновения, одарив Игоря богатствами и заключив вскоре мирный договор (спустя два года).

Будучи уже в летах князь Игорь поручает полюдье своему верному воеводе Свенельду. Этот факт пришёлся не по нраву княжеским дружинникам, что вызвало недовольство в массах и явилось причиной самостоятельного похода на древлян князя. Собрав законную дань, Игорь выдвинулся в Киев, однако на половине пути от решил возвратиться, забрав с собою небольшую часть дружины. Придя, князь потребовал ещё большую дань, что и предопределило его убийство от рук древлянского народа.

Убийство князя Игоря было показательно-жестоким. Есть свидетельства того, что он был разорван на части пригнутыми к земле стволами деревьев.

Говоря о биографии Игоря необходимо упомянуть и о его жене Ольге, которая в дальнейшем после его смерти не только жестоко отомстила за смерть мужа, но и умело правила Русью до возмужания сына Игоря.

Княгиня Ольга.

К сожалению, о том, когда и при каких обстоятельствах была рождена будущая великая русская княгиня Ольга достоверно неизвестно. Многие исследователи спорят об этом, выдвигая порой самые смелые теории. Одни учёные утверждают, что род её вёлся от болгарского князя Бориса, другие предполагают, что она была дочерью князя Олега Вещего. А монах Нестор, являвшийся автором бессмертной летописи «Повесть временных лет» утверждал, что Ольга была простого рода и упоминает о небольшой деревне под Псковом в качестве места её рождения. Подтверждённые достоверно факты составляют только краткую биографию великой княгини.

После того как Игорь взял Ольгу в жёны на её плечи легла не только женская обязанность по воспитанию сына, но и большая часть политических государственных дел. Так, отправляясь в очередной поход, Игорь оставлял в Киеве Ольгу, которая занималась всей внутренней жизнью Русского государства, встречаясь с послами и наместниками.

После того, как Игорь был убит в 945 году древляне предложили через послов Ольге стать женой их князя Мала. Посольство было встречено с большими почестями. На руках ладьи принесли к дворцу, однако потом сбросили их в яму и живьём зарыли. После чего сама княгиня отослала древлянам послание в котором просила прислать к ней лучших древлянских мужей для достойного входа в их земли. Их Ольга сожгла в бане.

Затем послы княгини принесли весть древлянам, что она хочет справить тризну на могиле мужа. На этот раз после опоения древлян их перебили русские воины, после чего идёт знаменитая история о сожжении города древлян через два года.

Последующим важным решением княгини после усмирения непокорных древлян стала смена погостами полюдий. При этом, для каждого полюдья был установлен фиксированный урок. Ольга занималась внутренней и внешней политикой страны не только во время младенчества Святослава, но и при нём, так как сын проводил большую часть времени в военных (к слову сказать, успешных) походах.

Самым важным событием в осуществлении внешней политики было принятие русской княгиней христианства в Константинополе. Именно этот факт смог укрепить союз с Германией и Византийской Империей, выведя Киевскую Русь на мировую арену в качестве сильного и цивилизованного игрока.

Умерла княгиня в 969 году, а в 1547 году её канонизировали.

Князь Святослав.

Будущий князь Святослав родился в семье князя Игоря и Ольги и получил славянское имя, однако отличался варяжским духом язычника. Едва возмужав, он собрал вокруг себя бесстрашную боевую дружину и вышел с ней в поисках добычи и вечной славы.

Князь Святослав совершил множество успешных славных походов ещё при жизни княгини Ольги. Он ходил на Оку, подчинив вятичей, которые в то время платили дань хазарам, а потом пошёл на самих хазар, разгромив их царство и захватив основные населённые пункты – города Итиль и Саркел. Вместе с этим Святославу удалось победить племена черкесов и ясов на Кубани, а также овладеть территориями на Азовском побережье и в устьях Кубани.

Кроме того, князь Святослав смог проникнуть на Волгу, разорить земли камских болгар и захватить их главный город Болгар. Одним словом, Святославу удалось победить и разорить всех восточных соседей Киевской Руси, которые входили в общую систему Хазарской державы. Отныне лишь Русь являлась основной силой в Черноморье! Однако падение Хазарского царства смогло достаточно усилить кочевых печенегов. Теперь в их распоряжении находились все южнорусские степи, которые ранее были заняты хазарами.

Придя обратно в Киев после военных походов на Восток, князь Святослав получает приглашение от греков прийти и помочь им в войне с дунайскими болгарами. Князь, собрав много воинов смог завоевать Болгарию, оставшись в городе Переяславец, что на Дунае, считая захваченные земли собственностью Киевской Руси.

В этот период к Святославу добираются посланники княгини и извещают князя о том, что пока его не было был осаждён печенегами Киев, а сама Ольга с внуками едва спаслась от врагов и послала их к сыну с упрёками. Вернувшись, княжеская дружина прогнала кочевников в степь, но надолго не осталась. Однако, княгиня попросила сына не уходить пока она не умрёт.

Похоронив мать, князь собрал войско и ушёл в Болгарию, оставив княжить в Киеве своих сыновей. Но греки не пожелали впускать Святослава в Болгарию и начали военные действия в которых победила Византия.

Вынужденный подписать перемирие с греками, князь Святослав пошёл обратно домой, однако его войско было захвачено в днепровских порогах и перебито. Там же был и убит последний языческий русский князь.

После кончины князя начался период междоусобиц и борьбы за власть в Киеве.

Князь Владимир Красно Солнышко.

Владимир Красное Солнышко….  Славный защитник земли Русской, могущественный князь, которому служили доблестные богатыри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Он сын князя Святослава Игоревича. Мать же князя – рабыня Малуша, поэтому считался мальчик «робичичем» и не был равноправен с братьями старшими.

Святослав, уходя в последний поход, оставил за себя в Киеве старшего сына Ярополка. В мятежной Древлянской земле поставил среднего сына Олега, младший остался без удела. А тут приехали новгородцы, с просьбой назначить наместником Новгородской земли, одного из своих сыновей. Туда-то и отправился Владимир по велению отца своего. В 972 году пришла весть о гибели князя Святослава.

Стали сыновья править землёй Русской. Старшие братья рассорились, и закончилось всё братоубийством. Ярополк убил Олега. Владимир же был полон решимости, покарать Ярополка и занять отеческий престол в Киеве. Сначала он подчинил себе Полоцкую землю. Погиб друг Ярополка варяг Рогворд, который княжил в Полоцке и два его сына, сам же женился на его дочери, которая раньше его отвергала. Затем войско Владимира двинулось походом на Киев.

Ярополк был вынужден покориться младшему брату, потому как не мог ему противостоять. Владимир простил его и обещал почётное положение при дворе. Однако Ярополка убили двое варяг, которых  и покарал Владимир.

С 980г Владимир стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкое время досталось ему. Пока братья разбирались между собой, польский князь Мечислав I захватил западные русские земли, а на Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

В 987г совершил поход на город Херсонес. Именно после этого похода произошло крещение Руси. В 922г ходил в Карпатские горы и подчинил себе княжение хорватов, тем самым завершив создание единой могучей державы. Был великим полководцем, но князь не был завоевателем. Главная его цель – защита земли Русской. Чтобы укрепить свою власть в различных частях государства, он ставил на княжение своих сыновей. Когда князь Владимир умер, между его сыновьями развернулась жестокая борьба за власть.

Князь Ярослав Мудрый.

Будущий великий князь киевский Ярослав Мудрый был рождён в семье Владимира Святославича и Рогнеды, полоцкой княжны. Он начал княжить уже в 987 году, когда ему были переданы для правления Ростовские земли. Однако, после кончины старшего сына Вышеслава Ярослав становится Новгородским правителем. Кончина киевского князя Владимира дала начало жестокой борьбе между его детьми за обретение отцовской власти. При этом, престол захватывает Святополком Окаянным, убившим ради этого двух своих братьев Глеба и Бориса, которые княжили в Смоленских и Ростовских землях. Остановить Святополка было суждено Ярославу, который одержав победу, стал великим князем.

Князь взял в жёны Ингигерду, которая приходилась дочерью конунга шведов.

В период правления этого великого князя (1019-1054 годы) Киевская Русь достигла своего наибольшего расцвета, став одним из самых мощных в Европе. Вся политическая и военная деятельность Ярослава Мудрого была полностью направлена на укрепление стольного города и обширных владений. Именно в период данного правителя началось активное возведение городов.

Благодаря стратегическому уму и ведению мудрой внешней политики киевский князь смог значительно поднять авторитет государства. Весьма удачлив был Ярослав и делах военных. Например, очень успешными считаются военные походы на Польшу, Литовское княжество, а также на территории, принадлежавшие финским народам. Однако, самой запоминающейся значимой победа было поражение печенегов в 1036 году.

Кроме того, в эпоху правления этого мудрого князя Киевская Русь в последний раз столкнулась с Византией, вступив с ней в военный конфликт и подписав после мирный договор, который был подкреплён династическим браком. Необходимо отметить, что Ярослав Мудрый довольно часто использовал этот политический приём (династические браки) для закрепления результатов своей внешней политики.

Реформы киевского князя смогли охватить каждую сферу общественной жизни. Ярослав Мудрый активно развивал на Руси идеи просвещения, а большая часть его внутренней политики была направлена на повышение грамотности и образованности народа. Он основал училище в котором мальчиков обучали церковному делу. К слову, именно в период правления Ярослава в Киевской Руси появляется свой митрополит.

Князь Владимир Мономах.

Владимир Мономах родился в семье Анны (дочери византийского императора) и князя Всеволода Ярославича двадцать шестого мая 1052 года. Уже с 1067 года он правит Смоленском, а в 1078 году садиться княжить в Чернигове. В период с 1113 по 1125 год данный князь занимает киевский престол. Этот человек вошёл в историю Киевской Руси не только как талантливый политик, но и писатель, военачальник.

Во время своего княжение Владимир стремится поддерживать мирные отношения и избегать усобиц, которые то и дело возникали между русскими князьями. Однако, сам Мономах оказался вовлечён в 1077 году в кровавую усобицу. Именно в тот год князь выступает против половцев, согласно приказу князя Изяслава и после победы он стал князем черниговским, соорудив мощный замок в Любече из которого был вынужден уйти без сражения, когда к нему подошёл с половцами Олег Святославич.

Правя Смоленском Владимир всегда помогал в борьбе с врагами соседям и был организатором съездов князей в Витичеве и Любече.

После смерти отца Мономах отказывается от киевского княжества в пользу Святополка Изяславича, который приходился ему двоюродным братом. Также он часто помогает ему в борьбе против врагов и после кончины Святополка в 1113 году всё-таки становится великим киевским князем. Ему удалось не только подавить смуту, но и разобраться в причинах её формирующих. Для предотвращения новой волны он способствует урегулированию долгового права, что отражалось в Уставе Владимира Мономаха. Данный Устав отменял холопство за долги, а также устанавливал точные взимаемые проценты, что значительно улучшало положение наёмников и должников.

Мономах заключал с половцами мир около двадцати раз, участвовал в 1116 году в войне против Византии и активно использовал народное ополчение для организации военных походов.

Период правления Владимира Мономаха историки считают периодом политического и экономического усиления Руси. В это время развивалась литература и культура. На закате своих лет он создал поучительное произведение «Поучение Мономаха детям».

Обращаясь в нём к читателям, Мономах призывает иметь страх в сердце божий и творить добро, а также описывает множество практических советов (к примеру, не полагаться в войне на своих воевод, поддерживать строгий порядок и пр.).

Скончался Мономах девятнадцатого мая 1125 года.

Работа с текстом и вопросами на с. 23-24.

Домашнее задание: с. 18-24, Р.Т. с. 4-5 № 5-7

infourok.ru