Митрополиты Древней Руси (Х-ХVI века)..Архимандрит Макарий (Веретенников). Митрополит древней руси
Митрополиты Древней Руси - X - XVI века - архимандрит Макарий
Всякий раз, обращаясь к древним летописям и другим письменным памятникам древней эпохи, мы становимся сопричастниками далеких событий.
Прошлое присутствует рядом с нами в письменности, в архитектуре древних православных храмов, в сохранившихся народных обычаях, в нашей речи.
И чем глубже наши представления о прошлом, тем выше наш образовательный и культурный уровень. Познавая отечественную историю, мы не только приобщаемся к культуре своего народа, но и наследуем лучшие его традиции, опираемся на них в своей созидательной деятельности.
архимандрит Макарий - Веретенников - Митрополиты Древней Руси (X—XVI века)
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 1256 с.: цв. вкл.
ISBN 978-5-7533-1099-6
Введение
Предисловие
Подвиг апостола Андрея Первозванного
Предыстория Русской иерархии
ЧАСТЬ 1 Митрополиты всея Руси под омофором Константинопольского патриарха
Глава I. Начало распространения христианства в Русской земле
Святой Митрополит Михаил (988—992)
Митрополит Леонтий (992—1008)
Митрополит Иоанн I (до 1018—1035)
Митрополит Феопемпт (1035—1047)
Глава II. Митрополиты-богословы
Святой Митрополит Иларион (1051—1054)
Митрополит Ефрем (1055—1061)
Митрополит Георгий (1062—1076)
Святой Митрополит Иоанн II (1076—1089)
Митрополит Иоанн III (1090—1091)
Святой Митрополит Николай (1093—1104)
Митрополит Никифор 1(1104—1121)
Митрополит Никита (1122—1126)
Митрополит Михаил II (і 130—1145)
Глава III. Нарастание княжеских усобиц на Руси
Митрополит Климент (Смолятич; 1147—1155)
Святой Митрополит Константин 1(1156—1159)
Митрополит Феодор (1161—11 63)
Митрополит Иоанн IV (1164—II66)
Митрополит Константин II (1167—1170)
Митрополит Михаил III (і 171—II74)
Митрополит Никифор II (1175/76—1202)
Митрополит Матфей (1209—1220)
Митрополит Кирилл Ц1225—1233)
Митрополит Иосиф (1236—1240)
Глава IV. После Батыева разорения
Глава V. Начало возвышения Москвы
Чудотворец Митрополит Пётр (1308—1326)
Святой Митрополит Феогност (1328—1353)
Чудотворец Митрополит Алексий (1354—1378)
Глава VI. Смута в митрополии
Архимандрит Михаил (+ 1379) — кандидат на Русскую митрополию.
Митрополит Пимен (1380—1389)
Святой Митрополит Дионисий 1(1384—1385)
Глава VII. Беды и успехи Московской Руси. Последующее возвышение первопрестольного града
Глава VIII. Княжеские усобицы, борьба за великое княжение
ЧАСТЬ 2 Автокефалия Русской Церкви
Глава I. Утверждение самостоятельного бытия Русской Церкви
Чудотворец Митрополит Иона (1448—1461)
Святой Митрополит Феодосий (1461—1464)
Святой Митрополит Филипп I (1464—1473)
Глава II. Усиление влияния князя на церковные дела. Борьба с ересью
Святой Митрополит Геронтий (1473—1489)
Ересь жидовствующих. Митрополит Зосима (1490—1494)
Святой Митрополит Симон (1495 — tI511)
Глава III. Сведенные с престола
Митрополит Варлаам (1511—1521)
Митрополит Даниил (1522—1539)
Святой Митрополит Иоасаф (1539—1542)
Глава IV. Расцвет русской культуры
Глава V. Царский произвол
Чудотворец Митрополит Филипп II (1566—1568)
Митрополит Кирилл III (1568—1572)
Митрополит Антоний (1572-1581)
Митрополит Дионисий II (1581—1586)
Имена Митрополитам Киевским от крещения Владимирова
Заключение
Некоторые итоги исследования
Приложение
Древнее «часомерие»
Список сокращений, используемых в библиографических ссылках
Об авторе
В XIX веке различными авторами был создан целый ряд разнообразных исследований по Истории Русской Церкви. Но в начале XX века традиция написания таких трудов, можно сказать, прерывается. В последующее время начинается становление так называемой марксистской исторической науки, что связано с именем М. Н. Покровского (1868—1932). В написании труда «Русская история с древнейших времен» под его редакцией, в котором освещается история России с марксистских позиций, принимал участие Н. М. Никольский (1877—1959). Это был востоковед, историк ближневосточных религий. Он написал ряд глав в «Русской истории с древнейших времен». Позднее эти главы были им переработаны и составили отдельную книгу. Совет Союза воинствующих безбожников в 1931 году издал «Историю Русской Церкви» Н. М. Никольского. Как характеризует этот труд А. В. Карташёв, «большевики нашли в лице Н. М. Никольского, вероятно, искреннего исполнителя очередного "соц.-заказа" для очернения и унижения Русской Церкви»[1]. Книга проникнута презрением к Православию, к вере отцов и нашей Церкви. Данное издание, вышедшее в 1930 и 1931 годах, незадолго до начала «безбожной пятилетки» 1932—1937 годов, явилось не вкладом в развитие церковно-исторической науки, а было призвано способствовать атеизации нашего народа. В 1983 году эта книга была выпущена третьим изданием[2].
В то время, когда у нас были закрыты духовные учебные заведения, русские ученые за рубежом создали практически два исторических труда. Более известен автор «Очерков по истории Русской Церкви» Антон Владимирович Карташёв, скончавшийся в 1960 году в Париже. Первоначально он был доцентом Петроградской духовной академии, обер-прокурором Святейшего Синода, а затем министром вероисповеданий во Временном правительстве, участвовал в работе Поместного Собора 1917—1918 годов. Позднее А. В. Карташёв стал профессором в Сергиевском институте в Париже, готовившем кадры православного духовенства для стран Западной Европы и Америки. В 1920—30-е годы он оставался единственным историком Русской Церкви на академической кафедре. В 1951 году издательство «ИМКА-Пресс» в Париже выпустило его двухтомник «Очерки по истории Русской Церкви». Третий том остался в рукописи. Ныне его труд по отечественной церковной истории является, можно сказать, довольно популярным в книгоиздании. В 1991 году «Очерки...» были переизданы репринтом в московском издательстве «Наука». Затем последовало репринтное воспроизведение 1993 года, осуществленное издательством «Тегга» в уменьшенном формате и суперобложке. Третье переиздание было осуществлено в 1997 году и т.д.[3] Исследование А. В. Карташёва доведено до начала XIX века, времени императора Павла I (1786—1801). Следует отметить, что до эпохи середины XVI века и по структуре, и по стилю своего изложения он следует труду Е. Е. Голубинского. Очень важна и полезна библиография, помещенная А. В. Карташёвым в конце глав своей книги.
Одновременно с А. В. Карташёвым, трудившимся в Париже, в Америке, в Джорданвилльской семинарии, преподавал Николай Дмитриевич Тальберг (+ 1967). Его «История Русской Церкви» первоначально вышла в Нью-Йорке в 1954 году. В России она впервые была репринтирована сорок лет спустя, в 1994 году, и затем неоднократно переиздавалась.[4] Изложение истории автор завершает 1917 годом, и по своему содержанию его труд близок к исследованию П. В. Знаменского.[5] Диакон Владимир Русак более известен своим исследованием, посвященным истории гонений на Русскую Церковь в XX веке, которое было издано на Западе, а позднее переиздано на Родине.[6] Преподавая Историю Русской Церкви в Джорданвилле, он затем издал материалы своих занятий.[7] В конце своего труда автор говорит о Русской Зарубежной Церкви, а также и о Катакомбной. Завершается его труд справочным материалом — перечнем иерархов Русской Церкви, Зарубежной и Катакомбной. Затем следует список русских князей, царей и императоров, и в конце даны перечень важнейших исторических событий и именной указатель.
В наше время были осуществлены перепечатка и репринтное переиздание работ церковных историков — авторов предшествующего периода. Большую роль в воссоздании книжного фонда исторической литературы сыграло издательство Крутицкого Патриаршего подворья в Москве, которое репринтировало труд профессора Казанской духовной академии П. В. Знаменского[8] (+ 1917) и профессора Московской духовной академии Е. Е. Голубинского[9] (+ 1912). Важным дополнением к труду последнего является том со справочными материалами, включающими именной указатель к его «Истории...», облегчающий работу с объемным трудом[10].
[1] Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959 - Т. I. С. 37. [2] Н. С. Гордиенко в предисловии к «Истории...» говорит о необходимости продолжения успешного дела, начатого Н. М. Никольским, т.к. в преддверии 1000-летия Крещения Руси «богословско-церковные круги Московской патриархии пытаются использовать эту дату для прославления русского православия и создания ему репутации социально прогрессивной силы, стимулятора духовного прогресса общества» (Никольский Н. М. История Русской Церкви. М., 1983. С. 20). Спустя пять лет в том же Издательстве политической литературы вышла книга «Как была крещена Русь» (М., 1988), в которой говорится, что «труд Н. М. Никольского некоторые вопросы излагает слишком упрощенно, кое-что просто вызывает возражения» (с. 14). В книге приводятся некоторые вопросы к труду Н. М. Никольского, например: «Верно ли, что русская церковь "была колонией" Константинопольского Патриархата?» и т.д. (Там же. С. 15). [3] Укажем последние издание данного труда: Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. Минск, 2007; То же. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. [4] Укажем еще два издания: Тальберг Н. История Русской Церкви. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. Переиздана в 2008 г. Известны также другие издания: 2000, 2001, 2004, 2007 гг. [5] Подобно А. В. Карташёву, который одновременно с русской историей преподавал общую церковную историю и написал книгу «Эпоха Вселенских Соборов» (М., 1994)' Н. Д. Тальберг опубликовал свою «Историю христианской Церкви» (М.: «Интербук»; Нью-Йорк: «Астра», 1991). [6] См.: Степанов В. (Русак). Свидетельство обвинения: В 3 т. М., 1993. [7] См.: Русак В. История Русской Церкви. Со времени основания до наших дней. США, 1993. [8] См.: Знаменский П. В. История Русской Церкви: учеб. рук-во. Paris; М., 1996. (Материалы по истории Церкви. Кн. ю). Данный труд был переиздан в 2000 г. [9] См.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: Т. 1. Ч. 1—2; Т. 2. Ч. 1—2. М.: Крутицкое Патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 1997—1998. (Материалы по истории Церкви. Кн. 16—19). [10] См.: Жизнь и труды академика Е. Е. Голубинского с приложением «Воспоминаний» Е. Е. Голубинского и именного указателя к «Истории Русской Церкви». М., 1998. (Материалы по истории Церкви. Кн. 20).
esxatos.com
Слово МИТРОПОЛИТ - Что такое МИТРОПОЛИТ?
Слово митрополит английскими буквами(транслитом) - mitropolit
Слово митрополит состоит из 10 букв: и и л м о о п р т т
Значения слова митрополит. Что такое митрополит?
Митрополит
Митрополит – второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально Митрополиты назначались на Русь из Византии…
История России с древнейших времен до 1917 года
Митрополит – (греч. μητροπολίτης – столичный человек, происходит от слова "метрополия", греч. μητροπολις – столичный город, матерь городов) – правительственная степень епископа, первый по древности епископский титул в Церкви.
Православная энциклопедия "Азбука веры"
МИТРОПОЛИТ (греч. metropolis – мать городов, метрополия, т.е. главный город), титул епископа главного города области или провинции. В Восточных церквах сан митрополита выше сана архиепископа, но ниже патриарха (в Русской православной церкви).
Энциклопедия Кругосвет
Фотий митрополит киевский и всея Руси
Фотий, митрополит киевский и всея Руси — митрополит киевский и всея Руси, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время…
Большая биографическая энциклопедия. - 2009
Фотий, митрополит Киевский и всея Руси Фотий (ум. 1 VI 1431) – митрополит Киевский и всея Руси, автор поучений, посланий и Духовной грамоты. Уроженец г. Монемвасии в Морее (Пелопоннес), грек, «измлада», согласно его Духовной грамоте…
Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1987-1989
Фотий митрополит киевский и всея Руси — митрополит киевский и всея Руси, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907
Русский язык
Митрополи́т, -а.
Орфографический словарь. — 2004
Примеры употребления слова митрополит
Поздравить верующих с Пасхой и с открытием звонницы приехал митрополит Корнилий.
Где в честь неё митрополит омский и таврический Владимир отслужил праздничную службу.
Возглавит церемонию открытия митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Там святыню встретят митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон и духовенство города.
Верующих поприветствует митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан.
Первым гостей праздника поздравил митрополит Рязанский и Михайловский Павел.
Этот храм построил митрополит Филарет, отец первого выборного царя Михаила Романова.
митральеза
митральный
митра
митрополит
митрополичий
митрополия
митрофановичем
wordhelp.ru
Митрополит Киевский и всея Руси
Митрополит Киевский и всея Руси
Митрополи́т Ки́евский и всея́ Руси́ — титул предстоятеля Русской Церкви в период её нахождения в составе Константинопольского Престола, то есть от времени Крещения Руси и основания митрополии в Киеве до 1686 года, когда Киевская митрополия в результате присоединения Украины к России была присоединена к Московскому патриархату. Хотя в 1299 Киев, вследствие разорения и запустения, перестал быть местом постоянного пребывания митрополита и его двора, все митрополиты чьи резиденции находились как во Владимире, так и в Москве продолжали именоваться Киевскими и всея Руси.
Титул митрополита Киевского и всея Руси носили также предстоятели греко-католической церкви.
Киевские иерархи до разделения христианской церкви
Епископы «Ругийские» (то есть епископы русов)
Киевская кафедра Римско-католической церкви, созданная при содействии Великой княгини Киевской Ольги. Епископы де-факто кафедрой не управляли.[уточнить]
Либуций (959—961)
Адальберт (961—962)
вакансия
Бруно (1007—1008)
Киевская митрополия (988−1054)
Михаил I 988—992
Леонтий 992—1008
Феофилакт 1008—до 1018
Иоанн I 1008/18—ок.1030
Феопемпт ок.1035—1040-е годы
Кирилл I Грек не упоминается в русских летописях, предположительно, между 1039 и 1051 гг.
Иларион Русин 1051—1054 первый русский митрополит.
Православные иерархи
Киевская митрополия (1054−1458)
Ефрем 1054/1055—ок.1065
Георгий ок.1065—ок.1076
Иоанн II не позднее 1076/1077—после августа 1089
Иоанн III лето 1090—ранее 14 августа 1091
Николай ок.1093—ранее 1104
Никифор I 18 декабря 1104—апрель 1121
Никита 15 октября 1122—9 марта 1126
Михаил II лето 1130—1145
Климент Смолятич 27 июля 1147—начало 1155
Константин I 1156—1158/1159
Феодор август 1160—июнь 1163
Иоанн IV весна 1164—1166
Константин II 1167—1169/1170
Михаил III весна 1171—?
Никифор II ранее 1183—после 1201
Матфей ранее 1210—19 августа 1220
Кирилл I 1224/1225—лето 1233
Иосиф 1242/1247—?
Кирилл II 1242/1247—27 ноября 1281
Максим 1283—6 декабря 1305; до 1299 года в Киеве, после во Владимире
Пётр 1308—21 декабря 1326
Феогност 1328—1353
Алексий 1354—1378
Михаил (Митяй) 1379) — наречённый митрополит
Киприан 1381—1383
Пимен 1382—1384, фактически до 1389
Дионисий 1383—1385
Киприан 1390—1406 — повторно
Фотий 1408—1431
Герасим 1433—1435
Исидор 1437—1458
В годы архиерейства митрополита Исидора в Москве был поставлен параллельный митрополит Иона 1448—1461. С 1461 года после начала автокефалии восточно-русских епархий, находящихся в составе Московского государства, митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться Московскими и всея Руси (или Руссии).
Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Руси (1458−1596)
Основная статья: Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (правосл.):
Киевская митрополия (с 1620)
В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III посвящает нового митрополита Киевского и всея Руси (а также епископов на другие кафедры). Митрополия восстановлена в Киеве.
Гедеон Четвертинский (1685—1686) (поставлен без согласования с Константинопольским патриархом, которое было получено задним числом).
В 1686 году церкви киевской митрополии (де-факто только Киевская и Черниговская епархии) подчинены Московскому Патриарху. Это решение задним числом подтвердил Патриарх Константинопольский Дионисий[1]. В 1924 году уже другой Патриарх Котстантинопольский, Григорий VII в Томосе о даровании автокефалии Польской Православной Церкви о переподчинении Киевской митрополии писал о не каноничности данного перехода:
«Первое отделение от Нашего Престола Киевской Митрополии и Православных Митрополий Литвы и Польши, зависящих от нее, а также присоединение их к Святой Московской Церкви совершилось не по предписаниям канонических правил, также не было соблюдено все то, что было установлено относительно полной церковной автономии Киевского Митрополита, который носил титул Экзарха Вселенского Престола
— Ігор (Ісіченко), архієпископ. Історія Христової Церкви в Україні. — Б. м.: Видавництво «Акта», 2008. − С. 305.Полонська-Василенко Н. Історичні підвалини УАПЦ. — Мюнхен, 1964. — С. 113−116.[2]
Грекокатолические митрополиты Киевские, Галицкие и всея Руси
Основная статья: Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (грекокатолич.):
Примечания
Ссылки
См. также
dic.academic.ru
МИТРОПОЛИТ это что такое МИТРОПОЛИТ: определение — История.НЭС
МИТРОПОЛИТ
высший духовный сан в православной и некоторых других церквах. В церквах, где установлено патриаршество — второй после патриарха сан в церковной иерархии.
Оцените определение:
Источник: Словарь исторических терминов
МИТРОПОЛИТ
в иерархии нек-рых христ. церквей духовный сан, принадлежащий главе крупной церк. организации. Сан М. по церк. иерархии ниже патриарха, но выше архиепископа; появился в 4 в. в Рим. империи.
Оцените определение:
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
Митрополит
греч. - "человек из главного города") - в христианской церкви один из высших санов (3-я степень) архиереев; глава крупной епархии, подчиненной патриарху. С конца X в. до учреждения патриаршества (1589) возглавлял церковную организацию на Руси.
Оцените определение:
Источник: Отечественная история в терминах и понятиях
МИТРОПОЛИТ
Титул епископа главного города данной области или провинции. В православной церкви сан митрополита выше сана архиепископа, но ниже патриарха. Титул митрополита возник благодаря тому факту, что некоторые епископы (больших городов, т.е. метрополий) имели под своим началом нескольких подчиненных епископов.
Оцените определение:
Источник: Основы православной культуры
МИТРОПОЛИТ
(от греч. metropolites) — человек из главного города. В ряде христианских церквей один из высших чинов, глава крупной епархии (области), подчиненный, как правило, патриарху. До середины XV в. (1448) русская митрополия с момента принятия христианства подчинялась Константинопольской патриархии. С 1448 г. стала автокефальной (самостоятельной) митрополией. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество.
Оцените определение:
Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие
Митрополит
греч. mitropolitis - человек из главного города) - один из высших чинов христианской церковной иерархии. С конца X в. и до учреждения патриаршества митрополит возглавлял церковную организацию на Руси. В церкви Византийской империи термин означал епископа столичного города той или иной провинции. До середины XV в. Русская митрополия являлась одной из провинций Константинопольской патриархии.
Оцените определение:
Источник: Краткий исторический словарик
Митрополит
второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально Митрополиты назначались на Русь из Византии , хотя в своей деятельности сохраняли значительную независимость. Первым Митрополитом русского происхождения считается известный церковный писатель Иларион (Киевский Митрополит в 1051-1062 гг.). Резиденция Митрополита на Руси была сначала в Киеве. После разрушения Киева (1240 г.) татаро-монголами, кафедра митрополита влачила в этом городе жалкое существование, пока не была перенесена (1209 г.) во Владимир на Клязьме, а в сер. XIV в. - в Москву. С этого времени устанавливается титул «Митрополит всея Руси».
Митрополит возглавлял Русскую православную церковь и подчинялся Константинопольскому патриарху до 1589 г., когда в России было введено патриаршество.
Оцените определение:
Источник: Краткий исторический словарь
МИТРОПОЛИТ
греческое metropolites -человек из главного города), в Русской православной церкви священнослужитель высшей (третьей) степени. До 14 в. Русь в церковном отношении представляла собой единую митрополию, находившуюся в юрисдикции Константинопольского патриарха. Резиденцией М. были Киев, Владимир (с 1299), Москва (с 1325). После провозглашения в 1448 автокефалии М. всея Руси стал избираться без участия Константинопольского патриарха. В 1458 русская митрополия окончательно разделилась на Киевскую и Московскую. С учреждением в 1589 патриаршества М. Московский стал патриархом, титул М. присвоен 4 архиереям: Новгородскому, Казанскому, Ростовскому и Крутицкому. При Петре I архиереев не возводили в сан М. При Елизавете Петровне в сане М.-архиереи Киевской, Московской и С.-Петербургской епархий. В настоящее время М.- главы самостоятельных церквей в составе Русской православной церкви (Украинской православной церкви, Белорусской православной церкви, Православной церкви в Молдове, Японской автономной церкви). Титул М. носят также епархиальные архиереи: М. Санкт-Петербургский и Ладожский, М. Крутицкий и Коломенский, М. Смоленский и Калининградский.
Оцените определение:
Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия
МИТРОПОЛИТ
греч. metropolis-человек из главного города), священнослужитель высшей (третей) степени христианской церковной иерархии. С IV в. титул М. присваивается епископам главных городов – метрополий. Духовная власть М. распространялась на церковный округ (митрополию), объединявший христианские общины метрополии и прилегающей области. М. мог иметь наместников (заместителей) в лице викарных епископов. Со времени введения христианства на Руси в качестве государственной религии и вплоть до XIV в. Русь в церковном отношении представляла собой одну митрополию, находившуюся в юрисдикции Константинопольского патриархата. М. на Руси были, как правило, греками, поставлялись Константинопольским патриархом. Первым М. из русских был Иларион (1051–1062). После падения Константинополя (1453) избрание М. окончательно перешло к русскому епископату. Главными городами русской метрополии последовательно были Киев, Владимир, Москва.
Власть М. была двоякая: с одной стороны, он был главой Русской церкви, с другой – имел свою отдельную епархию. Он избирал и рукополагал епископов, вместе с епископами он судил епископов. Как глава Русской церкви, М. председательствовал на соборах русского духовенства.
Ближайшее управление церковью М. ведал вместе с собором епископов, которых он призывал для совещания к себе. М. являлся главным начальником епархиальных архиереев. Ко времени татаро-монгольского нашествия на Руси было 15 епархий: черниговская, ростовская, владимиро-волынская, новгородская, туровская, полоцкая, тмутараканская, белгородская, переяславская и юрьевская, смоленская, галичская, рязанская, владимирская, перемышльская и угровская.
Власть епископа по отношению к подчиненному ему духовенству имела такое же значение и такую же силу по каноническим правилам, как и власть М. над епископом. Подобно тому, как М. правил церковью с помощью собора епископов, так и каждый владыка управлял епархией с помощью коллегии из местных священников. Эта коллегия называлась клиросом. В нее входили все соборные священники, имевшие также и свои приходские церкви.
М. и епископы с духовной властью соединили в Древней Руси значительную долю власти светской: кафедры обладали большими недвижимыми имуществами, оттого около духовных властей рано образуется «двор» из лиц светских. В ряду этих домовых людей выделяются бояре, частью поступившие на службу к М., частью получившие от него землю в пожизненное владение или купившие на таких же условиях. По волостям и селам назначались М. волостели и посельские. Казну архиерейскую сохранял казначей или эконом.
Права и преимущества русского духовенства в светском отношении в эпоху татаро-монгольского нашествия определялись ханскими ярлыками и льготными жалованными грамотами русских князей. Ярлыками запрещалось нарушать права духовенства, отнимать что-либо у духовных лиц и вообще вступаться в церковные дела под страхом смертной казни. Духовенство, на основании ярлыков, управлялось и судилось по своим уставам, будучи свободным от всех податей и повинностей; люди, жившие на землях церковных и монастырских, также были свободны от всех даней и повинностей.
В 1448 г. собор русских епископов провозгласил русскую церковь автокефальной (независимой). И с этого времени глава церкви – М. «всея Руси» – стал избираться без всякого участия Константинопольского патриарха. В 1458 г. русская митрополия окончательно разделилась на, две – Киевскую и Московскую. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество.
Оцените определение:
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.
interpretive.ru
Митрополиты Древней Руси (Х-ХVI века)..Архимандрит Макарий (Веретенников)
Содержание
ВВЕДЕНИЕПредисловие – 5Подвиг апостола Андрея Первозванного – 15Предыстория Русской иерархии – 31
ЧАСТЬ I. МИТРОПОЛИТЫ ВСЕЯ РУСИ ПОД ОМОФОРОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА
ГЛАВА I. НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ ЗЕМЛЕСвятой Митрополит Михаил (988-992) – 43Митрополит Леонтий (992-1008) – 57Митрополит Иоанн I (до 1018-1035) – 63Митрополит Феопемпт (1035-1047) – 69
Глава II. МИТРОПОЛИТЫ-БОГОСЛОВЫСвятой Митрополит Иларион (1051-1054) – 75▪ Исповедание веры Митрополита Киевского Илариона – 88Митрополит Ефрем (1055-1061) – 90▪ Написание Митрополита Ефрема – 93Митрополит Георгий (1062-1076) – 97▪ Георгия, Митрополита Киевского, стязанье с латиною; вин числом 70 – 108Святой Митрополит Иоанн II (1076-1089) – 114▪ Письмо Митрополита Иоанна Ф. Продрому – 127▪ Указание от правил обличительно на ереси латынския Иоанна Митрополита Русского ко архиепископу Римскому о опресноцех – 128Митрополит Иоанн III (1090-1091) – 129Святой Митрополит Николай (1093-1104) – 131Митрополит Никифор I (1104-1121) – 134▪ Поучение Митрополита Русского Никифора в Неделю сыропустную в церкви ко игуменом и ко всему иерейскому и дияконскому чинку и к мирским людем – 147Митрополит Никита (1122-1126) – 151▪ Проложное сказание о принесении перста Иоанна Предтечи из Византии на Русь – 153Митрополит Михаил II (1130—1145) – 155
ГЛАВА III. НАРАСТАНИЕ КНЯЖЕСКИХ УСОБИЦ НА РУСИМитрополит Климент (Смолятич; 1147-1155) – 162Святой Митрополит Константин I (1156-1159) – 177▪ Никита Акоминат (Хониат). Сокровище православной веры. Книга XXIV: Собор – 187Митрополит Феодор (1161-1163) – 191Митрополит Иоанн IV (1164-1166) – 197Митрополит Константин II (1167-1170) – 200▪ Месяца августа в 1 день слово Великого князя Андрея Боголюбскаго о милости Божии – 205Митрополит Михаил III (1171-1174) – 207Митрополит Никифор II (1175/76-1202) – 209Митрополит Матфей (1209-1220) – 215Митрополит Кирилл I (1225-1233) – 221▪ Грамота Никейского Патриарха Киевскому Митрополиту Кириллу – 227Митрополит Иосиф (1236-1240) – 229
ГЛАВА IV. ПОСЛЕ БАТЫЕВА РАЗОРЕНИЯСвятой Митрополит Кирилл II (уп. 1242-1281) – 235▪ Послание князя Святослава Мизийского Митрополиту Кириллу – 264▪ Ярлык Ордынского хана Менгу-Темира русскому духовенству. Степь [1267 г., августа 10] – 264Святой Митрополит Максим (1283-1305) – 267▪ Поучение святителя Максима – 279▪ Месяца декабря в 15 день Сказание о святем и блаженнем Первопрестолнике чюдном Митрополите Максиме Владимирском и Московском и всея Росии – 281
ГЛАВА V. НАЧАЛО ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫЧудотворец Митрополит Пётр (1308-1326) – 285▪ Поучение смиренного Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, игуменом, попом и диаконом – 322▪ 1308-3326 гг. — Поучение митрополита Петра духовенству (об епитимиях и вдовых попах) и мирянам (об усердии к церкви) – 323▪ Поучение Петра Митрополита Киевского и всея Руси – 325▪ Поучение Петра Митрополита – 328▪ Поучение Петра Митрополита, егда препре Тферъскаго владыку Андрея во Сборе – 329Святой Митрополит Феогност (1328-1353) – 332▪ 1339 г. — Грамота Патриарха Иоанна XIV Митрополиту Феогносту об открытии мощей святителя Петра – 358▪ Поучение Феогноста, Митрополита всея Руси – 358Чудотворец Митрополит Алексий (1354-1378) – 363▪ Поучение Алексия Митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом – 411▪ Поучение смиренного Алексия Митрополита всея Руси игуменом и попом и дьаконом и всем правоверным крестьяном, крестоимянитым людем, пребывающим в правоверьи, всего предела Новгородьского и Городецского: благодать вам и мир от Бога свыше – 415▪ 1363 г. — Слово пресвещенного Алексея Митрополита – 417▪ 1378 г. — Список з духовныя грамоты иже во святых отца нашего Алексея Митрополита Киевскаго и всея Руси, нового чудотворца – 418
ГЛАВА VI. СМУТА В МИТРОПОЛИИАрхимандрит Михаил († 1379) — кандидат на Русскую митрополию. Митрополит Пимен (1380-1389) – 419Святой Митрополит Дионисий I (1384-1385) – 443▪ 1382 г. — Грамота Суздальского архиепископа Дионисия псковскому Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития – 463▪ 1383 г. — Послание святителя Дионисия князю Димитрию Донскому. От иного послания о повинных – 466
ГЛАВА VII. БЕДЫ И УСПЕХИ МОСКОВСКОЙ РУСИ. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОЗВЫШЕНИЕ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОГО ГРАДАСвятой Митрополит Киприан (1375-1390-1406) – 469▪ Духовная грамота Митрополита Киприана – 524Святой Митрополит Фотий (1408-1410-1431) – 527▪ [Письмо монаха Исидора] Митрополиту России [Фотию] – 588▪ 1420 г., 24 января. — Жалованная грамота Митрополита Фотия Горицкому монастырю – 590▪ Разрешительная грамота-молитва Mитрополита Фотия – 591
ГЛАВА VIII. КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ, БОРЬБА ЗА ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕМитрополит Герасим (1433-1435) – 594▪ 1414 г. — Настольная грамота Митрополита Фотия епископу Владимиро-Волынскому Герасиму – 606▪ 1434 г., ноябрь. — Грамота Римского Папы Евгения Митрополиту Герасиму – 606Митрополит-кардинал Исидор (1436-1441) – 609▪ Окружное послание Митрополита-кардинала Исидора – 651▪ 1440 г., июля 27. — Грамота Митрополита-кардинала Исидора – 652▪ 1441 г., февраля 5. — Уставная грамота Киевского князя Александра Владимировича собору Святой Софии в Киеве и Митрополиту Киевскому и всея Руси Исидору – 653▪ Послание князя Василия Васильевича инокам-святогорцам – 655▪ Повесть Симеона суздальского об осьмом, Флорентийском Соборе. Исидоров Собор и хожение его – 658
ЧАСТЬ 2. АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
ГЛАВА I. УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЫТИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИЧудотворец Митрополит Иона (1448-1461) – 671▪ 1459 г. — Послание от Митрополита [Ионы] в Литву ко всем владыкам о православной вере, и о укреплении, и о Григории Митрополите, Сидорове ученице – 729▪ 1459 г., декабря 13. — Посыльная от всех владык руских к владыцем литовьским, которые рукоположение приняли от Ионы Митрополита, о Григорьи Митрополите, что вышел из Риму на митрополью Киевскую – 732▪ [Обращение к святителю Ионе иеромонаха Афанасия] – 733▪ До 1461 г. — Отступная запись А. Корыткова Митрополиту Ионе – 734▪ Благословенная грамота Митрополита [Ионы] прихожанам собора – 735Святой Митрополит Феодосий (1461-1464) – 736▪ 1462 г., январь. — Поучение Митрополита Феодосия о чуде-исцелении у мощей святителя Алексия Московского – 765▪ Слово похвально святым верховным апостолом Петру и Павлу. Творение Феодосия, архиепископа всея Руси – 772▪ 1462 г., августа 4. — Жалованная грамота Митрополита Феодосия игумену Парфению, настоятелю монастыря Архангела Михаила в Суздале – 783▪ 1464 г., апреля 4. — Настольная грамота Митрополита Феодосия митрополиту Кесарии Филипповой Иосифу – 783▪ *Послание* [бывшему Митрополиту Феодосию] – 785Святой Митрополит Филипп I (1464-1473) – 787▪ 1465 г. — Грамота Митрополита Филиппа настоятелю Покровского монастыря «на Богоне» игумену Льву – 820▪ 1467 г. — Лист Дионисия Патриарха Константинопольского до Москвы писаныи – 821▪ [Житие Митрополита Филиппа I] – 822
ГЛАВА II. УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КНЯЗЯ НА ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА. БОРЬБА С ЕРЕСЬЮСвятой Митрополит Геронтий (1473-1489) – 824▪ 1480 г., ноября 13. — Соборное послание духовенства Русской Церкви великому князю Иоанну Васильевичу на Угру – 851▪ [Грамота В.Ф. Образца, данная Митрополиту Геронтию] – 853▪ Месяца августа в 27 день пренесение мощем Святейших Митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы и Филиппа – 853▪ Сказание о блаженном и преосвященном святем Геронтии Митрополите Московском – 854Ересь жидовствующих. Митрополит Зосима (1490-1494) – 856▪ Соборный приговор 1490 года – 893Святой Митрополит Симон (1495 — † 1511) – 895▪ Послание инока диакона, к архиепископу моление – 926▪ 1501 г., 1 февраля. — Ставленная грамота Митрополита Симона, данная преподобному Корнилию Комельскому – 927▪ 1503 г., августа 6. — Соборное определение о невзимании со священнослужителей мзды при хиротонии – 928▪ 1503 г., 12 сентября. — Соборное определение о вдовых попах и диаконах и о запрещении монахам и монахиням жить в одних монастырях – 930
ГЛАВА III. СВЕДЕННЫЕ С ПРЕСТОЛАМитрополит Варлаам (1511-1521) – 932▪ 1516 г., июль. — Послание Константинопольского Патриарха Феолипта Митрополиту Варлааму о милостыне – 954▪ 1516-1517 гг. — Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия Митрополиту Варлааму об отправлении в Москву Святогорского старца Максима Грека со сопутниками – 955▪ 1516-1517 гг. — Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия Митрополиту Варлааму о милостыне – 956Митрополит Даниил (1522-1539) – 958▪ 1537 г. май. — Наказ Митрополита Даниила, данный епископу Сарскому и Подонскому Досифею и архимандриту Симоновскому Филофею о речах к князю Андрею Иоанновичу Старицкому для вызова его в Москву и в случае отказа предать его проклятию – 998▪ Послание Митрополита Даниила – 1000▪ 1539 г., марта 26. — Отреченная грамота Митрополита Даниила – 1003Святой Митрополит Иоасаф (1539-1542) – 1005▪ 1526-1527 гг. — Полюбовная разъезжая Михаила Кузьмина Зубова и его сына Андрея и старцев Троице-Сергиева монастыря Сергия Кузьмина и Иоасафа Скрипщина Зубовской земле сельца Нового с троицкой землей села Скнятинова в Кинельском стане Переяславского уезда – 1021▪ 1548 г., ноябрь. — Переписка Митрополитов Макария и Иоасафа – 1022▪ Из материалов Стоглавого Собора – 1026
ГЛАВА IV. РАСЦВЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫЧудотворец Митрополит Макарий (1542-1563) – 1030▪ 1547 г., января 16. — Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV – 1093▪ 1552 г., ноябрь. — Вкладная запись Митрополита Макария в сентябрьской Успенской Четией Минее – 1096▪ 1555 г., август. — Грамота Митрополита Макария Виленскому католическому епископу Павлу – 1098▪ Месяца декабря в 31 день сказание вкратце о житии и пребывании иже во святых отца нашего чюднаго Макария, Митрополита Московскаго и всеа Росии чюдотворца – 1104▪ Сказание о явлении преподобнаго отца нашего Александра Свирскаго чюдотворца и иже с ним во святых отца нашего Макария Митрополита Московскаго и всеа Росии, како приидоша церковь свящати святаго Николы – 1106Митрополит Афанасий (1564-1566) – 1108▪ 1564 г., февраля 2. — Соборная грамота о белом клобуке – 1133▪ Послесловие Апостола, изданного в Москве в 1564 году – 1136▪ 1564 г., сентября 29. — Богомольная грамота Митрополита Афанасия епископу Сарскому и Подонскому Матфею по случаю войны с Польшею – 1137
ГЛАВА V. ЦАРСКИЙ ПРОИЗВОЛЧудотворец Митрополит Филипп II (1566-1568) – 1139▪ 1555 г., августа 7. — Грамота Митрополита Макария в Великий Новгород – 1169▪ 1566 г., 20 июля. — Приговор об избрании на Московскую митрополию Соловецкого игумена Филиппа – 1169▪ 1566 г. — Грамота Митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь – 1170▪ 1567 г., ноября 24. — Богомольная грамота Митрополита Филиппа в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю войны с Крымским ханом и Польским королем – 1171Митрополит Кирилл III (1568-1572) – 117З▪ Отпускная грамота Митрополита Кирилла – 1184▪ 1571 г., март. — Грамота Митрополита Кирилла Константинопольскому Патриарху Митрофану – 1184Митрополит Антоний (1572-1581) – 1186▪ 1578 г. — Послание благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича и всего освященного Собора к великим страстотерпцем и исповедником великому князю Михаилу Черниговскому и боярину его Федору, имеющему образ сицев – 1204▪ 1575 г., декабря 20. — Жалованная грамота Митрополита Антония святителю Суздальскому Варлааму – 1206▪ 1580 г., декабря 27. — Ставленная грамота Митрополита Антония – 1207Митрополит Дионисий II (1581-1586) – 1208▪ Чин поставления Митрополита Дионисия – 1223▪ 1581 г., августа 1. — Грамота Митрополита Дионисия Смоленскому епископу Сильвестру – 1226▪ 1584 г., октября 30. — Царская тарханная грамота Митрополиту Дионисию на слободку Святославлю – 1228▪ 1586 г., июня 17. — Грамота Митрополита Дионисия на строительство храмов в монастырских селах Ипатьевской обители – 1229▪ Житие Митрополита Дионисия – 1230Имена Митрополитам Киевским от крещения Владимирова – 1231
Единоборства Древней Руси, - беседа с митрополитом Вятским и Слободским Марком
Патриотизм, национальная идея, нравственность и духовность – какие забытые и практически стертые из нашей повседневной жизни понятия. А ведь издавна это было не так. Основа воинства – дух. Воспитание воинов всегда строилось на духовно-нравственной основе. Русское воинство всегда славилось богатырями. Во всех сражениях отличались те, кто был не только силен физически, но и духовно.
– Что сказал Александр Невский перед воинами? “Не в силе Бог, а в правде”. В правде Божьей воин Христов и черпает силы, которые позволяют ему противостоять беззаконию и насилию.
– Наш разговор о воинстве и роли христианства не случаен. Митрополит Вятский и Слободской не только главный человек в митрополии, он много лет занимался боевыми искусствами на высоком уровне, и сейчас владыка имеет широкий круг общения среди мастеров различных школ единоборств.
– Действительно, в настоящее время и в нашей стране, и по всему миру достаточно много людей занимается воинским искусством, единоборствами. Единоборства отражают внутренний уклад того или иного народа и государства, и знакомиться с культурой соседних народов – это тоже неплохо.
Но вопрос заключается в том, полезно ли человеку теми или иными видами боевых искусств заниматься, чтобы не повредить своей душе? В нашем государстве было свое направление в воинском искусстве, я думаю, что представителям нашего народа, конечно же, нужно заниматься теми традициями, которые коренятся в нашей с вами истории, духовности и Церкви. Воинское искусство – это, конечно же, образ жизни. Опять-таки, хотелось бы повториться: оно тесно связано с культурным и духовным наследием. И ведь здесь уже начинают появляться более серьезные вопросы: стоит ли человеку из другой культуры заниматься теми или иными направлениями? Потому что духовность и культура связаны в первую очередь с религией.
Вспомним евангельскую историю, когда к Иоанну Крестителю пришли воины, потому что встал вопрос нравственный: достойно ли или правильно ли человеку держать оружие в руках? Задавшись таким глубоко нравственным вопросом, воины его спросили: “А нам что делать?” Ответ был достаточно краткий: “Довольствуйтесь жалованием своим”. Но какая глубина в этом ответе заключена. Что значит довольствоваться жалованием своим? Конечно же, не направлять воину, который находится на служении своему государству и своему народу на преступные замыслы и помыслы оружие, не направлять его на самообогащение, а использовать его только для защиты своего Отечества, своих близких и своего народа. То есть исполнять свой воинский долг, и исполнять приказания своего начальства, потому что ответственность за принимаемые решения несут они.
– Владыка, есть ли возможность хотя бы отчасти познакомиться с приемами? Можете ли вы нам в этом помочь?
– Давайте попробуем.
Наверное, все-таки лучше избежать столкновения с любым противником, попытаться уклониться и мирным путём разрешить сложную ситуацию.
Бывает, что столкновения не удается избежать и противник может уже вас захватить, и конечно, нужно уметь освобождаться от того или иного рода захватов, которые стесняют ваши движения.
Конечно же, единоборства – это не спортивный вид, а школа выживания, поэтому здесь используется все, что есть у человека в наличии: в руках, одето на нем. Поэтому можно использовать одежду противника. Также одежда может защищать человека от нападения холодным оружие. Правильно всё то, что тебя спасает.
– При обилии различных стилей борьбы, в частности восточных единоборств, зачастую в тени остается духовная составляющая. При ближайшем рассмотрении можно увидеть интересные аналогии. А вот существуют различные школы, которые развиваются на энергетических центрах, на чакрах. Как вы относитесь, насколько это, по вашему мнению, правильно?
Давайте обратимся к нашей с вами историей и осознаем, и ответим сами себе на такой вопрос: кто готовил наших воинов? Инструктора или воины из других государств? Навряд ли. Князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой приходит к преподобному Сергию Радонежскому. Зачем? За благословением на защиту святой Руси. И он получает от него не только благословение, но преподобный Сергий дает и двух монахов, Пересвета и Ослябя, которые участвуют в сражении. Они оба были в свое время воинами, воеводами, поэтому он не случайно дал их Дмитрию Донскому в помощь в знак своего благословения. Они были искусными воинами, были известны в войсках не только своим личным мужеством, но и своими полководческими способностями.
Вспомним, конечно, и наших великих полководцев, глубоко верующих людей: Суворова, Кутузова, Федора Федоровича Ушакова. Наверное, в сегодняшней беседе мы упомянем и маршала Жукова, и других военачальников.
Задача не только уклониться от движения, но и обезоружить, выбить оружие из рук противника.
– Разговор о Системе зашел не случайно. В московском офисе входящих встречает фотография нашего владыки с надписью: “Святую Русь надо уметь защищать”. Основатель и руководитель школы единоборств древней Руси – Михаил Рябко.
– Это человек достаточно скромный, поэтому кратко о нем скажу. Человек был в спецподразделениях, выполнял государственные задания достаточно достойно. Его сослуживцы говорят и отмечают, что человек с одной стороны достаточно скромный, но это великий мастер, который в то же время свое мастерство напоказ не выставляет. А в человеческом отношении при его скромности – это патриот. Действительно, человек способный положить душу свою за други своя, и не уходил с поля сражения, если на нем оставались его подчиненные.
– Если обратиться к нашим историческим корням, то можно увидеть, что издревле основой государства являлось православие.
Михаил Рябко: Всё было там, всё было в монастырях. И законы, по которым жило государство, были нашими православными. Как дали заповеди, так по заповедям и жили. И возрождаем традиции древней Руси, но не языческой, а христианской. И поэтому мы возрождаем именно наши традиционные виды единоборств. И Россия формировалась как христианское государство, поэтому невозможно, чтобы было разделено – душа и тела. Во всех и восточных единоборствах ищут, как соединить душу и телу, а у нас это изначально есть.
У меня был семинар совместно с айкидо и выступал их большого уровня тренер, который сейчас занимается у нас, может, Бог даст, еще крестится. Он говорит так: “Все японские виды единоборств превратились в спорт, и мы потеряли дух”. Но они не говорят дух, они говорят, что потеряли силу. А у вас есть дух. Вот в чем вопрос. Я стал понимать, что дух и сила – это разные вещи. Вот в чем разница между восточными и исконно русскими единоборствами.
Все это вышло из нашей православной веры, поэтому мы не можем от этого отказываться, мы должны это и пропагандировать, и изучать.
У меня есть разная литература. Например, по кадетским корпусам, 1730 год: “Для четвертого возраста упражнения истинного христианина и честного человека”. Самое первое: “Закон Божий – первое всему основание”. То есть любое занятие любым видом, воинские ли это традиции, начинались с закона Божьего.
В три года ребенка благословляли и посвящали в воина. Его сажали на лошадь, его опоясывали мечом. А в 10-13 лет он уже шел с родителями воевать. Это очень интересные традиции.
Общение с настоящими верующими, епископами, кто с нами встречался и общался – владыка Марк, владыка Иоанн, и мы, и ребята, которые занимаются, всегда стараются решить свои какие-то духовные вопросы. Их очень много. У нас и священники приходят, и монахи, много кто. У них же опыт духовной жизни, духовной брани. А любой христианин, который крестился, называется воин Христов. И вольно или невольно эта брань… Мы же живем в обществе, эта брань постоянная. Если не будет священства рядом, не будет духовника, не будет людей, которые знают духовные законы, мы без этого умрем, нам без этого никуда не деться.
Владыка очень хороший человек. С одной стороны, похвала для монаха хуже яда, но мне хотелось бы его похвалить. Человек не ставит сразу каких-то печатей. Он сначала узнает, выяснит, а потом дает заключение. Это истинный христианин, он никого не осудил за глаза, что он такой-то – поставили печать человеку и что хочешь, что и делай. А сейчас много таких кликуш, которые не видели человека, не знают ничего, обмазали грязью и всё.
Как мы с владыкой познакомились? Приехал, задал мне все свои вопросы, какие нужно было, и теперь я задаю ему вопросы, которые мне нужно. И естественно, прошу молитвы, ведь восстает же на меня весь мир языческий, потому что я несу другую борьбу, другой дух. Поэтому те естественно восстают на меня: они теряют деньги, они создали какие-то империи, у них это как секты фактически. Поэтому очень сложно бороться, если у тебя нету духовной поддержки.
– Сейчас, насколько я знаю, есть критика Системы.
Митрополит Марк: Понимаете, критика всегда бывает, но бывает конструктивная, а бывает глупая и необоснованная. Комментировать какие-то заявления или измышления людей, которые ничего не умеют, не знают и не имеют представления о боевых искусствах просто бесполезно. Я хотел бы обратить внимание на то, что мастера, общаясь друг с другом, никого не критикуют. Общаясь между собой, они обогащают друг друга знаниями, набираются друг у друга опыта и это им помогает в их жизни, в их занятии и решении задач, которые перед ними ставит государство или служба, на которой они находятся, их начальство. А что критиковать? Вся критика проверяется в бою. Всем бы этим критиканам задал вопрос: “Покажи, что ты умеешь”. Нужно иметь моральное право говорить, а его ты будешь иметь только тогда, когда у тебя будет личный опыт, не просто знания, а еще и умение.
– А какова роль молитвы? Ведь мы говорим об исторических корнях, о духовности.
Митрополит Марк: Молитва в бою всегда присутствует. С одной стороны, молитва – это наш мостик, который нас связывает с Богом, и в то же время святые отцы говорят: “Заключайте ум в слова молитвы”, имейте постоянную память о Боге. А когда ты имеешь постоянную память о Боге или о ближнем своем, который создан по образу Божьему и подобию, то есть пребываешь в молитве, только тогда мы не позволяем страстям поселиться в нашем сердце и нами руководить.
Любой предмет на улице может вас защитить. Даже простая веревка или ремень может вас защитить.
Знаете, русские воины особо отличались от всех воинов других народов. Все смелые, все храбрые, все искусные, но нашего с вами воина отличала духовность, отношение к противнику. Опять-таки, это все коренится в духовном наследии, в богословии. Богословие переводится как “знание о Боге”. Бог творит человека по образу своему и подобию, и человек своими грехами, помрачающий в себе этот образ Божий, лишает себя радости богообщения. И противник, который хочет совершить то или иное преступления у человека, который понимает, что он себя лишает Царствия небесного, к нему отношение не ненависти, а сожаления.
– В то же время “взявший меч, от меча и погибнет” – это же тоже наше выражение.
Митрополит Марк: Да, это наше выражение, и оно правильное, оно коренится в Священном Писании, оттуда это изречение. Оно очень глубокое, потому что человек, взявший в руки меч для совершения преступления, губит свою душу. Грехом человек помрачает в себе образ Божий. Он духовно умирает, а за смертью духовной следует и смерть телесная, поэтому он уже духовно умер, если взял оружие для того, чтобы совершать преступление.
Первое время отрабатывают на учебном оружии, а впоследствии на боевом остром оружии, чтобы иметь серьезные навыки и не бояться тех предметов, которые находятся в руках у противника.
В первую очередь человек должен сам для себя решить, стоит ему этим заниматься или нет. Конечно, бывают в нашей жизни ситуации, когда рядом представителей правоохранительных органов может не оказаться, и если ты имеешь навыки в борьбе, то конечно, хорошо, если ты их применишь и поможешь человеку, который попал в беду. Здесь не должна надмеваться свобода человеческая. Мы говорили, что Бог творит человека по образу своему и подобию, и одно из качеств, которое присуще нашей душе – это свобода, свобода выбора. Но в этом выборе человеку верующему, конечно же, необходимо взять благословение, согласовать и посоветоваться со своим духовником.
Пошло на уклонение… У нее есть точки напряжения. Не по точкам, а есть точки напряжения, которые его кладут. Такие же опоры.
– Какова все-таки цель критики?
Митрополит Марк: Давайте обратим внимание на окружающую нас природу. Древо, оторванное от своих корней, погибает. Цель – не критиковать, а оторвать наших воинов от исторических корней и самое главное, от духовных корней. А без внутреннего стержня воин – не воин.
– Наверное, через традиции единоборств древней Руси можно говорить о возрождении патриотизма в нашем нынешнем государстве. Национальная идея и духовные скрепы – слова, которые сейчас часто произносятся на самом высоком уровне, здесь давно стали частью жизни тех, кто занимается единоборствами древней Руси – Система.
www.pravmir.ru
Веретенников М.. Митрополиты Древней Руси (X-XVI века)
Фотий, митрополит киевский и всея Руси — митрополит киевский и всея Руси, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя,… … Большая биографическая энциклопедия
Распад Киевской Руси — История России … Википедия
Раздробленность Киевской Руси — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия
Феогност, митрополит киевский и всея Руси — митрополит киевский и всея Руси, по происхождению константинопольский грек, поставлен в русские митрополиты в Константинополе в конце 1327 или начале 1328 г., ум. 11 марта 1353 г. Прибыл на Русь, вероятно, в 1328 г., сначала в Волынскую землю,… … Большая биографическая энциклопедия
Хождение во Флоренцию — 1437–1440 гг. – путевые записки неизвестного суздальского книжника о русском посольстве во главе с митрополитом Исидором в Италию на Ферраро Флорентийский собор 1437–1439 гг. и о возвращении послов на Русь; является самым ранним русским описанием … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Отлучение — от союза религиозного тех его членов, которые нарушают его законы, существовало еще в языческом мире. Так, жрецы в Афинах, по рассказу Плутарха, подвергли О. Алкивиада; у галлов, по сказанию Юлия Цезаря, друиды отлучали от богослужения. У древних … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Отлучение — от союза религиозного тех его членов, которые нарушают егозаконы, существовало еще в языческом мире. Так, жрецы в Афинах, порассказу Плутарха, подвергли О. Алкивиада; у галлов. по сказанию ЮлияЦезаря, друиды отлучали от богослужения. У древних… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Великое княжество Московское — ← … Википедия
Южно-русская литература — I. Вступление. Это название употребляется здесь не в смысле географическом; оно применяется не к литературе (вернее литературам) юга России, а к литературе одной из славянских этнических особей, именуемой также малорусской, русинской или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона