Древняя русь 3 класс. Урок окружающего мира в 3 классе по теме "От Древней Руси к Единой России"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по теме "Древняя Русь. Восточнославянские племена". 3-й класс. Древняя русь 3 класс


Презентация проекта " Моя Русь",3 класс( коллективная работа)

Из истории Древней Руси.

Из истории Древней Руси.

Во времена Древней Руси

Во времена Древней Руси

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Древняя Русь Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

Древняя Русь

Одна часть их все-таки осталась на Дунае.

Другая часть славян пошла дальше на север.

Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

 Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

Правление у славян Государей у славян не было. В каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

Правление у славян

Государей у славян не было. В каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

Причины выбора князя: Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. Сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел.

Причины выбора князя:

Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей.

Сами славяне все ссорились между собой.

Некому было разбирать

их ссоры, мирить их

и заботиться, чтобы

никто их не обидел.

Из летописи Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь:

Из летописи

Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь:

Речь послов: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».

Речь послов:

«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».

Первые князья Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Первые князья

Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Великий князь Рюрик

Великий князь Рюрик

Русский князь Олег

Русский князь Олег

Происхождение слова князь Происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.

Происхождение слова князь

  • Происходит от славянского «конязь» - конный воин.
  • Князьями славяне называли своих вождей.
  • В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.
Родословное дерево первых русских князей Рюрик (Новгород) 862-879 Олег Вещий (Киевская Русь) 912-945 Игорь (912-945) Святослав (964-972) Ольга (945-964) Владимир Красное Солнышко (Святой) (980-1054) Ярослав Мудрый (1019-1054) Владимир Мономах (1113-1125)

Родословное дерево первых русских князей

Рюрик (Новгород)

862-879

Олег Вещий (Киевская Русь)

912-945

Игорь (912-945)

Святослав

(964-972)

Ольга (945-964)

Владимир Красное Солнышко (Святой)

(980-1054)

Ярослав Мудрый

(1019-1054)

Владимир Мономах

(1113-1125)

Кроссворд Материал, из которого делали посуду наши предки. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мёд диких пчёл? Киев Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью. Бортник 1 глина 2 Перун 3 Бог грома и молнии, покровитель князя и дружины. домовой 4 Мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как началось русское государство

Кроссворд

Материал, из которого делали посуду наши предки.

Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мёд диких пчёл?

Киев

Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью.

Бортник

1

глина

2

Перун

3

Бог грома и молнии, покровитель князя и дружины.

домовой

4

Мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как началось русское государство

Начало образования - Киевской Руси В 879 году умер Рюрик Олег и Игорь перенесли центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. 832 год – образование Древнерусского государства – Киевская Русь.

Начало образования - Киевской Руси

  • В 879 году умер Рюрик
  • Олег и Игорь перенесли центр своей державы в Киев.
  • Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве.
  • 832 год – образование

Древнерусского государства

– Киевская Русь.

Владимир - Красное Солнышко Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

Владимир - Красное Солнышко

Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

Богатыри Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец Никита Кожемяка Добрыня Никитич Алёша Попович Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный совершал воинские подвиги.

Богатыри

  • Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри:
  • Илья Муромец
  • Никита Кожемяка
  • Добрыня Никитич
  • Алёша Попович

Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный совершал воинские подвиги.

Крещение Руси Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. Крещение- обряд с помощью которого человека приобщают к христианской вере. 988 год – год крещения Руси.

Крещение Руси

  • Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси.
  • Крещение- обряд с помощью которого человека приобщают к христианской вере.

988 год – год крещения Руси.

Первое крещение В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святой.

Первое крещение

В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святой.

Значение крещения Руси Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. Подъем духовности Руси, появление монастырей. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами. Укрепление государственной власти и порядка в стране. Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д. Укрепление семьи и нравственных основ жизни.

Значение крещения Руси

  • Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.
  • Подъем духовности Руси, появление монастырей.
  • Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами.
  • Укрепление государственной власти и порядка в стране.
  • Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.
  • Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.
  • Укрепление семьи и нравственных основ жизни.
Проверь себя Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? С какой целью князь Владимир крестил Русь?

Проверь себя

  • Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  • С какой целью князь Владимир крестил Русь?
Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух».

Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух».

Итог урока Какой город был столицей Древней Руси? Кто был первым князем на Руси? Откуда он пришел? Какой русский князь знаменит своими походами? Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? Какой след в истории он оставил? Какую веру приняла Русь в X веке? В каком году произошло крещение Руси?

Итог урока

  • Какой город был столицей Древней Руси?
  • Кто был первым князем на Руси?
  • Откуда он пришел?
  • Какой русский князь знаменит своими походами?
  • Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  • Какой след в истории он оставил?
  • Какую веру приняла Русь в X веке?
  • В каком году произошло крещение Руси?
Спасибо за внимание. В работе использованы ресурсы сети Интернет, материал из учебника «Окружающий мир» А. А. Плешаков,. 4 класс.

Спасибо за внимание.

В работе использованы ресурсы сети Интернет,

материал из учебника «Окружающий мир»

А. А. Плешаков,. 4 класс.

multiurok.ru

Урок по теме "Древняя Русь. Восточнославянские племена". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Формирование обществоведческих знаний об образовании Российского государства, первых русских князьях.
  2. Развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений.
  3. Воспитание гражданственности, познавательной активности обучающихся.

Ход урока

1. Введение в тему урока

1. Речевая разминка. Чтение стихотворения, написанного на доске

Россия, Русь - куда я ни взгляну... За все твои страдания и битвы - Люблю твою, Россия, старину, Твои огни, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя... Россия, Русь! Храни себя, храни!(Николай Рубцов)

2. Беседа по содержанию стихотворения.

- Как вы думаете, почему поэт говорит о любви к стороне русской?

(Поэту дорога история его страны)

Мы – граждане России. Поэтому и должны знать историю своего Отечества.

- Что вы понимаете под выражением «история Отечества»

(Это то, что происходило в нашей стране в разные времена)

Действительно, это разные события, которые происходили в разные времена. Это быт, культура народов, населяющих Россию.

3. Вводное слово учителя.

В пятом классе у вас появится новый учебный предмет – история. А пока на уроках мы будем знакомиться с самыми значительными, интересными событиями из прошлого нашей Родины. Мы узнаем, как называлось наше государство в разные исторические времена. Узнаем, как жили и трудились люди, какие вещи их окружали. И сегодня мы должны ответить на следующие вопросы. (Вопросы на слайде)

2. Работ#а по теме

1 вопрос. Как люди узнают о прошлом?(слайд 2)

- Сможете ли вы сразу ответить на этот вопрос?

(люди узнают о прошлом из книг, энциклопедий, от историков и археологов).

Давайте проверим наши рассуждения.

Работа в учебной тетради (2 часть, с.3) – заполнение схемы

Проверим нашу работу (слайд 3)

2 вопрос. Как называли нашу страну в разные времена? (слайд 2)

Чтобы понять, как образовалось Российское государство, нужно «перенестись в далёкие времена» сначала познакомимся с восточными славянами.

Работа по учебнику. (2 часть, с. 8, карта «Древняя Русь»)

Комментирование учителя.

Восточно – Европейская равнина. Именно здесь селились славяне. – Почему именно по берегам рек? (Это и занятие рыбной ловлей, и средство передвижения, и защита от внезапного нападения)

Поляне – заселяли правый берег Днепра. Обрабатывали поля. Древляне – правый, лесистый берег Днепра. Занимались охотой. Ильменские словене – у озера Ильмень и реки Волхов.

(Работа по презентации. Слайды 4,5,6) Сообщения учащихся.

Вначале наши предки жили в землянках. Затем стали строить дома. В этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. В славянских посёлках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились высоким земляным валом для защиты от врагов.

Основным занятием славян было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свёклу. Разводили лён, коноплю. Занимались и скотоводством, разводили коров, свиней, овец, коз птиц. В качестве вьючных животных использовали волов и лошадей.

Орудиями труда были топор, мотыга, заступ, борона, серп, зернотёрка, жернова. Среди славян были охотники и рыболовы. Оружием были лук и копьё. Важная роль отводилось бортничеству – собиранию дикого мёда.

- Как выдумаете, кто стал потомками древних славян?

(Вывод на слайде 7: потомками древних славян стали русские, украинцы и белорусы.)

В те далёкие времена мелкие племена объединялись в более крупные. Как вы думаете, почему? (для того, чтобы стать сильнее)

Работа по учебнику, с. 7 - 3, 4 абзацы

- Какое общее название имели княжества?

Древняя Русь – это первое упоминание о нашем государстве.

- С чем связано это название?

Вернёмся к нашему вопросу. Как называли нашу страну в разные времена?(слайд 2)

Смогли мы на него ответить? (Нет. Мы узнали только о первом упоминании о нашем государстве в VIII – IX веках О других названиях мы пока не знаем).

3 вопрос. Кто правил нашей страной в разные времена? (слайд 2)

Что мы уже знаем о первых правителях?

Работа в группах по опорам в учебной тетради, с. 3.

Ответы детей с комментарием учителя. Работа по презентации. (слайд 8)

862 г. – князь Рюрик. Эта дата – образование Древнерусского государства. Призван на княжение новгородцами Правил 17 лет. Начало строительства городов.

879 – 912 года. Князь Олег, вещий (языческий жрец). Сделал Киев столицей своего княжества. Заложил основы Киевской Руси.

912 – 945 г. Князь Игорь, сын Рюрика. Непомерной данью обложил древлян. За это и был убит ми.

945 – 964 г. Княгиня Ольга, жена князя Игоря. Отомстила древлянам за убийство своего мужа. Но славилась своей справедливостью. Первая правительница – христианка. Приняла крещение в Константинополе. В Киеве построила церковь святого Илии.

Святослав – сын Ольги и Игоря. Почти всё своё правление провёл в завоевательных походах, в одном из которых погиб вместе со своею дружиною.

Это первые правители русского государства.

3. Итог

Давайте ещё раз вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока. (слайд 2)

- На какие из них мы нашли ответы?

- Какие вопросы требуют дальнейшей работы?

- О ком из первых правителей вам захотелось получить дополнительные сведения? Какими источниками вы можете воспользоваться?

И на последний вопрос мы получим ответ прямо сейчас.

- Что такое Родина?(это место, где мы родились, живём. Это место, где живут наши родные и близкие)

Чтение стихотворения Зои Александровой (слайд 9)

Если скажут слово «родина»,  Сразу в памяти встаёт  Старый дом, в саду смородина,  Толстый тополь у ворот, У реки берёзка-скромница  И ромашковый бугор...  А другим, наверно, вспомнится  Свой родной московский двор. Или степь от маков красная,  Золотая целина...  Родина бывает разная,  Но у всех она одна!

4. Домашнее задание

с.7 – учебник,

с.4, № 3 – тетрадь,

индивидуальные сообщения по желанию

Презентация.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тест по окружающему миру "Древняя Русь",3 класс

Тест по изученному разделу «Древняя Русь»

Ф.И.учащегося_______________________________________________

1.Закончи предложения:

Прошлое- это то, что происходит сейчас, в настоящее время.

Настоящее – это то, что уже было, прошло, произошло недавно или очень давно.

Будущее- это то, что произойдёт вслед за настоящим скоро. Через

несколько дней или через несколько лет.

2..Соедини:

Славяне

объединения людей

Племена

мудрый человек, которого все уважают

Вождь

старейшина

Князь

предки русских людей.

3.Напиши римскими цифрами:

5 век-

6 век –

10 век –

21 век –

4.В каком веке возникло Древнерусское государство?_________________

5.Напиши каких ты знаешь, русских князей, правивших во время Древней Руси.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напиши интересные факты об одном из правителей в Древней Руси ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Как сейчас называется наше государство?_____________________________________

8.Глава нашего государства_________________________________________

9.Соедини начало и конец пословицы:

Не лежи на печи… один отрежь

Семь раз отмерь, делать нечего

Без труда… будешь есть калачи

Долог день до вечера, коли… не вытащишь и рыбку из пруда

10. Как люди узнают о прошлом?

1)______________________________________________________________________________2)______________________________________________________________________________3)______________________________________________________________________________4)______________________________________________________________________________5)_____________________________________________________________________________

infourok.ru

Древняя Русь - страна городов (3 класс)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Тест по окружающему миру 3 класс "История Древней Руси" (Школа 2100)

1.Родословное древо русских князей начинается с

  • Олега

  • Ивана

  • Рюрика

2. Отличительные признаки государства

3. Создание государства с названием Русь произошло в

4 Первым великим князем был

  • Олег

  • Владимир

  • Святослав

5. «Повелел всем жителям Руси принять христианство.»

  • Олег

  • Владимир

  • Святослав

6. Решающее сражение с европейскими рыцарями произошло на

  • Ладожском озере

  • На озере Байкал

  • На Чудском озере

7.В каком году произошло Ледовое побоище

8.Автор иконы «Троица»

9. С кем произошла битва на Куликовом поле в 1380 году?

  • Степняки-кочевники

  • Европейские рыцари

  • Татро-монголы

10. В 1480 году правнук Дмитрия Донского избавил Русь от ордынской зависимости и возникло новое государство

  • Московская Русь

  • Киевская Русь

  • Новгородское государство

11. Первый великий государь всея Руси

  • Николай II

  • Иван III

  • Александр I

12. Определи век

882г- век 1242г- век

1480г- век 988г- век

1.Родословное древо русских князей начинается с

  • Олега

  • Ивана

  • Рюрика

2. Отличительные признаки государства

3. Создание государства с названием Русь произошло в

4 Первым великим князем был

  • Олег

  • Владимир

  • Святослав

5. «Повелел всем жителям Руси принять христианство.»

  • Олег

  • Владимир

  • Святослав

6. Решающее сражение с европейскими рыцарями произошло на

  • Ладожском озере

  • На озере Байкал

  • На Чудском озере

7.В каком году произошло Ледовое побоище

8.Автор иконы «Троица»

9. С кем произошла битва на Куликовом поле в 1380 году?

  • Степняки-кочевники

  • Европейские рыцари

  • Татро-монголы

10. В 1480 году правнук Дмитрия Донского избавил Русь от ордынской зависимости и возникло новое государство

  • Московская Русь

  • Киевская Русь

  • Новгородское государство

11. Первый великий государь всея Руси

  • Николай II

  • Иван III

  • Александр I

12. Определи век

882г- век 1242г- век

1480г- век 988г- век

infourok.ru

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "От Древней Руси к Единой России"

hello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_2aad0fb1.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gifhello_html_21ad9257.gif

Тема. От Древней Руси к Единой России

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование знаний об эпохе усиления Московского княжества и создания вокруг него единого Московского государства

Задачи:

  1. Личностные: развитие интереса к истории России, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, чувства гордости за свое Отечество на примерах и образах стойкости и мужества русского народа

  2. Предметные: формирование знаний об особенностях формирования самосознания русского народа, о закономерностях образования Российского централизованного государства; выявление значения деятельности таких личностей, как Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван III, в деле объединения и освобождения Руси от власти Золотой Орды.

  3. Метапредметные: развитие умения работать с информацией, выделять главную мысль, делать выводы и обобщать полученные знания.

Оборудование: карточки с терминами, учебник, карточки для заполнения таблицы, карточки с тестом, рабочая тетрадь, компьютер

Этапы урока

Содержание

действия учителя

действия учеников

I. Организационный этап

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствуют учителя, садятся, проверяют свою готовность к уроку.

II. Мотивационный

(под музыку)- Итак, мы снова возвращаемся в прошлое. Древняя Русь.

Как долго ты училась жить Россия

И даже в час, когда тебя рвала

по волчьи, на куски

орда Батыя.

Всяк князь звонил себе в колокола.

И глядя на дорогу через щелки

Бойниц,

Шептал, крестясь на образа:

«Авось они проскачут мимо, волки,

авось пройдет сторонкою гроза».

Слушают стихотворение под музыку

III. Актуализация знаний

- Ребята, на прошлом уроке вы рассматривали нашествие Батыя на Русь. Много лет прошло с тех пор, Орды монголо-татар чувствовали себя на Руси как дома. Отдельные стычки случались постоянно, но нужна была победа - одна большая, общая.

- На прошлом уроке мы говорили о Батые и Чингисхане. (c 44)

- Кто хочет рассказать о Батые?

- О Чингисхане?

- В те смутные времена была ли Русь едина?

- Нет, Русь тогда была совсем не единая – на отдельные княжества разбитая, да и сами князья то и дело друг с дружкой ссорились. А войско у врага сильное было .

- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела учебника. Давайте прочитаем его название. Откройте учебник на с/ 48

- Правильно. Давайте вспомним пройденные исторические понятия.

Племя, кочевники,   купцы, библия, фрески, рыцари, закон, ислам, Чингисхан, летопись, Золотая Орда, государство.

- Объясните, как вы понимаете, что они обозначают?

- Племя – тип общности

Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей

Закон  — свод обязательных норм и правил

Чингисха́н — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена

 Золотая Орда – государство монголов, созданное в XIII веке ханом Батыем после  похода  на Русь.

Коче́вники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни.

Би́блия — собрание текстов, считающихся священными 

Ры́царь – средневековый дворянский почётный титул в Европе.

Исла́м — мировая религия. 

Летопись -  запись событий истории Руси по годам.

Государство – организация общества в какой либо стране. В государстве должны быть правительство, законы, армия.

Рассказывают сообщения

- Нет

- Времена Московского Государства. XIV – XVII века.

Каждое слово поясняется для каждой группы

IV.

Постановка цели урока

Появляется надпись названия государств - Древняя Русь, Россия

- Прочитайте названия государств. Древняя Русь, Россия

- Это разные страны или нет?

- Глядя на разные названия одного государства, можете предположить какова тема нашего урока?

- А какова будет цель нашего урока?

– Давайте представим, что вы – учёные-историки. Ребята, а кто такие историки? (изучающие историю)

- А что такое история? (наше прошлое)

- И так, представьте, вы нашли отрывок из древней летописи, но она не сохранилась полностью. Ваша задача – расшифровать, о каких событиях идёт речь.

- Кто хочет прочитать первый отрывок

- «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…»

- О чем идет речь в этом отрывке?

- Давайте прочитаем второй отрывок летописи

- «А другая беда – из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла… »

- О какой беде говорится в этом отрывке?

- Правильно. Давайте прочитаем следующий отрывок

-«Создали захватчики своё государство, а русских людей принудили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землёй!»

- О каком государстве идет речь?

- И так, о чем продолжение летописи?

- «И лишь 8 поколений спустя наконец-то всё переменилось на Руси! Прогнали чёрных воронов, снова Русь светом засияла!»

- о чем идет речь?

– Возникает вопрос:

- Почему русские князья сначала должны были подчиняться Золотой орде, а потом смогла освободиться от нее? Как это получилось? Почему Русь смогла стать свободной и независимой?

- ПОПРОБУЕМ В ЭТОМ РАЗОБРАТЬСЯ

Читают названия государств

- Нет, это одна страна

- Как Древняя Русь стала Единой Россией

- Выяснить, как Древняя Русь смогла стать Единой Россией

Высказывают свое мнение

- читают

- Речь идёт о временах раздроб-ленности Руси,

–нашествие монголо-татар

- Новое государство – Золотая Орда

Ученики предлагают названия

- Речь о том, что Руси удалось освободиться от власти Золотой Орды

V. Открытие новых знаний

- Давайте прочитаем первый абзац раздела «Собирание Руси» вслух. С 48-50 (Лиза)

- А почему надо было силой и жестокостью объединять княжества?

- Да, нелегко было это сделать. Нам сейчас предстоит выяснить, благодаря каким людям совершилось объединение Руси.

- Давайте поработаем в группах, с карточками.

- А деятельность каких личностей мы будем анализировать?

- подберем каждой личности его деятельность

(проверим работу)

Освобождение Руси.

Личности

Деятельность

Андрей Рублёв

Написал икону «Троица», которая

Послужила призывом к объединению Руси.

Сергий  Радонежский

 

Основал Троицкий монастырь, призывал прекратить распри между людьми. Благословил Московского князя на битву с Ордой.

Дмитрий Иванович, князь московский

Создал единое русское войско, с которым одержал победу в Куликовской битве в 1380 году.

Иван III, правнук Дмитрия  Донского

Объединил Русские земли. Отказался платить дань хану.

- Кто помнит, для чего мы заполняли таблицу?

- В процессе объединения Руси участвовало много людей – это были князья и простые воины, монахи и художники, народное ополчение из разных княжеств. Объединение всех сил Руси шло вокруг Москвы

- Мы выяснили, что русские земли стали объединяться вокруг Москвы.

Прочитаем текст «Московское государство» и скажем , чем оно отличалось от Древней Руси.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (педагог показывает на карточку на доске с основным вопросом урока)

- Русь стала свободной?  

- Почему вы так считаете?

- Русь стала свободной и независимой,  потому что она смогла объединиться вокруг Москвы, в результате, Золотую Орду прогнали.   И в этом участвовала вся Русь: воины и художники, князья и монахи.

Читают вслух абзац «Собирание Руси»

- Не все ещё поняли, что это необходимо, хотели справиться каждый сам.

физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Читают текст «Московское государство»

- Единый правитель (Иван 3), охраняемые границы, столица, указы (исполнялись как законы), герб

VI. Применение новых знаний

- А теперь давайте посмотрим, как вы поняли тему урока и применим наши новые знания. Мы выполним тест в парах

1. Кто является автором иконы «Троица»? с 48

В. Васнецов

А. Рублёв

А. Копейкин

И. Левитан

2. Кто из русских князей решил поднять Русь против Орды?

Александр Ярославич

Владимир Святославич

Дмитрий Иванович с 49

князь Олег

3. У кого просил совета московский князь Дмитрий Иванович?

у Сергия Радонежского с 49

у Пересвета

у Осляби

у монаха Серафима

4. В каком году состоялась Куликовская битва?

в 1880 г.

в 1830 г.

в 1380 г. с 49

в 1330 г.

5. К берегам какой реки отступали русские воины во время Куликовской битвы?

Днепр

Дон с 49

Десна

Дунай

6. Удалось ли освободить Дмитрию Донскому Русь от Золотой Орды?

да

нет с 51

7. В каком году правнук Дмитрия Донского Иван III избавил Русь от ордынской зависимости?

1840 г.

1480 г. с 51

1440 г.

1880 г.

8. Кем провозгласил себя Иван III?

великим царем

великим правителем

великим государем с 51

великим королем

9. В каком веке начались времена Московского государства?

в X в.

в XIII в.

в XIV в.

в XV в. (1480 возникло Московское государство)

- Молодцы, давайте сдадим листочки, я проверю ваши работы и обязательно выставлю оценки в журнал

Если останется время:

- А теперь давайте выполним задания № 1, 2 в рабочей тетради

Выполняют тест

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Вот и закончилось наше путешествие во времени.

-Кто же окончательно освободил Русь от татаро-монгол?

- Что на уроке показалось самым интересным?

- Иван III

Выражают свое мнение

VIII. Домашнее задание

Рабочая тетрадь. Задание № 3.

Записывают.

- Племя – тип общности

Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли,

купли-продажи.

Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник

стенных росписей

Закон  — свод обязательных норм и правил

Чингисха́н — основатель и первый великий

хан Монгольской империи, объединивший

разрозненные монгольские племена

 Золотая Орда – государство монголов, созданное

в XIII веке ханом Батыем

после  похода  на Русь.

Коче́вники — люди, временно или постоянно

ведущие кочевой образ жизни.

Би́блия — собрание текстов, считающихся священными 

Ры́царь – средневековый дворянский почётный

титул в Европе.

Исла́м — мировая религия. 

Летопись -  запись событий истории Руси по годам.

Государство – организация общества в какой либо стране.

В государстве должны быть правительство,

законы, армия.

«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…»

Речь идёт о временах раздробленности Руси,

«А другая беда – из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла… »

–нашествие монголо-татар

-«Создали захватчи-ки своё государство, а русских людей принудили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землёй!»

- Новое государство – Золотая Орда

- «И лишь 8 поколений спустя наконец-то всё переменилось на Руси! Прогнали чёрных воронов, снова Русь светом засияла!»

- Речь о том, что Руси удалось освободиться от власти Золотой Орды

    1. Кто является автором иконы «Троица»?

В. Васнецов

А. Рублёв

А. Копейкин

И. Левитан

    1. Кто из русских князей решил поднять Русь против Орды?

Александр Ярославич

Владимир Святославич

Дмитрий Иванович

князь Олег

3.У кого просил совета московский князь Дмитрий Иванович?

у Сергия Радонежского

у Пересвета

у Осляби

у монаха Серафима

4. В каком году состоялась Куликовская битва?

в 1880 г.

в 1830 г.

в 1380 г.

в 1330 г.

  1. К берегам какой реки отступали русские воины во время Куликовской битвы?

Днепр

Дон

Десна

Дунай

  1. Удалось ли освободить Дмитрию Донскому Русь от Золотой Орды?

да нет

  1. В каком году правнук Дмитрия Донского Иван III избавил Русь от ордынской зависимости?

1840 г.

1480 г.

1440 г.

1880 г.

  1. Кем провозгласил себя Иван III?

великим царем

великим правителем

великим государем

великим королем

  1. В каком веке начались времена Московского государства?

в X в.

в XIII в.

в XIV в.

в XV в.

infourok.ru

Интернет-урок по окружающему миру»Времена Древней Руси. События»

На прошлом Интернет-уроке мы говорили о том, как появилось русское государство. Сегодня мы узнаем о самых важных событиях Древней Руси. Как вы заметили, когда стали появляться первые города на Руси, очень важным было соорудить крепостную стену вокруг города. Кого же так боялись жители?…

Оказывается, на богатые лесами и реками земли было много претендентов. Первые враги Древней Руси на долгое время стали степняки-кочевники. Это народы, которые занимались скотоводством и кочевали, то есть передвигались со своими стадами по степям. Русичи и степняки общались друг с другом и торговали, но приходилось и воевать. Кочевникам нужна была земля для пастбищ, а русские эти земли защищали, чтобы сажать растения.

На Востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан (Великий Правитель). Силой, жестокостью и хитростью он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию, которая покорила многие страны и народы. Он сумел захватить даже Китай.

В 1237 году войска завоевателей, которые возглавил внук Чингисхана хан Батый, подошли к границе русской земли. Батый хотел выполнить завещание своего деда — достичь Атлантического океана и покорить Европу. 

Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от невиданных врагов своими силами. Однако завоеватели шли все дальше и дальше по Русской земле. Монголы храбро бились на своих маленьких степных лошадках, легко переносили холод и голод. Они отлично стреляли из луков и всегда подчинялись приказам начальников.

Русские князья тогда враждавали друг с другом. И каждый защищал только свою землю. Поодиночке их было легче разбить. В летописях говорится, что на одного русского воина приходилось сто монголов. За ними оставалась выжженная земля и безлюдные селения…

Первое русское княжество, которое попалось на пути монголам, была Рязань. 5 дней продолжалась осада города. Монголы сожгли Рязань, а жителей перебили или увели в рабство.

Вскоре осадили и Киев. День и ночь штурмовали монголы стены города Киев, били в них особыми стенобитными орудиями (таранами). Имелись у них и камнемёты. Геройски бились киевляне в лютой сече на стенах города. Но всё же удалось монголам разрушить стены.

Наступила ночь, и легли спать монголы на захваченных стенах. А киевляне за ночь выстроили новую стену из бревен вокруг каменной церкви. Снова сеча была страшная. Крепко бились киевляне, но не могли одолеть великую силу вражескую. Погибли, но не сдались. Поразился хан Батый мужеству русских.

Затем монголы одно за другим завоевывали другие русские княжества… Богатейшая страна — Древняя Русь — была разорена.

После ожесточенных битв на Русской земле у войск Батыя не осталось сил для захвата Европы. На восточных границах русских земель Батый создал новое сильной государство — Золотую Орду. Началось строительство богатых и красивых городов, наладилась торговля. В XIV веке в Золотой Орде распространилась одна из мировых религий- ислам. Она во многом переменила жизнь в стране.

Ислам — одна из мировых религий, последователи которой называют мусульманами. Они верят, что существует один Бог — создатель мира Аллах. Священная книга, которая учит творить добрые дела во имя Аллаха называется Коран.

Что же стало с русским государством? Русь оказалась под властью Золотой Орды: все население Руси должно было платить ордынским ханам большую дань, русские князья подчинялись хану Золотой Орды и просили разрешение управлять своими княжествами.

В начале XIII века пришла на Русь новая опасность. С северо-запада русским землям угрожали европейские рыцари. Рыцарь — это знатный воин в тяжёлых железных доспехах.

Решающее сражение с рыцарями произошло недалеко от Новогорода, на льду Чудского озера, в 1242 году. Рыцари захватили много русских городов и направлялись к Новгороду. Правил Новгородом молодой князь Александр Невский. Прозвище Невский он получил после удачного сражения на реке Неве.

Был апрель. Зная, что рыцари закованы в железные тяжёлые доспехи, Невский приказал вести бой на тонком льду Чудского озера. Начался бой. Через некоторое время лёд не выдержал и стал трескаться. Многие рыцари пошли ко дну. Эта битва получила название Ледовое побоище.

После битвы Александр Невский поднял руку, указал на пленённых рыцарей и произнёс: «Кто с мячом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!»

 

www.klass39.ru