Коллекция Н. С. Мустафаева. Обувь XVIII века. Часть 1. Древняя обувь фото
История обуви: со средних веков до XIX века
История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.
Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче — по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.
В эпоху Средневековья особенно интересны пулены — туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.
Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)
Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.
Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).
Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.
Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.
Женские портреты начала XVII века
Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг
Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг
Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.
Мужские портреты первой и второй половины XVIII века
Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год
Франсуа Буше «Туалет», 1742
Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг
Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг
Женские туфли с защитными паттернами
Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.
Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830
Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792
Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.
С возвращением в моду кринолинов, а позже — турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.
Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году
Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг
Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг
Джеймс Тиссо «Октябрь», 1877 г; «Завтрак», 1868
Читайте также
izuminki.com
Старинная обувь – источник вдохновения для создания своих моделей обуви
Здравствуйте наши уже такие родные бейбики! Продолжая продумывать гардероб для антикварных куколок, столкнулась с проблемой ОБУВИ. И решила изучить различные модели антикварной обуви различных исторических эпох.Ну и как всегда решила поделиться информацией, вдруг кому пригодится.
И так как всегда немного из истории создания обуви…
В Армении, в пещере, была найдена обувь, которую теперь по-праву считают самой древней в мире! Ее возраст примерно 5500 лет.Скорее всего она принадлежала подростку, так как имеет маленький размер.Археологи предполагают, что эту обувь, похожую на современные балетки или мокасины, создали в период медного века.
Во многих частных коллекциях антиквариата и музеях хранятся уникальные образцы обуви древнего мира.
Древнеегипетская обувь изготавливалась из папируса и была доступной только фараону и его приближенным. Именно в Египте появилась первая старинная обувь на каблуке. Правда, носили ее не жрецы или фараоны, а обычные землепашцы, использовавшие каблук в качестве необходимого упора в процессе передвижения по разрыхленной земле.
Древние греки имели более простую обувь, состоявшую из подошвы, вырезанной по форме ноги, и прикрепленных к ней ремешков. В то время во многих странах изготавливалась обувь, не имеющая разницы между левым и правым башмаком. Жители Древней Греции первыми догадались, что ноги все же разные. Скорее всего, именно поэтому знаменитые греческие сандалии дожили до нашего времени и стали важной культурной ценностью.
В древние времена римляне не использовали обувь, а вместо нее на ноги надевали что-то похожее на перчатки. Позже римляне узнали о греческих сандалиях и начали их активно модернизировать, добавляя к ним вышивки, цепи, металлические украшения и венки. Женская обувь в те времена разделилась на два вида – закрытые туфли, изготовлявшиеся для культурных дам, и сандалии для ветреных женщин, желающих показать каждому красоту своих ножек.
В эпоху царствования готического стиля, в моду вошла уникальная старинная обувь под названием шоссы или хоссы, представлявшие собой кожаные тонкие сапоги-чулки. Такая обувь не отличалась практичностью, быстро рвалась и намокала, поэтому были придуманы патины, состоявшие из деревянной подошвы и ремешков.
Старинная средневековая обувь, предназначенная для богатых людей и вельмож, имела очень длинные носы, причем, чем длиннее был нос башмака, тем престижнее считалась обувь, и тем респектабельнее был ее владелец. Простым горожанам не разрешалось иметь обувь с носами, длиннее тридцати сантиметров.
В период Возрождения на смену башмакам с длинными носами пришла обувь с широкими носками. В этот период в Венеции женская обувь имела так называемые «цоколи», ставшие прародителями современной платформы. Такая обувь была очень неудобной для ходьбы и достаточно тяжеловесной. Изменил внешний вид и функциональность старинной обуви великий художники Леонардо да Винчи, придумавший удобную конструкцию туфель на каблуке, ставшую популярной лишь спустя двести лет.
Каждой культурной эпохе были свойственны разные виды обуви: сапоги сменялись ботфортами, высокие каблуки – низкими. Современная обувь вобрала в себя все характеристики и особенности обуви, созданной столетия и даже тысячелетия тому назад. Ежегодно мода на обувь меняется, создаются более изысканные и поражающие воображение модели, основой для которых послужила именно старинная обувь наших давних предков.
Поэтому дальше будут показаны фото обувных изделий разных стран и разного периода.Некоторые модели, наверно, были бы актуальны и востребованы и в наше время)))
Франция18-19век
Англия 17-19 век
детские
Австрия — 19 век
Китай — 18 век
Япония — 19 век
А как вам вот такие коньки и ролики. Франция, Марокко, Турция, Индия. Как вам индийские коньки с гвоздями?
Ну конечно можно перечислять и показывать разнообразие обуви, но пожалуй я на этом закруглюсь и покажу вам выкройку кукольной обуви(надеюсь кому то пригодиться)
babiki.ru
Коллекция Н. С. Мустафаева. Обувь XVIII века. Часть 1.: la_gatta_ciara
Я уже вам рассказывала о замечательной коллекции обуви и платьев 1920-х гг Н. С. Мустафаева. Теперь же хочу познакомить с его собранием туфель и пряжек XVIII века. 65 пар обуви и более 300 пряжек - думаю, редкий музей может похвастаться таким количеством обуви эпохи рококо. К тому же, все эти вещи прекрасно отреставрированы, но об этом чуть позже. Все показать и обо всем рассказать в одном посте не получится, так что, история с продолжением)В этой части любуемся на чудесные туфельки и читаем рассказ об истории обуви XVIII века.
Франсуа Буше. Портрет мадам Помпадур. 1756
Я недаром поставила заглавной картинкой для этого поста фрагмент картины Буше. Если можно было бы выразить суть эпохи в обуви, то рококо - это, безусловно, мюли (женские туфельки без пятки). Они наиболее точно передают кокетство и легкомыслие, присущие галантному XVIII веку.
Жан-Оноре Фрагонар. "Счастливые возможности качелей". 1767 Собрание Уоллес, Лондон.
Фрагмент, на котором хорошо видна одна из мюлей, летящая в воздухе)
В каком столетии вы увидите столько картин на подобные пикантные сюжеты?
Жан - Франсуа де Труа. Подвязки. 1724
La Distraite Engraving France 19th century.
Даже на картине ниже - женская ножка в голубом чулке и кокетливой мюли, выглядывающая из-под глухого атласного платья, расшитого серебром, рассказывает нам о скрытой чувственности дамы.
Жан - Франсуа де Труа. Признание в любви. 1731 г.
Фрагмент картины
Почти такие же мюли есть в коллекции Назима Султановича:
Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке. Франция. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Это фото обуви и все ниже - мои. А вот здесь http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=1293 вы можете посмотреть эти мюли в 3D
Рассказывает Н. С. Мустафаев: "Мы гордимся тем, что эта редкая пара дамских мюлей конца XVII-го – начала XVIII-го века пополнила нашу коллекцию. Они полностью отражают дух того времени. Аристократические красные каблуки в форме рюмочки, сложная вышивка серебром, скульптурная форма, заостренный к центру обрез союзки – все это как нельзя лучше соответствует утонченной обстановке французского королевского двора того времени".
Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке. Франция. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Интересна история этого приобретения: "Весной 2006 года, готовясь к аукциону Чарльза Витакера (http://www.whitakerauction.com), - рассказывает Назим Султанович, - я просматривал интернет-каталог предстоящих торгов и заметил интересную пару мюлей с великолепной вышивкой серебром и высокими каблуками обтянутыми красной кожей. Они датировались 1690 годами. Изучив детали и узнав эстимейт, я отправил по факсу ставку и мне оставалось только ждать, ждать и ждать…Пришел день торгов и поздно ночью, по московскому времени, мне сообщили новость, которая принесла только разочарование. Мне не удалось выяснить кто приобрел эту пару – музей, частный коллекционер или антиквар. Но однажды вечером, пять месяцев спустя, я набрел на очень интересный сайт http://www.silvermineantiques.com, на первой странице которого красовались мюли, о которых я думал почти полгода. Мне повезло, что я обнаружил их всего за несколько недель до того времени, когда их должны были отправить на аукцион "Christie's" в Лондон.
Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке. Франция. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.Наклейка на подошве одной из туфелек позволяет предположить, что они находились в знаменитой коллекции американского газетного магната Вильяма Рандольфа Херста. Известно, что часть его огромной коллекции произведений искусства и антиквариата продавалась в модных универмагах Нью-Йорка: "Гимбэлз" и "Сакс Пятое Авеню" (Gimbels & Sax Fifth Avenue) в 1939 - 1941 годах.Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Реклама, опубликованная в газете "Нью-Йорк Таймз" 2 февраля 1941, утверждает, что сокровища из коллекции Херста продаются «за малую часть от первоначальной цены».После 1942 года эти мюли находились в Трафагенской школе моды (Traphagen School of Fashion), которая обладала значительной коллекцией костюмов, кукол и украшений. Школа, имевшая собственную выставочную галерею, была основана в 1923 году дизайнером Этель Трафаген (Ethel Traphagen), которая известна тем, что ввела в женскую моду шорты и брюки в обтяжку. Особое значение в программе обучения уделялось технической стороне дизайна – конструированию и крою. Школа закрылась в начале 1990-х.Мюли были бережно отреставрированы Татьяной Черкасовой (в то время она была реставратором некрополя московского Кремля) и являются одним из ценных экспонатов коллекции"
Женская обувь времен рококо - это, безусловно, продуманная часть костюмного ансамбля, цветовое пятно, которое завершает живописный образ.
Jean-Baptiste Charpentier le Vieux. La Famille du duc de Penthievre en 1768 ou La Tasse de Chocolat
Nicolas Lancret (French, 1690-1743) The Escaped Bird
Не такие ли туфли, как у барышни на картине выше, находятся сейчас в коллекции Назима Султановича?)
Туфли из жёлтого дамаста с острым носом и широким каблуком Людовика. Великобритания. с. 1720-40. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Фрагмент картины Уильяма Хогарта "Модный брак: смерть леди". 1743 г.
Есть и такие:
Остроносые туфли из розового дамаста на каблуке, декорированные позументом по союзке. Великобритания. c. 1745. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Подкладка язычка - подарок для всех любителей рокальных цветовых сочетаний!
Часть коллекции обуви XVIII века из собрания Н. С. Мустафаева.
О том, какие изменения происходили с обувью на протяжении всего XVIII века, рассказывает художник по костюмам, доцент Школы-студии МХАТ Ольга Поликарпова:"Вся обувь XVIII века, мужская и женская, шилась без различия на правую и левую ногу, поэтому иногда внутри попадаются метки чернилами "правая" и "левая".
Туфли с хлястиками для пряжек из шелка с крупным цветочным узором на каблуках средней высоты, с острыми носками. Великобритания. c. 1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Обувь с верхом из кожи этого столетия встречается крайне редко - видимо, она была изношена.
Редкий экспонат - женские повседневные туфли на пряжке и маленьком каблучке. 1770-е годы. Франция. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Фото с сайта http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=930
Сохранившиеся образцы туфель сделаны, как правило, из шелковых тканей - дамаста, штофа, репса, глазета, бархата, шелкового или шерстяного сатина и т. д.
Туфли с хлястиками для пряжек из парчи с крупным цветочным узором на каблуках средней высоты, с острым носком. Великобритания. c. 1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Часто обувь шили из ткани платья, а поскольку ткань была очень дорогой, то принципом симметрии при раскрое не руководствовались - рисунок правой и левой туфельки мог отличаться. Если ткани не хватало, то каблук обтягивали другой материей.
Женские туфли с верхом из дамаста на широком устойчивом каблуке. Великобритания. c. 1750. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Женские туфли на пряжке из шелка с крупными цветами. Острый носок и широкий каблук. Великобритания. c. 1720-1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
В то время обувь всегда была мягкой, без каких-либо прокладок для сохранения формы, она полностью дублировалась льном. Хлопок, как обувная подкладка, появился много позднее.
Туфли из зелёного дамаста с острым носом и короткими хлястиками для завязок. Полупара. Около 1690-1720 гг. Голландия. c. 1690-1720. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Эта полупара выставлялась недавно в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на выставке "Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета"
Интерьеры домов Голландии эпохи расцвета представляет выставка в ГМИИ им. Пушкина
Технология пошива всегда заметна в деталях. Для обуви начала XVIII века характерен рант из белой лайки, идущий между подошвой и тканью; весь век оставалась актуальной окантовка из тафтяной ленты по верху и конструктивным швам. Неустойчивость каблука решалась за счет его выдвижения ближе к своду стопы, отчего след от туфельки казался "невозможно маленьким". Надежный металлический геленок был придуман только в 1870-х годах.
Туфли из зелёного дамаста с острым носом и короткими хлястиками для завязок. Полупара. Около 1690-1720 гг. Голландия. c. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева. К этой полупаре шел в комплекте чулок
Чулки голубые шёлковые машинной вязки. Декорированы шёлковой вышивкой. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Фото отсюда http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=2737
Уильям Хогарт. "Карьера распутника. Он пирует". Ок. 1735. Деталь
Где-то в середине столетия между слоями верха и подкладки по бокам все-таки появились прокладки из лайки. Они повышали износостойкость, поскольку на ткань на сгибе стопы приходилась немалая нагрузка.Цельнокроеные детали для крепления пряжек - "клюши" (в словаре В.И. Даля также "клюшва", "клюшевка") в обязательном порядке дублировались кожей.
Женские туфли с верхом из парчи на широком каблуке. Великобритания. c. 1730s. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Хлястики по бокам - и есть клюши. В них вдевалась пряжка.
Именно от надежности крепления пряжки зависела устойчивость обуви. Они удерживали, притягивали каблук, который, в силу своей несовершенной по нынешним понятиям конструкции, так и норовил привести к вывиху или к другой-либо неприятности.
Для обуви конца XVII - начала XVIII веков был характерен острый носок и высокий каблук. Вместе с фонтанжем они помогали создавать модный вытянутый силуэт.
1695 French Fashion Plate (Melle Allant Par La Ville) at the Los Angeles County Museum of Art, Los Angeles. Головной убор дамы называется "фонтанж" https://ru.wikipedia.org/wiki/Фонтанж
Исключение составляла Англия. Хотя здесь и не боялись экспериментировать и прослыть чудаками, но все же отдавали предпочтение обуви на более удобном, занимающем до трети длины подошвы, каблуке. Его так и называют "английский" (в англоязычной литературе "sensible" - "разумный").
Женские туфли с верхом из парчи на широком каблуке. Великобритания. c. 1730s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Под влиянием английских мод даже характерный для Франции "французский" каблук (или как его иначе именуют "каблук Людовика") иногда делали более устойчивым и широким.
Мода на острые носки была актуальной до 1730-х годов, а в Англии задержалась несколько дольше.
Женские туфли под пряжку из шёлка с цветочным узором. Великобритания. c. 1735. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Рисунок ткани - цветущие пионы - отсылают нас к стилю "шинуазри", т.е., повальному увлечению в XVIII веке всем китайским, особенно, фарфором.
Вот и пионы на белом фоне) Chocolate pot and cover. Meissen. ca. 1740 http://collections.vam.ac.uk/item/O187893/chocolate-pot-and-meissen-porcelain-factory/
Статуэтка мейсенского фарфора. Цветы и флоральные мотивы были невероятно популярны в эпоху рококо, о чем я уже писала http://la-gatta-ciara.livejournal.com/338423.html
В дальнейшем острый носок стал скругляться, но в 1790-е годы о нем снова вспомнили.Для обуви 1740-50-х годов в целом присущи спокойные плавные линии.В 1760-70-е годы пришла мода на комбинированную обувь.
Young Woman at Her Toilette by Niclas Lafrensen, ca. 1780. Фрагмент
Лодочки из полосатого шёлка на французском каблуке, декорированные бантом на союзке. Франция. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Лодочки из полосатого шёлка на французском каблуке, декорированные бантом на союзке. Франция. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Сочетали контрастные ткани, а каблук любили обтягивать белой кожей, он стал высоким, а иногда и экстремально высоким.
Naughty Visitor by Niclas Lafrensen, 1780
Туфли с верхом из голубого дамаста на высоком каблуке. Франция. c. 1770-1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Со стороны пятки на нем появилось характерное ребро, "хребет".
Туфли с верхом из голубого дамаста на высоком каблуке. Франция. c. 1770-1790 .Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь
Удивительно, как дамы той поры сохраняли равновесие в корсете, фижмах и на неустойчивых каблуках. Казанова в своих мемуарах пишет, что дамы в Версале передвигались прыжками.
Александр Рослин. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1777 г.
На изображениях того времени не редкость тросточка для прогулок.
Модная картинка, 1778 г.
В 1780-е годы каблук заметно понизился и стал ощутимо тоньше.
LOUIS-ROLLAND TRINQUESSE. JEUNE FEMME TENANT SA CORRESPONDANCE DANS SON BOUDOIR
Такой каблук высотой около 3 см называют "итальянским".
Туфли из голубого шёлка на низком итальянском каблуке. Франция. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Туфли из голубого шёлка на низком итальянском каблуке. Франция. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Вид со стороны подошвы
Portrait of a lady in a black redingote by Louis Gauffier,c. end of 18th c.
Туфли под пряжки из атласа оливкового цвета на гранёном итальянском каблучке. Великобритания. c. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Туфли под пряжки из атласа оливкового цвета на гранёном итальянском каблучке. Великобритания. c. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Это редкий экземпляр маркированной обуви XVIII века. А какое изысканное сочетание розового атласа подкладки язычка с горчичным цветом самой туфельки!
Carlton Hobbs LLC Painting of a Lady in Pensive Pose, Probably German, Ca 1775.
Деталь картины
Желтые туфли на низком каблуке с вышивкой по союзке. Франция. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
У этих туфель невероятно изящные линии подошвы
Желтые туфли на низком каблуке с вышивкой по союзке. Франция. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь. Спереди хорошо видно не только просечный орнамент с вставками из белого атласа, но и кусочек шнурка, торчащего из окантовочной тесьмы, на который затягивался верх туфельки.
Подошва передней части кожаной галоши. Великобритания. 1790-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Задняя часть в виде кожаного кольца крепилась к передней с помощью эластичной тесьмы и закреплялась на каблуке.
Галоша и туфелька. Как правило, рисунок носка туфли повторял рисунок носка галоши.
Хотя конструкция туфель оставалась одинаковой почти весь XVIII век, мода все же вносила свои коррективы: менялись материалы и их сочетание, декор, форма язычка (закругленная, зубцами, в последней трети столетия - углом или в виде сердечка), носок, каблук...
Что касается декора, то у каждого периода были свои предпочтения. В конце XVII - начале XVIII веков акцентировали центральную часть. Это могла быть вышивка или нашитое кружево, тесьма или позумент.
Henrietta Hobart, The Hon. Mrs Howard, later Countess of Suffolk ~ ca. 1720 attributed to Thomas Gibson
Женские туфли из светло-голубого дамаста с короткими клюшами под бант и высоким язычком с краем сложной формы. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Не забывали про пятки и каблуки. На них также мог располагаться позумент и, если представить, как он блестел, будучи новеньким, то выражение "сверкать пятками" сразу приобретет иной смысл.
Из рассказа Назима Султановича: "Говорят, что содержание серебра и золота в галуне было настолько высоким, что их спарывали и плавили".
В 1770-е годы на однотонной обуви по центру союзки любили делать изящную вышивку серебром, пайетками.
Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь. Верх туфельки затягивали шнурочком, чтобы она не соскакивала с ноги.
Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Подошва
К концу столетия стал популярен прорезной орнамент. Встречаются также бахрома, ручная роспись, мелкая объемная "гармошка" из тафтяной тесьмы и т.д.
Под занавес столетия каблуки были отправлены в чулан истории, о них забыли практически на полвека".
Les soeurs de Napoleon-Trois destins italiens, Musee Marmottan Monet
Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Такие туфли в России назывались "стерлядки", поскольку у них был острый носок, по форме напоминающий голову одноименной рыбки.
Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь
Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Подошва. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
*****Спасибо Ольге за интересный рассказ!
А я хотела бы вам показать еще два интересных экспоната из коллекции Назима Султановича.Первый - это паттены.
A City Shower, 1764, Museum of London. На девушке обуты туфли с паттенами.
Они служили защитой для дамских туфель и, как правило, шились из той же ткани. Тем не менее, по грязи в них, конечно, не ходили.
Дамские паттены из зелёного бархата и кожи вишнёвого цвета, декорированные саржевой лентой и вышивкой. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Дамские паттены из зелёного бархата и кожи вишнёвого цвета, декорированные саржевой лентой и вышивкой. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Подошва
Туфли и паттены 1730-1740. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания. http://collections.vam.ac.uk/item/O69464/pair-of-shoes-unknown/
Второй очаровательный экспонат - детские ботиночки.
Детские ботиночки из красной кожи с подкладкой из лайковой кожи и шёлка. Отделаны золотым шнуром по краю. На союзке вышит герб короля Пруссии Фридриха Вильгельма II. Германия. c. 1750-1755. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Детские ботиночки из красной кожи с подкладкой из лайковой кожи и шёлка. Отделаны золотым шнуром по краю. На союзке вышит герб короля Пруссии Фридриха Вильгельма II. Германия. c. 1750-1755. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Изящная эпоха была утонченной во всем, от взрослой, детской обуви - до бантиков и пряжек на ней. Вот о пряжках мы и поговорим в следующий раз)
Напоминаю сайт Первого Российского Виртуального Музея Обуви www.shoe-icons.com
Там вы сможете купить интереснейшую книгу "Обувь ХХ века. История моды и дизайна", написанную Н. Мустафаевым и Н. Подтелковой http://www.shoe-icons.com/about/publication.htm?id=94
Платья Эпохи Великого Гэтсби. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/260497.html
Выставка "Три века моды (1715-2016)". XVIII век. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/375149.html
Рококо и "Барри Линдон": жизнь в отблеске свечей. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/339181.html
Рококо: мужчина в цветах и порхающих бабочках. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/338423.html
Выставка в Эрарте. Костюмы Д. Донати для фильмов Ф. Феллини. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/388685.html
la-gatta-ciara.livejournal.com
История обуви | Блогер Viviko на сайте SPLETNIK.RU 2 октября 2015
История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.
Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.
В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.
Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее:
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век):
Моду на остроносую обувь — пулены (poulaines — нос корабля), в 14 веке ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Длина носов была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни, родовитым дворянам — в 2 ступни, рыцарям — в 1,5 ступни, горожанам — в 1 ступню, простолюдинам — в 0,5 ступни.
Пустой носок забивали паклей. Пулены были символом флирта. Ими, во время званных вечеров, под столом, могли довести до оргазма соседку, сидящую напротив.
Церковь видела в этой обуви угрозу благопристойности. Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили наказанием за пулены.
Это было время Филиппа Красивого и его жены Жанны (Хромоножки). Красивого и жадного.
Именно в этой области (обуви) и начали изошряться подданные, стремясь хоть как-то выделиться.Господин Пулен выдумал очень странный фасон обуви, которая, впрочем, получила широкой признание. Ее называли пуленами или пулинами. Это была обувь с более или менее динными носами, в зависимости от того, кто ее носил: в соответствии с королевским эдиктом тут же утвердилась иерархий костюмов, которую все признавали.Так, принцы и могущественные феодалы носили пулены в два фута длиной, богачи — в один фут, простой люд – в полфута. (Отсюда пошло выражение жить на широкую ногу.)
На широкую ногу (жить).
Оговоримся сразу: за достоверность истории возникновения этой поговорки ручаться трудно. Но она занимательна.В рождении этого сочетания слов, как еще рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками. законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам — в один фут (около 30 сантиметров), а графам — в два фута.
Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: "Ишь, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!"
Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: "иметь сено в башмаках"; оно также означает: "жить в довольстве".
Почему же все-таки приходится сомневаться в достоверности этой истории?
Да потому, что законодателем этой моды называют также отца Генриха II — Готфрида Плантагенета. Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на "носатую" обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков вДругие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома "жить на широкую ногу" является испанской, немцы — немецкой, и т. д. Одно лишь несомненно: выражение это — точный перевод с немецкого — стало широко употребительным в России каких-нибудь сто с лишним лет назад, после того, как в 1841 году Литературная газета поместила заметку о его происхождении. Нем. Schiffsschnabel — пулены, нос корабля. Башмаки с длинными носами соответствовали готической архитектуре. Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.
Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.
Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона:
В XV веке на смену длинным пришли тупые и широкие носки, а чтобы вид у туфель был более эстетичным, к ним стали прибивать каблуки. Но все эти изменения не затрагивали женскую обувь, так как выставлять даже край ножки в то время было верхом неприличия.
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.
Lucas Cranach l'Ancien " La M'elancolie ", 1532.
Hans HOLBEIN the Younger
Darmstadt Madonna (detail)
1526 and after 1528
sodoma
Deposition from the Cross (detail)
1510-13
Oil on panel
Pinacoteca Nazionale, Siena
PICHORE, Jean
Illumination from a Manusсript
1503
Luca SIGNORELLI-
Apocalypse (detail)
1499-1502
Fresco
Chapel of San Brizio, Duomo, Orvieto
Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г):
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век):
Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения:
Kaiser Karl V. (1500-1558) mit seinem Englischen Wasserhund
Date
1532
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан»:
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы:
Eglon van der Neer (1634–1703) Link back to Creator infobox template
Title
English: Elegant Couple in an Interior
Date 1678
------------Обувь из музеев----------
England)
1700
Pair of shoes
England,
1690– 1710
Очень интересная форма туфель, платформа не давала каблукам тонуть в грязи, но шлепала при ходьбе:
Woman’s slapshoe
Leather, 1625-1649 AD, England
Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.
Женские портреты начала XVII века
Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг:
Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг:
Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.
Мужские портреты первой и второй половины XVIII века:
Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год:
Франсуа Буше «Туалет», 1742:
Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг:
Gents 18th C
Court shoes
Date: 1780–1800
Характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников:
18th century shoes mules
Jean Francois de Troy (1679–1752) La D'eclaration d'amour
Date 1731
William Hogarth (1697–1764) »Mariage `a la Mode«, 1743-1745
Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг:
Женские туфли с защитными паттернами:
Maurice Quentin de La Tour (1704–1788)
Portrait en pied de la marquise de Pompadour
Date between 1748 and 1755
Silk shoes with yellow silk covered heels
Possibly French, 1760s
Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.
Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830:
Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792:
Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год:
Pair of shoes
1830s-1840s (made)
Pair of boots
Great Britain, UK (made)
1835-1840 (made)
Evening boots
1850-55
Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.
С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.
Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году:
Обувь — элемент одежды. Надевается на ноги. Применяется в первую очередь для тепловой и механической защиты ног. Интересно узнать, что носили наши предки, откуда появилось такое название и кто во что был обут. Познавательная информация со средних веков до XIX века.
История обувиИстория обуви такая же древняя, как и история человеческой культуры, и форма обуви, подобно всем прочим частям одежды, изменялась во все времена и у всех народов. Хотя ремесленники, солдаты и люди низших сословий древнего Египта ходили босыми, но египтяне, принадлежащие к высшим сословиям, носили сандалии, которые всегда снимались в присутствии или во дворце царя. Египетские сандалии, сделанные из пальмовых листьев или папируса, прикреплялись к ноге поперечным ремнем, от которого шел вниз во всю длину ноги второй ремень, закрепляющийся между большим и вторым пальцами у клювовидной на конце и загнутой вверх сандалии. Ремни нередко богато разукрашивались. Высокопоставленные египтянки носили, обыкновенно, кроме изящно скроенной сандалии, на ноге, золотой, украшенный цветной эмалью, браслет.У семитского воинственного племени ассирийцев существовали, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, прикрепляющихся к ноге также ремнями, высокие башмаки, сильно напоминающие современную обувь. Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение. Воины носили железную и медную обувь.У греков кроме простых сандалий, изображенных на на большей части древних статуй, полубашмаки с задником, а также и сапоги на шнуровке, которые преимущественно носили женщины. На найденных глиняных фигурках из Танагры, изображенных обутыми в такого рода сапоги, последние окрашены в красный цвет, целиком, кроме подошвы, рант которой, желтый. Ремни, служившие для шнуровки, также раскрашивались и разукрашивались. Затем был сорт красивой обуви белого цвета под названием "персидской", которую носили в преимущественно куртизанки. Лаконской или, по имени лакедемонского города Амикль, называли обувь лакедемонян, которая была красного цвета.У римлян существовало два вида обуви: один "calceus",закрывающий всю ногу и завязывающийся спереди ремнем, ленточкой или шнурком; другой - "solea" (сандалия), прикрывающая только подошву ноги и прикрепляющаяся ремешками. Римлянин появлявшийся публично, носил всегда "calceus". Женщины, выходя на улицу, надевали сандалии. Обувь сенаторов была черного цвета и доходила до щиколотки; на поднаколеннике прикреплялись изображения месяца из серебра или золота,служившие отличительным знаком сенаторов - патрициев и называющиеся "luna patricia". Женская обувь была обыкновенно белого цвета, но иногда и пурпурная, алая и даже желтая, и украшалась вышивками и жемчугом. Мужская обувь была черного цвета, некоторые носили также красную. Во времена императоров обувь украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По словам некоторых авторов, сенаторы прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи - одним. Бедный класс населения носил деревянную обувь; она же надевалась на осужденных за отцеубийство.Из истории женской обуви. Столетиями женская обувь оставалась скрытой под рюшами широких платьев и недоступной даже самому любопытному взгляду. Еще с давних времен обувь считается и признаком благосостояния. Аристократки XIX века опускали свои нежные ножки в парчовые туфельки, в то время как их служанки стучали своими грубыми деревянными башмаками. Сандалии с золотыми подметками римских императриц, туфли с красными каблуками, которые носили при дворе Людовика XIV, и туфельки от Гуччи наших времен - все это визитные карточки столетий, показывающие благосостояние и социальный статус их владельцев. Но не только это находит отражение в нашей обуви. Она способна расставить вехи в жизни любого человека, вызвать воспоминания об определенном месте, дне и времени. Она как своего рода старенький, но бережно хранимый фотоальбом - крохотный башмачок вашего первенца, пара свадебных туфелек, до сих пор стоящих в коробке в шкафу, чудом сохранившиеся бабушкины ботики с массивной пряжкой.Как рождается туфелька? Путь от разработанного на бумаге дизайна до готового образца обуви насчитывает до 100 рабочих этапов. Самым первым и наиболее важным шагом является, конечно же, изготовление колодки. Колодка - это вырезанная вручную из дерева или вылитая из искусственного материала копия ступни. Одна лишь колодка решает многое о будущей комфортности обуви, т.к. именно она определяет кривизну подошвы и как следствие ее устойчивость. Для каждого типа обуви, будь то образец ручной работы или же массовый продукт, необходима своя индивидуальная колодка. Для начала делается отпечаток или слепок ступни, с которого сапожник снимает до 35 мерок. По ним он судит о симметрии пальцев, определяет высоту подъема и обхват ступни, вычисляет длину большого пальца и кривизну подошвы. Кроме того еще и необходимо предусмотреть то, как будет двигаться нога в будущем образце обуви. Настоящим мастерством при изготовлении колодки является умение учесть все проведенные расчеты и сохранить при этом выработанный дизайн обуви. По готовой колодке сначала вырезаются наружные и внутренние заготовки передней и задней частей обуви, затем они сшиваются вместе и некоторое время размачиваются. Заготовка натягивается на колодку и сушится около двух недель. Теперь остается лишь добавить подошву и каблук, а затем и стельку. Сандалия. Сандалии были самой ранней формой обуви, придя на смену примитивным портянкам. Каждая культура имела свой вариант сандалий. Они как правило состояли из твердой подошвы, которая поддерживалась при помощи ремешка, обвитого вокруг ноги или проведенного между пальцев. Уже в 3500 г. до нашей эры египтяне изготовляли с помощью отпечатков ступней на мокром песке точно подогнанные подметки из сплетенного папируса; креплениями служили ремешки, сплетенные из необработанной кожи. Эти сандалии защищали ступни от горячего песка и неровной поверхности, однако нога все же оставалась полностью открытой - этим недостатком воспользовались египетские женщины, которые носили на ногах различные украшения. Подошвы сандалий римских императриц были вылиты из чистого золота, а ремешки украшали драгоценные камни. Персы и индусы вырезали сандалии из дерева и прикрепляли к ним колышек, на который опирались пальцами при ходьбе. Славяне изготовляли сандалии из войлока, а испанцы плели из тесемок. Даже британские солдаты несмотря на холодную и дождливую погоду носили сандалии, прототипы которых они впервые увидели у римских войск. Символом чего только не была сандалия на протяжении времен - бедности и престижа, целомудрия и кокетства. Оставаясь долгое время в тени от высокой моды, сандалиипережили настоящий бум в двадцатые годы нашего столетия. Предприимчивые дизайнеры решили снабдить сандалию каблуком. Благодаря изобретенной Феррагамо металлической вставке, поддерживающей изгиб подошвы, обувь на высоком каблуке могла обойтись теперь и без закрытого носка, служившего ранее опорой для пальцев ступни.
Обувь, которая вошла в историю. Невидимая сандалия Феррагамо.Когда наконец голодные и бедные годы второй мировой остались за плечами Европа, изголодавшаяся по люксу и экстравагантности, наконец вздохнула свободно. Диор и Феррагамо поразили мир своими выдумками, о которых в годы войны приходилось лишь мечтать. Длинной до икр головокружительные в несколько слоев юбки от Диора, на изготовление которых уходило до 80 метров ткани, служили воплощением черезмерной романтики, а "невидимые сандалии" Феррагамо фасцинировали еще сильнее. В годы войны большая часть кожи шла, конечно же, на изготовление солдатских сапог. Поэтому дизайнеры вынуждены были экспериментировать с другими доступными материалами - войлоком, пенькой или даже соломой. Многие покорно смирялись с обстановкой, но Феррагамо воспринял этот кризис как вызов, брошенный его дизайнерским способностям. Он экспериментировал даже с целлофаном, в который заворачивали сладости, и плел из него и серебряной нити нежные ремешки для своих туфелек. Однажды после войны, наблюдая за работой рыбаков во Флоренции, дизайнеру пришла идея изготовить босоножки, используя вместо кожи нейлоновые нити. Чтобы создать иллюзию "невидимой" туфельки Феррагамо вырезал из дерева клинообразный каблук так, чтобы нога казалась просто невесомой в воздухе. Кожаные перемычки он заменил нейлоновыми нитями, проведя их от одной стороны подошвы к другой. В зависимости от световых условий верхняя часть таких сандалий - босоножек часто казалась невидимой, в то время как под определенным углом казалось, будто бы пятка плыла по воздуху. Несмотря на всю виртуозность и настоящую лавину паблисити сандалии почти не покупались. Феррагамо объяснял это тем, что женщины чувствовали себя в такой обуви слишком откровенно раздетыми, другие же считали, что виной всему была цена. "Кто же захочет купить себе пару невидимых туфелек за 29,75 долларов, если за те же деньги можно купить 4 тонны угля?" - писала одна газета. Возможно, что гениальная дизайнерская идея была слишком призрачной и незначительной для женщин послевоенной поры, которые жаждали настоящего изобилия и излишеств. В 60-е годы "невидимые" туфельки пережили настоящий фурор. Каблуки и окантовки этих модных в то время образцов модельеры украшали блестящими камешками. Оставаясь прозрачными и порой невидимыми взгляду, туфельки притягивали все взоры на себя, и ножки, на которые они были одеты, несомненно, должны были быть ухоженными и иметь превосходную форму.
Как люди придумали обувь?Испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет показывают людей в шкурах и с мехом, обернутым вокруг их ног. Наши предки почти 5000 лет покрывали ноги соломой или шкурами убитых животных. Обувь, в той или иной форме, была важным атрибутом для человека на протяжении многих столетий. Эволюция обуви, от сандалий до современной спортивной обуви, которую признают настоящим чудом швейной техники, продолжается и сегодня, когда кутюрье находят новые материалы для украшения и защиты наших ног. Сандалии – старейшая обувь, известная нам до сегодня. Мокасины тоже были известны еще несколько веков назад. В самом деле, многие виды обуви, которую мы носим до сих пор, была популярной в другие эпохи. «Платформа», одна из самых узнаваемых особенностей обуви в 1970-х и 1990-х годах, появилась на самом деле в 16-го веке. Тогда обувь на высокой подошве была жизненно необходима, чтобы защититься от грязи – тротуаров-то не было. Сегодня платформу носят только ради модных тенденций. Обувь с длинными носками, которую носили в 1960-х годах, мало чем отличается от обуви сборщиков мусора в 17-м веке – такой обувью было удобно выковыривать мусор из придорожных ям.Глядя на обувь разных стран мира, можно увидеть несомненное сходство. Обувь венецианцев на деревянной подошве сильно напоминает японский стиль - деревянные башмаки на высокой подошве, которые называются гэта. Хотя форма этих изделий несколько отличается, идея остается той же. Венецианцы не контактировали тогда с японцами, так что это не имитация – это приверженность разных народов к одной и той же форме обуви.Эпоха возрождения. Трудно было разглядеть обувь под длинными платьями этого периода, мы знаем, что женской обувью в Эпоху Возрождения были в основном мягкие тапочки. Они были сделаны из тонких тканей, парчи, шелка или вышитой кожи. И ни один из этих видов ткани не был водонепроницаемым. Люди нуждались в изобретении галош на деревянной подошве. Они были сделаны из осины, а покрыты были кожей. Обувь для богатых отличалась от моделей для бедных тем, что на ту же самую кожу просто наносились узорные рисунки из шелка. Шелк был модной деталью обуви Эпохи Возрождения, но обувь в этом веке носили только при необходимости. Галоши на высокой платформе – изобретение, которое практиковалось в те годы в Венеции. Такая обувь была особенно популярна среди куртизанок Венеции, и эта мода быстро распространилась по всей остальной части Европы, особенно ее любили в Италии и Испании. Эти галоши носились как тапочки, но награждали владельца еще и более высоким ростом. Они были сделаны из дерева, окрашенного и позолоченного. Некоторые из них были инкрустированы перламутром и другими драгоценными камнями или покрыты кожей либо бархатом. Эта обувь была очень высокой, до тридцати дюймов (более 60 см!), поэтому, когда женщина выходила на улицу, ей требовалась служанка, чтобы помочь той оставаться в вертикальном положении. Церковь ненавидела крайности моды, но этот вид обуви не запрещала. Дело в том, что высота этих импровизированных галош не давала возможности быстро двигаться. Особенно танцевать, уменьшая тем самым возможности для греха. К тому же, такая обувь дарила владельцу набор просто уникальных проблем. Дополнительная высота обуви приводила к осложнениям после свадьбы, когда жених внезапно обнаруживал, что на самом деле он женился на очень низенькой невесте. Кстати, это породило и еще более невероятные законы: в Англии брачные узы могли быть аннулированы, если невеста фальсифицировала свой рост с помощью обуви. В Венеции деревянные галоши на платформе в конечном итоге провозгласили вне закона после того, как возросло количество выкидышей у женщин после падения с этой обуви.Елизаветинской период 1560 - 1620гг. Обувь этого периода была сделана в основном из кожи, либо тонкой и мягкой, либо грубой, в зависимости от цены. Специальные заказы на бархат, атлас, шелк или парчу были призваны украшать обувь для богатых. Корк (пробковое дерево) или обычные пробки были тогда популярным материалом для подошвы и каблука. Первую форму каблука составляла именно пробка - ее помещали между кожаной подошвой и верхом обуви, поднимая таким образом пятку. Эта мода скоро стала популярной. Новые каблуки были сделаны либо из пробки либо из дерева, но покрывались той же тканью, что и верх. Передняя часть обуви поднимались, пока не придумали язычок. Его часто делали цветным, и это соответствовало цветам одежды знати. Вышивка на язычке обуви была важным элементом в Англии после Реформации. Ремесленники, которые очень старались показать свои таланты, могли их проявлять в церковной вышивке на одежде и обуви ей под стать. Всевозможные цвета использовали для каблуков. Коричневый, цвет шафрана, черной, белый, красный, зеленый, синий, желтый, розовый - все это можно увидеть на сохранившихся картинах той эпохи. Женскую обувь можно было редко увидеть в этот период, она была прикрыта длинными юбками. Обувь была относительно мягкой, с невысокой подошвой и каблуком не больше двух сантиметров в высоту. Подошва была сделана из пробки около половины дюйма (1,25 см) толщиной. Носки тапочек и туфлей были слегка закруглены. Женскую обувь делали с высокими языками, а на Елизавете I красовались туфли с языками из белого шелка, который был в тон ее белой одежде. Королева Элизабет гордилась своими крошечными ногами, именно она тогда ввела моду на юбки чуть выше лодыжки, чтобы показать свои тонкие щиколотки и маленькие ножки, украшенные туфлями на высоком каблуке. Да-да, именно во время правления Елизаветы в Англии появились каблуки на туфлях. Обувь окончательно утратила округлость носка и стала более узкой. Новый стиль позволял плотнее охватывать стопы и держаться на ноге за счет введения кожаных ремешков на туфлях.Галантный век, или мода эпохи Людовика XIV В 1660-1715 году мода на обувь изменилась под влиянием французского двора. Это был расцвет монархии. Мода на обувь прокатилась по Европе и докатилась до Нового Света. В ту пору были популярны пышные вычурные формы одежды и обуви. Если раньше мужчины носили только черные и коричневые туфли, то теперь стала популярна белая кожа, причем подошва и каблук были вызывающе красными. Кожа стала чередоваться с набиравшей популярность замшей. Женскую обувь той торы стали делать из бархата, шелка, атласа. Широкое использование аппликации в виде кос стало очень популярным, создавая полосатый эффект. Каблуки были тогда обычным явлением для мужчин. До 1700 года считалось, что каблуки стройнят мужчину и придают ему мужественность.Эпоха революции 1775-1815гг. Наибольшие изменения в обувной моде в этот период пришли с новыми изобретениями. С 1790-х на рынке появляется лакированная кожа. Еор сначала такую обувь носили только женщины. Затем в 1780-х году лакированную коду стали носить и мужчины. Появились разные цвета кожаных лакированных туфель: красный, белый, желтый. Обувь приобрела шикарный внешний вид. Второе важное нововведение относится к концу этого века. Туфли стали делать на правые и левые. До 1800 года такого не было. 1815-1870гг. На протяжении всего этого периода в обувной моде появилось много нововведений. Например, металлические отверстия для шнуровки. Они были запатентованы в 1823 году Томасом Роджерсом, хотя и медленно адаптировались к потребностям рынка. Очень долго люди не могли принять этого нововведения, и наконец в 1874 году ушки для шнурков стали делать машинным способом, увеличивая популярность металлических деталей. В 1830-х годах начали использование каучук. Эти изобретения привели к новой обувной моде, которая не менялась на протяжении длительного периода.Первая мировая война и 40-е годы. Первая мировая война оказала огромное влияние на весь мир. Война резко изменила образ жизни каждого. Женщины заменяли мужчин на заводах, отдавая им свои деньги в первые месяцы войны. Претерпела изменения и обувь. Самыми популярными были сапоги с высокими голенищами и тяжелые армейские ботинки. Эту традицию сегодня с удовольствием продолжают подростки – армейские бутсы считаются писком молодежной моды. Сапоги в те времена шили лишь из натуральной кожи. И подгоняли по ноге их очень необычным способом: мокрая кожа натягивалась на ногу и так носилась два дня. Сапоги в итоге идеально ложились по ноге, хотя и сильно натирали поначалу. Зато их форма была сугубо индивидуальна и очень хорошо подходила каждому отдельно взятому владельцу. Только в 1937 году, просчитав, что кожа все-таки слишком дорога, изобрели и стали шить знаменитые кирзовые сапоги. Кирза – это не кожа, а хлопчатобумажная ткань, но не в один слой, а в несколько, обработанная специальными веществами в виде пленки. Эти вещества делали кирзу непромокаемой, хорошо защищающей ноги солдат от любых походных условий. Использовался также валяный сапог, в простонародье – валенок. Они были предметом воинского обмундирования, особенно зимой. Существовали даже специальные тонкие и кривые валенки для верховой езды. У модников 50-х годов впервые появился стилет-каблук - высокий, стройный каблук со встроенным металлическим шипом - он был, пожалуй, самой узнаваемой инновацией обуви в 50-х годах.60-е годы. С изобретением мини-юбки появились модные сапоги-ботфорты. В шестидесятые годы свободные сапоги с передним швом уступили сапогам, которые очень плотно прилегали к ноге, так называемому сапогу-чулку. Их делали из кожи и текстиля. Сапоги «гоу-гоу» были одной из самых запоминающихся модных тенденций 1960-х годов. Их делали разной высоты, в том числе до лодыжки, высокие до бедра. Что-что, а эти сапоги должны были стать обязательным атрибутом в гардеробе молодой женщины. А затем верх в моде взяла обувь хиппи. Она характеризовала целое десятилетие. Сложно описать эту обувь в двух словах. Дети цветов, хиппи ходили босиком, носили простые сандалии и мокасины и покупали обувь в подпольных ретро-магазинах. Хиппи могли носить что угодно, лишь бы это не соответствовало модным тенденциям сегодняшнего дня.Семидесятые. Цвет и ткань выбор в этом десятилетии был очень ограничен. Пластмасса, изделия из кожи, ткани, дерева и бесчисленное множество других более причудливых материалов использовались для создания и украшения обуви. Очень немногая обувь в этот период была сшита из простой кожи. Очень популярной тенденцией стало объединение нескольких различных цветов и материалов. С тех пор как в 1976 году в Москве на фабрике под названием «Парижская коммуна» установили немецкий станок «Десма», там стали выпускать модели на литьевой подошве. Это был последник крик моды. Который подражал западным образцам обуви типа «аляска» – сапоги «дутики». Правда, советские модели были намного более неуклюжими, они промокали и быстро рвались, зато были дешевыми и доступными – их тогда носила вся страна. Такой ажиотаж на дутые сапоги на литьевой подошве был вызван достижениями космоса. Дутыми, как у космонавтов, были не только сапоги, но и куртки, и шапки, и даже перчатки. Они привлекали потребителя теплом и удобством. В то же время в моду вошли другие, совсем не похожие на «дутики» модели – сапоги с узкими носами и железными заклепками. Их называли буратинами. Эти сапоги было крайне трудно достать, они стояли людям целой зарплаты, но очереди за ними были так длинны и эмоциональны, что рядом непременно находился отряд конной милиции.Восьмидесятые. Самая большая инновация в это время пришлась на долю спортивной обуви. Теннисные туфли семидесятых годов на Западе превратилась в сотни разных стилей и брендов, каждый со своей специальной конструкцией. В подошвы уже научились добавлять воздух – это было комфортно и эргономично. Именно тогда впервые стали использовать понятие ортопедической обуви, которая снижала усталость ног и позволяла людям двигаться быстрее и дольше.Девяностые годы. В этом десятилетии новые технологии оказали огромное влияние на обувь. Появились такие материалы, как микрофибра, стрейч-ткань и различные синтетические материалы. Модели в основном повторяли ретро-стиль с небольшими изменениями. Был улучшен производственный процесс, появилась компьютерная вышивка и другие новые методы украшения обуви. Это были уже более сложные возможности украшений обуви, которые использовались не для дворян и правителей, как раньше, а для массового рынка. В нашей стране в девяностых у женщин появилась возможность выбирать из широкого диапазона стилей, чтобы удовлетворить любое свое настроение, пойти на бизнес-вечеринку или любое другое событие. Удобные ботинки на низком каблуке, высокие шпильки, и обувь со средней высотой каблуков выполнялась из разных видов кожи, замши и ткани.
retrobazar.com
Найдена самая старая кожаная обувь в мире
События На фото – самый древний образец кожаной обуви из всех известных в мире, найденный в одной из пещер Армении. Этот "удивительно современный", как считают специалисты, башмак сохранился благодаря сухости и… органическим отходам жизнедеятельности обыкновенных овец.
Самый древний образец обуви, сделанный из кожи, поразил одного из самых известных дизайнеров обуви в мире. "Это изумительно! - сообщил Блахник (Blahnik) в своем письме, отправленном электронной почтой. - Как похожа эта обувь на современную!"
На прошлой неделе во время раскопок, проводимых в одной из пещер Армении, была найдена похожая на мокасины обувь, возраст которой примерно 5500 лет! Она набита травой, которая выступала, видимо, в роли одной из первых распорок для обуви. Обувь превосходно сохранилась до наших дней – судя по всему, благодаря органическим отходам жизнедеятельности овец.
Размер этой туфли соответствует примерно 25-му размеру обуви для современных женщин. Туфля была сшита на заказ на правую ногу ее предполагаемого владельца. Сложно сказать с уверенностью, был ли этот заказчик мужчиной, или женщиной – слишком уж мало известно о размерах ног людей, живших в те незапамятные времена на территории современной Армении.
Эта древняя мокасина сделана из цельного куска коровьей кожи. Среди современных производителей обувь, сделанная подобным образом, ценится особенно высоко и позволяет им запрашивать за нее высокую цену. Найденный башмак переплетен кожаным шнуром вдоль швов на носке и на пятке.
"Кусок кожи был разрезан на две полоски и обработан посредством дубления, что было, судя по всему, новейшей, по тем временам, технологией", - сообщил Рон Пинхаси (Ron Pinhasi), один из руководителей раскопок в Армении, археолог Ирландского Университета.
Иветт Уоррелл (Yvette Worrall), производитель обуви компании Конкер Хенд-мейд-шу кампани (Conker handmade-shoe company), Великобритания, добавляет: "Как я себе представляю, кожа вначале была вымочена, а уж затем разрезана и подогнана под ногу, при этом нога использовалась, как форма (модель), под которую обувь сразу строчили".
Конечный результат выглядит на удивление похожим на современную обувь для такой древней вещи. И это мнение не только одного Блахника.
"Она сразу же напомнила мне что-то очень похожее на традиционную форму балканской обуви, известной как опанке, которую одевают и сейчас, как часть национальной одежды в данном регионе, на праздники, - говорит Элизабет Семмелхак (Elizabeth Semmelhack), смотритель Музея обуви Батя (Bata Shoe Museum), Торонто, Канада. - Я думаю, как это ни удивительно, не многое изменилось с тех пор".
Набольшее удивление вызывает тот факт, что самая старая кожаная обувь на земле сохранилась на удивление превосходно!
Радиоуглеродный анализ, определивший возраст туфли в районе 3500 лет до нашей эры, относит обувь к, так называемой, Армянской Медной Эре. Доисторическая обувь сжата в пятке и носке, как будто бы в ней прошагали не один километр. Туфля эта, вне всякого сомнения, достаточно изношена.
Образцы обуви подобного возраста – явление чрезвычайно редкое, потому что кожа и растительный материал обычно разрушаются очень быстро. Но в данном случае, содержимое ямы в пещере под названием Арени-1 в Армении, было, что называется, запечатано несколькими слоями отходов жизнедеятельности овец, которые накапливались в пещере после того, как жители Медной Эры покинули ее.
"Среда пещеры сохранила обувь в холоде и сухости, и находка была надежно зацементирована под отходами", - говорит Пинхаси, который также является ведущим инициатором исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE, в минувшую среду.
Зачем вообще было надо изготавливать эту древнейшую кожаную туфлю по такой сложной технологии, если в тот период были широко распространены гораздо более простые способы изготовления обуви?
Защита ног была одной из главных причин, почему люди вообще начали носить обувь, и, вне всякого сомнения, это также послужило причиной для изготовления и этой самой древней кожаной обуви на земле. В окрестностях этой Армянской пещеры "территория труднопроходимая, завалена острыми камнями и покрыта колючими кустарниками", - говорит археолог Калифорнийского Университета и соорганизатор исследования Грегори Арешян (Gregory Areshian), который частично субсидировался Комитетом по Исследованиям и Открытиям (Committee for Research and Exploration) Национального Географического Общества. Кроме того, подобная обувь давала возможность людям справляться с экстремальными температурами в этом регионе – до 45°C летом и ниже нуля зимой – и путешествовать на сравнительно большие расстояния.
"Эти люди проходили большие расстояния. Мы обнаружили вулканическое стекло в пещере, которое принесли туда с места, находящегося как минимум на расстоянии 120 километров от пещеры", - говорит Арешян.
Блахник, дизайнер обуви, поделился размышлениями на тему, что даже обувь с таким простым дизайном носили не только с практической целью, но и для красоты.
"Обычно задача обуви – это защитить ногу, но у меня нет никаких сомнений, что внешний облик найденной туфли указывает на принадлежность ее владельца к определенному клану, - говорит Блахник, который является большим специалистом в своей области и очень неплохо разбирается как в одежде, так и в социальном статусе людей, носящих эту одежду. - Я уверен, что эта обувь является частью снаряжения, которое определенное племя или клан носили для того, чтобы отличать себя от других".
Но действительно ли найденный образец обуви является одним их самых древних на Земле?
Ранее, самая старая обувь с закрытым носком принадлежала Отци, так называемому Ледяному человеку, найденному в Австрийских Альпах в 1991 году. Отци умер примерно 5300 лет тому назад.
Между тем, такая обувь, как сандалии, имеет еще более древнюю историю, о чем говорят древнейшие их образцы, найденные в пещере Арнольда, в центре штата Миссури. Эти образцы имеют возраст более 7000 лет!
Однако очевидно, что люди начали носить обувь очень давно, гораздо раньше того периода, к которому относится старейший из найденных экземпляров обуви. К примеру, в окаменелостях, возраст которых около 40000 лет, были найдены останки древних людей с притупленными большими пальцами ног. Этот факт, несомненно, указывает на то, что эпоха обуви уже наступила…
По мнению Джакуи Вуда (Jacqui Wood), независимого великобританского археолога, который изучал Отци, самый древний кожаный башмак выглядит абсолютно открытым по сравнению с обувью Отци.
"Обувь Ледяного человека относилась к совсем другому классу, - объясняет Вуд. Каждая подошва была сделана из кожи бурого медведя; бока были сделаны из оленей кожи; а внутренняя часть сплеталась из древесной коры, которая плотно затягивалась вокруг ноги. В сравнении с этой обувью, армянский образец является более простым. Подобную обувь, по-видимому, изготавливали во всем мире еще с тех пор, когда люди вообще решили носить обувь".
Действительно, похожую обувь находили по всему миру, в разных местах раскопок и в разные времена. И исследование Пинхаси и Арешян находит вполне правдоподобным, что сам стиль подобной обуви зародился в Армении.
"Многие другие открытия, такие как гончарное колесо, клинопись и производство шерсти эволюционировали в древние времена на Ближнем Востоке, - говорит Пинхаси. - И, вполне возможно, что мы нашли в Армении самое раннее доказательство того, что подобная обувь зародилась там и впоследствии распространилась по всей Европе".
Ребекка Шоукросс (Rebecca Shawcross), специалист Музея и Картинной Галереи г. Нортхемптона, Великобритания, говорит: "Вы даже можете найти подтверждения того, что данный башмак, а вернее его дизайн, является прообразом мокасин в Северной Америке, которые создали впоследствии очень популярный стиль обуви. Влияние этого стиля можно наблюдать и в наши дни - парусиновые туфли; мягкая, похожая на тапочки мужская обувь; и так далее".
Однако загадок, связанных с самой старой обувью на свете также хватает. Наряду с самым старинным башмаком, исследовательская команда в Арени-1 обнаружила немало других тайн и загадок. Вместе с обувью, под окаменелыми экскрементами древних овец были найдены рога дикого козла, кости благородного оленя и перевернутый разбитый горшок.
"Странный набор предметов! - говорит Пинхаси. - "И я не удивлюсь, если окажется, что они появились там не случайно, а имеют определенное символическое значение".
Возможно, новый сезон раскопок в Арени-1 поможет ответить на этот вопрос?
Перевод: Филипенко Д. С.
www.infoniac.ru
История появления обуви
Как выглядели сапоги в древности, кто и зачем выдумал каблуки, какая страна является мировым лидером по изготовлению обуви? Об этом, и не только, с удовольствием расскажет Тебе Пустунчик.
10 14 т.
Как ни крути, а обувь нужна всем: она защищает наши ножки от повреждений и холода, и является неотъемлемой частью одежды. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. История обуви очень интересна, полна загадок и неожиданностей. Так что приготовься удивляться!
Самая старая кожаная обувь, найдена на сегодняшний день, — это чарохи (узкие туфли с заостренными концами). Их обнаружили в Армении при раскопках пещеры Арени в 2008 году. Археологи утверждают, что этим туфлям уже 5500 лет!
Первая обувь в истории человечества, по мнению ученых, напоминала портянки из медвежьих шкур, утепленные сухой травой. Именно такие были найдены в Эцтальских Альпах (на границе Италии и Австрии) на ногах мумифицированного мужчины, жившего где-то 5300 лет назад.
Трудно поверить, но до ХІХ века не было левого и правого сапога — обувь шили одинаковой. И только потом придумали шить разные сапоги — для левой и правой ноги.
Думал, каблуки выдумала какая-то древняя модница? А вот и нет! Появлением этого элемента обуви мы обязаны мужчинам средневековья. Они прибивали каблуки к сапогам, чтобы во время верховой езды стопа не выскальзывала со стремени. А еще каблук значительно увеличивал ногу, и за счет этого человек шел быстрее. К тому же, возвышение на обуви помогало сохранить ногу чистой, ведь средневековые города просто утопали в грязи и мусоре.
Поразительно то, что долгое время каблуки носили исключительно мужчины. И лишь в ХVІІ веке на них стали женщины, но уже исключительно с эстетических соображений.
Вообще, мода на каблуки пришла в Европу из Персии, когда правил Людовик XIV.
Портреты Людовика XIV 1670 и 170 годов.
Особенно популярными во времена Средневековья были пулены — туфли с заостренными и загнутыми вверх носами, которые украшались бубенцами и колокольчиками. В Франции такие туфли носила преимущественно знать, мало того, «нос» удлинялся с увеличением ранга.
А это сандалии из картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» 1434 года:
А вот еще один интересный факт. Страна-лидер по изготовлению обуви и сама похожа на сапог. Ты уже догадался? Конечно же, это Италия! Государству с таким очертанием границ грех не иметь первоклассных мастеров-сапожников и самых престижных обувных фирм. Может, именно поэтому в Италии обувь выпускают больше 30 000 предприятий.
И в завершение расскажу Тебе одну удивительную историю. Жили когда-то два брата: Адольф (Ади) и Рудольф (Руди) Дасслеры. И вот в 1924 году им в голову пришла мысль создать компанию по производству спортивной обуви «Обувную фабрику братьев Дасслер». Не трудно предугадать, что было дальше. Братья поссорились, и поделили фирму пополам. Новым предприятиям нужны были названия, и братья назвали их по начальным буквам своих имен и фамилии. Вот так и получились известные бренды ADIDAS (Ади Дасслера) и RUDA (Руди Дасслера), которую со временем переименовали в PUMA.
Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter