Древняя Македония, от дикарей к завоевателям. Древняя македония
Древняя Македония - это... Что такое Древняя Македония?
У этого термина существуют и другие значения, см. Македония.
Дре́вняя Македо́ния (греч. Μακεδονία) — античное греческое государство в северной части Греции со столицей в Эдессе, на западе граничившее с древнегреческим государством Эпир и на востоке — с Фракией. Отсюда Александр Македонский начал свой легендарный поход на Персию, завершившийся покорением части Азии.
«Греческое» или «эллинское» происхождение древних македонян оспаривается в одностороннем порядке современным государством Республика Македония, население которого состоит на сегодняшний день из 55 % славян, 35 % албанцев, 5 % турок, 2 % цыган, 3 % других национальностей. Что касается древних македонцев, то они бесспорно родственны древним грекам[1][2].
Возникновение Македонии
В доисторический период Македония была территорией, через которую в Европу из Малой Азии проникали носители неолитических культур (подробнее см. Доисторическая Греция). В конце бронзового века в Македонию с севера вторгаются различные индоевропейские племена, часть которых направляется далее в Малую Азию, а часть — в Грецию.
Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов, переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название — Аргеады). Первый царь Македонии — Пердикка I.
Раннее царство
Унаследовавшая, как считалось, земли мифического царства Мидаса, Македония, возглавляемая династией Аргеадов, оформилась в самостоятельное государство при царе Александре I в начале V века до н. э.. Именно при нём начинают чеканить царскую монету, при нём Македония, существовавшая долгое время в изоляции, вступила в контакт с Элладой, при нём территория страны значительно расширилась. Основателем царствующей династии по Геродоту считается Пердикка I, выходец из Аргоса, расположенного в восточной части Пелопоннеса. По свидетельству античных историков македонские племена, жившие в бассейне реки Галиакмон (греч. Αλιάκμων или Αλιάκμονας) и прилегающих плоскогорьях, в VIII веке до н. э. начали своё движение на восток к побережью Эгейского моря и север к реке Стримон (греч. Στρυμών или Στρυμόνας). В начале V века Македония и прилегающие к ней земли были покорены персидским царём Дарием I, который помог македонскому царю укрепить и расширить власть.
После поражения персов экспансия Македонского государства продолжалась, и преемник Александра, Пердикка II, почувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы вступить в войну с Афинами (420-е г. до н. э.). Во время Пелопонесской войны Пердикка II использовал войска Спарты для подавления сепаратизма горных племён.
Преемник Пердикки Архелай строил крепости, проводил дороги, создал регулярную армию. При нём значительно возросло культурное влияние Эллады в Македонии, знаменитый Еврипид жил при дворе царя и даже занимал официальную должность. В конце V века до н. э. Македония устанавливает власть в прилегающих греческих городах, Пидне и Лариссе. Границы Македонского царства пролегают примерно по реке Галиакмон на юге, разделяющей Македонию и Фессалию (область Эллады) и до реки Стримон на востоке, отделяющей от Фракии. Пиндский хребет на западе отделяет Македонию от Эпира и Иллирии, в верхнем течении Аксий (Вардар или Axios в совр. Греции) служит границей на севере. Вскоре после убийства Архелая (399 г. до н. э.) из-за неблагоприятных внешних факторов и внутренних смут Македонское царство ослабло. Цари в результате ожесточённой борьбы за престол сменялись быстро. К середине IV века до н. э. страна оказалась на грани развала.
Становление Македонии
В 1-й половине IV в. до н. э. страна раздиралась междоусобной борьбой и появилась реальная угроза захвата страны фракийскими и иллирийскими племенами. Именно внешняя угроза позволила Филиппу II сконцентрировать вооружённые силы, отразить внешний напор и принудить к подчинению македонские кланы. Дальновидная, стратегически выверенная политика Филиппа укрепила государство и предопределила экспансию Македонского царства на территорию Эллады, к тому времени ослабленную нескончаемыми раздорами.
Македонское царство и зависимые государства в 336 до н. э.
При царе Филиппе II (359 —336 г. до н. э.), территория Македонии расширилась и включила в себя богатый золотыми рудниками Пангей, Халкидику, все греческие города-полисы на фракийском побережье Эгейского моря, земли фракийцев на западе, иллирийцев на востоке и пеонов на севере. Эпир и Фессалия стали вассальными государствами Македонии. После битвы при Херонее вся материковая Эллада, исключая Спарту, признала зависимость от македонского царя. В своём отношении к Филиппу II греки раскололись: одни (Демосфен) рассматривали его как агрессора, душителя свободы Эллады, другие (Исократ) приветствовали как лидера, способного сплотить раздробленную Элладу. Поход Александра Македонского в Азию 336—323 гг. до н. э.
В этот период Македония находилась под сильнейшим культурным влиянием древнегреческих государств, сохраняя при этом древнюю самобытность. К примеру, архитектура дворцов в Пелле ближе к крито-микенскому стилю, нежели к классическому, хотя следует заметить, что в силу политического уклада эллины предпочитали строить храмы вместо дворцов. Отличался также семейный уклад, полигамия допускалась, и у Филиппа II помимо Олимпиады, матери Александра, было ещё несколько жён, хотя все они обладали разным статусом. Македоняне той эпохи казались утонченным грекам грубыми и невежественными, нравами схожими с варварами. Религия македонян, хотя и имела фракийское влияние, не отличалась от религии остальных греков. Македоняне поклонялись богам Олимпа. Закончив приготовления к походу во владения Персии, Филипп II не успел осуществить задуманное. Он был убит, как и предыдущие македонские цари, но оставил сильную регулярную армию и крепкое государство.
Македонская империя
Сын Филиппа Александр III (Великий) (356 — 323 до н. э.) за время своего правления сумел расширить границы Македонского царства, включив в его состав не только греческие полисы, но и всю Персидскую империю, Древний Египет и частично Индию, и тем самым создав империю. Впрочем, вряд ли будет уместно называть космополитическую империю Александра Македонским царством, ведь после смерти самого завоевателя она просуществовала недолго, разделенная между его военачальниками — диадохами. Македония и Греция отошли одному военачальнику по имени Антигон, основавшему династию Антигонидов.
Александр активно пользовался культурным наследием завоеванных держав, но при этом знакомил покоренные народы с культурой Греции и поощрял изучение греческих наук. И хотя новообразованная империя распалась вскоре после смерти Александра, её наследие сохранилось и позволило покоренным народам вступить в эпоху эллинизма.
В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирион совершил поход в Скифию, в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено.
Закат царства
В 215 до н. э. Македония вступила в первую из трёх войн против Рима: результатом проигранных второй (197 до н. э.) и третьей (168 до н. э.) стало свержение правящей династии и объявление Македонии римской провинцией в 146 до н. э.
Во время великого переселения народов на Македонию беспрестанно совершали набеги готы и авары; в VI-VII веках н. э. славянские племена основали там свои первые поселения.
После падения Константинополя в ходе четвёртого крестового похода (1204), латиняне и болгары развязали войну за право владеть Македонией; в итоге страна была поглощена Никеей в 1234.
Язык
Язык македонян, бывший в употреблении до начала V века до н. э. и сохранявшийся в некоторых областях ещё в течение нескольких веков нашей эры, дошёл до нас менее чем в сотне коротких записей, сделанных Гесихием Александрийским в V веке. Этот язык был довольно близок греческому, являясь его диалектом. Древнемакедонский язык испытывал влияние дорического греческого, а с началом бурного культурного развития и тесного взаимодействия с другими государствами Эллады разница в языках начала сокращаться. Вследствие крайне скудного лингвистического материала, появилось множество точек зрения на происхождение древнемакедонского языка. Чаще всего его рассматривают как:
диалект греческого языка с элементами иллирийского;
диалект греческого языка с элементами иллирийского и фракийского;
диалект греческого языка с элементами языка не индо-европейской группы;
диалект иллирийского языка с элементами греческого;
самостоятельный индо-европейский язык, родственный греческому, фракийскому и фригийскому.
Эллинское происхождение
Основная статья: Эллинское происхождение древних македонцев
Учёные, дискутирующие о том, являлась ли Древняя Македония эллинистическим государством или нет, ссылаются как на свидетельства античных авторов, так и на лингвистический материал. Накопленный лингвистический и исторический материал позволяет отнести македонян к греческой ветви народов.
См. также
Примечания
↑ Согласно некоторым толкованиям, Геродот указывает на дорийское происхождение македонян: «После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пидна и назывались теперь македнами. Отсюда это племя снова переселилось в Дриопиду, а оттуда прежде всего в Пелопоннес, где и приняло имя дорийцев». Геродот, 1.56
↑ «А то, что эти македонские цари, потомки Пердикки, — действительно эллины, утверждают не только они сами, но и я убежден в этом. Кроме того, и судьи Олимпийских состязаний признали это. Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение».Геродот, 5.22
Литература
Ссылки
dic.academic.ru
Древняя Македония — WiKi
Возникновение Македонии
В доисторический период Македония была территорией, через которую в Европу из Малой Азии проникали носители неолитических культур (подробнее см. Доисторическая Греция). В конце бронзового века в Македонию с севера вторгаются различные индоевропейские племена, часть которых направляется далее в Малую Азию, а часть — в Грецию.
Слово «Македония» происходит от греческого «μακεδνός (makednós)», что означает «высокий»[1].
Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов — переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название — Аргеады), возводивших своё происхождение к Гераклу. Первый царь Македонии — Пердикка I (по более поздним данным — Каран).
Раннее царство
Мифическим основателем македонского государства называли Карана, отождествляемого с сыном аргосского царя Темена Архелаем[2]. По Юстину, от Карана до последнего царя Македонии Персея прошло 924 года[3], что заставляет датировать правление Карана XI веком до н. э.
По Геродоту и Фукидиду, основателем царствующей династии считается Пердикка I, выходец из Аргоса, расположенного в восточной части Пелопоннеса. По македонским преданиям, он бежал в Македонию вместе с двумя братьями и сначала нанялся пастухом-козопасом. По свидетельству античных историков, македонские племена, жившие в бассейне реки Галиакмон (греч. Αλιάκμων или Αλιάκμονας) и прилегающих плоскогорьях, в VIII веке до н. э. начали своё движение на восток к побережью Эгейского моря и на север к реке Стримон (греч. Στρυμών или Στρυμόνας), вытесняя, истребляя или ассимилируя местные племена иллирийского, фракийского, фригийского происхождения.
Унаследовавшая, как считалось, земли мифического царства Мидаса, Македония, возглавляемая династией Аргеадов, оформилась в самостоятельное государство при царе Александре I в начале V века до н. э.. Именно при нём начинают чеканить царскую монету, при нём Македония, существовавшая долгое время в изоляции, вступила в контакт с Элладой, при нём территория страны значительно расширилась. До Александра I Македонию населяли различные племена, имевшие собственных вождей, и македонские цари властвовали лишь номинально в районе Центральной Македонии.
В начале V века Македония и прилегающие к ней земли были покорены полководцем Мардонием, отправленным персидским царём Дарием I на завоевание Греции. Персы помогли македонскому царю укрепить и расширить власть (см. Ахеменидская Македония). После поражения персов экспансия Македонского государства продолжалась, и преемник Александра, Пердикка II, почувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы вступить в войну с Афинами (420-е г. до н. э.). Во время Пелопонесской войны Пердикка II использовал войска Спарты для подавления сепаратизма горных племён.
Во времена Аминты Македония представляла собой отсталую варварскую страну в окружении варварских народов, без больших городов и определённых границ, куда никто из греков не рисковал проникнуть, а персы даже не желали посылать войска для завоевания бедной труднодоступной местности.
Преемник Пердикки Архелай строил крепости, проводил дороги, создал регулярную армию. При нём значительно возросло культурное влияние Эллады в Македонии, знаменитый Еврипид жил при дворе царя и даже занимал официальную должность. В конце V века до н. э. Македония устанавливает власть в прилегающих греческих городах, Пидне и Лариссе. Границы Македонского царства пролегают примерно по реке Галиакмон на юге, разделяющей Македонию и Фессалию (область Эллады), Эгейского моря и до реки Стримон на востоке, отделяющей от Фракии. Пиндский хребет на западе отделяет Македонию от Эпира и Иллирии, в верхнем течении Аксий (Вардар или Axios в совр. Греции) служит границей на севере.
Вскоре после убийства Архелая (399 г. до н. э.) из-за неблагоприятных внешних факторов и внутренних смут Македонское царство ослабло. Цари в результате ожесточённой борьбы за престол сменялись быстро. К середине IV века до н. э. страна оказалась на грани развала.
Становление Македонии
В 1-й половине IV в. до н. э. страна раздиралась междоусобной борьбой и появилась реальная угроза захвата страны фракийскими и иллирийскими племенами. Именно внешняя угроза позволила Филиппу II сконцентрировать вооружённые силы, отразить внешний напор и принудить к подчинению македонские кланы. Дальновидная, стратегически выверенная политика Филиппа укрепила государство и предопределила экспансию Македонского царства на территорию Эллады, к тому времени ослабленную нескончаемыми раздорами.
Македонское царство и зависимые государства в 336 до н. э.
При царе Филиппе II (359 —336 г. до н. э.) территория Македонии расширилась и включила в себя богатый золотыми рудниками Пангей, Халкидику, все греческие города-полисы на фракийском побережье Эгейского моря, земли фракийцев на востоке, иллирийцев на западе и пеонов на севере. Эпир и Фессалия стали вассальными государствами Македонии. После битвы при Херонее вся материковая Эллада, исключая Спарту, признала зависимость от македонского царя. В своём отношении к Филиппу II греки раскололись: одни (Демосфен) рассматривали его как агрессора, душителя свободы Эллады, другие (Исократ) приветствовали как лидера, способного сплотить раздробленную Элладу.
Поход Александра Македонского в Азию 336—323 гг. до н. э.
В этот период Македония находилась под сильнейшим культурным влиянием древнегреческих государств, сохраняя при этом древнюю самобытность. К примеру, архитектура дворцов в Пелле ближе к крито-микенскому стилю, нежели к классическому, хотя следует заметить, что в силу политического уклада эллины предпочитали строить храмы вместо дворцов. Отличался также семейный уклад, полигамия допускалась, и у Филиппа II помимо Олимпиады, матери Александра, было ещё несколько жён, хотя все они обладали разным статусом. Македоняне той эпохи казались утонченным грекам грубыми и невежественными, нравами схожими с варварами. Религия македонян, хотя и имела фракийское влияние, не отличалась от религии остальных греков. Македоняне поклонялись богам Олимпа. Закончив приготовления к походу во владения Персии, Филипп II не успел осуществить задуманное. Он был убит, как и предыдущие македонские цари, но оставил сильную регулярную армию и крепкое государство.
Македонская империя
Сын Филиппа Александр III (Великий) (356 — 323 до н. э.) за время своего правления сумел расширить границы Македонского царства, включив в его состав не только греческие полисы, но и всю Персидскую империю, Древний Египет и частично Индию, и тем самым создав империю. Впрочем, вряд ли будет уместно называть космополитическую империю Александра Македонского царством, ведь после смерти самого завоевателя она просуществовала недолго, разделённая между его военачальниками — диадохами. Македония и Греция отошли одному из военачальников по имени Антигон I Одноглазый, основавшему династию Антигонидов.
Александр активно пользовался культурным наследием завоеванных держав, но при этом знакомил покоренные народы с культурой Греции и поощрял изучение греческих наук. И хотя новообразованная империя распалась вскоре после смерти Александра, её наследие сохранилось и позволило покоренным народам вступить в эпоху эллинизма. Население эллинистических стран Азии даже во II в. н. э. составляло более четверти населения Земли. Греческое койне более тысячелетия было языком международного общения большинства стран мира.
В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирион совершил поход в Скифию, в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено. Пирр, царь Македонии и Эпира, в 279 году до н. э. нанёс поражение римлянам, не снискав славы. Относительная малочисленность македонцев не позволила сдержать натиск Римской республики, а Персей Македонский не оказал ожидаемого сопротивления захватчикам. Дорога к захвату Ахайи была открыта.
Закат царства
В 215 до н. э. Македония вступила в первую из трёх войн против Рима: результатом проигранных второй (197 до н. э.) и третьей (168 до н. э.) стало свержение правящей династии. Когда Македония была завоевана Римской республикой, страну разделили на четыре независимые друг от друга республики с аристократией во главе, которые выплачивали дань Риму. В 149 до н. э. в Македонии появился некий самозванец Андриск, выдававший себя за умершего сына Персея Филиппа VI. Это привело к четвёртой Македонской войне. В 148 до н. э. римляне разбили Лжефилиппа. Итогом стало объявление Македонии римской провинцией в 146 до н. э.
Во время великого переселения народов на Македонию беспрестанно совершали набеги готы и авары; в VI—VII веках н. э. славянские племена основали там свои первые поселения.
После падения Константинополя в ходе четвёртого крестового похода (1204), латиняне и болгары развязали войну за право владеть Македонией; в итоге страна была поглощена Никейской империей в 1234.
Язык
Язык македонян, бывший в употреблении до начала V века до н. э. и сохранявшийся в некоторых областях ещё в течение нескольких веков нашей эры, дошёл до нас менее чем в сотне коротких записей, сделанных Гесихием Александрийским в V веке. Этот язык был довольно близок греческому, являясь его диалектом. Древнемакедонский язык испытывал влияние дорического греческого, а с началом бурного культурного развития и тесного взаимодействия с другими государствами Эллады разница в языках начала сокращаться. Вследствие крайне скудного лингвистического материала, появилось множество точек зрения на происхождение древнемакедонского языка. Чаще всего его рассматривают как:
диалект греческого языка с элементами иллирийского;
диалект греческого языка с элементами иллирийского и фракийского;
диалект греческого языка с элементами языка не индо-европейской группы;
диалект иллирийского языка с элементами греческого;
самостоятельный индо-европейский язык, родственный греческому, фракийскому и фригийскому.
Происхождение
Учёные, дискутирующие о том, являлась ли Древняя Македония эллинистическим государством, ссылаются как на свидетельства античных авторов, так и на лингвистический материал. Накопленный лингвистический и исторический материал позволяет отнести македонян к греческой ветви народов.[4]
Общепринятое «греческое» или «эллинское» происхождение древних македонян оспаривается современным государством Республика Македония, население которого состоит на сегодняшний день из 65 % славян-македонцев, 25 % албанцев, 5 % турок, 2 % цыган, 3 % других национальностей.
Геродот указывал на дорийское происхождение древних македонян[5].
См. также
Примечания
↑ Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon, μα^κεδνός
↑ Шофман А. С. История античной Македонии. Ч.1. Казань, 1960. С.113
↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога XXXIII 2, 6
↑ Древняя Македония: история, язык, культура | Контент-платформа Pandia.ru (ru-RU-lite). pandia.ru. Проверено 12 августа 2017.
↑ «После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пинда и назывались теперь македнами. Отсюда это племя снова переселилось в Дриопиду, а оттуда прежде всего в Пелопоннес, где и приняло имя дорийцев». Геродот, 1.56.«А то, что эти македонские цари, потомки Пердикки, — действительно эллины, утверждают не только они сами, но и я убежден в этом. Кроме того, и судьи Олимпийских состязаний признали это. Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение». Геродот, 5.22.
Литература
Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Филиппова история»
Хэммонд Н.-Дж.-Л. Иллирия, Эпир и Македония. — В книге: Кембриджская история древнего мира. Т. 3, ч. 3: Расширение греческого мира. (глава о ранней Македонии и смежных областях) — М.: Ладомир, 2007. — ISBN 978-5-86218-467-9
Шофман А. С. История античной Македонии. В 2-х частях. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1960—1963.
Кузьмин Ю. Н. Внутренняя и внешняя политика Македонского царства (270—230-е годы до н. э.): Авт. дисс… к.и.н. — Саратов, 2003.
Буров А. С. Вооружённые силы и военная политика Македонии (70-20-е гг. III века до н. э.): Авт. дисс… к.и.н. — М., 1996.
А. Б. Ранович. Эллинизм и его историческая роль. — М.: Издательство АН СССР, 1950. — 264 с.
Талах В. Н. Всё, что ни пожелает царь Деметрий / Под ред. В. Н. Талаха, С. А. Куприенко. — К.: Видавець Купрієнко С. А., 2013. — 229 с. — ISBN 978-617-7085-01-9.
Selian E. The Mystery of the Name «Macedon». American Chronicle, June 2009
Ссылки
ru-wiki.org
образование, расцвет и падение :: SYL.ru
Античное государство Македония располагалось на севере Греции, на Балканском полуострове. Древняя Македония – родина великого Александра Македонского, который именно отсюда начал своё беспрецедентное покорение Персии, закончившееся завоеванием Азии, Египта и части Индии.
Появление Македонии
Греческие, или эллинские корни населения Древней Македонии доказаны историками. Сомнению не подлежит тот факт, что основали государство выходцы из древнегреческого города Аргоса, расположенного на юге античной Греции – династия Аргеадов. Это говорит о родственности древних македонян и греков. История Македонии и Древней Греции неотделима.
Появление государства Македонии датируется концом VII - началом VIII в. до н. э. Первый её правитель – царь Пердикка I, выходец из Аргоса. Как считает большинство учёных-историков, земли, на которых было расположено древнее государство Македония, принадлежали мифическому царству Мидаса, где в низовьях реки Галиакмон жили племена пеонийцев. Они в результате захвата их земель вытеснялись всё дальше на восток к Эгейскому морю и на север к реке Стримон.
Раннее царство
Столица древней Македонии – город Пелла в Эдессе. Его античные развалины находятся на территории современной Греции. В этом городе родился и вырос Александр III Великий (Македонский). Считается, что Македония окончательно оформилась в государство при его тёзке - царе Александре I, жившем в пятом в. до н. э. Именно при нем начали печатать монету, значительно расширили и укрепили границы.
В V в. до н. э. Македонию покорил полководец царя Персии Дария I – Мардоний, посланный на завоевание Греции. Считается, что персы помогли Пердикку II укрепить порядок в стране, упрочить власть правителей. Каждое племя, проживавшее на территории страны, имело своего царька, правящего в своих интересах. После персидского завоевания удалось укрепить централизованную власть и прекратить междоусобицу.
После поражения персов греками Пердикка II чувствовал себя настолько уверенным, что позволил своей армии выступить против Эллады. А во время Пелопонесской войны использовал войска греческой Спарты для борьбы с местными племенами, не желавшими мириться с македонской оккупацией.
Древние города Македонии, крепости и дороги стали появляться при преемнике Пердикка II – царе Архелае. При нем образовалась регулярная дееспособная армия. Особенно в этот период времени усилилось влияние Эллады на культуру страны. После убийства царя Архелая в Македонии снова начались внутренние смуты, произошло ослабление государства. Жестокая борьба за престол приводила к частой смене правителей, а значит, к упадку и угрозе развала страны.
Укрепление государства
Положение древней Македонии стало меняться в лучшую сторону в первой половине IV в. до н. э. с приходом к власти царя Филиппа II. При нём происходит концентрация армии, что позволило отразить внешний напор и подчинить центральной власти враждующие кланы. Именно в это время Греция ослабла, и всё внимание Македонии было направлено на подчинение Древней Эллады.
Македония продолжала развиваться, строились новые города, хотя сами македоняне предпочитали жить в сельской местности. Этим объяснялось и то, что в армии македонцев было много кавалерийских отрядов. Древний город, столица Македонии – Пелла поражала своими дворцами, которые были выполнены в крито-микенском стиле.
Территория Македонского царства расширялась. К ней были присоединены земли Пангея, Халхидики, богатые рудниками, где добывали золото. Вся территория материковой Эллады, за исключением Спарты, стала зависеть от Македонии. Отношение самих греков к этому было неоднозначным. Одни воспринимали царя Филиппа II как объединителя греческих земель, другие - как агрессора.
Культура и религия древней Македонии
Несомненное влияние на культуру Македонии оказала Греция. Влияние культурного наследия Эллады прослеживается в архитектуре и религии (македоняне поклонялись богам Олимпа). В семейных отношениях присутствовала полигамия. У Филиппа II, кроме основной жены Олимпиады, было ещё шесть супруг, которые имели различный статус.
Культура древней Македонии имела свою самобытность. Это предопределило фракийское влияние. Сами же греки воспринимали македонян как невежественных варваров. Влияние древнегреческих государств на Македонию было огромным.
Образование Македонской империи
После убийства Филиппа II, как и всех македонских царей, к власти пришёл его сын Александр III, которого нарекли Великим. В историю он вошел под именем Македонский. Александр сумел увеличить границы государства до невиданных по тем временам размеров, так что царством его назвать уже было нельзя. Это была империя, включающая в себя греческие полисы, огромную территорию Персии, Египет и часть Индии.
Александр Македонский активно использовал культурное наследие покорённых государств, при этом он поощрял изучение языка и достижений учёных Греции. На завоёванных территориях средиземноморья наступила эпоха эллинизма. После смерти Александра Македонского империя была поделена между его военачальниками, которые назывались диадохами. Македония и Греция попали под правление Антигона - основателя династии Антигонидов.
Конец царства Македонии
В результате трёх войн с Римской империей, две из которых были проиграны Македонией, в 168 г. до н. э. произошло свержение правящей династии. Были образованны четыре республики с назначенной римлянами аристократией во главе. Они платили Риму дань и оставались его отдалённой провинцией.
После образования в 395 году Восточной Римской империи (Византии) древняя Македония вошла в её состав. В VI–VII вв. происходило так называемое Великое переселение народов. В это время на территорию Македонии совершали набеги авары и готы, племена славян стали заселять её территорию. С падением Византии Македония прекратила своё существование.
www.syl.ru
Древняя Македония - империя двух царей
Слово «Македония» означает «высокая земля». Эта часть Греции обладала чрезвычайным потенциалом. Природным и человеческим ресурсам могла позавидовать любая другая провинция. Но долгое время не было ведущего лидера, который бы с умом использовал все ее силы.
От дикарей к завоевателям
На краю севера Греции жили странные племена. На их культуру, язык и традиции повлияли как греки, так и соседи фракийцы. Для всего античного мира македонцы долгое время оставались варварами, невеждами и "низкосортным" народом.
Древняя Македония имела значительные исторические преимущества, для того чтобы стать одной из самых могучих империй мира. Греция была разбита войной со Спартой, которая длилась 27 лет с небольшими перерывами. Кроме того, сразу после падения Афин другие города начали бороться друг с другом за право первенства. Охватил значительный кризис и Древнюю Персию, солнце династии Ахемена катилось к закату. Из-за постоянных нападений разорился Египет.
Переломным для истории стал 359 год до н. э. Далекую греческую провинцию возглавил двадцатитрехлетний царь Филипп. Под его руководством родилась Древняя Македония. Но он стал не только основателем империи, а и открыл второе дыхание для культуры Греции.
Поклонник Греции
Филипп родился в столице Македонии - Пелле, в царской семье. Взошел на трон в ходе кровавых событий. Причиной междоусобиц была мать Филиппа, Эвридика, которая имела любовную связь с мужем своей дочери. По ее приказу убили царя.
На престол взошел его брат Пердикк, который был убит врагами в 359 году до н. э. Тогда Филипп стал царем Македонии вместо малолетнего племянника. Но впоследствии, завоевав доверие войска, сместил наследника и занял трон. Именно он расширил бедную провинцию до размеров империи, которая известна как Древняя Македония. История установления государства началась с военной реформы правителя. Еще одним путем к успеху стала дипломатия.
Филипп был первым, кто вооружил своих воинов длинными копьями (до шести метров). Благодаря этому традиционные фаланги стали непобедимы. Еще одним изобретением стала первая катапульта. В ходе битв в 338 году до н. э. он стал полноправным правителем Греции.
Интриги македонской верхушки
Год спустя царь увлекся знатной девушкой из Македонии, из-за чего развелся с женой Олимпиадой. От первого брака у него было двое детей: дочь Клеопатра и сын Александр, которым и должна была быть возглавлена впоследствии империя Древняя Македония. Но новый брак отца не устраивал молодого человека. Поэтому он вслед за матерью покинул Македонию. Филипп извинился перед сыном, и тот вернулся на родину, пытаясь сохранять нейтральность и не становиться ни на одну из сторон в конфликте родителей.
В 336 году до н. э., во время свадебной церемонии дочери Филиппа, один из охранников бросился вперед и убил царя. Он умер в возрасте 47 лет.
Убийцу казнили, когда он пытался убежать. Истории до сих пор неизвестно, кто был заказчиком. По одной из версий это обиженная Олимпиада. Обвиняли и Александра. Также под подозрением был брат Олимпиады - Александр Молосский. Позже сын Филиппа официально обвинил персов.
Завершение дела отца
Нового правителя в лице Александра получила Древняя Македония. Греция уже была в подчинении нового царя, но он решил осуществить план отца и захватить Персию. Правитель продолжал развивать военную инженерию и в 334 году до н. э. пошел на врагов. Победа на суше была легкой и молниеносной. Но в ходе сражений возникла проблема - отсутствие боеспособного флота. Это Александр компенсировал новой стратегией. Он атаковал важные морские базы с суши.
После победы над давними врагами - персами - царь пошел на Египет, житницу, которая должна была кормить всю его империю. Эту цивилизацию с вековой историей он безгранично уважал, и там его встретили как бога. Египет сдался добровольно. Древняя Македония дала новый толчок к развитию египетской и греческой культуры.
В 325 году до н. э. границы земель Александра Македонского простирались от Греции до территории современной Индии. Его правление продолжалось до самой смерти в 323 году до н. э. Точная причина гибели великого полководца неизвестна. Есть версии о том, что он был ранен в бою, заразился инфекцией, или даже о том, что его отравили враги.
После смерти Македонского империю разделили между собой его военачальники.
Культурный расцвет империи
Филипп был сторонником Греции. Есть свидетельства о том, что с 368-365 гг. до н. э. он был в плену в Фивах, где увлекся культурой развитой страны. Поэтому после завоевания Греции позволил светлым умам того времени вернуться в свои города и продолжать работу. Пригласил греческих философов и учителей царь и на родину. Культура, язык, письменность Древней Македонии были основаны на знаниях греков.
После смерти Филиппа его дело продолжил Александр. Каждый завоеванный город погружался в эллинизм, то есть полностью превращался в греческий полис с храмом, агорой (рыночной площадью) и театром. Приоритетом отца и сына было создание не только большой, но и цивилизованной империи.
fb.ru
Древняя Македония, от дикарей к завоевателям.
Пелопоннес, » остров Пелопса » ,так называется самый южный полуостров Эпира и всей Европы.
Этим названием согласно приданию он обязан имени мифического персонажа Пелопса, сына Тантала и внука Зевса. Покинув Малую Азию, свой родной город Лидию и обладая большими сокровищами, Пелопс достиг берегов Элиды и поселился в городе Писа.
Там в состязаниях на колесницах он победил царя Эномая и в награду за это получил его дочь Гипподамию и трон.
Пелопс был могучим и мудрым царём и вскоре завладели всеми землями до самого Истма, которые стали называть его именем, хотя ранее, согласно Гомеру, они назывались Апия, Пеласгия, и Ахейский Аргос.
Поскольку Пелопс, без сомнения, являлся самым знаменитым мифологическим героем Пелопонесса, именно с его именем связанно возникновение Олимпийских Игр.
Все сыновья Пелопса и Гипподамии стали правителями в соседних полисах, так Атрй основал династию Атридов в Микенах, а имена остальных сыновей послужили названиям соответствующих городов на Пелопоннесе: Коринф, Тризин, Аргос.
Со времён первых поселений и по сегодняшний день, Пелопоннес был и остаётся жизненно важным регионом Греции.
Соединённый с материком узким перешейком длиной в 5 км. он одновременно отделён от него двумя заливами. Сароническим и Коринфийским.
Однако всегда оставался важнейшим центром, где зарождалась, развивалась и сохранялась на протяжении веков подлинная и многообразная греческая культура. Полуостров площадью 21439 кв. км. своими очертаниями напоминает «платановый лист. брошенный в море» , именно поэтому в средние века, полуостров назывался Мореас ( лист платана) .
На этой земле ахейцами-греками в послеэлладский период будет заложен самый крупный центр великой культуры, «златообильные микены» , как их называл Гомер.
Древняя Македония
Название Македония происходит от двух слов – «μακ» и «δων» – что означает «высокая земля» или, что более прозаично, – горная местность. Именно отдаленные горные районы страны, то есть историческая Верхняя Македония, и была родиной македонян.
Согласно древней традиции, Македония унаследовала земли легендарного царя Мидаса. Основателем правящей династии Геродот называет Пердикку І. Этот царь был выходцем из Аргоса – одного из древнейших европейских городов, находящегося в восточной части Пелопоннеса. Предками македонян считаются дорийцы. В том, что македонские цари имели эллинское происхождение Геродот не сомневался. То же самое после некоторого разбирательства было признано и судьями Олимпийских игр. Его необходимость возникла, когда македонский царь Александр (V в. до н.э.) пожелал лично участвовать в соревнованиях. Установленный же порядок не допускал к участию никого, кроме эллинов. Александр доказал, что он аргосец, сумев убедить в этом судей.Именно к его правлению царя Александра относится оформление Македонии в единое государство и начало ее активных отношений с Грецией.
По другой версии, более мифологизированной, основателем Македонии считается брат аргосского царя Каран, при этом временем рождения царства называется XI в. до н. э. Являясь прямым потомком божественного Геракла в одиннадцатом колене, Коран вместе с тем считался предком последнего фактического и наиболее прославленного македонского царя – Александра III Великого – в семнадцатом колене. Каран ушел с Пелопонесса на север в поисках места для поселения и, ступив в Иматию, взял себе в проводники козье стадо. Животные искали убежища от непогоды, и хитроумный аргосец последовал за ними. Именно благодаря непогоде Карану удалось овладеть городом Эдессой – густой туман и дождь помешали местным жителям узнать заранее о приближении захватчика. Эдесса, вскоре переименованная Караном в Эги (то есть «козий город»), стала центром его правления. Новому правителю, с тех пор всегда державшему в походах коз впереди знамен, удача улыбалась и дальше. Ему удалось вытеснить других мелких царей с македонских земель. Став первым самодержавным правителем в этих краях, Каран объединил жившие вокруг племена, и Македония стала единым целым.
Древняя литературная традиция насчитывает более тридцати известных античных историков, упоминающих в своих трудах о Македонии. Естественно, греческие авторы писали историю Эллады, а не ее северного соседа, упоминая о Македонском царстве только там, где это имело связь с событиями, происходившими в жизни греческих земель. До V в. до н.э., и в особенности до времени Филиппа ІІ, значимой роли в международных отношениях Македония не играла. Ее внутренняя жизнь не занимает сколько-нибудь важного места в работах греческих авторов. Начиная со времени Филиппа рассказы о Македонии сосредоточены на стремлении молодого мощного государства к расширению своих границ.
До нас дошло очень мало сведений о жизни македонского народа до этого периода. Античные историки акцентировали свое внимание на политических и военных делах, которые служат фундаментом в истории отношений между Македонским царством и Элладой. Долгое время в эллинских интересах Македония не занимала существенного положения. Это объясняет тот прискорбный факт, почему исторических документов, повествующих о Древней Македонии практически нет.
Первое упоминание о македонских землях мы находим в эпосе Гомера. Великий певец говорит о северных Балканах, в основном о Фракии. В «Илиаде» и «Одиссее» ним воспет широкая и быстротечная река Аксиос, гора Атос (более знакомая нам под названием Афон), город Амидон и другие. В описанных Гомером событиях Троянской войны, датировку которой большинство исследователей относят к рубежу XIII-XII вв. до н. э., участию фракийцев, участвовавших в войне на стороне Трои, уделено немало внимания. В «Илиаде» имеется несколько мест, из которых можно почерпнуть информацию о климате и животном мире Фракии, однако ни сама Македония, ни ее жители Гомеру не были знакомы. Только Гесиод, первый исторически достоверный древнегреческий поэт, живший в VIII в. до н.э., употребляет имя Македон, считая его производным от самоназвания македонян.
Геродот, работая над своим многотомным трудом о греко-персидских войнах, собирал материал везде, где это только было возможно. Немалую пользу он извлек из произведений своего учителя Гекатея. Отдав долг еще не оформленной тогда в самостоятельную науку географии, Гекатей записал ряд сведений о македонской земле, через которую войска персов вошли в Элладу. Из трудов Гекатея Геродот позаимствовал данные о природных богатствах Македонии, ее горах с залежами руды, диких лесах и их диких обитателях. Но, описывая территорию, «отец истории» все же не проводит границ между македонскими и фракийскими племенами.
Но вот наступил IV в. до н.э., и древнегреческие сочинения перешагнули черту разрозненных повествований, вступив в область непосредственно науки. Это событие связано, прежде всего, с именем Аристотеля. Ученый-энциклопедист посвятил не один свиток описанию особенностей македонского растительного и животного мира, свойствам и качествам ее природных ископаемых, использованию ресурсов в хозяйстве. Работу, начатую Аристотелем продолжил его ученик и будущий «отец ботаники» Феофраст. Флору Македонии и Аристотель и Феофраст знали по собственным наблюдениям.
Также некоторые сведения о Древней Македонии оставили Псевдоскимн, Страбон, а также римляне Помпоний, Плиний и Клавдий Птолемей.
Вся история Македонии наполнена династической и межплеменной борьбой, а также непрерывными конфликтами с соседями – фракийцами и иллирийцами, что являлось серьезной помехой созданию прочного государства. Однако перед угрозой военного вторжения племена нередко объединялись, забывая о своей вражде.
Примечателен тот факт, что до воцарения Филиппа II Македонское царство не имело собственного войска. Описывая положение дел того времени, Александр обращается к армии со словами: «Отец мой Филипп застал вас бедными пастухами, одетыми в овчину и стерегущими свои стада от фракийцев и иллирийцев. Вместо овчины он одел вас в воинские доспехи, расселил по городам, дал вам законы, из рабов сделал вас господами».
Таким образом, картина жизни обитателей этого региона не выглядит слишком пестрой. Основным занятием было земледелие и скотоводство. Македоняне выращивали многие сельскохозяйственные культуры, разводили коз и овец, активно развивались ремесла. Время от времени наскучившее однообразие македоняне разбавляли набегами друг на друга.
Особого упоминания заслуживает ювелирное дело, в котором местные мастера приблизились к уровню подлинного искусства. Лучшие образцы золотых украшений, доспехов и оружия сегодня можно увидеть в музеях Вергины (бывших Эг), Пеллы и Салоников. В орнаментах македонская культура ближе всего к крито-микенской – те же изображения растительности и животных, часто даже не стилизованных.
По форме организации и особенностям правления уклад македонян был ближе всего к спартанскому. Строгого порядка престолонаследования не существовало. Допускалось многоженство.
Для погребальной культуры характерны курганные захоронения.
Царь Архелай, правивший в V в. до н.э., начал обширное строительство, приглашая ко двору новой столицы Пеллы лучших греческих архитекторов. При нем также были возведены знаменитые постройки в находящемся у подножия Олимпа Дионе – святилища Зевса и Геракла. Дион без преувеличения можно назвать северной Олимпией, здесь регулярно проходили театральные и гимнастические состязания, на которые съезжалось огромное количество участников и гостей.
Символом династии Аргеадов было золотое шестнадцатилучевое (иногда восьмилучевое) солнце на пурпурном фоне. Это солнце как национальный или же царский символ в контексте Македонии систематически начитает встречаться со времени правления Филиппа, но более всего оно было любимо Александром. Этот символ солнечной чистоты и ясности в раннем христианстве стал символом Богородицы. Сегодня шестнадцатилучевое солнце присутствует на флаге греческой Македонии, правда фон его изменился на синий.
Давно ушедшие в Греции в историю архаические обычаи в Македонии сохранялись еще очень долгое время. Такими, например, были сакральные поединки будущих царей с дикими пещерными львами. Сегодня среди густых македонских лесов уже не встретить этого зверя. Он навсегда остался в той эпохе, где человек был в силах противопоставить свой ум, мужество, ловкость и умения необузданной животной силе. И все же восстановить облик этого реликтового обитателя македонских земель мы можем, обратившись к мозаикам того времени. Именно такого льва, а возможно и сам поединок, можно увидеть на мозаике из Пеллы, носящей современное название «Охота на льва».
В Древней Македонии были популярны многие культы, главным образом оргаистические, служа своеобразным духовным ядром для всего народа. Повышенным вниманием пользовался культ Орфея, также раз в год македоняне участвовали в празднествах в честь Гефеста (древнего доолимпийского божества огня). Отголоски этого культа сохранились в Греции до сих пор, хотя и претерпели некоторые идеологические изменения. Это анастенарии («огнехождение»), проводимые ежегодно в нескольких селениях в период с 20 по 22 мая. Особым почтением характеризуется культ Диониса. Дионис не был, как долгое время считалось, фракийским богом, попавшим в Грецию через македонские земли где-то в VIII-VII вв. до н.э. Упоминания о нем встречаются уже в микенскую эпоху, то есть он был известен эллинам еще до Троянской войны. Через несколько веков ему удалось завоевать Грецию, но все же именно Македония стала местом его триумфа. Одной из самых ревностных последовательниц дионисийского культа в Македонии была Олимпиада Эпирская – жена Филиппа II и мать Александра.
Ошибочно считать этого бога лишь покровителем плодородия и виноделия. Для древних Дионис был богом священного экстаза, вдохновения, неистовства и самого блаженного освобождения. Его царство распространялось на всю природу, в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе – словом, все то, что приходит и уходит. Суть дионисийского экстаза тонко раскрыта одним из исследователей религий: дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила человека в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек – проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук – во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит – с Дионисом.
Изначально это был культ, целью приобщения к которому было освобождение от всего бренного, единение с Вселенной и доказательство бессмертия души. Однако вскоре он стал вырождаться, скатываясь в безумные оргии, пока, в конце концов, не был в Греции строго ограничен как по времени (два раза в год), так и по территории (только на Парнасе). И только особое почитание Диониса Александром вернуло его культу прежний блеск с наступлением эпохи эллинизма.
Что касается древнемакедонского языка, то его чаще всего считают диалектом древнегреческого, причем преобладал заметный дорийский акцент. Македонские имена зачастую также имеют греческую этимологию, хотя в ряде случаев они и отличаются от чисто эллинских. Македоняне не имели собственной письменности, по причине чего известно всего лишь около 150 словоформ из языка, на котором они говорили. Ввиду близости древнемакедонского к древнегреческому не исключен вариант происхождения двух языков от одного – т.н. палеобалканского. И хотя сегодня в Греции по политическим причинам, в первую очередь из-за конфликта с северо-западным соседом, жителейДревней Македонии безоговорочно причисляют к эллинам, греки V-IV вв. до н. э. вряд ли оценили бы подобное отождествление. В то время они показательно отчуждали себя от македонян, именуя их не иначе как варварами.
По мере расширения контактов между Македонией и Грецией среди македонской элиты укоренился дорийский диалект древнегреческого. До той поры невообразимое – то есть формирование общей, надрегиональной формы древнегреческого – случилось во второй половине IV в. до н.э. Деятельность Александра Великого не могла не коснуться области языка. Ведь именно язык служит тем связующим звеном между людьми, которое позволяет не только согласованно мыслить, но и единодушно действовать. По мере стремительного продвижения объединенных греко-македонских войск на Восток, их новосформировавшийся общий диалект распространился от Египта до границ Индии. Койне стал языком эллинистической эпохи и прямым предком современного греческого. Этот язык не был создан, введен или как-либо закреплен официально. Он развивался естественно, живя своей жизнью, вернее жизнью тех, для кого он стал средством повседневного общения. Койне был порождением нового мира, в котором языковый барьер перестал существовать. И этот язык, на котором написаны тысячи научных трудов и художественных произведений, переводы древних религиозных текстов, а также апокрифы и канонические тексты Нового Завета, появился благодаря выходцу из Македонии.
Царство македонян просуществовало около 12 веков, достигнув вершины могущества во второй половине IV в. до н.э. В 168 г. при правлении Персея Антигонида последняя династия была свергнута, Македонское царство исчезло с карты, а его земли стали римской провинцией.
Они дадут название первому периоду в истории греческой культуры, достигшей расцвета на территории Европы-микенскому. И сегодня для нас ещё одна важная древняя история Атридов, которая неразрывно связана с землёй арголиды и походом ахейцев на Трою.
Именно с этой землёй связано возникновение мифа о величайшем герое античной мифологии Геракле, здесь он совершил свои подвиги, а после гибели микенского дворца , сюда вернулись его потомки, гераклиды, которые отождествляются с дорийцами, и именно на эти земли произойдёт так называемое «переселение» дорийцев
На этой земле родились доблестные воины, триста из которых во главе с царём Леонидом противостояли полчищам персов. Совсем не случайно, именно здесь, в 1821 году началась революция против османского господства. Это Пелопоннес!!!
gidvgreece.com
Древняя Македония | Наука | FANDOM powered by Wikia
Исторической части Македонии на территории современной Греции посвящена статья Македония (Греция). Современному государству Македонии посвящена статья Республика Македония.
Дре́вняя Македо́ния (греч. Μακεδονία) — античное государство северной части Греции, на западе граничившее с древнегреческим государством Эпир и на востоке — с Фракией. Отсюда Александр Македонский начал свой легендарный поход на Персию, завершившийся покорением всей Азии от Греции до Индии..
«Греческое» или «эллинское» происхождение древних македонян оспаривается, понятия «эллин» и «македонянин» принято различать.
Унаследовавшая, как считалось, земли мифического царства Мидаса, Македония, возглавляемая династией Аргеадов, оформилась в самостоятельное государство при царе Александре I Филэллине в начале V века до н. э.. Именно при нем начинают чеканить царскую монету, при нем Македония, существовавшая долгое время в изоляции, вступила в контакт с Элладой, при нем территория страны значительно расширилась. До Александра I Македонию населяли различные племена, имевшие собственных вождей, и македонские цари властвовали лишь номинально в районе Центральной Македонии. Скудные исторические документы засвидетельствовали деятельность отца Александра, Аминты I, а вся предыдущая история Македонии основывается на устных преданиях и легендах о приходе первого царя. Основателем царствующей династии по Геродоту считается Пердикка I, выходец из Аргоса, расположенного в восточной части Пелопоннеса. По македонскому сказанию он пришёл в Македонию вместе с двумя братьями и вначале пас коз. По свидетельству античных историков македонские племена, жившие в бассейне реки Галиакмон (ныне Бистрица или Aliákmonas в совр. Греции) и прилегающих плоскогорьях, в VIII веке до н. э. начали своё движение на восток к побережью Эгейского моря и север к реке Стримон (Струма), вытесняя, истребляя или ассимилируя местные племена иллирийского, фракийского, фригийского происхождения. В начале V века Македония и прилегающие к ней земли были покорены персидским царём Дарием I, который помог македонскому царю укрепить и расширить власть над племенами. После поражения персов экспансия Македонского государства продолжалась, и преемник Александра, Пердикка II, почувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы вступить в войну с Афинами (420-е г. до н. э.). Во время Пелопонесской войны Пердикка II использовал войска Спарты для подавления сепаратизма горных племён. Преемник Пердикки Архелай строил крепости, проводил дороги, создал регулярную армию. При нем значительно возросло культурное влияние Эллады в Македонии, знаменитый Еврипид жил при дворе царя и даже занимал официальную должность. В конце V века до н. э. Македония устанавливает власть в прилегающих греческих городах, Пидне и Лариссе. Границы Македонского царства пролегают примерно по реке Галиакмон на юге, разделяющей Македонию и Фессалию (область Эллады) и до реки Стримон на востоке, отделяющей от Фракии. Пиндский хребет на западе отделяет Македонию от Эпира и Иллирии, в верхнем течении Аксий (Вардар или Axios в совр. Греции) служит границей на севере. Вскоре после убийства Архелая (399 г. до н. э.) из-за неблагоприятных внешних факторов и внутренних смут Македонское царство ослабло. Цари в результате ожесточённой борьбы за престол сменялись быстро. К середине IV века до н. э. страна оказалась на грани развала.
Становление Македонии Править
Все македонские цари до Филиппа II имели власть, сильно ограниченную племенными и клановыми противоречиями. В результате Македония являлась проходным двором для военных отрядов греческих государств, командиры которых могли усаживать на номинальный царский трон угодных лиц. В 1-й половине IV в. до н. э. страна раздиралась междоусобной борьбой и появилась реальная угроза захвата страны фракийскими и иллирийскими племенами. Именно внешняя угроза позволила Филиппу II сконцентрировать вооружённые силы, отразить внешний напор и принудить к подчинению македонские кланы. Дальновидная, стратегически выверенная политика Филиппа укрепила государство и предопределила экспансию Македонского царства на территорию Эллады, к тому времени ослабленную нескончаемыми раздорами. При царе Филиппе II (359 — 336 г. до н. э.), территория Македонии расширилась и включила в себя богатый золотыми рудниками Пангей, Халкидику, все греческие города-полисы на фракийском побережье Эгейского моря, земли иллирийцев на востоке и пеонийцев на севере. Эпир и Фессалия стали вассальными государствами Македонии. После битвы при Херонее вся материковая Эллада, исключая Спарту, признала зависимость от македонского царя. В своём отношении к Филиппу II греки раскололись, одни рассматривали его как агрессора, душителя свободы Эллады, другие приветствовали как лидера, способного сплотить раздробленную Элладу. В этот период Македония находилась под сильнейшим культурным влиянием древнегреческих государств, сохраняя при этом древнюю самобытность. К примеру, архитектура дворцов в Пелле ближе к крито-микенскому стилю, нежели к классическому эллинистическому, хотя следует заметить, что в силу политического уклада эллины предпочитали строить храмы вместо дворцов. Отличался также семейный уклад, полигамия допускалась, и у Филиппа II помимо Олимпиады, матери Александра, было ещё несколько жён, хотя все они обладали разным статусом. Македонцы той эпохи казались утонченным грекам грубыми и невежественными, нравами схожими с варварами. Сильное фракийское влияние чувствуется в религии македонцев, в целом лежащей в русле эллинизма. Закончив приготовления к походу во владения Персии, Филипп II не успел осуществить задуманное. Он был убит как и предыдущие македонские цари, но оставил сильную регулярную армию и крепкое государство. Сын Филиппа Александр III(Великий) (336 — 323 до н. э.) за время своего правления сумел расширить границы Македонского царства, включив в его состав не только греческие полисы, но и всю Персидскую империю, Египет и частично Индию. Впрочем, вряд ли будет уместно называть космополитическую империю Александра Македонским царством.
Александр активно пользовался культурным наследием покорённых держав, при этом однако знакомя покорённые народы с культурой Греции и поощряя изучение греческих наук. В итоге, хоть новообразованная империя и распалась вскоре после его смерти, её наследие сохранилось и позволило покоренным народам вступить в эпоху эллинизма.
В 215 до н. э. Македония вступила в первую из трёх войн против Рима: результатом проигранных второй (197 до н. э.) и третьей (168 до н. э.) стало свержение правящей династии и объявление Македонии римской провинцией в 146 до н. э..
Файл:ClassicalBalkans1849.jpg
Во время великого переселения народов на Македонию беспрестанно совершали набеги готы и авары; в VI-VII веках н. э. славянские племена основали там свои первые поселения. В IX-X веках Византия принялась оспаривать у Болгаров право владеть Македонией, но была оттеснена на периферию Симеоном I (893—927). Византия завладела западной Македонией при императоре Василии II; с 1014 страна на полтора столетия оказалась под властью Греции.
После падения Константинополя в ходе четвёртого крестового похода (1204), латиняне и болгары развязали войну за право владеть Македонией; в итоге страна была поглощена Никеей в 1234.
Язык македонян, бывший в употреблении до начала V века до н. э. и сохранявшийся в некоторых областях ещё в течение нескольких веков нашей эры, дошёл до нас менее чем в сотне коротких записей, сделанных Гесихием Александрийским в V веке. Этот язык был довольно близок греческому, возможно даже являлся его диалектом. Древнемакедонский язык испытывал влияние дорического греческого, а с началом бурного культурного развития и тесного взаимодействия с другими государствами Эллады разница в языках начала сокращаться. Вследствие крайне скудного лингвистического материала, появилось множество точек зрения на происхождение древнемакедонского языка. Чаще всего его рассматривают как:
диалект иллирийского языка с элементами греческого;
диалект греческого языка с элементами иллирийского;
диалект греческого языка с элементами иллирийского и фракийского;
диалект греческого языка с элементами языка не индо-европейской группы;
самостоятельный индо-европейский язык, родственный греческому, фракийскому и фригийскому.
Эллинское происхождение Править
Учёные, дискутирующие о том, являлась ли Древняя Македония эллинистическим государством или нет, ссылаются как на свидетельства античных авторов, так и на лингвистический материал. Ни одно из доказательств не является неоспоримым, хотя накопленный лингвистический и исторический материал позволяет отнести македонцев к греческой ветви народов.
Полная статья Эллинское происхождение древних македонцев
bg:Древна Македония ca:Regne de Macedònia el:Μακεδονικό βασίλειο en:Macedon es:Macedonia histórica et:Vana-Makedoonia fi:Makedonia (valtakunta) fr:Royaume de Macédoine he:מוקדון id:Kekaisaran Makedonia ja:マケドニア王国 ko:마케도니아 왕국 mk:Античка Македонија nl:Macedonië (oudheid) pl:Starożytna Macedonia pt:Macedónia (história) ro:Macedonia Antică sh:Makedonija (antička) simple:Macedonian Empire sk:Macedónia vi:Vương quốc Macedon zh:亞歷山大帝国
ru.science.wikia.com
Древняя Македония — википедия орг
Возникновение Македонии
В доисторический период Македония была территорией, через которую в Европу из Малой Азии проникали носители неолитических культур (подробнее см. Доисторическая Греция). В конце бронзового века в Македонию с севера вторгаются различные индоевропейские племена, часть которых направляется далее в Малую Азию, а часть — в Грецию.
Слово «Македония» происходит от греческого «μακεδνός (makednós)», что означает «высокий»[1].
Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов — переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название — Аргеады), возводивших своё происхождение к Гераклу. Первый царь Македонии — Пердикка I (по более поздним данным — Каран).
Раннее царство
Мифическим основателем македонского государства называли Карана, отождествляемого с сыном аргосского царя Темена Архелаем[2]. По Юстину, от Карана до последнего царя Македонии Персея прошло 924 года[3], что заставляет датировать правление Карана XI веком до н. э.
По Геродоту и Фукидиду, основателем царствующей династии считается Пердикка I, выходец из Аргоса, расположенного в восточной части Пелопоннеса. По македонским преданиям, он бежал в Македонию вместе с двумя братьями и сначала нанялся пастухом-козопасом. По свидетельству античных историков, македонские племена, жившие в бассейне реки Галиакмон (греч. Αλιάκμων или Αλιάκμονας) и прилегающих плоскогорьях, в VIII веке до н. э. начали своё движение на восток к побережью Эгейского моря и на север к реке Стримон (греч. Στρυμών или Στρυμόνας), вытесняя, истребляя или ассимилируя местные племена иллирийского, фракийского, фригийского происхождения.
Унаследовавшая, как считалось, земли мифического царства Мидаса, Македония, возглавляемая династией Аргеадов, оформилась в самостоятельное государство при царе Александре I в начале V века до н. э.. Именно при нём начинают чеканить царскую монету, при нём Македония, существовавшая долгое время в изоляции, вступила в контакт с Элладой, при нём территория страны значительно расширилась. До Александра I Македонию населяли различные племена, имевшие собственных вождей, и македонские цари властвовали лишь номинально в районе Центральной Македонии.
В начале V века Македония и прилегающие к ней земли были покорены полководцем Мардонием, отправленным персидским царём Дарием I на завоевание Греции. Персы помогли македонскому царю укрепить и расширить власть (см. Ахеменидская Македония). После поражения персов экспансия Македонского государства продолжалась, и преемник Александра, Пердикка II, почувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы вступить в войну с Афинами (420-е г. до н. э.). Во время Пелопонесской войны Пердикка II использовал войска Спарты для подавления сепаратизма горных племён.
Во времена Аминты Македония представляла собой отсталую варварскую страну в окружении варварских народов, без больших городов и определённых границ, куда никто из греков не рисковал проникнуть, а персы даже не желали посылать войска для завоевания бедной труднодоступной местности.
Преемник Пердикки Архелай строил крепости, проводил дороги, создал регулярную армию. При нём значительно возросло культурное влияние Эллады в Македонии, знаменитый Еврипид жил при дворе царя и даже занимал официальную должность. В конце V века до н. э. Македония устанавливает власть в прилегающих греческих городах, Пидне и Лариссе. Границы Македонского царства пролегают примерно по реке Галиакмон на юге, разделяющей Македонию и Фессалию (область Эллады), Эгейского моря и до реки Стримон на востоке, отделяющей от Фракии. Пиндский хребет на западе отделяет Македонию от Эпира и Иллирии, в верхнем течении Аксий (Вардар или Axios в совр. Греции) служит границей на севере.
Вскоре после убийства Архелая (399 г. до н. э.) из-за неблагоприятных внешних факторов и внутренних смут Македонское царство ослабло. Цари в результате ожесточённой борьбы за престол сменялись быстро. К середине IV века до н. э. страна оказалась на грани развала.
Становление Македонии
В 1-й половине IV в. до н. э. страна раздиралась междоусобной борьбой и появилась реальная угроза захвата страны фракийскими и иллирийскими племенами. Именно внешняя угроза позволила Филиппу II сконцентрировать вооружённые силы, отразить внешний напор и принудить к подчинению македонские кланы. Дальновидная, стратегически выверенная политика Филиппа укрепила государство и предопределила экспансию Македонского царства на территорию Эллады, к тому времени ослабленную нескончаемыми раздорами.
Македонское царство и зависимые государства в 336 до н. э.
При царе Филиппе II (359 —336 г. до н. э.) территория Македонии расширилась и включила в себя богатый золотыми рудниками Пангей, Халкидику, все греческие города-полисы на фракийском побережье Эгейского моря, земли фракийцев на востоке, иллирийцев на западе и пеонов на севере. Эпир и Фессалия стали вассальными государствами Македонии. После битвы при Херонее вся материковая Эллада, исключая Спарту, признала зависимость от македонского царя. В своём отношении к Филиппу II греки раскололись: одни (Демосфен) рассматривали его как агрессора, душителя свободы Эллады, другие (Исократ) приветствовали как лидера, способного сплотить раздробленную Элладу.
Поход Александра Македонского в Азию 336—323 гг. до н. э.
В этот период Македония находилась под сильнейшим культурным влиянием древнегреческих государств, сохраняя при этом древнюю самобытность. К примеру, архитектура дворцов в Пелле ближе к крито-микенскому стилю, нежели к классическому, хотя следует заметить, что в силу политического уклада эллины предпочитали строить храмы вместо дворцов. Отличался также семейный уклад, полигамия допускалась, и у Филиппа II помимо Олимпиады, матери Александра, было ещё несколько жён, хотя все они обладали разным статусом. Македоняне той эпохи казались утонченным грекам грубыми и невежественными, нравами схожими с варварами. Религия македонян, хотя и имела фракийское влияние, не отличалась от религии остальных греков. Македоняне поклонялись богам Олимпа. Закончив приготовления к походу во владения Персии, Филипп II не успел осуществить задуманное. Он был убит, как и предыдущие македонские цари, но оставил сильную регулярную армию и крепкое государство.
Македонская империя
Сын Филиппа Александр III (Великий) (356 — 323 до н. э.) за время своего правления сумел расширить границы Македонского царства, включив в его состав не только греческие полисы, но и всю Персидскую империю, Древний Египет и частично Индию, и тем самым создав империю. Впрочем, вряд ли будет уместно называть космополитическую империю Александра Македонского царством, ведь после смерти самого завоевателя она просуществовала недолго, разделённая между его военачальниками — диадохами. Македония и Греция отошли одному из военачальников по имени Антигон I Одноглазый, основавшему династию Антигонидов.
Александр активно пользовался культурным наследием завоеванных держав, но при этом знакомил покоренные народы с культурой Греции и поощрял изучение греческих наук. И хотя новообразованная империя распалась вскоре после смерти Александра, её наследие сохранилось и позволило покоренным народам вступить в эпоху эллинизма. Население эллинистических стран Азии даже во II в. н. э. составляло более четверти населения Земли. Греческое койне более тысячелетия было языком международного общения большинства стран мира.
В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирион совершил поход в Скифию, в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено. Пирр, царь Македонии и Эпира, в 279 году до н. э. нанёс поражение римлянам, не снискав славы. Относительная малочисленность македонцев не позволила сдержать натиск Римской республики, а Персей Македонский не оказал ожидаемого сопротивления захватчикам. Дорога к захвату Ахайи была открыта.
Закат царства
В 215 до н. э. Македония вступила в первую из трёх войн против Рима: результатом проигранных второй (197 до н. э.) и третьей (168 до н. э.) стало свержение правящей династии. Когда Македония была завоевана Римской республикой, страну разделили на четыре независимые друг от друга республики с аристократией во главе, которые выплачивали дань Риму. В 149 до н. э. в Македонии появился некий самозванец Андриск, выдававший себя за умершего сына Персея Филиппа VI. Это привело к четвёртой Македонской войне. В 148 до н. э. римляне разбили Лжефилиппа. Итогом стало объявление Македонии римской провинцией в 146 до н. э.
Во время великого переселения народов на Македонию беспрестанно совершали набеги готы и авары; в VI—VII веках н. э. славянские племена основали там свои первые поселения.
После падения Константинополя в ходе четвёртого крестового похода (1204), латиняне и болгары развязали войну за право владеть Македонией; в итоге страна была поглощена Никейской империей в 1234.
Язык
Язык македонян, бывший в употреблении до начала V века до н. э. и сохранявшийся в некоторых областях ещё в течение нескольких веков нашей эры, дошёл до нас менее чем в сотне коротких записей, сделанных Гесихием Александрийским в V веке. Этот язык был довольно близок греческому, являясь его диалектом. Древнемакедонский язык испытывал влияние дорического греческого, а с началом бурного культурного развития и тесного взаимодействия с другими государствами Эллады разница в языках начала сокращаться. Вследствие крайне скудного лингвистического материала, появилось множество точек зрения на происхождение древнемакедонского языка. Чаще всего его рассматривают как:
диалект греческого языка с элементами иллирийского;
диалект греческого языка с элементами иллирийского и фракийского;
диалект греческого языка с элементами языка не индо-европейской группы;
диалект иллирийского языка с элементами греческого;
самостоятельный индо-европейский язык, родственный греческому, фракийскому и фригийскому.
Происхождение
Учёные, дискутирующие о том, являлась ли Древняя Македония эллинистическим государством, ссылаются как на свидетельства античных авторов, так и на лингвистический материал. Накопленный лингвистический и исторический материал позволяет отнести македонян к греческой ветви народов.[4]
Общепринятое «греческое» или «эллинское» происхождение древних македонян оспаривается современным государством Республика Македония, население которого состоит на сегодняшний день из 65 % славян-македонцев, 25 % албанцев, 5 % турок, 2 % цыган, 3 % других национальностей.
Геродот указывал на дорийское происхождение древних македонян[5].
См. также
Примечания
↑ Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon, μα^κεδνός
↑ Шофман А. С. История античной Македонии. Ч.1. Казань, 1960. С.113
↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога XXXIII 2, 6
↑ Древняя Македония: история, язык, культура | Контент-платформа Pandia.ru (ru-RU-lite). pandia.ru. Проверено 12 августа 2017.
↑ «После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пинда и назывались теперь македнами. Отсюда это племя снова переселилось в Дриопиду, а оттуда прежде всего в Пелопоннес, где и приняло имя дорийцев». Геродот, 1.56.«А то, что эти македонские цари, потомки Пердикки, — действительно эллины, утверждают не только они сами, но и я убежден в этом. Кроме того, и судьи Олимпийских состязаний признали это. Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение». Геродот, 5.22.
Литература
Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Филиппова история»
Хэммонд Н.-Дж.-Л. Иллирия, Эпир и Македония. — В книге: Кембриджская история древнего мира. Т. 3, ч. 3: Расширение греческого мира. (глава о ранней Македонии и смежных областях) — М.: Ладомир, 2007. — ISBN 978-5-86218-467-9
Шофман А. С. История античной Македонии. В 2-х частях. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1960—1963.
Кузьмин Ю. Н. Внутренняя и внешняя политика Македонского царства (270—230-е годы до н. э.): Авт. дисс… к.и.н. — Саратов, 2003.
Буров А. С. Вооружённые силы и военная политика Македонии (70-20-е гг. III века до н. э.): Авт. дисс… к.и.н. — М., 1996.
А. Б. Ранович. Эллинизм и его историческая роль. — М.: Издательство АН СССР, 1950. — 264 с.
Талах В. Н. Всё, что ни пожелает царь Деметрий / Под ред. В. Н. Талаха, С. А. Куприенко. — К.: Видавець Купрієнко С. А., 2013. — 229 с. — ISBN 978-617-7085-01-9.
Selian E. The Mystery of the Name «Macedon». American Chronicle, June 2009