Древняя литература краткое содержание. Древнерусская литература: краткое содержание "Повести о разорении Рязани Батыем"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Краткое содержание лекций Античная литература. Литература Древней Греции. Древняя литература краткое содержание


Краткое содержание лекций Античная литература. Литература Древней Греции.

Лекция 1. Античность как историческое и культурное явление. Культура Древней Эллады.

  1. Истоки античной литературы.

Античная литература — это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X—IX вв. до н. э. по IV—V вв. н. э. Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

  1. Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Мифология — это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.

  1. Античное наследие в европейской литературе.

Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.

Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.

  1. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.

В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Что такое античная литература?

  2. Что такое мифология?

  3. Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

  4. В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

  5. Когда появилась письменная литература?

  6. Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

  1. Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором. Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

  1. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» — образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

  1. Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

  1. Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

Вопросы для самоконтроля.

  1. В чем сущность «гомеровского вопроса»?

  2. Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

  3. Какова мифологическая основа «Илиады»?

  4. Какие исторические факты лежат в ее основе?

  5. Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

  6. В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?

Лекция 3. Дидактический эпос.

  1. Гесиод: «Теогония» и «Труды и дни».

От греческой литературы архаического периода сохранились два самостоятельных произведения, принадлежащих к жанру дидактического эпоса. Их автор — Гесиод (конец VIII — начало VII в. до н. э.), о котором мы получаем вполне определенные сведения из его собственной поэмы «Труды и дни».

К созданию «Трудов и дней» Гесиод приступил, уже имея опыт работы над своим ранним произведением — поэмой «Теогония» («Происхождение богов»). «Теогония» повествует о происхождении различных богов и обожествленных стихий из первоначального Хаоса и Земли.

  1. Образ автора, его морально-этический кодекс и «полезные советы» в «Трудах и днях».

«Труды и дни» делятся по содержанию на несколько частей, связанных между собой мыслью о необходимости для людей честно трудиться, соблюдать справедливость и сохранять верность исконным моральным нормам добрососедства. По мнению Гесиода, поведение людей находится под неослабным контролем Зевса, который в этой поэме выступает как страж справедливости и судья над ее нарушителями. К этим доводам присоединяется целый ряд советов, касающихся индивидуального и общественного поведения, а затем следуют собственно наставления по хозяйству: когда лучше всего жать, косить, сеять, как готовить утварь, какого нанимать батрака и т. п. Заключительную часть поэмы составляет еще один набор предписаний и запретов, а также перечень дней, удобных или неудобных для всякого рода начинаний.

  1. Зарождение жанра философской литературы.

В целом жанр дидактического эпоса, впервые представленный в европейской литературе поэмами Гесиода, но возникший в Греции не без влияния аналогичных стихотворных поучений в древнеегипетской и ближневосточной литературе, нашел, в свою очередь, продолжение и в «ученой» греческой поэзии александрийского периода, и в «Георгиках» Вергилия.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Древнегреческий дидактический эпос и его творец.

  2. Каковы структура и основная мысль «Трудов и дней»?

  3. Функции Зевса в представлении Гесиода.

  4. Содержание и роль «полезных советов» в поэме.

  5. «Труды и дни» как истоки позднейшего жанра философской литературы.

Лекция 4. Древнегреческая драма, формирование трагедии и комедии.

  1. Социально-эстетические функции и организация античного театра.

Трагедия в Аттике была впервые поставлена в 534 г. до н. э. при тиране Писистрате. Установлением государственного культа Диониса афинский правитель стремился укрепить свои позиции среди демоса. С тех пор в праздник Великих Дионисий, приходившийся на конец марта — начало апреля, было включено обязательное исполнение трагедий. Каждый год на Великих Дионисиях выступали три драматурга в поряд­ке художественного состязания, которое завер­шалось присуждением победителям почетных наград. Вместе с поэтом и — впоследствии — первым актером награды удостаивался также хорег — богатый гражданин, но поручению го­сударства бравший на себя материальные из­держки, связанные с постановкой трагедий.

  1. Трагедия; ее структура и эволюция: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Решающий шаг в направлении к драме-действию сделал Эсхил: он ввел вто­рого актера и на первое место поставил диалог, соответственно сократив партию хора, хотя по­следняя все еще оставалась у него очень значи­тельной как по объему, так и по содержанию. Еще дальше пошел Софокл, который ввел тре­тьего актера и перенес на диалогические пар­тии основную сюжетную и идейную нагрузку трагедии. Тем не менее на протяжении всего V в, до н. э. хор являлся непременным участни­ком древнегреческой трагедии: у Эсхила он состоял из двенадцати человек, Софокл увеличил это число до пятнадцати.

Участие хора определило основные особенности в построении древнегреческой трагедии. Выход хора (так называемый парод) на сце­ническую площадку (орхестру) еще в ранних трагедиях Эсхила знаменовал собой их начало; в большинстве же трагедий Эсхила и всегда у Софокла и Еврипида пароду предшествует вступительный монолог или целая сцена, содер­жащая изложение исходной ситуации сюжета или дающая его завязку. Эта часть трагедии получает название пролога (т. е. предисловия). Все дальнейшее течение трагедии происходит в чередо­вании хоровых и диалогических сцен (эписодиев).

Вопросы для самоконтроля.

  1. Как возникли и как были организованы постановки трагедий в Древней Греции?

  2. Какова структура древнегреческой трагедии?

Лекция 5. Комедия; ее происхождение и художественная специфика.

  1. Этапы развития древнегреческой комедии.

Наряду с трагедией и сатировской драмой равноправной участницей театральных представлений в честь Диониса была начиная с 487/486 г. до н.э. комедия.

Происхождение комедии столь же сложно, как и происхождение трагедии. В ее развитии уже позднеантичная критика выделила три периода, обозначив их соответственно как древний, средний и новый.

  1. Новоаттическая комедия: Менандр.

Круг действительности, изображаемый в новой комедии, — это жизнь средней, наиболее аполитичной прослойки полисного общества. Лучшим из мастеров новой комедии считался афинянин Менандр. Самая сильная сторона творчества Менандра — его изображение характеров.

  1. Психологизм и гуманизм его творчества.

Необычно для афинской комедии внимание, уделяемое драматургом внутреннему миру девушки или молодой женщины, которой предоставляется право самой решать свою судьбу. Еще одной характерной чертой Менандра является его отношение к покинутым незаконным детям — он убежденно вступается за их права. Именно в этом ясно выраженном сочувствии, питаемом Менандром ко всем ошибающимся (как старый Кнемон), ко всем обиженным судьбой, ко всем слабым, и состоит тот подлинный гуманизм Менандра, который бросается в глаза всем, особенно современным читателям.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Какие периоды выделяются в развитии древнегреческой комедии?

  2. Каковы особенности древней аттической комедии?

  3. Новоаттическая комедия и ее виднейший представитель.

  4. Какие черты характерны для комедий Менандра?

  5. В чем проявляется психологизм и гуманизм его творчества?

Лекция 7. Зарождение и развитие греческой прозы.

  1. Греческий роман: истоки великого жанра.

Первые фрагменты греческих романов восходят еще к III—II вв. до н. э. Только от II—III вв. мы располагаем не разрозненными папирусными фрагментами, а первыми полностью сохранившимися греческими романами. Все они построены по одной и той же сюжетной схеме. Юноша и девушка необычайной красоты и благородства воспламеняются взаимной любовью с первого взгляда, но судьба разлучает их; в разлуке они претерпевают множество несчастий, наконец они встречаются, узнают друг друга и обретают долгожданное счастье. Мотивировка всей этой цепи приключений вполне условна — игра судьбы или воля богов. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Композиция обычно основана на параллелизме — несчастия героя развертываются параллельно несчастиям героини. Все греческие романы объединены одним общим признаком: они изображают мир экзотических мест, драматических событий и идеально возвышенных чувств, мир, сознательно противопоставляемый действительной жизни, уводящий мысль от житейской прозы.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Какова общая сюжетная схема греческих романов?

  2. В чем заключается их общий признак?

studfiles.net

Древне­греческая литература в кратком изложении

  1. По культурам
  2. Античная
h3{overflow:hidden;position:relative;font-size:13px;line-height:18px;text-transform:uppercase;letter-spacing:.1em;white-space:nowrap;margin-bottom:20px;text-align:center;font-weight:normal;border:0}#content>h3:before,#content>h3:after{content:'';position:relative;display:inline-block;vertical-align:middle;width:50%;height:1px;top:-1px;background:#bebebc}#content>h3:before{left:-1em;margin-left:-50%}#content>h3:after{left:1em;margin-right:-50%}#content .index h4{font-weight:bold;font-size:17px;line-height:18px;margin-bottom:8px}.popular{margin-bottom:30px;overflow:hidden}.popular .cutter{margin-right:-30px}.popular .p-f1{width:37%;float:left}.popular .p-f1 .work{padding-right:30px;box-sizing:border-box;-moz-box-sizing:border-box}.popular .p-f2{}.popular .p-f2 .work{width:21%;display:inline-block;vertical-align:top;padding-right:30px;box-sizing:border-box;-moz-box-sizing:border-box}@media (max-width:1000px){.popular .p-f1{width:45%}.popular .p-f2 .work{width:27.5%}.popular .p-f2 .work.n5,.popular .p-f2 .work.n6{display:none}}@media (max-width:750px){.popular .p-f1{width:66.7%}.popular .p-f2 .work{width:33.3%}.popular .p-f2 .work.n3,.popular .p-f2 .work.n4{display:none}}@media (max-width:500px){.popular .p-f1{width:100%}.popular .p-f2 .work{width:50%}.popular .cutter{margin-right:-20px}.popular .p-f2 .work,.popular .p-f1 .work{padding-right:20px}.popular .p-f2 .work.n3,.popular .p-f2 .work.n4{display:inline-block}}#content .work{margin-bottom:20px}#content .work .cover{margin-bottom:7px;position:relative;overflow:hidden}#content .work .cover img{width:100%;height:auto}#content .work .cover img.frame{display:block;background-color:#ddded7;background-size:100% 100%;width:100%;height:auto}#content .work .cover img.picture{position:absolute;left:0;top:0;width:100%;height:auto;font-size:11px;color:#fff}#content .work h4{font-size:18px;line-height:20px;margin-bottom:5px;display:inline;margin-right:10px}#content .work .meta{display:inline}#content .work .meta div{display:inline-block}#content .work .meta{color:#878685;white-space:nowrap;font-si]]>

briefly.ru

Краткие содержания произведений античной литературы

Греция Error: Reference source not found

Гомер (Homeros) ок. 750 до н. э. Error: Reference source not found

Илиада (Ilias) - Эпическая поэма Error: Reference source not found

Одиссея (Odysseia) - Эпическая поэма Error: Reference source not found

Аноним III в. до н. э.? Error: Reference source not found

Война мышей и лягушек (Batrachomyomachia) - Поэма-пародия Error: Reference source not found

Гесиод (Hesiodos) ок. 700 до н. э. Error: Reference source not found

Феогония, или О происхождении богов (Theogonia) - Поэма Error: Reference source not found

Эсхил (Aischylos) 525—456 до н. э. Error: Reference source not found

Семеро против Фив (Hepta epi Thebas) - Трагедия (467 до н. э.) Error: Reference source not found

Орестея (Oresteia) Error: Reference source not found

Прометей прикованный (Prometheus desmotes) Error: Reference source not found

Софокл (Sophocles) 496—406 до н. э. Error: Reference source not found

Антигона (Antigone) - Трагедия (442 до н. э.) Error: Reference source not found

Трахинянки (Trachiniai) - Трагедия (440—430-е до н. э.) Error: Reference source not found

Царь Эдип (Oidipous Tyraimos) - Трагедия (429—425 до н. э.) Error: Reference source not found

Эдип в Колоне (Oidipous epi Colonoi) - Трагедия (406 до н. э.) Error: Reference source not found

Еврипид (Euripides) 485 (или 480) — 406 до н. э. Error: Reference source not found

Алкестида (Alcestis) - Трагедия (438 до н. э.) Error: Reference source not found

Медея (Medeia) - Трагедия (431 до н. э.) Error: Reference source not found

Ипполит (Hippolytos) - Трагедия (428 до я. э.) Error: Reference source not found

Геракл (Heracles) - Трагедия (ок. 420 до н. э.) Error: Reference source not found

Ифигения в Тавриде (Iphigeneia en Taurois) - Трагедия (после 412 до н. э.? ) Error: Reference source not found

Ифигения в Авлиде (Iphigeneia he en Aulidi) - Трагедия (408—406 до н. э.) Error: Reference source not found

Аристофан (Aristophanes) ок. 445—386 до н. э. Error: Reference source not found

Всадники (Hippes) - Комедия (424 до н. э.) Error: Reference source not found

Облака (Nephelai) - Комедия (423 до н. э.) Error: Reference source not found

Лисистрата (Lysistrate) - Комедия (412 до н. э.) Error: Reference source not found

Лягушки (Batrachoi) - Комедия (405 до н. э.) Error: Reference source not found

Менандр (Menander) 324—293 до н. э. Error: Reference source not found

Брюзга (Dyskolos) - Комедия Error: Reference source not found

Отрезанная коса, или Остриженная (Perikeiromenae) - Комедия Error: Reference source not found

Лукиан (Luldanus) ок. 120 — ок. 180 Error: Reference source not found

Разговоры богов (Dialogoe deorum) - Философская сатира Error: Reference source not found

I. Прометей и Зевс Error: Reference source not found

II. Эрот и Зевс Error: Reference source not found

III. Зевс и Гермес Error: Reference source not found

IV. Зевс и Ганимед Error: Reference source not found

V. Гера и Зевс Error: Reference source not found

VI. Гера и Зевс Error: Reference source not found

VII. Гефест и Аполлон Error: Reference source not found

VIII. Гефест и Зевс Error: Reference source not found

IX. Посейдон и Гермес Error: Reference source not found

X. Гермес и Гелиос Error: Reference source not found

XI. Афродита и Селена Error: Reference source not found

XII. Афродита и Эрот Error: Reference source not found

XIII. Зевс, Асклепий и Геракл Error: Reference source not found

XIV. Гермес и Аполлон Error: Reference source not found

XV. Гермес и Аполлон Error: Reference source not found

XVI. Гера и Латона Error: Reference source not found

XVII. Аполлон и Гермес Error: Reference source not found

XVIII. Гера и Зевс Error: Reference source not found

XIX. Афродита и Эрот Error: Reference source not found

XX. Суд Париса Error: Reference source not found

XXI. Арес и Гермес Error: Reference source not found

XXII. Пан и Гермес Error: Reference source not found

XXIII. Аполлон и Дионис Error: Reference source not found

XXIV. Гермес и Майя Error: Reference source not found

XXV. Зевс и Гелиос Error: Reference source not found

XXVI. Аполлон и Гермес Error: Reference source not found

Разговоры в царстве мертвых (Dialogoe in regione mortuum) Error: Reference source not found

I. Диоген и Полидевк Error: Reference source not found

II. Плутон, или Против Мениппа Error: Reference source not found

III. Менипп, Амфилох и Трофоний Error: Reference source not found

IV. Гермес и Харон Error: Reference source not found

V. Плутон и Гермес Error: Reference source not found

VI. Терпсион и Плутон Error: Reference source not found

VII. Зенофант и Каллидемид Error: Reference source not found

VIII. Кнемон и Дамнипп Error: Reference source not found

IX. Симил и Полистрат Error: Reference source not found

X. Харон, Гермес и разные мертвые Error: Reference source not found

XI. Кратет и Диоген Error: Reference source not found

XII. Александр, Ганнибал, Минос и Сципион Error: Reference source not found

XIII. Диоген и Александр Error: Reference source not found

XIV. Филипп и Александр Error: Reference source not found

XV. Ахилл и Антилох Error: Reference source not found

XVI. Диоген и Геракл Error: Reference source not found

XVII. Менипп и Тантал Error: Reference source not found

XVIII. Менипп и Гермес Error: Reference source not found

XIX. Эак, Протесилай, Менелай и Парис Error: Reference source not found

XX. Менипп и Эак Error: Reference source not found

XXI. Менипп и Кербер Error: Reference source not found

XXII. Харон и Менипп Error: Reference source not found

XXIII. Протесилай, Плутон и Персефона Error: Reference source not found

XXIV. Диоген и Мавзол Error: Reference source not found

XXV. Нирей, Терсит и Менипп Error: Reference source not found

XXVI. Менипп и Хирон Error: Reference source not found

XXVII. Диоген, Антисфен и Кратет Error: Reference source not found

XXVIII. Менипп и Тиресий Error: Reference source not found

XXIX. Аянт и Агамемнон Error: Reference source not found

XXX. Минос и Сострат Error: Reference source not found

Икароменипп, иди Заоблачный полет (Ikaromenippus) - Философская сатира Error: Reference source not found

Харитон (Charitonos) II в. н. э.? Error: Reference source not found

Повесть о любви Херея и Каллирои (Та peri Chairean kai Kalliroen) - Роман Error: Reference source not found

Лонг (Longos) III в. до н. э. ? Error: Reference source not found

Дафнис и Хлоя (Daphnis kai Сhlоe) – Роман-идиллия Error: Reference source not found

Гелиодор (Heliodorus) III в. до н. э. Error: Reference source not found

Эфиопика (Aethiopica) - Роман Error: Reference source not found

Аполлоний Родосский (Apollonios Rhodios) ок. 295 — ок. 215 до н. э. Error: Reference source not found

Аргонавтика (Argonautica) - Героическая поэма Error: Reference source not found

Ахилл Татий (Achilleus Tatius) и в. Error: Reference source not found

Левкиппа и Клитофонт (Leucippa et Klitofontus) - Роман Error: Reference source not found

Плутарх (Ploutarchos) 46-120 Error: Reference source not found

Сравнительные жизнеописания (Bioi paralleloi) - (ок. 100-120) Error: Reference source not found

Аристид и Катон Старший Error: Reference source not found

Агесилай и Помпей Error: Reference source not found

Демосфен и Цицерон Error: Reference source not found

Деметрий и Антоний Error: Reference source not found

Рим Error: Reference source not found

Тит Макций Пдавт (Titus Maccius Plautus) ок. 250—184 дон. э. Error: Reference source not found

Амфитрион (Amphitruo) - Комедия Error: Reference source not found

Менехмы, или Близнецы (Menaechmi) - Комедия Error: Reference source not found

Куркудион (Cwculio) - Комедия Error: Reference source not found

Пленники (Captivi) - Комедия (200-190 до н. э.?) Error: Reference source not found

Хвастливый воин (Miles gloriosus) - Комедия (ок. 205 до н. э.) Error: Reference source not found

Пубдий Терентий Афр (Publius Terentius Afer) 195—159 до н. э. Error: Reference source not found

Братья (Adelphoe) - Комедия (пост. в 160 до н. э.) Error: Reference source not found

Свекровь (Несуга) - Комедия (пост. в 160 до н. э.) Error: Reference source not found

Формион (Phormio) - Комедия (пост. в 161 до н. э.) Error: Reference source not found

Самоистязатель (Heautontimorumenos) - Комедия (пост. в 163 до н. э.) Error: Reference source not found

Пубдий Вергилий Марон (Publius Vergilius Maro) 70—19 до н. э. Error: Reference source not found

Энеида (Aeneis) - Героическая поэма (19 до н. э.) Error: Reference source not found

Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н. э. — 17 н. э.) Error: Reference source not found

Метаморфозы (Metamorphoses) - Поэма (ок. 1—8 н.э.) Error: Reference source not found

Луций Анней Сенека (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) Error: Reference source not found

Фиест (Thyestes) - Трагедия (40—50-е ?) Error: Reference source not found

Луций Апулей (Lucius Apuleius) ок. 125 — ок. 180 н. э. Error: Reference source not found

Метаморфозы, иди Золотой осел (Metamorphoses sive Asinus Aureus) - Авантюрно-аллегорический роман Error: Reference source not found

Гай Арбитр Петроний (Gaius Petronius Arbiter) ? - 66 Error: Reference source not found

Сатирикон (Satiriconus seu Сеnа Trimalchionis) - Плутовской роман Error: Reference source not found

studfiles.net

СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ - ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ - ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Короткий пересказ и изложение произведений литературы - краткое содержание книг - комментарий - сокращенное изложение школьных произведений - Краткое содержание произведений - биография авторов - краткий пересказ произведений

Все произведения школьной программы в кратком изложении по русской литературе 5-11 классы

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Русская литература возникла около тысячи лет назад, когда появились первые рукописные книги. Эти книги писали обычно в монастырях, и рассказывалось в них о событиях из года в год (из лета в лето), поэтому они и называются летописями.

Одна из самых известных летописей — «Повесть временных лет», автор которой — ученый монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

В этой книге летописец не только подробно излагает историю славянских племен, но и связывает ее с историей всего человечества.

Одно из сказаний, которое входило в «Повесть временных лет», — это «Сказание о Кожемяке».

 

СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ

Это было в 992 году. Пошел князь Владимир на хорватов. А когда вернулся — на берегу Днепра стояли полчища печенегов.

Князь Владимир со своею дружиною тут же выступил против врагов. Так печенеги стояли на одном берегу Днепра, а русичи — на другом, и никто не начинал битвы первым.

И подъехал печенежский князь к реке, вызвал Владимира и предложил, чтобы самые сильные мужи померились силою: победит русич — три года печенеги не будут нападать, победит печенег — три года они будут разорять Русскую землю.

Согласился Владимир. Печенеги тут же выставили богатыря. Кликнул клич князь Владимир — и вот один воин предложил привести своего младшего, пятого сына, который славился силою великою.

Пришел юноша и попросил испытать его перед боем. Для этого привели большого и сильного быка, разъярили его и пустили на Кожемяку. Схватил тот быка за бок — и вырвал кожу с мясом.

В ту же ночь надели на юношу вооружение, и начался бой с печенегом.

Долго бойцы бились-сражались. Наконец, Кожемяка бросил печенега оземь.

Раздался клич — и побежали печенеги. И гнали их русские, пока не прогнали совсем.

 

Комментарий. В этом сказании, как и в других, входящих в «Повесть временных лет», летописец не высказывает своего явного отношения к происходящему. Но уже сам выбор героев сказаний говорит о многом. Нестор высоко ценит силу и смелость людей, для которых самое главное в жизни — защита отечества.

 



scribble.su

краткое содержание "Повести о разорении Рязани Батыем" :: SYL.ru

"Повесть о разорении Рязани Батыем", краткое содержание которой будет представлено ниже, относится к одному из немногих произведений Древнерусской литературы. Историки неоднозначно относятся к содержанию повести, говоря о том, что не все факты, указанные в произведении, являются достоверными.

О повести

Делая описание "Повести о разорении Рязани Батыем", важно сказать, что приблизительное время написания произведения датируется шестнадцатым веком. Это уже говорит о том, что повесть достаточно древняя, поэтому можно назвать ее памятником литературы.

Если обращать внимание на содержание "Повести о разорении Рязани Батыем", то можно сказать следующее: произведение описывает события, которые произошли в 1237 году, в декабре. Именно это время определяется как нападение монголо-татар на Русь, а конкретно – на Рязань. Этот исторический факт доказан и подкреплен документальной основой.

Все герои "Повести о разорении Рязани Батыем" являются реальными историческими личностями, о чем так же свидетельствуют находки исследователей.

Содержание

Для того чтобы краткое содержание "Повести о разорении Рязани Батыем" было наиболее понятно для читателя, следует разбить его на несколько составляющих. Итак, приступим к непосредственному содержанию.

Предупреждение

Именно наступлением татарского хана и начинается краткое содержание "Повести о разорении Рязани Батыем".

Спустя два года с тех пор, как святую икону Николы Чудотворца перенесли, на Руси появляется татаро-монгольский хан Батый. Он останавливает свои войска на реке вблизи российского города Воронежа. Безбожный хан посылает своих солдат к рязанскому князю – Юрию. Послы должны были сообщить князю, что Батый собирается направить свою армию на Рязань, если Юрий не согласится на следующую сделку: он должен предоставить хану десятую часть своего имущества, которое представляло собой и княжеские богатства, и рязанские земли, и жителей княжества. Недолго думая, Юрий просит помощи у Георгия, который на тот момент был великим владимирским князем. Георгий отказывает в помощи рязанскому князю. Отчаявшись, Юрий созывает на совет всех соседей рязанского княжества, чтобы принять решение о том, что предпринять в данной ситуации.

Попытки примирения

Попыткой задобрить хана продолжается "Повесть о разорении Рязани Батыем".

Юрий принимает решение – послать несколько даров для татарского хана. В качестве посла рязанский князь выбирает своего сына Федора. Батый принимает переданные дары, однако хан был нечестен и льстив: он обещает, что не станет нападать на Рязань, но на самом деле не отказывается от своего злого плана. Кроме того, монгольский хан требует, чтобы жители Рязани привели ему своих жен и дочерей "на блуд".

Один из приближенных Юрия оказался предателем. Именно он рассказывает Батыю о том, что у княжеского сына жена – великолепная красавица. После этого хан предлагает Федору сделку: если будущий князь приведет на блуд Батыю свою жену, то Рязань останется нетронутой. Федор отказывается от данного предложения. Монгольский хан впадает в ярость и отдает приказ своим солдатам убить молодого Федора, а его мертвое тело бросить на съеденье птицам.

Нападение

Ужасной трагедией продолжается повесть.

Все войско, которое находилось под руководством Федора, было убито, как и сам будущий рязанский князь. Жена Федора – Евпраксия, узнав о том, что произошло с ее любимым мужем, не может пережить страшной потери и справиться со своим страхом перед Батыем: она прыгает из окна вместе с маленьким сыном на руках и оба разбиваются насмерть.

Каждый житель города плачет от того, что происходит. Несколько часов подряд по всему городу слышатся рыдания.

Месть

Неудачной местью оборачиваются события краткого содержания "Повести о разорении Рязани Батыем".

Собравшись духом, рязанский князь Юрий решает отомстить за смерть родного сына. Юрий собирает свое войско и просит о помощи княжеств-соседей. Огромное количество князей погибает в битве с умелыми и ловкими татарами. В этой битве также сильно ранят брата Юрия – князя Олега.

Увидев, как мучается от боли Олег, татаро-монгольский хан предлагает князю перейти на сторону татар и сражаться с ними против Юрия, а взамен обещает вылечить его. Олег отказывается от сделки, за что его разрубают на куски.

Батый направляет свои войска на город. Рязанская армия бессменно бьется за город на протяжении пяти дней, но защита сильно ослабевает. Битва окончена падением рязанского княжества.

Татары грабят жителей, убивают детей и насилуют женщин. Прямо в святой церкви монгольские солдаты убивают мать Юрия и еще многих других княгинь, священников и епископов.

Победа над татарами

Говоря о "Повести о разорении Рязани Батыем", нужно сказать, что Русь смогла отстоять свой город.

С просьбой о помощи в Чернигов спешит рязанский вельможа Евпатий. Он отправляется к брату Юрия – Ингварю. Выслушав вельможу, Ингварь собирает свое огромное войско и спешит на помощь Рязани. Евпатий также собирает всю свою дружину, чтобы та могла помочь в битве. Под командованием вельможи войска внезапно атакуют татар, которые терпят большие военные потери. Монголо-татары напуганы храбростью и ловкостью солдат Евпатия.

Татарский шурин обещает Батыю изрубить на мелкие кусочки рязанского вельможу. Евпатий, который явился на поединок с шурином, разрезает его напополам. Солдаты, удивленные силой и смелостью Евпатия, нападают на него и убивают. Но, несмотря на это, татарские воины боятся даже мертвого вельможу, а хан говорит, что если бы у него в армии был такой удалой и храбрый боец, он, не думая, сделал бы из него своего приближенного.

Ингварь тяжело переживает смерть своих родных. Он приказывает найти тела своих братьев и их близких людей. Тела находят, и Ингварь хоронит их по всем христианским обычаям.

После этого Ингварь становится рязанским князем и начинает реставрацию всего города.

www.syl.ru

Вопросы и ответы к теме «Древнерусская литература» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

  • Как вы объясните важность понимания по­зиции автора при чтении художественных произ­ведений?
  • Чтение художественного произведе­ния — всегда диалог с автором. Мы или соглашаемся с ним или спорим, но почти никогда не остаемся равнодушными.

    Понять позицию автора необходимо хо­тя бы для того, чтобы определиться с на­шей собственной позицией читателя. Да­же если мы говорим, что книга нам не понравилась, мы всегда умеем объяснить, почему возникла такая оценка. Так, уже в 5 классе некоторые ученики активно не принимают рассказы барона Мюнхгаузе­на, потому что «они совсем не похожи на реальные события жизни».

  • Все ли произведения фольклора можно от­нести к какому-то неопределенно далекому вре­мени? Приведите примеры.
  • Большую часть объемных произведе­ний устного народного творчества — бы­лины, сказки — их безымянные авторы относят к сказочным временам, напри­мер временам царя Гороха. И время и мес­то событий сказок часто подчеркнуто лишены конкретности. Но совсем не обя­зательно произведения фольклора су­ществуют в таком неопределенно далеком времени. Есть много произведений, кото­рые отражают конкретное время. Таковы, например, исторические песни о Петре I или Иване Грозном, пьеса о войне с Напо­леоном, современные отклики на собы­тия наших дней.

    Однако даже былинное прошлое не аб­солютно лишено примет времени. Во мно­гих былинах живут отклики не на конк­ретное событие, а на эпоху.

  • Какие качества исторической личности при­влекали древнерусских авторов?
  • Древнерусских авторов привлекали, с одной стороны, такие качества историче­ской личности, которые помогали челове­ку большого масштаба править страной, вести страну к победам. Здесь был важен и дар руководителя, и смелость, и опера­тивность. А с другой — привлекали и чис­то личные достоинства: доброта и наблю­дательность, заботливость и отсутствие жадности… Так и формировалось пред­ставление о герое исторического народно­го предания как об идеальном человеке, который, конечно, был безупречным об­разцом для подражания и как руководи­тель и как один из членов сообщества лю­дей своего времени.

  • Какое из произведений XII-XVII веков по­могло вам составить впечатление о том времени, о людях, живших в то время, их быте, нравах?
  • Каждое из произведений определенной эпохи, которое мы читаем, помогает пред­ставить былое. Особенное доверие вызы­вают у читателя летописи, которые стре­мятся точно воспроизвести только что происшедшие события.

  • Чем отличается исторический труд и худо­жественное произведение, посвященное историче­ским событиям? Ответьте на вопрос, используя произведения Карамзина и Пушкина.
  • Исторический труд точно воспроизводит события. В художественном произве­дении те же события включаются в вы­мышленную канву, созданную автором, что помогает понять эпоху. Таковы вклю­ченные в учебник-хрестоматию произве­дения Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина. Высокий уровень владения материалом, талант писателя помогают этим авторам не только точно передать конкретные со­бытия и образы конкретных героев, но и воспроизвести эпоху и вынести авторскую оценку изображенным событиям. Таков рассказ о великом Новгороде. Такова вер­сия судьбы вещего Олега. Таковы события восстания Пугачева. В этих произведени­ях даже вымышленные герои помогают читателю представить реальных героев и реальные события ушедшей эпохи. Петру­ша Гринев и Савельич ничуть не менее убедительно характеризуют эпоху, чем исторически достоверный вождь восста­ния Емельян Пугачев.

  • Авторы XIX и XX веков с интересом и лю­бовью обращались к былинам. Как вы считаете, их волновала родная история или художественные достоинства народных произведений? Попробуй­те объяснить этот интерес.
  • Интерес к былинам у многих русских классиков объяснялся тем, что они не бы­ли безучастны к родной истории, а также тем, что их вдохновляли художественные достоинства нашего фольклора. Знако­мясь с былинами, они увлекались их геро­ическими сюжетами и героическими ха­рактерами представленных в них бога­тырей. Особую прочность этих чувств вызывала точность воспроизведения мно­гих событий в жизни этих героев. Каж­дый из них имеет свою биографию, свою общую для всего цикла былин характе­ристику. Для сказителей это были реаль­ные люди, жизнь которых была им знако­ма и близка до мельчайших деталей. И ав­торы XIX и XX веков обращались к былинам с такой же доверчивостью и лю­бовью. Их волновали как герои и события тех времен, так и связь времен, в том чис­ле и связь собственного времени с дале­ким былинным временем. Их привлекало и привлекает героическое начало в харак­терах богатырей, способность к преодоле­нию трудностей и стойкость их характе­ров, психологическая точность воспроиз­ведения типичных для жестокой борьбы.

  • Что способствовало возникновению литерату­ры на Руси и/как это отразилось на ее содержании?
  • Древнерусская литература является на­чальным этапом в формировании и разви­тии русской литературы. Ее возникнове­ние тесно связано с процессом образования раннефеодального государства. Она была во многом подчинена политическим зада­чам укрепления этого государства, стрем­лению объединить раздробленные княжест­ва в единое централизованное государство. В ней нашли отражение разные периоды развития Древней Руси с XI по XVII век.

    По словам исследователя В. В. Кускова, «это литература формирующейся велико­русской народности, постепенно склады­вающейся в нацию». Особую роль в вы­полнении этой задачи сыграла летопись.

    Возникновению древнерусской литера­туры во многом способствовало принятие Русью христианства, что повлияло на ее содержание, художественные формы и складывающиеся жанры.

    Содержание литературы русского Сред­невековья отличается особой духовно­стью. Жизнь человеческой души, воспи­тание и совершенствование нравственного мира человека — вот главная ее задача. В ее произведениях прославлялись такие христианские идеалы, как милосердие, скромность, душевная щедрость, нестяжание. Следствием стало появление жан­ра жития, прославлявшего героическую и подвижническую сущность достойней­ших людей эпохи — святых, героев, вое­начальников, деятелей православной цер­кви, чьи физические и духовные подвиги могли служить примером для воспитания юношества.

  • Как трактуется в апокрифе «Хождение Бого­родицы по мукам» библейский сюжет о сошествии Христа на землю и принятии им мук за грехи люд­ские?
  • Как и другие апокрифы, «Хождение Бо­городицы по мукам» попало в XI веке в список «отреченных книг», т. е. не при­знанных церковью из-за несоответствия ряду официальных церковных трактовок.

    Так, трактовка темы грешников в апок­рифе отличается от канонической прежде всего в изображении ада и мук, которым подвергаются там умершие. Если церков­ные книги лишь утверждали неизбеж­ность мук после смерти грешника, то апокриф поражал воображение читателя подробными картинами адских мучений. Некоторые исследователи древнерусской литературы (Н. К. Гудзий, В. В. Кусков) усматривают в памятнике некое противо­поставление Божьему Суду живого сочув­ствия Богородицы к грешникам.

    Что же касается пришествия Христа в мир и принятия им мук за людские грехи, то расхождений между библейской трак­товкой и трактовкой апокрифа нет.

    Согласно Библии, Господь послал на землю сына своего как Спасителя мира, который избавит людей от рабства греха и власти диавола — «сотрет главу змия», как сказал Бог еще первым людям в раю, спасет людей от вечной смерти и откроет врата в Царство Небесное для вечной бла­женной жизни с Богом. Путем доброволь­ной искупительной жертвы Христос спа­сает людей от окончательной погибели. Поправ собственной смертью смерть, он даровал людям жизнь вечную, вечное бла­женство, т. е. спасение всем, уверовав­шим в него.

    В апокрифе в ответ на мольбы грешни­ков, заступничество пресвятой Богороди­цы и ангельского сонма Христос сходит с престола и говорит, что он приходил на землю, чтобы освободить людей от перво­родного греха. При этом он напоминает о нарушении заповедей Божьих и нераска­янности грешников. Явление же Христа грешникам и временное облегчение их участи не является каноническим текстом и потому церковью не признается.

  • Попробуйте доказать, опираясь на приведен­ный отрывок из текста «Жития Феодосия Печерско­го», что перед вами художественное изображение святого.
  • Преподобный Нестор, изображая Фео­досия Печерского, использует присущие художественным произведениям приемы создания образа героя, в данном случае — святого. К ним относится развернутое сравнение Феодосия со светилом, всем ви­димым и освещающим путь черноризцам. Это сравнение призвано особо выделить его святость, признание его чудодействен­ных заслуг перед всем мирским и монаше­ским обществом.

    Создавая живой, яркий образ Феодосия Печерского, автор говорит о том, что тот с радостью работал в пекарне, был телом си­лен и крепок. Это отличает изображение Феодосия от принятой обрисовки других святых — седовласых, седобородых, серьез­ных и сосредоточенных на своих внутрен­них раздумьях. В этом описании звучит необходимая для агиографической литера­туры наставительная идея — пример тако­го подвижнического труда для юношества.

  • Какие особенности летописей вы можете вы­делить?
  • Летопись возникла еще в Киевской Ру­си из потребности русского общества иметь свою письменную историю, и это было связано с ростом национального са­мосознания народа. Летопись представля­ла собой исторический документ, вклю­чающий в себя тексты или переложения договорных грамот, завещания князей, постановлений феодальных съездов и дру­гие документы. События не только отече­ственной, но и мировой истории, их взаи­мосвязь становились предметом интереса летописцев. Особенно ярко это, прояви­лось в «Повести временных лет», в кото­рой вопрос о происхождении русского на­рода исследовался в связи с общемировой историей. Летопись велась по годам, имела коллективное авторство, и потому в ней мы находим разнообразные мнения о событиях истории, более широкий ох­ват, непосредственное отражение народ­ной точки зрения на эти события. В ней можно заметить даже различия в полити­ческих взглядах и литературном мастер­стве ее составителей.

    Часто использовались летописцами фольклорные и книжные источники. Один из первых летописных сводов — «Повесть временных лет» — памятник коллективного творчества, над которым, начиная с правления Ярослава Мудрого в 30-е годы XI века, трудилось не одно по­коление русских летописцев, как прави­ло, монахи или представители княжеско- боярской среды. Наибольшую известность как летописец приобрел преподобный Не­стор, монах Киево-Печерского монастыря. Материал с сайта //iEssay.ru

    Летописи, и особенно «Повесть времен­ных лет», допускали смешение жанров в рамках одного произведения. Так, в соста­ве «Повести…» мы находим летописные сказания (например, о смерти князя Оле­га от своего коня, впоследствии использо­ванное А. С. Пушкиным), близость к жи­тийной литературе (о перенесении мощей святых Бориса и Глеба, о преставлении Феодосия Печерского). В недрах летописи начинает формироваться воинская по­весть, например о мести Ярослава Святополку Окаянному. В «Повесть временных лет» вошло и «Поучение Владимира Мо­номаха». Однако при всей событийной и жанровой мозаичности летописи она отличается тематическим единством — изображением отдельных вех истории Ру­си, изложением событий в строгой времен­ной последовательности. Хронологическая связь событий подкреплялась в летописи генеалогической линией, т. е. показом преемственности власти князей Рюрико­вичей. Летописец обязательно указывает на родственные отношения между князья­ми, чью славу наследует каждый из них.

    Летописи провозглашают в качестве ос­новных своих идей утверждение незави­симости Руси, превосходство христианст­ва над язычеством, неотделимость рус­ской истории от всеобщей, призыв к единству действий в борьбе с врагами, ду­ховное единение русского общества.

  • Можете ли вы назвать отличительные черты жанра «поучение»?
  • В Древней Руси развивалась ораторская проза, которая, в свою очередь, делится на торжественное и учительское красно­речие. Поучение принадлежит к учитель­скому красноречию. Его цель — наставле­ние (назидание), информация, полемика. Оно невелико по объему, часто лишено риторических украшений, писалось или произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке.

    «Памятники дидактической прозы, часто безыскусные по стилю, содержали немало ярких бытовых реалий и сцен «низкой» действительности, особенно в описании пороков человеческих… Вос­питывая христианскую нравственность, «учительная» литература осуждала поро­ки и прославляла добродетели, напоми­ная верующим о дне Страшного суда и не­избывной муке, которая уготована греш­никам после смерти в аду.

    Среди произведений дидактического красноречия особо выделяется группа «слов» на тему «казней Божьих», где лю­бое бедствие, обрушившееся на страну: за­суха или наводнение, эпидемия или вра­жеское нашествие <…> расценивается как Божественное возмездие за грехи. Другая группа «поучений» и «бесед» ад­ресована монахам и содержит ряд правил, которым неукоснительно должен следо­вать инок: соблюдать пост, отличаться кротостью нрава, совершать молитвенный подвиг, как можно чаще прибегать к по­каянию и причастию». (Л. А. Ольшев­ская, С. Н. Травников)

    Примером памятника светской «учи­тельной» литературы является «Поучение Владимира Мономаха».

    iessay.ru

    ЗАДОНЩИНА - ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Короткий пересказ и изложение произведений литературы - краткое содержание книг - комментарий - сокращенное изложение школьных произведений - Краткое содержание произведений - биография авторов - краткий пересказ произведений

    Все произведения школьной программы в кратком изложении по русской литературе 5-11 классы

    ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ЗАДОНЩИНА

    Первыми литературными памятниками письменности являются «Слово о полку Игореве», рассказывающее об исторической битве на реке Калке, и «Задонщина», повествующая о знаменательной победе русичей над татаро-монголами на Куликовом поле (Мамаево побоище).

    В 1380 году русские войска под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича (1350-1389) нанесли сокрушительный удар по полчищам правителя Золотой Орды Мамая. Победа эта еще не привела к окончательному падению ига, но она ознаменовала начало перелома в соотношении сил, показала мощь русских воинов и реальную возможность Руси противостоять Орде. Куликовская битва произвела неизгладимое впечатление на современников, пробудила в них дух гордости и достоинства. Это не могло не отразиться в творчестве, в памятниках литературы.

    Битве на Куликовом поле было посвящено несколько литературных произведений древней письменности: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», летописные повести о сражении за Доном.

    «Задонщина» — наиболее поэтичный из этих памятников и самый близкий по времени написания к самому событию.

    До нашего времени дошли шесть списков «Задонщины». В каждом из них есть искажения и ошибки. Самый ранний список, так называемый Кирилло-Белозерский, представляет собой переработку только первой половины произведения. Первоначальный текст «Задонщины» реконструирован на основе всех существующих ее списков.

    «Задонщиной» этот литературный памятник назван только в одном списке — Кирилло-Белозерском. В остальных, где сохранилось заглавие, он называется «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая».

    

    scribble.su