Краткое содержание лекций Античная литература. Литература Древней Греции. Древняя литература краткое содержание
Краткое содержание лекций Античная литература. Литература Древней Греции.
Лекция 1. Античность как историческое и культурное явление. Культура Древней Эллады.
Истоки античной литературы.
Античная литература — это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X—IX вв. до н. э. по IV—V вв. н. э. Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.
Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.
Мифология — это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.
Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.
Античное наследие в европейской литературе.
Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.
Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.
Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.
В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.
В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.
Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.
Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.
Вопросы для самоконтроля.
Что такое античная литература?
Что такое мифология?
Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?
В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?
Когда появилась письменная литература?
Какова была система жанров в античной литературе?
Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.
Гомер и «гомеровский вопрос».
Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором. Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея» — образцы древнего героического эпоса.
Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.
Мифологическая и историческая основы поэм.
Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.
Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.
Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.
В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.
Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.
Вопросы для самоконтроля.
В чем сущность «гомеровского вопроса»?
Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?
Какова мифологическая основа «Илиады»?
Какие исторические факты лежат в ее основе?
Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?
В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?
Лекция 3. Дидактический эпос.
Гесиод: «Теогония» и «Труды и дни».
От греческой литературы архаического периода сохранились два самостоятельных произведения, принадлежащих к жанру дидактического эпоса. Их автор — Гесиод (конец VIII — начало VII в. до н. э.), о котором мы получаем вполне определенные сведения из его собственной поэмы «Труды и дни».
К созданию «Трудов и дней» Гесиод приступил, уже имея опыт работы над своим ранним произведением — поэмой «Теогония» («Происхождение богов»). «Теогония» повествует о происхождении различных богов и обожествленных стихий из первоначального Хаоса и Земли.
Образ автора, его морально-этический кодекс и «полезные советы» в «Трудах и днях».
«Труды и дни» делятся по содержанию на несколько частей, связанных между собой мыслью о необходимости для людей честно трудиться, соблюдать справедливость и сохранять верность исконным моральным нормам добрососедства. По мнению Гесиода, поведение людей находится под неослабным контролем Зевса, который в этой поэме выступает как страж справедливости и судья над ее нарушителями. К этим доводам присоединяется целый ряд советов, касающихся индивидуального и общественного поведения, а затем следуют собственно наставления по хозяйству: когда лучше всего жать, косить, сеять, как готовить утварь, какого нанимать батрака и т. п. Заключительную часть поэмы составляет еще один набор предписаний и запретов, а также перечень дней, удобных или неудобных для всякого рода начинаний.
Зарождение жанра философской литературы.
В целом жанр дидактического эпоса, впервые представленный в европейской литературе поэмами Гесиода, но возникший в Греции не без влияния аналогичных стихотворных поучений в древнеегипетской и ближневосточной литературе, нашел, в свою очередь, продолжение и в «ученой» греческой поэзии александрийского периода, и в «Георгиках» Вергилия.
Вопросы для самоконтроля.
Древнегреческий дидактический эпос и его творец.
Каковы структура и основная мысль «Трудов и дней»?
Функции Зевса в представлении Гесиода.
Содержание и роль «полезных советов» в поэме.
«Труды и дни» как истоки позднейшего жанра философской литературы.
Лекция 4. Древнегреческая драма, формирование трагедии и комедии.
Социально-эстетические функции и организация античного театра.
Трагедия в Аттике была впервые поставлена в 534 г. до н. э. при тиране Писистрате. Установлением государственного культа Диониса афинский правитель стремился укрепить свои позиции среди демоса. С тех пор в праздник Великих Дионисий, приходившийся на конец марта — начало апреля, было включено обязательное исполнение трагедий. Каждый год на Великих Дионисиях выступали три драматурга в порядке художественного состязания, которое завершалось присуждением победителям почетных наград. Вместе с поэтом и — впоследствии — первым актером награды удостаивался также хорег — богатый гражданин, но поручению государства бравший на себя материальные издержки, связанные с постановкой трагедий.
Трагедия; ее структура и эволюция: Эсхил, Софокл, Еврипид.
Решающий шаг в направлении к драме-действию сделал Эсхил: он ввел второго актера и на первое место поставил диалог, соответственно сократив партию хора, хотя последняя все еще оставалась у него очень значительной как по объему, так и по содержанию. Еще дальше пошел Софокл, который ввел третьего актера и перенес на диалогические партии основную сюжетную и идейную нагрузку трагедии. Тем не менее на протяжении всего V в, до н. э. хор являлся непременным участником древнегреческой трагедии: у Эсхила он состоял из двенадцати человек, Софокл увеличил это число до пятнадцати.
Участие хора определило основные особенности в построении древнегреческой трагедии. Выход хора (так называемый парод) на сценическую площадку (орхестру) еще в ранних трагедиях Эсхила знаменовал собой их начало; в большинстве же трагедий Эсхила и всегда у Софокла и Еврипида пароду предшествует вступительный монолог или целая сцена, содержащая изложение исходной ситуации сюжета или дающая его завязку. Эта часть трагедии получает название пролога (т. е. предисловия). Все дальнейшее течение трагедии происходит в чередовании хоровых и диалогических сцен (эписодиев).
Вопросы для самоконтроля.
Как возникли и как были организованы постановки трагедий в Древней Греции?
Какова структура древнегреческой трагедии?
Лекция 5. Комедия; ее происхождение и художественная специфика.
Этапы развития древнегреческой комедии.
Наряду с трагедией и сатировской драмой равноправной участницей театральных представлений в честь Диониса была начиная с 487/486 г. до н.э. комедия.
Происхождение комедии столь же сложно, как и происхождение трагедии. В ее развитии уже позднеантичная критика выделила три периода, обозначив их соответственно как древний, средний и новый.
Новоаттическая комедия: Менандр.
Круг действительности, изображаемый в новой комедии, — это жизнь средней, наиболее аполитичной прослойки полисного общества. Лучшим из мастеров новой комедии считался афинянин Менандр. Самая сильная сторона творчества Менандра — его изображение характеров.
Психологизм и гуманизм его творчества.
Необычно для афинской комедии внимание, уделяемое драматургом внутреннему миру девушки или молодой женщины, которой предоставляется право самой решать свою судьбу. Еще одной характерной чертой Менандра является его отношение к покинутым незаконным детям — он убежденно вступается за их права. Именно в этом ясно выраженном сочувствии, питаемом Менандром ко всем ошибающимся (как старый Кнемон), ко всем обиженным судьбой, ко всем слабым, и состоит тот подлинный гуманизм Менандра, который бросается в глаза всем, особенно современным читателям.
Вопросы для самоконтроля.
Какие периоды выделяются в развитии древнегреческой комедии?
Каковы особенности древней аттической комедии?
Новоаттическая комедия и ее виднейший представитель.
Какие черты характерны для комедий Менандра?
В чем проявляется психологизм и гуманизм его творчества?
Лекция 7. Зарождение и развитие греческой прозы.
Греческий роман: истоки великого жанра.
Первые фрагменты греческих романов восходят еще к III—II вв. до н. э. Только от II—III вв. мы располагаем не разрозненными папирусными фрагментами, а первыми полностью сохранившимися греческими романами. Все они построены по одной и той же сюжетной схеме. Юноша и девушка необычайной красоты и благородства воспламеняются взаимной любовью с первого взгляда, но судьба разлучает их; в разлуке они претерпевают множество несчастий, наконец они встречаются, узнают друг друга и обретают долгожданное счастье. Мотивировка всей этой цепи приключений вполне условна — игра судьбы или воля богов. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Композиция обычно основана на параллелизме — несчастия героя развертываются параллельно несчастиям героини. Все греческие романы объединены одним общим признаком: они изображают мир экзотических мест, драматических событий и идеально возвышенных чувств, мир, сознательно противопоставляемый действительной жизни, уводящий мысль от житейской прозы.
Краткие содержания произведений античной литературы
Греция Error: Reference source not found
Гомер (Homeros) ок. 750 до н. э. Error: Reference source not found
Илиада (Ilias) - Эпическая поэма Error: Reference source not found
Одиссея (Odysseia) - Эпическая поэма Error: Reference source not found
Аноним III в. до н. э.? Error: Reference source not found
Война мышей и лягушек (Batrachomyomachia) - Поэма-пародия Error: Reference source not found
Гесиод (Hesiodos) ок. 700 до н. э. Error: Reference source not found
Феогония, или О происхождении богов (Theogonia) - Поэма Error: Reference source not found
Эсхил (Aischylos) 525—456 до н. э. Error: Reference source not found
Семеро против Фив (Hepta epi Thebas) - Трагедия (467 до н. э.) Error: Reference source not found
Орестея (Oresteia) Error: Reference source not found
Прометей прикованный (Prometheus desmotes) Error: Reference source not found
Софокл (Sophocles) 496—406 до н. э. Error: Reference source not found
Антигона (Antigone) - Трагедия (442 до н. э.) Error: Reference source not found
Трахинянки (Trachiniai) - Трагедия (440—430-е до н. э.) Error: Reference source not found
Царь Эдип (Oidipous Tyraimos) - Трагедия (429—425 до н. э.) Error: Reference source not found
Эдип в Колоне (Oidipous epi Colonoi) - Трагедия (406 до н. э.) Error: Reference source not found
Еврипид (Euripides) 485 (или 480) — 406 до н. э. Error: Reference source not found
Алкестида (Alcestis) - Трагедия (438 до н. э.) Error: Reference source not found
Медея (Medeia) - Трагедия (431 до н. э.) Error: Reference source not found
Ипполит (Hippolytos) - Трагедия (428 до я. э.) Error: Reference source not found
Геракл (Heracles) - Трагедия (ок. 420 до н. э.) Error: Reference source not found
Ифигения в Тавриде (Iphigeneia en Taurois) - Трагедия (после 412 до н. э.? ) Error: Reference source not found
Ифигения в Авлиде (Iphigeneia he en Aulidi) - Трагедия (408—406 до н. э.) Error: Reference source not found
Аристофан (Aristophanes) ок. 445—386 до н. э. Error: Reference source not found
Всадники (Hippes) - Комедия (424 до н. э.) Error: Reference source not found
Облака (Nephelai) - Комедия (423 до н. э.) Error: Reference source not found
Лисистрата (Lysistrate) - Комедия (412 до н. э.) Error: Reference source not found
Лягушки (Batrachoi) - Комедия (405 до н. э.) Error: Reference source not found
Менандр (Menander) 324—293 до н. э. Error: Reference source not found
Брюзга (Dyskolos) - Комедия Error: Reference source not found
Отрезанная коса, или Остриженная (Perikeiromenae) - Комедия Error: Reference source not found
Лукиан (Luldanus) ок. 120 — ок. 180 Error: Reference source not found
Разговоры богов (Dialogoe deorum) - Философская сатира Error: Reference source not found
I. Прометей и Зевс Error: Reference source not found
II. Эрот и Зевс Error: Reference source not found
III. Зевс и Гермес Error: Reference source not found
IV. Зевс и Ганимед Error: Reference source not found
V. Гера и Зевс Error: Reference source not found
VI. Гера и Зевс Error: Reference source not found
VII. Гефест и Аполлон Error: Reference source not found
VIII. Гефест и Зевс Error: Reference source not found
IX. Посейдон и Гермес Error: Reference source not found
X. Гермес и Гелиос Error: Reference source not found
XI. Афродита и Селена Error: Reference source not found
XII. Афродита и Эрот Error: Reference source not found
XIII. Зевс, Асклепий и Геракл Error: Reference source not found
XIV. Гермес и Аполлон Error: Reference source not found
XV. Гермес и Аполлон Error: Reference source not found
XVI. Гера и Латона Error: Reference source not found
XVII. Аполлон и Гермес Error: Reference source not found
XVIII. Гера и Зевс Error: Reference source not found
XIX. Афродита и Эрот Error: Reference source not found
XX. Суд Париса Error: Reference source not found
XXI. Арес и Гермес Error: Reference source not found
XXII. Пан и Гермес Error: Reference source not found
XXIII. Аполлон и Дионис Error: Reference source not found
XXIV. Гермес и Майя Error: Reference source not found
XXV. Зевс и Гелиос Error: Reference source not found
XXVI. Аполлон и Гермес Error: Reference source not found
Разговоры в царстве мертвых (Dialogoe in regione mortuum) Error: Reference source not found
I. Диоген и Полидевк Error: Reference source not found
II. Плутон, или Против Мениппа Error: Reference source not found
III. Менипп, Амфилох и Трофоний Error: Reference source not found
IV. Гермес и Харон Error: Reference source not found
V. Плутон и Гермес Error: Reference source not found
VI. Терпсион и Плутон Error: Reference source not found
VII. Зенофант и Каллидемид Error: Reference source not found
VIII. Кнемон и Дамнипп Error: Reference source not found
IX. Симил и Полистрат Error: Reference source not found
X. Харон, Гермес и разные мертвые Error: Reference source not found
XI. Кратет и Диоген Error: Reference source not found
XII. Александр, Ганнибал, Минос и Сципион Error: Reference source not found
XIII. Диоген и Александр Error: Reference source not found
XIV. Филипп и Александр Error: Reference source not found
XV. Ахилл и Антилох Error: Reference source not found
XVI. Диоген и Геракл Error: Reference source not found
XVII. Менипп и Тантал Error: Reference source not found
XVIII. Менипп и Гермес Error: Reference source not found
XIX. Эак, Протесилай, Менелай и Парис Error: Reference source not found
XX. Менипп и Эак Error: Reference source not found
XXI. Менипп и Кербер Error: Reference source not found
XXII. Харон и Менипп Error: Reference source not found
XXIII. Протесилай, Плутон и Персефона Error: Reference source not found
XXIV. Диоген и Мавзол Error: Reference source not found
XXV. Нирей, Терсит и Менипп Error: Reference source not found
XXVI. Менипп и Хирон Error: Reference source not found
XXVII. Диоген, Антисфен и Кратет Error: Reference source not found
XXVIII. Менипп и Тиресий Error: Reference source not found
XXIX. Аянт и Агамемнон Error: Reference source not found
XXX. Минос и Сострат Error: Reference source not found
Икароменипп, иди Заоблачный полет (Ikaromenippus) - Философская сатира Error: Reference source not found
Харитон (Charitonos) II в. н. э.? Error: Reference source not found
Повесть о любви Херея и Каллирои (Та peri Chairean kai Kalliroen) - Роман Error: Reference source not found
Лонг (Longos) III в. до н. э. ? Error: Reference source not found
Дафнис и Хлоя (Daphnis kai Сhlоe) – Роман-идиллия Error: Reference source not found
Гелиодор (Heliodorus) III в. до н. э. Error: Reference source not found
Эфиопика (Aethiopica) - Роман Error: Reference source not found
Аполлоний Родосский (Apollonios Rhodios) ок. 295 — ок. 215 до н. э. Error: Reference source not found
Аргонавтика (Argonautica) - Героическая поэма Error: Reference source not found
Ахилл Татий (Achilleus Tatius) и в. Error: Reference source not found
Левкиппа и Клитофонт (Leucippa et Klitofontus) - Роман Error: Reference source not found
Плутарх (Ploutarchos) 46-120 Error: Reference source not found
Сравнительные жизнеописания (Bioi paralleloi) - (ок. 100-120) Error: Reference source not found
Аристид и Катон Старший Error: Reference source not found
Агесилай и Помпей Error: Reference source not found
Демосфен и Цицерон Error: Reference source not found
Деметрий и Антоний Error: Reference source not found
Рим Error: Reference source not found
Тит Макций Пдавт (Titus Maccius Plautus) ок. 250—184 дон. э. Error: Reference source not found
Амфитрион (Amphitruo) - Комедия Error: Reference source not found
Менехмы, или Близнецы (Menaechmi) - Комедия Error: Reference source not found
Куркудион (Cwculio) - Комедия Error: Reference source not found
Пленники (Captivi) - Комедия (200-190 до н. э.?) Error: Reference source not found
Хвастливый воин (Miles gloriosus) - Комедия (ок. 205 до н. э.) Error: Reference source not found
Пубдий Терентий Афр (Publius Terentius Afer) 195—159 до н. э. Error: Reference source not found
Братья (Adelphoe) - Комедия (пост. в 160 до н. э.) Error: Reference source not found
Свекровь (Несуга) - Комедия (пост. в 160 до н. э.) Error: Reference source not found
Формион (Phormio) - Комедия (пост. в 161 до н. э.) Error: Reference source not found
Самоистязатель (Heautontimorumenos) - Комедия (пост. в 163 до н. э.) Error: Reference source not found
Пубдий Вергилий Марон (Publius Vergilius Maro) 70—19 до н. э. Error: Reference source not found
Энеида (Aeneis) - Героическая поэма (19 до н. э.) Error: Reference source not found
Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н. э. — 17 н. э.) Error: Reference source not found
Метаморфозы (Metamorphoses) - Поэма (ок. 1—8 н.э.) Error: Reference source not found
Луций Анней Сенека (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) Error: Reference source not found
Фиест (Thyestes) - Трагедия (40—50-е ?) Error: Reference source not found
Луций Апулей (Lucius Apuleius) ок. 125 — ок. 180 н. э. Error: Reference source not found
Метаморфозы, иди Золотой осел (Metamorphoses sive Asinus Aureus) - Авантюрно-аллегорический роман Error: Reference source not found
Гай Арбитр Петроний (Gaius Petronius Arbiter) ? - 66 Error: Reference source not found
Сатирикон (Satiriconus seu Сеnа Trimalchionis) - Плутовской роман Error: Reference source not found
studfiles.net
СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ - ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ - ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Короткий пересказ и изложение произведений литературы - краткое содержание книг - комментарий - сокращенное изложение школьных произведений - Краткое содержание произведений - биография авторов - краткий пересказ произведений
Все произведения школьной программы в кратком изложении по русской литературе 5-11 классы
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
Русская литература возникла около тысячи лет назад, когда появились первые рукописные книги. Эти книги писали обычно в монастырях, и рассказывалось в них о событиях из года в год (из лета в лето), поэтому они и называются летописями.
Одна из самых известных летописей — «Повесть временных лет», автор которой — ученый монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
В этой книге летописец не только подробно излагает историю славянских племен, но и связывает ее с историей всего человечества.
Одно из сказаний, которое входило в «Повесть временных лет», — это «Сказание о Кожемяке».
СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ
Это было в 992 году. Пошел князь Владимир на хорватов. А когда вернулся — на берегу Днепра стояли полчища печенегов.
Князь Владимир со своею дружиною тут же выступил против врагов. Так печенеги стояли на одном берегу Днепра, а русичи — на другом, и никто не начинал битвы первым.
И подъехал печенежский князь к реке, вызвал Владимира и предложил, чтобы самые сильные мужи померились силою: победит русич — три года печенеги не будут нападать, победит печенег — три года они будут разорять Русскую землю.
Согласился Владимир. Печенеги тут же выставили богатыря. Кликнул клич князь Владимир — и вот один воин предложил привести своего младшего, пятого сына, который славился силою великою.
Пришел юноша и попросил испытать его перед боем. Для этого привели большого и сильного быка, разъярили его и пустили на Кожемяку. Схватил тот быка за бок — и вырвал кожу с мясом.
В ту же ночь надели на юношу вооружение, и начался бой с печенегом.
Долго бойцы бились-сражались. Наконец, Кожемяка бросил печенега оземь.
Раздался клич — и побежали печенеги. И гнали их русские, пока не прогнали совсем.
Комментарий. В этом сказании, как и в других, входящих в «Повесть временных лет», летописец не высказывает своего явного отношения к происходящему. Но уже сам выбор героев сказаний говорит о многом. Нестор высоко ценит силу и смелость людей, для которых самое главное в жизни — защита отечества.
scribble.su
краткое содержание "Повести о разорении Рязани Батыем" :: SYL.ru
"Повесть о разорении Рязани Батыем", краткое содержание которой будет представлено ниже, относится к одному из немногих произведений Древнерусской литературы. Историки неоднозначно относятся к содержанию повести, говоря о том, что не все факты, указанные в произведении, являются достоверными.
О повести
Делая описание "Повести о разорении Рязани Батыем", важно сказать, что приблизительное время написания произведения датируется шестнадцатым веком. Это уже говорит о том, что повесть достаточно древняя, поэтому можно назвать ее памятником литературы.
Если обращать внимание на содержание "Повести о разорении Рязани Батыем", то можно сказать следующее: произведение описывает события, которые произошли в 1237 году, в декабре. Именно это время определяется как нападение монголо-татар на Русь, а конкретно – на Рязань. Этот исторический факт доказан и подкреплен документальной основой.
Все герои "Повести о разорении Рязани Батыем" являются реальными историческими личностями, о чем так же свидетельствуют находки исследователей.
Содержание
Для того чтобы краткое содержание "Повести о разорении Рязани Батыем" было наиболее понятно для читателя, следует разбить его на несколько составляющих. Итак, приступим к непосредственному содержанию.
Предупреждение
Именно наступлением татарского хана и начинается краткое содержание "Повести о разорении Рязани Батыем".
Спустя два года с тех пор, как святую икону Николы Чудотворца перенесли, на Руси появляется татаро-монгольский хан Батый. Он останавливает свои войска на реке вблизи российского города Воронежа. Безбожный хан посылает своих солдат к рязанскому князю – Юрию. Послы должны были сообщить князю, что Батый собирается направить свою армию на Рязань, если Юрий не согласится на следующую сделку: он должен предоставить хану десятую часть своего имущества, которое представляло собой и княжеские богатства, и рязанские земли, и жителей княжества. Недолго думая, Юрий просит помощи у Георгия, который на тот момент был великим владимирским князем. Георгий отказывает в помощи рязанскому князю. Отчаявшись, Юрий созывает на совет всех соседей рязанского княжества, чтобы принять решение о том, что предпринять в данной ситуации.
Попытки примирения
Попыткой задобрить хана продолжается "Повесть о разорении Рязани Батыем".
Юрий принимает решение – послать несколько даров для татарского хана. В качестве посла рязанский князь выбирает своего сына Федора. Батый принимает переданные дары, однако хан был нечестен и льстив: он обещает, что не станет нападать на Рязань, но на самом деле не отказывается от своего злого плана. Кроме того, монгольский хан требует, чтобы жители Рязани привели ему своих жен и дочерей "на блуд".
Один из приближенных Юрия оказался предателем. Именно он рассказывает Батыю о том, что у княжеского сына жена – великолепная красавица. После этого хан предлагает Федору сделку: если будущий князь приведет на блуд Батыю свою жену, то Рязань останется нетронутой. Федор отказывается от данного предложения. Монгольский хан впадает в ярость и отдает приказ своим солдатам убить молодого Федора, а его мертвое тело бросить на съеденье птицам.
Нападение
Ужасной трагедией продолжается повесть.
Все войско, которое находилось под руководством Федора, было убито, как и сам будущий рязанский князь. Жена Федора – Евпраксия, узнав о том, что произошло с ее любимым мужем, не может пережить страшной потери и справиться со своим страхом перед Батыем: она прыгает из окна вместе с маленьким сыном на руках и оба разбиваются насмерть.
Каждый житель города плачет от того, что происходит. Несколько часов подряд по всему городу слышатся рыдания.
Месть
Неудачной местью оборачиваются события краткого содержания "Повести о разорении Рязани Батыем".
Собравшись духом, рязанский князь Юрий решает отомстить за смерть родного сына. Юрий собирает свое войско и просит о помощи княжеств-соседей. Огромное количество князей погибает в битве с умелыми и ловкими татарами. В этой битве также сильно ранят брата Юрия – князя Олега.
Увидев, как мучается от боли Олег, татаро-монгольский хан предлагает князю перейти на сторону татар и сражаться с ними против Юрия, а взамен обещает вылечить его. Олег отказывается от сделки, за что его разрубают на куски.
Батый направляет свои войска на город. Рязанская армия бессменно бьется за город на протяжении пяти дней, но защита сильно ослабевает. Битва окончена падением рязанского княжества.
Татары грабят жителей, убивают детей и насилуют женщин. Прямо в святой церкви монгольские солдаты убивают мать Юрия и еще многих других княгинь, священников и епископов.
Победа над татарами
Говоря о "Повести о разорении Рязани Батыем", нужно сказать, что Русь смогла отстоять свой город.
С просьбой о помощи в Чернигов спешит рязанский вельможа Евпатий. Он отправляется к брату Юрия – Ингварю. Выслушав вельможу, Ингварь собирает свое огромное войско и спешит на помощь Рязани. Евпатий также собирает всю свою дружину, чтобы та могла помочь в битве. Под командованием вельможи войска внезапно атакуют татар, которые терпят большие военные потери. Монголо-татары напуганы храбростью и ловкостью солдат Евпатия.
Татарский шурин обещает Батыю изрубить на мелкие кусочки рязанского вельможу. Евпатий, который явился на поединок с шурином, разрезает его напополам. Солдаты, удивленные силой и смелостью Евпатия, нападают на него и убивают. Но, несмотря на это, татарские воины боятся даже мертвого вельможу, а хан говорит, что если бы у него в армии был такой удалой и храбрый боец, он, не думая, сделал бы из него своего приближенного.
Ингварь тяжело переживает смерть своих родных. Он приказывает найти тела своих братьев и их близких людей. Тела находят, и Ингварь хоронит их по всем христианским обычаям.
После этого Ингварь становится рязанским князем и начинает реставрацию всего города.
www.syl.ru
Вопросы и ответы к теме «Древнерусская литература» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн
Как вы объясните важность понимания позиции автора при чтении художественных произведений?
Чтение художественного произведения — всегда диалог с автором. Мы или соглашаемся с ним или спорим, но почти никогда не остаемся равнодушными.
Понять позицию автора необходимо хотя бы для того, чтобы определиться с нашей собственной позицией читателя. Даже если мы говорим, что книга нам не понравилась, мы всегда умеем объяснить, почему возникла такая оценка. Так, уже в 5 классе некоторые ученики активно не принимают рассказы барона Мюнхгаузена, потому что «они совсем не похожи на реальные события жизни».
Все ли произведения фольклора можно отнести к какому-то неопределенно далекому времени? Приведите примеры.
Большую часть объемных произведений устного народного творчества — былины, сказки — их безымянные авторы относят к сказочным временам, например временам царя Гороха. И время и место событий сказок часто подчеркнуто лишены конкретности. Но совсем не обязательно произведения фольклора существуют в таком неопределенно далеком времени. Есть много произведений, которые отражают конкретное время. Таковы, например, исторические песни о Петре I или Иване Грозном, пьеса о войне с Наполеоном, современные отклики на события наших дней.
Однако даже былинное прошлое не абсолютно лишено примет времени. Во многих былинах живут отклики не на конкретное событие, а на эпоху.
Какие качества исторической личности привлекали древнерусских авторов?
Древнерусских авторов привлекали, с одной стороны, такие качества исторической личности, которые помогали человеку большого масштаба править страной, вести страну к победам. Здесь был важен и дар руководителя, и смелость, и оперативность. А с другой — привлекали и чисто личные достоинства: доброта и наблюдательность, заботливость и отсутствие жадности… Так и формировалось представление о герое исторического народного предания как об идеальном человеке, который, конечно, был безупречным образцом для подражания и как руководитель и как один из членов сообщества людей своего времени.
Какое из произведений XII-XVII веков помогло вам составить впечатление о том времени, о людях, живших в то время, их быте, нравах?
Каждое из произведений определенной эпохи, которое мы читаем, помогает представить былое. Особенное доверие вызывают у читателя летописи, которые стремятся точно воспроизвести только что происшедшие события.
Чем отличается исторический труд и художественное произведение, посвященное историческим событиям? Ответьте на вопрос, используя произведения Карамзина и Пушкина.
Исторический труд точно воспроизводит события. В художественном произведении те же события включаются в вымышленную канву, созданную автором, что помогает понять эпоху. Таковы включенные в учебник-хрестоматию произведения Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина. Высокий уровень владения материалом, талант писателя помогают этим авторам не только точно передать конкретные события и образы конкретных героев, но и воспроизвести эпоху и вынести авторскую оценку изображенным событиям. Таков рассказ о великом Новгороде. Такова версия судьбы вещего Олега. Таковы события восстания Пугачева. В этих произведениях даже вымышленные герои помогают читателю представить реальных героев и реальные события ушедшей эпохи. Петруша Гринев и Савельич ничуть не менее убедительно характеризуют эпоху, чем исторически достоверный вождь восстания Емельян Пугачев.
Авторы XIX и XX веков с интересом и любовью обращались к былинам. Как вы считаете, их волновала родная история или художественные достоинства народных произведений? Попробуйте объяснить этот интерес.
Интерес к былинам у многих русских классиков объяснялся тем, что они не были безучастны к родной истории, а также тем, что их вдохновляли художественные достоинства нашего фольклора. Знакомясь с былинами, они увлекались их героическими сюжетами и героическими характерами представленных в них богатырей. Особую прочность этих чувств вызывала точность воспроизведения многих событий в жизни этих героев. Каждый из них имеет свою биографию, свою общую для всего цикла былин характеристику. Для сказителей это были реальные люди, жизнь которых была им знакома и близка до мельчайших деталей. И авторы XIX и XX веков обращались к былинам с такой же доверчивостью и любовью. Их волновали как герои и события тех времен, так и связь времен, в том числе и связь собственного времени с далеким былинным временем. Их привлекало и привлекает героическое начало в характерах богатырей, способность к преодолению трудностей и стойкость их характеров, психологическая точность воспроизведения типичных для жестокой борьбы.
Что способствовало возникновению литературы на Руси и/как это отразилось на ее содержании?
Древнерусская литература является начальным этапом в формировании и развитии русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом образования раннефеодального государства. Она была во многом подчинена политическим задачам укрепления этого государства, стремлению объединить раздробленные княжества в единое централизованное государство. В ней нашли отражение разные периоды развития Древней Руси с XI по XVII век.
По словам исследователя В. В. Кускова, «это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию». Особую роль в выполнении этой задачи сыграла летопись.
Возникновению древнерусской литературы во многом способствовало принятие Русью христианства, что повлияло на ее содержание, художественные формы и складывающиеся жанры.
Содержание литературы русского Средневековья отличается особой духовностью. Жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственного мира человека — вот главная ее задача. В ее произведениях прославлялись такие христианские идеалы, как милосердие, скромность, душевная щедрость, нестяжание. Следствием стало появление жанра жития, прославлявшего героическую и подвижническую сущность достойнейших людей эпохи — святых, героев, военачальников, деятелей православной церкви, чьи физические и духовные подвиги могли служить примером для воспитания юношества.
Как трактуется в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» библейский сюжет о сошествии Христа на землю и принятии им мук за грехи людские?
Как и другие апокрифы, «Хождение Богородицы по мукам» попало в XI веке в список «отреченных книг», т. е. не признанных церковью из-за несоответствия ряду официальных церковных трактовок.
Так, трактовка темы грешников в апокрифе отличается от канонической прежде всего в изображении ада и мук, которым подвергаются там умершие. Если церковные книги лишь утверждали неизбежность мук после смерти грешника, то апокриф поражал воображение читателя подробными картинами адских мучений. Некоторые исследователи древнерусской литературы (Н. К. Гудзий, В. В. Кусков) усматривают в памятнике некое противопоставление Божьему Суду живого сочувствия Богородицы к грешникам.
Что же касается пришествия Христа в мир и принятия им мук за людские грехи, то расхождений между библейской трактовкой и трактовкой апокрифа нет.
Согласно Библии, Господь послал на землю сына своего как Спасителя мира, который избавит людей от рабства греха и власти диавола — «сотрет главу змия», как сказал Бог еще первым людям в раю, спасет людей от вечной смерти и откроет врата в Царство Небесное для вечной блаженной жизни с Богом. Путем добровольной искупительной жертвы Христос спасает людей от окончательной погибели. Поправ собственной смертью смерть, он даровал людям жизнь вечную, вечное блаженство, т. е. спасение всем, уверовавшим в него.
В апокрифе в ответ на мольбы грешников, заступничество пресвятой Богородицы и ангельского сонма Христос сходит с престола и говорит, что он приходил на землю, чтобы освободить людей от первородного греха. При этом он напоминает о нарушении заповедей Божьих и нераскаянности грешников. Явление же Христа грешникам и временное облегчение их участи не является каноническим текстом и потому церковью не признается.
Попробуйте доказать, опираясь на приведенный отрывок из текста «Жития Феодосия Печерского», что перед вами художественное изображение святого.
Преподобный Нестор, изображая Феодосия Печерского, использует присущие художественным произведениям приемы создания образа героя, в данном случае — святого. К ним относится развернутое сравнение Феодосия со светилом, всем видимым и освещающим путь черноризцам. Это сравнение призвано особо выделить его святость, признание его чудодейственных заслуг перед всем мирским и монашеским обществом.
Создавая живой, яркий образ Феодосия Печерского, автор говорит о том, что тот с радостью работал в пекарне, был телом силен и крепок. Это отличает изображение Феодосия от принятой обрисовки других святых — седовласых, седобородых, серьезных и сосредоточенных на своих внутренних раздумьях. В этом описании звучит необходимая для агиографической литературы наставительная идея — пример такого подвижнического труда для юношества.
Какие особенности летописей вы можете выделить?
Летопись возникла еще в Киевской Руси из потребности русского общества иметь свою письменную историю, и это было связано с ростом национального самосознания народа. Летопись представляла собой исторический документ, включающий в себя тексты или переложения договорных грамот, завещания князей, постановлений феодальных съездов и другие документы. События не только отечественной, но и мировой истории, их взаимосвязь становились предметом интереса летописцев. Особенно ярко это, проявилось в «Повести временных лет», в которой вопрос о происхождении русского народа исследовался в связи с общемировой историей. Летопись велась по годам, имела коллективное авторство, и потому в ней мы находим разнообразные мнения о событиях истории, более широкий охват, непосредственное отражение народной точки зрения на эти события. В ней можно заметить даже различия в политических взглядах и литературном мастерстве ее составителей.
Часто использовались летописцами фольклорные и книжные источники. Один из первых летописных сводов — «Повесть временных лет» — памятник коллективного творчества, над которым, начиная с правления Ярослава Мудрого в 30-е годы XI века, трудилось не одно поколение русских летописцев, как правило, монахи или представители княжеско- боярской среды. Наибольшую известность как летописец приобрел преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Материал с сайта //iEssay.ru
Летописи, и особенно «Повесть временных лет», допускали смешение жанров в рамках одного произведения. Так, в составе «Повести…» мы находим летописные сказания (например, о смерти князя Олега от своего коня, впоследствии использованное А. С. Пушкиным), близость к житийной литературе (о перенесении мощей святых Бориса и Глеба, о преставлении Феодосия Печерского). В недрах летописи начинает формироваться воинская повесть, например о мести Ярослава Святополку Окаянному. В «Повесть временных лет» вошло и «Поучение Владимира Мономаха». Однако при всей событийной и жанровой мозаичности летописи она отличается тематическим единством — изображением отдельных вех истории Руси, изложением событий в строгой временной последовательности. Хронологическая связь событий подкреплялась в летописи генеалогической линией, т. е. показом преемственности власти князей Рюриковичей. Летописец обязательно указывает на родственные отношения между князьями, чью славу наследует каждый из них.
Летописи провозглашают в качестве основных своих идей утверждение независимости Руси, превосходство христианства над язычеством, неотделимость русской истории от всеобщей, призыв к единству действий в борьбе с врагами, духовное единение русского общества.
Можете ли вы назвать отличительные черты жанра «поучение»?
В Древней Руси развивалась ораторская проза, которая, в свою очередь, делится на торжественное и учительское красноречие. Поучение принадлежит к учительскому красноречию. Его цель — наставление (назидание), информация, полемика. Оно невелико по объему, часто лишено риторических украшений, писалось или произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке.
«Памятники дидактической прозы, часто безыскусные по стилю, содержали немало ярких бытовых реалий и сцен «низкой» действительности, особенно в описании пороков человеческих… Воспитывая христианскую нравственность, «учительная» литература осуждала пороки и прославляла добродетели, напоминая верующим о дне Страшного суда и неизбывной муке, которая уготована грешникам после смерти в аду.
Среди произведений дидактического красноречия особо выделяется группа «слов» на тему «казней Божьих», где любое бедствие, обрушившееся на страну: засуха или наводнение, эпидемия или вражеское нашествие <…> расценивается как Божественное возмездие за грехи. Другая группа «поучений» и «бесед» адресована монахам и содержит ряд правил, которым неукоснительно должен следовать инок: соблюдать пост, отличаться кротостью нрава, совершать молитвенный подвиг, как можно чаще прибегать к покаянию и причастию». (Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников)
Примером памятника светской «учительной» литературы является «Поучение Владимира Мономаха».
iessay.ru
ЗАДОНЩИНА - ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Короткий пересказ и изложение произведений литературы - краткое содержание книг - комментарий - сокращенное изложение школьных произведений - Краткое содержание произведений - биография авторов - краткий пересказ произведений
Все произведения школьной программы в кратком изложении по русской литературе 5-11 классы
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАДОНЩИНА
Первыми литературными памятниками письменности являются «Слово о полку Игореве», рассказывающее об исторической битве на реке Калке, и «Задонщина», повествующая о знаменательной победе русичей над татаро-монголами на Куликовом поле (Мамаево побоище).
В 1380 году русские войска под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича (1350-1389) нанесли сокрушительный удар по полчищам правителя Золотой Орды Мамая. Победа эта еще не привела к окончательному падению ига, но она ознаменовала начало перелома в соотношении сил, показала мощь русских воинов и реальную возможность Руси противостоять Орде. Куликовская битва произвела неизгладимое впечатление на современников, пробудила в них дух гордости и достоинства. Это не могло не отразиться в творчестве, в памятниках литературы.
Битве на Куликовом поле было посвящено несколько литературных произведений древней письменности: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», летописные повести о сражении за Доном.
«Задонщина» — наиболее поэтичный из этих памятников и самый близкий по времени написания к самому событию.
До нашего времени дошли шесть списков «Задонщины». В каждом из них есть искажения и ошибки. Самый ранний список, так называемый Кирилло-Белозерский, представляет собой переработку только первой половины произведения. Первоначальный текст «Задонщины» реконструирован на основе всех существующих ее списков.
«Задонщиной» этот литературный памятник назван только в одном списке — Кирилло-Белозерском. В остальных, где сохранилось заглавие, он называется «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая».