Древневосточная литература читать онлайн. Древняя литература читать
Читать онлайн Древневосточная литература - Страница 1. Читать бесплатно на online-knigi.com
Древневосточная литература
История древневосточной литературы не менее интересна, чем европейской. Художественные достижения великих писателей, таких как Пушкин или Лермонтов заложены на идеях и образах, принадлежащих Востоку.
Древневосточная литература наравне с древнегреческой оказывала важное воздействие на мировой литературный процесс. Давайте коротко рассмотрим, как развивалась литературное творчество на Востоке в древние времена в разных странах.
Древний Египет
Обнаружение «Текстов пирамид» имело большое значение для исследователей той эпохи. Из рукописей можно узнать не только о быте древних египтян, но и об их мировосприятии. Из письмён исходит экспрессия и яркое описание образов героев.
В некоторых произведениях, таких как «Гимн Хапи, богу Нила» отражается отношение человека к природе, есть размышления о смерти и бессмертии, передаются переживания людей, беспокоивших людей в то время.
В литературе Нового Царства больше внимания уделяется религиозным традициям и верованиям. Но в то время уже слагали сказки, основанные не на мифах, на историях из жизни, например, о вельможах, о царях. Появляется любовная лирика.
Древний Иран
В поэме «Шах-наме» наравне с войнами и сражениями описываются мифологические верования, богатырская сила главных героев, исторические события и вымышленное царство брахманов. В произведении детально описываются явления природы и отображается внутренний мир персонажей.
Краткие диалоги и монологи остро передают переживания и стремления героев. Известные писатели древнего Ирана: Рудаки, Низами Гянджеви, Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим, Хафиз и другие. Они оставили свой след в истории, благодаря незабываемым лирическим произведениям о любви, философским рассуждениям и стихам.
Древний Китай
К древним рукописным памятникам относят книги «Книгу истории», «Книгу перемен» и «Книгу песен. В них философские рассуждения, лирические стихи и любовная тематика. Ярким представителем художественного творчества Древнего Китая смело можно назвать Кун-цзы-же, больше известного, как Конфуция. В своих произведениях он размышлял об устройстве государственного строя, о способах самосовершенствования человека, о культуре и образовании.
Древняя Япония
Самыми известными книгами, относящимися к древнему литературному творчеству Японии, являются такие произведения: Кодзики», «Нихонги», «Манъёсю» и «Фудоки». Если коротко, то в них запечатлена история Японии и культурные традиции.
Необыкновенно образным поэтичным языком переданы легенды и устные сказания предков о появлении японской народности, мифов о возникновении мира и устройстве мироздания. Такие народные памятники словесности служат источником знаний о развитии японской культуры, её географии, особенностях природы и многое другое.
Японцы гордятся своим культурным наследием, ведь в нём заключены надежды, душевные переживания и мечты их предков. Уникальные произведения послужили источником вдохновения последующих поколений. Японская поэзия атмосферна, в ней нет строгих канонов. Авторы икали свой путь в литературном творчестве.
Какие книги в жанре древневосточной литературы можно прочитать на нашем сайте?
Если вас интересует древневосточная литература, то в нашей электронной библиотеке многие известные произведения той эпохи вы можете прочитать онлайн бесплатно. Приятного чтения!
online-knigi.com
Читать онлайн Античная литература - Страница 1. Читать бесплатно на online-knigi.com
Время стирает города и целые страны, оставляя после себя лишь краткие воспоминания. Некоторые культуры были настолько развитыми, что до сих пор их литературное творчество вызывает восхищение, например, античная литература древних римлян и греков.
Её мы можем читать, благодаря сохранившимся письменным артефактам, относящимся к 1 тыс. лет до н. э и 1 тыс лет н. э. Интересно, что у античной литературы есть ряд отличительных особенностей, которые делают её совсем не похожей на современную. Какие же? Давайте их рассмотрим.
Чем отличается античная литература от современной?
Мифология. Традиции и обряды древних греков и римлян были основаны на языческих верованиях. Легенды и мифы они переносили и в своё литературное творчество. Ни одно представление в театре не обходилось без мифологических персонажей.
Публичность. Если в наши дни театральные постановки ставятся не по всем произведениям, то в древние времена люди узнавали о новинках, только придя на представление в театр. Это было большим событием, посмотреть на которое приходило множество народа.
Музыкальность. Все спектакли проходили под «живую музыку». Музыкальные инструменты и хоровое пение дополняли помпезность и величие пьес. Часто исполнителями и авторами являлись сами актёры. Мелодии в отличие от литературных текстов, к сожалению, до наших дней не дошли.
Стихотворная форма. Писать рифмовано считалось в античной литературе «высшим пилотажем». К народу поэтично, в стихотворной форме обращались не только поэты, но и полководцы и императоры.
Традиции. На протяжении веков все поэты и другие творческие люди придерживались определённых традиционных школ. Основоположникам жанров старались подражать и сохранять их манеру.
Жанровость. Прежде чем приступить к написанию, каждый автор чётко представлял в каком направлении жанра он будет работать. Рушить традиции жанра — табу. Жанры того времени: эпос, трагедия, комедия, сатира, идиллия.
Что воспевали античные писатели?
Не секрет, что в те давние времена воспевали красоту не только духовную, но и телесную. Идеальный герой представлялся грекам и римлянам активным, спортивным, сильным, деятельным, позитивно смотрящим на жизнь. Учение наукам и активно поощрялось. Авторы рекомендовали брать с таких персонажей пример
Главные положительные персонажи отличались от отрицательных тем, что могли быстро принимать решения, имели перед собой высокие цели, были ответственными и остроумными. Ценилось также и стремление к миру, но в то же время решимость защищать свой народ.
Герои римлян и греков были обязательно красивыми внешне. Конечно, стандарты красоты с течением времени меняются, но их стремление быть физически подтянутыми и нам очень понятно. Нравственность же персонажей весьма «хромала». Опять-таки, они подражали в этом своим развращённым мифологическим богам и богиням.
Не последнее место в античной литературе занимала философия. Древние мыслители искали принципы мироустройства и место человека в нём. Они выдвигали разные, порой противоположные, концепции, стоили гипотезы и догадки. Некоторые философы, такие как Сократ, Аристотель, Диоген и другие находят своих почитателей и в наши дни.
Какую античную литературу можно прочитать на нашем сайте?
К счастью, то, что от глаз людей было спрятано под «семью замками» сегодня предоставляется к прочтению в свободном доступе. В нашей электронной библиотеке есть такие античные произведения, которые можно читать онлайн бесплатно:
Узнать, как жили люди в античные времена, какие у них были взгляды и традиции вы можете, прочитав античную литературу. Бессмертные древние произведения в свободном чтении для вас на нашем сайте!
online-knigi.com
Книги Античная литература читать онлайн
Описание жанра
Античной литературой называют литературу древних греков и римлян. Письменные памятки были созданы на латыни и на греческих диалектах. Относят памятки к первому тысячелетию до нашей эры. Античная литература состоит из древнегреческой и древнеримской литературы. Греческая литература исторически предшествовала римской. Жанры античной литературы сформировали основные жанры литературы европейской, а также основы литературных наук. Эстетику античности определили три литературных рода: эпос, лирика и драма. Классификация сохраняет свое значение до сегодняшних дней.
Античной литературе характерны специфичные черты, которые резко отличают античную литературу от современного искусства. Древние формы литературы связаны с ритуалами, религиозным культом, магией и мифами. Эти черты можно наблюдать в античной литературе вплоть до ее упадка. Публичные формы существования характерны для античной литературы.
Наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху, хотя об этом периоде книги античной литературы читать онлайн можно во многих электронных библиотеках. Название «литература» применяют к этому периоду условно. Но это обстоятельство обусловило традиции включать достижения театра в литературу. В конце античной эпохи появился роман, который предназначался для персонального чтения. В то же время были заложены первые традиции оформления книг.
Литература времен античности была связана с музыкой, что объясняется связью с религиозным культом и магией. Поэмы Гомера – это те образцы античной литературы, читать онлайн которые можно без особых проблем. Эти произведения пелись речитативом с музыкальным сопровождением. Постановки комедий и трагедий оформлялись очень роскошно. Авторы пели лирические стихи, поэтому они были одновременно певцами и композиторами. От античной музыки до наших времен дошло несколько фрагментов. Григорианский хорал может составить представление о поздней музыке античности.
Популярность стихотворных форм обусловлена связью с магией. Эпос произвел гекзаметр, лирические стихи отличались ритмическим разнообразием, комедии и трагедии тоже писали стихами. Законодатели и полководцы могли обращаться к народу со стихами. В античные времена рифм не было. Система стилей подчинялась системе жанров. Низкий стиль, который был близок к разговорному, был характерен для низких жанров. Высокий стиль формировался искусственно. Риторика разработала средства формирования высокого стиля.
knijky.ru
Иная древняя литература | Ридли
Вы наверняка слышали выражение, что каждый человек – это целый мир. Но мало кто знает, что оно означает. Действительно, сколько людей, столько мнений, столько взглядов на жизнь, столько представлений о том, что же она из себя представляет. Расширяйте эти представления, не останавливайтесь на достигнутом, ваш мир будет только шириться и раскрываться в новом, невиданном прежде свете и масштабе.Содержит нецензурную брань.
Трагичные истории небольшой еврейской семьи тесно переплетаются со сложными мировыми событиями, от начала до конца истории проходит 100 лет. Это история войн, революций, репрессий, создания нового государства, и одновременно истории любви и страха, веры и отчаяния, поиска пути и разочарования. Книга основана на реальных событиях и очень практично дополнена рецептами семейной национальной кухни, молитвами на разные случаи жизни, народными преданиями и сказками.
Мистика. Свой путь.
Капитан Майкл Смит открыл глаза и посмотрел на часы, висящие на стене среди несимметрично развешанных фотографий в рамочках. На одной из фотографий можно было увидеть самого капитана в молодости. Он был в мундире морской военной академии. Руку ему пожимал, улыбаясь, 40-й президент США Рональд Рейган. Была половина второго ночи. В дверь настойчиво стучали. Капитан встал, тряхнул седой головой, стряхивая остатки сна, и открыл дверь. Показалось встревоженное лицо старшего помощника Рекса Бома.
Серия: Дикое сердце
Феликс Лев.
Пять дней из жизни черепахи (сборник).
В этой книге ты прочтёшь не только о черепахе, но и о других животных. Все мы живём на земле, как в большом общем доме — рядом с бабочками, растениями, зверями, рыбами. Но всегда ли мы к ним внимательны, к нашим друзьям и соседям по дому? А ведь они чувствуют, дышат, волнуются…
Напиши нам, понравилась ли тебе эта книга Отзывы присылай по адресу: Москва, А-47, ул. Еорького, 43. Дом детской книги.
Каждая притча – это древнее послание, рассказ, заключающий в себе смысл и нравоучительный урок. Это мудрость и прозорливость, закрепленные во времени словом, витиеватые буквы на состаренной бумаге – будто напутствие, оставленное мудрецом…
Чтение притч – это то время, когда вы сможете поистине отдохнуть душой, окунуться в мир добра и созидания. Если это осознанное и вдумчивое чтение, то оно наверняка послужит своеобразным толчком для анализа себя самого и своей жизни. Притчи показывают нам, насколько важна может быть каждая мелочь, мимолетное знакомство или событие.
Это подарочное издание с рукописный шрифтом, украшенное золотым тиснением и отпечатанное на бумаге, стилизованной под пергамент.
Человек – как подводная лодка. Он никогда не движется по прямой. Лишь всплывает или тонет. Вверх или вниз. И счастье, если эти амплитуды малы. Иначе можно упасть на дно и потерять плавучесть вовсе. Но надо все-таки находить силы и стремиться вверх.
readli.net
Книги Древневосточная литература читать онлайн
Древневосточная литература, несомненно, кажется странной и незнакомой для современного неподготовленного читателя. В произведениях жанра древневосточной литературы изображены совершенно другие, чуждые нам нравы и обычаи, другая повседневность и другая вера. Манера написания этих литературных памятников тоже кажется нам весьма экзотической. Причиной этому является то, что в культурном отношении мы являемся потомками античной цивилизации, далекой от традиций Древнего Востока.
Первыми письменными литературными памятниками Востока были египетские и шумерские письмена, появившиеся в III тысячелетии до нашей эры. Далее, появилась индийская и китайская литература, первые памятники которой датируются II тысячелетием до нашей эры. В начале же I тысячелетия до нашей эры была основана еврейская и иранская литература.
Особенность древневосточной литературы, читаемой онлайн, заключается в том, что она не является литературой в понимании, привычном для нас. Письменностью на Востоке занимались в основном писцы - правительственные чиновники и жрецы, для которых она была просто «рабочим инструментом», выполняя весьма «практические» задачи. Это только сейчас древние тексты воспринимаются нами как литературные памятники, а раньше они были просто или частью богослужений, или вовсе государственными или обучающими документами. Литературы же как самостоятельного культурного явления не было и, пожалуй, занятия литературой писцы того времени посчитали бы просто ненужным развлечением и потерей времени.
По древневосточной традиции многие литературные памятники анонимны, потому что важной считалась, прежде всего, сама суть сказанного, а не персона того, кто это сказал, написав. У нас же, в современной литературе, большое внимание уделяется авторству. Если тексты тогда и связывались с какими-нибудь именами, то это был или царь, или пророк, или знаменитый мудрец, а авторитет того или иного имени свидетельствовал об истинности текста.
Традиции некоторых древних восточных культур - индийской, китайской, еврейской, иранской насчитывают уже многие столетия и не прерывались до наших дней. Они донесли до настоящего времени свои литературные памятники, представляющие собой замкнутые своды, содержащие в себе целые «литературные вселенные». Древние тексты в большинстве своем представляют собой священные тексты, такие как Библия, Авеста, веды и прочие.
Тем, кто хочет начать книги древневосточной литературы читать онлайн, начать нужно с таких известнейших шедевров, как «Рассказ Синухё», «Сказание о Гильгамеше», «Махабхарата», гимны Заратустры, «Книга Иова», изречения Лао-цзы.
Описание книги: В "Пире мудрецов" Афинея в форме диалога описана масса вещей, касающихся нравов, общественной и частной жизни древних греков, а также древнегреческих наук и искусств. И хотя все эти сведения изложены с целью развлечения и демонстрации собственной ... читать далее
Автор книги: Алкей
Название книги: Мелика
Описание книги: Алкей (кон. 7 — 1-я пол. 6 вв. до н. э.), древнегреческий поэт-лирик, представитель лесбосской мелики; жил в конце VII и начале VI в.; он сочинял песни разных мелических жанров. Аристократ, участник гражданских войн на Лесбосе между знатью и ... читать далее
Автор книги: Апулей Луций
Название книги: Флориды
Описание книги: Значительный интерес для филолога и историка представляет сборник «Флориды». Предполагают, что первоначально он был значительно больше и состоял только из целых речей; впоследствии же какой-то поклонник таланта Апулея выбрал из этих речей наиболее ... читать далее
Автор книги: Аристофан
Название книги: Осы
Описание книги: Комедия была поставлена Аристофаном под именем Филонида вместе с другой его же комедией «Предварительное состязание» на Ленеях 422 г. до н. э. и завоевала первое место. За «Предварительное состязание» (не сохранилась) автор был удостоен второго ... читать далее
Автор книги: Аристофан
Название книги: Плутос
Описание книги: Комедия поставлена в 388 г. до н. э. в состязании с участием еще четырех поэтов. Результаты состязаний неизвестны. Композиция комедии характеризуется почти полным разрывом с хоровой традицией. Хор играет здесь еще меньшую роль, чем в «Женщинах в ... читать далее
Автор книги: Аристофан
Название книги: Птицы
Описание книги: Комедия была поставлена под именем Каллистрата на Великих Дионисиях 414 г. до н. э. и заняла второе место. «Птицы» писались зимой 415/14 г. до н. э., после того как афиняне, нарушив заключенный в 421 г. до н. э. мир, отправили огромный флот в ... читать далее
Автор книги: Аристофан
Название книги: Лягушки
Описание книги: Комедия была поставлена автором под именем Филонида на Ленеях в 405 г. до н. э. и удостоена первой награды. «Лягушки» встретили столь восторженный прием, что вскоре были поставлены вторично – вероятно, на Великих Дионисиях в том же году. За ... читать далее
Автор книги: Аристофан
Название книги: Тишина
Описание книги: Комедия была поставлена на Великих Дионисиях 421 г. до н. э. и удостоилась второй награды. В «Мире» нашла отражение военно-политическая обстановка, сложившаяся в Греции осенью и зимой 422/421 г. до н. э. В сентябре 422 г. до н. э. афинское ... читать далее
Автор книги: Аристофан
Название книги: Всадники
Описание книги: Комедия была поставлена на Ленеях 424 г. до н. э. Аристофан впервые выступил в ней под собственным именем и занял первое место. «Всадники» были направлены против руководителя афинской демократии Клеона, отражавшего интересы ее наиболее ... читать далее
Автор книги: Аристофан
Название книги: Ахарняне
Описание книги: Комедия была поставлена Аристофаном под именем актера Каллистрата на Ленеях 425 г. до н. э. и заняла первое место. Ахарны – самый крупный из аттических демов – административно-территориальных единиц, на которые делились Древние Афины. Жители ... читать далее
Автор книги: Аристофан
Название книги: Облака
Описание книги: Комедия была поставлена на Великих Дионисиях 423 г. до н. э. и в состязании комических поэтов заняла третье место. Впоследствии Аристофан, огорченный неудачей комедии, которую он считал одним из своих лучших созданий, пытался ее переделать, но, ... читать далее
rulibs.com
Читать онлайн "Древнерусская литература. Литература XVIII века" - RuLit
Участники труда не стремились к строгой унификации структур и манер повествования. Это сказалось бы отрицательно на научном уровне труда, сковывая возможности отражения своеобразия творчества данного писателя. Разумеется, нельзя, например, о Герцене, величайшем и оригинальнейшем художнике-публицисте, в наследии которого все слилось в единый сплав – философия и этика, религия и общественная мысль, мир художественных образов и мир социальной идеологической борьбы, – писать в таком «ключе», в каком обычно пишут о наследии Гончарова, Писемского или Лескова. Но и каждый из названных писателей также нуждается в том, чтобы к его творчеству исследователь подходил с соответствующим «инструментом». Конечно, такая «свобода» в выборе путей исследования и манер изложения материала, продиктованная спецификой предмета, приводит, в той или другой мере, к нарушению однотипности монографических глав. Однако в работах, имеющих дело с произведениями искусства и осуществляемых разными авторами, однотипность написанных ими глав не может быть абсолютной. Здесь вполне возможны и даже неизбежны «нарушения» в определенных границах.
В «Истории…» нет глав, специально посвященных деятельности классиков русской литературной критики. Это продиктовано не только небольшим объемом издания (по сравнению, например, с десятитомной «Историей русской литературы», 1941–1956). Обычно такого рода главы живут в существующих историко-литературных курсах независимо от литературного процесса, от идейно-творческих исканий художников, а поэтому выдающаяся организующая и направляющая роль классической критики по отношению к литературе представлена в крайне ослабленном виде. Авторы, желая устранить этот разрыв критики и художественной практики, конкретно показать хотя бы на наиболее поучительных примерах ее роль в литературном процессе, обращаются к критическому наследию в ходе анализа художественного творчества. Что же касается общей картины состояния и развития критической мысли, расстановки сил в критике и журналистике, борьбы различных направлений в этих областях литературной жизни, то все эти вопросы получили освещение в главах вступительных и итоговых, в общих очерках развития родов и жанров литературы.
Наконец, читателям настоящей «Истории…» надо принять во внимание и то, что ее создатели не ставили перед собой задачи подробного освещения обширнейших материалов по теме «История литературы и фольклор», по вопросам их взаимодействия на разных этапах исторического развития литературы. Введены лишь самые необходимые элементы этой сложнейшей проблемы, фундаментальный анализ которой дан в специальных трудах Пушкинского Дома, в частности в трехтомнике «Русская литература и фольклор».
Издание подготовлено сотрудниками Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР с участием работников вузов нашей страны.
Русская литература X – первой четверти XVIII века
Введение.
Своеобразие исторического пути русской литературы
X – первой четверти XVIII века
Древняя русская литература принадлежит к особому типу литератур – литератур средневековых. Есть нечто общее между бытованием древнерусских произведений и фольклорных.
Произведения древней русской литературы по большей части не имели устойчивого, авторского текста. Новые редакции и новые виды произведений появлялись в ответ на новые требования, постоянно выдвигавшиеся жизнью, или обусловливались изменениями литературных вкусов. В этом особая «живучесть» древнерусских литературных произведений. Некоторые из них читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся части включались в состав других произведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось настолько, чтобы охранять авторский текст от изменений или от заимствований из него в состав других произведений.
Общность с фольклором сказывается и в другом. Как и в фольклоре, в древнерусской литературе особое место занимают «общие места». Литературное произведение не стремится поразить читателя новизной, а, напротив, успокоить и «заворожить» его привычностью. Составляя свое литературное произведение, автор как бы совершает некий обряд, участвует в ритуале. Он обо всем рассказывает в подобающих, приличествующих рассказываемому церемониальных формах. Он восхваляет или порицает то, что принято восхвалять и порицать, и всему своему славословию или хуле он придает приличествующие случаю этикетные формы. Поэтому текст литературных произведений – это текст, по большей части лишенный неожиданностей. Эти неожиданности так же нежелательны, как нежелательны они в любых церемониях, в любых обрядах.
Литература – обряд. Она обряжает тему в соответствующий ей литературный наряд. И это не только сближает ее с фольклором, но приводит, как и в фольклоре, к особой импровизационности древнерусского литературного творчества, к его коллективности и к его традиционности.
Чем строже следует автор традициям литературного этикета, тем легче ему творить в рамках этой традиционности новые и новые произведения. В результате литературные произведения Древней Руси не ограждены друг от друга строгими границами, не закреплены точными представлениями о литературной собственности, в известной мере повторяют привычные формы и поэтому как бы обладают некоторой «текучестью», отражающейся в общем литературном процессе не только «размытостью» хронологических границ, но и некоторой трудностью наблюдения над изменениями в литературе. Литературный процесс XI–XVII вв. трудно уловим и определим.
Но в историко-литературном процессе есть и такие стороны, которые не только затрудняют его наблюдения, но и облегчают. Облегчает наше наблюдение за развитием русской литературы прежде всего связь литературы с историческим процессом – своеобразный и очень резко выраженный средневековый историзм древнерусской литературы.
В чем же заключается этот «средневековый историзм»? Прежде всего – в том, что художественное обобщение в Древней Руси совершается в подавляющем большинстве случаев на основе того или иного исторического факта. Новые произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю (в Палестину), в Константинополь и о людях – по преимуществу о святых и князьях-полководцах. Есть повести об иконах и о построении церквей, о чудесах, в которые верят, о явлениях, которые якобы совершились. Но мало новых произведений на явно вымышленные сюжеты. Вымысел – ложь, а любая ложь со средневековой точки зрения недопустима. Вымышленные сюжеты (например, сюжеты притч) на русской почве приобретают историческую окраску, имеют тенденцию прикрепляться к тем или иным историческим лицам или событиям. Даже проповедники по большей части избегают иносказаний и баснословий.
Литература огромным потоком сопровождает историю, следует за ней по пятам. Разрыв между событием и первым литературным произведением о нем редко бывает велик. Последующие произведения изменяют и комбинируют первые, но редко создают совершенно новое освещение событий. Боясь лжи, писатели основывают свои произведения на документах и как документ воспринимают всю предшествующую письменность.