Три тысячи лет назад Великую китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы стали заселять первые китайцы. Несмотря на то, что на этой территории быстро стали появляться первые государства, их жители считали себя единым народом с единой культурой и языком.
Возникновение Древнего Китая происходило почти так же, как в Древнем Египте, Шумере и Древней Индии – на берегах больших рек. В долине Хуанхэ (по-китайски — «Жёлтая река») и зародилась древнекитайская цивилизация. Первое царство возникло во 2 тысячелетии до н. э. и называлось Шан или Инь. Археологи раскопали столицу этого царства Великий Город
Шан и гробницы шанских царей — ванов.
В 1122 до н. э. воинственное племя Чжоу во главе с У-ваном нанесло поражение шанцам и установила свое главенство, а большую часть населения страны Шан-Инь обратил в рабство. Но в 8 веке до н. э. государство Чжоу распалось под ударами кочевников; теперь на главную роль выдвигается то одно, то другое царство, из которых наиболее крупным государством было царство Цзинь (7–5 века до н. э.). С распадом государства Цзинь начался период Чжаньго («Сражающихся царств»), когда Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, плохо подчинявшихся чжоускомувану.
6–5 века до н. э. — время появления первых философских учений древнего Китая. Из всех мудрецов этого времени, особенно почитаемый китайцами был Конфуций. Его учение о «благородном человеке», об уважении к старшим, о скромности, о важности образования, об отношении к правителю как главе семьи надолго стали в Китае идеалом взаимоотношений между людьми — и в семье, и в государстве.
В 221 году до нашей эры правитель Цинь Ин Чжэн объединил большие территории в единую империю и принял титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. Цинь Шихуанди жестоко подавлял всякое сопротивление, применяя самые страшные виды казни, например, могли заживо сварить в котле. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.
Установив свою полную власть в империи, Цинь Шихуанди начал войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Её возводили из каменных глыб и кирпичей сотни тысяч осуждённых преступников и простых крестьян. Высота стены была с трёхэтажный дом. По верху могли без всякого труда разъехаться две повозки. В башнях несла службу охрана. Внизу её они жили, а на верхней площадке часовые внимательно следили за окрестностями и в случае опасности разжигали костёр, дым, которого было видно далеко. На его сигнал к этому месту спешил большой отряд воинов.
С падением династии Цинь к власти пришел один из вождей крестьянской войны - ЛюБан. Он снизил налоги и отменил наиболее жестокие законы, введенные в Китае императором ЦиньШихуанди. ЛюБан стал основателем Ханьской династии. В эпоху Хань сформировались главные черты Китайского государства, которые и были присущи ему до начала 20 века.
Сбор налогов в большой стране требовало от чиновников Хань познаний в геометрии и арифметике. Для обучения основам математики использовали специальные учебники и сборники задач. Древнекитайские астрономы точно вычислили продолжительность солнечного года и составили совершенный календарь; им были известны сотни звезд и созвездий, они вычисляли периоды обращения планет. В Древнем Китае были заложены начала китайской цивилизации и ее культуры — науки, литературы, искусства.
Гибель династии Хань была связана с восстанием «жёлтых повязок», охватившем страну в 184 году. Хотя восстание было жестоко подавлено, оно нанесло тяжелейший удар по стране. В 220 году династия Хань пала, а на ее территории образовалось несколько независимых государств. Это событие обычно считается концом периода древности в китайской истории.
Похожие статьи:Период ХаньШесть династий КитаяТанская эпохаЧжоуйская эпохаЦинская империяШелк и шелкоткачество в китайских мифахУстановление отношений между Западом и ВостокомПроизводство шёлка в китаеВнешние торговые связи древнего КитаяТовары, шедшие по Шелковому путиГосударственный строй, армия Древнего Китая
biofile.ru
Древний Китай
Март 7th, 2009 | Древний Китай
Географическое положение древнего Китая
На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем — Тибет, горный край по ту сторону Гималаев.
В Китае текут две большие реки — Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот.
Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.
Верования древних китайцев
Как и другие народы, В древнейшую пору своей истории древние китайцы поклонялись силам природы. Они их представляли себе в виде добрых и злых духов и демонов. Повелителем дождей, грозы, речных вод и всех подземных сил был дракон. Со временем дракон стал символом царя.
Китайцы почитали пять священных гор, самой главной считали Тайшань. Её называли «мировой горой», которая соединяет небо и землю. Наиболее сильная клятва китайцев начиналась словами: «Пока Хуанхэ не обмелеет, пока Тайшань не сровняется с землёй, клянусь...».
Кроме того, китайцы с большим уважением относились к своим предкам. На их могилы они приносили жертвы и считали, что за это духи прадедов помогут им в жизни.
Хозяйство древних китайцев
Основная еда китайцев — рис. Выращивать рис тяжело. По колено в воде вспахивали крестьяне поле и сеяли рис. Поля со всех сторон ограждали невысокими земляными плотинами. В плотине делали ворота, через которые пропускали воду на поле из рек и каналов.
Собранный рис толкли в ступе и готовили из него разную пищу. Чаще всего рис просто варили и ели деревянными палочками, которыми китайцы пользуются и сейчас, как мы с вами ложками и вилками.
Шелководство
Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад.
Великий Шелковый путь на протяжении 2 000 лет оставался самым длинным в мире. Он простилался на 12 800 км от г. Шанхая в древнем Китае до г. Гадемса (теперь — Кадис) в Испании.
Выращивание чая
Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек» (тцай-ие).
Изобретение фарфора
В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.
Жизнь состоятельных китайцев
Вот что рассказал о жизни богатых древних китайцев древний писатель: «Домов у знатных людей сотни. Плодородные поля их занимают всю землю. Рабов и рабынь у них насчитываются тысячи и десятки тысяч. Их огромные дома не вмещают сокровищ и дорогих товаров. Гор и долин не хватает для табунов их коней, для стад коров и свиней, для отар овец. В их роскошных залах полно гостей, певиц и музыкантов. А мяса коров, свиней и овец столько, что его не успевают съедать, и оно протухает. Столько густого чистого вина, что нет сил его выпить, и оно прокисает».
Жизнь крестьян
Жизнь простых людей в древнем Китае была тяжёлой. Беспрерывно велись войны, опустошавшие страну. По селениям ездили чиновники со стражниками и собирали налоги. Крестьян, которые не могли расплатиться, отдавали в рабство. А в голодные годы случалось, что крестьяне сами продавали в рабство своих детей. Крестьяне должны были возводить плотины вокруг полей, рыть каналы. Их заставляли строить Великую Китайскую стену.
Жизнь рабов
В древнем Китае, как и во всех странах древнего мира, был распространён труд рабов. В древних китайских книгах записаны обязанности раба.
Раб должен выполнить сто служб. Подняться рано, подмести дом, помыть посуду, в доме делать всю работу: выдалбливать ступки, вязать веники, вырезать деревянные чаши, плести сандалии. Если в доме гости, раб должен готовить праздничный обед, носить воду, топить печь, а также рубить дрова, охотиться на оленей, ловить рыбу и черепах, стрелять диких гусей. Есть рабу можно только бобы, а пить только воду. Если ему захочется вина, он может лишь обмакнуть губы в чашу, но не глотать. «Переделав всю работу, пусть он для отдыха ещё истолчёт в ступе сто литров зерна. В полночь, когда вся работа уже сделана, пусть стирает бельё».
Раба можно было купить, продать и безнаказанно убить.
Китайские деньги
Китайцы пользовались мелкими и крупными деньгами. Мелкие монеты были с дырочками посередине. Их нанизывали на бечёвки по тысяче штук и носили такие связки с собой. Крупными деньгами были слитки (бруски) серебра. Когда нужно было уплатить, от слитка отрубали кусок и взвешивали.
Быт китайцев
Мужчины и женщины в древнем Китае носили халаты с поясом. Рукава были длинными и широкими. Внутри рукавов пришивали карманы для мелких вещей. Богатые люди носили шёлковые или хлопчатобумажные халаты с узорами. Одежду императора украшали изображениями дракона. Слуги и рабы носили синюю и тёмную одежду.
Издавна в Китае существовал обычай туго бинтовать ноги девочкам, чтобы ступни не росли, а оставались маленькими.
Такие маленькие изувеченные ножки считали признаком красоты и называли «золотыми лотосами» (лотос — цветок, похожий на лилию). Мужчины носили сандалии или сапоги.
Китаянки делали себе сложные и причудливые причёски. Волосы скрепляли на голове шпильками и клейким соком алоэ. Такая причёска держалась на голове несколько дней. Чтобы не измять её во время сна, под шею подкладывали твёрдую фарфоровую или деревянную подставку.
Имена
В древнем Китае каждый человек имел несколько имён. Одно из них — детское, или молочное — родители давали при рождении ребёнка. Когда ребёнок подрастал, то учитель или родители давали ему взрослое имя, с которым человек жил всю жизнь. Если раба продавали, он брал фамилию своего нового хозяина и новое имя.
У китайцев принято сначала писать фамилию, а потом — имя. Фамилий было немного, а вот имя родители могли придумать какое угодно, например: Фань Лань — «Ароматная орхидея», Цю Жун — «Осеннее лицо».
Императоры имели тронные и посмертные имена, а также девизы правления, например: Тай Пин — «Великий покой», Шао Син — «Продолжение расцвета».
Здороваясь, китайцы сжимают руку в кулак и подносят его ко лбу.
Рубрики: Китай
Теги: Путешествуем по Китаю
izuchaem.info
The300Spartans » Развитие древнего Китая
Развитие древнего Китая имеет большую историческую ценность для своего народа. Издавна этот народ был одним из трудолюбивых. Китайцы охотно вспахивали земли и развивали сельское хозяйство. Правда, из-за большой территории, развитие древних китайских поселений отличалось. Постоянные вторжения дали толчек к развитию ремесел и укреплений городов древнего Китая. Сегодня мы рассмотрим древний Китай как одну из загадочных и необычных древних цивилизаций.
Достаточно взглянуть на карту Китая, чтобы понять, насколько велики его размеры и сложны проблемы.
Древний Китай имеет территорию почти 10 миллионов кв. километров и находится на третьем месте по величине после России и Канады. Из-за особенностей географического положения его климат очень разнообразен. Границы древнего Китая не слишком четко очерчены, и это всегда было одной из драм его народа. Огромнейшая территория представляет интерес и с археологической точки зрения. Здесь можно насчитать более 200 мест археологических находок, относящихся к эпохе позднего неолита (5000 лет назад), что дает материальные свидетельства культуры прошлого. С помощью их удалось установить существование трех культур неолита: первая располагалась на Желтой реке; вторая, более поздняя, в низине к востоку от той же реки; третья, так называемая «южная система», простиралась по всей остальной территории Китая, от бассейна реки Янцзы до моря.
Археологические находки показывают, что колыбелью великого китайского народа была территория, которая простирается между средним и нижним течениями Желтой реки. Обширные пахотные земли, богатство вод, обилие полезных ископаемый привлекали к этой земле людей с самых древних времен. Здесь возникли первые поселения, которые известны в Китае. По сведениям историков, они появились за 45 тысяч лет до н.э.
Китайцы с древних времен были народом крестьян. Выращивание зерновых и приручение животных были известны им с XVI в. до н.э.
Самые древние материальные предметы, которые представляют огромный интерес для археологов, относятся к периоду четвертого – третьего тысячелетий до н.э., то есть к периоду неолита. Это луки и стрелы, фундаменты круглых хижин, печи и другие предметы, связанные с домашним или сельским хозяйством. Судя по этим находкам, люди здесь уже сажали просо, умели приручать разных животных – свиней, быков, овец и собак, а хижины их были объединены в деревни.
Гораздо более поздняя эпоха, о которой существует множество точных сведений благодаря древним записям, — это время правления династии Шан, то есть XIV-XI века до н.э. Главным занятием в этот период было зерноводство – выращивание проса и пшеницы; но уже тогда было известно разведение шелкопрядов и использование тягловой силы в земледелии. Но, наверное, самым очевидным доказательством действительно высокого уровня культуры было то, что эти древние народы научились контролировать бурные воды Желтой реки, которые являются вечным кошмаром для китайцев.
Шелкопряд стал известен в Европе через много веков после того, как его разведением начали заниматься в Китае. Китайцы ревностно хранили секреты этого искусства.
Знание тонкостей металлургии, иероглифическое письмо, глубокие знания в области астрономии свидетельствуют о высокой культуре этого народа. Он смог организовать сложную жизнь, создать социальные структуры, основы которых сохранялись в течение многих веков.
Историки считают период династии Чжоу временем китайского феодализма. Этот период, который продолжался свыше 500 лет, начался XI веке до н.э. Как и в средневековой Европе, огромная территория Китая оказалась разделенной на феоды, в каждом из которых был свой правитель. Бюрократическая пирамида, вершиной которой был император, подразделялась по территориальному признаку. Каждая земля имела свое управление, но была связана с государством как в том, что касалось налогов, так и в том, что касалось участия в обороне страны. Основной экономики уже тогда были крестьяне. Действительно, земледелие и ремесло, которое в большой степени от него зависело, достигли в этот период очень высокого уровня.
Примерно с 1120 г. до н.э. Китай разделился на феоды. Вершиной государственной власти был император.
Население Китая, довольно многочисленное даже при том, что оно было рассеяно по огромной территории, никогда не стремилось к созданию больших городских центров. Градостраительство было почти неизвестным для китайцев явлением. Они жили в мириадах маленьких селений, разбросанных по сельской местности. Немногие значительные города были защищены стенами. Города обычно имел прямоугольную форму, а вдоль и поперек его пересекали две большие улицы. Барабан или колокол на вершине башни в центре города, отмечали время. Ворота города закрывались на ночь – от заката до рассвета.
В городах ( а их население не превышало двадцати тысяч человек) часто имелись богатые рынки, были хорошо развиты ремесла. Города были самодостаточны со всех точек зрения, в том числе и с административной. Для простых китайцев фигура императора была окутана тайной. Для них вершина политической власти была одновременно вершиной власти религиозной. Легендарность фигуры императора вызывала почтение и упрочивала его власть. Величественная роскошь и великолепие одежд императора, фантасмагория красок, характерная для Востока, были настолько впечатляющими, что ослепляли душу простых людей.