Древняя история химии. Краткая история возниконовения химии как науки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПРЕДМЕТ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ХИМИИ. Древняя история химии


Из истории возникновения химии

Химия, как одна из наук, изучающих явления природы, зародилась в Древнем Египте еще до нашей эры, одной из самых технически развитых стран в те времена. Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло. Тогда появились определённые приёмы и рецепты, но химия ещё не была наукой. Уже тогда химия была нужна человечеству в основном для того, чтобы получать от природы все необходимые для жизнедеятельности человека материалы - металлы, керамику, известь, цемент, стекло, красители, лекарства, драгоценные металлы и т.д. С самой древности основной задачей химии было получение веществ с необходимыми свойствами.

В Древнем Египте химия считалась божественной наукой и ее секреты тщательно оберегались жрецами. Несмотря на это, некоторые сведения просачивались за пределы страны и доходили до Европы через Византию.

В VIII веке, в завоеванных арабами европейских странах, эта наука распростаняется под названием "алхимия". Следует отметить, что в истории развития химии как науки, алхимия характеризует целую эпоху. Основной задачей алхимиков было найти "философский камень", якобы превращающий любой металл в золото. Несмотря на обширные знания, полученные в результате экспериментов, теоретические воззрения алхимиков отставали на несколько веков. Но поскольку они проводили различные опыты, им удалось сделать несколько важных практических изобретений. Стали использоваться печи, реторы, колбы, аппараты для перегонки жидкостей. Алхимики приготовили важнейшие кислоты, соли и оксиды, описали способы разложения руд и минералов. Как теорию алхимики использовали учение Аристотеля (384- 322 гг до н.э.) о четырех принципах природы (холод, тепло, сухость и влажность) и четырех элементах (земля, огонь, воздух и вода), впоследствии добавив к ним растворимость (соль), горючесть (серу) и металличность (ртуть).

В начале XVI века в алхимии начинается новая эра. Ее возникновение и развитие связано с учениями Парацельса (1493- 1541) и Агриколы (1494- 1555). Парацельс утверждал, что основной задачей химии является изготовление лекарств, а не золота и серебра. Парацельс имел большой успех, предложив лечить некоторые болезни, используя простые неорганические соединения вместо органических экстрактов. Это побудило многих врачей примкнуть к его школе и заинтересоваться химией, что послужило мощным толчком для ее развития. Агрикола же изучал горное дело и металлургию. Его труд "О металлах" более 200 лет являлся учебником по горному делу.

В XVII веке теория алхимии уже не отвечала требованиям практики. В 1661 г. Бойль выступил против господствующих в химии представлений и подверг жесточайшей критике теорию алхимиков. Он впервые определил центральный объект исследования химии: попытался дать определение химического элемента. Бойль считал, что элемент-это предел разложения вещества на составные части. Разлагая природные вещества на их составные, исследователи сделали много важных наблюдений, открыли новые элементы и соединения. Химик стали изучать, что из чего состоит.

В 1700 году Шталем была развита флогистонная теория, согласно которой все тела, способные гореть и окисляться, содержат вещество флогистон. При горении или окислении флогистон покидает тело, в чем и состоит сущность этих процессов. За время почти столетнего господства теории флогистона были открыты многие газы, изучены различные металлы, оксиды, соли. Однако, противоречивость этой теории тормозила дальнейшее развитие химии.

В 1772- 1777 годах Лавуазье, в результате проведенных им экспериментов, доказал, что процесс горения является реакцией соединения кислорода воздуха и горящего вещества. Таким образом, теория флогистона была опровергнута.

В XVIII веке химия начинает развиваться как точная наука. В начале 19 в. англичанин Дж. Дальтон ввёл понятие атомного веса. Каждый химический элемент получил свою важнейшую характеристику. Атомно-молекулярное учение стало основой теоретической химии. Благодаря этому учению Д. И. Менделеев открыл периодический закон, названный его именем, и составил периодическую таблицу элементов. В 19 в. чётко определились два основных раздела химии: органическая и неорганическая. В конце столетия в самостоятельную отрасль оформилась физическая химия. Результаты химических исследований всё шире стали использоваться в практике, а это повлекло за собой развитие химической технологии.

mirznanii.com

История развития химии

Химия (наука о веществах, из которых состоит материальный мир) восходит к древней алхимии. Но алхимия, тесно связанная с магией и колдовством, не была наукой в подлинном смысле этого слова. Начало истории развития химии лежит в производственных процессах обработки металлов и приготовлении лекарств. Благодаря постоянным экс­перимен­там химия стала настоящей наукой.

Изучение химических реакций

В 1756 г. шотландский исследователей Джозеф Блэк (1728— 1799) сделал важное открытие в области химических реакций (изменений, приводящих к образованию новых веществ). Блэк обнаружил, что при нагревании углекислого магния его вес уменьшается. Он установил, что происходит это из-за выделения газа при нагревании. Блэк назвал этот газ «пойманным воздухом». Нам он известен как двуокись углерода.

Новый газ

Джозеф Пристли (1733-1804) родился в Йор­кшире (Англия)Джозеф Пристли (1733-1804) родился в Йоркшире (Англия). Он хотел стать священником, но увлекся научными исследованиями. Его труды принесли ему широкую известность, однако политические преследования вынудили в 1791 г. эмигрировать в США. Самое значительное свое открытие Пристли сделал в 1774 г. Он заметил, что при нагревании окиси ртути выделяется газ. Если поднести к нему  свечу,  пламя вспыхивает ярче. В те времена ученые полагали, что при горе­нии вещества теряют особую субстанцию — флогистон (от греческого  «пламя»). Пристли назвал открытый им газ «обесфлогисто-женным воздухом». Он думал, что воздух при нагревании теряет флогистон. На самом деле Пристли от­крыл газ, который мы называем кислородом.

Основоположник современной химии

Антуан Лавуазье (1743— 1794) родился в Париже. Он изучал право, но затем увлекся наукой и работал сборщиком налогов, чтобы иметь средства для научных исследований. Сборщики  налогов вызвали  особую ярость у лидеров Французской революции, и Лавуазье разделил участь многих французов, казненных в годы террора.

Кислород

Лавуазье провел целый ряд опытов по изучению процесса горения. Он нагревал различные вещества в воздухе, тщательно взвешивая их до и после нагревания. Оказалось, что некоторые вещества после нагревания становятся тяжелее. Лавуазье предположил, что они поглощают нечто из воздуха, и доказал, что это «нечто» — тот самый газ, который открыл Пристли. Лавуазье назвал газ кислородом. Открытие Лавуазье дало научное объяснение наблюдениям разных ученных и позволило отвергнуть теорию флогистона, которой придерживались в течение века. Его определение горения как реакции вещества с кислородом используется и в наши дни. Лавуазье первым доказал, что кислород необходим для всех видов горения, а также для дыхания животных и растений. Его труды помогли отказаться от многих устаревших взглядов, идущих ещё от алхимии.

Строительные блоки

В 1789 году Лавуазье опубликовал книгу «Методы наименования химических элементов», основанную на работах Роберта Бойля. В ней он изложил теорию элементов (веществ, не поддающихся дальнейшему разложению) как строи­тельных блоков химии. Лавуазье выделил 33 элемента, расположив их так, чтобы показать, как они вступают в соединения друг с другом. В книге содержалась также новая система наименования эле­ментов на основе их химического состава. Прежде многие элементы имели запутанные названия, которые им дали алхимики.

Современная атомарная теория

Джон Долтон (1766-1844) родился в неболь­шой деревушке на севере Англии и посвятил всю свою жизнь науке

Джон Долтон (1766-1844) родился в небольшой деревушке на севере Англии и посвятил всю свою жизнь науке. Его идеи позволили проникнуть в сущность фундаментального химического процесса — образования соединений. В 1808 г. он издал книгу «Новая система химической философии», содержащую два важных положения. Одно из них гласит, что все химические реакции — результат соединения или деления атомов. Важно и утверждение, что атомы разных элементов имеют разный вес. 

Взаимосвязь между элементами

Дмитрий Менделеев (1834-1907) родился и вырос в Сибири, в РоссииДмитрий Менделеев (1834-1907) родился и вырос в Сибири, в России. Он был в семье младшим из 14 детей. Менделеев блестяще окончил Петербургский университет и вскоре стал в нем профессором химии. Он изучал взаимосвязь между различны­ми элементами. В те времена лишь очень немногие понимали близость некоторых элементов друг к другу, что выражается в их атомном весе. Атомный вес элемента — это вес одного его атома по сравнению с весом атома водорода. Менделеев опубликовал свою «Периодическую систему элементов» в 1869 году. В ней элементы сгруппированы по «семействам» согласно их атомным весам.

Самый легкий — водород, самый тяжелый — свинец. Менделеевская таблица показывает, как элементы связаны между собой. В своей таблице Менделеев предусмотрел и свободные клетки, соответствующие элементам, реально существующим, но тогда еще не открытым. И он оказался прав. Спустя 4 года был открыт первый такой эле­мент — галлий. Всего в таблицу внесено уже более 100 элементов.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Этапы развития химии - Популярная химия

Химия – наука о составе, строении и свойствах веществ. Химия изучает процесс превращения этих веществ, а также законы, по которым происходят эти превращения.

Химической деятельностью человек начал заниматься задолго до нашей эры. Это произошло в то время, когда люди научились получать металлы. Потом началось производство керамики, стекла, дубление кож, крашение тканей, создание лекарственных средств, изготовление косметики.

Ещё в 300 г. до нашей эры египтянин Зосима создал энциклопедию, которая состояла из 28 томов. В этих томах были собраны знания по взаимным превращениям веществ за последние 500-600 лет.

Алхимия

Начальным этапом развития химии можно считать появление алхимии. В основе алхимии лежали представления древнегреческих философов Эмпедокла, Платона и Аристотеля об элементах природы и их взаимном превращении. Считалось, что существуют четыре первоначала: земля, вода, воздух и огонь. И они способны переходить друг в друга, так как каждое из них является одним из состояний единой первоматерии. А все вещества образуются в результате сочетания этих первоначал.

Алхимики превращали одни вещества в другие. Они полагали, что подобным превращениям могут подвергаться и металлы. Многие учёные были заняты поисками «философского камня», который должен был превращать неблагородные металлы в золото. И во время этих поисков в своих лабораториях алхимики научились получать щёлочи, многие соли, серную и азотную кислоты, этанол. С помощью этих веществ они могли воздействовать на другие вещества. В середине XIII века европейские алхимики получили порох.

Следует сказать, что алхимия в Европе была под запретом. Заниматься алхимией запрещали как церковь, так и светские власти. Но, несмотря на это, алхимия была популярна вплоть до начала XVI века.

Развитие химии как науки

В XVI веке ирландский учёный Бойль освободил химию от алхимии. Он предположил, что все вещества состоят из химических элементов, которые нельзя разложить на более простые части. Можно сказать, что с этого времени химия стала отдельной наукой.

В конце XVII – начале XVIII веков появляется теория немецкого химика Э.Г. Шталя, объясняющая явления горения, окисления и восстановления металлов. Но эта теория была признана ошибочной в середине XVIII века французским физиком Лавуазье, установившим роль кислорода в этих процессах. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения массы вещества в химических процессах.

C конца XVIII до середины XIX века был открыт целый ряд стехиометрических законов, устанавливающих количественные соотношения (массовые и объёмные) между реагирующими веществами и продуктами реакции. Закон Авогадро, законы сохранения массы, эквивалентов, постоянства состава, объёмных отношений, кратных отношений – это законы, лежащие в основе стехиометрии. Эти законы позволили создать правила составления химических уравнений и формул. Именно после экспериментального подтверждения этих законов химия сформировалась как наука. Утвердилось атомно-молекулярное представление о строении вещества, подтверждённое теорией строения химических соединений, созданной А.М. Бутлеровым. Д.М. Менделеевым был открыт периодический закон.

После того как в конце XIX века были открыты электрон и радиоактивность, в начале ХХ века была разработана теория гетерополярной (ионной) связи и теория гомеополярной (ковалентной) связи. В 1927 г. началась разработка квантово-механической теории химической связи. Учение Менделеева о периодичности химических элементов получило своё подтверждение. Стало возможным прогнозировать свойства веществ. Физико-математические методы стали широко использоваться для разнообразных расчётов в области химии. Появились новые физико-химические методы анализа: электронная и колебательная спектрометрия, магнетохимия и т.д.

В ХХ веке благодаря достижениям химической науки стало возможным получение веществ с заданными свойствами: синтетических антибиотиков, синтетических полимеров, пластмасс, всевозможных строительных материалов, тканей и т.п.

Современная химия тесно сотрудничает с другими науками. В результате появились совершенно новые разделы химии: биохимия, геохимия, коллоидная химия, кристаллохимия, электрохимия, химия высокомолекулярных соединений и др.

Важным направлением современной химии является получение дешёвого топлива, создающего альтернативу основным современным источникам энергии – нефти и газу.

Точные современные приборы и компьютеры значительно упростили исследования и математические расчёты в области химии, повысили их точность, скорость и уменьшили стоимость.

ximik.biz

ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ХИМИИ. Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.]

ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ХИМИИ

История химии изучает и описывает прошлое науки. Однако это не означает, что фактические данные и обобщения истории химии имеют лишь чисто познавательное значение и не представляют практической ценности для современного химика.

Напротив, знакомство со всем ходом исторического развития химии необходимо современному химику уже потому, что раскрывает различные стороны процесса накопления химических знаний, практического опыта, экспериментального материала и теоретических обобщений. Изучение истории отдельных открытий, исследований и достижений ученых, их неудач, ошибок, борьбы мнений, влияния традиций и т. п. — все это дает возможность химику освоить и использовать в практической работе опыт научной и производственной деятельности многих поколений выдающихся ученых и технологов.

Важной задачей истории химии является исторический анализ состояния химических знаний в различные исторические эпохи, оценка и критика гипотез, теорий, экспериментальных исследований и деятельности виднейших ученых прошлого. Выполняя эту задачу, история химии воспитывает критический подход к идеям, теориям и методам работы ученых прошлого, помогая тем самым правильно оценивать и ведущиеся в настоящее время исследования, возникающие гипотезы и теории и вообще достижения современной науки и перспективы ее развития (5).

Значение изучения истории науки и техники для естествоиспытателей неоднократно подчеркивалось классиками марксизма-ленинизма и многими выдающимися деятелями науки и культуры. Ф. Энгельс, например, указывал: «…Знакомство с ходом исторического развития человеческого мышления… необходимо для теоретического естествознания и потому, что оно дает масштаб для оценки выдвигаемых им самим теорий» (6).

В. И. Ленин особо подчеркивал значение разработки истории науки и техники для дальнейшего развития диалектического и исторического материализма: «Продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники» (7).

В решениях Коммунистической партии Советского Союза неоднократно указывалось на необходимость изучения истории естествознания и техники будущими специалистами. Многие выдающиеся ученые прошлого и наши современники в своей научной и педагогической деятельности часто обращались к истории науки, использовали исторические данные в своих трудах и сами разрабатывали историко-научные проблемы, исходя из потребности уяснения происхождения новых идей и направлений исследования, перспектив их развития. В качестве примера сошлемся на выдающиеся труды по истории химии Ю. Либиха (8), Ж. Б. Дюма (9), А. М. Бутлерова (10), С. Канниццаро (11) и др. В своих «Основах химии» Д. И. Менделеев (12) широко использовал историко-химический материал и применял исторический метод при объяснении и трактовке различных химических явлений и процессов, для демонстрации значимости отдельных открытий в развитии химии.

Глубокое знакомство с историей химии особенно важно для химиков-исследователей и преподавателей. Знакомясь с историей научных открытий, исследователь убеждается, что корни этих открытий, как правило, лежат в прошлом науки. Одни открытия представляют собой развитие или следствие ранее высказанных идей, ранее установленных фактов, другие обобщают уже известные, но не связанные до сих пор друг с другом экспериментальные данные, гипотезы и теории. Отсюда очевидно, что современный ученый, при решении той или иной задачи, должен достаточно внимательно изучить идеи, открытия и экспериментальные результаты своих предшественников.

Вместе с тем даже самое общее знакомство с историей химии приводит к выводу, что важнейшие исторические этапы в развитии науки всегда были связаны с новаторской деятельностью передовых ученых и технологов, которые своевременно поднимали и настойчиво разрабатывали и решали злободневные научные и технические проблемы, выдвигавшиеся производством и самой наукой, решительно выступали против реакционных представлений и укоренившихся в науке отсталых и вредных традиций. Поэтому изучение деятельности учёных-новаторов стимулирует современных исследователей и практиков к новаторству, воодушевляет их на борьбу за внедрение и в практику и в научный обиход новых идей, новых теоретических представлений, экспериментальных и технических открытий.

История химии свидетельствует о том, что наука развивается совместными усилиями ученых всех народов мира, а не представителями лишь нескольких «избранных» наций Западной Европы, как утверждают еще и в наше время некоторые историки науки — буржуазные националисты. Отсюда очевидно большое значение истории науки для воспитания взаимопонимания и дружбы между учеными различных стран мира, сознания необходимости объединения их усилий в борьбе за дальнейший прогресс науки и техники, за использование достижений науки исключительно в мирных целях и для подъема благосостояния человечества.

История химии изучает процесс развития химических знаний с учетом национальных и государственных особенностей, научных и патриотических традиций, сложившихся в отдельных странах, воспитывает интерес и уважение к достижениям науки и культуры всех народов мира.

Передовые научные и патриотические традиции ученых различных стран, отражение в деятельности ученых национальных и государственных интересов и особенностей играли большую роль в истории многих научных открытий и в развитии науки вообще. Об этом свидетельствуют, в частности, примеры научной и общественной деятельности великих русских ученых-патриотов М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова и др. Отчетливо сознавая значение патриотических традиций и стимулов в развитии науки, Д. И. Менделеев писал: «Скачок от личных интересов отдельных людей прямо к интересам общечеловеческим, пропуская интересы государственные, настолько же составляет явный пропуск, как скачок от единиц к тысячам, помимо десятков и сотен, или как переход от атомов прямо к телам, помимо того воздействия атомов, которое проявляется при сложении их в частицы (или молекулы), и определяет химические превращения веществ» (13). Известный французский биохимик Луи Пастер также указывал: «У науки нет отечества, но ученый не бывает без отечества, и то значение, которым его труды могут пользоваться в мире, он должен относить к своему отечеству» (14).

В связи с этим следует особо отметить большое значение истории химии в укреплении патриотических традиций в развитии науки в нашей стране, в воспитании у учащихся советского патриотизма.

История химии показывает, что у различных народов мира процесс накопления научных и технических знаний происходил неодинаково и неравномерно. В определенные исторические эпохи преимущественное развитие химии наблюдалось в некоторых странах, в то время как в других странах в эти эпохи имело место затишье или даже застой. История химии выясняет причины таких явлений, оценивает долю участия ученых различных стран в разработке важнейших химических проблем, в исследованиях и открытиях в области химических наук.

Таким образом, борясь как с беспринципным космополитизмом, отвергающим национальные черты и патриотические традиции, в деятельности ученых, так и с буржуазным национализмом, уродливо преувеличивающим лишь заслуги ученых некоторых «избранных» наций в развитии науки и игнорирующим вклад ученых других наций, история химии изучает процесс накопления химических знаний с учетом национальных и патриотических традиций и особенностей, сложившихся в отдельных странах.

Историко-химический материал играет большую роль в преподавании химических (и других) дисциплин. Среди различных методов преподавания естественных наук исторический метод бесспорно является одним из лучших. Пользуясь этим методом, преподаватель как бы вводит учащихся в лабораторию научного творчества ученых, показывает, как возникали и развивались новые идеи, гипотезы и теории, как делались крупные экспериментальные открытия и технические изобретения. Исторический метод в преподавании химии обеспечивает полное и прочное усвоение материала курсов учащимися. Вот почему передовые преподаватели химических наук и авторы лучших учебников химии широко пользуются данными истории химии.

Наконец, следует подчеркнуть идейно-воспитательное значение изучения истории химии. Рассматривая события и явления прошлого науки в их последовательности и взаимосвязи с окружающими явлениями, история химии с большой наглядностью демонстрирует, что наука в своем развитии подчинена всеобъемлющим законам диалектического и исторического материализма, которые основоположники марксизма-ленинизма гениально применили к истории развития человеческого общества, к практике социалистической революции и строительства социализма и коммунизма. Изучение истории химии приводит к выводу, что химия и вообще естественные науки развивались и продолжают развиваться, переходя от низших ступеней к более высоким под влиянием потребностей производства и самой науки.

Итак, научная разработка и изучение истории химии имеют разностороннее значение. Знание истории химии помогает ученым и работникам промышленности более отчетливо сознавать свою роль в науке и производстве, правильно понимать свои задачи в дальнейшем развитии науки и техники. Вместе с тем история химии оказывает большую помощь химикам в их повседневной, практической деятельности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ПРЕДМЕТ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ХИМИИ

ПРЕДМЕТ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ХИМИИ

История химии изучает и описывает процесс накопления химических знаний, развития химии и отдельных химических наук. Так как химия представляет собой науку о веществах и их превращениях, то предмет истории химии состоит в изучении и описании исторического процесса познания человеком «однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения» (1).

Очевидно, что составить представление об общем процессе развития химических знаний можно лишь на основе изучения отдельных сторон этого процесса, отдельных исторических явлений и событий, т. е. исторических фактов. Не следует, однако, думать, что задача историко-химического исследования может быть ограничена лишь собиранием и изучением голых исторических фактов и их систематизацией, например в хронологическом порядке, без выяснения их взаимосвязи и обусловленности различными причинами и предпосылками. Чисто «фактологический» подход к изучению и описанию исторических процессов не может считаться научным в строгом смысле слова.

Развитие химии происходило и происходит в результате постоянного накопления экспериментального материала, практического и производственного опыта в тесной взаимосвязи с возникновением идей и гипотез, с обобщениями экспериментальных данных, с созданием теорий, объясняющих химические явления и процессы, с установлением закономерностей и, наконец, с открытием общих законов природы.

Основным и решающим фактором прогресса химии, как и науки вообще, являются потребности производства и общества, определяемые в каждую историческую эпоху уровнем развития техники и состоянием производительных сил общества. В свою очередь успехи и достижения химии и других наук оказывают непосредственное влияние на технический прогресс, постоянно вызывая возникновение новых потребностей производства и общества. Такое взаимовлияние и определяет характер связей науки и производства в процессе их совместного развития.

Указывая на взаимосвязь научного и технического прогресса, Ф. Энгельс писал: «Если… техника в значительной степени зависит от состояния науки, то в гораздо большей мере наука зависит от состояния и потребностей техники. Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов. Вся гидростатика (Торричелли и т. д.) вызвана была к жизни потребностью регулировать горные потоки в Италии в XVI и XVII веках. Об электричестве мы узнали кое-что разумное только с тех пор, как была открыта его техническая применимость. В Германии, к сожалению, привыкли писать историю наук так, как будто бы они свалились с неба» (2). На более поздних этапах развития науки наряду с потребностями производства и общества все большее и большее влияние на научный прогресс оказывают потребности самой науки. Этот важнейший фактор развития науки проявляется, например, при возникновении гипотез и теорий, при обобщениях экспериментального материала с целью объяснить те или иные явления и процессы, а также при постановке экспериментальных исследований для проверки теорий.

Развитие химии и других наук происходило в различные исторические эпохи в определенных социально-экономических условиях жизни общества, в тесной взаимосвязи с различными явлениями и процессами. Коренные социальные преобразования и социально-политические явления — смена общественно-экономического строя, революции, войны и т. п. — оказывали разностороннее влияние на развитие химии и науки вообще. Вместе с тем прогресс химии и всего естествознания происходил в тесном взаимодействии с идеологическими процессами и явлениями на общем фоне борьбы между материалистическим и идеалистическим мировоззрениями в различные исторические эпохи.

Химия относится к естественным наукам. Наряду со своими собственными, специфическими методами и приемами исследования химия широко использует достижения и методы других естественных наук и, прежде всего, физики. Поэтому в своем развитии химия самым тесным образом связана с успехами и достижениями физики и других естественных и математических наук.

Очевидно, что истинные причины и предпосылки исторических событий и явлений в развитии химии, направлений деятельности ученых и т. п. невозможно понять и объяснить, если рассматривать их в отрыве от всех этих факторов, связей и условий научного прогресса. Химия, как и наука в целом, представляет собой важнейший участок общественной деятельности людей, тесно связанный с другими участками и видами общественной деятельности и жизни общества. Поэтому было бы ошибочно рассматривать успехи и достижения химии лишь как результат личной инициативы в исследовательской деятельности ученых.

Отсюда следует, что задача истории химии состоит в изучении и описании исторических явлений и процессов в развитии химии не только в определенной последовательности и взаимосвязи, но и в их обусловленности потребностями производства и общества, социально-экономическими условиями жизни общества, во взаимосвязи с развитием естественных и математических наук, философии, техники и другими общественными явлениями.

Выполняя эту задачу, история химии имеет конечной целью открытие закономерностей в развитии химии в отдельные исторические эпохи и установление общих законов прогресса химии и естествознания вообще, позволяющих предвидеть пути дальнейшего развития химических наук. Напомним в связи с этим определение Д. И. Менделеевым целей науки: «…Высшую цель истинной науки составляет не просто эрудиция, т. е. описание или знание, даже в соединении с искусством или умением, а постижение неизменяющегося — среди переменного и вечного — между временным, соединенное с предсказанием долженствующего быть, но еще вовсе но известного, и с обладанием, т. е. возможностью прилагать науку к прямому пользованию дли новых побед над природою»(3).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Краткая история возниконовения химии на himikatus.ru

 

Предметом изучения химии являются вещества и закономерности их превращения. Каждый человек - прирожденный химик. Его организм - это колоссальный химический комбинат. Мы дышим воздухом. Кислород воздуха, выполнив в организме свою биологическую роль, выводится из организма в виде углекислого газа. Мы пьем воду и потребляем продукты. Наш организм на генетическом уровне, будучи сконструированным природой, сам знает, какие химические преобразования надо проводить с продуктами питания, чтобы поддерживать жизнедеятельность всего организма. Для приготовления пищи человек разводит огонь, сжигает дрова и наблюдает за тем, как они превращаются в золу, выделяя большое количество тепла и света. Горит газ у нас на кухне. Глаза и мозг позволяют нам видеть   окружающий мир и наблюдать за превращениями, которые происходят вокруг нас.Собственно человек, как разумное существо, выделился из животного мира благодаря тому, что его деятельность постепенно стала регулироваться не только инстинктами, но и разумом, осознанием себя и своего места в природе и общественной жизни. Жизнь отдельного человека слишком коротка, чтобы он успел до всего додуматься сам.

В животном мире, благодаря естественному отбору, информация по "разумному поведению" зашифровывается природой на генетическом уровне. Но этот процесс длится сотни, тысячи, миллионы лет. В результате накопленные предыдущими поколениями знания могут достаточно эффективно храниться и передаваться последующим поколениям.

Первый и самый длительный этап в истории человечества связан с хранением и передачей информации в форме устной речи. Первобытный человек был настолько беспомощным в окружающем его жестоком мире, что помимо своей воли наделял окружающий мир невероятной силой и могуществом. У него  формировалось мифологическое мышление. Оно было достаточно рациональным, так как представляло собой первый шаг от инстинктивного поведения. В мифологии нет надобности отвечать на бесконечные "почему?" - так велят боги, таковы заветы предков, так надо поступать.

В эти мифы и традиции жизнь вносила изменения уже не за миллионы лет, как на уровне естественного отбора, а за сотни и тысячи лет.Второй важный этап в развитии человеческой цивилизации - становление научного знания. Мы обязаны этим древнегреческой натурфилософии в широком смысле. Древнегреческая натурфилософия представляла собой естественно-научную картину окружающего мира, в ней еще не было дифференциации наук. В этой философии ученые стремились понять многообразие окружающего мира естественным образом, не привлекая религию и богов, и свести все это многообразие к какому-то понятному, естественному началу, из которого все возникает и во что все в конечном счете превращается.

Так, Гераклит - представитель ионейской научной школы - писал: "Мир единый из всего, не созданный никем из богов и никем из людей, представляет собой вечный огонь, закономерно возгорающий и закономерно затухающий". Фалес (640-546 гг. до н.э.) считал единым началом всего сущего воду, Анаксимандр (611-545 гг. до н.э.) - апейрон, Анаксимен (585-521 гг. до н.э.) - воздух, Гераклит (540-475 гг. до н.э.) - огонь, Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) называл четыре стихии: огонь, воздух, воду, землю и две силы: любовь и вражду.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) выдвинул идею элементов качеств, которую сформулировил как диалектическое единство противоположных начал, реально ощущаемых человеком: сухости и влажности, теплоты и холода. Сочетаясь между собой, элементы качества порождают четыре стихии Эмпедокла. Аристотель считал, что "сложное образуется из простого не как куча образуется из предметов, в нее брошенных, а как слог образуется из букв". И хотя учение Аристотеля о веществах и их превращениях было очень абстрактным и формальным, оно просуществовало 20 столетий.За это время человечеством был накоплен большой фактический материал по получению, изучению свойств и применению большого количества конкретных веществ. В эпоху алхимии (за период с II века до н.э. по XI век нашей эры) в связи с поисками философского камня - катализатора превращений несовершенных металлов в золото - теоретической основой трансмутации была вера алхимиков в то, что все металлы, включая золото, представляют собой сложные образования, состоящие из ртути, серы и соли.

На втором этапе развития алхимии - с XII по XVII века - в ходе поисков философского камня были разработаны методы получения многих индивидуальных веществ: концентрированных серной, азотной и соляной кислот. Независимо от деятельности ученых в эти столетия развивались многочисленные ремесла, так или иначе связанные с превращением веществ: выделка кож, отбеливание и крашение тканей, консервирование продуктов, выплавка металлов и сплавов. Ученым приходилось иметь дело все с большим числом минералов и разнообразных веществ. Все это приводило их к выводу о том, что "земля" не является неизменной, универсальной сущностью, а имеются многочисленные "земли", непохожие друг на друга и не превращаемые друг в друга. Это и металлы, и оксиды металлов, и различные соли. Точно также "воздух" оказался не совершенно однородным. В воздухе содержался "жизненный воздух", поддерживающий горение и дыхание, "безжизненный воздух" , который оставался после того, как "жизненный воздух" был израсходован. "Безжизненный воздух" не поддерживал горения и дыхания. При различных превращениях веществ часто выделялись газы, совершенно непохожие на воздух и различающиеся по запахам и по способности растворятся в различных жидкостях. Накопленный материал явно не укладывался в схему Аристотеля.

Знаменитым алхимиком был англичанин Роджер Бекон (1214-1294). Он писал: "Начало металлов суть меркурий - ртуть и сульфур - сера. Эти два начала породили все металлы и минералы. Природа всегда имеет своей целью и беспрестанно стремится достичь совершенства, то есть золота. Но вследствие различных случайностей, мешающих ее работе, происходят разновидности металлов, как это ясно изложено многими философами".

Большое влияние на становление химии как науки оказал Френсис Бекон (1561-1626) - английский философ. Он считал, что в качестве основного метода исследования природы должен выступать тщательно продуманный, хорошо организованный и правильно методически поставленный эксперимент. Последователем метода Ф.Бекона и ярким представителем экспериментальной химии был Роберт Бойль (1627-1691). В 1661 г. появилось первое издание книги Р.Бойля "Химик-скептик". Она посвящена анализу и критике четырех начал Аристотеля и трех принципов алхимиков. Р.Бойль отрицал, что огонь, воздух, воду и землю, а также ртуть, серу и соль можно считать в качестве истинных элементов тел. В XVII веке большое  распространение получала точка зрения, что в качестве элементов следует признать продукты разложения тел, реально получаемые химиками в результате опытов. "Я понимаю под элементами," - писал Р.Бойль, - "те составные части, на которые в конце концов могут быть разложены все смешанные тела". Сформулировав новое определение понятия "элемент", Р.Бойль не назвал ни одного конкретного элемента в новом понимании. В последующие 100 лет главной задачей химии стали считать анализ - разложение сложных веществ с целью получения первоначальных простых тел.

В 1772 г. французский химик А.Лавуазье (1743-1794) разработал большую программу экспериментальных исследований с целью определения состава воздуха, а чуть позже - состава воды. В результате многолетних исследований ему удалось доказать, что и воздух, и вода являются сложными веществами: в состав воздуха, кроме кислорода, входит газ, не поддерживающий горения, вода состоит из кислорода и водорода. Воду он разлагал при высокой температуре с помощью железных опилок и получал водород. Водород, соединяясь с кислородом, снова давал воду. А.Лавуазье говорил, что только "вещества, которые мы еще не смогли никаким образом разложить, являются для нас элементами".Работая вместе с другими учеными в Парижской академии наук над новой номенклатурой химических соединений, А.Лавуазье опубликовал в 1787 г. таблицу простых тел. Из них истинными элементами он назвал пять: свет, теплород, кислород, азот и водород, из простых неметаллических веществ он назвал элементами: серу, фосфор, углерод, из простых металлических веществ: сурьму, серебро, мышьяк, висмут, кобальт, медь, олово, железо, марганец, ртуть, молибден, никель, золото, платину, свинец, вольфрам, цинк и ряд других веществ (всего 33 элемента). Свет и теплород к химическим элементам не относятся.

Лавуазье правильно отнес к химическим элементам (в современном понимании) лишь 21 из 33 элементов, приведенных в его таблице. Создав кислородную теорию, разработав новую классификацию веществ и на ее базе создав новую химическую номенклатуру, Лавуазье выпустил в 1789 г. книгу "Начальный курс химии" и тем самым, как он считал, полностью завершил химическую революцию. Таким образом, можно считать, что к концу XVIII века химия стала наукой о получении и свойствах простых и сложных соединений, образованных химическими элементами.

 

см. также

 

 

www.himikatus.ru

история химии с древнейших времен

История развития химии Древние времена - страница №1/1

История развития химии
  1. Древние времена.
Химия – одна из древнейших наук. Когда человек стал применять химические реакции? Да тогда, когда в пещерах синантропов – древнейших людей появился огонь. А это было 5 млн. лет до н.э. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы (железо, свинец, олово, медь, сурьму), получать их сплавы, применяли золото, серебро, производили керамику, стекло, краски, духи.

Первыми учеными–химиками были египетские жрецы. Они владели многими до сих пор не разгаданными химическими секретами: бальзамирование тел фараонов, получение красок, которые и через тысячи лет остаются яркими. К сожалению, знания жрецов были элитными и передавались только касте жрецов, потому и не сохранились в веках.

Химическое производство существовало уже за 3—4 тыс. лет до и. а. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы (железо, свинец, медь, олово, сурьму), получать их сплавы. Применяли золото, серебро, производили керамику, пигменты, ириски, духи. Химические производства существовали в Греции, Месопотамии, Индии, Китае.

Но испокон веков человека интересовало золото. Существует миф Древней Греции о царе Мидасе. За услугу, оказанную богам, он попросил у них, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось бы в золото. Вы скажете: “Вот хорошо!” А теперь представьте: он уже насладился видом золота вокруг себя – и диван, и подушки, и стол – все из золота. А он захотел есть: берет виноград – золото, берет хлеб – золото, мясо – золото. Так и умер царь Мидас от голода. Значит все-таки не это самое главное.

Например, в знаменитой Александрийской библиотеке, которая считалась одним из семи чудес света и насчитывала 700 тысяч рукописных книг, хранились и многие труды по химии. Накопленные отдельные химические сведения за много веков позволяли сделать и некоторые обобщения о природе веществ и явлений. Например, греческий философ Демокрит, живший в V в. до н. э. впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых и вечно движущихся твердых частиц материи, которые он назвал атомами. Аристотель в IV в. до н. э. считал, что в основе окружающей природы лежит вечная первоматерия. Учение Аристотеля явилось идейной основой развития отдельной эпохи в истории химии, эпохи так называемой алхимии.

  1. Алхимия
Новой эпохой в развитии химии стала алхимия, цель которой – поиск философского камня, а уж он и железо превратит в золото, и от болезни излечит, и обеспечит бессмертие. Цель алхимии — поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью воображаемого вещества — философского камня. Многие алхимики занимались бесплодными поисками философского камня, который, по их мнению, мог также удлинить человеческую жизнь, обеспечить бессмертие или исцелить болезни. В поисках философского камня алхимики открыли много новых веществ, разработали способы их очистки, создали некоторое химическое оборудование.

Серная, соляная, азотная кислоты, царская водка, аммиак, щелочи, уксусная кислота и многое – многое другое открыто и описано алхимиками. Однако алхимия – это еще не наука. Наукой химия стала гораздо позже благодаря ученым, которые открыли ее законы.

  1. Химия в России
А что же Россия? Какое место она занимает в истории становления химии? Химия на Руси развивалась преимущественно самобытно. В Киевской Руси осуществляли выплавку металлов. производство стекла, солей, красок, тканей. При Иване Грозном в Москве в 1581 г. была открыта аптека. При Петре 1 были построены купоросные и квасцовые заводы, первые химические мануфактуры, а а Москве насчитывалось уже восемь аптек. Дальнейшее развитие химии в России связано с работами М. В. Ломоносова. Он был человеком, который оказал огромное влияние на развитие науки и культуры в России: он и поэт, художник и создатель грандиозных мозаичных панно, автор первого русского учебника древней истории России и картограф, геолог и один из создателей первого в стране Московского университета в 1755 году.

М.В. Ломоносов внес огромный вклад в создание атомно-молекулярного учения, в 1748 году первым сформулировал важнейший закон химии – закон сохранения массы веществ.

В настоящее время этот закон формулируется так: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.

Мы можем гордиться Российской химической наукой и великими русскими химиками: В.В.Морковников, С.В.Лебедев, Н.Ю.Зелинский, Г.И.Гесс, Н.Н.Семенов и другие.

Несколько позже французский ученый Антуан Лавуазье, проводя аналогичные опыты с применением точных методов взвешивания, пришел к такому же выводу. А. М. Бутлеров в 1861 г. создал теорию строения органических соединений, которая позволила привести в систему огромное число органических веществ и без которой немыслимы были бы современные успехи к создании новых полимерных материалов. Продолжателями идей А. М. Бутлерова стали выдающиеся русские ученые: В. В. Марковников, А. А. Зайцев. А, Е. Фаворский. Е. Е. Вагнер. С. В. Лебедев. Н. Д. Зелинский и многие другие. Д. И. Менделеев в 1869 г. открыл основополагающий закон химии, названный в его честь Периодическим законом химических элементов Д. И. Менделеева, и создал на его основе стройную научную классификацию химических элементов - Периодическую систему. Точки зрения на происхождение слова химия. 4) Химия в Европе

1493 - Теофраст Парацельс преобразует алхимию в ятрохимию, считая, что главная задача химии - служить медицине изготовлением лекарственных средств.

1586 - 1592 гг. - Галилео Галилей сконструировал гидростатические весы для определения плотности твердых тел (1586), изобрел термометр (1592).

1724 г. - Габриель Фаренгейт открыл зависимость точки кипения воды от давления и явление переохлаждения воды.

1766 г. - Генри Кавендиш открыл водород.

1772 г. - Даниель Резерфорд открыл азот.

1774 г. - Антуан-Лоран Лавуазье предположил, что атмосферный воздух имеет сложный состав. К. Шееле открыл марганец, барий, описал свойства хлора.

1775 - 77 гг. - Антуан-Лоран Лавуазье (независимо от Пристли и Шееле) открыл кислород, описал его свойства, сформулировал основы кислородной теории горения.

1781 г. - Генри Кавендиш показал, что при сгорании водорода образуется вода.

1806 г. -Йенс Берцелиус впервые употребил термин "органическая химия".

1827 г. - Р. Броун открыл хаотическое движение мелких взвешенных частиц в растворе ("броуновское движение").

1834 г. - Майкл Фарадей сформулировал законы электролиза и ввел термины "электрод", "катод", "анод", "ион", "катион", "анион", "электролиз", "электрохимический эквивалент".

1857г. - Роберт Бунзен сконструировал лабораторную газовую горелку.

1892 г. - Джордж Дьюар изобрел сосуд (термос)

1896 г. - Анри Беккерель открыл явление радиоактивности.

1897 г. - Джозеф-Джон Томсон открыл электрон.

1900 - Макс Планк заложил основы квантовой теории.

1911 - Эрнест Резерфорд (лауреат Ноб премии 1908 г.) предложил ядерную (планетарную) модель атома.

1919 - Эрнест Резерфорд (лауреат Ноб премии 1908 г.) осуществил первую ядерную реакцию искусственного превращения элементов.

1934 - Ирен и Жолио Кюри (лауреаты Ноб премии 1935 г.) открыли явление искусственной радиоактивности.

1947 - Э. Чаргафф впервые получил чистые препараты ДНК.

1953 - Дж. Уотсон и Ф. Крик (лауреаты Нобелевской премии 1962 г.) предложили модель ДНК - двойную спираль.

1990-2000 - Химический синтез белков и нуклеотидов методами генной инженерии. 5) Украинские ученые-химикиАнтонович, Валерий Павлович — Научные достижения в области аналитической химии, редких элементов, гидролиза ионов металлов, спектрофотометрии, органических аналитических реагентов, анализа природных и технических материалов. Влади?мир Ива?нович Верна?дский — выдающийся русскийи советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии. В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. СкобецЕвгений Моисеевич— учёный-химик, специалист в области неорганической и аналитической химии. Кирса?нов Алекса?ндр Васи?льевич — советский химик. Доктор химических наук (1939), профессор (1941). Работал в области органической химии, открыл фосфазореакцию (реакция Кирсанова) (1950) и реакцию прямого амидирования карбоновых кислот (1949). В 1954 году впервые синтезировал оксоиодид фосфора и другие иодиды, а также изоцианат фосфора. ГорбачевскийИва?н Я?ковлевич — украинский химик, биохимик, гигиенист и эпидемиолог, общественно-политический деятель.В 1882 году Иван Яковлевич сделал большое научное открытие — впервые в мире осуществил синтез мочевой кислоты из глицина. В 1923 году учёный опубликовал в «Украинском медицинском вестнике» работу, посвящённую вопросу украинской химической терминологии. 6) Современная химия

Чем же занимается химия сейчас?

drevnyayaistoriya.ru


Смотрите также